Cтоит ли бить тревогу или это обычная подростковая страничка


Содержание

Родители бьют тревогу: ростовские школьники “закидываются”

В подростковой среде ростовчан появились два новых слова. Вернее — слова-то старые, просто в них вкладывается новый смысл.

О чём-то нам удалось побеседовать с несколькими ростовскими школьниками, встреченными случайно в одном из парков (школу они называть категорически отказались), где-то невольно подслушали разговоры, о чём-то прочитали в соцсетях.

Итак, «кидаться», или «закидываться», — это употреблять психотропные вещества или наркотики.

Мы уже писали о том, что многие школьники сейчас не курят, а употребляют снюс, причём, несмотря на запрет этого вида табачных смесей, снюсы открыто рекламируют торговые табачные точки. И это можно даже иногда купить на рынках из-под полы.

Но есть нечто гораздо более страшное, чем снюс или насвай. Мы не можем сказать наверное, насколько это широко распространено среди подростков донской столицы, но уже не однажды нам рассказывали о том, что школьники «закидываются» ксанаксом. Это транквилизатор, который отпускается только по рецепту врача и должен приниматься с предельно малых доз опять-таки под присмотром доктора. Иначе человеку может грозить зависимость от него.

То есть данный препарат может вызывать наркотическое привыкание, избавиться от которого очень непросто, а иногда и невозможно.

Как мы поняли из подростковых разговоров, эти ребята употребляют ксанакс, причём бесконтрольно. В аптеках его, естественно, не продают, но «снабжают» старшие «друзья». Кроме того, подростки рассказывают, что приторговывают ксанаксом даже в одном из круглосуточных продуктовых магазинов. А где-то на Западном есть аптека, где ксанакс продадут любому желающему, в том числе школьнику.

К сожалению, сейчас педагоги в школе от воспитательных функций часто открещиваются, а детей попросту не видят. Родители, даже если что-то и подозревают, иногда стараются не замечать — так удобнее. Вот и получается, что некоторые подростки, желая раннего взросления и прибиваясь к дурным компаниям, уже фактически с детства губят своё здоровье и жизнь.

Тревогу бьют на разных уровнях. Но борьба с наркоторговцами не всегда эффективна. Недавно, например, те, кому положено это делать, наоборот, возглавляли ростовскую наркомафию.

Конечно, главная ответственность лежит на родителях, на школьных специалистах. Ну, и подростки должны знать о том, как вести себя, если кто-то предлагает, беря, как говорится, на понт, попробовать наркотик или психотропное вещество. Ведь есть такие препараты, которые вызывают необратимую зависимость при коротком, а то и вообще при однократном применении. Как результат — ранняя смерть.

Оглянитесь вокруг — видели ли вы пожилых наркоманов? Их просто нет! Если человек начинает употреблять наркотики в раннем возрасте, он долго просто не живёт. Нужно всегда помнить об этом.

Ну, а для того чтобы знать, как действовать и как себя вести в случае, когда ты сталкиваешься с употреблением наркотика или с возможностью такого употребления, разработана специальная памятка, с которой нужно бы ознакомиться каждому.

Фото для иллюстрации

Другие публикации по теме:

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Почему подросток отдаляется от родителей?

Ваш ребенок больше не хочет делиться мыслями, грубит, закрывается в своей комнате в ответ на предложение поговорить. Все кончено? Неужели доверительные отношения ушли навсегда? В 11-13 лет начинается так называемый переходный возраст, когда дети превращаются из доверчивых малышей в тинейджеров. Подросток начинает осознавать собственное «я» и учится его отстаивать.

Не зря кризис переходного возраста называют еще и кризисом идентичности: если маленькому ребенку кажется, что его родители идеальны, то подросток начинает понимать: это не так, и стремится показать собственное отличие. В ход идут разные способы — от дерзких суждений до вызывающей одежды и татуировок. Между родителями и подростком происходит разрыв. И как бы тяжело ни было родителям, придется осознать: это нормальное явление. Ведь только отдалившись от мамы и папы на некоторое расстояние, он может получить собственный опыт, совершить свои ошибки, без которых невозможно взросление.

Болезненный процесс

Процесс отделения от родителей болезненный для обеих сторон. Малыша легко утешить и развлечь. Обняли, дали конфету, пообещали аттракционы, и ребенок счастлив. С подростком этот номер не пройдет, хотя родители упорно продолжают воспроизводить старую модель поведения. Подросток чувствует, что у взрослых больше нет готового решения его проблем, ему приходится самому искать выход из положения, рассчитывать на себя. Это одновременно пугает его и злит.

«Ты еще слишком маленький!»

Иногда в отчуждении подростка есть вина родителей. Почувствовав, что ребенок повзрослел, они начинают предъявлять к нему больше требований и нагружают взрослыми заданиями: посмотреть за младшими детьми, убрать квартиру к приходу гостей, заменить лампочку. С одной стороны, прекрасно. Но с другой — отношение-то остается прежним: подростку читают нотации, поучают как маленького и порой не считаются с его мнением. Такое отношение вызывает у тинейджера бурное сопротивление, и он отдаляется от родителей.

Ни слова о чувствах

Часто дети замыкаются в тех семьях, где все разговоры сводятся к «деловым вопросам»: школе, дополнительным занятиям, планам на будущее. Обсуждать чувства, эмоции, страхи в таких семьях не принято. Родители превыше всего ставят хорошие оценки и совсем не интересуются истинными стремлениями и желаниями подростка. Возможно, поначалу ребенок попробует поделиться с родными переживаниями, рассказать о том, что ему действительно интересно, но несколько раз натолкнувшись на критику или насмешку, прекратит попытки и замкнется в себе.

Стоит ли беспокоится?

Если ребенок отдалился от родителей — это еще не повод бить тревогу. Хуже, когда он отдаляется не только от родственников, но и от друзей. Подростки очень зависимы от социальных связей, поэтому такая ситуация — повод насторожиться.

Стоит беспокоиться, если ребенок потерял интерес к любимым занятиям: спорту, музыке, компьютерным играм, перестал следить за собой. В этом случае стоит предложить ему пообщаться с психологом. В подростковом возрасте детям важно иметь взрослого, к которому они могут прийти за советом. Родители для этой роли не годятся, ведь их реакция будет слишком субъективной и эмоциональной.

Вместо упреков — поддержка

Как чаще всего поступают родители, заметив, что подросток отдаляется? Начинают приставать с расспросами, упрекать, обвинять, критиковать. Разговор перерастает в допрос, а то и в ссору. Да, без конфликтов не обойтись.

Споры необходимы, так как в них подросток учится отстаивать собственные интересы, расставлять личные границы. Но превращать семейные отношения в поле боя — не лучшая идея. Нужно установить доверительные отношения со своим ребенком, только в этом случае переходный возраст пройдет относительно безболезненно для обеих сторон.

Совет психолога

Перед родителями подростка встает непростая задача: им нужно деликатно интересоваться жизнью ребенка, не нарушая при этом его личных границ и не навязывая своих оценок событий. Не старайтесь контролировать все сферы жизни сына или дочери, но при этом будьте всегда готовы прийти на помощь. Пусть подросток чувствует, что у него есть надежный тыл.

Кстати, для того чтобы сблизиться, необязательно постоянно говорить и обсуждать проблемы. Иногда можно и помолчать. Например, вместе посмотреть сериал, приготовить ужин или в тишине выпить кофе.

Хамство и агрессивное поведение подростка: что делать родителям

Подростковый возраст: причины агрессии и хамства

Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама пяти детей

Как родители замечают, что их ребенок уже вырос, что он теперь подросток? Кто-то — по размерам одежды и обуви, которую теперь приходится покупать чаще, чем раньше. Кто-то — по невозможности проверить домашнее задание или проводить до школы. Но очень часто наступивший подростковый возраст обнаруживает себя невесть откуда появившимся агрессивным поведением и хамством. Это выбивает из колеи, портит отношения. Что делать?

Почему подросток хамит

Хамство — едва ли не самый частый «симптом» подросткового возраста, который называют родители. Почему так случается, что ребенок, с которым еще вчера получалось найти общий язык, сегодня на все реагирует с агрессией, огрызается и хамит?

Каждая мама обязана знать:  Как пересдать ЕГЭ, если ребёнок не успел написать заявление о пересдаче

Традиционно разберемся для начала в причинах. Их несколько.

  • Ребенку кажется, что это самый простой способ самоутвердиться, по принципу «кто кого переорет». Если он это делает и обращается к родителю намного грубее, то вроде он и победитель. Кроме того, это такая репетиция общения со сверстниками, а родители выступают как «подопытные кролики».
  • Это может быть способ привлечь внимание родителей, когда его недостаточно. Давайте честно себе признаемся: раз ребенок сам кушает, одевается и ходит в школу, то внимания мы уделяем ему все меньше и меньше. А если на нас крикнуть? Внимание сразу обеспечено!
  • А может, подрастающий человек так копирует ваше поведение. Причем как в общении с ним, так и между двумя взрослыми людьми. Он же тоже взрослый, а если родители разговаривают так друг с другом, то, быть может, это и есть некая норма для подростка?
  • Еще одна причина — гормональный скачок. Вспомните себя в эти моменты. Как вы разговариваете? Общаетесь? Дети в такой бесконечной смене настроений пребывают постоянно!
  • Проблемы могут быть в выбранном когда-то стиле воспитания, тут две крайности. Больше хамят в семьях с авторитарным стилем воспитания и с попустительским. На самом деле, даже в этом возрасте родителям не поздно поменять свою линию поведения.
  • Традиционный для любого кризиса поиск границ дозволенного и нащупывание рамок своих возможностей. Это хороший вариант! Потому что такие дети, как правило, «делают вид», что они грубые и хамоватые, но не хотят быть такими на самом деле.

Как отвечать на хамство подростка

Как мы будем действовать? Конечно, отталкиваясь от причины. Главное — провести диагностику причин честно и откровенно, сами с собой! Варианты ваших действий и реакций могут быть такими.

  1. Не включайтесь в соревнование «кто громче», если ребенок повышает на вас голос. Вы можете ответить ему шепотом или проигнорировать подобную манеру общения. Тем самым вы не дадите ему желаемой обратной связи.
  2. В идеале грубость надо рубить на корню. При первых вспышках говорите с ребенком и объясняйте, почему его поведение неприемлемо, чем оно огорчает лично вас. А еще лучше — снимите на видео и покажите ему себя со стороны. Немногим такая картинка придется по душе.
  3. Еще не поздно скорректировать свою линию воспитания. Идеальный стиль — демократический. Когда у каждой из сторон есть и права, и обязанности. Когда вы приучаете ребенка договариваться на берегу, уметь выставлять свои условия и при этом выполнять ваши. При таком взаимном уважении принимать и понимать чувства другого человека гораздо легче.
  4. Ставьте только реально достижимые цели. Часто это наша вина! «Исправь русский до пятницы», — а как это сделать, если там двадцать двоек?! Помните, что ваш ребенок не волшебник! И, как известно, совершать ошибки гораздо проще, чем исправлять.
  5. Введите специальное слово, жест или определите предмет, тормозящий каждого из вас. Изначально договоритесь: слышишь слово «апельсин» — это значит выйди из помещения и отдышись хотя бы 5 минут, после этого мы можем продолжить разговор. Помните, подобное правило должно применяться и к вашему хамству по отношению к ребенку. Или о себе вы предпочитаете говорить «воспитательный тон»? Подумайте, не живете ли вы в мире двойных стандартов? Это очень важный момент для построения гармоничных отношений с детьми.

Ну, и пара общих рекомендаций — они помогут в любом случае:

  • Проводите с ребенком больше времени. Знаю, как это сложно, времени нет совсем, но подростку сейчас это необходимо!
  • Следите за своей речью, ее наполненностью и наличием в ней агрессивных или потенциально агрессивных форм и фраз.

Агрессивное поведение подростков: что делать?

На тему повышенной эмоциональности подростков существует множество фактов и еще больше вымыслов. С позиции здравого смысла взрослым все понятно — всему виной гормональный дисбаланс и перестройка. Тогда почему же вполне взрослые мамы и папы не всегда могут справиться с подростками?

А попробуйте поставить себя на их место! Твое тело, про которое ты все знал еще вчера, которым вполне был доволен, начинает резко меняться. Руки длинные, одежда толком не сидит, на лице появляются прыщи, голос — и тот тебя предает. Тебя окружают сплошные истерички и психи (ведь все их окружение переживает те же изменения, что и они сами, то есть подростки постоянно находятся в довольно взрывоопасной обстановке). Ну и, конечно, родители не понимают.

Если кратко: вчера весь мир тебя любил, а сегодня — ненавидит. Вам бы такое понравилось? Сомневаюсь!

Психологами проводились исследования, в результате которых было выявлено, что эмоциональные реакции, которые для взрослых были бы симптомом болезни, для подростков — норма. Вы представляете, как им тяжело? Чем же мы можем помочь своим любимым детям?

  1. Будет замечательно, если вы сможете показать ребенку, что испытывать разные эмоции — это нормально. Приводите в пример себя или родных. Донесите до него, что бывают удачные и неудачные дни, и настроение может быть разным. «Но мы же любим друг друга в любом случае. Ты, главное, не молчи, приди — и мы поговорим».
  2. Помогут методы контроля гнева. Побить подушку, постучать по боксерской груше, принять душ, взять мячик-антистресс. Еще отличный метод — «вилами на воде писано». Он прост: водить пальцем по воде, описывая все свои грусти и обиды. А потом воду спустить, она выльется и унесет с собой все переживания.
  3. В этом возрасте появляется потребность в адреналине. Помогите ребенку найти такое занятие: вместе летайте в аэротрубе или займитесь картингом, катайтесь на сноуборде или прыгайте с парашютом — ребенок будет вам благодарен.
  4. Расскажите ему о том, как вы боретесь со стрессом. Алкоголь и сигареты не в счет! Быть может, ваш опыт будет ребенку полезен.

Хамство подростка: принимаем меры

«Алеха сидит ссутулившись, исподлобья вопросительно косится на сестру. Вот он, этот самый трудный переходный возраст. Вчера ребятишки – веселые, ласковые щенки, сегодня ни с того ни с сего – замкнутость, сдержанность, секреты какие-то…».

С героем повести Марии Халфиной, характеризующим детей как «веселых и ласковых щенков», можно и поспорить, но в одном трудно не согласиться: подростковый возраст – это всегда «ни с того ни с сего». Мы читаем книги по педагогике и статьи в интернете, смотрим на ютубе интервью с детскими психологами, в конце концов, прекрасно помним свои собственные подростковые метания и переживания. Казалось бы, никаких сюрпризов, однако к переходному возрасту собственного ребенка трудно быть готовым. И если замкнутость, сдержанность, секреты, ранимость и перепады настроения подростка тревожат родителя, то агрессия просто выбивает из колеи. Любимый ребенок, воспитанный и вежливый, хамит. Что же делать?

Без крайностей

Начнем с того, чего делать категорически нельзя.

” Проигрышная стратегия номер один – прятать голову в песок.

Многие родители стараются «не замечать» дурного поведения подростка или предупредить вспышки раздражения, угождая ему во всем. Кажется, что ребенку так будет спокойнее, но на самом деле – ровно наоборот: в подростковом возрасте ему как никогда нужны уверенные в себе родители и четко очерченные рамки поведения.

Вторая крайность – желание подавить подростковый бунт и добиться от ребенка абсолютного послушания.

Если родители жестко и болезненно реагируют даже на незначительные проявления агрессии, у ребенка есть два выхода: или сражаться с собственными мамой и папой и дальше, доводя любой конфликт до абсурда, или подчиниться их воле, став удобным и не приносящим беспокойства подростком.

Обе крайности в конечном счете приведут к тому, что задача подросткового возраста окажется невыполненной. Ведь ребенок, споря и бунтуя, готовит себя к самостоятельной жизни. Чтобы определиться с собственными ценностями и установками, сначала нужно подвергнуть сомнению родительские.

Право на сепарацию

Резкое поведение, конфликты и провокации – норма для подросткового возраста. Об этом стоит помнить и самому не раздражаться лишний раз. Вспомните себя в 12, 13 или 15 лет: кажется, что ты наконец понял, как нужно жить, а родители и другие взрослые безнадежно отстали и бубнят какие-то ветхозаветные глупости.

Ребенок часто злится и выражает недовольство порядками в доме – это нормально. Фыркает и закатывает глаза в ответ на попытки его воспитывать – и это пройдет.


Возможно, его стремление к сепарации приведет к некоторому переделу территории: подросток не захочет, чтобы вы входили в его комнату без спросу, в его лексиконе появится фраза «это мое дело».

Каждая мама обязана знать:  Как научить ребенка выбирать

Где границы?

При этом важно дать ребенку понять, что ваше терпеливое отношение к его дерзостям не имеет ничего общего со вседозволенностью. Вы по-прежнему родитель, последнее слово за вами, и рамки допустимого тоже устанавливаете именно вы.

Демонстративное неуважение терпеть нельзя, в том числе:

брань и оскорбительные слова в адрес родителей;

выяснение отношений в общественных местах или в присутствии посторонних;

ситуации, в которых подросток срывает злость на младших детях или животных, а также хамит чужим людям.

Если что-то подобное происходит, не стоит кричать в ответ: этим вы лишь покажете ребенку, что не владеете ситуацией. Спокойно, но твердо скажите, что хамское поведение недопустимо. Ни в коем случае не обзывайте ребенка сами, уничижительные фразы вроде «ты хам», «где твоя голова», «совсем не соображаешь» будут больно бить по его самооценке. Критикуйте поступок и поведение подростка, но не его самого как личность, не подвергайте сомнению его умственные способности, не говорите обидных слов о внешности, речи, манере держаться.

За столом переговоров

Совладать с подростковым хамством можно только одним способом – поговорить с ребенком и постараться понять его. Зачастую дело не только в стремлении к самостоятельности. Ребенок может хамить, желая привлечь внимание к себе и своим проблемам: возможно, что-то не ладится в школе или мучают неразделенные чувства. Иногда подросток становится нарочито грубым, подражая кому-то из сверстников. Кроме того, на хамство часто толкает неуверенность в себе и своих силах.

Чтобы выяснить, что происходит, и найти компромисс, в разговоре с подростком лучше придерживаться следующих правил:

оставьте авторитарный тон и ссылки на собственное примерное поведение в юности и тем более на чьих-то хорошо воспитанных детей;

объясните ребенку, что для выражения злости существуют приемлемые и неприемлемые формы;

дайте понять, что нецензурная брань и хамство в доме под запретом для всех – таковы правила поведения взрослых людей;

постарайтесь выяснить, чего ребенок хочет: ему не хватает свободы, есть проблемы, требующие решения, и так далее; попробуйте прийти к четким договоренностям;

  • в завершение разговора обязательно скажите, что любите его и сопереживаете его проблемам: конфликты останутся в прошлом, а теплые отношения сохранятся навсегда.
  • Подросток говорит о самоубийстве – шантаж или реальная угроза?

    Профессор Борис Положий

    В настоящее время суицидальная ситуация в России продолжает оставаться неблагополучной. Прежде всего, это касается самоубийств среди детей и подростков. По их частоте (в расчете на 100 тысяч лиц детского и подросткового возраста) наша страна занимает одно из первых мест в мире. Такая ситуация наблюдается с конца прошлого века, что было отражением тех сложностей, которые переживала страна в этот период. При этом если в общей популяции частота суицидов в последние годы постепенно снижается, то среди детей и подростков это снижение крайне незначительно.

    Почему это происходит? Здесь можно выделить целый ряд факторов.

    Детство — до пяти – шести лет

    Начну с родительской семьи. Именно в ней у ребенка закладываются все основы его физического и психического здоровья, психологической состоятельности. Своего рода, хребет всех его будущих качеств. Этот процесс заканчивается примерно к пяти-шести годам. Дальше уже идет шлифовка конкретных черт личности. Поэтому такой небольшой отрезок жизни человека имеет колоссальное значение для всего его будущего.

    К сожалению, значительная часть семей не задумывается о проблемах воспитания психологических качеств ребенка в этом возрасте. В чем он больше всего нуждается? Не в витаминах и даже не в материнском молоке, а буквально с первых моментов своего появления на свет он нуждается в главном, что дала нам природа — в любви. Ей должна быть проникнута каждая минута общения родителей со своим ребенком. Они должны стать для него самыми первыми и самыми главными советчиками, друзьями, помощниками, опорой.

    По данным наших исследований, в родительских семьях доминируют три варианта воспитания, которые можно назвать патологическими. Один вариант — это безразличие, когда родители обращают внимание только на то, чтобы ребёнок был накормлен, одет, у него были игрушки. Но с ним не общаются, не оговаривают какие-то проблемы, доступные ему возрасту, живут только своей жизнью.

    Другой вариант — авторитарный: жестокость, порой — насилие, наказания, вплоть до телесных. Как бы ни казалось со стороны, доминировавшая в советское время авторитарная система родительского воспитания никуда не ушла. Это и сейчас наиболее распространенный стиль воспитания. Родители часто ориентируются лишь на то, как их воспитывали: «Меня так воспитывали, и я человеком вырос». Современные родители всячески могут развивать ребёнка, но оставляют вне своего внимания главное – стремление, чтобы ребёнок вырос гармоничной личностью, которая понимает себя и умеет быть внимательной к другим, любит себя, своих близких и весь окружающий мир.

    Кроме того, сейчас встречается такой феномен, который я называю «сирота при живых родителях», когда преуспевающие папа с мамой считают, что они заботятся о ребенке, перекладывая его воспитание на няню, гувернантку. В итоге ребенок растет в условиях дефицита родительской любви, которую не заменит ни одна, даже самая хорошая няня. Более того, ребёнок подсознательно воспринимает это как предательство, как то, что его бросили. Это ведет к формированию слабой, ущербной, не способной противостоять жизненным трудностям личности, потенциально готовой к суициду.

    Третий вариант воспитания — «Кумир семьи». В этом случае на ребенка буквально молятся, оберегают от любых трудностей, решают за него все проблемы. В результате формируется человек, уверенный в своей исключительности, не умеющий постоять за себя, найти выход из сложной ситуации. Поэтому, когда он вырастает и попадает в нормальную жизнь с её сложностями, то первые же неудачи кажутся ему безвыходными и могут привести к самоубийству.

    Суицид в детском и подростковом возрасте — это мольба о помощи, которую никто не услышал. Не случайно более половины всех суицидов среди детей и подростков возникает на почве внутрисемейных конфликтов, внутрисемейного непонимания.

    Наследственность и психическое здоровье

    У большинства родителей отсутствуют необходимые психологические и медицинские знания. Например, о том, что существует генетическая предрасположенность к суицидальному поведению. И если в роду у кого-то были суициды или попытки суицида, нужно проявлять настороженность. Это ни в коем случае не значит, что ребенок обречен повторить поступок родственника, однако родители должны проконсультироваться со специалистом, который объяснит, на что следует обращать внимание, чего надо избегать.

    По последним данным, чаще всего суициды совершают как дети, так и взрослые, у которых есть те или иные нарушения психического здоровья. Зачастую родители вообще не видят их проявлений, не беспокоятся. Бывает и более парадоксально, когда родители понимают, что ребенок явно ведет себя как-то неадекватно, но с негодованием отвергают саму возможность обратиться к детскому или подростковому психиатру. Это обусловлено наличием своеобразного психологического барьера перед обращением к психиатру. К сожалению, у многих людей еще встречается невежественное отношение к психиатрии, непонимание того, что своевременная психиатрическая помощь позволит излечить ребенка, в том числе, и предупредить развитие у него суицидального поведения.

    Суицидальный риск и психоактивные вещества

    Риск суицида у подростков, которые употребляют психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсические средства), резко возрастает. Все эти вещества вызывают не только состояние эйфории и удовольствия, но и резко снижают критику к своему поведению. В результате даже незначительный конфликт может вызвать у подростка, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении, совершенно неадекватную реакцию, ведущую к импульсивным, без всякого обдумывания, действиям. В том числе, и к самоубийству.

    Если уже сформировалась алкогольная или наркотическая зависимость, то состояние, когда требуется очередная доза наркотика, очень тяжелое. Развивается депрессия, которая тоже может привести к суицидальным действиям.

    Агрессивность в обществе и СМИ

    Второй важный момент в формировании суицидальности детей и подростков — это высокий потенциал агрессии в нашем сегодняшнем обществе. К сожалению, в нем доминируют не такие общечеловеческие христианские ценности, как любовь, добро, гуманизм, толерантность, а агрессия. Она активно провоцируется средствами массовой информации и, в первую очередь, телевидением. Судя по всему, оно войдет в историю как «телевидение насилия и криминала».

    Круглосуточно с экранов звучит стрельба, льются потоки крови, возводятся в культ сила, мощь, умение подавить, а то и уничтожить противника. Убийство становится повседневностью, привычным делом, а ведь суицид – это тоже убийство, только самого себя. При этом никто не задумывается, что демонстрация насилия – это само по себе насилие над зрителем, а агрессия разрушает личность. И если взрослые могут «выключаться», они — устоявшиеся люди со своими представлениями, что дети и подростки впитывают все это, и у них в сознании формируется представление об агрессии как нормальном стиле поведения.

    Каждая мама обязана знать:  Мама каждый месяц выгоняет меня из дома

    Кроме того, средства массовой информации могут непосредственно индуцировать совершение суицидов детьми и подростками. Дело в том, что СМИ представляют информацию о самоубийствах абсолютно недопустимыми методами. Мы не призываем скрывать соответствующую информацию — это неправильно, да, у нас и свобода печати. Но подавать информацию нужно грамотно. Журналисты часто стремятся придать сообщениям о случившихся самоубийствах характер сенсации, размещают материал на первой странице, дают ему «кричащий» заголовок. При этом смакуются подробности ухода из жизни, в том числе, сверстников подростков или их кумиров; описываются формы и способы самоубийства, публикуются непроверенные версии его причин, зачастую суициду придается оттенок романтичности.

    У подростков в силу возрастных особенностей их психики существует мощный эффект подражания. Неграмотно поданная информация о самоубийствах провоцирует их на совершение суицидов, зачастую даже групповых. Недаром время от времени появляются сообщения о том, что, например, две или три девочки вместе покончили с собой. И тут же следом – новая информация, что подобное случилось и в других местах. Вот это и есть индуцирование суицидального поведения.

    Некоторое время назад в Москве была своего рода эпидемия групповых самоубийств среди подростков. Когда произошло самое первое, я давал комментарий журналисту, и уже после беседы сказал, что, учитывая широкий отклик на событие в прессе, опасаюсь повторения таких случаев в ближайшие дни. К сожалению, я оказался прав.

    Действительно, не только в Москве, а уже и в других городах нашей страны произошли подобные трагические случаи. Поэтому всем, кто освещает самоубийства в СМИ, нужно учитывать особенности подростковой психики, и прислушиваться к специалистам по поводу того, как и что можно говорить и писать на эту тему. Чтобы не стать виновными в следующих самоубийствах.

    Еще одним важным аспектом, влияющим на суицидальность детей и подростков, является их вовлечение в тоталитарные псевдорелигиозные секты. К сожалению, у нас в стране их не так уж мало, и родители, туда вовлеченные, как правило, начинают подключать и детей. Большинство этих псевдорелигиозных сект носят деструктивный характер, вплоть до ориентации на уход из жизни. Когда детей с их ранимой психикой включают туда, зачастую всё заканчивается суицидом.

    Опасности Интернета

    Для подростков ведущим средством получения информации, даже в большей степени, чем телевидение, стал Интернет. Социальные сети — в первую очередь. Большая проблема, что там появляется очень много деструктивных ресурсов, в частности суицидальных, где можно найти информацию о том, как можно уйти из жизни. Важно, что было принято государственное решение о блокировании, закрытии таких ресурсов, наверное, оно многим сохранило жизнь. Но, к сожалению, беда в том, что одни закрываются, исчезают, другие снова появляются.

    Вот реальный пример: юноша и девушка 15 — 16 лет познакомились в социальных сетях через страницу суицидальной направленности, нашли какие-то общие проблемы, переписывались и, в конце концов, решили, что вместе должны уйти из жизни. Ранее они друг друга в глаза не видели, жили в разных городах, и решили встретиться в месте, которое находится между их городами. Договорились, приехали, встретились и в первый же день покончили с собой.

    Психология – учим в школе?

    Третий момент, влияющий на возникновение суицидов подростков — это отсутствие у них хотя бы минимальных психологических знаний, в том числе о себе. Сейчас по инициативе нашего Центра достигнута договоренность с Министерством образования о создании курса психологии, который будет преподаваться в школах, начиная со второго и заканчивая последним классом. То есть все годы обучения на доступном для каждого возраста уровне будут проходить занятия по психологии, должны появиться соответствующие учебники. Это дело не быстрое, но очень перспективное.

    Неэффективная суицидологическая помощь

    Следует заметить, что существующая у нас в стране система суицидологической помощи в значительной степени устарела и не соответствует требованиям времени и последним достижениям суицидологической науки и практики.

    В большинстве своем суицидологические службы (а в некоторых регионах их вообще нет) не имеют детско-подросткового звена, а это — особая работа, особые подходы. Зачастую родителям ребенка попросту некуда обратиться, даже если они заподозрили суицидальную опасность у своего ребенка. Поэтому требуется реформа всей системы суицидологической помощи с обязательным введением детско-подросткового звена.

    Как определить суицидальный риск у ребенка: памятка для родителей

    Главным признаком суицидального риска является то, что у ребенка (подростка) без каких-либо причин изменяется поведение (как говорят мамы, «словно подменили», «стал совсем другой»). Основные изменения поведения следующие:

    — Самоизоляция, снижение повседневной активности. Если раньше ребенок мог с родителями что-то обсуждать, пошутить, то сейчас он становится все более замкнутым, отвечает односложно, часто уединяется. Падает успеваемость в школе, появляются прогулы без видимых причин.

    — Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены. Перестает умываться, чистить зубы, теряет интерес к своей одежде, к тому, как он выглядит.

    — Появление несвойственных ранее реакций в виде уходов из дома и бесцельного бродяжничества.

    — Доминирующими темами для чтения, бесед и творчества становятся темы смерти и самоубийств. Это можно заметить по книгам, которые он читает, появившемуся предпочтению в прослушивании печальной и траурной музыки. Начинает посещать сайты, группы в социальных сетях, где говорится о смерти и самоубийстве. Это можно обнаружить, если заглянуть на странички в Интернете или социальных сетях, которые он просматривает.

    — Употребление психоактивных веществ. Подросток, который в жизни не употреблял спиртного или наркотиков, начинает приходить домой в состоянии опьянения.

    Помимо этого существуют и так называемые лингвистические индикаторы суицидального риска. К ним относятся:

    • прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции;
    • ослабление или выпадение из лексикона слов, характеризующих радостные переживания или представления;
    • специфические изменения речи: явная замедленность ее темпа, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность интонаций.

    Появление таких особенностей должно насторожить родителей. Первое, что следует делать в таком случае — найти возможность откровенно поговорить с ребенком: что его беспокоит, в чем причина, как ему помочь. Такой разговор будет иметь эффект, если существует хотя бы малая степень доверительности в отношениях с родителями. А она создается, как я уже говорил, в раннем детском возрасте. Если у подростка эта доверительность исчезла, и отношения носят формальный характер, то ребёнок вряд ли раскроет свои переживания. В таком случае нужно обращаться к специалисту, квалифицированному психологу, занимающемуся именно детьми и подростками.

    Я бы только не советовал искать психолога (психотерапевта) по объявлениям: у нас масса неквалифицированных людей и даже шарлатанов, подвизающихся под этой маркой. Не следует бояться обращения к детско-подростковому психиатру в обычный психоневрологический диспансер, куда не нужно никаких направлений. Для начала туда можно прийти маме или папе без ребенка, поговорить, посоветоваться, и совместно решить, как поступать дальше. Наконец, существуют анонимные Телефоны доверия, куда может позвонить любой родитель, да и сам подросток. Поэтому важно, чтобы дети и подростки знали этот номер, и в каких случаях по нему звонить.

    Важное

    Ни в коем случае нельзя считать, что если ребенок говорит о собственном самоубийстве, то это шантаж, с помощью которого он хочет чего-то добиться. К сожалению, такая точка зрения очень часто встречается у родителей. С подростками нужно вести себя гибко, а не «ломать через колено».

    Могу привести один трагический случай, произошедший несколько лет назад. У мамы — очень целеустремленной, правильной, но жесткой и авторитарной, были натянутые отношения с дочерью – подростком лет 15-ти. Очередной конфликт возник, когда девочке надо было куда-то идти, а мама не пускала. Слово за слово, эмоции накалились. Девочка сказала, что если мама ее не пустит, она выбросится из окна (а жили они высоко). Мама, считая, что это шантаж, и она не позволит собой манипулировать, подошла к окну, распахнула его и сказала: «Ну что же, прыгай». Она была уверена, что сразу «собьет всю дурь». Девочка подошла к окну и… выпрыгнула. Фактически мама сама спровоцировала совершение самоубийства до которого, может быть, девочка и не дошла бы…

    При любом подозрении о риске суицида, к любым словам ребенка или подростка, касающимся этого, нужно относиться максимально внимательно. Лучше ошибиться, пытаясь сохранить жизнь, нежели наоборот.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация