10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка


Содержание

Развитие эмоционального интеллекта у детей

У моей знакомой есть бизнес — большая теплица, там они выращивают и цветы для города, и рассаду всевозможных овощей. И вот недавно, будучи у нее в гостях и прогуливаясь по теплице, я стала свидетельницей интересной коммуникации, которая меня заинтересовала как психолога.

В теплицу вошла молодая женщина, с виду ничем не примечательная, поздоровалась, назвав мою подругу по имени, и, широко раскрыв глаза, воскликнула: «Боже, как у Вас здесь прекрасно! Петуньи, их же так сложно выращивать, а у Вас их море!».

Моя подруга «закряхтела» от удовольствия и просто светилась от счастья, общаясь с женщиной. Клиентка приехала за рассадой, и она ее получила, во-первых, со скидкой в 40%, во-вторых, подруга, можно сказать, насильно ей вручила на пробу много еще чего.

А я стояла и улыбалась, наблюдая высокий эмоциональный интеллект в действии.

Ни для кого не секрет уже давно, что эмоции играют ведущую роль в принятии решения. Эмоциональный интеллект — это возможность отслеживать и понимать свои и чужие эмоции, а так же умение влиять или управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других. А для этого нужно человеку:

  • хорошее самосознание – что я чувствую и почему?
  • самоконтроль – возможность, например, изменить эмоцию отвращения на интерес;
  • эмпатия – что другой человек чувствует?
  • хорошая коммуникация – присоединение к человеку и возможность повлиять на его эмоциональный фон.

Психолог Дэниел Гоулман уверяет: эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 80% определяет эффективность и успешность руководителя. А Дэниел Канеман получил нобелевскую премию по экономике за доказательство того факта, что на принятие экономических решений влияют не рациональные факты, а больше эмоции.

Поэтому для того, чтобы человек был успешным в жизни, необходимо с раннего детства развивать его эмоциональный интеллект.

Как же мы можем развивать эмоциональный интеллект у детей, чтобы они хотели бы этому учиться? Через игры, сказки и мультфильмы.

Игры могут быть как настольные, так и в группе или вдвоем с родителем.

Игра «покажи эмоцию»
Она способствует тому, чтобы ребенок учился понимать как свои эмоции, так и эмоции других. На листах А4 рисуем основные базовые эмоции как смайлы: это радость, страх, гнев, отвращение, интерес, печаль. Переворачиваем, и каждый вытягивает свою эмоцию и изображает ее. Другой должен угадать. Можно играть втроем — мама, папа и малыш.

Игра «Театр»
Те же картинки — смайлы эмоций. Встречаются «печаль» и «радость» или «гнев» и «интерес», какой у них будет диалог? Каждый играет свою эмоцию. Нужно показывать ее мимикой, позой, говорить соответствующей интонацией.

«Рисуем свое настроение»
Это необязательно должно быть лицо или человек, это может быть что угодно: и природа, и животное, и просто орнамент красками. Важно здесь выразить свою эмоцию — и смогут ли другие понять это?

А в эту игру можно играть на прогулке.
«Как ты думаешь, какое настроение у той девочки или мальчика? Интересно, почему?» Дальше могут идти любого рода фантазии: «Возможно, она получила подарок. Он упал, и у него болит колено. Она не хочет идти домой».

Игра «Актер кино»
Попросите ребенка нахмуриться – как туча и как злой колдун; улыбнуться — как довольный котик и как хитрая лиса; разозлиться — как ребенок, у которого отобрали мороженное; испугаться — как зайка; показать уставшего папу, потом воина, который всех победил.

Примерно с 5 лет можно уже начинать обучать ребенка грамотной коммуникации.
Что отличает людей, с которыми нам приятно общаться, от других? Конечно, это улыбка, их умение нас слушать, взгляд, добрый голос, плавные жесты, вежливые слова и комплименты.

В эффективной коммуникации есть такой термин, как подстройка. Когда люди симпатичны друг другу, когда есть взаимопонимание между людьми, то они как бы отзеркаливают друг друга. Хорошая подстройка способствует лучшему пониманию другого человека, а так же большему его расположению к вам.

Для развития такого умения есть игра «Я и моя тень».
Кто-то из играющих ходит и что-то делает, а другой в точности отображает все его движения. Эта игра не только полезная, но и очень веселая.

Исследователь эмоционального интеллекта у детей психолог Маккейн пишет:

Чем лучше ребенок учится социально-эмоциональным навыкам, тем выше родители и учителя оценивают его социальное поведение, способность к кооперации и уверенность в себе. В США и, подозреваю, в других странах 10-13% детей не принимаются сверстниками. Нарушения в общении — это фактор риска для их учебы и психического здоровья.

Как же родители могут понять, что у ребенка проблемы в коммуникации?

  • Если ребенок часто жалуется, что его обижают и дразнят,
  • если он говорит, что одинок и часто остается вне игры со сверстниками,
  • если его не зовут в гости и на дни рождения —

то это все плохие знаки.

Наши школы и детские сады в большинстве своем развивают у детей рациональный интеллект, да и родители сейчас озабочены больше этим аспектом развития своих детей. А развитие эмоционального интеллекта ребенка оставляют на волю случая.

Закончить статью хочу словами Дэниеля Гоулмана, автора книги «Эмоциональный интеллект»:

От способности рационально мыслить зависит лишь 20% вашего жизненного успеха, остальные 80% — от эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Общительный, услужливый, оптимистичный… Это те качества, которые делают ребенка, а затем и взрослого, любимым и успешным. Прийти к этим качествам можно в любом возрасте, но лучше, начать работу над собой с раннего детства, чтобы правильное поведение стойко вошло в привычку. Благодаря развитию эмоционального интеллекта, этого добиться не так уж и трудно.

Эмоциональный интеллект — что это?

Раньше считалось, что для достижения успеха достаточно развития высокого коэффициента IQ и определенных знаний. Сегодня нам известно, что для полного набора необходим эмоциональный интеллект, который состоит из:

  • уверенности в себе
  • знания собственных преимуществ и ограничений
  • готовности принять вызов
  • способности сопереживать и сотрудничать.

Людям с высоким эмоциональным интеллектом (EQ, Emotional Intelligence Quotient) легче идти по жизни — круг общения значительно шире, чаще приглашают к сотрудничеству, поскольку они легко разрешают конфликты. В школе, на рабочем месте такие люди больше получают симпатии, легко продвигаются вверх по карьерной лестнице и осуществляют свои мечты. Развитый эмоциональный интеллект, это умение общаться с любым человеком, уважать мнение других и справляться с негативными качествами.

Как развивать эмоциональный интеллект у детей

Ребенок с трех лет должен знать, что он не имеет права кого-то бить или оскорблять, он добьется своей цели не прибегая к физической силе. Кроме кулаков, бранных слов или истерики, существуют более действенные аргументы, например, спокойствие и твердость. Относиться к другим с уважением и пониманием, это то, что действительно необходимо в любой ситуации. Ребенок все познает с помощью окружения и прежде всего, родителей.

Взрослые должны показать чаду, что хорошо или плохо, что можно себе позволить и нельзя. Правила допустимого поведения и общения придется повторять несколько раз, прежде чем кроха их усвоит. Кроме того, правила усваиваются в обществе сверстников, но не требуйте слишком многого. Ребенок 2 — 3 — х лет еще не способен делиться игрушками и получать от этого удовольствие, это понимание приходит к пяти годам, если конечно, поддерживать развитие данного навыка.

Примером, служите вы, поэтому будьте последовательны. Четко формулировать дозволенное не обязательно, просто ведите себя так, как считаете нужным. Когда ребенок кричит, скажите — «я не слышу тебя, когда ты кричишь, говори спокойно», или во время ожидания — «мы спокойно ждем своей очереди». Наблюдая за вами, малыш установит для себя правила самостоятельно и будет им следовать.

День по настоящему хорош, когда начинается со слов «доброе утро» и все время слышатся приятные слуху «спасибо», «извините», «пожалуйста». В наше скоростное время вежливость все больше уходит в прошлое и многие ограничиваются пресловутым «здрасте». Научите малыша произносить волшебные слова как можно чаще — почтительность, необходимо возрождать. Самыми безжалостными вырастают дети, у которых проблемы с самоуважением.

Относитесь к малышу с пониманием, цените чувства, не унижайте ни словом, ни действием. Позвольте принимать решения самостоятельно (в разумных пределах) и не применяйте рукоприкладства — ребенок, который чувствует себя униженным, впоследствии обижает других. Оценивайте успехи и обеспечьте комфорт после постигшей неудачи. Развитие эмоционального интеллекта невозможно без ежедневной тренировки, ниже описаны наиболее распространенные ситуации на детской площадке и способы их разрешения.

Уроки хорошего поведения

Есть ситуации, которые представляют настоящую проблему воспитания. Рассмотрим несколько обстоятельств и способы решения.

1. Отказывается делиться качелями

Оказавшись на детской площадке, четко скажите, что она для всех детей. Если же ситуация все равно возникла, направьте кроху — «ты уже покатался, теперь девочка пусть покатается, а потом ты». Дети, которые учатся использовать качели или велосипед по очереди с маленького возраста, легко овладевают искусством компромисса.

2. Ребенок не хочет делиться игрушками

Малыш ревниво относится к такой идее и прячет от других свои игрушки? Большинство детей действительно не понимают, почему с кем-то нужно делиться. Вместо того, чтобы заставлять изменить мнение, научите обмениваться. Если вы ждете маленького гостя, спрячьте любимые игрушки и оставьте только те, которые ребенок готов предложить для совместной игры.

3. Малыш хочет быть в центре внимания

Хорошо, что он амбициозен и не хочет сидеть в углу, но такое поведение может вызвать проблемы. Цените данную черту характера, но объясните, что другим тоже есть чем гордиться. При необходимости задайте порядок выступлений: «а теперь мы послушаем Аню». Некоторые педагоги используют другой трюк — говорит тот ребенок, у которого в руках мяч. Мяч передается по кругу и высказывается каждый.

4. Осуждение

Развитие эмоционального интеллекта ребенка начинается, как вы уже читали выше, c личного примера. Откажитесь от привычки осуждать людей за спиной. Если хотите обратить внимание на плохое действие говорите так: «выкинуть бумажку куда попало — плохой поступок». Указывайте на ошибку человека не затрагивая его личность.

Иногда, дети говорят неприятные слова «ты мне не нравишься», «ты тупой/толстый/некрасивый» или вопросы вроде «почему у тети усы». Подобные высказывания больно ранят человека и унижают. Объясните, что нельзя комментировать внешность. Если ребенок хочет о чем-то вас спросить, пусть задает вопрос тихо.

Каждая мама обязана знать:  Боюсь, что дочь станет изгоем в классе

Дайте понять, что все люди отличаются, и внешний вид или их ошибки не могут характеризовать человека как плохого или хорошего. Почитаете сказки на эту тему, например, «Красавица и чудовище» или «Ослиная шкура».

Кроме того, будет хорошо, если вы вместе начнете изучать культуру и традиции разных народов, углубленные знания истории совсем не повредят, а наоборот, помогут лучше понять людей другой национальности, что важно для построения международных отношений в будущем. Интересные факты о странах и народах, вы найдете на нашем новом проекте просто о туризме .

5. Ребенок навязывает свое мнение

Он играет только с теми, кто готов подчиняться и оскорбляет, если сверстник не согласен с правилами. Поощряйте ребенка сотрудничать с другими, быть членом команды, а не руководителем группы. Продемонстрируйте преимущества, которые приходят от совместной работы. Расскажите истории о людях, объединивших усилия для достижения общей цели. Обратите внимание на чувства, когда его идеи оказываются не интересными для окружающих.

Развитие эмоционального интеллекта, процесс сложный и долгий. Пройдет не мало времени и потребуется уйма терпения, прежде чем юный ученик успешно сдаст «экзамен». Когда вы вместе дойдете до вершины, то сразу заметите, как изменился мир вокруг вас — правильное отношение к разным ситуациям и способность контролировать их, значительно облегчают жизнь ребенка и родителей.

Самое важное, что нужно знать родителям про эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EI) сегодня обсуждают все кому не лень, хотя раньше мы обходились без него и были счастливы. Что изменилось? Зачем он нужен современным детям и родителям? Об этом «О!» рассказала психолог и автор серии книг издательства «ЭКСМО» Виктория Шиманская.

Что такое эмоциональный интеллект

Попробуйте вспомнить: наверняка у вас были ситуации, когда внутренняя буря чувств и переживаний (не важно, радостных или грустных) серьезно навредила вам в работе или личной жизни. Так вот EI как раз об этом: это способность понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, распознавать намерения и мотивацию окружающих, чтобы эффективно решать какие-либо задачи, достигать цели и строить гармоничные отношения с окружающими. Если вы сможете «обуздать» свои эмоции, то получите доступ к мощному ресурсу сил и энергии.

EI состоит из четырех элементов

Самосознание — это объективное понимание своих эмоций и их полное принятие.

Самоконтроль — способность управлять своим эмоциональным состоянием, настроением, чувствами так, чтобы они способствовали достижению поставленных целей.

Эмпатия — понимание чувств, настроения и эмоций окружающих людей, что помогает выстраивать комфортные отношения.

Социальные навыки — умение найти свое место в обществе, способность налаживать контакты и поддерживать их.

EI и навыки будущего


Уже доказано, что именно эмоциональная зрелость влияет на успешность человека практически во всех сферах жизни. Наверное вы слышали о «профессиях будущего» и что в ближайшие 10 лет поменяется до 50% из существующих специальностей. Будут востребованы те профессии, которые связаны с «навыками будущего», то есть с умением взаимодействовать с другими людьми, фокусироваться на информации, быть более гибким, погружаться в проблему, аналитически мыслить, понимать эмоциональное состояние других людей, работать в команде. Как видно, EI тоже входит в эти навыки.

Как родители влияют на EI детей

Самое главное, на что родителям стоит обратить внимание до 5 лет — развитие эмоциональной сферы, двигательной активности и речи. Потому что у современных детей наблюдается перекос: основной упор делается на развитие интеллекта, а все остальное «хромает».

Родители смогут вырастить из детей эмоционально зрелую личность, если начнут с себя: высокий коэффициент развития эмоционального интеллекта (EQ) поможет им понять, что чувствует их ребенок, почему он переживает, правильно и вовремя реагировать на это и создать условия для его гармоничного развития. Вспомните известное высказывание: «жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы к этому относимся».

Как связаны EQ и IQ?

EQ и IQ — не противопоставляются, а развиваются параллельно. Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше учатся в школе, легче находят общий язык с окружающими и уже в малом возрасте являются более успешными и счастливыми.

Эмоциональный фон — ключевой фактор интеллектуального развития, благодатная почва, на которой остальные таланты ребенка и знания, которые мы хотим до него донести, эффективно прорастают. Наглядно это можно представить в виде клевера: он показывает, какие этапы нужно пройти малышу, чтобы раскрыть все свои возможности.

Именно на этих пяти шагах основана методика развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков». Поскольку самым естественным и эффективным способом познания мира для детей является игра, главными героями курсов и книги стали сказочные персонажи «Монсики», которые расскажут, что такое эмоции и как с ними дружить.

Признаки того, что у ребенка низкий EI

Обычно малышу тяжело знакомиться и общаться с другими людьми, он пассивен или, наоборот, агрессивен, плохо засыпает из-за напряженного состояния, не умеет расслабляться, не понимает эмоции своих родителей, эмпатия не развита, есть признаки депрессии, замкнутости, закомплексованности, ребенок может долго пребывать в своей истерике.

Как и когда развивать EI

До 2−3х лет важным опытом в эмоциональном развитии являются отношения с мамой. Ее любовь — основа здорового психологического развития ребенка. Родители на первых этапах могут развивать EI по-разному, главное — вытащить на поверхность то, что вы чувствуете, понять и рассмотреть все это поближе. Рисуйте свои эмоции, лепите их из пластилина, рассказывайте про них сказки, учитесь говорить с ребенком по формуле: «я чувствую, потому что хочу…». Например: «я чувствую грусть, потому что мне нужно идти на работу, а тебе — остаться в садике, но я так хотела бы больше времени проводить вместе!». Проговаривайте все, что у вас внутри и помогите сделать то же самое ребенку: назовите эмоцию, объясните причину ее возникновения и что ощущать ее — это нормально. Например, «Ты злишься, что у тебя отобрали игрушку?» или «Я расстраиваюсь, когда ты не убираешь за собой свои вещи».

Также очень важно отделить малыша от того, что он чувствует и объяснить, что он сам — это не его эмоция. Дети думают так: если мне грустно, значит я — это и есть грусть. Чтобы мне избавиться от грусти, мне нужно избавиться от себя.

Эмоциональный интеллект

Было высказано предположение, что понимание чувств других людей позитивно влияет на успех человека в жизни. Но это не отменяло того, что когнитивные способности детей так же важны и играют ключевую роль в их жизни, учебе и дальнейшей карьере.

Рассуждения про роль понимания переживаний других людей явились логичными продолжениями исследований интеллекта. Человек существо социальное, а чувства других людей, их реакции — важная часть социальной реальности. Таким образом, рациональное и чувственное в человеческой природе уравновешено, и нет смысла гадать, какой из этих компонентов является ключевым для успеха.

Структура эмоционального интеллекта

Из каких компонентов складывается ясное понимание человеческих чувств и реакций? Исследователи этого вопроса до сих пор расходятся в мнении относительно этих компонентов. Майер, Соловей и Карузо выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

Восприятие эмоций— способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.

Использование эмоций для стимуляции мышления— способность человека оживлять свой мыслительный процесс, обогащая переживаниями, придумывать новое, быть креативным.

Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем.

Управление эмоциями— возможность выбирать наиболее подходящую к ситуации форму для выражения той или иной эмоции.

В любом случае, важно отметить, что навык распознавания своих переживаний и переживаний других людей — многоплановый, сложный, формирующийся постепенно. Начиная с младенчества, дети погружены в социальную и чувственную реальность, через мимику и жесты происходит взаимодействие ребенка и его близких. Как ребенок обучается улыбкам, смеху, плачу? Есть множество исследований по этому поводу. Исторически считалось, что эмоции — врожденные древние инстинкты, которые одинаковы у всех людей. Но дальнейшие исследования опровергли универсальность переживаний в разных культурных контекстах. Психологи обнаружили, что эмоции — культурный феномен, проявление и развитие которого зависит от обучения. С детства, нам в общих чертах, объясняют, когда люди сердиты, когда — рады. В зависимости от социальной среды ребенок обучается быть более или менее экспрессивным, в том числе, сила выражений эмоций сильно зависит от конституции нервной системы.

Социальный интеллект и успех

Изначально, считалось, что для достижения успеха детям очень важно научиться контролировать себя, уметь заставлять делать трудные операции, отодвигать получение удовольствие на потом, а так же быть умными, интеллектуальными. Проводилось много исследований, подчеркивающих важность IQ. Родители волновались, и старались как можно лучше подготовить своих детей к дальнейшей жизни, развивая их мышление, и обогащая знаниями. Внимание к социальным навыкам человека обогатило эту картину. Выяснилось, что для успеха детей так же важны социальные навыки: умение договариваться, сочувствовать, вступать в отношения, понимать чувства свои и других. Но это вовсе не означает, что всем детям для достижения успеха важно стать эмоциональными и открытыми в выражении своих чувств. Экспериментально не было установлено, что для всех профессий необходим высокий эмоциональный интеллект.

Ребенок и его эмоциональность

У детей есть право отличаться в проявлении своих переживаний. Проведенные исследования эмоций доказали, что у каждого переживания — многообразие форм. Один и тот же человек может в разные моменты и заплакать от злости, и вскипеть, начать кричать. Иногда родителям бывает сложно с эмоциональным характером своего ребенка. Кому-то тяжело, если ребенок чересчур замкнут и закрыт в своих переживаниях. А кому-то, напротив, чрезмерная страстность своего ребенка — тяжелое испытание.

Вектор развития эмоциональности

Неважно, экспрессивен ли ребенок или сдержан, есть общий вектор развития эмоциональной сферы — саморегуляция. Эмоциональная саморегуляция — это важный итог развития многих навыков и процессов. Это способность ясно осознавать свои переживания, давать им имя, и выбирать наиболее адекватную форму выражения, выбирать, когда давать ход чувствам, а когда — контролировать. Научиться грамотно обходиться со своей эмоциональностью — все равно, что научиться управлять сложной и тонко устроенной машиной, которая иногда ломается или едет по скользкой дороге. Ребенок, в течение своей жизни, чувственно усложняется, в подростковом возрасте в арсенале переживаний ребенка те же составляющие, что и у взрослого человека: от эйфории до отчаяния. Ребенку доступны сильные переживания с рождения, дети в младенчестве уже испытывают сильнейший страх или гнев, а так же радость и успокоение. Родителю важно помогать давать переживаниям разные имена, читать литературу, в которой есть различные переживания, рассказывать ребенку про них. Так же важно в рамках разумного объяснять ребенку свои состояния: например, папа расстроен, что у него не получилось взять отпуск, и он не сможет поехать с нами на дачу и поэтому грустит.

Рекомендации родителям

Эмоционально-волевая регуляция — краеугольный камень в процессе взросления ребенка. Очень важно, чтобы ребенок в процессе своего становления научился быть в крепких отношениях с разными людьми, доверять, заботиться, вовремя понимать, что происходит в этих отношениях. Часто мы наблюдаем, либо перекосы в сторону доверия, или в сторону подозрительности. Слишком доверчивые дети воремя не замечают подвоха, и могут легко попадаться на удочки манипуляций, обмана и использования. Подозрительные дети бывают настолько закрыты, что им трудно открываться в отношениях, быть спонтанными, эмоциональными, и они могут страдать от одиночества. Важно эти перекосы вовремя заметить и сгладить. Если ребенок гибок, и чувствителен — то его можно обучить хорошо ориентироваться в отношениях с людьми. Важно обучить технике безопасности, рассказать про манипуляции и обманы, привести примеры диалогов, которые могут насторожить ребенка. Пугливым и закрытым детям может помочь поддержка их экспрессивности, важно поддерживать ребенка на пути выражения чувств, не давить и не стыдить ребенка, дать ему достаточно времени обучиться выражать эмоции. При этом, стоит не забывать, что иногда невозможно застенчивого ребенка сделать эмоционально раскрепощенным и открытым, есть конституциональные отличия и ограничения.

Каждая мама обязана знать:  Гиперактивность в 7 месяцев

Импульсивность в выражении эмоций так же может мешать адаптации ребенка в коллективе. Можно объяснить ребенку, что его взрывы чувств могут пугать других детей и отталкивать.

Таким образом, можно подытожить, что эмоциональное развитие каждого ребенка уникально, родителю важно быть чутким, и замечать где ребенку нужна поддержка, а где — ограничения. Для развития эмоционального интеллекта необходима активная социальная жизнь ребенка, когда есть взаимодействие с другими и есть возможность обсуждать с родителем плоды этого взаимодействия. Необходимо помнить, что чувственные смыслы и социальная грамотность — результат культуры и обучения, важно разговаривать с ребенком про переживания, давать им имена, обучать взаимодействовать с другими людьми. Не стоит пускать такое важное дело как формирование эмоционального интеллекта на самотек.

Эмпатия и сочувствие.

Эмпатия — вишенка на торте социального интеллекта. Этот навык чрезвычайно сложен и не у всех зрелых людей развит в достаточной мере. Изначально, дети очень слабо умеют сопереживать другим. В их природе — эгоцентризм. Дети хорошо и ясно отстаивают свои интересы, и могут относиться к другим людям потребительски. Как обучать ребенка эмпатии? Для начала, важно понимать реальность, что эмпатия — не возникает сама собой в определенный период. Эмпатия — результат теплых, доверительных отношений ребенка со взрослым. Сначала ребенок усваивает, что к нему относятся с любовью и заботой, и только затем обучается отдавать любовь и заботу сам. Приблизительно в пять лет дети начинают признаваться своим родителям в любви, хотя этот возраст у всех разный. После этого дети учатся новой для них идее, что взрослый — тоже человек, тоже устает, тоже расстраивается, тоже может настаивать на своем. Если в уважительном ключе эту идею получится донести до ребенка — то это положит начало подлинной, а не показной эмпатии. Эмпатия — это возможность переместиться своим сознанием в другого человека, встать на его место. Эта процедура требует довольно большого внутреннего напряжения. Способность встать на место другого, особенно на место своего оппонента в ссоре развита даже не у всех подростков. Этот навык называется децентрация, и развивается он в отношениях, в процессе разговоров и обучения.

Значение эмоционального интеллекта в жизни ребенка

Понимание своих переживаний и умение придавать им необходимую форму выражения — возможность быть свободным, возможность выбирать степень и форму чувствам, а не быть у них в рабстве. Эмоциональный интеллект — важная ступень на пути к зрелости и автономии. Когда ребенок научается ориентироваться в мире чувств и взаимодействий он получает возможность вступать в отношения с другими, дружить и любить, а так же конструктивно конфликтовать в случае необходимости. Для развития эмоционального интеллекта ключевыми являются два фактора: отношения с родителями, их обучение выражать свои чувства и общаться, и разнообразная социальная среда, в которой ребенок может взаимодействовать с другими людьми.

Как воспитать в детях эмоциональный интеллект: 5 советов от исследователей

Эмоциональное воспитание — не панацея. Оно не обладает магическими силами, способными превратить вашего дьяволенка в ангелочка. Однако со временем эмоциональное воспитание поможет вам сформировать более крепкую эмоциональную связь с ребенком, а также помочь ему развить навыки, которые пригодятся ему в жизни.

Воспитание детей — дело нелегкое. Они требуют огромного количества внимания и помощи. Психологи-бихевиористы отмечают, что родителям и опекунам дошкольников приходится в среднем трижды в минуту разбираться с того или иного рода потребностью или желанием. Большинство советов по воспитанию детей связаны с тем, как справиться с подобным поведением. Несмотря на пользу, такие пособия сродни рекомендациям о том, как выжить после ядерного взрыва, а не о том, как предотвратить его наступление.

Как же сделать так, чтобы ваша гостиная не напоминала сцену из «Безумного Макса»?

Зачастую причиной плохого поведения оказывается неумение ребенка справиться с негативными эмоциями. Эта проблема из числа тех вещей, которым мы редко намеренно учим детей — а если и учим, то практически никогда в этом не преуспеваем.

Если вы покажете ребенку, как распознать свои эмоции и справиться с ними, вы сможете предотвратить проявления плохого поведения.

Такой навык пригодится им на протяжении всей жизни. В 4 года он поможет избежать истерик, а позже сыграет решающую роль в том, будете ли вы копить деньги на обучение ребенка в колледже или на то, чтобы заплатить за него залог. Воспринимайте это как своего рода приучение к горшку — только к чувствам. Но как же вам это сделать?

Профессор Джон Готтман — человек, совершивший революцию в области изучения отношений между людьми. Он может в течение всего нескольких минут послушать рассказ пары и с пугающей точностью определить, разведутся они или нет.

К счастью, в сферу научных интересов Готтмана входит и изучение воспитания детей. И предпринятое им исследование — не просто очередная новомодная теория, придуманная кем-нибудь за обедом, а настоящий эксперимент головокружительного масштаба.

Он предложил более чем сотне супружеских пар с детьми 4-5 лет заполнить опросник. Затем он провел тысячи часов за интервью, а также наблюдал за их поведением в его лаборатории. Записывал, как дети играют со своими лучшими друзьями.

Отслеживал сердцебиение, показатели дыхания, кровотока и потоотделения. Собирал анализы мочи — да, мочи — малышей, чтобы измерить количество гормонов, генерирующих стресс. И продолжал следить за детьми и их семьями все их детство и подростковый период, проводя дополнительные интервью, оценивая их академические успехи и… Ладно, достаточно. Вы поняли.

Даже голливудские злодеи планируют свои козни не столь тщательно. А когда дошло до изучения эмоций, Готтман выделил четыре типа родителей. И три из них выглядят не очень-то хорошо:

  • отвергающие родители: не обращают внимания, игнорируют или упрощают негативные эмоции;
  • неодобряющие родители: критически относятся к негативным переживаниям и наказывают детей за проявление эмоций;
  • невмешивающиеся родители: принимают эмоции своих детей и сопереживают им, но не учат справляться с чувствами.

Дети родителей этих трех типов не всегда преуспевали в жизни. Они чаще демонстрировали дурное поведение, с трудом заводили друзей и испытывали проблемы с самооценкой. Возможно, один из них прямо сейчас пытается взломать вашу машину.

Но есть и четвертый стиль воспитания — ультра-родители. Эти отцы и матери неосознанно использовали методику, названную Готтманом «эмоциональным обучением». И благодаря этому воспитывали детей с высоким эмоциональным интеллектом.

Такие родители принимали чувства своего ребенка (но не всю совокупность его поведения), помогали ему переживать сложные ситуации и решать проблемы так, чтобы в результате соседский ребенок не оказался в приемном покое больницы. Как же сложилась жизнь этих детей?

  • Таким детям лучше удавалось успокоить себя, когда что-то их расстраивало.
  • Они быстрее могли справиться с учащенным сердцебиением.
  • Благодаря более совершенному умению справиться со стрессом они реже переносили инфекционные заболевания.
  • Им лучше удавалось концентрироваться.
  • Они лучше выстраивали связи с другими людьми — даже в непростых ситуациях социального взаимодействия, например, когда они подвергались насмешкам, а чрезвычайная эмоциональность выставлялась слабостью, а не преимуществом.
  • Им лучше удавалось понимать людей.
  • Им лучше удавалось завязывать дружбу с другими детьми.
  • Они также демонстрировали более высокую академическую успеваемость.

Короче говоря, у них был развит тот тип интеллекта, который отвечает за отношения с людьми и миром эмоций, то есть эмоциональный интеллект.

И все эти успехи были заложены за счет того, как родители справлялись с всплесками негативных эмоций у своих чад. Эти мамы и папы делали 5 вещей, о которых другие родители практически не вспоминали.

Итак, давайте взглянем на них поближе…

5 вещей для развития эмоционального интеллекта у детей

1. Обращайте внимание на эмоции

Воспитание — занятие, вызывающее стресс, и зачастую может казаться, что ему нет конца. Очень часто оно напоминает не марафон, а скорее изматывающий бег, длящийся до тех пор, пока вы не умрете.

Поэтому у родителей есть природная склонность оглядываться вокруг, когда все (наконец-то) более-менее успокоилось, и думать: «Вроде бы, ничего не горит. Ладно, жизнь хороша».

Но такое поведение сопоставимо с тем, чтобы стоять посреди угольной шахты, игнорируя тысячи мертвых канареек. Обычно эмоции предшествуют истерикам. Поэтому раннее распознавание эмоций вашего ребенка — а не только проистекающего из них плохого поведения — чрезвычайно важно.

«Хорошо себя ведет» не равно «не расстраивается». Когда пассивно-агрессивно настроенный супруг скрещивает руки на груди, хмурится и говорит: «Я в порядке», вы по крайней мере догадываетесь, что он определенно не в порядке. Дети же могут даже не понимать, что они чувствуют или как лучше всего выразить свои эмоции. Поэтому осознанность и раннее отслеживание могут предотвратить неприятные ситуации.

Проблема, с которой сталкиваются многие родители — неспособность заметить свои собственные эмоции. Если вы не отдаете себе отчет в своих переживаниях и настроении, вам будет сложно заметить настроение других.

Проведенные нами исследования показывают: чтобы родители понимали эмоции своих детей, они должны разбираться в эмоциях — прежде всего, в своих собственных, а потом уже в эмоциях своих детей… Это означает, что вы должны осознавать, когда испытываете какое-либо чувство, уметь определить свои переживания и почувствовать проявление эмоций у других людей.


Не бойтесь демонстрировать эмоции перед своими детьми. Готтман установил, что даже злость (если проявлять ее с уважением к окружающим и в конструктивной манере) имеет право на существование. Если родители воздерживаются от проявления эмоций, их дети могут решить: «У мамы с папой нет этих эмоций — значит, у меня их тоже не должно быть».

Наблюдать за ссорами и потом видеть, как они могут мирно разрешиться, намного лучше, чем никогда не становиться их свидетелем. Детям нужна ролевая модель не только для обретения ценностей, но и для чувств.

Такие отцы и матери могут попытаться компенсировать свой страх потери контроля за счет попытки стать «суперродителями» и скрывают свои эмоции от детей…

Ирония кроется в том, что, пряча свои эмоции, такие родители могут вырастить потомство, еще менее способное справляться с негативными переживаниями, чем если бы их родители научились демонстрировать свои эмоции в неагрессивной манере.

Именно поэтому такие дети с возрастом отдаляются от родителей. Кроме того, дети лишаются ролевой модели, способной научить их, как эффективно справляться с различными сложными эмоциями.

Ограждать детей от эмоциональных переживаний, а затем отправлять их в реальный мир — все равно что отправлять спортсмена на Олимпиаду без подготовки. Детям нужны подобные моменты, чтобы научиться контролировать свои чувства.

Заметьте чувства сейчас и предотвратите кризис в дальнейшем. Но как вели себя умные родители, когда всплески эмоций все-таки происходили?

2. Эмоции — возможность продемонстрировать близость и научить ребенка чему-то новому

Нет ничего странного в том, чтобы воспринимать истерику как нерациональное и досадное явление, с которым нужно как можно скорее справиться. Однако родители, чьи дети многого добивались в жизни, расценивали такие бури эмоций как поучительные моменты и возможность укрепить эмоциональную связь со своим ребенком. Да, это не первое, что приходит в голову, когда ребенок в ярости кидается вещами.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок бьет себя, когда его ругают

Разве высказывания вроде «Ты не должен так себя чувствовать» когда-нибудь срабатывают на эмоциональных взрослых? Вот именно.

Так что это уж точно не поможет справиться с вашим ребенком. Фразы наподобие: «Нечего бояться» или «Все будет хорошо» демонстрируют стремление избавиться от проблемы. Именно после них дети начинают сомневаться в своих собственных суждениях и терять уверенность в себе.

Родители, воспитывающие в своих детях эмоции, поняли, что истерика — отличный момент для того, чтобы установить эмоциональную связь со своим ребенком и научить его ценным навыкам.

Да, вам необходимо срочно положить конец этому дурному поведению. Но вам нужно сделать это особым образом, соответствующим действиям вашего ребенка, и не превращать всю ситуацию в урок о его идентичности.

Поэтому лучше скажите: «Нет, мы не будем красить бабушкин диван в фиолетовый» вместо «Прекрати так кошмарно себя вести!». Дети, которым постоянно приходится выслушивать последнее, по результатам последующих исследований Готтмана не демонстрировали никаких успехов.

Снова связавшись с теми же семьями спустя три года, мы обнаружили, что дети, подвергавшиеся столь неуважительному, пренебрежительному отношению со стороны своих родителей, испытывали больше всего проблем с учебой в школе и отношениях с друзьями. У них был самый высокий уровень гормонов стресса. Их учителя отмечали проблемное поведение, а матери сообщали, что они чаще болели.

Это приходит с опытом, но вам важно начать видеть испытываемую ребенком эмоциональную боль так же явно, как боль физическую. Это не его вина. Это испытание, с которым ему приходится сталкиваться. И справиться с которым вы можете ему помочь.

Итак, у вас сформировался правильный взгляд на проблему. Вы ментор, помогающий сладить с эмоциями, а не полиция по их коррекции. Но что же предпринять, чтобы действительно помочь ребенку?

3. Активно выслушивайте и подтверждайте право ребенка на чувства

Не оспаривайте факты. Чувства нелогичны. Вы же не стали бы ожидать от нового сотрудника, что он знает, где найти туалет. Вы не должны ожидать от ребенка, что он знает, как справиться с эмоциями, с которыми, если честно, вы и сами по-прежнему испытываете трудности — и это после десятков лет опыта.

Не пытайтесь тут же решить все проблемы. Перед тем, как пытаться что-то исправить, вам нужно убедить ребенка, что вы его надежный союзник. Понимание должно предшествовать советам, и, как и в случае со взрослыми, именно они решают, когда вы действительно поняли.

По мнению Готтмана, самое главное отличие заключается в том, что очень важно принимать любые чувства — но не любое поведение. Если вы немедленно переключитесь на решение проблемы, ребенок так никогда и не научится тому, как справляться с подобными неприятными эмоциями.

Важно применять активное слушание. Разговорите ребенка. Помогите прояснить происходящее. Подтвердите его право на эмоции (но, опять же, необязательно подтверждать право на демонстрируемое ими поведение). Ему нужно понять, что вы действительно понимаете происходящее, что вы на его стороне.

Глубоко вздохните, расслабьтесь и сконцентрируйтесь на своем ребенке. Он заметит, если вы будете проявлять нетерпение или раздражение.

В таких ситуациях способность выслушать означает большее, чем просто способ собирать информацию. Активные слушатели задействуют свои глаза, чтобы найти физические индикаторы испытываемых их детьми эмоций. Они используют свое воображение, чтобы увидеть ситуацию с точки зрения ребенка. Они пользуются словами, чтобы в мягкой, некритичной манере проанализировать услышанное и помочь своим детям найти название для переживаемых ими чувств.

Сопоставьте проблемы ребенка со своими взрослыми проблемами, чтобы лучше их понять. «Но почему она так переживает из-за рождения младшего брата?! Это бессмыслица какая-то!»

Правда? Как бы вы отреагировали, если бы ваш супруг привел домой своего нового избранника и ожидал от вас, чтобы вы радостно его приветствовали? Постарайтесь понять их ход мышления. Соотнесите их проблемы с вашими.

Маленький ребенок может плохо отреагировать на наводящие вопросы. Они могут показаться ему похожими на допрос. Возможно, он до этого и не догадывался, что грустит. Попробуйте поделиться простыми наблюдениями и подождите реакции: «Я заметил, что ты нахмурился, когда я сказал о вечеринке».

Отлично, он готов поговорить о своих эмоциях. Как успокоить ребенка и научить его справляться с переживаниями?

4. Научите давать название своим эмоциям

Маленький ребенок не сможет сказать: «Дражайшая матушка, приношу свои извинения за неуместную раздражительность. Мой переход в новую группу в детском саду заставил меня испытать неожиданный стресс. Мои предстоящие переводы в рамках академических заведений будут производиться с элегантностью, прежде не демонстрировавшейся в нашем уютнейшем доме».

У взрослых в распоряжении есть все необходимые слова, у детей — нет. Помогите им справиться с происходящим, давая названия тому, что они испытывают.

Правильные слова могут помочь детям превратить аморфное, пугающее, некомфортное чувство в что-то, укладывающееся в определение, имеющее границы и представляющее собой неотъемлемую часть повседневной жизни.

Злость, грусть и страх превращаются в опыт, который переживает каждый из нас — и с которым каждый может справиться. Определение эмоций тесно связано с эмпатией.

Родитель видит, что его ребенок заливается слезами, и говорит: «Тебе грустно, не так ли?» Таким образом, ребенок не только понимает свое состояние, но и обретает слово, способное описать это сильное чувство.

Исследования показывают, что сам акт присвоения названий эмоциям может оказать смягчающее воздействие на нервную систему, помогая детям быстрее восстанавливаться после расстроивших их инцидентов.

Не замалчивайте. Присвоение имен имеет до абсурдного большое значение. Нейробиологи неоднократно доказывали его способность смягчать степень переживаемых эмоций. Именно такой техникой пользуется большинство переговорщиков, чтобы держать под контролем опаснейшие ситуации.

Так что, когда ребенок рыдает, потому что его сестра получила подарок получше, не стоит вести себя пренебрежительно и говорить: «Уверен, в следующий раз у тебя будет лучший подарок». Лучше признать его право на эмоции и назвать это чувство, сказав: «Тебе хотелось бы получить что-нибудь получше. Наверное, ты завидуешь?»

Теперь ребенок думает: «Они меня понимают». Кроме того, он немного научился справляться с ситуацией, проговаривать проблемы и называть эмоции, чтобы взять их под контроль. И Готтман установил, что подобное поведение приводит к отличным результатам.

Как уже обсуждалось ранее, освоение ребенком искусства успокоить себя имеет громадные последствия. Дети, которые с раннего возраста обладают таким навыком, демонстрируют сразу несколько признаков эмоционального интеллекта: они склонны лучше концентрироваться и строить отношения со сверстниками, у них выше успеваемость и крепче здоровье.

Мой совет родителям: помогите своим детям найти слова, чтобы обозначить, что они чувствуют. Это не значит, что вы должны говорить им, как они должны себя чувствовать. Просто помогите им обзавестись лексикой, позволяющей выразить свои переживания.

Теперь ребенок спокойнее. Шторм миновал. Он учится осознавать свои эмоции. Но как научить его лучше вести себя и как справиться с конкретными трудностями?

5. Обозначьте пределы и помогите научиться решать проблемы

Опять же, необходимо принимать все чувства, но не всякое поведение. Обозначьте границы. Отношения между родителями и детьми — не демократия. После того, как вы разберетесь с эмоциями, можно проявить твердость.

После того, как родитель признал эмоции, повлекшие за собой плохое поведение, и помог ребенку подобрать для них определение, он может убедиться, что тот понимает, что некоторые типы поведения неприемлемы и не сойдут ему с рук.

Затем родитель может подвести ребенка к размышлениям о более приемлемых способах справиться с негативными переживаниями. «Ты злишься, что Дэнни отобрал у тебя эту игрушку, — может сказать родитель. — Я тоже бы злился. Но бить его — нехорошо. Что можно сделать вместо этого?»

После того, как вы выслушали ребенка, подобрали название для его чувств и обозначили границы для плохого поведения, наступает время решить саму проблему. Кто-то должен возглавить усилия по исправлению ситуации. И этот кто-то — не вы.

Это еще один навык, который вы должны помочь развить. Вы не всегда будете рядом, чтобы подсказать ребенку, как поступить. Так что поощряйте его самостоятельно придумывать идеи, помогайте им прийти к решению, которое будет эффективным, соответствовать вашим ценностям и учитывать чувства других людей. Именно так малыши с развитым эмоциональным интеллектом становятся находчивыми и ответственными детьми.

Итак, мы многому научились. Давайте закругляться и переходить к вопросу, которым задавался каждый реалистично мыслящий родитель: «Как, черт возьми, мне удастся заниматься всем этим, когда я постоянно нахожусь в стрессе, мы посреди торгового центра и уже на 15 минут опаздываем ко врачу?»

Да, на этот вопрос тоже есть ответ…

Резюме

Вот как вырастить детей с высоким эмоциональным интеллектом:

  • учитывайте эмоции. Помните про канареек и шахты. Иногда вы можете проигнорировать слова, но, если вы не обратите внимание на стоящие за ними чувства, вам придется счищать спагетти со стен;
  • проявление эмоций — возможность для откровенного разговора и обучения: лучшие уроки, как справиться с эмоциями, преподаются именно в эмоциональные моменты жизни. Да, это неудобно;
  • активно слушайте и подтверждайте право ребенка на чувства: принимайте любые его эмоции, но не любое поведение. Не допрашивайте — принимайте;
  • помогите подобрать слова для описания эмоций: у вас есть все необходимые слова, у детей — нет. Переговорщики в кризисных ситуациях используют эту же методику — поэтому возьмите ее на вооружение, чтобы вашим детям не пришлось осваивать ее с теми же переговорщиками;
  • установите границы и помогите детям решить их проблемы: «Мы не будем закалывать Тимми. Давай подумаем, как мы можем отомстить ему так, чтобы не осталось никаких следов?»

У вас не всегда есть время, чтобы проделать все вышеперечисленное, когда наступает кризис… Или, если точнее, у вас чрезвычайно редко вообще бывает время. Понятно.

Не переживайте. Готтман утверждает, что вам не нужно заниматься всем вышеперечисленным в момент кризиса.

Конечно, это желательно, но, пока вы уделяете время на то, чтобы провести с ребенком разговор, вы можете помочь ему повысить уровень его эмоционального интеллекта.

В неком идеальном мире у нас всегда было бы время на то, чтобы поговорить с ребенком в момент, когда он испытывает сильные эмоции. Однако у большинства родителей не всегда даже появляется такое желание.

Поэтому важно уделять время — желательно, чтобы это было одно и то же время на ежедневной основе, — когда вы можете пообщаться со своим ребенком без временных ограничений или прерывания со стороны.

Эмоциональное воспитание — не панацея. Оно не обладает магическими силами, способными превратить вашего дьяволенка в ангелочка. У него по-прежнему будут случаться вспышки гнева. Вам все еще будет нужна дисциплина и оговоренные границы.

Однако со временем эмоциональное воспитание поможет вам сформировать более крепкую эмоциональную связь с ребенком, а также помочь ему развить навыки, которые пригодятся ему в жизни.

Большинство родителей больше всего на свете хотят, чтобы их дети были счастливы. Что такое счастье? Эмоция.

Так что научите их ходить на горшок. А школа научит их, как мыслить.

Но, что самое важное, не забудьте научить их чувствовать. опубликовано econet.ru .

Из книги «Как воспитать ребенка с высоким эмоциональным интеллектом»

Перевела: Влада Ольшанская
Редактировала: Анастасия Железнякова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация