Арт-Терапия


Содержание

Арт-терапия: виды работы со взрослыми, описание и техники

К настоящему времени в сфере психотерапии сформировалось множество направлений и школ. Все они ставят своей целью помощь человеку справиться со своими проблемами, но используют разные методы, приемы и техники. Одним из наиболее популярных направлений стала арт-терапия, которая использует благотворное влияние на психику человека искусства и творчества.

Что такое арт-терапия: два направления

В буквальном смысле слова арт-терапия – это лечение с помощью искусства или творчества. Причем в ряде случаев речь идет не только о коррекции психических состоянии, но и о лечении психосоматических заболеваний, например, сердечно-сосудистой системы, или реабилитации после инсульта и инфаркта.

Арт-терапия: лечебное действие восприятия искусства

О благотворном влиянии искусства на психику людей известно давно. Еще в эпоху античности существовало понятие «катарсис» — очищение души через сопереживание героям пьесы или книги. Катарсис помогает «переработать» собственные отрицательные эмоции и тем самым облегчить душевные страдания, сделать их более возвышенными и светлыми.

Воздействие на сознание, формирование определенного настроения – это вообще одна из важнейших целей искусства, и к ней стремятся все художники, музыканты, писатели и т. д. Чем более талантливо произведение, тем большей силой оно обладает.

В широком понимании арт-терапия включает в себя управление психическими процессами, связанными с восприятием произведений искусства. Это направление психотерапевтической практики активно изучалось в еще первой четверти XX века, в том числе З. Фрейдом, К. Юнгом и отечественным психологом Л. С. Выготским.

В настоящее время в качестве вспомогательного средства в психотерапевтической практике используют, например, музыку для релаксации. Психологи рекомендуют посещение выставок художников и выступлений танцевальных коллективов для создания определенного эмоционального фона, снятия напряжения или, наоборот, пробуждения активности и жизненной силы.

Правильно подобранные произведения искусства способны создать определенное настроение, помочь в борьбе с депрессией, а также стать профилактикой психических и психосоматических заболеваний. Звуки, цвета, слова и ритмы воздействуют не только на сознание, но и на подсознание, вызывая из его глубин воспоминания и образы, которые могут оказывать очень сильное воздействие на сознание человека.

К сожалению, это направление арт-терапии сравнительно мало изучено, так как реакция каждого человека на то или иное произведение искусства очень индивидуальна. Поставленные Л. С. Выготским проблемы так и остались до конца нерешенными, поэтому арт-средства в психотерапии используются с осторожностью. Исключение составляет цветотерапия, которую можно рассматривать как отдельную область арт-терапии. Воздействие различных цветов на наше психическое и физиологическое состояние изучено хорошо и активно используется в психологической практике.

Гораздо большее развитие получило другое направление арт-терапии, которое опирается на практическую деятельность и непосредственную включенность человека в творческий процесс.

Арт-терапия: оздоравливающая сила творчества

Занятия разными видами творчества в целях психотерапии и просто для удовольствия становятся все более популярными. В книгах, посвященных арт-терапии, и на соответствующих сайтах перечисляется множество разнообразных видов художественного творчества, которые способны оказать благотворное влияние на психику. Среди них не только занятия музыкой, танцами, литературным творчеством и изобразительной деятельностью. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, которое настолько разнообразно, что каждый может найти занятие по вкусу: керамика и вышивка, вязание и пэчворк, резьба по дереву и художественная ковка, валяние игрушек из шерсти и многое другое.

Занятие этими видами деятельности уже само по себе повышает настроение и самооценку человека, делает жизнь ярче, полнее и позволяет найти друзей и сообщников. Но арт-терапия – это все же психологическая практика, и она принесет больше пользы, если занятия будет проводить специально подготовленный человек – психолог, увлекающийся художественным творчеством, или художник, получивший психологическое образование.

Учитывая разнообразие видов творчества, которое используется в арт-терапии, нет возможности подробно рассказать о каждом из них. Поэтому я остановлюсь на самом распространенном из них – на изо-терапии, основным средством которой является рисунок.

Арт-терапия для взрослых: как это работает

Изобразительная деятельность – это древнейший вид искусства, который изобрел человек. Сейчас доказано, что рисовать люди научились раньше, чем овладели членораздельной речью. Этот вид творчества оперирует зрительными образами, которые играют важную роль в нашей психике. В этой форме хранится основная масса информации, причем не только на уровне сознания, но и на самом глубинном, подсознательном уровне. А изобразительная деятельность – это тот канал, через который мы можем установить связь с подсознанием.

Создавая образы на бумаге, мы активизируем разнообразные психические процессы, которые помогают справиться подчас с самыми серьезными проблемами и заболеваниями. Еще З. Фрейд считал, что любое художественное творчество выполняет компенсаторную функцию и помогает людям справиться со своими психическими проблемами: комплексами, фобиями, состоянием фрустрации, депрессией и т. д.

Известный российский психофизиолог академик Н. Н. Николаенко успешно использует занятия изобразительной деятельностью для восстановления больных после тяжелейших черепно-мозговых травм, а также в комплексном лечении людей, страдающих от неврозов, депрессий и шизофрении. Об этом можно прочитать в его книге «Психология творчества».

Занятия рисованием и живописью полезны всем людям, вне зависимости от того, считает человек себя способным к этому или нет. Отсутствие способностей к изобразительной деятельности – вообще спорный вопрос, но это тема другого разговора. А в арт-терапии главное – не способности, не умение, а желание. Ведь вы рисуете не на выставку, а для гармонизации собственного состояния, поэтому вопрос «красивости» или качества здесь вообще не ставится.

Как бы вы ни рисовали, ваше творчество все равно будет производить психотерапевтический эффект. Причем его благотворное воздействие на психику осуществляется сразу по нескольким каналам.

  • Создавая на листе бумаги образы, человек устанавливает контакт со своим подсознанием. Там нередко хранятся травмирующие воспоминания, которые оказывают на нас давление и создают неблагоприятную психологическую атмосферу. Вынося травмирующие или беспокоящие образы на бумагу, человек не только освобождается от их воздействия, но и переосмысливает их, трансформирует, делает более понятными и менее болезненными.
  • Занимаясь изобразительной деятельностью, человек переосмысливает свои проблемы через призму творчества. Это помогает ему найти выход из сложной ситуации или смириться с неизбежным.
  • Рисование – это творческий процесс, и сопутствующее ему вдохновение создает в коре головного мозга тонизирующий очаг возбуждения. Он служит источником позитивной энергии и положительных эмоций, помогает преодолеть апатию и депрессию.
  • Изобразительная деятельность – способ самопознания и самовыражения. Создание графических и цветовых композиций позволяет лучше понять свои желания, цели, осмыслить свои проблемы и увидеть пути их решения.
  • Изобразительная деятельность помогает человеку почувствовать вкус к жизни. По признанию многих людей, начавших рисовать в зрелом возрасте, они по-другому, более позитивно взглянули на мир, увидели многое, что не замечали раньше.
  • Рисование активизирует образное мышление и работу правого полушария, тем самым способствуя развитию творческого потенциала.

Все это в совокупности помогает человеку обрести гармонию, прийти к согласию с окружающим миром и с самим собой. Ведь нередко именно внутренние конфликты делают нашу жизнь невыносимой.

Особенностью арт-терапии является также ее универсальный характер – она не только помогает человеку справиться с проблемами и найти выход из самых разных сложных ситуаций, но еще и не имеет противопоказаний. Занятия искусством не могут вам навредить, даже если вы занимаетесь самостоятельно, без руководства опытного психотерапевта.

Практика арт-терапии: принципы и техники

Главные цели арт-терапии – раскрытие внутреннего мира человека и создание максимально благоприятных условий для гармонизации личности. Поэтому так важна активность самого человека, желание погрузиться в мир творчества, почувствовать, как раскрывается сознание под воздействием изобразительной деятельности, танца или музыки.

Принципы арт-терапии

В практике арт-терапии не имеют никакого смысла утверждения «у меня нет способностей», «руки корявые» или «я не знаю, как это делается». Для успеха психологического воздействия нужно изменить отношение к творческой деятельности и рассматривать ее не как «показательные выступления» для других, а как способ самореализации. Избавление от ненужных страхов и комплексов невозможно без соблюдения ряда принципов:

  • Не спрашивайте «как», а просто делайте. В первую очередь, важен процесс, который всегда приведет к какому-то результату. Этот результат не может быть плохим или неправильным, так как является отражением, зеркалом вашего внутреннего мира.
  • Не стесняйтесь. Нередко у людей вызывают смущение даже сами упражнения арт-терапии, не говоря уж о собственных «каракулях». Перешагните через этот психологический барьер, освободите свое творчество, сделайте его увлекательной игрой и наслаждайтесь каждым движением карандаша или кисти по бумаге.
  • Осмысливайте результаты. Размышление над продуктом своего творчества (рисунком, композицией, скульптурой) – это необходимый этап арт-терапии. То, что вы сделали — источник информации о вас, ваших проблемах и путях их преодоления. Именно во время размышлений над результатом творчества приходят в голову самые верные мысли и находятся нужные решения.

Эффект «инсайта», прозрения – очень важный момент в арт-терапии. Его не создаст ни один психолог, каким бы классным специалистом он ни был. Это задача самого участника. Именно вы постигаете свой внутренний мир и делаете выводы.

Техники арт-терапии

Конкретных техник и упражнений, которые используются в арт-терапии, великое множество. Здесь я приведу в качестве примера лишь несколько из них.

Упражнение «Аватара»

Цель этого упражнение – создание условий для самопознания. Оно очень важно, так как часто мы совершаем ошибки, потому что не понимаем себя, своих желаний, проблем, не знаем сильных и слабых сторон.

Одно из значений понятия «аватара» — воплощение души. Это некий объект, который в вашем сознании ассоциируется с вами или символизирует вас. Кто-то выбирает животное, кто-то птицу или растение, а кто-то и неодушевленный предмет.

Найдите в мире то, что максимально полно отражает ваш внутренний мир, и нарисуйте этот объект. Не стремитесь к максимальному сходству с реальностью. Это не нужно, ведь ваша душа и, например, веселый щенок или раскидистая ива, не идентичны. Пусть ваша «аватара» будет ни на что реальное непохожа и уникальна, как уникальна ваша душа. Возможно, рисунок будет схематичный или похож на героя мультфильма. Это неважно. Главное, постарайтесь, чтобы работа отражала ваше состояние. Не забывайте о деталях, каких-то нюансах, подробностях. Не торопитесь, ведь это ваша аватара.

Закончив, внимательно рассмотрите рисунок, полюбуйтесь, поразмышляйте над ним. Почему вы выбрали именно этот образ? Откуда появились эти детали, цвета, украшения? Что вам больше всего нравится в образе? А что не нравится? Чтобы вы хотели поменять?

Упражнение «Образ цели»

У вас есть какая-то цель? То, к чему вы стремитесь, что влечет вас? К сожалению, многие не имеют четких представлений о своих целях, и это мешает их движению вперед. Традиционное: «Хочу много денег», — это не цель, а средство достижения цели. А вот какой?

Нарисуйте вашу цель. Если сначала у вас возникли затруднения – не смущайтесь, просто рисуйте, черкайте, выводите каракули. И постепенно они сложатся в осмысленный рисунок. Зафиксируйте образ не только в сознании, но и на листе. Проработайте все детали, раскрасьте цветными карандашами, постарайтесь сделать объемным.

Теперь вы уже видите цель, более того, она стала для вас реальной, ведь вы уже воплотили ее в материале, вы можете ее увидеть и пощупать. Еще раз полюбуйтесь на рисунок, похвалите себя и спросите, что вам нужно для достижения цели? Осталось совсем немного до ее полной реализации.

Упражнение «Жизнь как дорога»

В своей жизни нам довелось пройти много дорог – асфальтированных и проселочных, лесных тропинок и садовых дорожек. А какой дорогой вы видите саму свою жизнь?

Каждая мама обязана знать:  Дочь перестала меня отпускать от себя

Нарисуйте дорогу вашей жизни. Подумайте, откуда она начинается, через какие места она проходит, какая она сейчас, что находится на ее обочинах. И вообще, какая она? Мощенная кирпичом или утоптанная множеством ног, широкая или узкая?

Не спешите, вспоминайте, что вам встречалось на этой дороге. Рытвины и ухабы, ровные гладкие участки, подъемы и спуски? Что вы изобразите на обочинах этой дороги?

Внимательно рассмотрите свой рисунок, подумайте над ним. Ответьте себе, довольны ли вы дорогой, по которой идете? Может, есть смысл свернуть? Или вам явно не хватает новых людей, или зеленых насаждений? Какой бы вы хотели видеть вашу будущую дорогу, ведь она еще очень долгая?

Упражнение «Произвольное рисование»

Возьмите лист бумаги и карандаш (ручку), расслабьтесь, сделайте глубокий вдох, закройте глаза и начинайте рисовать. Рисуйте произвольно, не стараясь создать какой-то осмысленный образ. Разрешите вашей руке свободно двигать карандашом по бумаге, оставляя на ней разнообразные штрихи, каракули, переплетения линий и зигзаги.

Затем откройте глаза и внимательно рассмотрите получившийся рисунок. Что вы на нем видите? Какие образы возникают в хаосе линий? Дорисуйте детали, чтобы завершить увиденную картинку, сделайте четче контуры, закрасьте какие-то места цветными карандашами. Пусть из хаоса линий родится ваше настроение, ваше будущее, ваши надежды и ваше вдохновение.

Занимаясь самостоятельно, старайтесь разнообразить техники. Можно использовать технику пэчворк, создавая композицию из кусочков ткани, вышивку, лепку из глины или композиции из шерсти.

Многим, например, нравится создавать коллаж. Вырезав из журналов, рекламных буклетов, газет картинки и буквы, наклейте их на лист бумаги. Только обязательно четко сформулируйте цель, что вы хотите изобразить: настроение, цель, будущее, решение проблемы или что-то другое. Получившаяся композиция сделает ваши смутные ожидания более понятными и подскажет ответ на сложные вопросы.

Такая техника избавляет от неловкости людей, убежденных, что они не умеют рисовать. Но помните: создавать рисунок самостоятельно значительно полезнее, так как подключаются механизмы идеомоторной связи между рукой и разными участками коры головного мозга.

Свойства и польза арт-терапии. Применение. Возможности.

Арт-терапия (лат. ars – искусство, греч. therapeia – лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Был разработан и комплексный метод – арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.

Применение арт-терапии. Польза арт-терапии. Свойства арт-терапии

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.


Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

История арт-терапии

Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог.

Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.

Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.

В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты.

Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.

Возможности арт-терапии

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

Арт-терапия — что это такое, определение

Немногие знают, что для коррекции серьезных психологических проблем иногда нужны не какие-то сложные психотерапевтические приемы, а средства, вполне приятные для души. Речь идет о методе, который часто используется в современной психологической практике, – это арттерапия. Арт психологи утверждают, что после прохождения коррекции такая деятельность для многих пациентов превращается в любимый досуг.

Арт терапия – способ психологической коррекции, основанный на синтезе искусства и творчества

Арт-терапия что такое

В переводе понятие «арт терапия» – это лечение искусством (аrt англ. – искусство, therapеia греч. – лечение). Арт психология уточняет термин определением: это «лечение творчеством», так как идет активное задействование творческой сущности человека.

В качестве лечебных средств используются разновидности художественного творчества: рисование, лепка, музыка, литература, театр. Замечено, с их помощью можно быстрее и проще найти путь к разрешению внутриличностных и межличностных конфликтов, к выходу из кризисных состояний. Творчество полезно и в работе с психотравмами, тревогами, негативными поведенческими реакциями: гневом, агрессией, тревожностью.

Особенности арт-терапии

Основная особенность арттерапии и одновременно ее отличие от других методик – это использование метафоры, то есть перенос свойства одного предмета на другой. Краткая суть арттерапевтической метафоры в том, что пациент особым способом (например, рисованием или лепкой) создает образ, аналогичный своей проблеме, и работает с ним.

Другая особенность – кроме традиционных изобразительных средств, для метафоры используются разновидности пантомимы, танцы, маскарад, сказки.

К сведению. В артпсихологии считается, что излечение искусством опирается на бессознательное (отсутствие контроля над информацией со стороны сознания). Информация сохраняется в виде образов и метафор со своей эмоциональной окраской. Чтобы решить психологическую проблему, достаточно найти в бессознательном подходящий образ, создать метафору и вывести ее на уровень осознания. Далее проработать негативные эмоции и вызвать инсайт, то есть озарение.

Лечение арттерапией опирается на образы бессознательного

Теоретические основы

Арт психология признает, что изначально коррекция искусством опиралась на психоаналитические теории известных ученых: З. Фрейда и К. Г. Юнга. По их мнению, законченный результат творчества (рисунок, скульптура, инсталляция) выдает неосознаваемые психические состояния личности. Поэтому арт психологические концепции могут определяться с позиций психоанализа.

Бытует мнение, что сама методика и ее название придуманы художником Адрианом Хиллом. Он учил рисованию больных туберкулезом и обратил внимание, что занятия изобразительным искусством отвлекают их от переживаний, тем самым оказывая целительное воздействие. В частности, пациент освобождался от признаков психического расстройства и тревоги посредством рисунка.

Тогда же арт терапевтические методики стали использоваться в образовании, так как педагоги заметили, чем больше ребенок занимается художественным творчеством, тем заметнее становится прогресс в его когнитивном и эмоциональном развитии.

Основные концепции исцеления искусством

Творчество в лечении является и ведущим методом, и выполняет вспомогательную функцию. Поэтому современная арт терапия рассматривается на основе двух ведущих концепций:

  1. Искусство через завуалированную метафору помогает воссоздавать психотравмирующую ситуацию и искать ее разрешение через трансформацию самой личности. Пример, творчество – эффективное средство для работы со страхом, возникающим из-за внутриличностного конфликта.
  2. При знакомстве с комплексом готовых художественных произведений (картин, скульптур, фотографий) идет обучение пациента умению познавать собственный внутренний мир и отслеживать свои ощущения.

Цели и преимущества

Арт-терапевты объясняют, почему их привлекает данный метод психологической помощи:

  • Методика может быть назначена практически всем пациентам, независимо от их возраста и состояния, даже беременным женщинам такое лечение не противопоказано.
  • Можно найти приемлемый подход ко многим психологическим проблемам, методика эффективна даже при агрессивности, гневе, тревоге.
  • Привлекают простота, безопасность методики, она не вызывает дискомфорта в общении пациента с арт терапевтом.
  • Оптимизируется процесс психотерапии, когда с помощью образа пациенту легче выразить внутренние конфликты и неосознанные переживания.
  • Невербальные способы активизируют проявление тех чувств, которые индивид привык подавлять.

Уникальные особенности арттерапии используются во многих направлениях отечественной психотерапии

Вывод арт психологов по преимуществам метода: пациенты могут работать с собственным подсознанием не только во время сеанса, но и самостоятельно. Своей естественной формой проявления эмоциональных состояний арт терапия легко превращается в хобби.

К сведению. Сегодня технологии лечения искусством хорошо разработаны, противопоказания не выявлены. Они признаны многими направлениями отечественной психотерапии и одобрены международной практикой. Главная цель арт терапевта – это предоставить пациенту возможность понять через творчество свой внутренний мир.

Виды терапевтической методики

С точки зрения классической арт-терапии, для лечения искусством достаточно тех его видов, которые присутствовали изначально: живопись, графика, лепка. Однако современная практика использует гораздо больше видов терапевтической методики: фотографию, библиотерапию, маски, сказки, музыкотерапию, их число постоянно растет.

Становится популярным комплексное средство – арт синтезтерапия, как сочетание живописи, стихов, драматургии, риторики и пластики.

Изотерапия

Из всех видов наиболее известна изотерапия, то есть коррекция рисованием. Ее широко применяют в работе с дошкольниками для изучения их психоэмоционального состояния. Среди дошкольных психологов и педагогов доу популярны рисуночные тесты: «Нарисуй свою семью», «Несуществующее животное», «Мои страхи», которые дают возможность взрослым выявить детские проблемы, а детям – вникнуть в собственные чувства и переживания.

Каждая мама обязана знать:  Дочь никак не может определиться с профессией

Изотерапия эффективна при работе с психологическими проблемами людей всех возрастов

Изотерапия для взрослых пациентов применяется при выявлении и коррекции психосоматических нарушений, трудностей в семейном и социальном общении. Арт терапевты обычно используют как классические (обычное рисование), так и современные технологии:

  • Изображение на мокрой бумаге;
  • Рисование на прозрачном стекле – монотипии;
  • Раздувание краски на бумагу через трубочку;
  • Коллаж – наклеивание разных по фактуре и цвету материалов: газет, глянцевых журналов, природных материалов.

Фототерапия

Излечение фототерапией – доступное современное средство. Арт терапевты включают в работу и готовые фотографии, и оригинальные авторские снимки. Основное содержание приема – в создании, восприятии и обсуждении с пациентом метафоры через фотографический образ. Такой вид арт терапии приветствуется в подростковой среде, так как соответствует их интересам к различным гаджетам.

Музыкотерапия

Музыкотерапия представлена системой музыкальных произведений, эффективно влияющих на поддержание психического здоровья человека. Это достаточно сложный вид арт терапии, так как требуется строгий подбор произведений, помогающих пациенту входить в определенный образ для самопознания. Музыкотерапия проводится индивидуально и в группах. Групповая – даже предпочтительнее, так как дает возможность влиять на самочувствие путем обсуждения музыкального произведения с разных позиций.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – универсальный вид арт терапии, с успехом применяющийся в работе и с детьми, и со взрослыми. Он незаменим в педагогике не только как средство воспитания моральных качеств, но и для коррекции психологических отклонений. Если выявляется какая-либо проблема, арт терапевт обсуждает с ребенком подходящий сказочный сюжет или побуждает импровизировать. Чаще всего в доу сказкотерапию проводят в группе, чтобы можно было обсудить общие возрастные проблемы со всеми детьми.

Сказкотерапия помогает выявлять и корректировать психологические проблемы у детей и взрослых

Упражнения для взрослых

На данный момент известно много техник и упражнений, которые доказали свою эффективность в работе со взрослыми и детьми подросткового возраста. Вот пример некоторых из них:


  • В упражнении «Аватара» цель – создание условий для самопознания, так как человек часто совершает ошибки, не понимая себя, своих желаний, сильных и слабых сторон. Нужно найти образ, максимально отражающий внутренний мир личности, и нарисовать его. На первых порах рисунок может быть схематичным, главное, чтобы он отражал внутреннее состояние.
  • Задание на прорисовку «Образа цели» полезно для подросткового возраста и молодежи, так как позволяет обозначить цель своей жизни и скорректировать жизненные ориентиры. Не нужно опасаться неумения рисовать, можно просто черкать, постепенно каракули складываются в осмысленный рисунок.
  • Интересное упражнение «Жизнь как дорога» помогает пересмотреть и скорректировать жизненные ориентиры человека. Пациента побуждают рисовать дорогу жизни, так, как он себе представляет, с рытвинами и ухабами, прямой или извилистой, отразить места, через которые она проходит. Затем арт психолог предлагает подумать над рисунком и ответить самому себе, доволен ли дорогой, по которой идет, есть ли смысл свернуть. При желании можно изменить рисунок, добавив элементы будущего.

Упражнения для детей

Для ребенка творчество полезно тем, что в нем можно выразить те свои переживания, которые трудно высказать словами. Арт терапевту достаточно увидеть цвет, характер линий, изображение фигур, чтобы понять настроение малыша, заглянуть в его внутренний мир, определить наличие страха и тревоги. При помощи творчества можно скорректировать некоторые проблемы, улучшить самочувствие малыша. Примерные упражнения, которые можно предложить детям:

  • В упражнении «Цветок» надо закрыть глаза и представить самый красивый цветок, который известен малышу. Затем задаются вопросы о внешнем виде цветка, где он растет. Такая метафора предполагает раскрытие внутреннего мира ребенка.
  • Упражнение «Мое настроение» помогает изучить внутреннее состояние маленького пациента. Арт психолог предлагает ему закрыть глаза, правильно дышать, чтобы сосредоточиться на внутренних ощущениях, затем нарисовать свое настроение. При обсуждении выясняется, нравится ли ребенку его нарисованный образ, что он вызывает: покой, веселье или тревогу, страх. Это даст возможность скорректировать проблему ребенка.

Эмоциональные переживания ребенка легко отследить по его рисункам

Делая вывод об уникальности лечения искусством, можно говорить, что арт терапия – это одно из лучших психотерапевтических средств, которое ненавязчиво побуждает личность к выявлению и решению сложных задач, показывает разные варианты выхода из проблемы. Главная его польза в том, что раскрываются творческие способности человека, помогающие пережить трудные периоды жизни.

Арт-Терапия

Юлия, давайте начнем все же с достаточного отвлечённого вопроса: как считаете, важно ли творчество современному человеку? Мы, кажется, часто забываем мечтать и видеть радость в простых вещах.

Не только важно, но и должно стать неотъемлемой частью жизни современного человека. Как раз творчество и позволяет начать снова мечтать, находить радость в простых мелочах. Это самый эффективный, безвредный и действенный способ расслабления на сегодняшний момент. Тем более, уже доказанный факт, что когда женщина занимается творчеством, она входит в гармонию со своей женской природой.

Что такое арт-терапия? Что-то пограничное между психологией и творчеством? И эффективнее ли она, чем классическая консультация у психолога?

У арт-терапии достаточно широкое понимание и каждый трактует его по-своему. Термин «Арт-терапия» пришел к нам от англоязычных народов, а именно из Великобритании и США. Там в кругу художников родилось это понятие, ведь первыми арт-терапевтами были именно они. Дословно арт-терапия переводится, как «терапия искусством» или «исцеление через искусство». И видов у нее очень много: педагогическая арт-терапия, арт-педагогика, арт-психотерапия, клиническая арт-терапия и т.д.

Все чаще психологи стали внедрять в свои консультации элементы арт-терапии и начали отмечать положительную динамику в понимании эмоций и помощи в проживании состояний человеку. Ведь не всегда получается озвучить боль и внутреннюю травму, а в рисунке «отмолчаться» не получиться. Творчество помогает снять внутренние контролирующие блоки.

А стоит ли прийти на такой сеанс здоровому человеку, без психологических трудностей? Чем сможете увлечь?

В профессиональном кругу психологов есть такой термин, как условно здоровый человек. Мы все же не роботы, и не можем по щелчку переключаться. Порой накопленные эмоции, частые стрессы, недосыпания да обычная рутина может повлиять на состояние человека. Он может находиться в состоянии «выжатого лимона» и мечтать только об одном – выбраться на море. Но проблемы то никуда не делись.

Человек меняет внешнюю обстановку, а внутренний мир у него остается прежним. Арт-терапевтические занятия как раз и помогают поддерживать и сохранять состояние психологического здоровья.

На занятиях арт-терапевт всегда предлагает спектр материалов, как говорится, куда рука потянется. Ведь кому-то нравится работать с красками, а кому-то с глиной (последняя очень хорошо помогает «прожить» эмоцию гнева), а кто-то и не притронется к фольге, а будет пересыпать песок в руках.

На таких занятиях взрослые чем-то напоминают детей, которые попали в волшебный мир игрушек, где возможно потрогать и попробовать все, без ограничений.

Как здорово снова почувствовать себя ребенком! А вообще дети и взрослые в арт-терапии: насколько отличается возрастная методика?

Все зависит от запросов. Как правило, первая консультация ознакомительная. Арт-терапевт выслушивает клиента и уже подбирает необходимые методики, материалы, выстраивает ход работы. Чем младше возрастная группа, тем упражнения и задания должны быть проще и понятнее, а время на работу короче – от 15 до 30 минут.

Со взрослыми время увеличивается и материалы усложняются, так сказать, все больше применяется полимодальный подход. Во время сеанса может быть включена музыка, приглушен свет, выданы разнообразные материалы, задана тема или предлагается выполнение заданий на свободную, произвольную тематику.

Итак, прихожу я на первый в своей жизни сеанс арт-терапии. Что меня ждет?
Как проходит занятие?

На ознакомительном сеансе и в дальнейшем выстраиваются отношения доверия. Это, пожалуй, 80% успеха в нашем деле. Ведь если человек не доверяет специалисту, вряд ли контакт и плодотворная работа заладятся. Сразу начать что-то выплескивать на бумагу могут далеко не все люди.

Одним из упражнений для знакомства может послужить рисование собственного имени. Так человек представляет самого себя, заявляет кто он. Кстати, даже такой простой рисунок уже может о многом рассказать про человека. Рисунок – это всегда повесть, история, диалог.

А если я так себе художник?

В арт-терапии есть еще одно понятие, как «творческое самовыражение». На занятиях люди не копируют друг друга, здесь нет основной задачи — выставить свои картины на выставку (хотя творческие работы выставляются), а важно выразить «голосом материалов» себя, и художественные навыки уже имеют второстепенное значение.

Кстати, интересно про результат арт-терапии. Финальная картинка у каждого человека получается разной, даже если занятие в группе? Или все рисуют одно и то же?

Безусловно, разной. Даже если задается тема одна для всей группы, каждый выражает ее своим исключительным языком. У каждого из нас образное мышление работает по-своему, на один и тот же предмет каждый даст свое описание. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых рисунков, поделок.

Что такое арт-терапия и как она работает: интервью с психологом Еленой Каменских

Мы все чаще задумываемся не только о здоровье физическом, но и о психологическом. Задаем себе вопросы: почему я несчастлив? Почему не могу построить взаимоотношения с людьми? Как мне найти себя и не потерять? За ответами, как и во всем цивилизованном мире, мы идем к психологам. Среди множества индивидуальных и групповых видов терапии есть одна, которая максимально, как считает психолог, арт-терапевт и специалист по развитию творческого мышления Елена Каменских, раскрывает внутренний мир каждого. Что такое арт-терапия и как она работает, Елена рассказала в интервью HELLO.RU в рамках рубрики «Психология».

Арт-терапия — это целый мир, уверяют психологи Подготовка к арт-сессии — вещь не менее важная, чем сама сессия

Арт-терапевт и психолог Елена Каменских Елена, что такое арт-терапия?

Арт-терапия — направление психологической коррекции, в основе которого используются искусство и творчество, а точнее — метафора. Метафору человек, выбравший арт-терапию, в процессе сессии создает сам из чего угодно — пластилина, глины, выражает метафору в маске, разрисовывая ее, показывает телом, сочиняет при помощи слов — пишет сказку, например. Все дело в том, что в нашем бессознательном информация содержится в виде символов, образов, метафор, которые имеют определенную эмоциональную наполненность. Для того чтобы решить ту или иную психологическую проблему этим методом, нам необходимо найти и создать такой образ, вывести его на осознанный уровень, проработать связанные с ним эмоции и получить «инсайт» — освобождение от негативных застарелых чувств.

В том случае, если мне приходит в голову мысль обратиться к психологу, как я попаду именно на сеанс арт-терапии?

Ко мне люди, в основном, приходят по рекомендации — работает классическое сарафанное радио. А вообще, на данный момент в нашей стране люди выбирают арт-терапию чаще всего случайно. Самый распространенный путь к серьезной арт-терапии лежит через мастерскую художника и тренинги художественной экспрессии. Приглашая научиться рисовать, педагоги-художники, как правило, обещают и некий психотерапевтический эффект. И они, конечно, правы только отчасти. Какой-то эффект безусловно будет, потому что спонтанное, интуитивное, ничем не ограниченное творчество безусловно запускает в человеке определенные процессы. Происходит экспрессия — эмоциональный выплеск, и человеку становится легче, ведь он осваивает новый инструмент выражения себя, выходит за рамки своих возможностей.

Любое творчество дает заряд энергии — пишешь ли ты, рисуешь или лепишь, ты освобождаешься от негатива, снимаешь напряжение, получаешь удовольствие от процесса. Но настоящая арт-терапия все-таки предполагает наличие специально подготовленного терапевта, и осознанную последовательную работу над терапевтическим запросом как в целом, так и перед каждым сеансом. Если мы говорим про обычное рисование, там этого запроса чаще всего нет.

Творческий процесс на тренинге Елены Каменских Какими бывают запросы?

Те, что решает любая психотерапия. Основная задача терапии — помочь человеку быть в ладу с собой и другими. Или как говорят психологи, — стать аутентичным и адаптивным. Аутентичность — это когда человек в согласии и контакте с собственной уникальной сущностью, со своими чувствами и желаниями. А адаптивность — это умение находить баланс между собственными целями и намерениями, с одной стороны, и внешними условиями, желаниями других, имеющимися правилами игры, с другой стороны.

Каждая мама обязана знать:  Помогите мне,пожалуйста

Итак, прихожу я на первый в своей жизни сеанс арт-терапии. Что меня ждет?

Конечно же, в первые сессии — это знакомство, сбор информации, формирование более точного запроса на терапию, определение стратегии работы. Ну а далее, когда начинаются рабочие сессии, это выглядит так. Первые 10-15 минут каждого сеанса мы формируем так называемый запрос на сессию, то есть обозначаем проблему, над которой будем работать и результат, который клиент в итоге хочет получить. И после этого мы делаем одно-два упражнения, выбор которого зависит от конкретного запроса и этапа работы. Как и любая психотерапия, арт-терапия бывает краткосрочной: 10-30 сессий и долгосрочной: от 30 сессий и до нескольких лет. При краткосрочной — мы работаем над одной выбранной проблемой. А при долгосрочной — целей может быть много.

Арт-терапия призвана открыть для всех желающих новые краски жизни И на каждой сессии я рисую?

Необязательно. Это может быть рисование, лепка из глины и пластилина, создание масок, рисование мандал, сочинение сказки, создание инсталляции, работа с фотографиями, проигрывание различных ролей, как в театре, и многое другое. Все зависит от запроса, стадии работы и конкретного человека. Один визуал, другой кинестетик, а третий аудиал. Чаще всего именно тема запроса диктует выбор метода. Например, глубинные травмы хорошо прорабатывать через глину или мандалы. Если человек плохо адаптируется в социуме — работаем с масками или используем театральные техники. Для работы со страхами и тревогами мы используем пальчиковые краски. Пережить боль утраты помогает музыкотерапия. Слушая определенную музыку, вы плачете, переживаете и отпускаете. И, часто решение, каким способом мы будем работать на сегодняшней сессии, принимается именно во время сессии. Конечно, в идеале должно быть под руками все для любого вида работы.

Теарпия с масками решает проблему трудной адаптации в социуме Пальчиковые краски «снимают» тревогу и страхи Мандалы — один из способов проработать глубинные травмы Но разве я не могу послушать музыку сама и выплакаться — зачем мне нужен «проводник»?

Практически все люди имеют психологические защиты. Их задача — минимизировать отрицательные переживания. Наиболее распространенные: вытеснение, сублимация, отрицание. Например, отрицание. «У меня все хорошо. Да, я ни с кем не могу построить отношения. А так у меня все хорошо». Простой пример из жизни, который многим знаком. «Я не люблю фитнес, но каждый год я покупаю абонемент в зал и. хожу туда раз в месяц». Нам свойственно обманываться и мы часто не способны самостоятельно сопоставить реальность эти самые внутренние противоречия.

Психотерапевт дает возможность посмотреть на ситуацию под другим ракурсом. Хорошая психотерапия дает ощущение того, что тебя принимают и понимают все, что в тебе есть: агрессию, несовершенство, обидчивость, лень и неподобающие мысли и желания. Психотерапевт видит во всем этом твой ресурс, потенциал, помогает разобраться в том, как все это в тебе возникает и что за этим стоит. Помогает осознать, как ты можешь действовать по-другому, менее болезненно и более эффективно.

Конечно, самые большие страхи перед психотерапией — открыться перед чужим человеком, испытать еще большую боль, нарушить пусть хрупкое и болезненное, но, какое-то равновесие в своей жизни. И даже если вы уже пришли к психотерапевту, в вас все равно включается сильное сопротивление. Ни один из других видов терапии так не преодолевает эти страхи и сопротивление, как арт-терапия. Потому что человек рассказывает не о себе, он говорит о рисунке, фигурке, маске, метафоре или о герое сказки. У арт-терапии самый эффективный доступ к бессознательному, к глубинным травмам и переживаниям. Часто для того, чтобы что-то изменить в своей жизни, следует не только поменять способ мышления, изменить свою картину мира, но и от каких-то реальных вещей отказаться, а порой испытать боль, погрузиться в свои страхи. Арт-терапия помогает безопасным образом пережить боль, страхи, выразить обиду, гнев и ярость. И с психологом эти процессы безопасны — он ваша поддержка и ваш, как вы правильно выразились, «проводник».

Работа с пластилином Это как заниматься в тренажерном зале с тренером и самостоятельно?

Да, похоже. Какое-то упражнение вы можете сделать правильно, а другое нет. Что еще важно: отношения с психотерапевтом в какой-то степени есть маленькая проекция вашего большого мира. И все, что происходит на сеансах, — это то, как вы взаимодействуете с миром. Психолог дает обратную связь, помогает выработать другие алгоритмы поведения и дает возможность вам научиться контактировать с миром более эффективно. Например, помогает научиться выражать свою агрессию, не обвиняя себя после этого и не разрушая отношения с людьми. Или научиться отстаивать свои психологические границы, говорить «нет».

Психолог должен любить людей? Вот вы любите?

Сложный вопрос. Я интроверт, но не мизантроп. Я люблю работать с людьми, видеть результат, которого они достигают, радоваться вместе с ними их изменениям и достижениям. Иногда через меня проходят такие истории, что нарочно не придумаешь, и за это я люблю свою работу. Я даже подумываю, не начать ли писать книги или сценарии, потому что практически все клиентские истории — невероятно интересны и уникальны.

Думая об арт-терапии, меня сильно волнует вопрос, а что если я совсем не умею рисовать?

Каждый раз, когда клиент мне задает этот вопрос, я говорю: не умеете рисовать — это очень хорошо. Потому что умение в случае арт-терапии будет только мешать. Вы будете думать о композиции, о сочетании красок, но не о запросе. Иногда, человеку, который обладает навыками живописи, я предлагаю другой способ — лепку из глины, например. Не надо уметь рисовать, чтобы заниматься арт-терапией, потому что в любой кляксе обязательно будет информация для работы. А если вы совсем ничего не нарисовали, то даже это — тема для работы.

Тем, кто по меркам арт-терапии «слишком хорошо рисует», может подойти лепка из глины Почему вы, Елена, стали практиковать именно арт-терапию, как вообще к этому пришли?

В начальных классах я танцевала, пела в хоре. А вообще, в школе меня считали художником, хотя я этому не училась. Снимали меня с уроков, чтобы я оформляла школьные стенды к праздникам. Потом меня стали привлекать к постановкам школьных спектаклей. И чем бы я ни занималась, получала невероятное удовольствие. При этом у меня не было цели и задачи каким-то видом искусства заниматься всерьез и сделать это делом моей жизни. И, конечно, я всегда считала, что не могу назвать себя профессиональным художником, и поэтому мне еще надо научиться рисовать. Решилась я на это только во взрослом возрасте. Тогда, десять лет назад, курсов по живописи для взрослых не было, но я нашла таких людей в Перми. Преподавали на пару — художник и психолог. Мне понравился процесс, у меня стало получаться, при этом был тот самый психотерапевтический эффект. Я предложила этим преподавателям приехать в Москву и занялась организацией первого тренинга интуитивного рисования. Попала в точку. Первую группу собрала за три дня. Это было в 2006 году. В то время я работала в тренинговой компании директором по маркетингу и понимала, как продвигать подобные тренинги. На призыв «Научиться рисовать за 28 часов — сказка или реальность?» откликнулись моментально сотни людей. Уже после этого интуитивное рисование пошло в массы, и я до сих пор в рекламных проспектах подобных тренингов об обучении рисованию взрослых узнаю свои текстовки (смеется).

Елена Каменских во время тренинга И вот эти первые уроки натолкнули вас на мысль о психотерапии через творчество?

Именно! Наблюдая за людьми, которые учились рисовать, я видела, как они раскрываются, как меняются, какие глубинные пласты психологических проблем поднимаются в них, и поняла, что ни ведущим, ни тем более мне не хватает специальных знаний для понимания и управления этими процессами. Я самостоятельно начала изучать психологию творчества.

На один из тренингов по рисованию, который я организовывала, пришла съемочная группа программы ТНТ «Клуб бывших жен», и корреспондент попросила меня прокомментировать процесс с точки зрения арт-терапевта. И это предопределило мою дальнейшую жизнь. Через 2 года я поступила в институт на отделение арт-терапии. Продолжая работать как наемный топ-менеджер, я, только окончив обучение, начала практиковать. Впоследствии я поняла, что профессия «выбрала» меня неспроста: мой отец и бабушка были музыкантами, один дядя танцевал, другой был ювелиром, а мама прекрасно рисовала и была модельером по профессии. А я в итоге нашла себя в симбиозе всех видов искусств — в арт-терапии.

А образование у вас на тот момент было?

Целых три. Технический ВУЗ, второе высшее по специальности «PR и реклама», к тому же я успела окончить бизнес-школу и получить степень МВА. Я имела на тот момент опыт открытия нескольких предприятий «с нуля» и управленческий опыт более пятнадцати лет. Я была бизнес-консультантом и руководителем учебного центра. Но я находилась в состоянии профессионального выгорания и очень четко понимала, что мне нужно что-то менять в жизни, причем в сторону творческой деятельности. Несколько лет мне удавалось совмещать работу в качестве арт-терапевта и топ-менеджера. В настоящий момент у меня есть небольшой бизнес, который приносит доход, и я уже могу полностью посвятить себя арт-терапии. Мой бизнес-опыт позволяет мне работать с клиентами в арт-терапии более системно и эффективно. Кроме того, я могу быть очень полезна клиентам, запрос которых связан с бизнес-запросами: лидерство, конфликты, взаимодействие в группе и тому подобное.

Созданные вами творческие объекты способны рассказать о вас многое, — утверждает Елена Говорят, что каждому психологу нужен свой психолог.

Это правда. И мне нужен. Нужен супервизор. Супервизор помогает быть более успешным в работе с людьми и развивать профессиональные навыки. Дает возможность осознать собственные реакции на клиента, динамику процесса работы или искать новые стратегии. Помогает предотвратить эмоциональное выгорание, увидеть возможные нарушения в процессе работы и т.п. Супервизор одновременно для психотерапевта и «родитель», и «учитель», и «руководитель», помогающий становиться более профессиональным в работе. Лично я учусь постоянно. Это и семинары, и множество книг, кроме того, сейчас продолжаю повышение своей квалификации в институте психоанализа. Большое влияние как специалист на меня оказала Галина Тимошенко. Широкая публика ее знает по программе «Понять. Простить», которая выходила на Первом канале. Мне нравятся ее книги, ее подход, склад ума и то, как четко, ясно и лаконично она выражает свои идеи.

С какими проблемами к вам приходят чаще всего?

Есть такое мнение, что к определенному психологу чаще приходят люди с такими запросами, с которыми он сам когда-то столкнулся и проработал их для себя. В этом есть доля правды. Ко мне чаще всего приходят женщины от 25 до 50 лет, наиболее распространенные темы работы следующие: проблемы в отношениях с мужчинами, проблемы выбора и смены профессии, женское лидерство, возрастные кризисы, потеря смысла жизни, психосоматические заболевания и поиск их причин, проблемы с отстаиванием своих границ и пониманием «Чего я хочу на самом деле?»

Работы участников тренинга Елены Каменских И последний вопрос. Есть ли у вас любимый художник или несколько?

Наверное, это все-таки импрессионисты — в принципе, все. Потому что это как раз тот метод, который наиболее близок к арт-терапии. Я люблю картины некоторых моих друзей-художников, среди которых — Сурен Айвазян, рисующий невероятной красоты цветы, и Елена Хазанова, которая рисует уникальные картины в поездках в Непал, Индию и Камбоджу. А еще я очень люблю картины некоторых наших старых выпускников — непрофессиональных художников. Они продолжают рисовать вот уже более 10 лет и создают очень интересные вещи, в которых так много непосредственности, индивидуальности и света. И мне бы очень хотелось сделать выставку их картин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация