5 ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ


Содержание

5 ошибок, которых нужно избежать в воспитании детей

Дети — благословение Всевышнего

Все мы – будущие или уже родители, и на каждого из нас возложена священная миссия воспитания праведного человека. Вот пять основных ошибок, которые совершают родители при воспитании своих детей, избежание которых упростит эту задачу.

1. Не будьте злыми (агрессивны) по отношению к своим детям

Безусловно, дети часто неконтролируемы и могут совершать такие действия, за которые хочется их сильно наругать. И самая большая ошибка, которую допускают родители в воспитании детей, – это приход в ярость. Не поддавайтесь эмоциям. Во-первых, ребенок абсолютно не воспринимает информацию в форме упрека и ругани. Крики лишь отвлекают его внимание от сути проступка. Во-вторых, криками и злостью вы ставите себя в роль врага, который против своего ребенка.

Постоянные крики, ругань и злость по отношению к ребенку заставят его думать не о правильности своих поступков, а о том, как на это отреагируете вы. Это значит, что урок, который вы хотите преподать своему ребенку, не будет им впитан и закреплен в долгосрочной перспективе. Агрессия со стороны родителей не в состоянии научить ребенка управлять своим поведением, наоборот, он будет приспосабливаться к тому, как реагировать на ваше поведение.

Не повышайте голос на ребенка, не делайте так, чтобы он привыкал к тому, что это обычной тон речи. Старайтесь быть терпеливыми и мягкими в своей речи. Обоснуйте, представьте доводы того или иного действия и поведения, с которыми вы не согласны, и в чем его вред для ребенка лично.

2. Не сравнивайте своего ребенка с другим детьми

Наверное, эта самая распространенная ошибка всех родителей. Родители, часто сравнивая своих детей с другими, забывают о том, что они сами тоже несовершенны и сравнение бесполезная вещь, ведь оно порождает зависть. В своем стремлении заставить ребенка слушаться сравнение его с другими порождает обиду на другого ребенка и вас. Если сравнивать своего ребенка с другими, то такое сравнение не пойдет на пользу ни вашему малышу, ни, конечно, вам. Важнее всего, чтобы он научился видеть себя. Взрослые считают, что сравнение стимулирует развитие ребенка. Но это огромная ошибка, потому что именно так закладывается в детях зависимость от мнений и оценок окружающих на всю его жизнь.

Эффективнее с точки зрения воспитания будет сравнение прошлых и нынешних достижений ребенка, благодаря которому у него появится стимул, мотивация и желание быть похваленным.

3. Делать то, что запрещаете ребенку

Возможно, есть доля правды в выражении «Не занимайтесь воспитанием своих детей, все равно они последуют вашему примеру». Родители – идеальная модель человека для своих детей: как ведут себя родители, что они говорят – это то, к чему стремятся дети и в последующем так и делают. Даже подросшие дети воспринимают своих родителей как образец для подражания. «Почему мама заставляет меня читать утренний намаз, если сама не читает его регулярно?» Родительство – огромная ответственность, одной из обязанностью которых является быть тем примером, которого вы хотите видеть от своего ребенка.

Безусловно, не один родитель не является совершенны, и это нормально. Каждый может ошибаться. Но даже в своих ошибках покажите ребенку, как с ними справляться, как исправлять их, признавать, просить прощение. Это послужит для ребенка образцом правильного поведения.

4. Неуважение к ребенку

В исламе родители обладают правами над своими детьми, также и дети наделены определенными правами. Дети должны слушать своих родителей и быть добры по отношению к своим родителям, особенно к матери. Но и родители должны питать самые нежные чувства и быть добры по отношению к своим детям, другое поведение идет в разрез с ценностями ислама.

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Кто не проявляет милосердия к младшим и не уважает старших, тот не из нас» (Тирмизи, Бирр, 15).

Даже в наставлении будьте добры со своими детьми, помните, что это их право на доброе отношение и обязанность, возложенная на нас Всевышним. Спокойный тон – не проявление слабости или вашего беспомощности перед ребенком, скорее, это показывает ваше умение контролировать ситуацию и эмоции.

5. Ожидание совершенства

Родители никогда не должны забывать о том, что никто не совершенен. Ни мы, ни наши дети. Мы просим Всевышнего о Его милости и терпении, если мы совершаем ошибки. К этим качествам должны стремиться и мы сами. Принимая тот факт, что наши дети тоже имеют право на ошибку, помогает нам избегать восприятия их как просто плохих детей. Мы должны вести своих детей и учить их быть богобоязненными, но они – индивиды со своими мыслями, желаниями и характером. Принимайте их такими, какие они есть, и мягкостью наставляйте к истине.

5 типичных родительских ошибок в воспитании

Читаем нотации вместо того чтобы подавать пример

Для детей поведение родителей – пример для подражания. Ребенок впитывает то, что видит каждый день. Если перед ним будет выбор – поступить так, как говорят родители или следовать тому, как поступают они сами, то он выберет второй вариант. Если родители допускают грубые выражения, то не стоит удивляться тому, что дети в играх и общении используют ненормативную лексику.

В памяти человека откладываются с раннего детства два типа событий: либо эмоционально очень яркие, либо те, что повторяются часто. Поэтому стоит регулярно демонстрировать детям такое поведение, которое вы от них ожидаете.
Например, если вы требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда поддерживайте порядок. Кстати, если вы хотите о чем-то попросить своего ребенка, то это и должно звучать как просьба, а не как приказ.

Критикуем второго родителя

Даже если супруги не в ладах друг с другом, стоит воздерживаться от того, чтобы в присутствии ребенка говорить о муже / жене. Ребенок становится заложником родительских конфликтов – это ухудшит его психическое состояние, пошатнет чувство защищенности, наконец, он просто испугается. Из-за этого дети не могут выбрать одной линии поведения, сформировать собственные нравственные принципы. Супругам необходимо договориться, какие методы воспитания они оба считают неприемлемыми и придерживаться этого правила.
Когда в семье нет единых требований к ребенку, это обязательно скажется на его внутреннем мире. Когда один разрешает, а другой за это ругает, у малыша не формируется четких понятий о том, что хорошо и плохо, что можно, а что – нельзя. Это может вызвать повышенную тревожность и проблемы со здоровьем: страхи, неврозы, депрессии, ведь ребенок постоянно находится в неопределенности и ожидании – накажут или похвалят его за конкретный поступок? Или, наоборот, малыш учится хитрить и манипулировать. Папа наказал за проступок – мама пожалеет и выполнит желаемое.
Что делать, если родители имеют разные взгляды в вопросах воспитания? Проговаривать, обсуждать разные точки зрения сразу, не накапливая негатив.

Каждая мама обязана знать:  Мой ребенок не слушается не понимает абсолютно ничего

Ругаем за оценки

Оценки – вещь субъективная: одному ребенку учитель может приподнять балл, другому – занизить. Непрофессионально, но очень по-человечески. В причинах двойки надо разобраться, прежде, чем выносить «приговор». Ребенок мог растеряться на контрольной, не выспаться, перенервничать, его мог отвлечь или сбить с толку сосед по парте. Поэтому единичная двойка совершенно ни о чем не говорит, нужно постараться охватить всю картину разом, поговорить с учителем, присмотреться повнимательнее, как ребенок делает уроки, и знает ли он на самом деле тему, которую с треском провалил.
Ваша реакция может отозваться по-разному. Она может помочь ребенку захотеть все исправить и показать, что провалы случаются у всех и это – не повод складывать руки, а наоборот, хороший стимул стремиться к лучшим результатам. А может окончательно убить в нем желание учиться и понизить самооценку. Вспомните себя в возрасте ребенка и встаньте на его сторону. Оценки, в конце концов, исправить проще, чем отношения.

Делаем все за ребенка

Зачастую, родители жалуются: «Без моей помощи он не может зашнуровать ботинки», «Я складываю все учебники в ранец, как он мог забыть книгу по математике». Так ребенок становится пассивным и понимает, что ему незачем лишний раз напрягаться.
Цель воспитания — научить наших детей обходиться без насЭрнст ЛегувеФранцузский прозаик и драматургКогда малыш постоянно ломает или портит игрушки, пачкает одежду, а вы снова покупаете новое, чините или чистите ее, пора остановиться и подумать. Часто родители не верят в силы ребенка, в то, что он может самостоятельно подготовиться к школе или аккуратно разложить свои вещи. Вам стоит контролировать этот процесс, иногда помогать, но не делать все за него.
Когда родители приходят в садик за ребенком, и наблюдают, как он медленно переодевается, они, как правило, не выдерживают и со словами «Давай быстрее!» начинают делать все сами. А потом жалуются: «Он у меня растет такой несамостоятельный, не может сам ни обуться, ни разуться». Лучше сейчас выделить лишние 10 минут времени и терпения на то, чтобы он научился это делать сам, и радоваться всю оставшуюся жизнь.

Сравниваем ребенка с его сверстниками

Под руководством сравнивающих родителей у ребенка с детства начинает формироваться комплекс неполноценности, синдром «неудачника». Он замыкается в себе, начинает думать, что у него все равно ничего не получится, заранее программирует себя на неудачу и поражение, перестает верить в свои силы и успех. Кроме того, часто такой подход разрывает связь «родители-ребенок», нарушает доверие к самым близким людям. Малыш начинает думать, что его будут любить, только если он станет таким же, как сверстники.
Если в семье растут несколько детей, то постоянное сравнение может привести к ссорам, ревности и недопониманию между ними в будущем. В такой ситуации лучше хвалить детей за их собственные успехи, тем самым пробуждая желание стать лучше и добиться большего.
Лучше сравнивать ребенка с самим собой: например, хвалить его за рисунки, говорить, что сегодня у него получилось намного лучше, чем вчера. Это вызывает желание совершенствоваться и достигать новых вершин.

5 ошибок в воспитании, которые могут сделать из ваших детей тиранов

1. Окружающие ребенка люди не показывают своих истинных чувств

Предположим, малыш бьет другого лопаткой по голове. Контрпродуктивным будет, если мы, взрослые, несмотря на то, что рассержены, улыбнемся и мягко скажем: «Костенька, не надо так делать!» В этом случае мозг ребенка неправильно запоминает, какие чувства испытывает другой, когда ребенок дерется или говорит грубости. А для развития эмпатии крайне необходимо корректное запоминание действия и реакции на него.

Эмпатия и социальное поведение не даются нам с рождения: маленький ребенок сначала должен запомнить, какие чувства существуют, как они выражаются в жестах и мимике, как люди адекватно на них реагируют. Поэтому, когда у нас поднимается волна чувств, важно проявлять их максимально естественно.

Полный «срыв» родителей, кстати, не является естественной реакцией. На мой взгляд, этим словом слишком часто злоупотребляют взрослые, оправдывающие свои неконтролируемые приступы гнева: «Но я всего лишь веду себя естественно…» Нет. Наши чувства лежат в нашей зоне ответственности. Отказываться от этой ответственности и перекладывать ее на ребенка – это не по-взрослому.

2. Родители делают все для того, чтобы их детям не пришлось пережить разочарование

Дети должны учиться переносить неудачи, преодолевать их, чтобы выходить из разных жизненных ситуаций более сильными. Если в обратной связи от людей, к которым ребенок привязан, он получает сигнал о том, что они в него верят, его уверенность в собственных силах растет. При этом поведение взрослых важнее, чем их слова. Важно транслировать свои истинные чувства.

Необходимо с самого начала позволять детям терпеть маленькие неудачи. Ни к чему устранять с пути ребенка все без исключения препятствия: именно фрустрация оттого, что что-то пока не получается, и запускает внутреннюю мотивацию расти над собой. Если же родители постоянно этому препятствуют, то дети вырастают во взрослых, не приспособленных к жизни, разбивающихся о самые мелкие неудачи или даже не осмеливающихся начать что-то из страха не справиться.

3. Вместо настоящего утешения родители отвлекают ребенка

Если что-то идет наперекосяк и в качестве утешения родители дарят ребенку подарок, отвлекая его, мозг не учится жизнестойкости, а привыкает опираться на замещение: еду, напитки, покупки, видеоигры.

Есть разница между утешением с проявлением участия и утешением с помощью отвлечения. При подлинном утешении человек чувствует себя лучше, испытывает облегчение. Действие же поддельного утешения быстро заканчивается, поэтому ему нужно все больше и больше. Конечно, время от времени родители могут таким образом «заполнить пробел», но лучше будет обнять ребенка и пережить вместе с ним его боль.

4. Родители ведут себя непредсказуемо

В детском саду у меня была лучшая подруга, Аня. Я ее очень любила. Однако ее родители были совершенно непредсказуемыми: то они засыпали нас сладостями, а то – как гром среди ясного неба – начинали сердиться и вышвыривали меня на улицу. Я никогда не знала, что мы сделали не так. Одно неверное слово, не тот взгляд, – и пора спасаться бегством. Очень часто случалось, что Аня открывала мне дверь вся в слезах и качала головой, если я хотела с ней поиграть.

У людей есть базовая потребность в структуре и упорядоченности в жизни. Если на протяжении длительного времени они не могут предвидеть, как будет проходить их день, то начинают испытывать стресс и заболевают. В первую очередь это относится к поведению родителей: оно должно иметь какую-то структуру, понятную для ребенка, чтобы он знал, чем оно продиктовано, и мог на него ориентироваться. Это помогает ему обрести уверенность в поведении.

Каждая мама обязана знать:  Ребекка Дотремер, Маленький театр Ребекки

В моей школе много учеников, получивших от общества штамп «с отклонениями в поведении». Я знаю, что у многих из них такие же непредсказуемые родители. Без последовательных сценариев и внятных ориентиров ребенок не сможет вырасти здоровым, не усвоит правила «нормального» сосуществования – напротив, он будет реагировать так же непредсказуемо, тем самым вызывая недовольство в детском саду и школе.

5. Родители просто игнорируют «нет» своих детей

Думаю, сто процентов родителей ответят утвердительно, если их спросить, должно ли «нет» женщины во время секса означать действительно «нет». Все мы стараемся донести это до своих детей: вряд ли кто-то захочет, чтобы его сын однажды прикоснулся к женщине против ее воли. Но сколько родителей неосознанно прививают своим детям как раз противоположное? Чему учится ребенок, говорящий «нет» и все равно обязанный делать то, что сказали родители? Тому, что более сильный всегда решает, когда «нет» действительно обозначает «нет». Фраза родителей «Я желаю тебе только добра!» на самом деле не так уж и далека от посыла насильника: «Но ты тоже этого хочешь!»

Она кричала и упиралась, мне пришлось держать ее изо всех сил. Это был настоящий акт насилия

Однажды, когда мои дочери были еще маленькими, я почистила зубы одной из них против ее воли. Я действительно была убеждена, что это необходимо, это только во благо ей. Однако она сопротивлялась так, будто речь шла о ее жизни. Она кричала и упиралась, мне пришлось держать ее изо всех сил. Это был настоящий акт насилия. Когда я это поняла, то отпустила ее и поклялась себе больше никогда не обращаться с ней так. Как она сможет научиться тому, что ее «нет» чего-то стоит, если даже самый близкий, любимый человек на свете этого не принимает?

Разумеется, есть ситуации, в которых мы, родители, тоже должны переступать через «нет» наших детей. Когда двухлетний ребенок бросается на асфальт посреди улицы, потому что не хочет идти дальше, вопросов нет: в целях безопасности папа должен поднять его и унести. Родители должны и имеют право применять «оберегающую силу» по отношению к своим детям. Но как часто случаются такие ситуации и как часто мы не обращаем внимания на «нет» наших детей просто из удобства или нехватки времени?

21 принцип хорошего воспитания глазами ребенка

Пятилетний Саша, сын читательницы Psychologies Ольги Журавской, ходит в подготовительный класс американской школы. Через месяц после начала занятий Ольга получила памятку от учительницы, написанную от лица ребенка. Она удивилась, перевела и прислала нам. Мы думаем, что здесь сформулированы главные принципы воспитания, пусть и неожиданным образом. А вам есть что добавить?


Юлия Кристева: «В материнской страсти есть скрытая ненависть»

Желание иметь детей, потребность растить и заботиться знакомы большинству женщин. Да и общество сегодня говорит о важности материнства. Между тем материнское призвание пока не осмыслено, уверена философ и психоаналитик Юлия Кристева: именно материнская страсть, в которой слиты сексуальное и идеальное, может стать основой нового гуманизма.

Психология отношений | Психологические новости | Статьи по психологии

Мы построим наше будущее

5 ошибок в воспитании ребенка, которые делают из него тирана

Ваш ребенок ведет себя как тиран? Это даже страшно представить. Если не заниматься развитием в ребенке сопереживания, то такой сценарий вполне может воплотиться в жизнь. Психотерапевт и педагог Катя Зайде считает, что эмпатия возникает именно при неправильном воспитании ребенка.

Итак, ниже она приводит 5 ошибок воспитания ребенка, которые могут сделать из него тирана:

  1. Окружающие ребенка скрывают свои истинные чувства

К примеру, один из детей бьет другого игрушкой по голове. Не корректным будет, если мы подойдя к нашему ребенку, улыбнемся и скажем: «Ванька, не нужно так делать.» В такой ситуации мозг ребенка не запомнит вашего совета, он не понимает какие чувства испытывает тот, которого бьют или обижают. Для того, чтобы развивать в ребенке эмпатию (сопереживание), необходимо, чтобы ребенок запоминал свои действия, а также реакцию на них.

Социальное поведение и эмпатия не появляются у нас с рождения: маленький ребенок запоминает все чувства, которые выражаются в мимике и жестах, реакции окружающих людей. Поэтому, во время выражения своих чувств, важно, чтобы мы их выражали максимально естественно.

Речь не идет о негативных эмоциях. Нервный срыв родителей, не относиться к естественной реакции. Взрослые, часто злоупотребляют словом «естественные эмоции», тем самым пытаясь себя оправдать во время приступов гнева: «Я не нервничаю, я всего лишь стараюсь вести себя естественно…» Помните, все наши чувства находятся в зоне нашей ответственности. Отказываться от этого – значит поступать не по взрослому.

  1. Родители стараются сделать все, чтобы их дети никогда не разочаровывались

Для детей важно, чтобы они проходили через неудачи, для того, чтобы научиться находить выход из различных сложных жизненных ситуации. Когда ребенок получает сигнал о том, что его родители верят в него, его уверенность повышается и он со временем начинает верить в свои силы. Несмотря на это, важнее является поступки взрослых, чем их слова. Снова речь идет о том, что важно передавать свои истинные чувства.

С самого начала, необходимо позволять детям терпеть некоторые, мелкие неудачи. Не стоит, на пути ребенка искоренять все препятствия: именно понятие того, что пока не все получается, развивает стимул расти над собой. Если препятствовать этому, то дети пропускают этот жизненный момент и становясь взрослыми, являются неприспособленными к естественной жизни. Им сложно пройти даже через самые мелкие неудачи, появляется чувство страха не справится с чем-то новым.

  1. Настоящее утешение ребенка

Если ребенку в качестве утешения дарят подарки, тем самым отвлекая его – мозг ребенка воспринимает это как должное, тем самым ребенок не учиться жизнестойкости, а наоборот привыкает к таким поощрениям родителей.

Всегда помните, что существует большая разница между утешением для отвлечения и утешением с проявлением участья. Во время подлинного утешения, человек испытывает настоящие чувства облегчения. Во время поддельных утешений, шкала потребностей всегда растет и человек требует все больше и больше. Да, таким образом можно утешать ребенка, но лучше обнять ребенка и постараться пережить с ним его боль.

  1. Непредсказуемое поведение родителей

Поведение родителей должно иметь общую структуру, которая будет понятна ребенку. Он должен понимать, чем продиктовано их поведение, для того, чтобы он мог понять его и сделать выводы. В дальнейшем, это поможет ему обрести уверенность в своем поведении.

В школе, в которой я являюсь преподавателем, многие ученики получают штамп с «непристойным поведением». И у большинства из них, родители непредсказуемы. Без внятных ориентиров и последовательных сценариев ребенок не может вырасти психически здоровым, он не сможет адаптироваться для правильно существования – наоборот, он будет вести себя также непредсказуемо, и таким поведением он будет вызывать отрицательное поведение окружающих.

  1. Родители игнорируют отрицание «нет» детей

Многие родители, с детства учат своего ребенка, что слова «нет» для них не существует. Чему учиться ребенок, который говорит «нет», но его все равно заставляют делать то, что приказывают родители? А учат они тому, что решение принадлежит более сильным. Ответ родителей: «Мы желаем тебе только добра…», на самом деле очень похожа на ответ, который излагает насильник: «Ну ты же сам этого хочешь!»

Каждая мама обязана знать:  Лида ДАНИЛОВА ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

На моей практике, был случай, когда я решила почистить зубы своей дочери против ее воли. Я как и большинство родителей была уверенна, что это необходимо и я поступаю правильно, во благо своей дочери. В ответ, моя дочь сопротивлялась так, будто я собираюсь с ней сделать что-то страшное. Она упиралась, кричала, пиналась, мне пришлось ее удерживать из-за всех сил. Когда я поняла, что на самом деле это был акт физического насилия, я отпустила ее и сама себе поклялась, что больше никогда не будут так поступать с ней. Я задалась вопросом: «Как мои ребенок сможет понять, что ее «нет» чего стоит, если я как самый близкий ей человек игнорирую это.»

Конечно, существует большое количество ситуации, когда родители должны игнорировать слово «нет» своего ребенка. Когда ребенок падает коленями на асфальт и во все горло кричит, тем самым показывая, что он самостоятельно не желает продолжить свой путь, вопросов нет: иногда родители обязаны применять «оберегающую силу» к своим детям.

брекеты damon q — ортодонтическая конструкция, которая используется для решения проблем с прикусом. Самые совершенные изделия компании Damon.

5 самых частых ошибок в воспитании, которые мешают детям создать свою семью

Если сходить на приём к психотерапевту, обязательно найдётся какая-нибудь травма из детства. Ещё окажется, что во всём виноваты родители (как без этого). Какие ошибки в воспитании могут испортить жизнь ребёнку, рассказали семейный психотерапевт и клинический психолог Наталья Репина и детский психотерапевт, кандидат медицинских наук Татьяна Ефанова.

1. Токсичные штампы

«Все мужчины изменяют», «Все женщины расчётливые», — это лишь некоторые из токсичных штампов, которые взрослые навязывают детям. Такие штампы возникают из-за того, что родители часто объясняют свои переживания через привычные словесные конструкции, которые сами слышали и усвоили от своих родителей и знакомых.

Штампы, услышанные в детстве, превращаются в установки и глубокие убеждения во взрослом возрасте. Они воспроизводятся не только на уровне слов, но и на уровне поведения — трансформируются, например, в тотальное недоверие к представителям противоположного пола.

Что делать. Банально, но следить за тем, что слышит от вас ребёнок. Можно провести для себя небольшое тестирование: отследите, какие обобщающие высказывания вы повторяете (там обязательно есть слова «все», «всегда», «никогда»). Постарайтесь вспомнить, от кого вы слышали эти фразы. Это поможет перейти на уровень осознанности: формулировать свои высказывания конкретно и избегать токсичных штампов.

2. Завышенные ожидания от жизни

Именно завышенные ожидания останавливают людей от того, чтобы пробовать новое — вступать в близкие отношения (пока не найден идеальный партнёр) или выходить на работу (пока не найдётся та, на которой сразу хорошо платят). Принцип «только так, на меньшее я не согласен» часто оставляет людей не с тем меньшим, от которого они отказались на старте, а вообще ни с чем.

Одна из возможных причин такого поведения — повторяющиеся пророчества родителей о лучшей жизни своих детей. «Ты будешь жить лучше нас», «У тебя обязательно будет (квартира в центре Москвы», «Ты возглавишь собственную компанию». Вариантов — много. При этом описание процесса достижения успеха родители опускают — «как-нибудь».

Что делать. Всем хочется уберечь своего ребёнка от разочарований — ведь для вас он и правда самый красивый, умный и любимый, достойный самого лучшего. Но важно разграничивать собственную любовь и адекватную оценку действий и способностей ребёнка. В любой оценке нужно быть осторожным, чтобы не нарушить у ребёнка объективное восприятие мира и себя.

3. Затянувшаяся влюбленность в родителя

Такое случается, если в период детской влюбленности родители не очертили рамки. Примерно в три года мальчики влюбляются в маму и начинают конкурировать с отцом за её любовь. То же касается «папиной любимицы»: дочери могут «дружить с папой против мамы». Это норма.

Но затянувшаяся влюблённость приводит к постоянному сравнению своего партнёра с родителем. Часто не в пользу партнёра. В итоге это мешает восприятию партнёра как самостоятельной личности и заставляет постоянно подгонять его под стандарты — «вот мой отец бы так никогда не сделал» или «у моей мамы дома всегда была идеальная чистота (да и котлеты вкуснее)».

Что делать. Родители должны чётко обозначать роли в семье. Мама и папа — партнёры, и одного другому ребёнок заменить не может. «Важно, чтобы женщина не стеснялась целовать и обнимать не только своего маленького сына, но и мужа в присутствии ребёнка. А папа ни в коем случае не ставил дочку в семейной иерархии выше своей жены», — советует Татьяна Ефанова. Кроме того мамам мальчиков нужно признать: вы воспитываете сына не для себя, и рано или поздно какая-то другая женщина получит такого замечательного мужчину. Да, воспитали вы, а получит она.

4. Гиперопека

В поколении нынешних тридцатилетних много инфантильных мужчин и женщин: они отказываются взрослеть, принимать решения, нести ответственность, рассказывает Наталья Репина. Такие люди либо ищут в партнёре родителя, чтобы он контролировал и заботился, либо выдают запоздалый «подростковый бунт», на который не решились раньше. Даже конструктивные советы или предложения они воспринимают в штыки.

Главная проблема в том, что находят они себе таких же инфантилов из своего поколения — в итоге никто в паре не может принять зрелого решения и оба бунтуют по очереди. Проще менять партнеров и ускользать из отношений, продолжая и в 35-40 лет вести себя как подростки.

Что делать. Позволяйте ребёнку делать выбор с раннего возраста, с того момента, когда он уже умеет показывать пальчиком (9-12 месяцев). Сначала этот выбор будет случайный, но постепенно ребёнок поймёт, что получает то, что выбрал. Значит, несёт ответственность за свой выбор. Не нужно резко осуждать, если вас такой выбор не устраивает: например, «ну зачем тебе это мороженое, ведь то вкуснее». Пусть сам проверит. Если понимаете, что это вы хотите то самое мороженое или куклу, удовлетворяйте эти потребности напрямую: покупайте желаемое себе, а не навязывайте ребёнку.

5. Инфантильность родителей

Инфантильные родители постоянно требуют от ребёнка заботы или помощи. Иногда с самого его детства. Например, в многодетных семьях старшие дети часто берут на себя обязанности взрослых: готовить младшим, нянчиться с ними (кстати, делать из старших детей нянек для младших — нельзя).

Со временем инфантильные родители начинают требовать, чтобы взрослые дети обслуживали их потребности, решали финансовые и бытовые проблемы. А заодно агрессивно вторгаться в личную жизнь ребёнка. Они часто жалуются на одиночество, требуют, чтобы дети проводили с ними всё свободное время. Если этого не происходит, инфантильные родители обижаются, в ход идут аргументы «ты нас совсем не любишь/не ценишь/бросил». Партнёра ребёнка такие родители могут воспринимать как угрозу своему положению.

Что делать. Дети не обязаны жертвовать своей жизнью, чтобы обслуживать родителей. Речь здесь идёт не об отсутствии заботы, а о том, чтобы проживать собственную жизнь. Чтобы не ждать, что дети будут «отдавать вам долги», когда вырастут, не жертвуйте своей жизнью ради них сейчас. Всегда помните о своих потребностях и желаниях.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация