Cказкотерапия воспитание детей сказкой


Содержание

Cказкотерапия: воспитание детей сказкой

Чем сказки могут быть полезны родителям

Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.

Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Блогер Я – Родителя, клинический психолог и сертифицированный сказкотерапевт Екатерина Блюхтерова предлагает вашему вниманию терапевтическую сказку «Добрый лес»: она поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.

Как использовать сказку в воспитании ребенка

Есть несколько способов работы со сказкой, среди них выделяются основные три:

  • разбирать с ребенком уже существующую сказку;
  • придумывать новые концовки для уже существующих сказок;
  • сочинить новую сказку – самому или вместе с ребенком.

Как разобрать сказку с ребенком

Основная цель обсуждения сказок – построить связь между поведением героев, происходящими в сказке событиями и ситуациями в реальной жизни, с которыми сталкивается ребенок. В таком случае сюжет сказки трансформируется для ребенка в личный багаж знаний и представлений, к которому он сможет обращаться при необходимости, например, попав в какую-то сложную для себя ситуацию. Известный сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать для обсуждения сказок следующую схему:

1. Сказка – ложь, да в ней намек…

Обсудите с ребенком, о чем повествуется в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?

2. Баба-яга vs. красна девица

Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?

3. Огонь, вода и медные трубы

Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались ли они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.

4. …добрым молодцам урок!

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх?

По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и просмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.

Как сочинить сказку вместе с ребенком

Сочиняя вместе с ребенком сказки, вы можете прикоснуться к его внутреннему миру, узнать о том, что его беспокоит, пугает, или напротив – вдохновляет и поддерживает. Сюжет сказки строится по определенным канонам: по сути она представляет из себя последовательность событий, объединенных неким сюжетом.

Начните с того, что создайте главного героя. Придумайте ему имя и образ. Можно подключить здесь и арт-терапию – нарисовать героя или вылепить его из пластилина. Узнайте у ребенка, какими качествами обладает герой, какой у него характер. Обсудите, о чем будет ваша сказка. Как правило, у главного героя есть цель и есть препятствия на пути к ее осуществлению. Также в сказке есть герои-союзники и герои-противники. В процессе создания сюжета пробуйте проводить параллели с реальной жизнью ребенка: спрашивайте, как это связано для него с его опытом и переживаниями, в связи с чем он выбрал для героя именно такую цель и такие испытания?

Как придумать новые концовки к уже существующим сказкам

Иногда для того, чтобы помочь ребенку найти решение проблемы через сказку, не нужно сочинять новую. Достаточно придумать новую концовку к одной из тех, что уже существуют. Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого учителя, который дает много заданий или ставит низкие оценки, можно обсудить с ним сказку о Золушке.

В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была ли мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама сбежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?

Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научиться смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.

Заведующий МДОУ детский сад №24 общеразвивающего вида Дудник В.В.

Текст книги «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем»

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Автор книги: Гульнара Ломакина

Жанр: Здоровье, Дом и Семья

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц)

Гульнара Рашидовна Ломакина
Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем

В пять лет – гений, в семнадцать – солдат…

Какую грань мы перешли посредине…

Вместо предисловия

Маленький ребенок полон неистребимого любопытства, жажды познания и, что самое удивительное, жизнерадостности и оптимизма.

Маленького ребенка легко обидеть – достаточно отобрать игрушку, не дать вовремя поесть, не поменять пеленки или памперс.

Маленький ребенок полностью зависим от взрослых и очень уязвим, он еще не может противостоять окружающему его миру, во всем он надеется только на свою маму или человека, который ее заменил…

Между тем у маленького ребенка есть несколько замечательных качеств, которые, к сожалению, куда-то пропадают с возрастом и «воспитанием».

Во-первых, все маленькие дети очень красивы.

Очень трудно найти малыша, который, некоторое время спустя после рождения, когда разгладились складки, ушли краснота, желтушность и отечность новорожденных, не привлекал бы взоры прохожих и не вызывал бы умиления со стороны любой проходящей тетушки, да и вообще со стороны любого, не слишком замученного жизнью современного мегаполиса человека. Природа настолько мудра, что сделала так, чтобы в самый уязвимый период своей жизни, период полной беззащитности и зависимости от других, человеческий детеныш вызывал у взрослых особей желание позаботиться, пригреть, накормить, погладить, пожалеть… Конечно, это желание во многом мимолетно и вовсе не обозначает, что тетушка, улыбнувшаяся вашему чаду, готова проводить бессонные ночи, баюкая малыша, пока у него режутся зубки или болит животик. Скорее всего, ее умиления хватит только на добрую улыбку и оно очень быстро сменится раздражением, если в силу каких-либо причин ей навяжут постоянную заботу об этом малыше. Тем не менее обидеть маленького человечка гораздо труднее, чем взрослого, для этого нужно чуть больше душевной черствости, чем для того, чтобы обидеть равного себе.

Во-вторых, маленькие дети излучают оптимизм.

Особенно это касается детей в том возрасте, когда они еще не успели ощутить на себе влияния общей для всех системы образования и воспитания. Они не просто излучают оптимизм, они еще и полны уверенности в своих силах и в том, что мир хорош и создан только для того, чтобы они жили в нем и наслаждались им…

В-третьих, душа маленького ребенка еще не потеряла своей целостности.

Ребенок еще видит мир таким, какой он есть, – разноцветным, жутко притягательным и полным неисследованного, хотя порой и очень опасного. Любопытство маленького ребенка безгранично, равно как и безгранична его страсть к исследованиям и постоянной проверке собственных сил. Он еще не умудрен грузом отрицательного опыта, не боится экспериментировать и воспринимает любые трудности как занимательные приключения.

Ребенок обладает потрясающим воображением, позволяющим ему использовать в качестве игрушек самые немыслимые предметы – палочки, пожелтевшие листья, обертки от конфет, баночки из-под йогуртов… Самочувствие ребенка не зависит ни от стоимости его игрушек, ни от фирмы, изготовившей для него штанишки.

Мир ребенка еще не вписан в мир взрослых ценностей, для него еще не все в этой жизни измеряется в цифрах. Помните, у Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»:

«Взрослые любят всякие цифры. Если вы говорите им, что завели нового друга, они никогда не спрашивают о том, что действительно важно: какой у него голос, какие игры он считает самыми увлекательными, собирает ли он бабочек. Вместо этого они вопрошают: сколько ему лет, сколько у него братьев, сколько он весит и сколько зарабатывает его отец. Они думают, что только из этих цифр можно что-то узнать о человеке.

А если вы скажете взрослым: «Я видел красивый домик из розового кирпича, с геранью на подоконниках и голубями на крыше», они так и не поймут, что это был за домик. Вам придется сказать: «Я видел дом, который стоит сто тысяч франков». Вот тогда взрослые воскликнут: «О, какой славный домик!»

Такие уж они. И не надо вменять это им в вину. Детям всегда приходится выказывать великое долготерпение, общаясь со взрослыми»[1] 1
Перевод Андрея Шарова.

Мир ребенка отличается от мира взрослых еще и тем, что в детском мире любое приключение, любое происшествие заканчивается хорошо, вне зависимости от того, как его воспринимают взрослые. Солнце – это хорошо потому, что будет весело и приятно играть, дождь – это хорошо потому, что можно бегать по лужам и вымокнуть с ног до головы, грязь – это просто замечательно, ибо что может быть лучше хорошей, свежезамешенной грязи… Именно этим (хорошим завершением любой истории) мир ребенка и напоминает сказку, в которой всё всегда заканчивается хорошо: все плохие герои обязательно должны быть побеждены, лягушка непременно превратится в принцессу, а страшилище обернется прекрасным принцем…

• Когда и куда пропадают в ребенке его красота, его безграничный оптимизм, его целостность восприятия мира и умение ему удивляться и радоваться?

• Почему нередко именно детские воспоминания взрослого человека – самые болезненные?

• Что должно произойти в жизни столь жизнерадостного и непосредственного создания, каким является от природы ребенок, чтобы потом, уже во взрослом возрасте, приходилось прибегать к помощи психотерапевтов для того, чтобы решить проблемы, развязать узлы, не дающие спокойно и радостно жить, строить нормальные отношения с людьми, адекватно воспринимать и оценивать свои возможности, действительность, происходящие события…

• Когда бабочка превращается в гусеницу, а лебедь оборачивается гадким утенком?

• Когда и где теряется в ребенке вера в сказку, врожденная вера в чудо.

Самое грустное заключается в том, что зачастую именно мы с вами – любящие родители, дорогие мамы и папы, – совершаем подобное со своими детьми. Из самых благих побуждений и исключительно в воспитательных целях мы формируем в своих детях безмерное количество комплексов, учим их бояться, «семь раз отмерить и ни разу не отрезать», «подумать и лучше промолчать» и прочим «полезным» истинам, которые мы постигли на собственном горьком опыте.

Желая предостеречь своих детей, мы невольно подрезаем им крылья. Преисполненные доброго желания подготовить своих детей к реальной жизни, к жизни во взрослом мире, мы, сами не замечая когда и как, лишаем их главного – умения наслаждаться жизнью, приспосабливаться к обстоятельствам, находить себе занятие и удовольствие в любых условиях, имея в наличии минимальный «инвентарь».

Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы, читая эту книгу, мы попытались понять, когда и как сказка исчезла из нашей собственной жизни, и попытались бы сохранить ее в жизни нашего собственного ребенка. Ведь, в конце концов, нет ничего плохого в том, чтобы наш ребенок как можно дольше сохранял веру в людей, веру в чудо, веру в то, что рано или поздно, но все закончится хорошо и «наши обязательно победят!».

Хорошо было бы, если бы сказкотерапия не превратилась для вашего ребенка в лечение, в средство и попытку вернуть утраченное, но стала бы одной из возможностей имеющееся – не разрушить, а данное Богом и природой – сохранить.

Почему важно быть счастливым самому, если хочешь, чтобы твой ребенок был счастлив…

Каждый родитель иногда втайне, а иногда – вполне сознательно, но желает, чтобы его ребенок реализовал в своей жизни то, что не удалось сделать самому. «Моя дочь обязательно побывает в Париже, которого так и не удалось увидеть мне», «мой сын никогда не женится и не заведет детей так рано и ему не придется работать на пяти работах, чтобы прокормить жену и ребенка, как это пришлось делать мне» – так мы полагаем в своей неискоренимой наивности…

Каждая мама обязана знать:  Посоветуйте как убедить мужа

Мы надеемся, что наши дети смогут избежать наших трудностей, мы верим в то, что любимое и ненаглядное чадо никогда не повторит в своей жизни наших ошибок, что дорога его будет и легче, и проще, и радостнее. Более того, мы, несмотря на всю нашу мудрость и жизненный опыт, искренне полагаем, что именно благодаря опыту и мудрости мы сможем уберечь наших детей от падений, вовремя и в достаточном количестве подстелить соломки, всегда иметь в запасе небольшую перинку, которая убережет их от ушибов.

Между тем не нужно быть большим ученым для того, чтобы понять правильность двух простых истин:

1. Яблоко от яблони недалеко падает.

2. Благими намерениями дорога в ад вымощена. Правильность и первой и второй легче всего увидеть на

примере семей наших родственников и знакомых. Думаю, что у каждого из нас найдется пара-тройка наглядных примеров того, как дочь невольно повторяет не совсем счастливую судьбу своей матери или как сын идет по стопам своего не совсем путевого отца.

С несколько большим трудом, но все-таки можно найти в своей семье или семьях знакомых и обратные примеры. При желании можно пронаблюдать то, как в семье, где, возможно, и не всегда был достаток и лишний кусок хлеба, но где родители умели радоваться и благодарить судьбу за то, что имеется, и дети относятся к жизни легче и веселее, и жизнь их складывается как-то более ладно, что ли…

Несомненно, что любой нормальный родитель хочет своему ребенку только всего самого лучшего. Желает ему и успеха, и счастья, и здоровья. Все свои силы тратит на то, чтобы все это у ребенка было и чтобы он как можно меньше сил для этого прикладывал, как можно меньше шишек по дороге набил. Мы хотим этого, мы стремимся к этому, мы делаем все возможное и невозможное для наших детей… И между тем как часто нам приходится слышать из уст старших – мам и особенно бабушек: «Я посвятила ей (ему, им) свою жизнь, а она (он, они) даже и не позвонит и, как дела, не спросит»… Но и это не самое печальное. Самое печальное, что если в минуту откровенности спросить эту маму или бабушку, удалось ли ее детям (внукам) избежать их ошибок, то как часто ответом будет: «Нет, доченька, не удалось. Мой опыт не впрок оказался…»

В чем причина данного парадокса? Почему, желая своему ребенку только самого лучшего, пытаясь оградить его от того негативного опыта, который во многом мешает нам быть счастливыми и беззаботными, мы обрекаем его на судьбу едва ли не худшую, чем наша собственная?

Ответ можно попытаться найти в современной психологии, которая считает, что человек практически в любой ситуации действует, как правило, в соответствии со своими внутренними сценариями. Для каждой гипотетически возможной ситуации в человеческом подсознании уже существует тот или иной вариант «ответа» на нее, типичная для данного человека реакция. Данные реакции определяются многими факторами: темпераментом человека, его внутренней конституцией, воспитанием, социальной средой и социальным положением, физическим, психическим и эмоциональным состоянием и многим другим.

Однако основы причинно-следственных отношений, определяющих поведение человека в течение всей его жизни, закладываются в самом раннем детском возрасте – до трех – пяти лет. Данные сценарии «записаны» на подсознательном уровне, они передаются малышу «по наследству» от его родителей – не зря же мудрые педагоги говорят, что нельзя научить ребенка тому, чего не умеешь сам. Родители передают эти сценарии, а малыши – воспринимают бессознательно. Просто ребенок живет, смотрит на то, как говорят, двигаются, поступают его родители в той или иной ситуации, и вся эта информация непроизвольно «записывается» в его памяти для того, чтобы потом быть использованной в качестве основы для тех или иных реакций.

В течение всей своей жизни человек, если он только не задумывается однажды над глубинными истинными причинами своих действий и своего ощущения мира, подсознательно реализует «программу», уже «заложенную» в него родителями. Мы сами исподволь, бессознательно учим наших детей всему тому, от чего мы хотели бы их оградить.

Иногда, при наличии сильной воли, некотором везении и хороших учителях, человеку удается преодолеть заложенные родителями сценарии и действительно «переломить» свою судьбу. Глагол «переломить» в данном контексте очень точен, так как преодоление подсознательных установок на самом деле требует огромных усилий, большой силы воли и целенаправленной работы.

Однако даже достигнутый результат не гарантирует того, что твои внуки не повторят судьбы бабушек и дедушек. Для этого уже требуется гораздо больше, чем просто нежелание повторить судьбу родителей, требуются осознание проблемы и сознательное решение справиться с ней. Не зря мудрый Екклесиаст говорил: «Слава стариков – дети детей…» Непросто вырастить своего ребенка настоящим человеком, но еще сложнее – воспитать его так, чтобы и его дети выросли настоящими, достойными уважения людьми…

Очень важно понять и осознать, что данная жизненная информация передается не словами, не посредством мудрых книг и добрых мультиков, она передается только жизнью – поведением и отношением родителей к самим себе, друг к другу и к миру. Очень трудно добиться того, чтобы ребенок стал счастливее, чем ты сам, проще – вначале стать счастливым самому. Думаю, что это – самый главный вывод, который родители могут сделать для себя. Нельзя научить тому, чему сам не научился. Нельзя научить ребенка быть спокойным и уравновешенным, если сам загораешься быстрее спички. Нельзя научить ребенка наслаждаться жизнью, правильно расставлять приоритеты, отличать главное от мелочей и суеты, если сам всего этого не делаешь.

Никакая психотерапия не даст достойных результатов, все наши благие намерения пойдут прахом, до тех пор, пока мы не поймем: желая блага своему ребенку, мы должны прежде всего научиться желать и иметь благо для самих себя. Хочешь, чтобы твой ребенок был счастлив, – сумей стать счастливым сам. Как это ни парадоксально, но это единственное, что действительно работает…

И еще один очень важный момент. Доктор Евгений Олегович Комаровский в своей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» высказал одну очень интересную мысль. Касается она закаливания и поддержания иммунитета ребенка. Так вот, он считает, что закаливать ребенка не нужно. Нужно не испортить то, что дано ему от природы.

Закаливание, по его мнению, – это своего рода работа над ошибками, которую приходится выполнять, после того как ребенку подорвут иммунитет неправильным режимом, чрезмерной опекой, стараниями уберечь от любого сквозняка, перекармливанием, «выращиванием» в стерильной среде, лишенной естественных микробов и бактерий.

Тот же самый принцип может быть применен и к психологическому и эмоциональному здоровью и воспитанию ребенка. Нам просто не придется прибегать к услугам специалистов, «испытывать» на своем чаде различные методики психологического воздействия и коррекции, если мы не испортим того, что в избытке дано нашему ребенку от рождения – его физического, психологического и эмоционального здоровья.

Уже ради одного этого – ради того, чтобы не испортить то, что дано Богом и природой, можно попытаться научиться быть счастливым и довольным своей жизнью. А мир и покой, которые воцаряются вследствие того, что человек учится быть «благочестивым и всем довольным», будут лишь дополнительными «бонусами» за наше правильное, взрослое и ответственное восприятие мира и себя самого в этом мире.

Глава первая
Сказка… О сказке… Про сказку…

Сказка, кто ты? Сказка, где ты?

В сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи – воспринимать мир в целом и таким, каков он есть.

Человеческий язык – удивительное явление: одни и те же слова для разных людей часто могут обозначать противоположные понятия. Поэтому, прежде чем начинать серьезный разговор о серьезных вещах, логично было бы договориться о значении базовых терминов и убедиться, что в одни и те же слова мы вкладываем один и тот же смысл.

В нашей книге мы встретимся с двумя основными понятиями – это «сказка» и «сказкотерапия».

Прежде чем дать определения данных терминов, мне бы хотелось, чтобы вы остановились на минуточку, отложили книгу, отвлеклись от всех повседневных проблем и забот и попробовали ответить для самого себя на такой вопрос: «А что такое сказка?» Попробуйте сформулировать или хотя бы понять, что возникает перед вашим внутренним взором, когда вы слышите слово «сказка»? Чем сказка отличается от обычной истории, от того, что вам утром рассказала соседка, от того, что вы вчера вечером услышали в новостях, от того, что вы прочитали в последней книге Дарьи Донцовой или Татьяны Устиновой?

Ну что, убедились? На первый взгляд слово «сказка» – такое знакомое и родное с самого детства. Кто не любил в детстве сказки?! Да и, по правде говоря (ведь нас же сейчас никто не слышит), кто не любит сказки и по сей день? А вот попробуй определи, что такое сказка и чем она отличается от полицейского романа или программы передач.

Поэтому давайте сейчас ненадолго остановимся на значении слова «сказка», а также на значении самой сказки в жизни человека и в культуре народа. Вы можете совершенно спокойно пропустить эту главу, особенно если вы читаете эту книгу просто из любопытства (хотя я как раз только из любопытства и прочитала бы) или из желания понять – куда пропадает сказка, когда мы взрослеем, и как вернуть ее обратно.

Эта информация пригодится вам, когда вы сами начнете использовать сказку в качестве средства воздействия на вашего ребенка – это своего рода инструкция или пояснение о составе и действии препарата. В любом случае, читая эту книгу, вы спокойно можете перескакивать главы, безвозвратно пропускать какие-то и по нескольку раз перечитывать другие…

Итак, немного истории и чуть-чуть теории.

Как это ни странно, но первоначально слово «сказка» вовсе не обозначало того, что не имеет никакого отношения или связи с реальностью. Ничего такого «сказочного» или волшебного в значении этого слова не было. Даже наоборот, до XVII века в русском языке слово «сказка» означало нечто достоверное, чаще всего – письменное или устное свидетельство, имеющее юридическую силу. Когда говорили «нужно записать сказку», подразумевали «нужно снять показания со свидетеля» или «нужно составить просьбу или ходатайство».

Однако постепенно значение слова «сказка» менялось, но все равно еще было далеким от привычного сегодняшнего значения. «Сказка» стала словом нарицательным, выражающим крайне негативное отношение говорящего. Сказкой стали называть ложь, злую сплетню или навет.

Интересны, хотя и не имеют особого отношения к нашей теме, причины такого изменения значения. Замечательный русский лингвист, филолог, ученый, посвятивший свою жизнь исследованию русских народных сказок, Владимир Яковлевич Пропп, объясняет это тем, что в документах, попадавших и исходивших из юридической машины того времени, было так мало правды, что существительное, употребляемое для обозначения юридических документов, постепенно стало синонимом лжи и навета (что лишь подтверждает тот факт, что ни человек, ни принципы действия государственной машины не меняются из века в век…).

Однако вернемся к нашей теме – определению значения слова «сказка». Постепенно сказками стали называть устные истории, передававшиеся из поколения в поколения. Людей, рассказывающих данные истории, называли сказителями. Сказки могли быть самими разными – повествующими о неведомых краях или рассказывающие о вещах простых и понятных каждому; сказки о животных, сказки об оживших предметах, сказки веселые, поучительные или грустные; сказки, от которых хотелось плакать; сказки, от которых хотелось «шапку об пол – и в пляс»… Но у всех сказок была одна общая черта – сказка всегда имела хороший конец. Именно этим сказка и отличается от любой другой истории.

В сказке (народной, а не авторской, придуманной конкретным человеком) добро всегда побеждает зло. В сказке герои всегда делают все возможное, но в конечном итоге им помогает и спасает всех чудо – что-то, что не зависит ни от доброй воли героя положительного, ни от злой воли героя отрицательного.

Вера в чудо и хороший конец – это не единственное, что объединяет сказки в единый литературный жанр. Если прочесть сразу несколько сказок подряд, то невольно возникнет ощущение, что, несмотря на различие в сюжетах, есть в них что-то похожее друг на друга. Что-то еще, кроме хорошего конца. Чтобы понять, что же это за «что-то еще», нужно снова обратиться к работам Владимира Яковлевича Проппа. Он считает, что это «что-то» – это структура сказки и ее персонажи.

Для того чтобы определить структуру сказки, им было проанализировано огромное количество так называемых волшебных сказок. Он обратил внимание на то, что почти всякая русская сказка начинается с того, что перед героем встает какая-то проблема или его постигает какое-то горе. В процессе развития сюжетной линии герой борется с этой проблемой, получает помощь порой из самых неожиданных источников, на его пути возникают дополнительные непредвиденные трудности, но в конце концов он с честью выходит из всех испытаний, женится на царевне и получает обещанные полцарства, которые у него постоянно пытались отнять.

Уроки, которые преподаются в сказке, различаются, но функции, которые выполняют герои, – неизменны. Более того, неизменен и порядок следования этих функций. Именно он и определяет сходство сюжетных линий сказки. Разобравшись в данных функциях, можно попробовать и самим сочинять сказки, которые смогут неявно передать нашему ребенку все то важное, что так трудно облечь в форму более конкретных и ясных слов.

Каждая мама обязана знать:  Как наладить отношения дочери с моим мужчиной

Всего Владимир Яковлевич выделил тридцать одну функцию, которые могут выполнять сказочные персонажи. Часть из них «отвечает» за то, что сказка так похожа на реальную жизнь, а часть – помогает сказке отличаться от обычной суеты сует.

Что же это за функции? Перечислим их.

Первые восемь функций «готовят благодатную почву» для всех сказочных событий. Это еще не сказка, но условия, выполнение (или наоборот – невыполнение) которых делают возможным все действие сказки.

Функции, выполняющие подготовительную роль в сказке:[2] 2
Название функций и примеры к ним даны в соответствии с формулировкой В.Я. Проппа.

1. Отлучка – «Уезжают родители; царь отправляется на войну».

2. Запрет – «Не заходи только в десятую комнату»; «Не ходи со двора».

3. Нарушение – «Побежала Алёнушка с подружками, заигралась».

4. Выведывание – «Стала ведьма вызнавать, выспрашивать».

5. Выдача – «Но царевна все ж милее…».


6. Подвох – волк подражает голосу мамы-козы.

7. Пособничество – царевна ест предложенное старухой яблочко.

8. Вредительство (или недостача) – «Схватили гуси-лебеди Иванушку»; «Заболел царь тяжкой болезнью».

Данные функции очень напоминают препятствия, встречающиеся нам в обычной жизни, или правила и запреты, нарушая которые мы, с одной стороны, подвергаем себя определенной опасности, а с другой стороны, учимся брать ответственность на себя и отвечать за свои решения и поступки.

Следующие три функции выполняют роль завязки. Добровольно или по чьему-либо повелению главный герой принимает решение и совершает действие: отправляется в путь.

Эти три функции сформулированы В.Я. Проппом следующим образом:

9. Посредничество – «Иди, Марьюшка, братца искать…».

10. Начинающееся противодействие – «Позволь мне, царь, попытать счастья…».

11. Отправка – царевич отправился в путь. Следующие одиннадцать функций описывают действие героев сказки, направленные на выполнение поставленных перед ними задач. Главный герой должен с помощью сказочных существ, помогающих ему, выполнить задачу, а отрицательные герои – направить все свои усилия на то, чтобы помешать ему (эти функции ну очень уж напоминают внутреннюю борьбу человека, когда он, полный благих намерений, при благословении и помощи окружающих решает, что «Ну вот точно, абсолютно точно, без всяких отговорок, прямо с завтрашнего дня, а лучше с понедельника – новая жизнь! Решено! Железно. », и поэтому «Сегодня – ну в последний раз…»).

Итак, эти функции следующие:

Функции, выполняемые героями в основной части сказки:

12. Первая функция дарителя – «Стала Баба-яга вопросы спрашивать».

13. Реакция героя – «Ты б меня сперва накормила, напоила…».

14. Получение волшебного средства – «Дал старичок Ивану коня»; «Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению…».

15. Перемещение в иное царство – «Долго ли шла Марьюшка, коротко, уже три пары башмаков истоптала».

16. Борьба – «Стал Иван биться со Змеем Горынычем».

17. Клеймение – «Расцарапал ему Змей всю щеку».

18. Победа – «Завертелся Кощей волчком и сгинул».

19. Начальная беда или недостача ликвидируется – «Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица».

20. Возвращение – «Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой».

21. Погоня – «Бросились гуси-лебеди вдогонку».

22. Спасение – «Бросила она зеркальце – разлилось море; ведьма море пила-пила, да и лопнула».

Иногда сказка на этом и заканчивается. Но чаще всего, подобно тому как это и происходит в жизни, в самый последний момент обнаруживаются какие-то дополнительные препятствия, обстоятельства или трудности, исходящие, как правило, от людей близких, от тех, кому главный герой доверяет (ну это уже совсем как в жизни…). Тогда сюжет сказки развивается далее, и ее герои выполняют следующие функции:

Функции нового вредительства (аналогичны функциям 8—15):

8 bis[3] 3
Bis в данном случае обозначает повторение уже названной выше функции, что-то вроде «дубль два».

[Закрыть] . Братья похищают добычу.

10—11 bis. Герой снова отправляется на поиски.

12—14 bis. Герой снова находит волшебное средство.

15 bis. Возвращение с новым средством домой.

Но главное – хороший конец – остается неизменной характеристикой любой сказки, а поэтому основные герои выполняют следующие функции, приводящие сказку к счастливому завершению (даже несмотря на трудности, которые встречаются главному герою после того, как он выполнил свою задачу и вернулся домой).

Новые функции основных героев:

23. Неузнанное прибытие – приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником у портного.

24. Необоснованные притязания – «Генерал заявляет царю: «Я – Змеев победитель».

25. Трудная задача – «Кто поднимет змеиную голову – тому и царевна достанется».

26. Решение – «Подошел Иван, только тронул…».

27. Узнавание – «Показал он заветное колечко, узнала его царевна».

28. Обличение – «Рассказала все царевна, как было».

29. Трансфигурация – «Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего».

30. Наказание – «Посадили служанку в бочку, скатили с горы».

31. Свадьба, воцарение – «Получил Иван царевну и полцарства».

Не во всякой сказке персонажи выполняют все функции, но тем не менее их набор и, что самое главное, порядок следования остаются неизменными. Не верите? Возьмите любую книжку русских народных сказок и попробуйте «разложить» действия персонажей в соответствии с вышеприведенным списком функций. После некоторой путаницы с классификацией и решением, какое действие какой функцией определить, вы убедитесь, что это действительно так…

Именно ограниченный набор и неизменность порядка следования функций одна за другой и производят впечатление похожести сказок одна на другую. Это и еще то, что, согласно выводам В.Я. Проппа, разнообразие действующих лиц в сказках также ограниченно. В.Я. Пропп определяет семь основных ролей, выполняемых действующими лицами. Это следующие роли:

1. Роль царевны (главного женского персонажа).

2. Роль отправителя (то есть того, кто ставит перед главным героем невыполнимую задачу, всячески, на протяжении всей сказки, стараясь помешать его счастью с царевной).

3. Роль главного героя (собственно Иванушка-дурачок).

4. Роль дарителя (то есть того, кто помогает выполнить задание отправителя, завоевать царевну и вообще остаться целым и невредимым).

5. Роль помощника (например, Конек-Горбунок, или верные пес и кот, или двое из ларца – одинаковых с лица и т. п.).

6. Роль антагониста (отрицательный герой: Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, одним словом, тот, кто охраняет то, за чем послали героя, мешает ему завоевать царевну и частенько пытается сделать это сам).

7. Роль ложного героя (неверные братья, мачеха и сводные сестры и т. п.).

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что сказка отличается от спортивных новостей (или любого другого устного или печатного текста) тем, что в ней герой обязательно сталкивается с проблемой или бедой, справиться с которой самостоятельно не может, но очень хочет и делает для этого все возможное. По мере развития событий герой всегда получает помощь, порой из самых неожиданных источников (от Бабы-яги, например). Сталкиваясь с нечестностью, обманом или завистью, он всегда выходит победителем благодаря целостности своей души и твердой решимости достичь желаемого. В конце концов он неизменно побеждает все злые силы, получает в награду принцессу и «полцарства в придачу».

Волшебные сказки объединяет и то, что их структура и персонажи переходят из одной в другую и остаются неизменными, несмотря на различия в испытаниях, которые приходится претерпевать главному герою.

Хороший конец, образное изложение событий, неизменность внутренней структуры – все это делает сказку органичным приемом работы с детьми, позволяет использовать ее не только в педагогических, но и в терапевтических целях. Впрочем, подробнее об этом мы поговорим в следующей главе данной книги.

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо. Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Ребенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8 – 9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Каждая мама обязана знать:  Как сказка помогла приучить к горшку

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Примеры сказок для детей

☼ Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

☼ Начиная с 2 – 3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

☼ По достижении 3 – 4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.


☼ Для дошкольников старшего возраста, около 4 – 5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

☼ Примеры сказок для детей 5 – 6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

☼ Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

Важные моменты

✔ Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

✔ Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

✔ Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10 – 12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».

Сказкотерапия. Русские народные сказки

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сказкотерапия: как воспитывать сказкой

Воспитание сказкой (сказкотерапия) использовалось ещё нашими предками. Поучительные рассказы помогали осознать собственную проблему и посмотреть на себя со стороны. Большую помощь сказкотерапия оказывает в воспитании враждебно настроенного или неспокойного ребёнка.

Неуверенный в себе или боязливый малыш, заинтересовавшись историей, вместе со сказочными героями станет смелым и самостоятельным человеком. Ведь не одно поколение людей выросло на поучительных и мудрых историях. Они не только забавляют и развлекают, но и лечат, и учат уму-разуму.

Необходимость сказок в детском воспитании

Сказка помогает воспитывать детей-дошкольников. Учитывая то, что у малышей развито зрительное восприятие, стоит выбирать иллюстрированные произведения.

Влияния сказкотерапии на ребёнка, как на личность:

  1. Помогает в сложном жизненном периоде, устраняя причины проблем: рассеивает навязчивые страхи, успокаивает агрессию, устраняет энурез.
  2. Развивает творческие способности, формирует широкие жизненные взгляды.
  3. Знакомит с несправедливостью и жестокостью, готовит к жизни взрослых.
  4. Ребёнок копирует правильное поведение героя сюжета.

Выявление детской проблемы

Подобрать сказку поможет определение эмоционального состояния малыша, его переживаний и фантазий. Для этого применяется игра с новым персонажем – красивой, желательно гибкой куклой.

Со старшим ребёнком стоит изготовить куклу самостоятельно, применяя необычные материалы, например, из фольги.

Сначала ребёнок знакомится с персонажем, затем включается в игру с рассказыванием сказки или ситуации, в котором будет кукла. Играя и рассказывая, малыш открывается в собственных переживаниях, перенося их на игрушку.

Какой выбрать метод сказкотерапии

В старых народных сказках заложена мудрость веков, знания мира, его закономерностей и понятий.

  • познавательного содержания – знакомят с законами и характером мира;
  • воспитательным уроком, который учит добру и злу;
  • с терапевтическим эффектом, где вместе с персонажами дети учатся хорошему поведению.

Кроме того, бывают бытовые, волшебные, героические и поучительные сказочные истории. Положительно действуют во время рассказа, а не чтения.

Рассказываем и сочиняем сказку

Рассказывать начинает взрослый, постепенно подключая ребёнка. На невротическое состояние ребёнка указывает неожиданно прерванная история или с необычным окончанием.

Маленький рассказчик торопливо отвечает на вопросы тихим голосом, волнуется. Часто такие дети пытаются пропустить волнующие события или начать все с начала.

Рисуем сказку

Прочитать, затем предложить нарисовать, вылепить или сделать аппликацию героев или сюжет. Неважно качество, важна свобода чувств, волнения, мыслей, которые избавят от беспокойства и тревоги.

Часто дети под действием эмоций изображают тёмных чудищ, яркие языки пламени. Прослушав и пережив сказку ещё раз, они станут более спокойными.

Рисовать эмоциональное состояние и собственное ощущение лучше акварелью, дорисовывать – цветными карандашами, а для изображения чего-то конкретного взять гуашь.

Домашняя мастерская кукол

Кропотливое, увлекательное и полезное занятие для тренировки концентрирования внимания, развития мелкой моторики рук и фантазии. Кукла – предмет для самоисцеления и снятия нервного перенапряжения.

Рисуем и играем с песком

Глубоко запрятанное чувство и мысль становится физической формой. Малыш учится связывать бессознательность и сознательность, эмоцию и разум, живые и вымышленные явления, проявляя самопознание и самовыражение.

Присутствие в сказке

Ребёнку сначала стоит вспомнить и назвать любимую сказку. Спросить, когда и как он узнал о ней, что запомнилось, попросить рассказать об отношении к персонажам. Затем следует расслабление с закрытыми глазами.

Далее ребёнок представляет себя в сказке и рассказывает увиденное, беседуя с взрослым. После этого нужно нарисовать собственный увиденный сказочный образ.

Нельзя предлагать такое времяпрепровождение детям с острым или хроническом психозом, с тяжёлым церебрально-органическим синдромом и с недостатком интеллекта развития.

Сказочная типология

В сказкотерапии часто используются новые придуманные истории. С этой целью стоит знать типы сказок, по-разному влияющие на маленького человека.

К художественным сказкам, притчам, мифам относятся народные сказания, основанные на житейском опыте. В народной сказке человек и природа объединяются. Отдельными персонажами выступают чувства и отношения. Растения и животные наделяются человеческими способностями.

Сказки рассказывают об отношениях между животными, что более понятно 1-5 летним ребятишкам. Также часто встречаются сказания с описанием в юмористическом стиле семейных конфликтов.

Детям с заниженной самооценкой полезны сказки с превращениями и трансформациями.

Преодолеть страх, справиться со стрессом, снять напряжение поможет неоднократное воспроизведение и переживание страшных сказочных ситуаций. Страшилки разрешены с 7 лет, при рассказе делать страшный голос, а заканчивать неожиданно и смешно.

Мудрая волшебная сказка подходит детям 6–7 лет.

Победить внутренние переживания, жизненные трудности, вернуть радость жизни помогает авторская сказка.

К дидактической прилагается выполнение заданий, приводящих к успеху.

С психокоррекционной проектируется определённое поведение ребёнка, возвращается вера в себя.

Психологическая сказка, с реальными событиями, нужна для формирования личности. Главное в этом методе – иметь некоторые артистические данные, уметь создавать голосом точный образ.

Порядок рассказывания сказки

Поучительная и воспитательная сказки рассказываются при соблюдении правил:

  1. Определяется причина поведения ребёнка.
  2. Выбирается сказка с похожим героем, описанием его жизни.
  3. Рассказывается ситуация, где главный персонаж совершает подобное нехорошее действие.
  4. Далее описывается реакция окружающих людей или животных.
  5. Подведение итога, когда герой понимает, о неправильности собственного поведения.

Сказкотерапия: советы родителям

Выбрать правильную сказку и донести её до малыша – за это отвечают полностью родители.

С помощью одной сказки решается и одна проблема.

Для предупреждения смешивания настоящей и волшебной жизни, необходим контроль самостоятельного чтения.

Поддерживать в ребёнке веру в чудеса и волшебные силы.

Перед рассказом необходима тренировка дикции и голоса.

Научиться поддерживать малыша в сложных ситуациях.

Система воспитания характера сказкой

Система Воспитания Характера Сказкой – это комплексное решение для гармоничного формирования характера ребёнка с 2х лет. В основе системы лежит метод персонализированной сказки (один из методов сказкатерапии), разработанный Шалвой Александровичем Амонашвили, выдающимся российским педагогом, академиком РАН. Этот метод позволяет формировать положительные черты характера без нотаций и нравоучений, просто рассказывая ребёнку правильные сказки.

В системе вышли следующие комплекты:

• Доброта
• Воля
• Мышление
• Лидество
• Антикапризин

В состав каждого комплекта входят сказки, игрушка-рукавичка для усиления воспитательного эффекта, книга для родителей и аудиодиск с любимыми сказками.

ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА СКАЗКОЙ 5 В 1

Набор из 5 комплектов для гармоничного развития характера ребёнка по сказкотерапии. Развивайте личность комплексно! Выгода в 4 195 рублей и бесплатная доставка станут приятным дополнением при покупке полной Системы!

14 190 руб. 10 845 руб.
В корзину

ИЛИ СОБЕРИТЕ СВОЮ СИСТЕМУ ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА

Никто лучше вас не знает вашего малыша. Выберите, какие качества развить у ребёнка: волю, доброту, широту мышления или лидерские способности. А если ваш малыш капризничает, обратите внимание на «Антикапризин».

50 сказок для избавления от страхов и капризов.

2 490 руб.
В корзину

Воспитание характера сказкой. Мышление

30 сказок для развития логики, оригинальности и беглости мышления.

1 990 руб.
В корзину

Воспитание характера сказкой. Воля

30 сказок для развития веры в себя, оптимизма, трудолюбия.

2 725 руб.
В корзину

Воспитание характера сказкой. Доброта

30 сказок для формирования дружелюбия, честности, благородства.

1 990 руб.
В корзину

Воспитание характера сказкой. Лидер

30 сказок для развития решительности, смелости и умения поддержать близких.

2 725 руб.
В корзину

5 книг. Сказки для воспитания характера

5 книг со сказками для развития решительности, дружелюбия, трудолюбия, логики и избавления от капризов. Игрушки-рукавички в комплект не входят.

3 175 руб.
В корзину

ПОДРОБНЕЕ О СИСТЕМЕ

Важная особенность правильной, терапевтической сказки от «Умницы» – это её персонализированность. Истории посвящены не абстрактным мальчикам и девочкам, а именно вашему ребёнку. В них звучит имя малыша, имена его родственников и другие отсылки к реальной жизни. Услышав о собственных хороших поступках в сказке, ваш сын или дочка обязательно будет повторять их в реальной жизни. Так вы мягко и бережно корректируете поведение ребёнка, прививая ему положительные черты характера. Сказкотерапия обходится без нотаций и нравоучений, поэтому воспитание происходит незаметно для крохи.

Впишите в сказку имя своего
ребёнка.

В сказке ребёнок проявляет
нужное качество.

В жизни ребёнок стремится
подражать своему сказочному «Я».

Комплект «Антикапризин» не содержит персонализированных сказок, чтобы не проецировать негативные примеры поведения на малыша. Герои его сказок – мальчики и девочки, похожие на тебя (которые вели себя совсем как ты сегодня). Это позволит малышу посмотреть на своё поведение со стороны и избавиться от капризов.

Сказкотерапия подходит для детей с 2 лет, так как в это время малыш уже восприимчив к сказке и готов следить за сюжетом.

Особенности Системы Воспитания Характера Сказкой:

  • Авторская методика с 40-летней историей. В основе Системы Воспитания Характера Сказкой лежат принципы гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, автора методики сказкотерапии и выдающегося педагога. Занятия по этой Системе построены на уважении к личности ребёнка, вере в его способности.
  • Гарантированная эффективность. Расскажите правильную сказку сегодня – и результат вы увидите уже завтра. Интересный сюжет, яркие образы, персонализированный подход и, конечно, актуальность истории производят впечатление на ребёнка и действительно меняют его поведение в лучшую сторону. Сказкотерапия для детей – самый естественный способ воспитания.
  • Продуманный состав. В каждом комплекте есть игрушка-рукавичка, именно от лица нового друга ребёнок услышит все сказки, и это обеспечивает наилучший эффект. Маленькие книги сказок игрушка будет приносить прямо в своём кармашке. А аудиодиск позволит повторить любимую сказку ребёнка или помочь малышу уснуть, когда вас нет рядом. Книга для родителей научит правильно рассказывать сказки и готовиться к занятиям. Сказкотерапия от «Умницы» – это эффективная методика формирования характера.
  • Глубокое погружение в тему. Профессиональные психологи подробно рассмотрели каждую черту характера. Например, доброта формируется из отзывчивости, щедрости, дружелюбия, сострадания, благородства, любви…. Свои сказки есть на все эти качества.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ

АВТОРЫ СИСТЕМЫ

Шалва Александрович Амонашвили, автор методики

Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся российский педагог, академик РАН, доктор психологических наук. Именно он первым создал методику персонализированных сказок, рассказывая их собственному сыну, а потом издав популярную книгу «Созидая человека». Подход Амонашвили лёг в основу Системы Воспитания Характера Сказкой от «Умницы» и получил название «сказкотерапия».

Все сказки из Системы Воспитания Характера основаны на принципах сказкотерапии для детей. Их авторы – ведущие специалисты в области детской психологии и педагоги, родители и даже профессиональные сказотерапевты (Институт Сказкотерапии, г. Санкт-Петербург).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация