Дали)


Содержание

Сальвадор Дали

Биография

11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-и-Куси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».

Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.

Картина Дали «Сумеречный старик»

Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.

Сальвадор Дали в молодости

Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.

Картина Дали «Корзинка с хлебом»

Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.

Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

Лучшие картины

Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.

Картина Дали «Постоянство памяти»

Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.

В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо — «Сюрреализм — это я!».

Картина Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»

После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.

Картина «Загадка Вильгельма Телля»

За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».

После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала — Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».

Картина Дали «Сон Венеры»

Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.

Последние годы

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.

Картина Дали «Слоны»

С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.

Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»

Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.

Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.

Сальвадор Дали с муравьедом

Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.

Дом-музей Дали «Дворец Ветров»

В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.

Личная жизнь

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни — Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.

Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.

Смерть

В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали, что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни Паркинсона.

Могила Сальвадора Дали

Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать кисть в руке и писать картины. Смерть любимой жены в 1982 году окончательно скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с воспалением легких. Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась история любви художника Дали и его музы Галы.

Загадки и каламбуры на картинах Сальвадора Дали

Если хотите узнать суть сюрреализма, тогда познакомьтесь с ярким представителем этого направления в живописи ХХ века. Это Сальвадор Дали. Картины испанского художника — воплощение философии и духа сюрреализма, эпатажа и гиперэмоциональности. Узнайте интересные факты о его лучших творениях.

Сальвадор Дали отождествлял себя с сюрреализмом. Этой эстетической концепции соответствовало всё в художнике: его мышление, манера поведения, безумие, свобода от моральных предписаний и стереотипов поведения, эмоциональность и открытость.

Дали — это эпатаж в искусстве и жизни. Он всегда делал только то, что хотел, и писал о том, что считал уместным. Поэтому не удивительно, что в 1930–1950-х гг. публику шокировали его художественные эксперименты. Живописец, прекрасно владевший классической техникой рисунка, увлекался импрессионизмом и кубизмом, а в результате пришел к сюрреализму.

Это направление в искусстве давало возможность художнику откровенно рассказывать о самом сокровенном: касаться темы секса и эротики, сексуальных извращений и подавленных сексуальных желаний, разрушения и саморазрушения человека. Но главная тема его полотен — это иллюзии, в мире которых обретается человек.

Картины Сальвадора Дали сложно интерпретировать, дать логическое пояснение тем или иным образам, деталям, прочитать их смысл. Всё потому, что состоят они из визуальных каламбуров, шизоидных образов, аллюзий, построены на игре смыслами и сюжетами.

Представляем самые известные картины Дали с кратким описанием. Попробуйте сравнить открытые искусствоведами смыслы с собственными впечатлениями и эмоциями, которые порождают эти сюрреалистические полотна:

«Постоянство памяти» (1931)

Эта картина имеет несколько названий: «Мягкие (текучие) часы», «Течение времени», «Твердость памяти». Великий мистификатор Дали несколько раз давал разъяснения относительно символов, которые представлены на полотне, однако это еще больше запутало искусствоведов.

«Постоянство памяти» разрушает стереотип восприятия человеком времени. Автор акцентирует внимание на том, что оно далеко от линейности, с которой часто ассоциируют протекающее время.

Идея картины пришла к Дали за завтраком, когда Гала на тост намазывала мягкий сыр. Писал живописец картину, одолеваемый мигренью. Отсюда хмурость тонов, преобладание коричнево-серых оттенков.

Центральный образ — голова на земле, в которой узнаются черты самого Дали, — это воплощенное желание покоя и отдыха от боли. Остальные образы (встречались часто на его полотнах) представляют идею тленности бытия: муравьи и муха поедают время, как старение поедает тело человека. Скалистый берег и море — символы бессмертия, которое вне времени, вечно, поэтому и находится на втором плане. Иссушенное дерево оливы — иссякшая жизнь. Вся картина выражает меланхолию и угасание.

Сейчас эта небольшая картина (24х33 см) красуется в нью-йоркском Музее современного искусства.

«Мягкая конструкция с вареными бобами» (1936)

Это полотно представляет реакцию Сальвадора Дали на внутриполитические процессы, которые охватили Испанию в конце 1930-х гг. Это время прихода к власти Франко, борьба республиканцев с националистами. Страна в преддверии гражданской войны.

Несмотря на то что Дали был сторонником Франко, картина, которая должна была изобразить позитивные изменения в обществе, поражает фантасмагоричностью и жутковатыми образами.

Описанное выше политическое противостояние в Испании 1936 года представлено автором в образе двух человеческих тел, которые срослись различными частями тела и страдают от этого. Они вроде бы и борются, стремятся отделиться и не могут существовать друг без друга, потому что так будет потеряна опора. Горстка вареных бобов, рассыпанных возле корявой руки одного из атлантов, — символ нищеты, которая одолела испанское общество.

Сейчас картина хранится в Филадельфии, в Музее искусств.

«Жираф в огне» (1936–1937)

Еще одна картина из целого ряда полотен, в которых Дали передал собственное переживание и ощущение войны. Картина, как и все другие творения автора, содержит мистически-фантастические образы, которые поражают воображение своей абсурдностью. Но если выключить рациональное мышление и опереться исключительно на эмоциональное восприятие, тогда все смыслы становятся понятны.

Две женские фигуры (любимый образ Дали) — это воплощение человеческого сознания. Оно не стойкое, шатающееся, ему постоянно нужна поддержка и опора. Выдвижные ящики — это память и мысли, которые люди стремятся спрятать, но в какой-то момент открывают их публике. Это приводит к трагедии (кровавые руки героинь).

Жираф, объятый пламенем, помещен автором на второй план. Он символизирует мужское апокалиптическое начало. В целом же картина — это воплощенное предчувствие войны в Испании.

Сейчас картина находится на хранении в Базельском музее искусств.

«Лебеди, отраженные в слонах» (1937)

Тема иллюзии всего сущего (любимая тема художника) нашла отражение в этом творении. Здесь представлен особенный параноидально-критический метод художника.

На полотне запечатлена его детская травма, загнанная глубоко в подсознание и напоминающая о себе образами-символами животных. Композиция построена таким образом, чтобы раскрыть суть иллюзии, в которой живет человек и которая подавляет его.

Известно, что у Сальвадора Дали непросто складывались отношения с родителями. Они очень горевали о первом ребенке, которого потеряли в младенчестве. Поэтому второго сына назвали так же, как и первенца, — Сальвадор. Будущий художник в юном возрасте столкнулся с иллюзией реальности: окруженный детскими вещами и игрушками брата, он не мог понять, жив или умер, это он существует или его брат.

Эти ощущения и обиду на родителей гений сюрреализма выразил в картине «Лебеди, отраженные в слонах». Лебеди — иллюзия добропорядочной и любящей семьи, а слоны — воплощение настоящей родительской любви.

Дали превозносил слонов за то, что они самоотверженно заботятся о своем потомстве. Кроме того, слоны — это доминирование и власть, чего явно не хватало маленькому Сальвадору, чтобы почувствовать себя защищенным.

Скорбящий человек, изображенный слева на фоне скал, — сам автор, который не готов расстаться с обидой, не готов повернуться к ней лицом.

На сегодняшний момент эта картина — собственность частного коллекционера.

«Очарованный берег с тремя жидкими грациями» (1938)

Многим известны образы трех Харит, или Граций, из греческой мифологии. Они олицетворяют веселье, изящество и вдохновение. Это не удивительно, потому что они служат богине любви Афродите. Но есть и другие три богини в греческой мифологии, от которых зависит судьба человека и продолжительность его жизни. Это Мойры.

Сальвадор Дали решил соединить эти два образа, создав образ жизни души человека. Первая героиня, в руках которой длинное веретено, начинает плести кружево судьбы. Вторая — символ зрелости человеческой души, когда приходит осознание себя, своей личности. Поэтому только у нее проступают четкие черты облика.

Каждая мама обязана знать:  Почему ребёнка нужно уважать

Кстати, если внимательно присмотритесь к чертам, то увидите мчащегося на коне всадника и бегущего за ним человека. Эти очертания символизируют человеческое стремление быстрее прожить жизнь, вечную погоню за мечтой.

Третья — олицетворение умирания, поэтому ее лицо — камень. Так застывает душа после смерти. Поэтому же фигура третьей Грации-Мойры практически сливается с пейзажем, тогда как две другие имеют четко очерченные женские формы.

Сам фон, на котором они изображены, также символичен: песчаный берег — мимолетность человеческой жизни, а море — вечность.

Хранится эта картина в Фигерасе, в созданном автором музее-театре.

«Сон, вызванный полетом пчелы…» (1944)

Как изобразить с помощью живописных образов рождение сновидения? Фрейдистская теория сна как проявления неосознанных желаний дала толчок к рождению этой картины. В ней автор изобразил всплеск образов подсознания, посылом для которых стали реальные обстоятельства сна женщины. А теперь обо всем детально и по порядку.

Изображенные на картине образы четко формируют две проекции: ближняя — спящая женщина — это реальность; тигры, слон, разбитый гранат и море — это бессознательное, которое порождает сновидения.

Сальвадор в образе спящей запечатлел Галу — свою любовницу, музу и жену. Расслабленная поза женщины свидетельствует о том, что она крепко спит. Возле нее лежит гранат, над которым летает пчела.

Пчелиное жужжание, отбивающееся в подсознании, стимулирует появление образов, которые ассоциативно связаны с агрессией, — разъяренные цирковые тигры, выпрыгивающие из пасти огненной рыбы-хищницы. Та в свою очередь появляется из мистической сердцевины граната, что напоминает растерзанную плоть (два зернышка — капли крови).

Если учесть, что картина дополнена образом слона на длинных ногах с айсбергом на спине, то становится очевидным фрейдистский подтекст этой картины: эмоциональное восприятие женщиной соития. Оно ассоциируется с нападением, жертвенностью и смертью (приставленное ружье).

Эта картина Сальвадора Дали находится в мадридском музее Тиссена-Борнемисы.

«Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело…» (1945)

Гала была не просто женой и любимой женщиной, но и моделью мира, с помощью которой Сальвадор Дали стремился познать вечное, прекрасное и незыблемое.

Картина пронизана трагедией восприятия мимолетности бытия и поиска того, что вечно и нетленно. Как и в большинстве полотен Сальвадора Дали, изображение подчинено двупланной композиции. На переднем плане — женщина, представленная со спины. Изгибы ее тела прекрасны и нежны. Это воплощение человека, его телесной сущности.

Справа от нее греческий барельеф — символ вечности культуры и одуванчик — символ мимолетности бытия. Стена, на фоне которой они изображены, испещрена трещинами, что подсказывает, что эти образы отображают тленность сущего. Это касается и женщины: ее волосы — продолжение этих трещин.

А вот перспектива — это воплощенная вечность. Когда-то в детстве Сальвадор Дали нашел на берегу моря пустую ракушку и был восхищен ее структурой и совершенной красотой. Сквозь пустую костяную оболочку проглядывало небо — вечное и недосягаемое.

Эту идею художник перенес на образ Галы. Героиня проектируется на второй план, где становится бесплотной, превращается в ажурную беседку, сквозь колонны которой открывается мир. Ее голова — площадка, с которой видна небесная высь.

Полотно находится в музее-театре Сальвадора Дали в Испании.

«Расщепленный атом» (1947)

Сальвадор Дали интересовался достижениями науки, потому что стремился познать загадку жизни. Эта картина посвящена самому прекрасному и ужасному изобретению человеческого разума — ядерному расщеплению. Творческим импульсом для написания полотна послужил взрыв в Хиросиме.

Художник восхищен, удивлен и одновременно угнетен этим достижением науки. Центральный образ — гранат, закованный в обработанную гранитную глыбу, на которой написаны греческие письмена. Это символ научного прогресса от античности до нашего времени. Автор как бы говорит людям: «Вы же именно этого хотели». Человечество хотело познать тайну мироздания и поставить себя на службу силы природы. Оно этого достигло и ужаснулось.

В немом изумлении застыли три фигуры — средневекового рыцаря, пажа и молящейся женщины. Они выражают интерес, преклонение и страх перед открытой силой. Сам образ атома угрожающий. Гранат — символ жизни, плоти, которую разделила человеческая мысль, человеческое познание. Недаром возвышается над этой экспозицией бюст Нерона — одного из самых жестоких правителей Рима, на котором завершилась история великой Римской империи.

Сейчас полотно находится в музее-театре в Фигерасе.

Огромное количество картин Сальвадор Дали посвятил своей музе — Гале (Елене Дьяконовой). Не забывал художник и о себе. Стремясь познать самого себя, живописец создал ряд сюрреалистических автопортретов. «Кубистический автопортрет», «Автопортрет с рафаэлевской шеей», «Обнаженный Дали», «Солнце Дали», «Автопортрет с L Humanite», «Сон», «Мягкий автопортрет…» дают пространство для психоаналитического изучения личности Дали.

Большинство картин гения сюрреализма — это исследование всего, что человек стремится спрятать под маской культуры. Дали выворачивает это наизнанку и дает возможность заглянуть в глаза собственным страхам, комплексам и угнетенным состояниям. Такая позиция автора формирует актуальность и интерес к его творениям.

10 интересных фактов из жизни Сальвадора Дали

«Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет».

11 мая исполняется 113 лет со дня рождения Сальвадора Дали.

Меня всегда вдохновлял этот великий художник, и я решила сделать подборку из интересных фактов его жизни.

Читайте и наслаждайтесь!

1. В детстве Дали боялся кузнечиков, но ему нравился вид крови. В 15 лет его исключили из школы за эксцентричное поведение. Позже он закончил школу с отличием.

2. Его жена Елена Дьяконова родилась в Казани и была старше Дали на 10 лет. У них не было детей.

3. Сальвадор Дали работал с Кристианом Диором, они вместе создали «костюм 2045 года».

4. Дали придумал логотип »Чупа-Чупс». Взамен он получал бесплатно леденцы.

5. Искусственные ногти, которые сейчас так популярны, тоже придумал он. Изначально в них были встроены маленькие зеркала, чтобы смотреться.

6. Однажды художник пришел на выставку сюрреалистов в водолазном костюме.

7. Когда Дали приехал в Нью-Йорк в 1934 году, в руках он нес в качестве аксессуара двухметровый батон.

8. В 1975 году маэстро закончил фильм «Впечатления о верхней Монголии», в котором рассказывается об экспедиции , отправившейся на поиски галлюциногенных грибов. Ввиду специфичности фильма его просмотр полностью могут осилить только критики, которые и не такое видели.

9. В 1959 году в Париже состоялась презентация овоисипеда. Овоисипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека.

10. После смерти жены художник практически не рисовал. Он сидел дома и ни с кем не общался.
После смерти тело художника замуровали в пол в музее Дали в Фигерасе. Такова была его последняя воля.

Сальвадор Дали «Галатея сфер»

Спасибо, что прочитали мою статью! Надеюсь, вам было интересно!

Сальвадор Дали: жизнь и творчество художника

Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь (1904 — 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Сальвадор Дали родился в городке Фигерас в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него уже в раннем детстве. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию изящных искусств Сан Фернандо, где судьба счастливо свела его с Г. Лоркой, Л. Бунюэлем, Р. Альберти. Учась в академии, Дали увлеченно и одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко, Гойи. Он испытывает влияние кубистических полотен Х. Гриса, метафизической живописи итальянцев, серьезно интересуется наследием И. Босха.

Учеба в Мадридской академии с 1921 по 1925 годы была для художника временем упорного постижения профессиональной культуры, началом творческого осмысления традиций мастеров прошлых эпох и открытий своих старших современников.

Во время первой поездки в 1926 году в Париж он встречается с П. Пикассо. Под впечатлением встречи, изменившей направление поисков собственного художественного языка, соответствующего его миропониманию, Дали создает свое первое сюрреалистическое произведение “Великолепие руки”. Однако Париж неумолимо влечет его к себе, и в 1929 году он совершает второе путешествие во Францию. Там он входит в круг парижских сюрреалистов, получает возможность увидеть их персональные выставки.

В это же время совместно с Бунюэлем Дали делает два ставших уже классикой фильма – “Андалузский пес” и “Золотой век”. Его роль в создании этих работ не главная, но его всегда упоминают вторым, как сценариста и одновременно актера.

В октябре 1929 года он женится на Гала. Русская по происхождению, аристократка Елена Дмитриевна Дьяконова заняла важнейшее место в жизни и творчестве художника. Появление Гала придало его искусству новый смысл. В книге мастера “Дали по Дали” он дает следующую периодизацию своего творчества: “Дали – Планетарный, Дали – Молекулярный, Дали – Монархический, Дали – Галюциногенный, Дали – Будущий”! Конечно, трудно вместить в столь узкие рамки творчество этого великого импровизатора и мистификатора. Он сам признавался: “Я не знаю, когда начинаю притворяться или говорить правду”.

ТВОРЧЕСТВО САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Примерно в 1923 году Дали начал свои эксперименты с кубизмом, часто даже запираясь в своей комнате, чтобы рисовать. В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: «Венера и моряк». Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали. Вторая выставка работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в галерее Делмо в конце 1926 года, была встречена с еще большим энтузиазмом, чем первая.

В 1929 году Дали написал картину «Великий мастурбатор», одну из наиболее значительных работ того периода. На ней изображена большая, похожая на восковую голова с темно-красными щеками и полуприкрытыми глазами с очень длинными ресницами. Огромный нос упирается в землю, а вместо рта нарисован гниющий кузнечик с ползающими по нему муравьями. Подобные темы были характерны для работ Дали 30-х годов: он питал необыкновенную слабость к образам кузнечиков, муравьев, телефонов, ключей, костылей, хлеба, волос. Дали сам называл свою технику ручной фотографией бетонной иррациональности. Она была основана, как он говорил, на ассоциациях и интерпретациях не связанных между собой явлений. Как ни удивительно, но и сам художник отмечал, что понимает не все свои образы. Хотя творчество Дали было хорошо воспринято критиками, прочившими ему большое будущее, все же успех мгновенной пользы не принес. И Дали дни напролет колесил по парижским улицам в тщетных поисках покупателей для своих оригинальных образов. Ими, например, служили женская туфля с большими стальными пружинами, очки со стеклами величиной с ноготь и даже гипсовая голова рычащего льва с жареным чипсами.

В 1930 году картины Дали начали приносить ему известность. На творчество его повлияли работы Фрейда. В своих картинах он отражал сексуальные переживания человек, а так же разрушение, смерть. Созданы такие его шедевры как «Мягкте часы» и «Постоянство памяти». Так же Дали создает многочисленные макеты из различных предметов.

Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин «Метамарфозы Нарцисса», тут же появляется одноименная книга. В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.

Тем временем, в 1959 году , посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как «Загадка Вильгельма Телля» и «Вильгельм Телль».

В 1973 году В Фигуэрасе открывается «Музей Дали» невероятный по своему содержанию. До сих пор он поражается зрителей своим сюрреалистичным видом.

Последняя работа «Ласточкин хвост» была закончена в 1983 году.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.

В 2003 году компания «Уолт Дисней» выпускает мультипликационный фильм «Destino», который еще в 1945 году начали рисовать Сальвадор Дал и Уолт Дисней, картина пролежала в архиве 58 лет.

В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.

Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.

Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.

В 2008 году о Сальвадоре был снят фильм «Отголоски прошлого». Роль Дали сыграл Роберт Паттинсон. Некоторое время Дали работал совместно с Альфредом Хичкоком.

В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.

Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».

Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».

Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.

Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.

Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.

ЦИТАТЫ ДАЛИ

Искусство — ужасная болезнь, но жить без неё пока нельзя.

Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей.

Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет.

Живопись и Дали не одно и то же, я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше.

Увидел — и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.

Для художника каждое прикосновение кисти к холсту — целая жизненная драма.


Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.

Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки.

Думаю, что сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение.

Я — декадент. В искусстве я нечто вроде сыра камамбер: чуть переберёшь, и всё. Я — последний отголосок античности — стою на самой грани.

Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.

Пейзаж — это состояние души.

Живопись — это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.

Моя живопись-это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.

Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.

Художник думает рисунком.

Бесплоден именно хороший вкус — для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов — из-за хорошего вкуса они совершенно разленились.

Не старайтесь прикрыть нарочито небрежной живописью свою посредственность — она обнаружит себя в первом же мазке.

Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас будут уважать.

Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм.

Я — высшее воплощение сюрреализма — следую традиции испанских мистиков.

Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.

Я не сюрреалист, я — сюрреализм.

БИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Литература

«Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942)

«Дневник одного гения» (1952—1963)

Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33)

«Трагический миф Анжелюса Милле»

Работа над фильмами

Биография Сальвадора Дали, интересные факты и цитаты друзей Дали.

Ну, здесь биография Сальвадора Дали. Сальвадор — один из моих любимых художников. Я старался добавить побольше грязных подробностей вкусных интересных фактов и цитат друзей из окружения мэтра, которых нету на других сайтах. Имеется краткая биография творчества художника — см навигацию внизу. Много взято из фильма Габриэллы Полеты «Биография Сальвадора Дали», поэтому — осторожно, спойлеры!

Каждая мама обязана знать:  Муж все время недоволен ребенком

Когда вдохновение меня покидает, я откладываю кисть и краски в сторону и сажусь строчить что-нибудь про людей, которым я вдохновляюсь. Такие дела.

Оглавление

Действующие лица

Назад к содержанию
Сальвадор Дали — Сальвадор Дали.
Гала (Елена Дьяконова) — жена, арт агент, менеджер Дали и просто заводная тетка.
Анна Мария Дали — сестра.
Федерико Гарсия Лоркалюбовник, друг. Говорят Лорка пытался, но не получилось — Дали женщина любил. Но это не точно. В смысле не точно, что пытался, а не то, что Дали женщина любил. Про отношения Лорки и Дали я отдельную статью скоро напишу. Уже написал.
Антонио Пичот — художник, друг Дали, директор музея Сальвадора в Фигерасе. Племянник Рамона Пичота, первого учителя художника по рисованию.
Леди Мойн — соседка мэтра по Порт-Лигату (живописная деревушка на северо-востоке Испании — у мэтра там был домик).
Аманда Лир — поздняя любовь Дали, любовница и друг семьи. Топ-модель.
Элис Купер — Элис Купер.
Ультрафиолет — псевдоним Изабель Коллин Дюфрен. «Суперзвезда Энди Уорхолла», художница и писательница. Близкий друг мэтра.

Биография Сальвадора Дали. Интересные факты из жизни художника.

Назад к содержанию.
Дали носил брюки и пиджак из кожи жирафа, ботинки Алладина и фиолетовые носки, которые ему подарил Элвис.

У Сальвадора Дали была привычка иногда говорить перемешивая языки, говоря слово по испански, затем по португальски, по английски, по французски и так далее.

Когда Сальвадор стал уже довольно известным, он полюбил устраивать оргии светские вечеринки, нет — все-таки оргии, в отелях, а также в своем домике в Порт-Лигате. Сам Дали, впрочем, в оргиях не участвовал, оставаясь лишь наблюдателем. Дали просто нравилось, когда его дом был полон людей. К тому же, ни для кого не секрет, что художник был знатным вуайеристом. Мэтр из таких сборищ извлекал не только вуайеристское удовольствие, но и профит, так как многие люди, участвовавшие в них, были довольно богатыми и становились покупателями его картин. Кроме того, дом полный молодых красивых людей позволял разгуляться в выборе натурщиков и натурщиц.

Дали любил, чтобы его дом был полон людей, его совершенно не волновало, кто они такие и что они там делали. Некоторым из них он даже не нравился, но они сидели там, пили шампанское, просто, чтобы дополнить картину. И, если встречались красивый юноша или красивая девушка, Дали говорил — вы не согласитесь позировать для меня? Мне нужна модель. Интересно, что за все годы проведенные рядом с Дали, я ни разу не слышала, чтобы ему отказали. Он просил девушку раздеться и в ответ всегда звучало — да маэстро, конечно! (с) Аманда Лир.

Развращенный запад. Никаких духовных скреп.

Дали совершенно не умел обращаться с деньгами. Поговаривают, что он даже не разбирался в достоинствах банкнот. Маэстро зарабатывал огромные деньги, но тратил их он еще быстрее. Большая часть денег шла на проживание. Много лет они платили огромные деньги за номера в отелях. Вряд ли было дешево снимать роскошный люкс в отеле Морис или Сэнт Риджес в Нью-Йорке несколько месяцев в году. Единственной собственностью супругов Дали оставался их маленький домик в Порт-Лигате. Да, не слышал Сальвадорыч ничего про пассивный доход и управление финансовыми потоками.

Мэтр интересовался роком, был весьма вхож в рокерскую тусовку и знал многих рок икон того времени, в частности был близко знаком с Элисом Купером. Элис выступил в качестве модели в одном из, если так можно выразиться, перформансе.

Мы сделали голограмму — я в двухмиллионной тиаре и трехмиллионном ожерелье сидел на пьедестале и вместо микрофона держал Венеру Милосскую. Я должен был петь и одновременно как бы съедать ее. Когда пресса спросила меня, каково работать с мэтром, я ответил — понятия не имею, я не понимаю ни слова из того, что он говорит, не понимаю, что он делает. Тогда Сальвадор Дали вскочил и сказал: прекрасно, недоразумение — это лучшая форма общения! (с) Элис Купер.

В Нью-Йорке Дали всегда был самым желанным гостем. В одной комнате могли находиться Фрэнк Заппа, Джонн Леннон, Игги, Элис Купер, Энди Уорхолл, Жаклин Кеннеди, но когда входил Сальвадор Дали раздавался шепот «Хааа, это Сальвадор Дали». Перед ним благоговели, потому что он был на виду с 20-х годов и оставался более сумасшедшим, чем кто-бы то ни было.(с) Элис Купер.

Элис, вот твой мозг! Он показывает мне мозг, который он сделал — и это действительно мозг, политый шоколадной глазурью, с надписью «Сделанный из муравьев. Элис и Дали.» Я спрашиваю — можно я заберу его? Он отвечает — конечно нет, это стоит миллионы!» (с) Элис Купер (смеясь).

Детство будущего сюрреалиста.

Назад к содержанию.
В 1904 году в городе Фигерас, в Каталонии, родился гениальный художник, шоумен, писатель, нарцисс, мастурбатор (ну а что, он сам так говорил) — Сальвадор Дали. Батя нашего героя был уважаемым нотариусом, не гнушающимся, тем не менее, иногда заложить за воротник и ввернуть крепкое словцо. Отец был строгим и властным дядькой. Мама была набожной рафинированной домохозяйкой и писала кипятком от сыночки.

Думаю, за свой воспаленный, хоть и гениальный мозг Сальвадор Дали должен благодарить родителей. Современные детские психологи рыдали бы кровавыми слезами, если бы знали, как воспитывали Дали.

Сальвадорыч с собакой

Призрак старшего брата Сальвадора Дали.

Назад к содержанию.
Все дело в том, что первый ребенок в семье Дали — старший брат Сальвадора Дали, умер в возрасте 2 лет от гастроэнтерита (за девять месяцев до рождения нашего протагониста). Это трагическое событие слегка подкосило психику родителей Сальвадора, в особенности, матери. Мать, несмотря на слепую любовь к сыну воспринимала его, как дубликат старшего умершего брата, которого тоже звали Сальвадор. Точнее это мэтра тоже назвали Сальвадором.

В результате Дали получил в детстве столько материнской любви, что хватило бы на троих. Но призрак старшего немало омрачал ранние годы жизни Сальвадора, а религиозная маман Сальвадора Дали даже сводила его на могилу старшего брата. Каково трехлетнему ребенку увидеть собственное имя на могиле?

Он рассказывал мне о фотографии его покойного брата, висевшей в спальне родителей над кроватью. Эта фотография приводила его в ужас, потому что каждый раз слыша имя «Сальвадор» он не знал о ком из них шла речь, о нем или о его брате (с) Аманда Лир.

Действительно, что может быть лучше для формирования характера малолетнего ребенка, чем кладбище, соперничество с умершим братом и осознание неотвратимой конечности человеческого бытия? Добавьте к этому исполнение малейших желаний ребенка, потакание любым истерикам и мы, конечно же, получим кошмар психотерапевта.

Дали — истеричный ребенок.

Назад к содержанию.
Дали был очень застенчивым и болезненным ребенком, придумавшим себе внешнюю маску за которой он прятался, как прячется рак отшельник в своем панцире.

Сальвадор Дали в детстве

Нет ничего удивительного в том, что Сальвадор в совершенстве овладел мастерством манипулятора. По любому поводу и без повода устраивая истерики, Дали без труда добивался исполнения любых своих желаний. Мама же, в свою очередь, только обостряла истероидные и демонстративные черты характеры сына задаривая вниманием и подарками.

Со слов окружающих Сальвадор мог по малейшему поводу закатить истерику, но как только получал желаемое — успокаивался, словно по волшебству. Кроме того, маэстро уже к тому времени был знатной социальной шлюхой и просто не мог перенести, когда ему не доставалось всеобщее внимание.

Маленький Дали вдруг начинал носиться по классу, врезался головой в одну из мраморных колонн, да так, что начинала течь кровь. Его спрашивали — что произошло? Зачем ты это сделал? И он глядя на них отвечал «потому что никто не обращал на меня внимания» (с) Антонио Пичот со слов Рамона Пичота.

Сестра Анна-Мария.

Назад к содержанию.
В 4 года у Сальвадора Дали появилась младшая сестра — Анна-Мария. У Сальвадора с сестрой завязались весьма близкие отношения. Анна была во многих отношениях опорой нашему, абсолютно неприспособленному к жизни, герою. Анна-Мария также неоднократно позировала Сальвадору, как натурщица.

Дали с сестрой. Ниче так, милая была барышня.

Мэтр в своей биографии даже намекал на возможность несколько более близких отношений, чем положено сестре и брату, но, судя по всему, до этого не дошло. Впрочем, идиллия продолжалась только до тех пор, пока Дали не встретил Галу, которая заняло место главной женщины в жизни Сальвадора. Сестра до конца жизни недолюбливала Галу, утверждая, что в перекосе Дали к эксцентричному позерству и излишней любви к деньгам виновата именно она.

Смерть матери.

Назад к содержанию.
Незадолго до поступления Дали в академию умерла от рака груди его обожаемая мать. Мэтру в то время было 16 лет. Сальвадор тяжело переживал смерть матери, впрочем, по своему выражая печаль по поводу ее смерти, а именно — все более и более эксцентричными выходками. Чего только стоит его будущая скандальная надпись на картине «Священное сердце» 1926 года — иногда я с наслаждением плюю на портрет своей матери.

После этой выходки значительно испортились отношения Сальвадора с родственниками, в частности с сестрой и отцом. Отец вовсе запретил сыну когда-либо появляться на пороге отчего дома. Впрочем, Сальвадор Дали в будущем заявлял, что не хотел никого оскорблять этой надписью, дескать это лишь была сюрреалистическая аллюзия на то, как мы иногда мучаем дорогих нам людей.

Сальвадор Дали, краткая биография творчества

Назад к содержанию.
Изыскания Сальвадора Дали в изобразительном искусстве берут корни прямиком их детства — мэтр начал рисовать в три года. В ранние годы Сальвадора учил испанский художник импрессионист Рамон Пичот. Пичот также был другом Пикассо, картины которого потом будут вдохновлять Сальвадора Дали — мир тесен.

Сальвадор Дали в молодости. Усики еще не выросли, но уже есть намеки на будущее великолепие, кончики которого доходили до глаз.

Дали уже довольно серьезно увлекался живописью еще со средней школы. Во всех остальных школьных предметах будущий сюрреалист не слишком преуспевал. Оно и правильно — зачем они будущему художнику? В ранние годы Сальвадор Дали находился под влиянием импрессионистов и писал в основном окружающие Фигерас пейзажи.

Сальвадор в Академии искусств Мадрида.

Назад к содержанию.
В 1922 году Сальвадор Дали поступает в Королевскую академию изящных искусств в Мадриде, где в начале ведет немного отшельнический образ жизни. Затем, однако, Дали привлекает внимание однокашников своим эксцентричным видом и экспериментами в кубизме. Именно увлечением авангардными направлениями живописи Сальвадор обязан знакомству с такими значимыми фигурами в своей жизни, как Федерико Гарсия Лорка и Бунюэль. Трио Лорка, Бунюэль, Дали вскоре станет неразлучным в студенческой «Резиденции» (общага) Мадрида.

Слева направо: Федерико Гарсиа Лорка, Луис Бунюэль, Сальвадор

Обучение Сальвадора Дали в академии было отнюдь не безоблачным. Художника дважды исключали из академии. В первый раз по ложному обвинению в зачине беспорядков, второй раз уже после восстановления.

Сальвадора Дали окончательно исключили уже во время финальных экзаменов, когда он пренебрежительно отозвался о суровых академических мастодонтах. Сальвадор отказался отвечать на вопросы, заявив, что знает больше, чем все профессора вместе взятые. Короче, можно говорить про Дали все, что угодно, но то, что яйца у него были, это точно.

Все это, впрочем, не помешало, а возможно и помогло Сальвадору удачно построить карьеру. Примерно в одно время с исключением, в 1926 году состоялась выставка Сальвадора в Барселоне, где художник своими экспериментами привлек к себе внимание передовой интеллигенции Испании. Примерно же в это время начинает формироваться уникальный сюрреалистический стиль Дали. Сальвадор постепенно становится довольно известным каталонским живописцем.

В 1928 году Дали приезжает в Париж, где знакомится с Бретоном и Элюаром. В 1929 году, вместе с Бунюэлем Сальвадор Дали создает свой весьма странный фильм «Андалузский пес» (не советую смотреть особям с тонкой психикой).

Переломный момент в жизни Сальвадора Дали, встреча с Галой

Назад к содержанию.
1929 год, пожалуй, один из самых знаковых в жизни Сальвадора. Дали становится частью официальной сюрреалистической тусовки того времени. Летом к нему в гости приезжают супруги Поль и Гала Элюар. Сальвадор настолько был сражен супругой поэта, что большую часть времени проводил в прогулках наедине с Галой, забыв, так сказать, о наличии законного мужа. Поведения для Сальвадора, до того панически боявшегося женщин, неслыханное.

Сюрреалисты. Вот эти ребята во всем виноваты.

Я до сих пор не могу понять, что Поль и Сальвадор нашли в этой женщине, кроме хорошей фигуры и хитрости ничем не примечательной. Конечно, красавец Сальвадор мог бы и получше женщина найти. Если уж на то пошло — Гала, урожденная Елена Дьяконова, что касается лица, по современным меркам довольна средняя, если не сказать хуже. А как для русской женщины, которые по природе своей, в основном, миловидные — и подавно.

Поэтому вот эти все разговоры о ее «роковой притягательности» для мужчин выглядят весьма странно, ну да ладно. Может, дело в харизме и умении общаться, ведь, в чем-чем, а в интеллекте Галу тяжело было упрекнуть. Несомненно, без пробивной Галы, Дали вряд ли стал бы Дали. Гала взяла на себя весьма нелегкие и скучные для любого художника роли — роль арт-агента и промоутера.

Для него Гала была не просто красивой сексуальной женщиной. Она была мадонной, видением, которого он ждал всю жизнь, матерью, всем. (с) Аманда Лир.

Как бы то ни было, после лета 1929 года Гала разошлась с Элюаром и стала главной музой Сальвадора Дали. Разрыв Галы с Полем прошел довольно таки безболезненно, без взаимного поливания помоями и бичевания. Их брак всегда отличался довольно свободными отношениями. А ля мы вступаем в связь с кем хотим и не морочим друг другу голову — чем весьма шокировали пуританскую публику того времени. Элюар, впрочем, долго страдал и надеялся, что жена вернется. До ревности, свободолюб Поль, однако, не опустился, веди и сам он был далеко не монах.

Несмотря на все эти страстные сопли по бывшей жене, Элюар в 1930 году все же довольно быстро нашел себе новую будущую жену, натурщицу и артистку Марию Бенц (псевдоним Нуш). Надо сказать, довольно выгодно отличающейся от Галы по внешним параметрам. Молодец, Элюар, с этого надо было начинать! Ну вот как бы картинка для сравнения. Официально Поль и Гала развелись только в 1934 году.

Сальвадор Дали и Гала Поль Элюар с Марией Бенц (Нуш). Я же говорил, ребята, разница очевидна.

Суровый отец Дали совсем не одобрял роман Сальвадора с Галой. Роман с замужней женщиной — какое бесстыдство, ай-ай-ай! После этой интрижки отец бесповоротно изгнал Сальвадора из семьи. Точно так же неодобрительно отзывалась о этой связи Анна Мария (сестра художника), утверждавшая, что Гала отрицательно повлияла на характер ее брата. Дескать, после встречи с Галой, эксцентричность поведения Дали значительно обострилась. Я лично думаю, что и без Галы все к этому шло, но кто знает.

Сальвадор Дали и Гала, начало совместной жизни. Домик в Порт-Лигате.

Назад к содержанию.
В 1930 году Гала и Дали переехали в домик в Порт Лигат, построенный на деньги, вырученные с продажи картин. Поскольку Сальвадор испортил отношения с семьей, помощи от родных ждать не приходилось и мєтру, чтобы поесть, приходилось интенсивно работать.

Сюрреалистический стиль Дали к тому времени уже вполне сформировался. Тем не менее, несмотря на уже относительную зрелость Дали как художника и известность в определенных кругах, денюжку рубить он еще не научился. Критикам очень полюбились его картины, но они практически не продавались. Дали и Гала жили в ужасающей нищете при том, что Сальвадор Дали становился все более и более известным.

В «период Порт-Лигата» Сальвадор Дали плотно сотрудничает с Бретоном, Элюаром и сюрреалистическими изданиями, пишет иллюстрации к сюрреалистическим произведениям, а также сам публикует сборник сюрреалистических поэм и публицистические очерки о сюрреализме. Слишком много сюрреалистического, я знаю, но и так сойдет убирать ничего не буду. Известные картины этого периода — Постоянство памяти, Шесть явлений Ленина на рояле, Портрет Гала и т.д.

Вскоре, разборки между лево настроенными сюрреалистами (Бунюэлем в частности) и правым крылом Лиги патриотов Испании вызвали заметное охлаждение отношений между Дали и официальной сюрреалистической тусовкой. Позднейшие заявления Сальвадорыча о том, что «Сюрреализм — это он» и что только «параноидально-критический метод», разработанный мэтром, достоин называться истинно сюрреалистическим и вовсе вызвали жуткую боль в нижней части туловища у остальных сюрреалистов.

В 1936 году Дали принимает участие в международной выставке сюрреалистов в Лондоне. Сальвадорыч отжег, явившись на выставку в водолазном шлеме, держа в одной руке бильярдный кий, а в другой двух русских вольфхундов. Со слов Дали он хотел, показать насколько глубоко он погружается в человеческое подсознание. На самом деле, отличный способ заставить журналистов писать о себе.

Дали в акваланге

Это сейчас таким никого не удивишь, а тогда подобное было чем-то необычным, новаторством. Такое экстравагантное поведение в не меньшей степени, чем необычные картины и художественное мастерство, способствовало продвижению искусства в массы.

Предчувствие гражданской войны Сальвадора Дали.

Назад к содержанию.
В этом же году, мэтр пишет свою знаменитую картину «Предчувствие гражданской войны». И, что характерно, картина была закончена аж за шесть месяцев до собственно начала войны в Испании, чем Дали неоднократно бравировал, утверждая, что Ванга нервно курит в углу (я образно), по сравнению с Великим им.

Податливое сооружения с вареными фасолинами или предчувствие гражданской войны. Холст, масло. Музей искусств, Филадельфия.

Последующие годы, вплоть до окончания гражданской войны в Испании Сальвадор Дали и Гала провели в поездках во Францию и Великобританию, так сказать, во избежание быть задетыми разборками.

Гала ходила по Парижу с работами Дали под мышкой от одной картинной галереи к другой и спрашивая «не хотели бы вы купить работы моего мужа?» Она сделала ему имя (c) Аманда Лир.

В это время финансовое положение четы Дали в значительной мере поддерживает семья английских нуворишей Джеймсов, покупая картины и пиаря Дали среди мировой тусовки денежных мешков и любителей искусства. Также финансово поспособствовали созданию таких величественных скульптур, посвященных шизе сюрреализму, как телефон-лобстер и диван-губы Май Уэст. Их потомки до сих пор гордятся сотрудничеством с мэтром.

Каждая мама обязана знать:  Внучка часто плачет

Отношения с сюрреалистами.

Назад к содержанию.
Нищета осталась далеко позади и в 1939 году у официальной тусы сюрреалистов окончательно бомбануло от финансового успеха Сальвадора, а также от весьма странных политических взглядов мэтра (среди которых, например, монархизм и восхищение Адольфом Гитлером). Бретон даже придумал насмешливую анаграмму «Avida Dollars» из Salvador Dali, что является отсылкой к созвучной французской фразе со значением «добытчик долларов». Намек на излишнюю коммерциализацию творчества мэтра и эпатажное поведение с целью получения дешевой славы. Настоящий художник должен жрать краски и холсты, короче.

Сальвадор не оставался в долгу и все время заявлял, что «сюрреализм — это он» а все остальные не сюрреалисты, а просто фаллосы в пальто и вообще недостойны даже мизинца Великого Его (я образно). Сальвадор был тот еще тролль. Доставляет также его фраза «Бретон искал золото, а я нашел». В этом же году Сальвадора Дали официально исключили из общества сюрреалистов.

В дальнейшем «официальные» сюрреалисты неоднократно поливали мэтра сами знаете чем, но не зашло. Победителем в дуэли между парижскими сюрреалистами и мэтром с разгромным счетом вышел таки мэтр. Ибо о шизофазном творчестве Бретона знает только узкая тусовка шизофазной интеллигенции. То же самое можно сказать и о большинстве художников сюрреалистов. Из всей огромной тусовки люди знают сейчас в основном двоих, как ни странно, прямо противоположных друг друг личностей — Магритта и Дали. Они же, полагаю, по праву, считаются столпами сюрреализма в живописи того времени. Остальным, несмотря на новаторство, то ли харизмы не хватило, то ли художественного мастерства.

Годы в США и зрелость.

Назад к содержанию.
В 1940 году, в начале второй мировой войны Сальвадор и Гала сваливают из Франции в США, подальше от всего этого фестиваля, аккурат за неделю до порабощения Франции немцами. Весьма дальновидно, что сказать. Вторая мировая заставила европейских нуворишей затянуть кошельки потуже. Кроме того, сама война вызвала затухание культурной тусовки в Европе. Не до картинок, когда бомбы летят. В то же время, США неплохо поднялись во время второй мировой, как финансово, так и культурно. Не в последнюю очередь благодаря тому, что многие умные люди свинтили за океан к янки от греха подальше от чокнувшихся немцев.

В Соединенных Штатах чета Дали проведет следующие восемь лет. Сразу по приезду в Америку Сальвадор и Гала закатили грандиозную оргию пиар акцию. Они устроили костюмированную вечеринку в сюрреалистическом стиле (Гала сидела в костюме единорога, мда) и пригласили самых видных людей из богемной тусовки своего времени. Дали вполне удачно начал выставляться в Америке, а его шокирующие выходки очень полюбились американской прессе и богемной тусовке. Чего, чего, а такой виртуозно-артистичной шизы они еще не видели.

В 1942 году сюрреалист публикует свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Книжка для неподготовленных умов будет слегка шокирующей, я сразу говорю. Хотя почитать стоит, интересно. Несмотря на очевидную странность автора, читается довольно легко и непринужденно. ИМХО, Дали, как писатель, довольно неплох, в своем роде, конечно.

Тем не менее, несмотря на огромный успех у критиков, Гале опять было трудно найти покупателей картин. Но, все переменилось, когда в 1943 году выставку Дали посетила состоятельная пара из Колорадо — Рейнольд и Элеонор Мос стали постоянными покупателями картин Сальвадора и друзьями семьи. Чета Мос приобрела четверть всех картин Сальвадора Дали и позже основали музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, но не в том, о котором вы подумали, а в Америке, во Флориде.

Мы начали коллекционировать его работы, часто встречались с Дали и с Галой и мы ему нравились, потому что нам нравились его картины. Гала тоже нас полюбила, но ей нужно было поддерживать свою репутацию человека с тяжелым характером, она разрывалась между симпатией к нам и своей репутацией. (с) Элеонор Мос

Дали плотно работал, как дизайнер, участвовал в создании украшений и декораций. В 1945 году Хичкок пригласил мэтра для создания декораций к своему фильму «Завороженные». Даже Уолт Дисней был покорен волшебным миром Дали. В 1946 году он заказал мультфильм, который познакомил бы американцев с сюрреализмом. Правда наброски вышли настолько сюрными, что мультик так и не появится в прокате, но позже, все-таки, будет закончен. Он называется Destino. Мультик шизофазный, очень красивый, с качественной рисовкой и стоит того, чтобы его посмотреть, в отличие от Андалузского пса (не смотрите пса, честно).

Размолвка Сальвадора Дали с сюрреалистами.

Назад к содержанию.
Слава Сальвадора в Америке окончательно закрепила за ним кресло одного из главных сюрреалистов эпохи. Тем временем, Мэтр и парижские сюрреалисты продолжили поливать друг друга помоями. Бретон написал, что Сальвадор Дали, хоть и имеет явный талант к самопиару, ретроград в плане художественной техники, несмотря на сюрреалистическую составляющую работ — намекая на академическую выписанность картин художника. Мэтр не остался в долгу и сказал, что слепое следование постулатам автоматизма завело сюрреалистов фиг знает куда, а тотальная лень и отсутствие художественной техники достигло точки психологического пароксизма — намекая на то, что сюрреалисты не умеют рисовать.

Сальвадор Дали и католицизм головного мозга.

Назад к содержанию.
Ходят слухи, что монах Габриэль Мария Берарди провел обряд экзорцизма над художником в 1947 году во время его поездки во Францию. В благодарность за это Дали подарил ему скульптуру Христа на Кресте. Впрочем, кроме слов экзорциста и самой скульптуры доказательств этому нету. Тем не менее, испанские искусствоведы заявили, что скульптура имеет все стилистические признаки авторства Сальвадора. Учитывая, что мэтр ударился в религию в свои поздние годы, событие представляется весьма вероятным.

Годы в Испани, последние годы зрелости, старость

Назад к содержанию.
Постепенно Сальвадор выдохся от излишне насыщенной и эпатажной жизни в Америке. Даже поползли слухи, что Сальвадор Дали исчерпал себя, как художник. Поэтому в 1948 году Дали и Гала переезжают обратно в Испанию в свой домик в Порт-Лигате. Переезд мэтра обратно в Испанию произвел эффект разорвавшейся бомбы. Дело в том, что Испания была в то время под началом генерала Франко, сурового военного диктатора и вся интеллигенция пыталась всеми правдами и неправдами свалить из страны, в то время, как Сальвадорыч, такая знаковая фигура в мировой живописи, вдруг взял и вернулся в Испанию.

В то время, как все художественное и интеллектуальное сообщество ненавидело Франко, так как он был диктатором, силой захватившим республику. Дали, тем не менее решил пойти против всеобщего мнения. (с) Антонио Пичот.

Дали был монархистом, он беседовал с Франко и тот сказала ему, что собирается восстановить монархию. Так что Дали был за Франко. (с) Леди Мойн

Живопись Сальвадора в это время приобретает особенно академический характер. Для картин мэтра этого периода особенно характерна классическая составляющая, несмотря на очевидный сюр сюжета. Также маэстро пишет пейзажи и классические картины без всякого сюрреализма. Многие полотна также приобретают отчетливо религиозный характер. Известные картины Сальвадор Дали этого времени — Атомная леда, Тайная вечеря, Христос святого Хуана де ла Крус и т.д.

Блудный сын вернулся в лоно католической церкви и в 1958 году Дали и Гала обвенчались. Дали было 54 года, Гале 65. Однако, несмотря на венчание, их роман изменился. Целью Галы было превратить Сальвадора Дали в мировую знаменитость и она своего уже добилась. Нельзя отрицать, что их партнерство было чем-то гораздо большим, чем просто деловым соглашение. Но Гала любила молодых жеребцов, чтоб стоял по часу без перерыва, а Сальвадорыч был уже не тот. Он уже не был похож на эдакого бесполого экстравагантного эфеба, которого она знала раньше. Поэтому их отношения заметно охладели, а Галу все чаще видели в окружении молодых альфонсов и без Сальвадора.

Многие думали, что Дали просто шоумен, но это не так. Он работал по 18 часов в день, восхищаясь здешними пейзажами. Я думаю он был в общем простым человеком. (с) Леди Мойн.

Аманда Лир, вторая большая любовь Сальвадора Дали

Назад к содержанию.
В 1968 году Сальвадор Дали в парижском ночном клубе стареющий художник встретил Аманду Лир. В то время она встречалась с гитаристом из Роллинг Стоунс, но кто такой какой-то гитарист, пусть и из Роллингов по сравнению с мэтром сюрреализма? Аманда Лир была мегафапабельной интеллигентной 26 летней топ-моделью в Лондоне и Париже. Она была той женщиной, в которой нуждался Дали. Их роман продлится более 15 лет.

Сальвадор с Амандой Лир

Вопреки распространенным слухам, Аманда 100% женщина, а не транссексуал. Кстати, слух об этом распустил тот же Сальвадор, от чего у Аманды тогда заметно бомбило. Со слов самой Аманды, он сделал это в качестве пиар акции, дескать, радуйся и учись — о тебе будут говорить! Насколько знатный тролль был Дали, что байки, пущенные им 100500 лет назад, до сих пор пускаются из уст в уста.

«Он хотел галлюцинаций, видений. Все было театральным. Он не желал серьезных отношений» (с) Аманда Лир.

Это был самый настоящий любовный роман, каждый день я получала записки со словами «Я люблю тебя! Это навечно! Ты моя единственная». И я видела его, когда он говорил подобное, он держал меня за руку, его глаза были полны страсти. Он верил в то, что говорил.» (с) Аманда Лир.

В один прекрасный день он говорит — моя жена возвращается. Что?! Жена, какая жена?! Никто не говорил мне о жене. А он отвечает — моя жена возвращается завтра. Она очень сложный человек, тебе придется постараться, чтобы произвести на нее впечатление. Когда Гала приехала мы встретились в отеле в Париже, на мне была юбка и макияж и блеск. Она посмотрела на меня и говорит — О Боже, что это? А бедный Дали стоит и показывает меня, как будто старается продать ей пылесос. (с) Аманда Лир.

Несмотря на то, что в начале появление Аманды вызвало жуткую попоболь у Галы и она усердно поливала Лир из говномета, затем между Амандой и Галой завязались вполне дружелюбные отношения. Аманда дала понять, что ей совершенно не нужен был Сальвадор, как источник доходов, ей нужен был сам Сальвадор с его причудами, от которых Гала к тому времени уже устала. Аманда, Сальвадор Дали, Гала и постоянно меняющиеся трахари (простите, но из песни слов не выкинешь) Галы часто тусили вместе. Не подумайте ничего такого. Мэтр, конечно, был озабоченным, но он предпочитал любоваться на оргии, а не участвовать в них.

Как это все сочеталось с его католической религиозностью того времени абсолютно непонятно. Но ведь это Дали — такой Дали.

Сексуальная жизнь Сальвадора Дали сделала его своеобразной иконой движения за свободную любовь. Тем временем, Сальвадорыч, снова найдя вдохновение в бабах, сексе и живописных пейзажах родины достиг апогея своей славы. Поклонники были готовы отдать любые деньги за его картины.

Люди говорили — не могли бы вы написать для нас картину, сколько нужно, триста тысяч долларов, пятьсот (захлебнулся кофе, пока печатал)? Он отвечал — конечно. (с) Аманда Лир

Я помню, как Дали писал у себя в ванной на большом листе бумаги. Он делал несколько акварельных красных, синих, зеленых мазков, а потом просто брызгал на них водой и говорит — смотри, я это делаю мгновенно! Затем он рисовал какую-нибудь фигуру и продавал эту картину за 40 тысяч долларов. (с) Ультрафиолет.

Я однажды присутствовала при этом и спросила — неужели ты не можешь делать это лучше? Он ответил — и так сойдет, им все равно понравится. (с) Аманда Лир.

В 1974 году Сальвадор Дали основал музей имени себя великого в городе Фигерасе. Он стал вершиной невероятного успеха Дали и его жены Галы. Музей мгновенно сделался одним из самых популярных в Испании и остается таким до сих пор. Художественный музей Сальвадорыча посещают более миллиона посетителей в год. На первой годовщине открытия музея Дали и Гала присутствовали вместе и на публике были близки как никогда. Однако, постоянная необходимость уделять внимание маэстро начала утомлять Галу.

Дали любит развлекаться, тусоваться со знаменитостями. А Гала хотела тихой и спокойной жизни. Она сказала — ты обещал мне мой собственный дом, сейчас он выставлен на продажу. И Дали купил ей замок Пуболь. (с) Аманда Лир.

Гала переехала в Пуболь и никогда больше не возвращалась в Кадакес и я думаю этот разрыв очень и очень огорчал Дали. (с) Леди Мойн.

Болезнь, старость и смерть Сальвадора Дали.

Назад к содержанию.
Итак, восьмидесятилетняя бабулька Гала развлекалась в новом доме с молодыми юнцами, а Сальвадор сидел один в своем доме в Порт-Лигате. У Аманды уже была своя личная жизнь, хотя она все еще поддерживала отношения с мэтром.

В семидесятилетнем возрасте у маэстро обнаружилась болезнь Паркинсона. И все бы ничего, но болезнь вскоре начала мешать Сальвадору Дали рисовать и Гала забеспокоилась — Сальвадорыч перестал приносить бабло!

Гала позвонила мне и сказала — он изменился, он уже не тот, что раньше, он не хочет больше рисовать, какой от него теперь прок. Он ни на что не годен. (с) Аманда

Возможно, в начале отношений Дали и Галы Сальвадорыч был для нее чем-то большим, чем просто дойная корова, но в поздние годы это было именно так. Такие дела.

Я говорю — Гала, ведь он болен! — Болен, не болен, неважно. Он не хочет больше рисовать! (с) Аманда

К тому времени, Гала из интеллектуальной и хитроумной дамы превратилась в злобную бабку с бешенством матки. Гала помешалась на молодых мужчинах, это в свои то за 80, мда. А Сальвадор Дали, пусть гений, но совершенно неспособный даже толком организовать бытовую жизнь, остался без чуткого руководства Галы.

Дали уже не мог толком рисовать и обратился к литографии, как к источнику дохода, делая отпечатки и продавая их. И все бы ничего, вот только в ответ рынок наводнила целая прорва подделок и репутация Сальвадора оказалась подмочена.

Всю жизнь отжигавший Сальвадор с горящими глазами превратился в трясущегося несчастного зверька с загнанным взглядом. Время не щадит никого.

Смерть Гала, жены сюрреалиста.

Назад к содержанию.
Вскоре маэстро ждал новый удар. В 1982 году, в возрасте 88 лет Гала умерла от инфаркта. Несмотря на достаточно охладевшие в последнее время отношения, Сальвадор Дали со смертью Галы потерял свой стержень, основу своей существования и и стал похож на яблоко, у которого сгнила сердцевина.

Для Дали это было сильнейшим ударом. Как если бы его мир развалился на части. Наступило страшное время. Время глубочайшей депрессии. (с) Антонио Пичот.

После смерти Галы Дали покатился по наклонной. Он уехал в Пуболь. (с) Леди Мойн.

Знаменитый сюрреалист переехал в замок, купленный для жены, где следы ее былого присутствия позволяли ему хоть как-то скрасить его существование.

Я думаю было большой ошибкой уединиться в этом замке, где его окружали люди, которые его совсем не знали, но таким образом Дали оплакивал Галу (с) Леди Мойн.

Когда-то известный тусовщик Сальвадор, дом которого всегда был полон людей, пьяных от розового шампанского, превратился в затворника, который допускал к себе только близких друзей.

Он сказал — хорошо, давай встретимся, но в полной темноте. Я не хочу, чтобы ты видела, какой я стал седой и старый. Я хочу, чтобы та запомнила меня молодым и красивым (с) Аманда.

Меня попросили навестить его. Он выставил на столик бутылку красного вина, бокал, поставил кресло, а сам оставался в спальне с закрытой дверью. (с) Леди Мойн.

Пожар и смерть Сальвадора Дали

Назад к содержанию.
Судьба, ранее баловавшая Дали удачей, решила, как будто в отместку за все предыдущие годы, подбросить Сальвадору новую беду. В 1984 году в замке случился пожар. Ни одна из круглосуточно дежуривших сиделок не отозвалась на крики Дали о помощи. Когда Дали спасли, его тело обгорело на 25 процентов. К сожалению, судьба не подарила художнику легкую смерть и он выздоровел, хоть был истощен и покрыт шрамами от ожогов. Друзья Сальвадора уговорили его оставить свой замок и переехать в музей в Фигерасе. Последние годы перед смертью, Сальвадор Дали провел в окружении своего искусства.

Спустя 5 лет Сальвадор Дали умер в больнице в Барселоне от остановки сердца. Такие дела.

Такой конец кажется слишком печальным для человека, который был переполнен жизнью и настолько отличался от других. Он был невероятным человеком. (с) Леди Мойн

Это вы Врубелю с Ван Гогом скажите.

Сальвадор Дали обогатил нашу жизнь не только своими картинами. Я рада, что он позволил нам так близко узнать его. (с) Элеонора Мос

Я чувствовала, что закончилась огромная, очень значимая часть моей жизни, как будто я потеряла собственного отца. (с) Аманда.

Встреча с Дали для многих была настоящим открытием нового огромного мира, необычной философии. По сравнению с ним, все эти современные художники, которые пытаются копировать его стиль, выглядят просто жалко. (с) Ультрафиолет.

Перед смертью Сальвадор Дали завещал похоронить себя в своем музее, в окружении его работ, под ногами его восхищенных поклонников.

Наверняка есть люди, которые даже не знают, что он умер, они думают, что он просто больше не работает. В некотором смысле, неважно жив Дали или мертв. Для поп-культуры он всегда жив. (с) Элис Купер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация