Бойкот в школе


Содержание

«В меня плевали, объявляли бойкот, оскорбляли»

Учителя часто остаются для учеников далёкой планетой, а не человеком, у которого тоже есть семья, дача и даже кошка. Мы привыкли видеть строгую «математичку» или справедливого «литератора». Но они тоже приходят домой и готовят ужин для своих детей, а для их детей работа мамы или папы часто становится испытанием.

Твоя мама учитель — ты должна быть примером для всех

Моя мама уже больше 25 лет учит детей русскому языку и литературе. На протяжении девяти лет я училась в той же школе, где она преподавала. Меня там все хорошо знали. До того, как поступить в первый класс, я часто приходила сюда, со мной, если так можно сказать, все нянчились. И вот я стою на линейке, счастливая, с двумя огромными белыми бантами и букетом роз.

Буквально в первые дни учёбы на меня навесили ярлык «пример для подражания». Все учителя, если я чуть оступалась, сразу шли жаловаться моей маме. Я была обязана стать образцовым ребёнком, но получалось плохо. Нет, конечно, я не была главной хулиганкой в школе, но, как любой нормальный ребёнок, я тоже играла в «Стоп-земля» или в прятки, бегала на переменах. Один раз, когда мы играли в догонялки, мальчик разбил мне нос об стену. Учительница тогда сказала мне, что я сама виновата, а моей маме — что я стала себя хуже вести и мне сложнее общаться с детьми. Мама мальчика же услышала, что её сын, как всегда, хорошо себя вёл.

Наверное, это было своеобразное воспитание, но оно оказало на меня только негативное воздействие. Таких ситуаций было немало (когда во всем обвиняли меня). Учителя часто не осознают, что родитель-преподаватель не делает своего ребёнка идеальным (часто бывает даже наоборот). В девятом классе мой учитель информатики ходил жаловаться маме, что я срываю уроки, просил успокоить меня. Весь класс шумел и сходил с ума, однако замечания делали мне и ругали меня. Очень часто мне делали выговор за весь класс. Так происходит почти со всеми детьми учителей, не только со мной.

Меня могли обозвать или плюнуть в меня, и это считалось нормальным

У нас с мамой вполне доверительные отношения. В детстве я ей рассказывала абсолютно всё, что происходило в моей жизни, в пятом классе она стала моим классным руководителем. Периодически я описывала ситуации, которые меня тревожили. Спустя три месяца класс объявил мне бойкот, потому что я ей «палю» то, что не должна.

Меня оскорбляли, могли обозвать или плюнуть в меня, это считалось нормальным. Я не буду говорить, что тогда я переживала, это и так понятно. Это было психологически тяжело не только для меня, но и для моей мамы. Мне кажется, она переживала даже больше меня.

С такими ситуациями сталкивался почти каждый ребёнок учителя. Потому что другие ученики считают, что этого ребёнка выделяют, что он лучше них, раз его мама работает в школе, что ему делают поблажки и много чего спускают с рук. Но чаще всего бывает всё с точностью до наоборот.

Я стала забывать, что могу называть её не по имени и отчеству

В школе я с самого раннего детства училась называть свою маму по имени и отчеству. Редко когда происходили неловкие ситуации, когда я на уроках называла её мамой. Это никогда не воспринималось всерьёз, скорее, было своеобразной шуткой. В какой-то момент я вообще стала забывать, что могу называть её не по имени и отчеству, а просто мама. Как бы мы ни старались, домашние проблемы переносились в школу, а школьные проблемы — домой.

Я вспыльчивый человек. Как-то раз мы дома сильно поспорили, а в школе контрольной я нарочно написала полностью неправильно, там не было ни единого верного решения.

Мама никогда не выделяла меня и не делала снисхождений, поэтому я получила первую в жизни двойку. Надо сказать, что двойки я получала только у неё на занятиях

И это было именно из-за ссор, происходящих дома. Но хуже всего было, когда школьные проблемы не оставляли нас и дома. Если в классе были какие-то проблемы (не связанные со мной и мамой), мы часто, пытаясь найти выход из конфликтной ситуации, ругались из-за расхождения точек зрения.

Я редко ходила с мамой в кино или просто гулять, потому что она очень серьёзно и ответственно относилась к своей работе. Она никогда не проверяла тетради больше недели и была готова остаться до позднего вечера, чтобы объяснить ученику то, что он не понял.

Конечно, я всегда была для мамы важнее тетрадок и учебников, но она уделяла много времени школе. Когда я была совсем маленькая, я ставила наклейки в тетради тем ученикам, кто получал «пять» за домашнюю работу или сочинение. Сейчас, спустя годы, мама говорит, что ребятам это очень нравилось: кто-то старался получить «пятёрку» только для того, чтобы я наклеила смайлик. Для меня было развлечением рвать тетрадки на листочки для самостоятельных работ и тем более считать ошибки и ставить оценки своим кривым подчерком.

Никакому учителю не хочется, чтобы его ученики плохо сдали экзамены

Многие стереотипы об учителях и негативное к ним отношение формируются потому, что у большинства учеников нет возможности увидеть изнанку этой работы. У меня такая возможность была. Посмотрите сами: почти у всех учителей, как и у детей, по 6-7 уроков в день. Каждый урок требует подготовки, на которую уходит около часа-двух. После нужно проверить все домашние и самостоятельные работы, на что тоже уходит несколько часов, а порой и весь день. Чтобы провести урок, который будет интересен и полезен детям, нужно придумать концепцию и чётко распределить время, чтобы уложиться в 45 минут.

Если ты преподаешь предмет, который многие будут сдавать, то у тебя в классе 25-30 человек, к каждому из которых нужно найти подход. Моя мама часто задерживается на работе, потому что не хватает времени, которое выделено на занятия. Никакому учителю не хочется, чтобы его ученики плохо сдали экзамены. Потому что, как и на любой работе, за хороший результат — премия, за плохой — выговор.

Наверное, каждый понимает: работа с людьми изматывает. Чтобы быть учителем, нужны крепкие нервы и хорошая психика — получают образование не только прилежные и стремящиеся к знаниям дети, но и те, кто не только ничего не будет делать, но и нагрубит тебе.

Но во всём есть свои положительные стороны. Мама видела во мне не только дочь или ученицу, но как бы все вместе. Она видела, как во мне начинает формироваться личность. Она не мешала этому и не пыталась меня переделать, а только сопутствовала этому процессу. Не смотрела на меня, как многие родители, глазами мамы, которая до безумия обожает своё дитя и не видит никаких грехов.

Меня всегда учили тому, что ты сам виноват во всём. Конечно, это не доходило до несправедливости и жестокости. С детства я понимала, что в школе (да и везде) меня окружают люди: они тоже могут не сдержаться, они тоже могут ошибаться. Как говорит мама, воспитание меня помогло ей лучше ладить и находить общий язык с учениками. Она всегда была и будет учительницей в школе и дома. Учитель — это не работа, это призвание. А дочка учительницы — это не наказание, а просто такая судьба.

Каждая мама обязана знать:  Возможность снятия ребенка с регистрационного учета

Что делать если ребенку объявили бойкот

Если ребенку объявили бойкот не стоит паниковать и отчаиваться. Довольно часто родители замечают, что ребенок не хочет с ними разговаривать, делиться школьными новостями, категорически отказывается посещать образовательное учреждение, все время находится в плохом настроении.

Бывают случаи, когда после занятий он часто плачет. Подобная реакция в основном проявляется из-за возникших проблем со своими сверстниками. Возможно, одноклассники ему объявили бойкот.

Понятие бойкота в школе

Бойкот в школе – это одна из форм протеста и игнорирования в общении. Он проявляется в молчании и негативно отражается на психологическом состоянии ребенка. Это влияет на учебу. Ребенок в последующем не хочет иметь друзей и уходит в себя.

Молчание представляет собой сильную форму давления. Большую часть времени ребенок находится в школе, поэтому для него это серьезная травма. У него формируется ряд комплексов, подрывается вера в сои силы и возможности. Причем последствия могут быть не предсказуемы. Для выхода из этого состояния ребенку необходима помощь.

Основные причины бойкота в школе

Основной причиной бойкота в школе является наличие идейного лидера среди подростков. Он всегда стремится к власти любым способом, в том числе и путем угнетения более слабых сверстников. В этом проявляется публичная демонстрация его силы и влияния на других.

Такое поведение лидера – это всего лишь иллюзия власти. Дети этого не понимают и поэтому стремятся подражать лидеру, чтобы не оказаться в числе изгоев. Для поддержания авторитета лидеры ищут новые способы влияния на сверстников. Их жертвами могут стать дети, обладающие такими качествами как:

  • физическая хилость;
  • внешние изъяны;
  • финансовое состояние родителей.

В сложившейся ситуации важно выявить лидера, спровоцировавшего конфликт. Ни в коем случае не следует вести себя с ним агрессивно и угрожать ему. При этом родителям не стоит пытаться самостоятельно решить возникший конфликт. Действия со стороны родителей могут только усугубить ситуацию и спровоцировать дальнейшее отстранение ребенка от его одноклассников.

Главные признаки объявления бойкота ребенку

Возникшую у ребенка проблему надо выявить своевременно. Для этого необходимо часто и откровенно вступать в контакты с ним. Интересоваться и проявлять особое внимание к его делам, наблюдать за его поведением и поступками.

Следует быть предельно внимательными и не игнорировать такие моменты в поведении ребенка, как:

  1. протест контактировать со сверстниками, проявляется в отсутствии друзей, гостей в доме из одноклассников, одиночестве по дороге в школу и обратно домой, нежелании ходить в гости;
  2. проблема в учебе, проявляется в угасании интереса к любимым учебным предметам, не желании ходить вместе с классом в походы и на экскурсии, желании как можно чаще пропустить школу, снижении успеваемости;
  3. наличие увечий, у ребенка ссадины, синяки, испорчены тетради и учебники разнообразными рисунками происхождение которых он не может объяснить, постоянно грустный;
  4. наличие депрессии, проявляется в равнодушии к окружающему, пессимистическом настроении, частом появлении слез, раздражении.

Кроме этого у ребенка пропадает аппетит, он часто болеет, ночью страдает кошмарами и плохо спит.


Особенности поведения, если ребенку объявили бойкот

  • Действия родителей на бойкот их ребенку

Прежде чем предпринять какие-либо действия следует получить как можно больше информации от ребенка. Постараться вывести его на разговор и уточнить причину конфликта, его инициатора, круг сверстников задействованных в конфликте.

Поведение родителей должно быть следующим:

  1. Оказание поддержки и внимания. Необходимо проявлять в отношении к ребенку ласку и заботу. Поддержать его, показать ему, что он не один и находится под защитой. Надо помочь ему преодолевать бойкот и посоветовать, как надо бороться за себя. Научить игнорировать инициатора бойкота. Он должен четко понимать, что всегда может рассчитывать на поддержку родителей.
  2. Совместный отдых. Предложить вместе провести время за его любимым занятием. Это позволит зарядить его позитивными эмоциями и временно отвлечь от появившихся проблем. Также можно подарить ему давно желаемую вещь или отправиться в путешествие.
  3. Содействие в поиске друзей. Надо донести до ребенка, что в классе наверняка есть одноклассники, с которыми он смог бы общаться. Предложить ему записаться в новые секции или кружки, заняться плаванием или каким-нибудь видом спорта.
  4. Постоянное общение. После каждого возвращения из школы следует как можно чаще общаться с ребенком. Проводить с ним больше времени: смотреть любимые телепередачи и фильмы, помогать в приготовлении домашнего задания, совершать прогулки на свежем воздухе. Постоянное общение будет способствовать в получении информации о лидере бойкота и причинах его объявления.
  5. Приглашение гостей. Хорошо пригласить в гости сверстников, которых хотел бы видеть ребенок. Встречи с близкими и родными людьми помогут ему понять, что далеко не все люди желают причинить ему боль.

В ряде случаев объявление бойкота связано с индивидуальностью ребенка, например наличие лишнего веса. В этой ситуации сглаживания конфликта не достаточно. Надо ему помочь похудеть, через совместное с ним занятие спортом, танцами и другими активными действиями. В случае низкого уровня успеваемости, необходимо помочь с учебой, пока он не догонит сверстников.

Встречи с родителями зачинщиков бойкота не всегда оправданы и могут помочь ребенку. После решения конфликта ему сложно обрести друзей в классе и чувствовать себя комфортно. Иногда родителями принимаются решения о переходе в другую школу. Это решение должно приниматься только совместно с ребенком. Желательно не идти вопреки его решению.

  • Роль педагогов в преодолении бойкота.

Необходимо своевременно поговорить с родителями о том, что не следует им самостоятельно разбираться с детьми. Вначале обязательно надо встретиться с классным руководителем и достичь с ним согласия в поиске выхода из сложившейся ситуации. Решать конфликт надо в непринужденной обстановке со всеми его участниками. Следует предоставить им возможность в присутствии педагога высказать накопившиеся обиды и помочь им найти общий язык.

При этом учителю стоит обязательно разобраться в причинах конфликта между одноклассниками. В доброжелательной обстановке довести до сознания детей, что очень тяжело человеку прибывать в таком окружении.

Не исключены случаи, когда ребенку объявили бойкот по его вине. В этом случае одноклассники должны озвучить все претензии. Это позволит ребенку оценить свое поведение к другим сверстникам и изменить свое отношение к ним. При этом в каждом случае надо разбираться индивидуально и осторожно.

  • Поведение ребенка, в случае объявления ему бойкота.

В оказавшейся ситуации ребенку следует постараться поступать следующим образом:
Игнорирование обидчиков. Несмотря на все нападки со стороны обидчиков надо стараться их просто игнорировать, продолжать успешно учиться и не показывать своей реакции на обиды. Спустя некоторое время сверстникам надоест свое поведение, а тот, кто не участвовал в бойкоте, снова начнет общаться. При этом стоит простить одноклассников за нанесенные обиды.

Улаживание конфликта. Надо собрать всю свою волю и первым попытаться пойти на примирение. В этом должны ему помочь взрослые, объяснить, что это не унизительно и не проявление слабости. Он должен понимать, в какой момент лучше подойти первым.

Полезные советы при школьном бойкоте

В общении с детьми родителям стоит заблаговременно проговорить и обсудить их поведение в случае попадания в подобную ситуацию. Предложить им несколько советов:

  1. сохранять полную уверенность в себе, спокойствие и придерживаться четкой выработанной позиции. Помнить, что выход есть из любой ситуации.
  2. в случае объявления бойкота не надо этого скрывать от родителей и учителей;
  3. всегда есть возможность воспользоваться телефоном доверия и анонимно получить помощь психологов;
  4. в любой создавшейся ситуации надо набраться терпения и стойкости несмотря на весь спектр негативных эмоций. При желании и определенном усилии не исключена возможность восстановить хорошие отношения со сверстниками;
  5. научиться прощать все нанесенные обиды, что положительно скажется в последующем общении с одноклассниками.

Не стоит исключать вариант обращения за профессиональной помощью к психологу.

Поделиться «Что делать если ребенку объявили бойкот»

Что делать если тебе обьявили бойкот в классе?

Да плюнуть и растереть.А что еще ? Ну вообще конечно , важна причина этого бойкота.Если его объявили за дело и есть какая-то вина , то нужно просто искренни извинится перед коллективом.Признать , что виноват , что поступил плохо.Если люди нормальные , они простят.Если же вашей вины тут нет , то и переживать особо не о чем.Ну люди имеют право на свое мнение.Ну что поделать , если они считают другого человека , недостойным общения с ними ?Мне в классе бойкоты не устраивали , со мной просто не общались.Не потому что я им что-то сделала плохое , нет.Просто я им была не интересна , в общем как и они мне.Ну не могла я с одноклассниками , найти общий язык.Впрочем как и они со мной.И здесь нет ничьей вины.Просто мы с ними были разными людьми , вот и все.И если они не считали нужным , со мной общаться , почему это должна была делать я ? Только потому что их большинство , а я одна ? Нет уж , увольте.Привыкла я общаться с людьми , на их языке.Хотя может конечно это и не правильно.Мне конечно была неприятна эта ситуация.Неприятно было стоять и сидеть все время одной.Смотреть на их игры.Слушать их беседы.Иногда это даже злило меня.Я не понимала , почему они меня игнорируют.Что я им сделала плохого.И чем я хуже них.Но потом поняла , они просто другие.А я такая , какая я есть.

Каждая мама обязана знать:  Ребенка обижает одноклассник

Но если эта ситуация очень волнует и причина не ясна , нужно постараться выяснить почему так произошло.Откуда растут корни.Это может помочь решить проблему.Возможно стоит покопаться в себе и проанализировать свое поведение.Можно еще кстати попробовать обратить на себя внимание.Только положительно.Например стать им примером по части учебы.Сами прибегут , еще и извинятся будут )

Бойкот в школе начинается за ее пределами

Каждый раз начало учебного года бередит незаживающую рану бойкота одноклассников. Явление это страшное и существует оно практически везде. Многие дети в классе месяцами живут в изоляции, страдая от издевательств и оскорблений сверстников. И конца этому явлению не видно.

Родители, если они вообще знают, что происходит, беспомощны перед системой, которая зачастую замалчивает эту проблему, чтобы не пятнать свое “доброе имя”. И дети продолжают страдать, что иногда приводит к непоправимым последствиям.

Конечно, детские бойкоты существовали всегда. Я помню, они были и тогда, когда я был ребенком. Но в наши дни это явление стало гораздо более массовым, жестоким и потому более тревожным. В наше время бойкот шагнул далеко за пределы классной комнаты. Преследуемый ребенок не может уйти от насмешек ни в школе, ни дома, ни в социальных сетях.

Что же можно противопоставить этому?

Обычно бойкот инициирует кто-то один – лидер, способный повести за собой других детей, и которому доставляет удовольствие чувствовать себя выше других, и поэтому он их унижает. А для большего эффекта, выбрав жертву, он настраивает против нее весь класс.

Однако давайте посмотрим правде в глаза: реализовывать свои наклонности столь безобразным образом ему помогаем мы, взрослые. Тем, что в телевизионных передачах, реалити-шоу, рекламных роликах, да и просто своим поведением в повседневной жизни мы внушаем ему, что нужно добиваться своего, подавляя других.

Мы называем это конкурентоспособностью, деловой хваткой, лидерскими качествами… При таком отношении взрослых незачем обвинять детей в том, что они ведут себя точно так же, лишь применительно к своим условиям.

Мы, взрослые, не уделили нашим детям достаточно внимания, не создали для них благоприятной среды, в которой не возникала бы даже мысль о бойкоте сверстников.

Стоит ли удивляться, что мы не можем справиться с этим жутким явлением?

Что в такой ситуации все же можно сделать? Прежде всего, поговорить с лидером бойкота и объяснить ему, какую ужасную несправедливость он совершает по отношению к другим и как он этим вредит самому себе.

Не менее важно поговорить и с идущими за лидером. Они должны понять, что, потакая лидеру бойкота они, образно говоря, калечат свою душу. И, кстати говоря, вполне могут стать следующими бойкотируемыми. Ведь лидеру, по сути, все равно на кого нападать. Ему доставляет удовольствие сам процесс. Поэтому нужно сплотить “ведомых” и помочь им выйти из-под власти “ведущего”.

Увидев, что его не поддерживают, он быстро откажется от своих намерений. А чтобы его лидерские задатки не завели его еще куда-нибудь, нужно помочь ему стать хорошим лидером. Не организующим бойкот, а созидающим, заботящимся о других, таким, с которого все захотят брать пример.


А чтобы избежать подобных разъяснений в будущем, нужно уже вчера начать создавать для наших детей иную среду. Такую, в которой ценятся не личные успехи, а хорошие отношения, сотрудничество и взаимопомощь. Этим мы обеспечим нашим детям по-настоящему хорошее будущее.

Код бойкота: Что делать, если с вашим ребенком намеренно не общаются сверстники

Читайте также

Сдать ЕГЭ и не умереть: еще раз о подростковой депрессии

10 способов правильно мотивировать ребенка

«Со мной никто не дружит!» Школьные проблемы приемных детей

«Бойкот (англ. boycott) — форма политической и экономической борьбы, предполагает полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией, предприятием, например, отказ наниматься на работу, покупать продукцию данного предприятия. В международных отношениях, по Уставу ООН, — одна из принудительных мер (без применения вооруженных сил) для поддержания мира. Заключается в отказе государства поддерживать отношения с каким-либо государством или группой государств. Бойкотом может называться любое прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чего-либо». Википедия.ру

«Девочки, давайте объявим ей бойкот! С этого дня никто с ней не разговаривает, не отвечает, не помогает! Кто подойдет – тот предатель!». Одна, самая звонкая и свирепая, залезла на стул и митингует. И хор остальных одноклассников, с готовностью подхвативших: «Бойкот! Бойкот!».

Прошло двадцать лет, а я все равно сейчас плачу. В животе как будто все в узел завязалось, мне так страшно. И стыд, которые буквально прожигает насквозь. Как будто я виновата в том, что лучше всех учусь. И что со мной дружат мальчишки. И что учительница назначила меня помогать ей проверять контрольные. Мне хотелось провалиться сквозь пол, и самое ужасное было, что никто, совсем никто не выступил в мою защиту, даже мои друзья. Я хотела умереть».

Впервые игнорирование как способ общественного давления на человека было применено в 1880 году в адрес Чарльза Бойкотта, слишком жестокого управляющего имением в Ирландии. У бедных арендаторов не было никаких законных способов воздействия, поэтому они начали бойкотировать его распоряжения, отворачиваться при встрече, отсаживаться на другую скамью в церкви. История получила широкую огласку, в том числе и в международной прессе. И довольно быстро этот метод выражения недовольства стал популярен в мире. И в школах, конечно.

«Мы с ней не дружим»

Главное в бойкоте – его ненасильственный характер и направленность «снизу – вверх»

. То есть, когда очень хочется сказать «дурак ты, и уши у тебя холодные!», но нельзя, ибо иерархия, можно сделать вид, что обидчика не существует. В то время, как сам директор/классный руководитель/ управляющий может запросто лишить тебя премии или просто поставить в угол. Хорошо, если не выпорет. В отношениях между странами это тоже работает: мы не одобряем вашу внешнюю политику, поэтому отказываемся покупать вашу продукцию. (И все сидят, как умные, одни без еды, другие без денег). А войну объявлять не будем, это негуманно, но надо же как-то демонстрировать свою позицию! Вот и демонстрируем, разошлись по разным углам и злимся.

Это весьма древнее оружие, потому и действенное. Даже самый-пресамый крутой и свирепый первобытный чувак с дубиной не сможет выжить вне племени. И если племя недовольно его поведением (например, излишним аппетитом или отъемом жен), то оно может отвернуться от нахала и грубияна, перестать его замечать, сделать вид, что тот умер. И мы все знаем истории из этнографии, помните, когда совет старейшин в каком-нибудь Буркина-Фасо приговаривает вороватого соплеменника к смерти, он умирает через неделю сам, без всякого физического воздействия. Ибо велика сила группового давления.

По каким-то неведомым мне причинам, в наших широтах бойкот, вместо способа воздействия на вышестоящие инстанции, превратился в способ расправы с неугодными. И очень часто, с подачи тех самых инстанций.

«Одна девочка во дворе была странная, неприятная, говорила медленно, у нее слюни текли, глаза какие-то неправильные. Она все время хотела с нами играть, бегала за нами, а мы от неё убегали, она медленно вообще двигалась. Мальчишки её дразнили, но мы знали, что ее отец убьет, если кто-нибудь её обидит. И мы стали от неё прятаться, не замечать, не разговаривать с ней. Она, дурочка, не понимала ничего… А мне мама так и сказала: вы объявите ей бойкот, чтобы она поняла, что вы не хотите с ней дружить. Мы и объявили, даже ноту составили, на бумаге, и ходили с белым флагом ей вручать. Она улыбалась и радовалась, что все вокруг неё».

«В пятом классе у нас был экзамен в театральной студии, и я одна получила пятерку, а все остальные девочки – четверки или тройки. И одна, самая красивая, подговорила всех, чтобы они со мной не разговаривали, только за спиной шушукались, и делали вид, что меня нет. Мне было очень больно, но я не могла ничего с этим поделать, а потом наступило лето и каникулы, мы разъехались по лагерям, а осенью уже никто не вспоминал. Маме я не стала говорить, боялась, что она разбираться пойдет и все окончательно загубит».

Каждая мама обязана знать:  Ребёнок боится облаков

Как вы понимаете, это никакое не бойкотирование распоряжений или продукции.

Это самая настоящая травля, только под чуть более вежливым соусом.

Прямого ущерба как бы нет, но объект травли чувствует себя очень плохо.

И еще. Почему-то бойкот – очень девчачье оружие. Невозможно себе представить команду мальчишек, которые сосредоточено шепчутся, а потом подходят к своему товарищу и объявляют ему бойкот. Мальчики скорее вызовут на честный (более-менее) поединок, в самом тяжелом случае начнут в открытую прогонять неугодного с поля или с игровой площадки.

А вот для девочек социальное взаимодействие весьма ценно, опять же, эволюционно женщины нуждаются в круге себе подобных, больше зависят от хороших отношений. Позволить себе быть гордой и независимой могут очень немногие, обычно те, кто растет в так называемых «диссидентских» семьях, где ребенку с малых лет внушается мысль «будь вдали от толпы», «будь выше этого». Или если есть надежный верный друг/подруга, с которой никакой бойкот не страшен.

Очень часто бойкот используется как средство борьбы за власть в детском коллективе, иногда, как было сказано выше, с подачи взрослых (например, классный руководитель подначивает детей, чтобы легче было управлять классом), иногда – если в группе есть маленький Макиавелли: ребенок, испытывающий острую потребность контролировать и повелевать. Обычно этот «злодей и интриган» сам является жертвой травли, в семье или в каком-то другом сообществе. Например, в классе его не любят и преследуют, зато в спортивной секции он отрывается и самоутверждается.

Общие рекомендации для родителей,

заподозривших, что в классе у сына или дочки творится неладное, совпадают с правилами пресечения травли: назвать явление, объявить травлю вне закона, обратить внимание на то, что страдают все, а не только тот, на кого охотятся. Показать фильм «Чучело», обсудить его подробно.

Если вы узнали, что вашему ребенку объявили бойкот, прежде всего, поддержите его. Ни в коем случае не стоит начинать выяснять (сейчас), что он такого натворил, что класс или группа на него ополчились. Как мы уже не раз убеждались, для того, чтобы на вашу голову упала групповая агрессия, вовсе нет необходимости делать что-то особенное. Следующий шаг – поиск ресурсов. Не отвлечение от проблемы и обесценивание происходящего («Ой, да ладно, не переживай, подумай, сколько у тебя друзей на даче!»), а подумать, на кого он может сейчас опереться, кто может пригласить на чай с малиновым вареньем и можжевеловыми веточками.

Любимая старшая кузина или, наоборот, трехлетний обожатель из соседнего подъезда, мудрый педагог по рисунку, тонко чувствующая бабушка с неизменным «родненький мой!» — любой человек, который искренне и, главное, вслух любящий вашего ребенка, сгодится.

В нашей семье таким человеком является бывшая няня и помощница по хозяйству. Очень простая, шумная, страшно энергичная женщина, которая раз и навсегда присягнула на верность нашему дому и детям. В минуту печали ей всегда можно позвонить, и или в трубке, или (через час) в дверях раздастся громовое «Наплюй на всех, что они, козлы, понимают! Ты самая умная, самая красивая, ты ж моя королевишна, смотри, что я вам привезла!». И начинает выкладывать из сумы: банка соленых огурцов маме, банка соленых грибов папе, бусики-колечки-сережки девкам, мешок ватрушек сыну… Дышать становится легче, сквозь слезы уже хихикаешь, а уж после того, как Ирка с матюками рассказывает, кто и как её подрезал на дороге и что она ему по этому поводу сказала, собственные проблемы тихо отступают. Никакой психологии, чистая незамутненная энергия и любовь.

Неподчинение режиму

Редко, но все же бывают истории, когда бойкот становится тем, чем он был рожден: способом противостоять незаконным действиям властей, то есть, школьной администрации.

«В пятом классе к нам пришел новый учитель истории, молодой парень, болтал на английском, подшучивал, громко сердился, если мы не знали «очевидных вещей», типа всех египетских богов поименно. На переменах он включал иностранную музыку, требовал безукоризненного внешнего вида и немедленного выполнения его распоряжений. Мог высмеять на уроке очень обидно и непонятно, вообще, был странным.

Половина класса в него влюбилась. Вторая половина была оскорблена, уязвлена и озлоблена. И вот эта половина объявила Ивану бойкот: не отвечали на его вопросы, записывали все, что он говорил дословно, стали встречаться после уроков за школой и планировать некую секретную акцию, чтобы его убрать.

Прям Гарибальди и соратники.

Интрига заключалась еще и в том, что зачинщиками комитета по устранению были отличники и дети активных мам-попечительниц. Ну, членов родительского комитета.

Иван ничего не замечал. Он был влюблен в школу, в класс, на каждый урок притаскивал кучу каких-то самодельных пособий, книг, разучивал для новогоднего «огонька» песни The Beatles (это 1981 год, никакого интернета, поездок заграницу и прочих увеселений). Петиция от родительского комитета с требованием к администрации немедленно убрать его из школы его потрясла. Он побелел, рухнул на стул, губы у него прыгали, потом вскочил, начать кричать, довольно бессвязно… Встала директриса и веско, внятно, выделяя слова объявила, что руководство школы очень ценит Ивана Васильевича и все, что он делает для детей. Иван сразу успокоился и сел, и даже стал покачивать ногой. Потом директриса сказала, что это недостойно советских пионеров – плести заговоры, что, если нам что-то не нравилось в поведении педагога, мы должны были сказать ему об этом открыто, а не шептаться за спиной.

Класс зашумел, начали кричать с мест «Да мы всем довольны! Нам нравится!». Встала мадам председатель родительского комитета и сказала, что она будет настаивать. «Давайте пройдем в мой кабинет, и там все обсудим», — уже более мягко сказала директор. И они удалились. Ванька долго молчал, потом как-то судорожно вздохнул и сказал «продолжаем урок, на чем мы остановились?». Все тоже выдохнули и расслабились. Потом я видела, что многие подходили к нему боком и тихо говорили что-то, я тоже подошла, но что сказать – не знала, поэтому пригласила к нам домой на обед. Было почему-то стыдно и хотелось скорее уйти».

В этой истории нет никакой борьбы за справедливость, а есть опять одна только травля. Детям повезло, что директор школы оказалась мудрым и дальновидным политиком, взяла на себя тяжесть решения и не стала раздувать конфликт и использовать его в своих интересах. А ведь могла бы и повыкручивать нервы бедолаге-новичку, просто чтобы показать, чьи в лесу шишки. Но некоторая недосказанность здесь есть. Непонятно, что случилось с «зачинщиками», как вышел из кризиса родительский комитет, смог ли потом доверять классу и родителям молодой педагог. Да и понял ли он, что произошло?

Поиск врага

Сейчас, как мне кажется, таких историй может стать больше. Общество пребывает в какой-то тяжкой злобе, тревоге и растерянности одновременно. Дети слышат дома и в школе, что бывшие братские народы объявлены врагами, более того, постоянно произносится призыв сплотиться и отражать атаки.

Реального же врага в пределах видимости нет, поэтому его можно придумать

. Это очень и очень опасные игры, мы все знаем, к чему они могут привести. Поэтому давайте будем стараться соблюдать хотя бы элементарные нормы приличия и психогигиены, уберем детей от экранов телевизоров и станем следить за тем, что говорим. И хорошо бы внимательно слушать, что рассказывают сами дети.

На самом деле, пресекать бойкот очень просто. Собрать класс, предложить высказаться, постоянно напоминая: мы не нападаем ни на кого, говорим только о себе, о своих чувствах, никого не судим и не оцениваем. Напомнить, что все здесь присутствующие – интеллигентные и добрые люди, просто маленько вошли в раж. Хорошо, если эту встречу проведет школьный психолог. В конце встречи можно предложить тем, кто может — помириться, а кто все еще пребывает в расстроенных чувствах – подождать и подумать. Главное – отчетливо произнести, что никакая травля недопустима.

Кто бы провел такую встречу в ГосДуме, не знаете?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация