Дети и чувство прекрасного


Как развить у ребенка чувство прекрасного

Почему так рано?

Именно в детстве малыши учатся всему новому, и каждая картинка, образ, сочетание цветов всегда отпечатывается в детской памяти. А на основе таких вот примеров у ребенка будет формироваться мнение о том, что считать некрасивым, а чем восхищаться. Поэтому твоя роль у воспитании вкуса у ребенка, его тяге к прекрасному просто колоссальная. Не думай, что воспитание малыша, это всего лишь сюсюканье и хорошие условия жизни. Ведь твоему крохе сейчас открывается целый мир и именно от тебя зависит, каким ребенок будет его видеть. Да и эмоциональная сфера ребенка во многом зависит от того, насколько развито у ребенка это самое чувство прекрасного, ведь внутренние установки очень влияют на жизнь каждого.

С чего начать

Первым делом окружи малыша красивыми вещами. Пока ребенок совсем маленький, то есть ему еще нет и годика, ты уже можешь заняться его воспитанием чувства прекрасного у него. Для начала позаботься о гармонично подобранном интерьере, цветовом решении спальни, а также кроватки крохи.

Включай ребенку разную музыку – от произведений классиков, до народной. Только позаботься о том, чтобы среди аудиозаписей не было музыки, в которой слишком много синтетических, а также «враждебных» звуков (зачастую это касается именно современной музыки, или некоторых ее направлений). Пусть в комнате крохи будут пейзажи или натюрморты, изображены мягкими красками и насыщенными тонами. Только избегай агрессивного сочетания красок, неприятных лиц и т.д., ведь ребенку должно быть уютно среди таких картин.

Когда немного подросли

Когда крохе уже исполнилось около полутора лет, можно расширять программу культурного воспитания. Теперь ты уже сможешь обсуждать с ребенком картинки, которые ты ему показываешь. Пусть кроха распознает, что именно там изображено. Покупай ребенку яркие камушки, в которых свет играет разноцветными отблесками. Дело в том, что всегда естественные цвета, отливы и игра света позволяет малышу запомнить наиболее «правильные» сочетания красок, их взаимопереходов и т.д. Разноцветные игрушки также полезны малышу, но подобного эффекта с ними не достигнешь. Можешь поскладывать в баночку такие бусинки или камушки, если боишься, что ребенок их проглотит.

Уже начиная с двух лет, можешь позволять ребенку брать в руки карандаши и краски (но безопасные, рассчитанные на такой «экстремальный» возраст). Пусть под твоим присмотром творит новые шедевры.

После двух

Учи ребенка наблюдать за людьми и окружающим миром. Обращай его внимание на выражение лиц людей, их одежду, мимику. А гуляя в парке, показывай ребенку красивое дерево или интересный листочек. То есть, учи малыша наблюдательности, которая станет основой для становления художественного вкуса ребенка.

Воспитываем чувство прекрасного

С какого возраста развивать чувство прекрасного?

Приучать детей к красоте необходимо с самого детства. С эстетическим вкусом не рождаются, его воспитывают в ребёнке. Чувство прекрасного у ребенка взращивается в атмосфере, в которой растёт малыш.

Дорога в мир прекрасного открывается дома. В идеале, во время беременности женщине нужно слушать приятную музыку, смотреть на картины, рисовать. А потом с самого младенчества окружить ребёнка красивыми вещами. Обои тёплых тонов, интересные игрушки, мелодичная колыбельная, картины на стенах – всё это составляет фундамент восприятия детей.

Зачем оно нужно детям?

Воспитание ребенка через чувство прекрасного – самый хороший способ духовного развития человека. Мамам и папам следует прививать детям такие хорошие качества как милосердие, уважение к окружающим, доброта, тактичность. Одним из условий культурного развития ребёнка является прививание навыков правильного поведения на улице, в общественном транспорте, гостях, школе, на природе. Дети должны понять, что культурные люди должны вежливо и воспитанно вести себя не только при чужих людях, но и дома с родственниками. Родители должны объяснить, что чувство прекрасного должно быть в душе, его нужно, как росток, посадить, чтобы оно возросло. Ребёнок с детства должен различать, что такое красиво, а что такое ужасно, что можно делать, а чего нельзя.

С чего начать?

Начните с себя. Попробуйте отметить красоту мира. Мы нервно ждем своего автобуса или мчимся в автомобиле на работу, строя планы на день или на выходные, или на жизнь. И совсем не замечаем того, что замечали когда-то в детстве, или когда были влюблены, или когда никуда не спешили. Листва уже пожелтела (или только что появилась), а облака плывут так быстро, можно подумать, что это стадо неведомых животных, которые несутся на водопой. А трещина на стене соседнего дома очень красива – она похожа на ветку дерева. Если с нами ребенок, только от нас зависит, увидит ли он это, будет ли вообще обращать внимание на что-то красивое или скажет в один прекрасный день: «Жизнь уныла, мир отвратителен, нет в нем ничего хорошего!»

Окружите ребенка прекрасным

Дети должны воспитываться не только в чистоте, но и в красоте. Окружите себя красивыми вещами. Статуэтки, картины, классическая музыка за ужином – всё способствует взращиванию чувства прекрасного. С самого детства ходите с ребёнком в музеи, галереи, театры. После похода переговорите с ним, что его впечатлило. Пробудите интерес к хорошей литературе. По вечерам устраивайте семейные чтения, а после обсуждайте прочитанное. Слушайте классическую музыку. Учёными доказано, что она благоприятно влияет на психику человека. Искусство должно стать неотъемлемой частью ребёнка. Оно не только формирует чувство прекрасного, но и расширяет кругозор, заставляет сопереживать и ценить красоту, развивает творческие задатки.

Восхищайтесь окружающим миром

Мало смотреть, надо видеть. Как часто мы идём по улице и не замечаем прекрасного вокруг нас. Необязательно ехать в Париж, чтобы восхититься красотами. Даже если вы живёте в обычном городе, легко найти, чем полюбоваться. Это может быть разноцветная клумба, старинное здание, огненный закат, звёздное небо, изящный забор. Главное – самому обратить внимание и привлечь к этому внимание ребёнка. Объясните ему, что в обычных вещах тоже можно увидеть красоту.

Фотографируйте то, что заметил малыш. Потом, пересматривая снимки, вы возвращаетесь к тому, что его восхитило. Обсуждайте с ним, что именно ему понравилось и почему. Если вас что-то вдохновило, поделитесь этим с сыном или дочерью.

Окружайте себя красотой

Прежде всего, вам нужно накопить эстетический опыт. Читайте художественную литературу, смотрите кино, ходите в музеи, интересуйтесь памятниками культуры и т.д. Далеко не все произведения искусства являются воплощением прекрасного. Они могут отражать другие категории эстетики – безобразное, возвышенное, низменное, трагическое и комическое. Восприятие всех категорий в комплексе поможет вам почувствовать красоту в сравнении с другими сторонами жизни. К тому же только «попробовав на вкус» и ужасное, и красивое, вы научитесь отличать одно от другого.

Каждая мама обязана знать:  Как установить отцовство, если мать против

Занимайтесь рукоделием

Развитие чувства прекрасного у детей эффективно идет через рукоделие. Пусть ребёнок попытается творить сам. Никто не говорит, что нужно вырастить второго Чайковского или Айвазовского. Но рисование, пение, вышивание, игра на музыкальном инструменте пойдёт ему на пользу.

Чувство прекрасного играет не последнюю роль в формировании речи и мышления в целом. У детей, которые воспитывались в эстетической среде, больший словарный запас, лучше развита эрудиция, воображение и коммуникационные навыки.

Кроме того, искусство спасает нас в трудную минуту. Мы можем найти дельный совет в книге Маркеса или на несколько минут забыть о проблемах, глядя на картины Моне. Искусство даёт нам эмоциональное насыщение, энергию, духовную поддержку.

Не нужно заставлять ребёнка идти на выставку или насаживать ему свои музыкальные вкусы. Лучше воспользуйтесь врождённым детским любопытством и стремлением познавать что-то новое. Тогда малыш сам, как губка, впитает в себя прекрасное. Если в семье родители во время досуга не сидят у ноутбука, а ходят на культурные мероприятия, то и ребёнок вырастет гармоничным и счастливым.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУТЬЁ

Эстетическое чутьё – это чувство Красоты, умение отличать красивое от безобразного.

Красота имеет дивное свойство – она гармонизует всё вокруг, услаждает, возвышает душу, унося её в неведомые, но такие светлые и просветляющие дали.

Детский возраст – самая благодатная почва, на которой легко культивировать восприимчивость Красоты. Причём, у детей есть врождённая тяга к Красоте, происходящая от незамутнённости своей детской чистоты.

Но уж таков закон детского восприятия: эстетические идеалы ребёнка формируются исключительно тем, ЧТО преподносится ему в качестве эстетических эталонов.

Поэтому в том, что безобразное кажется ребёнку притягательным – нет ничего удивительного.

Если его почти с рождения окружают «монстрики», «вампирёныши» и зверьки несуществующих в природе видов, и их же он ежедневно видит на экране телевизора, если он ежедневно видит маму в порванных джинсах и папу, до бровей разрисованного татуировками, – то именно всё это и будет вызывать в его душе ассоциации с красивым и прекрасным.

Однако тяга к безобразному отнюдь не безобидна. Дело в том, что душа наша тянется именно к тому, что ей близко по духу. Поэтому постоянная кормёжка детей безобразным и уродливым постепенно обезображивает и уродует душу ребёнка.

Поэтому ох как не безобидны все эти куколки-монстры и пр. шедевры нынешнего масскульта для детей!

Нужно спешить наполнить душу ребёнка красотой, максимально отдаляя для него момент соприкосновения с изнанкой мира.

Бесконечными источниками красоты являются: мир живой и неживой природы, мир великих художников, воспевших в своих произведениях красоту мироздания, глубину и высоту человеческой души.

Однако при этом не надо забывать о том, что далеко не все творения человеческого таланта отмечены красотой.

Творение рук человеческих – это всегда материализованное воплощение духовного мира его творца. Поэтому так часто они являют порой и примитив, и уродство, и безобразие.


«Безобразие» – в том смысле, что в них отсутствует печать образа Божия, которым помечено всё, сотворённое по вдохновению Творца. Именно поэтому в них отсутствует подлинная красота и гармония.

Поэтому родителям нужно, прежде всего, самим иметь здоровый эстетический вкус и чутьё и, обладая ими, подойти с рассуждением к анализу всего, с чем соприкасается их ребёнок.

И в каждом случае решающим должен быть критерий доброго влияния на ребёнка, ясный ответ на вопрос: не растлит ли его знакомство с этим творением? А вовсе не толерантное согласие с тем, что в этой жизни всё имеет право на жизнь, и ко всему, что создают самые разные люди, должен быть открытый доступ!

А далее – ежедневный труд над развитием культуры ребёнка, формированием и развитием его эстетического вкуса. Потому что именно этот вкус и послужит в дальнейшем надёжным цензором, который позволит ребёнку безошибочно отличать красивое от некрасивого, богатое от примитивного, прекрасное – от безобразного.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ВИДЕТЬ КРАСОТУ

В жизни всё намного проще, чем мы порой привыкли считать.

Чтобы научить ребёнка видеть красоту, то есть – воспитать в нём чувство прекрасного, нужно вначале самим родителям освежить свои припорошённые житейской пылью чувства. И начать любоваться миром вместе с детьми.

Показывайте им, как удивителен мир во всей своей красе, находите слова, чтобы описать и воспеть его великолепие!

Развивать восприятие красоты нужно с самых ранних лет, а лучше – месяцев, а ещё лучше – со времени пребывания ребёнка в материнской утробе.

Малыш уже тогда восприимчив к красоте!

Научить ребёнка видеть красоту можно через рассматривание Божьих творений – природы и человека, а также творений человеческих – произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, кино, архитектуры, выбирая те из них, которые отмечены светлой духовностью.

Должным образом устроенная семейная среда, в которой растёт ребёнок, будет способствовать воспитанию у него внимательности, наблюдательности, а в некоторой доступной ребёнку степени – даже созерцательности.

И с помощью этих инструментов он сможет успешно развиваться эстетически.

Многие родители отмахнутся: где же взять время на всё это?

Но времени для того, чтобы приобщать ребёнка к красоте нужно не так много, как кажется – значительно больше нужен определённый настрой – настрой на лирический лад.

Эстетическое воспитание, при правильном родительском подходе, естественным образом пронизывает всю жизнь ребёнка: при общении с людьми и природой, знакомстве с произведениями искусства, при собственном творчестве.

Пытливое око видит красоту везде.

Разве не прекрасны деревья в золотом осеннем уборе или украшенные снежными одеждами?

Разве не красота – искрящийся на солнце алмазами снег?

Разве можно оторвать взгляд от солнечных бликов, бегающих по дну моря или от играющих друг с другом котят?

Красота есть и в дожде, и в ветре, взметающем листья…

Красота бывает и рукотворная, когда творит подлинный талант, данный Богом.

Показывайте ребёнку картины – в альбомах, в музеях, на выставках, слушайте хор, оркестр, отдельных исполнителей, – и красота звучания и красота красок войдёт в детскую душу.

Читайте детям талантливые стихотворения, сказки, чтобы они приучались воспринимать красоту слова.

Даже в повседневном быту есть место красоте!

Из чувства красоты мы просим малыша сложить игрушки – чтобы было аккуратно и красиво. Мы вместе поливаем цветочки, строим красивый дом, красиво пишем буквы, выразительно читаем – и таким образом приучаем ребёнка все дела доводить до максимально возможного совершенства.

Из чувства красоты нужно прививать детям бережное отношение к природе, учить соблюдать чистоту.

Никто не мешает вам украсить вместе с детьми цветами ваш подъезд или посадить их во дворе.

Хорошо выбирать для прогулок интересные красивые места, чтобы любоваться ими вместе с детьми.

При этом обязательно обращайте внимание ребёнка на какие-то моменты (небо, облака, закат, радуга, осенний листик, цветок, бабочка – всего не перечесть), описывайте их и искренне выражайте своё восхищение увиденным!

Старайтесь подбирать достаточно богатые слова для описания красоты – это значительно расширит словарный запас ребёнка.

Каждая мама обязана знать:  Несколько вопросов про дочку

Чувство красоты развивает и посещение театра и музеев. Только постановки и экспозиции нужно выбирать соответствующие возрасту.

В каждом городе есть старинные дома с красивой архитектурой. Полюбуйтесь ими вместе с детьми.

Иногда родителям кажется, что дети не способны воспринимать классическое искусство из-за его недетской глубины. Однако приобщение к нему чрезвычайно важно.

Всё классическое искусство сфокусировано на поиске божественного, на поиске смысла жизни, и поэтому как можно раньше приобщать детей к классике особенно важно.

На самом деле пластичность детского восприятия огромна, поэтому ребёнок вполне способен воспринимать самые что ни на есть серьёзные музыкальные произведения и художественные полотна. Главное, чтобы время восприятия было дозировано.

Кино, как синтетический вид искусства, в котором слились воедино литература и театр, изобразительное искусство и музыка, также может с успехом использоваться для приобщения ребёнка к красоте (разумеется, мы говорим о достойных киноработах, которые можно смотреть с детьми).

В процессе просмотра и по окончании фильма обсудите картину с ребёнком и обратите внимание на важные моменты, обязательно дав свою, родительскую, нравственную оценку действиям героев.

С самого раннего детства детей нужно учить красоте слова, вежливости, эстетике внешнего вида, доброму отношению к людям. И всему этому можно научить только личным родительским примером.

По мере взросления обращайте внимание детей на красоту человеческих отношений, красоту дружбы и любви.

Что ещё нужно открыть ребёнку, так это красоту человеческой души.

Учите его отличать красивые и некрасивые чувства, красивые и некрасивые мысли, красивые и некрасивые поступки, красивое и некрасивое поведение.

Учите детей быть благодарными. В этом тоже красота.

Красота – в великодушии, в терпении, в уступчивости, в дружбе, в преданности, в заботе, в доброте, в милосердии. Учите детей замечать такую красоту.


ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ

Когда ребёнок начинает творить сам, он выходит на совершенно другой уровень восприятия красоты. При занятиях любым видом искусства ребёнок получает мощное эстетическое развитие, непосредственно приобщаясь красоты, участвуя в её рождении. Его внутренний мир значительно обогащается.

А богатый внутренний мир как раз и продуцирует тот надёжный критерий оценки, который не позволяет получать удовольствие (точнее – «свинячий восторг») от пошлости и примитива.

Одно дело, когда ребёнок слушает музыку или смотрит на картину, и совсем другое – когда под его руками оживают и наполняют пространство звуки или краски. Душа его испытывает небывалый восторг и буквально сродняется с Красотой.

Каждая рукодельная вещь хранит частичку души своего создателя. Поэтому занимаясь творчеством, ребёнок учится создавать красоту и выражать себя в произведениях искусства.

Для эстетического развития важно обращать внимание на красоту и богатство речи, которая как нельзя более полно отражает внутреннее богатство души.

Для речевого развития очень полезно просто регулярно беседовать с детьми: делитесь впечатлениями, рисуйте словесные картины, описывайте увиденное, услышанное, придумывайте сказки и рассказы, пишите друг другу письма. Только на электронные, а настоящие!

И, конечно же, самое главное – растить ребёнка творцом добра и любви во всех самых ёмких значениях этих слов.

Внутренняя красота

Красота настолько многолика, что нам даже трудно это осознать в полной мере. Одна красота присуща материи, другая красота – мысли, чувствам и поступкам, и совсем иная красота – это красота духовная, которая кроется в глубине.

Красота духовная появляется в душе с её приобщением к вере, потому что Бог есть Дух, и поэтому приобщиться к духовности возможно только при общении с Богом.

Проблема современной культуры и образования заключается в том, что люди путают душевное и духовное, утверждая, к примеру, что занятия музыкой или изобразительным искусством делают ребёнка более духовным, имея ввиду – более возвышенным.

На самом же деле, душевное – это те чувства и мысли, которые коренятся в душе, а духовное – это то, что коренится в Боге. Почувствуйте разницу!

И только с появлением веры в душе человека появляется новая координата его жизни – духовная – и он становится способен жить, одухотворяясь.

Бог отвечает на молитву, освящая и одухотворяя душу молящегося человека, и она, преображаясь Красотой, сама обретает способность глубоко постигать красоту.

Начиная с эпохи Возрождения, человек поставил себя в центр мироздания и им овладела иллюзия того, что прекрасное может существовать само по себе – вне связи с духовным, божественным.

В наше время дошли до того, что находят достойное внимания в произведениях искусства, воспевающих откровенно безобразное и антидуховное.

Однако каждый человек подспудно понимает, что на самом деле прекрасное, на самом глубинном уровне, связано с божественным.

Поэтому научить ребёнка воспринимать прекрасное нужно, прежде всего, ради понимания им гармонии и красоты в устройстве мира, чтобы, сопереживая красоте, ребёнок, переходя от простого к сложному, смог научиться видеть истинно духовную красоту и ею проверять истинность всех вещей в этом мире.

IX Сохранять у детей чувство прекрасного

Сохранять у детей чувство прекрасного

Посмотрите на слушающих меня детей: если бы вы знали, как они воспринимают мои слова! Их лицо вибрирует… Когда нужно смеяться, они смеются; когда нужно размышлять, они думают. Они реагируют в великолепной манере. Я имею в этом случае аудиторию вас превосходящую. Только Бог знает, что происходит в их маленьких головках, как они видят и понимают вещи. Может быть они воспринимают истину мгновенно, тогда как вам нужны будут годы. Да, я уверен, что они видят истину гораздо быстрее и лучше, чем взрослые.

В замечаниях детей много таких вещей, которые взрослые находят абсурдными, потому что они их не понимают. Сколько раз я был поражен глубиной некоторых высказываний детей. Это потому что они еще просты, естественны и близки к небесным сферам, откуда они спустились. Впоследствии семья, общество преуспеют в том, чтобы внушить им свою собственную манеру мышления и видения вещей, и дети согласятся с их ошибочными точками зрения… Да, взрослые часто только деформируют детей.

Когда дети совсем маленькие, у них есть врожденное чувство прекрасного, они верят, что все живое, что все разумно: они говорят с насекомыми, с камнями, с животными, с растениями.

Когда они спотыкаются о камень, они бьют его, упрекая его, так как они думают, что камень нарочно столкнулся с ними! И когда им рассказывают истории о феях, о великанах, об исключительных животных, они в это верят — это замечательно!… Через несколько лет, позже они теряют чувство прекрасного, потому что взрослые смеются над их доверчивостью, но даже если взрослые и не насмехаются над ними, их материалистическое и грубое поведение смывает с них весь лоск.

А когда дети потеряли чувство прекрасного — они теряют главное. Не надо воображать, что это большое доказательство превосходства взрослых, когда они думают, что вселенная не имеет ни души, ни разума, что человек — это единственное живое и думающее существо во всем мироздании. Вся природа жива, разумна и населена живыми и разумными существами и некоторые даже намного более разумны, чем человек. С того дня, как человек начинает отрицать эту жизнь, эту разумность, в нем начинает устанавливаться смерть. Когда вы думаете, что все вокруг вас мертво, смерть внедряется в вас. Никогда это не забывайте. Но думайте, что все разумно и живое, и вы увеличите в себе разумность жизни.

Каждая мама обязана знать:  Зачем детям сказки

Вот истина, над которой должны задуматься психологи и педагоги, так как они пока еще не изучили волшебные, магические последствия простой мысли. Если вы думаете, что все люди на земле злы, безобразны, развращены, преступны, то это очень плохо, ибо это не только отражается на вас самих, но раньше или позже вы станете такими же. А если вы думаете, что свет, красота, великолепие царствуют везде, то тогда вы работаете над собой и становитесь изо дня в день более красивыми, более благородными и более выразительными.

Не убивайте, следовательно, никогда смысл прекрасного в ваших детях, даже наоборот, культивируйте его, чтобы оно питало их в течение всей их жизни. И как раз сказки живо сохранят в них ощущение невидимого мира и существ, населяющих его.

В детстве я знал среди членов нашей семьи некоторых весьма пожилых людей, слова которых всегда были полны великой мудрости. У них не было никакого образования. Большинство даже никогда не посещало школу (в маленькой деревушке, затерянной в Македонии, около века назад в этом ничего не было удивительного!), но все их поведение было столь достойным, они являли такое самообладание, что я восхищался этими существами, для меня они были образцами. Когда они к нами приходили в дом (мне было б — 7 лет) с какой радостью и счастьем я их встречал, с каким вниманием я их слушал! Я требовал всегда рассказать мне какие-нибудь истории. И был среди них один, кого звали Михаил и который мне очень нравился. Он был очень мудр. Когда он говорил, он всегда взвешивал свои слова и свои жесты. Как и моя бабушка, он рассказывал мне исключительно интересные истории, в которых происходила борьба между добром и злом, светом и тьмой, между белыми магами и колдунами. И всегда все кончалось добром — добро всегда побеждало. Затем всю мою жизнь я чувствовал, что с этими сказками моя бабушка и он дали мне импульс к добру, к свету, желание всегда побеждать в свете.

Теперь я вижу, что надо было, чтобы я услышал эти сказки, так как они оставили во мне глубокий отпечаток. Все, что я узнал потом из книг и в университете, стерлось из моей памяти, остались только эти сказки, в которых свет всегда побеждал темноту.

Родители и близкие родственники очень сильно влияют на детей. Вот почему не позволяйте вашим детям посещать людей, могущих подтолкнуть их на сомнительный путь, рассказывая им что попало. В детском возрасте все, что дети видят, все что они слышат, пропитывает их, запечатлевается, и они потом оказываются под этим влиянием всю свою жизнь. Надо наблюдать за вашими детьми, выбирайте даже им друзей, если это возможно: старайтесь всегда знать, какого мальчика или какую девочку посещают ваши дети, так как если вы вспомните ваше детство, то найдете в нем причины, истоки ваших вкусов, тенденций и современного вашего поведения.

Детство определяет всю жизнь. Отпечатки, полученные вами в детстве, не стираются никогда. Вот почему так громадна ответственность взрослых. Если они портят ребенка своей? Грубостью и безобразием, то это будет запечатлено навсегда. Родители должны, следовательно, следить за собой и беспокоиться, чтобы не задать детям плохое направление.

Теперь поймите меня правильно. Надо всегда знать некоторые законы посвященческой психологии. Я не говорю, что надо воспитывать ребенка исключительно в климате мечты, поэзии, в нереальности, в воображаемом мире. Это же было бы большой опасностью для него.

Каждый метод всегда имеет хорошую и плохую сторону, надо знать, как и когда его применять. Родители и педагоги должны возвышать ум ребенка и его практическое чувство, учить его освобождаться в материальном плане и подготавливать его, чтобы он встретил позже лицом к лицу позже все трудности реальной жизни, но они не должны убивать в нем чувство прекрасного и ощущение им невидимого мира. Родители могут говорить детям о духах природы: духах земли (гномах), духах воды (ундинах), духах воздуха (сильфах), духах огня (саламандрах) и о работе, которую они осуществляют во вселенной. Но особенно они должны давать ребенку смысл божественного мира и для этого они могут начинать говорить ему о дереве жизни, о небесных Иерархиях.

Конечно, надо приспосабливаться к уровню ребенка. Конечно, не надо перечислять ему все каббалистические имена Сефиротического дерева, но возможно дать ему понятие об Иерархии, говоря: «Вот, ты знаешь, что люди выше животных, ибо они более разумны», и объяснить ему причины. «И среди людей одни превосходят других: они лучше или мудрее». И ребенок согласится, что это правда. «И теперь, почему не может быть других существ, которые превосходят даже людей, так как лучше и мудрее их?» Ребенок соглашается, и таким образом он начинает обретать понятия об ангелах, архангелах и всех существах духовной иерархий Ребенок, которого воспитывают таким образом, сохранит навсегда ощущение высшего мира мудрости и света и желание попытаться достичь этого мира.

Человек, отрицающий существование превосходящих его миров и существ, ограничивает себя. Если многие люди не прогрессируют, не эволюционируют, то только потому, что они отрицают или просто не хотят допустить, что над людьми существует высшая Иерархия ангелов, архангелов… вплоть до Трона Господа. И из этого следует, что нет у них ни цели, ни возвышенного идеала, к которому они привязаны, чтобы получать, чтобы улавливать энергии высшего порядка.

Конечно, они живут, они освобождаются от каких-то трудностей, но с духовной точки зрения они не продвигаются. Они не соглашаются даже с мыслью, что существуют Учителя, чтобы их обучать, и некоторые даже уже мертвы, духовно мертвы. Тогда как те, кто сознательно принимает существование этих духовных иерархий, имеют высшую цель, и это им дает возможность порыва, чтобы предпринять великие осуществления.

Развитие чувства прекрасного у ребенка.

От 0 до 6 месяцев

От 6 месяцев до года

От года до двух.

От двух до трех лет

Двухлетний малыш уже в состоянии почувствовать разницу между красивым и некрасивым. Объясните ребенку, что, когда вещи сложены аккуратно, — это красиво. Понемногу учите кроху видеть красоту в порядке, а вместе с этим — правильно вести себя за столом, в гостях, на улице. Покажите маленькому, как сервировать стол, угощать гостей, пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Если вы хотите развивать вкус ребенка, обратите внимание на то, что окружает его в детской. Комнату малыша не стоит перегружать мебелью и другими предметами, а основные цвета в интерьере должны быть спокойными. Выбирайте для малыша картины и игрушки, которые будут развивать его воображение: например, ночник в виде жирафа, коробки для игрушек в форме сундучков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация