Агрессия наших детей


Содержание

Конфликты и буллинг

Чем определяется агрессия и рекомендации по ее устранению у наших детей и подростков

Агрессивное поведение детей и подростков

С проявлениями агрессии и насилия мы встречаемся дома, в школе, на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

Под агрессией подразумевается любое преднамеренное действие в физической или словесной форме, направленное на причинение вреда, потери и боли другим людям или себе самому. Насилие, в свою очередь, ‑ это агрессия, направленная на других людей. У детей, как и у взрослых, различают вербальную и невербальную агрессию.

Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции.

Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая. Агрессия физическая ‑ это непосредственное причинение боли другим людям, что более характерно для мальчиков, которая имеет два варианта. Первый ‑ это порча окружающих предметов, а второй ‑ это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.).

Нападение не всегда направлено на источник агрессивной реакции. Ребенок может сорваться на своем сверстнике, игрушках, порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию с того, кто ее вызвал, на другого, причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для ребенка или вызывает меньший интерес.

Агрессия с переносом, как второй тип физической агрессии, возникает тогда, когда на основе прошлого опыта ребенок способен предположить, что за свои агрессивные действия по отношению ко взрослому он будет наказан. Агрессивное поведение в таком случае будет направлено на людей более слабых – младших братьев и сестер или товарищей.

Агрессия нефизическая возникает, как правило, у детей дошкольного возраста. Это передразнивание, рожицы и гримы показывание языка, различного рода жесты с целью подразнить другого человека.

Причины возникновения агрессивного поведения

В настоящее время агрессивное поведение у детей и подростков встречается все чаще и чаще. Такая тенденция имеет довольно много причин. Искать ее следует в воспитании, общении с другими людьми и нарастающих требованиях, предъявляемых к детям и молодым людям, также стоит учитывать и врожденную склонность к насилию.

Ряд ученых указывают на четыре причины агрессии:

  • агрессия как инстинкт, которая возникла в процессе эволюции и служит человеку для сохранения вида. Это природная, естественная агрессия, необходимая в борьбе за выживание. Такого мнения придерживались Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц;
  • агрессия как реакция на фрустрацию, то есть состояние, которое характеризуется беспокойством, подавленностью и является следствием невозможности выполнить намеченную ранее цель или реализовать важную потребность. Иногда такое состояние может привести к невротическим расстройствам;
  • агрессия как привычка рождается из интенсивных, часто повторяющихся неприятностей, переживаний, фрустрации, которые сопровождаются всплеском негативных эмоций. Фиксированию агрессии при этом в значительной мере служат взаимное влияние друг на друга членов неформальных групп, темперамент человека и отсутствие в нем толерантности;
  • агрессия как приобретенное влечение проявляется в эмоциональной реакции гнева. Степени проявления гнева очень разнообразны: от возмущения и недовольства до злости.

Сегодня большинство исследований агрессивного поведения приходят к выводу, что такое поведение так же изучается, как и многие другие виды поведения человека, и, соответственно, всегда можно найти причину агрессии. Как правило, в основе лежат неудовлетворенные потребности ребенка, такие как отсутствие одобрения, чувства причастности к группе, ощущения своей ценности и значимости.

Возникновению агрессивного поведения способствуют: опыт переживания какой-либо формы насилия (физического, психологического, сексуального и т. п.); чувство беспомощности, унижения, злости или отчаяния, опасности; растущее чувство одиночества; склонность к девиации, зависимостям, противоправному поведению.

Основная черта агрессивных детей – это чрезмерная, тяжело сдерживаемая вспыльчивость. В такие моменты у ребенка возникают проблемы с контролем своей реакции на негативные стимулы, которые ее вызвали.

Агрессивность детей и подростков может проявляться в различных формах: это могут быть физическая агрессивность; словесная агрессивность, ссоры, проклятия; чрезмерный критицизм; агрессивность, выражаемая криком; топанье ногами; хлопанье дверьми; порча чужой собственности; чрезмерная раздражительность, проявляющаяся вспыльчивостью и так далее.

Одним из факторов, способствующих возникновению агрессивного поведения, является пустое времяпрепровождение. К сожалению, просмотр телевизора сегодня – наиболее распространенный способ заполнения свободного времени у детей и подростков, но именно телевидение оказывает серьезное влияние на формирование агрессивной готовности.

Дети воспроизводят агрессивное поведение, увиденное в фильмах, усваивают его и применяют в других ситуациях. Им бывает очень сложно отделить реальность от вымысла, поэтому некоторые сцены и образы переносятся детьми в их собственную жизнь; охотно подражая, они отождествляют себя с другим человеком или персонажем фильма. Важно понимать, что телевизионные сцены насилия являются двойной причиной жестокого поведения детей и подростков: они способствуют желанию подражать увиденной ранее модели поведения, а также повышают уровень тревожности, который является причиной возникновения агрессивных реакций.

Сцены насилия, демонстрирующиеся по телевидению, вызывают следующие негативные изменения в личности ребенка:

  • способствуют формированию агрессивного поведения и повышают уровень агрессии по отношению к сверстникам;
  • провоцируют агрессивные фантазии;
  • притупляют нормальную эмоциональную реакцию на агрессию и ведут к убеждению, что агрессия является распространенным и социально допустимым явлением;
  • разрушают восприятие подлинной роли насилия в обществе и способствуют формированию чувства угрозы со стороны внешнего мира;
  • поощряют детей придумывать новые формы агрессивного поведения, которые не были показаны на экране.

Для молодого зрителя практически все телевизионные программы имеют образовательный характер, под воздействием телевидения в сознании формируются определенная картина мира и порой искаженный образ человека. Многочисленные исследования показали, что систематический просмотр сцен насилия на экране имеет огромное негативное влияние на последующее поведение молодых людей.

Вызывает тревогу и воздействие на психику ребенка компьютерных игр, поскольку большинство из них наполнены агрессией, насилием и разрушениями. Наиболее опасными принято считать те игры, в которых играющий должен бороться с разного рода страшными существами, вести виртуальные военные действия и тому подобное.

Семья

Проследить причины возникновения агрессии можно также и в современной семье. Атмосфера, царящая в доме, имеет огромное влияние на развитие ребенка. Если дом наполнен дружелюбием, взаимной любовью и согласием, ребенок получает правильный образец поведения, но нарушение в семье межличностных отношений может привести к формированию нежелательного поведения. Ребенок, который растет в доме, полном ссор и скандалов, через какое-то время и сам начинает проявлять агрессивное поведение.

Опасным для правильного развития личности ребенка является также расхождение мнений родителей и других членов семьи (бабушек и дедушек) по отношению к определенной модели воспитания. Отсутствие целостного единого подхода затрудняет формирование характера у ребенка и влияет на повышение у него возбудимости и агрессивности.

На агрессию влияют и суровые формы наказания за неправильное поведение. К сожалению, чаще всего строгое воспитание вовсе не уменьшает количество агрессивных поступков, а, наоборот, увеличивают их интенсивность. Часто агрессивные родители подстрекают и усиливают агрессию своих детей, поощряя их в определенных ситуациях проявлять воинственную, непримиримую позицию по отношению к окружающим.

Когда родители отталкивают своих малышей, это тоже служит важной причиной бунтарского поведения детей. Отсутствие нежности, любви, положительных примеров вырабатывает у них состояние враждебности, а иногда и агрессии. Воспитание, характеризующееся жестокостью, отсутствием милосердия, непринятием ребенка как личности и высоким уровнем контроля над его поведением, в значительной мере способствует формированию агрессии.

Особую роль также играет игнорирующий, пренебрегающий стиль воспитания, когда родители почти совсем не интересуется ребенком, его достижениями в школе, увлечениями, компанией, планами или амбициями, не проявляют к нему любви, но при этом предоставляют максимум свободы.

Школа

Часто местом возникновения агрессивных реакций является школа. Ребенок, попадая в школьную среду, подвергается воздействию определенных норм, регулирующих поведение учащихся. Он должен привести себя в соответствие с поставленными перед ним новыми требованиями и задачами, установить контакты не только со сверстниками, но и с учителями и другими работниками школы.

В классе могут возникать ситуации, оказывающие негативное влияние на формирование навыков правильного взаимодействия в коллективе. Например, к нарастанию конфликта, неприязни, враждебности, а в дальнейшем появлению агрессивного поведения могут привести и неоднократные жалобы детей на одного из одноклассников, высказываемые учителю. В целом, наличие классов с большим количеством учеников само по себе способствует возникновению агрессии, потому что в таком случае легче остаться незамеченным и избежать ответственности за неправильное поведение.

Другой причиной агрессии является неуспеваемость. Ученик, который получает плохие оценки, которого постоянно ругают и критикуют, начинает демонстрировать все более усиливающееся нежелательное поведение. Используя различные защитные механизмы, он становится агрессивным по отношению к тем детям, которых хвалят, поэтому в формировании правильных отношений между учениками и взрослыми очень важна роль учителя. Ведь задачей воспитания не является подавление всевозможных проявлений агрессии у ребенка, а желание направить детей из антисоциального в просоциальное русло и вместо примитивных поведенческих форм помочь им выработать такие формы проявления негативных эмоций, которые принимаются и допускаются обществом.

Подытоживая вышесказанное, приведу отрывок из стихотворения Януша Корчака «Молитва воспитателя»: «…Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным. А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд».

Агрессивное поведение у ребенка: что делать родителям

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.

«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

Содержание:

Портрет агрессивного ребенка

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:

  1. Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
  2. Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».

Виды агрессии

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребенок агрессивно себя ведет: симптомы и признаки, диагностика

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

  • ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
  • ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
  • ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
  • не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
  • намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
  • помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
  • не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
  • рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
  • рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
  • чётко прорисовывает зубы и ногти;
  • рисует оружие;
  • пожар;
  • огромные руки, кулаки;
  • регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной;
  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.

Проявление агрессии в разном возрасте

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

  • к взрослому и связано это с достижением какой-либо цели;
  • к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности;
  • после кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает».

Дошкольный возраст

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.

Причины детской агрессии

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

  1. Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
  2. Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.
Каждая мама обязана знать:  Дочь грызет ногти

Неуважение к личности ребёнка

Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.

Низкая самооценка

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.

Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».

Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

Гипер и гипоопека

Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.

Быть лучшим

Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.

Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто на экранах мы видим применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. Взрослые понимают, что это – крайний вариант выхода их ситуации, ребёнок же считывает это послание призывом действовать подобным образом в любых ситуациях. Этот путь они считают самым удобным в достижении определённого статуса среди сверстников.

В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.

«Такой, как все»

В настоящее время ребёнок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть «маску агрессии», нежели бороться с подобными «нормами». Давление, которое оказывает на ребёнка класс, можно сравнивать с феноменом толпы — противостоять такому давлению сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Как бороться с детской агрессией — советы психолога

Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:

Выход, а не подавление

Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя».

Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.

Правильный пример

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.

Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно, стоит обратиться к психологу.

Агрессия неминуема

Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.

Способы коррекции агрессивного поведения

Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребёнка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»

Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.

К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:

  • изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
  • песочная терапия;
  • глинотерапия;
  • куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
  • сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
  • танцевальная терапия и др.

Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.

Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:

— комкать и рвать бумагу;

— подраться с подушкой или боксёрской грушей;

— использовать «мешочек / стаканчик для криков»;

— использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;

— пинать ногой консервную банку;

— втирать пластилин в картон.

Ошибки родителей

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:

  • низкая степень сплочённости семьи;
  • неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);
  • разные стили воспитания у родителей;
  • демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);
  • поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;
  • равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;
  • применение физических наказаний;
  • угрозы, «вербальное насилие»;
  • введение каких-либо ограничений;
  • полное отсутствие поощрения;
  • дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;
  • чрезмерный контроль / отсутствие контроля;
  • отсутствие эмоционального контакта;
  • недооценка роли личного примера родителей;
  • «жизнь ради детей»;
  • неконтролируемое использование гаджетов.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка

  1. Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
  2. Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
  3. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.
  4. Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
  5. Снижайте уровень критики.
  6. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
  7. Старайтесь общаться из позиции «на равных».
  8. Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).
  9. Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.

Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.

Наталья Ремиш

Дети склонны к агрессии, которую мы, родители, не понимаем, как интерпретировать. Одни кидаются вещами, бьют других детей, бьют нас, обижают старших или младших братьев и сестер. Другие, наоборот, не отвечают, когда соседский мальчик в песочнице бьет по голове лопатой. Я, как мама, теряюсь в ряде случаев. Я не знаю, как вести себя, когда обижают моего ребенка, должна ли я за него заступаться. Но так же не понимаю, что делать, когда мой “одуванчик” кидается на другого малыша и яростно толкает. Об агрессии – наша новая компания на планете.

Психолог Екатерина Маркова рассказала о природе детской агрессии и дала несколько советов, как на неё реагировать. Надеюсь, этот текст и вам будет полезен.

Многим мамам знакома проблема агрессивного поведения у детей. Часто становится стыдно за собственного ребенка на площадке. В ответ на кусания, толкания и кидание предметов можно легко испытать раздражение, испугаться или даже ответить агрессией. Что уж говорить об отчаянии, которое находит на родителей, когда начинают поступать жалобы от воспитателей и учителей.

Типы агрессии у детей и что с ней делать.

  • Недеструктивная. Ребенок ведет себя агрессивно в ситуации, в которой он, например, не может достать желаемый предмет или не может самостоятельно надеть носки. Это агрессия полезная, так как является драйвером развития. Когда такая агрессия случается у ребенка, за нее не стоит ругать, а можно просто отнестись с пониманием и перенаправить в действие. Например: “Я понимаю, что ты злишься из-за того, что машинка сломалась, но давай лучше попробуем придумать, как ее починить?”
  • Агрессия, связанная с выживанием. В этот тип агрессии заложены базовые человеческие инстинкты, например, потребность в пище, тепле и других базовых ресурсах. Такая агрессия заложена в нас природой. Конечно Вы знаете, каким капризным и, порой, агрессивным становится ребенок, когда голоден или хочет спать. За такое “плохое” поведение ругать не стоит, так как ребенок контролировать его не может, даже взрослые плохо умеют контролировать свое раздражение, когда голодны или устали.
  • Агрессия, связанная с неудовольствием. Детские истерики и сильные всплески агрессии попадают в эту категорию. Этот тип агрессии приобретается ребенком часто в связке с эмоциональным стрессом или физическим насилием. Любой стресс в семье, выходящий за рамки обычного, может послужить тригером для такой агрессии. Это могут быть такие стрессовые события как развод, болезнь или уход близкого, болезнь или уход домашнего питомца, перемена места жительства, детского садика, школы. В наше время родители меньше используют физическое наказание, а вот психологическое насилие все еще часто случается в семьях. Проявляется оно в частых криках родителя, обзывательствах, критике, частых наказаниях, чрезмерном авторитаризме. Хорошей тактикой родителя скорее будет присутствие строгости и дисциплины в воспитании, но спокойная подача. Важно и уважительное отношение к ребенку, как к личности. Необходимо позволять ребенку делать свой выбор,- например, не навязывать какое-то одно решение, а стараться предлагать варианты, из которых ребенок сам выберет, тот который ближе ему.
  • Агрессия, связанная с удовольствием. Этот тип агрессии, как и предыдущий, является приобретенным. Ребенок становится агрессивным, так как это приносит ему удовлетворение. Обычно этот тип агрессии связан с физической агрессией, направленной на ребенка со стороны родителей или происходящей между родителями на виду у ребенка. Э тот тип агрессии отличается от предыдущего тем, что ребенок начинает сам выступать в роли агрессора. Например, ко мне недавно обращались родители, которые жаловались на то, что сын обижает других детей в детском саду. Выяснилось, что папа мальчика часто использует телесные наказания, такие как порка ремнем. Что уж тут говорить,– папа сам моделировал стиль поведения, которое ребенок успешно начал практиковать по отношению к другим.

Это теория, но важнее понимать, что делать на практике.

Психологи рекомендуют несколько несложных, но действенных советов.

  1. Старайтесь не подкреплять агрессию, разрешая ребенку смотреть мультики или играть в игры, в которых присутствует агрессия.
  2. Расставляйте четкие границы: ребенок должен хорошо понимать, какое поведение позволено, а какое – нет. Можно научить ребенка справляться с чувством злости другим способом. Например, рассказывать о своих чувствах, давать им название: “Тебе обидно? А что тебя обидело? Я так тебя понимаю, это действительно очень неприятно. На твоем месте, я бы тоже обиделась. А давай попробуем так… Что думаешь?” Можно и научить ребенка перенаправлять агрессию, например, вместо того чтобы толкаться, просто топать ножками.
  3. Не применяйте телесное наказание. Это только спровоцирует агрессию ребенка в отношении к другим детям. Ребенок учится у родителей всему, в том числе и агрессии. Если Вы кричите, он будет кричать на других, если Вы шлепаете его, он будет это делать по отношению к другим.
  4. В целом, наказание, как способ воспитания, давно признан психологами не эффективным. Намного эффективнее поощрение за положительное поведение. Подумайте, как часто вы ругаете своего ребенка и как часто хвалите? Вместо того, чтобы концентрироваться на агрессии ребенка, критике и воспитательных мерах, попробуйте внести в жизнь больше позитива, а в ваши с ребенком отношения – больше теплоты. В ответ на нежелательное поведение можно говорить: “Мне так нравится, когда ты прислушиваешься к моим просьбам. Мне становится радостно и я начинаю радовать тебя в ответ. Давай ты попробуешь меня порадовать и я тоже буду радовать тебя?” В качестве ответной радости родитель может использовать различные поощрения, такие как объятия, нежные слова, похвала и даже подарки (только пусть это будет сюрпризом для ребенка, без подкупов).
  5. В случае с мальчиками имеет смысл стараться не пропагандировать “мужественность” слишком усердно, так как дети не понимают вещи так, как их понимаем мы, и начинают прибегать к агрессии, чтобы казаться “крепкими орешками”.
  6. Необходимо быть ролевой моделью для своих детей. Часто это требует работы над собой, но, поверьте, она того стоит! Если Вы справляетесь со злостью конструктивно, то Вы на своем примере научите этому же своего ребенка. Конструктивно,– значит приблизительно следующее: “Я сейчас очень злюсь, потому что ты сделала так-то и так-то. Если ты будешь продолжать, то я могу разозлиться еще больше. Давай ты лучше сделаешь вот так?” Е сли ребенок не принимает Ваше предложение, выйдете из ситуации, отвернитесь, уйдите в другую комнату. Вы не обязаны позволять ребенку доводить Вас до крика. Будьте добры и к себе.
  7. Важно помнить, что маленькие дети не умеют хорошо регулировать свои эмоции, и их восприятие работает не так, как у нас, взрослых. Детям нужно время, чтобы эмоциональная регуляция сформировалась. Поэтому будет совершенно верно, если в ответ на агрессию Вы периодически будете проявлять теплоту и безусловное принятие. Таким образом Вы дадите ребенку понять, что любите его таким неудобным и таким не совсем еще сформировавшимся, каким он и является. Например , “Я понимаю, что тебе сейчас обидно, что мальчик забрал твой совок. Это злит. Но лучше уступить и не ругаться. А если у тебя не получится, я не буду на тебя злиться”.

Братья и сестры!

Агрессия часто случается и между братьями и сёстрами. В таком случае принципы того, что родители могут сделать, просты: старайтесь не вмешиваться, как бы сложно это не было. Вмешиваться нужно только тогда, когда происходит реальное моральное или физическое насилие. В таких случаях с детьми надо работать над границами дозволенного. Представьте себе, что Вы модератор, который не ставит оценок кому-то одному из детей, не исследует вопрос, кто первый начал и кто виноват в итоге. Вы – модератор, который знает, что в конфликте всегда виноваты все участники и ответственность лежит на всех равная. Важно еще помнить, что если у Вас старший и младший ребенок, то лучше не подчеркивать системно, что один ответственен за другого или что он старше. Это подчеркиваемое “превосходство” часто подогревает агрессию. Говорите детям лучше, что несмотря на возраст, они равны и спрос с них одинаков.

Сиблинги могут находиться на кардинально разных этапах развития, в связи с чем есть множество вариантов их взаимоотношений. Если старший говорит, что ненавидит младшего, можно напомнить ему, что ненависть, как форма вредной агрессии недопустима в семье и с ней нужно разбираться при помощи вопросов и откровенного разговора о чувствах старшего ребенка. При чем разговор о чувствах должен быть лишен оценок и критики, иначе откровения не произойдет. Есть такая техника “падающей стрелы”, – когда вы задаете такие вопросы как: “Что в этом плохого, “Что случится, если”, “Что это значит для тебя”.


Вы говорите: “Что именно вызывает в тебе ненависть? Что делает твой брат, когда у тебя возникает такое чувство?”

Ребенок может сказать: “ Ненавижу когда он со мной говорит”.

А вы: “А что плохого для тебя в том что он с тобой говорит?”

Ребенок: “Вы его всегда защищаете”

Вы: “А что значит для тебя, что мы его защищаем?”

Ребенок: “Значит Вы меня не защищаете, а только его”

Вы: ”А в этом что плохого?”

Ребенок: ”Вы меня не так сильно любите, как его”.

В итоге стрела упадет в самое “яблочко” чувств ребенка. И тогда будет самое время заверить его, что вы любите всех одинаково, и вместе подумать с какими такими процессами и вашими действиями связано чувство ребенка, что его не любят так же сильно. Постарайтесь быть честными, дети это очень ценят.

«Моего ребёнка бьют, а он не отвечает»

Бывают такие ситуации, когда дети не знают, как постоять за себя, не знают, как ответить на агрессию. Некоторые отвечают такой же агрессией, а некоторые ничего не делают в ответ. И в том и другом случае будет полезно научить ребенка ассертивному поведению. Ассертивное поведение, другими словами, – уверенное поведение, – это навык, которому можно научить и ребенка и взрослого. Составляющими ассертивности являются:

  • уверенность в себе,
  • понимание собственных чувств,
  • умение конструктивно общаться,
  • уважение к себе и окружающим.

Во многом ассертивности учат родители на своем примере. Но, к сожалению, далеко не все взрослые умеют быть ассертивными. Часто можно увидеть пассивно-агрессивную позицию у взрослого.

Если ваш ребенок не умеет постоять за себя, Вы, как родитель, можете помочь ребенку стать более уверенным в себе. Для этого можно начать с создания демократической среды дома, в которой с его голосом считаются и к его мнению с уважением относятся, даже когда оно не очень резонирует с мнением родителя. Всегда выслушивайте ребенка с уважением, спрашивайте хочет ли он Ваш совет, прежде чем давать его. С детьми постарше можно устраивать дебаты на понятную тему, во время которых можно моделировать “уважительное несогласие”. Ребенка нужно научить простому не эмоциональному разговору без злости или страха в ответ на агрессию. Важен и язык тела. Покажите ребенку, как важен в таких случаях зрительный контакт, спокойный голос, корректная дистанция, обращение к обидчику по имени. Агрессоры обычно продолжают обижать тех, кто не показывает твердость и уверенность. А уверенность выражается в спокойствии как внешнем, так и внутреннем.

Каждая мама обязана знать:  Правомерны ли органы опеки

Убедитесь, что ребенок хорошо усвоил, что то, что не следует делать ему по отношению к другим, не следует делать и другим по отношению к нему. Однако старайтесь меньше встревать в конфликты между детьми, дайте ребенку возможность разобраться самому.

Главный тезис такой позиции – в том, что, не встревая , вы транслируете ребенку свою уверенность в том, что он сильный и справиться самостоятельно со сложной ситуацией. Если этой уверенности нет у вас, то помните, как писалось выше, ребенок считывает вашу неуверенность на его счет и чувствует себя неуверенным. Однако, если вы видите, что конфликт набирает обороты и становится опасным, то относитесь к этому, как к ситуации, в которой вы можете продемонстрировать своему ребенку спокойную уверенность, вмешавшись в конфликт.

Не отворачивайтесь от чувств ребенка, находите ресурсы в себе, чтобы выслушать его переживания и отнестись к ним, как к чему-то супер-важному. Все эти вещи выполнять не всегда легко, но с их помощью Вы поможете ребенку стать уверенным в себе и способным постоять за себя не через агрессию, а с чувством собственного достоинства. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли сильными и успешными. Так вот агрессия ничего общего не имеет с силой. Агрессия – это поведение на самом деле “слабого” и очень неуверенного в себе человека. Если вы воспитываете в ребенке силу и уверенность, то чувство собственного достоинства – это безусловный продукт истинной уверенности в себе.

Следите за новыми текстами здесь или подписывайтесь на рассылку.

Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ласкин Александр Анатольевич

В статье рассматриваются педагогические, социальные, психологические и практические формы взаимодействия в семейном и школьном воспитании детей и подростков, профилактика и преодоление детской агрессии в окружающем социуме, преодоление инертности в воспитании детей из полных и неполных семей, эффективность взаимодействия семьи и образовательных учреждений и учреждений культуры. Показаны отличия в организации и проведении воспитательного взаимодействия педагогов и родителей, их взаимодействие, психологическая поддержка и влияние по предупреждению детской агрессии.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ласкин Александр Анатольевич

CAUSES OF CHILDHOOD AGGRESSION AND FEATURES OF FAMILY EDUCATION

The article discusses the pedagogical, social, psychological and practical forms of interaction in the family and school education of children and adolescents, prevention and combating children»s aggression in the surrounding society, overcoming inertia in the education of children from complete and incomplete families, the effectiveness of relationships between families and educational institutions and cultural institutions. Shows the differences in organization and conducting of educational interaction between teachers and parents, their interaction, psychological support and influence the prevention of child aggression.

Текст научной работы на тему «Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания»

ненных отношении личности по той роли, которую она играет в обеспечении связи между старшими или младшими поколениями, то есть «отцами» или «детьми».

Творчество в социально-культурной деятельности оказывается тем более успешной, чем выше потребность в нем у конкретной личности. По поводу сущности этой потребности имеются различные точки зрения. Потребность в но вом есть сущ но ст ная характеристика «социального человека».

Внесистемная детерминация и творческий импульс, редуцируемый системным подходом, пред пола гает на ли чие свое образных протоинституций (нормативных ниш), обес-печи вающих жизнен ное внутрисис тем ное пространство для инновативного меньшинства, а именно для личности.

Вместе с тем всякая подлинно творческая деятельность довольно часто сопровождается определенными сомнениями и даже риском. Реальность такова, что можно всю жизнь быть хорошим ученым, актером

или инженером и не сделать ни одного значимого открытия, не сыграть ни одной выдающейся роли, не создать интересного технического изобретения, но при этом испы-ты вать не ме нее ре аль ное ис крен нее морально-психологическое удовлетворение от своей дея тельности.

Творческая готовность сознания личности во мно гом за висит от того, ка кие эмо циональ-ные и моти ва цион ные со стоя ния та или иная про блем ная си туа ция вы зы вает у нее со стояния (активизма, индифферентности, страха), как источники выстраивания системы жизнен ных от ношений лич ности, а повы ше-ние мотивации (как и ситуация избыточного психологического комфорта) приводит к повышению инновационной активности (креативности) лишь до какого-то предела. Это наблюдение используют для обоснования недетерминистского характера креативности в социально-культурной деятельности как источника выстраивания системы жизненных от ношений лич ности.

1. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Москва, 1977.

3. Рубинштейн С. Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты : в 2-х томах. Москва, 1998. Т. II.

ричины детской агрессии и особенности семейного воспитания

УДК 159.92:371.21 А. А. Ласкин

Высшая школа Социально-Управленческого Консалтинга (Институт)

В статье рассматриваются педагогические, социальные, психологические и практические формы взаимодействия в семейном и школьном воспитании детей и подростков, профилактика и преодоление детской агрессии в окружающем социуме, преодоление инертности в воспитании детей из полных и неполных семей, эффективность взаимодействия семьи и образовательных учреждений и учреждений культуры. Показаны отличия в организации и проведении воспитательного взаимодействия педагогов и родителей, их взаимодействие, психологическая поддержка и влияние по предупреждению детской агрессии.

Ключевые слова: семейное воспитание, оценка поведения ребёнка, развитие личности ребёнка, неблагополучная семья, социальный и личностный подход, эффективность детского развития, семейный и социальный аспект, педагогическое взаимодействие, социальная поддержка семьи, детская агрессивность, проявление агрессии в семьях.

ЛАСКИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Высшей Школы Социально-Управленческого Консалтинга (Институт)

LASKIN ALEKSANDR ANATOL’EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Higher School of Social and Managerial Consulting (Institute)

e-mail: al.laskin @yandex.ru © Ласкин А. А., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Higher School of Social and Managerial Consulting (Institute), Pavla Korchagina str., 7A/21, Moscow, Russian Federation

CAUSES OF CHILDHOOD AGGRESSION AND FEATURES OF FAMILY EDUCATION

The article discusses the pedagogical, social, psychological and practical forms of interaction in the family and school education of children and adolescents, prevention and combating children’s aggression in the surrounding society, overcoming inertia in the education of children from complete and incomplete families, the effectiveness of relationships between families and educational institutions and cultural institutions. Shows the differences in organization and conducting of educational interaction between teachers and parents, their interaction, psychological support and influence the prevention of child aggression .

Keywords: family education, assessment of the child’s behavior, development of the child’s personality, dysfunctional family, social and personal approach, the effectiveness ofthe childhood development, family and social aspects, pedagogical interaction, social support for families, children aggression, aggression in families.

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность ребёнка, её сложность, многогранность и проблем-ность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи и определений, встречающихся в научной лите-рату ре.

Семья — ячейка социальной структуры общества, выступающая регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определённые эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, дочь и сын по отношению к своим родителям.

По составу семьи, количеству родителей выделяют полные и неполные семьи. Полная семья — это семья, в состав которой входят два родителя. Полная семья считается наиболее благоприятной для развития ребёнка, так как в ней он получает представления о поло-ролевом поведении, имеет возможность видеть особенности супружеских отношений, подвержен рациональному влиянию отца и эмоциональному влиянию матери. Однако стоит отметить, что для полной семьи характер ны две ве ду щие ли нии от но ше ний — супружеские и дет ско-роди тель ские.

Высокий уровень агрессии у детей является на стора жи ваю щим фак тором, так как негативно влияет на взаимоотношения с роди-

телями и сверстниками, на индивидуальное раз ви тие, ус пеш ность его буду щей се мей ной и общественной жизни. Большая часть жизни человека, как социального существа, проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задаёт вопрос о положительном или от ри цательном пове де нии сво их членов. Анализ детской агрессии в России показывает общий рост агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.

Агрессивность, являясь индивидуально-личностной характеристикой,воздействует на качество социальной жизни и жизнь каждого человека. Этим обусловлены внимание и интерес педагогов и психологов к проблемам агрессивности в последние десятилетия. Ак ту альность изу че ния аг рес сив но сти продол жает возрас тать. В научно-ме тоди ческой зарубежной и отечественной литературе нет чёткого определения понятия «детская агрессивность». Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребёнка, при ко тором он си лой стре мит ся полу чить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на неприятности. Иногда агрессивное поведение ре бён ка может вы ра жать ся в стрем ле нии намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль посредством слов.

Детские агрессивные действия можно наблюдать с самого ран него возрас та. Вспышки злости могут проявляться уже на первом

году жизни, когда ребёнок находится в ситуации фрустрации из-за каких-либо неудач: например, ребёнок не может дотянуться до иг руш ки. В дан ном воз рас те, как ут вер жда-ют учёные, злость ещё не настоящая, так как в ней отсутствует её важнейший компонент — намерение причинить ущерб. Как таковые агрессивные действия ребёнка носят импульсивный бесцельный характер. Основные формы, ко торые про яв ля ют ся в этот период, — это вспышки гнева (крик, кусание, брыкание). Особенности агрессивного поведения ребёнка та ковы, что, затра ги вая эмо циональную сферу лич ности, они способст вуют усугублению морального диссонанса и дискомфорта в общении со сверстниками, формированию стрессового и депрессивного состояний.

Существует мнение, согласно которому одной из при чин аг рес сив ного пове де ния яв ля-ются недостатки воспитания в семье. Родительская семья, как первичная ячейка общества, в первую очередь влияет на ребёнка, на его восприятие окружающего мира. Поэтому можно предположить существенное влияние семьи, особенностей отношений в ней, характера воспи тательного воздейст вия на развитие личности ребёнка, особенности его поведения. Деструктивные установки и мотивы обуславливают стили родительского отношения и по ве дения, ко торые могут ока зать не гатив ное влия ние на раз ви тие лич но сти ре бён ка Наибольшее число проявлений агрессивности и нарушений процесса социализации происходит у детей из неблагополучных (дезадаптированных, дисфункциональных) семей, в том чис ле непол ных, где дети ли шены од ного из роди те лей или обде ле ны забо той и вни манием со стороны родителей. Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с ошибками, которые допускают матери в воспитании детей в неполной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребёнка, но и к личностной деформации в целом. Исследования, проведённые в семьях, свидетельствуют, что в силу названных причин для де тей из непол ных се мей, по срав не нию со сверстниками из полных семей, характерны более низ кая школьная ус пе вае мость, склонность к невротическим нарушениям, противо-

правному поведению и поступкам, проявления инфантильности, негативное отношение к родителям, нарушение поло-ролевого поведения, тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивая, заниженная самооценка с актуальной потребностью в её повышении, неадекватная требовательность к матери и вы со кое же ла ние из ме нить её жиз нен ное поведение, активный поиск «значимого и авторитетного взрослого».

Оп ре де лив и подтвердив экс пери мен таль-но, ка кие ти пы се мей ного вос пи та ния вы зы-ва ют те или иные аг рес сив ные тен ден ции у де тей, мож но пре дот вратить раз лич ные конфликтные ситуации в школьных и родитель-ско-детских отношениях и скорректировать пове де ние с обеих сторон.

Выявляя причины возникновения детской агрессивности в зависимости от состава семьи и методов воспитания, мы предполагаем, что:

1) агрессивность выше у дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях;

2) отвержение ребёнка, стремление избегать взаи модейст вия с ре бён ком, ги поопека, жестокость обуславливают более высокую тревожность и агрессивность поведения у дошкольников.

Проблема агрессии и агрессивности у детей и подростков — одна из важнейших в педагогической и психологической науках. В современных научных исследованиях вводится различие понятий «агрессия» и «агрессивность». Нами агрессия понимается как «любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», а агрессивность рассматривается как си но ним про яв ле ния аг рес сии, то есть — как склонность личности действовать враждебно и агрессивно. Особое внимание к агрессии вы зва но её соци аль ной зна чи мо стью.

Прежде всего, детскую и подростковую агрессию следует рассматривать как явление социальное, а именно — как форму поведения, усвоенного в процессе научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть дос тиг нуто только при обращении присталь-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

1) на пути усвоения агрессивной модели поведения сверстников в школе и дома;

2) на факторы, которые спроецировали её проявление;

3) на условия, которые способствовали закреплению агрессивного поведения подростков.

Агрессивные реакции среди детей усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории этого направления гораздо более оптимистично от-но сят ся к воз мож но сти пре дот вра ще ния агрессии или взятия её под контроль Развитие аг рес сив но сти про ис хо дит в дет ском и под ростковом возрасте, как результат недостаточного вос пи та ния или как сим птом пси хи че-ского заболевания. Нарушения эмоциональных взаимоотношений в родительской семье или учеб ном за ве де нии могут при вес ти к формированию агрессивной индивидуальности ребёнка, так как они деформируют личность, препятствуют формированию одних её сторон, подчиняют себе другие. Появляется тревожность, как непреходящее свойство лично сти, и от сю да ожи да ние аг рес сии и го тов-ность сопротивляться ей, нанося упреждающие удары.

Аг рес сивность, как лич но ст ная осо бен-ность ре бён ка, влияет на его пове де ние, оп ре-де ляя при этом си туа тив ные или ус той чи вые личностные качества проявления агрессивного пове де ния сре ди де тей.

Под детской агрессивностью подразумевает ся та кое со стоя ние ре бён ка, при ко тором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на неприятности. Агрессивное поведение ребёнка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль по сред ст вом слов или дру гих аг рес сив-ных дей ст вий.

С возрастом характер разрушительных дейст вий ме няет ся и может приобре сти це ле-направленный характер. До пятилетия лет ребенок еще не осознает, что окружающие чувствуют боль, так же как и он. При этом очень

важным моментом является проявление агрессивности в игровых формах. Дети изображают в своих играх «плохих» героев, милиционеров, преследующих грабителей, великанов. По мне нию пе да гогов и пси хо логов, такие игры позволяют ребенку выпустить свой гнев наружу, контролировать свои чувства, согласовывать их с правилами окружающего мира.

С возрастом постепенно расширяется количество социальных контактов ребёнка. Одновременно ребёнок начинает сталкиваться с увеличением количества запретов, требо-ва ний со сторо ны взрос лых, что при водит к формированию у детей депривации — ребёнок начинает испытывать ограничение возможности удовлетворения своих потребностей и вос при ни ма ет это как от вер же ние со стороны родителей. Если возникающий конфликт не разрешается, то у ребёнка появляются агрессивные действия.

Половые различия степени агрессивности начина ют проявляться на втором году жизни. Установлено, что мальчикам свойственны прямые формы физической агрессивности. У девочек агрессивность чаще проявляется в форме демонстративности, эгоцентричности и носит отсроченный, опосредованный характер. Функция пола в проявлении агрессивности име ет ди на ми че ский харак тер и до кон ца не изучена. Известно, что мальчики чаще прибегают к открытой агрессии, защищая себя, а де воч ки бо лее склон ны к при ня тию ви ны и самообвинениям

Проявлению агрессивности у детей способствуют негативные свойства личности ребёнка: сни жение са мо оцен ки и чув ст ви тельно сти к давлению со стороны взрослых. Только, более активные дети используют агрессивность для са мо за щи ты, а у бо лее сла бых де тей — наблюдается проявление тревожности.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок-диабетик

В детском и подростковом возрасте наиболее распространёнными формами проявления агрессии являются:

• присту пы гнева, яро сти, не годова ния;

• желание обидеть, унизить, оскорбить; власт ность;

• не уме ние по нять ин те ре сы дру гого;

Моделями агрессивного поведения могут

стать дру гие взрос лые: роди те ли, дру гие люди и свер ст ни ки.

Некоторые учёные рассматривают агрессию как один из механизмов защиты Я. В со-от вет ст вии с этим счи та ет ся, что аг рес сия есть про яв ле ние тре воги и стра ха, ко торые ис пы ты вает Я в от но ше нии как про шлых, так и предполагаемых событий. Агрессия является следствием реальной или минимальной уг-ро зы для Я ре бён ка. При бе гая к аг рес сии, ребёнок пытается совладать с испытываемой им тре вогой в под ро ст ко вом воз рас те.

Приобрете ние зна ний и чув ст ва дове рия под го тав ли вает поч ву для дос ти же ния определённой автономии и самоконтроля подростка, избегания чувств стыда, сомнение и унижения. Поэтому агрессия в детском возрасте является приобретённым, социально обусловленным поведением, предсказуемо и контролируется окружением. Формирование аг рессии под ро ст ков про ис хо дит вследст вие:

1) подкрепления агрессивного поведения со стороны других людей;

2) научения посредством наблюдения за сверстниками;

Ис сле до ва ние влия ния вос пи та ния и се мей-ных отношений на становление агрессивного поведения детей показало, что существует прямая взаимосвязь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений, с одной стороны, и родительскими установками на неприятие ребёнка в целом — с другой. Строгие и физические наказания оказывают негатив ные по следст вия на раз ви тие лич но сти ребёнка и его успеваемости в школе. Во-первых, наказывая, родители показывают пример агрессивного поведения, который может усваивать ся деть ми как спо соб воз дей ст вия на других, как про яв ле ние си лы и вла сти, осо бен но по отношению к тем, кто слабее. Во-вторых, наказание создаёт предпосылки для формирования отчуждения, негативного к ним отношение. Ребёнок замыкается в себе, становится невосприимчивым, занимает позицию внутреннего, молчаливого сопротивления.

В-третьих, слишком суровое наказание может приводить к тому, что ребёнок может забыть, за что его на ка за ли, тя жё лые пе ре жи-вания заслонят причины, оставив лишь тяжёлый осадок по поводу самого переживания. Наказание может быть эффективным лишь тогда, когда будут понятны причины его негативных поступков.

Агрессия ребёнка может являться реакцией на развод родителей. При этом способы реа ги рова ния на си туа цию раз лич ны, в зависимости от пола и возраста ребёнка. У дошкольников агрессия незрелая и носит иногда беспричинный характер. В школьном возрасте мальчики отличаются повышенной агрессией по отношению к сверстникам. Распад се мьи в школь ном воз рас те при водит к рос ту враждебности, мальчики, воспитывающиеся без отцов, отличаются асоциальным поведением, неподчинением взрослым. Отмечается, что кон флик ты роди те лей до и по сле раз вода, их раздельное проживание, повторный брак супругов, плохие взаимоотношения одного родителя с ребёнком так же вызывают негативные переживания, усугубляя трудности в поведении ребёнка. Агрессивные проявления ре бён ка могут вы сту пать, как рев ность по от-но ше нию к дру гим чле нам се мьи, ча ще всего к братьям и сёстрами. В основе такой агрессии ле жит стрем ле ние полу чить вни ма ние родителей, соперничество за любовь взрослых. Среди особенностей семейного воспитания выделяются следующие: недостаток тепла и ласки со стороны родителей, снисходительное от но ше ние к аг рес сии, без раз лич ное от-но ше ние к учё бе де тей. В пол ной се мье ме ж ду линиями взаимоотношений: супружескими и детско-родительскими, существуют связи, которые оказывают влияние друг на друга. От характера и состояния супружеских отношений за ви сят вос пи тательные воз мож но сти семьи. Поэтому полная семья будет иметь высокий воспитательный потенциал, если существует гар мония в от ноше ни ях как суп ру гов между собой, так и супругов с детьми.

Полная семья не гарантирует успеха воспи-та ния ре бён ка, а лишь соз даёт пред по сыл ки для ус пеш ного фор ми ро ва ния его лич но сти. Не пол ная се мья, по срав не нию с пол ной, яв-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ляется наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ограниченные вос-пи тательные воз мож но сти не полной се мьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребёнка в неполной семье, которая целиком падает на пле чи жен щи ны, — это, пре ж де все го забо та о создании необходимых материально-бытовых ус ло вий жиз ни. При этом за ме че но, что в случае распада брачной связи сохранение и далее повышение для ребёнка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берётся за более трудную работу, на хо дя до пол ни тельный при ра бо ток и т.д. Поэтому вполне естест вен но, что цен ност-

ные ориентации матереи-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, ведение домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребёнку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребёнку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без при смот ра, то есть матери альные и вре мен-ные про бле мы её жиз не дея тельно сти не ред ко оборачи вают ся про бле мой безнад зорности детей с вытекающими отсюда последствиями.

1. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник. Москва, 2012. 136 с.

2. Ласкин А. А., Подвойский В. П. Психотехнологии профессиональной деформации : монография. Москва : Высшая школа социально-управленческого консалтинга, 2009. 83 с.

к ультуротворческие формы организации молодежного досуга

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье представлена краткая характеристика культурной ситуации в современном обществе. Обосновывается значимость рассмотрения сущностных основ культуротворческих форм организации молодежного досуга. Утверждается, что их выбор основан на витальном и культурном опыте молодежи, а также на личностных установках конструктивного проведения досуга. Культуротворческие формы организации молодежного досуга рассматриваются не только в традиционных сферах-направлениях любительской и профессиональной социально-культурной деятельности, но и в виртуальном пространстве Интернета. Выделяются такие распространенные и популярные среди молодежи формы, как виртуальные экскурсии — составная часть самообразовательного процесса через всемирную сеть Интернет, благотворительная деятельность, осуществляемая через добровольческие инициативы, молодежный культурно-познавательный туризм, тематические выставки самодеятельного творчества, интернет-конкурсы, досуговое общение в сети Интернет, коллекционирование и ряд других.

Ключевые слова: личность, методология и теория социально-культурной деятельности, творчество, молодежный досуг, Интернет, самообразование.

ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — доктор педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

SHARKOVSKAIA NATALIIA VLADIMIROVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста

Рубрика: Семейное воспитание

Дата публикации: 14.05.2020

Статья просмотрена: 543 раза

Библиографическое описание:

Синицина О. Б. Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2020. — №3. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/35/922/ (дата обращения: 22.11.2020).

В настоящее время в нашей стране проблема детской агрессивности приобретает глобальный характер не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом. Под влиянием агрессивных проявлений у ребенка снижаются его интеллектуальные возможности, деформируется личностное развитие, появляется повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость. Рост количества детей, имеющих агрессивные проявления, беспокоит как родительскую, так и педагогическую общественность. Американский психолог Г. Паренс в своей работе «Агрессия наших детей» рассматривает проблему детской агрессивности и выделяет две ее формы: недеструктивную, которая проявляется в защите собственного достоинства, активности, стремлению к достижениям, защите себя и других, завоевании свободы и независимости — данная форма является врожденным механизмом человека, функционирует с самого рождения и предназначена для адаптации к окружающей среде, удовлетворения желаний, и деструктивную, содержащую в себе противоречие нормам и правилам, принятым в обществе, жестокость, ненависть, зависть, недоброжелательность, гнев — данная форма не проявляется сразу после рождения человека. Речь идет, конечно, о деструктивной форме агрессии, энергию которой выплескивают люди во вред себе и окружающим.

Дети, проявляющие агрессию в деструктивной форме, испытывают трудности в налаживании коммуникативных контактов, у них низкий уровень развития эмоционального интеллекта, регуляции собственного поведения и деятельности. Но это дети. И мы, взрослые люди, родители, педагоги должны понимать, прежде всего, причины возникновения у них подобных проявлений. А причины кроются в семейной среде ребенка, в тех условиях, которые созданы для него в самом близком окружении. Родители — первые воспитатели своего дитя, именно они являются для него образцом для подражания, эталоном поступков и действий. Тот опыт, который ребенок приобрел в детстве, оставляет неизгладимый след на ход его дальнейшей жизни. Детские впечатления, хотя и часто остаются на подсознательном уровне, но, в дальнейшем определяют поступки и действия ребенка помимо его воли. Одна из ярких особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте — устойчивость первых впечатлений от окружающей его действительности. И именно эти впечатления он получает в семье, именно под их влиянием формируется личность человека, его особенности, характер. Необходимо отметить тот факт, что сложившаяся семейная атмосфера влияет на становление личности ребенка целенаправленно, регулярно, продолжительно, а так же, на разных этапах его развития, и в различных жизненных ситуациях. Привычки, приобретенные в детстве, имеют такую огромную силу, что человек, даже хорошо понимая их негативные последствия, не в силах от них освободиться.

Поступки, действия ребенка являются зеркальным отражением семейного уклада, преобладающих в семье правил, стиля поведения. Ведь особенность ребенка-дошкольника, живущего в семье, заключается в том, что он всегда и во всем, на бессознательном уровне подражает своим родителям. Убеждения и стремления родителей являются для ребенка истиной в последней инстанции. Дети постоянно находятся в процессе семейного взаимодействия и наблюдают за ним. Личный пример родителей обладает огромной силой на ребенка и соответственно налагает на них ответственность за свои слова и поведение в присутствии ребенка.

Однако, агрессивные проявления у ребенка в дошкольном возрасте имеют свое развитие не только в результате подражания родителям, но и в условиях, когда он испытывает острый дефицит родительской любви и подвержен постоянным наказаниям.

Л. С. Выготский писал о том, что «Микросоциальная ситуация развития, определяемая особенностями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, является основой развития личности ребенка, обеспечивая формирование высших психических функций в процессе его «врастания в цивилизацию».

Согласно исследованиям американских психологов М. Раттера, Д. Оудсхоорна, в тех семьях, в которых преобладает низкий культурный, образовательный и воспитательный уровень, ребенок наиболее подвержен возникновению и развитию деструктивной форме агрессивности.

В. В. Ковалев выделил 5 основных типов семей, различающихся степенью воспитательного неблагополучия:

  1. 1 тип — конфликтные семьи, семьи с невысоким образовательным уровнем родителей, семьи, живущие в стесненных материальных условиях или часто мигрирующие.

В семьях, в которых между родителями преобладают конфликтные ситуации, сопровождающиеся криками и ссорами, дети, невольно становясь их свидетелями, становятся подверженными агрессивным проявлениям вербального характера.

  1. 2 тип — педагогически неверно ориентированные семьи (дисфункциональные семьи, в которых отношения между детьми и родителями лишены психологического контакта).

Не менее пагубно влияет на развитие ребенка отсутствие полноценного психологического контакта с родителями. Ребенок на получая нужной дозы внимания, тепла, совместного времяпрепровождения от самых близких ему людей, в последствии не способен доверять другим людям, становится замкнутым, агрессивным, видит во всех врагов, даже если они таковыми не являются.

  1. 3 тип — нравственно неблагополучные семьи, требующие обязательного педагогического вмешательства для предупреждения дефектов воспитания, возникающих из-за асоциального и аморального поведения родителей.

В семьях, где асоциальное поведение является для родителей нормой жизни, царит агрессия и безнравственность, дети не овладевают социально приемлемыми способами отреагирования эмоций, так как уровень развития эмоционального интеллекта у них очень низок. Как правило, они не умеют доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют низкую самооценку, проблемы в учебе и в отношениях с другими детьми.

  1. 4 тип — семьи невысокой воспитательной культуры. Родители хотят воспитывать правильно, но им недостает опыта и знаний для того, чтобы сориентироваться в методах воздействия, подходящих для ребенка.

Очень часто, в процессе работы, приходится наблюдать характер отношений между родителями и ребенком из достаточно благополучных и состоятельных семей. В таких семьях царит материальное благополучие, родители осыпают ребенка подарками, игрушками, а вопросы грамотного воспитания ребенка отодвигаются на задний план. В таких семьях родители закрепляют свое особое статусное положение в сознании ребенка, внушая ему, что любой вопрос может решиться при помощи силы и денег, а дети растут безвольными потребителями с ярко выраженными агрессивными проявлениями, причем родители уверены, в правильности применяемых воспитательных методов по отношению к ребенку.

В большинстве неполных семей единственным родителем ребенка остается мать, которая безуспешно пытается заменить ему обеих родителей, оказывая давление на него чрезмерной опекой, что негативно влияет на становление личности ребенка. Дети, воспитывающиеся без отца, становятся тревожными, нередко страдают неврозами. Особенно страдают мальчики, в сознании которых искажается образ мужчины, а в отношениях со сверстниками начинает преобладать грубость, драчливость, непонимание

Таким образом, в результате краткого анализа типологии семей, различающихся степенью воспитательного неблагополучия и создающих условия для развития детской агрессивности, можно сделать вывод о том, что главными характеристиками воспитательного потенциала семьи являются:

− характер внутрисемейных отношений,

− личностные качества родителей,

− состав и структура семьи, ее жизнедеятельность,

− уровень нравственной культуры в семье,

− уровень образования родителей,

− материальные условия в семье,

− уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка,

− степень ответственности родителей за воспитание детей.

К сожалению, в отдельных случаях, семейное воспитание создает весьма благоприятную почву для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности у ребенка дошкольного возраста. Поэтому поддержка семьи со стороны образовательной организации сегодня не может ограничиваться сообщением необходимых знаний родителям о том, как правильно воспитывать детей. Она должна реализоваться как общая мотивация педагогов и родителей в создании гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, в оптимизации педагогического взаимодействия родителей с детьми при участии и с помощью педагогической общественности.

  1. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997. – с. 4.
  2. Пасечник Л. В. Семья и проблемы воспитания // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 1. – С. 21.
  3. Ярмоленко Г. П. Регуляция агрессивного поведения [Текст] / Г. П. Ярмоленко // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 3-х т.: Т. 8. — СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2003. – 695 с.

Похожие статьи

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных.

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей. Подростки из семей «группы риска» как.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого».

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные. Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право.

Взаимосвязь детскородительских отношений и формирования.

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, воспитание детей, воспитание старших дошкольников, неполная семья, семья, дошкольный возраст, эффективная форма взаимодействия.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей.

Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе 2, с. 117 .

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших.

ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, воспитание, отношение, воспитание ребенка, конфликтная атмосфера семьи, воспитание детей, охранительное воспитание. Понятие и типы детскородительских отношений.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения.

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок, агрессия, агрессивность, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность, свойство личности. Консультация для воспитателей и родителей «Причины. »

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале.

«Семейные» причины: неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация