Депрессия у детей


Содержание

Что делать при депрессии у подростка – проявления и помощь родителей

Как правило, термин «депрессия» ассоциируется со взрослыми, как будто только они имеют право на расстройства настроения. К сожалению, депрессивные расстройства затрагивают также детей и подростков.

Депрессия у ребенка проявляется несколько иначе, чем депрессивные состояния у взрослых, поэтому ее труднее диагностировать у молодых пациентов.

Симптомы детской депрессии имеют неспецифический характер и могут маскироваться, принимая клинические картины других заболеваний.

Симптомы депрессии у детей

Депрессия может появиться даже у младенцев. Этот форма называется анаклитическая депрессия. Как правило, расстройства настроения развиваются после шестого месяца жизни малыша, чаще всего у детей, которых отдали в воспитательные учреждения или дом ребенка, или долго госпитализировали после родов. Отсутствие эмоциональной и физической близости с матерью приводит к появлению симптомов детской депрессии в виде сильного плача и крика, вялости и «воскового» лица малыша.

Депрессию можно распознать также у детей в возрасте 6-7 лет. Как проявляется депрессия в раннем школьном возрасте? Могут возникнуть разного рода страхи, проблемы в школе, поведение, отличающееся от стандартов развития, существенные перепады настроения – от крайнего плача до полного спокойствия, безразличие к своим потребностям и желаниям, нежелание играть.

Депрессия у детей также может иметь психосоматический характер и проявляться в виде различных заболеваний, например, болей в животе, головокружения, одышки, тошноты, запоров, диареи. Ребенок может вдруг перестать расти, начинает худеть или полнеть. Не понимает смысла жизни, избегает контактов со сверстниками и даже думает о смерти. Нередко появляются попытки самоубийства.

Депрессия у детей проявляется в силуэте и внешности ребенка – пренебрежение личной гигиеной, безразличие к одежде, сгорбленная спина, круги под глазами, грустное выражение лица, беспокойство, напряжение мышц.

Малыш может закрываться в своей комнате, избегать движения, плохо спать. Теряет контакт с окружающей средой, родителями, братьями и сестрами, одноклассниками. Становится апатичным, вялым, у него постоянно плохое самочувствие.

Какие симптомы детской депрессии чаще всего наблюдают

  • Неспособность чувствовать радость, печаль, подавленность.
  • Отсутствие улыбки.
  • Утрата прежних интересов.
  • Отказ от любимых игр.
  • Апатия, психосоматическое замедление, снижение жизненной активности.
  • Хроническая усталость, недостаток энергии.
  • Чувство внутренней тревоги и беспокойства.
  • Соматические болезни, например, сердцебиение, боли в животе и головная боль.
  • Крайне низкая самооценка, чувство неполноценности и безнадежности.
  • Нарушения сна, бессонница или чрезмерная сонливость в течение дня.
  • Снижение аппетита и массы тела, отказ от любимых блюд.
  • Проблемы с концентрацией внимания внимания и памятью, трудности в школе, ухудшение оценок.

Депрессия у подростков

Термин «депрессия» закрепился в сознании общества исключительно как состояние взрослого человека, однако, депрессивные состояния переживают и дети, и подростки.

Сонливость, плохие оценки в школе, откладывание всего на потом (прокрастинация), отсутствие сил, энергии и энтузиазма, а также многочасовые засиживания к комнате родители интерпретируют как проявление лени, злой воли ребенка или плохой мотивации. Между тем, молодежь может скрывать свои эмоциональные проблемы и не говорить о своих чувствах.

Как проявляется «подростковая» депрессия

Молодежь может начать прогуливать уроки, стать более неуправляемыми, начать экспериментировать с разного рода психоактивными веществами, например, алкоголь, наркотики или сигареты.

Появляются побеги из дома, агрессия и причинение себе вреда, дисфория, раздражительность, отсутствие времени и желания на хобби, избегание друзей, изоляция от окружающей среды. К сожалению, часто выше описанные симптомы воспринимаются как бунт периода латентности и юности, как признак полового созревания, изменений в биологических и личности, а не как симптомы депрессии.

В подростковом возрасте она очень часто приводит к попыткам самоубийства. Ссора с родителями или шантаж – это не демонстрация силы, а проявление двойственности чувств. Игнорирование слов ребенка о бессмысленности жизни, дурном настроении или нежелании действовать приводит к серьезным последствиям – смерти ребенка, которой можно было избежать.

Почему дети страдают от депрессии

Причин много. Специалисты выделяют, как правило, генетические факторы, биологические, социальные, психологические и нейронные. Дети могут заболеть депрессией после утраты близкого человека – отца, матери, брата, сестры, друга, любимого животного.

Депрессия может возникнуть в результате изменения места проживания, развода родителей, бедности, неудовлетворенности эмоциональных потребностей ребенка и т.д. Часты случаи депрессии не реактивного характера, т.е. не являющейся следствием травматического события.

Большая часть молодых пациентов страдает от эндогенной депрессии, причиной которой являются биологические факторы, например, нарушения на уровне нейротрансмиттеров. Иногда дети наследуют аффективные расстройства родителей, когда мать или отец жалуются на депрессию, создавая своим поведением образ негативного отношения к жизни и миру.

Как проходит депрессия у детей

До недавнего времени врачи считали, что дошкольники имеют еще слишком слабо развитую психику, чтобы они могли ощущать симптомы депрессии. К сожалению, оказывается, что все-таки могут.

Депрессивные расстройства бывают в их случае обусловлены генетически, и для их появления, часто даже не требуется никакого травматическое событие. Поскольку симптомы могут существенно отличаться от общепринятых характерных особенностей депрессии для взрослых, постановка диагноза представляет большие проблемы, а это жизненно важно для эффективного преодоления нарушений.

Доктор Джоан Клубе, профессор психиатрии в Университете Вашингтона, округа Колумбия, исследует проблему депрессии в течение 20 лет. Уже в середине 80-х XX века врачи выяснили, что некоторые идущие в школу дети уже имеют клинические симптомы депрессии.

В течение последних 10 лет, исследователи пришли к выводу, что симптомы депрессии могут быть намного моложе, чем считалось ранее. К счастью, это явление не распространенное. Из анализа следует, что проблема может касаться 1-2% детей дошкольного возраста.

Что вызывает появление симптомов, в столь юном возрасте? Ученые считают, что это не обязательно связано с возникновением стресса в жизни ребенка. Депрессия у детей чаще всего является наследственным заболеванием, развивающимся независимо от травматических или неприятных событий.

По своей природе дети склоны к частым перепадам настроения и, следовательно, определение симптомов требует более тщательного наблюдения. Симптомы могут появляться и исчезать, однако, если процесс длится дольше, чем две недели или значительно усугубился, вам необходимо связаться со специалистом.

Лечение детской депрессии

Как справиться с депрессией у ребенка

Когда вы видите, что с вашим малышом происходит что-то тревожное, сядьте и спокойно поговорите о его беде. Уделите ему больше времени, чем обычно, наблюдайте и допытывайтесь, почему он такой грустный и подавленный. Что его беспокоит? С чем не может справиться?

Когда ребенок винит себя за то, в чем не виноват, заверьте его, что он не несет за это никакой ответственности. Не кричите на ребенка из-за плохих оценок в школе, трудностей в концентрации внимания. Не стоит недооценивать длительного плохого самочувствия ребенка. Когда не знаете, как справиться с проблемой самостоятельно, обратитесь за помощью к психологу или психиатру. Вы можете поговорить на эту тему с психологом или педагог школы.

Если малыш страдает от клинической формы депрессии необходимо начать лечение. Как правило, оно основано на фармакотерапии в виде антидепрессантов и психотерапии. Только тяжелые формы депрессии с попытками суицида требуют госпитализации. Однако, иногда детей помещают в психиатрическую больницу, когда не хватает понимания болезни и поддержки ребенка со стороны родителей.

Психологическое вмешательство, как правило, дает довольно быстро видимые результаты и, прежде всего, уменьшает вероятность «осложнений» депрессии в виде чувства неполноценности, снижении иммунитета или суицидальных мыслей. Стоит отметить, что эффекты психотерапии в значительной степени зависит от отношения родителей к больному ребенку.

Депрессия у детей: каприз или проблема?

Уже сегодня специалисты ВОЗ сообщают о том, что примерно через пять-десять лет депрессия статистически «догонет» сердечно-сосудистые заболевания и «перегонет» онкологию. Ведь в наше время с депрессивными симптомами к психологам и психиатрам обращается около пятой части жителей развитых стран. Да, именно там, где людям живется комфортнее и безопаснее, симптомы депрессии прогрессируют и приводят к суицидам в 45-60% случаев.

По этой причине психиатры и психотерапевты уже не первое десятилетие называют депрессию «киллером № 1». И, кроме того, обращают внимание на то, что депрессия с каждым годом становится все «моложе»: если 10-20 лет назад основным контингентом на приеме у специалистов были 35-40-летние пациенты с «кризисом среднего возраста», то сегодня на фрейдовские кушетки все чаще ложатся 16-18-летние выпускники школ и студенты. Однако настоящую тревогу у современных специалистов вызывает растущая подростковая суицидальная «эпидемия»: по статистике каждый двенадцатый российский подросток в возрасте 13-17 лет предпринимает попытку самоубийства. При этом число законченных суицидов среди юношей в 3 раза больше, чем среди девушек, хотя девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши. Самыми распространенными причинами самоубийств среди подростков называют проблемы в личной жизни (24,32%) и проблемы в семье с родителями (17,57%), а также проблемы со сверстниками и учебой в школе (14,86%). Это — данные исследования за 2020 год, проведенного Центром по контролю заболеваний (CDC), где говорится о том, что самоубийство является второй по значимости причиной смерти людей в возрасте от 15 до 34 лет. По данным этих же исследований Россия занимает третье место в мире по числу подростковых самоубийств.

Депрессия у детей: причины

Каждому из нас периодически бывает свойственна грусть и состояние беспомощности. Однако переход такого состояния в затяжное имеет особые клинические симптомы — подавленное настроение, в котором пациент пребывает практически всегда, потеря интереса к тому, что его окружает, а также мысли о смерти и суициде. В таком случае психиатры и психотерапевты используют термин «клиническая депрессия».

Депрессия может возникать не просто по причине «затянувшегося плохого настроения». Здесь все гораздо серьезнее, ведь заболевание может быть связано и с наследственными факторами, и с социальными, и даже с физиологическими. К примеру, депрессию в детском возрасте способно спровоцировать не только отвращение к воспитателю в детском саду или развод родителей, ее причиной могут стать особенности биохимических изменений в организме, которые будут вызывать у малыша подавленное состояние и беспричинную грусть. Обычно родители не обращаются за помощью к специалисту, если ребенок постоянно грустит и часто выражает недовольство: они полагают, что у него «просто скверный характер» или «он капризный и избалованный». Конечно, при физиологических проблемах такого ребенка отведут к педиатру. Однако статистика показывает, что всего 5% педиатров могут распознать «замаскировавшуюся» депрессию у детей. Какие же «маски» она может надевать? Самые распространенные — начиная от банальной лени и нежелания слушаться родителей до дерматитов, кишечных колик, головных болей, проявлений анорексии и т.д..

И уж тем более мало кто из родителей знает о возможном развитии анаклитической депрессии у детей, которая возникает у младенцев 4-6 месяцев жизни, оставленных матерью. Даже новорожденный малыш может впасть в депрессивное состояние, отказываясь от еды и мучаясь бессонницей. Специалисты-неонатологи утверждают, что в определенных случаях такой недостаток эмоциональных контактов даже способен привести к смерти малыша.

В отличие от детской депрессии, подростковая «выглядит» несколько иначе. Поэтому и проявления депрессии у детей и подростков разные. Подростковые особенности — чувство тоски и недовольства. Подросток мало общается, хотя внешне он подвижен. Его типичное поведение — бегство из среды, где еще вчера он привык быть веселым и жизнерадостным, но сегодня это стало для него невыносимым. Поэтому утром он делает вид, что собирается в школу, но плохое настроение заставляет его не идти в класс, а бесцельно бродить по коридорам, прятаться в кино или на улице. Депрессия у детей школьного возраста не проявляется в каких-то «философских рассуждениях». У молодых людей все проще, а их переживания, как правило, направлены на самих себя: «У меня волосы просто ужасные, я некрасивая и толстая», «У меня невыносимый характер, поэтому моя мама страдает», «Я слабый, так что вряд ли могу кого-то защитить». Однако вызвать подростка на такие откровенные высказывания довольно сложно — обычно эти мысли вслух они произносят вовсе не перед родителями или друзьями, а перед врачом, да и то после многократных встреч.

Каждая мама обязана знать:  Порядок подачи иска о лишении родительских прав

Сами же родители даже не предполагают, что у их ребенка депрессия, ведь они ведут подростка к доктору не с жалобами «на плохое настроение», а с симптомами головной боли, ожирения или резкого снижения веса, с болями в области сердца и ощущениями нехватки воздуха, проявлениями бронхиальной астмы и проблемами ЖКТ. Кроме того, депрессия у детей способна «прятаться» не только за симтомами болезней, но и за агрессивным или распущенным поведением подростка – такое поведение психологи обычно называют «асоциальным».

Когда депрессия у детей подросткового возраста достигает серьезной стадии, даже самый наблюдательный родитель вряд ли опознает ее симптомы. В таком состоянии вызвать подростка на откровенность практически невозможно, ведь на вопрос о плохом настроении он будет либо все отрицать и агрессивно реагировать на любое «вмешательство», либо вовсе уйдет в себя и откажется общаться. Такое игнорирование обычно сопровождается полным бездействием — когда подросток перестает выходить из своей комнаты и подолгу лежит в кровати, глядя в одну точку. В таком подавленном состоянии ребенок перестает общаться с адекватными ровесниками и переходит в «плохие» компании. Застать его в хорошем расположении духа практически невозможно: он постоянно вмрачен и пессимистичен. Родители надеются, что с возрастом все эти проявления уйдут также, как и начались. И мало кто догадывается о том, что подростковые изменения могут быть никак не связаны с диагнозом детской депрессии.

Детская депрессия: симптомы

Как понять что у ребенка депрессия? Проявления депрессии у детей зависят от возраста — к такому выводу пришли врачи-психиатры при наблюдении за малышами и подростками. Так, главными признаками депрессии у детей до трехлетнего возраста является сочетание плохого аппетита с грустным и унылым видом. От этого малыша не услышишь типичного вопроса трехлетки «а почему…?», он не принимает участия в детских играх, ведет себя вяло и выглядит сонливым, сидя где-то в сторонке. При этом родители отмечают, что ему сложно засыпать ночью, он часто мучается бессонницей.

Депрессия у детей после трех лет и до школьного возраста проявляется в крайностях: ребенок то становится медлительным, нежелающим общаться и мрачным, то впадает в истерику и ведет себя крайне беспокойно. Обычно депрессивный ребенок обвиняет родителей в том, что они его не любят, может рассказывать посторонним, что его усыновили из детдома. Он страшится замкнутых пространств (лифтов, помещений без окон) и темноты. Также симптомами детской депрессии могут быть недержание мочи или нервный тик.

По каким еще признакам можно заподозрить детскую депрессию?


  • Признаками депрессии у детей являются изменения чувств: если раньше ребенок был общителен, активен и весел, то сейчас он стал часто пребывать в печали, испытывать страх и чувство вины, проявлять гнев и агрессию, а иногда напротив — демонстрировать вялость и беспомощность.
  • Также проявлением депрессии у детей может стать ухудшившееся состояние организма: они жалуются на боли в голове или животе, у них нет желания играть или что-то делать, пропадает аппетит, мало энергии, они долго засыпают, хотя и выглядят усталыми.
  • Симптомом депрессии у детей может стать изменение образа мышления: ребенок может часто упоминать о том, что виноват в чем-то и что его жизнь никому не нужна, часто теряет концентрацию и не может сосредоточиться. У него неожиданно может случиться истерика по незначительному поводу.
  • Ребенок не желает играть и общаться с детьми, теряет интерес к развлечениям, которые раньше ему нравились.

Что делать, если вы пытались помочь ребенку самостоятельно, однако ни движение, ни творчество, ни разговоры по душам не дают даже мизерных результатов? Как выйти из депрессии ребенку, как оказать ему помощь? Прежде всего – не впадайте в панику. Депрессия у детей, даже самая глубокая, поддается лечению. И теперь ваша задача — обратиться к специалисту. Начните с педиатра, но не рассчитывайте, что любой из детских врачей серьезно отнесется к симптомам вашего ребенка. Поэтому, в любом случае, добивайтесь комплексного обследования, чтобы определить – не являются ли усталость, недомогание, боли и печальное настроение следствиями какого-либо заболевания. К примеру, проблемы со щитовидкой или анемия могут вызывать симптомы, похожие на депрессию. Но чтобы это установить, потребуется пройти специальные тесты.

Если с физиологией все нормально, подкрепите свои предположения наблюдениями других людей — поговорите со школьными учителями, воспитателями, спросите — не заметили ли они изменений в поведении и настроении ребенка. И даже если никто ничего не подтвердил, сосредоточьтесь на вашем чаде и будьте готовы обратиться к специалистам. В зависимости от степени и длительности депрессии, на помощь ребенку придут детскиий или подростковый психолог, детский врач-психиатр или врач-невролог.

Детская депрессия: лечение

Что делать, если у ребенка депрессия

  • При относительно легких формах депрессии у детей помогут психотерапевтические и фитотерапевтические методы. В зависимости от возраста, психолог применит игровые или когнитивно-поведенческие методики, которые могут изменить негативные мысли, заставляющие ребенка чувствовать себя плохо. Не исключено, что в результате проведенного обследования ребенок окажется пациентом врача-невролога, который лечит депрессии, сопровождающие неврологические заболевания.
  • Как вывести ребенка из депрессии при средней и тяжелой степени? Здесь поможет только врач-психиатр, и надо заметить, что четверть пациентов с депрессией у детей направляются именно к этому доктору. Поскольку данный специалист ориентирован на серьезные поражения психики, то лечение будет проходить в стационаре в течение нескольких месяцев.
  • При очень подавленном состоянии и признаках депрессии у детей с факторами суицидального риска врачи обычно объединяют психотерапию с приемом антидепрессантов. Однако прием этих медикаментов требует особого присмотра за ребенком. Месяц или два вам будет необходимо постоянно держать под контролем употребление лекарств и каждый раз убеждаться, что ребенок принимает их именно так, как назначил врач. И если примерно через три недели вы не заметите никаких улучшений, вам необходимо будет поговорить об этом с доктором. Возможно, нужная комбинация препаратов, предназначенная для лечение депрессии у детей, подходящая именно вашему ребенку, будет найдена не сразу, поэтому не стоит расслабляться слишком рано. Необходимо действительно убедиться, что симптомы депрессии улеглись, а потом присматривать за ребенком — не повторяются ли они снова.
  • Иногда диагноз «депрессия» может быть исправлен на «биполярное расстройство» – им свойственны похожие признаки, но последнее имеет сходство с маниакальным поведением — повышенным стремлением к риску и агитации, импульсивностью, эйфорией и даже склонностью к самоубийству. Но надо учесть, что подобные эпизоды могут быть вызваны также приемом антидепрессантов – вот почему за детьми, которые их принимают, нужен особый присмотр. Есть особые предупреждающие знаки, на которые следует обратить внимание и срочно обратиться за помощью к специалисту: если ребенок делает зарисовки, пишет рассказы или заинтересованно говорит о смерти, если он дарит свои личные вещи друзьям и знакомым, если он произносит слова прощания по отношению к членам семьи или друзьям, если в его личных вещах вы обнаружили нечто напоминающее план самоубийства — к примеру, оружие или запас таблеток. Даже если прием антидепрессантов принес явное улучшение уже через 3 недели, присмотр за ребенком не следует прекращать еще пару месяцев.
  • Эксперт
  • Последние статьи
  • Обратная связь

Об эксперте: +МАМА

Мы самый дружелюбный сайт для мам и ваших малышей. Вопросы и ответы на них, уникальные статьи от врачей и писателей — все это у нас :)

Депрессии у детей

Общие сведения

Депрессия у детей — это одно из психических и эмоциональных расстройств, проявляющееся в поведенческих изменениях. Депрессия в детском возрасте отличается от депрессии у взрослых людей. Если ребенок печален или раздражителен, это не обязательно означает наличие у него депрессивного состояния. Это может быть нормальным эмоционально-психологическим изменением, проявляющимся во время роста.

Но если симптомы депрессии у детей становятся устойчивыми и разрушительно влияют на социальную активность ребенка, то это может указывать на то, что у ребенка депрессия. Поведение ребенка может стать неконтролируемым, он конфликтует с окружающими, пропускает школу, что приводит к снижению успеваемости в школе. Ребенок может начать употреблять спиртные напитки, курить, может связаться с «плохой компанией», может даже дойти до мыслей о самоубийстве.

Депрессия может проявиться даже у младенцев, но чаще возникает у детей, лишенных родительского внимания, находящихся в интернатах, домах ребенка. Негативные симптомы имеют тенденцию накапливаться, дети постоянно плачут, им не хватает родительской любви и тепла. При тяжелой форме депрессии могут появляться галлюцинации, иллюзии. Обычно детская депрессия длиться от 1 месяца до года, часто и дольше. Очень важна в таких случаях профилактика детских депрессий и консультирование у психиатра всех членов семьи.

Причины депрессии у детей

Точные причины возникновения депрессии неизвестны, вероятно, тут решающими являются несколько факторов — наследственные, физиологические, психологические, социальные. На детей младшего возраста негативное влияние может оказать отделение от матери и семьи из-за помещения в детский сад, для детей старше 5 лет — скандалы в семье, развод родителей. С 7 лет важнейшими факторами депрессии становятся школьные проблемы — смена класса, плохое отношение учителя, ссоры с одноклассниками.

Чаще всего детские депрессии проявляются после эмоциональных потрясений — потерь родителей, других родственников, смерти любимого домашнего питомца, ссор с друзьями, от испытываемого психологического давления.

Причины депрессии у детей могут быть комплексными, то есть проявляться нарушением здоровья, отношений в семье, различными биохимическими изменениями в организме, физическим или сексуальным насилием.

Особенно подвержены депрессии дети, чьи родители страдают депрессией, алкоголизмом, а в семьях со здоровыми отношениями и климатом, дети чаще всего самостоятельно решают возникающие психологические проблемы.

Существуют также сезонные депрессии, связанные с чувствительностью организма к изменениям климатических условий. Симптомы депрессии могут вызываться приемом определенных медикаментов — стероидов, обезболивающих, в составе которых есть наркотические вещества.

Симптомы депрессии у детей

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения. Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, сонливость, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде.

Часто проявляются элементы нестандартного поведения — резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры, наблюдается неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность у страдающих депрессией наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли (головная боль, зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно. Могут наблюдаться панические и невротические расстройства — учащенное сердцебиение, головокружения, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Депрессия у детей чаще всего маскируется под тревожностью, снижением успеваемости в школе, нарушениями общения со сверстниками, апатичность. Подобные недомогания могут быть как разнообразными, резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Различные симптомы депрессии у детей отличаются в различном детском возрасте. Например, развитие детей первого года жизни реже усложняется тяжелыми проявлениями депрессии. У маленьких детей снижается аппетит, они становятся более капризными.

У дошкольников чаще всего наблюдается расстройства двигательной активности, изменения в здоровье — частые головные боли, расстройство желудка, а также стремление к одиночеству, печаль, недостаток энергии, страхи темноты, одиночества, приступы плача. В младшей школе дети становятся замкнутыми, робкими, неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, играм, жалуются на «тоску», «скуку», «желание плакать».

Чем ближе к отрочеству, тем более выражены симптомы раздражительности, снижение настроения, грусть. При депрессии наблюдается повышенная слезливость, готовность к плачу при малейшем поводе. На замечания взрослых дети реагируют с повышенной чувствительностью. В школе дети могут стать рассеянными, забывают тетради дома, не понимают прочитанного, легко забывают выученное. Может наблюдаться медлительность, вялость, нежелание посещать спортивные занятия.

Диагностика депрессии у детей

Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Нужно внимательно и чутко относиться к душевному состоянию ребенка, спокойно говорить с ним о том, что его беспокоит, разговаривать откровенно, не кричать и не давить на него. Если ребенка беспокоит чувство вины, объясните ему, что он не несет ответственности за происходящее. Если подавленное состояние затягивается дольше, чем на 3 недели, стоит обратиться к детскому психиатру.

Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат боль таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу. Однако это неверно, детская психология очень сложная вещь, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче ребенку будет выйти из болезненного состояния. Для школьников и подростков, страдающих депрессией, возможна ранняя диагностика депрессии у детей. Диагноз ставится на основании физического осмотра, психологических тестов, лабораторных исследований.

Каждая мама обязана знать:  Моя старшая дочь меня разлюбила

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии включает в себя сеансы лечебной психотерапии, при затяжной депрессии могут применяться антидепрессивные медикаментозные препараты, назначаемые врачом, постоянное оценивание состояния, возможно также психиатрическое лечение. К психотерапевтическим методам лечения относятся: когнитивно-поведенческая терапия, направленная на выработку у детей определенного образа мышления, поведения, элементы межличностной терапии, сфокусированные на налаживании отношения ребенка с окружающими, а также семейная терапия, в которой принимает участие вся семья. Детские депрессии у самых маленьких детей лечат применением методов игровой терапии. К медикаментозным препаратам относится флуоксетин — единственный антидепрессант, одобренный для употребления детьми.

Реже применяются нетипичные антидепрессанты (бупропион) и трициклические антидепрессанты (амитриптилин, дезипрамин), имеющие ряд побочных эффектов. Важно отметить, что безопасность антидепрессантов при употреблении детьми до конца не изучена.

Наибольшую эффективность доказал метод лечения, сочетающий сеансы когнитивно-поведенческой терапии и регулярного приема флуоксетина. При очень запущенных вариантах заболевания возможна госпитализация. Нужно проявлять сочувствие и понимание, отвлечение его от тягостных мыслей, переключение на то, что интересно ребенку. Лечение депрессии у детей в домашних условиях включает сбалансированное питание, регулярное занятие спортом, полноценный сон. Необходимо больше общаться с ребенком, выслушивать его проблемы, проявлять сочувствие, настраивать на лучшее.

Депрессия у детей

Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по внешним признакам отличается от меланхолии длительностью, частотой повторения и глубиной симптомов.

Депрессия – это психическое расстройство, которое может выражаться в многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение, отсутствие интереса к деятельности, торможение мышления, необоснованные страхи, различные физиологические признаки типа бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Длительное время считалось, что у детей, в отличие от взрослых, не могут наблюдаться депрессивные состояния, по крайней мере длительные. Последние исследования показывают, что длительная депрессия для детей и подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых.

Серьезные и длительные депрессивные состояния могут наблюдаться у 3-5% детей и 10-20% подростков. Основная сложность состоит в диагностике таких состояний (изменчивость, неустойчивость, многообразие проявлений вследствие одновременного действия на ребенка множества внешних факторов).

Депрессии у детей, в отличие от «печальных, меланхолических, грустных» настроений, не являются самопроходящими расстройствами и родители не должны надеяться, что они исчезнут с возрастом. Депрессии могут повторяться и приводят к значительному ухудшению общего состояния и здоровья ребенка, что делает депрессию очень опасным заболеванием детского возраста.

Депрессивные симптомы, депрессивный синдром, депрессивное расстройство

В повседневной жизни под «депрессией» у ребенка понимают ряд различных состояний.

Депрессивные симптомы. Например, ребенок унылый и чувствует себя несчастным. В большинстве случаев такие симптомы являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и не являются свидетельством серьезных психических расстройств. Депрессивные симптомы следует отличать от собственно симптомов болезни «депрессивное расстройство».

Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных симптомов (например, настроение печали, ослабление интереса к деятельности, психомоторные нарушения и т.п.). Синдром может сочетаться с другими расстройствами (например, с синдромом гиперактивности, синдромом дефицита внимания). Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по длительности и глубине выходит за нормы.

Депрессивное расстройство (собственно «депрессия»). Возникает, когда депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).


Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона «стресса» (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов , которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. «зимних» депрессий.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. «социального отступления» у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы ).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды «мятежа» и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы , характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:
— постоянное состояние печали (уныния);
— постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;
— низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;
— длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);
— «социальное отступление» (например, желание ограничить число социальных контактов);
— бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;
— пониженный или повышенный аппетит;
— чувство постоянной усталости;
— трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;
— злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;
— пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Лечение депрессии у детей

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован ), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п. В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни.

Депрессия у ребенка

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Депрессия — расстройство, характеризующееся классической триадой: снижением настроения (гипотимия), моторной и идеаторной заторможенностью. Симптомы депрессии близки к тем расстройствам, которые наблюдают в зрелом возрасте, но имеет существенное отличие. В детском возрасте на первый план выступают соматовегетативные симптомы депрессии, тогда как аффективная составляющая представлена чувством подавленности, угнетённости, скуки, реже переживанием аффекта тоски.

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Точных и сопоставимых данных о частоте депрессий у детей нет, поскольку они достаточно часто протекают атипично и не диагностируются.

Причины депрессии у ребенка

Причины и механизмы развития эндогенных депрессий неизвестны, хотя установлен ряд факторов, участвующих в развитии болезни. Основное значение придают конституционально-наследственному фактору.

Депрессия у детей способна развиваться вследствие таких факторов:

  • Патология, возникшая в раннем неонатальном периоде из-за хронической гипоксии находящегося внутри матки плода, внутриутробных заражений, энцефалопатии у новорожденного;
  • Проблемы и конфликтные ситуации в семье, неполная семья, отсутствие родительской заботы;
  • Подростковые проблемы – в окружении появляются лидеры, диктующие модель поведения в компании. Те, кто этой модели не соответствует, оказывается вне общественной жизни. Из-за этого и возникает отчуждение ребёнка, которое наводит его на депрессивные мысли;
  • Частые переезды с места на место – при таких условиях ребёнку будет сложно завести постоянный круг общения и обрести настоящих друзей.

Причинами депрессии у ребёнка могут также быть острые стрессы – такие, как тяжёлая болезнь или смерть родственников, ссоры с роднёй или сверстниками, распад семьи. Хотя депрессия может начаться без привязки к каким-то чётким причинам – внешне, как физически, так и в социальном плане, всё может быть хорошо. В таком случае дело в нарушениях нормального функционирования биохимической деятельности в мозге.

Бывают также и сезонные депрессии, проявляющиеся вследствие особенной чувствительности организма ребёнка к разным климатическим условиям (в основном наблюдается у детей, которые получали травмы во время родов или перенесли гипоксию).

Патогенез

Современные исследования позволяют сделать заключение, что депрессивные расстройства имеют мультифакторный патогенез – в него входят биохимические, психологические, социальные факторы, а также генетика и гормоны.

Часто депрессия у детей является реакцией на сложную жизненную ситуацию – эту форму депрессии называют реактивной.

Если остановиться исключительно на биологической причине депрессии, то таковой является дефицит моноаминов и уменьшение чувствительности рецепторов, из-за которого кругооборот моноаминов ускоряется (компенсируя утрату чувствительности), приводя к истощению нейрональных депо. Дифференциация нейромедиаторных моноаминовых систем по функциональному признаку производится таким образом:

  • Дофаминовая, которая регулирует моторную схему, отвечая за процесс развития психостимулирующего эффекта;
  • Норадреналиновая, обеспечивающая поддержку уровня бодрствования и общее активирующее воздействие, а также формирующая когнитивные реакции, необходимые для адаптации;
  • Серотониновая, контролирующая показатель агрессивности, регуляцию аппетита, импульсы, циклы бодрствования и сна, а также имеющая антиноцицептивный и тимоаналептический эффект.

Симптомы депрессии у ребенка

Психотические формы депрессий практически не встречают у детей до 10 лет. Депрессивные расстройства наблюдают в виде эпизодов рекуррентного или биполярного аффективного расстройства в виде фаз, разделённых светлыми промежутками.

Каждая мама обязана знать:  Дочка не хочет взрослеть

Больные вялы, жалуются на физическую слабость, говорят, что им хочется полежать, что они устали, всё надоело, ничего не радует, ничего не хочется делать и вообще «глаза не смотрели бы на белый свет». У них нарушен сон (трудности засыпания, неспокойный сон со сновидениями и пробуждением), снижен аппетит. Падает когнитивная продуктивность за счёт замедления ассоциативных процессов. Дети перестают справляться со школьной нагрузкой, отказываются посещать школу. Себя считают глупыми, никчёмными, плохими. При выраженных депрессиях появляются рудименты идей самообвинения и виновности. Например, 5-летний П. мотивировал свой отказ от еды тем, что «он самый плохой мальчик в мире и его не надо кормить».

Периоды утяжеления депрессии проявляются в характерных состояниях ажитации или заторможенности. Состояния ажитации в виде двигательного беспокойства и суетливости сопровождаются внешне немотивированным долгим неутешным плачем, причитанием типа «ой, плохо, плохо мне», истерическими реакциями или агрессией на настойчивые попытки родственников их успокоить.

Следует отметить, что родители часто не понимают состояния своего ребёнка, принимают его поведение за каприз, распущенность, в связи с чем используют неадекватные меры воздействия, что приводит к усилению ажитации ребёнка и даже суицидальным попыткам. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто не могут объяснить своего состояния во время плача, говорят: «не помню, не знаю». Периоды ажитации могут сменяться состоянием заторможенности, когда они часами сидят на одном месте со скорбным выражением глаз.

В детском возрасте при депрессии в рамках рекуррентного расстройства можно отметить особый суточный ритм депрессии с ухудшением состояния в вечернее время, в отличие от типичных для подросткового и зрелого возраста суточных колебаний с наибольшей выраженностью депрессии в первую половину дня.

Следует отметить, что нет прямой зависимости суицидального риска от тяжести депрессии. Наиболее суицидоопасными считают бредовые депрессии, которые редко наблюдают в детском возрасте. Возможно, с этим связана относительная редкость попыток самоубийств в детском возрасте, особенно младшем. Однако это не исключает возможной суицидальной попытки при относительно лёгкой депрессии. Решению о суициде способствуют дополнительные условия в виде ссор, обид, незаслуженных обвинений и др. У подростков риск суицида многократно возрастает, что связано с преобладающей структурой депрессии в этом возрасте (резонёрствующая депрессия) и стой сенситивностью, чувствительностью к внешним воздействиям, которая свойственна больным этого возраста.

Депрессии могут протекать атипично, маскируясь другими психопатологическими и соматопсихическими расстройствами. Особый тип маскированных депрессий-соматизированные формы. У детей на фоне умеренного изменения аффекта развиваются разнообразные соматовегетативные расстройства, имитирующие различные соматические заболевания. Внешние проявления снижения настроения — падение энергетического потенциала и соматического тонуса. Дети жалуются на вялость, слабость, скучное настроение. Окружающие отмечают, что ребёнок капризен, плаксив, не интересуется игрушками, не реагирует на подарки. Эти особенности поведения и аффективного реагирования ребёнка врачи и родители связывают с мнимым соматическим неблагополучием ребёнка. Как правило, детей в этих случаях помещают в соматический стационар, где результаты обследования не могут объяснить стойкий характер соматических жалоб больного. В течение длительного периода, в отдельных случаях до нескольких лет, больных продолжают обследовать в педиатрических и неврологических клиниках и направляют к психиатру нередко спустя годы после начала заболевания.

Основные типологические варианты соматизированных депрессий в первую очередь связаны с нозологической принадлежностью депрессии. Депрессивные синдромы можно наблюдать в рамках различных форм шизофрении, аффективных расстройств настроения, невротических и связанных со стрессом расстройств.

При рекуррентных депрессиях и депрессивных синдромах в рамках периодически протекающей шизофрении достаточно часто наблюдают вариант с гипертермией и скрытой депрессией. Особенность нарушений терморегуляции у больных — значительные колебания температуры от субфебрильных до высоких с падением до гипотермических показателей, специфических суточных колебаний (утренним пиком с последующим снижением в течение дня или вечерним пиком и падением ночью), сезонный периодический характер. Наряду с гипертермией больные жалуются на головные боли, головокружение, тошноту и рвоту, что требует исключения не только соматического, но и неврологического заболевания.

Наиболее частые проявления соматизации при эндогенных депрессиях — появление болевых симптомов, которые могут локализоваться в любых частях тела, носить приступообразный или постоянный характер. Как правило, неприятные телесные ощущения и боли не соответствуют проявлениям известных соматических заболеваний и не поддаются лечению симптоматическими средствами.

В одних случаях преобладают симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, в других — сердечно-сосудистой системы, в третьих — органов дыхания и т.п.

Для детей раннего возраста при эндогенных депрессиях наиболее характерны изменения ритма и качества сна, снижение аппетита, временная приостановка в развитии и псевдорегрессивные вегетативные расстройства. Последние характеризуются частичной утратой речевых и моторных навыков, появлением энуреза и энкопреза.

В.Н. Мамцевой (1987) даны развернутые описания псевдоневрологических симптомов при скрытой эндогенной депрессии у детей, так называемые неврологические маски. Основное место в клинической картине занимают жалобы на головные боли, которые в начале заболевания носят приступообразный характер, но затем становятся почти постоянными. Часто жалобы носят вычурный, необычный характер — «жжёт», «пузырьки больно лопаются», «кажется, что в сосудах вода вместо крови» и др. Нередко жалобы несут в себе оттенок бредовых или галлюцинаторных переживаний больного. Больной С. охарактеризовал свои жалобы на головную боль как «кусают». На вопрос, кто кусает, ответил: «не знаю». Наряду с головными болями у больных отмечают головокружения, которые не носят обычного вращательного характера. Больные жалуются, что кружится внутри головы, при этом может иметь место ощущение полёта, сопровождающееся деперсонализацией и дереализацией.

В.Н. Мамцевой в рамках неврологических масок описаны также приступы, напоминающие атипичные эпилептиформные, протекающие с ощущением резкой слабости, нарушением походки, иногда сопровождающиеся падением, но без потери сознания.

Для подростковых депрессий характерно значительное число атипичных фаз, затрудняющих диагноз. Для соматизированных депрессий характерно наличие массивных вегетативных дисфункций (потливость, зябкость, тахикардия, запоры, сосудистые дистонии и др.).

Достаточно часто в подростковом возрасте отмечают относительно неглубокие депрессии, которые маскируются нарушениями поведения, что затрудняет их диагностику. В МКБ-10 данный вариант депрессии выделен в отдельную рубрику — смешанные расстройства поведения и эмоций.

Депрессия у детей может проявляться по-разному – здесь всё зависит от условий жизни ребёнка, его возраста и прочих факторов. Первичными признаками начала депрессии являются – перепады в настроении, непонятная, ничем не объяснимая грусть, чувство безнадёжности. Прочие симптомы депрессии у ребёнка:

  • Нарушения аппетита – повышение или наоборот его пропажа;
  • Сонливость или бессонница;
  • Раздражительность;
  • Регулярные перепады в настроении;
  • Ребёнок чувствует себя никчемным, появляется чувство безнадежности;
  • Суицидальные мысли;
  • Скука и незаинтересованность;
  • Истеричность, капризность, слёзы;
  • Постоянная усталость;
  • Нарушения памяти;
  • Потеря концентрации;
  • Заторможенность и неловкость;
  • Проблемы в учёбе;
  • Слабость, появление беспричинных болей, тошнота и головокружение;
  • У подростков проявляются проблемы с различными сильнодействующими лекарствами или алкоголем.

Также при депрессии у ребёнка может наблюдаться высокая чувствительность и жалостливость, недовольство тем, как к нему относятся окружающие, сомнения в родительской любви.

Школьники младшего возраста, находясь в состоянии депрессии, боятся ответов у доски, не желают ходить в школу, забывают выученное, когда их об этом спрашивает учитель.

Первые признаки

Возникновение депрессии у ребёнка может произойти постепенно, но она также может появиться и внезапно. Он становится чересчур раздражительным, у него появляется постоянное ощущение скуки и беспомощности. Окружающие отмечают, что ребёнок стал либо перевозбуждённым, либо наоборот слишком медлительным. У больных детей также появляется чрезмерная самокритичность или же они начинают думать, что окружающие поддают их несправедливой критике.

Первые признаки депрессии обычно малозаметны окружающим, им не придают особого значения. Именно из-за этого бывает сложно найти связь между возникшими симптомами и понять, что их причиной является именно депрессия.

Важным моментом является своевременное обнаружение у ребёнка симптомов суицидального поведения – они обычно разнятся в зависимости от того, в каком возрасте находится больной. Депрессия у детей, а также подростков в этом случае выражается в виде прекращения общения с друзьями и одержимостью идеей смерти.

Многие дети, страдающие от депрессии, проявляют признаки чрезмерной тревожности – слишком переживают по любому поводу или боятся расставаться с родителями. Такие симптомы в некоторых случаях проявляются ещё до того, как сама депрессия была у них диагностирована.

Осенняя депрессия у детей

Многие думают, что от осенней депрессии в основном страдают взрослые, но и детей это заболевание тоже не обошло стороной. У каждого возраста такая депрессия проявляется по-своему, так что следует прояснить для себя, какие симптомы характерны каждой группе детей:

  • Малыши капризничают во время приёма пищи, от большинства продуктов вообще отказываются, отличаются заторможенностью в реакциях, набор веса у них идёт очень медленно;
  • Депрессия у детей дошкольного возраста проявляется в слабом проявлении мимики, «старческой» походке. Также они становятся слишком тихими и грустными;
  • Симптомами осенней депрессии у детей младшеклассников являются замкнутость, беспричинная тоска, нежелание общаться с друзьями, безразличие к учёбе и играм;
  • Старшеклассники в состоянии депрессии становятся чрезмерно плаксивыми или даже агрессивными. У них пропадает интерес к окружающей жизни, ухудшается память, пропадает желание активной деятельности, они медленно реагируют на новую информацию.

Сезонную депрессию нужно своевременно распознать. В противном случае она перерастёт в хроническую, а при таком раскладе у ребёнка могут появиться даже суицидальные мысли. Это, конечно же, наихудший расклад, но лучше перестраховаться и выявить заболевание заранее.

Депрессия у детей до года

Депрессией называют психическое расстройство, выражающееся в самых разнообразных формах и симптомах. Среди них пропажа интереса к активной деятельности, постоянная подавленность, медлительность мышления, физиологические симптомы, такие, как пропажа аппетита или бессонница, появление множества необоснованных страхов.

Депрессия у детей и взрослых очень отличается по выраженности симптомов. К примеру, в отличие от взрослых, которые при депрессии входят в так называемую стадию «социального отступления», ребёнок может становиться чересчур грубым и агрессивным.

Также следует понимать, что такие симптомы, как проблемы с обучением и вообще отказ от него, рассеянность и отсутствие концентрации могут свидетельствовать не только о депрессии – причиной такого поведения может быть ещё и так называемый синдром дефицита внимания. Учитывайте также и то, что для каждого возраста существуют свои признаки депрессии, хотя некоторые общие проявления тоже имеются.

Депрессия у детей до года или двух мало изучена, о ней совсем немного информации. Маленькие дети, если не имеют возможности сформировать свою привязанность, так как материнская ласка и забота отсутствуют, проявляют признаки, которые схожи с появлением депрессивного расстройства: это отчуждение, апатичность, снижение веса, проблемы со сном.

Депрессия у детей дошкольного возраста

Большинство родителей тяжело справляются с депрессией у детей дошкольного возраста. Многие дети имеют уязвимость к развитию психических расстройств, но при этом, если депрессию им ещё не диагностировали, к ним могут относиться как к излишне непослушным, ленивым, отрешённым, излишне застенчивым, что в корне неверно, а только усугубляет ситуацию.

Сейчас депрессия у детей нередко объясняется такими причинами, как синдром дефицита внимания, временная реакция на стрессовую ситуацию, нарушение оппозиционно-вызывающего типа. Когда у детей наблюдаются подобные заболевания, нужно понимать, что они могут идти вместе с депрессией либо неправильно диагностироваться вместо неё.

Возраст с рождения до 3х лет: в этот период признаком расстройства может быть задержка в развитии, у которой нет никакой видимой физической причины, трудности с кормлением, частые истерики и капризы.

3-5 лет: у ребёнка появляются гиперболизированные страхи и фобии, может проявляться заторможенность или регресс в развитии (на важнейших этапах – например, когда его приучают к туалету). Дети могут постоянно и преувеличенно извиняться за мелкие погрешности, вроде неубранных игрушек или рассыпанной еды.

6-8 лет: в расплывчатых формулировках жалуется на проблемы с физическим состоянием, временами ведёт себя агрессивно. Также очень цепляется за своих родителей и не желает воспринимать чужих людей.

Депрессия у детей школьного возраста

Депрессия у детей школьного возраста имеет форму ступидной – при ней наиболее явным симптомом выступает умственная заторможенность. Проявляется она в виде резкого падения учебной успеваемости, так как ребёнок теряет способность воспринимать новую информацию, у него возникают проблемы с памятью, ему трудно сосредоточиться и воспроизводить новый, недавно освоенный материал.

Если ступидная депрессия у детей становится затяжной, на её фоне развивается депрессивная псевдодебильность, которая создаёт в подростках самоуничижительные идеи о собственной несостоятельности во всех сферах, как в школе, так и в отношениях со сверстниками. Помимо этого у детей могут возникать агрессивные или истерические реакции на окружающих. Если у ребёнка наблюдается такая депрессия, нужно обратиться к психиатру, чтобы установить показатель его интеллекта – это позволит исключить возможность умственной отсталости.

Депрессия в любой форме является серьёзной проблемой и её обязательно нужно лечить. При этом следует воспользоваться помощью квалифицированного врача – психиатра или психотерапевта. Лишь профессионал сможет за множеством различных поведенческих нарушений отыскать симптомы депрессии и подобрать оптимальное лечение, которое поможет больному.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация