ДЕБОРА СОЛОМОН Малышу виднее


Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей

Автор: Дебора Соломон
Перевод: Мария Турилова
Жанры: Домоводство , Педагогика
Год: 2015
ISBN: 978-5-00057-514-7

«Воспитывай наблюдая» – уникальный метод взаимодействия родителей с маленькими детьми. Дебора Соломон показывает, как выстроить доверительные и радостные отношения с ребенком, основанные на уважении к его личной свободе.

Этот подход поможет вам лучше понимать своего малыша, облегчит родительские заботы и научит жить полной жизнью без ненужных жертв и ограничений.

Baby Knows Best

Raising a Confident and Resourceful Child, the RIE Way

Издано с разрешения Little, Brown, and Company, New York

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© 2013 Resources for Infant Educarers

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Открыв эту книгу, читатель сразу включается в увлекательный и откровенный мужской разговор. Самые острые проблемы, близкие каждому верующему мужчине, раскрываются в неожиданном ракурсе на страницах этой книги. И в ней, хочется надеяться, как мужчина, так и женщина найдут для себя не только ответы, но и счастливую возможность гармонично выстроить отношения друг с другом и с Богом, наполнить миром и радостью жизнь своей семьи.

Очередная книга из цикла «Ресторан на дому», посвящена самому широкому кругу читателей, неравнодушных к ресторанным блюдам и к итальянской кухне в частности.

Вполне доступные и несложные рецепты, освоить которые не составит особого труда для обычной хозяйки, в домашних условиях.

Автор книги – профессиональный нумеролог с 15-летним стажем работы Лариса Джумайло.

Книга основана на отработанных методиках, применявшихся на специальных тренингах Л. Джумайло, посвященных отношениям в семье.

Книга предназначена для тех, кто только задумывается о вступлении в брак, выбирает себе партнера и хочет заранее знать, как сложатся семейные отношения в будущем, а также для пар, живущих в браке, но испытывающих ряд трудностей и желающих их преодолеть.

В данной книге автор впервые дает читателю ранее закрытую информацию, которая использовалась только в узком кругу профессионалов в области нумерологии.

В вводных главах описан опыт работы автора в данной области, обозначены основные проблемы и задачи, с которыми сталкиваются люди до вступления в брак, а также супруги, состоящие в браке длительное время.

Далее схематично описываются методы решения этих проблем и задач, приводятся конкретные примеры из жизни, показывающие, как именно работают указанные методики, а также оценивается эффективность методик. Автор приводит специальные сведения из области нумерологии, необходимые для понимания механизма действия методов решения проблем в отношениях. В частности, описана роль дат рождения будущих супругов в их дальнейших отношениях, а также обоснована прямая зависимость успешности брачного союза от выбора даты свадьбы.

Основная часть книги посвящена непосредственному практическому разбору указанных выше методик. Автор пошагово разъясняет, как ими нужно пользоваться, дает необходимые ссылки на специальную литературу и интернет-ресурсы, приводит инструменты, таблицы и формулы для точных расчетов, показывает на конкретных примерах, как ими пользоваться. В этой части полностью раскрывается весь процесс просчета возможных отношений – от завязывания отношений до назначения даты свадьбы в семье – в зависимости от тех или иных исходных условий. Подробно разъясняются такие понятия, как «психоматрица» («квадрат Пифагора»), «индекс склонности к браку», «формула отношений» и другие. Даются инструкции по их использованию.

В заключении автор указывает на типичные ошибки, совершаемые людьми, собирающимися вступить в брак, и дает советы, как их избежать. Также в книге рассматривается вопрос о выборе консультанта в случае, если читателю потребуется помощь профессионала.

Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей читать онлайн — Дебора Соломон

Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей

«Воспитывай наблюдая» – уникальный метод взаимодействия родителей с маленькими детьми. Дебора Соломон показывает, как выстроить доверительные и радостные отношения с ребенком, основанные на уважении к его личной свободе.

Этот подход поможет вам лучше понимать своего малыша, облегчит родительские заботы и научит жить полной жизнью без ненужных жертв и ограничений.

Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей

Baby Knows Best

Raising a Confident and Resourceful Child, the RIE Way

Издано с разрешения Little, Brown, and Company, New York

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© 2013 Resources for Infant Educarers

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

От партнера издания

Нет большей радости для мамы и папы, чем наблюдать, как растет и меняется малыш. Родители не только открывают этот мир ребенку, они открывают его вместе с ним. Отношения, основанные на взаимном уважении, интересе, жажде открытий – это настоящий подарок! Но многие родители считают, что полноценное общение с ребенком возникает, когда он начинает ходить и говорить, а до этого дитя нуждается только в ласке и уходе. Это не так!

Эта книга о том, как с первых дней жизни ребенка увидеть в нем самостоятельную личность, серьезного исследователя, интересного собеседника и даже помощника в ежедневной рутине. Кроме того, прочитав ее, вы начнете получать гораздо больше удовольствия от родительства, сколь компетентными вы ни были бы.

Вы убедитесь, что зачастую лучшее, что мы можем сделать для развития младенца, – наблюдать за его самостоятельной игрой, не делая попыток облегчить его задачу (и это очень увлекательно!), и научитесь правильно помогать маленькому исследователю, когда это необходимо. Вы будете иначе, без раздражения, относиться к его плачу и начнете опознавать уникальные знаки, с помощью которых ваш ребенок сообщает, что голоден, устал или хочет, чтобы его пожалели или развеселили. Вы сможете организовать пространство для игр ребенка так, что перестанете бояться за его безопасность. Наконец, эта книга научит родителей относиться к уходу за ребенком не как к каждодневной обязанности, а как к важному времени общения, изучению друг друга и формированию чувства доверия у малыша.

Например, кормление ребенка – одна из возможностей насладиться близостью с ним. Мы стараемся облегчить жизнь маме не столько для того, чтобы она смогла отдохнуть от малыша и уделить время себе, сколько для того, чтобы она смогла отдыхать вместе с малышом, общаться с ним, наблюдать, как он исследует мир. «ФрутоНяня» предлагает фруктовое пюре в мягкой упаковке – яркой, красивой, приятной на ощупь. Малыш сам пробует ее держать и учится самостоятельности, а мама посвящает время и силы не приготовлению еды, а общению с малышом и его развитию.

Наслаждайтесь общением с ребенком, гордитесь его достижениями!

С любовью и заботой,

Эта книга посвящается Магде Гербер, сотруднику Ресурсного центра «Воспитывай наблюдая», поделившейся своим ценным опытом с другими, а также родителям и воспитателям, воспользовавшимся ее методом.

Больше наблюдай, меньше действуй.

Магда Гербер. Дорогой родитель

Родительство – сложная работа, к которой невозможно полностью подготовиться. Когда мой сын должен был вот-вот появиться на свет, пачки памперсов были аккуратно сложены в углу, ящик комода забит ползунками, а сердце переполнялось любовью к младенцу, которого я вскоре должна была увидеть. Затем родился Элайжа. По моей просьбе меня оставили в клинике на дополнительную ночь. Я так долго лежала без сна, разглядывая малыша, что совершенно обессилела. Медсестры повторяли: «Когда младенец спит, вам нужно спать». Но я не хотела отдыхать. Мне хотелось наблюдать за каждым его движением и отвечать на каждое его «агу». Когда мы оказались дома, постоянная забота о сыне накрыла меня с головой. У меня никогда не было «работы с полной занятостью», где занятость была бы настолько полной. И никто раньше так от меня не зависел и не был для меня настолько важен. Когда мы с мужем принесли месячного Элайжу на осмотр, педиатр спросил меня, выходила ли я из дому. Я ответила, что не прогуливалась даже до соседнего коттеджа, и он приказал мне вылезти из спячки и отправиться на улицу. Но как это сделать? За весь день я не могла даже принять душ. В первые недели, когда мы постоянно были вместе, прогулка по соседней улице была равносильна покорению Эвереста. Что, если он начнет плакать? А если он замерзнет? Или перегреется? Вдруг пойдет дождь? Что, если. Я должна быть готова к любой непредвиденной ситуации, не правда ли? Не то чтобы я так уж тревожилась, но чувствовала себя обязанной знать ответы на все вопросы.

Несколько недель после рождения сына я испытывала смешанное чувство возбуждения и изнеможения. Конечно, я ликовала оттого, что стала матерью, но из-за перенапряжения некоторые простые родительские радости прошли мимо меня. Стоило Элайже издать малейший звук, как я с колотящимся сердцем бросалась смотреть, в чем дело. Его плач (неважно, тихий или громкий) означал, что я должна что-то исправить, и как можно скорее. Такая быстрая реакция на то, что сын расстроился, не давала мне сделать шаг назад и увидеть полную картину происходящего. Я действовала исходя из предположения, что дети все время должны быть счастливы. Среди моих знакомых нет никого, кто был бы счастлив постоянно, так почему же я ожидала, что в случае с моим ребенком все будет совсем иначе?

Когда Элайже исполнился год, мне посчастливилось открыть для себя метод Магды Гербер, описанный ею в книге «Ваш уверенный в себе ребенок» (Your Self-Confident Baby). Название заинтриговало меня – я никогда бы не стала соотносить с ребенком такое качество, как «уверенность в себе». Я прочла книгу, и мы с моим мужем Джонни пошли на курсы для родителей, которые очень повлияли на наши представления о воспитании детей и на отношения с сыном. За это время я успокоилась, научилась наблюдать и обнаружила, насколько Элайжа может быть умелым и способным. Как только я осознала, что мой сын не просто «малыш», но уникальная личность, наши отношения полностью изменились. Я расслабилась, стала более уверенной в себе, и нам с Элайжей стало намного веселее вместе.

Возможно, ваше детство было таким, что, воспитывая своих детей, вы захотите последовать родительскому примеру. Или, может быть, вы пожелаете использовать совсем другие методы воспитания и предпочтете не повторять родительские ошибки. Но как разорвать замкнутый круг, по которому ходили одно поколение за другим? Для начала важно осознать проблему и приложить усилия для ее разрешения. Но что делать потом? Как заменить то, что знаешь, тем, чего еще не знаешь?

Для большинства из нас воспитание детей – самое важное дело в жизни, и зачастую мы не готовы к нему – по крайней мере, в школе или университете нас этому не учили. Биология входит в школьную программу, но основ развития ребенка вы там

не найдете. Иногда родители, чувствующие себя компетентными в других областях, испытывают неуверенность в обращении с ребенком и уходе за ним. Они могут слишком смело полагаться на свое чутье, но рано или поздно все-таки оказываются в затруднении: как позаботиться о ребенке наилучшим образом? Ситуация осложняется еще и тем, что в некоторых городах нет социальной службы, помогающей молодым родителям, многие из них живут далеко от собственных родителей или других членов семьи, которые могли бы помочь или поддержать советом. Нет ничего удивительного, что многие молодые родители отправляются в книжный магазин или посреди ночи залезают в интернет в поисках ответов на возникшие вопросы. Однако их может смутить тот факт, что ответы зачастую противоречат друг другу. Что им тогда делать?

В этой книге описан метод «Воспитывай наблюдая». Вы познакомитесь с его основными принципами и найдете практические советы, которые помогут вам отыскать собственные решения разнообразных задач, которые встают перед родителями, и стать более уверенными в себе. Этот подход основан на уникальной методике Магды Гербер, известной во всем мире как автор издания «Книги для тех, кто воспитывает наблюдая» (Resources for Infant Educarers). Метод «Воспитывай наблюдая» подразумевает, что основа длительных отношений – это уважение. Этот подход поможет вам понять, что действительно необходимо вашему малышу, и научит вас давать ему именно то, в чем он нуждается. Хотя такой метод используется по отношению к детям в возрасте до двух лет, основные принципы вы сможете применять и с более взрослым ребенком. Специальной подготовки не требуется. Все, что нужно, – отбросить предубеждения и открыться новым знаниям.

О Магде Гербер, ее методе и этой книге

Магда Гербер родилась в Будапеште. Она вышла замуж в 18 лет и вскоре после этого стала матерью. По ее словам, хотя она была хорошо образованна, это не подготовило ее к родительству. Однажды у четырехлетней дочери Магды сильно заболело горло. Семейного доктора рядом не было, и другая дочь Магды предложила позвать мать одной своей подружки – та была педиатром. Доктор Эмми Пиклер пришла к ним домой осмотреть девочку. Когда Магда начала рассказывать о самочувствии дочери, врач жестом остановила ее, чтобы ребенок мог высказаться сам. Магда была поражена тем, что дочь способна ясно объяснить, что она чувствует. Врач попросила у девочки разрешения осмотреть ее горло. Их общение просто потрясло Магду. Оно не только показало ей возможности дочери, но и удивило уважением, лежавшим в основе. С тех пор доктор Пиклер стала семейным доктором детей Магды. Так начались долгие сотрудничество и дружба, продолжавшиеся вплоть до смерти Эмми Пиклер в 1984 году.

После окончания Второй мировой войны правительство Венгрии поручило доктору Пиклер подготовить такое место, где могли бы жить и воспитываться дети от рождения до трех лет, которые стали сиротами во время войны или чьи родители не могли о них позаботиться. Через полгода был открыт Национальный институт методологии воспитания и образования детей, принимавший воспитанников младше шести лет. Все его сотрудники, занимавшиеся с детьми, следовали довольно необычной педагогической методике доктора Пиклер. Это место разительно отличалось от остальных сиротских приютов, где дети в лучшем случае получали еду и кров, а в худшем – страдали от безразличия сотрудников и отношения к ним как к «складу лишних вещей». Приют был известен как Локси (Lоczy), по названию улицы, на которой он находился, а после смерти основательницы был назван Институтом имени доктора Пиклер.

Сейчас это уже не приют, а всемирно известный институт, который продолжает задавать планку качества воспитания и обучения детей. Помимо всего прочего доктор Пиклер широко известна как автор исследования естественного развития крупной моторики: этот подход вызвал множество споров, поскольку многие врачи того времени отстаивали преимущества использования стимуляции, чтобы научить ребенка двигаться.

Магда училась в Локси под руководством доктора Пиклер и была удостоена в Будапеште степени магистра в области обучения детей раннего возраста. Вместе с семьей она покинула Венгрию в 1956 году, после государственного переворота, и в следующем году эмигрировала в США. Сначала они обосновались в Бостоне, где Магда работала переводчиком в Гарвардском университете. Годом позже семья переехала в Лос-Анджелес, где она занималась в детской больнице с детьми с детским церебральным параличом, а затем – в школе Дубнофф с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра. Она руководствовалась принципами, которым научилась в Локси, и пользовалась собственными уникальными приемами, открытыми ею во время учебы и работы. У нее получалось применять одни и те же принципы ко всем детям, в том числе к малышам с особыми потребностями. По словам Магды, «секрет волшебства – просто внимательно наблюдать и ожидать от детей только того, что они могут сделать. Когда от ребенка ждут того, что ему не под силу, провал обеспечен»[1 — Magda Gerber and Allison Johnson. Your Self-Confident Baby. N. Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. xv – xvi.]. Те, кто знал Магду, отмечают ее экстраординарную способность к эмпатии и инстинктивное умение устанавливать контакт с людьми. Магда с таким сочувствием относилась к неопытным и уязвимым молодым родителям, оказавшимся на ее занятиях, что у нее получалось мягко направлять их, не подрывая их уверенности в себе.

Каждая мама обязана знать:  Перестала справляться с сыном-подростком

В 1972 году детский невролог из Стэнфорда Том Форрест предложил Магде возглавить вместе с ним проект по профилактике детских психических заболеваний по поручению Совета по охране здоровья детей в Пало-Альто. В следующем году Магда начала вести занятия для родителей по воспитанию детей в Лос-Анджелесе, а в 1978 году они вместе с доктором Форрестом основали там Ресурсный центр «Воспитывай наблюдая». Курсы, разработанные Магдой, проходили в необычной форме: родителям предлагалось наблюдать за детьми, когда те играют во что хотят, а преподаватель показывал, когда и как начинать взаимодействовать с детьми. С тех пор тысячи родителей и воспитателей прошли обучение на этих курсах, и десятки тысяч детей были воспитаны согласно принципу «воспитывай наблюдая». Магда умерла в 2007 году, однако ее важная работа продолжается квалифицированными сотрудниками Ресурсного центра «Воспитывай наблюдая», которые ведут занятия для родителей и педагогов – всех тех, кто непосредственно занимается с детьми грудного возраста и немного старше.

Магда говорила, что, раз уж ей посчастливилось получить ценнейший опыт под руководством доктора Пиклер, она просто обязана поделиться им с другими. Ее любимым занятием и делом всей жизни было помогать родителям и педагогам понять детей и научить уважительному отношению к ним. Она объясняла, что дети пришли в этот мир как полноценные личности, обладающие собственной точкой зрения на разные вещи (и она может отличаться от позиции взрослого человека). Она помогала нам увидеть, что, когда успокаиваешься, наблюдаешь, терпеливо ждешь некоторое время, у тебя лучше получается понять своего ребенка и точнее

ответить на его потребности. Она показала нам, что значит уважать ребенка – и заодно уважать самого себя.

Магда выросла в системе координат европейской культуры, и это отразилось на ее методе «Воспитывай наблюдая». Даже если вы выросли в той же культурной традиции, возможно, вы обнаружите, что кое-что в этой книге может отличаться от принятого в вашей стране или семье. Да, обычаи и традиции разных стран и народов отличаются друг от друга, как и традиции разных семей, но я уверена, что метод «Воспитывай наблюдая» может помочь любому родителю лучше понять своего ребенка, облегчить родительское бремя и сделать жизнь радостнее. Основы этого метода применимы в любой семье, будь то родитель-одиночка, папа с мамой или расширенная семья с бабушками и дедушками, которые активно участвуют в уходе за ребенком.

Надеюсь, вы воспользуетесь советами этой книги. В первой главе вы познакомитесь с основными понятиями и принципами метода «Воспитывай наблюдая». В следующих главах я рассмотрю отдельные темы и вопросы, которые появляются в повседневной жизни маленького ребенка, и предложу разные варианты решения возникающих проблем. А также в книге есть советы и открытия других родителей и специалистов, обучающих методу «Воспитывай наблюдая». Вы не найдете здесь указаний, в каком возрасте ребенок должен переворачиваться на животик, садиться, ползать и ходить. Магда не любила соотносить эти события с возрастом ребенка, потому что хотела, чтобы родители были чутки и внимательны к тому, что делает их ребенок, а не оценивали его или сравнивали с абстрактной «нормой».

Если после прочтения этой книги вы решите, что хотели бы немного изменить отношения с ребенком, вероятно, вы выберете один-два принципа и будете их применять, пока они не станут естественными для вас с малышом. Бросившись менять все сразу, можно переутомиться самому и запутать ребенка, поэтому лучше двигаться постепенно, шаг за шагом. Спешить некуда. В конце концов, это начало отношений, которые будут длиться всю жизнь.

Надеюсь, вы, как и я, обнаружите, что метод «Воспитывай наблюдая» помогает лучше узнать своего ребенка, укрепить вашу уверенность в себе как в родителе, найти больше радостей в воспитании детей. Возможно, больше всего мамы и папы радуются, видя, что ребенок становится более умелым, уверенным в себе, находчивым. Основанные на взаимном уважении, близкие, наполненные любовью отношения с ребенком – это настоящий подарок.

Метод «Воспитывай наблюдая»

Наша цель – помочь родителям научиться самим жить полной жизнью, чтобы они потом могли жить так вместе со своими малышами и детьми постарше. Это умение невозможно «преподать». Длительное обучение – это медленный процесс, который должен протекать естественно, с учетом времени, за которое семена понимания могут взойти, вырасти, расцвести и принести плоды.

Магда Гербер. Дорогой родитель

Зайдите на курсы «Воспитывай наблюдая» или в дом семьи, которая следует этому принципу, – и вы увидите свободное пространство, где дети могут играть как им угодно. Чтобы обеспечить безопасность малышей и соблюсти требования гигиены, часть пола застилают ковром или специальным тонким и твердым матом, покрытым хлопчатобумажным чехлом. И взрослые, и дети ходят тут без обуви.

На занятиях родители сидят по периметру комнаты на маленьких подушках или пуфиках, держа детей на коленях. Когда родители и дети впервые появляются в классе, они некоторое время «разогреваются», переключаются, чтобы начать совместную игру в игровой зоне.

Родители спокойно обсуждают прошедшую неделю и при необходимости спрашивают преподавателя, как разрешить ту или иную ситуацию, возникшую в семье за прошедшее время. Когда ребенок показывает, что хочет побыть на мате вместе с другими малышами и играть в игрушки, родители кладут его на спину на мат или он сам спускается на пол.

Играть с предметами в комнате просто и безопасно: здесь нет сложных механизмов или бенгальских огней. Вы не увидите новомодных странноватых игрушек, которые, судя по рекламе, сразу и развлекают, и обучают. Предметы не светятся. Они не издают звуков, если только малыш не ударит игрушкой по полу или по другой игрушке. Взрослому может показаться, что играть с такими предметами – невероятная скучища. И разве некоторые из них – мерные стаканы или дуршлаги – не из кухонного шкафа?


В распоряжении младенцев имеются палатки из хлопчатобумажных пеленок и несколько предметов из разных материалов – их можно брать в рот и жевать. Это, например, металлические крышечки от баночек для сока, силиконовые ручки от кастрюль и деревянные кольца. Детям, которые уже ползают, дают и другие предметы: деревянные, металлические или пластиковые чашки, гладкие или шершавые шары из хлопчатобумажной ткани, резины или пластика. Для детей, которые начинают ходить (часто в этом возрасте они любят собирать и сортировать вещи), дополнительно есть ведерки и чашки.

После того как все адаптируются к новой обстановке, ведущий предлагает взрослым посидеть какое-то время молча и спокойно понаблюдать. Раздаются только лепет и агуканье малышей: это значит, что они стараются, прилагают усилия; и иногда еще слышен звук стукающихся игрушек. Других звуков нет. Родители наблюдают за детьми около 20 минут. Они видят, как шестимесячный Эли ползет через комнату, чтобы достать пластиковый дуршлаг, наполненный шарами. Пока Адрианна лежит на спине и держит во рту деревянное кольцо, Эйден подбегает к ней и отнимает игрушку. На мате сидят Майлз и Киша и разглядывают друг друга. Майлз поднимает маленькую металлическую чашку, и какое-то время они с Кишей перекидывают ее туда-сюда друг другу. Затем Майлз ударяет Кишу чашкой по голове, и та тут же начинает плакать. Родители остаются на своих местах, в то время как преподаватель подходит ближе к детям и говорит Майлзу: «Киша расстроилась. Если ты хочешь кинуть чашку, лучше кинь ее на пол». Она легко касается головы каждого из детей со словами: «Легко. Нежно».

По окончании времени, отведенного на наблюдение, преподаватель интересуется: «Что вы заметили, наблюдая за своим ребенком или за кем-то еще? А что вы заметили, наблюдая за собой?»

Отец Эли говорит: «Эли замечает дуршлаг, где бы он ни находился, и прилагает много усилий, чтобы добраться до него. Он был так рад, когда в конце концов схватил его. Мне надо учиться терпению, потому что зачастую хочется дать ему предмет прямо в руки».

Мама Адрианны сказала: «Я рассердилась на Эйдена за то, что он подполз к Адрианне и отнял кольцо, с которым она играла. Но потом я заметила, что она, похоже, совсем не расстроилась, и, когда Эйден забрал у нее кольцо, просто начала оглядываться вокруг, чтобы найти кого-нибудь, с кем можно было бы поиграть. Это было для меня неожиданным».

Мама Майлза сообщила: «Когда вы подошли ближе и сказали, что Киша расстроилась, мне показалось, Майлз в самом деле слушал. Вы выступили как миротворец, и это помогло детям успокоиться». Мама Киши добавила: «Моей первой реакцией было подойти ближе и успокоить Кишу. Но она даже не взглянула на меня. Вы дали ей то, что

было ей действительно нужно».

Наблюдение – своего рода искусство. Мало кому это дается легко, однако, когда людей вдохновляет чей-нибудь пример, они тоже учатся наблюдать и наслаждаться этим. Часто родители немного расслабляются и начинают замечать, каков их ребенок на самом деле, – вместо того чтобы считать себя обязанными быть катализатором развития малыша. Наблюдение полезно и для малыша, и для родителя, поскольку раскрепощает их. Люди приходят на занятия, потому что увидели независимого малыша, который спокойнее остальных ведет себя в разных ситуациях, это их удивило, и они задались вопросом: «В чем причина?». Когда им предоставляется возможность жить с ребенком, который им очень нравится, они хватаются за нее обеими руками. Делать меньше – вот разгадка. Один мужчина прошел курс занятий, после чего его жена спросила нас: «Что вы сделали с моим мужем? Это другой человек».

член Ассоциации метода «Воспитывай наблюдая»

На занятиях родители, наблюдая за своими детьми, начинают ценить все, что те делают, и доверять их индивидуальному темпу развития. Они учатся делать паузу, вместо того чтобы немедленно вмешиваться в происходящее и «спасать» свое чадо или решать его проблемы. Часто родители бывают поражены тем, насколько компетентными могут быть их дети! Со временем, набравшись опыта, родители становятся более умелыми, дети – более ловкими, уверенными в себе, находчивыми, и все начинают получать удовольствие просто оттого, что они вместе, без каких-либо дополнительных причин.

Когда моя жена Наташа рассказала мне о методе «Воспитывай наблюдая», первой моей реакцией было: «Подожди, ты хочешь, чтобы я платил деньги за то, чтобы сидеть в комнате с другими родителями и детьми и смотреть, как мой ребенок ползает туда-сюда? Это я могу делать и дома!» Однако потом я действительно научился останавливаться и наблюдать.

Привязанность – следствие развития отношений между ребенком и значимым взрослым, который заботится о нем, чаще всего это мать или отец. Природа отношений привязанности формируется в основном за счет сенситивной чувствительности родителя к ребенку и в целом определяется качеством детско-родительского взаимодействия. О безопасной привязанности говорят в случае, если родитель помогает ребенку научиться успокаиваться самостоятельно, а также с удовольствием поощряет независимое исследование ребенком новых объектов и мест. По словам родителей, умение почувствовать, когда стоит «придержать», а когда – «отпустить» ребенка, – это навык, который требуется постоянно, пока дети растут. Магде удавалось помочь нам увидеть мир глазами ребенка и показать на практике способы заботливого и уважительного общения с детьми.

Подход «воспитывай наблюдая»

Магда Гербер сказала, что «нужно наблюдать, когда воспитываешь ребенка, и воспитывать, когда наблюдаешь», и для описания способов одновременного присмотра и развития ввела термины «развиватель»[1 — Не очень благозвучный, но наиболее точный перевод введенного Магдой Гербер термина «educarer» (от англ. care – воспитывать, заботиться, и англ. educate – учить, заниматься образованием). Прим. ред.] и «метод “Воспитывай наблюдая”»[2 — Magda Gerber and Allison Johnson. Your Self-Confident Baby. N. Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. 1.]. Она объясняла, что обычные действия по уходу за ребенком (смена памперса, одевание, купание, кормление) дают возможность не только развить отношения с малышом, но и научить его чему-нибудь. Ее метод основан на нескольких базовых принципах, которые описывают все детско-родительские взаимодействия.

Принципы «воспитывай наблюдая»

Итак, помимо уважения к ребенку и искренности детско-родительских отношений основу метода «Воспитывай наблюдая» составляют семь базовых принципов. Они перечислены в этой главе и будут подробно описаны далее. Это не застывший перечень правил, которым нужно неукоснительно следовать. Скорее, это вехи, которые направят и поддержат вас в процессе выстраивания уважительных отношений с ребенком. Эти принципы помогут вам увереннее решать проблемы, которые неизбежно возникнут перед вами на пути родительства. Приверженцы метода «Воспитывай наблюдая» обнаруживают, насколько он гибок, и часто отмечают, что при следовании принципам этого метода родительские заботы становятся легче и приносят больше радости. Этот подход помогает родителям достичь большей гармонии и мира в совместной жизни с ребенком. А кто этого не хочет? Вот эти принципы, именно в том виде, как сформулировала их Магда.

1. Базовое доверие к ребенку – инициативному, стремящемуся к исследованию и способному учиться самостоятельно.

«Ребенок учится все время. Чем меньше мы вмешиваемся в естественный процесс познания, тем больше замечаем, как много нового ребенок узнаёт каждую минуту»[3 — Magda Gerber and Allison Johnson. Your Self-Confident Baby. N. Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. 11.].

Если вы верите в способности своего ребенка, вы можете расслабиться, поскольку убеждены – он даст знать, когда ему понадобится ваша помощь, и вам не нужно подталкивать или наставлять его, чтобы он мог полноценно, радостно и успешно развиваться. Доверие этого рода со временем увеличивается, потому что, наблюдая за малышом, вы лучше его узнаёте, начинаете понимать, что означает его поведение, и замечать, чем он интересуется. Все дети от природы любопытны и внутренне мотивированы к познанию окружающего мира. Они не нуждаются в наших инструкциях или поучениях. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать разные предметы и предоставьте ему столько времени, сколько нужно, чтобы он мог делать это в своем темпе. Возможно, иногда вы будете чувствовать раздражение или вам захочется его поторопить, однако лучше довериться индивидуальному темпу развития вашего малыша: это пойдет на пользу и вам, и ему.

2. Окружающая ребенка среда – физически безопасная, познавательно насыщенная, эмоционально поддерживающая.

«В противоположность тому, что думают многие, комната для игр – это безопасное помещение, где дети свободно двигаются и исследуют разные предметы в дружеской, знакомой обстановке»[4 — Magda Gerber and Allison Johnson. Your Self-Confident Baby. N. Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. 159.].

Магда называет помещение безопасным, если вы можете уйти из него (будь то дом или комната) на довольно долгое время и по возвращении найти своего ребенка голодным, расстроенным, в мокром памперсе, но без каких-либо травм. Безопасная игровая зона позволяет вам полностью расслабиться – ведь вам не нужно постоянно быть на страже безопасности малыша. Она также дает возможность ребенку хорошенько изучить территорию, где он играет, не опасаясь услышать: «Не трогай это. Не забирайся туда». Обеспечьте безопасность помещения, где играет ребенок, – отдельной комнаты или игровой зоны. Уберите предметы, которые могут представлять опасность. Попробуйте взглянуть на это место глазами ребенка. Опуститесь на четвереньки и немного поползайте. Надежно ли полки прибиты к стене? Закрыты ли розетки? Может ли ребенок забраться на софу, а потом упасть назад на спину? Если да, то малышу небезопасно находиться здесь

Каждая мама обязана знать:  Дочь боится всего, что может навредить

в одиночестве. Оборудуйте безопасную игровую зону, и это будет удобно для вас обоих: малыш будет иметь возможность свободно ее исследовать, а вы – расслабиться.

Познавательно насыщенная среда позволяет ребенку исследовать подходящие ему по возрасту игрушки и предметы и таким образом учиться. Пластиковая банка с отвинчивающейся крышкой подходит для игры малышу, который начинает ходить, но слишком сложна для ребенка поменьше. С мячом с радостью будет играть тот, кто начал самостоятельно передвигаться, – он сможет добраться до мяча, если тот укатится. Но эта игрушка не подходит для малыша, который еще не умеет ползать.

В эмоционально поддерживающей среде ребенок может расслабиться, потому что он уверен – вы сможете оказать ему эмоциональную поддержку, если понадобится. Он может наслаждаться свободным исследованием и время от времени обращаться к вам с предложением поиграть вместе, ведь вы уже способны это оценить и получить от игры удовольствие.

3. Наличие времени для непрерывной игры.

«Чем меньше мы прерываем ребенка, тем легче ребенок развивает свой объем внимания»[5 — Magda Gerber and Allison Johnson. Your Self-Confident Baby. N. Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. 67.].

Все дети умеют играть. Их не нужно этому учить. Игра – естественное для них занятие, и позвольте им самостоятельно начинать ее. В безопасной игровой зоне дети могут весело играть сами. Когда им предоставляется возможность самостоятельно исследовать предметы и пространство вокруг, экспериментировать, они открывают свои способности и узнаю?т, что их интересует.

Играя, малыш не просто вертит в руках предмет, – он исследует его, выясняет, из чего тот состоит и что с ним можно сделать, что из этого получится, что будет, если по нему ударить. Дайте ребенку решить самому, хочет ли он играть (может быть, он предпочтет лежать на спине и наблюдать за тем, как пылинки вспыхивают в солнечном свете), и если да, то когда, во что, как именно и как долго он хочет играть. Ежедневное выделение ребенку времени для непрерывной игры позволяет сохранить большой объем внимания[2 — Характеристика внимания, показывающая, сколько одновременно предметов человек может воспринимать или какое количество действий совершать. Прим. ред.], с которым многие дети рождаются. Это также позволяет развить способность концентрироваться, уверенность в себе и умение решать проблемы.

4. Свобода изучать других детей и взаимодействовать с ними.

«Многие ограничивают взаимодействие между детьми (например, взаимные прикосновения), опасаясь, что малыши могут ударить или поцарапать друг друга, однако на курсах обучения методу «Воспитывай наблюдая» преподаватели содействуют такому общению, внимательно наблюдая за детьми, чтобы знать, когда нужно вмешаться, а когда – нет»[6 — Magda Gerber and Allison Johnson. Your Self-Confident Baby. N. Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. 183.].

Часто дети бывают в восторге от других детей. Вашему малышу очень полезно иметь возможность играть и изучать разные вещи вместе с маленькой постоянной группой детей его уровня развития в сопровождении внимательного взрослого, который находится рядом и обеспечивает эмоциональную поддержку и безопасность.

Общаясь со сверстниками, ребенок узнаёт что-нибудь новое о себе и других. Иногда, возможно, он захочет посидеть у вас на коленях и понаблюдать за другими детьми, а не рисковать. В рамках нашего метода это оценивается так: если малыш хочет оставаться с родителем на протяжении всего полуторачасового занятия – все в порядке. У нас нет раз и навсегда утвержденного плана, согласно которому он должен оставить маму и папу и пойти играть с той или иной игрушкой. Все просто: малыш переворачивается на спину, когда он к этому готов, и точно так же в свое время он даст вам знать, что готов слезть с ваших колен и отправиться изучать мир, без всяких уговоров или понуканий с вашей стороны. Готовность ребенка зависит от его темперамента и уровня развития. Если он пока не стремится попасть в игровую зону, то с удовольствием посидит у вас на коленях, наблюдая за другими детьми и родителями.

5. Вовлечение малыша во все действия по уходу за ним, что позволяет ему стать активным участником, а не пассивным объектом заботы о нем.

«Время, когда родители всецело принадлежат своему ребенку, вписано в их планы самой природой: это то время, когда они обычно заботятся о малыше. Подумайте об этой рутинной заботе как об особенном периоде, когда можно осуществить “дозаправку” отношений между вами особой близостью и любовью»[7 — Magda Gerber and Allison Johnson. Your Self-Confident Baby. N. Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. 5.].

Уход за ребенком – не только выполнение конкретной задачи вроде смены памперса, мытья или кормления. Это ваша возможность насладиться особенной близостью с ребенком, выстроить отношения между вами. Это дела, которые вы делаете вместе с ребенком, а не просто для него или по отношению к нему. Даже грудничок может поучаствовать вместе с вами в уходе за собой, если вы дадите ему такую возможность. С самого рождения, меняя памперс, просите малыша: «Подними, пожалуйста, попу» – и мягко дотрагивайтесь до его попы. Если вместе с этим вы приподнимете его попу, он начнет понимать значение вашей просьбы и выполнит ее, как только сможет. Уход за детьми предоставляет также большие возможности для обучения языку и позволяет малышу делать что-то вместе с вами и радоваться этому. Поэтому расслабьтесь, наберитесь терпения и наслаждайтесь минутами близости.

6. Чуткое наблюдение за малышом, которое помогает понять его нужды.

«Чем больше мы делаем, тем более мы заняты и тем менее внимательны»[8 — Magda Gerber and Allison Johnson. Your Self-Confident Baby. N. Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. 63.].

Наблюдая за ребенком, вы будете лучше его понимать и ценить все, что он делает и чему учится. Бутылочка молока или кормление грудью всегда помогут его успокоить, но если причина не в том, что он голоден или хочет спать? Успокойтесь и немного подождите, понаблюдайте за ребенком, прежде чем вмешаться. Это поможет вам помочь ему именно в том, в чем ему нужно. Возможно, вы думаете: «Я глаз с него не спущу!». Однако наблюдать – совсем не то же самое, что просто смотреть на детей. Для этого нужно успокоиться, сделать паузу, потерпеть и постараться взглянуть на ребенка свежим взглядом, как будто вы видите его впервые. Потребуется практика, потому что зачастую мы видим только то, что ожидаем увидеть. Спокойно наблюдая за детьми – лежащими в кроватке, сидящими на руках у родителей или играющими на полу, – вы больше узнаёте о них, замечаете множество деталей и начинаете больше дорожить всем, что они делают.

7. Последовательность и четкое определение границ и правил для поддержания дисциплины.

«Цель, к которой нужно стремиться, устанавливая правила и поддерживая дисциплину, – воспитать детей, которых мы не просто любим, но в обществе которых мы любим находиться»[9 — Magda Gerber and Allison Johnson. Your Self-Confident Baby. N. Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. 107–108.].

Установление четких правил и ограничений и последовательное их соблюдение помогут детям чувствовать себя в безопасности, потому что они будут знать, чего от них ждут. Если вы не хотите, чтобы ребенок прыгал по дивану, скажите ему об этом и предложите

альтернативу – другое место, где он мог бы прыгать. Иногда нам нужно повторять какое-то правило снова и снова, пока ребенок его не усвоит и не станет следовать ему по доброй воле. Ключ ко всему – терпение. Конечно, авторитарные родители наверняка хотят получить желаемый результат как можно быстрее, но какой ценой? За счет испорченных отношений с ребенком? Путем давления на малыша? Не нужно наказывать или отчитывать ребенка, который постоянно проверяет границы, – это неразумно.

В дополнение к основным принципам подхода «воспитывай наблюдая» предлагаем вам познакомиться со следующими понятиями.

Метод «Воспитывай наблюдая» основан на уважении родителей к ребенку и к самим себе. Большинство людей согласится, что важно уважать друг друга, но все по-разному понимают уважение. Для кого-то уважение – это «улица с односторонним движением»: дети должны проявлять уважение к родителям и старшим, однако в противоположном направлении уважение почти не «движется». Что касается меня, я чувствую, что меня уважают, когда люди уделяют мне все свое внимание, когда они позволяют мне говорить и не перебивают, когда слушают, не высказывая суждений, когда ценят мою точку зрения, даже если они со мной не согласны. Меня злит, когда я вижу, что к кому-то относятся свысока или пренебрежительно просто потому, что он младше по возрасту или по должности. Ключ к созданию гармоничных семей и мира во всем мире – понимание того, как взаимодействовать и сосуществовать с другими людьми уважительно. Дети учатся этому не тогда, когда начинают ходить или идут в детский сад. Уважению учатся с самого рождения, во взаимодействии со взрослыми, ухаживающими за ребенком.

Метод «Воспитывай наблюдая» учит нас уважать ребенка: нежно касаться, медленно поворачивать, бережно обращаться с ним. Мы демонстрируем уважение, если всегда предупреждаем, что собираемся сделать с ним, прежде чем делаем это: «Я хочу тебя поднять»; «Я схожу на кухню и сразу вернусь»; «Давай сейчас снимем твой памперс». Мы поддерживаем зрительный контакт с ребенком, но не заставляем его смотреть на нас, уважая его желание посмотреть куда-то еще или отвернуться, если ему хочется. Мы разговариваем с ребенком и даем ему время осмыслить сказанное. Мы не стараемся отвлечь его от его переживаний, но позволяем полностью выразить свои эмоции. Мы не решаем много задач одновременно, но всецело отдаем ему наше внимание во время ежедневных кормлений, смены памперсов, купания, одевания и других рутинных занятий.

Мы демонстрируем самоуважение, заботясь о собственных потребностях, поэтому нам легче заботиться о своем малыше и это приносит нам больше радости. Заботясь о самих себе без чувства вины, мы наглядно показываем, что наши нужды и потребности нашего ребенка одинаково важны. «Я знаю, что ты хочешь, чтобы я сейчас осталась с тобой, но мне нужно принять душ. Я это сделаю и потом вернусь». «Я люблю играть с тобой, но сейчас я устала. Я пойду полежу немного в своей комнате, а ты пока поиграй сам».

«Подлинность» означает искренность, правдивость чего-либо. Позволить ребенку быть подлинным – значит отказаться от любых своих готовых представлений, сесть поудобнее, понаблюдать и по-настоящему увидеть его в этот момент, забыв о том, как он вел себя вчера. Если вы будете глядеть на своего малыша с любопытством и интересом, он часто будет удивлять вас, а вы лучше его поймете. Вместо зажатого узкими рамками роли «сообразительного, милого, симпатичного карапуза» перед вами предстанет полноценная, сложная личность – ведь именно таков ваш ребенок. Подрастая, он научится одновременно быть самим собой и членом большой социальной группы.

Мой сын преподал мне ценный урок, как отбросить предубеждения и открыться новым возможностям, и я узнала, сколько радости и сюрпризов это приносит. Когда Элайже было три года, мы с мужем купили ему детскую баскетбольную корзину. Мне казалось, что ничего хорошего из этой идеи не выйдет, потому что детям его возраста рано развивать свои баскетбольные способности. Но Элайжа имел абсолютно другое мнение. Я смотрела, как он вынес из дому маленькую табуретку и поставил ее перед корзиной. Затем он снова сходил домой, взял ведерко, полное мелких предметов, и поставил его на землю перед табуреткой. Он доставал предметы один за другим, забирался на табуретку и бросал их в корзину. Некоторые предметы падали прямо вниз, другие застревали, и их нужно было выпутывать из сетки. Некоторые падали быстро, шумно ударяясь о землю, другие, более легкие, летели немного дольше и беззвучно опускались на траву. Элайжа ликовал, когда что-то падало прямо на землю с громким стуком, и с любопытством выяснял, что случилось, когда что-то застревало. Он повторил этот эксперимент много раз, и это заняло его больше чем на полчаса. Могли ли мы предположить, что баскетбольная корзина так увлечет его? Нет, – но именно она завладела вниманием Элайжи. Не сомневаюсь, что, подобно ученому, в результате своего эксперимента он получил множество информации. Баскетбольная корзина стала важным уроком, благодаря которому я научилась отбрасывать любые предубеждения относительно того, как Элайжа может или будет реагировать на то или на это – будь то спортивный инвентарь или какие-то жизненные обстоятельства. Я больше не чувствую себя обязанной заставлять его делать что-то или учить чему-то – я поняла, что намного больше радости приносит создание познавательно насыщенной среды для Элайжи. Если я это сделала, то могу сесть, расслабиться и просто получить удовольствие оттого, что мы вместе, а он может исследовать то, что ему интересно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/debora-solomon/malyshu-v >

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей

Скачать книгу

О книге «Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей»

«Воспитывай наблюдая» – уникальный метод взаимодействия родителей с маленькими детьми. Дебора Соломон показывает, как выстроить доверительные и радостные отношения с ребенком, основанные на уважении к его личной свободе.

Этот подход поможет вам лучше понимать своего малыша, облегчит родительские заботы и научит жить полной жизнью без ненужных жертв и ограничений.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей» Дебора Соломон бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Дебора Соломон «Малышу виднее. Секреты спокойных родителей»

Нет большей радости для мамы и папы, чем наблюдать, как растет и меняется малыш. Родители не только открывают этот мир ребенку, они открывают его вместе с ним. Отношения, основанные на взаимном уважении, интересе, жажде открытий — это настоящий подарок! Но многие родители считают, что полноценное общение с ребенком возникает, когда он начинает ходить и говорить, а до этого дитя нуждается только в ласке и уходе. Это не так!

Эта книга о том, как с первых дней жизни ребенка увидеть в нем самостоятельную личность, серьезного исследователя, интересного собеседника и даже помощника в ежедневной рутине. Кроме того, прочитав ее, вы начнете получать гораздо больше удовольствия от родительства, сколь компетентными вы ни были бы.

О книге

Дебора Соломон, последовательница школы Магды Гербер, описывает в книге уникальный метод взаимодействия родителей с маленькими детьми. Основанный на идее «воспитывай наблюдая», этот подход поможет вам понять, что действительно необходимо вашему малышу для развития, и научит давать ему именно то, в чем он нуждается.

Автор книги уверена, дети от природы обладают способностью развиваться в собственном темпе, они сами учатся общаться, решать проблемы и самостоятельно успокаиваться. Ребенку не нужны, вертящиеся вокруг него взрослые, их бесконечная забота и удушающая любовь. Секрет гармоничных и доверительных отношений с ребенком в том, чтобы терпеливо ждать и наблюдать за ним, присматриваться и прислушиваться к нему, направлять, а не управлять, быть внимательным, а не навязчивым. Только уважая личную свободу малыша, видя в нем полноценную личность, обладающую собственной точкой зрения, вы сможете вырастить самостоятельного и уверенного в себе ребенка.

Каждая мама обязана знать:  Приемная семья

Фишка книги

Описывая метод «воспитывай, наблюдая», автор не останавливается на общих идеях воспитания. Каждая из них находит отражение в конкретных практических советах по уходу за малышами на разных этапах развития. Молодые родители узнают, как заботиться о грудном ребенке в самые первые дни, как его кормить, укладывать спать и купать, играть с ним и учить ходить, общаться и воспитывать уже более взрослого ребенка, правильно устанавливая ограничения.

Почему мы решили издать эту книгу


Это успокаивающая и расслабляющая книга как глоток свежего воздуха в сравнении с дидактическими, чрезмерно предписывающими пособиями по уходу за маленькими детьми. Она поможет родителям почувствовать уверенность в себе и найти больше радостей в воспитании детей.

Для кого эта книга

Для будущих мам.

Для родителей, которые «загнали» себя заботой о ребенке и переживаниями о том, правильно ли они все делают. Она изменит ваши представления о воспитании детей, подарит спокойные отношения с ребенком.

Об авторе

Дебора Карлайл Соломон — исполнительный директор Ресурсного центра «Воспитывай наблюдая». Она открыла для себя этот метод, когда ее сын Элайжа был маленьким, и так глубоко погрузилась в его изучение, что решила сменить профессию и вступить в Ассоциацию. Выступала на различных американских и международных конференциях и семинарах, посвященных младенчеству и раннему детству. Проживает в Лос-Анджелесе с мужем и сыном-подростком, воспитанным согласно принципу «Воспитывай наблюдая».

Наш подход помогает мамам и папам научиться более осознанному родительству. Я была сражена тем, как открыто родители делились своими проблемами, и с благоговением смотрела, как нежно родители и дети общаются друг с другом.

В последний день занятий на курсах Магда Гербер спрашивала своих студентов: «Если бы у вас могло исполниться одно желание, что бы вы загадали?» Несколько студентов пожелали мира во всем мире и счастья своим детям и семьям. Я была озадачена тем, что нужно выбрать только одно желание, и обдумывала свой ответ так, будто от этого зависела судьба человечества. Сейчас, по прошествии многих лет, я обнаружила, что размышляю о своем желании в отношении этой книги. Оно таково: я хотела бы, чтобы книга показала вам путь к более легкой и радостной жизни с ребенком, основанной на взаимном доверии и уважении.

На занятиях «Воспитывай наблюдая» мне посчастливилось видеть, как приверженцам самого разного образа жизни и людям самых разных убеждений удавалось следовать принципам Магды. Наш подход помогает мамам и папам научиться более осознанному родительству. Я была сражена тем, как открыто родители делились своими проблемами, и с благоговением смотрела, как нежно родители и дети общаются друг с другом. Меня до слез трогали ласковое прикосновение, доброе слово, терпеливая рука. Эти маленькие, но такие значимые детали выражают любовь, которую мы испытываем к своим детям. Они больше, чем блестящие игрушки или захватывающие приключения, формируют наши отношения с детьми. И это — то, что действительно имеет значение.

Цитаты из книги

Будьте ближе

Уход за ребенком не только выполнение конкретной задачи вроде смены памперса, мытья или кормления. Это ваша возможность насладиться особенной близостью с ребенком, выстроить отношения между вами. Это дела, которые вы делаете вместе с ребенком, а не просто для него или по отношению к нему.

Не вмешивайтесь

Ребенок учится все время. Чем меньше мы вмеши­ваемся в естественный процесс познания, тем больше замечаем, как много нового ребенок узнает каждую ми­нуту. Все дети от природы любопытны и внутренне мотивированы к познанию окружающего мира. Они не нуждаются в наших инструкциях или поучениях. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать разные предметы и предоставьте ему столько времени, сколько нужно, чтобы он мог делать это в своем темпе.

Общение с другими малышами

Часто дети бывают в восторге от других детей. Вашему малышу очень полезно иметь возможность играть и изучать разные вещи вместе с маленькой постоянной группой детей его уровня развития в сопровождении внимательного взрослого, который находится рядом и обеспечивает эмоциональную поддержку и безопасность. Общаясь со сверстниками, ребенок узнает что-нибудь новое о себе и других.

Все дети умеют играть. Их не нужно этому учить. Игра — естественное для них занятие, и позвольте им самостоятельно начинать ее. В безопасной игровой зоне дети могут весело играть сами. Когда им предоставляется возможность самостоятельно исследовать предметы и пространство вокруг, экспериментировать, они открывают свои способности и узнают, что их интересует.

Правила и терпение

Установление четких правил и ограничений и последовательное их соблюдение помогут детям чувствовать себя в безопасности, потому что они будут знать, чего от них ждут. Если вы не хотите, чтобы ребенок прыгал по дивану, скажите ему об этом и предложите альтернативу — другое место, где он мог бы прыгать. Иногда нам нужно повторять какое-то правило снова и снова, пока ребенок его не усвоит и не станет следовать ему по доброй воле. Ключ ко всему — терпение.

Уважение

Метод «Воспитывай наблюдая» учит нас уважать ребенка: нежно касаться, медленно поворачивать, бережно обращаться с ним. Мы демонстрируем уважение, если всегда предупреждаем, что собираемся сделать с ним, прежде чем делаем это: «Я хочу тебя поднять»; «Я схожу на кухню и сразу вернусь»; «Давай сейчас снимем твой памперс». Мы поддерживаем зрительный контакт с ребенком, но не заставляем его смотреть на нас, уважая его желание посмотреть куда-то еще или отвернуться, если ему хочется.

Отзыв

Книга основана на уникальном методе взаимодействия с маленькими детьми — «воспитывай наблюдая». Дебора Соломон показывает, как выстроить доверительные и радостные отношения с ребенком, основанные на уважении к его личной свободе. Этот подход поможет вам лучше понимать своего малыша, облегчит родительские заботы и научит жить полной жизнью без ненужных жертв и ограничений.

Когда ты только планируешь стать мамой, то тебя уже одолевает много мыслей по поводу того, как правильно ухаживать и воспитывать своего ребенка. А когда малыш рождается мыслей и вопросов становиться еще больше! Книга «Малышу виднее» направлена как раз на то, чтобы помочь родителям успокоиться и понять, что очень многие ответы на вопросы они получат, внимательно наблюдая и прислушиваясь к своему ребенку, даже новорожденному! Нужно давать возможность проявить ему себя, а потом уже подключатся к помощи, если потребуется.

Mетод «Воспитывай наблюдая» подразумевает, что основа длительных отношений — это уважение. Этот подход поможет вам понять, что действительно необходимо вашему малышу, и научит вас давать ему именно то, в чем он нуждается. Хотя такой метод используется по отношению к детям в возрасте до двух лет, основные принципы вы сможете применять и с более взрослым ребенком. Специальной подготовки не требуется. Все, что нужно, — отбросить предубеждения и открыться новым знаниям.

Мне кажется, методика «воспитывай, наблюдая» также хороша будет для тех родителей, кто встал на путь осознанного родительства, когда мы принимаем ребенка таким, какой он есть, помогаем ему расти и развиваться, а не делаем все за него, навязывая свои мысли и взгляды!

Знаете, от книги остается приятное чувство спокойствия и размеренности, наверно так и должно быть от метода «воспитывай, наблюдая», без спешки и суеты. Ты не мешаешь своему ребенку расти и развиваться, а оказываешься рядом, когда ему это необходимо!

Happymomsplace — #местовстречимам

Блог полезных советов!

Малышу виднее (Дебора Соломон). Рецензия на книгу

Совсем недавно я писала о книге «Секреты высыпающейся мамы» Трейси Хогг, а сегодня хочу поделиться с вами размышлениями о книге «Малышу виднее. Секреты спокойных родителей» Деборы Соломон. Если сравнивать эти книги, то они имеют противоположные мнения по вопросам ухода и воспитания детей до 2 лет. Сходства есть, но в большинстве случаев они рекомендуют разные методы и подходы. В такие моменты, я особенно понимаю, почему в наше время родителям бывает сложно. Как раз из-за наличия различной литературы и методик по воспитанию, которые нередко противоречат друг другу. И бывает трудно сориентироваться во всем этом изобилии. Что лучше, а что хуже, что правильно, а что нет – сложно сказать… Сделать окончательный выбор придется нам самим, дорогие родители. Верю, что опыт расставит все по стоим местам. А пока давайте более детально рассмотрим книгу.

«Малышу виднее. Секреты спокойных родителей» Дебора Соломон:
Оформление книги

Книга оформлена в бежевых спокойных цветах, плотные страницы, закладка, крупный шрифт. Удобная, быстро и легко читается. Это также и благодаря тому, что она написана простым и понятным языком.

О чем книга

Автор книги Дебора Соломон описывает в книге метод «воспитывай, наблюдая» — метод по уходу и воспитанию детей до 2-х лет. А также рассказывает, как практически использовать его в повседневной жизни с ребенком и на примере других семей показывает то, как он работает и какие результаты может принести.

Дебора Соломон является последовательницей школы Магды Гербер, которая и разработала метод «воспитывай, наблюдая». Если более детально говорить об этом методе, то это метод взаимодействия родителей с маленькими детьми, суть которого прямо вытекает из названия – воспитывать, наблюдая.

Роль родителей – активно и внимательно наблюдать за своим ребенком в повседневной жизни, пытаться определить его истинные нужды и, осторожно, там, где он по-настоящему в нас нуждается, помочь ему. Родители не спешат вмешиваться в жизнь ребенка и сразу же решать все его проблемы, они немного ждут, дают ему время принять самостоятельные решения. Родители направляют, а не управляют. Ребенок – это умная и полноценная личность, со своими нуждами, желаниями, характером, индивидуальностью. Каждый ребенок развивается в своем темпе! Не нужно никуда спешить и подгонять ребенка! И все это родители должны учитывать, уважать, ценить, поддерживать и лишь аккуратно помогать ребенку развиваться.

Конечно же, воспитывая через призму безопасности и здравого смысла!

«Метод «Воспитывай наблюдая» учит нас уважать ребенка: нежно касаться, медленно поворачивать, бережно обращаться с ним. Мы демонстрируем уважение, если всегда предупреждаем, что собираемся сделать с ним, прежде чем делаем это: «Я хочу тебя поднять»; «Я схожу на кухню и сразу вернусь»; «Давай сейчас снимем твой памперс». Мы поддерживаем зрительный контакт с ребенком, но не заставляем его смотреть на нас, уважая его желание посмотреть куда-то еще или отвернуться, если ему хочется».

Больше о методе «воспитывай, наблюдая» вы можете прочитать в одноимённой главе книги по ссылке. А также непосредственно из книги!

В книге вы найдете:

  1. Все о методе «воспитывай, наблюдая» — от общей информации до практических шагов по его применению.
  2. Информацию о том, как обеспечить ребенку правильный уход (что делать, если ребенок плачет; колики; использование пустышки; режим; сон; купание; смена памперсов; одевание; кормление; отлучение от груди и т.д.).
  3. О том, как важно для детей движение, как правильно обеспечить им безопасное пространство и свободу передвижения, что делать, когда дети падают.
  4. Игра, как важнейший элемент развития ребенка (в общем о детской игре, игровая зона, игрушки, роль родителя в детской игре, совместная игра детей).
  5. Дисциплина, как неотъемлемый элемент воспитания (почему так важно устанавливать ограничения, что делать, если ребенок тянет за волосы, кусается, дерется и толкается, нытье и т.д.).
  6. Ответы на вопросы воспитания деток до 2-х лет (как выстроить хорошие взаимоотношения с ребенком, организация кормления, учимся пользоваться горшком, страх перед незнакомцами, взаимоотношения между братьями и сестрами, если у вас двойня, детский сад и т.д.)
  7. Почему родителям так важно заботиться о себе и практические рекомендации.

Как видите, в книге много интересной и полезной информации. Она написана легко, доступно и часто в общем, обо всем понемногу. Кстати, для кого-то это может быть и минусом. Кроме общей информации вы найдете и практические советы и истории из жизни других семей. И все это базируется на методе «воспитывай, наблюдая».

  1. Книга спокойных родителей…

Если снова сравнивать с книгой «Секреты высыпающейся мамы» Трейси Хогг, которая держала меня немного в напряжении, то книга Деборы Соломон «Малышу виднее» – это «как глоток свежего воздуха». После нее я немного вздохнула с облегчением! Все-таки, дело не только в 100% соблюдении режима, а и в том, чтобы в нужный момент правильно реагировать на истинные потребности ребенка. А они могут отличаться от того, как мы себе это представляем. Поэтому мы, как родители, должны внимательно прислушиваться и присматриваться к своему ребенку, и в результате, давать ему то, что по-настоящему нужно, а не только «навязывать» свое мнение и свои желания. Даже совсем крошечный ребенок, может уже многое нам рассказать, главное – внимательно смотреть и слушать!

«Уход за ребенком не только выполнение конкретной задачи вроде смены памперса, мытья или кормления. Это ваша возможность насладиться особенной близостью с ребенком, выстроить отношения между вами. Это дела, которые вы делаете вместе с ребенком, а не просто для него или по отношению к нему».

Мне многие идеи в книге нравятся. Я вижу их подтверждение в реальной жизни! И книга может немного успокоить родителей, которые:

— все время боятся что-то потерять или не успеть;

— неправильно или не так, «как надо» воспитать своего ребенка;

— все время заставляют своих детей достигать каких-то результатов, поправляют их, накладывают много запретов или, наоборот, все разрешают;

— много переживают о правильности ухода и заботе о детях…

«Ребенок учится все время. Чем меньше мы вмеши­ваемся в естественный процесс познания, тем больше замечаем, как много нового ребенок узнает каждую ми­нуту. Все дети от природы любопытны и внутренне мотивированы к познанию окружающего мира. Они не нуждаются в наших инструкциях или поучениях. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать разные предметы и предоставьте ему столько времени, сколько нужно, чтобы он мог делать это в своем темпе».

Читая книгу, я много думала о том, что ведь часто мы, родители, из-за своих страхов и спешки, не замечаем главного и можем ошибочно трактовать поведение своего ребенка. Сколько раз вам казалось, что ребенок хочет сделать что-то одно, а оказывалось, что он думает совсем о другом? А сколько раз неправильно трактовали плач ребенка? Сколько раз вмешивались невовремя в его игру? Или спешили на помощь, когда она и не сильно там была нужна?…Сложно ответить, правда?! И это не совсем плохо, это наш опыт. Но, что мы еще можем сделать?! Как пишет автор книги — иногда просто сесть в сторонке, и тихо понаблюдать за свои ребенком!

Еще мнения напоследок

Для кого-то книга может показаться сильно демократичной. И не все идеи и мне нравятся. Но в ней есть то, что я возьму себе «на вооружение».

Почему я бы рекомендовала ее почитать:

— это неплохой источник информации по уходу и воспитанию детей до 2-х лет;

— как книгу, которая успокаивает и придает уверенности;

— как книгу, которая заставляет думать о ребенке, как о полноценном человеке, а не о беспомощном создании;

— книга, которая учит родителей уважать ребенка и себя;

— узнать, как ухаживают и воспитывают детей другие родители, которые применили метод «воспитывай, наблюдая».

Еще одна книга и еще одна точка зрения! И как она оживет в нашей жизни – решать только нам! Надеюсь, только наилучшим образом! До встречи в следующих рецензиях. Делитесь любыми мыслями в комментариях! И…

Будьте счастливы!

Автор: Акопджанян Алена (Мама Алена)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация