Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.


Как преодолеть трудности в обучении детей

А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина

Как преодолеть трудности в обучении детей

Авторы: А.Ф.Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо­го университета.

С.Н.Костромина, кандидат психологических наук Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.

А733 Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997. — 224 с. (Практическая психология).

Настоящее издание представляет собой практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обуче­ния и воспитания детей, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упраж­нений.

Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные уп­ражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, вни­мания, наглядно-образного и логического мышления, личностно-мотивационной сферы.

Книга безусловно будет полезна родителям, дедушкам и бабуш­кам, преподавателям и воспитателям детских садов, школ, гимназий и лицеев.

ББК 88.8 + 74.202.2

Ануфриев А.Ф., 1997 Костромина С.Н., 1997 Издательство «Ось-89», 1997

БИБЛИОТЕКА ХАКАССКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА им. Н.Ф.КАТАНОВА

В настоящее время система народного образования столк­нулась с проблемой, что начиная с конца 60-х годов количе­ство трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований [6] затруднения в обуче­нии по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем для более чем 50% неуспевающих школьников ха­рактерна задержка психического развития, чаще всего имею­щая церебрально-органическое происхождение. Таким образом, практический психолог, придя в систему народного об­разования, оказался в «гуще событий», когда необходимая помощь в профилактике и диагностике трудностей в обуче­нии вылилась в приоритетное направление среди всех задач, решаемых практическим психологом в ходе своей деятельности.

С учетом таких масштабов перед психологом возникла не­обходимость максимально оптимизировать свою психодиаг­ностическую деятельность, для того чтобы быстро и эффек­тивно помочь как можно большему количеству школьников. Основная часть специалистов решает эту проблему через ис­пользование в своей практике средств психологической диа­гностики, которые включают в себя:

«Как преодолеть трудности в обучении детей». Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.

Настоящее издание представляет собой практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений.

Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные упражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, личностно-мотивационной сферы.

Книга, безусловно, будет полезна родителям, дедушкам и бабушкам, преподавателям и воспитателям детских садов, школ, гимназий и лицеев.

А.Ф.Ануфриев/ С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей

издательство «Ось-89» 1999 год страниц 224

Описание

Серия Практическая психология

Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.

А. Ф. Ануфриев доктор психологических наук, профессор, зав кафедрой практической психологии МГУ, С.Костромина, кандидат технических наук.

Настоящее издание представляет собой практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, их локализация и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений. Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные упражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, внимания,наглядно- образного и логического мышления, личностно- мотивационной сферы.

В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что начиная с конца шестидесятых годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Таким образом, практический психолог, придя в систему народного образования, оказался в «гуще событий», когда необходимая помощь в профилактике и диагностике трудностей в обучении вылилась в приоритетное направление среди всех задач, решаемых практическим психологом в ходе своей деятельности.

Книга безусловно будет полезно родителям, дедушкам и бабушкам, преподавателям и воспитателям детских садов, школ гимназий и лицеев.

А.Ф.Ануфриев/ С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей

издательство «Ось-89» 1999 год страниц 224

Описание

Серия Практическая психология

Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.

А. Ф. Ануфриев доктор психологических наук, профессор, зав кафедрой практической психологии МГУ, С.Костромина, кандидат технических наук.

Настоящее издание представляет собой практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, их локализация и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений. Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные упражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, внимания,наглядно- образного и логического мышления, личностно- мотивационной сферы.

В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что начиная с конца шестидесятых годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Таким образом, практический психолог, придя в систему народного образования, оказался в «гуще событий», когда необходимая помощь в профилактике и диагностике трудностей в обучении вылилась в приоритетное направление среди всех задач, решаемых практическим психологом в ходе своей деятельности.

Книга безусловно будет полезно родителям, дедушкам и бабушкам, преподавателям и воспитателям детских садов, школ гимназий и лицеев.

Текст книги «Практикум по педагогической психологии»

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Наталья Молодцова

Жанр: Общая психология, Книги по психологии

Текущая страница: 3 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Чтобы определить мотивы учения учащегося, необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальные исследования. Познакомьтесь с анкетой, специально предназначенной для определения школьной мотивации у учащихся начальной школы (табл. 12). Определите с помощью данной анкеты уровень школьной мотивации знакомого вам младшего школьника.

Каждая мама обязана знать:  Предвесенние похудейки

В чем проявляется выявленный вами уровень мотивации у обследуемого? Приведите примеры. Как это влияет на успешность учебной деятельности?

Анкета для определения школьной мотивации (автор: Н. Лусканова)[9] 9
Приводится по: Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000. – С. 116.

Обработка и интерпретация результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25–30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20–24 баллов – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

15–19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

10–14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

Пользуясь рекомендуемой литературой по данной теме, подберите прямые, косвенные или проективные методы диагностики мотивации учения для лиц разных возрастных категорий. Проанализируйте особенности своей учебной мотивации.

Выполните тестовые задания 16, 17.

Тестовое задание 16

Учебная деятельность состоит из…

а) учебной задачи и учебных действий;

б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;

в) работы познавательных процессов;

г) действий внутреннего контроля и оценки.

Тестовое задание 17

Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является.

а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;

б) потребность получать одобрение и признание;

в) стремление соответствовать требованиям преподавателей, избежать наказания;

г) стремление приобрести новые знания и умения.

Тема 2.4. Обучающийся как личность и субъект учебной деятельности

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

Возрастные особенности учащихся (младший школьник, подросток, старшеклассник, студент как субъекты образовательного процесса). Ученик в системе личностных взаимоотношений в классе. Психологическая готовность к школе. Обученность и обучаемость. Особенности мотивационной сферы учащихся. Проблема школьной дезадаптации. Проблемы педагогической оценки. Функционально-психологические аспекты предупреждения неуспеваемости школьников.

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. – М., 1995.

3. Буре Р. С. Готовим детей к школе. – М., 1987.

4. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1993.

5. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М., 2002.

6. Дощицына 3. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. – М., 1994.

7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1986.

8. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. – М., 1985.

9. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику: психодиагностические таблицы. – М., 2001.

10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2000.

11. Реан А. А. Психодиагностика личности в учебном процессе. – СПб., 1996.

12. Самоукина Н. В. Первые шаги школьного психолога. – Дубна, 2000.

13. Цетлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. – М., 1989.

14. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. – М., 2003.

Практические задания Задание 1. Анализ особенностей мотивации

Дайте психологический анализ мотивационной сферы героя стихотворения А. Барто.

«Все я делаю для мамы,
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Арифметику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже.
Для нее после болезни
Не купался в речке даже».


Иллюстрацией какого психического новообразования, возникшего в процессе учебной деятельности младшего школьника, является стихотворение А. Барто.

«Сережа руку поднимает,
Он все на свете понимает.
Гляжу: красивый он какой
Сережа с поднятой рукой.
И тоже руку поднимаю,
Хоть ничего не понимаю».

Проанализируйте систему психолого-педагогической коррекции педагогической запущенности по работам Р. В. Овчаровой и составьте психолого-педагогическую модель предупреждения неуспеваемости младших школьников.

Задание 4. Диагностика внимания, мышления и памяти у младших школьников. Методики «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару», «Изучение развития логических операций у младших школьников»

Познакомьтесь на практике с методиками «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару» и «Изучение развития логических операций у младших школьников». Охарактеризуйте особенности внимания, мышления и памяти испытуемого.

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе появляется опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.

Методика «Корректурная проба»[10] 10
Приводится по: Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1989. – С. 33–34.

Цель: определение объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок).

Методический (стимульный) материал:

Порядок выполнения и инструкция:

«На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Обработка и интерпретация результатов. При оценке результатов опираемся на следующие показатели нормы:

♦ для детей 6–7 лет объем внимания – 400 знаков и выше; концентрация внимания – 10 ошибок и менее;

♦ для детей 8-10 лет объем внимания – 600 знаков и выше, а концентрация – 5 ошибок и менее.

Методика «Долговременная память»[11] 11
Приводится по: Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1989. – С. 42–43.

Цель: диагностика уровня долговременной памяти.

Методический (стимульный) материал: ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Порядок выполнения и инструкция. «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно. Экспериментатор читает приведенный выше ряд слов.

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А – общее количество слов; В – количество запомнившихся слов; С – коэффициент долговременной памяти.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты интерпретируются следующим образом:

Каждая мама обязана знать:  Дочка меня обижает

75-100 % – высокий уровень;

50-75 % – средний уровень;

30-50 % – низкий уровень;

ниже 30 % – очень низкий уровень.

Методика «Запомни пару»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Методический (стимульный) материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Порядок выполнения и инструкция. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты опыта записываются в табл. 13.

Тест «Изучение развития логических операций у младших школьников»[12] 12
Приводится по: Симановский А. Н. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997. – С. 178–183. Тест разработан Э. Ф. Замбауявичене (1984) по принципу, использованному Р. Амтхауером, и включает 4 субтеста по 10 проб в каждом.

Цель. Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналогии. По данным Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупровой, тест достаточно информативен для изучения особенностей словесно-логического мышления в начальной школе.

Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребенку раздают листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа (см. образец бланка заданий).

Методический (стимульный) материал. Далее приводится образец бланка заданий.

Тест развития логических операций

1. У сапога всегда есть…

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет.

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5. В нашей стране не живет.

соловей, страус, аист, синица, скворец.

6. Отец старше своего сына.

часто, всегда, никогда, редко, иногда.

год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У деревьев всегда есть.

листья, цветы, плоды, корень, тень.

август, осень, суббота, утро, каникулы. 10. Пассажирский транспорт.

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

Б. Исключение понятий

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

4. Огурец, помидор.

5. Сирень, орешник.

10. Дерево, цветок.

Порядок выполнения и инструкция

Инструкция к блоку заданий А «Осведомленность»:

«Прочитай первую фразу. Из перечисленных под фразой слов выбери одно слово, которое подходит по смыслу, чтобы закончить эту фразу. Нужное слово подчеркни. Выбирай только одно слово. Например: У сапога всегда есть подошва. Переходи к чтению следующей фразы».

Инструкция к блоку заданий Б «Исключение понятий»: «Прочитай первый ряд слов. Среди них есть одно, которое не подходит к остальным. Подчеркни его. Прочитай следующий ряд слов и тоже найди слово, не подходящее к остальным четырем словам».

Инструкция к блоку заданий В «Обобщение»:

«Прочитай первые два слова. Как назвать одним словом или словосочетанием те предметы, о которых идет речь? Выпиши это слово или словосочетание после двух напечатанных слов.

Переходи к следующим двум словам».

Инструкция к блоку заданий Г «Аналогии»:

«Под цифрой один в первом столбике над чертой написано – огурец, а под чертой – овощ. Эти предметы находятся в определенном отношении. Чтобы лучше понять это отношение, можно между словами огурец и овощ вставить какое-либо слово (глагол, предлог). Например: Огурец – это овощ. В правом столбике надо выбрать из слов под чертой такое слово, которое бы относилось к слову гвоздика так же, как слово овощ к слову огурец.

Например: Гвоздика – это… Подчеркни выбранное слово и переходи к следующему заданию.

Левый столбик: Огород/морковь (на огороде растет морковь).

Правый столбик: В саду растет. Выбери нужное слово и подчеркни его.

Дальше выполняй задания самостоятельно.

Обработка и интерпретация результатов. По каждому блоку подсчитывается количество правильных ответов. Поскольку в каждом блоке по 10 заданий, максимальное количество баллов – 10. Суммируя количество баллов всех четырех блоков, получаем общий показатель развития логических операций ребенка.

Средний суммарный балл для выборки детей 8 лет в исследовании составил 29 баллов. Средний суммарный балл для выборки детей 9 лет составил 34 балла. Оценка может производиться по следующим таблицам:

Оценка результатов детей 8 лет

Оценка результатов детей 9 лет

Задание 5. Определение развивающей цели психогимнастического упражнения «Взгляд в будущее»

Познакомьтесь с психогимнастическим упражнением «Взгляд в будущее» и определите, ориентируясь на психические новообразования младшего школьника, на развитие какого умения оно направлено.

Упражнение «Взгляд в будущее»[13] 13
Выполняется с 10 лет. Текст приводится по: Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч. 1. – М., 1998.


Методический (стимульный) материал: бумага и карандаш. Порядок выполнения и инструкция:

«Вы когда-нибудь задумываетесь о том, что вы будете делать в этом году… через пять лет… через десять лет? С кем вы говорите о том, чего бы вы хотели достичь и что пережить в своей жизни?

Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет ваша жизнь.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха.

Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет… (15 секунд).

Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет… где ты живешь… что ты делаешь… (15 секунд)

Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда ты еще ребенок и ходишь в школу? (30 секунд)

В течение некоторого времени подумай и постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 минута)

Теперь вернись обратно, в настоящее, и хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самом себе. Потянись немного, напряги и расслабь все свои мускулы и открой глаза.

Каждая мама обязана знать:  Можно ли привлечь к ответственности за моральное преследование ученика

Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши, где ты будешь жить и где работать, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя в твоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого (15 минут)».

Обработка и интерпретация результатов (анализ упражнения). Участникам, выполнившим это задание, задаются следующие вопросы:

– Доволен ли ты увиденным образом своего будущего?

– Что тебе там понравилось больше всего?

– Есть ли там что-то, что тебе не понравилось?

– Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего?

– Какие шаги тебе нужно для этого предпринять?

Выполните тестовые задания 18–21.

Тестовое задание 18

Что является основным показателем готовности ребенка к обучению в школе:

а) овладение основными навыками чтения и счета;

б) развитие у ребенка мелкой моторики;

в) желание ребенка ходить в школу;

г) зрелость психических функций и саморегуляция;

д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей?

Тестовое задание 19

Понятие обучаемость определяется.

а) существующим уровнем знаний и умений учащегося;

б) способностью учителя научить ребенка;

в) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;

г) зоной актуального развития учащегося.

Тестовое задание 20

Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности:

в) внутренний план действия;

ж) теоретический анализ?

Тестовое задание 21

Основной функцией педагогической оценки является.

а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;

б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;

в) развитие мотивационной сферы учащегося.

Тема 2.5. Психологические основы организации учебного сотрудничества

Понятие о сотрудничестве.

Особенности взаимодействия педагога с детьми при организации сотрудничества.

Способы организации сотрудничества.

Сотрудничество как способ активизации познавательной деятельности. Организация сотрудничества в больших и малых группах. Психологический климат в группе.

Взаимосвязь сотрудничества и уровня развития группы. Проблемы организации сотрудничества.

Социометрический и референтометрический статус индивида в группе.

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 2001.

2. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

3. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в обучении. – М., 1987.

4. Учим детей общению / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1990.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М., 1998.

6. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? – М., 1985.

7. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. – М., 1994.

Практические задания Задание 1. Составление подборки игр на развитие навыков учебного сотрудничества

Составьте подборку игр-коммуникаций, направленных на развитие навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, опираясь на рекомендуемую литературу.

Задание 2. Определение развивающей цели психогимнастической игры «Сиамские близнецы»

Познакомьтесь с психогимнастической игрой «Сиамские близнецы». Определите, на что она направлена.

Игра «Сиамские близнецы»[14] 14
Приводится по: Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч. 1. – М., 1998.

Материалы. Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата АЗ) и восковые мелки.

Порядок выполнения и инструкция

«Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово „сотрудничать“? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали? Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть».

В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели «вприглядку» учатся и, пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

«Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу».

Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

«Когда вы будете рисовать, помните правило – рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм. Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать».

Дайте парам примерно по 5–6 минут на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.

У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

Выполните тестовое задание 22.

Тестовое задание 22

Учебное сотрудничество (с точки зрения Г. Цукерман) – это.

а) взаимодействие учащихся в процессе обучения;

б) процесс взаимодействия педагога с учеником;

в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.

Раздел 3
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Тема 3.1. Воспитание как целенаправленный процесс развития и формирования личности

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.

Воспитание как процесс формирования смыслов, жизненных целей и ценностных ориентаций личности.

Психологические закономерности развития личности.

Соотношение понятий: социализация, развитие, формирование и воспитание.

Особенности воспитательного процесса на разных этапах онтогенеза.

Ведущие свойства личности, являющиеся предметом воспитания и перевоспитания.

Понятие «воспитуемость» и «трудновоспитуемость».

Виды и методы психологической коррекции.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация