Безопасность детей в городе и не только


Содержание

Безопасность детей на улице и правила поведения в общественных местах

Предупреждён — значит вооружён. Ребёнок, вооружённый знаниями о безопасном поведении на улице и привитыми ему родителями привычками, защищён от многих неприятностей, несчастных случаев и травм.

Безопасное поведение детей в общественных местах

Взрослые часто лишены возможности повсюду сопровождать своих чад. Особенно важно обсуждать с подрастающим поколением правила безопасности на улице для детей перед самостоятельными перемещениями из дома в школу. Правила безопасного поведения в общественных местах снижают риск возникновения опасных моментов в жизни ребёнка.

Общественные места

Выходя за пределы собственной квартиры, человек оказывается среди незнакомых, чужих людей. Пространство в городе, предназначенное для общего пользования, является общественным местом.

Очень важно! Проводя с детьми инструктаж, необходимо освещать в нём не только правила детской безопасности, но и донести до ребёнка, что он не должен мешать находящимся рядом людям.

Как вести себя в общественных местах:

  • Нельзя кричать, свистеть, громко разговаривать, произносить неприличные, оскорбительные слова;
  • Можно бегать, играть в активные игры только в специально предназначенных для этого местах;
  • Нельзя толкаться, делать резкие движения в местах скопления людей;
  • Можно кататься на велосипедах, роликах, самокатах только по специальным дорожкам или пешеходной части улицы, не мешая общему потоку людей;
  • Нельзя наносить порчу и вред окружающей обстановке (писать на стенах, ломать дворово-парковые постройки и т. п.), оставлять после себя мусор.

Ответственность за нарушение правил поведения

Несоблюдение общепринятых норм поведения имеет различные меры воздействия на нарушителя: беседы, приглашение на школьный совет профилактики, КПДН, взыскание штрафов.

Нельзя забывать! Дети во многом копируют привычки родителей. Личный пример достойного поведения в разы эффективнее, чем нотации и запугивания.

Правила поведения на улице

Не стать жертвой несчастного случая помогают правила безопасности поведения. О том, чтобы ребёнок умел ими пользоваться, должны позаботиться родители.

Безопасность на улице

Среди прочих тем необходимо уделять особое внимание следующим вопросам:

  • ПДД.
  • Как вести себя, если потерялся.
  • Разговор с незнакомцем в лифте.
  • Гололёд в зимний период.
  • Весна и зима — травмоопасное время года.

Как научить безопасному поведению детей

Заниматься воспитанием навыков уличного этикета необходимо начинать в детстве.

Вводить дошкольников в суть проблемы можно в игровой форме, разыгрывая с любимыми игрушками «острые» ситуации. Куклы и мишки могут быть пассажирами в транспорте, или переходить игрушечную улицу.

Совет! Полезно, читая малышу сказку, обращать его внимание на воспитательные нюансы. Например, Красная Шапочка не попала бы в беду, если бы не стала разговаривать с незнакомцем.

Реальные примеры не менее важны. Если родители доброжелательно и приветливо отвечают другим людям, папа помогает маме надеть пальто, придерживает дверь и подаёт руку, то ребёнок без лишних напоминаний будет поступать также.

Школьники охотно участвуют в беседах и обсуждениях важных вопросов. Они способны подготовить и провести интересную презентацию для классного часа на заданную тему.

Безопасность в транспорте

Многим детям приходится часть дороги домой проделывать в транспорте. Родителям можно составить небольшую памятку для своих отпрысков:

  • Названия остановок.
  • Номера маршрутов и виды транспорта.
  • Расписание .

Важно! Платежеспособность юного пассажира полностью зависит от родителя.

Поведение в метро

Здесь дети должны строго следовать установленному порядку:

  • Иметь проездной документ;
  • Понимать, каким образом осуществляется проход через турникет;
  • Не бегать по эскалатору;
  • Не заходить за черту на платформе ожидания;
  • Не пытаться протиснуться в закрывающиеся двери вагона.

Полезно! Показать ребёнку местонахождение устройства связи с машинистом в вагоне.

Правила поведения в наземном транспорте

В автобусах и маршрутках надо занять удобное положение и иметь надёжную опору, которая не позволит упасть во время толчков транспорта. Нельзя спать, чтобы не проехать нужную остановку.

Совет! Пробираясь к свободному месту, лучше снять со спины школьный рюкзак, чтобы никого им не задеть.

Порядок в учреждениях

Общепринятые нормы порядка помогают чувствовать себя уверенно даже при скоплении людей: в магазинах, кафе, спортцентрах и т. д.

Важно! Дети должны уметь находить в общественных местах служащих и работников в униформе, к которым можно обратиться за помощью.

Безопасность детей на улице

Прогулка с родителями

Семейные прогулки лучше всяких лекций учат правилам поведения детей на улице. Во время перевода через дорогу малыш крепко держится за руку взрослых. Глядя на самых главных в его жизни людей, он изучает правила уличного этикета.

Правила поведения на тротуаре

Гуляя на тротуаре, ребёнок должен помнить о близости проезжей части, не начинать играть с мячом, в салки или другие игры, которые могут заставить его выскочить посреди дороги.

Правильное поведение среди большого скопления людей

Родители должны понятным языком объяснить своему чаду, что лучше всего избегать прогулок в толпе. Если это неизбежность, то надо знать следующее:

Поведение в толпе

В толпе важно придерживаться следующих правил:

  • Держаться к краю;
  • Не идти против течения;
  • Не поднимать случайно оброненные предметы.

Что делать, если ребенок потерялся в толпе


Обсудить такую возможность надо заранее, это поможет справиться с волнением.

Совет! Желательно предварительно подключить телефонную услугу «Местоположение ребёнка» и снабдить малыша телефоном. Также подойдет и GPS маячок в виде брелков и браслетов. Также лучше положить в карман ребёнка листок с информацией о нём.

Три правила безопасности

Существует три главных правила безопасности, которые должен знать каждый ребенок:

  • Никогда не общаться с незнакомцами.
  • Всегда соблюдать правила уличного движения.
  • Не стесняться подойти за помощью к полицейскому или человеку в униформе.
Каждая мама обязана знать:  Не знаю, как реагировать на поведение сына

Окружить заботой — это значит научить растущего малыша правильно действовать в повседневных жизненных ситуациях. Важно в первую очередь на своем примере показывать малышу, как правильно себя вести.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Безопасность детей в интернете, на улице и дома. Три технологических решения для родителей

Новый учебный год — пора новых забот для родителей. Чем старше ребенок, тем чаще он остается один. И даже если вы уверены, что воспитали его правильно, беспокоиться о безопасности своих детей совершенно нормально.

Тотальный контроль не только невозможен, но и опасен — он может разрушить атмосферу доверия в семье. Специалисты «Ростелекома» учли психологические особенности отношений родителей со своими детьми и предлагают уникальные решения, которые помогут современной семье чувствовать себя гораздо спокойнее.

Родители смогут защитить своего ребенка от различных рисков и проблем в реальной и виртуальной среде и даже укрепить с ним отношения. В экстремальной ситуации такие технологические решения могут спасти ему жизнь.

В интернете

Современные дети много времени проводят в социальных сетях, играют в онлайн-игры и пользуются другими возможностями интернета. Но кроме полезной информации и развлечений существует огромное количество сайтов с запрещенной или нежелательной для просмотра информацией (например, порнография, пропаганда насилия, расовой ненависти и многое другое). Определить, от чего именно вы хотели бы оградить своего ребенка, вы сможете сами, опираясь на возможности программы Kaspersky Safe Kids.

Приложение работает на всех устройствах Windows, Mac, Android, iPhone, iPad. С его помощью можно регулировать доступ к сайтам и программам, ограничивать время в интернете, отслеживать звонки и СМС, устанавливать местонахождение устройства.

Алина Едрышова

практикующий психолог, аккредитованный гештальт-терапевт

Практикующий психолог Алина Едрышова рассказала порталу Юга.ру, что она думает об интернет-ограничениях для детей.

— Интернет — это неотъемлемая часть жизни наших детей. И я считаю неверным лишать и сильно ограничивать их в его использовании. У меня были случаи в практике, когда для некоторых подростков это был вообще единственный способ общения, и оставить их без интернета означало обречь на полное одиночество.

Рекомендую родителям стараться вникать в потребности их детей и бездумное ограничение интернета заменить на разумное. Если ребенок проводит много времени в интернете, лучше поинтересоваться, что он там делает. Но не так, словно это допрос, а с искренним интересом. При этом все, что вызывает напряжение, например порновидео, обсуждать в дружеской атмосфере и спокойно высказывать свое мнение на этот счет.

Согласно российскому законодательству, ребенок может оставаться один дома с 14 лет, но по факту многие школьники становятся самостоятельными с гораздо более раннего возраста. В любом случае существует ряд бытовых опасностей, с которыми вы можете помочь им справиться, даже находясь на работе.

Пакет сервисов «Умный дом» от «Ростелекома» — это инновационное решение для безопасности любого жилища, будь то дом или квартира. Уникальная система датчиков и видеокамер, объединенная в одном мобильном приложении, чутко реагирует на изменения параметров окружающей среды и сразу же оповещает хозяина через подключенные устройства (смартфон, планшет или компьютер).

Ребенок, который занимается в детской комнате, может не заметить начавшийся на кухне пожар, протечку в ванной или проникновение злоумышленников, а система «Умный дом» моментально оповестит вас о том, что происходит что-то непредвиденное.

Читайте также:

Камера видеонаблюдения, дополнительно подключаемая к базовому пакету системы, позволит пользователю самостоятельно проверять происходящее в доме или квартире, не дожидаясь автоматического оповещения по факту. Таким образом, у родителя будет время, чтобы вызвать соответствующие экстренные службы и проинструктировать ребенка, что ему делать в каждой конкретной ситуации.

В школе или на улице

Казалось бы, раньше все спокойно жили и без мобильных телефонов и гуляли во дворе без присмотра. Но раньше и население городов было меньше, движение на дорогах не таким интенсивным, а до школы большинство учеников могли дойти пешком за несколько минут.

Сегодня телефоны есть у всех школьников, и если сын или дочь не берут трубку или долго не перезванивают, многие родители впадают в панику. И психологи считают, что не стоит их за это винить. Такова естественная реакция любого ответственного родителя, обусловленная высоким ритмом жизни и большим количеством агрессивных факторов городской среды.

Для спокойствия современной семьи «Ростелеком» придумал мобильное приложение «Где мои дети», которое имеет более широкий набор функций по сравнению с российскими и иностранными аналогами. Оно синхронизируется с часами или смартфоном и показывает точное местоположение ребенка с помощью модуля GPS. Через приложение можно отслеживать историю передвижения сына или дочери; назначать зоны, при выходе из которых система будет оповещать родителей; прослушивать и записывать звуки около устройства, а также позвонить, даже если телефон ребенка находится на беззвучном режиме.

Читайте также:

Психологи считают, что такие функции не стоит использовать для тотального контроля и постоянных проверок. Но они точно могут успокоить вас, если телефон ребенка остался недоступным после уроков или вам необходимо убедиться, что сын находится в гостях у друга, а дочь зашла в кафе.

— Все, что касается детей, надо без всяких поправок и оговорок примерять на себя. Кому из взрослых понравится, что кто-то, даже самый близкий, может в любой момент узнать, где вы, и даже подслушать, о чем вы говорите? — рассуждает психолог Алина Едрышова.

Дети тоже имеют право на личное пространство. Поэтому перед тем, как установить такое приложение, нужно обязательно поговорить об этом с ребенком. И когда взаимопонимание будет достигнуто, «Где мои дети» от «Ростелекома» укрепит спокойствие как родителей, так и детей, а еще повысит степень доверия между ними.

Безопасность ребенка в городе.

Язык поста будет несколько официальным. Писал, как отчёт по проведенному тренингу.

Весной мы провели в школах Москвы ряд тренингов по детской безопасности. Согласно разработанной нами методике одновременно проводилось занятие с родителями и с детьми ( в разных аудиториях). В качестве основной цели было выбрано формирование у детей устойчивого навыка противодействия возможным действиям злоумышленника. Родители должны были усвоить к концу занятия ряд концепций,которые позволят в повседневной жизни закрепить полученные их детьми навыки. Одновременно с этим мы разобрали основные модели поведения злоумышленника ( бытовая педофилия, «уличный контакт» и прочее) и действия взрослых по нейтрализации как самих действий,так и их последствий.
Поскольку занятия проводились на территории обычных школ,нельзя было не заметить ряд типичных ошибок при организации «режима безопасности» детей. В одном случае территория образовательного комплекса фактически представляла из себя «проходной двор», с полным отсутствием какого-либо контроля за действиями третьих лиц. В другом же — не оптимально установленная система видеонаблюдения не позволяла осуществлять полный мониторинг окружающей обстановки. А нежелание охранника каждый раз открывать «черновые» ворота ( замок не был заперт, проход оставался свободным) создавало угрозу проникновения возможного злоумышленника.
Хотелось отметить следующий факт: родители не верят в незащищённость своих детей на территории школы. Все возможные угрозы ребёнку (с их точки зрения) ограничиваются несчастьями случаями, экстремальными ситуациями и прочими подобными явлениями. Вместе с тем (как показал тренинг) ребёнок в школе фактически не защищён. Прежде всего именно потому,что ему внушили — в школе безопасно. Любой взрослый,который находится в школе и вежлив (не агрессивен) — твой друг и его надо слушаться. Данное заблуждение создаёт очень опасную «дыру в обороне» , особенно в тех случаях ,когда администрация образовательного учреждения фактически не контролирует пребывание посторонних лиц.
Сомнения родителей развеять очень просто — достаточно провести «демонстративное похищение» их ребенка из «условно безопасной» школы. После этого внимание аудитории повышается в разы — сугубо из-за того,что родителям наглядно показали: Ваш ребёнок — не в безопасности.
Что же касательно самих детей — в игровой форме мы смогли сформировать у них ряд устойчивых навыков, которые позволят наслаждаться беззаботным детством ещё очень долго и не стать жертвой «плохих людей».

Каждая мама обязана знать:  Народное мнение День отца

Правила безопасности для детей на улице

Одна из основных обязанностей родителей – обеспечение безопасности ребенка. Современная жизнь – непредсказуема и опасна. С раннего возраста необходимо развивать в ребенке внимательность и умение действовать в необычной ситуации.

Родителям нельзя впадать в крайности, некоторые из них не отпускают ребенка от себя до подросткового возраста. В этом случае дети плохо адаптируются, не могут обеспечить свою безопасность, потому что надеются на родственников. Другие родители оставляют малышей без присмотра, в возрасте, когда нет понимания опасности. Процесс взросления ребенка и освоения навыков должен проходить постепенно.

Правила безопасного поведения на улице дети должны знать с раннего возраста

Начало обучения

Обучение должно соответствовать возрасту ребенка и уровню его психологического развития.

  • Начать обучение правилам безопасного поведения можно с игровой формы, такая техника будет предпочтительная для детей 4-6 лет. Дети часто ассоциируют себя с игрушками, охотно включаются в процесс. Можно придумать игру «Что делать, если ты потерялся?». Основным героем может стать любимая кукла или игрушка.

Научите ребенка, что делать, если он потерялся

  • Для детей младшего школьного возраста будет интересная сюжетно-ролевая игра. Можно разыграть сценку, что делать в экстренной ситуации на улице. В непринужденной обстановке можно оговорить варианты поведения и возможные ошибки.
  • Для подростков будет эффективна беседа. Следует оговорить безопасные места для прогулок, действия в экстренной ситуации, телефоны служб спасения, алгоритмы поведения на улице в опасных ситуациях.

Что важно знать родителям

Не стоит запугивать ребенка, приводить печальную статистику, полицейские сводки. Этим вы только вызовите стресс и недоверие к миру. Следует сосредоточиться на правилах безопасного поведения, которые смогут предотвратить беду на улице.

  1. Будьте личным примером для ребенка. Если переходите дорогу вместе с ребенком на красный свет, то не стоит удивляться, когда малыш будет нарушать правила безопасности.
  2. Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Информация при этом будет легче восприниматься, если у ребенка возникнут страхи и сомнения, он скорее с вами поделится.
  3. Отправляя ребенка одного на улицу, не стоит отдавать ему дорогой мобильный телефон, украшения, вешать ключ от входной двери на шею.

Ребенок должен усвоить, как существует опасность на дороге

Ребенок не должен получать крупные суммы денег. Особенно осторожным нужно быть в транспорте и при оплате покупок. Злоумышленники могут увидеть крупные купюры, попытаться их заполучить.

Ребенок должен усвоить


  • Правила поведения на улице запрещают разговаривать без присутствия взрослого с малознакомыми людьми.
  • Нельзя садиться с малознакомыми и незнакомыми людьми в транспортное средство.
  • Если у ребенка появилось чувство тревоги, опасности, сопротивления необходимо бежать кричать, использовать предметы самозащиты.
  • Нельзя принимать из рук малознакомого и незнакомого человека подарки и еду. Обо всех попытках сообщать родителям.
  • Нельзя помогать незнакомому человеку на улице, если он просит, следует позвать окружающих, если человеку действительно нужна помощь, то он не испугается, не уйдет.

Обучите малыша правилам поведения с незнакомыми людьми

Нужно быть предельно внимательным при входе в подъезд и лифт. Если ребенок заметил подозрительного человека, то следует пропустить его вперед, подождать, пока он пройдет.

Опасно ехать с лифте и заходить в подъезд с незнакомцем вдвоем.

Если ребенок самостоятельно ходит в школу и обратно домой, то следует проработать маршрут, обсудить правила передвижения. Дорога должна проходить через оживленные места, старайтесь избегать пустырей, малоизвестных мест. Первое время нужно несколько раз пройти расстояние вместе с ребенком. Особое внимание стоит обращать на места с повышенной опасностью: светофоры, переходы. Можно найти одноклассников, которые живут в вашем районе, чтобы дети ходили вместе.

Ребенок должен знать основные правила поведения на дороге. На какой сигнал светофора нужно двигаться, где расположены пешеходные дорожки. Даже если загорелся нужный сигнал светофора, следует оглядеться по сторонам, только после этого совершать движение.

Правила дорожного движения надо повторять при каждой прогулке по городу

Необходимо учить детей не поднимать чужие предметы с земли. Особое внимание стоит уделить колющережущим предметам, шприцам, битым бутылкам, сверткам.

Ребенку нужно объяснить правила поведения, что играть предпочтительно на детской площадке. Несчастные случаи случаются даже там, что говорить о неприспособленных местах, стройках.

Следует оговорить правила поведения детей при встрече с животными на улице. По возможности следует сохранять спокойствие, развернуться и уйти. Если агрессия собак нарастает, следует позвать на помощь, двигаться в сторону подъезда, человека.

Не дразнить собак, не подходить к ним

Для самозащиты можно использовать любые предметы, которые можно достать – палка, сумка, камни.

На улице ребенок должен соблюдать чистоту, хотя это не его личная территория, но достойное поведение каждого обеспечит эстетичный вид территории, не создаст дополнительных проблем уборщикам. Такая практика научит ребенка отвечать за свои поступки.

Пройдите маршрут до школы и назад несколько раз вместе

Нельзя портить фасады зданий, ходить по газонам, это влечет большие финансовые потери. Сейчас много камер уличного видеонаблюдения, злодеяние не останется безнаказанным, отвечать придется родителям.

Правила поведения зимой еще более строгие

Отдельные правила касаются зимнего времени года. Передвигать следует спокойно, не бегая, следует приобрести ребенку противоскользящую обувь. Следует обращать внимание на крыши домов, при наличии сосулек следует выбрать максимально далекую траекторию.

Что нового«Не кричать, а уходить»: Правила детской безопасности

Как научить ребенка правилам общения с незнакомыми и не вырастить его социопатом

Одна из основных ошибок родителей — попытаться запугать ребенка, вместо того чтобы научить его основам безопасной коммуникации. Самое первое правило, которому мы учим детей, — не разговаривать с незнакомыми, ведь они могут украсть, причинить вред, сделать больно. В результате мы получаем напуганного ребенка, при этом не умеющего противостоять потенциальной опасности. Вместо того чтобы научиться общаться и выстраивать границы, говорить «нет» и быть уверенным в себе, ребенок начинает бояться вообще окружающих. Другой вариант развития событий — ребенок вообще не усваивает это правило: не так просто осознать разницу между знакомым и незнакомым. Если ты общаешься с детьми на детской площадке, можно ли говорить с их родителями? А с другими взрослыми на той же площадке? Как определить, кто родитель, а кто нет? Если человек назвал тебя по имени, он уже знакомый?

The Village поговорил с Ольгой Бочковой, руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy, о том, как научить детей безопасному поведению и какие навыки для этого необходимо привить детям и их родителям.

— Вообще, готовы ли взрослые помочь незнакомому ребенку?

— Недавно мы провели эксперимент «Не волнуйся, мама». В эксперименте приняли участие 38 детей в возрасте от 4 до 11 лет. Сценарий: незнакомый человек уводит ребенка из магазина или с площадки фактически на глазах других родителей и детей. Результат: 28 из 38 детей ушли, причем произошло это в течение считанных секунд. Аргумент, с помощью которого уводили детей, мы не раскрываем по понятным причинам. Тем не менее общая картина выглядит устрашающе.

Одна из вещей, поразивших во время эксперимента, — то, что взрослые, видя, что что-то происходит, никак не реагируют. Максимум уводят с площадки своих детей. Один папа качал на качелях своего ребенка. За это время с соседних качелей наш «незнакомый человек» увел троих детей. А мужчина вообще никак не отреагировал.

Этот эксперимент был не первым. И всегда ситуация одинаковая — люди не реагируют. Даже если все происходит заметно, очевидно. Только один раз вызвали полицию. Но ведь полиция — это долго. Намного проще схватить за руку здесь и сейчас. Спросить ребенка, знает ли он этого человека. Так что важно вообще менять культуру отношения к безопасности: учить не только детей, но и взрослых.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок стал агрессивно реагировать на родных

— Сейчас вы ведете такие тренинги по безопасному поведению для детей и их родителей. Почему вы вообще взялись за это? Считаете, родители сами не в состоянии научить детей правильному поведению на улицах?

— Когда я решила заняться темой детской безопасности, я сдружилась с одной американской организацией. И мне очень понравился их подход. У нас в обществе еще не назрела эта потребность: родители не знают и не думают о том, что маленького ребенка можно и нужно научить безопасному поведению. Они уверены, что достаточно объяснить через страх, что может случиться. В Штатах же, конечно, знают, что страшные вещи случаются. Но не пугают ими детей, а дают конкретные инструменты безопасного взаимодействия, определения потенциально опасной ситуации и ухода от нее.

— Но как вообще рассказать, зачем соблюдать некие правила поведения, если не объяснить, чем чревато их несоблюдение? Как тогда аргументировать необходимость следования правилам?

— Дело в том, что аналитический ум — это прерогатива взрослых людей: мы хотим знать предысторию, причину и последствия. У детей все устроено немного иначе. Маленькие дети очень доверяют родителям. Им вполне достаточно того, что так сказала мама. И это нормально. Мы даем набор правил безопасного поведения: не трогать горячее, не выбегать на дорогу, определенным образом вести себя с посторонними людьми. Вполне достаточно объяснить, что если мы не знаем человека, то не можем предугадать заранее, как он себя поведет. Так что безопаснее переспросить родителя.

Детям постарше уже можно рассказать больше. Что бывают люди, которые делают плохие вещи. Но, на самом деле, их не много. Нужно быть осторожным, потому что по внешности и поведению человека невозможно понять его настоящие намерения.

Чтобы ребенок понял это, с ним нужно работать. Нужно дать ему возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей.

Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным.

— Как вообще ребенок должен реагировать на окружающих? Вот он подрос, начал сам ходить из школы домой, в магазин, на дополнительные занятия. Взрослых вокруг много, ситуации общения возникают постоянно. Ребенок уже один, но при этом еще не до конца уверен в себе. Он же все еще считает взрослых более важными, умными и главными. Как ему правильно себя вести, если к нему обращаются?

— Первый и главный момент — это то, что где бы ни находился ребенок, он должен знать, где у него безопасный тыл, куда ему безопасно убегать. Если он вышел из школы — возвращаться обратно в школу, если из дома — домой. Если он один в городе — в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.

Дальше мы учим выдерживать дистанцию. Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным. При ответах на вопросы нужно ограничиться парой слов, а затем уходить в безопасное место.

Для проигрывания такой ситуации мы используем на тренингах взрослых. Спрашиваем их: если есть выбор, к кому на улице обратиться с вопросом или за помощью, к другому взрослому или ребенку, к кому вы обратитесь? В ответ всегда звучит: к взрослому. И дети слышат это. А если нет взрослых, а есть только ребенок, что тогда? Одни отвечают, что к ребенку не обратятся в любом случае, другие — что только с простым вопросом вроде: «Где здесь, как пройти?». Это — в пределах безопасной коммуникации. Когда можно коротко ответить «в той стороне» — и уйти.

Мы учим держать и физическую дистанцию. Ребенок должен понять, на каком расстоянии от человека ему комфортно находиться и научиться не подпускать ближе: важно объяснить ребенку, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это личное пространство — тревожный звонок.

— Не правильнее ли научить ребенка кричать, когда он чувствует опасность?

— Наверное, большая часть родителей предпочли бы такой вариант. В этом есть что-то победное: ребенок закричал, и его спасли, а похитителя поймали. Но это не похоже на правду в реальности.

Как психолог и как тренер, я не думаю, что ребенок будет кричать. Даже взрослому трудно крикнуть. Да и до последнего не ясно, нужно ли это делать. Поэтому и учить его нужно не кричать (он все равно этого не сделает), а правильно уходить. Учить надо тому, что для ребенка естественнее и скорее будет использовано.

— Что вообще чаще всего случается с детьми на улицах города?

— Чаще всего это даже не похищения, а преступления против детей, по большей части, сексуального характера. Причем это могут быть и незнакомые, и знакомые люди. И иногда знакомые даже опаснее: сосед по дому, взрослый, с которым здороваются на улице родители. Именно поэтому нужно делать упор не на «не говорить с незнакомыми», а на выработку определенных навыков и правил безопасного общения в целом, с любым человеком.

— Расскажите, пожалуйста, про эти правила. Чему нужно научить ребенка?

— В первую очередь это «подумай» и «спроси». Мы идем не от запрета конкретного действия, потому что ситуации могут быть слишком разными. Мы идем от общих принципов. Безопаснее всего спросить родителя.

Подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то».

— И до какого возраста ребенок должен спрашивать? Они же постепенно взрослеют. Подростка уж точно не заставишь спрашивать разрешения.

— По-хорошему, чем дольше, тем лучше. Просто постепенно «спросить» перерастает в «предупредить». Да, подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то». Ребенка нужно учить предупреждать, а родителя – слышать и благодарить за соблюдение этого правила.

— Этому вы тоже учите на тренингах?

— Да, обязательно. И мы всегда приглашаем совместно детей и родителей. Они работают в парах. Почему важен родитель? Потому что он должен уметь сказать ребенку «спасибо» за то, что тот спросил и предупредил. За каждое уточнение «можно?» нужно говорить ребенку «спасибо». Благодарить за соблюдение договоренности, правил. Причем не хвалить — в похвале есть что-то иерархичное, как будто родитель оценивает действия ребенка, — а благодарить. Это более равная позиция.

— Как же быть с самостоятельностью? Когда-то же ребенок должен взрослеть и сам принимать решения.

— Развитию самостоятельности это не мешает. Ребенок сам решает, что он будет делать. И ставит в известность родителя. Он принимает решение, он о нем уведомляет. И тут наши родители совершают еще одну очень частую ошибку. Они начинают ругать ребенка за то, что он пошел не туда, сделал не то. Но ведь в следующий раз ребенок просто не предупредит и не расскажет. А значит, выслушав нравоучения, он начнет вести себя не более безопасно, а, наоборот, подвернется лишней опасности.

Недавно в интернете ходила история о том, как папа с сыном договорились о специальном сигнале: если у ребенка что-то не так, и он не может об этом открыто написать, он присылает СМС-кой определенный значок. Например, смайлик с «поцелуйчиком». Так, оказавшись в неприятной ситуации, он может попросить помощи, даже когда открытый звонок родителям воспринялся бы окружающими в штыки. И получив сигнал, родитель уже сам звонит с вопросом: «Ты нам срочно нужен. Где ты? Мы сейчас подъедем». Согласитесь, выглядит совсем иначе. Ребенок имеет возможность сбежать, не став при этом предметом насмешек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация