Абсолютно не хочет ни чему учиться


Содержание

Почему дети не хотят учиться: 5 основных причин

Как помочь детям вернуть интерес к учебе, рассказывает профессор психологии, коуч-консультант и автор книги «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия.

Ребенок слишком загружен

Современные дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, загружены настолько, что у них абсолютно не остается свободного времени. Ребенок весь день чем-то занят: он ходит в сад или в школу, дополнительно изучает языки, занимается теннисом, гимнастикой, музыкой и так далее. Уроки он делает поздно вечером, уже плохо соображая и совершенно без желания.

Дети так сильно устают, что у них в принципе пропадает какая-либо мотивация к обучению, и они ищут любую возможность увильнуть от занятий. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда они начинают понимать, что родителей можно не слушаться, и за это ничего не будет. Дошкольники и младшие школьники еще как-то пыхтят, стараются вынести сверхнагрузку, а потом в какой-то момент просто срываются и уже больше ничего не хотят, да и не делают.

Что делать родителям. В первую очередь, нужно снизить нагрузку, чтобы у ребенка появилось свободное время. Для дошкольника важно, чтобы ежедневно у него было три личных часа. Если ребенок ходит в сад, а потом на занятия, то все равно вечером у него должны быть эти часы отдыха. Для младшего школьника это минимум два часа свободного времени в день. Понятно, что эти цифры для ориентира, но к ним нужно стремиться.

Пусть ребенок в это время рисует, играет с кошкой, наряжается в мамино платье, лечит плюшевых зверей или просто наблюдает за полетом мухи. А иногда можно и на телефоне немного поиграть. Это тоже не страшно — гораздо страшнее, если у ребенка вообще нет свободного времени.

Также нужно посмотреть, есть ли перерывы между дополнительными занятиями: не получается ли так, что ребенок галопом несется из одного кружка в другой, а потом сразу в третий. Если занятия идут одно за другим, то придется их немного «проредить» — детство должно быть детством, а не бесконечной гонкой. И не стоит ждать результатов сразу. Ребенок отдохнет, восстановится, и тогда, скорее всего, у него вновь появится желание учиться и развиваться.

Ребенок запустил предмет

Следующая причина, по которой дети часто не хотят и даже не могут учиться, — это незнание. Это скорее характерно для детей старшего возраста, когда в школе начинаются более сложные предметы. Дети запускают математику, физику или химию, они уже фактически не понимают, что происходит на уроке и как надо делать домашнее задание.

Ребенок просто не знает, как подступиться к этому предмету, и тогда он перестает даже пытаться. Он может делать вид, что занимается, а на самом деле он будет смотреть в окно, тайком играть на телефоне и всячески саботировать работу и в классе, и дома.

Что делать родителям. Надо четко понять, что ребенок сам не справится. И все эти «Давай учись», «Ты что, не понимаешь? Тебе экзамен сдавать» — совершенно бесполезны. Когда ребенок ничего не знает, никакие нравоучения и назидания не помогут.

Если нам самим это сложно, можно на некоторое время нанять репетитора.

Как только ребенок начинает хоть что-то понимать, интерес, как правило, возвращается. Здесь очень важны позитивные эмоции, вера в свои силы, радость от первых, пусть и небольших, побед. Когда ребенок осваивает один предмет, можно переходить к следующему. Если подойти к вопросу грамотно и ответственно, то через полгода мы не узнаем своего «лентяя».

Плохой контакт с учителем

Учитель, который не входит в контакт, не любит ученика, — довольно массовая причина отсутствия мотивации к учебе. Это чаще всего особенность младшей школы, где критически важна личность учителя и контакт с ним.

Недавно одна мама мне рассказывала о том, как ее вызвали в школу, и учительница пожаловалась: «Я просто не могу работать с вашим ребенком, у меня язва открывается, когда я его вижу». А что, собственно, он делал? Он ниточки какие-то драл и наматывал на палец, а ее это так раздражало, что она уже не могла слушать его ответы. Может ли ребенок в такой ситуации хотеть учиться? Очевидно, нет.

Что делать родителям. Нужно глобально быть на стороне ребенка, неважно — восемь лет ему или семнадцать. Ни в коем случае нельзя ставить его между молотом и наковальней: нападает учитель, а с другой стороны нападаем мы. В этом случае мы просто потеряем контакт с ребенком и тогда уже помочь ему будет трудно.

Если ситуация не сильно запущена, можно попытаться восстановить отношения, наладить общение с учителем, что-то объяснить ему, поговорить с ним. Но если мы видим, что это тщетно, значит, надо менять класс или школу. Не надо этого бояться — на кону образование ребенка и его самооценка.

Важно не просто защищать ребенка, а выяснить, что на самом деле происходит: понять конкретные причины неприязни, показать, почему учитель так реагирует на него.

Травля в классе

Если в классе плохая атмосфера, ребенка дразнят и обижают, то никакой учебы там, конечно, не будет. Причем плохие отношения со сверстниками могут возникнуть в любом возрасте. Частые признаки неблагополучия при этом — неожиданное заикание, нервные тики, нежелание идти в школу, плохой сон и так далее. Дети не всегда открыто говорят о своих проблемах, поэтому родителям нужно быть внимательными и чуткими.

Если же ребенок приходит с синяками, вдруг начинает слишком часто якобы терять свои вещи или у него пропадают деньги на обед, то, скорее всего, он столкнулся с настоящим буллингом, то есть травлей. В этом случае надо действовать незамедлительно.

Что делать родителям. Если мы заметили тревожные признаки, то сначала расспросим ребенка — возможно, он сам все расскажет. А потом нужно действовать активно, но аккуратно: нельзя сводить счеты с обидчиками, но нужно привлечь к ситуации максимальное внимание взрослых – поговорить с учителями, директором, завучем, родительским комитетом.

И параллельно нужно проводить работу с ребенком, рассказывать, как себя вести в этой неприятной ситуации, ссылаясь на свой опыт. Все мы бывали во всех трех ролях — агрессор, жертва и наблюдатель. Наш опыт поможет сыну или дочери справиться с ситуацией, переосмыслить ее. Ребенок не должен чувствовать, что он всегда жертва. Здесь самое важное — родительская работа и понимание того, что реально происходит в классе.

Если все методы не работают и ребенка продолжают травить, вы всегда можете его перевести в другой класс или школу. Иногда — это единственный способ сохранить психику и вернуть мотивацию к учебе.

Другие интересы

Возможно, ребенок потерял интерес к учебе, потому что все его мысли занимают другие вещи. У него вроде бы и сил полно, и учителя к нему прекрасно относятся, и с одноклассниками нет проблем — и вдруг все изменилось, ему уже ничего не надо. Например, подростковая влюбленность: ребенку ни до чего, он будет целыми днями сидеть и думать про эту девочку или мальчика. Или вдруг увлекается каким-нибудь экстремальным спортом, и все время занят этим.

Что делать родителям. В данном случае возможны разные варианты. Иногда достаточно просто переждать, и все проходит само собой. Но, к сожалению, так бывает не всегда.

Это могут быть совместные занятия с объектом подростковой влюбленности. Или если ребенок увлечен каким-то видом спорта, то можно ему показать книги по физике, которые объясняют законы движения, а книги по истории этого спорта вполне могут пересекаться с курсом общей истории.

Оценки — не главное

На самом деле причин, по которым дети не хотят учиться, гораздо больше — ровно столько, сколько и самих детей. Какие-то больше характерны для дошкольников и младших школьников, какие-то — для детей постарше. Но каждая из них может «выстрелить» в любом возрасте.

Учеба — это важно, но эмоциональная устойчивость, самоконтроль, социальный интеллект, умение разговаривать с разными людьми — намного существеннее.

Часто разгильдяи-троечники в итоге добиваются большего успеха, чем примерные отличники. Если троечник не сделал домашнее задание, то он будет думать, как ему выкрутиться, у кого списать, как поговорить с учителем — а это все довольно ценные навыки. Если же родители во всем помогают: клеят гербарий, готовят слайды для доклада, собирают портфель, — хорошие оценки, которые ученик набирает, ничего ему не дадут для реальной жизни.

Безусловно, натаскать на пятерку проще. А развитие социальных и эмоциональных навыков требует большего терпения от родителей, большего спокойствия, включения в жизнь ребенка. Поэтому плохие оценки — это некие знаки неблагополучия, а вот что за ними стоит, надо разбираться.

Посмотрите, как учатся люди со всего света:

Читайте также:

Живу я во Франции уже 14 лет, всегда пыталась понять французских мам с их воспитанием, но некоторые моменты, ну вот прям вообще не получается.

Итак, существует в школе, где учатся мои 2 сына, традиция : ежегодно ездить на «зелёный класс». Если проще говоря, это когда класс с учителем, в школьное время (а не на каникулах), отправляется в другой регион на неделю. Живут там в пансионате, ходят в походы. Француженки, прям хватаются за такую возможность, практически бесплатно на неделю отправить детей. А я не могу.

Сейчас вся школа собирается в горы на 5 дней, связи сотовой там нет (не ловит телефон), родителей как сопровождающих не берут, так как пансионат на 200 детей рассчитан и на 7 взрослых. Днём будут приходить аниматоры, по 2 человека на класс. Но как ?! Как французы семилетних детей могут отпускать на 5 дней без связи с мамой ? Это ж горы ! Медсестры в пансионате нет, ближайшая больница за 20 км. Заболеет ребёнок, кто его повезёт ? Я одна отказалась отпускать своих детей (7 и 10 лет). И это не первый раз.

В прошлом году старшего в конце марта не пустила учиться парусниками управлять на море, тоже на 5 дней. Был холод, ветер, а дети на море в ледяную воду падали. В общем отличилась я как всегда. Вот лично вы бы отпустили ? Я что их слишком опекаю или это просто русский менталитет мой ?

Всем доброго времени суток.

Пришло время подвести итоги нашего рекламного безумства.

Как всегда сначала выражу бесконечную благодарность нашим авторам: спасибо Вам за то, что делитесь с нами вашим талантом и создаёте такие прекрасные стихотворения.

А теперь перейдём к результатам.

Третье место занимает стихотворение «Пуговицы», автором которого является наша дорогая Крысатуля. За это произведение проголосовало 25 человек.

На втором месте расположилось стихотворение «О профпригодности и саморекламе», принадлежащее перу Ящера. За него проголосовало 29 человек.

Первое место в этот раз вы отдали стихотворению «Каналья», созданному не кем иным, как нашим бесподобным зелёным другом — Ящером. За этот шедевр проголосовало 34 человека.

Всем авторам ещё раз громаднейшее спасибо! Вы все просто молодцы. Без вас конкурс бы не состоялся.

Всем доброго времени суток. Дамы, наверно, это проблема у многих, но лично я уже не знаю, как с ней справляться. Ребёнок 9 лет всё почти свободное время сидит в телефоне . И как с этим бороться, я не знаю. Нужны действенные советы.

P. S. На дополнительные занятия ребёнок ходит, также занимается плаванием и английским. Но всё это по часу в день. Уроки делает быстро на продленке. Всё остальное время — в телефоне. Если подобная тема была скиньте на неё ссылку, пожалуйста.

не хочет ничему учиться

Сыну исполнилось 5 лет. Как бы я не старалась, что бы только не делала, ничего не хочет делать самостоятельно. Вопрос даже не в возможностях, а в желании. Ему нравится, когда ему прмслуживают. Лентяй ужасный. Касается абсолютно всего. Когда мы с ним вместе дома, я просто измотана: мама дай пить, мама достань то, включи это, вытри попку. Все может делать сам, но не делает. Будет выть и ныть до тех пор, пока не лопнет мое терпение, и я не пойду и не налью ему попить и т.д.
Выходим погулять во двор, бежит мой Тёма на качелю: мама качай. Выглядит на 6 лет, высокий и развитый умственно не по годам. Все мамашки смотрят с удивлением. Я пытаюсь его научить как самому раскачиваться, говорю, смотри на девочку, как она раскачивается. Ничего, что девочке года 4 от силы. Он улыбается и не двигается. «Нет, ты сама меня качай, не хочу сам». я отказываюсь, сажусь на скамейку, а он орет на весь двор и визжит. Думаю, захочет, сам будет качаться. Дохлый номер.
То же самое с велосипедом. До сих пор не умеет толком крутить педали, не хочет прикладывать усилия. Зато любит со взрослым двоюродным братом на багажнике гонять. а когда же сам начнет что-то делать самостоятельно?
Помогите, может что-то я делаю не так? Как заинтересовать ребенка, если он не имеет желания что-то делать САМ.
Каждая мама обязана знать:  Евгений КОМАРОВСКИЙ 36 и 6 вопросов о температуре
перестать все делать за него. все так просто:)
+2 Он играет на том, что Вы боитесь его криков :-0 Как только этот страх уйдет, жизнь станет проще :-)
+3 абсолютно согласна, побольше терпения, уж если мой 3х летка понимает, то почему 5тиллетка не поймёт что мама за него делать не будет. а ор на улице прекращается очень просто, будешь орать отправишься домой и точка.
А с мальчиками ровесниками он играет?
Конечно, играет.
Если Ваш ребенок полноценно развит согласно возрасту (судя по вашему рассказу), то скорее всего ваша проблема не в том, что он ничему не учится, а в том, что он именно с вами взаимодействует «неправильно»
Видела я как-то мальчика, который в 7 лет прятал руки за спину и говорил «корми меня». Мне тогда 5 было, столько лет прошло, но до сих пор помню свое удивление от того, что его мама брала послушно ложку и начинала кормить :-(
Это так, лирика, а если серьезно, выберете с сыном несколько дел, которые он не просто может делать, а делает их ХОРОШО (ест, наливает, завязывает шнурки) — не много, а всего 2-3 дела и договоритесь с ним/объявите ему, что с завтрашнего дня он эти (и только эти) дела делает САМ, и если он их не сделает, то никто их не сделает. На следующий день придерживайтесь этой договоренности. Хорошо бы эти дела написать на бумажке и повесить в поле его зрения. Не здавайтесь, не ведитесь на крик — захочет — сделает, не захочет, ну и ненадо.
Если из-за его нехотения он не оделся — не идите на улицу, не хочет сам есть, говорите, что обед длится 30 минут и через это время убирайте тарелку.
Главное в этом — последовательность и единство всей семьи . Удачи Вам :-)
моего племянника бабушка кормила с ложки в 13 лет, я просто не поверила своим глазам, когда увидела это
Он ест и одевается сам, тут капризов нет.
а с сад он не ходит? обычно через месяц в садике дети все умеют уже делать сами :-)
делайте как в садике воспитатели их учат, когда аке большие дети не умеют делать сами, они не ругают, а просто не помогают. Все дети ушли гуять — оставили в раздевалке с нянечкой тех, кто долго одевается, пусть хоть час одевается. зато научится.
У меня дочка иногда капризничает — мама, раздень меня. Если вижу, что она устала или какие-то объективные причины — помогаю, а если у самой в руках сумки, сама устала, так просто игнорирую, иду сама разведваться, дочка поноет и сама разденется :-) то же и с кормежкой, не хочет есть сам, пусть не ест. Через час сам придет и все съест :-)
Все что дети делают в саду, он все делает: моет руки, одевается, ест. С этим проблем нет. я имею ввиду те вещи, которые уже умеют многие дети в 5 лет: качаться на качелях, на велосипеде, петь песни, рассказывать стишки, рисовать, лепить и т.д.
Начинаю с ним заниматься и учить чему-то, он орет: не хочу. ты сама делай, а я посмотрю.
Почти то же самое. Правда нам 3 года, но у нас по-моему и умений нет, т.к. учиться не хочет. КУшать сам не хочет до истерики, а я не могу заставить себя поставить тарелку и уйти, т.к. знаю, что есть все равно не будет, а терпеть несколько дней его голодовку не смогу. Раздеваться не умеет, про одеваться вообще молчу и главное не хочет учиться. Что делать — ума не приложу.
Так странно. Мой и не умеет 80% того, что вы перечислили :) Соответственно — и не делает, и не переживаю особо. Нам тоже без двух недель три года.
Одеваться не умеет сам, только с помощью меня. Раздеваться — может, но только верхнюю одежду+обувь.
Кушает, правда, почти всегда сам, но только когда действительно голодный, иначе приходиться подбрасывать ему пару ложек самой.
С чего им хотеть этому учиться? :) Это за компанию с другими детьми они ужом вывернуться, чтоб сделать лучше, а так, с родителями.
Вот у меня одна надежда на сад и осталась. Просто боюсь, что раз он ничего не умеет, то вдруг его выгонят из сада?
Терпите ор:) объясняйте — большой мальчик, учись сам. Иначе так и будет — эй, маман, ну-ка метнись мне за соком на кухню.
«ему нравится, что прислуживают»?! это вы сами так воспринимаете или он уже формулирует?
а что же до 5 лет? Что бы вы не делали, как бы ни старались. а что? а как? вот не верю я, извините, что старались. делали, как проще, то есть, делали ЗА НЕГО! У мальчика мотивация отсутствует напрочь — зачем ему стараться-то, напрягаться и проч?!
не реагируйте на нытье, срочно отстраняйтесь от тех дел, с которыми он справится сам! Иначе, бедная его жена:)


А откуда взятся желанию, если мама за него все делает? Перестаньте делать ЗА него, начнет делать сам. Другого рецепта нет.
Напишите мне хоть одну причину, ко которой ваш сын мог бы хотеть учиться что-то делать самостоятельно?
Хотя бы глядя на ровесников, которые могут сами покачаться, и кататься на велосипеде.
И чего? Это не они могут, а им приходится. Они мучаются сами, а меня — мама покатает, я — самый хитрый. (с)мысли ребенка
Слыхали?
Сегодня
В подъезде
Восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.

Измятый конверт,
А на нём
По линейке
Написано чётко:
«ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ»

На первый этаж
Письмоносец
Зашёл.
Увидел, как Вову
Сажали
За стол.

Со сказкою
Вове
Вливали бульон.
— Письмо Неумейке! —
Сказал почтальон.

За ложку
Схватился
Испуганный
Вова,
А мама ответила:
— Нету такого!

В квартире
Над ними
Жил мальчик
Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.

Услышав про адрес,
Смутился
Андрейка:
— Не думайте, дядя,
Что я — Неумейка!

Я, дядя,
Ещё не окончил
Игру.
Вот выстрою
Домик
И всё уберу.

Направилась
Почта
В квартиру направо,
Где только проснулся
Голубчиков Слава

Сестрёнка ему
Надевала
Чулок,
А Слава скучал
И глядел
В потолок.

Сказал почтальон
— Неплохая семейка!
Не здесь ли живёт
Гражданин Неумейка?

Но Слава,
Услышав
Обидное слово,
Чулок натянул
И воскликнул:
— Да что вы!
Я сам одеваюсь,
Когда захочу,
А это… ну, просто
Сестрёнку учу!

Идёт письмоносец
В другую
Квартиру
И видит на кухне
Такую
Картину:
Тарелки
Помыты
И сложены в груду,
А мама и дочь
Вытирают
посуду.

Сказал почтальон,
Улыбнувшись:
— Беда!
Простите,
Я снова
Попал не туда!

Спустился во двор
Письмоносец
И вскоре
Чуть-чуть не упал
На трёхлетнего
Борю —
Цветы поливал он
Из маленькой лейки.

И здесь
Не нашёл
Почтальон
Неумейки!

Присел почтальон,
Отдохнул
И опять
Отправился в путь —
Неумейку искать.

Письмо
Получателя ищет по свету.
Но что же в письме?
Рассказать по секрету?

Два слова
В конверте
Письма заказного:
«ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!»
Обидных два слова.

Что делать если ребёнок не хочет учиться? Открываю секреты и раскрываю тайны

Приветствую, с вами снова Оксана Манойло со злободневной темой — что делать если ребёнок не хочет учиться. Пожалуй, никогда так часто в отчаянии родители не заваливали интернет-поисковики вопросами на тему «почему ребёнок не хочет учиться», как в наши дни. Чем дальше, тем чаще и безысходнее.

Расскажу в этой статье секреты из своего опыта. Как сохранить здоровье физическое и психическое. Свое, и своего ребенка. Как сохранить мир в семье и в школе.

Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!

В этой статье вы узнаете:

У большинства из нас, родителей, сладкая иллюзорная картинка, где любимый уже подросший малыш дарит букет цветов первой учительнице, потом с жаром тянет руку на уроках, а дома старательно выводит буквы в домашнем задании. Но все это разбивается о реальность, в которой любимое чадо буквально с первых дней заявляет: «Я туда больше не пойду и делать ничего не буду!»

Не, ну не то, чтоб мы не ожидали того, что будет не всегда гладко. Но «не всегда» и «полностью не гладко» это вполне себе ощутимые по различию вещи.

И что делать? Как быть? Мы спокойно упорствуем ровно до того момента, пока не приходит холодное понимание, что он не шутит, он не ленится, ему просто тупо плохо там.

Тогда мы в начинающейся лёгкой внутренней панике бежим выяснять, всё ли нормально в адаптации, в отношениях с учителем, в отношениях с одноклассниками. И впадаем ещё в больший ступор, потому как в подавляющем большинстве случаев по этим пунктам всё приемлемо. А что тогда?

И вот тогда картина маслом: понятно, что вообще ничего не понятно. Но горячо любимый человек вдруг превращается в существо, готовое чуть ли не войной отстаивать своё право ничего «школьного» не делать, а то и вообще туда не идти.

Кто-то из детей уходит в «теневую оборону». И раз за разом обостряя хронические болячки или чуть ли не еженедельно сваливаясь с пресловутыми ОРЗ-ОРВИ, чтобы остаться дома — в войне все средства хороши.

Кто-то воюет открыто, саботируя, игнорируя, провоцируя, в целом демонстрируя уверенность в своей правоте и отстаивая своё право… Право на что?

Мы знаем, что наши дети вовсе не глупы, мы знаем их сильные и слабые стороны. Но вот такое небывалое сопротивление не может не навести нас на мысли о том, что и вправду что-то не так. Вот о том, что именно не так, как с этим «не так» взаимодействовать, чего ждать и так далее, мы сегодня и поговорим.

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Давайте будем честны сами с собой. Единицы из нас безоговорочно любили школу и обожали учиться. На глаза как-то попались воспоминания о школьном детстве людей, которых считали видными умами времён советского социализма. Среди них и учёные-физики и крупные специалисты в области строительства электростанций, и другие не менее выдающиеся личности уже в почтенном возрасте.

Одни вспоминали, как учитель запирал их в кабинете для того, чтоб выполнялось домашнее задание. А они при помощи друзей вылезали через форточку и бежали играть в футбол или лапту. Не смотря на то, что знали о неминуемом жёстком наказании потом.

Другие с теплотой и смехом вспоминали, как тёмным утром проворачивали аферу с лампочками, вставляя в патроны освещения мокрые бумажки. Бумажки постепенно высыхали, контакт прерывался. Лампочки прекращали гореть и урок, особенно пасмурными зимними днями, проводить было невозможно.

Поэтому очевидно, что если вы думаете, что процесс обучения в школе может быть обожаемым, то вы себе врёте! И старательно забыли о том, как это было у вас. Хорошо, не нравится, но что же делать?

Что делать, если ребёнок не хочет учиться? Обязанность получить аттестат о среднем образовании закреплена нынче за каждым гражданином государства. И именно родителю будет административное «а-та-та», если его ребёнок аттестат не получит. А с другой стороны – не тащить же волоком?

Один против всех!

Сейчас коснёмся того момента почему раньше случаи противоборства школьной системе были единичны. А сейчас носят массовый характер. Ответ прост. Мы растим уже совершенно других детей. Они тотально и безоговорочно не похожи уже даже на нас – их родителей. Что уж говорить о предыдущем поколении, о наших родителях.

Для бабушек-дедушек этот феномен и вовсе несовместим с понятием нормальной реальности. Таким образом, порождается страшная ситуация. Когда все – родители, бабушки, дедушки, школа находятся на одной стороне баррикад. А ребёнок — один против всех – на другой. Отчаянный, но не сломленный. Пока.

Особенность новых детей заключается в их обострённом чувстве собственного достоинства, в качественной самооценке и в нежелании кривить Душой. Интересно, что как раз «провокаторы» не те дети, которым в школе страшно, может быть унизительно, нет.

Многие родители выражают опасения, мол, это бесхарактерность даёт такую реакцию на даже небольшое давление. Куда там! Сломаться и плыть по течению куда проще, чем противостоять! Тем более, когда ты маленький, а система большая и, кажется, все против тебя.

Почти всегда бунтари — это яркие, активные ребята. Эрудированные, разносторонние в общении, возможно непризнанные лидеры во дворе, либо независимые одиночки. Специалисты характеризуют их как «умный, но учиться не хочет.»

Эти дети рубят правду с плеча, не заискивают перед авторитетами, задают неуместные вопросы. И делают выводы о действительности по тем фактам, которые сами видят и чувствуют, а не по тому, что им пытаются «всучить».

И что же видят наши дети? А видят и чувствуют они, не смотря на самый юный возраст, полную несостоятельность современной (вообще ни разу не современной) системы образования. Образования, в котором нет места стремлению изучать то, что нравится именно сейчас. В котором тот, кто старше решает что тебе сейчас интересно.

Школа, в которой зачем-то нужно заучивать килограммами совершенно не интересную информацию. Когда любой современный ребёнок уже с дошкольных лет знает, что любое интересующее можно найти в один клик.

Зачем тогда?? Школа, в которой даются никому не нужные и подчас бредовые «знания». В которой из прикладного и того, что пригодится вот сейчас, здесь, в повседневной жизни, нет почти ничего. Школа, в которой попросту неинтересно!

Почему девочкам вредно учиться в современной школе?

Отдельной строкой хочу коснуться обучения в общеобразовательной школе девочек. Если в оценочной системе для мальчиков есть даже некоторый плюс. Она порождает здоровую мужскую конкуренцию, стремление быть лучше. Ну или, по крайней мере, не травмирует, то девочки совершенно другое дело. Оценочная система убивает в девочках женское начало! Которое заключается в том, что она должна быть априори непререкаемой стопроцентной ценностью.

Выставление же оценок порождает стремление соответствовать, быть лучше. Чувствовать себя невыносимо плохо, когда быть на высоте не удаётся. И стремиться вновь, при этом находясь в страхе снова упасть.

Мальчиков – закаляет или не трогает, девочек же ломает, воспитывает по мужскому типу. И они потом по жизни вынуждены искать себе «оценку» извне. Бороться с неуверенностью, воспринимать себя саму по типу «сделала – хорошая, не сделала -плохая» и так далее. Обучение девочек должно кардинально отличаться и не носить оценочный характер. Но до этого нашей системе образования ой, как далеко.

Почему опасно для ребенка учиться в школе? — тайна нашего образования

Помимо вышеперечисленных выводов о несостоятельности и непригодности в настоящей живой жизни школы, сознание ребёнка «обогащается» ещё и такими нелицеприятными выводами о ней, как, например: чтобы снискать расположение учителя, надо терпеть, притворяться, что интересно, иначе неминуем конфликт.

Что школа фактически запрещает ставить собственные цели и достигать их, навязывая свои. Что школа крадёт время у по-настоящему интересного, и так далее. Вы всё ещё удивляетесь тому, что ребёнок не хочет учиться?

И если раньше мы воспринимали это как данность, как необходимость «просто пережить», потому, что все так живут. То современные дети наделены хорошим таким здоровым эгоизмом, который запрещает им врать прежде всего самим себе.

Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться в школе? Родителю, если он желает разобраться в этой ситуации и хоть как-то выплыть в «нейтральные воды» во взаимодействии с собственным ребёнком и с этим вопросом, необходимо тоже перестать себе врать! Врать про то, что у ребёнка должно присутствовать неминуемое стремление ходить в школу, чтобы в ней учиться. Дети туда хотеть ходить из-за этого не могут, поймите и примите уже как-нибудь.

Социализация – да, возможно. Некоторые психологи вполне лояльные к школе всё равно сходятся во мнении, что первые два-три школьных года только для адаптации и социализации и пригодны. И серьёзно научать чему-либо детей в это время не имеет большого смысла. Но и то, что для социализации школа просто необходима – это миф.

Просто признайте, лучше вслух, что вы понимаете чувства своего ребенка! А дальше уже можно садиться и сообща думать вместе что именно делать дальше.

Что же все-таки делать, если ребенок не хочет учиться в школе? — мой главный секрет

Для начала нужно для тех, кто не в курсе, просто знать, что есть альтернативы. Экстернат, домашнее или семейное обучение, вальдорф. Все они отлично себя зарекомендовали. Исчерпывающую информацию об особенностях и нюансах той или иной альтернативной системы образования можно легко найти в интернете. А так же связаться с «бывалыми», кто уже «плавал-знает». Мои дети, например, учатся на семейном образовании дома.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Многих из тех, кто вроде бы и согласен на альтернативу смущает больше не тот факт, что нужно будет более прицельно уделять время учёбе ребёнка. (Хотя сведущие говорят, что по факту и ничуть не более прицельно, кто как воспринимает). А то, что ужасно то, что у ребёнка появится тонна свободного времени!

Между тем, это нормально при домашнем обучении. И сюрпризом для таких ужасающихся родителей может стать то, что вообще-то ценным моментом в развитии личности ребёнка могут стать и сложные компьютерные игры и ощутимо длинные телефонные разговоры. И многочасовое слушание музыки и даже «не те» друзья.


Это опыт, представьте себе. И ребёнок имеет на него право. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Что бы ни было, основополагающим всегда будет пример родителей! Именно глядя на то, как в семье, ребёнок сделает правильные выводы обо всём, но жить и пробовать он должен сам.

Миф о «ничего-не-делании»

Второй момент, который обычно непреодолимым контраргументом вываливается супротив альтернативному образованию, звучит как практически истеричное: «Но он же ничего не будет делать!».

Это очередной миф, засевший в головах поколения, пережившего насилие традиционным образованием и мечтавшего в детстве: «Эх, скорее б вырасти и ничегошеньки не делать из этой надоевшей учёбы!»

Между тем, жажда познания – мощнейшая природная сила, заложенная на генетическом уровне. В детском возрасте она особенно ярко проявлена. Что же делать, если ребенок не хочет учиться? И вот парадокс заключается в том, что если на ребёнка не давить, объяснять перспективы, мотивировать, давать выбор и позволять нести ответственность, он будет охотно познавать новое.

Поначалу, возможно, он и будет проявлять апатию и ничегонеделание. Если к тому моменту немало обжёгся на традиционной школьной диктатуре, но только для того, чтоб заручиться спокойствием, что обмана нет. Что теперь действительно всё по-другому. Но потом, расслабившись и сняв оборону, непременно начнёт учиться, познавать. Он просто не сможет этого не сделать.

Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?

Если по каким-то причинам альтернативное образование для семьи сейчас неприемлемо, то нужно разработать тактику и концепции, без этого никак, ведь вы теперь уже заодно.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Во-первых, все ведущие психологи на сегодняшний день, говорят о том, что если делать неукоснительно все современные школьные задания, можно заработать проблемы с психикой.

Те, кто в наше время высокочастотных энергий приносят себя в жертву, быстро «сгорают» и начинают болеть. Подчас совсем небезобидными болезнями. Всё потому, что на пользу идёт только то, что делается с желанием и мотивацией.

И грустно и смешно от того, что в крупных успешных компаниях от сотрудников требуют, наоборот, из общей массы дел выделить важные, актуальные на данный момент, основополагающие и неотложные, «забив» на всё остальное. Это именуется оптимизацией и креативностью. Школа же учит ровно противоположному.

Если ребенок не хочет учиться, что делать? — советы бывалых

Успешны не те, кто всё знает, а те, кто знает, где искать и как соответствовать. Успешен психически стабильный человек, жизнерадостный и самообучаемый. И вот именно понятие успешности как раз и нужно качественно разъяснить ребёнку. Нужно объяснить ребёнку выгоду успешности, сделать её мотивацией.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Обязательно знать, что для того, чтобы быть успешным в классе, нужно с пониманием относиться к труду учителя.

Важен момент именно чувствования, что человек тоже может быть несчастен, заложником обстоятельств, раз выражает недовольство. Но ни в коем случае это не должно перетекать в заискивание или не попирание своих интересов.

Просто иногда для поддержания хорошего «имиджа» нужно поднапрячься и сделать хорошую объёмную работу, чтобы успокоить неусыпный учительский контроль. Нужно прочесть хотя бы на перемене параграф и вовремя поднять руку. Поусердствовать на контрольной, между делом выполнить (да даже если и списать!) домашнее задание.

И вот реально таким образом по крайней мере в средних классах можно учиться не наматывая ни себе ни педагогам нервы на кулак. Это не иллюзия образования, это тот самый баланс, когда не пересекаются ничьи границы. И это, в общем-то, неплохой вариант, чтоб всем участникам школьной эпопеи сохранить себя.

Оставьте свои страхи при себе!

Тем, кого не устроил предыдущий абзац, предлагаю задать себе вопрос, а чего вы, собственно, боитесь? Вырастить невежду? Обнаружить свою непримиримость к тройкам? Боитесь то, что будете мямлить, пытаясь смягчить пилюлю «несоответствия» вашего ребёнка школьным идеалам в разговоре с другими людьми?

Так будьте честны и не прикрывайте свои страхи в виде внутричерепных тараканов разговорами о важности школьного образования для дальнейшего жизненного успеха ребёнка.

Ребенок-подросток не хочет учиться — может это здорово?

Будьте честны с ребёнком и с самим собой. Держите для собственного самообладания в памяти суровые примеры реальности. Где отличники и «заучки» работают официантами в «МакДоналдс». А свободолюбивые независимые «троечники» благодаря своей нешаблонности, создают новые бизнес-ниши. И неплохо зарабатывают, радуясь жизни.

Образование не гарантирует успешность и правда именно в этом. Ищите с ребёнком компромиссы. Может быть в виде договорённости. Например, что он выбирает направление, которое ему интересно и в котором он сам качественно будет заниматься. А за это вы поможете ему «проскочить» в других.

Что еще делать, если ребенок не хочет учиться? Всем нам очень важно сейчас учиться у наших детей этому самому здоровому эгоизму. Обретать навык перекладывать на них часть ответственности за их же жизнь. Верьте в своего ребёнка. Любите своего ребёнка. Каждую минуту помните о том, что школа – это не сама жизнь, а только лишь маленькая её часть.

Помните о том, что уверенность, поддержка и стопроцентное принятие, данные личности ребёнку в семье, станут ему в жизни куда большим подспорьем, чем тонны заученных знаний.

Они не только справятся, но и превзойдут нас во всём, не сомневайтесь! Ведь новый, добрый, яркий мир, который рождается сейчас буквально на наших глазах – их мир, и они знают как лучше. И если ребенок не хочет учиться, то только потому, что эти «знания» не соответствуют его новому миру. Что делать если ребёнок не хочет учиться? Помочь ему!

Друзья, если вам понравилась статья, что делать, если ребенок не хочет учиться, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана — практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Не хочу учиться

Вышла новая статья Н.Н. и М.П.Нарицыных. Жаль, немного опоздала к 1-му сентября.

Когда ребёнок рождается, он начинает познавать мир. Изучение всего, что окружает нового человека, его любознательность, тяга к познанию нового, к исследованию всего вокруг – важное условие как адекватного развития личности, так и непосредственного выживания. Собственно говоря, если вновь припомнить теорию психотерапевта Эрика Бёрна о том, что в любой личности живёт триединство составляющих – внутренний Ребёнок, внутренний Родитель, внутренний Взрослый, — то наиболее счастливые и адаптированные люди сохраняют в себе любознательного, активного, ищущего внутреннего Ребёнка до самого конца жизни.

Человечеству, особенно современному, до сих пор эволюционно необходимо, чтобы каждый новый представитель постоянно расширял свой жизненный багаж, набирал и изучал новую информацию, рассматривал и исследовал. Развитие новой антропогенной среды сейчас идёт по сравнению с прошлыми периодами развития сумасшедшими темпами, и новые поколения, знающие больше предыдущих, пытливые и прогностически мыслящие, сегодня становятся все более востребованы.

Таким образом, можно было бы предположить, что современный ребёнок в школу сегодня идти скорее хочет, чем нет. Потому что в школе его ждёт:

— во-первых, удовлетворение жажды познания, причём уже на существенном уровне и в течение многих лет и по нарастающей;

— во-вторых, новый, более высокий социальный статус;

— и в-третьих, коллектив ровесников-единомышленников, с которыми вместе можно исследовать, в том числе – продолжая собственную сепарацию от родителей, обретая дальнейшую самостоятельность, делая очередные шаги к взрослости.

. Те родители, которые дочитали до этого места, в большинстве своём наверняка либо горько усмехаются, либо просто молча крутят пальцем у виска.

Потому что описанные выше пункты – это, что называется, про сферического ребёнка в идеальном школьном вакууме. Точнее, так могло бы быть, если бы в ситуацию не вмешивалось очень много разных дополнительных составляющих: от общественного иерархического мышления до специфического современного образования.

И если приблизить вышеперечисленные пункты к нынешней реальности, то получится примерно следующее.

Во-первых, большое количество детей отказывается от любознательности и исследования чуть ли не с раннего детства. Точнее – они постепенно понимают, что за любознательность их наказывают. Как в поговорке: сперва детей учат ходить и говорить, а потом – сидеть и молчать. Увы, многим родителям – пусть не всегда осознанно! – оказывается крайне необходимо постоянное подчинённое положение ребёнка. С растущим отпрыском, говорящим «Я сам», они буквально не знают, что делать. В какой-то мере это даже может их пугать: ребёнок, который сам проявляет инициативу, сам принимает решения, сам исследует и делает выводы. В том числе – обретает какие-то знания! Потомок, знающий больше предков – прямая угроза статусу родителей. И когда ребёнок начинает задавать разные неудобные вопросы, для иных родителей нет страшнее ситуации, чем ответить «не знаю». Потому что Настоящий Родитель, по их убеждению, должен знать всё. По крайней мере, должен ответить на любой вопрос своего ребёнка. Сказать «не знаю, но посмотрю в том же поисковике» – унизительно для родителей. Разумеется, все это с точки зрения системы иерархического мышления. А уж сказать «Я пока не знаю, пойдём посмотрим вместе?» – и вообще неприемлемо.

Поэтому нередко ситуация «я могу ответить на любой вопрос своего ребёнка» достигается методом обрезания лишних вопросов: «Замолчи и не мешай взрослым своими глупостями».

Как правило, подобный опыт ребёнок начинает получать уже в 3-4 года. А к шести годам, к первому классу школы, у него на уровне бессознательного формируется ощущение: «Стремление к знаниям наказуемо, взрослым нельзя задавать вопросы, их это раздражает, причём никогда не знаешь, какой вопрос вызовет у них раздражение». Поэтому начало школьного обучения у такого ребёнка также невольно может ассоциироваться не с радостью, а с горестью познания. Увы, сейчас все чаще это воспитательное направление, как эстафету, подхватывают ЕГЭ-ориентированные учебные заведения, где тоже требуется «не умничать, а делать как сказано».

Во-вторых, в самой школе социальный статус ребёнка тоже порой весьма неоднозначен, мягко говоря. Школы, где уважают личность ученика, до сих пор предстают в меньшинстве. Это тоже во многом последствия традиционного иерархического мышления: «учит Начальник, учится Дурак». То есть ученик в такой школе – априорный Дурак. Он всегда сам во всём виноват, а любой учитель всегда прав по определению: потому что он учитель. Кроме того, система, ориентированная прежде всего на качественную сдачу ЕГЭ, изначально готовит детей к умению «вписывать определённые сведения в определённые рамки». К сожалению, даже грамотные профессионалы-учителя вынуждены подчиняться этому системному давлению. Помнится, одна учительница литературы и русского языка, крайне ценившая и развивавшая в своих учениках нестандартность взглядов, умение рассуждать и формировать собственное мнение, наставляла перед ЕГЭ по русскому одного из своих учеников, талантливого будущего журналиста: «Я тебя очень прошу, будешь писать эссе – забудь, что у тебя есть мозги. Пиши по методичке».

И если этот подход в школе практикуется с первого класса – неудивительно, что ребёнок туда не хочет идти. Или перестаёт хотеть после пары недель учёбы.

В-третьих, коллектив ровесников в классе обычно набирается по случайному принципу (и хорошо, если только так), и на поверку оказывается коллективом чужих людей с разными интересами, как минимум поначалу. Особенно сложно становится, если учителя применяют в работе с классом подход типа «разделяй и властвуй». Кроме того, многие дети, не вписывающиеся в так называемое нейротипичное мышление (то есть «как мыслит абсолютное большинство») – оказываются в классе изгоями, в том числе – при поддержке учителей.

Многое зависит и от того, чего ждёт от школьника старшее поколение. В предыдущей статье, о «подготовке родителей к школе», как раз подчёркивалось, что крайне важно заранее обсудить, что хочет получить от школы ребёнок, и что – родители. Если между этими списками будет серьёзное расхождение – это тоже может перетечь в довольно проблемную ситуацию, не способствующую желанию ребёнка учиться.

Если же ребёнок и родители «играют в одной команде», то им важно обсудить на равных свою общую стратегию общения со школой. И вероятно, взять на вооружение ту самую «фигу в кармане», о которой упоминалось в другой статье: про подготовку к школе ребёнка. В любом случае, как известно, «предупреждён – значит вооружён».

Проанализируйте с ребёнком как можно больше возможных ситуацией «Что мы будем делать, если…». Ситуации могут быть из тех, которые пугают и ребёнка, и вас. Можно приготовить по нескольку возможных вариантов действия, обсудив в том числе сами принципы выбора решений. Но, во всяком случае, страхи рождаются от неизвестности, а если есть хотя бы предварительный набор неких вариантов действия в той или иной ситуации – страх может стать куда меньше, а желание познавать новое – куда больше.

В том числе очень важно дать знать ребёнку, что взрослые тоже могут ошибаться. Все взрослые: и учителя, и родители в том числе, и все живые люди, занимающиеся той или иной деятельностью. Но что не каждый взрослый способен осознать свои ошибки.

И ещё важный момент: сложно ждать от ребёнка, что он, пойдя в школу, станет сразу намного более самостоятельным и взрослым, чем был ранее. Самостоятельность обретается пошагово, постепенно, каждый день понемножку, и развивать ее важно задолго до начала школы. Но начинать, при всем при том, не поздно никогда. Главное – понимать, что ребёнок не переключится в новый режим существования мгновенно. Статус школьника и портфель туго набитый учебниками, не сделают вашего первоклассника сразу умным, решительным и невозмутимым. Ещё не раз он может оказаться в ситуации, когда, несмотря на все обсуждения и подготовку, не сумеет принять решения, растеряется, может быть – даже заплачет. Но любое обучение, любое познание нового, любое обретение опыта естественно сопряжено с ошибками. Важно потом доброжелательно и взвешенно анализировать эти ошибки, помогая таким образом ребёнку приобретать его собственный опыт.

. Отдельного разговора заслуживает давний школьный жупел: оценки. Увы, это нередко становится проблемой как для детей, так и для родителей. Но это тема для ещё одного отдельного разговора, который состоится через две недели.

5 причин, по которым дети не хотят учиться

Как помочь детям вернуть интерес к учебе? Рассказывает профессор психологии, коуч-консультант и автор книги «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия.

Ребенок слишком загружен

Современные дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, загружены настолько, что у них абсолютно не остается свободного времени. Ребенок весь день чем-то занят: он ходит в сад или в школу, дополнительно изучает языки, занимается теннисом, гимнастикой, музыкой и так далее. Уроки он делает поздно вечером, уже плохо соображая и совершенно без желания.

Дети так сильно устают, что у них в принципе пропадает какая-либо мотивация к обучению, и они ищут любую возможность увильнуть от занятий. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда они начинают понимать, что родителей можно не слушаться, и за это ничего не будет. Дошкольники и младшие школьники еще как-то пыхтят, стараются вынести сверхнагрузку, а потом в какой-то момент просто срываются и уже больше ничего не хотят, да и не делают.
Если у ребенка нет свободного времени, он не сможет побыть самим собой, осознать свое «я», что-то придумать или помечтать, лежа на диване. А в итоге он не станет креативным и самостоятельным человеком — он будет просто следовать по графику, составленному другими.Что делать родителям. В первую очередь, нужно снизить нагрузку, чтобы у ребенка появилось свободное время. Для дошкольника важно, чтобы ежедневно у него было три личных часа. Если ребенок ходит в сад, а потом на занятия, то все равно вечером у него должны быть эти часы отдыха. Для младшего школьника это минимум два часа свободного времени в день. Понятно, что эти цифры для ориентира, но к ним нужно стремиться.
Пусть ребенок в это время рисует, играет с кошкой, наряжается в мамино платье, лечит плюшевых зверей или просто наблюдает за полетом мухи. А иногда можно и на телефоне немного поиграть. Это тоже не страшно — гораздо страшнее, если у ребенка вообще нет свободного времени.
Также нужно посмотреть, есть ли перерывы между дополнительными занятиями: не получается ли так, что ребенок галопом несется из одного кружка в другой, а потом сразу в третий. Если занятия идут одно за другим, то придется их немного «проредить» — детство должно быть детством, а не бесконечной гонкой. И не стоит ждать результатов сразу. Ребенок отдохнет, восстановится, и тогда, скорее всего, у него вновь появится желание учиться и развиваться.

Ребенок запустил предмет

Следующая причина, по которой дети часто не хотят и даже не могут учиться, — это незнание. Это скорее характерно для детей старшего возраста, когда в школе начинаются более сложные предметы. Дети запускают математику, физику или химию, они уже фактически не понимают, что происходит на уроке и как надо делать домашнее задание.
Ребенок просто не знает, как подступиться к этому предмету, и тогда он перестает даже пытаться. Он может делать вид, что занимается, а на самом деле он будет смотреть в окно, тайком играть на телефоне и всячески саботировать работу и в классе, и дома.Что делать родителям. Надо четко понять, что ребенок сам не справится. И все эти «Давай учись», «Ты что, не понимаешь? Тебе экзамен сдавать» — совершенно бесполезны. Когда ребенок ничего не знает, никакие нравоучения и назидания не помогут.

Здесь надо идти, как я говорю, по «методике швейцарского сыра». Выделим ключевые моменты: например, подумаем, что конкретно нужно подтянуть в том предмете, по которому он «плавает».Если нам самим это сложно, можно на некоторое время нанять репетитора.
Как только ребенок начинает хоть что-то понимать, интерес, как правило, возвращается. Здесь очень важны позитивные эмоции, вера в свои силы, радость от первых, пусть и небольших, побед. Когда ребенок осваивает один предмет, можно переходить к следующему. Если подойти к вопросу грамотно и ответственно, то через полгода мы не узнаем своего «лентяя».

Плохой контакт с учителем

Учитель, который не входит в контакт, не любит ученика, — довольно массовая причина отсутствия мотивации к учебе. Это чаще всего особенность младшей школы, где критически важна личность учителя и контакт с ним.
Недавно одна мама мне рассказывала о том, как ее вызвали в школу, и учительница пожаловалась: «Я просто не могу работать с вашим ребенком, у меня язва открывается, когда я его вижу». А что, собственно, он делал? Он ниточки какие-то драл и наматывал на палец, а ее это так раздражало, что она уже не могла слушать его ответы. Может ли ребенок в такой ситуации хотеть учиться? Очевидно, нет.Что делать родителям. Нужно глобально быть на стороне ребенка, неважно — восемь лет ему или семнадцать. Ни в коем случае нельзя ставить его между молотом и наковальней: нападает учитель, а с другой стороны нападаем мы. В этом случае мы просто потеряем контакт с ребенком и тогда уже помочь ему будет трудно.
Если ситуация не сильно запущена, можно попытаться восстановить отношения, наладить общение с учителем, что-то объяснить ему, поговорить с ним. Но если мы видим, что это тщетно, значит, надо менять класс или школу. Не надо этого бояться — на кону образование ребенка и его самооценка.
Важно не просто защищать ребенка, а выяснить, что на самом деле происходит: понять конкретные причины неприязни, показать, почему учитель так реагирует на него.

Травля в классе

Если в классе плохая атмосфера, ребенка дразнят и обижают, то никакой учебы там, конечно, не будет. Причем плохие отношения со сверстниками могут возникнуть в любом возрасте. Частые признаки неблагополучия при этом — неожиданное заикание, нервные тики, нежелание идти в школу, плохой сон и так далее. Дети не всегда открыто говорят о своих проблемах, поэтому родителям нужно быть внимательными и чуткими.
Если же ребенок приходит с синяками, вдруг начинает слишком часто якобы терять свои вещи или у него пропадают деньги на обед, то, скорее всего, он столкнулся с настоящим буллингом, то есть травлей. В этом случае надо действовать незамедлительно.
Что делать родителям. Если мы заметили тревожные признаки, то сначала расспросим ребенка — возможно, он сам все расскажет. А потом нужно действовать активно, но аккуратно: нельзя сводить счеты с обидчиками, но нужно привлечь к ситуации максимальное внимание взрослых – поговорить с учителями, директором, завучем, родительским комитетом.
И параллельно нужно проводить работу с ребенком, рассказывать, как себя вести в этой неприятной ситуации, ссылаясь на свой опыт. Все мы бывали во всех трех ролях — агрессор, жертва и наблюдатель. Наш опыт поможет сыну или дочери справиться с ситуацией, переосмыслить ее. Ребенок не должен чувствовать, что он всегда жертва. Здесь самое важное — родительская работа и понимание того, что реально происходит в классе.
Если все методы не работают и ребенка продолжают травить, вы всегда можете его перевести в другой класс или школу. Иногда — это единственный способ сохранить психику и вернуть мотивацию к учебе.

Другие интересы

Возможно, ребенок потерял интерес к учебе, потому что все его мысли занимают другие вещи. У него вроде бы и сил полно, и учителя к нему прекрасно относятся, и с одноклассниками нет проблем — и вдруг все изменилось, ему уже ничего не надо. Например, подростковая влюбленность: ребенку ни до чего, он будет целыми днями сидеть и думать про эту девочку или мальчика. Или вдруг увлекается каким-нибудь экстремальным спортом, и все время занят этим.
Что делать родителям. В данном случае возможны разные варианты. Иногда достаточно просто переждать, и все проходит само собой. Но, к сожалению, так бывает не всегда.
Если увлечение серьезное, то можно попытаться найти точки пересечения личных интересов ребенка и учебы.Это могут быть совместные занятия с объектом подростковой влюбленности. Или если ребенок увлечен каким-то видом спорта, то можно ему показать книги по физике, которые объясняют законы движения, а книги по истории этого спорта вполне могут пересекаться с курсом общей истории.

Оценки — не главное

На самом деле причин, по которым дети не хотят учиться, гораздо больше — ровно столько, сколько и самих детей. Какие-то больше характерны для дошкольников и младших школьников, какие-то — для детей постарше. Но каждая из них может «выстрелить» в любом возрасте.
Важный момент: если ребенок справляется со сложными математическими задачами, говорит на трех языках, но не умеет управлять своими эмоциями или решать конфликты с одноклассниками, то ничего из вышеперечисленного не будет иметь значение для его успеха в жизни.Учеба — это важно, но эмоциональная устойчивость, самоконтроль, социальный интеллект, умение разговаривать с разными людьми — намного существеннее.
Часто разгильдяи-троечники в итоге добиваются большего успеха, чем примерные отличники. Если троечник не сделал домашнее задание, то он будет думать, как ему выкрутиться, у кого списать, как поговорить с учителем — а это все довольно ценные навыки. Если же родители во всем помогают: клеят гербарий, готовят слайды для доклада, собирают портфель, — хорошие оценки, которые ученик набирает, ничего ему не дадут для реальной жизни.
Безусловно, натаскать на пятерку проще. А развитие социальных и эмоциональных навыков требует большего терпения от родителей, большего спокойствия, включения в жизнь ребенка. Поэтому плохие оценки — это некие знаки неблагополучия, а вот что за ними стоит, надо разбираться.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок крайне плохо себя ведет, ругается, дерется.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация