Анатолий Ермолин Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху Педагогика нового времени


Содержание

Анатолий Ермолин: Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени №L46U6

Независимая, самодостаточная, гармонично развитая личность гражданина — основа процветания государства, считает Анатолий Ермолин, один из руководителей молодежного движения «Новая цивилизация» и основанного Михаилом Ходорковским лицея-интерната «Подмосковный». Но как воспитать такого человека? Чему и как учить детей и молодежь? Автор книги делится с читателями уникальным опытом своей воспитательной работы и анализирует плюсы и минусы российской и мировой педагогики.
В методическом разделе книги Анатолий Ермолин дает учителям и родителям практические рекомендации по воспитанию свободной личности в современных российских условиях.

Комментарии пользователей:

Книга Ермолина А. очень интересная. Автор честно и доступно описывает собственный опыт работы с молодёжью, воспитания у неё гражданственности, ответственности, самодостаточности, предприимчивости… и ещё много качеств, необходимых для взрослеющего молодого человека, готового отвечать не только за свою жизнь, но и за жизнь сообщества. Опыт «Новой цивилизации», «Лиги дела», «Навигаторов третьего тысячелетия»- уникален! Все, кто работает с подростками и молодёжью…

Книга крайне политизирована, целью автора явно было указать на все имеющиеся недостатки системы государственного управления и системы работы с молодежью, проще говоря, в очередной раз полить грязью власть (где-то справедливо, где-то по инерции). Описание собственного позитивного опыта (что же они, собственно, предлагают взамен того, что у нас есть) занимает очень мало места, мне как педагогу составить представление о том, как собственно, по мысли автора, мне надо работать с молодежью, очень…

Автор либо сам не вырос из подростковых штанишек, либо искусно играет на струнах души бунтующих подростков. Взрослые люди отчетливо представляют, что сперва следует созидание, а только потом разрушение.

Книгу можно рекомендовать к прочтению, только если вы хотите составить точный список проблем, существующих в нашей системе воспитания молодых людей, и нарисовать себе примерный психологический портрет автора. Вряд ли вы найдете здесь что-то еще.

Лично мне книга показалась чрезмерно политизированной, пропитанной либеральным максимализмом. Такое впечатление, что под «свободной личностью» автор понимает в первую очередь участников всяких «твиттер-революций» на Манежных и Болотных площадях. Ведь автор — из компании Ходорковского, со всеми вытекающими… Но кое-что полезное из этой книги, мне кажется, извлечь всё-таки можно.

Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени — Анатолий Ермолин

Книгу Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени — Анатолий Ермолин читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!

Книга Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени — Анатолий Ермолин читать онлайн бесплатно без регистрации

    Содержание
Глава Стр.
Предисловие Михаила Ходорковского 1
Часть I Хроники «новой цивилизации» 2
Разговор с олигархом 3
Личное дело – личное горе 4
Мужские разборки 5
Первые хлопоты 6
Как мы победили иждивенчество 8
Преступление и наказание 9
Мотивировать, а не приказывать 10
Лицейская дружина юных разведчиков 11
Последний бойскаут 12
Грустный анализ, или Размышления о фиолетовом кетчупе 13
«Демократическая республика» как форма управления школой 14
Кому живется весело, вольготно в летнем лагере 15
Бизнес в Ньюландии, или Тринадцатилетний олигарх 16
Клубы менеджеров и социальные проекты 17
Звездная болезнь 18
Несостоявшийся закат 19
Некоммерческая франшиза «Новой цивилизации» как инструмент передачи разработанных технологий в регио 20
Часть II Педагогика воспитания свободной личности против авторитарных стереотипов 21
Такие схожие слова – такие разные ментальные модели 22
Сковывающие руки 23
Школа с открытыми дверями 24
Великий конфликт воспитательных систем и великая подмена педагогических ценностей 25
Кредо демократического воспитания 26
Как я не справился с поручением Кремля, или Бунт «кремлевских» экологов 27
Как «Новую цивилизацию» закрывали-закрывали, но так и недозакрыли 28
От «Истры» до «Селигера» 29
В штабе молодежной контрреволюции 30
«Нашисты» изнутри 31
«Бесы» из кремлевской пробирки 32
Часть III Простые секреты эффективной работы с молодежью 33
Доктрина молодежной импотенции 34
Депрофессионализация, отток мозгов и дебилизация 35
Где спрятана национальная идея: между «сёгунатом» и демократиями 36
«Издержки» демократии 37
Маргинальность двуглавого орла, или Дважды беременная нация 38
Курс на лидерство 39
Охотники за лидерами 40
Пьедестал с трамплином, или Параллельный маршрут? 41
Комсомол уничтожен. Да здравствует комсомол? 42
«Наутилусы» и «программисты»: две системы – два типа лидеров 43
Какой лидер нужен новой России, или Несколько слов о вреде специализации 44
Чистая порода и горшок с испорченным медом 45
Воспитывать автономную личность! 46
Не играть в игрушечные парламенты, а брать власть в свои руки! 47
Не клянчить, а лоббировать 48
Молодой человек в проекте «Лига Дела» и его выборы 49
Волшебные кейсы, или Вклад в самого себя 50
Зачем лидеру проблемы местного сообщества, или Можно ли создать райский остров в океане помоев? 51
Часть IV Педагогика нового времени 52
Коммунисты, либералы, традиционалисты: где искать совместную платформу национальной безопасности? 53
Социокультурный кризис в стране «фальсифицированной демократии» 54
Глобальные угрозы и вызовы. К чему готовиться? 55
«Креативный капитал» XXI века 56
Национальная воспитательная стратегия как система создания современного человеческого капитала нации 57
Часть V Практические рекомендации педагогам и родителям 60
Школа как центр социализации 62
Комплексная программа развития личности 63
Индивидуальная траектория развития личности вашего ребенка 64

…Маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи… А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи [1] .

Прошло больше 15 лет с того момента, как Анатолий Ермолин возглавил «детский проект» ЮКОСа.

Зачем нефтяной компании был такой проект? Почему я счел абсолютно необходимым тратить деньги и, главное, время на «Новую цивилизацию», лицей «Подмосковный», Федерацию Интернет Образования и тому подобные вещи, никак не относящиеся к нефтедобыче, не приносящие прибыли в финансовом плане и даже не слишком громкие, чтобы повлиять на имидж компании?

Причина понятна, если посмотреть чуть более широким взглядом на цели.

Любой человек – чуть раньше или чуть позже – задумывается о смысле жизни. Для чего мы живем? Что будет после нас? Какая память останется обо мне и моем поколении?

Наверняка на эти вопросы существует много непохожих ответов. Кто-то открывает еще один закон природы, кто-то пишет книгу, кто-то сжигает Рим, вводит лошадь в парламент или отнимает землю у братского народа.

Их всех будут помнить. Но с каким «знаком» – зависит от того, как мы воспитаем наших детей. К чему будут стремиться они, что в их понимании будет хорошо, а что – плохо. От наших детей зависит на самом деле абсолютно все, что будет после нас.

Простая истина. Жаль, но в суете обычной жизни мы редко вспоминаем о ней.

Дети и их воспитание, их будущее – вот важнейшая часть любого нашего поступка, любой нашей жизненной цели. Так запрограммировано природой, так устроил Бог, только так мы и можем исполнить свое предназначение.

Прошло много лет. Нет ЮКОСа, изменилась страна, нас всех раскидала жизнь. Но и сегодня в разных, порой неожиданных, местах я встречаю замечательных молодых людей, которые узнав меня, начинают рассказывать о «Новой цивилизации», о той роли, которую она сыграла в их судьбе.

И это намного важнее, чем удвоенная ЮКОСом добыча нефти.

Книга человека, который непосредственно вел все «детские» проекты, возможно, поможет понять почему.

«Умные люди – дураки ужасные!» – этой цитатой из Дмитрия Мережковского я бы предварил разговор о практике национальной воспитательной политики России после развала СССР. Не согласны? Тогда почему самые яркие и талантливые кадры нации до сих пор не пришли в школьные аудитории? Наши педвузы – самые непрестижные с точки зрения родителей и абитуриентов учебные заведения. В воспитании разбирается любой дилетант, а министр образования в беседе с ректорами педагогических университетов признается в непонимании того, что такое педагогическое образование.

В итоге непосредственно в классе – «на последней миле» работы с нашими детьми – зачастую оказываются люди, выбравшие педвуз по остаточному принципу, не претендовавшие в силу слабой подготовки или вялых амбиций на более серьезное образование.

Да, в России есть выдающиеся педагоги, но большинство наших школ укомплектованы людьми, не понимающими, как устроен современный мир и какого свойства специалисты нужны России для того, чтобы страна благополучно развивалась в условиях глобальной экономики. Увы, солдаты многомиллионной армии российского учительства не знают, какой будет работа у их подопечных, не представляют конечный результат своей образовательной деятельности и не несут в себе образцовый ансамбль компетенций, каким сегодня должен обладать успешный специалист.

Удивительно, но даже представители бизнеса – вот уж точно «дураки ужасные» – не применяют личный опыт и знания, полученные в ходе управления сложными процессами, к воспитанию собственных детей. Люди, разработавшие и реализовавшие десятки бизнес-планов, сплошь и рядом не имеют программ развития личности для собственных чад!

Давайте честно спросим себя: часто ли мы задумывались над проектированием процесса развития собственного ребенка с опорой на рекомендации профессиональных консультантов, разбирающихся в том, что такое возрастная психология или сенситивные периоды развития личности, к примеру? Какой процент родителей имеет ясное представление о ценностях, качествах и компетенциях, которые могут быть сформированы у наших самых главных жизненных проектов в каждой конкретной точке их личностного созревания?

На прошедшем в ноябре 2013 г. Общероссийском гражданском форуме, где автор этих строк модерировал дискуссионный круг [2] «Молодежная политика», в тройку острейших проблем современной молодежи сами молодые люди – из Благовещенска, Читы, Дербента, Санкт-Петербурга, Москвы, Абакана, Самары, Челябинска и других городов России (пытаюсь показать территориальный разброс участников) – единодушно включили «размывание культурных и ценностных ориентиров нации»! Это значит, что фразу, которую мы многократно слышали от своих родителей, – «Главное – вырасти хорошим человеком!» – сегодня нужно интерпретировать и объяснять заново.

С одной стороны, в России налицо кризис воспитательных систем. С другой стороны, если говорить о воспитательной политике государства, кто из нас согласился бы на то, чтобы чиновники и депутаты всерьез взялись за разработку и внедрение федерального стандарта в сфере формирования у детей правильных «духовных скреп»?

С социальными ценностями тоже полная засада: нам как родителям нужны образованные, самодостаточные, творческие, понимающие в бизнесе и управлении, крепко стоящие на ногах сыновья и дочери – в европейской педагогике такой вектор называется воспитанием автономной личности. А патриарх Кирилл заявляет, что креативный класс – это гордыня и ересь. Государство играет в лояльность с рабочими Уралвагонзавода и де-факто выдавливает за границу лучших интеллектуальных работников страны – научную, инженерную и творческую интеллигенцию.

Так кого в этой ситуации должна воспитывать и готовить к жизни современная российская школа? Лояльных непонятно кому, «брезентовых» в своей одинаковости граждан? Винтиков для сырьевых производств? Или все-таки тот самый яркий до рези в глазах креативный класс, который так не нравится нашему патриарху?

Помню, в Челябинске на семинаре с учителями по проектному мышлению одна школьная дама в сердцах воскликнула: «О каком проектном подходе вы тут нам рассказываете?! Вы придите, дайте денег и скажите, что делать!» Слабая позиция для педагога, но искать ответ на вопрос «Что делать?» все равно надо.

Воспитывать автономную личность!

Воспитывать автономную личность!

С 13–14 лет очень важно дать ребенку первый опыт общественной самоорганизации и показать, как работает эффективное демократическое государство. Зарубежным ровесникам наших подростков для этого не всегда нужны специальные программы – сама жизнь в западных демократиях голосует за свободный рынок. В нашей стране надо быть большим оптимистом и обладать исследовательским складом ума, чтобы в чехарде происходящих событий по достоинству оценить плоды демократических преобразований.

В условиях, когда жизнь не предлагает верных образцов гражданского жизнеустройства, их можно смоделировать. Именно поэтому вся деятельность «Новой цивилизации» была сосредоточена на внедрении в российскую школу деловых игр, моделировавших социальные, политические и экономические процессы в нормальном гражданском обществе. Через деловую игру как искусственно созданную альтернативу преобладавшему у нас авторитарному мировоззрению мы старались компенсировать у подростков нехватку демократических моделей мышления.

Но играть в демократию всю жизнь нельзя. Когда-то надо начинать строить реальное гражданское общество и в своей собственной стране. Для этого России нужен многочисленный отряд молодых демократически мыслящих лидеров, свободных от стереотипов тоталитарного мышления, сознательно выбравших демократический путь для себя и своей родины. Кстати сказать, особым он и так станет – как это произошло с той же Японией.

Вместо гомо советикуса, далеко не худшего с морально-нравственной точки зрения представителя гомо сапиенса, нам нужно научиться делать из себя экономически эффективного «гомо предприимчивуса», не согласного быть винтиком в механизме традиционалистского общества.

15 лет назад шикарный урок на тему «Как воспитывать автономную личность» мне преподнесли, сами того не подозревая, люксембургские скауты. Наш совместный проект подходил к концу. Палатки, раскинувшиеся у подножия Арденнских гор, уже проветривались в ожидании скорого демонтажа. Нам оставалось только принять участие в двухдневном походе, чтобы считать программу лагеря выполненной.

Все, что делали мы и наши люксембургские коллеги – молодые волонтеры-учителя, было очень похоже: прокладка маршрутов, расчеты по необходимому снаряжению, составление меню, назначение старших. Взаимное непонимание началось, когда мы дошли до самой младшей группы, состоявшей из 10–12-летних скаутов и юных навигаторов «Новой цивилизации».

– Дети должны идти одни, – таким был вердикт люксембургских лидеров.

– Я не имею права отпускать детей одних, так как не могу нарушать российские законы. «В случае чего» я буду отвечать перед прокурором за жизнь, здоровье и безопасность своих воспитанников.

– А как же ваши дети станут взрослыми, если их до восемнадцати лет по закону должны опекать взрослые? – удивились наши партнеры.

В конце концов мы пошли на компромисс. Два самых подготовленных российских инструктора, имевших за плечами опыт войскового спецназа, с биноклями и средствами маскировки неотступно следовали за детьми на расстоянии до одного километра в течение двух дней похода. Их наблюдения заставили нас серьезно задуматься.

Наш российский патруль, состоявший из 12 человек, был очень похож на маленькую модель российского общества: дети, не определив своего местонахождения, не утруждая себя необходимостью сверяться с показаниями компаса и картой, с уверенным видом сразу же отправились в том направлении, которое им показалось правильным. Немудрено, что к полудню они окончательно заблудились, уйдя на территорию сопредельной Франции.

Очень быстро беспечная уверенность сменилась растерянностью и раздражением. Дети начали ссориться, обвинять друг друга. Командная воля патруля была полностью парализована. В какой-то момент я был готов дать команду выйти из укрытия и вернуть перессорившихся детей в лагерь. К счастью, не поторопился. Постепенно растерянность прошла. Карта и компас оказались в руках тех, кто действительно умел ориентироваться, а не тех, кто хотел выглядеть самым крутым лидером. Детская группа действительно стала командой и уверенно прошла по маршруту. На финише детей было трудно узнать – настолько окрепла их уверенность в собственной силе и повысилась ценность командной работы.

Не буду забегать вперед и рассказывать о нашем видении работы с молодежью в сегодняшних условиях. Этому посвящена вся следующая глава. Пока же замечу: если система образования новой России не сумеет в школьном возрасте массово воспитывать самостоятельных, самодостаточных граждан, все усилия по работе со взрослой молодежью будут напрасны.

Формирование у детей высоких морально-нравственных ценностей + развитие качеств автономной личности + педагогическое конструирование демократических ментальных моделей у всего подрастающего поколения России + вооружение молодого человека навыками эффективной жизнедеятельности в условиях свободного рынка и выборной демократии – вот минимальный набор условий для новой воспитательной политики страны, без последовательного выполнения которых сегодняшняя Россия никогда не будет эффективным современным государством.

Слова «последовательное выполнение» имеют в данном случае буквальное значение, то есть начинать надо именно с формирования ценностей, развития качеств автономной личности и далее в перечисленной последовательности.

Воспитание свободной личности

Дата публикации 20 июля 2014 . Опубликовано в Статьи по воспитанию

Автор книги «Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени» Анатолий Ермолин делится опытом своей педагогической практики, направленной на воспитание самодостаточной, независимой, гармонично развитой личности.

Кратко про Анатолия Ермолина:

— кандидат педагогичесикх наук;
— 10 лет служил в спецподразделении КГБ СССР;
— был выбран среди множества педагогов Михаилом Ходорковским, чтобы возглавить «детский проект» ЮКОСа (охват детей — более 1 миллиона человек);
— один из инициаторов возрождения российского скаутского движения;
— принимал активное участие в разработке и внедрении инновационных образовательных проектов.

Из книги вы узнаете как воспитать и к чему готовить сегодняшнего ребенка в условиях кардинально изменившегося и продолжающего стремительно меняться мира.

Сама книга читается легко (виден опыт автора, издавшего уже более 5 книг), и больше похожа на рассказ, а не сборник советов для педагогов и родителей. История начинается с приглашения Ермолина на встречу к Ходорковскому, одному из самых влиятельных людей России того времени, на которой Ермолину предложили принять участие в построении новой образовательной системы, которая будет значительно опережать классическое образование.

Часть 1 — Хроники «Новой цивилизации»

Большое внимание направлено на историю становления новой педагогической модели «Новая цивилизация» — с чего все начиналось, как расширялись, как дети восприняли методы образования, с какими проблемами пришлось сталкиваться и как их решали, какие были нововведения для оптимального функционирования и развития «детского проекта» от ЮКОСа, и как проходило обучение детей.

Часть 2 — Педагогика воспитания свободной личности против авторитарных стереотипов

Рассмотрено почему российская система образования является конвейером рабов системы и как этого избежать. Как удалось Монтессори дать учащимся полную свободу и при это они не уходили с занятий (хотя это было разрешено), а с радостью занимались и получали новые знания.

Часть 3 — Простые секреты эффективной работы с молодежью

Многих это может удивить, но не президент или правительство развивают страну и дают ей жизнь. Страны существуют благодаря лидерам. Ведь лидеры создают предприятия, компании, в свою очередь появляются рабочие места, создаются товары и услуги. А вот как воспитать лидера — это уже зависит от нас и государственной системы, в котором мы живем. Есть простые секреты, которые вы раскроете для себя в данной главе.

Часть 4 — Педагогика нового времени

Что тут сказать. Мир меняется все быстрее и быстрее, а образовательная система, где была десятки лет назад, там и стоит — в ней пока ничего не меняется. Знаменитый бизнес-гуру Том Питерс считает, что сегодня для работы нужны только талант и проект. Человек «организационной эпохи» начинает постепенно вымирать. И если для единообразной работы в эпоху индустриальной экономики нужны были единообразные работники, то новая мировая экономика вкупе с углубляющимся кризисом усложненности поставили вопрос о качественно новой рабочей силе, способной создавать новые интеллектуальные продукты, овладевать новыми знаниями, открывать новые способы решения задач и ведения дел.

Часть 5 — Практические рекомендации педагогам и родителям

Советы, которые помогают направить детей к правильному образу жизни, при котором дети постоянно получают полезные на все случаи жизни умения и навыки.

Чем больше читаешь книгу, тем больше осознаешь, в каком запущенном состоянии находится наша образовательная система. Одна надежда — сознание людей начнет меняться и придет время, когда люди начнут говорить, что хватит ТАК учить наших детей, мы живем НЕ в 19 веке.

Анатолий Ермолин «Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени»

Книга на официальном сайте издательства — «Альпина Паблишер»

О книге одной фразой: педагогика, направленная на воспитание свободной личности.

Анатолий Ермолин Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени

Это только первая часть.

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

дилогия мне понравилась, интересные повороты есть, интрига. наверное, продолжение будет?

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

Когда-то «давным давно. » у меня уже была эта книга — поэтому увидев ее на распродаже, я ее тут же (по случаю) приобрел. Т.к «знаменитую черную серию» я пока отложил — решил наконец-то обновить свои ранние впечатления конкретно и о данном произведении.

Берусь спорить что кому-то эта книга покажется весьма прямолинейной — мол, ну о чем тут говорить? Очередная хроника о путешествии из пункта «А» в пункт «Б», с описанием «сопутствующих приключений». Все так. но (все же) считаю (субъективное мнение) что тут скрыты и иные: более широкие толкования.
С одной стороны — группа наемников (сплоченная целью и лидером) готова идти буквально по трупам … любого кто (вольно или невольно) встанет у них на пути. Надо убрать погранцов (мешающих маршруту) — заразим смертельной пандемией их корабль и (заодно) всю планету. Надо утихомирить «тупых аборигенов» — устроим им кастрацию (в буквальном смысле). Надо сменить власть на одной из планет — перебьем кучу гвардии, полиции и … мирных жителей (до этой самой «кучи»). Надо. в общем вы поняли.

С другой стороны — все это делается опять же «во благо». Есть своя мотивация и «своя правда». да и «оппоненты» тут отнюдь не так «чисты и белы». Значит что? Цель оправдывает средства?

Самое забавное — что (в течение всей книги) решается вопрос: а как бы героине (наследнице дома) завоевать «свое место под солнцем» (ради чего собственно и затевалось это путешествие). Однако «после благополучного финала» (и убийства кучи родственников) героиня понимает что «воспользоваться плодами победы будет как-то некомильфо». после чего и покидает планету под чужим именем. Нет — понятно что «она показала себя» и «в будущем» уже никто не осмелиться с ней не считаться. но она (уже видимо) поняла что столь высокое место ей в принципе особо и не нужно. И да! Потом героиня конечно может вернуться. но остался неотвеченным вопрос — а ради чего собственно и был этот «сыр бор и смертоубийства? Ведь «то что действительно ей было нужно» — всегда находилось с ней))

P.S Да и совсем забыл сказать что я (лично) по прочтении книги (не прочитав я резюме самого автора) не усмотрел бы никаких «аналогий» — с «замшелой истории из жанра греческой мифологии» о аГронавтах. (тьфу ты!) о АРГОнавтах))

P.S.S Так же немного позабавило «устаревшее преставление» (в стиле Р.Бредберри) о межзвездном карабле — как о ракете гиганского размера (взлетающей с земли прямо в космос и обратно). Хотя. хрен его знает «как оно будет» на самом деле))

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).

Фанфик на даже ленивыми затоптаную тему. Меня не привлекло.

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).

Читывал я сие творение. Поддерживаю всех коментаторов по поводу разводилова в четвертой части. Общее мое мнение на писанину таково: ГГ какой-то лубочнокартонный, сотканный весь из порядочно засаленных и затасканных штампов. Обязательное владение рукомашеством и дрыгоножеством. Буквально сочащееся презрение к окружающим персоналиям, не иначе, как кто-то заметил, личные комплексы автора дали о себе знать. В целом, все достаточно наивно, особенно по части накопления капиталов. Воровство в заграничных банках, скорей всего по мнению автора, оправдывает ГГ. Подумаешь, воровство, это ж за границей! Там можно, даже нужно. Надо заметить, что поведение нынешнего руководства россии, оставило заметный след на произведении автора. Отравление в Англии Сергея Скрипаля с дочерью и Александра Литвиненко, в реальной истории, забавно перекликается с отравлениями и убийствами различных конкурентов ГГ на западе в книге. Ничего личного, это же бизнес, не правда ли? И учителя хорошие, то есть пример для подражания достойный. Про пятую часть ничего сказать не могу. Вернее могу — не осилил. В целом, устал вычитывать буквенные транскрипции различных звуков. Это отдельная песня претендующая на выпуск отдельного приложения, ну как сноски в конце каждой книги. Всякие «р-рдаум!», «схыщ!», «грлк!» и «быдыщ!» просто достали. Резюмируя вышесказанное — прочитать один раз и забыть. И то, только первые три книги. Четвертую и пятую можно не читать.

Рейтинг: -2 ( 2 за, 4 против).

Кровь из глаз и вывих мозга. Это или стёб или недосмотр психиатров.

Рейтинг: -1 ( 2 за, 3 против).

осталось ощущение незаконченности. а так вполне прилично, если не считать что ГГ очень часто и много кушает.

Каждая мама обязана знать:  Из-за ужасных отношений с матерью хочу покончить с собой
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация