Буллинг со стороны учителя


Содержание

Буллинг со стороны учителя

Сын учится в 4 классе. Мальчик активный, про таких говорят, что в «***пе шило», неусидчивый (выкрикивает ответы с места), часто конфликтует с учениками (говорит прямо, что думает, ведется на провокации со стороны других учеников). Но при этом рубаха-парень, обидчик, который разбил ему лицо ногами в кровь, извинился и он готов его простить (был у нас такой случай). Голова светлая, учится хорошо. Перешли в эту школу в 3 классе (перемена места жительства). Проблем много, часто общаюсь с администрацией школы, говорим с ним. Он вроде бы и понимает, но не может сдержаться, когда начинают доставать, отсюда наши проблемы. Но это еще полпроблемы, вторая проблема учитель. Она молодой педагог, наш класс у нее первый. Проблем хватает, подходы к детям она не ищет, сама в себе, на уроках стоит бедлам. И так получается. Что таких проблемных у нас в классе — 7 мальчишек, кого-то на учет школы поставили (нас в том числе), кого-то уже в ПДН. Но мы главное зло после того, как произошел конфликт в прошлом году, где ребенок был пострадавший — разбирали эту ситуацию, даже администрация на нашей стороне. Но это предыстория. То, что она показывает детям, что он всегда во всем виноват, мы уже привыкли. Занижает оценки, тоже поправимо есть стимул делать еще лучше. Уже думала об индивидуальном обучении. Как педагог она средненький. Вышла замуж, вся мыслями в семье. Ей ничего уже ни надо. Родители все умоляли, чтобы довела нас до конца 4 класса, не уходила в декрет. Но начался учебный год. В пятницу она позвонила и заявила, что «написала заявление на расчет и в причине указала, что это поведение моего сына, конкретно имя и фамилию. Сказала, что администрация приглашает нас на беседу 17.09 в 14.30. Хорошо, думаю схожу, может быть решим, раз совсем не получается контакта, перейдем на индивидуальное обучение, но к другому учителю. Думаю, как за две недели сын мог ее «достать», если в дневнике ничего нет, от нее замечаний ни в вайбере. Ни в электронке, ни в устной форме нет. От других учителей есть — забыл тетрадь, принести повязку и прочее. От нее ничего. Вечером мне звонит представительница родительского комитета и говорит, что классная просила дословно: «оповестить всех родителей по вайберу, о том, что она уходит и какая причина ухода». Я была в шоке. Это получится форменная травля! Спросила сказала ли она кому-то до разговора с администрацией? Она сказала, что только двоим. Я просила ее потерпеть, потому что этот вопрос решим 17.09 к взаимовыгодному решению. Сегодня утром 16.09 в 08.30. в вайбере в родительском чате появилось следующее сообщение: «Всем доброго утра. Наша классная руководительница ** ** написала завяление об уходе. Причина — не может проводить уроки из-за ученика нашего класса ** ** (фио моего сына). Кто будет дальше вести наших детей, она не знает. Она просила поставить всех в известность». Дальше не буду писать, что творится в вайбере, начиная написанием письма администрации школы, заканчивая угрозами мне и моему сыну! И так далее. Я все понимаю, что профессия сложная. Что дети разные, что нужен подход. И на нас такая же вина, на и учитель виноват. Но вот это, как она могла? Она моего ребенка просто уничтожила. Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то статьи о недопустимости подобного поведения учителя? Как можно это классифицировать? Что теперь будет с моим сыном. Могут ли нас выгнать из школы? Заранее спасибо за ответы.

«Механизм буллинга в классе в 90 процентах случаев запускает сам учитель»

Лилия Хисамутдинова, семейный психолог, работающая в том числе с жертвами травли в Челнах, о том, как вовремя распознать и побороть буллинг

«Придраться можно к чему угодно — к тихому голосу, дефекту внешности… Под жернова может попасть даже успешный ученик. Был такой случай, когда девочка-отличница заболела и в школе ее вырвало. В классе к ней возникло отвращение, потому что учительница неправильно среагировала. Более того, ребенок расплакался и усугубил ситуацию. От буллинга не застрахован никто!» — говорит клинический психолог. Об ошибках родителей и ужасающих фактах травли в челнинских школах — в блоге «БИЗНЕС Online».

«По опыту могу сказать, что одна из частых форм реакции учителя на обращение родителя по поводу буллинга такова: «Ну это что-то не так с вашим ребенком. Сводите его к психологу» Фото: предоставлено Лилией Хисамутдиновой

БУЛЛИНГ — ЭТО НЕ КОНФЛИКТ

По статистике, на данный момент 10% детей подвергаются буллингу. Ко мне часто приводят жертв травли. По опыту могу сказать, что одна из частых форм реакции учителя на обращение родителя по поводу буллинга такова: «Ну это что-то не так с вашим ребенком (не может постоять за себя или, напротив, конфликтный). Его не случайно исключают из коллектива. Сводите его к психологу». Очень важно различать конфликт и травлю. Буллинг — это не конфликт. В буллинге происходит травля одной стороны другой, причем имеется неравенство. Есть унижающий и унижаемый.

Существует заблуждение по поводу буллинга в том, что якобы он является следствием непопулярности школьника. Родители ошибочно думают, что, сделав ребенка популярным, например купив ему iPhone, они решат проблему. Ученик не обязан быть популярным. Интровертам, например, вообще это не надо — они любят быть одни или с кем-то таким же тихим, спокойным, избегают шумных компаний и не завоевывают себе место в классной иерархии. Подобное создает иллюзию, что ребенок непопулярный. Бывает, что умному школьнику просто скучно с интеллектуально менее развитыми одноклассниками. Если ребенок непопулярен в классе, это не проблема, а его особенность. Но те, кому выгодно, представляют все иначе. Если тот же интроверт оказался жертвой буллинга, то он стал ею совсем не по причине психологического типажа.

Травля — это сбой системы школьного образования, которая обязана соблюдать права ребенка, в том числе на безопасность. Учителя и вся школа должны обеспечить в том числе и психологическую безопасность каждого учащегося, пока он находится в школе. У нас везде есть инструкции, техника безопасности — на уроках физкультуры, труда, в столовой, на переменах. Если ребенок не пришел в школу и от родителей не было предупреждения, учитель сразу сообщает о том семье. Но почему-то все забывают о психологической безопасности учащегося, а это его право на жизнь! Если он получает физическую травму в школе, то виноват учитель, а если психологическую, попав в жернова буллинга, то почему-то ребенок и его родители, которые не воспитали в нем высокую самооценку, лидера. Но так рассуждать алогично!

Почему буллинг происходит именно в школе? Потому что детей сгоняют в классы принудительно, просто по территориальному и возрастному признакам, а не по интересам, например. И эти коллективы могут никогда не сложиться в дружные команды. Некоторые учителя удивляются: «Они же учатся с 1-го класса, почему не сдружились в старших классах?!» Я говорю: «Они не обязаны сдружиться, нет у них общих увлечений». Вот, например, в кружках, секциях совсем другая атмосфера, и травли там практически не бывает, потому что их посещают добровольно. Как случается у взрослых: человек устроился на работу и не вписался в коллектив! Бывает такое? Да, и это считается нормой. Но если работу можно поменять, то со школой все сложнее.

«Родители ошибочно думают, что, сделав ребенка популярным, например купив ему iPhone, они решат проблему» Фото: «БИЗНЕС Online»

ТРАВЛЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ УЖЕ ВО 2-м КЛАССЕ

Микроклимат в классе зависит от учителя. Если в этом коллективе происходит травля, то тренинг на командообразование только ухудшит ситуацию, потому что не устраняется причина. Еще хуже, если учитель озвучит причину, по которой проводится данная психологическая игра. Нельзя нашлепывать пластырь на гниющую рану, пока остается очаг инфекции.

Педагогов учат азам психологии. Так вот одним из ее разделов является психология групп. Класс — это группа, она имеет законы своего развития — так называемую групповую динамику. Мало кто из учителей знает, что это такое. А без положительной, конструктивной динамики группа перестает быть функциональной и превращается в дисфункциональную. В функциональной члены группы обогащаются, растут, чему-то учатся, дружат. Дисфункциональный коллектив уничтожает сам себя. Самый яркий пример такой группы — секта, в которой есть люди, обслуживающие интересы вышестоящих лидеров. Там обязательно есть элементы унижения, оскорбления, подавления. Буллинг начинается в коллективе с отрицательной групповой динамикой. Он проявляется уже во 2-м классе (в 1-м детям пока не до этого, они привыкают к новой среде). Педагоги обязаны следить за поведением учащихся в классе, за тем, как они сбиваются в подгруппы. Вот говорят, что дети бывают жестокими. Это правда, потому что в младшем школьном и подростковом возрасте они еще не знают все о том, что такое мораль, сколько бы дома лекций им ни прочли. Буллинг проявляется там, где самоустраняется взрослый, в данном случае учитель. Он не берет на себя ответственность за взращивание морали в детском коллективе. Некоторые педагоги считают, что они должны только учить, а воспитание — задача родителей. Но учителя не понимают, что семья имеет дело только со своим ребенком отдельно, она не взаимодействуют с группой, это осуществляет преподаватель, завуч, директор. Причем часто бывает так, что вне класса зачинщик травли или его соучастники вполне нормально могут контактировать с жертвой. Это наглядно было продемонстрировано во всем известном фильме «Чучело», когда некоторые подростки пытались жалеть главную героиню. Почему так происходит? Дело в том, что у свидетелей травли возникает страх: мол, если не будут травить этого одноклассника, могут переключиться на меня, так что пусть все остается как есть. Обычный инстинкт самосохранения.

«Почему буллинг происходит именно в школе? Потому что детей сгоняют в классы принудительно, просто по территориальному и возрастному признакам, а не по интересам, например» Фото: pixabay.com

НЕ НАДО ПЫТАТЬСЯ ИСКАТЬ ПРИЧИНУ БУЛЛИНГА В РЕБЕНКЕ

Последствия буллинга, которые бывают ужасными, сейчас активно изучаются специалистами. Считается, что жертвы травли психологически травмируются сильнее, чем те, кто подвергся домашнему насилию. Причем травмируется не только сама жертва, но и ничуть не меньше все участники травли! У лидера и свидетелей возникают проблемы с окружением во взрослой жизни. У жертвы буллинга очень сильно снижается самооценка, которая тяжело поддается коррекции, возникают неврозы на фоне постоянного стресса, проявляется социофобия. И самое серьезное последствие травли — суицидальные мысли. Перевестись в другую школу непросто — если ребенок не отличник, его могут не принять в другое заведение, тем более если на данный момент он учится по месту жительства. Надо обосновать перевод бумажками, а как доказать, что ты ежедневно подвергаешься тягчайшему унижению? Нужно вызывать инспектора по делам несовершеннолетних, фиксировать… Одно дело, если после первого же факта унижения учитель, родители забили тревогу, подключили инспектора по делам несовершеннолетних и пресекли подобное явление на корню. Ребенок в этом случае отделался легким испугом. Такие случаи в моей практике были.

Каждая мама обязана знать:  Истерики от детского сада

«Как ни странно, механизм буллинга часто — в 90 процентах случаев — запускает сам учитель, выделяя ученика, косо посмотрев на него, делая замечания, давая всем понять, что он не такой, как остальные» Фото: pixabay.com

Но чаще буллинг имеет продолжительное действие, поскольку родители могут не придавать значения происходящему и советовать ребенку не обращать внимание на задиру. Но это неправильно. Человек — существо социальное, именно свойство сбиваться в группы позволило первобытным людям выживать. Нам и сегодня важно быть принятым группой, это жизненно важная потребность, дающая ощущение безопасности. Дети еще ближе к природе и подобным инстинктам, чем взрослые, у них нет достаточно развитого критического мышления. Они склонны винить в буллинге себя. Все слова родителей о том, что они любят ребенка таким, какой он есть, не помогают, потому что чадо не может передать высказывания в школе — классу они ни о чем не говорят. Каждый день учащийся ходит в школу как на эшафот, потому что от него отворачиваются, отсаживаются, ему что-то подсыпают в еду, его вещи могут оказаться в унитазе, над ним смеются… После всего этого ребенок просто не хочет жить, потому что он чувствует себя ненужным группе. Педагог обязан проследить на уроке, нет ли в классе учащегося, которого изолировали, к которому никто не обращается, с ним никто не сидит.

Унижать можно по-разному — обзывать, ругать, исключать из общих игр, воздействовать на интимную зону общения (расстояние не менее 20 см — одна из зон психологического комфорта, куда мы пускаем для объятий только самых близких), подходя к жертве. В последнем случае важно не сделать физически шаг назад, не поддаться агрессору, даже если страшно, чтобы не показать, что он имеет влияние. Учителю в ситуации буллинга важно не вступать в конфронтацию с зачинщиком, поскольку это ребенок. Возможно, дома с ним поступают так же. Жертва буллинга выбирается совершенно хаотично. Девочку затравили из-за лишнего веса и довели до анорексии — она почти перестала есть. Но я сразу хочу донести до родителей и всех-всех, что не надо пытаться искать причину буллинга в ребенке. Она не в нем, а, как я уже сказала, в групповой динамике, которую должен контролировать учитель. Если педагог не предложил детям общие интересы, не распределил их по подгруппам для каких-то занятий, группа становится неуправляемой, она ищет опорную точку, которая бы их объединила. Первое, что приходит в голову для выброса агрессии, — найти жертву. Придраться можно к чему угодно — к тихому голосу, дефекту внешности… Под жернова может попасть даже успешный ученик. Был такой случай, когда девочка-отличница заболела и в школе ее вырвало. В классе к ней возникло отвращение, потому что учительница неправильно среагировала. Более того, ребенок расплакался и усугубил ситуацию. От буллинга не застрахован никто!

«Последствия буллинга, которые бывают ужасными, сейчас активно изучаются специалистами. Считается, что жертвы травли психологически травмируются сильнее, чем те, кто подвергся домашнему насилию» Фото: pixabay.com

ЧАСТО ТРАВЛЯ ЗАРОЖДАЕТСЯ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Как ни странно, механизм буллинга часто — в 90% случаев — запускает сам учитель, выделяя ученика, косо посмотрев на него, делая замечания, давая всем понять, что он не такой, как остальные. И дети понимают, что, если бы не этот ребенок, у них был бы идеальный класс с идеальным педагогом. Они также уясняют, что унижение — это нормально, ведь так делает преподаватель! Часто травля зарождается на уроке физкультуры, детей разделяют на подгруппы, и когда, например, в эстафете проигрывает команда с полным или просто плохо бегающим ребенком, то всем становится очевидно, кто всех подвел и поставил себя под насмешки: «Если бы тебя не было, мы бы выиграли». И вот тут важно вмешаться учителю, но он часто неправильно реагирует, например, пошутив: «Ну пусть ты толстый, зато, наверное, умный». Нужно встать в конфронтацию не с лидером начинающейся травли, а с фактором унижения, важно не согласиться, что это норма. Например, если травят ребенка в очках, то учительница, также носящая очки, может предложить участникам буллинга поговорить с ней о проблеме ее сниженного зрения. Важно перевести внимание на себя. И, как правило, подобного хватает, чтобы дети поняли, что не надо о таком говорить. Люди в очках или полные — это нормально. Но учителя часто просто не хотят замечать буллинг и вмешиваться. А иногда ведь достаточно сказать: «Я не понимаю, чем вы тут занимаетесь?!» То есть показать детям неприемлемость ситуации.

Да, мы все мечтаем, чтобы наш ребенок попал к сильному и душевному, понимающему детей педагогу. Но, как правило, нам приходится выбирать между сильным и душевным, и часто мы склоняемся к первому, поскольку в школе детям ставят оценки. Всем важна успеваемость, ОГЭ и ЕГЭ… Учитель, работающий с детьми, должен не столько любить, сколько уважать детей, знать и понимать их индивидуальные и возрастные особенности и потребности. Но на этом особое внимание не фокусируется, особенно сейчас, в условиях качественного кадрового дефицита. Правда, в школах города сейчас прорабатывается внедрение системы медиации. Возможно, ей займутся школьные психологи или социальные педагоги. Это классная идея. Медиаторы помогают соединить стороны, которые находятся в состоянии конфликта, и последние, как правило, равны. Но медиация бессильна в случае травли.

Если учитель игнорирует проблему буллинга в классе, значит, он психологически незрелая личность, и бить тревогу должны родители. Тут важно, насколько доверительные отношения в семье. Бывает, что у ребенка отбирают сотовый телефон и запугивают расправой над ним в случае рассказа родителям правды. Еще страшнее для учащегося, когда зачинщики травли пугают тем, что расправятся с его мамой. Вот тут не каждый школьник действительно поделится проблемой, он лучше соврет, что потерял телефон.

«Межвозрастной буллинг — это уже самоустранение не только учителя, но и всей школы! Потому опять же задача родителя — идти к учителю, если он игнорирует — к завучу, а потом при необходимости к директору школы» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА И ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Но неладное можно заподозрить и по другим признакам — резкое изменение аппетита (очень мало ест или много, слишком налегает на сладкое), смена поведения, пропажа денег, материальных ценностей из дома, необъясняемые задержки после школы, порванная одежда, частые синяки, бормотание во сне, к которому надо прислушаться, странные ритуалы. Например, у меня был случай, когда ребенку старшеклассники велели дома вставать в полночь и съедать ложку соли — и он, запуганный, так делал! Межвозрастной буллинг — это уже самоустранение не только учителя, но и всей школы! Потому опять же задача родителя — идти к учителю, если он игнорирует — к завучу, а потом при необходимости к директору школы!

Самые главные ошибки родителя в случае буллинга.

1. Игнорирование ситуации, «само пройдет», дети сами разберутся.

2. Не путать буллинг и непопулярность. Ребенок имеет право быть непопулярным, интровертом. Это не причина для травли.

3. Давить на жалость, взывая к участникам травли. Это еще больше укрепляет лидерство зачинщика и страх свидетелей, которые боятся оказаться на месте жертвы и сильнее примыкают к лидеру. Нужно подойти к родителю зачинщика и учителю, чтобы обсудить ситуацию.

4. Игнорирование потребностей ребенка в семье, которое может сделать его зачинщиком буллинга в школе. Бывает, родители не разговаривают с чадом и, что еще страшнее, заявляют: «Я тебя сегодня не люблю, уйди от меня, ты принес двойку». В таком случае у подростка возникает вопрос: «А зачем ты меня родила? Зачем я нужен? Кто еще меня полюбит, раз меня даже мама не любит?» Когда я на тренингах с родителями подобное изображаю, они смотрят на себя со стороны, рыдают и говорят, что это очень страшно и больно.

Потому не надо бояться идти выше учителя, школа заинтересована в разрешении проблемы, поскольку в администрации понимают, что стресс сказывается на успеваемости и, если сор будет вынесен из избы в управление образования, прокуратуру, коллектив ждет лишение премии и другие неприятности. Поэтому после обращения к завучу или директору вашего ребенка уже никто не посмеет травить и выделять на уроках. Учитель, увидев способность родителя встать на защиту ребенка, просто побоится повторения ситуации и приложит все усилия для ее недопущения. Бешеных мам не любят, но и их детей не трогают. Есть такое понятие «достаточно хорошая мать» — это мать, удовлетворяющая самые важные потребности ребенка. И не надо делать его счастливым, успешным. Можно не выполнить лучше, главное — не сделать хуже ребенку. Если родитель принимает его таким, какой он есть, то уже молодец.

Буллинг со стороны учителя

У нас проблема с издевательствами в наших школах. И это не то, что вы думаете. Я говорю о проблеме издевательств учителя над учителем.

Джейн М. переехала в маленький сельский городок для своей первой преподавательской работы. «С самого начала, — говорит она, — персонал рассматривал меня как «чужую». Я намного моложе, из города и у меня нет знакомых в этом месте» . Несмотря на все свои усилия, Джейн оказалась в одиночестве. Критикуемые одними учителями и игнорируемые другими, она просто не получала поддержки, в которой она нуждалась для достижения успеха.

Ларри Б. был учителем пятого класса с впечатляющим резюме. Когда он переехал в новое место, у него не было проблем с поиском должности. Оказавшись там, он обнаружил, что его преподавательская философия сильно отличается от ориентированной на оценку философии его новой школы.

«Моя цель номер один, — говорит он, — построение отношений со школьниками. И да, это может занять много времени в начале, но в конце я действительно верю, что это приводит к большим достижениям ». Но его коллеги не могли понять, почему Ларри потратил так много времени на ненужные на их взгляд вещи. Они критиковали его на каждом шагу и заставляли его уделять больше времени тому, что он ненавидит. Ларри подумал, сделал ли он большую ошибку.

Шейла Д. была ветераном-учителем, которая оказалась в команде с двумя совершенно новыми учителями после того, как ее давние партнеры по обучению ушли на пенсию. Несмотря на то, что Шейла был одаренным педагогом, она много лет делала то же самое и не была большой поклонницей технологий. Ее новые коллеги были очень технически подкованы и полны новых (и, по их мнению, лучших) идей о том, как следует преподавать их учебную программу.

Хотя их идеи вывели ее из собственной зоны комфорта и она пыталась быть членом коллективной команды, но на каждом собрании команды ей приходилось конфликтовать с новыми ее товарищами по команде (и их численностью!). Разочарованная всеми изменениями и смущенная тем, что она не могла идти в ногу, она задавалась вопросом, пришло ли время уйти в отставку, как ее друзьям.

Буллинг учителяпроблема серьезнее, чем вы думаете.

Согласно одной из недавних статей, 46% американских учителей признают, что на работе над ними издевались. Кроме того, 89% признаются, что были свидетелями издевательств учителя-над-учителем в своей школе.

Важно отметить, что, как и в случае со школьниками, издевательства над коллегами отличаются от обычных конфликтов. Чтобы поведение было идентифицировано как «буллинг», оно должно быть оскорбительным, периодичным. Травля со стороны коллег может быть словесная или физическая. И это происходит очень часто в наших школах и остается незаметным.

Каждая мама обязана знать:  Моя дочь трансгендер хочет встретиться с 30-летним мужчиной

Так что вы можете сделать, если вы стали жертвой издевательств учитель-над-учителем?

Травля может нанести тяжелый урон уверенности и моральному духу учителей. Критика и микроуправление — это стресс. Игнорирование и исключение приводит к ощущению мучительной изоляции. Легко понять, почему многие учителя, над которыми издеваются, уходят. Но так не должно быть. Хорошей новостью является то, что есть несколько различных стратегий, которые вы можете использовать, чтобы справиться с хулиганским поведением, в зависимости от вашей ситуации и вашей личности:

Сохранять спокойствие.

Плохое отношение со стороны коллег так несовместимо с работой, которую мы выполняем в качестве учителей: мы вкладываем наши сердца и души в заботу и поддержку наших учеников. Легко воспринимать это лично и реагировать эмоционально. Не позволяй этому поглотить тебя. Сосредоточьтесь на своих учениках и своей работе и постарайтесь дать ей как можно больше сил.

Не занимайся этим

Как говорится, не корми зверя. Старайтесь изо всех сил не участвовать, когда сталкиваетесь с буллинг-поведением — по крайней мере, не сразу. Как бы заманчиво это ни было, оглянуться назад, сохранить свой профессионализм и отказаться от триггера. В большинстве случаев все, что хочет хулиган — это реакция. Не давай им удовлетворения.

Дистанцируйся

По возможности ограничивайте свое взаимодействие с хулиганом. Если вы находитесь в комитете с этим человеком, попросите переназначить его. На встречах с коллегами или собраниях старайтесь располагаться в максимальном отдалении и вне поля видимости буллингмейкера.

Стань любопытным.

Попытайтесь провести диалог, чтобы разобраться в причинах травли. Задавайте вопросы и слушайте внимательно, когда ваш противник отвечает. Вам не нужно соглашаться с тем, что они говорят, и вы можете даже не понимать, откуда берутся его выводы. И, скорее всего, это не изменит того, что происходит. В конце концов, для хулигана это всего лишь игра. Но, по крайней мере, вы можете быть уверены, что вы приложили усилия и поступили профессионально.


Усильте свои коммуникативные навыки.

Часто хулиганы являются мастерами пассивно-агрессивного поведения. Изучите навыки общения, которые помогут вам эффективно управлять этим поведением.

Документ.

Этот момент имеет решающее значение. Как только вы нарисуете шаблон поведения хулигана, важно задокументировать каждый инцидент. Делайте заметки на каждую неудобную ситуацию и сохраняйте каждое электронное письмо, отмечая места и время. Опишите ситуацию и перечислите присутствующих свидетелей. Если придет время принять меры против хулигана учителя, чем больше у вас документации, тем сильнее будет ваше дело.

Свяжитесь с вашим профсоюзом.

Если вы являетесь членом профсоюза, обратитесь к своему представителю. Спросите о преследованиях и издевательствах в вашем районе. Даже если вы не готовы принять меры, они могут предоставить вам ценные ресурсы.

График противостояния.

Большинство из нас стараются изо всех сил избегать конфликтов, но может наступить время, когда необходима прямая конфронтация. Ключ должен сделать это так, чтобы это работало. Если вы не чувствуете себя в достаточной безопасности, чтобы поговорить с человеком, который вас обидел один, попросите второго человека (в идеале авторитетную фигуру) присутствовать. Подробно опишите оскорбительное поведение и попросите их немедленно прекратить. Дайте понять, что вы подадите официальную жалобу, если их поведение не изменится. В общем, хулиганы не ожидают конфронтации, и большинство из них отступят на этом этапе.

Подайте официальную жалобу.

Наконец, если издевательства продолжаются, подайте официальную жалобу в ваш школьный округ. Надеемся, что лидеры примут меры для разрешения ситуации, хотя, как только она попадет на районный уровень, это не в ваших руках. Заполнение официальной жалобы, по крайней мере, даст вам уверенность в том, что вы заступились за себя и сделали все, что в ваших силах, чтобы остановить хулиганское поведение.

После всего этого…

. сделать приоритетом — оставаться здоровым. Приложите дополнительные усилия к практике самообслуживания. Окружите себя поддерживающими вас друзьями и семьей. Когда вы не на работе, не усердствуйте в этой ситуации. Наполните себя реальной жизнью. В школе сосредоточьтесь на своих учениках и очень важной работе, которую вы делаете.

Быть жертвой хулигана-учителя — это ужасный опыт, но его можно пережить. Вы можете не выйти из этого невредимым, но, взяв курс, который лучше всего работает для вас, вы, несомненно, станете сильнее и мудрее.

Бедный учитель в зоне риска школьного буллинга

Около 50% педагогов подвергались агрессии со стороны своих подопечных

Учителя не готовы рассказывать о своих проблемах с классом ни коллегам, ни психологу. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Практически более 70% учителей РФ испытали на себе те или иные формы школьного буллинга. Таковы результаты онлайн-опроса учителей, проведенного сотрудниками Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Юлией Черненко и Дарьей Сапрыкиной в 75 регионах страны. Львиную долю выборки составляют педагоги с большим опытом работы в школе.

Буллинг — это желание оказаться сильным именно во властных отношениях конкретного сообщества и в его иерархии. Отсюда – желание сильного причинения психологического и физического дискомфорта более слабому в этих отношениях. В отношении учителей прямой буллинг – это скорее всего оскорбления и насмешки, публичное обсуждение внешнего вида учителя, грубость и так далее. А непрямой – саботаж, клевета на педагога и тому подобное. Так классифицируют буллинг авторы новых опросов. И педагогов они спрашивали, подвергались ли они буллингу, насколько часто, в какой форме и почему.

На первый взгляд нежелание выполнять требования учителя, сопротивление учителю – довольно безобидно на фоне прямой агрессии ученика. Тем не менее за этими формами поведения тоже стоит желание установить психологический контроль над «жертвой», заставить ее почувствовать себя неуверенно, считают психологи.

По итогам проведенного анкетирования выяснилось, что самыми распространенными формами буллинга учителя считают уже ставшие привычными для нашего общества ситуации. Как то: ученики дразнят преподавателя, придумывают прозвища, игнорируют его, обсуждают его личную жизнь, жестами или взглядом демонстрируют презрение, намеренно систематически нарушают дисциплину, отказываются выполнять его требования.

Конечно, аналитики из ВШЭ принимают во внимание тот факт, что сегодня в школе идут процессы, способные несколько исказить картину буллинга. Как, например, многие учителя старшего возраста не могут сразу принять тот факт, что в центре школьного процесса сегодня стоит ученик и школьная иерархия претерпела значительные изменения. Они не воспринимают роль образования как «образовательной услуги», считают такое упрощенное целеполагание довольно уничижительным для себя. И в таком контексте могут отчасти и демонизировать поведение учеников, преувеличивать их агрессию, отмечают авторы исследования. И воспринимать, например, желание школьника отстоять собственную точку зрения как оскорбление, плохое поведение. «Да, есть вероятность некоторой демонизации, – признаются авторы исследования. – Однако она не влияет на тот факт, что многие учителя чувствуют себя жертвами, испытывают психологический дискомфорт и находятся в зоне риска профессионального выгорания». И это неприятная ситуация для современного российского образования, отмечают они. Прессинг в отношении учителей влияет на качество преподавания, результаты обучения и на психологическую атмосферу в школе.

Удивительно, но жертвами жесткого буллинга (с запугиваниями, физическим насилием, сексуальными домогательствами, вандализмом: порча и хищение вещей педагога) оказались практически 50% из опрошенных ВШЭ учителей. Кстати, есть еще и третий вид прессинга – медиатизированные формы буллинга. Это угрозы по электронной почте, посты в социальных медиа, видео с издевательствами, карикатуры и пр. И он тоже воспринимается в материалах опросов как форма жесткого буллинга.

Кто входит в зону риска? Кто чаще всего становится жертвой учеников? Исследователи выяснили, что на частоту буллинга может влиять социальный статус педагога. Оказалось, что у учителей с низким уровнем достатка вероятность стать жертвой буллинга в два раза выше, чем у их более обеспеченных коллег. Зато место проживания, семейное положение и уровень образования не влияют на частоту и формы проявления агрессии.

Вместе с тем агрессия в школе может быть и обоюдоострой. Авторы исследования подчеркивают, что с увеличением частоты буллинга уменьшается удовлетворенность педагога результатами своего труда. Это может привести к опасным психологическим и социальным последствиям.

Судя по опросам ВШЭ, учителя скорее всего не готовы делиться «деликатными» проблемами с окружающими. Буллинг по отношению к себе воспринимается ими как нечто постыдное, о чем не стоит рассказывать никому, особенно коллегам. Увы, всего 13% учителей делятся такой проблемой и с психологом.

Но государство может им существенно помочь избежать участи быть «затравленными», поддержав педагога материально. Хотя и этот факт довольно грустный: мы превращаемся в общество, где деньги – мерило всего уже даже на уровне школы.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Буллинг в школе: что делать родителям и жертве

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.

Все это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.

Содержание:

Буллинг как один из видов насилия

Что такое буллинг

Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% — агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2020 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Разновидности травли

Какие существуют виды буллинга?

  • физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
  • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
  • социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
  • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
  • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.
Каждая мама обязана знать:  Маткапитал на строительство дома

Школьный буллинг сегодня

В чем особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности — что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Скулшутинг как итог буллинга

Еще одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.

Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.

Совсем недавно в сентябре 2020 года сотрудникам полиции города Кирова удалось предотвратить массовое убийство в школе. Был вычислен подросток, который планировал нападение с применением холодного оружия и самодельной взрывчатки. Подросток интересовался темой насилия в социальных сетях и сообщал о своих намерениях в переписке.

Случаи страшные, случаи вопиющие. Но еще страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Причины и мотивы буллинга

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:


  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

  • зависть;
  • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
  • самоутверждение в коллективе;
  • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
  • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
  • «любимчики» учителей или наоборот изгои.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

  1. Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
  2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
  3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.

Как видно из таблицы, пассивно-негативное отношение к ситуации буллинга («сочувствую, но не поддержу») больше характерно для учащихся рижских школ. В свою очередь, московские школьники и те дети, кто учится в русскоязычных школах Риги, более склонны защищать и поддерживать жертву травли. Также большой процент тех школьников, кто отстраняется от ситуации («не буду обращать на это внимания»).

Влияние буллинга на его участников и последствия

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Как бороться с буллингом в школе?

Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

  1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
  2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
  3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
  4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

Как вести себя родителям?

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт — снять с ребенка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

  1. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
  2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
  3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
  4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
  5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
  6. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Профилактика школьного буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Уважаемые педагоги! Вы не имеете права не знать, что происходит с Вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматриваете личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями — не оставайтесь равнодушными!

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….

Если вы подозреваете, что у ребёнка в школе есть неприятности (он стал жертвой или свидетелем травли, сам принимает участие в буллинге), но не можете добиться информации от него, воспользуйтесь приложением «Где мои дети». С помощью функции прослушки, вы сможете узнать, что происходит в школе и вовремя принять необходимые действия. Кроме того, в случае экстренной ситуации, ребёнок сможет послать вам сигнал SOS.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация