Боюсь идти в новую школу


Содержание

Переход ребенка в новую школу. Как справиться со стрессом

Переход в новую школу — это всегда стресс. Причем, как для ребенка, так и для родителей. В этой статье психолог рассказывает, как преодолеть волнение и адаптироваться к новым реалиям.

На приеме у психолога сидит К., девочка лет четырнадцати, миловидная, высокая, с большими тревожными глазами. Привела мама, сама вся в волнении, в стрессе. Рассказывает: «Переехали в новый район с этого года, и пришлось детей переводить в новую школу, которая тут под боком. Младшие вроде бы неплохо адаптировались, а вот старшая (кивает на К.) – никак не может. Плачет уже третий месяц, просится в старую школу, оценки упали. Была отличницей, очень активной, всегда участвовала во всяких школьных мероприятиях. Сейчас не узнать: идти в новую школу не хочет, стала болеть, ни с кем не общается. Я поняла, что мы уже сами не справляемся.

Остаемся наедине с девочкой. По диагностике – депрессивное состояние. К.: «Я не вписалась ни в этот класс, ни в эту школу. Одноклассники новые восприняли меня недружелюбно изначально, теперь даже есть девочка, которая соревнуется со мной, соперничает во всем. Учителя записали меня в слабые ученицы, потому что я сразу стала теряться, забывать от стресса то, что учила. Я вся на нервах, когда нахожусь там. Лучше уже я буду ездить через полгорода, но в старую, привычную школу, где мне легко, и все меня знают и любят».

Эта история ставит перед нами сразу много вопросов, которые надо постепенно разрешать.

1. Переход в новую школу чаще всего является стрессом не только для детей, но и для родителей

Особенно для родителей ответственных, зависимых от мнения социума, переживающих за свой статус в глазах общества. Для них успех ребенка приравнивается к своему собственному успеху, либо общему семейному успеху. Поэтому к ребенку гласно или негласно предъявляется много требований, от него ждут, чтобы он соответствовал имиджу «приличной» семьи. В такой ситуации дети ощущают себя между двух огней. И родительские ожидания поджимают, и новая школа неизвестно какие выставит условия. Такой вариант для ребенка вызывает большое психическое напряжение. Получается, что у него нет «отдушины», «островка», где он мог бы расслабиться и быть самим собой, а не оправдывать чьи-то ожидания.

Очень важно, чтобы в период перехода в новую школу родители могли самостоятельно разобраться со своими страхами и волнениями и не переносить их на ребенка, не создавать ему дополнительный источник стресса. Лучше отправлять ребенка в новую школу со словами: «мы тебя любим и примем в любой жизненной ситуации!» Это слова поддержки, а не позволение вести себя, как угодно.

2. Родителям важно включиться в адаптацию ребенка в новой школе

Это отличный метод снижения своего собственного стресса, в том числе. Когда родитель загодя приходит в новую школу (полезно взять с собой ребенка), осматривается, пройдет по коридорам и кабинетам, познакомится с классным учителем, директором, возможно, увидит каких-то детей из нового класса, определенная часть тревоги снижается. Новое уже не полностью новое. Уже появилось первое представление.

Для ребенка вхождение в новую школьную жизнь вместе с родителем – это большая поддержка. Он сразу чувствует себя защищенным, когда родитель проторяет дорогу в неизвестность. Исходя из этого, полезно и правильно первое время проводить или встретить ребенка из новой школы, особенно если он учится в начальных классах. Ничего, что он давно самостоятельный — эта родительская поддержка (или бабушкина/дедушкина, если родитель не может сорваться с работы) придает ребенку уверенности и ощущения, что он не один.

Хороший вариант, когда новенький родитель пытается (пусть на первых порах) поучаствовать в каких-то общеклассных мероприятиях, помочь в организации праздников, пр. Это даст ему возможность ближе познакомиться с другими родителями и детьми, учителем. А последним тоже позволит рассмотреть новенького и «принять» в свой коллектив.

Если ребенок уже в подростковом возрасте, родителю надо с ним советоваться о доли своей включенности. Некоторые дети – подростки стесняются уже, когда родители их провожают в школу либо очень активно общаются с учителями. Лучше договориться о такой степени вовлеченности родителя, которая будет ребенку психологически комфортна.

Отдельно надо сказать о личном опыте перехода в новый коллектив родителя, если таковой имеется. Часто переживают за успешность перехода в новую школу те родители, у которых есть собственный негативный опыт. Которые когда-то не смогли «прижиться» в новой школе, возможно, подвергались насмешкам, страдали. И это воспоминание теперь висит страшным грузом над ребенком, которому предстоит войти в новый коллектив. В этом случае родителю лучше «переварить» свой опыт с каким-то доверенным человеком – не ребенком! – чтобы неосознанно не навязывать свои ощущения ребенку, у которого будет только свой опыт, а не ваш.

3. Роль других взрослых в адаптации ребенка тоже важна

В случае если родитель видит на протяжении долгого времени, что ребенок с трудом адаптируется, переживает, не хочет ходить в школу, необходимо (и уже без согласия ребенка) войти в контакт с классным учителем, со школьным психологом. Кстати, одна из профессиональных задач последнего состоит как раз таки в помощи новым ученикам в адаптации.

Учитель, который видит старания родителя помочь своему ребенку в адаптации, тоже склонен больше помогать этому ребенку. Помимо того, что педагог должен оценить уровень знаний ребенка, понять, какова его образовательная «ниша», всегда важно помнить, что манера общения учителя с новым ребенком, его изначальное отношение к нему быстро «считываются» остальными детьми. Если мы говорим про начальную школу, то отношение учителя к новому ученику будет критичным для формирования общего отношения к этому ребенку со стороны одноклассников. Ведь учитель в начальной школе – это тот, кто знает все! Кто не ошибается! От которого зависит моя школьная жизнь! Т.е. маленькие дети склонны наделять своего учителя качествами всемогущества (поэтому – то мы так внимательно ищем первого учителя для своего ребенка). Если это уже не начальная школа, то мнение учителя теряет свою непререкаемость и, тем не менее, остается очень важным для формирования отношений с новым ребенком, для его психологического самочувствия в классе. Когда есть взрослый, который тебя хоть немного понимает и поддерживает, уже проще вливаться в новый поток.

Каждая мама обязана знать:  Папа сидит в школе, чтобы сын учился...

4. Всегда ли это стресс и для всех ли он одинаков?

Как мы увидели из истории с К., не все дети переживают поступление в новую школу, как дистресс (негативный стресс). Для кого-то это просто интересное либо нейтральное изменение в жизни. Детская психика, по сравнению со взрослой, более гибкая и мобильная. В основном, дети быстрее и легче привыкают к новым коллективам и другим переменам в жизни, чем взрослые.

От чего зависит неодинаковое привыкание? Конечно:

  • от характера ребенка,
  • от состояния его здоровья,
  • от общей семейной атмосферы, в которой он живет.

Легче дастся адаптация дружелюбному, любящему новые знакомства, здоровому ребенку, живущему в полной и мирной семье.

Труднее произойдет адаптация у замкнутого, застенчивого, трудно привыкающего к новому ослабленного ребенка, у которого дома проблемы между мамой и папой.

В целом, в большей поддержке нуждаются дети — интроверты, которые закрыты и редко выражают чувства. Это дети, которые не ищут поддержки у людей, и поэтому им труднее дается нахождение в социуме.

Легче адаптироваться в новом месте ребенку, у которого здесь есть хотя бы один знакомый человек. К примеру, перешли в новую школу вместе с другом или тут уже учится знакомый ребенок, который может быть эмоциональной опорой на первое время.

В случае с 14-летней К., однако, казалось, все нужные факторы совпали: девочка активная и общительная, здоровье нормальное, семья благополучная. Почему же возникла дезадаптация?

Качество прохождения адаптации в новой школе зависит не только от новенького, но как уже говорилось, от тех, кто встречает его. В описываемом случае классный учитель и учителя – предметники даже минимально не поддержали девочку, не дали ей освоиться на новом месте, сразу выдвинули серьезные требования. Детский коллектив также отнесся недружелюбно, как истолковала для себя девочка (на самом деле, подростки хотят общения, но часто стесняются и внешне могут выглядеть замкнутыми).

С точки зрения, кому проще адаптироваться в новой школе – малышу или подростку, однозначно ответить сложно. С одной стороны, у ребенка в начальной школе нет тех сложностей, что есть у подростка: зависимость от мнения сверстников, неуверенность в своей привлекательности (которые, несомненно, усложняют адаптацию). С другой стороны, подросток менее зависим от мнения и отношения классного учителя (с которым могут не сложиться отношения, а переключиться не на кого) и, в целом, более самостоятелен (малыш может напрягаться по поводу того, что заблудится по дороге в школу или потеряется внутри ее).

Как мы понимаем, школу меняют при наличии серьезных причин: переезд либо недовольство посещаемой школой. Вторая причина включает в себя слабый образовательный уровень, сомнительный контингент детей, текучку педагогических кадров, вторую смену, неудобную для детей.


Конечно, переходить в новую школу лучше в начале учебного года, это все-таки ставит всех детей в относительно равные условия. Переход в середине учебного года более сложен по адаптации, как в образовательном, так и в социальном планах, и должен происходить при чрезвычайных условиях.

Если родители окончательно решили переводить ребенка в новую школу, это должно означать, что они достаточно продумали целесообразность этого решения. Чтобы не променять шило на мыло, до перевода родители должны навести справки про школу, куда они собираются перейти. И не только у родителей детей, которые там учатся, но и сами должны прийти и поговорить с директором, учителями.

Серьезно поразмыслить надо будет, если ребенок учится в последних классах – есть ли смысл в переводе, возможно, большому ребенку будет проще ездить дальше, но дойти до конца в привычной среде и не изменить свой средний балл?

О чем еще надо знать, переводя ребенка учиться в новую школу?

  • В этот период лучше воздержаться от других нововведений в жизни. Пусть лучше ребенок все усилия направит на адаптацию в одном новом месте, чем будет напрягаться по многим фронтам. Что-то должно остаться знакомым, понятным и незыблемым. Тогда адаптация проходит быстрее.
  • Очень неплохо в августе перед началом учебы немного освежить в памяти пройденный материал за предыдущий год. Мы знаем, что сентябрь – это время повторения пройденного. И если новый ребенок сразу себя зарекомендует, как знающий, уверенный, то это и ему спокойнее, и хорошая репутация в глазах учителя и класса.
  • Первые месяцы после поступления в новую школу родителям стоит быть внимательными к настроению и состоянию ребенка. Не стоит пускать на самотек такое важное изменение в жизни ребенка, забывать, что в его жизни происходит серьезная перемена. Держите пока руку на пульсе и лишний раз приглядитесь к ребенку и спросите его, как идут дела.
  • Неправильным поведением родителей будет игнорирование такого изменения в жизни – «ничего, сам справится». Либо слишком нервное включение, когда родитель волнуется больше ребенка, пытается «купить» расположение учителя и одноклассников неуместными подарками; лучше всего спокойное, но внимательное отношение к ребенку, посильное включение там, где он переживает.

Чего можно ожидать от ребенка, только что перешедшего в новую школу?

Ухудшение учебы и потеря интереса к ней, повысившаяся тревога, жалобы на непонятного происхождения боли, ухудшение поведения дома и в школе, снижение самооценки – все это временные признаки ослабевшего человека, столкнувшегося в своей жизни с новыми испытаниями! Главное, помнить, что они временные! И при поддержке родителей, по истечению времени должны сходить на нет.

Когда бить тревогу?

Более трех месяцев описанные выше признаки не проходят, а усугубляются. Тогда мы говорим о так называемой школьной дезадаптации, когда необходима помощь специалиста – психолога. Это не обязательно случай, когда ребенка надо срочно забирать из новой школы. Вмешательство в болезненную адаптацию полезно даже на таких сроках, когда кажется, что все потеряно. Как это произошло с нашей героиней К., которая все – таки осталась в новой школе, благодаря активной помощи родителей и знакомых, а также помощью психолога. С девочкой проводилась немедикаментозная психотерапия, где она смогла выразить свои переживания и выработать новые стратегии совладания с ситуацией. К процессу была подключена учительница, с ней активно общалась мама девочки. Нашли ресурсы в виде друзей из старой школы, которые стали навещать К. в ее новой школе и дали ей тоже точку опоры. В итоге, девочка сама выбрала остаться в новой школе, поддерживая активные отношения с друзьями из старой.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок перед сном дергает мои волосы

Как перестать бояться новой школы и подготовить к ней ребенка — советы психолога

Читайте также

«Может, но не хочет!»: 12 советов родителям школьников

Найти «своего» учителя

«Со мной никто не дружит!» Школьные проблемы приемных детей

Гиперактивный ребенок в школе. Как помочь ему учиться?

Тревога из-за перехода ребeнка в новую школу возникает, даже если в старой всe было хорошо. А если уж там было что-то не так, то тем более. Но любые риски можно оценить заранее и подготовить своего школьника ко всем возможным неожиданностям. Психолог Катерина Демина дает советы: как перестать бояться новой школы и младшим школьникам, и старшеклассникам.

Начальная школа

Каждый год я получаю массу писем с вопросами «Как подготовить ребенка к переходу в новую школу». Понятно, что ребенок часто даже не подозревает, какое испытание его ждет. Все эти переживания, прежде всего, — чувства взрослых.

«Расспрашивайте своего школьника в форме открытых вопросов: «Как зовут твоего соседа по парте? Во что играли на физкультуре?» Фото — i.obozrevatel.ua.

За самых маленьких тревожнее всего. Не обидят ли его «старенькие» ученики? Сможет ли он найти общий язык с соседом по парте? Хорошая ли попалась учительница? Как понять, сделали ли мы роковую ошибку или удачный выбор?

Сперва смотрите на то, каким ребенок приходит из школы. Усталый, но довольный? Злой как черт, рюкзак летит в угол, кидается на диван с плачем «Чтоб она провалилась, эта школа!»? Возбужденно тараторит, перечисляя имена новых друзей и занятия? Кажется, что отрицательный — только второй вариант. На самом деле ни один из них не показывает реальную картину.

Возбуждение и довольство может смениться скукой, остервенелое неприятие — крепкой дружбой на много лет.

Первые дни вообще непоказательны. Для полноты картины лучше подождать с выводами хотя бы месяц. Понаблюдать, зайти в школу во время урока физкультуры на улице, сразу после уроков посмотреть, как и с кем ваш ребенок вываливается из здания. Даже такой простой показатель, как время вашего ожидания возле раздевалки, может дать много информации. Не просто копается, а завис с друзьями? Или его оставили после занятий в наказание? Или он там делает стенгазету и вообще потерял счет времени?

Не торопитесь с выводами. И расспрашивайте своего школьника в форме открытых вопросов: «Как зовут твоего соседа по парте? Во что играли на физкультуре? Хочешь пригласить кого-нибудь погулять с нами в воскресенье?». Если девочки (скорее всего) сами завалят вас подробностями, то мальчики могут долго отвечать «нормально», прежде чем внутри у них сформируется какое-то определение происходящему. Итак, что может пугать и напрягать.


Злая учительница. Тут все в руках родителей. Если ребенок раньше в школу бежал вприпрыжку, а теперь каждое утро начинает искать повод прогулять — ищите причину. Поговорите с другими родителями класса, обращайте внимание на слова вроде «сильный педагог», «держит класс», «зато у нее высокий рейтинг».

Обычно за этими эвфемизмами стоит образ довольно неприятной, властной и недоброй женщины, которая позволяет себе унижать и оскорблять детей, орать на них, наказывать и запугивать. Из этой ситуации компромиссного выхода нет, надо менять класс. Даже если вы сходите к завучу, поговорите с самой учительницей, призовёте к диалогу — она не умеет по-другому, дело не в вашем ребенке. Это выгорание и профдеформация. Забирайте ребенка.

Более сильный класс. Возможно, ваш ребенок будет не успевать за остальными. Возможно, вам придется приложить какие-то экстра-усилия, чтобы помочь ему «оседлать волну». Некоторое время контролировать домашние задания, может, попросить кого-то из одноклассников объяснить правила оформления (заодно и отношения наладите), почитать что-то дополнительное по предметам. Но вы же ради этого — сильного класса — и затевали переход?

Моя младшая дочь, например, потребовала переход сама. Вот прямо пришла к завучу в старой школе и заявила: «Мне скучно». «Твои проблемы», — сказала завуч и дала ей итоговый тест за третий класс. Лизка написала его за 20 минут, пришла снова. Ей дали тест за четвертый класс. Она его написала за полчаса. Тут уже завуч стала звонить мне и сообщать, что у меня проблемы. Ну что, перевели ее в школу через дорогу, ребенок сразу скатился на четверки с двойками по поведению. Зато не скучно.

Травят одноклассники. Тут два варианта: если ситуация с травлей повторяется в каждом новом коллективе — срочно бегом к психологу, выяснять, что за беда такая. Если до сих пор ребенок прекрасно находил общий язык со всеми, а тут вдруг вам сообщают из школы, что он нелюдимый, неконтактный, не умеет дружить — есть повод сходить и понаблюдать, что происходит.

Подробно расспросите ребенка, постарайтесь найти «наблюдателя» — маму из родительского комитета или школьного психолога, или просто симпатичную одноклассницу, которая умеет смотреть и рассказывать. Это тот самый случай, когда сначала надо собрать информацию, а потом действовать.

Средняя школа

В средней школе на первый план выходят отношения с одноклассниками. И все тревоги связаны в основном с этим. Найду ли я себе новых друзей? Смогут ли они заменить старых?

Во-первых, объясните ребенку, что для вхождения в любые новые отношения надо сначала завершить старые. «Завершить» — не означает порвать или прекратить, нет. Твоя подруга с пеленок навсегда останется твоей подругой. Но если ты будешь всю свою любовь вкладывать в переписку с ней, ты не сможешь прижиться здесь. То же самое относится к любым переменам в жизни.

«В средней школе на первый план выходят отношения с одноклассниками». Фото — tengrinews.kz.

Осознать, что определенный этап закончен и пройден — очень важно. И самим тоже отнестись с пониманием к тому, что первое время подросток будет рваться назад, организовывать встречи, постоянно звонить и переписываться с друзьями, оставшимися на прежнем месте. Это должно пройти, дайте ему время.

Каждая мама обязана знать:  Мама и малыш

Во-вторых, параллельно расставанию идет процесс знакомства с новым миром. И тут вам в помощь воспоминания и осознавания раннего возраста вашего ребенка: мы все реагируем на новое своим особым образом. Увидеть этот повторяющийся рисунок легко, если приглядеться. Как ваш малыш пробовал новую еду? Любил ли он гулять по одному и тому же маршруту или требовал каждый день другую площадку? Носит ли он один и тот же свитер, пока тот не истлеет, или переодевается по пять раз на дню?

Все эти вещи демонстрируют вам способность его нервной системы к адаптации. То, как мы приспосабливаемс я к любым изменениям внешней среды, быстро или медленно, не очень-то зависит от нашего желания. В основном эта характеристика врожденная, называется «темперамент». (Если вы сейчас подумали: «Везет тем, у кого ребенок легко и быстро приспосабливаетс я к изменениям», — быстро возьмите свои слова назад. Потому что ребенок, может, и быстро приспосабливаетс я, а вот изобретать каждый день новые занятия, новые маршруты, новые способы укладывать его спать — как вам такая жизнь? А ведь это две стороны одной медали.) Так вот, если ваш школьник относится к типу медленно адаптирующихся или залипающих людей, вам придется ему помочь.

Подготовьте ему поле для действий. Сходите в школу заранее, выясните неписаные и негласные школьные правила, познакомьтесь с одноклассниками. Купите именно тот рюкзак, который он выберет сам, это важно.

Объясняйте и обсуждайте возможные варианты развития событий. Если вы разбираетесь в групповой динамике — расскажите сыну о том, по каким законам происходит принятие человека в сообщество. Или расскажите хотя бы, как сами это все проходили. Только это должна быть история успеха, а не история о том, «как меня сначала избили, потом окунули головой в унитаз, а потом-то, конечно, все подружились».

Маленькие подарочки на каждый школьный день, просто для поднятия настроения. Объятия и поцелуи в утроенном количестве. Только не переусердствуйте , ни к чему устраивать грандиозную вечеринку для всего класса, да и новый навороченный компьютер тоже лучше заслужить. Так, чуть повысить общий градус поддержки, пункта на два, не больше.

Аплодировать успеху. В зависимости от того, насколько высока была тревога у вас и у ребенка, вы можете отмечать его победу и достижения: познакомился с симпатичным одноклассником и взял его телефон — безусловно, победа для замкнутого тихони. А для гиперактивного «я-друг-всем-вок руг» победой будет день без замечаний в дневнике.

Я очень боюсь переходить в новую школу

Вопрос психологам

Спрашивает: Катя

Категория вопроса: Дети

ТОП лучших советов психологов

Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: Я очень боюсь переходить в новую школу

Здравствуйте, Катя! со своими страхами нужно бороться — Вы сами рисуете себе грустные картины будущего и придумываете себе, что все будет именно так! Но — это лишь Ваши картины и Ваши домыслы. В них НЕТ правды. ТО, как будут складываться отношения со сверстниками зависит и от Вас тоже — просто само по себе не может сложиться так, что все будут против Вас и Вас не примут! оценки и учёба тоже зависят от Вас! Вам нужно думать не о том, что вс ебудет плохо, а о том, как Вы будете справляться со сложностями — пока Вы учитесь только убегать от них, в итоге не приобретаете опыт, не становитесь сильнее, а наоборот потакаете своим страхам и слабостям. Страху нужно смотреть в лицо — в этом и будет Ваша сила. Если Вы решили перейти — то думайте о том, как будете заводить отношения, как будете учиться. Для того, чтобы поддерживать отношения со сверстниками нужно оставаться собой — не идти у них на поводу, не доказывать им то, что с Вами можно дружить и Вы заслуживаете их дружбы, а оставаться собой и выбрать из коллектива тех людей, которые Вам близки по интересам, по личностным качествам. Настройте себя на то, что проблемы БУДУТ, НО ВЫ БУДЕТЕ С НИМИ СПРАВЛЯТЬСЯ, а не бояться их — страх парализует, но когда Вы готовы к этому Вы сможете действовать,а значит все исправить и перестать бояться, а начать жить, дружить, развивать себя! Верьте в себя и свои силы!

Боюсь переходить в другую школу

Другие Учёба

Автор, школа не больница! =))) Бояться нечего ))))

А почему тебя должно беспокоить, что о тебе подумают.. Ты такая же как все, будешь нормально со всеми общаться, быстро адаптируешься.. Плохо адаптация проходит у вредных, эгоистичных людей.. Если ты не такая , а искренняя и общительная, то бояться нечего.

чего тут бояться, это жизнь, ты везде и всегда будешь встречать новых людей. пусть думают что хотят, главное будь собой, веди себя естественно, и там друзья появятся.

ну 9 класс-не так страшно. Люди уже взрослые. Покажи себя уверенным человыеком, не зажимайся, но и не понтуйся сразу. Потому как ни жалость ни зависть тебе не лучшие помощники. А так, советовать что-то более не могу. У самой отвратительный опыт перехода из школы в школу. Но то было в 6 классе. А вот потом в параллельный класс в 10 классе перешла-так все было просто супер. Настройся по-боевому и вперед. Новые друзья, знакомые.

Как освоиться в новой школе

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 16 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 10. Вы найдете их список внизу страницы.

Школа – это база ребенка. Именно в школе дети учатся добиваться успеха. Адаптация в новой школе может оказаться весьма нервной и страшной для ребенка. Когда он идет в новую школу, он переживает о многом: о том, что совсем никого не знает, или о том, что ему не удастся влиться в коллектив. Он беспокоится о том, что просто может потеряться, или что учителя будут слишком строги к нему. Однако стоит ученику влиться в учебный процесс, как сразу появляются новые друзья, и жизнь налаживается. Для того чтобы процесс привыкания прошел легче, нужно как можно больше узнать о школе и основательно подготовиться к первому дню в новом учебном заведении. Кроме того, очень важно научиться заводить дружбу с одноклассниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация