12 месяцев до школы советы по подготовке


Содержание

Успешная подготовка ребенка к школе

Человек так устроен, что собственное чадо ему кажется самым умным, талантливым и красивым. Вот только существует одна проблема: об этом не знают в школе ни экзаменаторы, ни учителя. Они интересуются только цифрами, буквами, картинками и недостающими на них элементами. И никак не поймут эти бесчувственные чурбаны, что именно сейчас они видят самого лучшего ребенка на свете.

Подготовка к школе детей в целом и каждого малыша отдельно – единственное, что умещается в их голове. При этом они ковыряются в детских головках, взламывая родительский мозг, закипающий от негодования каждый раз, когда у ребенка спрашивают что-то из ряда вон выходящее. Чтобы этого не произошло с вами и вашим карапузом, предлагаем заранее подготовиться к экзекуции под названием «тестирование дошкольников».

Подготовка к школе и ее смысл

Есть ли смысл в подготовке ребенка к тестированию, решать только родителям. В принципе, ребенок для того в школу и идет, чтобы учиться, а не учится дома, чтобы попасть в школу. Однако это может «прокатить» только с обычными школами. Если же ваши амбиции и желания толкают вас в объятия более узкоспециализированного или элитного учебного заведения, придется хорошенько «попотеть», чтобы подогнать знания карапуза под соответствующий уровень.

Раньше все было проще. Детей отправляли учиться в близлежащую школу. При этом никто не проходил никаких вступительных экзаменов. В ходе обучения дети получали довольно высокий средний уровень образования и поступали в институт. Сегодня же все несколько иначе. Развитие системы образования требует от детей ответного развития, которого не дают в дошкольном учреждении, а значит, им приходится заниматься дома.

Таким образом, подготовка к школе ложится на плечи родителей, как и ответственность за отсутствие оной. Поэтому при возгласах «Вы не учите ребенка английскому, математике, информатике и прочим предметам? Ай-яй-яй! Как же вам не стыдно? Он же полный ноль!» родители краснеют до корней волос и не знают, куда себя деть. И ничего, что этому «нулю» еще и пяти лет нет, а на него уже приходится возложить огромный информационный груз, также требующий строгого режима, лишающего малыша детства.

Вас это не смущает? И не странно. Большинство современных родителей относится к такой чрезмерной нагрузке на ребенка нормально. При этом забывая о том, каким было их детство. А ведь многие утверждают, что самым лучшим! Не было интернета, компьютеров и планшетов, и все свое время дети проводили на улице. Вот только сегодня именно родители держат детей в четырех стенах и подсаживают на всевозможные гаджеты.

Во-первых, на них закачивается уйма полезной информации и занятий по всевозможным развивающим системам. Во-вторых, ребенок находится дома, на глазах. В-третьих, развитие малыша должно соответствовать развитию сверстников и их интересам, чтобы на фоне других он не выглядел «лузером». Все это принимается за весомые аргументы, и улица с ее развлечениями и разбитыми коленками остается за окном, а в нем мерцает отражение включенного гаджета, в котором растворяется скрюченный в три погибели карапуз, портя зрение и осанку…

Ценность образования понимают только взрослые. Дети «отсиживают» свой срок в выбранном учебном заведении. При этом родители вкладывают в учебу не только силы и личное время, но и значительные финансы. Что из этого следует? Что ребенка надо заинтересовать. Даже если вы планируете начать обучение еще до того, как малыш пойдет в первый класс, делайте это весело, интересно, в игровой форме и в неформальной обстановке.

Готовимся в первый класс заранее

Подготовка к школе – дело важное, сложное и скучное. Как было сказано выше, ее нужно облегчить и «увеселить». Начинать развитие первичных знаний и навыков лучше всего за год до школы. Раньше нет смысла: ребенок слишком много выучит, и тогда ему будет скучно на уроках, что может вообще отбить охоту учиться. А более поздние занятия не успеют дать требуемого результата.

Если школа не выбрана, то выбирать также лучше за год до начала обучения. Не стоит останавливаться на одном варианте. Лучше подобрать не менее пяти. Но для начала следует определиться с профилем будущего образования карапуза. Выбрали? Теперь подбирайте школы. Зачем так много вариантов? Затем, что в итоге несколько из них могут не подойти именно вам, в парочке – не подойти вы и ребенок, а вот одна из них окажется идеальной.

При выборе школы также следует понимать, кем вы хотите вырастить ребенка. Кстати, не забудьте спросить и его. Однако больше всего могут рассказать задатки малыша. Чем точнее задача, тем проще делать выбор учебного заведения.

Еще один аргумент в пользу заблаговременного выбора школы – это подготовительные курсы. Их проводят на базе школ. Зачастую на эти самые занятия принимают детей, которые впоследствии будут учиться в данной школе.

Как узнать, если в той или иной школе подготовительные курсы? Просто позвонив в приемную директора или посетив сайт заведения. Большинство школ давно «осовременились» и обзавелись собственными интернет-площадками. Также сайт позволит оценить школу со стороны. О многом расскажут фотоальбомы, отчеты о мероприятиях, проделанных работах и прочие выложенные на интернет-портале материалы.

Подготовка по программе тестирования школы

Наши бабушки считали, что для того, чтобы развить у детей математические способности, с ними следует играть в шахматы. Однако это не совсем так. Если вы хотите, чтобы ребенок научился решать задачки – решайте задачки, читать – читайте, петь – пойте, рисовать – рисуйте. Ведь то, что нельзя измерить, просто не существует!

Готовьтесь к школе по ее же требованиям, тестам, заданиям, конкретным примерам вопросов. Абстрактная подготовка требует слишком большого объема материала, который ребенок просто не усвоит. Да и незачем!

Где найти такие задания? Самый простой способ – получить в приемной комиссии. Если там вам отказали – поспрашивать родителей первоклассников. Не нашли таковых? Тогда изучайте материалы из учебников для первоклассников, по которым занимаются в выбранной школе. Идеальный будущий первоклассник должен знать и уметь все то, чему его будут учить в течение первого учебного года.

Что именно? Вот список основных навыков и умений дошкольников:

  • чтение;
  • письмо прописными буквами;
  • счет до 100;
  • состав числа (4 – это 1 и 3, 2 и 2);
  • классификация предметов: профессий, фруктов, насекомых, птиц, транспорта и так далее;
  • пересказ услышанного;
  • описание увиденного;
  • тренированная память (стишки, песенки).

Если же в школе рекомендуют не учить ребенка читать и писать, мол, научат сами, то чаще всего это провокация. На собеседовании ребенка все равно попросят и написать, и посчитать, и решить не только задачку, но и логическое задание.

Все в целом ясно, но что конкретно нужно для поступления в школу?

Итак, вы родители будущего первоклассника. Стоите на распутье, так как не можете понять, какие конкретно навыки развивать, что изучать, в каком направлении двигаться. Специалисты рекомендуют остановиться на следующих категориях навыков:

Ребенок должен уметь классифицировать предметы, объединять их в группы, исключать лишние, находить отличия.

Малыш должен быть обучен счету, сложению, вычитанию, составу числа, понятиям больше/меньше.

К таковой относится знание фамилии, имени, отчества, адреса, страны и города проживания, столицы, близлежащей или главной реки. Также развитие ребенка предполагает изучение времен года, месяцев, даты собственного рождения…

Письмо, переписывание текста прописными буквами, срисовывание картинки.

Это то, с чем у большинства детей имеется большая и серьезная проблема, которая не проходит даже во время обучения в школе. Так, кроха должен уметь пересказывать самые простые истории, сказки, рассказы.

Лучшее развитие этого навыка – это игра с картинками. Пусть ребенок по несколько минут смотрит на изображение, после чего рассказывает, что на нем было изображено – до мелких деталей.

Можно развивать так же, как и память. Однако это не всегда интересно и весело.

Развитие любого из данных навыков может быть более веселым. Например, во время прогулки можно считать красные машинки, встречаемые на пути следования. Во-первых, так ребенок будет изучать счет, ведь машинки надо считать. Во-вторых, будет развиваться внимательность: вам же нужны только красные машинки. В-третьих, следует запоминать количество проехавших красных машинок – таким образом тренируя память.

Что еще можно считать? Ступеньки, собачек, кошечек, девочек с бантиками. А еще можно описывать словами все, что происходит вокруг. Придумывать причины, почему эта тетя выглядит такой печальной и чему так радуется беззубый мальчик в витрине магазина. Фантазируйте, играйте вместе с ребенком. И тогда любое занятие будет интересно, а любая информация легко запоминаема. Но самое главное – ребенок будет получать удовольствие от обучения, в результате чего первое сентября не начнется со слез и капризов, ведь это будет первый день новой жизни – полной познавательных приключений.

Развитие детей дома: что для этого необходимо?

Многие родители и сегодня до последнего сомневаются, нужна ли домашняя подготовка дошкольнику. Особенно остро этот вопрос стоит среди тех, кто учился в советское время. Больше всего на обучение, развитие и нагрузку дома сетуют бабушки. Им жалко внуков, тем более что они не мучили и не нагружали так своих собственных детей, которые при этом смогли выбиться «в люди». Почему сегодня все иначе? Каким образом влияет на становление ребенка конкуренция? И почему в таком возрасте малыш вообще должен с кем-то конкурировать? Им это невдомек. И если одни просто сокрушаются несовершенством современного образования, другие перелистывают сайт за сайтом в поисках актуальной информации, которая позволит облегчить жизнь будущего первоклассника и лишить его стресса при прохождении собеседования в школе.

Ранее при подготовке к школе учитывались только элементарные навыки. Нынешняя школьная программа рассчитана на более высокий базовый уровень. Согласитесь, дети сегодня знают намного больше родителей в том же возрасте. Почему тогда их следует учить так же? Ведь они, в силу иных условий жизни и развития, намного умнее! Их мозг более активен, а способности более развиты. Значит, и дети более совершенны. То есть в них можно вложить больше и получить в ответ больше.

Каждая мама обязана знать:  Правила игры на детской площадке

Кто будет заниматься этим «капиталовложением», решать родителям. Можно обратиться к профессионалам. Но можно подготовить собственное чадо и самостоятельно. Дома и стены помогают. А вместе с мамой или папой и море по колено!

Наглядные материалы и подсказки – все, что нужно для развития навыков

Чтобы подготовиться к поступлению в школу, лучше всего использовать определенную материальную базу. Ее можно приобрести. Так, обучающие материалы имеются в свободном доступе в книжных и интернет-магазинах. Подходящий сайт легко найти по запросу, а после выбрать нужные пособия и заказать с доставкой на дом.

Для тех же, кто не ищет легких путей, а, наоборот, находится в поисках поводов для совместного времяпрепровождения с ребенком и обучения во время игры, мы предлагаем следующее. Сделайте такие материалы и подсказки собственноручно. Вы можете как скопировать имеющиеся в интернете шаблоны, так и придумать собственные. Зайдя на любой сайт, направленный на развитие детей дошкольного и школьного возраста, можно найти уйму информации и даже готовые макеты с иллюстрациями для занятий, которые останется только распечатать.

Что же это за материалы? Например, плакаты. Так, времена года можно изучать по круглому плакату, сделанному в виде солнышка, часть из которого улыбается, плачет, мерзнет и бежит ручьями. При этом улыбка – это лето, слезы – символ дождей и осени, холод, который можно обозначить теплой шапкой, – зима, а ручьи – весна. Каждое время года можно условно поделить на месяцы, не забыв дорисовать картинку-ассоциацию. Так, сентябрь можно обозначить школьным звонком, октябрь – грибочком, ноябрь – желтым листочком, декабрь – снежинкой, январь – новогодней елкой, февраль – морозными окошками, март – подснежником, апрель – ручьями, май – рюкзаком, а июнь, июль и август детской веселой мордашкой на фоне моря, чаек и солнца.

Вариантов пособий много. Все их можно сделать собственноручно, привлекая к работе ребенка. В таком случае придется меньше объяснять, что значит та или иная картинка. Придется лишь закрепить пройденный материал.

Дополнительные пожелания и рекомендации

Кроме всего перечисленного, родителям, занимающимся развитием ребенка, следует учесть следующие моменты:

  1. место для занятий;
  2. системность подготовки;
  3. моральная подготовка;
  4. отдых ребенка в виде смены деятельности;
  5. усиленное питание, в том числе для мозга;
  6. табу на занятия в последний день перед собеседованием.

На сами экзамены, тесты и собеседование лучше идти в приподнятом настроении. Если родителей лихорадит, это не значит, что то же самое должен чувствовать ребенок. Постарайтесь сделать этот день таким же простым и обыденным, и тогда малыш легко ответит на все вопросы. Видя, что мама с папой нервничают и считают этот день особенным, кроха может побояться его испортить, а из-за страха замкнется, и все знания просто перепутаются у него в голове

Знайте: вы сделали все, что смогли! Все остальное должны сделать учителя в ходе обучения. И если вы не пройдете первое собеседование – не переживайте. Пусть переживают те, кому не достался лучший ребенок и самый способный ученик – ваш будущий первоклассник!

Год до школы: как сохранить спокойствие

Когда стоит начать подготовку ребёнка к школе?

Любой навык появляется не сразу, а для усвоения некоторых не хватит и месяца. Психологи рекомендуют родителям заниматься дошкольной подготовкой равномерно, обращая внимание на развитие важных для будущего первоклассника умений и навыков. Это значит, что не нужно опережать учебный процесс и стремиться самостоятельно научить ребёнка читать, писать и умножать столбиком. Оставьте эту задачу профессионалам. Слишком широкие познания первоклассника могут оказаться такой же проблемой, как и неуспеваемость. Ведь это может привести к тому, что малыш будет выполнять непосильную для его возраста нагрузку, а далее, в школе, ему будет скучно на уроках, он ещё до школы потеряет интерес к занятиям.

Советуем помимо вопросов подготовки ребёнка к школе узнать, что предусмотрено образовательной программой в первом классе, познакомиться с системой учебников, которые будут использоваться при обучении в школе. От того, как выстроен образовательный процесс, зависит в дальнейшем интерес к обучению у ребёнка, его успешность в освоении школьной программы. Система учебников «Начальная школа XXI века» учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, обеспечивает комфортный процесс обучения и поощряет детскую тягу к знаниям.

Вы можете послушать аудиоверсию статьи:


Что полезно уметь дошкольнику?

Одна из основных задач домашних занятий – развитие у будущих первоклассников навыков, которые помогут им успешно справиться с новой ролью ученика. Если прислушаться к рекомендациям психологов, можно выделить основные аспекты, на которые стоит сделать акцент при дошкольной подготовке. Итак, чему стоит уделить особое внимание?

  1. Развитие речи. Под этим подразумевается не только правильное произношение звуков, но и развитие повествования. Предложите ребёнку придумать рассказ по картинке, продолжение мультика или просто поделиться тем, как прошёл его день. Важно, чтобы повествование было связным, предложения развёрнутыми, а слова в них – согласованными.
  2. Мышление. В ходе повседневной деятельности обращайте внимание ребёнка на схожие и различные черты в окружающих вас предметах. Постепенно расширяя кругозор, можно перейти к сравнению явлений. Кроме того, будущие первоклассники должны уметь обобщать группу предметов одним понятием, классифицировать их по общему признаку, находить лишние.
  3. Память. Для развития произвольного запоминания можно использовать всевозможные дидактические игры, просить рассказывать детские стихи, воспроизводить только что озвученные предложения.
  4. Моторика. То, что для взрослого кажется исключительно вопросом аккуратности, достаточно сложно для ребёнка, так как умение выполнять мелкие точные движения требуют скоординированного действия костной, мышечной и нервной систем. В развитии моторики можно подключить всё своё воображение! Раскрашиваем, заштриховываем (карандашом, кистью), обводим по контуру, соединяем точки, пробуем работать в тетрадках (как в клетку, так и в линейку).
  5. Концентрация внимания и усидчивость. Для развития этого навыка важна регулярность и систематичность. Кроме того, крайне желательно заниматься в одно и то же время в привычном месте, постепенно увеличивая время, проведённое за партой, до 20 минут.
  6. Математика. Учимся основам математики: считаем, прибавляем и вычитаем в пределах 10, учимся вести отсчёт от большего к меньшему числу – от 10 до 1 и наоборот, находим пропущенные числа. Также обратите внимание на умение соотносить цифры с количеством предметов, понятия веса, длины предмета, ориентацию во времени.
  7. Окружающий мир. Дошкольнику стоит знать название страны, в которой он живёт, вместе с её столицей. Дни недели, части суток, последовательность месяцев и к какому сезону они относятся. Различать несколько видов животных и растений, профессий. Знать основные правила дорожного движения. Своё полное имя, возраст, домашний адрес, а также полные имена родителей и чем они занимаются.

Главное – заниматься с ребёнком регулярно, без принуждения, с заранее оговорёнными правилами. Это обеспечит хороший результат и сформирует у будущего первоклассника представление о регулярности школьных занятий и дисциплине.

Как самостоятельно подготовить малыша к школе?

  • Хвалить за успех. Будущий первоклассник должен чувствовать, что родители полностью на его стороне, поддерживают его старания и радуются маленьким победам. При этом не стоит требовать сиюминутных результатов, важно объяснить малышу, что всё получится – главное, не лениться, а пробовать и пробовать, тогда успех неминуем!
  • Стремиться заинтересовать, предложить такое занятие, чтобы в следующий раз инициатива исходила уже от самого малыша. Кому-то интересны пазлы, кому-то раскраски. Один ребёнок стремится понять, почему вымерли динозавры, другой – как едет автобус. Уловив интерес малыша, будет гораздо легче помочь ему в развитии необходимых навыков.
  • Заниматься систематично. Это обеспечит лучший результат, сформирует у ребёнка понятие о регулярности школьных занятий.
  • Поощрять достижения. Но без подкупа («Сделаешь задание хорошо – получишь подарок») и тем более – шантажа («Не выполнишь – гулять не пойдёшь»). Малыш заслужил похвалу и, возможно, даже приятный сюрприз, если справился с трудной задачей. Но не создавайте прямой ассоциативный ряд «позанимался – получил подарок». Ведь все 11 классов школы так мотивировать ребёнка не получится, как и заставлять учиться под угрозой лишения каких-то благ.

И главное – терпение и любовь. Родители – основной и практически беспрекословный авторитет для своего ребёнка. Он доверяет вам, берегите его хрупкий, только зарождающийся интерес к знаниям.

Готовим ребенка к школе за 1 месяц

Готов ли ребенок к школе? Этот вопрос волнует всех родителей будущих первоклассников. Особенно он актуален, когда до поступления в школу остается всего несколько месяцев.

А если учитывать, что сегодня в детских садах детей не учат читать и писать, то вся ответственность ложится на плечи родителей.

Как же подготовить дошкольника к первому классу? И можно ли сделать это достаточно быстро, к примеру, в течение месяца? С чего начать подготовку?

Прежде всего стоит вспомнить список навыков, которые должны быть развиты у малыша к первому классу.

Во-первых, это развитие общего кругозора. Малыш должен ориентироваться в бытовых вещах (знать, как его зовут, как зовут его родителей, свой адрес и т.д.), знать окружающий мир (речь об общем кругозоре и знаниях окружающего мира).

Во-вторых, у ребенка должны быть развиты разные виды мышления: пространственное, логическое, абстрактное и творческое. Что это значит? К примеру, ребенок должен уметь обобщать предметы и явления, находить сходства и различия между ними, решать простые логические задачи, уметь складывать одни геометрические фигуры в другие.

В-третьих, он должен быть внимательным. Это означает умение сосредотачиваться, переключаться и распределять внимание.

В-четвертых, у него должна быть развита память.

В-пятых, на соответствующем уровне должно быть и развитие устной речи. Это и произношение, и умение составлять связный рассказ о предметах и явления, и умение разучивать стихи и прозу, и умение вести диалог и сочинять сказки.

В-шестых, у малыша должна быть развита мелкая моторика, необходимая для обучения письму. Это подразумевает целый перечень навыков: умение правильно держать разные предметы для письма и рисования, проводить прямые линии, писать печатные буквы, вырезать и клеить, рисовать, лепить и делать аппликации.

И, наконец, в-седьмых, ребенок должен освоить простейшие математические навыки. Знать цифры от 0 до 9, решать элементарные задачи на сложение и вычитание, ориентироваться на листе бумаги в клетку.

На самом деле почти все эти разнородные навыки можно развить про помощи регулярных занятий и правильной методики обучения. И обучение не займет больше месяца.

Хорошо подходит методика Kumon, в которой есть специальная серия обучающих тетрадей «Готовимся к школе».

Речь о пяти развивающих тетрадях с игровыми заданиями. Все они построены по принципу «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются от начала к концу тетради. Заниматься по ним можно всего по 20 минут в день. Главное, делать это регулярно. И тогда дошкольник приобретет навыки письма, счёта, а также научится работать с ножницами и клеем.

Вот 5 типов заданий, которые необходимы для успешной подготовки к школе.

1. Раскрась картинку и пройди лабиринт с цветными геометрическими фигурами. На развитие мелкой моторики, знакомство ребёнка с цветами и формирование художественного вкуса.

Каждая мама обязана знать:  Трудные родители

2. Вырежи геометрическую фигуру или предмет и расположи их на картинке. Задания такого типа научат ребенка клеить, делать аппликации и собирать пазлы, помогут запомнить геометрические фигуры и цвета, разовьют мелкую моторику руки и пространственное мышление ребенка.

3. Лабиринты. Когда ребенок проходит лабиринты, у него развивается мелкая моторика руки, логическое мышление, память, он учится проводить разные типы линий, а значит готовиться к письму.

4. Разрежь картинку по линиям. Подобные задания помогут ребенку научиться вырезать фигуры простых и сложных форм, разовьют мелкую моторику и разные виды мышления малыша.

5. Проведи линии от одной цифры до другой, соедини по точкам, напиши цифру, выбери правильную геометрическую фигуру. Такие упражнения разовьют математические способности ребенка, порядковый счёт от 1 до 30, ребенок поупражняется в написании чисел, запомнит геометрические фигуры, потренируется в письме.

Такие задания не только развивают ключевые навыки, необходимые для поступления в школу, но и тренируют внимание, усидчивость, память, воспитывают самодисциплину, привычку к самостоятельным занятиям и формируют уверенность в себе и своих силах. Все это качества, необходимые для успешной учебы.

Подготовка детей к школе или в школу через год

Сейчас многие родители начинают задумываться о школе задолго до поступления. Подготовка детей к школе – очень важный аспект для каждого ребенка. Особенно, если основная подготовка началась за год до поступления. Если сравнивать с нашим школьным детством, то современная школа активно шагает в ногу с прогрессом. Образовательные программы год от года усложняются. Поэтому современным первоклассникам приходится нелегко, требуется быстро адаптироваться к изменениям. Давайте вместе и родители, и педагоги поможем нашему новому юному поколению. Кстати, порекомендую к чтению соответствующее пособие , а также очень хорошее издание «Годовой курс подготовки к школе» .

Причины необходимости ранней подготовки

Советское время было более лояльным по отношению к образованию. Это связано с тем, что сравнительно ранее разница в ценности и взглядах поколений была примерно 10 лет. А сейчас технологии меняются почти каждый год. И школа почти «впопыхах» пытается успеть всему новому научить своих подопечных. Однако, это усугубляет сам процесс образования. Зачастую он превращается в гонку. Хотелось бы добавить — за знаниями.

Однако, как таковых базовых знаний ребенок не успевает иногда усвоить. Ему приходиться бросать только что изученное и бежать изучать еще более современное. К сожалению, этот момент есть и пока не найдено решения перевести его в более грамотное русло. Поэтому родители заранее озадачиваются вопросом как подготовить малыша к школе. Как его подготовить так, чтобы он быстрее влился в школьный процесс и легко адаптировался к новым условиям жизни.

Подходящий возраст для школы — рекомендации психологов

Обычный возраст, когда малыш готов идти в школу это 6-7 лет. Бывают редкие случаи, когда школа идет навстречу родителям, желающим отдать малыша и еще в более раннем возрасте. Однако, это происходит в индивидуальном порядке и после заключения психолога о готовности к школе. Также в Законе об образовании упомянуто, что дошкольник должен быть оформлен в школу не позже 8 лет.

Необходимо грамотно проанализировать готовность малыша прежде, чем принимать решение о поступлении в школу. Их существует несколько. А грамотные специалисты дошкольного учреждения, и детские психологи смогут дать полную картину по развитию и готовности ребенка к школе. Например, советую почитать хорошее издание . Присутствует наиболее важный момент готовности – психологический. Давайте вкратце рассмотрим ее основу.

Психологическая готовность представляет собой состояние ребенка. Оно представляет способность малыша перейти в новую область жизнедеятельности и коммуникации. Также малыш способен постепенно переходить от привычного режима в детском ДОУ к новой для его освоения учебной деятельности.

Психологическая готовность включает в себя:

  • личностную готовность. То есть малыш может уже принять новую роль на себя – роль школьника;
  • интеллектуальную — готовность, которая побуждает узнавать новое, желание развиваться, расположенность к учебному процессу. Также это включает и обычную подготовку – умение читать, считать и писать;
  • эмоционально-волевую готовность — умение маленького ученика осознавать процесс учебы, понимать, что нужно выполнять задания учителя, а не то, что самому хочется. Также эта готовность включает способность учиться в социуме, момент ожидания начала учебы в школе. И дополнительно эта готовность включает зрелость эмоциональных свойств (умение сопереживать, сострадать и др.)

Нужно ли готовиться заранее?

Многие школы в настоящее время предлагают подготовку у себя и ведут ее учителя начальных классов. Поэтому можно заранее узнать ведется ли подготовка детей к школе в самом образовательном учреждении, в которую собираетесь отдать своего ребенка и записаться. Обычно она начинается за год до поступления малыша в школу. Однозначного мнения, обязательно это нужно или не требуется, нет. Это ваше пожелание и только. Какие плюсы главные в этом случае?

Ваш малыш сможет познакомиться со школой заранее. Можно с ним прогуляться по территории школы, пройтись по коридорам школы. Занятия по подготовке будут проводиться в одном из кабинетов, так ребенок сможет познакомится с внутренним устройством класса. И тогда 1 сентября он уже пойдет в знакомое ему место. Так вы сможете избежать лишнего психологического стресса дитя.

Далее малыш сможет познакомится с учебным процессом. Он будет сидеть за партой, будет слушать учителя и учиться отвечать. Это очень полезно сделать предварительно. Малышу будет спокойней и легче потом, когда начнется настоящая учеба. Что касается самого уровня подготовки на таких занятиях, это все индивидуально. Вообщем, все зависит от профессионализма педагога, его методики и готовности самого ребенка к таким занятиям. Рекомендую к чтению для родителей полезную книгу «35 занятий для успешной подготовки к школе» .

Как и когда начать подготовку к школе

На самом деле это индивидуальное решение каждого родителя. Сейчас очень популярны разные студии — «развивашки» почти с месячного возраста. Многие современные родители чуть ли не с фанатичным блеском в глазах активно записывают дитя во всевозможные студии. Однако, необходимо искать «золотую середину» между множеством кружков и секций. Главное правило, как у врачей — не навредить. Всё должно быть в меру. Необходимо остерегаться, главное, механического заучивания ребенком ненужной пока ему информации. И помним, что самое главное развитие и знакомство с окружающим миром могут дать только родители.

Несомненно, что именно родители для своих детей до определенного возраста являются авторитетами. Именно они, в глазах ребенка, главные знатоки этого пока чужого неизвестного мира. Поэтому приложите массу усилий не к бесконечным посещениям кружков, а близкому регулярному общению о своими дочкой или сыном. Именно чуткий родитель сможет понять тот знаменательный момент, когда малыш будет готов узнать буквы, познакомиться с цифрами.

Конечно, грамотный педагог сможет внести большую лепту в образование ребенка. Для уважаемых педагогов в помощь рекомендую книги: «АБВГДЕйка: комплексная программа подготовки детей к школе» Константин Шевелев: Готовимся к школе. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Часть 3. ФГОС ДО , а также пособие .

Однако, надо помнить, что результат будет лучшим, если к изучению подключатся и родители тоже. Если родители дали своему чаду насладиться беззаботным детством в полную силу, то за год до начала школы необходимо приложить усилия. Этот год поможет крохе познакомиться с учебным процессом, домашней работой, ответами на уроке. Также малыш сможет постепенно привыкнуть, примерив на себя новую роль ученика. Однако, это не должно быть впопыхах, с колоссальной нагрузкой. Конечно, хорошо бы начинать этот процесс за два года. Это, можно сказать, идеальное время для того, чтобы все сделать, не спеша и грамотно.

Как грамотно подготовить ребенка

В большей части дошкольных учреждений есть штатные психологи. Можно обратиться к ним именно с этим вопросом. Особенно хорошо, если вашего кроху психолог уже наблюдал. Специалист уже проводил с ним тестирование на уровень развития и знает ребенка хорошо. В этом случае он воспользуется именно индивидуальным подходом и даст более корректные советы.

Психолог может подсказать слабые места ребенка, и как до школы их подтянуть. Конечно, этим вопросом необходимо «озадачиться» не в год поступления в школу, а по крайней мере за 1-2 года до поступления маленького ученика в образовательное учреждение. Кстати, для родителей полезное издание рекомендую «Готов ли я к школе? Диагностика для детей 6-7 лет» .

Подготовку к школе можно разбить на три этапа и планомерно и аккуратно готовиться по ним заранее. Это готовность к обучению, психологическая готовность и физическая готовность. Для родителей есть хорошее пособие «3000 вопросов при поступлении детей в школу» .

Готовность к обучению


Немного ранее мы уже поднимали для размышления данный тип готовности. Сейчас постараемся рассмотреть его более подробно. В настоящее время подготовка детей к школе стала более сложным этапом и даже стрессовым и для детей, и для их родителей. Это можно сравнить с поколением, которое училось, по крайней мере, 30 лет назад. Усложнились программы и требования образовательного процесса. Маленьким школьникам стало труднее адаптироваться к новым условиям. В связи с такой ситуацией, родители иногда впадают в крайности, записывая дитя во всевозможные развивающие центры и студии.

Однако, необходимо учитывать тот факт, что даже с высоким уровнем интеллекта и набора умений и навыков, ребенок может не быть готов к школе. Готовность к обучению складывается не только в умениях хорошо читать, писать, считать. Здесь необходимо выяснить у начинающего ученика желание учиться, то есть готовность и желание узнавать новое. Также крайне важна социальная адаптация. Сейчас, в силу прогрессирующего желания родителей делать из ребенка вундеркинда – теряется у него умение просто общаться. Также стоит упомянуть, что этому еще способствует и растущее количество различных девайсов. Очень актуальна сейчас жизнь онлайн. Возможно, к сожалению.

Подготовка в школу – главное постепенность

Несомненно, поступление в школу можно сказать, переворачивает у дитя все представление о жизни. Меняется режим дня, окружение, требования нового в жизни ребенка человека – учителя. Далеко не во всех садах воспитатели проводят учебный процесс, занятия. Будут такие занятия, на которых ребенок учиться тянуть руку и отвечать, выполнять домашнее задание. Психологи и физиологи объясняют факт наличия детей, трудно адаптирующихся к новым школьным правилам в силу их психофизиологических особенностей. Таким детям непросто справляться новой системой работы и учебой.

И похожих детей на подобную группу становится все больше. Может быть стоит сейчас родителям остановиться, не впадать в панику, не вести двухлетку на английский, а трехлетку на ментальную арифметику. Может быть дать ребенку все-таки достаточно детства, дворовых игр, общения со сверстниками. Возможно в будущем от этого будет больше пользы.

А начните за 1-2 года до поступления в школу постепенное, именно постепенное изучение таких основных наук – чтение и математика. Кстати, хорошее пособие Константина Шевелева «Краткий курс подготовки к школе по математике. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС ДО» . А также «Математика до школы. Для занятий с детьми 5-7 лет» . Конечно, вкупе стоит прислушиваться к малышу, чему бы он сам еще хотел научиться. Просто стараемся во всем выдерживать меру.

Каждая мама обязана знать:  Как помочь дочери перестать сосать палец

Не стоит перегружать знаниями

Не перегружайте ребенка ненужными пока ему знаниями. Кстати не раз уже слышала от новоиспеченных мам маленьких школьников утверждения. Они говорят, что перед школой столько ребенком получено знаний, что ему просто становиться в школе скучно. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов делают определенные выводы. Среди первоклассников есть дети, которые трудно адаптируются к новым для них условиям. И они могут справиться лишь частично с режимом работы и учебной программой. Психологи говорят, что это связано с индивидуальными психофизиологическими особенностями.

Также рекомендация для вас, уважаемые родители. Если вы уже знаете в какую школу пойдет ваш малыш, то можно поинтересоваться заранее программой. Сейчас известен факт различия программ в разных школах. Также можно пообщаться с самими учителями и выяснить, на что лучше обратить внимание в подготовке ребенка к школе. Это нужно для того, чтобы родители спокойно и планомерно готовили необходимые знания у ребенка для первого класса. Пожалуйста, для совместного чтения дома порекомендую эту книгу .

Психологическая готовность

Момент психологической готовности мы тоже приоткрыли выше. Здесь стараемся систематизировать наши размышления. Главное, что еще можно выделать, то что для детей 6 лет и 7 лет характерно изменение всего психологического облика. Личность ребенка преобразуется. Меняется окружение, а также умственные и познавательные способности. И самое интересное в этом возрасте, малыш осознает, что он уже взрослый. Он даже гордиться этим положением. Важно в это время поддержать это ощущение у малыша и помочь ему с теми областями знаний, которые пригодятся в школе.

Кстати интересный факт сообщают нам психологи. Поступающий в первый класс ребенок должен обладать чуть завышенной самооценкой. Это необходимо ему для того, что чувство уверенности помогло быстрей адаптироваться к новым условиям. Поэтому, дорогие родители, можно с этим заранее обеспокоиться и сходить для консультации к детскому психологу, лучше штатному в ДОУ. Так как вашего малыша уже здесь хорошо знают и могут дать более грамотные помощь и советы.

Физическая готовность

Что касаемо физической подготовленности – это не менее важная веха при поступлении в школу. Вообще физическая готовность – это определенное состояние уровня зрелости и здоровья ребенка. В каждом возрасте определен уровень развития двигательных качеств, а также определенные упражнения. В настоящее время при усложнении умственных процессов, физическое здоровье малыша тоже должно соответствовать.

Поэтому именно на него лучше обратить внимание с самого раннего возраста. Необходимо стараться закаливать ребенка, учить играть в спортивные игры. Это нужно для того, чтобы потом в школе организм маленького школьника был способен выдержать учебную программу. Есть часть первоклассников, особенно среди шестилеток, часто болеющих первый год школы. Возможно это как раз и происходит от недостаточной закаленности малыша.

В большей части МБДОУ у дошкольников проходят занятия физкультурой 2-3 раза в неделю. Также сейчас становятся популярны праздники здоровья, спортивные семейные эстафеты. Это проводится для того, чтобы побудить ребенка к физической активности и сохранению здоровья уже в раннем возрасте. Однако, есть детские учреждения, которые не могут проводить данное физическое воспитание. Здесь, безусловно, необходимо позаботиться родителям об этом.

Рекомендация: не стоит увлекаться новомодными видами боевых искусств. Отдайте малыша просто в секцию ОФП (общая физическая подготовка). Пользы будет намного больше. И, конечно, дорогие родители, подключайтесь сами к спортивному процессу.

Начинайте тренировать у ребенка выносливость и работоспособность организма. Это очень пригодиться ему в дальнейшем, в школе. Это могут быть просто активные пешие прогулки, семейные велопрогулки, игра с мячом на свежем воздухе, пробежки и др. Вы сможете не просто сохранить здоровье своего малыша, укрепить его, но и вдохновить на новые спортивные победы.

Несколько слов в заключение

Хотелось бы порекомендовать еще несколько пособий для уважаемых педагогов. Это «Комплексная программа экспресс-подготовки детей к школе «Здравствуй, школа!» 6-7 лет» . Также очень современный вариант – электронная программа «Готовим детей к школе» . И еще интересное пособие по методическим рекомендациям .

Думаю, на сегодня мы подробно рассмотрели данный вопрос. Я надеюсь и буду рада, что советы и информация были ценны для вас. Успехов вам, дорогие читатели! Пусть подготовка детей к школе станет радостной и интересной для них и для вас. Буду очень благодарна за лайки и репосты в соцсетях.

За месяц до школы…

Летние каникулы – замечательное время!
Более девяноста дней отдыха от учебы для школьников и их родителей!

Большинство людей согласятся с тем, что эти три долгожданных месяца пролетают очень быстро.

С конца июля ленты социальных сетей пестрят надписями типа: «Сегодня начали подготовку к школе. Купили дневник, ремень и валерьянку…».

Так выходит, что при одной мысли о начале учебного года дрожь могут испытывать как дети, так и их мамы и папы.

  • Как исключить или минимизировать стресс перед началом нового учебного года?
  • В каких направлениях необходимо проводить подготовку?

Это основные вопросы, которые будут рассмотрены в данном материале.

В первую очередь, дорогие родители, начать подготовку нужно внутри себя. Если не к середине июля, то к первым числам августа должен сформироваться четкий план действий, реализовав который, можно с уверенностью сказать — к учебному году ребенок готов. Безусловно, одним из главных факторов является финансовая готовность к предстоящим расходам. Этот вопрос каждая семья решает в рамках своего бюджета. Разберем основные составляющие подготовки и их сроки.

Учебники и школьные принадлежности

Некоторым родителям удобно начать подготовку еще в конце мая, покупая учебники и другие школьные принадлежности, не выстаивая при этом в очередях. Таким образом, оптимальные сроки приобретения: конец мая — начало августа.

Школьная форма

Покупку школьной формы, как показывает практика, целесообразнее запланировать на середину — конец июля. В этот период не наблюдаются очереди в специализированных отделах и имеются размеры для разных возрастов.

Обувь

В силу того, что размер ноги у детей меняется в течение лета, обувь для школы лучше будет купить за две недели до начала учебного года. В этот же период можно подумать и о верхней одежде на период осени.

Психологическая готовность

Более подробно разберем эту составляющую. Благодаря ей, у детей еще с самого начала каникул будет формироваться положительная мотивация в отношении нового учебного года.

Многие вспомнят, что во времена советского детства на каникулярное время детям выдавался перечень литературы, которую необходимо было прочесть. Это могло занимать какую-то часть времени, но никогда не было жалоб от родителей и детей, что летом приходится учиться. Кто-то читал, а кто-то эти книги и в глаза не видел… Но никто не жаловался, что отдых был неполноценным.

Что происходит в настоящее время? Учебные и репетиторские центры на каникулы «не уходят». Работая в крупном бизнес-центре столицы, наблюдаю ту же картину, что и в течение учебного года: дети с папочками в руках, идущие на занятия к репетиторам…

Пример расписания занятий мальчика десяти лет в июле месяце: пять дней в неделю с 14.00 до 18.00 – обучение в компьютерной академии, три дня в неделю – математика, два дня в неделю — английский язык, два дня в неделю — плавание. Когда мама стала записывать его ко мне на прием, выявилось единственное свободное у мальчика время: во вторник с десяти до двенадцати часов. Именно этот промежуток у него остался свободным… В ходе нашей работы его мама приняла решение часть занятий сократить.

Нельзя однозначно сказать, что родители поступают неверно. Вероятнее всего, они используют возможность наверстать то, что было упущено в учебном году. Но в этом случае стоит создать определенные условия для ребенка, находясь в которых, он не будет себя ощущать все в том же жестком школьном режиме.

  1. Летние занятия с репетитором не должны начинаться рано утром. Ребенку необходим полноценный сон (8-10 часов).
  2. Загруженными могут быть 2-3 дня в неделю не более трех часов в день. В эти дни в обязательном порядке должно остаться время на игру и получение удовольствий.
  3. Свободные дни недели и выходные планировать лучше вместе с детьми, учитывая их потребности и интересы.
  4. Как минимум, должен быть один полный месяц, в котором нет никаких занятий.

В августе, помимо подготовки, связанной с покупкой необходимого школьного инвентаря и одежды, очень важно уделить внимание и настрою ребенка к школе. Рассмотрим ряд действий, посредством которых детей можно будет положительно настроить на приближающийся учебный год.

Поход в магазин

Предварительно можно составить список товаров, исходя из перечня предметов на предстоящий учебный год. (На этом этапе у ребенка начинает включаться понимание того, что скоро в школу, но его грусть перекрывает то приятное ощущение, которое он будет испытывать во время посещение магазина).

Покупку канцелярских принадлежностей совершать не в спешке, а позволяя ребенку определяться в собственном выборе из того огромного ассортимента, который представлен в магазинах. Пусть каждая купленная им тетрадь будет дорога тем, что это он ее выбрал. Яркие папки, красочные альбомы, цветные карандаши, всевозможные точилки и резинки – это то, что может порадовать глаза детей. Ведь не зря производители делают их разноцветными.

Чтобы не возникало споров во время покупок, целесообразнее будет заранее с ребенком обсуждать все от цвета дневника до размеров школьного рюкзака.

Подготовка рабочего места

На период летних каникул письменный стол или парта, за которыми дети выполняют домашние задания, либо остаются «без внимания», либо становятся одним из «снарядов» для игры. Соответственно, ящики и книжные полки могут быть не в том порядке, который предполагается в учебном процессе.

Помочь избавиться от того, что уже не требуется в новом учебном году, и распределить рационально полки для учебников и других принадлежностей – не менее важная задача. Если к этому процессу подойти с положительными эмоциями и заинтересовать ребенка тем, как будет у него все красиво и удобно расположено, то и настрой на учебный год будет соответствующим.

Режим и полноценный сон

За три недели до начала учебного года нужно начинать приучать детей ложиться спать до 23 часов. Как показывает практика, эффекта достичь быстро не получается, но добиться того, чтобы за несколько дней до начала учебного процесса ребенок начал засыпать в положенное время, все же можно.

Если родители будут спокойно и уравновешенно вести себя в период подготовки к новому учебному году – это несомненно отразится на состоянии детей. А если еще взрослым удастся формировать положительный эмоциональный фон и разнообразно проводить с детьми время – стресс будет исключен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация