Буллинг


Содержание

Детский буллинг как разновидность насилия. Проблема детского буллинга (травли) в школе

В России наиболее часто используется понятие буллинга как синоним школьной травли. Различают также термин моббинг (от англ. mob— толпа), когда агрессорами являются несколько человек.

Психологическое насилие: издевательства, обидные шутки, оскорбления, угрозы, унижение, социальная изоляция (например, бойкот), оказание психологического давления, распространение слухов и др.

Физическое насилие: избиение, жестокое обращение, порча имущества.

Каковы причины буллинга? Часто ситуации буллинга возникают вследствие целой совокупности факторов. И все же, даже при наличии многих факторов непосредственно буллинга может не быть. Тем не менее, давайте рассмотрим факторы, которые увеличивают вероятность травли:

Искусственно собранная группа. Сами дети не выбирали оказаться в данной группе, а также не могут добровольно из нее выйти. Группа не отвечает интересам ребенка, ребенок сам не выбирает деятельность. Буллинг мало вероятен в ситуации, например, кружка по интересам или даже дворовой компании, ведь ребенок занят тем, что интересно ему, и может в любой момент покинуть группу. То есть практически все школьные коллективы оказываются так или иначе в зоне риска.

Позиция педагога. Чаще всего травля зарождается на глазах педагогов. По какой-то причине педагоги не пресекают детскую жестокость, а, возможно, и неосознанно в чем-то поддерживают издевательства над, например, неудобным ребенком, ситуация продолжает набирать обороты.

«Некомфортно в группе». Часто буллинг начинается в группах, в которых недостаточно механизмов для регулирования правил. Кому-то из детей необходимо чувствовать свое влияние на группу, отслеживать свой статус в группе, кому-то важно, чтобы были понятно, что происходит и какая-то предсказуемость.

Насилие в семье агрессора. Ребенок, который в своей семье оказывается «под ударом», находится в стрессовой ситуации. Часто дети, которые оказываются агрессорами и причиняют боль другим — в своей семье терпят насилие и унижение. И в группе проявляют свою силу и возможности так, как умеют — проявляют насилие к другим и становятся, пусть на время, на более сильную позицию, в которой они могут что-то решать.

Кто подвержен буллингу? Мифы про буллинг

В обсуждении ситуации буллинга есть большой соблазн начать обсуждать «жертву» буллинга: что с ней/ним не так, и как сделать так, чтобы он/она поменяла свое поведение. На это направлены житейские советы: «не обращай внимания», «больше улыбайся», «похудей» и т.д. К сожалению, по опыту работы, этот подход в коррекции ситуации оказывается не только неполезным, но и вредным. Вместо того, чтобы обсуждать особенности жертвы, стоит переключиться на ситуацию в группе, а также на недопустимость жестокого обращения /террора.

Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Ребенок с одними и теми же особенностями в одной группе будет подвергаться травле, а в другой — нет. Более того, дети, которые в классе становятся обидчиком и жертвой, в другой обстановке (например, в отсутствии других членов группы) могут мирно общаться. Травля — это групповой системный процесс.

Также при работе с буллингом стоит помнить, что буллинг — это не конфликт между детьми. В конфликте есть две стороны, которые не смогли договориться, не умеют общаться и проч. В ситуации буллинга недопустимые действия направлены только на «жертву».

Распространенный миф — что от буллинга страдает только «бедная жертва». Это не так, и в результате многочисленных исследований было показано, что психологическую травму могут получить и свидетели травли, и активные обидчики.

Пути профилактики и преодоления буллинга. Общие рекомендации.

Обычно, когда педагоги начинают беспокоиться о ситуации, начинаются поиски профилактических мер. Однако важно понять, на какой стадии развития буллинга находится ситуация, т.к. меры профилактики могут быть бесполезны, а также вредны для ситуации травли.

Что может быть эффективной профилактикой буллинга?

Для того, чтобы заниматься профилактикой буллинга, достаточно того, что у вас есть учебный класс. Вот какие способы можно использовать для улучшения атмосферы в классе:

Командообразование. Тренинг на командообразование может провести педагог, школьный психолог или приглашенный специалист. Взрослый берет на себя ответственность и собирает группу, учит ребят кооперироваться для достижения общих целей. Желания лидеров класса быть в центре внимания может быть реализовано безопасным и достойным способом, ребята во время занятий учатся слушать и поддерживать друг друга.

Работа с групповыми правилами. Это очень полезная работа для группы, ее можно проводить также в рамках тренинга. Самое важное — что дети будут обсуждать, как можно друг с другом поступать, а как — нет, договариваться вместе. В моменты обсуждений у детей часто появляется своя точка зрения, они подбирают аргументы и т.д. Для такого процесса нужен специальный ведущий, который сможет уделить внимание всем и не продвигать правила, которые нравятся ему.

Сопровождение новых детей, курирование «бывалыми» новичков. «Новички» часто поначалу чувствуют себя в группе некомфортно. Если класс заинтересован, можно выделить сопровождающих для новых детей (можно даже из старших классов), или поделить роли. Если дети берут на себя ответственность за какую-то область жизни класса (подтягивание отстающих в учебе, организаторов концертов и чаепитий и т.д.) — это также возможность реализовать способности ребенка.

Обсуждения с детьми. Ситуации, когда педагог предлагает детям высказаться, обсудить что-то также может быть полезно для участников. Можно обсуждать ситуации в классе, можно — какие-то мировые ситуации, а также можно смотреть и обсуждать мультфильмы, в том числе про буллинг. Обсуждение ситуации буллинга, когда дети могут сами придумывать, что можно сделать в разных ситуациях, как они могут помочь другу и т.д.— это также является профилактикой. Смущаться такого разговора не нужно, наоборот, дети чувствуют себя взрослее и боеле ответственными, когда обсуждают разные реальные ситуации.

Рекомендации для работы с травлей:

Реакция на травлю. Травля часто происходит с ведома педагога. Для «жертв» травли страшно и непонятно, когда есть взрослый, который не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка. Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливают это.

Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости — часто это усиливает ситуацию травли.

Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. — когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.

Педагог должен выступить — это можно сделать по-разному — с идеей, что травля недопустима. Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников оень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.

Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю. К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то — это бывает малоосознаное поведение. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо. В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.

Поддержка позитивных изменений. Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь — это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату. Иногда педагоги предпочитают «не обращать внимание» на небольшие достижения, потому что это еще далеко от цели. Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи. Это может быть чаепитие или игра по поводу того, что уже неделя/2 недели из класса ушла травля или что-то другое — на ваш выбор.

Когда острая фаза травли завершается, стоит подумать о том, что может поддержать класс, сделать его более дружным и тд. На этом этапе хорошо индивидуально работать с «жертвой» травли, чтобы поддержать, помочь пережить негативный опыт. Если буллинга в классе нет, это хорошая точка, чтобы вернуться на стадию профилактики и снова подумать о квестах, играх и т.д.

Буллинг в школе – кто и почему становится жертвой травли

Наталья Князева, опубликовано 09 сентября 2020, 20:00

Скромность, робость, нарушенные коммуникативные навыки могут послужить сигналом для более агрессивных одноклассников о том, что перед ними новая жертва. Важно помнить, что буллинг – это проблема не двух человек, преследователя и жертвы. Это проблема всего коллектива, всей системы. Разбираемся в вопросе вместе с педагогом-психологом Натальей Князевой.

Особенностью травли является вовлеченность всех – и булли (тот, кто травит), и жертвы, и свидетелей. Такой процесс не оставляет в стороне никого. Травмируются в той или иной степени все – жертва (невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия), свидетели (что не помогли, что помогли и тоже стали жертвами), булли (унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать)».

Когда я начала писать о буллинге, я попросила знакомых поделиться личными историями. Ожидала услышать про наши дни, а получила рассказы 15-, 20-, 30-летней давности из школьного детства. Это поразило – эпизод давнего прошлого до сих пор жил в памяти моих знакомых вместе с эмоциями и чувствами того периода. И хоть с травлей можно столкнуться в любом возрасте и в любом коллективе, школа – это то место, где чаще всего с ней встречаются впервые. Поэтому в этой статье мы поговорим именно о школьном буллинге.

Что такое буллинг?

« Травля, или бýллинг (англ. bullying) – запугивание, физический или психологический террор, агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег), направленный на то, чтобы вызвать у жертвы страх и тем самым подчинить её себе», – такое определение можно найти в Википедии.

При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, и этим травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. И если конфликт – это единичное происшествие, которое тоже может быть довольно жёстким, то буллинг – это долгосрочное и обдуманное насилие, которое жертва не может остановить самостоятельно.

Травля может проявляться как в физической (драки, повреждения или кражи личных вещей), так и в психологической форме в виде оскорблений, угроз, бойкота, психологического давления.

Активно набирающий «популярность» кибербуллинг , или электронная травля, может происходить через смс-сообщения, социальные сети, создание компрометирующих веб-страниц или размещение унижающего, оскорбляющего видео-контента.

«Особенностью травли является вовлеченность всех – и булли (тот, кто травит), и жертвы, и свидетелей, – комментирует Мария Герасимова, психотерапевт Центра при МИГиП (Московского Института Гештальта и Психодрамы) по устранению агрессии и насилия. – Такой процесс не оставляет в стороне никого. Травмируются в той или иной степени все – жертва (невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия), свидетели (что не помогли, что помогли и тоже стали жертвами), булли (унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать)».

Кто и почему становится жертвой буллинга?

«Согласно стереотипу, травят только «ботаников», «лохов», «деклассированных элементов». На самом деле, жертвой может стать кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем», – пишет Наталья Цымбаленко в своей книге «Буллинг. Как остановить травлю ребёнка». Узнав о буллинге в школе, Наталья не только смогла прекратить преследования одноклассниками своего сына Пети, но и написала книгу с памяткой для родителей.

«Я училась в спортивном классе с тренировками по два раза в день. Плавала лучше всех девочек и даже многих мальчиков. Училась легко, на одни «пятерки». Самая лучшая в плавании и к тому же – отличница. Меня «чморили», дали обидное прозвище, которое ещё много лет я не могла произнести. Выхожу как-то из бассейна, – а на стене портрет в образе свиньи и моя «кличка». Екатерина, 31 год

Поводом для начала травли может стать всё, что угодно : внешний вид, физические особенности, какая-то «не такая» одежда, необычные имя или фамилия, увлечения «не по возрасту». Важно также то, что даже убрав этот «раздражитель», буллинг не прекратить.

«Это было в нашем классе, примерно в подростковом возрасте, как раз после просмотра фильма «Чучело». Лидер всех девочек предложила объявить бойкот моей лучшей подруге, и мне заодно, так как я не встала на их сторону». Оксана, 49 лет

«Всё началось 1 сентября в 9 классе. Я одела открытую блузку с воланами, в которой моя большая грудь казалась ещё больше. Каждый день на переменах меня окружали хулиганы, приставали, пытались унижать. Я боялась идти в школу, одевала большие свитера, чтобы всё скрыть. На переменах быстро перебегала из класса в класс и не выходила в школьный коридор». Светлана, 38 лет

Каждая мама обязана знать:  Прохазкова Ива Бабушка с крылышками

Какой ребёнок имеет иммунитет против буллинга?

Есть мнение, что травля не начнется, если ребёнок, которого не принимает группа сверстников, имеет высокую самооценку, независимость от мнения окружающих, уверенность в том, что его защитят, причём именно на территории школы.

Скромность, робость, нарушенные коммуникативные навыки могут послужить сигналом для более агрессивных одноклассников о том, что перед ними новая жертва.

При этом – очень важная мысль – преследуемый ребенок мало что может самостоятельно противопоставить буллингу.

Особенности характера, способствующие попаданию в ситуацию травли

«Есть некоторые особенности характера ребенка или условий его жизни, которые могут повлиять на попадание в ситуацию травли, как в роли жертвы, так и в роли преследователя. Например, наличие в семье агрессивного родителя может способствовать тому, что ребенок приспосабливается жить и общаться, стараясь не злить, не привлекать внимания, не злиться в ответ, не расстраивать, а значит, формируется стратегия избегания конфликта. Или же ребенок длительное время испытывает дефицит физического и эмоционального тепла, и тогда он начинает неосознанно искать его среди сверстников», – говорит психотерапевт Мария Герасимова.

Последствия буллинга

  • « Синдром жертвы – это прежде всего низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих и страх неудачи. Это мина замедленного действия, которая будет срабатывать всегда, когда во взрослой жизни от человека потребуется принять важное решение, отстоять свои права», – пишет Наталья Цымбаленко. «Это было больно, породило много комплексов, низкую самооценку, отношение ко внешности». Екатерина, 31 год
  • Зачастую впоследствии жертва не способна взять на себя ответственность за свои действия и одним из основных видов реакций становятся обвинения окружающих . «Эти две недели унижений я не могу забыть».Светлана, 38 лет
  • Ощущение беспомощности, жалость к себе, фокус на проблемах, обвинение самого себя без выводов на будущее – также воздействуют на жертву разрушающим образом.

«Последствия травли могут усиливать и усугублять уже имеющийся травматический опыт – сильнее «размывать» самооценку , расшатывать физические и психологические границы человека , – комментирует психотерапевт Мария Герасимова. – Не все, но некоторые попадают в ситуацию буллинга из-за недостатка поддержки со стороны.

Важно помнить, что буллинг – это проблема не двух человек (преследователя и жертвы). Это проблема всего коллектива, всей системы. Если мы говорим о школьном классе, то эту ситуацию нужно решать на уровне взрослых, а не детей».

В заключение

Тема буллинга оказалась такой обширной, что не смогла уместиться, даже в очень кратком виде, в рамки статьи. Остались открытыми самые важные вопросы:

На что надо обращать внимание родителям?

  • Что делать, столкнувшись с этим явлением?
  • Как защитить своих близких?
  • Как помочь не только жертве, но и преследователю?

Продолжим эту тему в следующих публикациях.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции OrganicWoman

Педагог-психолог по образованию, в прошлом менеджер по персоналу в международных компаниях, сейчас помогает людям познавать мир и себя через йогу и путешествия. Выпускница курса Учим Гидов. Однажды прочувствовав пользу йоги и медитации для души, разума и тела, включила эти практики в свой ежедневный …

Вам также может понравиться

Дневник панчакармы

Спать под открытым небом: зачем и как устроить

Что делать, когда деньги не приходят? Личный опыт

Мы в социальных сетях
Лучшее за неделю

Суперфуды и их суперсила.

Выгорание: как предупредить и что делать, если «попались».

Как поднять самооценку и начать наслаждаться жизнью — эффективная практика от терапевта нового поколения

Смотрите также

Вся правда о медицине будущего! Москва, 17 ноября

Аюрведические знания для поддержки репродуктивного здоровья женщины

Подпишись и будь в курсе

Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции OrganicWoman

Книга недели«Буллинг»: Какой бывает травля и как ее остановить

Советы матери школьника, которая добилась справедливости

В прошлом году маме троих детей Наталье Цимбаленко удалось остановить буллинг в школе, где учился ее сын. Об этом случае подробно писал Wonderzine. Сейчас в издательстве «Питер» вышла книга с историей Натальи и ее советами о том, как остановить травлю ребенка. The Village публикует отрывки из нее.

Разновидности травли

В научных исследованиях по теме школьного насилия различают буллинг двух видов — прямой или косвенный. В младших классах чаще используются прямые виды травли, что выражается в побоях, порче вещей, отбирании денег, оскорблениях. Родителям в первую очередь надо фиксировать именно прямой буллинг. Его проще доказать. В средней и старшей школе применяются более сложные методы косвенного воздействия: бойкот, распространение сплетен, манипуляция дружбой, клевета, перекладывание вины за общие проступки, уничижительные прозвища и другие. Косвенную травлю очень сложно вовремя выявить и еще сложнее собрать доказательства. Однако в чистом виде прямой или косвенный буллинг встречается редко. Безнаказанность побуждает булли переходить к более изощренным видам издевательств и рано или поздно приводит к физической агрессии. Статистика говорит, что подавляющее большинство агрессоров — мальчики, они же в большинстве случаев становятся и жертвами.

Но здесь как раз проблема заключается в том, что мальчики активнее применяют физическое насилие. А вот среди девочек чаще используются другие, менее заметные формы травли. На фингал под глазом родители и педагоги реагируют намного оперативнее, чем на заплаканные глаза и общую подавленность. Да и ролики из соцсетей доказывают, что девочки легко превращаются в агрессоров и могут действовать не менее жестоко, чем мальчики.

Стоит ли давать сдачи

На что следует обратить внимание взрослым при обсуждении буллинга в детском коллективе? Прежде всего, конечно, на физическую агрессию. Истории из соцсетей часто подталкивают к мысли о таком решении проблемы. «Отдайте мальчика на бокс — и травля прекратится». Вот только это не выход. Если ребенок решится применить силу, это может обернуться против него самого, так как в глазах взрослых именно он будет агрессором.

Мария Баркар: «Наташа, ты знаешь моего сына. Как такового буллинга со стороны одноклассников не было, но учителя всегда в драках считали виноватым именно его. А это потому, что, когда бьют его — никто не видит, а когда он дает сдачи, защищая себя, видят все и все считают, что он хулиган и драчун. И так много лет. Одна учительница всю пасту в ручке извела, калякая мне приглашения в школу. А я верила сыну, что он защищался. И все э то закончилось однажды так: очередное «Ваш сын избил мальчика». Я приезжаю вечером с работы, а у сына на полруки сплошной синяк, на предплечье след от зубов, почти кожу кто-то ему прокусил. Он молчал, я увидела, когда мыться пошел. Гематома жуткая. Я стала его спрашивать. Оказалось, что его одноклассник, сидящий сзади, на перемене схватил его за руку и укусил со всей силы. Сын дал тому в нос другой рукой. И это увидел весь класс».

Секции бокса, рукопашного боя или фехтования (любого контактного спорта в принципе) нужны, но в первую очередь для того, чтобы придать вашему ребенку уверенности в себе, в своих силах и способности противостоять агрессии. И да, это здорово помогает избежать статуса жертвы как такового, но отнюдь не является панацеей. Во-первых, даже не всякий спортсмен мирового уровня сможет отбиться от агрессивной толпы. Во-вторых, существуют и другие, более изощренные виды издевательств. Например, словесный буллинг, выражающийся в использовании обидных прозвищ.

Если ребенок будет отвечать ударом на каждое оскорбление, то именно его будут считать агрессором, а к детской травле добавится еще и давление со стороны педагогов школы. Такая же проблема появляется, если со стороны булли используется в основном запугивание. К угрозам часто прибегают для того, чтобы подорвать уверенность жертвы. Противостоять подобному психологическому давлению может не каждый взрослый (если сомневаетесь в этом, то почитайте о методиках ведения полицейских допросов или про действия коллекторов). Драться в ответ на угрозы тоже непродуктивно. Более того, это может превратиться в еще один вариант издевательства, когда с помощью угроз или насмешек ребенка провоцируют на драку, а затем выставляют зачинщиком перед взрослыми.

Напомним, мы говорим не о простом конфликте, в рамках которого драка может завершиться всеобщим братанием и совместным походом за мороженым. Мы говорим о буллинге — намеренном и жестоком, агрессивном отношении к ребенку в коллективе.

Бойкот

Самая сложная для выявления разновидность травли — это бойкот. Жертва намеренно игнорируется частью или всем коллективом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительными надписями в общественных местах. При этом напрямую к жертве подчеркнуто никто не обращается.

Драться, что характерно, в таких случаях тоже бессмысленно. Это, напротив, дает булли решающий аргумент — «мы поэтому и не хотим с ним общаться». Родителям следует насторожиться, если у ребенка нет друзей в школе, одноклассники не приходят к нему в гости и не приглашают на дни рождения, а сам он не хочет ходить с классом в походы и на экскурсии. Если же параллельно вы замечаете, что у ребенка появились проблемы в учебе, он часто плачет, стал нервным и раздражительным и избегает разговоров о делах в школе, то это как минимум повод наведаться в школу и пообщаться с педагогами. Но в чистом виде бойкот как форма буллинга встречается редко.

Если вспомнить великий фильм «Чучело», то там как раз четко показано, как от бойкота дети переходят ко все более страшным способам унижения. Дисбаланс власти, беспомощность жертвы и пассивность взрослых провоцируют на применение все более жестоких форм издевательств, которые тем не менее все же легче отследить и доказать.

Вымогательство

Распространенной формой буллинга является вымогательство в сочетании с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать, выполнять школьные обязанности за других и так далее. Есть и более сложные тактики, когда от жертвы требуется выполнить ряд действий, обычно очень унизительного характера, в обмен на дружбу или защиту от других агрессоров. Подобные методы чаще встречаются среди старшеклассников, но с развитием соцсетей такие разновидности травли можно увидеть уже в начальной школе.

Повреждение или кражу одежды, учебников и других личных вещей можно также отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое поведение по отношению к конкретному ребенку или группе детей повторяется постоянно. В таком случае необходимо фиксировать все пропажи, по возможности сохранять чеки. Это очень поможет при сборе доказательной базы. Разумеется, разновидностей и форм буллинга значительно больше. Здесь перечислены самые часто встречающиеся. Описать, перечислить и классифицировать все возможные формы травли невозможно, потому что каждая ситуация по-своему уникальна. Приведенные выше примеры — это подсказки для взрослых, своего рода тревожные лампочки, которые сигналят о проблемах у ребенка в коллективе.

Кибербуллинг, или Виртуальная агрессия

Об этом нельзя не сказать, раз уж речь зашла о разновидностях буллинга. К сожалению, в современном мире даже перевод ребенка на домашнее обучение и попытки оградить его от общения в коллективе не гарантируют, что он не столкнется с травлей. Повсеместное распространение гаджетов и социальных сетей спровоцировало возникновение такого явления, как подростковый виртуальный террор, или кибербуллинг.

Кибербуллинг включает целый ряд разнообразных явлений, начиная с шуток, которые не воспринимают всерьез, и заканчивая виртуальным террором, который представляет серьезную опасность для жертвы и приводит к суицидам. Появилось даже такое понятие, как буллицид — суицид, совершенный из-за травли в интернете. Кибербуллинг в силу специфики интернет-среды отличается от обычной травли. Анонимность дает агрессору ощущение свободы и безнаказанности, а повсеместное распространение гаджетов и соцсетей — возможность достать жертву везде и всегда.

Реальный буллинг имеет свои временные ограничения. Ребенок приходит из школы домой и оказывается в безопасности. Кибербуллинг таких ограничений не знает. Он продолжается все время: гаджеты стали неотъемлемой частью жизни современных подростков, от такой травли невозможно спрятаться. Травля в интернете может приобретать разные формы: создаются унизительные фотожабы, мемы и видео с изображением жертвы, взламываются аккаунты и публикуются фрагменты личной переписки и фотографии, жертве массово приходят сообщения с угрозами, оскорблениями.

По последним данным, около 70 % московских школьников участвовали в травле одноклассников в социальных сетях. Кибербуллингу подвергались и учителя: например, в Москве 17 % педагогов подтвердили, что сталкивались с травлей в Сети. Анонимность интернета провоцирует агрессоров на более изощренные издевательства, чем в реальной жизни. Из 70 % московских школьников на буллинг в реальности способна разве что десятая часть. Но интернет развязывает руки и языки. Однако преимущество киберпространства в том, что оно не только предоставляет булли возможность почувствовать свободу благодаря анонимности, но и позволяет максимально подробно зафиксировать все проявления агрессии против вашего ребенка.

Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого. Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо по максимуму сохранить все свидетельства. Сделать копии полученных сообщений, скриншоты страниц, где размещались фотожабы или другие оскорбительные для ребенка материалы, зафиксировать взлом аккаунта, если он был. В Facebook есть Центр предотвращения травли, куда также можно обратиться по поводу буллинга. Там указаны общие рекомендации, которые помогут справиться с травлей в соцсети. Если реальный буллинг очень сложно доказать, то в случае кибербуллинга каждое слово фиксируется и может быть использовано против обидчиков в качестве доказательства травли.

Что такое буллинг или психологическая травля — виды и проявления в школе, на работе или в сети интернет

В психологии этот термин обозначает моральный, физический террор, запугивание, с целью вызвать у другого человека страх и добиться его подчинения. Особенно остро проблема стоит в подростковом возрасте из-за сложности и противоречивости особенностей развития личности в подростковом возрасте. Сегодня слово «буллинг» имеет социологический, психологический характер и стало международным термином, активно используемым педагогами и психотерапевтами.

Виды буллинга

От конфликта это явление отличается неравенством сил участников. При этом жертва слабее агрессора, а террор носит длительный характер. Изгой испытывает физические и психологические мучения. Согласно зарубежной статистике, в учебных заведениях до 50% учащихся сталкиваются с буллингом: для кого-то это единичные случаи, для остальных – непрекращающаяся травля.

Каждая мама обязана знать:  Дочь постоянно теребит руками или ногами

Результаты российских исследований в школах, проведенные в 2010 году, показали, что 21% девочек и 22% мальчиков становятся жертвами психологического насилия с 11-летнего возраста. Для подростков 15 лет показатели составляют 12-13%. Психологами выделяется несколько видов травли:

  • физический;
  • поведенческий;
  • кибербуллинг;
  • вербальная агрессия.

Физический

Проявляется побоями, умышленным членовредительством (удары, пинки, толчки, нанесение телесных повреждений). Пример физического буллинга – это публичное стягивание штанов с малыша на детской площадке. Многие дети не рассказывают родителям об инциденте, поэтому важно следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками – необъяснимыми ссадинами, синяками, царапинами, порванной одеждой.

При подозрении, что вашего ребенка подвергают насилию, начните с ним случайный разговор: поинтересуйтесь, как дела в школе, что происходило на перемене или по дороге домой. Слушайте ответы ребенка, выясните, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему. При этом следует сдерживать собственные эмоции, подчеркните важность таких доверительных разговоров с вами, учителями, школьным психологом.


Записывайте даты и время случаев буллинга, реакцию вовлеченных лиц, их действия (со слов ребенка). Не стоит обращаться к родителям хулиганов для самостоятельного разрешения проблемы. При продолжении физического насилия и необходимости дополнительной помощи за пределами школы следует обратиться в местные правоохранительные органы. Есть законы, предполагающие наказание за запугивание и домогательства.

Вербальный

Это насмешки, словесное издевательство, оскорбления, окрики или запугивание жестокими словами. Примером вербальной травли являются слова о физических недостатках, обзывания, пр. Дети, подвергающиеся вербальным издевательствам, как правило, замыкаются в себе, имеют проблемы с аппетитом, становятся капризными. Некоторые рассказывают взрослым об обидных словах в свой адрес, и спрашивают, правда ли это.

Важно учить детей уважению, укреплять их в мысли, что каждый человек заслуживает хорошего отношения. Служите наглядным примером: благодарите учителей, хвалите друзей, будьте вежливы к продавцам в магазинах. Говорите детям об их сильных сторонах, хвалите. Лучшая защита, которую могут обеспечить родители ребенку, — это укрепление их чувства собственного достоинства, предоставление независимости для развития умения принимать меры при необходимости. Обсуждайте, практикуйте конструктивные и безопасные способы реагирования на слова хулигана.

Поведенческий

Это буллинг с применением тактики изоляции, предполагающий, что кого-то не допускают к совместному времяпрепровождению группы, к примеру, трапезе за общим столом, игре, общественно деятельности, пр. При этом у школьника можно заметить нежелание поддерживать участие в компании сверстников, появление стремление побыть в одиночестве. Девочки чаще мальчиков испытывают социальную изоляцию, эмоциональное или невербальное запугивание.

Душевные страдания от поведенческого буллинга могут быть такими же сильными, как от физического насилия, причем длятся они намного дольше. Родителям стоит разговаривать с детьми о том, как прошел их день, помогать им во всех находить положительные моменты, акцентировать внимание на хороших качествах детей, убедить их в том, что есть люди, которые их любят и всегда поддержат. Следует сосредоточиться на развитии талантов ребенка, больше времени уделять его интересам, будь то спорт, чтение, искусство, чтобы он мог строить взаимоотношения за пределами школы.

Кибербуллинг

Термин обозначает обвинение кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи, распространение неправдивых сплетен посредством смс, электронной почты, сообщений в социальных сетях. Расистские, сексисткие и другие послания формируют враждебную атмосферу. Сообщения оскорбительного характера распространяются быстро и анонимно, что приводит к круглосуточному кибербуллингу, поэтому важно установить для ребенка правила пользования Интернетом.

Объясните чаду, что он не должен участвовать и реагировать на слова обидчиков. Если ситуация будет усугубляться, распечатайте провокационные сообщения (нужно, чтобы были видны даты и время их получения). Далее необходимо оповестить о киберзапугивании в школу и Интернет-провайдера. Если сообщения содержат угрозы и носят явный сексуальный характер, обратитесь к местным правоохранительным органам.

Социальный буллинг в школе

Участниками в травле всегда являются три группы учеников – агрессор (зачинщик), изгой и наблюдатели. Гонения начинает один человек, как правило, лидер в классе, отличник или же, наоборот, двоечник, склонный к агрессивности. Наблюдатели зачастую не испытывают удовольствия от издевательств, но вынуждены либо включаться, или же молчать под влиянием страха, что сами могут оказаться в роли жертвы.

Более смелые, уверенные школьники оказывают сопротивление агрессору, вставая на защиту изгоя, но пассивная поддержка травли со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва остается один на один с мучителями. Объектом издевательств может стать любой человек, который в определенный момент окажется в более слабой позиции либо перейдет кому-то дорогу. Чаще школьный буллинг наблюдается среди детей, чем-то отличающихся от своих ровесников: успехами в учебе, физическими данными (особенностями внешности), материальными возможностями, характером.

Около половины агрессоров сами ранее находились под прессингом или истязаются в настоящем времени в собственной семье. Личность преследователя формируется под влиянием жестоких родителей, допускающих бытовое насилие. Мальчики, которых бьет отец, либо наблюдающие, как он издевается над мамой, придя в школу, будет отыгрываться на менее сильных учениках.

Послужить причиной психологического насилия могут наказания, оскорбления из-за низких оценок, лишение прогулок/сладкого, создание жесткого режима занятий. При этом ребенок перенимает такую модель поведения и ведет себя агрессивно в стенах школы. При этом он начнет действовать против соперников, подвергая их унижению, насмешкам, физическому насилию. К более слабым ученикам такие агрессоры чувствуют презрение, поэтому не трогают их.

Как проявляется

Чтобы понять признаки этого явления, нужно знать, что такое буллинг. Это насилие, действующее на психику, которое причиняет психологическую травму путем угроз или словесных оскорблений, запугивания, преследования, которыми намеренно вызывается эмоциональная неуверенность. Формами агрессии по отношению к жертве могут являться такие:

  • вербальное насилие, орудием которого служит голос (обзывания, дразнение, обидные клички, распространение оскорбительных слухов);
  • вымогательство (еды, денег, вещей, принуждение украсть что-либо);
  • обидные действия, жесты (плевки, пр.);
  • запугивание посредством агрессивного языка тела или интонаций, чтобы принудить жертву сделать или не совершать чего-либо);
  • повреждение либо другие действия с имуществом (грабеж, воровство, прятанье вещей);
  • изоляция (игнорирование, изгнание из коллектива).

Причины школьной травли

Жертва травли испытывает физические и психологические мучения. Причины агрессивного поведения по отношению к ребенку находятся в двух плоскостях:

  1. Окружение и семья. Поведенческую модель школьники копируют у родителей, общества, где главенствуют принципы грубой силы. «Дворовая» этика, фильмы, наполненные жестокостью, неуважительное отношение к слабым со стороны взрослых, учат детей определенным способам взаимодействия с другими.
  2. Школа. Некоторые низкоквалифицированные учителя намеренно сами дают начало буллингу, поскольку не способны справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. В своей некомпетенции они доходят до того, что сами дают ученикам клички и оскорбляют их на глазах у класса. Коллектив транслирует свое неуважительное отношение к таким ученикам посредством тона, жестикуляции.

Травля возникает не в каждом классе. Вербальное, поведенческое и физическое насилие возможно лишь при совпадении следующих факторов:

  1. Беззащитность. Важно, чтобы агрессору никто не дал отпор, в стремлении защитить изгоя, иначе травля быстро прекратится. Если младших ребят избивают старшие, при этом никто не реагирует, издевательства будут повторятся в будущем. Физические слабые мальчики тоже подвергаются нападкам со стороны более сильных одноклассников. При жесткой реакции на происходящее со стороны старших (учителей, родителей) психологическое насилие закончится. В связи с этим агрессоры при выборе жертвы последовательно уничтожают у окружающих симпатии к ней, делая удобной мишенью для насмешек и физического насилия.
  2. Неготовность постоять за себя, беспомощность. Зачинщики – трусы, поэтому для нападок зачастую выбирают более слабых ребят, которые точно не смогут ответить обидчикам. Жертва не готова дать отпор из-за перевеса сил, страха получить еще большую агрессию в ответ либо потому, что не хочет быть «плохой». Некоторые школьники не защищают себя из-за установки родителей, будто драться нельзя. Таких ребят нужно переубедить, сказав, что защищать себя не только можно, но и нужно.
  3. Заниженная самооценка. Жертва, как правило, страдает недовольством собой, ощущает вину. Особенно ярко это проявляется у школьников, которые имеют некие особенности развития – гиперактивность, заикание, синдром дефицита внимания. В зону риска входят дети, которых не поддерживают родные, из семей, где нет доверительных отношений.
  4. Социальные, психологические проблемы. Депрессия, одиночество, отсутствие коммуникативных навыков, социальное неблагополучие, комплекс неполноценности, насилие в собственной семье – предпосылки оказаться в роли жертвы. Чувствительность, мнительность, пугливость и тревожность являются индивидуальными чертами характера, которые делают ребенка беззащитным и привлекательным для агрессора.
  5. Повышенная агрессивность. Иногда изгоями становятся задиристые, болезненно и эмоционально реагирующие на просьбы или замечания дети. При этом агрессивность имеет реактивный характер и развивается вследствие высокой возбудимости и беззащитности.

Психологический портрет участников буллинга

В ситуации травли обязательно есть четкое распределение ролей. Всегда есть жертвы, зачинщики и преследователи – основная часть детей, которая под руководством агрессоров осуществляет гонения. Зачастую в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые по сути не отличаются от преследователей, поскольку своим бездействием поощряют психологическое насилие, но никак ей не препятствуют.

Изредка среди сверстников находятся защитники, что способно в корне изменить ситуацию (особенно если таких детей несколько или они имеют авторитет в классе). Большая часть преследователей оставляют жертву в покое и конфликт завершается. Часто защитник сам становится изгоем, к примеру, если по указанию учителя ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, он может со временем сам превратиться в объект издевательств.

Зачинщиками, как правило, становятся 1-2 ученика, которым почему-то не понравился кто-то среди одноклассников. Они начинают осмеивать, дразнить, задирать, демонстративно избегать этого ребенка. Процесс травли начинается практически сразу после формирования коллектива – уже в первой классе. Как правило, агрессором становится мальчик, но редко встречается и девочка-зачинщик. В последнем случае нападкам зачастую подвергается другая девочка. В основе преследования лежит стремление самоутвердиться и выделиться на общем плане.

Крайне редко травля является следствием личной мести. Норвежский психолог Дан Ольвеус выделил следующие черты, присущие для инициатора школьного буллинга:

  • наличие физической силы;
  • легкая возбудимость, импульсивность, вспыльчивость, проявления гнева;
  • неумение сочувствовать изгоям;
  • самовлюбленность (нарциссические комплексы), желание быть в центре внимания;
  • неуравновешенность, слабый самоконтроль;
  • высокий уровень притязаний;
  • уверенность в превосходстве над жертвой;
  • непризнание компромиссов.

Такой ребенок-агрессор уверен, что с помощью лидерства, подавление других смогут легче достичь своих целей. Зачинщиком травли может стать ученик, который:

  • претендует на власть, хочет главенствовать в классе;
  • обладает коммуникативными навыками, ведет себя активно;
  • агрессивно себя ведет;
  • привык относиться к другим с чувством собственного превосходства;
  • стремится любой ценой находится в центре внимания;
  • является эгоцентриком, не способным к сопереживанию окружающим;
  • делит всех на «чужих» и «своих» (такой снобизм или шовинизм – результат семейного воспитания, формирующего враждебность к другим);
  • является максималистом, не идущим на компромиссы (особенно эта черта присуща подросткам).

Зачинщиками буллинга становится один или несколько человек, остальные являются их последователями, которые либо активно участвуют в травле, или игнорируют происходящее. Причинами, почему добрые и отзывчивые к своим близким дети становятся тиранами для ни в чем неповинного сверстника, являются:

  1. «Стадное» чувство. Школьник не анализирует происходящее, а просто участвует в общем веселье. Ему не приходит в голову, что в этот момент ощущает жертва буллинга.
  2. Желание заслужить расположение лидера класса.
  3. Скука. Для них буллинг – это развлечение наравне с игрой в мяч, салки, пр.
  4. Страх оказаться в таком же положении.
  5. Стремление к самоутверждению. Некоторые дети так берут реванш за свои неудачи в чем-то. Часто их третируют во дворе, обижают старшие, они не вызывают симпатий у одноклассников или не успешные в учебе.

Большая часть ребят, которые активно или пассивно поддерживают психологическое насилие, имеют общие черты. Характерными для детей-преследователей общими признаками являются следующие:

  • несамостоятельность, зависимость от влияния окружающих, безынициативность;
  • комформизм (стремление следовать действующим правилам, стандартам);
  • отсутствие чувства ответственности (склонность обвинять других в происходящем);
  • подверженность жесткому контролю со стороны родителей, старших;
  • эгоцентричность, неспособность к эмпатии, к прогнозированию последствий собственного поведения;
  • неуверенность в себе, ощущение бессилия;
  • трусость, озлобленность.

Изгоями зачастую становятся дети, не способные постоять за себя, сверхчувствительные. При этом, такие дети не просто не способны к агрессивному поведению для борьбы за свою безопасность, они не могут демонстрировать уверенность и отстаивать свои интересы. Вероятная жертва буллинга – ученик, старающийся сделать вид, что его не оскорбляет и не задевает жестокость. При этом его лицо выдает внутренние чувства – краснеет, становится чрезвычайно напряженным, пр.

Дети, не умеющие прятать свою беззащитность могут провоцировать повторение инцидента со стороны агрессора. Дэн Олвеус (американский исследователь) выделяет 2 типа жертв буллинга:

  1. Дети, которые не могут скрыть собственной слабости (физически слабые, неуверенные, чрезмерно эмоциональные, тревожные).
  2. Дети, невольно вызывающие негативное отношение к себе (слишком бурно реагирующие на провокации, неприятные в общении из-за неряшливости или других дурных привычек, вызывающие неприязнь взрослых).

Буллинг на работе

В западных странах это понятие определяет ситуации, при которых сотрудник подвергается психологическому давлению и физически ущемляется со стороны своих коллег. При этом обстоятельства могут быть настолько критическими, что личность становится объектом травли для всех окружающих его на работе людей. Зачинщики буллинга, как правило, преследуют цель внушить страх коллеге, чтобы подчинить его.

Зачастую, чтобы коллектив невзлюбил одного сотрудника хватает лишь мелкой ссоры с кем-нибудь, принадлежащим «прайду». Через пару дней конфликта все может выглядеть нормально и спокойно, но, как правило, это обманчивое ощущение и страсти в группе накаляются. Со временем конфликты учащаются, доходя до того, что неприязнь со стороны коллектива становится необратимой.

Другой сценарий эмоционального буллинга разворачивается во время всеобщего напряжения (перед сдачей отчетности, при упадке эффективности работы компании, пр.). При этом сотрудникам нужен «козел отпущения», которым, как правило, становится самый спокойный, стрессоустойчивый человек. Поводом для буллинга служит зависть или личная неприязнь к нему зачинщика. Невзирая на то, что сегодня существует множество программ защиты прав работников, травля продолжает развиваться в большинстве коллективов. Для этого есть несколько причин:

  • игнорирование конфликтов в коллективе со стороны начальства;
  • непризнание буллинга официальным нарушением на рабочем месте;
  • молчание жертвы (она сама зачастую утаивает от начальства неэтичное поведение коллег из-за стыда или моральной подавленности).

Среди рядовых сотрудников

При буллинге против одного работника ополчается вся группа. Это проявляется по-разному: к примеру, изгою «случайно» забывают передать важные бумаги, либо опять же «не нарочно» портят личные вещи, мешают выполнять служебные обязанности и т. д. Буллинг предполагает травлю работника со стороны одного конкретного человека, с которым он имеет равные права, либо находится у него в подчинении.

Проявления психологического насилия отличаются и зависят от самого коллектива и особенностей жертвы. Тем не менее, суть действий агрессоров при буллинге практически сводится к издевательству над изгоем и принуждению его уволиться с работы. При неграмотном проведении кадровой политики или осуществлении работы с нарушениями трудового законодательства тоже может начаться травля: у сотрудников появляется соблазн переложить свои обязанности на более уязвимого, беззащитного коллегу.

Каждая мама обязана знать:  Дочь-подросток после нашего развода не живет со мной и грубит

К примеру, на вас незаконно взвалят дополнительную работу без увеличения заработной платы, а спрос с вас при этом будет повышен. Вследствие этого в глазах начальства жертва буллинга может вскоре оказаться «несостоятельным» работником. Часто офисная травля начинается просто потому, что сотрудникам скучно. При этом жертвой становится человек с мягким характером, неспособный дать отпор.

Травля подчиненных со стороны начальства

Психологичекское насилие на работе – распространенная, сложно решаемая проблема. Иногда зачинщиком травли становится руководитель. Приходя на работу, сотрудник вынужден ежедневно взаимодействовать/пересекаться с управленцем, регулярно унижающим и оскорбляющим персонал. Из-за того, что управленец имеет полномочия уволить работника по статье либо лишить премии, никто не решается защитить изгоя, а сама жертва молча терпит издевательства.

Если у подчиненного есть альтернативное место работу либо он в хороших отношениях с более высокопоставленными руководителями компании, он может позволить себе дать отпор хаму. Тем не менее, ответная реакция зачастую не приносит удовлетворения, на которое рассчитывала жертва. Если человек склонен к мнительности и имеет тонкую душевную организацию, он еще долго ощущает обиду, скованность и дискомфорт, вспоминая о публичных оскорблениях и притеснениях.

Формы и способы

Основное отличие буллинга от обычных конфликтов на работе заключается в постоянстве и длительности травли (как правило, она продолжается от пары недель до нескольких лет). Есть и другие признаки, указывающие на то, что против вас развязали войну. К ним относятся такие:

  • бойкот со стороны коллектива (не приглашают на совместные мероприятия, избегают вашего общества);
  • неуважительное обращение, насмешки;
  • регулярная критика (мелочная или не содержащая конкретики);
  • пакости исподтишка (порча, прятанье имущества);
  • оскорбления, угрозы;
  • клевета, распускание неприятных сплетен;
  • сокрытие важной информации, ее задержка при передаче вам;
  • игнорирование успехов, раздувание мелких промахов до больших масштабов;
  • загрузка делами, которые не относятся к вашей компетенции;
  • создание препонов для решения рабочих вопросов;
  • блокирование предложений, идей, исходящих от вас;
  • откровенное хамство, рукоприкладство (в крайних случаях).

Последствия буллинга

Чтобы избежать серьезных последствий травли, нужно не просто наказывать зачинщиков, но и выяснять причины начала этого процесса. Если изгой сможет узнать, что движет сотрудников в их желании издеваться над ним, ситуация будет легче контролировать. Вследствие психологического давления страдает не только жертва, но и сам агрессор, а также наблюдатели.

Для жертвы

Травля негативно отражается на всех участниках процесса, но хуже всего она отражается на жертве. Объект насмешек со временем становится:

  • апатичным, подавленным;
  • замкнутым;
  • скрытным;
  • тревожным;
  • неуверенным.

Некоторых изгоев посещают мысли о самоубийстве, как единственном выходе из сложившейся тяжелой ситуации. Вследствие регулярных стрессов у жертвы развиваются разные психические расстройства и отклонения, она начинает болеть, может страдать анорексией, булимией, тяжелой депрессией. Кроме того, у объектов насмешек часто происходят нарушения сна, физическое истощение, гормональные сбои, вследствие чего они даже попадают в больницу.

Для агрессора

Буллерами, как правило, становятся люди с низкой самооценкой, которые в прошлом тоже подвергались психологическому насилию. Ими движет стремление самоутвердится за счет других. Ученики-буллеры, согласно статистике, в будущем связываются с криминалом и имеют проблемы с законом. У взрослых, склонных к травле других, могут развиваться психосоматические болезни и депрессия. В запущенных случаях у буллеров наблюдаются поведенческие расстройства и антисоциальное поведение.

Для наблюдателей

Очевидцами являются все те, кто видит издевки над изгоем и не реагирует на это. Невзирая на невмешательство в процесс, наблюдатели, как правило, находятся под впечатлением от увиденного, но часто испытывают страх или беспомощность, поэтому не могут остановить психологическое насилие в коллективе. Наблюдателей может мучить чувство вины из-за бездействия либо потому, что они тоже участвовали в издевательствах. Последствием становится отчужденная, холодная атмосфера в коллективе.

Как противостоять психологической и физической агрессии

Жертве насмешек необходимо для начала разобраться в ситуации: проанализируйте, почему это происходит. Самый легкий способ закончить издевки – уволиться, но без выяснения причин травли есть риск вновь оказаться на месте изгоя в новом коллективе. При наличии моральных сил, лучше остаться на прежнем месте работы и бороться за собственное достоинство. Психологи предлагают несколько эффективных способов борьбы с проблемой:

  1. Докажите начальству свою незаменимость и высокую квалификацию. Работайте так, чтобы у руководства не было повода быть недовольным вами, как профессионалом. Внимательно анализируйте каждую ситуацию, чтобы своевременно заметить «подложенную свинью».
  2. Игнорируйте все колкости. Держитесь в коллективе уверенно, общайтесь вежливо, при этом важно сдерживаться, чтобы не опускаться до ответных оскорблений или шпилек.
  3. Не пускайте ситуацию на самотек. Не стоит молчать, когда об вас откровенно вытирают ноги. Терпимость и слабая позиция не разжалобит агрессоров, а еще больше настроит против вас. Кричать и истерить тоже нельзя, лучше выражаться твердо, с достоинством и максимально корректно.
  4. Поговорите с зачинщиком травли. Искренний диалог способен быстро вернуть ситуацию в мирное русло.
  5. Попробуйте сплотить вокруг себя единомышленников. Если перевес сотрудников будет на вашей стороне, травля прекратиться.

Каждое действие и слово должны быть обдуманы, жертве важно оставаться спокойной и уверенной, чтобы сохранить сильную позицию. Если суметь доказать собственную работоспособность, профессионализм и не сломаться под обстоятельствами, вы завоюете уважение коллег. Выйдя из роли жертвы, вы приобретете отличный опыт, научитесь в любых ситуациях стоять за себя.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Буллинг – что это такое, как выявить и бороться с буллингом в школе, на работе, в семье?

Буллинг – этот социально-психологический феномен формировался с древних времен и в современном мире масштабы его растут. Считается, что буллинг со стороны девушек, в отличие от парней, психологически более тяжело воспринимается жертвой, девушки более изощренны в способах травли, что неизгладимо оставляет отпечаток на психике жертвы.

Буллинг – что это такое?

Буллинг происходит от английского слова bulling – травля, и представляет собой акт насилия, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения телесного вреда одному или нескольким людям, детям с целью подчинения. Осуществляется на начальном этапе 1-2 зачинщиками или буллерами, с постепенным вовлечением всего класса, группы или коллектива. Моббинг и буллинг – родственные явления. Моббинг представляет собой «стадную» травлю, например, когда в школе или коллективе появляется новичок, и в отличие от буллинга используется только психологическое затравливание.

Причины буллинга

Почему социально-психологический феномен буллинг (травля) не удается искоренить? Этому масса причин, одна из которых – насилие в семье, и буллеры сами часто являются жертвами в собственной семье. Стремление унизить или покалечить других вырастает из чувства собственной неполноценности, у буллера нет контроля над ситуацией насилия дома, зато в социуме, школе он может это сделать, и ощущать себя держащим власть в своих руках.

  • половое созревание – во время гормонального «шока» (перестройки), происходит выброс в кровь повышенного уровня тестостерона и адреналина у подростков, что может приводить к увеличению агрессии;
  • склонность к садизму;
  • желание быть в центре внимания;
  • высокий уровень притязаний.

Жертвы буллинга

Почему выбор падает жертвы падает на определенного ребенка – сложно ответить на этот вопрос, скорее он проистекает из причин самого явления. Часто, жертвы школьного буллинга – это:

  • неуспевающие ученики;
  • одаренные дети;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети учителей;
  • жалобщики и ябеды;
  • дети из бедных семей;
  • представители сексуальных меньшинств;
  • представители других национальностей;
  • дети с необычным мышлением;
  • любимцы учителей.

Психология буллинга

В основе насилия, агрессии содержатся три составляющие структуры: преследователь – булли или буллер, жертва, и наблюдатели. Очень редко присутствует четвертая составляющая – защитник. Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться могут вызвать формирование этого явления в школьной среде. Извинения за буллинг – это лишь малая компенсация для чувств пострадавшего, если взрослыми вовремя распознан факт наличия буллинга и приняты меры.

Виды буллинга

Разновидности буллинга подразделяются по виду воздействия на личность. Это может быть физическое насилие с причинением телесного вреда, и психологическое давление. Разделение условное, потому как причинение физических травм сопряжено и с ухудшением психического состояния, неважно будь то ребенок или взрослый, умеющий постоять за себя, если травля систематическая, страдают и тело и дух человека, особенно это касается сексуального насилия.

Буллинг в школе

Школьный буллинг предполагает агрессию одних детей против других, или даже целый класс травит одного ученика. Происходит это на первых порах эпизодически, затем систематически, и закрепляется на регулярной основе. Существует 2 основных проявления насилия в школе:

  1. Физический буллинг – ребенка щипают, дают подзатыльники, пинки, иногда наносят тяжкие телесные повреждения.
  2. Психологический буллинг – воздействие на психику с помощью:
  • угроз;
  • ускорблений;
  • преследования;
  • запугивания;
  • навешивания обидных прозвищ, ярлыков;
  • объявления бойкота, изоляция;
  • вымогательства денег, личных вещей.

Новая разновидность психологического буллинга – кибер-буллинг. На электронную почту, мессенджеры ребенку начинают слать гнусные обращения, изображения, оскорбляющие достоинство тексты, могут запугивать угрозами расправы. Отличие кибер-буллинга от традиционного в том, что буллер остается анонимным, что усугубляет психологическое состояние ребенка, потому что опасность, угроза не идентифицированы, и это сильно подавляет личность.

Буллинг на работе

Психологическое давление со стороны коллег по работе – это не редкость. В любом коллективе можно найти того, кто является «козлом отпущения» или «агнцом на заклание». Буллинг на работе как бороться, рекомендации психологов:

  • повышать свой профессионализм, стать незаменимым в своей должности, уже никто не сможет обвинить в некомпетентности;
  • уподобляться обидчику не рекомендуется, это лишь усилит провокацию с его стороны, пусть кричит, оскорбляет, пока не выдохнется, можно объяснить это себе тем, что «у кого что болит, тот о том и говорит», в данном случае кричит;
  • важно найти единомышленников – это могут быть сотрудники, которые ранее подвергались буллингу;
  • обратиться за помощью к руководству;
  • если травля продолжается, как вариант попросить руководителя перевести в другое подразделение.

Буллинг в семье

Семейный буллинг – явление распространенное в современном мире, причины его кроются в наследственности (генетическая предрасположенность в виде акцентуации характера), экономических, социальных, медицинских и психологических факторах. Травля в семье бывает 3 видов:

  1. Физический буллинг – систематический ущерб здоровью ребенка, другого члена семьи с нанесением телесных повреждений, физических травм.
  2. Сексуальный буллинг – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия взрослых, для удовлетворения их сексуальных потребностей.
  3. Психологический буллинг – унижение достоинства ребенка, насилие над личностью с помощью оскорблений, у ребенка формируются психопатологические черты.

Как бороться с буллингом?

Как остановить буллинг – над этим злободневным вопросом работают психологи, руководители учебных заведений, искоренить буллинг трудно, если все с самого начала было пущено на самотек и насилие процветает. Профилактика – единственный способ пресечь все в самом зародыше, тогда последствия минимальны и не так плачевны. Зачастую буллеры – это подростки из неблагополучных семей, поэтому коррекция поведенческих нарушений, работа с семьей – важный аспект борьбы с буллингом.

Как выявить буллинг?

Как противостоять буллингу? Для этого нужно быть в наблюдении, это касается и конкретного частного случая, когда родитель замечает, что с его ребенком происходит что-то неладное и наблюдение учителя за микроклиматом в классе и общее стремление всего преподавательского и административного состава видеть, наблюдать жизнь школы в целом. Это позволяет выявить случаи буллинга на раннем этапе, когда пресекающие меры еще могут оказать нужное воздействие и минимизировать психологические травмы. На что обратить внимание как родителям, так и учителям:

  • ребенок, подросток на переменах жмется от всех в сторонке, ни с кем не разговаривает, имеет подавленный вид;
  • здоровье ученика ухудшается, частые психосоматические проявления в виде респираторных заболеваний;
  • за партой ученик сидит один, никто не хочет к нему подсаживаться (часто это последние в ряду парты);
  • на переменах, или после уроков можно наблюдать картину, как группа ребят ждет кого-то озираясь по сторонам, при этом чувствуется исходящая от них агрессия;
  • в столовой тоже можно заподозрить неладное, когда кто-то из учеников постоянно покупает еду для другого (часто младшие школьники покупают обед для старшеклассников);
  • родители могут отметить факт того, что ребенок стал часто просить деньги на «нужды» класса, поэтому важно выяснить этот момент у классного руководителя;
  • ребенок приходит домой подавленным, в школу идет с большой неохотой.

Профилактика буллинга

Профилактика буллинга в школе должна строится совместными усилиями педагогов, административного аппарата и родителей, тогда только можно говорить об успешности. Буллинг в школе как бороться – профилактика:

  • создание таких условий в школе, которые не позволяют допустить проявления буллинга;
  • если случай буллинга все же произошел, важны оперативные меры: разобщить жертву и буллера, для снижения стрессового воздействия;
  • работа с детьми на укрепление личности и духа, упражнения на противостояние агрессии;
  • определение форм буллинга, которые имеют место быть в школе;
  • обсуждение проблемы на уровне классов, педагогического состава;
  • беседа с буллерами и их родителями;
  • коррекция деструктивного поведения агрессивного ученика, работа с его семьей.

Последствия буллинга

Буллинг оставляет неизгладимый след в психике всех участников процесса. Жертва издевательств – самая пострадавшая сторона и последствия зависят от того, насколько долго продолжалась травля. Самые частые психологические нарушения это снижение самооценки, закрепление статуса «жертвы», различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий. Страшно то, что среди жертв буллинга высокий процент самоубийств.

Буллеры тоже сталкиваются с последствиями своего разрушающего поведения, став взрослыми людьми они с сожалением оглядываются на себя в прошлом, чувство вины и стыда сопровождает их всю дальнейшую жизнь. Такой отпечаток в душе не дает жить полноценной жизнью, человек часто мысленно возвращается в те моменты и как бы мысленно пытается их исправить. Но среди буллеров и много тех, кто связывают свою жизнь с криминалом и продолжают разрушающе действовать на людей и общество в целом. Ответственность за буллинг существует и действия буллеров уголовно наказуемы, об этом важно помнить.

Есть еще и категория наблюдателей или зрителей, которые видят издевательства, но проходят мимо, политика невмешательства дорого обходится жертвам буллинга, но также оставляет отпечаток в душе наблюдателя: голос совести притупляется, человек становится черствым, равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию, эти чувства просто в силу защитных реакций атрофируются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация