Алгоритм подготовки к ЕГЭ

Содержание

План подготовки к ЕГЭ

Полезнее плана не найдете: как распределить время, подготовиться к ЕГЭ за год и набрать проходные баллы. Плюс бонус — удобный планер для подготовки

С чего начать

Определитесь с предметами, которые будете сдавать. Лучше сделать это как можно раньше: в 10 или начале 11 класса. Не набирайте предметов «про запас»: чем меньше экзаменов вы будете сдавать, тем больше шансов как следует подготовиться и получить хорошие баллы. В идеале выбрать 1-2 дополнительных предмета.

Если пока не знаете, что выбрать и куда хотите поступать, начните с подготовки к обязательным русскому языку и математике. И параллельно присматривайтесь к разным специальностям. Здесь могут помочь интернет-порталы для поступающих, например, сайт «Поступи онлайн».

Изучите требования вузов. Узнайте проходные баллы прошлых лет на желаемое направление — они послужат вам ориентиром.

Борис Трушин, кандидат физико-математических наук, преподаёт математику в Фоксфорде

Вы должны чётко понимать, для чего сдаёте ЕГЭ. Если в выбранный вуз достаточно 70 баллов, и есть тема, которая зависает, не тратьте на неё время. Например, вы совершенно не понимаете стереометрию. Остановитесь, поймите, какие задачи вы точно способны решить и прокачивайте свои сильные стороны. На 70–75 баллов не нужно уметь решать всё. Прокачаться с 50 до 70 баллов проще, чем с 90 до 95.

Зайдите на сайт ФИПИ и ознакомьтесь с критериями оценивания по каждому предмету. В спецификаторах вы найдете требования к экзаменационной работе и количество баллов за каждое задание. В кодификаторах дают список тем, которые будут в заданиях. В демоверсиях — демонстрационные варианты ЕГЭ от составителей.

Остановитесь на списке необходимых тем — они станут основой вашей подготовки к ЕГЭ. Затем составьте расписание. Оно поможет выучить за год всё необходимое и закрепить материал.

Как составить расписание

В подготовке к ЕГЭ главное — регулярность. Лучше заниматься понемногу, но каждый день. Так материал отложится в голове, и перед самим экзаменом вы будете увереннее себя чувствовать.

Для этого распределите темы из кодификатора на весь учебный год. Действуйте по принципу «от большого к малому»: обширные темы разделите на подтемы и разделите их по дням и неделям. Старайтесь распланировать подготовку так, чтобы уже в апреле не учить новый материал, а повторять пройденный.

Посвящайте один день одному предмету и выделяйте время на отдых: хорошо высыпайтесь и занимайтесь чем-то ещё кроме учебы. Например, взбодриться и отвлечься от занятий очень помогает спорт.

Планер

Чтобы вам было удобнее планировать подготовку, мы составили шаблон планера в Гугл-доке. Вы можете его скачать или сохранить и отредактировать под себя.

Редактирование. Наш планер — это универсальный шаблон. Его можно настраивать: добавлять и удалять строки и столбцы, расширять и сужать графы, выделять их цветом, копировать таблицы. Также по умолчанию в планере 20 рабочих дней в каждом месяце — их тоже можно менять в зависимости от календаря.

�� Чтобы добавить планер себе в Гугл-док и отредактировать его, нажмите Файл → Создать копию.

�� Чтобы скачать планер себе на компьютер или телефон, нажмите Файл → Скачать как.

�� Чтобы добавить или удалить одну строку или столбец в Гугл-доке, щёлкните по нужной графе правой кнопкой мыши и выберите соответствующий пункт. Если нужно удалить несколько граф, выделите их и так же щёлкните правой кнопкой.

Блоки. В планере 4 блока:

1. Предмет и темы. Запишите нужное количество баллов и темы из кодификатора. В графе «Номер задания на ЕГЭ» советуем отметить задания, на которые вам нужно сделать акцент в первую очередь.

2. Список необходимой литературы. Если планируете сдавать ЕГЭ по литературе, можете использовать его для записи произведений, которые необходимо прочитать.

3. Расписание. Это универсальная таблица на год по всем предметам. Мы выделили столбец «Отчёт» зелёным цветом потому, что это важный пункт: чтобы усвоить материал, его нужно закрепить. Честно запишите, что сегодня прошли, что поняли, а над чем ещё нужно поработать.

4. Повторение пройденного. Мы заложили на повторение материала апрель и май. Но если вам удобней повторять пройденное не в конце года, а, например, каждую неделю, просто добавьте графу «Повторение» в таблицу «Расписание».

Как готовиться

Предметы. ЕГЭ проводят по 11 предметам. Их можно разделить на точные, гуманитарные и естественные. У каждой сферы свои особенности подготовки.

Некоторые предметы относят сразу к двум сферам. Например, физика и химия считаются как точными, так и естественными науками. Поэтому советы для них будут совпадать.

Точные предметы

Во время подготовки к ЕГЭ по математике, физике и информатике нужно прорешать как можно больше задач. При этом внимательно читайте условие и давайте тот ответ, о котором в нём спрашивают.

Владимир Шарич, преподаёт математику в Фоксфорде

Для решения задачи часто нужно составить уравнение, а для этого важно не упустить ни одного элемента условия и правильно записать его математическим языком. Умение перевести текст задачи в уравнение — навык, который надо тренировать. Иногда для решения задачи можно и даже нужно использовать элемент, который прямо не прописан в условии.

Не волнуйтесь, если на первых порах вы долго решаете задачи. Просто продолжайте и со временем начнёте справляться быстрее. Старайтесь решать их самыми простыми способами. На ЕГЭ от вас не ждут мудрёных уравнений и сложных схем. Чем проще решение, тем меньше вероятность ошибки.

Также не забывайте проверять результаты перед тем, как записываете окончательный ответ.

Иван Леонов, учитель физики

Проверяйте конечный и промежуточный результаты на здравый смысл. Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

Совет с передовой

Екатерина Хакимова, сдала ЕГЭ по физике на 100 баллов, поступила в РГУ нефти и газа им.Губкина на Разработку нефтяных и газовых месторождений

Я занималась на курсах в Фоксфорде по подготовке к ЕГЭ по физике часть С с Михаилом Пенкиным. Эти занятия был очень эффективными. Но кроме этого я старалась видеть физику во всём вокруг себя: рассчитывать частоту движения руки или через сколько секунд опустятся качели с ребёнком.

Предмет нужно полюбить и проникнуться им. Во время подготовки не стоит размениваться на другие предметы в школе. Чтобы сдать ЕГЭ по физике на 100 баллов, недостаточно просто наработать задачки. Сделайте упор на подготовку, выстроите план занятий и точно ему следуйте.

Гуманитарные предметы

На всех ЕГЭ по гуманитарным предметам есть задание с сочинением или эссе. Как правило, это самая сложная часть экзамена, потому что нужно правильно определить проблему, подобрать аргументы и доказать свою точку зрения. Также важно уметь определять позицию автора текста и понимать, что от вас ждут проверяющие.

Иван Карпенко, преподаёт обществознание в Фоксфорде

Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты. Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В правилах по русскому и иностранным языкам много исключений и других моментов, которые нужно просто запомнить. Помогает также визуализация: записывайте слова со сложным ударением и вешайте их на видном месте.

Совет с передовой

Наташа Никифорова, сдала ЕГЭ по обществознанию на 92 балла и по истории на 89 баллов, поступила на факультет иностранных языков в Педагогический университет Ульяновска

При подготовке к обществознанию не заучивайте наизусть термины. Важней понять суть явления и составить определение самостоятельно. Эксперт его засчитает, если увидит, что вы его понимаете.

Также пишите как можно больше эссе. А для фактической аргументации повышайте общий уровень эрудиции. Читайте художественную и научно-популярную литературу, новости в интернете, биографии известных людей, изучайте историю. Можно использовать факты из других учебных предметов: я, например, успешно использовала на ЕГЭ по обществознанию свои знания по биологии.

Историю я советую изучать по разным источникам, чтобы они дополняли друг друга. Также можно читать исторические романы и смотреть художественные фильмы. Например, роман А.Н. Толстого «Петр Первый» и фильмы Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Так вы за сухими датами увидите реальные судьбы реальных людей и прочувствуете дух эпохи. Тогда изучение истории покажется вам более интересным.

Естественные предметы

Специфика задач на ЕГЭ по естественным предметам в целом мало отличается от точных. Здесь так же важно использовать логику и здравый смысл и проверять результаты решения.

Мария Володина, преподаёт химию в Фоксфорде

Записывая реакции, не забывайте уравнивать все элементы. С помощью кислорода вы можете проверить, верно ли вы все уравняли. Если кислород сошёлся, значит все правильно, если нет — ищите ошибку.

Но есть и свои особенности. Естественные науки изучают природу и окружающий нас мир. Поэтому знания о них можно почерпнуть из происходящего вокруг.

Например, география больше остальных наук связана с реальной жизнью. Чтобы её изучать, важно быть в курсе новостей, видеть связи между событиями, а также опираться на собственный опыт. Наблюдайте, как в вашей семье ведётся хозяйство — по тем же законам работает и мировая экономика.

Тщательно работайте с терминологией — с ней связаны самые распространенные ошибки в ответах школьников по географии, биологии и химии. Если не понимаете, что за слово вам встретилось, открывайте словарь и смотрите определение. А потом объясните его своими словами, даже если задание этого не требует. Иначе вы упустите суть задачи и неправильно ответите на вопрос.

Совет с передовой

Ваня Бондарь, сдал ЕГЭ по биологии на 86 баллов, поступил на бюджет в ПМГМУ им. Сеченова на стоматологический факультет

Я сразу повторял изученный материал. Прокручивал его в голове, задавал себе вопросы. Это важно делать постоянно, чтобы он укладывался в голове. А перед самым экзаменом я решал задания из книг ФИПИ.

Пишите красивые конспекты, чтобы самого тянуло их перечитывать. Приучите себя к дисциплине, выполняйте все домашние задания, которые задают в школе и на занятиях с репетитором. Но не рассчитывайте на репетиторов, старайтесь делать всё самостоятельно.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Личный опыт: как я готовилась к сдаче ЕГЭ

Как выбирать

1) Сначала подумайте, чем вам хочется заниматься в будущем. Звучит банально, но, действительно, мне бы это очень помогло. Надеяться на то, то вы посмотрите на баллы ЕГЭ и решите — не вариант. Я получила хорошие баллы, но куда подавать документы, всё равно не знала. Не стоит выбирать бакалавриат, основываясь на уровне зарплат выпускников, лучше выбрать его максимально интересным для себя, а, добравшись до магистратуры, ориентироваться на то, какое направление будет востребовано на рынке: по этому поводу хорошо написал Д. Носов в рубрике «для поступающих» в ВШЭ; прочтите также исследование профессий будущего, подготовленное «Сколково».

2) Посмотрите дисциплины, которые будут изучать на конкретном факультете. Много информации это не даст, но примерное представление сформирует.

3) Узнайте о требованиях работодателей по профессии, прочитайте об этой профессии в интернете, найдите кого-нибудь в соцсетях с этой профессией и задайте пару вопросов.

4) Подготовьте список вопросов и задайте их нескольким студентам с факультета, на который вы планируете поступать. Как правило, студенты с радостью отвечают на все вопросы. Я, например, спрашивала, нравится ли им факультет в целом, что для них самое трудное в обучении, какие отношения с преподавателями, стажировки, задавала бытовые вопросы про университет.

5) Помните, что подавать документы можно будет в 5 вузов на 3 направления, вне зависимости от факультета (то есть все-все юридические факультеты в университете — это 1 направление).

Нужен ли репетитор?

Безусловно, брать или не брать — выбор только ваш. Однако если возможности позволяют, лишним это не будет. Репетиторы точно знают, как «натаскать» на ЕГЭ, знают все тонкости, критерии, за несоблюдение которых снимают баллы, будут акцентировать внимание на особенностях, разбирать ошибки.

Приведу пример. Моей знакомой поставили 1 из 3 именно из-за несоблюдения критерия. Задание было следующее: «подтвердите на конкретных примерах ограниченность такого фактора производства, как труд», она написала: «Ограниченное количество трудоспособного населения, низкая рождаемость-высокая смертность, приоритеты современных работников, приоритеты по интересам». И к каждому из этих аргументов привела примеры, только не смоделировала ситуацию, иными словами, если бы она написала то же самое, добавив «в городе N», «в стране Z», получила бы 3 из 3.

В идеале лучше попробовать заниматься с несколькими репетиторами по одному и тому же предмету, так будет проще увидеть свои слабые места.

Чем раньше вы начнете готовиться к экзаменам, тем лучше: в идеале начинать за 2 года до сдачи

Как готовиться самостоятельно

1) Напишите выпускникам и спросите их про учебные материалы (ниже — несколько мнений выпускников). Упорство и желание дают отличный результат!

2)Вступите в группы, посвященные ЕГЭ «ВКонтакте». Например, https://vk.com/exams_history, https://vk.com/english_100, https://vk.com/exams_social. Они разбирают материалы, решают тесты, там же можно найти огромное количество полезного материала.

3) Чем меньше ЕГЭ, тем лучше! Так вы сможете сосредоточиться на том, что вам нужно, и получить гораздо более высокие баллы! Мне известны случаи, когда человек сдавал 7 экзаменов, ко всем готовился, и по каждому получил 50 баллов.

Стоит ли стараться ради корочек?

На оценки в вузах особенно не смотрят. Если медали или аттестата с отличием нет, ставьте подготовку к ЕГЭ на первый план. А вот если есть, то поднажать и поработать стоит (за них можно дополнительно получить 6 баллов в МГУ, 3 в МГИМО). Как вариант — можно сдать ГТО (4 балла в МГУ, 1 в МГИМО).

Олимпиады

Попробовать поучаствовать в вузовских олимпиадах обязательно стоит! Победители и призеры олимпиад получают льготы (например, зачисление без вступительных испытаний или высший балл ЕГЭ по профильному предмету олимпиады). Нужно поискать дополнительную информацию на сайте вуза.

Вступительные испытания (ДВИ) проводятся лишь в некоторых вузах, поэтому для более подробной картины нужно уточнить на сайте университета, а также у ребят, которые туда поступали.

Соберите компанию

Создайте среду, которая будет мотивировать вас учиться больше, усердней, веселее. Если в поле зрения нет такой компании, стоит проявить инициативу (или попробовать поискать в интернете). Мне, например, очень повезло с друзьями. В течение года мы вместе готовились, поддерживали друг друга. Мои друзья — лучшие мотиваторы.

Держитесь подальше от лодырей, скептиков, пессимистов. негатив может быть заразителен.

Мотивация

Попробуйте объяснить себе, почему хорошие результаты ЕГЭ важны. Что это даст? Как это повлияет на дальнейшую жизнь? Какие возможности откроются перед вами в будущем? Полученный тезис должен быть пуленепробиваемым — возвращайтесь к нему «в дни тягостных раздумий», когда будете проклинать подготовку к ЕГЭ, просматривая инстаграмы отдыхающих друзей.

Каждая мама обязана знать:  Переехала в новый город и чувствую себя плохо

Время

Если вы хотите двигаться вперед, слово «завтра» должно уйти из словаря. «Вперед» — это всегда про сегодня. Завтра не будет легче или приятней. Время летит незаметно, очень незаметно и очень быстро. Заниматься стоит каждый день понемногу каждым предметом.

Очень полезным мне кажется to-do-лист, который можно делать на каждый день. Еженедельные/ежемесячные обзоры этого листа помогут понять, как идет дело.

Перфекционизм

После того, как вы выучили материал, через какое-то время к нему нужно будет снова вернуться, посмотреть, связать с новым материалом.

Соцсети

Согласно последним исследованиям, на них человек тратит около 8 часов в день. Постепенно сокращайте дозы. Если используете социальные сети, чтобы обмениваться файлами по учебе, создавайте новый аккаунт только для этой цели.

Если совсем отказаться не получается, выделите себе под это занятие, скажем, 15 минут и определите интервал — это поможет перестать тратить время впустую.

Отдых

Отдыхать необходимо! Если не делать перерывов на отдых, можно сорваться и потерять мотивацию.

Трудности и беспокойства

О них нужно рассказывать, их нужно обсуждать — так будет легче прийти к решению и успокоиться. Хорошо иметь человека, который всегда выслушает. Чем ты уверенней, тем лучше соображаешь.

Материалы

Набор стандартный: книжки + тесты, книжки ФИПИ + материалы групп в ВК + материалы репетиторов. Лучше поспрашивать у ребят, сдававших такие же экзамены, более подробно о материалах, ниже представлены лишь некоторые предметы.

Литература

Безусловно, начать подготовку стоит с просмотра кодификатора: там указаны все произведения, которые могут попасться в КИМе, ну и, конечно, стоит освежить их в памяти. Но простого прочтения мало для того, чтобы получить высокий балл — с первой частью справиться можно без вопросов, если внимательно читать и обращать внимание на детали, а вот во второй части требуется немного иное: анализ текста, сопоставление героев/ситуаций и т.д., поэтому важнее именно решать, решать и еще раз решать. Книги от ФИПИ — самые проверенные, на мой взгляд. Конечно, и там встречаются неточные формулировки вопросов, но всё же они — самые приближенные к реальному ЕГЭ.

Если есть возможность — то обязательно готовиться с репетитором, причем связанным именно с проверкой ЕГЭ либо с вузом — если тесты можно оттренировать самостоятельно, то в заданиях с развернутым ответом много подводных камней. Если нет возможности — обязательно изучить критерии оценивания каждого задания, ну и, конечно, книги и сайты. И больше практики!

В последние дни перед ЕГЭ я повторяла весь материал по книге «Литература в схемах и таблицах» E. A. Титаренко, E. Ф. Хадыко. Там все упорядоченно, понятно изложено и разобрано, плюс, что немаловажно, везде присутствует цитирование (что в каждом развернутом ответе ЕГЭ просто необходимо) Ну и, конечно, группы по подготовке, например: https://vk.com/ege_literature, https://vk.com/club75668298. В этих группах очень много материала как по самим произведениям, так и по теории литературы, и там помогут как раз с вопросами, требующими развернутого ответа. Кстати, в обсуждениях есть темы, где выпускники прошлых лет советуют самые эффективные, на их взгляд, книги по подготовке.

Русский язык

1) Найти правила на каждое задание в тесте, разбирать, набивать руку.

2) Приобрести книжки И. Цыбулько «ЕГЭ», писать сочинения и составлять свою «базу» аргументов (писать сочинения на разнообразные темы, основываясь на изученных произведениях, и собирать их в табличку, перед экзаменом их нужно будет выучить).

Попросите друзей, хорошо написавших ЕГЭ, прислать вам свои сочинения и берите их как образец, заимствуйте аргументы. Желательно писать 1-2 сочинения в неделю, начиная с легких тем и заканчивая сложными.

История

Несколько учебников, по которым я советую готовиться к ЕГЭ:

1) «История России» Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Много учебников читать не нужно, лучше основательнее изучить один (однако по ВОВ нужна дополнительная информация).

2) П. А. Баранов, С. В. Шевченко «История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ». Лучше обратиться к нему ближе к ЕГЭ, это поможет повторить и систематизировать знания.

3) Пазин Р.В. «История развития российской культуры»

4) Атлас по истории за все века (лучше купить в бумажном варианте, но можно скачать в интернете) + делать контурные карты (помогает c заданиями 29-32)

Я начинала учить историю по периодам, так проще запоминается; писала исторические портреты, из которых учила только XX век, так как весь объем запомнить нереально (знала, что портрет на ЕГЭ буду писать только по XX веку). Весь курс истории учила по схемам и таблицам — на ЕГЭ больше не потребовалось, на карты упора не делала. За весь год прорешала достаточно много тестов, что очень помогло на ЕГЭ.

Обществознание

Поможет «Обществознание. Полный справочник» П. А. Баранова, А. В. Воронцова, С. В. Шевченко. Обязательно набивайте руку на тестах + тренируйте раздел С9, за него можно получить хорошие баллы (о критериях оценивания эссе стоит спросить у репетитора или ребят, сдававших предмет.

Математика

Решать, решать и еще раз решать (http://alexlarin.net — задачи повышенной сложности), дополнительно можно приобрести В.В. Ткачук «Математика абитуриенту».

Английский язык

Теория: Е. С. Музланова «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», «30 вариантов ЕГЭ по Английскому» М.В. Вербицкой. Обязательно набивать руку на тестах, тренировочной версии станции записи устных ответов, также неплох сборник тестов «ЕГЭ. Устная часть» (Немыкина А. И., Почепаева А. В). На последней странице есть письменный пример устной части, учебник можно найти в документах «ВКонтакте».

Физика

Подготовку к экзамену я начал с изучения теории, которая есть в школьной программе (многие ошибочно считают, что знание одних лишь формул поможет получить достойные баллы). Сначала может показаться, что материала слишком много, но учить нужно все и очень внимательно. В этом вам могут помочь справочные материалы О. Ф. Кабардина (в этом справочнике кратко изложена вся основная информация, необходимая для экзамена). Но знание теории — это лишь полпути к успеху. Далее необходимо набивать руку на различных простых и сложных задачах (это занимает наибольшую часть времени при подготовке).

Пользуйтесь демонстрационными вариантами ЕГЭ прошлых лет, решайте и проверяйте их (чем больше вы прорешаете вариантов, тем лучше). Вскоре вы заметите, что многие задачи первой части похожи друг на друга, поэтому много времени на их решение уходить не должно.

Химия

Для подготовки к ЕГЭ по химии советую следующие пособия:

Доронькин В.Н «Подготовка к ЕГЭ» (они довольно высокого уровня сложности, соответственно, если прорешать все книги, то проблем возникнуть не должно)

Ю. Н. Медведев «ЕГЭ» (намного легче, что ближе к реальным тестам ЕГЭ)

А. А. Каверина «ЕГЭ» (разработчик ЕГЭ, тут всё понятно)

По теории советую https://vk.com/chemistry_100 и https://vk.com/exams_chemistry. Там довольно много информации, и, если возникают затруднения, всегда можно попросить помощи у руководителей или участников.

Учебник О. С. Габриеляна (для базовых знаний). Также в магазинах продается куча пособий-учебников, но я ими не пользовался, т.к. у меня был репетитор. Если хотите хорошо сдать — нанимайте репетитора (чтобы тот обязательно состоял в предметной комиссии ЕГЭ или был приближен к экспертам, иначе толк в такой подготовке будет стремится к нулю), либо, если не имеете возможности, смотрите кодификатор, ищите соответствующие темы в учебнике или в пособиях, читайте статьи в интернете (там есть куча онлайн-учебников, просто достаточно в поиск вбить тему, вроде «свойства спиртов» и т.д.«), а уже потом прорешивайте по темам либо в сборниках, либо на reshuege.ru.

Биология

К ЕГЭ готовился по этим книгам:

Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. «Пособие по биологии для абитуриентов». Самый полезный, на мой взгляд, сборник: весь материал в таблицах, крайне удобно и лаконично, после каждой темы есть тесты.

Калинова Г.С. «Биология». Это официальный сборник, составленный разработчиком ЕГЭ

А. А. Кириленко «Биология» — там просто огромный спектр книг по разным темам, у меня у репетитора были почти все, поэтому работал с каждой, но понемножку.

А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов «Биология». Что-то вроде Зайца, можно в дополнение к нему или вместо него купить, тоже крайне информативная книга.

По теории советую добавиться в группы «ВКонтакте»: https://vk.com/biology_100 и https://vk.com/exams_biology, по аналогии с химией можно у любого руководителя/участника попросить помощи, вам всегда ответят и всё пояснят — учебник Пасечника (опять же для базы). Самое главное — не тупо зазубривать, а понимать то, что ты изучаешь. Иногда встречаются задания, где без этого никак не обойтись.

Накануне экзамена

Каждый ЕГЭ, особенно самый первый, — огромный стресс для многих абитуриентов. Однако нужно понимать, что завалить экзамен только из-за нервов (при этом зная материал на отлично) вполне возможно. Поэтому:

  • За день до экзамена (как правило, их будет 3) нужно пройтись по всему пройденному материалу, повторить «от А до Я».
  • В день экзамена повторять ничего не стоит, пусть голова будет свежей.
  • Не волноваться. Все хорошо. Вы так долго старались и готовились, у вас обязательно получится!
  • Начинайте с того, что знаете, в чем уверены на 100%. Затем приступайте к тем заданиям, в которых сомневаетесь. Это позволит сэкономить время.
  • Следите за временем: по окончании экзамена у вас отнимут работу. Как правило, все абитуриенты укладываются, но будет очень обидно решить задание в черновике и не успеть переписать его в бланк.
  • Стоит несколько раз перепроверить перенесенные ответы в бланк, чтобы убедиться, что ответы «не съехали». Все обязательно получится! Удачи!

С чего начать подготовку?

Привет!

Добро пожаловать на сайт сдать-егэ.рф, автором которого являюсь я, Иван Некрасов. Этот проект не банально о подготовке к экзамену, это не онлайн-школа, которых сейчас десятки и даже сотни; не занятия с репетитором, который живет на одном этаже с тобой, в твоем доме. Не просто вебинары и полезные статьи. Это нечто большее.

Здесь я и моя команда абсолютно бесплатно поможем тебе преодолеть все тяготы подготовки к экзамену. Я начал заниматься преподаванием шесть лет назад и с самого начала своей работы я понял, что это мое призвание. Этот блог появился тогда же, в 2012 году, как методическая копилка моих материалов, которые я использовал при организации уроков.

Но прошло время и теперь это один из ведущих сайтов по подготовке к экзамену. За все время моей работы в крупнейших лицеях и онлайн-школах страны, я накопил бесценный опыт, который уже получили тысячи студентов со всей России. Именно эти люди поступают даже из «глубинки России» в ведущие ВУЗы страны. А все потому что методом проб и ошибок я выстроил четкий план-систему, пройдя через которую ты сможешь подготовиться к экзамену с полного НУЛЯ до результата.

Мое кредо — подготовить всех и каждого, через кровь, пот и слезы на высокий результат в 80 и выше баллов.
Причем для этого не понадобятся годы. Достаточно лишь трех месяцев.

Меня всегда не устраивала подготовка к экзаменам через “зубрежку” и перечитывание скучной литературы. Это абсолютно неэффективно и, более того, я никогда не заставлял своих учеников делать также. Тем не менее — результаты говорят сами за себя. Я являюсь одним из лучших преподавателей Свердловской области, сотрудничаю с научными и образовательными центрами Урала, а также — специалист в преподавании своих дисциплин. А недавно снова посетил семинары от составителей ЕГЭ этого года и знаю множество инсайдерских фактов, которыми готов поделиться с тобой уже сейчас.

Обучаясь с нами ты не только сможешь получить простое и понятное объяснение действительно запутанных тем, но и узнать, какой именно период исторического сочинения попадется тебе на реальном экзамене; зачем нужен открытый банк заданий ФИПИ и где найти ответы на задания в нем и многое другое.

Как начать подготовку?

История

История является одним из самых сложных предметов для сдачи экзамена в формате ЕГЭ. Но одновременно — один из самых интересных. И при грамотной подготовке, которую я помогу тебе провести в течении доэкзаменнационного периода, я уверен, что история станет для тебя увлекательным сериалом, возвращаться к которому ты будешь и после сдачи экзамена. Итак, после того как решение о сдаче экзамена по истории принято, необходимо собрать «скелет» материалов по этому предмету.

Возможно ты готовишься с НУЛЯ и в школе тебе уже говорят, что ты не сдашь и историю НЕВОЗМОЖНО выучить за год и сдать экзамен на достойный балл. Ты опускаешь руки и начинаешь верить в это, видя перед собой тонну учебников и пару месяцев, оставшихся до экзамена

Я уже более шести лет преподаю историю . Причем делаю это необычно, по своей собственной методике, и мои ученики ежегодно справляются с экзаменом, начиная с полного нуля. В прошлом учебном году пятнадцать моих выпускников сдали ЕГЭ на максимальные 100 баллов. И ты сможешь повторить их результат. Главное — действительно захотеть.

И тогда у тебя все получится. Я проверял.

Каким же образом мои ребята получают такие результаты?
Неужели есть какая-то волшебная таблетка, что средний балл моих учеников составляет — 92 балла?

В то время, когда учебник Баранова кишит ошибками и сложными и запутанными формулировками, а другие преподаватели просто копируют друг у друга материалы — я создаю свои, каждый день ищу новые методики запоминания и упрощения информации, а также техники для более интересного и живого объяснения материала.

Что такое маркеры и как работать с исторической картой: ОТКРЫТЬ
Что такое слепой конспект и методика структуризации: ОТКРЫТЬ

Поможет так же пошаговый план подготовки, который не позволит наделать ошибок и привести тебя к той самой каше в голове, которая будет тормозить процесс обучения. А наряду с огненными скриптами и системами работы с маркерами, паттернами, слепыми конспектами — изучении истории станет для тебя одним из самых интересных периодов обучения в твоей жизни.

И маленький совет. Полюби то, чем ты занимаешься.
И тогда все обязательно получится. Просто начни делать уже сегодня, ничего не жди.

Иван Некрасов расскажет тебе о том, чем стоит заняться в период летних каникул или перед началом изучения курса в аудиозаписях к этому посту. Не забудь заглянуть во вложения, там ты найдешь много полезного.

Всегда перед началом какого-то большого дела нужно понять: на каком этапе достижения своей цели ты находишься. Так же и в подготовке к ЕГЭ.

Каждый год, новые ученики личных групп Ивана Некрасова перед началом занятий с ним проходят авторский стартовый тест, максимально объективно показывающий уровень подготовки к сдаче экзамена. Я предоставляю тебе бесплатную возможность пройти самооценивание по моему авторскому алгоритму бесплатно и со 100% точностью.

ПОЛУЧИТЬ ссылку на диагностическую работу ты сможешь по этой ссылке: . . .

Проходи ее прямо сейчас и жду тебя уже в следующем уроке ��

КАК УЧИТЬ ИСТОРИЮ
без зубрежки с помощью слепых конспектов?

Узнай в этом видео

ЗАДАЧА: ПРОЙТИ все темы курса истории

Привет. Теперь ты готов к началу подготовки.
Тема этого этапа максимально сложная, непростая и продолжительная.

Я не буду ставить перед тобой конкретных сроков: лишь предложу несколько алгоритмов и вариантов подготовки к экзамену, каждый из которых действительно работает! ❤️
— — — —

Сложно, но выполнимо, если вы располагаете временем на подготовку. Его должно быть не меньше одного года, так что если ты сейчас в 10 классе и готов методом проб и ошибок докопаться до сути истории, потратив на это не один день, — этот метод для тебя.

Разбей историю на 30 разделов и начинай изучение курса с помощью профильного учебника, направленного на понимание сюжетов. Рекомендую тебе и своим ученикам — пособие Спицына, которое прикрепляю к этому посту. Проходи его шаг за шагом, пользуйся методом структуризации с помощью слепого конспекта и историко-культурного стандарта, чередуя его в работе с паттернами.

После изучения периода — закрепляй материал с помощью пособия Артасова, решения заданий открытого банка заданий ФИПИ и просмотра документальных фильмов. Тебе придется проделать большую работу, чтобы найти на просторах Сети действительно стоящие материалы, но поверь — оно того стоит.

Каждая мама обязана знать:  Елена Ульева Когда можно говорить нельзя

Как только ты переступишь порог ХХ века, начинай практиковаться в решении общих тестов. Рекомендую пособие И.Артасова, главного составителя ЕГЭ. На этом этапе следует начинать работу с всеобщей историей и отечественной культурой. Постоянно проверяй свои знания, проводи их анализ и восполняй пробелы с помощью слепых конспектов.

Такая длительная работа даст свои плоды и ты сдашь экзамен на максимум! ��

Отличие этого способа от первого является лишь в том, что тебе не придется читать учебник. Обычный преподаватель в твоем городе, бесплатной онлайн-школе, проводящей вебинары, не будет за тебя структурировать информацию и подавать её так, чтобы она соответствовала формату ЕГЭ и не требовала заучивания. Тебе все равно придется тратить часы на это, чтобы добиться результата ��

✒︎ Поэтому если ты готов тратить деньги, чтобы не читать учебник, любая из массовых онлайн-школ или репетитор в твоем городе — это неплохой вариант для изучения материала и подготовки к экзамену.

Идеальный способ. Как человек, имеющий непосредственное отношение к разработке методик преподавания истории, скажу, что такой преподаватель поможет тебе вдвое сократить срок подготовки, причем скорректирует твою работу так, чтобы ты не допустил ни единой «стратегической ошибки».

Мои коллеги, которые во главу угла ставят упрощение преподавания материала, его интересность и нативное запоминание, выпускают стобалльников каждый год. Так в прошлом году я сам выпустил 15 стобалльников и могу говорить об этом с полной уверенностью.

Однако, как правило, это преподаватели университетов или лучших гимназий и лицеев, занятия с ними стоит дорого, а очередь на их уроки выстраивается на несколько лет вперед. Именно поэтому такие люди готовят к экзаменам:

�� С гарантией результата
�� На собственных материалах и разработках
�� Имеют сотни благодарных учеников
�� Берутся за самые сложные случаи [смотри отзыв: https://vk.com/wall264552602_1410]

Хочешь присоединиться к моим занятиям? ��
Не хочешь самостоятельно искать всю необходимую информацию для подготовки?
Стремишься к нативному запоминанию?

Проверяй наличие мест на уроки по ссылке: passege.ru
Удачи в изучении истории.

ЧТО ЕЩЕ НУЖНО ЗНАТЬ О ПОДГОТОВКЕ
смотри здесь: ОТКРЫТЬ

Дополнительные материалы для подготовки:

ЭТО лишь одна из минимальных методических рекомендаций, необходимая
для экономии времени при подготовке к экзамену по истории в минимальное время.

ОТКРЫТЬ МЕТОДИКУ

Изучение культуры России и всеобщей истории.

Без опытного преподавателя здесь не обойтись. В своей работе для преподавания этих разделов я использую целый блок материалов, в том числе написанных мной самим. В этом разделе я поделюсь с вами всем необходимым из открытых источников, что использую в своей работе.

ПУНКТ ПЕРВЫЙ

ПОЛЕЗНЫЕ ссылки и материалы
— — —

�� ИСТОРИЯ.рф [классные профильные лекции]
�� arzamas.academy [развивай свою историческую эрудицию]
�� diletant.media [интересные факты и не только]
�� https://vk.cc/5LxoCz [период Древность и Средневековье]
�� https://vk.cc/4uNwVO [немного Данилевского]
�� https://vk.cc/5LtLsw [история от автора единого учебника]
�� https://vk.cc/3TM4RD [лучшие исторические сериалы]
�� https://vk.cc/4b7VYU [исторический ВДудь]
�� https://vk.cc/78i7ZY [для любителей исторических лекций]
�� http://www.alleng.ru [все пособия по истории для подготовки]
�� https://hist-ege.sdamgia.ru [максимальная практика]
�� https://ege.yandex.ru/ege/history [проверь свои знания]

ПУНКТ ВТОРОЙ

ВСЕ мои авторские статьи по культуре России в открытом доступе
— — —

ПУНКТ ТРЕТИЙ

Изучение мировой истории
— — —

✒︎ Все необходимые пособия смотри во вложениях к посту

Пособия по мировой истории:

ПОЛУЧИ полный разбор и алгоритм выполнения
всех типов заданий экзамена по истории

— Исторические источники
— Решение заданий на аргументацию
— Как формулировать историческую информацию?
— Что такое историография?
— Написание исторического сочинения

ВСЕ остальные материалы раздела находятся по следующей ссылке: . . .

Вот и все. Пройдя все эти восемь базовых шагов, останется лишь отработать материал на практике и выдвинуться на экзамен. А если ты хочешь систематизировать и структурировать свою подготовку, рекомендую записаться к тебе на курсы Ивана Некрасова по специальной цене.

Подробности по ссылке: . . .

Удачи в покорении истории!

Обществознание

�� Узнать больше об Иване Некрасове: . . .

Это бесспорно самый недооцененный предмет школьной программы.

Из года в год я слышу:

Да зачем вообще готовиться к этому обществознанию, это же просто предмет о жизни. Почитаю что-нибудь перед экзаменом, приду, посижу, подумаю, отлично сдам и уйду.

Было бы все так просто ��

А связано это с тем, что предмет неправильно преподносится в школах, а учителя делают из него достаточно малозначительную дисциплину, которых много.

На самом же деле, этот предмет в формате ЕГЭ требуется при поступлении практически на любой гуманитарный факультет (и не только) и включает в себя пять основных модулей и несколько секретов подготовки на максимальный балл.

МОДУЛИ КУРСА
— — — — — —
�� Философия [иногда его называют блоком «человек и общество»]
�� Социология
�� Политология
�� Экономика
�� Право

Таким образом, этот предмет — является целым комплексом классических гуманитарных дисциплин, каждую из которых требуется знать на достаточно высоком уровне.

С ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ
подготовку?

1. Открой демоверсию ЕГЭ по обществознанию и посмотри задания. Они разделены на две части — тестовую и с открытым ответом. Уровень сложности заданий является примерно одинаковым и проверяет разные умения и навыки, чаще всего которым не учит даже школьный учебник. Попробуй выполнить тест, вторую часть, оцени свои знания. Кстати, а ты знал, что твои ошибки в первой части возникают из-за мелочи и закономерности, которую не договаривают даже сами составители ЕГЭ? ��

2. Открой кодификатор, именно там ты и найдешь все модули и темы в них, которые нужно знать. Изучай материал последовательно, разберись с моделированием, объясняй каждый из элементов текста в учебнике реальным примером. Работай с аспектами, изучи методики по работе с терминами, но ни в коем случае не зубри их. Будет хуже.

3. Практикуйся. Отработай каждое задание и его вариации с профессиональным преподавателем, который поможет тебе разобраться в тонкостях модуля. Год усиленной подготовки и высокие баллы у тебя в кармане ��

— —
�� ОБ ЭТОМ рассказывают и мои ученики в своих многочисленных отзывах. Смотри их по ссылке: https://vk.com/topic-64225223_39031991

—————————
ТАКИМ ОБРАЗОМ
рецепт высоких баллов на экзамене
заключается в соблюдении этих 10 пунктах

�� Выработанном умении видеть аспекты в заданиях первой части
�� Отсутствии зацикленности на теоретической базе курса
�� Постоянной практике и работе над ошибками, их анализе
�� Умении формулировать свои мысли и выражать их письменно
�� Знании критериальной базы ЕГЭ по обществознанию
�� Умении моделировать ситуации, находить нестандартные решения
�� Четком понимании терминов и понятий, а не их зазубривании
�� Наличии интереса к каждому из изучаемых модулей
�� Умении работать с материалами СМИ и приводить
примеры из них на сухие теоретические понятия
�� Наличии общего уровня эрудиции и умении думать логически

В этом и многом другом помогут тебе бесплатные вебинары и статьи нашего сайта. Скорее переходи на главную страницу и начинай изучение курса вместе с нами!

А вообще обществознание — это та дисциплина, которая всегда поможет тебе в любой правовой ситуации, связанной с любой из общественных подсистем. Понимание механизмов работы государственного аппарата, навык работы с правовыми документами, умение систематизировать информацию — этому учит обществознание. Предмет сложный, но жутко интересный.

А если и ты хочешь сделать его для себя не простым набором терминов и страшных слов, я жду тебя на своих уроках. Задать свои вопросы по изучению предмета вы можете мне в личные сообщения.

Желаю удачи в подготовке! ��

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Главная задача учителя — учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена — это обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
podgotovka_ege.docx 36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

(из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы

14 марта 2020 года

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

( из опыта работы)

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Главная задача учителя — учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена — это обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку — это не одно и то же!

Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым
годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку?

  • орфоэпические нормы русского языка · лексические нормы русского
    языка (знание основных групп русской лексики);
  • синтаксические нормы русского языка;
  • стилистические нормы русского языка;
  • средства связи в словосочетании;
  • морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
  • типы сложных предложений и их специфика;
  • средства языковой выразительности;
  • композиционное оформление сочинения;
  • логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
  • грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
  • теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

  1. Отсутствие навыков тестирования . Пробный ЕГЭ проблему не решает.
  2. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ.
  3. Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ.
  4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий.
    Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Для себя я определила 8 основных правил, которые помогают мне готовить учащихся к ЕГЭ.

Правило 1. «Учись учиться!»

Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Например, как правильно: «битва под Бородино» или «битва под Бородином»?

То же относится и к заданию 26 (сочинению). Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

  • посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;
  • перенимать опыт у других учителей
  • изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;
  • знать критерии оценивания.

Правило 2. «Правильно выбирай стратегию!»
Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в Вуз, а хорошее высшее образование, как известно — это путёвка в жизнь!
Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и
другие аспекты языка.
Подготовка к экзамену, по- моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее.
С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.
Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.
На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.
Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на
уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.

Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.

Главная задача — научить сдавать тест.
Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Угадай». Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов.

Первый шаг. Вспоминаем теорию.

Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.

Теория — фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку.

Самостоятельная работа учащихся более эффективна , чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме

Второй шаг . Создаем алгоритм решения «задач» .

Мы называем задания задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти
правильный ответ.

Третий шаг. Слушаем друг друга.
Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Желательно все свои рассуждения записывать
или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

Правило 3. «Знать своего врага — почти победа!» (Тактика работы с тестами)
Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять в своей практике.

Памятка для выпускника

После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого.

Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца!
Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании!
Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы!

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а
последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах

Запланируй два круга!
Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить
явные ошибки.

Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что
тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Правило 4. Учись писать сочинение-рассуждение!
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников – это сочинение (задание 26). Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение — рассуждение небольшого объема — всего в 150 слов — на
предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами — готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).
Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка — уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?
Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.
В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, .

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или
Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …
Важный этап работы над сочинением-рассуждением — это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы — вопроса, который автор ставит перед читателем.
Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…».
Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.
Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо — желательно,
нельзя — необходимо.
Следующий этап работы над сочинением-рассуждением — это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис — мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной
доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.
Важная композиционная часть сочинения — это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.
В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над 26 заданием на ЕГЭ по русскому языку.

1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст. » Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» — так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)

2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. ( Ученики должны четко знать определение проблемы . Проблема — вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)

3. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме)

4. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?»

5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к
экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора. », «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую
шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время
итогового контроля знаний.

Как подготовиться к решению задач с параметром на ЕГЭ | 1С:Репетитор

Советы ведущего преподавателя курса 1С:Репетитор
Татьяны Александровны Чернецкой

Советы основаны на опыте подготовки группы учеников 11 класса в 2020 и 2020 годах, заданиях ЕГЭ 2020–2020 годов и обобщенных данных при сдаче ЕГЭ по профильной математике в 2020 и 2020 годах. Эти рекомендации будут полезны не только для учеников, но и для и их родителей.

Лектор, методолог, автор учебных материалов и пособий

Задание № 18 варианта КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня

Задача с параметром – для обычного школьника одна из самых сложных задач варианта КИМ ЕГЭ: в программах по математике для общеобразовательных школ (за исключением профильных и специализированных классов, школ и лицеев) таким задачам либо не уделяется должного внимания, либо они не рассматриваются вовсе. Несмотря на это, знание набора методов и подходов к решению таких задач и определенная практика их решения позволяют продвинуться в решении задачи с параметром достаточно далеко и если уж не решить ее полностью, то хотя бы получить за нее некоторое количество баллов на экзамене.

Ранее, до появления единого государственного экзамена, задачи с параметрами входили в варианты вступительных экзаменов по математике в ведущие вузы, а сегодня входят в вариант КИМ ЕГЭ профильного уровня. Дело в том, что эти задачи обладают высокой диагностической ценностью: они позволяют не только определить, насколько хорошо выпускник знает основные разделы школьного курса математики, но и проверить, насколько высок уровень его математического и логического мышления, насколько сильны первоначальные навыки математической исследовательской деятельности, а главное – насколько успешно он сможет овладеть курсом математики в вузе.

«Научите меня решать задачи с параметром», – такую просьбу я часто слышу от своих учеников. Что ж, эта задача потребует от выпускника немало интеллектуальных усилий. С чего начать изучение? С освоения методов решения задач с параметром. Собственно, если вы внимательно читали наши рекомендации, как подготовиться к решению сложных задач варианта КИМ ЕГЭ, то заметили, что это универсальный совет. Именно так построен наш курс «1С:Репетитор»: изучаем как можно более широкий спектр методов и приемов решения задач и тренируемся в применении этих методов на практике.

Чему нужно научиться, решая задачи с параметром

В первую очередь – правильно применять равносильные преобразования уравнений, неравенств и их систем. То есть понять, при каких ограничениях, накладываемых на параметр, можно выполнять то или иное преобразование. Лучше всего начать с заданий вида: «Для каждого значения параметра решить…» и рассмотреть по возможности все основные элементарные функции, встречающиеся в школьном курсе математики.

Если с несложными задачами такого вида школьник справляется неплохо, то можно переходить к изучению аналитических методов решения задач, содержательно усложняя и классифицируя задачи с точки зрения применения к ним этих методов исследования. Имеется в виду знакомство с подходами к решению задач, содержащих формулировки типа: «При каких значениях параметра уравнение (неравенство, система) имеет одно (два, три, бесконечно много и т.д.) решений», «При каких значениях параметра решением уравнения (неравенства, системы) является некоторое подмножество множества действительных чисел» и т.д.

Следующий шаг, который мы рекомендуем, – тщательно изучить схему исследования квадратичной функции. Поскольку квадратичная функция является одной из самых хорошо изученных в школьном курсе математики, на ее основе можно предложить большое количество исследовательских задач, разнообразных по форме и содержанию, чем и пользуются составители вариантов КИМ ЕГЭ.

Мы рекомендуем подойти к рассмотрению данных задач по следующей схеме:

  • задачи, основанные на свойствах дискриминанта и старшего коэффициента квадратного трехчлена;
  • применение теоремы Виета в задачах с параметром;
  • расположение корней квадратного трехчлена относительно заданных точек;
  • более сложные задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена.

    Следующая тема курса – графические методы решения задач с параметром

    Существует два принципиально различных подхода – построение графиков функций или уравнений в плоскости (x; y) или в плоскости (x; a) . Кроме того, для графического метода решения задач с параметром в плоскости (x; y) необходимо рассмотреть различные виды преобразования графиков – обычно это параллельный перенос, поворот прямой и гомотетия. Есть класс задач, решение которых основано на аналитических свойствах функций (области определения, области значений, четности, периодичности и т.д.), эти свойства и приемы их использования тоже нужно знать.

    На этом перечень методов решения задач с параметрами, разумеется, не заканчивается, но анализ вариантов КИМ ЕГЭ профильного уровня и практика показывают, что в настоящее время этого достаточно для успешного решения задачи № 18 на экзамене.

    В заключение отметим, что выстроить подобный курс самостоятельно, без преподавателя, обычный школьник не сможет, даже имея под рукой хорошие учебные пособия по методам решения задач с параметром. Здесь необходима помощь опытного наставника, который сможет подобрать нужные задачи и выстроить траекторию движения школьника по ним.

    Заметим, кстати, что весьма эффективным инструментом для изучения именно методов решения задач с параметром являются интерактивные тренажеры с пошаговым разбором решения.

    Работая с таким тренажером, школьник одновременно учится выстраивать логику решения задачи с параметром и контролирует правильность выполнения каждого шага решения. Это очень важное умение, так как одна из основных сложностей в решении задачи с параметром состоит в том, что необходимо на каждом шаге решения понимать, что означают уже полученные результаты и что (в зависимости от этих результатов) еще остается сделать, чтобы довести решение до конца.

    Регулярно тренируйтесь в решении задач

    Чтобы начать заниматься на портале «1С:Репетитор», достаточно Зарегистрироваться.
    Вы можете:

    • Начать заниматься бесплатно.
    • Купить доступ к этой задаче в составе экспресс-курса «Алгебра» и научиться решать задачи №13, №15, №17, №18 и №19 на максимальный балл.

    Все курсы состоят из методически правильной последовательности теории и практики, необходимой для успешного решения задач. Включают теорию в форме текстов, слайдов и видео, задачи с решениями, интерактивные тренажеры, модели, и тесты.

    Остались вопросы? Позвоните нам по телефону 8 800 551-50-78 или напишите в онлайн-чат.

    Каждая мама обязана знать:  Осторожно - дети! Инструкция по применению
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация