Боюсь, что дочь станет изгоем в классе


Содержание

Ребёнок — изгой в классе: что делать

Каждый родитель мечтает, чтобы процесс адаптации к школе прошёл гладко и ребёнок ходил на занятия с удовольствием. Но в жизни не всегда так случается. И одна из главных причин, почему ребёнок отказывается ходить в школу — несложившиеся отношения с другими учениками. В запущенных случаях может дойти до травли со стороны сверстников. Итак, ребёнок — изгой в классе. Что делать? Прежде всего, всесторонне проанализировать ситуацию и воспользоваться советами психолога.

Один против всех — все против одного

Наверное, нет смысла писать назидательные речи о том, что травля в школе одноклассника — это подло, мерзко, недостойно и несправедливо. По мере возможности с этой проблемой пытаются справиться учителя. Но, конечно, основная воспитательная работа должна проводиться дома, родителями, а при возникновении необходимости — детскими психологами.

Травля в школе наносит серьёзный, а иногда даже непоправимый ущерб психике ребёнка, оказавшегося в роли «жертвы». Тактика невмешательства взрослых как в школе, так и дома может привести к трагическим последствиям. Ребёнок, загнанный в угол (в прямом и переносном смысле), способен на необдуманные, страшные поступки, вплоть до суицида. Когда они совершаются, то приобретают широкий общественный резонанс, начинается расследование. Только вот оказывается слишком поздно…

Изоляцию ребёнка в коллективе гораздо проще предупредить, нежели пытаться устранить уже существующую проблему. Как? Ранней социализацией малыша. Давайте остановимся на этом подробнее.

Поощрение общительности

С раннего возраста культивируйте в ребёнке общительность. Всегда разговаривайте с ним, даже когда он ещё не может ответить. Важно, чтобы круг общения малыша был широким и разнообразным.

Роль детского сада

После 2-летнего возраста ребёнок нуждается хотя бы в кратковременном общении с другими детьми. Реализовать эту потребность поможет оформление ребёнка в детский сад. Есть и альтернатива детсаду: центры раннего развития, где продят обучающие занятия, в том числе по подготовке к школе, всевозможные детские секции и т. п. Недостаток живого общения с другими детьми можно компенсировать ежедневными прогулками на детской площадке. Например, когда малыш играет в песочнице, учите его делиться игрушками с другими детками, обращаться с просьбами и т. п.

Роль семьи

Дети, наблюдавшие внутри своей семьи гармоничные отношения, выросшие в любви и ласке, гораздо чаще чувствуют себя счастливыми и уверенными в себе людьми во взрослом возрасте. Если говорить о школе, то большинство проблем исходит от детей из так называемых неблагополучных семей. Искажённое представление о человеческих отношениях, любви они проецируют на свою жизнь.

Благоприятным фактором воспитания общительности является наличие в семье других детей. Братья или сёстры старшего возраста содействуют ускорению психического и социального развития малыша (за счёт эффекта подражания) и стимулируют его познавательную деятельность.

Врага надо знать в лицо

Но вернёмся к проблеме изоляции, травли в школьном коллективе, когда ребёнок становится изгоем в своём классе. Он ни с кем не дружит, замкнут и с большой неохотой посещает занятия. Возможно, на этом фоне снизилась успеваемость. Что делать? Можно ли исправить ситуацию? Да! Более того, вы просто обязаны это сделать.

Зри в корень

Итак, ваши действия.

Чтобы решить любую проблему, необходимо её всесторонне изучить — проанализировать ситуацию. Почему конкретный ребёнок стал объектом травли? Что в его внешности или поведении даёт повод для подтруниваний?

Самыми распространёнными причинами насмешек одноклассников являются:

  • особенности развития ребёнка (например, вес, походка), дефекты речи, проблемы со зрением (косоглазие, ношение очков)
  • непривычные, несвойственные сверстникам элементы поведения, субъективные черты характера (психическая неустойчивость, замкнутость, плаксивость, жадность)

Постарайтесь, по возможности, устранить те дефекты, избавиться от которых вам по силам. Например, чтобы устранить проблемы со звукопроизношением, целенаправленно и регулярно посещайте логопеда. Ребёнок страдает от лишнего веса? Проконсультируйтесь с диетологом и пересмотрите его рацион питания и образ жизни. Запишите чадо в спортивную секцию и не пропускайте занятия.

Часто устранение физической проблемы позволяет решить и психологические. Например, сделав офтальмологическую операцию по устранению косоглазия, девочка-подросток избавилась от чрезмерной застенчивости и стала более общительной.

Однако но не всегда причины внутренних комплексов очевидны. И задача психолога — проанализировать ключевые события из жизни ребёнка и докопаться до истоков психологических проблем.

Неуверенность в себе — пожалуй, главное качество личности, из-за которого человека преследуют неудачи уже со школьного возраста. Его разновидностями являются мнительность и неумение за себя постоять.

Многие родители задаются вопросом: «Стоит ли учить ребёнка драться, давать сдачу?» Если ваш ребёнок не отличается агрессивностью, большинство психологов сходятся во мнении, что такая необходимость есть, тем более если речь идёт о мальчике. Очень желательно отдать сына в детскую спортивную секцию, например, бокса. Регулярные занятия не только повысят физическую силу и выносливость, сделают мальчика более ловким, но и повысят его самооценку — как собственную, так и в глазах одноклассников.

Решение проблемы

Какие же меры необходимо предпринять, чтобы решить проблему изоляции, травли в школе и избавиться от статуса изгоя?

  1. Ребёнок должен быть готов к физическому противостоянию с обидчиком. Драка — крайняя мера, но если ребёнок не способен себя защитить и демонстрирует слабость, ему не завоевать авторитет в классе. С другой стороны, на практике очень трудно дать отпор, когда «все на одного».
  2. Необходимо призвать на помощь руководство школы и учителей, хотя в подавляющем большинстве случаев они и так в курсе происходящего. Тот факт, что они осведомлены о проблеме, автоматически делает их вовлечёнными и несущими ответственность за сложившуюся ситуацию. Пока ребёнок находится в стенах школы, его безопасность — забота в том числе и руководства школы. Некоторые учителя не только не содействуют решению конфликта, но и сами его провоцируют. Вот жизненный пример. Когда в класс поступил новый ученик, классный руководитель, вместо того чтобы помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе и подружиться с другими детьми, посадила его одного за заднюю парту и за глаза называла «пришельцем». Так с её подачи в классе появился изгой, и весь класс дружно ополчился против тихого и скромного новенького мальчика. Или другой пример. В личном разговоре с учительницей мама поделилась сведениями из прошлого дочери, рассказав что она по медицинским показаниям посещала специализированный детский сад. Там девочка научилась говорить, а вскоре догнала в развитии своих роверсников и поставленный диагноз был снят. Девочка освоила начальные навыки чтения, письма и поступила в обычную школу. Тем не менее, информация, которую мать поведала в доверительной беседе, в будущем была использована против её дочери. Учительница во всеуслышание обзывала девочку «тупой», «дебилкой» и говорила, что после спецсадика её место в спецшколе.
  3. Родители ребёнка, ставшего объектом травли одноклассников, должны вникать во все подробности происходящего с ним в школе. Необходимо лично контролировать ситуацию, беседовать со всем классом и предупреждать обидчиков сына или дочери по отдельности. Скажите, что если они не изменят своё отношение к вашему ребёнку, вы обратитесь в детскую комнату милиции.

Если ни одно из вышеперечисленных действий не помогает, ребёнок страдает от подтруниваний и находится в состоянии постоянного стресса, выход всё равно есть — перевод в другую школу. Возможно, это слишком радикальная мера, зато на новом месте не будут известны те обстоятельства, из-за которых ребёнка повергали насмешкам, и он сможет найти друзей и начать жизнь с чистого листа.

Изгои в школе: причины, сложности общения детей и советы психологов

Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, надеется, что ребенок органично впишется в коллектив и найдет себе друзей. Мало кто ожидает, что сверстники могут не принять ребенка, или тем более начать его травить. Жизнь ребенка может превратиться в настоящий ад, если вовремя не заметить и не предпринять мер по решению конфликтов в коллективе. Что делать, если ты изгой в классе, как пережить негативный опыт, и как поступить родителям, чтобы помочь своему ребенку — об этом в статье.

Признаки того, что ребенок — изгой

Изгой в классе — кто это? Он может быть очень яркой, артистичной натурой, может своеобразно одеваться, плохо или слишком хорошо учиться, дружить с непопулярными одноклассниками, отличаться внешне от остальных, выбирать необычных кумиров и т. д. Ребенок может иметь особенности, которые другие дети не признают.

Признаков того, что ребенок стал изгоем, несколько:

  • коллектив игнорирует ребенка, у изгоя нет друзей;
  • коллектив отстраняет ребенка от “важных” вопросов, игр, дел и поручений;
  • коллектив открыто травит ребенка (дети смеются, обзывают, бьют, выставляют в неприглядном свете, порочат репутацию).

Важно отметить, что изгой только тогда становится отверженным, когда сам начинает считать себя таким, искать в себе недостатки. Коллектив в данном случае — зеркало, которое отражает мнение ребенка о самом себе.

Принцип зеркала имеет и обратный эффект. Если ребенок популярен среди сверстников, это автоматически делает его более социализированным — открытым, добрым, энергичным, симпатичным.

Изгои, как правило, очень сфокусированы на себе, плохо прощают других людей, обращают слишком много внимания на мелочи, не умеют быстро переключаться и копят обиды. Для своих настоящих друзей они, возможно, горы свернут, однако от других всегда ждут подвоха.

Как родителям определить, что ребенок стал школьным изгоем

Да, можно вовремя распознать то, что ребенок — изгой в классе. Что делать родителям в данном случае? Быть внимательными к потребностям ребенка, слушать его, не отрицать проблемы.

Просто заподозрить неладное, если ребенок:

  • потерял желание ходить в школу, либо уже пропускает уроки;
  • не зовет в гости друзей из школы;
  • уходит от вопросов о школе, не желает распространяться об оценках и одноклассниках;
  • находится на выраженном эмоциональном спаде каждый день после школы;
  • игнорирует праздники и собрания в классе;
  • не ведет страницу в социальной сети или на ней в друзьях нет одноклассников;
  • не перезванивается с одноклассниками;
  • часто беспричинно плачет без объяснения причин;
  • имеет физические или социокультурные признаки отклонений от нормы (лишний вес, брекеты, хромота, слепота, косоглазие, заикание, смуглая кожа, акцент, восточный разрез глаз и так далее) и начинает неожиданно стыдиться их.

Что переживает ребенок-изгой

Пути переживания ребенком травмирующей ситуации могут быть разными — опасными и безопасными, конструктивными и деструктивными.

Дети-изгои в школе могут:

  • впасть в депрессию, отказаться от увлечений и общения;
  • отказываться от еды, испытывать проблемы со сном;
  • испытывать проблемы с учебой;
  • уходить из реального в виртуальный мир — компьютерные игры, чаты.
  • заболеть психосоматическим заболеванием (организм уходит от проблемы и “заболевает”, чтобы больше с ней не сталкиваться; отсюда частые простуды, головокружения, головные боли, боли в животе, рвота и так далее).

Возможные формы нарушений поведения у детей-изгоев

Нарушения поведения (девиации) очень распространены среди детей, которые подвергаются преследованию и травле.

Часто изгои в школе способны на следующие девиации:

  1. Воровство. Ребенок может красть, чтобы купить что-то себе и заглушить боль. Может красть, чтобы купить что-то другим детям/взрослым и тем самым заслужить их расположение, дружбу, любовь, признание.
  2. Ложь. Ребенок-изгой может начать лгать не только родителям, но и своим сверстникам. Придумывать истории, которых нет, чтобы повысить свои “баллы” в глазах окружающих. Как правило, выбираются истории, которые способны вызвать зависть: про богатых родственников, братьев-боксеров, престижные вещи во владении семьи (машины, одежда, драгоценности). Фантазии бывают самые невероятные и однажды находится кто-то в коллективе, кто выводит ребенка на чистую воду, и те самые “баллы” у непопулярного ребенка падают еще ниже.
  3. Попытки суицида. Не вовремя обнаруженные проблемы у ребенка, запущенный характер травли, равнодушие школьного персонала могут привести ребенка к мыслям о суициде. Не всегда они принимают реальный характер, однако у ребенка смещается доминанта в отборе информации. Он начинает посещать ненужные сайты, авторитетами становятся асоциальные личности, появляются странные друзья.
  4. Разбой. Обозленный ребенок, которого ущемляют в одном коллективе, может попытаться косвенно расквитаться со своими обидчиками в другом, выступив зачинщиком травли. Неподконтрольность таких процессов может заставить ребенка преступить грань закона. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда ребенок уже отвечает за проступки перед законом, а чувствительность к понятиям разрешенного и не разрешенного пока не сформирована. У детей-изгоев она может остаться несформированной вовсе.
Каждая мама обязана знать:  Марианна ЛУКАШЕНКО Тайм-менеджмент для детей Книга продвинутых родителей

Роль учителей в школьных конфликтах

Ведущие роли в любых школьных конфликтах отводятся, безусловно, взрослым. Учителям и родителям. В начале конфликта всегда видно, что появляется лидер-зачинщик конфликта и ребенок-изгой в классе. Признаки будущих проблем в общении учеников могут заранее подсказать взрослым правильную тактику поведения в условиях зарождающегося конфликта.

Учитель проводит с классом большое количество времени, у него есть возможность наблюдать, отмечать, говорить, рассуждать, наказывать и поощрять. Учитель может напрямую влиять на каждого участника коллектива.

Любой конфликт внимательный учитель может засечь в самом начале и сразу предпринять попытки для его устранения:

  • вывести конфликт в открытую форму, обсудить его с учениками и занять позицию против гонений;
  • инициировать коллективные обсуждения для разрешения конфликта, поговорить про лидеров и про изгоев в школе;
  • лично поддержать ученика-изгоя, предложив ему проявить себя в учебе или школьном досуге и поощрить за успехи, поставить эти успехи в пример классу;
  • устроить “дни хороших дел”, когда дети должны для каждого члена коллектива сделать что-то хорошее.

Учителя, безусловно, допускают ошибки. В условиях недостатка времени или равнодушия к процессу воспитания учеников, преподаватель не всегда способен и готов вмешиваться в детские конфликты, а иногда может непроизвольно поддержать начинающуюся травлю.

Например, наказывать за проступки, не разбираясь в причинах. Как правило, провинившимся оказывается непопулярный ученик — у него к тому моменту уже создано определенное отрицательное амплуа, которое охотно подчеркивают для учителя лидеры коллектива. Или, например, учитель склонен верить любимчикам и не верить непопулярным ученикам в силу собственных личностных предпочтений.


Отдельно стоит остановиться на ситуации, когда изгой в классе появляется с подачи самого учителя. Это происходит, когда учитель в качестве меры наказания стимулирует весь класс показать ученику, что тот неправ. В виде объявления бойкота, игнорирования, демонстративного выставления плохих оценок или регулярных требований “дать дневник для замечания”. В этом случае учитель напрямую не становится агрессором, но неформально дает лидеру класса разрешение на травлю. Исход подобного поведения плачевен, потому как класс воспринимает такую тактику за правильную, ведь она предложена авторитетным лицом.

Реакция родителей на проблемы ребенка

К сожалению, даже если уже ребенок-изгой в классе, советы психолога школы по точечной коррекции ситуации остаются родителями не восприняты. Часто родители бросают клич о помощи только тогда, когда отверженному ребенку становится особенно тяжело. В школе родители обращаются к социальному педагогу или школьному психологу, в частном порядке — к детскому психологу или семейному психотерапевту.

Общие стадии поведения родителей в ситуации разрешения проблем ребенка-изгоя:

Родители до последнего момента не хотят видеть реальных проблем ребенка, списывают эмоциональные переживания ребенка на переходный возраст, сложный характер, усталость от учебы, большой коллектив и так далее. Взрослые не желают признавать наличие трудностей и не готовы к работе над ситуацией вместе со своими детьми.

Кто такие мальчик или девочка-изгой в классе? Над ним или ней смеются, он или она регулярно приходит в слезах, поступают жалобы от школьного персонала, у него или у нее мало или нет друзей — казалось бы, все это поводы для родителей искать корни проблем в школьном коллективе. Однако большинство родителей склонны видеть причины происходящего непосредственно в самом ребенке.

В этой фазе родителям срочно хочется повернуть время вспять и решить проблемы быстро и эффективно. Родители обращаются к учителям или психологу. Запросы к психологу в этом случае выглядят так:

  • “С ним что-то не то”.
  • “Сделайте, поменяйте, поговорите, образумьте, внушите…”
  • “Она/она опять не может…”
  • “Не могу поверить, что это мой сын/дочь..” и так далее.

Плотная работа с психологом в этих случаях поможет эмоционально разрядить ребенка, даст родителю возможность осознать ошибки воспитания, привлечет родителя к активному участию в процессе коррекции.

Родители в этой фазе разделяют эмоции ребенка, проговаривают проблемы вслух, признают их, ищут совместно пути решения.

Если говорить о возрастных особенностях, то чаще всего именно подростки — изгои в школе. Их родители склонны проходить через фазы отрицания, обвинения и активного переживания, когда на проблемы в школе накладываются и проблемы с общением внутри семьи.

Как родители могут помочь ребенку-изгою

Когда ребенок — изгой в классе, советы психолога по коррекции включают прикладные способы, как родителям помочь ребенку ослабить градус конфликтов и начать чувствовать себя лучше:

  1. Обсуждать с ребенком возникшие ситуации в школе, “проигрывать” их. Искать причинно-следственные связи, почему тот или иной ребенок так поступил или не поступил. Учиться вместе оценивать расстановку сил — кто виноват, кто прав, какие правила игры в коллективе, какие дети — изгои в школе и почему.
  2. Моделировать исход возникших ситуаций. Что могло бы быть, поступи участник конфликта иначе. Что он приобретает, что теряет, чем жертвует, что не замечает. Необходимо выработать у ребенка способность делать самостоятельный и быстрый выбор.
  3. Постоянно заявлять ребенку о полном принятии со стороны родителей. Что бы ни случилось в школе, прав ребенок или нет — ему необходимо чувствовать, что родители на его стороне и всегда ему помогут. Ребенок становится неуязвимым для травли и насмешек, если он окружен вниманием и поддержкой семьи.
  4. Изучать основы конфликтологии. Доносить до ребенка, почему возникают конфликты, как их решать, в случае, если ребенок — изгой в классе, что делать, всегда ли помогает метод компромисса, когда нужно защищать себя и каким образом. Можно сопровождать беседы примерами из жизни и кино.
  5. Привить ребенку навык смотреть со стороны. Объяснить, как становятся изгоями в классе, показать, что любые конфликты и гонения в школе — это не частные проблемы одного человека, это признаки нездорового коллектива. Четкое понимание этого условия предупредит чувство вины и “непохожести”, с которым может столкнуться ребенок-изгой.
  6. Беседовать с учителем. Без обвинений и оскорблений попытаться договориться о единой тактике решения конфликтной ситуации в коллективе.
  7. Ввести в курс дела других родителей, обрисовать ситуацию в классе.
  8. Попробовать инициировать общий досуг для всего класса у себя дома, к примеру. Продемонстрировать одноклассникам ребенка, что в доме поддерживаются модные веяния молодежной культуры.
  9. Потренировать с ребенком навыки успешного общения. Вполне возможно, что услуги и комплименты одноклассникам изменят общий фон отношения к ребенку, лишь стоит принести гостинцы, поделиться домашним заданием, дать позвонить, выделить ручки для работы на уроке, дать поиграть в новую игру на телефоне и т. д.
  10. Помочь ребенку компенсировать те недостатки, за которые он подвергается травле. Если есть физическая слабость или лишний вес — начать заниматься с ребенком спортом/единоборствами; плохая успеваемость — повысить показатели; пребывание “не в теме” молодежной культуры — познакомиться с популярными певцами/играми/приложениями для телефона/Youtube-каналами/блоггерами и т. д.
  11. Переориентировать ребенка на новые достижения и увлечения. Допустим, мальчик или девочка, юноша или девушка — изгой школы. Новые виды спорта, походы, работа (если позволяет возраст), кружки, секции — это новые коллективы, новые платформы для стартов, новые сферы для применения его или ее талантов и способностей вне зависимости от возраста. Если родители /тренер/учитель/наставник будет стимулировать ребенка или подростка идти вперед, то вполне возможно ребенок или подросток сможет сменить доминанту и отвлечься от проблем в школе. Кроме того, в новых сферах деятельности можно обрести новых друзей, кумиров, стать популярным и авторитетным человеком.
  12. Поменять школу. Коллективы отличаются друг от друга, и у ребенка есть шанс начать все заново, особенно при поддержке своей семьи.

Роли ребенка-изгоя в коллективе

Социализация начинается в семье. Когда ребенок — изгой в классе, советы родителям — проанализировать первые установки, которые получил их ребенок в семье относительно поведения в обществе, и вычленить деструктивные модели поведения взрослых в семье. Эти модели могут предполагать исполнение неправильных ролей. Такие роли может скопировать ребенок и затем перенести в школьный коллектив.

Один из взрослых демонстрирует жертвенное поведение, внешне проявляет ложную установку “интересы других выше моих”. В корне подобного поведения лежит желание привлечь к себе внимание. Его можно получить естественными методами — за счет взаимоподдержки, заботы, любви, внимания друг к другу в семье, приемлемого для всех распределение ролей, исполнение общих традиций. Если это невозможно, взрослый насильно привлекает внимание членов семьи к себе и своим желаниям — истериками, излишней эмоциональностью, слезами, смехом, скандалами, игнором, сарказмом, необычным имиджем.

Ребенок-изгой в классе, как правило, перенимает такую модель поведения и демонстрирует ее сверстникам. Это непременно начинает вызывать раздражение и непонимание у одноклассников.

Отношения в семье часто строятся не на принятии членов семьи такими, какие они есть, а на принципах соответствия некой модели поведения, которую определили родители/бабушки/дедушки. Ребенок получает порцию любви и уважения только в случае, если тихо говорит, хорошо учится, не злится, не перечит взрослым, доносит на братьев и сестер, и так далее.

Моральные ценности ребенка в таком случае гибки, они подчинены оценкам авторитетных окружающих лиц.

Такие дети в школьных коллективах становятся:

  • доносчиками;
  • “двойными игроками”;
  • перебежчиками;
  • ненадежными исполнителями;
  • любимчиками учителей.

Эти дети — наверняка будущие изгои в школе, детский коллектив почти наверняка не примет детей, исполняющих любую из вышеперечисленных ролей.

Бывает, что в семьях доминирует кто-то из взрослых. Мнению одного человека подчиняются все правила в доме. Ребенок в данной иерархии занимает самое низкое положение, фактически ему ничего нельзя. В результате у ребенка формируется синдром выученной беспомощности, когда ребенок, казалось бы, и способен принимать свои собственные решения, но не обучен этого делать. В результате ребенок приходит в школьный коллектив и становится “прилипалой”, который все время ходит за лидером, поддакивает, не имеет своего мнения и выполняет “черную работу”.

В семье, где с ребенком обращаются плохо, или он часто видит несправедливое отношение, где притесняется один из членов семьи, ребенок учится постоянно обороняться. Когда ребенок оказывается в школьном коллективе, любой повод может вызвать оборонительную реакцию. В результате ребенок — изгой в классе. Возникает цикличность. Ребенка отвергают — он мстит — ребенка травят еще сильнее — вырабатывается ощущение, что мир очень жестокий и мстить надо всем.

Роль “козла отпущения”.

Часто такая роль перенимается ребенком, который дома служит громоотводом для конфликтов. Все, что взрослые не могут решить между собой, переносится на ребенка. Обиды, укоры, упреки, переживания — все срывается на ребенке и таким образом поддерживается мир в семье.

Привычка быть всегда крайним сразу становится заметной в школьном коллективе и ребенок автоматически становится “козлом отпущения” и там.

Очевидно, что дети, копирующие неправильное поведение взрослых дома — будущие изгои в школе. Причины этого — в невнимательности родителей или в отсутствие у родителей базовой эмоциональной грамотности.

Особенности нездоровых детских коллективов

Казалось бы, какие претензии друг к другу могут быть у детей. На самом деле, исследования показывают, что в детских коллективах царит самая жесткая иерархия. Классические коллективы представлены:

  • лидером;
  • исполнителями;
  • наблюдателями;
  • изгоями (одним или несколькими).

Как становятся изгоями в классе, лидерами, наблюдателями и исполнителями? Роль, предназначенная ребенку, изначально зависит от его установок, поведения, особенностей характера. Считается, что дети-изгои чаще всего самые неуверенные в себе среди всех участников коллектива, но и деструктивный лидер тоже может быть таким. Чем больше лидер старается скрыть от окружающих свои страхи, тем более жестокой будет травля изгоя. На лидера и ситуацию в коллективе могут повлиять взрослые.

Невозможно повлиять на коллектив, где лидер — уверенный в своей непревзойденности ребенок. Часто такую позицию поддерживают его родители. Неугодных детей (изгоев) считается нужным и правильным выжить из коллектива, а насмешки над другими трактуются как великодушная “помощь бедным”.

Конфликт между ролями в детском коллективе может быть нивелирован в самом начале:

  • Извне — если учителя или взрослые сразу обнаружили проблемы и решили их.
  • Изнутри — когда на защиту изгоя встает другой авторитетный участник коллектива. В этом случае, с авторитетным лицом предпочитают не ругаться и изгоя оставляют в покое. Если же авторитетное лицо оказывается морально более слабым, нежели лидер коллектива, объектом травли могут сделать и его.

Важной характеристикой нездоровых детских коллективов служит гибкость культурных норм у носителей каждой роли внутри коллектива. Ребенок, с одной стороны, обязан быть сильным и защищать себя, с другой — драться нехорошо. Слабаком назовут ребенка, который откажется бить в ответ или заодно, но если ударит — общество осудит его. Дети часто оказываются неправы при любом выборе. Однако лидеры всегда выбирают силу для поддержания авторитета, исполнители всегда делают, как сильные, наблюдатели от выбора отказываются, и только изгои вынуждены сомневаться и нести всю тяжесть настоящего выбора. Обстоятельства вынуждают их идти против себя и своих установок, внутренний же голос подсказывает, что нужно стоять за свои ценности до конца. В результате такого выбора ребенок-изгой всегда будет виноват — или перед собой, или перед обществом.

Каждая мама обязана знать:  Договор дороже денег как договариваться с подростком

Бывшие изгои: как складывается их жизнь

Бывшие изгои в школе, чьи отношения с коллективом так и не были скорректированы, впоследствии:

  • испытывают обиды на прошлое, прирастают новыми обидами на спутников и окружающих;
  • ожидают негативного исхода событий;
  • часто более агрессивны;
  • более закрыты для общения и хуже устанавливают новые контакты.

Взрослый, выросший из отверженного ребенка, остается чересчур чувствительным ко всем происходящим событиям, на него оказывают большое влияние окружающие, ему важна позитивная оценка действий и признание. Неважно, кто этот взрослый — бывший юноша или девушка. Изгой школы отличается не зависящей от пола и внешности чертой — у него не сформированы навыки работы с болью. Он не умеет отпускать боль, прощать прошлое, выносить опыт из разочарований, справляться со страхом перед новой болью.

В качестве рекомендаций взрослым, которые подвергались травле в школе, можно привести:

  • Постараться приложить усилия и попытаться узнать окружающих с хорошей стороны, понять их интересы, стремления, желания. Вполне вероятно, что такая длительная работа над собой повысит доверие к людям, покажет бывшему изгою, что не все люди плохие, что все взрослеют и становятся другими.
  • Учиться проигрывать события со своим участием, представляя себе разные исходы. Что будет, если реагировать не так остро; что будет, если сказать людям другие вещи; возможно ли чувствовать себя иначе в ходе событий (например, не разгневанным, а спокойным), как достичь этих состояний; действительно ли хочется того, к чему прилагаются силы.

С помощью этого метода человек учится анализировать свои состояния, менять их, иначе реагировать на ситуации, более открыто и спокойно относиться к изменениям.

  • Работать над эмоциональной грамотностью. Многие люди не могут описать свои эмоции. Это речевой навык, который тренируется и воспитывается. Когда проблема известна “в лицо”, ее можно решать. Если неизвестна, тогда неясно, над чем работать. Кроме того, адекватное сообщение о природе своих чувств помогает окружающим людям лучше понимать ситуацию и корректировать свое поведение. Если реагировать обидой, замыкаться без объяснений, можно растерять расположение окружающих людей, они могут устать искать подход к “сложному” человеку.
  • Тренировать уверенность в себе. Воспользоваться услугами тренеров-психологов, развиваться самостоятельно по профильной литературе, смотреть обучающие видео — все эти способы пойдут на пользу.
  • Работать над имиджем. Демонстрировать уверенные и располагающие жесты и мимику, быть приятным и опрятным внешне, всегда иметь заготовки по темам для бесед, уметь слушать и проявлять интерес — окружающие всегда такое ценят, и человеку становится проще установить новые контакты.
  • Обязательно работать с прошлым опытом. Грамотные психологи и литература смогут помочь с лихвой. Прописывание, проигрывание неприятных событий, переживание боли, прощение, разрядка негативных эмоций — все это неотъемлемые атрибуты конструктивного освоения прошлого опыта. На проработанной почве можно строить новые модели взаимоотношений без оглядки назад.

Маленький изгой

«С моим ребенком никто не дружит, боюсь, что он станет изгоем в своем классе. Что делать?» Такой трудный вопрос недавно задала мне мама школьника. Я пообещала подумать, и вдруг прямо накатило. Я вспомнила свое детство…

Мне было девять лет, когда я впервые поехала в лагерь. Обычный пионерский лагерь, от маминой работы, очень приличный. Никаких ожиданий или опасений по поводу отношений со сверстниками не было, фантазий тоже. Быстро перезнакомилась с соседками по палате, с мальчишками из отряда подружилась, записалась в три кружка… Смена была длинной, 49 дней, родителям приезжать почему-то не разрешали. Недели через две я очень затосковала.

А тут – вожатая из другого отряда, молодая, очень красивая, просто кинозвезда. Чем-то я ей приглянулась, она стала меня приглашать то чаю попить, то погулять. И через несколько дней я уже от нее не отходила. Естественно, попросилась к ней в отряд, меня быстренько перевели.

В детстве год разницы – это очень много. Десяти-одиннадцатилетние девочки казались мне совсем взрослыми, они были значительно крупнее и сильнее, знали непонятные слова и держали в тумбочках вату «на всякий случай». И они начали меня травить.

Это просто. Ты входишь в комнату, все замолкают, некоторое время смотрят в упор, потом дружно хохочут и продолжают разговор, как будто тебя здесь нет. Ты идешь в душ, и обнаруживаешь, что весь шампунь и зубная паста выдавлены в один пакетик и старательно перемешаны. Прятались вещи, обувь выбрасывалась в окно под дождь. Под одеяло насыпался песок и крошки.

Почему они это делали? От скуки, потому, что одна (самая старшая, и, как я теперь понимаю, самая неблагополучная) девочка предложила, а другие радостно подхватили. Развлечение.

Я ничего не могла с этим сделать. Пыталась пожаловаться, но красавица-вожатая только отмахнулась и сказала: «Подумай, может, ты сама в этом виновата?» Попробовала спросить у самих обидчиц – они еще больше возбудились и попробовали устроить мне настоящую «темную», как в тюрьме. Я отбилась и попросилась обратно в свой старый отряд. Вожатые, два молодых парня-медика, не придумали ничего лучше, чем устроить «показательный суд над предателем»: ты от нас отвернулась, ушла к чужим, теперь стой и слушай, что о тебе товарищи скажут. Товарищи не молчали, нет, не все, конечно, но многие громко выразили свое недовольство.

Восемь-девять лет, малышня. Что им скажут, то и делают. Но мне было очень больно. И я это не забыла, оказывается, до сих пор помню, поэтому хочу помочь и мамам, и детям.

ТРАВЛЯ ИЛИ «НЕПОПУЛЯРНОСТЬ»?


В любом детском коллективе есть просто непопулярные дети, с которыми никто не дружит, но их и не травят. Но одно дело, когда у ребенка нет близкого друга (ни одного), он не знает, у кого спросить домашку, и его не приглашают на дни рождения. И совсем другое, если одноклассники маленького человека систематически дразнят, доводят до слез, отбирают, прячут или портят вещи. Демонстративно отказываются садиться за одну парту, перебрасывают портфель. Смотрите фильм «Чучело», там все очень подробно показано и понятно без слов, как нужна поддержка даже сильной и отчаянной девчонке…

Если вам кажется, что у вашего сына или дочери не ладятся отношения, можно проявить инициативу (с одобрения самого ребенка): организовать выездное мероприятие на четверых-пятерых, пригласить самого «социально близкого» одноклассника в гости, попросить классного руководителя, чтобы дал коллективное задание. Иногда бывает достаточно небольшого усилия, чтобы ситуация повернулась в нужном направлении. Например, я хорошо помню, как в самом начале четвертого класса, когда мы перешли из начальной в среднюю школу, наш потрясающий молодой классный руководитель объявил однодневный поход, с родителями. Те, кто пошел, до конца школы дружили и вообще – были гораздо ближе друг другу, чем те, кто побоялся и остался дома.

Но что делать, если ваш ребенок оказался в положении действительно изгоя, белой вороны, стал объектом травли?

«ТЫ САМ ВИНОВАТ!»

Ужасающе большое количество взрослых предпочитает не вмешиваться в эту ситуацию. Родители, учителя, воспитатели. «Дети должны сами разобраться. Он должен научиться строить отношения. Ничего, крепче будет». Иногда говорится напрямую: «Ты сам виноват, что тебя травят, надо быть… гибче, мягче, добрее, веселее». Или – совсем диссидентский вариант: «Ты должен быть выше этого, пусть толпа глумится, мыто знаем, что ты лучше, умнее, чище…» По факту, это две стороны одной медали: кто не с нами, тот против нас.

Между тем, чтобы началась травля, ребенку совершенно не обязательно чем-то сильно выделяться. Групповая агрессия может упасть на голову любого, кому просто не повезло оказаться «в неправильном месте в неправильное время». Но роль взрослых в процессе невозможно не заметить. Достаточно, чтобы учительница позволила себе несколько унизительных комментариев, язвительно отозвалась об умственных способностях или внешности ученика, и, если ситуация и так накалена, дело сделано – весь класс ополчается против одного.

СКАНДАЛЬНАЯ МАМА УМНОГО ВАНИ

Известный психолог Людмила Петрановская подчеркивает в статье, посвященной анализу ситуации травли в детском коллективе, что очень важно, во-первых, назвать явление своим именем, а, во-вторых, обозначить его как групповую проблему. Что это значит?

Родителям необходимо прийти в школу и сказать классному руководителю: «Моего ребенка травят в классе, что вы собираетесь по этому поводу предпринять?» И не соглашаться на формулировку «Ну, он же такой-сякой, мы не можем заставить детей с ним дружить». Речь в данном случае идет не о том, кто с кем ходит в кино и чатится в соцсетях, а о серьезной угрозе для психологического здоровья как вашего ребенка, так и всего класса в целом. Потому что любое насилие разрушает психику не только пострадавшего, но и всех, кто в этом участвует и даже просто наблюдает. (Поэтому и не надо показывать детям новости из цикла «Криминальная хроника».)

Если учитель вас не поддерживает и настаивает, что ничего страшного и экстраординарного не происходит, идите дальше и выше: директор, РОНО. Но, как правило, посещения директора бывает достаточно. Важно при разговоре не требовать немедленной расправы над обидчиками, а попросить разобраться, и желательно – с привлечением специалистов, школьного психолога например. Убедиться, что вы с психологом/учителем/директором одинаково представляете себе пути решения проблемы. Что все не превратится в классный час с риторическими взвизгиваниями «Как вы могли, гадкие дети, обижать хорошего и умного Ванечку, у которого такая скандальная мама!». Или того хуже – как в моем детстве – в обсуждение Ванечки и того, какие именно его черты и поступки провоцируют класс на его «избиение».

ГАДКИЕ УТЯТА, КУРЫ И УТКИ

В итоге должно произойти вот что. Авторитетный взрослый доходчиво объясняет, что представляет собой травля, почему она разрушает людей, откуда, из какой глубокой и звериной древности взялась эта традиция. Приводит в пример историю Гадкого Утенка, причем обращает внимание не только на страдания самого героя, но и на неприглядное будущее глупых кур и злобных уток.

Обязательно декларируется групповая норма: «В нашем классе никого и никогда травить не будут. Точка». Очень важно не скатиться на обвинение тех, кто нападал, есть опасность, что бывшие «агрессоры» почувствуют для себя угрозу и уйдут в глухую оборону: «А мы чо? А мы ничо! Да он сам первый начал!» Необходимо найти такие слова, чтобы весь коллектив почувствовал сложившуюся ситуацию именно как общую проблему, от которой плохо всем.

РЕЦЕПТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Что происходит с родителями, когда они обнаруживают, что ребенок в нешуточной беде? Если сами родители имеют схожий опыт, они, скорее всего, попробуют его применить. «Меня травили в школе, никто не защитил, поэтому я сейчас пойду и всех их по камешку разнесу» – один вариант. «Меня самого травили, я дрался до последнего и победил – и ты иди, дерись, ты же мужик» – другой вариант. Та реакция, что я описала выше, – очень-очень профессиональная, не все педагоги знают, как поступать. Но, чтобы не провалиться в эмоции, хорошо их отследить и назвать своими именами.

Следует задать себе вопросы: «Почему эта ситуация представляет для меня проблему? Я боюсь остаться одна? Мне невыносимо чувство беспомощности? Я чувствую такую разрушительную ярость, что боюсь вмешиваться, ибо кого-нибудь покалечу?»

Для человека, пожалуй, самый трудновыносимый страх – это страх быть отвергнутым, он биологически обусловлен. Поэтому мы все так стараемся подстроиться под требования и ожидания сообщества – семьи или коллектива, без разницы, – испытываем почти эйфорию, когда оказываемся «в своей тарелке», там, где нас понимают и принимают.

«БЕЙТЕ МЕНЯ!»

Так что, если вы видите, что ситуация вышла из-под контроля, если вы не находите понимания у администрации школы, если ваш ребенок отказывается ходить в школу и начал болеть без видимых причин… Возможно, наилучшим выходом будет смена школы. Признаком того, что проблема в классе, а не в ребенке, может быть тот факт, что в других социальных ситуациях у него все хорошо: в лагере, на даче, на секции он прекрасно общается, дружит, ходит с энтузиазмом.

Каждая мама обязана знать:  Правила игры на детской площадке

А вот если вы видите, что всюду, куда бы вы ни пришли, складывается одна и та же история про козла отпущения, – тогда ой. Тогда надо идти к психологу (желательно, к семейному) и разбираться, почему ваше чадо притягивает на себя групповую агрессию, какое послание передаете ему вы, как выстроены отношения в вашей семье. Иногда мы обнаруживаем, что сын или дочь бессознательно переносит на сверстников модель поведения в семье: «Я во всем виноват, бейте меня». И с этим он сам не справится, нужна помощь.

Мне было довольно тяжело писать обо всем этом, даже сейчас, спустя тридцать лет, те воспоминания живы, хотя и не болят. Но стремление защитить детей есть, и очень сильное. Не оставляйте ребенка один на один с групповой травлей, пожалуйста, помогите ему.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Лилия Паршина,
психолог, руководитель психологического консультативного центра Psyconsul

ЖЕРТВЫ И АГРЕССОРЫ

Дети часто переживают целый клубок негативных эмоций и ощущений: раздражение, зависть, страх, беспомощность, злость. Это может приводить к дискомфорту или даже пугать ребенка, если рядом нет взрослого, который даст адекватный отклик на его переживания. В противном случае ребенок может сам пытаться избавиться от них. «Оставляя» себе сильные характеристики (ощущение силы, власти, неуязвимости), он как бы ликвидирует в себе все «слабые» стороны (сочувствие, страх, ранимость).

Так формируется модель агрессора. А вот на роль жертвы обычно выбирают тех, кто не может дать отпор, детей со слабой нервной организацией. Помогать надо и агрессорам и жертвам, ведь очень часто школьный агрессор дома выполняет роль жертвы. Присмотритесь, возможно, ребенок сам «убегает» в роль жертвы, ища себе наказание, защищаясь от более тяжелых переживаний. Только заинтересованное, искреннее отношение может помочь ему справиться с внутренними проблемами.

Почему школьные задиры во взрослой жизни катятся по наклонной, а изгои, как правило, добиваются успеха

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В каждом классе непременно есть популярная девочка. Она красивая и уверенная в себе, все хотят с ней дружить. И есть мальчик, по которому тайно воздыхают его одноклассницы. Кажется, что перед этими ребятами открыты все двери, но в жизни все совсем не так. Американские ученые пришли к выводу, что дети, считавшиеся крутыми в школе, зачастую менее успешны тех, кто вел обычную жизнь и даже считался изгоем.

Мы в AdMe.ru заметили, что наш детский опыт совпадает с мнением ученых, и решили разобраться, в чем же причина таких резких изменений.

В реальной жизни все не так, как в школе

Школьные лидеры обычно красивые, сильные и уверенные в себе. Они всегда в центре внимания, для них не существует авторитетов. Они управляют общественным мнением и издеваются над теми, кому не повезло попасть в их черный список. Родители, учителя и мы сами ждем от них небывалых побед, а через много лет оказывается, что они стали самыми обычными, неинтересными людьми. Наверняка вам уже пришли на ум свои примеры вроде тех, что описаны в историях ниже?

  • Один из лидеров всей нашей школы позвал на стрелку изгоя (причину не помню). В итоге изгой не испугался, пришел и побил крутого, причем нормально. И чем все кончилось? Его поймали и толпой избили, отомстили, так и остался изгоем. Зато потом, лет через 10, встретил того самого крутого в Burger King за кассой. © Aka47m2
  • Я сидела за одной партой с самой красивой девочкой класса. Думала, что мы подруги. Она, как и положено королеве, решила захомутать популярного старшеклассника, а он, как назло, положил глаз на меня. Так я из ее подруги превратилась в изгоя. К слову, сейчас одноклассница разведена и живет с мамой, в активном поиске нового мужа, в соцсетях зовет «записываться на ноготочки». А популярного парня родители устроили в школу физруком.

Психолог Джозеф Бурго считает, что популярные школьники часто страдают психологическими расстройствами, в том числе нарциссизмом. Нарцисс живет в мире, где есть 2 вида людей: победители и проигравшие. Его постоянная цель — доказать, что он победитель. Такой человек нуждается в неудачниках и зависит от них, тем самым укрепляя уверенность в себе.

Поэтому популярные ребята, не считая редких исключений, не добиваются в жизни больших успехов, ведь им не нужен результат. Им важно только создать иллюзию своего успеха, убедить всех окружающих в своей победе, вызвав зависть и восхищение. Они пытаются произвести впечатление, но не ведут себя как эмоционально зрелые люди, не умеют строить здоровые отношения.

Лидеры боятся неудачи, а изгои принимают ее

Многие люди в школе подвергались насмешкам, некоторые даже откровенным издевательствам. Сейчас общество активно обсуждает проблему буллинга и находит пути борьбы с ней. Раньше дети просто замалчивали жестокие поступки одноклассников. Но спустя время находили в себе силы рассказать о своем опыте и освободиться от него.

  • Я в школе была жирная. Откровенно жирная. Плюс рост чуть выше среднего. В сумме — метательница ядра (только не мышцы, а жир). После окончания школы взялась за себя, сбросила вес (в результате постоянной травли развилось расстройство пищевого поведения, каждые набранные 100 г — истерика и паника), приняла свой рост и начала носить каблуки. Обзавелась семьей и друзьями. © elektri4e4ka
  • В меня плевались одноклассники и говорили в лицо, что я никому не нужна, что я бесполезная и ничего не умею и еще что смогу заработать, только стоя на трассе (расписывали в подробностях). До сих пор вокруг вижу врагов и смущаюсь от странных взглядов. Мне 23 года, на трассе не стою, руку не протягиваю. А если вдруг срывы, то просто переживаю их. Все у меня хорошо. © Keth

Жертвы издевательств тоже имеют психологические травмы, которые могут пронести через всю жизнь. Но они более осознанно подходят к своей проблеме, чем хулиганы и задиры, и чаще обращаются к специалистам. Например, Дженнифер Лоуренс призналась, что часто меняла школы из-за травли одноклассниц. Но актриса благодарна за этот опыт, который сделал ее сильнее, ведь, по ее словам, в жизни часто приходится сталкиваться с неприятными людьми.

Успешные личности постоянно подвергаются осуждению, тысячи людей наблюдают за каждым их шагом в надежде на то, что те споткнутся. Но они признают свои ошибки, учатся на них, не принимая близко к сердцу злые комментарии и не пытаясь понравиться всем и каждому.

То, что делает ребенка популярным или отвергнутым в школе, во взрослой жизни будет оцениваться совсем по-другому

Ученые подмечают, что на репутацию в старших классах влияют 2 главных фактора: агрессивность и привлекательная внешность. Выходит, чем чаще школьник устраивает перепалки и чем он выше, крупнее и симпатичнее, тем больше у него шансов завоевать расположение одноклассников. Но если в школе считается крутым дерзить учителям, прогуливать уроки и пробовать алкоголь, то во взрослой жизни это скорее недостатки, чем достоинства.

Стоит отметить, что лидеры не всегда подают плохой пример. Профессор психологии Митч Принштайн уверяет: звезды школы оказывают положительное влияние на коллектив, помогая одноклассникам или занимаясь волонтерством. Ответственный староста или харизматичный кавээнщик не только создадут доброжелательную атмосферу среди сверстников, но и в будущем могут проявить свои таланты и стать успешными.

Ребенок-изгой в классе. Как помочь ребенку-изгою? Советы психолога

Ребенок уже достаточно долго ходит в школу и вы вдруг стали замечать, что он становится все более замкнутым и не хочет рассказывать о том, что происходит в классе. Вы замечаете, что у сына или у дочери часто испачканы или порваны тетради, учебники, другие личные вещи. Ребенок не хочет ходить в школу, возможно, прогуливает уроки, у него нет друзей в классе, он даже затрудняется спросить домашнее задание у одноклассников. Все это набор очень тревожных признаков, говорящих о том, что ваше чадо подвергается травле в школе.

Почему ребенок становится изгоем

Самым главным признаком, по которому можно определить потенциальную жертву травли – непохожесть. Дети-«белые вороны», которые отличаются от общей массы одноклассников, очень часто подвергаются насмешкам, унижениям, разного рода издевательствам. Ребенок может выделяться не только своей внешностью. Он может обладать талантами вызывающими зависть или определенными чертами характера, которые, по тем или иным причинам, отвергаются детьми в классе.

В любом детском коллективе можно выделить лидера, популярных детей-«звезд», общую массу, которая «как все» — толпа, следующая за остальными, игнорируемых детей. Они, в принципе, не подвергаются преследованию, но и не являются популярными. Самым низшим звеном этой иерархии, будет ребенок-изгой, своего рода оппозиция, на котором весь класс «отыгрывается» и сбрасывает негативные эмоции.

Не всегда провокаторами травли выступают одноклассники. В некоторых случаях, зачинщиком может быть и учитель. А дети, подражая, просто подхватывают эту «волну» и продолжают начатое педагогом дело. В данном случае, причиной может быть конфликт преподавателя с родителями ребенка или нечто, не поддающееся обычной логике. Но, как правило, ребенка-изгоя учителя просто «не замечают» и делают вид, что ничего не происходит и все в рамках дозволенного, а между тем, гонимый ребенок сильно страдает.

Чаще всего, изгоями становятся дети, имеющие замкнутый характер, «тихони», которые предпочитают больше общаться с книгами, чем с другими учениками. Ребенок с необычной внешностью или какой-либо аномалией, часто становится жертвой своих одноклассников. Дети подсознательно чувствуют более слабого и не способного дать решительный отпор ученика и стараются спровоцировать его. Иногда достаточно всего одной серьезной словесной атаки, на которую жертва не смогла ответить и обидное прозвище надолго прилипнет к ребенку. Постепенно дети наглеют все больше и в последствии, переходят к силовым методам воздействия на жертву. Все это может серьезно поломать психику ребенку или даже довести до крайностей.

Если ребенок-изгой уходит из школы, где он подвергался травле, дети, почувствовавшие «вкус» агрессии и насилия, сразу же найдут ему замену.

Как помочь ребенку-изгою

  • Если вы узнали о том, что ваш ребенок подвергся травле, не стоит принимать необдуманных шагов и бежать в тот же день разбираться с обидчиками. Так вы можете только навредить. Возможно, на некоторое время, даже на несколько дней, агрессоры прекратят свои издевательства, но в результате, станет только хуже. Ребенка, который и так является изгоем, будут считать доносчиком, а это не добавит ему популярности. Обидчики станут изощреннее и начнут действовать более скрытно, но при этом не менее унизительно и агрессивно.

Как правило, дети, проживающие эту ситуацию изнутри, молчат до последнего, опасаясь спровоцировать еще большую агрессию. Поэтому не нужно оказывать своему чаду «медвежью услугу» своим вмешательством, не посоветовавшись с ребенком и не спросив его о том, как он представляет выход из ситуации и чем вы можете помочь, чтобы найти подходящее решение.

  • Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации. Чтобы вам при этом не говорили школьные «педагоги». Жертве травли и так очень тяжело. Не усугубляйте положение ребенка, который подвергся преследованию. Это может привести к самым непредсказуемым, но всегда трагическим последствиям. В этой ситуации нужно очень осторожно разобраться, чтобы не покалечить психику ребенка окончательно.

Вряд ли здесь помогут «задушевные беседы» с обидчиками или жертвой. В процессе травли страдают все: жертва, получившая заниженную самооценку и опыт унижений, агрессор, привыкший к безнаказанности, лишающий себя возможности иметь с кем-либо настоящие крепкие и душевные отношения и, наконец, общая масса, которая просто трусливо не вмешивается. В дальнейшем, каждый член этой толпы приобретает неспособность противостоять общественному мнению и боится любых проявлений нестандартных ситуаций в коллективе.

  • Самый правильный вариант в этом случае – перевести ребенка в другую школу, желательно подальше. Никакие доводы, что «нужно самому решать эти проблемы», «дай сдачи, не будь слюнтяем», «другая школа далеко и мне неудобно отводить туда ребенка» не должны помешать переводу.

Ваше неудобство – ничто, по сравнению с травмированной психикой. А перед тем, как отправить сына или дочь в новый детский коллектив, обязательно нужно обратиться к специалисту, психологу, который сможет повысить самооценку и правильно настроить ваше чадо на успешное взаимодействие с новыми одноклассниками.

Если ребенок подвергся травле, необходимо действовать очень осторожно, чтобы не навредить ему еще сильнее. Старайтесь больше уделять ему внимания, выстраивайте доверительные отношения. Как ни странно это звучит, ваш ребенок приобрел ценный опыт, пусть даже такой горький. А какие выводы он сделает и что принесет в новую жизнь, зависит уже от вас.

А вам приходилось сталкиваться с травлей в коллективе? Как еще можно помочь жертве?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация