Безопасность ребенка


Содержание

Школа уверенного поведения

Все о безопасности детей!

Безопасность детей в сети Интернет

Вредоносные программы, вирусные мошенники, киберхулиганы, информационная безопасность.

Помогаем родителям обучать детей правилам безопасности

Отрабатываем навыки безопасного поведения в лесу, на воде и дома. Защита от похитителей.

Какие ошибки может допустить ребенок при встрече с похитителем?

Проверьте бесплатно за 5 минут!

Проверьте мотивацию дошкольника учиться в школе!

Пройдите бесплатный тест!

Узнайте о готовности вашего малыша противостоять опасным ситуациям.

Проверьте за 5 минут!

Хотите, чтобы ребёнок смог защитить себя от неприятностей? Узнайте результат.

Пройдите бесплатный тест!

Главная

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА МОЙ САЙТ! МЕНЯ ЗОВУТ ЛЮДМИЛА РАЗУМОВА.

Я — психолог, эксперт по детской безопасности, автор семинаров и онлайн-курсов по формированию безопасного поведения у детей, руководитель проекта «Я в безопасности». Подробнее обо мне можно почитать на странице об авторе.

Мои клиентки — заботливые мамочки и бабушки, воспитатели детских садов, преподаватели школ и дополнительных образовательных учреждений. С помощью моих курсов они трансформируют свое привычное мышление о безопасности детей в новое — более эффективное и плодотворное.

Результатом такого мышления является снижение уровня тревожности за безопасность своего ребенка; понимание, как действовать в опасных ситуациях; позитивное общение с ребенком на сложную тему безопасности в игровой форме.

Ребенок один дома: правила поведения и безопасность

Как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться по квартире, на его пути возникает огромное количество опасностей. Любознательная кроха интересуется розетками, порошками, острыми углами. Детская безопасность в доме – это одна из основных обязанностей родителей.

Безопасность дома для детей

Малыши от природы очень любознательны и доверчивы. Они часто увлекаются одним предметом, забывая обо всем вокруг, из-за этого их внимание становится очень рассеянным. Мама с папой должны постоянно напоминать ребенку о правилах поведения как на улице, так и дома. Это снизит вероятность неблагоприятных последствий.

Детская безопасность дома

Основные правила и советы родителям по обеспечению мер безопасности для дошкольника в доме

Чтобы обеспечить безопасность детей дома, родители должны научить их распознавать вещи, которые могут им навредить. Рекомендуется следовать советам:

  • всегда говорить с детьми о безопасности в доверительной форме. Не стоит запугивать кроху, рассказывая ему об элементарных правилах поведения;
  • если у крохи с родителями построены доверительные отношения, он сможет открыто рассказывать о том, что его пугает. Никогда нельзя шутить над словами малыша, иначе доверие будет потеряно навсегда. Важно воспринимать все его беспокойства всерьез.

Необходимо научить малыша правилам поведения с посторонними людьми. Он должен знать, что, находясь дома, никогда нельзя открывать дверь без взрослых.

Заглушки и защитные коробки для розеток, а также средства безопасности для электрических приборов, шнуров и техники

Особое внимание необходимо уделить вопросу электричества. Родители должны заострить внимание на опасности, которая может исходить от электричества. Чтобы уберечь малыша, рекомендуется следовать рекомендациям:

  • приобрести на розетки заглушки и защитные короба. Они закрывают доступ, не дают засунуть предметы;
  • для удлинителей можно приобрести пластиковые пеналы;
  • чтобы предотвратить баловство с выключателями, на них можно установить накладки;
  • на тяжелую технику устанавливаются устройства с опрокидывателями, которые оснащены блокаторами.

Важно! Выбирать заглушки нужно бесцветными, чтобы, наоборот, не привлечь внимание ребенка!

Обеспечение безопасности ребенка на кухне

Для малыша наибольшую опасность на кухне представляет плита. Чтобы он не открыл газ, нужно фиксировать выключатели защитными колпачками.

Важно! Для предотвращения соприкосновения ребенка с раскаленной поверхностью плиты нужно приобрести экран для плиты.

Обеспечение безопасности ребенка в детской комнате

Детская кроватка должна быть оснащена защитными барьерами, чтобы кроха не смог упасть. Особенно важно это для двухъярусных конструкций.

Если малыш часто забирается на тумбы или комоды, нужно предусмотреть защиту с помощью специальной фурнитуры, стальных уголков. Благодаря им можно предотвратить переворачивание тяжелой мебели.

Безопасная лестница для маленького ребенка

Повышенные меры безопасности необходимо применять в домах, где есть лестницы и балконы. Важно предотвратить к ним доступ малыша. Для этого можно приобрести ворота безопасности. Они изготавливаются из металла, пластика или дерева. Также можно приобрести панели, которые оградят зону безопасности в детской комнате.

Как обеспечить безопасность детей в ванной комнате и санузле

Обратите внимание! Безопасность дома ребенка в ванной комнате прежде всего заключается в приобретении резинового рельефного коврика, который кладут на дно ванны. Это поможет предохранить малыша от падения.

На все шкафчики устанавливаются приспособления – блокаторы, чтобы ограничить доступ к химическим средствам.

Один дома: правила поведения дошкольника

Дошкольный возраст нельзя назвать полностью безопасным. Ребенок в этот период очень любознателен, он может увлечься изучением окружающего пространства и забыть об опасности.

Электричество и розетки

Для детей старшего возраста важно разъяснить, что электрические приборы могут принести большой вред. Оставаясь дома без взрослых, важно, чтобы они не пользовались приборами, не играли с проводами.

Балконы, лоджии, окна: важные правила безопасности детей

Если ребенок уже большой и может сам открыть балконную дверь, родители должны объяснить ему, что нельзя опираться и перевешиваться через перила, надавливать на окна, вставать на балконе на табуретку.

Кухня: горячее, открытый огонь, острые и режущие предметы

Кухня всегда очень привлекает детей, несмотря на то, что здесь таится большая опасность. Важно объяснить элементарные правила поведения на кухне:

  • нельзя готовить еду дома самостоятельно, пока рядом нет родителей;
  • запрещено играть спичками и ножом;
  • без разрешения мамы с папой нельзя включать электрические приборы.

Важно! Если взрослые оставляют ребенка дома одного, лучше всего перекрыть газ.

Поведение в ванной комнате

Взрослым детям важно объяснить, что в ванной нельзя играть стиральными порошками, любыми химическими средствами. Чтобы избежать серьезных отравлений, лучше всего держать их в недоступном месте.

«Один дома» – занятие в старшей группе

Обучение детей правилам безопасности – это комплексная работа. Она должна проводиться как дома, так и в детском саду. Большую роль для формирования навыков безопасного поведения играет занятие для детей старшей группы «Один дома».

Каждая мама обязана знать:  Льготы для семьи с тремя детьми

Задачами урока можно назвать:

  1. Необходимость научить детей правилам безопасного поведения дома, когда они остаются одни.
  2. Ознакомление с тем, как можно обращаться с бытовыми приборами, медикаментами и острыми предметами.

Занятия проводятся в игровой форме. Они направлены на развитие самостоятельности, умения принимать правильные и быстрые решения. Дети учатся нести ответственность за свое поведение и все совершаемые действия.

Обратите внимание! В процессе проведения урока у ребенка развивается ассоциативное мышление, чувство восприятия и внимание.

План занятия

Перед началом урока проводится подготовительная работа. Воспитателю важно заинтриговать детей, увлечь их предстоящей темой. Например, можно начать с предложения поработать с раскраской с иллюстрациями о безопасности, прочитать поучительную сказку. Педагог может предложить поиграть в игру «Найди опасные предметы».

Продолжительность занятия

Урок по изучению правил пожарной безопасности для детей старшего возраста должен проводиться в течение 25–30 минут. Это максимально рекомендованное время, в течение которого ребенок способен сконцентрировать внимание.

Обратите внимание! В течение недели воспитатель неоднократно возвращается к повторению материала в различных формах, как игровых, так и творческих, например, в рисовании.

Закрепляем материал в игре

Пройденный материал лучше всего закреплять в игровой форме. Такой способ позволяет максимально результативно усвоить знания. В качестве методов воспитатель может использовать театрализованную сценку, в которой спасатель присылает детям письмо. Эффективным методом в подготовительной группе можно назвать проведение викторины с вопросами и ответами по поведению дома.

Закрепляем материал в рисунке

Занятие изобразительным искусством – не только развитие творчества, но и способ закрепления знаний и навыков. Изучив тему «безопасность дома», можно предложить ребятам устроить открытую презентацию рисунков. При этом можно дать свободу творчеству, позволив ребятам рисовать все, что они захотят в данном направлении.

Рисунки по теме «безопасность дома»

Занятие по ОБЖ в подготовительной группе на тему «Один дома»

Занятия «правила поведения, когда ты один дома» для детей дошкольного периода имеют следующие задачи:

  • познакомить ребят с основами безопасности дома;
  • сформировать знания о том, как правильно хранить опасные предметы;
  • научить правилам пользования предметами быта, которые могут стать источниками опасности.

Урок может проводиться в любой форме по желанию воспитателя. Это может быть как игровая деятельность, так и беседа в кругу, где каждый ребенок сможет рассказать свою историю, высказать свое мнение.

Примерные темы занятий

Уроки можно разделить на разнообразные тематики. Воспитатель по своему выбору предлагает или ознакомиться с общими правилами соблюдения безопасности дома, или же выбрать отдельные тематики, например, «Опасные ножи», «Электричество».

Занятия ОБЖ в детском саду

Интерактивные формы обучения: квесты, конкурсы, загадки

Методы усвоения знаний в нестандартной форме – самые действенные в подготовительной группе. Организуя квесты, викторины и конкурсы, воспитатель дает возможность не только закрепить новый материал, но и учит детей работать в команде, развивает у них мышление, реакцию.

Проводить занятия по правилам безопасности можно на протяжении всего учебного года. Это одно из самых важных направлений в образовательном процессе. Сформировывая навыки поведения у детей с раннего возраста, можно избежать неприятностей в дальнейшем.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Безопасность ребенка на улице: памятка для мамы

Каждый ребенок должен уметь определять опасные ситуации и знать не только меры предосторожности, но и как справляться с каждым конкретным случаем, когда есть угроза его здоровью или даже жизни.

А ситуаций таких много. Встреча со странными незнакомцами, бродячие животные, транспорт и автодороги, агрессия со стороны других детей, особенности погодных явлений, опасные места на улице, где можно получить травму.

И каждый случай надо обговаривать в отдельности, чтобы безопасность ребенка на улице была полной.

Какие бывают опасности

Самое главное – подготовить ребенка ко всему, с чем он, теоретически, может столкнуться, если вдруг останется на улице один. Знать – значит, быть готовым.

Постарайтесь построить вашу беседу так, чтобы малышу было интересно слушать. Пусть задает вопросы, если захочет, но главное – завладеть его вниманием. Как – зависит от вас, ведь вы лучше знаете своих детей и как найти к ним подход.

Список опасностей на улице для ребенка:

  • Проезжая часть. В первую очередь следует объяснить правила движения пешеходов, как переходить дорогу и прочее;
  • Всевозможные стройки, заводы и другие огороженные забором предприятия. Нужно, чтобы ребенок понял, что на территорию подобных объектов вообще не следует заходить;
  • Гаражи, заброшенные дома. Эти места таят в себе разнообразные угрозы, одна хуже другой, их нужно обходить стороной;
  • Лес, поле, безлюдные переулки. Очень опасны неожиданными неприятными встречами для любого человека, не только ребенка;
  • Темное время суток. Не нужно доводить детей до страха темноты, этот пункт надо объяснять особенно аккуратно (читайте, что делать, если ребенок боится темноты?>>>);
  • Незнакомцы, предлагающие что-либо. Все взрослые знают, какие бывают маньяки и ненормальные, а вот дети не всегда могут правильно оценить опасность. Главное правило – ни с кем и ни под каким видом ребенок не должен уходить никуда;
  • Ровесники-хулиганы. Не все родители должным образом воспитывают в своих детях положительные качества, и один из важнейших моментов – подсказать, как общаться с агрессивно настроенными сверстниками;
  • Речки, озера и другие водоемы. Прекрасно, когда рядом с домом есть вода – красиво, приятно. Но это только прибавляет угроз для детей. (хотя, бывает и так, что дети не любят купаться. Узнайте, что делать, когда ребенок боится воды?>>>;
  • Бродячие животные. Правильное обращение с животными включает в себя не только то, что их нельзя обижать, но и то, что не надо трогать незнакомых животных. Ведь это может быть даже опасно!
  • Резкое изменение погодных условий. Казалось бы – ураганов и извержений вулканов в вашей местности нет, что еще может случиться? А если ребенок промок под дождем – как ему себя вести? Это обязательно надо знать;
  • В конце концов, ребенок может просто потеряться. Как вести ему себя в этом случае – расскажите до того, как может возникнуть подобное.

Что говорить и как


Вроде бы – все понятно, вот опасности, вот дети, осталось лишь рассказать, как себя вести, а как не вести. Но не каждый взрослый способен сделать это правильно. Читайте также статью по теме: Как объяснить ребенку, что нельзя?

Знать-то мы знаем, а вот с формулировками у многих беда. Главное, объяснить, что в любой ситуации ребенок что-то может сделать сам. И от этого зависит исход происшествия.

  1. Во-первых, не запугивайте – не надо сгущать краски, пространно описывая, что может сделать маньяк или как сильно заболеешь, промочив ноги. Говорите то, что реально может случиться, но не преувеличивая;
  2. Во-вторых, не отсекайте возможного происшествия в любом из перечисленных пунктов. Лучше расскажите обо всем. Возможно, не сразу, а дозированно;
  • Поехали на прогулку в людное место – расскажите перед этим, как вести себя, если потерял родителей (и напоминайте об этом перед каждой следующей поездкой, пока ребенок сам не запомнит все);
  • Проходите мимо реки – рассказываете о правилах поведения у водоема и на льду;
  • Увидели собак – расскажите о животных и угрозах от них;
  • Конечно, есть правила, которые следует рассказать в первую очередь – на проезжей части, общение с незнакомцами.
  1. В-третьих, важно правильно объяснить, что должен делать (или не делать!) ребенок в каждом конкретном случае. Поэтому, удостоверьтесь сначала, что вы сами верно оцениваете выход из положения и возможности ребенка;

Не думайте, что некоторые вещи и так «очевидны» даже детям. Это вам они так понятны, а ребенок только познает, только учится. Прямо «разжевывайте»

  1. В-четвертых, найдите подход к своему малышу, расскажите обо всей необходимости знать опасности в лицо. Кому-то хватит простой душевной беседы, а кто-то обратит внимание на рассказ только в игре или в форме сказки;
  2. Напоследок, обязательно проверьте полученные знания, устройте небольшой экзамен в шутливой форме, особенно это касается общения с незнакомцами.
  • Смоделируйте разные ситуации, пусть вы или какая-то игрушка будут вместо чего-то или кого-то, кто таит в себе угрозу. Например: соорудите импровизированный домик из стола, пледа и диванных подушек и делайте вид, что вы – незнакомец, который хочет увести ребенка из этого домика разными предлогами;
  • Научите ребенка в каждой ситуации находить то, что он может сделать для своего спасения. Найдя это, он почувствует уверенность и страх немного отступит.
Каждая мама обязана знать:  Меня и моих малолетних детей выселяют на улицу без предоставлении другого жилого помещения.

Самые опасные ситуации: как научить детей правильно реагировать

Как мы уже выяснили, подозрительные незнакомцы – самая непредсказуемая угроза. А значит – о ней надо рассказать в первую очередь. Что ребенок должен знать об этом:

  1. Ни в коем случае не ходить куда бы то ни было с кем-то, без предварительного согласования с родителями;

Одно дело, когда мама утром говорит, что из садика заберет бабушка/няня/сестра, причем в присутствии воспитателя и совсем другое – когда некто приходит и говорит, что «он договорился с мамой». Верить – только родителям!

  1. Не вступать в разговоры с незнакомцами;

Некоторые умеют заговорить так, что и взрослый поверит. Потому лучше сразу уходить от разговора, стараться уйти в то место, где вокруг много людей и громко говорить: «Я Вас не знаю, мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми».

Ведь бывают просто общительные старушки, например, которые по простоте душевной начинают спрашивать малышей о чем-нибудь. Поэтому лучше пусть ребенок выучит эту фразу.

И, разумеется, правила поведения на дороге – транспорт есть везде, въезд, обычно, в каждый двор имеется.

  • С какой стороны обходить машину, автобус, трамвай;
  • На какой свет переходить проезжую часть и в каком месте;
  • Как определять по светофору, что делать на каждый цвет;
  • Где пешеходная зона и в какие моменты нельзя выходить на дорогу.

Учитывайте и то, что находится рядом с вашим домом и тем местом, где гуляет ребенок. Сами оцените, что из этого представляет опасность и как избежать несчастных случаев. Стройка, пруд, завод, свалка – любое из подобных мест может нести угрозу.

И помните – заниматься обучение безопасному поведению ребенка на улице нужно еще с колясочного возраста. А в 1-2 года это должна быть целенаправленная, ежедневная работа. Прослушайте семинар «Внимание: прогулка! Как гулять с малышом?»

В этом семинаре, вы получите ответы на вопросы:

  • как научить ребенка ходить на улице, держась за руку;
  • как отучить убегать от мамы;
  • что делать с конфликтами между детьми на площадке?
  • если ребенку дарят подарки или начинают разговаривать незнакомые люди, как быть маме?
  • правила удобной, понятной прогулки, приучающей ребенка слушаться вас!

>>>Жмите на ссылку, чтобы ознакомиться с полной программой семинара!

Лучше перестраховаться, лучше несколько раз рассказать одно и тоже, чем потом сокрушаться. Пусть дети всегда будут здоровы и счастливы!

3 секунды до беды: правила детской безопасности в городе

Каждый день в России пропадает около 50 детей, многих, к сожалению, не удается найти.

Специально для вас «О!» прослушал лекцию создателя школы безопасности «Стоп Угроза» Лии Шаровой, организованную журналом для родителей «ЁжикЁжик», чтобы рассказать о конкретных приемах, которые помогут ребенку сохранить жизнь в экстренной ситуации.

Почему случается беда?

Мало кто из детей откажет незнакомцу достать котенка из трубы или пожилому человеку донести сумки до квартиры. Более того, почти все малыши постесняются закричать и позвать на помощь в случае опасности. Все потому, что наши мальчишки и девчонки слишком воспитанные, они боятся привлечь внимание. А ведь если ребенок знает, как правильно вести себя в первые 3−5 секунд контакта с преступником и не боится действовать, — беды можно избежать.

Что делать, если напал преступник: инструкция для детей

Мы не можем контролировать своих детей всегда и везде, но в наших силах научить их правильно действовать в экстренных ситуациях.

Угроза в подъезде

Научите малыша, что, если в лифт с ним заходит незнакомец, необходимо быстро поменяться с ним местами и поскорее выйти на улицу.

Когда ребенок подходит к подъезду, следует оглядеться по сторонам: нет ли тех, кто хочет зайти вместе с ним. Если есть — меняем направление движения и уходим подальше от дома.

Если незнакомец застал малыша в подъезде, пусть он изо всех сил кричит «пожар!», стучит и звонит во все двери, бежит на улицу, где есть люди. Выйдя, пускай устроит «шумовой ад» и постарается привлечь внимание прохожих и соседей: пинает машины, чтобы сработала сигнализация, бьет стекла в окнах. Не стоит бояться вести себя странно и причинить ущерб имуществу. Жизнь дороже.

Угроза на улице

Расскажите ребенку, что два его главных оружия — это быстрые ноги и громкий голос.

Поэтому, если незнакомец начнет преследовать его, пусть малыш орет изо всех сил: «Помогите, спасите, я не знаю этого человека, вызовите полицию!» и бежит туда, где много людей. Объясните, что нельзя отвечать на вопросы преступника, нужно просто пройти мимо, в крайнем случае лучше громко и уверенно сказать: «Я вас не знаю, разговаривать с вами не буду, если вы сейчас не отойдете — я закричу!». Если ребенка поймали, пусть резко падает на землю, расслабив все тело, орет что есть силы (по схеме выше) и пинается.

Когда малышу требуется идти по неосвещенным улицам, приучите его звонить вам по телефону и разговаривать всю дорогу до дома. Так вы будете знать: где ребенок, кто рядом с ним, когда он примерно придет. Научите в случае чего быстро класть мобильный в карман, не сбрасывая звонок, чтобы вы «висели» на телефоне.

Расскажите малышу, что в машине с незнакомым человеком (например, в такси), нужно сесть на заднее сиденье по диагонали к водителю, а оттуда позвонить вам и сказать примерно так: «выезжаю, буду через 10 минут, машина такой-то марки, такой-то номер, выходите встречать».

Куда бежать

Научите ребенка, что нужно бежать туда, где много людей или есть охранники, хорошее освещение и открытое пространство вокруг (магазин, заправка, кафе, банк …). Взрослым сказать, что за ним гонится преступник, попросить помочь, вызвать полицию и позвонить родителям.

Как родители могут научить детей безопасному поведению

Эти 4 простых, но эффективных приема помогут вам познакомить детей с правилами личной безопасности и потренироваться применять их на практике.

Беседуйте

Поговорите с детьми о безопасном поведении в различных ситуациях, разыграйте сценки «преступник-жертва», отработайте все диалоги и алгоритмы, помогите малышам выучить номер вашего телефона наизусть.

Развейте стереотипы: расскажите, что злодей — это не страшный, грязный и хромой человек в черной одежде, который странно себя ведет и смотрит исподлобья. В действительности настоящий преступник — самый милый человек в толпе.

Дайте ребенку понять, что он не сможет перехитрить («притворюсь, что я умер или меня тошнит») преступника или дать ему отпор: попросите папу, чтобы он скрутил сына так, чтобы тот не мог шелохнуться.

Приведите жизненные и современные примеры того, как мошенники могут заманивать детей: пригласят сняться в ролике видеоблогера, попросят помочь найти потерянный смартфон в траве и так далее.

Дайте детям право на свободное поведение с посторонними людьми, не внушайте им такие модели поведения, как «Старших надо уважать», «Пожилым нужно помогать», «Тише! Что о тебе подумает тетя?». Все это верно, но с некоторыми оговорками. Полезно будет вместе прочесть книгу Людмилы Петрановской «Что делать, если…».

Выполняйте упражнения

В торговом центре, где много людей, попросите ребенка отойти от вас на 50 метров, потом развернуться и изо всех сил побежать к вам. Многие дети не могут сделать этого, потому что стесняются привлечь внимание и быть осужденными.

Каждая мама обязана знать:  Как вернуть ребенку желание учиться

Попросите малыша на оживленной улице встать и заорать что-нибудь громко. Даже простое «А-а-а-а-а!» будет полезно, потому что он поймет: мир не рухнет, если на него посмотрит 20 человек.

Припугните

Если ребенок не слушается, вырывает свою руку из вашей и постоянно куда-то убегает, стоит проучить его: позвольте ему потеряться. Спрячьтесь за каким-нибудь кустом и посмотрите на его «квадратные» от ужаса глаза, что он будет делать, когда не обнаружит вас рядом. Этот страх и паника раз и навсегда научат малыша слушать маму.

Подростка тоже можно припугнуть: попросите знакомого мужчину вечером «попреследовать» вашего ребенка-бунтаря в куртке с капюшоном, воссоздайте отрывок из фильма ужасов. Только не раскрывайте свой коварный план сыну или дочке, когда их мозги встанут на место, не портите впечатление.

Рисуйте

Нарисуйте вместе с малышом три круга доверия, разделив людей на «своих» и «посторонних»:

  • Внутренний, самый маленький — это семья;
  • Средний, чуть побольше — знакомые, которым вы больше всего доверяете (их должно быть немного);
  • Внешний — все остальные (соседи, врачи, полиция, мама Сережи, дядя Вова…).

Обсудите, что можно и чего нельзя делать с ними без вашего разрешения: гулять, приглашать в гости, передавать ключи от квартиры, рассказывать что-то о себе, принимать подарки.

Объясните, что воспитанные взрослые не подойдут к незнакомому ребенку на улице и не будут у него ничего спрашивать. Это либо преступник, либо невоспитанный человек.

В вопросах безопасности нет мелочей: если дети знают, что делать в экстренной ситуации, не стесняются действовать и рассказывают обо всем родителям, у них гораздо больше шансов остаться в живых.

9 правил безопасности, которые должен знать ребёнок

Чем старше становится ребёнок, тем чаще он оказывается предоставлен самому себе. Перед родителями встаёт непростая задача — научить его думать и действовать в самых экстремальных и опасных ситуациях, будь то пожар или встреча с подозрительным прохожим. Детский психолог и психотерапевт Ольга Пыхова призывает довести до автоматизма совсем несложные правила.

1. Не запугивайте ребёнка

Не рассказывайте ему страшные истории про «злого бабайку» или о том, как «один мальчик потерялся в лесу». Страх заставит ребёнка тревожиться, сильно ограничивать себя в действиях и пытаться всё держать под контролем. Даст ли он ему конкретное понимание того, как можно предотвратить опасность или повести себя в критической ситуации? Конечно, нет.

2. Расскажите ребёнку о том, что мир разный

В нём есть добро и зло. Так бывает, что под личиной одного часто скрывается другое. С виду добрый дяденька, предлагающий конфетку, может оказаться бандитом. А мальчик, обливший компотом в столовой, — другом на всю жизнь. Такие беседы как минимум помогут ребёнку стать более бдительным и здравомыслящим.

3. Сделайте изучение правил интересным

Часто дети хорошо знают, как поступать нельзя, но совсем не понимают, как нужно. Чтобы ребёнок, оказавшись в опасной ситуации, не растерялся, он должен знать совершенно чёткие правила. Формулируя их, делайте акцент на конкретных действиях.

Дошкольникам больше запомнится игровая форма. Например, ролевая игра в пожарных, полицейских и так далее. С детьми шести-семи лет и в саду, и в школе, и дома можно вместе прочитать книги психолога Людмилы Петрановской «Что делать если» и «Что делать если-2».

Детям постарше будут интересны «Уроки безопасности», на которых можно не только изучать специальные плакаты, но и решать кейсы, снятые на видео (что особенно нравится детям). Школьники с удовольствием найдут ошибки и запомнят правила поведения.

С детьми старше 10 лет можно инсценировать опасные ситуации, а затем их разбирать. Ну и дети любого возраста обожают смотреть мультфильмы о правилах безопасности мультфильмы о правилах безопасности. «Уроки тётушки Совы», «Вера и Анфиса тушат пожар», «Кто виноват» и другие.

4. Разбирайте конкретные ситуации

Если случился пожар

Что бы ни происходило, важно идти к выходу. Заходя в любое здание, обращайте внимание ребёнка, как его найти, где висят планы эвакуации, как в них сориентироваться. Смоченная водой ткань (полотенце, подол рубахи, носовой платок) поможет дышать, чтобы не отравиться едким дымом. При задымлении лучше идти на корточках или ползти по полу, так как внизу дыма меньше. При пожаре нужно оставить вещи и спускаться только по лестнице. Жизнь важнее всего!

Ребёнка пытается увести чужой взрослый

Многочисленные ролики с экспериментами, когда чужой взрослый уводит с площадки ребёнка, очень пугают родителей. Детьми же движет интерес и любопытство. Научите своего ребёнка обязательно предупреждать родителей, куда и с кем он собирается пойти. Не теряйте бдительность сами. За безопасность ребёнка, особенно дошкольника, отвечаете вы. Если вашего ребёнка кто-то уводит, спокойно подойдите и проясните ситуацию.

Хорошим навыком будет умение ребёнка говорить «нет». Расскажите своему ребёнку о тех моментах, которые должны насторожить в поведении незнакомых взрослых — предлагают уйти из людного места, сильно уговаривают. Для детей от семи лет вводите пароли, учите ребёнка отзваниваться, когда меняет место встречи или дислокации.

Ребёнок застрял в лифте

Покажите ребёнку, как связаться с диспетчером при аварии. Объясните, что баловаться и звонить ради шутки нельзя, поскольку, когда случится авария, диспетчер может не отреагировать на просьбу о помощи. Здесь можно рассказать детям сказку про пастушка и волков. Если помощь задерживается, то нужно снять с себя верхнюю одежду, в кабине лифта быстро становится жарко и душно. Скажите, что одежду надо бросить на пол, вы за это не будете ругать, и сесть на пол. Так ребёнок, ожидая помощи, сэкономит силы и будет в безопасности, если лифт начнёт двигаться.

Осторожно — дикие собаки!

Нападения диких собак на детей не редкость. Чтобы снизить риски, научите ребёнка выбирать маршрут по улицам, минуя гаражи, пустыри, заброшенные стройки. Подскажите ребёнку, что если его окружили собаки, важно остановиться и замереть. Лающая собака предупреждает, что не рада видеть чужака на той территории, которую считает своей. Нельзя убегать и поворачиваться к ней спиной. Все движения должны быть плавными и медленными. Об укусе важно сообщить взрослым.

5. Научите ребёнка просить о помощи

Расскажите ему заранее, к кому обращаться за помощью в детском саду, школе, на внеурочных занятиях, в метро, на улице. Учите ребёнка искать персонал в форме — полицейских, пожарных, врачей, сотрудников магазинов и аэропортов. Это может превратиться в интересную шпионскую игру и разовьёт внимательность.

6. Повесьте рядом с входной дверью номера телефонов для связи

Телефоны мамы и папы, соседей, других близких родственников, телефоны экстренных служб. Хорошо бы, чтобы ребёнок знал их наизусть. Этот список можно продублировать в других местах дома, к примеру, под стеклом письменного стола, в туалете. Научите ребёнка следить за тем, чтобы мобильный телефон был всегда заряжен, даже если он дома.

7. Проверьте его готовность

В случае опасности оператору экстренной службы ребёнок должен сообщить свои имя и фамилию, адрес проживания (нахождения), кто есть рядом из взрослых, что случилось. Важно, чтобы знание этой информации было доведено до автоматизма.

8. Укрепляйте физические возможности ребёнка

Хорошая физическая подготовка — умение быстро бегать, ловко лазить, уворачиваться, прыгать и так далее — действительно, может спасти жизнь. Ведь в некоторых ситуациях важно бежать (например, если бьют или начался пожар), а в других важно стоять на одном месте (например, когда потерялся или нападают собаки).

9. Начните с себя

Оказываясь в нестандартных ситуациях, показывайте своим примером, что такое включать голову, быть готовым действовать, запрашивать и принимать помощь. Ведь задача родителя — научить ребёнка жить в этом мире, а не всячески ограждать от него. Берегите себя и своих детей!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация