Адаптация в новой школе


Содержание

Переход ребенка в новую школу. Как справиться со стрессом

Переход в новую школу — это всегда стресс. Причем, как для ребенка, так и для родителей. В этой статье психолог рассказывает, как преодолеть волнение и адаптироваться к новым реалиям.

На приеме у психолога сидит К., девочка лет четырнадцати, миловидная, высокая, с большими тревожными глазами. Привела мама, сама вся в волнении, в стрессе. Рассказывает: «Переехали в новый район с этого года, и пришлось детей переводить в новую школу, которая тут под боком. Младшие вроде бы неплохо адаптировались, а вот старшая (кивает на К.) – никак не может. Плачет уже третий месяц, просится в старую школу, оценки упали. Была отличницей, очень активной, всегда участвовала во всяких школьных мероприятиях. Сейчас не узнать: идти в новую школу не хочет, стала болеть, ни с кем не общается. Я поняла, что мы уже сами не справляемся.

Остаемся наедине с девочкой. По диагностике – депрессивное состояние. К.: «Я не вписалась ни в этот класс, ни в эту школу. Одноклассники новые восприняли меня недружелюбно изначально, теперь даже есть девочка, которая соревнуется со мной, соперничает во всем. Учителя записали меня в слабые ученицы, потому что я сразу стала теряться, забывать от стресса то, что учила. Я вся на нервах, когда нахожусь там. Лучше уже я буду ездить через полгорода, но в старую, привычную школу, где мне легко, и все меня знают и любят».

Эта история ставит перед нами сразу много вопросов, которые надо постепенно разрешать.

1. Переход в новую школу чаще всего является стрессом не только для детей, но и для родителей

Особенно для родителей ответственных, зависимых от мнения социума, переживающих за свой статус в глазах общества. Для них успех ребенка приравнивается к своему собственному успеху, либо общему семейному успеху. Поэтому к ребенку гласно или негласно предъявляется много требований, от него ждут, чтобы он соответствовал имиджу «приличной» семьи. В такой ситуации дети ощущают себя между двух огней. И родительские ожидания поджимают, и новая школа неизвестно какие выставит условия. Такой вариант для ребенка вызывает большое психическое напряжение. Получается, что у него нет «отдушины», «островка», где он мог бы расслабиться и быть самим собой, а не оправдывать чьи-то ожидания.

Очень важно, чтобы в период перехода в новую школу родители могли самостоятельно разобраться со своими страхами и волнениями и не переносить их на ребенка, не создавать ему дополнительный источник стресса. Лучше отправлять ребенка в новую школу со словами: «мы тебя любим и примем в любой жизненной ситуации!» Это слова поддержки, а не позволение вести себя, как угодно.

2. Родителям важно включиться в адаптацию ребенка в новой школе

Это отличный метод снижения своего собственного стресса, в том числе. Когда родитель загодя приходит в новую школу (полезно взять с собой ребенка), осматривается, пройдет по коридорам и кабинетам, познакомится с классным учителем, директором, возможно, увидит каких-то детей из нового класса, определенная часть тревоги снижается. Новое уже не полностью новое. Уже появилось первое представление.

Для ребенка вхождение в новую школьную жизнь вместе с родителем – это большая поддержка. Он сразу чувствует себя защищенным, когда родитель проторяет дорогу в неизвестность. Исходя из этого, полезно и правильно первое время проводить или встретить ребенка из новой школы, особенно если он учится в начальных классах. Ничего, что он давно самостоятельный — эта родительская поддержка (или бабушкина/дедушкина, если родитель не может сорваться с работы) придает ребенку уверенности и ощущения, что он не один.

Хороший вариант, когда новенький родитель пытается (пусть на первых порах) поучаствовать в каких-то общеклассных мероприятиях, помочь в организации праздников, пр. Это даст ему возможность ближе познакомиться с другими родителями и детьми, учителем. А последним тоже позволит рассмотреть новенького и «принять» в свой коллектив.

Если ребенок уже в подростковом возрасте, родителю надо с ним советоваться о доли своей включенности. Некоторые дети – подростки стесняются уже, когда родители их провожают в школу либо очень активно общаются с учителями. Лучше договориться о такой степени вовлеченности родителя, которая будет ребенку психологически комфортна.

Отдельно надо сказать о личном опыте перехода в новый коллектив родителя, если таковой имеется. Часто переживают за успешность перехода в новую школу те родители, у которых есть собственный негативный опыт. Которые когда-то не смогли «прижиться» в новой школе, возможно, подвергались насмешкам, страдали. И это воспоминание теперь висит страшным грузом над ребенком, которому предстоит войти в новый коллектив. В этом случае родителю лучше «переварить» свой опыт с каким-то доверенным человеком – не ребенком! – чтобы неосознанно не навязывать свои ощущения ребенку, у которого будет только свой опыт, а не ваш.

3. Роль других взрослых в адаптации ребенка тоже важна

В случае если родитель видит на протяжении долгого времени, что ребенок с трудом адаптируется, переживает, не хочет ходить в школу, необходимо (и уже без согласия ребенка) войти в контакт с классным учителем, со школьным психологом. Кстати, одна из профессиональных задач последнего состоит как раз таки в помощи новым ученикам в адаптации.

Учитель, который видит старания родителя помочь своему ребенку в адаптации, тоже склонен больше помогать этому ребенку. Помимо того, что педагог должен оценить уровень знаний ребенка, понять, какова его образовательная «ниша», всегда важно помнить, что манера общения учителя с новым ребенком, его изначальное отношение к нему быстро «считываются» остальными детьми. Если мы говорим про начальную школу, то отношение учителя к новому ученику будет критичным для формирования общего отношения к этому ребенку со стороны одноклассников. Ведь учитель в начальной школе – это тот, кто знает все! Кто не ошибается! От которого зависит моя школьная жизнь! Т.е. маленькие дети склонны наделять своего учителя качествами всемогущества (поэтому – то мы так внимательно ищем первого учителя для своего ребенка). Если это уже не начальная школа, то мнение учителя теряет свою непререкаемость и, тем не менее, остается очень важным для формирования отношений с новым ребенком, для его психологического самочувствия в классе. Когда есть взрослый, который тебя хоть немного понимает и поддерживает, уже проще вливаться в новый поток.

4. Всегда ли это стресс и для всех ли он одинаков?

Как мы увидели из истории с К., не все дети переживают поступление в новую школу, как дистресс (негативный стресс). Для кого-то это просто интересное либо нейтральное изменение в жизни. Детская психика, по сравнению со взрослой, более гибкая и мобильная. В основном, дети быстрее и легче привыкают к новым коллективам и другим переменам в жизни, чем взрослые.

От чего зависит неодинаковое привыкание? Конечно:

  • от характера ребенка,
  • от состояния его здоровья,
  • от общей семейной атмосферы, в которой он живет.

Легче дастся адаптация дружелюбному, любящему новые знакомства, здоровому ребенку, живущему в полной и мирной семье.

Труднее произойдет адаптация у замкнутого, застенчивого, трудно привыкающего к новому ослабленного ребенка, у которого дома проблемы между мамой и папой.

В целом, в большей поддержке нуждаются дети — интроверты, которые закрыты и редко выражают чувства. Это дети, которые не ищут поддержки у людей, и поэтому им труднее дается нахождение в социуме.

Легче адаптироваться в новом месте ребенку, у которого здесь есть хотя бы один знакомый человек. К примеру, перешли в новую школу вместе с другом или тут уже учится знакомый ребенок, который может быть эмоциональной опорой на первое время.

Каждая мама обязана знать:  Моя новая семья

В случае с 14-летней К., однако, казалось, все нужные факторы совпали: девочка активная и общительная, здоровье нормальное, семья благополучная. Почему же возникла дезадаптация?

Качество прохождения адаптации в новой школе зависит не только от новенького, но как уже говорилось, от тех, кто встречает его. В описываемом случае классный учитель и учителя – предметники даже минимально не поддержали девочку, не дали ей освоиться на новом месте, сразу выдвинули серьезные требования. Детский коллектив также отнесся недружелюбно, как истолковала для себя девочка (на самом деле, подростки хотят общения, но часто стесняются и внешне могут выглядеть замкнутыми).

С точки зрения, кому проще адаптироваться в новой школе – малышу или подростку, однозначно ответить сложно. С одной стороны, у ребенка в начальной школе нет тех сложностей, что есть у подростка: зависимость от мнения сверстников, неуверенность в своей привлекательности (которые, несомненно, усложняют адаптацию). С другой стороны, подросток менее зависим от мнения и отношения классного учителя (с которым могут не сложиться отношения, а переключиться не на кого) и, в целом, более самостоятелен (малыш может напрягаться по поводу того, что заблудится по дороге в школу или потеряется внутри ее).

Как мы понимаем, школу меняют при наличии серьезных причин: переезд либо недовольство посещаемой школой. Вторая причина включает в себя слабый образовательный уровень, сомнительный контингент детей, текучку педагогических кадров, вторую смену, неудобную для детей.

Конечно, переходить в новую школу лучше в начале учебного года, это все-таки ставит всех детей в относительно равные условия. Переход в середине учебного года более сложен по адаптации, как в образовательном, так и в социальном планах, и должен происходить при чрезвычайных условиях.

Если родители окончательно решили переводить ребенка в новую школу, это должно означать, что они достаточно продумали целесообразность этого решения. Чтобы не променять шило на мыло, до перевода родители должны навести справки про школу, куда они собираются перейти. И не только у родителей детей, которые там учатся, но и сами должны прийти и поговорить с директором, учителями.

Серьезно поразмыслить надо будет, если ребенок учится в последних классах – есть ли смысл в переводе, возможно, большому ребенку будет проще ездить дальше, но дойти до конца в привычной среде и не изменить свой средний балл?

О чем еще надо знать, переводя ребенка учиться в новую школу?

  • В этот период лучше воздержаться от других нововведений в жизни. Пусть лучше ребенок все усилия направит на адаптацию в одном новом месте, чем будет напрягаться по многим фронтам. Что-то должно остаться знакомым, понятным и незыблемым. Тогда адаптация проходит быстрее.
  • Очень неплохо в августе перед началом учебы немного освежить в памяти пройденный материал за предыдущий год. Мы знаем, что сентябрь – это время повторения пройденного. И если новый ребенок сразу себя зарекомендует, как знающий, уверенный, то это и ему спокойнее, и хорошая репутация в глазах учителя и класса.
  • Первые месяцы после поступления в новую школу родителям стоит быть внимательными к настроению и состоянию ребенка. Не стоит пускать на самотек такое важное изменение в жизни ребенка, забывать, что в его жизни происходит серьезная перемена. Держите пока руку на пульсе и лишний раз приглядитесь к ребенку и спросите его, как идут дела.
  • Неправильным поведением родителей будет игнорирование такого изменения в жизни – «ничего, сам справится». Либо слишком нервное включение, когда родитель волнуется больше ребенка, пытается «купить» расположение учителя и одноклассников неуместными подарками; лучше всего спокойное, но внимательное отношение к ребенку, посильное включение там, где он переживает.

Чего можно ожидать от ребенка, только что перешедшего в новую школу?

Ухудшение учебы и потеря интереса к ней, повысившаяся тревога, жалобы на непонятного происхождения боли, ухудшение поведения дома и в школе, снижение самооценки – все это временные признаки ослабевшего человека, столкнувшегося в своей жизни с новыми испытаниями! Главное, помнить, что они временные! И при поддержке родителей, по истечению времени должны сходить на нет.

Когда бить тревогу?

Более трех месяцев описанные выше признаки не проходят, а усугубляются. Тогда мы говорим о так называемой школьной дезадаптации, когда необходима помощь специалиста – психолога. Это не обязательно случай, когда ребенка надо срочно забирать из новой школы. Вмешательство в болезненную адаптацию полезно даже на таких сроках, когда кажется, что все потеряно. Как это произошло с нашей героиней К., которая все – таки осталась в новой школе, благодаря активной помощи родителей и знакомых, а также помощью психолога. С девочкой проводилась немедикаментозная психотерапия, где она смогла выразить свои переживания и выработать новые стратегии совладания с ситуацией. К процессу была подключена учительница, с ней активно общалась мама девочки. Нашли ресурсы в виде друзей из старой школы, которые стали навещать К. в ее новой школе и дали ей тоже точку опоры. В итоге, девочка сама выбрала остаться в новой школе, поддерживая активные отношения с друзьями из старой.

Адаптация ребенка в новой школе

Для каждого малыша смена обстановки является стрессовой ситуацией с которой, зачастую, он не в силах справиться самостоятельно. Новая школа, учителя, одноклассники – все это может оказывать эмоциональное давление. Период адаптации обычно длится от одного до трех месяцев. Все будет зависеть от школьной программы и общего отношения в школе к ребенку. В этот период очень важно протянуть крохе руку помощи, помочь пройти адаптацию и завести новых друзей.

В каких случаях ученик может испытывать затруднения в новом коллективе? Чаще всего проблема кроется в его характере. Если ребенок застенчив, неразговорчив и скрытен от окружающих, одноклассники предпочтут игнорировать его. В худшем случае на ребенка могут обрушиться оскорбления и настоящая травля. Перед сменой школы родителям настоятельно рекомендуется провести с таким ребенком несколько бесед: объясните, как важно проявить дружелюбие и интерес к другим людям.

Так же дела обстоят и с малышом, который через агрессию пытается продемонстрировать себя. По его мнению, непослушание – самый простой способ завоевать авторитет в новом окружении. Подобные действия не только не оправдывают себя, но и могут существенно повлиять на успеваемость и отношение учителей. Здесь устранить проблему будет куда сложнее, ведь причина кроется в изначально неправильном воспитании.

Как помочь ребенку влиться в коллектив?

Какой бы характер не имел учащийся, всегда есть способы помочь ему влиться в новый класс. Что в таком случае должны делать родители?

  • Участвуйте в жизни школы. Посетите родительское собрание, поговорите с первым учителем или классным руководителем ребенка. Объясните ему, что ваш кроха сложно сходится с новыми людьми, поэтому ему нужна помощь и со стороны педагога. Возможно, учитель сможет привлечь ребенка к внеклассной деятельности, организовать коллективную работу, где малыш проявит себя и подружится с одноклассниками.
  • Окружите ребенка его сверстниками. Лучший способ развить в ученике коммуникабельность – отвести его в место, где он может неформально общаться с детьми. Это могут быть вечерние прогулки на детских площадках, посещение кружков по интересам или детские комнаты в торговых центрах. В форме игры кроха чувствует себя свободно, а потому ему легче сбросить зажимы, и открыто пообщаться с другими ребятами.
  • Регулярно разговаривайте с ним о его проблемах. Плохое настроение? Замечание в дневнике? Отсутствие друзей? Все это повод для открытого диалога. В нем очень важно дать понять ученику, что вы на его стороне и всегда поможете с решением любых проблем. Выстройте доверительные отношения. Только так ваши советы по общению со сверстниками будут услышаны и применены на практике.
  • Не наседайте и не ругайте малыша за проколы. В первое время низкая успеваемость – это вполне нормальное явление. Человеку сложно одновременно уделять внимание и хорошей учебе, и своему поведению в новом коллективе. После того, как у крохи появятся друзья, в приоритет станет учеба, ну а пока длится период адаптации – будьте терпеливы. Станьте поддержкой, а не тираном.


Открытость, постоянная коммуникация и доверие в семье помогут ученику чувствовать себя комфортнее в любом коллективе. Вовремя привитые навыки общения будут служить человеку на протяжении всей жизни, поэтому в воспитании именно на них нужно сделать особый уклон.

Уважаемые родители и ученики! Праздничная линейка, посвященная началу учебного года состоится 2 сентября 2020 года в 11.00 на…

Каждая мама обязана знать:  Отец моего ребенка не платит алименты

8 марта в школе ГЕЛИОС прошел День самоуправления, приуроченный прекрасному празднику весны Международному женскому дню. В честь праздника ученики…

На улице еще лежит снег, а на календаре уже весна! И это прекрасное время года открывает женский праздник. 8 Марта -…

Такие русские народные праздники как «Масленица» ежегодно проводятся в нашем детском саду и стали уже традиционными и любимыми для детей. Вот и…

«Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их решения»
консультация на тему

«Адаптация учащихся при переходе в новую школу:

трудности и пути их решения»

Скачать:

Вложение Размер
sobranie_na_temu.adaptatsiya_uchashchihsya_pri_perehode_v_novuyu_shkolu.doc 88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Адаптация учащихся при переходе в новую школу:

трудности и пути их решения»

— формирование представлений о причинах трудностей адаптационного периода в новую школу

— проанализировать ожидания детей от перехода из одной школы в другую;

-наметить пути взаимодействия педагогов по преодолению трудностей периода адаптации в классе

-Переход ребенка в новую школу – это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научится выполнять требования школьной дисциплины, которые отличаются от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой.

У ребенка возникает множество вопросов: «Как меня примут?», «Понравятся ли мне учителя?», «Как подружиться с ребятами?». Первое время ребенок сравнивает старую школу с новой, старые требования с новыми. Поэтому от учителей, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в новой школе.

Адаптация понятие широкое и включает в себя:

Адаптацию социальную – к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса;

Адаптацию психологическую – построение взаимоотношений;

Адаптацию педагогическую – требования учителей, объем материала, учебный план, система построения урока и т.д.;

Адаптацию к эргономическим – рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др.

Школьная адаптация имеет две стороны:

  1. Приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
  2. Включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей. (интернализация- процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом)

-Рассмотрим трудности, возникающие в процессе адаптации.

Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

  • Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
  • Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т.д.

Дезадаптация, или нарушение адаптации выражается:

  • Неуспешность обучения;
  • Нарушение школьной дисциплины;
  • Конфликты с учителями и одноклассниками;
  • Асоциальное поведение ученика;
  • Эмоциональный дискомфорт (вспышки гнева, высокая тревожность, страхи, избегание, подавленное настроение, часто плачет, внутренняя напряженность);
  • Соматическая ослабленность организма (тошнота, головная боль, снижение иммунитета, ощущение усталости и т.д.).

Этот период достаточно сложный для ребенка и благодаря эмоциональному участию и внимательное отношение к ребенку позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.

  1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
  2. Не говорите ребенку, что он хуже всех;
  3. Честно и терпеливо отвечайте на его вопросы;
  4. Старайтесь каждый день общаться с ребенком;
  5. Найдите время провести его с ним;
  6. Подчеркивайте, что вы им гордитесь за его первые шаги к самостоятельности;
  7. Оценивайте его поступки, а не его личность;
  8. Ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослый;
  9. Не сравнивайте ребенка с другими;
  10. Отмечайте самые маленькие достижения ребенка;
  11. Поддерживайте инициативу ребенка, его попытки преодолеть трудности;
  12. Давайте возможность ребенку высказаться!
  13. Интересуйтесь его взаимоотношениям с одноклассниками и учителями.

Признаки успешной адаптации

  • Ребенку нравится ходить в школу;
  • Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле;
  • У него появляются новые друзья.

Стоит помнить, что ребенку необходима Ваша помощь, в одиночку со стрессом справится очень сложно.

Одна из задач — способствовать гармоничному развитию учащихся, и поэтому стоит помочь ребенку адаптироваться к новым условиям вместе.

Подведение итогов мероприятия

-Всем педагогам необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины.

В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они будут вам напоминанием о том, что мы не имеем права выпустить из своей большой ладони детскую, т. е. оставить ребёнка без поддержки, понимания.

Памятка для педагогов

  1. Каждый день спрашивайте воспитанников «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
  2. Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
  3. Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
  4. Чаще обнимайте, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы к нему хорошо относитесь.
  5. Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
  6. Говорите со школьными учителями.
  7. Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
  8. Сделайте всё, чтобы воспитаннику было спокойно, комфортно, чтобы со своими проблемами они шли к вам, а не к чужим людям и в сомнительные компании.

Как подростку адаптироваться в новой школе. Советы специалиста

Переходный возраст — испытание как для ребенка, так и для родителей. А если в этот нелегкий период сыну или дочери приходится переходить в новую школу, ситуация складывается неоднозначная. С одной стороны — не известно как поведет себя подросток, с другой — нельзя предвидеть, какие неожиданности ждут подростка в новом коллективе. О том, как помочь ребенку адаптироваться в новом классе и не нажить проблем, рассказывает психолог Катерина Демина.


Считается, что в среднем на адаптацию к новому классу у ребенка уходит 2–3 месяца, но все, конечно, индивидуально. И часто в том, что не все идет так как планировалась не последнюю роль играет излишняя опека, давление и непонимание родителей. К пример, вопросы из серии: «Ну как дела в школе? Тебя точно не обижают?» только усиливает тревогу. Как же быть?

Не пример для подражания

В первую очередь, перестать суетиться и навязывать собственный опыт
Нередко от папы или мамы можно услышать: «Да я пять школ сменил, и ничего! Приходишь, знакомишься — дело сделано. В чем трагедия?», «Ох, это так тяжело. Все чужие, смотрят оценивающе! Я целый год осваивалась».

Кто из родителей прав? А никто

Проекция своего опыта, не важно, удачного или нет, — дурная практика. Во-первых, так вы создаете определенные установки. Например, что проблем не будет, одноклассники встретят аплодисментами, а первая красавица влюбится с первого же взгляда. Или наоборот — что новичков непременно бьют и обижают.

Ребенок рискует либо разочароваться, не услышав оваций, либо удариться в паранойю. Часто установки родителей усложняют и без того непростой процесс адаптации.

Что делать? Обсудить с ребенком новый этап, расспросить его о страхах и сомнениях. Поговорите о том, что лучше быть дружелюбным, не провоцировать конфликты, не ждать, что дружбу можно построить за один день, и неторопливо вникать в жизнь нового коллектива.

Рядом, но не с вами

Второе, бывают ситуации, когда ребенок хорошо общается со всеми в классе, но близких отношений не заводит? Говорит, что его все устраивает, но материнское сердце не на месте.

Некоторые дети действительно вполне комфортно чувствуют себя без лучшего друга. Они вовсе не нуждаются в наперснике и хранителе тайн. Если ваш одиночка выглядит довольным, с радостью ходит в школу и охотно рассказывает об одноклассниках, вполне возможно, ему и правда «норм». Более того, психологи считают, что такой подход часто свойственен детям с высоким уровнем развития.
Ошибка: игнорировать школу и учителей.

Решение есть!

Третье. Бывают случаи, когда классный руководитель может сквозь пальцы смотреть на травлю новичка или, наоборот, рьяно стараться помочь и таким образом вредить еще сильнее. В любом случае, ваше участие будет полезным.
Что делать? Сходите в школу, поговорите с учителем, расскажите о характере и особенностях ребенка, покажите, что вам не все равно и вы готовы вести диалог. Если с первых дней в новой школе все пошло не так — новичка встретили враждебно, он одинок и не может найти с одноклассниками общий язык, — поделитесь этим с педагогом. Он будет вам благодарен и, главное, сможет помочь. Если он в курсе ситуации, но ничего не делает, то после общения с вами вынужден будет как-то действовать.

В некоторых школах, где новичками оказываются все (например, лицеях, куда берут только с 7 или 9 класса) существуют специальные ритуалы для знакомства и сплочения. Узнайте о них и обсудите дома. Даже если тинейджер поморщится и заявит, что это все для мелких, на практике такая игра может ему понравиться.
Старайтесь, чтобы ребенок участвовал в школьных мероприятиях (нет, не скатится на двойки), ездил с классом в путешествия (нет, его не забудут в Карпатах) и ходил в походы (нет, не заболеет). Разрешайте приводить друзей домой (да, разнесут квартиру, но принесут чипсов) и познакомьтесь с другими родителями. Прислушайтесь к их разговорам — это поможет вам составить представление о том, что на самом деле происходит в классе.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Первый раз в новый класс. Как помочь ребенку?

Адаптация в новой школе – всегда сложный процесс. Неважно, какие обстоятельства стали причиной перехода в новую школу, в любом случае ребёнку придется пережить период привыкания к новому коллективу. Обычно это занимает месяц-два.

Идём в новый класс

Адаптация к новому классу часто происходит нервно. Смена класса становится стрессом, особенно, если одновременно меняется вся привычная для ребёнка обстановка. Например, семья переехала в другую социальную среду: из крупного города в небольшой посёлок или из хорошего района в неблагополучный. Или произошла смена обычной школы на гимназию с более сложной учебной программой. В этом случае ребёнок может столкнуться с новыми, неизвестными ему пока правилами поведения, в том числе и негласными. Как ему помочь?

  • Постарайтесь посетить новую школу до начала учебного года, познакомиться с учителями.
  • Если у школы есть форум или группа в соцсети, ребёнок может вступить в нее, заранее познакомиться с будущими одноклассниками.
  • Родителям не стоит впадать в крайность, провожая ребёнка как на фронт: при спокойном и позитивном настрое гораздо больше шансов, что первое впечатление от знакомства с новыми одноклассниками будет хорошим.

Положение ребёнка в новом коллективе во многом определяется тем, какое место он занимал в старом. Уже начиная с детского сада можно выделить три основные группы детей:

  • Лидеры: как правило, это физически и умственно развитые дети. Они собирают вокруг себя остальных, распределяют роли в играх и придумывают правила, с ними все хотят сидеть за одной партой.
  • «Середнячки» – общительные и дружелюбные дети, которых с удовольствием принимают в игры. У них, как правило, есть несколько друзей, а с остальными в группе или классе ровные отношения, но они зависимы от поведения лидеров, подчиняются им.
  • Аутсайдеры – дети, которых коллектив отвергает по тем или иным причинам. Это может быть связано с отставанием в развитии, проблемами со здоровьем, особенностями характера.

Понять, кем является ваш ребёнок в нынешнем классе, нетрудно. Если он с удовольствием идёт в школу, скучает по одноклассникам во время летних каникул, его приглашают на дни рождения (и приходят к нему) – значит, проблем в общении нет. С большой вероятностью переход в новый класс пройдет гладко.

Сложности во время адаптации в новом классе

Адаптация ребёнка в новом классе может сопровождаться трудностями. В младших классах обычно появление новых учеников в классе проходит спокойно. Дети в этом возрасте зависимы от мнения учителя, их психика более гибкая, чем у детей постарше, а иерархия в группе еще неустойчива. Новичок перестанет считаться таковым уже через пару недель. Роль учителя в начальных классах огромная: как отнесётся к новенькому ученику при первом представлении его классу – так класс его и воспримет. Поэтому особенно важно познакомиться с учителем заранее.

У учеников 5-8-х классов есть определенные отношения в коллективе, которые не всегда очевидны взрослым. Уже сформирован «костяк» класса – есть лидеры, есть и свои аутсайдеры. Очень многое зависит именно от того, как ребёнка воспримут лидеры – их оценка влияет на отношение остальных школьников, более ведомых. В пользу ребёнка говорят следующие факты:

  • Самостоятельный для своего возраста, умеет вступать в контакт с ровесниками и может постоять за себя.
  • В семье благополучные, доверительные отношения.
  • Есть какое-нибудь увлечение, в котором ребёнок достиг успеха.
  • Есть друзья помимо школы, например, в кружках, секциях (если меняется только школа, а семья осталась жить на старом месте).

В старших классах вопрос принятия новенького стоит не так остро, потому что ученики уже достаточно сильно загружены учёбой и подготовкой к экзаменам. Но большее значение приобретает внешность. Лишний вес, проблемная кожа, заикание – все это может стать причиной неуверенности в себе.

Как ребёнку произвести хорошее впечатление на одноклассников?

Чтобы адаптация детей в новой школе произошла как можно мягче, необходимо правильно произвести первое впечатление. Ведь оно самое важное. Необходимо:

  1. Вести себя уверенно, спокойно и самостоятельно, войти в класс с прямой спиной.
  2. Поздороваться, улыбаясь. Но не заискивающе, а располагающе.
  3. Не нужно стесняться, забиваться в угол, отнекиваться от разговоров.
  4. Очень важен внешний вид. Одежда и обувь должны быть чистыми, опрятными, поглаженными.

Как узнать, что происходит в школе?

Перемены всегда проходят непросто, и в этот период очень важно уделять ребёнку больше внимания.

Если ребёнок осваивается в новом классе хорошо, он:

  • идёт в школу с удовольствием;
  • проводит время после школы с новыми одноклассниками, рассказывает о них;
  • одноклассники добавляются в друзья в соцсетях, некоторых вы уже знаете, они приходят в гости.
  • Ребёнок приходит из школы расстроенным, даже заплаканным.
  • Не рассказывает ничего о новом классе.
  • Даже при нормальной успеваемости стремится получить разрешение не идти в школу.
  • Косвенными признаками могут быть обострение хронических заболеваний, особенно тех, которые имеют психосоматическую природу (астма, дерматит)

Что делать, если ученика не принимают?

Прежде всего помните, что любой коллектив – это живой организм и ситуация в нем может поменяться. Нужно поговорить с ребёнком, чтобы понять, какая обстановка сложилась в классе.

Возможно, ваш ребёнок слишком застенчив, замкнут. Для начала можно попробовать найти хотя бы одного друга.

  • Узнайте, с кем ребёнок сидит за одной партой. Предложите позвать этого одноклассника в гости.
  • Спросите, чем увлекаются одноклассники: ходят в спортивные секции, музыкальную школу, театральный кружок? Участие во внеклассной активности поможет влиться в коллектив.
  • Если ребёнок будет успешен в учёбе, это даст ему достаточную уверенность в себе, что позволит и во внеклассной жизни проявить себя. Дополнительные развивающие занятия помогут с лёгкостью справляться с нагрузкой на уроках уже через месяц.

Если ребёнка обижают

Буллинг (термин из американской психологии), или травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет, но иногда бывает и у подростков. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:

  • систематически оскорбляют ребёнка, доводят до слёз, придумывают обидные клички;
  • портят, прячут или выбрасывают его вещи;
  • толкают, щипают, бьют – это насилие. Здесь срочное вмешательство родителей необходимо.

Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).

Дома стоит уделять ребёнку максимум внимания. Ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.

Чего делать нельзя?

Оставлять ребёнка один на один с проблемами, советовать «дать сдачи», «учиться постоять за себя», «не обращать внимания». Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.

Нельзя искать причину травли в том, что ребёнок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребёнка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь. И что насилие можно оправдать.

Переход в новый коллектив не всегда даётся просто. Но если ваш ребёнок гармонично развит и успешен в учёбе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.

Каждая мама обязана знать:  Методика Алисы Самбурской музыка интеллекта
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация