Боюсь, что дочь станет замкнутой из-за слухового аппарата


Содержание

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Боюсь, что дочка (7 мес.) станет замкнутой.

ВОПРОС:

Здравствуйте!
Я мама 7 мес. дочки. Сама я — человек замкнутый, неуверенный в себе, с тяжелым характером. Боюсь, что дочка станет такой же. Внимательно наблюдаю за ее поведением — ее трудно рассмешить (она широко открывает рот и улыбается, довольно агугакает, но ни разу еще не смеялась), часто бывает задумчавой и серьезной. У нас есть двоюродный братик ее возраста. Когда мы встречаемся, то мальчик проявляет к ней интерес, сразу улыбается, подползает, тянет ручки, дочка же вяло реагирует, быстро теряет к неиу интерес и начинает смотреть по сторонам и заниматься игрушками. (намного больший восторг у нее вызывает смотреть на себя в зеркало). Мне даже сложно ее чем то занимать и играть, я пытаюсь с ней возиться, дурачиться, но как правило она через минут 10 начинает капризничить. Хотя папа у нас очень общительный и легкий на подъем человек, очень боюся, что характером она пойдет в меня и будет, как я мучаться. Что можно предпринять в данной ситуации? Спасибо.
Мария

Добрый день, Мария.
Все младенцы разные. И чем меньше Вы будете проецировать свои страхи на дочь, тем для нее будет полезнее. Думаю, что для Вас и Вашей семьи будет неплохо, если Вы, осознавая трудности своего характера, уделите внимание смягчению его последствий. То, что девочке очень нравится смотреть на себя в зеркало, — замечательно, в этом возрасте подобное общение с зеркалом очень полезно для развития ребенка.

С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.

Как приучить ребенка к слуховому аппарату?

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Процесс адаптации к слуховым аппаратам может вызвать сложности даже у взрослых людей, не говоря уж о детях. Но детям гораздо важнее хорошо слышать в любой момент времени, ведь от этого зависит их восприятие окружающего мира и развитие. Во многом адаптация к аппарату у детей зависит от возраста, в котором было проведено слухопротезирование. Один случай, когда ребенку уже можно объяснить, зачем ему эта странная штука, и совсем другой – когда ребенок еще совсем маленький. В этой статье мы постараемся разобраться в том, как же приучить ребенка к слуховому аппарату.

Дети и слуховые аппараты

Когда взрослый человек надевает слуховой аппарат, на него обрушивается шквал забытых звуков, ощущение не всегда приятное, но человек к этому готов, хотя эмоции его одолевают порой самые неожиданные. Что касается маленьких детей, то обилие незнакомых звуков может напугать маленького пользователя до слез. Так что если после тихого кабинета сурдоакустика, где ребенок не слышал ничего лишнего, кроме голоса мамы, надеть аппарат в более шумном месте, можно получить полноценную детскую истерику. Не пугайтесь: и с ребенком, и с аппаратом все в порядке, просто малыш еще не привык к таким резким сменам звуковой ситуации.

Как же помочь ребенку привыкнуть к слуховому аппарату?

Итак, для нас важно, чтобы ребенок в течение месяца после протезирования адаптировался к аппарату и мог носить его на протяжении всего времени бодрствования. Как этого достичь? Во-первых, приготовьтесь к сопротивлению, во-вторых, не паникуйте, в третьих – используйте наши простые правила.

Начинайте с малого. В первые дни носки надевайте аппарат 3-5 раз в день на 10-20 минут. Постепенно увеличивайте время. Во время второй недели надевайте аппараты 3-4 раза в день на 30-40 минут. Это нужно для того, чтобы ребенок смог привыкнуть к новым ощущениям, вписать новые звуки в картину своего мира.

На третьей неделе можно увеличить время до двух часов 4 раза в день. Соответственно, на четвертой неделе останется делать небольшие перерывы в носке по 15-20 минут. После четвертой недели, как правило, ребенок привыкает к аппарату и всем тем звукам, которые стали его сопровождать.

Какие проблемы могут возникнуть у ребенка со слуховым аппаратом?

Нужно помнить, что привыкание к слуховому аппарату – дело сугубо индивидуальное. Так у вас могут возникнуть совершенно разные проблемы. Если вас что-то беспокоит, не стесняйтесь задать вопрос специалистам по слуху. Здесь же мы перечислим основные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются самые маленькие пользователи слуховых аппаратов.

Ребенок пытается снять аппарат. В этом нет ничего необычного – для него ношение аппарата не является естественным процессом, однако, если малыш не перестает пытаться избавиться от устройства достаточно долгое время, то следует обратить внимание на правильность выполнения индивидуального ушного вкладыша: возможно, он неудобен, плохо прилегает, вызывает дискомфорт. Обратитесь к специалисту.

Также ребенок может пытаться снять аппарат после некоторого времени носки. Это может происходить из-за того, что аппарат пока что слишком тяжел для малыша. Если у вас есть возможность, подберите модель полегче, если нет, то можно чаще делать короткие перерывы в ношении на 10-15 минут, чтобы ухо отдохнуло.

Обратите внимание на то, чтобы пластик, из которого сделан слуховой аппарат, был качественным и не вызывал аллергии у ребенка.

Конечно, каждый малыш сначала будет сопротивляться ношению аппарата. Задача родителей – сделать так, чтобы ребенок сам хотел носить его и слышать мир. Как это сделать?

Каждая мама обязана знать:  Внучка не хочет слушать взрослых

Свяжите понятие слухового аппарата с понятием игры. Надеваем устройство на малыша и начинаем играть в звуковые игры: читать стихи, кататься «по кочкам», играть с погремушкой (для начала лучше выбрать тихие варианты), активно общаться с ребенком. Пусть аппарат станет для него ключиком к новой игре, так он быстрее справится с адаптацией, ведь все зависит от мотивации! Ребенок со слуховым аппаратом – счастливый, общительный ребенок.

Не забывайте, что специалисты всегда готовы прийти на помощь! Лучше задать тревожащие вас вопросы экспертам, чем бояться кого-то побеспокоить и упустить, возможно, важную проблему!

Новокрещеных Марина Валерьевна

Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.

Школа ремонта: что делать, если ваш слуховой аппарат перестал работать

Подобно любому бытовому электроприбору, цифровые слуховые аппараты, причём даже самые передовые брэнды, могут, как говорят в народе, «глючить». Если ваш слуховой аппарат начал работать менее эффективно, а то и вовсе перестал подавать признаки жизни, необходимо определить: можете ли вы устранить неисправность самостоятельно или же это под силу исключительно мастерам сервисного центра.

Проверить работоспособность слухового аппарата вы можете с помощью на удивление простой манипуляции: зажмите прибор в кулаке и поднесите к уху. Если вы услышите слабый свистящий звук – значит, все в порядке, и нет никакого повода для паники. Если же слуховой аппарат не подаёт никаких признаков жизни, то первое, что вы должны сделать – это заменить батарейку (причём неважно, новая она или нет).

Есть и более технологичный вариант, предусматривающий использование специального цифрового тестера аккумуляторов для слуховых аппаратов. Для этого вызвавшую сомнение в своей функциональной состоятельности батарейку помещают в указанный девайс, на дисплее которого высвечивается информация о её текущем состоянии.

Далее мы рассмотрим особенности ухода за разными типами слуховых аппаратов, а так же наиболее распространенные причины их выхода из строя.

Внутриушной (ITE) и полностью скрытый внутриканальный слуховой аппарат (CIC)

Общей проблемой для данного типа слуховых аппаратов является засорение фильтров, защищающих звуковое отверстие от ушной серы. Интенсивность секреции ушной серы – процесс сугубо индивидуальный.

Для оптимизации производительности работы слухового аппарата рекомендуется менять серные фильтры каждые 3-5 недель, а возможно ещё чаще.


Необходимо учитывать, что конструктивные особенности различных моделей слуховых аппаратов могут предусматривать использование серных фильтров разных форм. Поэтому, чтобы застраховать себя от приобретения фильтров, не подходящих к слуховому аппарату пользователя, этот вопрос требует уточнения у специалиста.

Ещё одной распространённой проблемой для данного типа слуховых аппаратов является засорение отверстия входа микрофона. Как правило, оно располагается сразу за шторкой батарейного отсека. Для чистки микрофона лучше всего использовать специальную щётку. Не стоит приспосабливать для чистки зубную щётку или что-либо в этом роде, тем более иголки и булавки.

Одним из самых серьёзных повреждающих факторов для слуховых аппаратов является влага. В этой связи целесообразно помещать слуховой аппарат на ночь в специальный осушающий контейнер. Это может быть пластиковая камера с осушающими гранулами или же более сложное устройство, принцип работы которого основан на использовании ультрафиолетового излучения. В последнем случае такой осушающий набор не только удаляет влагу, но и истребляет патогенные микроорганизмы – вирусы и бактерии. Регулярное использование осушающих контейнеров может существенно продлить срок службы слухового аппарата: как заявляют производители, примерно половина поломок с последующей сдачей изделия в ремонт вызвано воздействием влаги и ушной серы.

Заушный слуховой аппарат (BTE)

В плане ухода за заушными слуховыми аппаратами актуальнее всего стоит вопрос чистки ушных вкладышей. Ушные вкладыши можно отсоединять от слухового аппарата и подвергать мойке и чистке. Используйте щёточки, которые либо идут в комплекте со слуховым аппаратом, либо приобретаются отдельно.

Звукопроводящую трубку также следует по возможности очищать от загрязнений, что может представлять некоторую проблему. Лучше всего обратиться в клинику, где был приобретён слуховой аппарат.

Слуховой аппарат с ресивером в ухе (RIС или RITE)

Единственным отличием слухового аппарата с выносным ресивером от BTE является наличие электронной «начинки» на конце звукопроводящей трубки. При чистке вкладышей таких слуховых аппаратов ни в коем случае нельзя использовать воду.

Ресиверы, как правило, достаточно надёжны в эксплуатации, но и они порой могут стать причиной неполадок в работе слухового аппарата. Если это именно ваш случай, не пытайтесь устранить проблему самостоятельно, а обратитесь к специалисту по месту приобретения слухового аппарата для замены вышедшей из строя детали.

Как видите, если ваш слуховой аппарат неожиданно вышел из строя, не стоит сразу предаваться панике: в некоторых ситуациях с неполадкой можно разобраться самостоятельно. Для всех остальных случаев есть сервисный центр и гарантия продавца.

Как вернуть слух? Если слуховой аппарат не помогает

Лечение глухоты у детей и взрослых — кохлеарная имплантация, операция и реабилитация

Кохлеарная имплантация — метод, позволяющий вернуть слух людям, потерявшим возможность слышать из-за различных заболеваний, а также от рождения глухим детям. По словам академика Юрия Янова, сейчас практически нет случаев, когда бы отечественные врачи не могли помочь в лечении глухоты — и операция кохлеарной имплантации, и реабилитация после нее проводится бесплатно. Однако вновь научиться слышать и говорить не так легко. С какими трудностями сталкиваются специалисты по кохлеарной имплантации и их пациенты?

Что такое кохлеарная имплантация

Что позволяет нам слышать? Ушная раковина улавливает звуки окружающего мира и передает их в среднее ухо. Там они усиливаются и преобразуются в слабые электрические сигналы. За передачу этих импульсов к головному мозгу отвечает улитка — главная часть внутреннего уха, по форме напоминающая ракушку.

Если эта система даст сбой, происходит частичная или полная потеря слуха. Но восстановить передачу импульсов способен кохлеарный имплант (от лат. сochlea — слуховая улитка). Это аппарат, состоящий из внутренней части, которая хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку, и наружной — речевого процессора (располагается за ухом).

Как работает кохлеарный имплант?

  1. Звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора.
  2. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.
  3. Эти импульсы передатчик посылает через неповрежденную кожу к импланту.
  4. Имплант передает электрические импульсы на электроды, помещенные в улитку.
  5. Слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга.
  6. Мозг распознает переданные сигналы как звук.
Каждая мама обязана знать:  Дочь тайно смотрит мультики для взрослых

— Кохлеарный имплант — самый дорогой аппарат, который вживляется в человека, его стоимость около 1 млн. руб., — рассказывает Юрий Константинович Янов, директор Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи — ведущей клиники в нашей стране, специализирующейся на кохлеарной имплантации. — Мы начали делать эти операции почти 30 лет назад, и сейчас в России проводится около 1000 операций кохлеарной имплантации в год.

В Санкт-Петербургском ЛОР НИИ работают хирурги мирового уровня, сюда едут учиться не только из стран ближнего зарубежья, но и из Европы, с Ближнего Востока. В мировой практике операция кохлеарной имплантации занимает обычно час-полтора, а в ЛОР НИИ от разреза до зашивания проходит около 30 минут — и это не погоня за скоростью, а высочайшее мастерство хирургов.

Кому и когда делают операцию кохлеарной имплантации?

Несмотря на то, что улитка взрослого человека и грудного ребенка имеет одинаковые размеры, и технически операция кохлеарной имплантации возможна в любом возрасте, ее нельзя сделать сразу после рождения.

— Сначала мы должны выявить, что ребенок или взрослый — действительно глухой, — объясняет доктор медицинских наук, отохирург Владислав Евгеньевич Кузовков. — Мы должны убедиться, что обычные супермощные слуховые аппараты ему не помогают. Что оперативное вмешательство — действительно последняя возможность вернуть слух. Ведь это операция не по спасению жизни — а по улучшению ее качества.

Так выглядит кохлеарный имплант. Фото Дарья Козинова

Кроме того, как и всегда в хирургии, есть показания и противопоказания, а также риски, связанные с проведением операции очень маленьким детям. На сегодня самые младшие пациенты Владислава Кузовкова — 6-7-месячные. Но по-прежнему часто в ЛОР НИИ обращаются с 2-летними детьми — о том, что у ребенка потеря слуха, догадываются, лишь когда он вовремя не заговорил.

— Чем раньше мы обеспечим стимуляцию слуховых центров коры мозга, тем более естественным будет развитие ребенка, тем меньше он будет отличаться от сверстников, — говорит доктор Кузовков. — Буквально за последний год мы заметили, что информированность медицинских работников и родителей выросла, и к нам обращаются все раньше и раньше.

Кроме того, обязательное условие кохлеарной имплантации — реабилитация после установки импланта. Иначе ребенок или взрослый, приобретя возможность слышать, так и не научится пользоваться слухом, а значит — не сможет общаться, обучаться, ничего не приобретет в социальном плане.

Зачем нужна реабилитация после кохлеарной амплантации?

— Имплант — это устройство, которое дает возможность слышать. Вы слышите китайскую речь? Отлично. Почему вы ее не понимаете? Почему вы не говорите по-китайски? Сколько времени вам понадобится, чтобы овладеть китайским языком? — так начинает рассказ о реабилитации Инна Васильевна Королева, доктор психологических наук, профессор, автор книг и пособий по реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации.

— Вот почему у взрослых, которые потеряли слух после овладения речью, реабилитация проходит быстро: их мозг умеет слышать, умеет говорить, в их мозге есть весь родной язык. Буквально вчера я работала с таким поздно оглохшим пациентом. Ему только что подключили имплант. Усиление пока не позволяет слышать все звуки. Но он уже после получасовой тренировки начинает узнавать слова. Через 2-3 недели человек в целом понимает речь, хотя его умение полноценно понимать и воспринимать все звуки улучшается в течение года, — поясняет Инна Королева.

С маленькими детьми, глухими с рождения или потерявшими слух до того, как научились говорить, это гораздо более сложный процесс. Мозг, который не умеет слышать и не умеет говорить, надо всему этому научить.

На первом этапе реабилитации, который занимает от 3 недель до 3 месяцев, происходит настройка импланта, чтобы слышать весь диапазон звуков. Ребенок еще их не различает. Задача специалистов и родителей, которых специально обучают, — вызвать интерес к звукам, чтобы ребенок начал сам обращать на них внимание — как это происходит с рождения у здоровых детей. Затем вызвать у ребенка голос, чтобы он научился издавать звуки и слушать их.


На втором этапе реабилитации после кохлеарной имплантации ребенок должен научиться слышать каждый звук речи и повторять любое слово, даже если оно непонятно. Этот процесс занимает год-полтора.

И, наконец, на третьем этапе происходит собственно овладение родным языком.

— У обычного ребенка овладение речью занимает 5-7 лет, — говорит профессор Королева. — И если мы хотим, чтобы ребенок после кохлеарной имплантации говорил так же, как его сверстники, это займет примерно столько же.

Так выглядит человек с кохлеарным имплантом

Инна Васильевна подчеркивает: все детям, даже тем, кто получает имплант в очень раннем возрасте, необходима и насыщенная речевая среда (общение в семье), и специальные занятия — потому что имплант, к сожалению, не столь совершенен, как нормально работающее ухо.

— Рассчитывать, что все дети с кохлеарными имплантами достигнут уровня речевого развития сверстников, к сожалению, нельзя, — считает Инна Королева. — Потому что для овладения языком нужен не только слух. Нужна сложная работа мозга, которая зависит и от возможностей ребенка, и от усилий родителей, и от того, как мы их научили.

Жизнь после кохлеарной имплантации: фильм «Пусть мир услышит!»

О том, каких результатов позволяет добиться кохлеарная имплантация, рассказывает документальный фильм «Пусть мир услышит!», вышедший этой осенью. Его герои потеряли слух в разном возрасте, и на их примере можно понять, чего реально добиться с помощью кохлеарной имплантации.

У Айгерим из Казахстана потеря слуха прогрессировала и привела к полной глухоте в 13 лет. Родители не верили в успех операции, но девочка настояла. Сейчас Айгерим — молодая певица, вместе с мамой развивает бизнес по организации праздников, а также работает дефектологом — помогает учиться говорить детям с такой же проблемой, как и у нее.

Дмитрий живет в Санкт-Петербурге, он эксперт по транспортной безопасности и увлекается танцами, водит автомобиль. После потери слуха в 14 лет окончил техникум, а после кохлеарной имплантации преподавал в Горном институте. В возвращении слуха Дмитрию помогла музыка — он часами слушал любимые записи, чтобы вернуться в мир звуков.

Каждая мама обязана знать:  Дочь с рождения сосет большой палец

Николай из Санкт-Петербурга в 3 года после менингита потерял и зрение, и слух. Говоривший до этого ребенок полностью отказался от речи. Он был одним из первых пациентов ЛОР НИИ с кохлеарным имплантом, методики для таких детей еще не существовало — она рождалась благодаря энтузиазму специалистов и мамы Николая, Ирины. Сейчас молодой человек учится на юридическом факультете СПбГУ, пишет стихи и прекрасно разбирается в классической музыке.

Николай с мамой Ириной Кузнецовой

Истории, рассказанные в фильме «Пусть мир услышит!», вдохновляют и указывают путь для потерявших слух взрослых и детей. А также обозначают проблемы, которые еще существуют в области кохлеарной имплантации.

Дети с кохлеарными имплантами и общество

— Снимая фильм, мы поняли, насколько сложное и неоднозначное отношение к глухим и слабослышащим людям в нашем обществе, — делится Аркадий Яковлевич Соснов, автор идеи и сценария, главный редактор журнала «Русский меценат». — Печальные примеры — повсюду. Мама запрещает дочке дружить с девочкой, у которой установлен кохлеарный имплант: «Ты от нее заразишься». У нашей героини Айгерим был молодой человек, с которым они собирались пожениться, но когда его мать узнала, что девушка на самом деле глухая, она запретила этот брак.

Первая проблема — настороженность и банальная неосведомленность. А ведь благодаря развитию технологий людей с кохлеарными имплантами становится все больше. Они ходят в обычную школу, поступают в институты, и их окружение ничего не знает о трудностях, которые они могут испытывать. Отсюда проблема вторая: надо информировать педагогов, которые сталкиваются со школьниками и студентами с кохлеарными имплантами.

На сегодняшний день на русском языке создано такое количество материалов по реабилитации пациентов с кохлеарными имплантами, какое есть лишь на английском и немецком. Среди огромного числа пособий, которые выпускаются ЛОР НИИ в помощь родителям и педагогам (многие из них доступны на сайте), есть книга «В моем классе учится ребенок с кохлеарным исплантом» — с простыми советами, которые позволяют учителю понять трудности такого ребенка.

Новогодняя елка в ЛОР НИИ

Третья проблема — обучение специалистов-дефектологов методу слуховой реабилитации, ориентация их на новые возможности детей с кохлеарными имплантами и на тесное взаимодействие с родителями.

— Прежние методики сурдопедагогики были ориентированы на зрение, на тактильные анализаторы — на то, что было сохранного у ребенка, — объясняет Инна Королева. — Педагог не вовлекал в занятия с ребенком семью. А ведь достичь такого результата, как с Николаем, без участия родителей невозможно.

А вот что говорит сам Николай Кузнецов:

— Даже взрослым, которым ставят кохлеарный имплант, нужна психологическая поддержка. А также элементарная помощь: нужен человек, который проконтролирует, все ли ты четко говоришь.

И, наконец, еще одна проблема касается эксплуатации такого сложного прибора, как кохлеарный имплант. Его внешняя часть — процессор — находится снаружи головы, и бывают случаи поломки или утери дорогостоящего устройства, особенно у детей. Родительское объединение «Я слышу мир» добивается того, чтобы была возможность застраховать эту часть импланта. Также не решен вопрос с заменой процессоров за государственный счет — это сильно облегчило бы жизнь родителям детей с кохлеарными имплантами.

нарушение слуха из за острой гипоксии

ПОдскажите кто знает, или у кого было.

Беременность была не простой, сыночка родила в 34,5 недель; с отставанием в развитии примерно в месяц. ЭКС — причина острая гипоксия и начался реверсный ток по пуповине.

Вроде бы сынок пугается звука перфоратора или если громко чихнуть; но если обратить внимание то реакция на звуки у него снижена, вот сидишь на диване, он рядом играет, его зовешь и он совершенно не реагирует на зов. Сегодня были у доктора, доктор вокруг него сильно и громко стучал, сынок вообще никак не прореагировал, написали сниженную реакцию на звуки.

Аудиоскрининг в 4 месяца прошли, все отлично. Вот нам предположили что со слуховыми проходами все хорошо, а кора головного мозга пострадала от гипоксии. Говорят в области это никак не проверить. Действительно такая проблема от гипоксии возможна? Где можно проверить кору головного мозга? насколько все может быть серьезно?

пожалуйста без издевательств, и так 2 часа не могу истерику успокоить

если аудио тест прошёл хорошо, то, думаю, волноваться не стоит.сделайте узи головного мозга-обычно в роддоме всем детям сейчас это делают.мы тоже на 35 неделе родились, были небольшие кисты в голове после гипоксии.узи я делала регулярно.в год всё стало хорошо, кисты рассосались.поэтому если на узи у вас никаких серьёзных нарушений в головном мозге не увидят, то и поводов для глухоты быть не должно.ещё я читала, что до 4 месяцев у младенцев в среднем ухе находится жидкость, поэтому все звуки они слышат приглушённо(наподобие как они в животе находились в воде, вот также до 4 месяцев они звуки воспринимают, ну может чуть получше).типа поэтому можно не создавать идеальную тишину, когда ребёнок спит, он всё равно шума не услышит.когда будете плановый осмотр у лора проходить, озвучьте свои опасения.но я думаю что прям уж обследование серьёзное проводить пока не стоит.потом, по мере взросления ребёнка увидите.я тоже иногда думала про своего-может не слышит, что я ему говорю, что нельзя что-то делать(нам уже 1,6года).нет-просто вредный стал и слушаться не хочет

Блин, вот та же фигня, пугается через раз, но не поворачивается в сторону звука, а звать вообще бесполезно ?Порой меня это настораживает

Говорят у деток это бывает. Нам надо проверить потому что у него было экстренное состояние из за гипоксии. Такое даже у взрослых бывает: при серьёзной травмне и длительной остановке дыхания человек может сильно пострадать. Вот поэтому хотим исключить предположение что у нас это произошло

У нас тоже была гипоксия, ребенку не хватало питания, поэтому родилась доношенная, но как оказалось маловесная, рост не соответствовал весу. Теперь за всё трясусь! Ещё мне кажется, что именно левое ухо плохо слышит или не слышит вообще, и когда в роддоме проверяли, то правое проверили быстро, а левое как то замешкались, поэтому есть подозрения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация