Действительно ли нужно заставлять ребенка заниматься


Содержание

Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?

Вы, конечно, можете заставить ребенка посещать кружок несмотря ни на что («Что значит, не хочу? Есть слово надо!»). Послушный ребенок, чтобы не расстраивать родителей, примет ваши условия, но какой ценой? Ребенок будет терпеть, даже если это невыносимо, и усвоит, что желания родителей важнее его собственных. В будущем, вероятно, у него сформируется установка: «не выражай свои чувства и желания, ни в коем случае не оставляй трудную, нелюбимую работу».

Но было бы гуманнее, выявить причину нежелания, внимательно выслушав мнение ребенка на этот счет. По опыту — причины могут быть разными. Я назову только некоторые из них:

  1. Ребенок устал совмещать несколько кружков и старается убрать те, которые забирают большую часть его энергии или менее всего его интересуют.
  2. Ребенок пытается быть идеальным и успешным во всем (или его родители не приемлют его неудач) и, если он чувствует, что не сможет быть лучшим в какой-либо деятельности – он пытается оставить ее, чтобы предотвратить неудачу.
  3. Ребенок изначально не выбирал – за него решили родители. Кто-то из них мечтал выступать на сцене, знать иностранные языки и т.д. Поэтому ребенок просто обязан сделать это за них. В то же время, ребенок искренне не хочет этого или не имеет к этому склонности.
  4. Ребенок отказывается из-за неуверенности в своих силах. Некоторые дети бросают деятельность, только начав, поскольку не верят в успешный результат и сдаются заранее.
  5. Как не парадоксально, причина может быть в преподавателе. Учитель учителю рознь – некоторые прививают не любовь, а ненависть и отвращение к предмету, подавляя самостоятельность, активность ребенка, загоняя его в рамки правил и чувство стыда.
  6. Возможно, это просто бунт, через который ребенок пытается привлечь ваше внимание, чтобы сообщить вам о своих чувствах, потребностях, интересах.

Выявив причину, следует ее устранить: снизить общую нагрузку, дать ребенку право на ошибку, не требовать от него идеальности, воодушевлять ребенка на деятельность; создавать ситуации успеха, подобрать личностно-ориентированного преподавателя, чаще интересоваться потребностями, интересами ребенка, довести его самооценку до нормы (с помощью специалиста).

Хочу закончить эту статью словами одного моего клиента: «Мои родные думают, что я железный и никогда не устаю. Типа робот. Но я так устал, я же живой человек. Знаете, о чем я мечтаю? Проваляться целый день в кровати. И все. И чтобы никто не сказал, что я лентяй».

Есть ли смысл в принуждении ребёнка к спорту

По мнению врачей и учёных, регулярные занятия детей спортом укрепляют здоровье, закаляют характер, развивают адаптивные способности к социуму. Группа психологов доказала, что мозг таких детей становится более восприимчив к обучению. В то же время часто родителям, несмотря на все свои старания, не удаётся привить любовь ребёнка к спорту. Взрослые задумываются, нужно ли заставлять его посещать спортивные секции или пусть этот выбор будет полностью за ним.

Нужно ли заставлять ребёнка заниматься спортом, что думают специалисты

В истории спорта есть немало примеров, когда ребёнок рос слабым и болезненным, его отдавали в спортивную секцию, в результате чего уходили болезни, а он становился ещё и знаменитым спортсменом и за это был благодарен родителям. Взять хотя бы историю легендарной советской фигуристки Ирины Родниной.

Существуют и прямо противоположные взаимоотношения между знаменитостями и их родителями. Так, известный американский теннисист Андре Агасси, являющийся неоднократным победителем турниров «Большого шлема», во всех своих интервью жалуется на то, что бегать с ракеткой его принуждал отец, а сам он всегда ненавидел теннис.

Многократный победитель турниров «Большого шлема» Андре Агасси ненавидел заниматься в детстве теннисом, но его заставлял отец

Мой отец по природе диктатор. Спорить с ним было опасно. Если он решил, что сын должен стать первой ракеткой мира, значит, такая у сына судьба. Иногда, если он был мной недоволен, то направлял на меня теннисную пушку, которую называл «драконом», и буквально расстреливал меня из неё. Было очень больно.

Андре Агасси

«Откровенно»

Подавляющее большинство детских психологов считает, что большая ошибка родителей — заставлять ребёнка посещать спортивные секции против его воли. Вероятность стать знаменитым профессионалом составляет около 0.1%, зато высок риск получить как физические, так и психологические травмы:

  • снижается собственная самооценка и развиваются комплексы неполноценности;
  • появляется обида на родителей;
  • наступает апатия или даже отвращение к каким-либо физическим упражнениям;
  • развивается скрытность и эмоциональная зависимость от других людей.

Часть детских тренеров полагает, что из детей можно что-то лепить, пока они маленькие. И в это время родители действительно могут проявить настойчивость и даже где-то заставить. Но бо́льшая часть специалистов считает, что насильно заставлять ребёнка посещать секцию нельзя.

Как увлечь ребёнка спортом

Наиболее распространённым среди психологов и тренеров является гибкий индивидуальный подход к вопросу мотивации ребёнка к спорту. Директор научно-практического центра в Минске говорит, что, прежде всего, нужно разделять следующие понятия:

  • спорт;
  • физическая активность;
  • фитнес;
  • спорт высоких достижений.

На начальных этапах родители должны воспринимать спорт только как способ гармоничного развития.

Выбрать оптимальный вид спорта

Первое, с чем должны определиться папа с мамой и ребёнок, — это выбор вида спорта. При правильном выборе практически не нужно будет мотивировать ребёнка к посещению секции. Вид спорта должен нравиться. Чтобы это определить, достаточно внимательно понаблюдать за своим чадом и попробовать предложить ему поиграть в разные игры. Очевидно, что если ребёнок с утра до вечера играет во дворе в мяч, спит с мячом, собирает наклейки с известными футболистами, то ему прямая дорога в секцию футбола. Помимо этого, у него должны быть определённые физические способности к любимому виду спорта. Если у ребёнка ничего не будет получаться на занятиях, то в дальнейшем у него может развиться комплекс неполноценности. Например, с больши́м весом и широкой костью не рекомендуют заниматься фигурным катанием на серьёзном уровне.

У ребёнка могут быть успехи в фигурном катании, если он худощавый, пластичный, артистичный, чувствует ритм

Показать увлечённость на личном примере

Даже если родителям удастся верно подобрать подходящий вид спорта, ребёнок иногда может лениться посещать занятия. В этом случае его нужно дополнительно увлекать и мотивировать. Психолог Юлия Гиппенрейтер советует начинать делать вместе с ребёнком то, чем вы хотите его увлечь. Если он пошёл в секцию по гимнастике, то папа просто обязан показывать ему личный пример в подтягиваниях, отжиманиях, лазанию по канату. С ребёнком нужно обсуждать его тренировки, поощрять даже маленькие успехи, радоваться им, вместе смотреть спортивные трансляции и посещать соревнования. От родителей даже в случае детских неудач должен исходить энтузиазм и положительные эмоции.

Увлечь ребёнка спортом лучше всего своим личным примером

Подобрать подходящую секцию

Желательно, чтобы выбранная секция была недалеко от дома, так как ежедневные длительные поездки в большинстве случаев просто подорвут здоровье ребёнка и отобьют у него всякую охоту к физической культуре. Тренер должен быть одновременно уважаем и любим детьми. Если у него не получается найти контакт с вашим ребёнком, то лучше перейти к другому. Дополнительным стимулом к занятиям может оказаться то, что секцию уже посещает кто-то из друзей, братьев или сестёр. Так, известный чемпион по боксу Александр Усик начал ходить в секцию с другом, а тренером был отец друга.

Каждая мама обязана знать:  Проблемы между мамой и дочкой

Важно, чтобы детский тренер мог найти контакт с ребёнком

Привести ребёнка в секцию в нужном возрасте

Учёные определили, для того чтобы ребёнок воспринимал себя в жизни как спортивного человека, лучше всего начинать посещать секции с шести-семи лет. Причём на начальном этапе не так важна специализация, как выработка привычки к регулярным тренировкам и общефизическая подготовка.

У меня двое сыновей занимаются в одной и той же секции. Старшего мы с женой называли неспортивным, так как не могли понять, каким видом спорта ему заниматься. Я пытался с ним играть в футбол, бегать, пробовали мы ходить и на популярные восточные единоборства. Он не выдерживал даже до конца первой тренировки. В четыре года мы подарили ему велосипед. Он боялся упасть и сильно из-за этого расстраивался. Я полгода катал его, держа велосипед за руль. А уже через год сын не мог выйти на улицу без велосипеда. Вот уже долгое время он занимается велоспортом. Следом за ним к этому же тренеру пошёл и младший сын. Секция находится недалеко от дома. Никого из них заставлять ходить на тренировки не надо.

Видео: как мотивировать детей на занятия спортом

Отзывы

Я не заставляю, а рассказываю сыну о том, как важны для него занятия. Мы ходим на акробатику. Много было разных вариантов, но остановились именно на этом. Он подвижный, гибкий. Ходит с удовольствием, радуемся вместе с ним его победам, вместе плачем, если больно. А вот ходили на борьбу — не его, он не может нападать. Хотя понимаю, что для самозащиты это нужно, может станет постарше, сам захочет научиться постоять за себя (пока только 5 лет). Не могла его заставить, силком его тащила, уговорами.

Lavanda

https://pyatochkin.ru/forum/deti-ot-3-kh-do-7-let/1885-nado-li-zastavlyat-rebenka-zanimatsya-sportom#9918

В 13 можно немножко настоять. Объяснить плюсы занятий. Если уж категорично нет, значит нет. Я в своё время бросила гимнастику, в «звании» кмс. Мама не возражала. А теперь мне очень жалко.

Гость

http://www.woman.ru/kids/medley5/thread/4733249/1/#m57830288

У старшего первая секция шла через «не хочу» и мамино «надо» после пары занятий ему тоже стало надо, но потом, правда, часто перед секцией ныл, что не хочет ехать, а хочет ещё поиграть с ребятами. То есть с вечера — ура, я завтра пойду на гимнастику, а после садика «не хочу сейчас». Ну я его понимаю, и так в садике уставал. Когда перешли в ту же секцию, но в другое место, где ещё пара детей из садика ходили, то бежал вприпрыжку за компанию, общались по дороге. Куда ходил без садичных друзей часто было «не хочу сейчас», но когда доезжали — бежал заниматься.

Ибис

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/407702/2.html

Мой ребёнок всё лето маме помогал таскать парус и доску, кряхтел, но нёс мачту за конец мачты… И вопрошал: «Мам, а я когда буду на парусе ходить?» Вот. Главное увлечь, а ребёнок сам выберет. Лишь бы не сидел дома. Лишь бы в бой рвался.

olunch

https://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=97&t=162491&i=163380

Польза от занятий спортом в детстве является аксиомой среди врачей, психологов и учёных. Но насильно принуждать к этому ребёнка не рекомендуется. Нужно искать индивидуальные подходы для мотивации. Лучше всего увлечься вместе с ребёнком. Главное, чтобы занятия доставляли удовольствие.

8 вещей, которые нельзя заставлять делать ребёнка

Есть, когда не хочется

Наш организм лучше знает, когда стоит употреблять пищу, а когда нет. Если человек заболевает, то ему просто необходим перерыв в приемах пищи. А есть малоежки, которым всегда нужно гораздо меньше еды, нежели другим. Когда ребёнок ест по принуждению, у него:

  • может разболеться живот (бывает и рвота);
  • появляется ненависть и отвращение к еде;
  • нарушается доверие к родителям, которые насильно впихивают еду.

Что делать? Почитайте нормы, по которым педиатры рекомендуют кормить малыша. Быть может, вы не так и далеки от них. Если же отрыв большой, уберите все перекусы, готовьте только питательную и полезную еду.

Лукавить и лгать

Даже самая безобидная фраза типа «мамы нет дома» (когда она на самом деле дома) научит малыша лжи и хитрости, а ещё даст возможность осознать ребёнку, что сами родители, в принципе, не прочь иногда солгать. Итог – ребёнок будет врать, и не стоит обижаться, если даже нам, мамам и папам!

Что делать? Можно не договаривать, но говорить только правду, и ничего, кроме правды.

Измениться

Речь идёт не о поступках, а о характере: некоторые родители пытаются заставить непоседу сидеть на скамейке всю прогулку, а боязливого флегматика укоряют в том, что он все делает медленно.

Что делать? Принять своего ребёнка таким, какой он есть. Ну, не любит он общаться с другими, а предпочитает играть в сторонке – пусть играет! А если малыш носится, как угорелый, лучше предоставить ему для этого зеленую лужайку, чем трепать нервы и себе, и крохе!

Общаться с другими людьми

Что делать? Отстать от ребёнка! Это ваши друзья, знакомые, коллеги, а не его! Не хочет общаться – не надо!

Просить прощения

Конфликты на детской площадке неизбежны, а вникать в них не всегда хочется, особенно, если родители заняты взрослыми беседами. «Почему Катя плачет? Отобрал лопатку? Иди, попроси прощения!» — говорим мы, не разбираясь, что Катя-то – задира, ударила, и кроха за это отобрал у неё лопатку, притом свою! А бывает, что мы понимаем, ребёнок не особо-то и виноват, но требуем от него извинений, потому что мы – вежливые!

Что делать? Всегда разбираться в детских конфликтах и просить ребёнка извиниться только, когда он действительно виноват и сам это осознает. Иначе слово «извини» превратится в пустое, ничего не значащее.


Заниматься тем, чем не хочется

«Какой бокс? Иди лучше в футбольную секцию! Я занимался, отличный спорт!», — говорит папа. В итоге из ребёнка вырастает не футболист и не боксер, хорошо, если вообще не забрасывает спорт! Речь идёт не только о спорте, но и о выборе профессии – часто родители решают за детей и этот вопрос.

Что делать? Прислушиваться к ребёнку, подбирать занятия, которые он любит и которые принесут ему пользу.

Отдыхать там, где не хочется

Будь то визит к любимой бабушке в выходной день, будь то летний детский лагерь на месяц — если досуг идёт врознь с желаниями ребёнка, ничего хорошего из этого не выйдет. Малыш только нагрубит бабуле, а лагерь превратится в настоящую пытку.

Что делать? Отдых должен приносить удовольствие, поэтому, подбирая вариант досуга для ребёнка, сначала поинтересуйтесь, чем хочет заниматься он. Если ваши точки зрения не совпадают, то постарайтесь объяснить преимущества своего варианта и сделать так, чтобы ребёнок с вами согласился. Если наотрез не хочет – не заставляйте, ищите компромисс!

Дружить

«Какая Таня умница, учится хорошо! А ты со своей Ленкой водишься! Лучше б с Таней дружила!» — давая такие советы, мы желаем нашим детям только лучшего! Но, как говорится, насильно мил не будешь! Если совет перерастёт в настоятельное требование, это лишь оттолкнет ребёнка и от Тани, и от мамы.

Что делать? Разговаривать о дружбе и настоящих друзьях надо, также стоит уделить внимание и тому, как следует себя вести. Но навязывать друзей ребёнку не стоит. Лучше самому подавать пример, общаясь с хорошими людьми.

Нужно ли заниматься с ребенком?

Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru!

Нужно ли заниматься с ребенком дома? С какого возраста нужно заниматься с ребенком? Если ребенок ходит в детский сад, надо ли с ним заниматься дополнительно? Нужны ли развивающие занятия с ребенком дома? Нужно ли готовить ребенка к школе? Нужно ли принуждать и заставлять ребенка заниматься, если он не хочет? Полезно ли ранее развитие?

Все эти вопросы часто задают родители на консультациях. И неспроста: практически каждый родитель с рождением малыша определяется для себя надо ли заниматься, заставлять или нет, с какого возраста, самостоятельно или в развивающих учреждениях…

Каждая мама обязана знать:  Конфликты между братьями

Простой опросник, который поможет принять решение.

Мое мнение, заниматься с ребенком дома или нет, как заниматься, каких подходов придерживаться – это выбор самих родителей. И делать этот выбор стоит осмысленно и ответственно, поскольку от него во многом зависит будущее Вашего ребенка.

Когда Вы будете принимать для себя это решение, попробуйте ответить на простые вопросы:

  1. Благополучно ли протекала беременность у мамы?
  2. Родился ли ребенок самостоятельно без осложнений?
  3. Соответствуют ли сроки появления улыбки, двигательных навыков нормативным срокам?
  4. Ползал ли Ваш ребенок?
  5. Произносил или произносит ли он до 10 облегченных слов к 1 году?
  6. Развивается ли речь ребенка по возрасту?
  7. Характерно ли для Вашего ребенка крепкое здоровье?
  8. Осваивает ли Ваш ребенок игры, навыки общения и самостоятельности по возрасту?
  9. Посещает ли Ваш ребенок образовательное учреждение?
  10. Успешен ли Ваш ребенок в образовательном учреждении в адаптации и занятиях?

Если Вы на все или на большую часть вопросов ответили утвердительно, то вполне вероятно, что заниматься с ребенком дома Вы можете по своему желанию.

Если же на большую часть вопросов Вы ответили отрицательно, то, скорее всего, Вам стоит задуматься о том, как организовать занятия с ребенком дома.

Что значит заниматься дома?

Как специалист, который уже много лет работает с разными детьми, в том числе и с теми, у кого наблюдаются сложности в развитии, я могу сказать, что естественные занятия (игры, прогулки, занятия спортом, творчеством, чтение, беседы) важны для каждого ребенка, независимо от возраста и особенностей.

Если мы под словом «заниматься» подразумеваем «проводить с ребенком время» — то вопросы о том, заниматься ли с ребенком дома и с какого возраста отпадают, вместо них появляется вопрос: «Чем и как заниматься?»

Увлекательные регулярные занятия познавательными и развивающими играми и заданиями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, приносят свою пользу. Главное, найти подход к ребенку сделать занятия интересными и увлекательными. Если эти занятия радуют и ребенка и родителя – значит им цены нет!

Перегрузки в занятиях, доведенные до абсурда, когда ребенок переодевается и перекусывает в машине между кружками и школами опасны, с моей точки зрения, для любого ребенка, независимо от особенностей. Нагрузку ребенка очень важно правильно рассчитать. Почитать о том, как это сделать можно в публикации «Как организовать занятия дома».

Выбор и его последствия.

Если ребенок посещает детский сад, активно участвует в мероприятиях и занятиях дошкольного учреждения, успешно осваивает учебные навыки по возрасту – то дополнительные занятия допустимы в пределах здравого смысла – ребенку нужно успеть просто побегать, погулять, поиграть со своими игрушками, пообщаться с ребятами, посмотреть мультики, помочь маме или папе.

В случаях же, когда у ребенка в раннем и дошкольном возрасте отмечаются признаки, которые могут предвещать трудности в обучении: слабо развитые моторные и графические навыки, особенности в речевом развитии, дефицит внимания, гиперактивное поведение, и т.д. организовывать регулярные ежедневные занятия с ребенком, находить подходы нужно обязательно. В этих случаях не стоит уповать на детские сады или развивающие занятия в детских клубах 1-2 раза в неделю.

Впрочем, и в этих случаях также решение о том, заниматься или ждать, когда у ребенка собой все сложиться – это право, решение и выбор родителей. Важно только понимать, какие вероятные последствия Вы выбираете.

Например, Ваш выбор – оставить ребенка в покое, как растет, так и растет. Хороший выбор, до тех пор, пока требования образовательной среды будут соответствовать возможностям ребенка. В этом случае нужно быть готовым к тому, что в какой-то момент требования школы или детского сада могут стать выше, чем его возможности, и на этот случай предусмотрены более легкие программы и формы обучения. Это вполне адекватный выбор, не каждый должен поступать в ВУЗы и становиться директором, или научным сотрудником. Быть хорошим человеком, уверенным в себе, найти свое любимое дело в жизни, на мой взгляд гораздо важнее. А для этого не обязательно учиться на пятерки, главное — быть любимым в семье.

Возможности детей, с которыми родители грамотно и систематически занимаются под руководством специалистов, в разы возрастают, их учебные навыки, поведение и другие показатели существенно возрастают по отношению к самим себе. В регулярных занятиях в семье вырабатываются необходимые навыки и подходы, которые помогают в последующем решать учебные задачи. Ребенок адаптируется к тому, что есть дела, которые делать хочется, а есть дела, которые делать надо. И это «надо» можно делать быстро и с удовольствием. А иногда приходиться прикладывать усилия и старание.

Причины, почему ребенок заниматься «не хочет».

Хорошо, когда ребенок сам с удовольствием берется за игры, развивающие игрушки, поделки или книги. А как же быть, если ребенок и впрямь «не хочет» заниматься?

В этих случаях стоит задуматься о причинах, которые мешают ребенку проявлять данный от природы познавательный интерес.

Почему же ребенок может «не хочет» заниматься?

Первая причина: ребенку трудно. Даже то, что нам взрослым кажется очень просто и даже то, что другие дети в таком же возрасте выполняют какие-либо задания – Вашему ребенку может быть просто не по силам сделать то, что Вы ему предлагаете. Более глубоко понять причины затруднений может помочь только специалист, но для себя же надо понять простую вещь – если трудно – значит следует упрощать задание или игру, оказывать ребенку помощь.

Следующая причина: ребенку не интересно. Причем не интересно может быть даже не само задание или игра, а и то, как Вы предлагаете это ребенку.

Сравните два подхода:

«Давай садись за стол, сейчас ты должен разложить большие и маленькие морковки. Большие клади в большую чашечку, а маленькие в маленькую». Разложишь – пойдешь мультики смотреть… Послушный ребенок возможно сядет сделать то, о чем Вы просите… Но так бывает не всегда.

Другой подход: «Глянь-ка, кто это пришел к тебе в гости! Ай, зайка! А что же ты зайка плачешь? Не знаешь, как морковки разделить? Давай мы тебе сейчас поможем! Большую морковку положим в большую чашечку, а маленькие – в маленькую!»… Трудности вовлечь ребенка в развивающую игру также могут возникнуть, но в игре все-таки привлечь и удержать внимание ребенка значительно легче.

Еще одна причина – то, что Вы ребенку предлагаете – в данный момент ему не нужно, ему нужно что-то другое. Например, покатать машинку или поиграть в лего. Отлично. К ребенку более младшего возраста можно «присоединиться», начать играть вместе и постепенно переключить внимание на игровую развивающую задачу. Например, развозим морковки или раскладываем их в построенные «коробки». С ребенком постарше – договариваемся. Нужно только уметь это делать.

Так же о причинах того, почему ребенок не хочет учиться можно прочесть здесь.

Что же делать?

Есть еще много причин: ребенок устал, плохо себя чувствует, обижен или не в настроении, быстро утомляется или отвлекается… Надо научиться понимать те причины, по которым Ваш ребенок отказывается от занятий и находить свои подходы и возможности. Консультации специалистов и совместные занятия могут в этом помочь. В психологическом центре «Развитие» мы много внимания уделяем тому, чтобы родители научились понимать трудности своих детей и договариваться с ними.

Разбираться в причинах, искать подходы, договариваться, в чем-то изменять свой образ жизни, все это требует времени от родителей, больше внимания и усилий. Мне довелось за свою практику видеть очень многих родителей, которые достигали вместе с детьми очень хороших результатов и изменений. Впрочем, я всегда с пониманием отношусь к выбору тех, кто решает для себя: «у ребенка такая индивидуальность – не хочет заниматься – не надо».

В следующей статье мы обсудим, на что нужно обязательно обращать внимание и что делать, если ребенок не хочет заниматься. И в каких случаях стоит все-таки задуматься о том, что ребенку надо помогать с помощью регулярных занятий. Поскольку многих родителей интересует вопрос, отчего получается так, что с ребенком занимаешься, а он все равно учиться на двойки и тройки, в публикации «Гарантия на успех» я постараюсь раскрыть свое мнение по этому поводу.

Каждая мама обязана знать:  Как воспитать у ребенка силу воли

Автор: медицинский психолог Попкова Светлана.

За и против: нужно ли детям заниматься на каникулах

Детям в каникулы хочется отдыхать – это нормально. Родители школьников волнуются, не забудут ли те за три месяца материал прошлого года. И это тоже нормально. Отдыхать или повторять пройденное? Об этом в своей колонке рассуждает журналист и мама четверых детей Анна Кудрявская-Панина.

Фото: depositphotos/ halfpoint

Случайно увидев в ленте фейсбука пост приятельницы, решающей извечную родительскую проблему «каникулы для отдыха или для повторения пройденного», я сначала ответила на ее вопрос, а потом подумала: «Господи, как хорошо, что мне не надо сейчас об этом думать». Старшая парочка моих детей давно вышла из школьного возраста, а младшая еще нескоро в него войдет. Хотя. Четыре года – это не так уж и нескоро. Пора, наверное, освежать свои представления об этом долгом отрезке детско-родительской жизни.

У моей приятельницы двое детей. Старший – подросток, почти выпускник. Младший окончил первый класс. И вот – знакомая история – младшему в школе дали на лето список книг и велели периодически повторять состав числа 20. Кто-то из родителей, следуя рекомендациям, занимается по пятнадцать минут в день, кто-то наплевал. Приятельница купила специальные тетрадки, чтобы самой не придумывать примеры. Предложила сыну позаниматься, на что получила резонное: «А как же каникулы?»

И действительно, а как же каникулы?

В детстве я очень любила читать. Поэтому список литературы на летние каникулы меня никогда не расстраивал, наоборот, всегда ждала его с нетерпением. Конечно, разные книги вызывали разный интерес, не все мне нравились. А к старшей школе уже утомляли и объемы читательской обязаловки. Ну кто из нас не пролистывал неинтересные сцены в «Войне и мире» или описания природы на несколько страниц? Сейчас бы я, кстати, с удовольствием к ним вернулась.

Но чтение мне всегда приносило удовольствие. К тому же это было узнавание нового, а не повторение старого материала. Этим я точно никогда не занималась. Мне вполне хватало сентября, в первые недели которого мы с учителями неизменно бегло повторяли пройденное в прошлом году. И забытое вспоминалось, а на него быстро нанизывались уже новые знания. Конечно, я не во всем разбиралась блестяще, и не все давалось одинаково легко. Но тратить каникулярное время на учебу – ну уж дудки.

И старших детей я никогда не заставляла заниматься летом и что-то повторять из пройденного. Единственное, что меня расстраивало, так это то, что сын ничего не читал летом, зато дочь делала это с удовольствием. Говорить про то, что все дети разные, – банально ровно настолько, насколько и справедливо. Но это главное, от чего стоит отталкиваться, на мой взгляд, задумываясь о летних занятиях для маленьких и не очень школьников. А еще вот от чего.

Вот вы подумали: ничего же страшного по 10–15 минут в день порешать примеры. Ну да, ничего. Но. Спросите себя – зачем? Забудет состав числа 20, если этого не делать? Может забыть, да. Но что с того? Да ничего. Осенью вспомнит.

Или второй вариант. Ничего же страшного пятнадцать минут в день решать примеры. Зачем? Он сам этого хочет, ему нравится. Да пожалуйста, пусть занимается!
То есть для меня все просто: если ребенок сам хочет заниматься, неважно чем: чтением или решением примеров и задач, – пусть делает это. Если уж учеба в каникулы, то она должна быть в удовольствие. Нашим детям, как и нам, и без того многое приходится делать без удовольствия, по необходимости. Лишать семилетнего ребенка радости ничегонеделанья еще и в каникулы – по мне, так чистой воды садизм.

Авторитет для многих родителей – доктор Комаровский – со мной согласен, ну или я с ним, как угодно. Он тоже считает, что школьники летом должны отдыхать.
Но не все родители с этим согласны. Все зависит от того, какая у вас цель, говорят они. И да, действительно есть родители, и их немало, которые считают, что ребенка нужно с младенчества развивать. Как-то дополнительно, особенно не так, как задумано природой. Так, как будто с рождения их готовят к поступлению в МГУ или МГИМО.

Фото: depositphotos/ Lopolo

Часто страдают этим родители, сами бывшие отличники и медалисты или – наоборот – те, кто учился в школе из рук вон. В общем, те, кто связывает успех или неуспех в жизни с количеством часов, проведенных за учебой.

Кто-то считает, что современные дети «более продвинутые», и им не трудно позаниматься и летом. Кто-то уверен, что «повторенье – мать ученья», а школьные каникулы в России чуть ли не самые длинные в мире. С другой стороны, первый месяц учебы практически всегда отводится как раз на восстановление забытого за лето.

Если даже представить, что ребенку не так уж и трудно позаниматься пятнадцать минут в день, то если он этого не хочет, если нет мотивации, то трудно точно будет его родителям, потому что именно им придется уговаривать, напоминать, заставлять. И стоит ли тратить на это силы и нервы, если в отношении учебы ничегонеделанье летом вовсе не страшно? Если только вы не считаете критически важным для семилетнего ребенка всегда помнить состав числа 20.

Это то, что ребенок может возненавидеть и помнить потом если не всю жизнь, то очень-очень долго.

Есть еще один нюанс, на который я бы обратила внимание. Как учится ваш ребенок? Если он учится с охотой и в удовольствие, он либо сам захочет позаниматься летом, либо с радостью повторит забытое в сентябре. То есть ему просто не нужны летние занятия. Если он учится так себе, если даже среди учебного года приходится его мотивировать на учебу, то стоит ли растить невротика и переносить учебную рутину еще и на каникулы?

И если вернуться к цели, которую вы преследуете в глобальном смысле, то, ответив себе на этот вопрос, вы найдете ответ и на другой. И если ваша цель в том, чтобы ребенок просто был счастлив, забудьте о занятиях летом.

Я вижу прекрасный выход для тех родителей, которых гложет чувство вины по этому поводу (поверьте, если вы родитель, вина вас найдет так или иначе, даже если вы все делаете образцово-идеально): купите несколько сборников упражнений по возрасту, пусть лежат на виду, если ребенку это станет интересно, он сам их возьмет и будет заниматься. Но это будет его решение, его желание и его воля. И еще, не заставляйте читать, не читайте вслух, если ребенок не хочет. Просто читайте сами. То, что любите вы. Родитель с книгой, над которой он смеется или грустит, которую он увлеченно читает, отложив дела, – лучшая мотивация, чем родитель, нудящий над ухом о пользе и необходимости чтения.

Всегда можно найти, что и как развить. Можно играть в города и так учить географию, можно смотреть фильмы на иностранном языке, можно вести домашнюю бухгалтерию, привлекая школьника, записывать главные впечатления дня, ходить в музеи или в лес за грибами, на исторические реконструкции и так далее, и так далее. Но это немного сложнее, чем заставить посидеть ребенка над упражнениями и задачками пятнадцать минут в день. Потому что вам самим придется вложиться в такие занятия.

Моя знакомая в итоге, вспомнив собственное детство и согласившись с авторитетными педиатрами, решила оставить младшему сыну на лето только чтение. Подумаешь, забудет состав числа 20. Зато у него – целых три месяца свободы и наслаждения самым прекрасным «бонусом» детства – полной беззаботностью. Ну а тетрадки с заданиями всегда у мамы под рукой. Если захочет – попросит сам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация