Чужая родня

Чужая родня (1955)

Федор Соловейков – настоящий мужчина, работающий в родном колхозе трактористом. Он считается одним из лучших работников и всей душой влюблен в Степаниду Ряшкину, выросшую в семье зажиточных крестьян. Люди из разных миров проникаются друг к другу искренней симпатией и вскоре женятся, вот только родители Стеши не принимают своего нового родственника, ратующего за коллективный труд. Федор же не принимает своих тестя и тещу, но вынужден жить с молодой супругой в их доме. Конфликт достигает пика, и однажды Соловейков теряет терпение и хочет уйти оттуда. Но как ему покинуть жену, которая носит их малыша?

Чужая родня

Актёры и команда 6

Фото 30

Видео 1

Социально-психологическая драма Михаила Швейцера с Николаем Рыбниковым, Нонной Мордюковой, Николаем Сергеевым и Александрой Денисовой в главных ролях, экранизация повести Владимира Тендрякова «Не ко двору«.

Съемочная группа фильма Чужая родня / Chuzhaya rodnya

Режиссер: Михаил Швейцер
Автор сценария: Владимир Тендряков
В ролях: Николай Рыбников, Нонна Мордюкова, Николай Сергеев, Александра Денисова, Елена Максимова, Степан Крылов, Любовь Малиновская, Леонид Кмит, Леонид Быков, Владимир Гуляев и другие
Оператор: Вячеслав Фастович
Композитор: Андрей Пащенко

Сюжет фильма Чужая родня / Chuzhaya rodnya

Тракторист-передовик Федор Соловейков (Николай Рыбников) женился на работнице молокозавода Стеше Ряшкиной (Нонна Мордюкова) из соседнего села и переехал жить в дом к ее родителям. Почти с самого начала Федора стало задевать негативное отношение его тестя Силантия Петровича (Николай Сергеев) и тещи Алевтины Ивановны (Александра Денисова) к колхозу и колхозным делам, а вскоре у него начались ссоры с новой родней. В этих конфликтах, к его большому удивлению, жена не только не соглашалась с ним, но и оправдывала частнособственнические взгляды отца и матери.

Через некоторое время Соловейков, которому стало совсем невмоготу под одной крышей с Ряшкиными, попытался жить отдельно, но, узнав о беременности Стеши, решил остаться. Однако после очередной выходки родственников-единоличников Федор все же переселился в общежитие при МТС, где он работал.

История создания фильма Чужая родня / Chuzhaya rodnya

Для Михаила Швейцера лента стала первой самостоятельной режиссерской работой — предыдущие фильмы им были поставлены в соавторстве с товарищами по ВГИКу Борисом БунеевымПуть славы«) и Владимиром ВенгеровымКортик«).

Сценарий картины написал известный советский писатель Владимир Тендряков, взяв за основу сюжет своей повести «Не ко двору«, опубликованной в 1954 году.

Натурные съемки «Чужой родни» проходили в Пермском крае, в окрестностях города Кунгура, куда киногруппа во главе с Михаилом Швейцером приехала 22 мая 1955 года. Кунгур хорошо известен любителям отечественного кино — здесь снимались такие фильмы, как «Тени исчезают в полдень«, «Перед рассветом«, «Приваловские миллионы«, «Один и без оружия«, «Дикое счастье«.

Каждая мама обязана знать:  Не провоцируете ли вы своим поведением страхи у ребенка

Главного героя фильма, механизатора-активиста Федора Соловейкова сыграл пока мало кому известный актер Николай Рыбников — будущая звезда советского кинематографа 1950-х годов, славу которому принесли ленты «Высота«, «Весна на Заречной улице«, «Девушка без адреса«, «Девчата«.

В картину Швейцера Рыбников попал с большим трудом — на роль Федора претендовало множество артистов, и кандидатура Николая Николаевича рассматривалась авторами фильма в самую последнюю очередь.

В карьере Нонны Мордюковой роль Стеши Ряшкиной стала второй заметной ролью после успешного дебюта в картине Сергея Герасимова «Молодая гвардия«, где она снялась еще студенткой второго курса ВГИКа.

Для Геннадия Юхтина роль гармониста Василия стала первой работой на большом экране. Окончив ВГИК, Юхтин получил сразу два приглашения на съемки — в «Чужую родню» и в «Дело Румянцева«. Актер выбрал ленту Швейцера и с легким сердцем отправился сниматься в Кунгур, а когда вернулся и вместе с коллегами приступил к съемкам интерьерных эпизодов в павильонах «Ленфильма«, с удивлением узнал, что и приглашение от Иосифа Хейфица все еще оставалось в силе:

Интересные факты о фильме Чужая родня / Chuzhaya rodnya

— В «Чужой родне» дебютировал не только Геннадий Юхтин, но и Любовь Малиновская (Пелагея), и Юрий Соловьев (Петр Чижов).
— Когда после ссоры со Стешей и ее родителями Федор включает радио, из динамика звучит отрывок из «Василия Теркина» Александра Твардовского, а на столе стоит репродукция картины Юрия Непринцева «Отдых после боя«, которая считается живописной иллюстрацией поэмы.
— В эпизодической роли одного из гостей на свадьбе снялся Георгий Жженов — его имени даже нет в титрах. Для Жженова «Чужая родня» стала первой работой в кино после второго срока ссылки — в 1955 году актер был освобожден и полностью реабилитирован. Георгий Степанович вернулся в Ленинград и стал играть в Ленинградском областном драматическом театре и на «Ленфильмe«.

На пороге оттепели

Э тот фильм по праву считают одним из первых и ярких свидетельств оттепели в советском кино. Он снят по повести Владимира Тендрякова «Не ко двору». Несмотря на то что сценарий писал автор повести, финал в картине другой — оптимистический. Оттепель оттепелью, но завершать историю в точке распада молодой советской семьи тогда еще было нельзя, по крайней мере в кино — самом массовом из искусств. Кстати, «Чужая родня» стала одним из лидеров советского кинопроката 1956 года. Фильм посмотрели 24,9 миллиона зрителей!

Для Михаила Швейцера «Чужая родня» стала первой самостоятельной режиссерской работой. До нее он снимал в соавторстве с Борисом Бунеевым («Путь славы») и Владимиром Венгеровым («Кортик»). И актер Николай Рыбников, сыгравший в «Родне» прогрессивного тракториста Федора Соловейкова, еще не был звездой («Весна на Зеречной улице», «Высота», «Девушка без адреса» — впереди). А вот Нонна Мордюкова, исполнившая роль кулацкой дочки Стеши, уже имела Сталинскую премию за роль Ульяны Громовой в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова! Их дуэт с Рыбниковым вышел пронзительным и придал фильму ту достоверность, за которую мы и сегодня ценим «Чужую родню». С момента его создания прошли десятилетия, сменились эпохи, но неизменными остаются основные категории частной жизни. Мужчина и женщина заключают союз, пускаются в семейную жизнь — и на этом пути их подстерегают многие неожиданности. Например, выясняется, что у них разные ценности и устремления. А если еще у обоих темпераменты, характеры ого-го! А если еще подключаются любящие родители! Недаром анекдоты про тещу всегда держатся в рейтингах на первых строчках…

Каждая мама обязана знать:  Красота, не правда ли

Итак, тракторист-передовик Федор женится на красавице Стеше Ряшкиной из соседнего села. Пара — загляденье. Молодые, красивые, влюблены друг в друга. Федор перебирается в дом Ряшкиных. Хозяйство у них — дай бог каждому. Ряшкины свой огород возделывают любовно. На колхозные дела у них, правда, сил почти не остается. Общественник Федор такой порядок порицает и со временем вступает с Ряшкиными в конфликт. Стешины родители обернулись злобными кулаками и настраивают дочь против молодого мужа. Та хоть и влюблена в него страстно, отказаться от родителей не готова. И ушел бы Федор, да партийная ячейка не позволяет: молодая жена ожидает ребенка. Конечно, узнав о беременности Стеши, Федор и сам стремится к перемирию, но ясно, что жить в атмосфере кулацкого дома он долго не сможет.

Повесть «Не ко двору» заканчивалась разрывом супругов. В фильме же общество обязывает Федора перевоспитать Стешу, вытравить из нее частнособственнический инстинкт. Он приводит жену с новорожденной дочкой в свою комнату в общежитии. «В финале царит коммунальная идиллия, когда воду для новорожденной малышки подогревают друзья Федора из тракторной бригады, — писал киновед Виталий Трояновский в статье «Человек оттепели (50-е годы)». — Новое начинается с обрыва, с нулевого часа. В последнем кадре, как в американском кино, — мужчина и женщина, но поцелуя не будет. Здесь не подводится итог прожитому. Истинная жизнь героев только начинается, и они с тревогой оборачиваются ей навстречу».

Критики спорили, какая версия финала удачнее. Литературная — реалистичная, но очень уж грустная. Экранная же оставляла шанс молодой семье. Авторы фильма мудро и деликатно свели Федора и Стешу в другом пространстве, при новых обстоятельствах. Не расправились с героями-кулаками (а за это тоже упрекали Тендрякова и Швейцера!)? Ну что ж, зато перевели фокус с классового вопроса на чувство двоих людей — живое и очень сложное.

Каждая мама обязана знать:  Взрослый сын ушёл из дома

Наши любимые советские фильмы, мультики, музыка из кино, плакаты и фото

Просмотров: 14 688 / Комментариев: 0

Жанр: драма
Режиссер: Михаил Швейцер
Страна: СССР
Производство: Ленфильм
Год: 1955

Актеры: Николай Рыбников, Нонна Мордюкова, Николай Сергеев, Александра Денисова, Елена Максимова

После свадьбы Федька, уважаемый механик и первый парень на селе, стал задыхаться в вещевом мирке пожилых родителей его жены. Между молодыми стали часто возникать ссоры, из-за злых наговоров родителей. Не вытерпев Федор уходит из дома.

Чужая родня

Wikimedia Foundation . 2020 .

Смотреть что такое «Чужая родня» в других словарях:

ЧУЖАЯ РОДНЯ — «ЧУЖАЯ РОДНЯ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1955, ч/б, 99 мин. Мелодрама. По повести В.Тендрякова «Не ко двору». Тракторист Федор не мог предположить до женитьбы, как душно и тесно будет в пронафталиненном мирке ее родителей. Настоящий комсомолец с искренней… … Энциклопедия кино

ЧУЖАЯ РОДНЯ — 1955, 89 мин., ч/б. жанр: мелодрама. реж. Михаил Швейцер, сц. Владимир Тендряков (по повести Владимира Тендрякова “Не ко двору”), опер. Вячеслав Фастович, худ. Николай Суворов, комп. Андрей Пащенко, зв. Лев Вальтер. В ролях: Николай… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Чужая родня (фильм) — Чужая родня Жанр Мелодрама, Драма Режиссёр Михаил Швейцер В главных ролях Николай Рыбников Нонна Мордюкова Леонид Быков … Википедия

СЕМЬЯ — РОДНЯ — В своей семье всяк (отец, дядя) сам большой. На своем пепелище и курица бьет. И в Польше нет хозяина больше. Тишь да гладь, да Божья благодать. Тишь да крышь, мир да благодать Божья. Где мир да лад, там и Божья благодать. На что и клад, коли в… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Своя матка бья не пробьет, а чужая гладя прогладит. — Своя матка бья не пробьет, а чужая гладя прогладит. См. СЕМЬЯ РОДНЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ГРИЦЮС Йонас Аугустино — (р. 05 августа 1928), литовский оператор, актер; народный артист Литовской ССР (1978). Окончил операторский факультет ВГИКа (1954, мастерская Б.И.Волчека). Был ассистентом оператора у А.Москвина («Над Неманом рассвет», 1953), работал на… … Энциклопедия кино

ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович — ШВЕЙЦЕР Михаил (Моисей) Абрамович (16 марта 1920, Пермь 02 июня 2000, Москва), режиссер, народный артист СССР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1989). Окончил режиссерский… … Энциклопедия кино

Швейцер, Михаил Абрамович — Михаил Швейцер Имя при рождении: Моисей Абрамович Швейцер Дата рожден … Википедия

Михаил Абрамович Швейцер — Михаил Швейцер Имя при рождении: Моисей Абрамович Швейцер Дата рождения: 16 февраля 1920 Место рождения: Пермь, РСФСР … Википедия

Михаил Швейцер — Имя при рождении: Моисей Абрамович Швейцер Дата рождения: 16 февраля 1920 Место рождения: Пермь, РСФСР … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация