Близнецы от рождения до трех лет


Развитие близнецов от рождения до 18 месяцев

Развитие от рождения до года

Развитие близнецов от рождения до 18 месяцев

Родителям новорожденных близнецов в возрасте до 2 мес. приходится делить свое внимание между двумя детьми. Если малыши родились недоношенными, приходится проводить с одним или с обоими сразу много времени в больнице. Для родителей это очень беспокойный период.

Если через 5-6 недель после рождения близнецов положить рядом, они демонстрируют недостижимое для одиночнорожденных детей того же возраста осознание присутствия друг друга. Но для многих родителей не важно, существует или нет взаимодействие между самими близнецами. Их гораздо больше беспокоит то, что дети не получают того внимания, которое необходимо для возникновения привязанности между взрослым и ребенком. Однако развитие привязанности не есть некое чудесное событие, которое, однажды случившись, позволяет родителю сказать: «Вот теперь я люблю своего малыша». Для формирования привязанности требуется время, а в случае с близнецами – гораздо больше времени, чем с одним малышом. Ведь перед нами сразу два ребенка, которых требуется узнать. Нужно время, чтобы изучить различные оттенки их криков, лепета, выражения лица. Поэтому родителям не следует пренебрегать общением с каждым ребенком по отдельности. Хоть это и бывает нелегко, есть некоторые вещи, которые можно сделать, чтобы доставить себе радость общения с каждым из близнецов один на один. К примеру, нянчить детей удобно вместе, но кормить их можно по очереди. При этом появляется возможность спокойно смотреть друг другу в глаза, что крайне важно для зарождения ваших взаимоотношений.

Вы имеете дело с двумя детьми, у каждого из которых свой темперамент и особое отношение к вам. Поэтому не вините себя в том, что кто-то из близнецов вызывает у вас чувство раздражения. Как же не беспокоиться, когда один из близнецов очень привередлив в еде, в то время как у другого отменный аппетит. Поймите, что вы делаете все, что можете, и, хотя вы и несовершенны, все будет просто замечательно. Многие родители, особенно молодые родители, отчаянно стремятся потворствовать всем желаниям ребенка. Это невозможно даже с одним ребенком, а с двумя детьми о таком не стоит даже мечтать. Дело в том, что если все пожелания младенца удовлетворяются, ему незачем выделять себя из уютного окружения. Некоторая доля фрустрации неизбежна и может оказаться полезной. Ведь именно разумный баланс любящей заботы и временной фрустрации заставляет вашего малыша капризничать и общаться с вами; тянуться и хватать игрушку; ползти через всю комнату и карабкаться на спину собаке. Но сильная или продолжительная фрустрация, несомненно, препятствует развитию.

Следующая фаза развития – симбиотическая (от 2 до 6 мес.). Можно сказать, что на это время мать и близнецы становятся одним целым. Если, к примеру, вы входите в комнату, наполненную кричащими детьми, и можете немедленно узнать крик вашего ребенка среди остальных, можно с уверенностью сказать, что этот период наступил. Это время особой ответственности, которое предъявляет высокие требования к физическому и эмоциональному со-стоянию родителей, особенно если темпераменты близнецов различаются. Вы можете обнаружить, что с большей готовностью откликаетесь на одного близнеца, чем на другого. Многие родители чувствуют из-за этого вину, хотя это совершенно естественно. Некоторые родители более крепко привязываются к тому близнецу, вес которого меньше, по причине обеспокоенности состоянием его здоровья. Другие родители с большим удовольствием общаются с более крепким ребенком. Вам может быть полезно узнать, что такие избирательные привязанности часто сдвигаются то в одну, то в другую сторону; кроме того, то время как вы больше общаетесь с одним из близнецов, ваш партнер может сильнее привязаться к другому. Не критикуйте себя за это, а дайте себе время лучше узнать своих близнецов. Это первый шаг к пониманию своих чувств и овладению ими. Также поймите, что различие в способах общения с каждым из близнецов означает, что вы относитесь к каждому из них как к уникальной личности. В этот период близнецы начинают проявлять все больше индивидуальных признаков. В возрасте около трех месяцев близнецы мирно спят рядышком, при этом большой палец одного может находиться во рту другого. Они еще не осознают, что отличаются друг от друга. К 5-6 месяцам, когда одиночнорожденные дети начинают устанавливать стабильные отношения с окружающими людьми, близнецы уже больше замечают друг друга. Они узнают сво-его со-близнеца и находятся под взаимным влиянием.

Около 6 месяцев у близнецов может развиться привязанность к переходному объекту. Переходный объект – это предмет, который ребенок использует для самоуспокоения, когда матери нет поблизости. Переходный объект помогает ребенку справляться с тревогой, которая возникает от осознания того, что он и мама – разные люди, отличные друг от друга. Близнецы могут в качестве переходных объектов использовать друг друга. Когда мамы и папы нет рядом, присутствие со-близнеца может их успокаивать, что порой проявляется и во взрослом возрасте.

С 6-8 месяцев близнецы вступают в фазу нарастающего осознания того, что каждый из них – уникальная личность, отдельная от вас. В возрасте около 7 месяцев близнецы ориенти-рованы на общение друг с другом. Можно видеть, как они улыбаются, сидя друг напротив друга; они часто играют, будто один из них – это зеркальное отражение другого, не представляя при этом, что они разные, различающиеся существа.

К 10 месяцам близнецы начинают как расстраивать, так и утешать друг друга. Когда одному плохо, другой пытается развлечь его, постукивая по какому-то предмету или издавая лепечущие звуки, выражающие заботу и симпатию.

По достижении 11 мес. их лепет становится средством общения. Они могут чередоваться: сначала «говорит» один, потом вступает другой. У одиночнорожденных детей такой обмен «репликами» наблюдается не раньше 18 мес.

Когда близнецам исполняется год, некоторые из них находят комфорт и утешение в общении друг с другом, в то время как другие вообще не замечают присутствия друг друга. Эти крайности могут иметь место и у одной пары близнецов. Нет ничего необычного, когда один из малышей в возрасте 12-24 мес. вперевалку топает через комнату, чтобы предложить игрушку своему плачущему со-близнецу, в то время как последний в аналогичной ситуации предпочитает держаться в стороне.

В возрасте 14-16 мес. близнецы очень хорошо осознают разлуку друг с другом, и воссоединение (даже спустя всего полчаса) может вызвать бурный восторг и ликование. Многие родители считают, что самое смешное начинается после 14 мес., когда близнецы начинают сознательно копировать действия друг друга. Когда они еще немного подрастают (около 15 мес.), у них очень хорошо получается провоцировать друг друга на игры, все больше и больше усложняющиеся с течением времени. Близнецы учатся брать и отдавать намного раньше, чем их одиночнорожденные сверстники. В то время как другие дети играют бок о бок без попыток взаимодействия, близнецы возятся друг с другом. Они привыкают к постоянному присутствию рядом другого человека, с которым приходится делиться всем – от мамы до любимой игрушки. В этот период близнецы могут стать настолько поглощенными друг другом, что не осознают присутствия в комнате другого человека – будь то мать или другой ребенок.

Между 1 и 2 годами одиночнорожденные дети учатся понимать свои имена и определять, что «ма-ма» и «па-па» относится к матери и отцу. Некоторые близнецы этого возраста умеют определять, когда к ним обращаются по имени, но многие откликаются сразу на оба имени или на комбинацию двух имен. Некоторые вообще не реагируют на свое имя. Эта ситуация обостряется, когда у близнецов похожие по звучанию имена.

Близнецы от рождения до трех лет

в) Совершенно одинаковые

7. Бывает ли, что Вы путаете близнецов?

8. Бывает ли, что близнецов путают другие члены семьи?

9. Бывает ли, что близнецов путают Ваши знакомые?

10. Бывает ли, что близнецов путают в детском саду, в школе?

11. Трудно ли посторонним людям различить их?

12. Можете ли вы сказать, что близнецы похожи друг на друга как две капли воды?

Существует также дерматоглифический метод – сравнение отпечатков пальцев. Папиллярные узоры формируются в течение раннего пренатального периода и находятся под строгим генетическим контролем, но и они подвержены влияниям условий развития. Даже идентичные близнецы (монозиготные) обычно не имеют абсолютно одинаковых отпечатков пальцев. На рисунок кожи может влиять размер плода, питание, инфекции, здоровье матери, скорость развития плода.

Выявлены некоторые факторы, связанные с возникновением многоплодной беременности.

Дизиготные близнецы чаще рождаются у взрослых женщин. Вероятность рождения дизиготных близнецов у женщин в возрасте от 37 лет в 4 раза больше, чем у женщин в возрасте 18 лет. Позднее деторождение часто нуждается в репродуктивной технике (гормональное вмешательство, оплодотворение вне матки), что нередко приводит к многоплодию. На частоту рождения близнецов оказывают влияние и наследственные факторы. Так, после рождения первой пары близнецов в семье отмечается склонность к повторному рождению близнецов. Многоплодие нередко наблюдается в ряде поколений родословной одной семьи. В настоящее время роль наследственности признается в большей степени для дизиготных близнецов по линии матери; для монозиготных близнецов, хотя и с меньшим постоянством, отмечается наследственная передача со стороны отца. На частоту рождения близнецов, по-видимому, влияют также фактор питания и нейрогенный фактор.

Каждая мама обязана знать:  Колыбель для новорожденных

По мнению многих исследователей, в периоды неблагоприятного социально-экономического положения отмечается снижение рождаемости близнецов. Говоря о причине возникновения дизиготных близнецов, следует упомянуть о роли повышенного содержания фолликулинстимулирующего гормона (ФСГ) в возникновении полиовуляции, который вызывает созревание сразу нескольких яйцеклеток у женщины, а следовательно, может привести к рождению дизиготных близнецов. Повышение частоты рождения дизиготных близнецов с увеличением возраста женщины, по-видимому, обусловлено увеличением секреции гонадотропинов. Установлено, что у женщин в возрасте от 20 до 40 лет уровень гонадотропинов повышается в 5 раз. Во время беременности уровень ФСГ возрастает. Можно полагать, что у много рожавшей женщины повышена гипофизарная или овариальная активность. В этом, возможно, и есть объяснение увеличения частоты рождения дизиготных близнецов с ростом порядкового номера родов. На расовые различия в уровне рождения дизиготных близнецов влияют особенности размеров гипофиза.

При многоплодной беременности условия внутриутробного развития плодов значительно более неблагоприятны, чем при обычной беременности. Это, в частности, может быть объяснено особенностями плацентации при многоплодии, которые влекут за собой развитие осложнений и аномалий развития близнецов во внутриутробном периоде. 15–30 % монохорионных монозиготных близнецов имеют трансфузионный синдром (перераспределение крови). В результате происходит своеобразная «перекачка» крови от близнеца-донора к близнецу-реципиенту. Страдает при этом и донор, и реципиент. В тяжелых случаях трансфузионный синдром может стать причиной гибели плодов.

2.3. Внутриутробные контакты при многоплодной беременности

Первые описания контактов между близнецами находим в Библии: Иаков и Исай боролись в матке за право первым появиться на свет.

Голландскими и немецкими исследователями (Arabin et al, 1966) проводились ультразвуковые наблюдения за внутриутробным поведением близнецов. Ученые описали развитие контактов между детьми. Первые контакты были обнаружены в виде прикосновений одного близнеца к другому, за которыми не следовало ответа. На 65 день после зачатия возникали прикосновения с ответными реакциями. Сначала это медленные прикосновения рукой, ногой, головой, телом. Первые контакты непродолжительны и составляют менее 3 секунд. Примерно через неделю возникают короткие контакты между близнецами. На 85–112 день после зачатия наблюдались сложные контакты, включающие различные движения ног, рук, головы и тела, которые внешне напоминали «объятия» эмбрионов. Еще позже, в среднем на 99–130 дне, были отмечены контакты губами, которые были названы исследователями «поцелуи». Было обнаружено, что все виды контактов наблюдались значительно раньше у монохорионных по сравнению с дихорионными близнецами. Близнецовые пары девочка – девочка начинали сложные телесные контакты раньше, чем пары мальчик – мальчик. Внутриутробные контакты, взаимодействие между близнецами при многоплодной беременности оказывают стимулирующее действие на развитие нервной системы плодов, обеспечивая ускоренный рост и ветвление дендритов и нейронов. Тот факт, что близнецы находятся в условиях интенсивных телесных контактов, в большей степени стимулирует их развитие, чем одиночно рожденных детей. Это подтверждается оценками раннего функционального созревания при многоплодии, которые производились между 32 и 37 неделями пренатального развития. Оценки функциональной зрелости у близнецов в данные сроки были выше, чем у одиночно рожденных детей. В течение внутриутробной жизни монохорионные близнецы испытывают большее двигательное стеснение по мере роста, чем дихорионные и диплацентарные близнецы, поскольку они вдвоем находятся в ограниченном пространстве хориона. Возможность телесных контактов при многоплодной беременности компенсирует, правда, частично, влияние факторов биологического риска на развитие близнецов.

2.4. Течение беременности и исходы родов при многоплодии. Осложнения беременности и родов

Наличие в матке двух и более плодов ведет к ряду осложнений, связанных с неправильным положением одного или обоих плодов. Ягодичное предлежание (в среднем 3–4 % случаев) отмечается при многоплодии в 30–36 % (Cинявская,1956; Толстихин, 1962). При многоплодной беременности чаще возникают токсикозы как первой, так и второй половины беременности. Токсикозы второй половины беременности отмечаются в 24–40 % случаев многоплодной беременности. Частым осложнением является анемия – 21–35 % случаев. Многоводие встречается в 4–15 % случаев, что в 10–15 раз превышает средние показатели при одноплодной беременности (Бастианова, 1954; Шабалина, 1954).

Наиболее серьезным осложнением являются преждевременные роды. недоношенность при многоплодии составляет 35–38 % (Шабалина, 1954). В процессе родов нередки такие осложнения, как слабость родовой деятельности, неправильное положение плода (чаще второго), преждевременный разрыв плодного пузыря, выпадение пуповины и мелких частей плода. В 65,5 % случаев (по данным Шабалиной, 1954) требуются те или иные акушерские вмешательства. С целью предотвращения осложнений для второго плода при ведении многоплодных родов интервал между рождением близнецов должен быть не более 30 минут. И. В. Василевский (Василевский, 1970) указывает, что средний промежуток времени между рождением первого и второго плодов равняется 16 минутам, его удлинение сопровождается различными нарушениями при рождении второго ребенка.

Оптимальный вес близнецов при рождении – 2,5–3,5 кг, тогда как при моноплодной беременности оптимальным считается вес – 3–3,5 кг. Вес новорожденного ниже 2,5 кг является показателем биологического риска. Различный вес чаще встречается у монозиготных близнецов. Монозиготные близнецы обычно рождаются с меньшим весом, чем дизиготные близнецы. Вариации в весе чаще у монохорионных близнецов. Разница в весе может быть объяснена рядом причин: эффектом раннего эмбрионального деления, редукцией клеточной массы в процессе деления на два эмбриона, генетической разницей дизигот, а также тем, что матери дизигот чаще конституционально крупнее, чем матери монозигот, что повышает вероятность рождения более крупных детей. Кроме того, по статистике из четырех пар монохорионных близнецов одна имеет неравномерное развитие так называемого плацентарного кровообращения, что также оказывает влияние на развитие эмбрионов. Неврологический статус детей с меньшим весом менее благополучен, чем у крупного ребенка в паре: возможны проблемы с координацией, моторикой, зрительно-моторной координацией. Разные по весу близнецы демонстрируют разные типы поведения.

Случаи преждевременных родов при многоплодной беременности составляют 30 % по сравнению с 5–10 % при моноплодной. Преждевременные роды чаще встречаются при монохорионной беременности, при беременности близнецами-мальчиками. В популяции недоношенных детей 25–30 % составляют близнецы (Егорова, 1961, Ладыгина, 1964). По данным В. Е. Ладыгиной (Ладыгина, 1964) и других, больше страдает при родах ребенок из близнецовой пары, рождающийся вторым. Он значительно хуже развивается физически и психически по сравнению с первым. Причиной высокой ранимости нервной системы близнецов при рождении являются, с одной стороны, возможные нарушения внутриутробного развития плодов при многоплодной беременности, с другой – более сложные роды.

Из поведенческих особенностей можно выделить соматовегетативные расстройства. В грудном возрасте и в возрасте после одного года близнецы часто отличаются беспокойным, поверхностным, прерывистым сном. Расстройства сна до 7 лет чаще встречаются у монозиготных близнецов. Расстройства аппетита до трех лет – у монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными. У близнецов нередок и ночной энурез. Причинами задержки формирования навыка опрятности, вероятно, могут быть разные факторы (социальные, биологические, генетические). Влияние некоторых факторов доминирующее. Это низкая масса тела при рождении, преждевременные роды, асфиксия, задержка речевого и моторного развития.

2.5. Состояние близнецов при рождении

Жизнеспособность младенцев, в том числе и близнецов, после рождения оценивается по специальной стандартизированной шкале, носящей имя ее автора Вирджинии Апгар. Шкала Апгар включает следующие параметры развития: цвет кожных покровов, сердцебиение, мышечный тонус, дыхание и рефлекторную возбудимость. В акушерской практике этой шкалой пользуются с 1953 года. В таблице 4 представлена шкала Апгар. Оценка состояния новорожденного производится через 1 минуту после рождения и повторяется через 5 минут. Каждый параметр оценивается по троичной системе: 0, 1 или 2. Чем лучше выражен тот или иной показатель, тем выше оценка. Максимальная величина оценки будет 10/10 (оценка 10 баллов на первой минуте жизни и 10 баллов на пятой минуте). Нормальной считается оценка 7 и выше баллов. Оценка ниже 7 баллов говорит о снижении или недостаточности функционирования отдельных систем организма ребенка. Такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны врача-неонатолога и в постоянном наблюдении. Оценка ниже 4 баллов предполагает подключение младенца к системам, поддерживающим жизнеобеспечение.

Таблица 4. Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных (Крайг, 2000)

Существует также шкала Бразлетона, характеризующая индивидуальные аспекты поведения новорожденного, показывающие его способность к приспособлению. Так, оценивают возможность легко успокаиваться, раздражительность (раздражимость), наличие рефлексов: сосательного, поискового (при поглаживании щечки – поворот головы в сторону прикосновения), рефлекса ходьбы (при поддержке под ручки и касании какой-либо поверхности голыми ножками – движения, напоминающие ходьбу). Интенсивно разрабатываются и другие методы оценки состояния новорожденных детей.

2.6. Способности новорожденных


Совсем недавно новорожденный считался беспомощным существом, лишенным каких-либо способностей. Однако успехи психологии в изучении новорожденных и младенцев привели к пересмотру этих представлений. Как мы уже говорили, новорожденный ребенок приходит в мир, уже имея некоторую историю пренатального развития. Ребенок вел себя активно, много двигался, получал опыт тактильных прикосновений, ощущение собственных движений, вкусовые, вестибулярные ощущения. Более того, в третьем триместре беременности активно начинает функционировать его слуховая система.

Каждая мама обязана знать:  Как восстановить дружбу

Анатомически внутреннее ухо достигает размеров взрослого в 20-недельном гестационном возрасте, а среднее ухо младенца, со всем набором косточек и мембран, функционирует, начиная с 37 недели от момента зачатия, несмотря на то, что изменения его формы и размера продолжаются во взрослом возрасте. Форма наружного уха взрослого человека повторяет форму наружного уха 20-недельного плода, хотя размеры ушной раковины продолжают увеличиваться до достижения ребенком 9-летнего возраста (Баттерворт, Харрис, 2000).

Дети внимательны к звукам еще до рождения, но из-за того, что среднее ухо плода заполнено амниотической жидкостью, внутриутробное восприятие звуков сильно отличается от постнатального. Плод способен слышать громкие внешние звуки, которые проводятся через брюшную стенку матери и проходят сквозь необыкновенно высокий уровень фонового шума. Матери начинают чувствовать, как их младенцы внутриутробно пугаются громких звуков, приблизительно с 32-недельного гестационного возраста. Звук голоса матери, проводимый вниз через диафрагму, – наиболее предпочитаемые младенцем изо всей звуковой палитры.

В исследованиях Энтони Де Каспера было доказано, что существует способность к обучению до рождения. Де Каспер обнаружил, что новорожденные предпочитают голос собственной матери голосам других женщин, мужчин и даже отца. Возникло предположение, что к моменту рождения ребенок может сравнить знакомый ему голос с незнакомыми. Это предположение американский ученый проверил в разных сериях исследования. Он просил матерей в третьем триместре беременности (начиная с 7 месяца после зачатия) читать своим будущим детям маленькую стихотворную историю, написанную определенным стихотворным размером, в течение 10 минут ежедневно. После того как дети, слушавшие чтение, родились, им давали слушать те же истории, и другие, написанные иным стихотворным размером. Новорожденные уверенно отличали знакомые (по стихотворному ритму) истории от незнакомых. Сравнение с новорожденными, не имевшими опыт слушания историй до рождения, показало, что контрольная группа не чувствует различий в этих стихотворных ритмах. Следовательно, обучение возможно до рождения. В других работах Э. Де Каспер просил будущих отцов ежедневно разговаривать со своими неродившимися детьми. После рождения детей он давал послушать новорожденным запись голоса их собственных отцов, чужие мужские голоса и голоса их матерей. Однако новорожденные предпочитали голос матери голосу собственного отца и чужого мужчины. Причина отсутствия научения в случае прослушивания голоса отца содержится, во-первых, в иных условиях восприятия звуков голоса, проходивших извне к плоду, и звуков, воспринимаемых внутриутробно. Вовторых, особенности женского голоса наиболее адекватны для раннего восприятия. Новорожденные предпочитают голоса в женском диапазоне (средняя частота 260 колебаний в секунду) голосам в мужском диапазоне (в среднем на октаву ниже —130 колебаний в секунду). Не напрасно взрослые, обращаясь к младенцам, говорят высоким голосом, который наиболее эффективен для их восприятия. Уже через несколько месяцев после рождения младенцы распознают голос и матери, и отца. Был проведен следующий эксперимент. Мать и отец сидели молча перед младенцем, которому давали прослушать запись голоса матери или отца. Магнитофон располагался посередине между матерью и отцом. Если звучал голос матери, младенец смотрел на мать, если голос отца – на отца. Поскольку и мать, и отец сидели молча, не шевеля губами, то дети опирались только на слуховую информацию, адресуя ее одному из родителей.

Ребенок появляется на свет с относительно несовершенным зрением. Однако острота зрения (способность предметного зрения) вполне достаточна, чтобы различать лицо человека, крупные формы разных предметов, следить за движущимся большим предметом. Острота зрения младенца стремительно развивается в первые 6 месяцев жизни, достигая к году фактически 90 % остроты зрения взрослого человека. Так, если новорожденный может увидеть лишь разницу между решеткой, состоящей из черных и белых полос шириной 3 мм, и серым фоном, то уже в 3 месяца он различает более тонкие линии до 0,3 мм. Центральная область сетчатки (воспринимающий орган глаза), отвечающая за остроту зрения, созревает к 4 месяцам, и ее функциональные возможности быстро возрастают.

Близнецы от рождения до трех лет

Авторы: Сергиенко Е. А. ,
Е. Сергиенко ,
Г. Виленская ,
Т. Рязанова ,
А. Дозорцева ,
Г. А. Виленская ,
Дозорцева А. В. ,
Рязанова Т. Б.
Издательство: Когито-Центр
ISBN: 978-5-89353-055-1
Год издания: 2002 г.
показать еще параметры.
Тираж: 4000 экз.
Страниц: 143
Переплет: мягкая обложка
Размер: 0.500/13.500/19.200
Вес: 0.126 гр.

Эта книга вобрала в себя многолетний опыт психологической работы авторов с близнецами и воспитывающими их семьями, опирающейся на самые современные данные о культурных, биолого-физиологических и психолого-педагогических аспектах развития близнецов раннего возраста. Откровенный разговор о сложностях близнецового развития ведется в популярной форме, в расчете не только на специалистов, но и на широкую аудиторию родителей и воспитателей.

Отзывы и рецензии

Хорошая книга. Пригодится и родителям и педагогам, психологам. Кроме теории рассмотрены и возрастные проблемы как агрессивность, поведения и развитие, и пр.

Данная книга представляет собой достаточно подробное освещение основных моментов связанных с воспитанием и развитием близнецов.
В книге приводится сравнительный анализ особенностей близнецов от одиночно рожденных детей, что позволяет более. далее

Данная книга представляет собой достаточно подробное освещение основных моментов связанных с воспитанием и развитием близнецов.
В книге приводится сравнительный анализ особенностей близнецов от одиночно рожденных детей, что позволяет более точно понять специфику развития и воспитания близнецов.
Тонкая книжка в мягкой обложке, которую легко можно взять с собой, не содержит лишней, ненужной информации, все четко и по-существу.

Покупала для кумы, у нее близнецы, и она как-то упомянула, что нужно что-то о воспитании близнецов почитать. тоненькая книжечка, газетная бумага. Содержанием кума довольна, говорит, именно то, что искала.

Бесполезная брошюра. Много общей информации о внутреутробном развитии, ненужные статистические данные, датированные серединой прошлого века. В огромном списке литературы только пара книг датирована 2000 годом

На мой взгляд, это изданная диссертация, научная работа. Много общей информации, статистических данных, датированных прошлым веком. Действительно интересной и полезной информации мало.

В ожидании двойни искала любую литературу про близнецов.Именно этой книгой осталась не довольна. Несколько авторов явно работали не в сотрудничестве, а сами для себя. Много заумной теоретической информации с цифрами, которая никому не нужна. В осн. далее

В ожидании двойни искала любую литературу про близнецов.Именно этой книгой осталась не довольна. Несколько авторов явно работали не в сотрудничестве, а сами для себя. Много заумной теоретической информации с цифрами, которая никому не нужна. В основном статистика и прочее. К тому же книга начинается с истории о рождении близнецов. Какими страшными смертями их убивали разные народы в разные века. Не лучшее начало, особенно для прочтения беременнойКнига не для родителей близнецов, а скорее для людей, изучающий нюансы их развития. Если вам нужно практическое руководство по воспитанию близнецов, то это явно не оно. Книга маленькая, больше похож на брошюру.

Близнецы от рождения до трех лет
Электронная книга

Эта книга вобрала в себя многолетний опыт психологической работы авторов с близнецами и воспитывающими их семьями, опирающейся на самые современные данные о культурных, биолого-физиологических и психолого-педагогических аспектах развития близнецов. подробнее

Эта книга вобрала в себя многолетний опыт психологической работы авторов с близнецами и воспитывающими их семьями, опирающейся на самые современные данные о культурных, биолого-физиологических и психолого-педагогических аспектах развития близнецов раннего возраста. Откровенный разговор о сложностях близнецового развития ведется в популярной форме, в расчете не только на специалистов, но и на широкую аудиторию родителей и воспитателей.

«Близнецы от рождения до трех лет»

2.2. Особенности внутриутробного развития близнецов

Изучение близнецов включает исследование ряда важных биологических проблем, таких, как механизмы зачатия близнецов, особенности их внутриутробного развития, акушерские вопросы, состояние близнецов при рождении, специфика постнатального развития близнецов как группы детей, имевших неблагоприятные условия внутриутробного развития.

Монозиготные близнецы (или однояйцевые) имеют идентичный генотип, так как образуются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Их именуют также идентичными, именно их обычно называют близнецами. Такие близнецы всегда одного пола, имеют большое внешнее сходство. В основе их образования лежит полиэмбриония – развитие двух или более близнецов из одной зиготы. В основе образования дизиготных близнецов (или разнояйцевых) лежит полиовуляция. Происходит оплодотворение двух одновременно овулированных яйцеклеток. Такие близнецы могут быть одного или разного пола, их генетическое сходство такое же, как и у сибсов, т. е. одиночно рожденных родных братьев или сестер. Дизиготных близнецов называют двойняшками.

На рис. 3 представлена схема возникновения близнецов разного типа.

Близнецы у человеческого вида появляются в 1 случае на 85 родов, хотя близнецовая рождаемость имеет этнические различия. Так, популяция, населяющая побережье Балтийского моря известна как имеющая самую высокую рождаемость близнецов среди белой расы (в Швеции, например, она составляла 17 на 1000 в конце XVIII века). Соотношение рождения разных видов близнецов таково: 1 /3 монозиготных, 1 /3 дизиготных одного пола и 1 /3 дизиготных разного пола. При этом монозиготные близнецы появляются регулярно в 4 случаях на 1000. Закономерность рождения близнецов имеет этнические особенности и зависит от возраста матери. Дизиготные близнецы появляются достаточно часто, чаще всего среди черных африканцев (16 на 1000), у европейцев 8 на 1000, тогда как в Японии и Китае 2 на 1000.

Примерно в 1 из 250 случаев появляются близнецы, развившиеся из 1 яйцеклетки, оплодотворенной 1 сперматозоидом. Оплодотворенная яйцеклетка делится на две; из каждой половины развивается плод с одним и тем же набором генов.

Каждая мама обязана знать:  Ребенка обязательно развивать по методике

Встречаются в 2 раза чаще, чем однояйцевые; возникают, когда из яичников выходят и оплодотворяются сразу 2 яйцеклетки. Если обе яйцеклетки оплодотворены, развиваются 2 плода. Их сходство не больше, чем у обычных братьев и сестер.

Редкий тип. Встречается, если яйцеклетка делится до оплодотворения и оплодотворяется каждая половина. Оба плода имеют половину общих генов – ту, что досталась от матери.

Крайне редкий случай. Встречается, если овуляция происходит, несмотря на то, что предыдущая яйцеклетка уже была оплодотворена. Если вторая яйцеклетка была оплодотворена сперматозоидом другого мужчины, близнецы похожи не больше, чем сводные братья и сестры.

При ультразвуковом исследовании и при рождении определяется наличие одной или двух плацент и количество хорионных и амниотических оболочек у плодов. На рис. 4 показаны варианты дихорионной и монохорионной плацентации.

А – дихорионная плацентация

Б – монохорионная плацентация

Если учитывать зиготность, число и структуру плацентарных мембран, то можно выделить 4 типа близнецов:

2. Монозиготные дихорионные

3. Монозиготные диамниотические

4. Монозиготные моноамниотические

Дизиготные близнецы развиваются из двух оплодотворенных яйцеклеток внутри собственных мембран. Поэтому дизиготные всегда дихорионные. Напротив, монозиготные близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Число мембран будет зависеть от срока разделения этой яйцеклетки. Если деление яйцеклетки происходит на 4-й день после зачатия, то каждый эмбрион будет иметь свою мембрану. Эти монозиготные будут дихорионными. Если деление клетки задерживается и происходит между 4–8-м днем после зачатия, два эмбриона будут иметь одну общую мембрану, но разовьются два разных амниотических мешочка. Такие пары будут монохорионными и диамниотическими. Если же деление задержится до того срока, как произойдет прикрепление оплодотворенной яйцеклетки к стенке матки, то оба эмбриона будут в общем хорионе и амнионе. Они будут монохорионными и моноамниотическими. Три типа плаценты могут быть у дихорионных близнецов (монозиготных и дизиготных): две отдельные плаценты, две плаценты, связанные мембранами, и одна слитая.

В таблице 2 представлено число плацент у разных типов близнецов.

В таблице 3 представлено соотношение числа мальчиков и девочек среди близнецов разного типа.

Какое значение имеет число оболочек для развития при многоплодной беременности?


Различные условия внутриутробной жизни близнецов могут оказывать влияние на индивидуальное развитие детей даже при их генетической идентичности. Сравнение смертности дизиготных, монозиготных дихорионных и монозиготных монохорионных близнецов показало, что особенно значительные различия наблюдаются в период раннего развития плодов (пренатальный период) перед рождением и сразу после рождения (перинатальный). Так, если смертность дизиготных и монозиготных дихорионных составляет около 1 %, то монозиготных монохорионных – 4,9 %, в перинатальный период среди дизиготных и монозиготных дихорионных смертность колеблется от 3,4 до 4,1 %, а среди монозиготных монохорионных достигает 8,8 %. Сравнение других биологических факторов у близнецов разного типа показало, что гестационный возраст (возраст от момента зачатия до рождения) у дизиготных близнецов при рождении превышает показатели у монозиготных монохорионных близнецов, вес при рождении также выше у дизиготных близнецов, чем у монозиготных дихорионных и монозиготных монохорионных; отличается также вес плаценты: он больше у дизиготных близнецов, чем у монозиготных дихорионных и монозиготных монохорионных. Гестационный возраст, вес ребенка при рождении и вес плаценты являются очень важными показателями благополучия пренатального развития, зрелости плода и предсказывают дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Самой уязвимой группой близнецов являются монозиготные монохорионные. Различия между монохорионной и дихорионной плацентацией предполагают различия в строении кровеносной системы. 80–90 % монохорионных близнецов внутриутробно обмениваются кровью, тогда как у дихорионных это происходит редко. Обмен кровью может служить причиной инфекционирования одного монозиготного плода другим. При дихорионном типе инфекция и токсины могут поступать только к одному близнецу.

Существует несколько методов определения плацентации близнецов после рождения, если ее тип не был определен во время беременности и родов.

Первым признаком монохорионности являются различия в весе при рождении. недостаток в использовании этого признака состоит в невозможности отличить монохорионных близнецов и близнецов, имевших трансфузионный синдром (см. ниже). Вторым признаком является зеркальность близнецов по нескольким параметрам. Монозиготные монохорионные близнецы демонстрируют разные виды зеркальности: ведущих рук (у одного ребенка ведущая рука правая, у другого – левая), врожденных отметин, закручивания волос, характеристик лица, отпечатков пальцев. Зеркальный эффект имеет место при делении зиготы на 8-й день после зачатия, что, как мы уже отмечали, приводит к монохорионной плацентации.

Важно знание не только условий пренатального развития близнецов и связанной с ними степени риска, но и зиготности близнецов (дизиготные или монозиготные). Самым надежным показателем типа близнецовости является анализ генетического материала детей (ДНК). Однако это достаточно трудоемкий и дорогостоящий метод, поэтому применяется только в исключительных случаях.

Одним из методов определения типа близнецов является метод сходства Сименса (Siemens, 1924), который дополнен и разработан многими исследователями. В основе этого метода лежит сравнение пары близнецов по ряду внешних признаков, таких, как цвет и рост волос, цвет и строение радужной оболочки глаз, цвет кожи, черты лица, строение тела и др. Широко применяется изучение антропометрических данных.

В практической работе используются некоторые разновидности этого метода, например, анкеты. В зависимости от возраста детей на момент определения зиготности они либо сами заполняют анкеты, либо это делают за них родители. Такой метод позволяет правильно определить зиготность в 90 % случаев. Приводим опросник для определение зиготности.

Опросник для определения зиготности близнецов

1. Отличаются ли близнецы по росту друг от друга?

а) Сильно отличаются

б) Примерно одинаковы

в) Совершенно одинаковы

2. Как различаются близнецы по весу?

а) Сильно отличаются

б) Примерно одинаковы

в) Совершенно одинаковы

3. Можете ли вы сказать, что близнецы похожи друг на друга чертами лица?

а) Совсем не похожи

б) Похожи, но не очень

4. Одинаков ли цвет глаз у близнецов?

а) Совсем разный

б) Примерно одинаковый

в) Совершенно одинаковый

5. Одинаков ли цвет волос у близнецов?

а) Совсем разный

б) Примерно одинаковый

в) Совершенно одинаковый

6. Как отличаются близнецы по своей комплекции?

а) Совсем разные

б) Примерно одинаковые

в) Совершенно одинаковые

7. Бывает ли, что Вы путаете близнецов?

8. Бывает ли, что близнецов путают другие члены семьи?

9. Бывает ли, что близнецов путают Ваши знакомые?

10. Бывает ли, что близнецов путают в детском саду, в школе?

11. Трудно ли посторонним людям различить их?

12. Можете ли вы сказать, что близнецы похожи друг на друга как две капли воды?

Существует также дерматоглифический метод – сравнение отпечатков пальцев. Папиллярные узоры формируются в течение раннего пренатального периода и находятся под строгим генетическим контролем, но и они подвержены влияниям условий развития. Даже идентичные близнецы (монозиготные) обычно не имеют абсолютно одинаковых отпечатков пальцев. На рисунок кожи может влиять размер плода, питание, инфекции, здоровье матери, скорость развития плода.

Выявлены некоторые факторы, связанные с возникновением многоплодной беременности.

Дизиготные близнецы чаще рождаются у взрослых женщин. Вероятность рождения дизиготных близнецов у женщин в возрасте от 37 лет в 4 раза больше, чем у женщин в возрасте 18 лет. Позднее деторождение часто нуждается в репродуктивной технике (гормональное вмешательство, оплодотворение вне матки), что нередко приводит к многоплодию. На частоту рождения близнецов оказывают влияние и наследственные факторы. Так, после рождения первой пары близнецов в семье отмечается склонность к повторному рождению близнецов. Многоплодие нередко наблюдается в ряде поколений родословной одной семьи. В настоящее время роль наследственности признается в большей степени для дизиготных близнецов по линии матери; для монозиготных близнецов, хотя и с меньшим постоянством, отмечается наследственная передача со стороны отца. На частоту рождения близнецов, по-видимому, влияют также фактор питания и нейрогенный фактор.

По мнению многих исследователей, в периоды неблагоприятного социально-экономического положения отмечается снижение рождаемости близнецов. Говоря о причине возникновения дизиготных близнецов, следует упомянуть о роли повышенного содержания фолликулинстимулирующего гормона (ФСГ) в возникновении полиовуляции, который вызывает созревание сразу нескольких яйцеклеток у женщины, а следовательно, может привести к рождению дизиготных близнецов. Повышение частоты рождения дизиготных близнецов с увеличением возраста женщины, по-видимому, обусловлено увеличением секреции гонадотропинов. Установлено, что у женщин в возрасте от 20 до 40 лет уровень гонадотропинов повышается в 5 раз. Во время беременности уровень ФСГ возрастает. Можно полагать, что у много рожавшей женщины повышена гипофизарная или овариальная активность. В этом, возможно, и есть объяснение увеличения частоты рождения дизиготных близнецов с ростом порядкового номера родов. На расовые различия в уровне рождения дизиготных близнецов влияют особенности размеров гипофиза.

При многоплодной беременности условия внутриутробного развития плодов значительно более неблагоприятны, чем при обычной беременности. Это, в частности, может быть объяснено особенностями плацентации при многоплодии, которые влекут за собой развитие осложнений и аномалий развития близнецов во внутриутробном периоде. 15–30 % монохорионных монозиготных близнецов имеют трансфузионный синдром (перераспределение крови). В результате происходит своеобразная «перекачка» крови от близнеца-донора к близнецу-реципиенту. Страдает при этом и донор, и реципиент. В тяжелых случаях трансфузионный синдром может стать причиной гибели плодов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация