Альтшулер, В


Альтшулер, В

Альтшуллер Г. — … Википедия

Альтшуллер Г. С. — … Википедия

Альтшуллер, Генрих Саулович — Генрих Альтшуллер Имя при рождении: Генрих Саулович Альтшуллер Псевдонимы: Генрих Альтов Дата рождения: 15 октября 1926( … Википедия

Альтшуллер, Борис Львович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Альтшуллер. Борис Львович Альтшуллер Дата рождения: 23 июня 1926(1926 06 23) Место рождения: Москва, РСФСР Дата смерти … Википедия

Альтшуллер, Марк Григорьевич — Эта статья слишком короткая. Пожалуйста … Википедия

Альтшуллер, Александр Яковлевич — (эпизодически выступал под сцен. псевд. Альтути) [март 1870, г. Полоцк Витебской губ. (в нек рых источ. Пермь) июнь, 1950, Москва] арт. оперы (бас баритон), режиссер и педагог. Засл. арт. УССР (1923) и РСФСР. Род. в семье ремесленника. С пяти лет … Большая биографическая энциклопедия

Альтшуллер Исаак Наумович — (1870 1943) ялтинский врач, лечивший А. П. Чехова. жена И. Н. Альтшуллера … Словарь литературных типов

Альтшуллер, Генрих — … Википедия

Альтшуллер Генрих — … Википедия

Альтшулер, В

Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Родители были родом из Баку. Отец работал в редакции газеты “Заря востока”. Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители вернулись в Баку. В этом городе он прожил практически всю жизнь.

Он очень рано попал в библиотеку, запоем читал научную фантастику. Повезло с учителями. Мечтал стать моряком. В 8-ом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Он был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.

В те годы, совсем еще мальчишкой, Г.С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Он занимался в двух кружках: в военно-морском и химическом. И в обоих нужно было в конце года сделать выпускную работу. В результате объединения работ появился катер с химическим двигателем. Идея двигателя была проста: если налить в карбид воды, начнется бурная реакция с выделением газа. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель. Свою идею он реализовал: построил катер, который мог выдержать человека. И вот испытания. Залили воду в двигатель, несколько секунд ничего не происходило, вдруг резкий толчок выбросил испытателя за борт, как оказалось, к счастью, потому что еще через несколько секунд катер пролетел весь пруд, выскочил на берег и взорвался. (Подробности см. здесь).

Еще он хотел построить Наутилус или просто какой-то аппарат, позволяющий плавать под водой. Акваланг тогда еще не был изобретен, да и откуда взять компрессор для сжатия воздуха? Подошел бы и жидкий воздух, но, конечно, холодильной машины у мальчишки тоже быть не могло. А нельзя ли получить жидкий воздух без ожижения? Теоретически невозможно. И все-таки ему удалось обойти запрет. Он решил использовать жидкость, в которой много кислорода, — перекись водорода Н2О2. Для выделения кислорода ее достаточно подогреть. И достать перекись водорода оказалось несложно — в аптеках продается. Аппарат был построен. Так еще в школе Г.С. Альтшуллер получил авторское свидетельство на свое первое изобретение.

После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны, и Г.С. Альтшуллер попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию.

В военно-морской флотилии он попал работать в патентный отдел. Много пришлось изобретать самому и учить этому других. Странное у него было положение: обращались за помощью в изобретательстве люди вдвое, а иногда и втрое старше его. Как им помочь? Он бросился в библиотеки, перерыл огромное количество книг в поисках советов, правил, как изобретать, и ничего не обнаружил. Оказалось, что учить было нечему. Возникла необходимость изучить или создать самому приемы изобретательства. Не сразу он понял, что вышел на большую, исключительно важную для всего человечества цель — создать метод, позволяющий каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в разных областях человеческой деятельности. И всю дальнейшую жизнь Г. С. Альтшуллер подчинил достижению этой цели. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер начал изучать сами изобретения, т.е. технические системы, созданные человеком. Он начал искать отличия сильных изобретений от слабых. В качестве критерия использовал противоречие. Был проанализирован весь фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Г.С. Альтшуллер вместе с товарищем, которого он привлек к работе над целью, написали письмо Сталину. Оно было объемистым — несколько десятков страниц и содержало анализ весьма плачевного состояния изобретательского дела в стране. Писали его полгода. В письме предлагались меры по улучшению изобретательства, в первую очередь путем обучения изобретателей новым приемам изобретательства. Письмо было деловое, сухое, без обязательных для того времени уверений в личной любви и преданности, оно выглядело укором Председателю Совета Министров, плохо, по мнению авторов, выполнявшему свои обязанности. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо было обучать.

Многие расспрашивали потом Генриха Сауловича об этом письме — неужели тот не понимал, чем оно грозило? Понимал. Но не мог остаться равнодушным к страшной разрухе, в которой оказалась наша страна в послевоенные годы, к угрозе атомной войны. Он был уверен в том, что в его руках возможность помочь восстановлению страны, и не мог не попытаться это сделать. Но ответом на письмо был арест, вздорные обвинения, пытки, приговор — 25 лет лагерей.

Работа над ТРИЗ не прекращалась и в лагере, несмотря на голодное существование, нечеловеческие условия жизни и вдобавок одно из самых издевательских лишений—запрещение вести записи — все нужно было держать в голове. И тем не менее Альтшуллер считает, что именно ТРИЗ помогла ему выжить: первыми гибли те, кто сломался, смирился с безысходностью и потерял цель, смысл жизни. Например, Генрих Саулович рассказывал такой эпизод. В период так называемого “следствия” тюремщики имели обыкновение изощренно издеваться над подследственными. Одним из таких издевательств были такие их действия. Заключенный вызывался на допрос в ночное время. В ярко освещенной камере, где должен был проводиться допрос, заключенного усаживали на единственный находящийся в камере стул, лицом к железной двери, в которой имелось смотровое окошко. Его оставляли одного. Заключенный должен был сидеть на этом стуле много часов подряд, и ему запрещалось спать. Находящийся снаружи надзиратель регулярно заглядывал в смотровое окошко и, если видел, что заключенный закрыл глаза, тут же врывался в камеру и начинал избивать его резиновой палкой. Лишение человека сна — это очень страшная пытка.

Находясь в этой ситуации, Генрих Саулович сформулировал для себя противоречие: он должен закрывать глаза, чтобы спать, и не должен закрывать глаза, чтобы не давать повода надзирателям избивать себя. Это противоречие он разрешил следующим образом: вырезал из бумаги небольшие продолговатые кусочки и нарисовал на них угольком темные зрачки глаз. Когда его в очередной раз вызвали на допрос, он взял эти кусочки бумаги с собой. Оставшись один на стуле в камере пыток и выждав момент, когда за ним не наблюдали, он закрыл глаза и наклеил кусочки бумаги слюной себе на веки. Надзиратель заглядывал в камеру — у заключенного глаза открыты. А на самом деле он спал.

Попав в лагерь, Г.С. Альтшуллер быстро сориентировался, что, если работать так, как требовали от заключенных надзиратели, долго не протянешь. Несмотря на то, что выходящим на работы полагался значительно больший паек, чем тем, кто на работы выйти уже был не в состоянии, — условия и нагрузка были таковы, что этого пайка никак не могло хватить для восстановления сил. “Губит большая пайка”, — понял Генрих Саулович и добровольно отказался от нее, перестав выходить на работы и перейдя в разряд “доходяг” — умирающих людей, на которых все махнули рукой.

Каждая мама обязана знать:  Моя дочь очень сильно боится

Таковых в бараке было много. Каждый день умирали люди. В числе “доходяг” оказалось много представителей технической интеллигенции: специалисты по разным отраслям техники, профессора и доценты технических вузов. Все это были люди пожилого возраста, очень ослабленные и находящиеся в стадии медленного умирания.

И тогда Генрих Саулович открыл в бараке “университет одного студента”. Каждый день, по определенному расписанию, он слушал лекции кого-либо из своих товарищей по несчастью. Люди ожили. У них появилась цель: передать свои знания молодому человеку. И люди в бараке перестали умирать!

В 1953 году, после очередного отказа о помиловании сына, мать Альтшуллера покончила с собой. Отец умер еще раньше. А в 1954 году Г.С. Альтшуллер был полностью реабилитирован.

В 1956 году в журнале “Вопросы психологии” вышла первая статья с изложением основ ТРИЗ. Главная мысль – техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия.

Два года бились специалисты над проблемой создания газотеплозащитного скафандра для горноспасателей. Проблема была в том, что вес скафандра, включающего аппарат для дыхания и систему охлаждения, не должен был превышать 20 килограммов, в то время как только дыхательный аппарат весил 16 килограммов и система охлаждения немногим меньше. Был объявлен всесоюзный конкурс. И три первых места в нем заняли три варианта скафандра, разработанные Г.С. Альтшуллером вместе с товарищем. Они нашли красивое решение проблемы: совместить системы охлаждения и дыхания. Сначала жидкий кислород используется для охлаждения, а испарившийся кислород — для дыхания; Конечно, путь от идеи до конструкции был не близок, попутно друзьям пришлось сделать еще несколько изобретений, прежде чем проекты были готовы.

После возвращения с каторги Альтшуллер устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты “Бакинский рабочий”, потом в Министерстве строительства Азербайджана. Закончил институт.

Но отношение к бывшим “зекам” в нашей стране было достаточно негативным. На работу старались не брать, а если брали – при первой возможности стремились избавиться. Однако надо было зарабатывать на жизнь. Альтшуллер опять сформулировал для себя противоречие: работать надо, чтобы зарабатывать деньги, и работать нельзя, потому что не берут. Разрешение этого противоречия он нашел в занятии литературной работой.

С конца 50-х годов Альтшуллер – писатель-фантаст. Он писал фантастику под псевдонимом Генрих Альтов (подробнее см. здесь).

Однако постепенно работа над Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) вытеснила фантастику и заняла всю жизнь.

Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.

В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной Лаборатории методики Изобретательства (ОЛМИ), а в 1971 году был открыт Азербайджанский Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ). Он вырос из первой в стране молодежной изобретательской школы.

Огромные усилия Г.С. Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать хороший творческий коллектив разработчиков теории.

По всей стране начали возникать школы, в которых обучали ТРИЗ.

В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, так как Г.С. Альтшуллер не прекратил по требованию ЦС ВОИР создавать школы по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым. После закрытия ОЛМИ Г.С. Альтшуллер ушел из АзОИИТ. Вместе с ним ушли и другие преподаватели. ОЛМИ существовала еще 10 лет на общественных началах.

С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Этому способствовало создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров “Изобретающая машина”.

Литературное наследие Альтшуллера огромно: десятки книг, сотни статей. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

Очень много Г.С. Альтшуллер сделал для организации ТРИЗ-движения, объединяющего всех, кто использует ТРИЗ. В 1989 году была создана Всесоюзная Ассоциация ТРИЗ. Президентом Ассоциации был избран Г.С. Альтшуллер.

В 1998 году создана Международная Ассоциация ТРИЗ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. ТРИЗ-движение развивается вглубь и вширь. В сотнях городов нашей страны и за рубежом работают школы, народные университеты, центры по обучению изобретательству взрослых и детей, в которых ведут занятия подготовленные Г. С. Альтшуллером ученики и ученики его учеников.

Слушатели начинают решать свои производственные проблемы еще в процессе обучения. Группы по изучению ТРИЗ работают на заводах, в НИИ, Дворцах культуры и техники, Домах научно-технической пропаганды, центрах научно-технического творчества, вузах, в институтах повышения квалификации инженеров, кооперативах и коммерческих фирмах.

ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели — все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время — наукой о развитии творческой личности.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)

Семён Александрович Альтшулер

Семён Александрович Альтшулер (24 сентября 1911, Витебск — 24 января 1983, Казань) — советский физик, член-корреспондент АН СССР (1976).

Родился С. А. Альтшулер в Витебске. В 1932 окончил Казанский университет (физико-математический факультет). Затем поступил в аспирантуру Физического института АН СССР, где работал под руководством И. Е. Тамма. В 1935 вернулся в Казанский университет. В первые дни войны вступил добровольцем в ряды Красной Армии. После окончания краткого курса подготовки в Военно-политической Академии отправился на фронт, где служил в противотанковой артиллерии. День Победы встретил в звании майора. После демобилизации в 1946 Альтшулер вернулся в Казань, где работал до конца жизни: с 1955 в должности профессора, впоследствии заведующего кафедрой радиоспектроскопии и квантовой электроники.

Ему удалось создать в Казани мощный центр радиспектроскопических исследований, подготовить 10 докторов и множество кандидатов наук. Кроме того, Альтшулер являлся председателем Научного Совета АН СССР по проблеме «Радиоспектроскопия конденсированных сред», членом Президиума КФАН СССР, входил в редколлегию ЖЭТФ и многих ученых советов.

Работы Альтшулера посвящены в основном радиоспектроскопии и парамагнетизму, в частности ядерному магнетизму. В 1934 он совместно с И. Е. Таммом предсказал существование магнитного момента у нейтрона, верно оценил его знак и величину. Для того времени это был довольно парадоксальный результат (нейтрон не обладает электрическим зарядом), однако впоследствии он был экспериментально подтвержден. В довоенный период Альтшулер также активно участвует (вместе с Б. М. Козыревым и Е. К. Завойским) в экспериментальных поисках сигнала ЯМР на протонах воды. Считается, что в июне 1941 года им удалось наблюдать сигнал ЯМР, однако, сигнал наблюдался спорадически и плохо воспроизводился. Начавшаяся война помешала дальнейшим исследованиям.

В 1948 им было обнаружено (совместно с Б. М. Козыревым и С. Г. Салиховым) влияние сверхтонких магнитных взаимодействий на спектры электронного парамагнитного резонанса. Эта работа позволила рассматривать ЭПР как новый метод исследования конденсированных сред. В 1952 Альтшулер предсказал и развил теоретически идею акустического парамагнитного резонанса. Этот результат принес ему широкую известность и лег в основу нового направления — квантовой акустики. Семён Александрович был признан автором научного открытия «Явление резонансного поглощения звука в парамагнетиках (акустический парамагнитный резонанс)», которое занесено в Государственный реестр открытий СССР с приоритетом от 9 июня1952 г. в следующей формулировке: «Теоретически установлено неизвестное ранее явление резонансного поглощения звука в парамагнетиках, обусловленное спин-фонными взаимодействиями и наступающее вблизи частот звука и квантовых переходов между магнитными подуровнями тела, обладающего электронным либо ядерным парамагнетизмом».

Альтшулером был предложен метод получения сверхнизких температур при помощи адиабатического размагничивания ядерных спинов так называемых ван-флековских парамагнетиков. Это позволило увеличить производительность получения сверхнизких температур магнитными методами в десятки раз.

Каждая мама обязана знать:  В три года ребенок говорит 3 слова

Совместно с другими исследователями Альтшулер воспользовался методом рассеяния Мандельштама-Бриллюэна для изучения неравновесных фононов в парамагнитных кристаллах. В частности, ими было обнаружено явление лавинного излучения фононов.

Информация о курсах

Альтшулер Игорь Григорьевич (1954г.р.) — бизнес-консультант, аналитик.

Основные авторские курсы И.Г.Альтшулера


Что

(курс)

Для кого

(предназначен)

Где

(читал)

Сколько (часов)

Стратегический менеджмент

Студенты 4-5 курсов, магистры, слушатели MBA, ExMBA, DBA, корпоративных семинаров

РАНХиГС (ИБДА, Школа ИТ, ВШКУ),

НИУ ВШЭ НН, МАБ, корпорации

Инструменты стратегического менеджмента

Слушатели ExMBA, корпоративных семинаров

РАНХиГС (ИБДА), МИРБИС, корпорации

Стратегический маркетинг

Студенты 4-5 курсов, слушатели MBA, ExMBA, корпоративных семинаров

НИУ ВШЭ НН, УСИБ, корпорации

Маркетинг

Студенты 4-5 курсов, слушатели MBA, ExMBA, корпоративных семинаров

НИУ ВШЭ НН, УСИБ, корпорации

Интегрированные маркетинговые коммуникации

Студенты 4-5 курсов

слушатели корпоративных семинаров

Клиенто-ориентация

Магистры, слушатели MBA, корпоративных семинаров

РАНХиГС (Школа ИТ),

НИУ ВШЭ НН, МИРБИС, корпорации

Искусство переговоров

Магистры, слушатели корпоративных семинаров

РАНХиГС (Школа ИТ),

НИУ ВШЭ НН, корпорации

Искусство презентации

Слушатели MBA, корпоративных семинаров

РАНХиГС (Школа ИТ),

НИУ ВШЭ НН, корпорации

Ситуационное управление

Консультанты, слушатели MBA, ExMBA, корпоратив-ных семинаров

РАНХиГС (Школа ИТ, ШКУ),

Теория систем и системный менеджмент Магистры, слушатели корпоративных семинаров НИУ ВШЭ НН 16-32

Как проводить совещание

Слушатели корпоративных семинаров

Вопросы в консалтинге

Консультанты по управлению

Каунселинг (неметодические советы)

Консультанты по управлению

РАНХиГС — Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва)

ИБДА — Институт бизнеса и делового администрирования АНХ

ВШКУ — Высшая школа корпоративного управления АНХ

ШКУ — Школа консультантов по управлению АНХ

МИРБИС — Московская международная школа бизнеса

НИУ ВШЭ НН — Научно-исследовательский Университет Высшая Школа экономики Нижний Новгород

УСИБ — Урало-сибирский институт бизнеса (Екатеринбург)

МАБ — Международная академия бизнеса (Алматы)


Практиковалась также оперативная разработка комбинированных курсов на базе основных — «под заказ», например: «инструменты стратегического мен-та + маркетинг + клиентоориентация» (24 часа).

Психология творчества: книга Генриха Альтшуллера «Как стать гением»

Вы читали самую масштабную научно-популярную работу в области психологии творчества? Знакомьтесь — это она. Оригинальное название, данное автором, — «Как стать еретиком». В синонимичность еретичества и творчества трудно поверить, на первый взгляд, но замысел автора становится очевидным после прочтения. Издатели изменили и упростили заглавие для лучшего восприятия более широким кругом читателей, Теперь название больше похоже на кликбейтную удочку, и вызывает улыбку у искушенных читателей.

Сегодня книги с названием подобным «Как стать гением» скорее представляют собой карикатуру на психологию творчества, чем реально содержат полезную информацию. Однако труд Г.С. Альтшуллера (1987 года) не просто требует отдельного внимания, эта работа — до сих пор не превзойденное в психологии творчества достижение.

Уровни творчества

Творческую цель невозможно правильно поставить без понимания уровней творчества. Наблюдая за многими творческими стратегиями, Г.С. Альтшуллер выделил основные уровни, на которых решаются творческие задачи. Несмотря на то, что эти уровни условны, они хорошо показывают, каким может быть потенциал решения задачи и какие горизонты открываются после решения этой проблемы. Какие могут быть надсистемы и следующие шаги, так называемые «направления роста».

Первый уровень, выявленный Альтшуллером — это уровень, на котором применены средства, прямо предназначенные именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи.

Второй уровень — выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая, в свою очередь, также выбрана из нескольких возможных.

Третий уровень — изменена исходная задача, изменено привычное решение.

Четвёртый уровень — найдены новая задача и новое решение.

Пятый уровень — найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем.

Хорошим примером творчества высшего уровня может послужить открытие нового направления в музыке, искусстве или науке. Например, Теория относительности Эйнштейна, выявившая взаимосвязь массы и энергии, с одной стороны, проливает свет на физические явления, но, с другой стороны, формирует новые вопросы и становится предпосылкой нового направления в науке — квантовой механики.

Без сомнения, Эйнштейн был гениальным ученым, в этой связи как никогда интересно его мнение о творчестве. В книге присутствует цитата Эйнштейна, приведенная по Ч.П.Сноу:

«Я никогда беззаветно не принадлежал ни стране, ни государству, ни кругу друзей, ни моей семье. Внешние условия играли второстепенную роль в моих мыслях и чувствах. Воспринимать мир рассудком, отбрасывая все субъективное, стало сознательно или бессознательно моей высшей целью (о себе в ранней юности). Еще юношей, не по летам развитым, я уже ясно осознал бесплодность надежд и чаяний, исполнения которых большинство людей добивается всю жизнь. Материальное благополучие и счастье не казались мне единственной целью жизни. Я даже склонен сравнивать такие моральные цели с амбициями свиньи» [4].

Не многие могут похвастаться достижениями высшего уровня в творчестве. Важно, что автор этой книги как раз из тех людей, кто неоднократно открывал новые направления. Сначала ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), а позже ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности). Важно, что это не простые рассуждения. Моральное право писать подобные книги есть только у тех людей, которые имеют весомые достижения в творчестве.

Автора этой книги по праву можно считать выдающимся человеком. ТРИЗ — это чрезвычайно эффективная дисциплина для изобретателей, единственная в своем роде. ТРИЗ успешно пользуются

Об Авторе

На сайте, посвященному Генриху Сауловичу Альтшуллеру [1], содержится масса сведений о его биографии и творчестве. Генрих Саулович Альтшуллер, выдающийся изобретатель прошлого столетия, родился 15 октября 1926 г. в Ташкенте, в 1937 переехал в Баку (Азербайджан). Первое авторское свидетельство на изобретение он получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 09 ноября 1943 г.). После школы, в 1945 году, отправил 103 заявки на изобретения и получил 103 отказа. Поступив (и позже перейдя на заочное отделение) Азербайджанского индустриального института, Г.С. Альтшуллер начал работать в бюро рационализации и изобретательства.

В 1946 году, в возрасте 20 лет, Г.С. Альтшуллер начинает работать не над изобретениями, а над тем, как их делать — над методикой изобретательства. Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и осознанно использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. В 1948 Альтшуллер начинает проводить первые занятия по ТРИЗ. В этом же году он вместе с Р.Б. Шапиро пишет письмо на 30 страницах — И.В. Сталину, и ещё в ряд организаций и СМИ — о недостатках изобретательского дела в СССР. Письмо содержит серию предложений, связанных с методикой изобретательства.

В 1950 году, в возрасте 24 лет, Альтшуллер арестован Министерством госбезопасности, приговорен без суда Особым Совещанием к 25 годам лишения свободы (поскольку не признал вины) и отправлен в Речлаг (г. Воркута). Лагерный номер: 1-Ч-502. Через 4 года, 22 октября 1954 г., реабилитирован КГБ. Через 2 года после возвращения из лагеря, в 1956 г., Альтшуллер пишет первую статью о разрабатываемой теории творчества: Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества, журнал «Вопросы психологии», 1956 г., N 6, c. 37–49.

В 1958 году, в возрасте 32 лет, под литературным псевдонимом Генрих Альтов выступил со своим первым фантастическим рассказом «Икар и Дедал», опубликованном в журнале «Знание – сила», 1958 г., N 9, с. 14–15. В 1959 году — создал первый Алгоритм Решения Изобретательских Задач— АРИЗ-59. В период с 1959 по 1961 гг. публикуются статья на тему методики изобретательства, о том, как делаются открытия, книга по методике изобретательства, а также сборник фантастических рассказов.

В 1963 году, в возрасте 37 лет, впервые был опубликован за рубежом: Альтшуллер Г. Как научиться изобретать. — София: «Народна младеж», 1963 г. В период с 1963 по 1991 гг. выходит множество статей на тему творчества и изобретательства, написана не одна книга, воплощены в жизнь обучающие программы ТРИЗ для взрослых и для детей.

В 1987 году выходят в свет первые публикации по новому направлению — Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ): Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ-2). — Рига, 1987 г., 114 с. Аналогичные издания появляются в Челябинске и Симферополе. В 1994 году, когда Генриху Сауловичу исполнилось 70 лет, выходит его последняя книга: Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности – Минск, «Беларусь», 1994 г., 479 с., тираж 7000 экз. Через несколько лет, 24 сентября 1998 г., в г. Петрозаводске умер Генрих Саулович Альтшуллер. [2]

Каждая мама обязана знать:  Дочка закатывает истерики дома

Достойная цель

Достойная цель — это один из ключей к пониманию творчества высокого уровня. Очень важно, чтобы человек в своем творчестве с юности имел достойную цель, точнее, цепочку целей. Достойная цель является частью долгосрочной стратегии, о воплощении которой идет повествование в книге.

Достойную цель можно кратко охарактеризовать так:

  1. Цель должны быть новой или недостигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели.
  2. Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие.
  3. Цель должна быть конкретной: не общие благие намерения, а четко определенная задача.
  4. Цель не должна быть излишне узкой: надо хорошо видеть надсистему и следующие этапы работы.
  5. Выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни. Масштаб, значительность предполагаемых результатов характеризуют «цену», в которую человек сам оценивает себя.
  6. Новая достойная цель, как правило, опережает свою эпоху настолько, что зачастую воспринимается окружающими как

Цитата из книги: “Ключевой момент №3. Перенося на творческую работу обычные критерии успеха, человек вслед за получением первых результатов ждет первого же, пусть небольшого, но реального вознаграждения Ибо вначале никто не собирается «вкалывать» бесплатно Но творческий труд парадоксален человек трудится не за материальную прибыль, а несмотря на опасность для жизни. Не менее парадоксальна и награда — понимание масштаба, общественной полезности Достойной Цели и удовлетворение от своего места в достижении этой цели, в общем движении вперед. Чувство сопричастности к великому и есть наибольшая из возможных наград.” [4]

С другими фрагментами книги можно ознакомиться, перейдя по ссылке — https://psychosearch.ru/supertarget

88 ходов, или жизненная стратегия

Если рассматривать «жизненное плато» как поле для стратегических маневров, можно выделить несколько типов ходов. Точнее, всего их два — усложняющие (уменьшающие возможности заниматься творчеством, отдаляющие от творческой цели) и улучшающие (приближающие). Оба типа ходов могут быть усилены.

Вот несколько цитат из книги, хорошо иллюстрирующих, что собой представляют вышеупомянутые ходы:

“44-в. Основной. Необходимо наметить далекие, «чужие» области (их выбор может меняться время от времени) и следить за «чужими» идеями для прямого переноса и для «смазки мыслей» в своей области. 44-г. Упреждающий. Регулярные и активные контакты -с искусством, литературой, историей. Пример к 44-г Дарвин писал в «Автобиографии»: «Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее — на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы». Загданский Е.П. От мысли к образу. “ (. )

“Пример к 67-в Хорошей иллюстрацией к этому ходу могут служить этапы развития того, что сейчас принято называть ТРИЗ. Вначале работа велась над созданием методики изобретательства. Предполагалось выявить некоторые приемы, которыми пользуются изобретатели, и свести их в систему. Типичная научно-техническая цсль-1. Затем эта цель переродилась в теорию развития технических систем. Речь шла уже не только о решении конкретных изобретательских задач, но и о прогнозировании любых технических систем на основе выявленных объективных закономерностей их развития. Типичная научная цель-2. Сегодня и эта цель переродилась в общую теорию сильного мышления с большим креном в область общественных проблем. Типичная научно-социальная цель-3.” [4]

К слову, последователь Генриха Сауловича Альтшуллера, известный профессиональный изобретатель И.Л. Викентьев, занимающийся проблемой доработки Жизненной стратегии и теории творчества, приводит цифру в 500 ходов (3), полученную в результате 37 летней работы. Однако эти материалы еще не опубликованы, и по всей видимости, мы сможем воспользоваться ими еще не скоро.

Обязательна к прочтению для всех, кто интересуется творчеством

Зачем нужна эта книга, по словам самого автора:

“Цель настоящей работы — попытаться найти подходы к формулированию обобщенного идеала для жизни человека.” (. )

“На то есть, по крайней мере, три причины: 1. Независимо от того, будем мы или не будем призывать к творческому стилю жизни, всегда найдутся люди, выбравшие путь новаторства. «Стратегия» чем-то им поможет: предупредит о типовых опасностях, подскажет эффективные контрдействия. 2. «Стратегия» привлечет к творчеству новых людей. Пусть на первых порах увеличение числа новаторов будет малозаметно, ничего: каждый человек, ставший творческой личностью, — неоценимое приобретение для человечества. 3. Очень полезно ознакомление со «Стратегией» и людей, находящихся вне сферы творчества. Чем лучше люди будут понимать суть творчества, тем меньше они будут «давить» на новаторов. “ [4]

Кроме всего прочего, книга побуждает нас к действию:

“Когда аудитория примеряет эту одежку к себе, это ломает ее самоуверенное спокойствие, и мысль о приближающемся заслуженном отдыхе испаряется — ведь так мало сделано, а большая часть жизни уже прожита; на что ушли годы?! И это хорошо, что появляются такие мысли. Мы сознательно стремимся их вызвать. С тем чтобы на место дискомфорта пришло четкое осознание пути. Мы не должны жить неосознанно. Это недостойно нас. Человек — не листик в руках урагана.” [4]

Книга изобилует великолепными примерами и мотивирует нас к работе над своими проектами:

«О жизни и работе Ньютона в годы, когда создавалась великая книга, рассказывал его секретарь Гэмфри: «Он был занят работой постоянно. Он не позволял себе ни отдыха, ни спорта, ни прогулок. Он никогда не ездил верхом. Он считал потерянным каждый час,.если тот не был посвящен научным занятиям. Редко выходил он из своей комнаты, где день за днем занимался математическими расчетами и теоретическими выкладками. Он так увлекался работой, что забывал обедать. Когда же ему несколько раз напоминали об этом, Ньютон стоя съедал несколько кусков и молча возвращался к прерванным вычислениям. Осенью и весной он, кроме того, много времени проводил в химической лаборатории. На сон ему оставалось всего 4-5 часов в сутки». Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. М.: Книга, 1975. С.69.” [4]

Нужно особым образом подчеркнуть уникальность этой книги. Она написана на основе анализа тысяч биографий выдающихся людей. Она не содержит мистики или отсылок к религии. Книга написана инженером, имеющим неоднократный опыт мировых достижений в области инженерной деятельность и педагогических разработок.

Книга, по сути, является своеобразным методическим пособием о том, как надо действовать, и собранием примеров того, как не надо действовать, если вы хотите добиться серьезного творческого результата высокого уровня. Во многом книга непростая, потому что указывает на проблемы без попыток их смягчить. Без преувеличения, это самая глубокая русскоязычная книга о творчестве, тут трудно что-то добавить.

Можно рекомендовать эту книгу как незаменимую для всех, кто интересуется творчеством. Даже больше этого, ее можно представить как не имеющую аналогов и обязательную к прочтению. Книга Генриха Альтшуллера «Как стать гением» — это, по нашему мнению, лучшее, что когда-либо было написано о творчестве.

Источники:
  • 1. Фонд Альтшулера: http://www.altshuller.ru
  • 2. Фонд Альтшулера. Хронология событий: http://www.altshuller.ru/chronology/
  • 3. Викентьева И.Л. 500 закономерностей инженера Викентьева: https://goo.gl/e6WDq8
  • 3. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности – Минск, «Беларусь», 1994 г., 479 с.

Редактор: Медведева О.Ю.

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация