Брат с сестрой соперничают


Отношения братьев и сестер. Мифы о соперничестве.

Источник: Дениз Фоули, Эйлин Нечас. Энциклопедия женского здоровья.

Изд. «Крон-Пресс», 1995 г.
Пер с англ. М.Г. Луппо («Rodale Press Inc, 1993).
OCR Палек, 1998 г.

У вас одни и те же родители, гены, прошлое, иногда даже одна кровать
и одна одежда.
Вы были друзьями и соперниками, вы делились тайнами и были смертельными врагами.
Временами вы ощущали такую близость, как будто вы были сиамскими близнецами, временами отдалялись друг от друга и чувствовали себя чужими. Вы можете вызывать друг у друга самую глубокую любовь и самую лютуюненависть.
Если вы чья-то сестра, есть человек, с которым вас связывают очень
сложные отношения, одни из самых сложных, известных между людьми.
«Это отношения типа: «Я тебя не выношу. Я смертельно ненавижу тебя.
Я люблю тебя. Ты — часть меня самой», — говорит Адел Фабер, вместе с
Элейн Мазлиш написавшая книги «Братство без соперничества» и «В кругу
братьев и сестер». — Это могут быть изменчивые, неоднозначные отноше-
ния».
Изучая отношения взрослых братьев и сестер, Виктория Хилкевич Бед-
форд, доктор философии из университета в Индианаполисе, обнаружила, что
для большинства людей отношения между братьями и сестрами включают в се-
бя элементы ожиданий, обязательств и конфликты. Братья и сестры всех
возрастов и всех степеней родства уверены в том, что они всегда могут
полагаться друг на друга (хотя фактически они редко помогают друг дру-
гу). Сестры в особенности смотрят на разрыв связей как на временное яв-
ление. «Когда они разлучаются, — отмечает д-р Бедфорд, — они ожидают,
что в дальнейшем утраченная связь будет восстановлена, и это действи-
тельно происходит».

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ

Однако д-р Бедфорд, которая изучает отношения между однополыми
детьми, обнаружила также, что между сестрами конфликты возникают чаще,
чем между братьями, возможно, потому, что их отношения отличаются
большей эмоциональностью. «Близкие отношения порождают конфликт», — по-
ясняет она.
За небольшими исключениями, конфликты — обычное явление не только
между сестрами, но и вообще между детьми одних родителей. «Близкие люди
несут на себе шрамы от ран, которые наносят друг другу, говорит Фабер,
которая проводит работу с родителями по всей стране, чтобы научить их
правильно реагировать на соперничество детей. — Большие страдания может
вызывать глубокое чувство обиды: «Я была уродиной, она была красавицей.
Я считалась глупой, она была умницей». Это очень ранит. Часто мы состав-
ляем представление о себе на основании нашего места среди братьев и сес-
тер».
Первые жизненные впечатления остаются на долгие годы; мы переносим их
и соперничество детских лет в наши взрослые годы. «На своих занятиях, —
рассказывает Фабер, — я прошу присутствующих закрыть глаза, а затем
спрашиваю: «Кто из вас еще не вполне освободился от чувства старого
детского соперничества?» Руки медленно начинают подниматься. Затем я
прошу всех открыть глаза и посмотреть вокруг себя. Они смотрят — и у них
перехватывает дыхание. Столько поднятых рук, столько людей узнали сек-
рет, которым они не хотели поделиться даже с закрытыми глазами».

ВРЕМЯ УВЕЛИЧИВАЕТ ЧИСЛО РАН

Братья и сестры, которые в детстве дрались за то, кто будет сидеть на
переднем сиденье, и выясняли, кого мама больше любит, став взрослыми,
продолжают соперничать — кто больше зарабатывает, чьи дети смышленее и
кто возьмет на себя заботу о матери. На основе своих исследований д-р
Бедфорд обнаружила, что сестры часто конфликтуют из-за наследства.
Братья и сестры при выяснении отношений переходят границы, которые не
посмел бы перейти никто другой. Вы припоминаете самые некрасивые моменты
в жизни друг друга в самое неподходящее время. Вы объявляете другому,
кто он (или она) есть на самом деле («психованная», «свинья», «эгоист-
ка»), хотя не замечаете, в кого превращаетесь при этом сами. Вы не оста-
вите без рассмотрения ни один аспект жизни другого человека, как будто у
вас есть право на это.
«Моя сестра невероятно бестактна, — рассказывает 48-летняя Карен
Сполдинг о своей 54-летней сестре. — С годами я приучила себя не оби-
жаться на ее высказывания. Однажды я появилась в ее доме на берегу моря
в удобных для ходьбы сандалиях. Она тут же спросила: «Что это на тебе за
ортопедические стариковские сандалии?» Мне стало смешно. Я про себя счи-
тала, что она носит старушечьи платья, но я и не думала сказать ей
что-нибудь подобное. А когда мы были моложе, такие вещи заставляли меня
плакать».
Хотя есть основания считать, что со временем отношения между братьями
и сестрами улучшаются, иногда и время не может изменить сложившиеся
представления. Д-р Бедфорд вспоминает, как однажды она посетила дом жен-
щины, фигурирующей в исследовании, чтобы увидеть ее сестру, которую эта
женщина описывала как красавицу. «Красавицей она была только в глазах
сестры, — рассказывает д-р Бедфорд. — По-моему, восхищавшаяся ею сестра
была куда привлекательнее. Ее глаза излучали свет, она была интересным
человеком, обладала скрытыми талантами и удивительно радостно восприни-
мала жизнь. Вторая сестра была скучной, неинтересной, стандартно хоро-
шенькой особой».

КОРНИ СОПЕРНИЧЕСТВА

Нетрудно проследить корни соперничества сестер и братьев. «Оно начи-
нается в самом раннем детстве с соперничества за любовь мамы и папы, —
говорит Фабер. — В последнюю свою поездку я наблюдала в самолете за ма-
мой с 6-7-месячным младенцем на руках и 3летним мальчиком, которому явно
не хватало материнского внимания. Мама была полностью поглощена младшим,
она напевала ему, заставляя его улыбаться. Смотреть на эту сценку взаим-
ной любви было одно удовольствие. Но выражение лица 3-летнего мальчика!
На нем было написано: «Как ты можешь так поступать? Ты же моя мама!»
Даже если ваши родители очень внимательно относились к вашим чувствам
и старались никого не выделять, дети все равно могли видеть соперников
друг в друге. Для ребенка сестра или брат — это тот, кто обкрадывает их,
ворует песни, сказки и улыбки, принадлежащие им.
Такие чувства не обязательно связаны с родителями, — уточняет Фабер.
— В действительности, по моему личному убеждению, люди вступают в брак
по той причине, что слова брачного обета «оставить всех других» означают
«ты мой (моя)». Этого я хотела всю свою жизнь, человека, который принад-
лежит только мне!»
Но дружеским отношениям между братьями и сестрами мешают не только
соперничество и обиды, которые мы несем в себе с детских лет. Несмотря
на то что братья и сестры наследуют примерно половину одних и тех же ге-
нов, мы можем быть похожими не больше, чем два незнакомых человека, слу-
чайно оказавшихся рядом на улице, пишут Джуди Данн и Роберт Пломин в
книге «Судьбы расходятся: почему братья и сестры такие разные». Хотя ге-
нетическая связь между нами существует, мы можем быть совершенно разными
людьми, которые совершенно по-разному переживают то, что представляется
общей жизнью, воспринимая ее по-своему. Если вас попросят описать одно и
то же событие из вашего детства, вы и ваши братья и сестры, вполне веро-
ятно, воспроизведете ситуацию из известного японского фильма «Расемон»,
в котором свидетели преступления дают совершенно разную картину того,
как оно совершалось.
Фабер описывает случай из своего детства, когда она, 10-летняя девоч-
ка, нетерпеливо ждала, когда ее обожаемый старший брат вернется из горо-
да, где он работал. Когда он появился, он попросил ее после ужина прогу-
ляться с ним. «Это было то, чего я так жаждала, — ему захотелось погово-
рить со мной! — вспоминает Фабер. — Но, когда мы отошли от дома ярдов на
пятьдесят, брат сунул мне в руку десять центов и попросил прикрыть его.
Он собирался встретиться с девушкой. Я была просто убита. Это был первый
отказ, который я получила от мужчины». Однако, когда, уже будучи взрос-
лой, она напомнила брату об этом случае, оказалось, что у него сохрани-
лось только очень смутное воспоминание о нем. «Это так типично для
братьев и сестер, — говорит она. — Того, что оставило такой горестный
след в памяти одного из них, другой совсем не помнит».

СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ

И все же, как бы далеки мы ни были географически, по жизненному опыту
или психологически, между братьями и сестрами существует сильная связь.
Может быть, нас толкает друг к другу особый вид эмоционального тяготе-
ния.
«Я не похожа на своих брата и сестру, — рассказывает Фабер. — Моя
сестра очень прагматична, она хорошо умеет считать. Мой брат — бизнес-
мен. Я гораздо более эмоциональна. Между нами как будто нет сильной при-
вязанности. Но вот однажды в воскресенье мы решили навестить отца, кото-
рый жил в доме для престарелых. Брат и сестра заехали за мной. Я собира-
лась сесть на заднее сиденье, но они сказали: «Нет, нет, садись с нами,
впереди». Когда я устроилась на сиденье между ними, меня охватило ощуще-
ние уюта, восхитительное ощущение семьи. Было в этом что-то чисто физи-
ческое. Как будто мои гены говорили: «О, какое счастье, какое счастье,
семья снова вместе».
Проведя исследование, д-р Бедфорд обнаружила, что существуют способы,
позволяющие улучшить отношения между братьями и сестрами, если они раз-
вивались неправильно. Возраст, успокаивает она, уравнивает нас. Чем
старше мы становимся, тем больше ценим семью и чувствуем себя обязанными
сохранять контакты. «Отъезд на жительство в другое место лишний раз на-
поминает нам, как нам нужны наши братья и сестры, — говорит она. — Или,
к примеру, вы теряете соседей, поэтому начинаете больше полагаться на
вашу сестру. Вы без конца разговариваете с ней по телефону».
Хотя бывает и по-другому, но смерть родителей может сплотить детей,
особенно если она приводит к более тесным контактам. «Люди привязываются
друг к другу, когда они больше видятся. Такие обстоятельства, как смерть
одного из родителей, которые вызывают необходимость контактировать друг
с другом, помогли некоторым людям из группы, с которой я работала. Улуч-
шилась эмоциональная составляющая их отношений. Часто то, что не сложи-
лось в прошлом, уходит, потому что общение позволяет наладить связи в
настоящем», — отмечает д-р Бедфорд.
Конечно, близкие контакты могут всколыхнуть и старые обиды. «Та преж-
няя девочка может прятаться внутри вас, поджидая, когда можно сделать
вылазку и свести на нет ваши усилия», — предупреждает она.
«Если время не смогло излечить старые раны, — говорит Фабер, — вам
придется сделать выбор. Вы можете похоронить старое, чтобы не портить
отношения в настоящем, или «выговорить» то, что мешает, обсудить эти
проблемы с братом или сестрой.
Некоторым поможет длинный, сердечный разговор, — советует Фабер. —
Например: «Я никогда не чувствовала к тебе ненависти, я завидовала», «Я
думала, что ты ненавидишь меня, поэтому я так себя вела». Вы посмеетесь,
поплачете, а потом неожиданно обнаружите, что относитесь друг к другу
по-новому».

Каждая мама обязана знать:  В детсаду идеальный, дома - наоборот

Соперничество между братьями и сестрами

Родители, имеющие двух и более детей, почти всегда сталкиваются с этой проблемой: между братом и сестрой неизбежно возникает соперничество.

Родители прилагают все усилия, чтобы в их семье воцарились мир и гармония, а дети отнимают друг у друга игрушки, ябедничают, спорят, ругаются и даже дерутся. Отец и мать при этом задают себе вопрос: «В чем моя ошибка, что я сделал не так? Почему в нашей семье никак не наступит согласие?».
Соперничество между детьми, безусловно, раздражает родителей и выбивает их из колеи, однако это нормальный, естественный процесс. Разногласия, ревность между братом и сестрой — это неотъемлемая часть взросления. В некоторых семьях это соперничество проявляет себя с большей силой, в других — с меньшей.
Почему же между детьми возникает такое соперничество? Одна из возможных причин — дети оспаривают друг у друга право на заботу и внимание со стороны родителей. Родители занимают главное место в системе жизненных ценностей ребенка, именно поэтому ребенок не хочет делить с кем-либо своего отца или мать, в особенности с братом или сестрой. Это обстоятельство само по себе является достаточным основанием для конфликта. Существую! и другие причины внутренних разногласий между братом и сестрой: личностные особенности каждого ребенка, разность их склонностей и интересов, разница в возрасте. Бывает и так, что родители, сами того не сознавая, оказывают одному из детей явное предпочтение, делают ребенка своим любимчиком. Задумайтесь также над следующим вопросом: сколько времени каждый из ваших детей проводит с отцом или матерью и сколько времени дети проводят друг с другом? Это обстоятельство может оказаться немаловажным. Таким образом, как мы убедились, соперничество между детьми возникает под влиянием целого ряда самых разных факторов, а следовательно, полностью устранить его практически невозможно.

Хорошо ли иметь брата и сестру?

Взаимоотношения между братом и сестрой не сводятся к одному лишь соперничеству. Если у ребенка есть брат или сестра, он не будет чувствовать себя одиноким, ему не придется долго искать товарища для игр. Брат или сестра выступают в роли старшего или младшего друга, советчика, наперсника. Дети помогают друг другу выстраивать взаимоотношения с окружающим миром. Иногда брат и сестра защищают друг друга, например от соседского мальчишки-драчуна. Когда дети подрастают, их жизненный и социальный опыт оказывается во многом сходным — ведь они выросли в одной семье, в их памяти хранятся воспоминания о семейных праздниках, традициях, путешествиях к морю, загородных пикниках и даже о тех днях, когда семья переживала нелегкие времена. Между братом и сестрой возникают особые, доверительные отношения: они доверяют друг другу свои маленькие секреты, о которых никогда не расскажут родителям. Такого рода общение связывает брата и сестру неразрывными узами, которые сохраняются на протяжении всей жизни. „
Даже изредка возникающее соперничество между детьми имеет свои положительные стороны, поскольку состязание, соперничество свойственны человеческой природе. Дети всегда пытаются в чем-то превзойти друг друга, утвердить свой авторитет — так они осваивают различные аспекты человеческих взаимоотношений. Познавая окружающий мир, ребенок самым естественным образом делает брата или сестру объектом своего наблюдения: он замечает их реакцию на те или иные его слова и поступки. Это естественный и неизбежный процесс, без которого личность просто не может сформироваться. Строя свои взаимоотношения с братом или сестрой, дети обретают уверенность в своих силах, учатся защищать себя и привыкают самостоятельно решать все спорные вопросы. Дети соперничают друг с другом за статус лидера и поочередно владеют этим почетным титулом.
Родители должны внимательно следить за взаимоотношениями брата и сестры. Если соперничество детей приобретает уродливый характер, если в семье постоянно царит напряженная атмосфера, часто вспыхивают ссоры, если родителям приходиться тратить много времени и сил на улаживание конфликтов между братом и сестрой, это означает, что соперничество детей вышло за рамки нормального, естественного поведения ребенка школьного возраста. Если ребенок агрессивен, жесток с братом или сестрой, это означает, что дело зашло слишком далеко и вам необходима консультация специалиста.

Чего ожидать от детей

Братья и сестры соперничают друг с другом практически в любом возрасте, но у детей-школьников это соперничество проявляется с особенной силой: его пик обычно приходится на период с 8 до 12 лет. Особенно ревностное соперничество возникает в тех случаях, когда дети в семье одного пола и возраста, а также имеют одинаковые интересы и склонности.
У старших братьев и сестер дух соперничества, как правило, проявляется гораздо сильнее, чем у младших. Для младшего брата (сестры) старший брат (сестра) зачастую является кумирам, образцом для подражания. Напротив, старший брат (сестра) рассматривает своего младшего брата (сестру) как своего рода «возмутителя семейного спокойствия». Первый ребенок пользовался у родителей особым статусом: вся родительская любовь и забота доставались ему одному. С появлением младшего брата (сестры) ситуация изменилась, поэтому старший ребенок зачастую воспринимает младшего как соперника, конкурента, который покушается на его неотъемлемые права.
Когда соперничество между братом и сестрой приобретает крайние, уродливые формы, ребенок подвергается серьезному эмоциональному и психологическому стрессу. Малыш теряет уважение к себе, если старший брат или сестра унижает его морально и физически. Испытывая постоянное психологическое давление со стороны старшего брата или сестры, ребенок разочаровывается в себе, он чувствует себя ненужным и нежеланным, ему кажется, что родители не любят его, что вся их любовь и привязанность отданы лишь старшему брату или сестре. Иногда старший брат или сестра пытаются утвердить свой авторитет при помощи силы — в этом случае может пострадать физическое здоровье младшего ребенка.

Приемные братья и сестры

Особая форма соперничества между братом и сестрой возникает в тех семьях, где один из детей является приемным ребенком. В наши дни резко увеличилось количество разводов и, соответственно, повторных браков, поэтому выросло и число семей, в которых мачеха или отчим воспитывают ребенка своего мужа или жены. В такой ситуации в семье очень часто возникают конфликты. Когда две семьи соединяются в одну, детям, которые практически не знакомы друг с другом, приходится спать в одной комнате, пользоваться одной ванной, играть одними и теми же игрушками. Конечно, на первых порах между детьми неизбежно вспыхивают ссоры. В то же время дети пытаются как-то приспособиться к новой жизненной ситуации, к новому браку отца или матери, к своей мачехе или отчиму, а иногда и к новому жилищу. Это очень нелегкий, болезненный процесс.
В семьях, где мачеха или отчим воспитывают приемного ребенка, антагонизм между детьми приобретает совершенно иную окраску. Если двенадцатилетняя дочь одного из супругов становится нянькой для трехлетнего ребенка другого супруга, она, что совершенно естественно, может в самой резкой форме выражать свое недовольство подобной несправедливостью. Когда между членами новой семьи возникают разногласия (например, супруги не могут договориться о том, куда поехать на праздники — к родителям мужа или к родственникам жены), дети почти всегда принимают сторону своего родного отца или матери. Таким образом, внутри семьи возникают два враждующих друг с другом лагеря, и соперничество между детьми еще больше усиливается.

Брат с сестрой соперничают

У нас с мужем двое детей, старшему сыну 10 лет, а младшей дочери 2,6 лет. Оба они очень неспокойные (т.е.гиперактивные), еще и сын очень ревнует нас к младшей дочери. Говорит, что мы любим ее больше. Я стараюсь уделять ему как можно больше времени. Стараюсь, чтобы у него не было недостатка в любви с моей стороны. Но в силу разницы в возрасте к нему требования повыше, чем к младшей, а он реагирует на них очень бурно (сразу делает вывод, что мы ее любим больше). Я пытаюсь ему объяснить, почему такая разница, он не как не может это понять. В результате отношение брата к сестре не назовешь братскими, он видит в ней постоянного соперника. Как разобраться в ситуации не знаю. Помогите советом. Наталья

Гиперактивность – это ваш «домашний» диагноз или ребенку диагностирован СДВГ? Если диагностирован, то такого рода вопросы надо решать не через рубрику вопроса к психологу, а очно со специалистом, если синдром не диагностирован – пройдите обследование у специалиста и получите рекомендации. Нельзя просто так «обозвать» ребенка гиперактивным и списать на это какие-то особенности его поведения. Или он страдает от СДВГ и нуждается в специальной психолого-педагогической (и возможно медикаментозной) помощи, или это нормальный ребенок, к которому родители не могут найти подход. Относительно того, как дети ладят между собой, конечно, не наблюдая вашу семью трудно дать конкретные рекомендации. Почитайте статью «Как вырастить детей дружными» в нашей рубрике «База знаний», там описаны ключевые моменты создания нормальных отношений между сиблингами.
Мария Сурыгина, психолог

Братья и сестры. Научитесь грамотно и своевременно разрешать конфликты между ними

Гармоничное воспитание в семье невозможно без учета отношений между братьями и сестрами. Какими они бывают? Разными! Порой в них больше любви, понимания и поддержки; но нередко — конкуренции и жестокости. Одна из самых волнующих проблем для родителей, когда они решают завести второго или третьего ребенка: как будут относиться дети друг к другу маленькими, и тогда, когда они вырастут? Будут ли поддерживать друг друга в сложных жизненных ситуациях? Вот сегодня возник конфликт, и как помочь им выйти из него, так чтобы обида не осталась на всю жизнь?

Каждая мама обязана знать:  Никто не хочет дружить с моим сыном

Может возникнуть вопрос: почему так важны хорошие отношения между братьями и сестрами? Как они могут помочь в формировании детского характера? Дело в том, что семья — это своеобразная модель мира для ребенка. Общаясь с братьями и сестрами, маленькие члены семьи учатся общаться с людьми вообще. Известно, что дети, у которых не сложились отношения с близкими, испытывают трудности с друзьями и учителями в школе. А когда они становятся взрослыми, у них нередки проблемы с супругом, с коллегами по работе и с начальством.


Отношения между братьями и сестрами могут быть поддерживающими и доверительными. Дети, растущие в одной семье, часто знают самые сокровенные тайны друг друга, защищают друг друга в школе и в семье. Чтобы подчеркнуть особую доверительную связь с кем-то, говорят: «Она мне как сестра», а слово «братство» подразумевает единение близких по духу, живущих одной целью людей.

С другой стороны, отношения между братьями и сестрами могут быть напрямую связаны с соперничеством, конкуренцией и ревностью. Дети соперничают за родительское внимание, за успех среди окружающих, что нередко приводит к тяжелым и затяжным конфликтам. Как избежать таких проблем? Ответ однозначный: начинать воспитывать в детях любовь и уважение друг к другу с момента появления на свет нового члена семьи.

Семейные психологи не зря подчеркивают, насколько важно, как старший ребенок прореагирует на появление младшего. Они рекомендуют ни в коем случае не скрывать от него то, что скоро появится новый член семьи; напротив, стоит не раз поговорить о том, что ждет семью. В беседах с ребенком не назойливо, но постоянно подчеркивайте, насколько он значим для родителей; а с появлением брата или сестры их любовь к нему не станет меньше! После рождения малыша мамам и папам важно выделять время для игр и совместных занятий со старшим ребенком; по мере возможностей привлекать его к уходу за маленьким братом или сестрой. В то же время уход за малышом не должен становиться скучной обязанностью старшего ребенка.

Зачастую родители замечают, что характер старшего ребенка с появлением младшего испортился или резко ухудшился: он начинает драться, дразниться. Если разница в возрасте между детьми небольшая, то изменения в поведении порою носят катастрофический характер: старший теряет приобретенные навыки, перестает самостоятельно есть, ходить в туалет, начинает хуже говорить. Если ребенок уже школьник, возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую все эти явления связаны с естественным желанием ребенка привлечь родительское внимание.

Так, в беседах с психологом одна мама рассказывала, что во время кормления младенца ее пятилетний сын залезал на спортивную стенку и с криком и плачем требовал снять его оттуда. Это происходило почти при каждом кормлении малыша. Выяснилось, что с рождением младшей сестры произошли существенные изменения в жизни старшего ребенка: он стал посещать детский сад, все чаще проводить время у бабушек. Такие изменения вполне понятны: у мамы уже попросту не хватает ни времени, ни сил общаться с ним по-прежнему. Однако в данном случае не стоило отдавать ребенка в детский сад именно тогда, когда появилась младшая сестра. Это можно было сделать за некоторое время до ее рождения или же чуть позже. Ведь ребенку тяжело справиться с двумя важными событиями одновременно, тем более что они напрямую связаны с частичной утратой материнского внимания.

Самое неблагоприятное — когда старший ребенок начинает проявлять агрессию, причем не только в отношении сверстников или родителей, но и в отношении малыша, вплоть до того, что требует избавиться от него. Один четырехлетний мальчик предлагал выкинуть новорожденную сестру, а другой вообще перешел к действиям: перевернул коляску с маленьким братом. В таких случаях родителям совершенно необходимо обратиться к психологу — он поможет справиться с агрессивным поведением.

Сама обстановка в семье также очень сильно сказывается на том, как дети ведут себя друг с другом. Если мама и папа часто ссорятся, делая свидетелями этих ссор детей, то у тех возникает сильнейший стресс, который потом и порождает агрессивное поведение. Даже малыши начинают кричать, плакать, швыряться игрушками и бить окружающих, когда видят, как люди кричат друг на друга или дерутся. Хуже всего, когда родители ради достижения собственных целей используют детей. Мама объединяется с дочкой против папы и сына, папа и сын «дружат» против жены и дочери. Тут, конечно, конфликтов между детьми не избежать, хотя причина этих конфликтов не в плохом отношении брата к сестре или сестры к брату, а в том, что их настраивают друг против друга родители.

Правда, бывают и обратные ситуации: когда в семье разлад, старший начинает ограждать младшего от всех неприятностей, становится терпимым, заботливым и нежным. Родителям важно помнить: какая бы катастрофа ни происходила в их супружеской жизни, дети не должны о ней знать! Это правило касается и тех случаев, когда один из родителей в депрессии; например, после развода. Мать и отец заняты своими собственными переживаниями и перестают обращать внимание на детей, становятся холодными, отстраненными в общении. Все это отрицательно влияет на детей, на их эмоциональное состояние; следствие: они начинают ругаться и ссориться. Всех этих проблем можно избежать, если даже в самой неблагоприятной ситуации родители находят в себе силы оградить детей от своей депрессии и не менять стиля поведения и воспитания.

Дети растут, и если родителям удалось избежать ревности старшего после того, как родился младший, все равно никто не застрахован от ссор и конфликтов. Именно старший ребенок, его качества и поведение в большей степени влияют на то, каким образом сложатся отношения между детьми в дальнейшем: будут ли они близкими и теплыми — или конфликтными. Старшие дети (независимо от пола и возраста) главенствуют в отношениях с братьями и сестрами, чаще становятся инициаторами и руководителями игр, их поведению присуща где-то даже строгость. Известно, что если в детские ссоры не вмешивается родитель, то верх возьмет старший ребенок и получит то, чего он хочет, — за счет младшего.

С другой стороны, в разумных пределах доминирование не только не вредит, но может и помогать развитию как младшего, так и старшего. Если старший обучает младшего, играя роль учителя, то в будущем и тому и другому будет проще учиться в школе. Однако следует помнить, что старший, каким бы развитым он ни был, как бы прекрасно ни учился в школе и как бы хорошо ни относился к своему брату или сестре, никогда не сможет дать ему или ей столько, сколько могут дать родители. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы младшие дети полностью оказывались на попечении старших.

Итак, старшие дети чаще всего лидеры. А младшие? Те обычно более эмоциональны, они в большей степени привязаны к своим братьям и сестрам, чаще скучают в их отсутствии, болезненно переживают расставание. В совместных играх они скорее берут на себя роли ученика и ведомого. Многие младшие дети зачастую более замкнуты, у них меньше друзей в школе и во дворе по сравнению с первенцами. Это связано с тем, что для младших детей брат или сестра — друзья «от рождения»: им проще общаться с ними, чем со сверстниками. Именно младшие тяжело переносят уход первенца из семьи во взрослую жизнь.

Часто психологам приходится сталкиваться с такими случаями, когда выясняется, что дети по-разному воспринимают друг друга и отношения между ними. Одному ребенку может казаться, что отношения близкие, тогда как другой будет считать, что они с сестрой/братом практически не общаются. Английская исследовательница Джудит Данн, которая занимается изучением отношений между братьями и сестрами, проводила интервью и выяснила, что только четверть из опрошенных пар одинаково любят друг друга. В своей книге «Почему братья и сестры так отличаются друг от друга» она приводит такие примеры:

Нэнси (12 лет, сестра Карла): Он очень хороший. Думаю, мне было бы одиноко, если бы не было Карла. Мы много играем вместе, у него всегда много идей, и это так здорово. Он очень добрый. Не знаю, что бы я делала, если бы у меня не было брата.

Карл (9 лет, брат Нэнси): Она довольно противная, и мы почти не разговариваем. Я ее совсем не знаю. А когда я делаю что-то не так, она очень грубо меня обрывает.

Часто подобное расхождения в оценках детских отношений связано с продолжительным конфликтом. Дети злятся друг на друга, но в общении с психологом или даже родителями один или оба стараются это скрыть. За видимо дружелюбным фасадом могут скрываться серьезные обиды. А так как известно, что характер и качество отношений между братьями и сестрами может оставаться неизменным даже во взрослом возрасте, скрытые конфликты лучше всего разрешать как можно быстрее.

С другой стороны, дети действительно могут воспринимать отношения по-разному. И тогда они могут даже не осознавать, что их брат или сестра испытывает к ним негативные чувства. Тут необходимо выяснить, с чем это может быть связано.

Следует сказать, что ссоры и конфликты между детьми не всегда вредны. Конфликты позволяют выразить свои эмоции и чувства. И вовсе не обязательно, чтобы «воюющие» дети не любили друг друга. Их хорошее отношение друг к другу может быть таким же сильным, как и негативные эмоции, которые они высказывают в пылу ссоры. Главное тут то, как они «выходят» из конфликта, как учатся его завершать. Так, все может сводиться к шутке или к поиску компромисса — тогда все довольны. В будущем любой ребенок может не раз попадать в сложные ситуации; в отношениях с братом или сестрой он приобретает знание, как выйти из любого конфликта с достоинством, учится понимать переживания других людей, слушать их аргументы, старается посмотреть на все с позиции другого человека. Хуже, когда в семье дети видят, что ссоры завершаются взаимными оскорблениями или физическим насилием. Такое поведение закрепляется, и велика вероятность, что именно его ребенок и будет использовать во взрослом возрасте.

Нет пар братьев и сестер, отношения которых были бы идеальными, а ссор вообще не возникало бы. Но родителям важно обращать внимание на то, что является причиной кон- фликта, насколько затяжными являются обиды, как быстро мирятся дети, как быстро забывают о том, что произошло. В некоторых семьях мальчики и девочки могут спорить из-за мелочей по нескольку раз на дню, тогда как в других столь же незначительные поводы приводят к тому, что дети (чаще всего подростки) по нескольку месяцев не разговаривают друг с другом. Грамотное и своевременное разрешение конфликтов между детьми позволит им сохранять дружеские и теплые отношения, помогать друг другу в любых сложных ситуациях на протяжении всей жизни.

Каждая мама обязана знать:  Можно ли отказом восстановить ребёнка против себя

Из журнала «Семья и школа» 2011/7

Ольга Сергеевна Алексеева, научный сотрудник Психологического института Российской Академии образования,

Ирина Евгеньевна Козлова, младший научный сотрудник того же Института

Конфликты и буллинг

Информация для родителей, которая поможет внести мир в семью и наладить отношения между детьми

Соперничество между братьями и сестрами

О детском соперничестве


Хотя многие дети счастливы быть лучшими друзьями своих братьев и сестер, ссоры между ними – довольно распространенное явление. К тому же детям свойственно постоянно переходить от обожания к ненависти друг к другу.

Часто соперничество между детьми начинается еще до рождения второго ребенка и продолжается весь период взросления, принимая различные формы: от ссор из-за игрушек до борьбы за внимание. По мере достижения детьми разных стадий развития меняющиеся потребности существенно влияют на их взаимоотношения.

Наблюдать и слышать, как ругаются дети, неприятно и обидно. И, конечно, быт, полный конфликтов, неизбежно приводит к стрессам. Тем не менее, часто трудно решить, как остановить ссору, и даже понять, стоит ли вмешиваться или нет. Но вы можете принять меры для обеспечения мира в вашем доме и помочь детям поладить друг с другом.

Почему дети ссорятся

Существует много разных причин, почему братья и сестры могут ссориться друг с другом. Большинство из них испытывают некоторую ревность или конкуренцию, и это провоцирует у них вспышки ссор и склок. Но есть и другие факторы, которые также влияют на то, как часто и насколько серьезно дети ссорятся между собой. Вот некоторые из них: Изменяющиеся потребности.

  • Изменяющиеся детские потребности, тревоги и личностные особенности естественным образом влияют на взаимоотношения между детьми. Например, дети ясельного возраста в силу своих возрастных особенностей защищают свои игрушки и другую собственность и учатся отстаивать в первую очередь свои собственные желания. Поэтому, если младший братик или сестричка берет игрушку, старший ребенок может отреагировать агрессивно. Дети школьного возраста часто испытывают обостренное чувство справедливости и равенства, поэтому не могут понять, почему к братьям и сестрам другого возраста относятся по-другому, или же чувствуют, что к одному ребенку относятся более благоприятно. У подростков, с другой стороны, развиваются чувство индивидуальности и независимости, и они могут негодовать по поводу некоторых домашних обязанностей, необходимости заботиться о младших братьях и сестрах или даже по поводу того, что им приходится проводить время вместе с малышами. Все эти различия могут влиять на то, как дети вступают в противоборство друг с другом.
  • Особенности темперамента.Особенности темперамента ваших детей, в том числе настроение, расположение и степень приспособляемости, а также их уникальные личностные особенности играют большую роль в том, насколько хорошо они ладят между собой. Например, если один ребенок спокойный и невозмутимый, а другой легковозбудимый и вспыльчивый, их частые ссоры вполне закономерны. Аналогичным образом, ребенок, который особенно привязан и склонен к родительской любви и заботе, может вызывать недовольство у братьев и сестер, которые видят это и хотят такого же внимания к себе.
  • Особые потребности/больные дети. Иногда особые потребности ребенка из-за болезни, эмоциональных проблем или проблем с обучением могут потребовать большего родительского времени. Другие дети могут заметить такое несоответствие и устраивать истерики, чтобы привлечь внимание родителей или из страха за другого ребенка.
  • Примеры для подражания. То, как родители решают проблемы и разногласия, оказывает сильное влияние на детей. Так что, если вы и ваш супруг решаете свои конфликты уважительным, продуктивным способом, а не с помощью агрессии, то повышаете вероятность того, что ваши дети используют подобную тактику при решении проблем во взаимоотношениях друг с другом. Если ваши дети видят, что вы регулярно кричите, хлопаете дверьми и громко спорите, они, вероятно, приобретут те же дурные привычки.

​Что делать, когда начинается ссора?

Хотя ссоры между братьями и сестрами распространены, они, безусловно, неприятны всем, кто находится в доме. Семья может вытерпеть только определенное количество конфликтов. Итак, что нужно делать, когда начинается ссора?

Всякий раз, когда это возможно, старайтесь не ввязываться в инцидент. Вмешивайтесь только в том случае, когда есть опасность причинения физического вреда. Если вы будете вмешиваться на регулярной основе, то рискуете создать другие проблемы. Дети могут начать ожидать вашей помощи и рассчитывать, что вы придете и спасете их, и не будут учиться сами решать собственные проблемы. Также существует риск того, что вы – случайно – сделаете так, что один ребенок будет всегда считать другого «защищенным», что может привести к еще большей обиде и конфронтации. В свою очередь, защищенные дети могут чувствовать свою безнаказанность, поскольку родители всегда «спасают» их.

Если вы обеспокоены некоторыми словами или ругательствами, используемыми детьми в своих ссорах, уместно научить их использовать соответствующие слова для описания своих чувств. Это отличается от вмешательства или ввязывания в ссору.

Даже в этом случае учите их регулировать проблемы самостоятельно. Если вы все же вмешались, попробуйте решить проблемы вместе со своими детьми, а не вместо них.

Вот несколько способов урегулирования конфликта, когда вы оказываетесь вовлеченным в него:

  • Разделите детей, пока они не успокоятся. Иногда лучше просто на некоторое время предоставить им пространство, а не решать конфликт немедленно. В противном случае ссора может вспыхнуть снова. Если вы хотите, чтобы ссора стала для детей полезным учебным опытом, подождите, пока эмоции не утихнут.
  • Не тратьте слишком много внимания на выяснение того, кто из детей виноват. Ссора – это дело двоих, все ее участники несут свою часть ответственности.
  • Далее попробуйте разработать «беспроигрышную» ситуацию, при которой каждый ребенок что-то получает. Если оба хотят одну и ту же игрушку, возможно, есть игра, в которую они могут играть вместе, а не ссориться из-за желаемой вещи.

​Помните: когда дети справляются со спорами, они также учатся важным навыкам, которые будут служить им на протяжении всей жизни – например, как нужно ценить позицию другого человека, как достигать компромисса и договариваться, как контролировать агрессивные порывы и т. д.

Как помочь детям ладить друг с другом?

Вот несколько примеров простых ежедневных действий родителей, которые помогут предотвращать детские ссоры:

  • Установите основные правила приемлемого поведения. Скажите детям, что ни в коем случае нельзя ругаться, обзываться, кричать, хлопать дверью. Пусть вносят свой вклад в правила, а также в последствия нарушения этих правил. Это учит детей тому, что они всегда отвечают за свои действия и поступки, независимо от ситуации и от того, насколько спровоцированными они себя чувствуют, а также препятствует любым попыткам вести переговоры с точки зрения, кто был «прав» или «неправ».
  • Не позволяйте детям заставить вас думать, что все всегда должно быть «справедливо» и «поровну» – иногда одному ребенку нужно больше, чем другому.
  • Будьте объективными. Будьте дальновидными и оказывайте своим детям индивидуальное внимание, направленное исключительно на их интересы и потребности. Например, если один любит гулять на открытом воздухе, выходите с ним на прогулку или пойдите в парк. Если другой ребенок любит сидеть и читать, найдите время и для него.
  • Убедитесь, что дети имеют свое собственное пространство и время для собственных дел – играть с игрушками наедине, поиграть с друзьями без назойливого младшего брата или получать удовольствие без необходимости делиться 50 на 50.
  • Покажите и расскажите детям, что для вас любовь – это совсем не то, что приходит вместе с ограничениями.
  • Пусть они знают, что находятся в безопасности, важны для вас и любимы и что их потребности будут удовлетворены.
  • Развлекайтесь всей семьей. Когда вы смотрите фильм, играете в мяч или в настольную игру, вы демонстрируете детям мирный способ совместного времяпровождения и общения. Это может помочь ослабить напряженность между ними, а также поможет вам вовлечься самому. Так как родительское внимание – частый повод для ссор, веселые семейные мероприятия помогают уменьшить конфликт.
  • Если ваши дети часто ссорятся по одному и тому же поводу (например, из-за видеоигр или канала телевизора), составьте график, позволяющий детям по очереди «владеть» телевизионным пультом или игровой приставкой. Если ссоры продолжаются, просто заберите у них источник конфликта.
  • Если ссоры между вашими детьми школьного возраста участились, проводите еженедельные семейные собрания, на которых повторяйте правила о ссорах и рассматриваете прошлые успехи решения конфликтов. Рассмотрите вопрос о создании программы, когда дети зарабатывают баллы за веселые, ориентированные на всю семью виды деятельности, совместную работу и прекращение ссор.
  • Определите, когда детям нужно время просто побыть на расстоянии друг от друга. Попробуйте организовать игровое время для каждого без брата или сестры или отдельные занятия для каждого ребенка. И когда наступит время для уединенной игры одного ребенка, проведите его с другим.

​Имейте в виду, что иногда дети ссорятся, чтобы привлечь внимание родителей. В этом случае, рассмотрите возможность лишить их на время своего присутствия. Когда вы уходите, стимул для ссоры исчезает. Кроме того, когда вы сами начинаете терять терпение, подумайте о варианте, как вручить бразды правления семьей другому родителю, чье терпение еще не иссякло.

Получение профессиональной помощи

В небольшом проценте семей конфликты между братьями и сестрами бывают настолько серьезными, что нарушают ежедневное функционирование или существенно влияют на эмоциональное или психологическое состояние детей. В этих случаях разумно прибегнуть к помощи профессионала. При конфликтах между братьями и сестрами обращайтесь за помощью, если конфликты:

  • настолько серьезные, что приводят к проблемам между супругами;
  • создают реальную опасность причинения физического вреда любому члену семьи;
  • наносят вред самооценке или психологическому благополучию любого члена семьи;
  • могут быть связаны с другими значительными проблемами, такими как депрессия.

​Если у вас есть вопросы по поводу ссор ваших детей, поговорите с вашим семейным врачом, который может помочь определиться с тем, нуждается ли ваша семья в профессиональной помощи или нет, и при необходимости направит вас к местным специалистам в вопросах психологического или психического здоровья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация