Дети и деньги


Содержание

Дети и деньги. Как мы воспитываем вечных кредиторов и скряг

Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не знает, что мамин кошелёк не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Как сделать это максимально понятно, чтобы в будущем избежать проблем, АиФ.ru рассказала психолог Светлана Меркулова.

Найди дешевле

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги? Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило.

Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся. Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить. Это задача родителей. Важно, чтобы ребёнок знал как можно раньше об этой стороне жизни, практически с рождения. Мы же учим подрастающее поколение хорошим манерам, правилам поведения в обществе и правилам безопасности. Так мы заботимся о детях. Обучение взаимодействию с деньгами не менее важно. Это то, что очень пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

— Вы говорите, что нужно готовить ребёнка с рождения. Что это значит?

— Дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как мы себя ведём, чем занимаемся. Они наблюдают за родителями. Ребёнок ходит с нами в магазин за продуктами — нужно показывать ему, что вы не просто берёте на полках товары, а вы за них платите деньги. Здорово, если это будут реальные деньги, а не пластиковая карта, которая может рассматриваться малышом как волшебная карточка, которая имеет неограниченный кредит. Наличные — это конкретика. Они имеют свойство заканчиваться, а это очень наглядно и полезно. Проговаривайте цену товара. Важно говорить о деньгах спокойно и по делу. Нужно донести до ребёнка понимание того, что деньги имеют свою ценность, и если их потратить, они исчезают. Их нужно заработать.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть в магазин. Таким образом вы прекрасно можете обучить сына или дочь товарно-денежным отношениям. Вся прелесть в том, что, по сути, дети подсказывают нам, что им нужно. Важно просто внимательно относиться к их играм, словам и просьбам.

— Как объяснить ребёнку, что такое «дорого» и «дёшево»?

— Конечно, совсем маленькому ребёнку 2,5–3 лет объяснить подобные вещи сложно, он ещё не обладает навыком сравнения. А вот шестилетка или семилетка, который умеет считать, вполне способен понять разницу. Вы всегда можете устроить игру в магазине под названием «Найди дешевле». Попросите ребёнка найти товар по более доступной цене. Эта игра-охота прекрасно формирует навыки, которые пригодятся в будущем.

— А вам не кажется, что таким образом мы просто вырастим скрягу, который будет считать каждую копейку и всю жизнь искать что-нибудь подешевле?

— Культура обращения с деньгами передаётся из семейной системы. Когда родители постоянно живут в режиме жёсткой экономии, ребёнок копирует эту модель поведения. Если вы скряга, глупо бояться, что у вас подрастёт такой же скряга. Что касается игры, я не думаю, что она как-то сильно повлияет на ребёнка, и он станет гиперэкономным. Скорее вы просто дадите своему чаду элементарные навыки обращения с деньгами.

Говорите вслух

— Ещё один непростой вопрос, который волнует практически любого ребёнка, почему, например, Петровы богаче, чем его семья?

— Вы вполне можете объяснить, что всегда есть люди, которые получают большую зарплату (даже большую, чем у Петровых). Но это не потому, что лично вы — не успешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом ваша работа вам нравится. Вы ей занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё и платят. Если ребёнок решит, что ему нравится, как живут Петровы, это может стать стимулом к тому, чтобы расти, развиваться. Это как раз формирование целей.

— По поводу целей. Однажды я смотрела сюжет про первоклашек, журналист опрашивал их на тему будущей профессии. Большинство ответов было из разряда: я хочу стать косметологом, чтобы много зарабатывать, я хочу работать в банке, потому что там много платят и т. д. Откуда берётся подобная установка с малых лет, должна ли она как-то беспокоить родителей?

— Подобные стремления продиктованы нашим потребительским обществом и во многом семьёй. Давайте представим, мама ходит к косметологу, отдаёт за процедуры немаленькие деньги, а потом приходит домой и рассуждает, сколько зарабатывают эти специалисты. Дети всё слышат и мгновенно делают свои выводы. По этой причине нужно всегда думать, что вы говорите вслух при собственных детях! Косметолог — хорошая профессия, но она хороша не тем, что там можно заработать деньги.

Что касается ориентированности на материальные ценности — это столкновение интересов общества и семейных ценностей. Мы все участвуем в потребительской гонке, только с разной интенсивностью. Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

— Какие слова подобрать, чтобы объяснить ребёнку, что деньги достаются непросто?

— Это очень актуальная тема, даже если речь идёт о состоятельной семье, где родители и дети привыкли активно тратить. Конечно, ребёнок должен понимать, что любые деньги заработаны родительским трудом, а значит, они имеют ценность. Если их потратить, то сам собой кошелёк не наполнится новыми купюрами. Здесь, опять же, поможет игра. Продумайте цепочку от момента зарабатывания игрушечных денег до момента траты. Что нужно сделать, чтобы получить зарплату? Как распределить деньги, чтобы вам их хватило? Сейчас много игр, в которых процесс зарабатывания и траты хорошо отражён. Например, «Монополия» или какие-то компьютерные игры, где герой получает зарплату и с помощью неё приобретает необходимые вещи.

Кроме того, проговаривайте некоторые моменты. Например, вы пошли за колготками, объясните, почему вы берёте именно этот товар, а не другой: «Эти колготки стоят столько, мне они нравятся, потому что…» Таким образом вы добавляете ещё и сравнительный анализ. Согласитесь, что так или иначе мы все проводим его внутри себя, но в данном случае это нужно делать вслух, чтобы ребёнок понимал, что вы делаете и почему.

На машинку

— Полезно ли ребёнку на что-то копить?

— Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики.

Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, ещё будучи детьми, не научились копить. А зря!

— Кто может давать деньги ребёнку, по какому принципу? Допустим, только на день рождения или по каким-то праздникам? А главное, как избежать ситуаций, когда ребёнок начинает ждать, например, не бабушку с дедушкой, а то, что они принесут или подарят?

— Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один-единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он наконец появился, начали задаривать его всем, чем только можно. Это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Увы, таким образом они просто портят ребёнка. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребёнок уже с порога встречает вас фразой: «Что принёс?». В семье складывают товарно-денежные отношения. На самом деле всё просто: не надо пихать деньги каждый раз, когда приходите, используйте для этого какие-то поводы.

— День рождения — хороший повод?

— Нет! Всё-таки это праздник, детки ждут какого-то волшебства. Да, взрослые могут считать, что лучший подарок — деньги. Ребёнок (если вы его ещё не избаловали) мыслит совсем другими категориями. Лучше узнайте, что он хочет, и принесите именно этот подарок. 23 Февраля, 8 Марта, именины — вполне подходят для того, чтобы подарить денежку.

— Сколько денег можно подарить?

— Немного, это должна быть символическая сумма. Вы можете вручить её ребёнку лично или положить в копилку.

— А можно деньгами поощрять ребёнка за что-то?

— Конечно, учить ребёнка зарабатывать деньги — полезно. В данном случае было бы здорово найти в семье такое дело, которое все не любят. Например, мыть посуду, и тот, кто готов всё же её помыть, получает 10 рублей. Неважно, кто это делает — мама, папа или ребёнок. Таким образом вы учите своё чадо зарабатывать. Поощрять деньгами учёбу — не очень хорошая идея. Ходить в школу — это естественно, за это никому не платят.

— Если говорить о карманных расходах, в каком возрасте у ребёнка должны появиться эти деньги?

— Шесть – семь лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. При этом не надо контролировать, как ваше чадо расходует выданную сумму. Постепенно школьник научится ею распоряжаться, считать сдачу, сохранять деньги и т. д. Где-то к 12 годам вы можете давать деньги не каждый день, а раз в три – четыре дня, чтобы постепенно ребёнок мог контролировать свои расходы на три дня. Старшеклассникам — раз в неделю, раз в 2 недели. Так дети учатся обращаться со своим капиталом. Это готовит человека к будущему, в котором большинство людей получает зарплату раз в месяц.

— Какие расходы надо учитывать, чтобы понимать, размер карманных расходов?

— Еду, питание, проезд. Посмотрите, как устроен день ребёнка, что ему необходимо. Если давать сумму больше, то, скорее всего, он будет тратить её на всякую ерунду.

Мама — на крючке

— Светлана, откуда появляются дети, которые любят устраивать истерики в магазине, требуют от родителей купить игрушку, конфетку, платье и т. д.?

— Их создают родители, дети — наш продукт. Если мама с папой безрассудно каждый раз откликаются на любое «хочу», готовьтесь к тому, что постепенно у вас будут требовать большего. Своими действиями вы соблазняете ребёнка, как бы говорите ему: «Я могу тебе всё купить, пожалуйста, бери». Чтобы подобных вещей не было, всё-таки лучше устанавливать определённые правила: раз в месяц (выберите свой период) родители покупают какое-то красивое платье или нужную игрушку. Ребёнок к этому привыкнет и перестанет требовать.

— А что вы предлагаете делать, когда ребёнок начинает истерику из-за игрушки прямо в магазине, не обращать на него внимания?

— Действовать нужно в зависимости от возраста и, скажем так, степени запущенности случая. Истерики в магазине возникают не просто так. Если маленький ребёнок покапризничал, его успокоили, дав то, что он требовал, дальше будет тяжелее. Проблему нужно решать ещё с малышом, чтобы у него не закрепилась привычка «кричу-получаю». Но если мама тревожная и быстро старается дать своему чаду всё что угодно, лишь бы он не орал, она у него на крючке!

— Давайте возьмём сознательный возраст ребёнка и среднестатистическую семью. Дочь просит у мамы купить ей сумку Louis Vuitton или любую другую дорогую вещь, что делать?

— Для любой масштабной покупки есть копилка. Пожалуйста, пусть копит на сумку своей мечты.

— Я боюсь, что в среднестатистической семье она будет копить до старости.

— Ничего страшного, если человек столкнётся с ситуацией, в которой он не накопит на дорогую сумку. В этом мире не всё возможно получить. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с теми или иными ограничениями. Те дети, которые научились с ними справляться в юном возрасте, спокойно принимают их и во взрослом состоянии. Да, есть вещи, которые доступны далеко не всем! Иногда ребёнок должен столкнуться со словом «нет». Ничего катастрофического не произойдёт. Родители — не боги. Они не должны тратить пять зарплат только потому, что дочь захотела сумку.

Каждая мама обязана знать:  Народное мнение Школа приемных родителей

— Как научить ребёнка правильно тратить деньги, когда он приходит в магазин?

— Только с помощью экспериментов, причём реальных. Например, ребёнок приходит в магазин с накопленной тысячей рублей. Он хочет мороженое, конфет, игрушку, велосипед. Посчитайте вместе с ним: вот это стоит 300 рублей, вот это — 500 рублей, а это — 600 рублей. Как тебе кажется, мы укладываемся в твою тысячу или нет? Ребёнок посчитает и скажет: «Нет, не укладываемся». Тогда предложите ему выбрать что-то из его «хочу». Только не надо докладывать денег.

— А если он, не спрашивая вас, начинает тратить деньги на всякую ерунду, нужно его останавливать?

— Нет. Он должен столкнуться с тем, что карманы опустели, он, условно, купил гору жвачек, но остался без машинки. Конечно, он наверняка будет горевать по этому поводу. Ничего страшного! Посочувствуйте: «Мне действительно очень жаль, что так произошло, но в следующий раз, когда у тебя будут деньги, ты, наверное, распорядишься ими более разумно». Ребёнку очень важно столкнуться с ограничениями и понимаем того, что деньги исчезают, и, чтобы они опять появились в кошельке, нужно их заработать.

— Светлана, нужно ли давать ребёнку возможность подрабатывать или принуждать его к этому?

— Если в семье есть потребность в деньгах, как правило, дети сами проявляют такую инициативу. Конечно, важно поддерживать ребёнка в его начинаниях, давать ему возможность заработать деньги и тратить их на свои потребности. Покупая себе то, что он хочет, ребёнок помогает вам, потому что вам это не нужно будет ему покупать. Если он купит вам торт на свою первую зарплату, это очень хороший знак. Но если нет, ничего страшного. Единственное, чего не стоит делать — бежать впереди паровоза и быстренько искать своему чаду работу. Можно только помочь ему подобрать несколько надёжных вариантов, а ребёнок уже сделает свой выбор.

— Нужно ли посвящать ребёнка в семейный бюджет? Должен ли он быть в курсе, сколько денег есть в семье, на что и как вы их тратите, или всё это лишняя информация?

— Взрослому ребёнку, который хорошо обращается с цифрами и суммами (от 12 лет), вы можете рассказать, какой процент выделяете каждый месяц на питание, одежду, обучение, оплату коммунальных услуг. Это разные статьи расходов, о которых он имеет право знать, и ему это было бы полезно. Но, опять-таки, это не должно быть скучной лекцией, рассказывайте в процессе: у нас такая-то сумма, это мы тратим туда, это туда, и это туда. Это некий шаг во взрослую жизнь, к которой он должен быть готов.

Сколько карманных денег нужно ребенку и почему бесполезно платить ему за хорошие оценки

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Карманные деньги — важный элемент в жизни ребенка, благодаря которому он в том числе учится принимать самостоятельные решения. При этом размер выдаваемой суммы может зависеть от разных обстоятельств, но точно не от примерного поведения ребенка.

Мы в AdMe.ru внимательно изучили мировой опыт и мнения экспертов, чтобы помочь родителям разобраться в этом сложном «экономическом вопросе».

1. Что такое карманные деньги

Карманные деньги — это личные финансы ребенка, и не стоит их путать с теми средствами, что вы даете ему на проезд, питание в школе или экскурсии. Собственные средства помогают ребенку становиться более самостоятельным и учат разбираться в ценности вещей.

2. С какого возраста стоит давать карманные деньги

Психологи рекомендуют начинать выделять ребенку деньги на карманные расходы, когда ему исполнится 6–7 лет. В этом возрасте дети уже достаточно развиты, чтобы понимать, что каждая вещь в этом мире имеет определенную стоимость. Большинство детей просто не интересуются деньгами в более раннем возрасте, если только не развивать этот интерес искусственно.

3. Как часто и в каком объеме выдавать деньги ребенку

Выдавать карманные деньги эксперты советуют небольшими суммами, ориентируясь при этом на общий доход семьи. Помните, что ребенок может случайно потерять денежные средства, поэтому выделяйте ему ту сумму, за потерю которой вы лично не будете сильно переживать.

Периодичность выдачи карманных денег лучше определить вместе с ребенком. Считается, что чем меньше возраст, тем чаще следует это делать. Однако детям старшего возраста целесообразно выдавать одинаковые суммы не чаще одного раза в месяц: это научит их планировать свой бюджет и более рационально распоряжаться деньгами.

4. Сколько денег родители выдают в Германии

Немецкие родители не ломают голову над тем, сколько карманных денег нужно их детям. Управление по делам несовершеннолетних Германии выпускает рекомендации по точным суммам, которые следует выдавать ребенку в зависимости от его возраста. Например, дошкольникам (4–5 лет) полагается 50 центов (37 руб.) в неделю, школьникам (10–11 лет) — около 14 евро (1 056 руб.) в месяц, а подросткам (16–17 лет) — до 45 евро (3 395 руб.) в месяц.

Хотя, согласно данным одного из опросов, стало известно, что немецкая молодежь на карманные расходы от родителей получает гораздо больше — около 320 евро (24 143 руб.) ежемесячно.

5. Сколько денег родители выдают в Нидерландах

В Нидерландах правительство также составило советы, сколько карманных денег выдавать детям и подросткам. Ребенку в возрасте 6–8 лет рекомендуется максимум 2 евро (150 руб.) в неделю, 12-летним — до 20 евро (1 508 руб.) в месяц, 18-летним — до 30 евро (2 263 руб.) ежемесячно.

Поведение ребенка никак не должно учитываться при выдаче ему наличных. Так, например, наказывать детей лишением карманных денег в голландских семьях не принято.

6. Не платите за оценки

Не стоит материально поощрять ребенка как за отдельные оценки, так и за успешное окончание учебного года. Исследования показали, что денежное вознаграждение в данном случае не является хорошим стимулом для ребенка, скорее наоборот, может даже снизить его успеваемость в школе. Впрочем, награждать за выдающиеся результаты (победа на олимпиаде, сдача сложного экзамена и т. д.) можно, но вместо вручения денег лучше подарить что-нибудь, о чем ваш ребенок давно мечтал.

7. Как воспитывают финансовую грамотность в США

Немного иначе к данному вопросу относятся в США. В некоторых начальных школах здесь ученикам выдают игрушечные деньги (classroom cash) за активную работу на уроке. Потом учитель может провести аукцион и выставить на торги сладости, игрушки или канцелярские товары, которые можно выкупить за эти символические деньги.

8. Не платите детям за уборку по дому

Психологи полагают, что платить за вынос мусорного ведра, уборку комнаты или вымытую посуду не всегда логично, так как ребенок видит, что подобную работу его родители выполняют абсолютно бесплатно, и не осознает их мотивы поведения. Ребенку следует объяснить, что каждый член семьи должен вносить свой вклад в домашнее хозяйство.

9. Дайте возможность заработать своим трудом

Однако ребенку нужно давать возможность заработать деньги, чтобы он лучше понимал их ценность. Вы можете доверить ему те виды работ, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а специально нанятыми людьми. Например, это может быть мойка машины, мелкий ремонт по дому или курьерская работа для детей старшего возраста. И главное в этом случае даже не денежное вознаграждение, а то, что ребенок получил новые полезные навыки.

10. Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Некая американка поделилась в соцсетях успешным экспериментом своей семьи. Она предложила разделить карманные деньги ребенка на три категории:

На каждый сэкономленный доллар из сберегательной баночки она докладывала еще один, чтобы показать ребенку, как работают проценты и инвестиции. Деньги из второй банки ребенок мог тратить в любое время, а средства из третьей можно было израсходовать, например, на подарки для своих близких и друзей.

11. Наличные лучше безналичных

Сегодня уже в начальных классах школьники могут иметь свою личную банковскую карту, например для оплаты завтраков и обедов. Безусловно, это удобный способ контроля за расходами ребенка. Однако электронные деньги, по мнению экспертов, дают детям ложный сигнал о том, что финансовые средства появляются из ниоткуда и не заканчиваются. Поэтому в качестве карманных средств лучше рассматривать именно наличные. Так дети будут видеть, что деньги реальны, что они тратятся, когда вы оплачиваете покупки, и что их становится меньше.

Однако не во всех странах родители придерживаются такой позиции. Например, в Великобритании более 25 % родителей переводят карманные деньги на онлайн-счета подростков.

А вы помните, по какому случаю ваши родители давали вам карманные деньги?

Деньги детям: за что можно платить ребенку, а за что категорически нельзя

Добавление статьи в новую подборку

Кажется, дети и деньги – понятия малосовместимые, ведь всерьез финансами могут распоряжаться только взрослые. Но на самом деле это не совсем так. Дети обязательно должны знать, что такое деньги, откуда они берутся и как их правильно тратить.

Умение обращаться с деньгами – важный жизненный навык, отсутствие которого наносит большой вред маленькому члену общества. Поэтому многие родители выплачивают детям деньги на карманные расходы, чтобы школьники научились распоряжаться финансами, имели возможность накопить на желаемые вещи.

Карманные деньги учат детей ценить заработанное, помогают ставить финансовые цели и чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками. Владея своими собственными деньгами, ребенок обретает силу воли и терпение, учится щедрости. Каждый день перед ним встают непростые вопросы: купить ли безделушку и сладость или удержаться от спонтанной покупки, чтобы в конце года приобрести желанный гаджет? То, что с трудом заработано и накоплено, ценится намного выше. И к вещи, купленной на карманные деньги, ребенок будет относиться более бережно.

Поэтому деньги ребенку нужно давать обязательно, при условии, что он уже знает, как их можно тратить, не боится делать покупки. Так вы не только поможете ему чувствовать себя увереннее, но и покажете свое доверие. Желательно проводить выплаты регулярно, чтобы ребенок ожидал этого события.

Сколько денег давать ребенку в школу, вы должны решить самостоятельно. Но желательно, чтобы сумма была небольшая и позволяла обеспечить только малые расходы: покупку талона на проезд, обед в буфете, поход в кино и т.д. Слишком большая сумма может привлечь недобросовестных сверстников.

Когда начинать давать деньги детям

Дети в начальной школе уже способны делать мелкие покупки, поэтому выдавать деньги на мелкие нужды можно с 1-2 класса. Первое время стоит ненавязчиво интересоваться, на что потрачена сумма или на что ребенок планирует ее потратить. По мере взросления школьника количество выдаваемых денег можно увеличивать. Одновременно важно повышать финансовую грамотность. Рассказывайте ребенку о деятельности банков, безналичной оплате, видах купюр и т.д. Отлично справятся с задачей такие экономические игры, как «Монополия» или «Денежный поток», в которые можно играть всей семьей.

Дошкольников также можно приобщать к финансовой грамотности. В игровой форме объясните им, что такое деньги, где они хранятся, откуда берутся, на что их обычно тратят. Составляйте вместе с ребенком список покупок перед походом в магазин. И заведите копилку, чтобы собирать мелкие монеты на желанную игрушку.

Малышам рекомендуется давать ежедневно маленькую сумму денег. Чем старше становится ребенок, тем больше должна быть сумма и интервал между выплатами (неделя, 2 недели или месяц), чтобы школьник учился распределять деньги и контролировать свои траты.

За что можно платить детям деньги

Часто родители ограничиваются только выдачей денег на питание и проезд. Это не совсем правильно, у ребенка обязательно должна быть какая-то сумма на свои личные потребности. Правда, идея просто выдавать деньги родителям нравится не всегда. Но есть немало способов проводить выплаты за конкретные дела и услуги.

Если ребенок уверенно ходит по вашим поручениям в магазин, предложите ему иногда оставлять сдачу себе, это позволит ребенку более обдуманно выбирать продукты и планировать траты. Особенно эффективно давать такие задания младшеклассникам, которые с радостью будут накапливать сдачу на новые игрушки.

Ребята постарше могут получать деньги за дополнительные задания. Например, если ребенок поможет помыть папину машину или уберет мусор на дачном участке. Сумму желательно оговорить заранее. Также можно поощрить ребенка деньгами за спортивные или учебные достижения, но без фанатизма. Гораздо важнее проявить свою гордость сыном или дочкой, чем просто протянуть туго набитый конверт. Помните, что никогда не стоит заменять деньгами родительскую любовь и заботу.

Иногда родители предлагают ребенку за деньги посидеть с младшим братом или сестрой. Такую практику лучше не поощрять, чтобы не подменить родственные отношения между детьми денежными. Лучше помогите подростку с трудоустройством. Например, он успешно сможет работать расклейщиком объявлений, промоутером, дворником, няней, специалистом по выгулу собак и т.д.

Дарить ли ребенку деньги на день рождения и другие праздники? Это вполне допустимо, если чадо уже подросло и копит, например, на велосипед или смартфон. Маленьким детям крупные суммы лучше не дарить, ограничьтесь желанными подарками.

За что нельзя платить деньги детям

Не все специалисты согласны с тем, что стоит поощрять ребенка с помощью денег. Особенно остро стоит вопрос об оплате школьных отметок и работы по дому. В некоторых семьях подобные выплаты имеют место, но мы все же считаем, что не стоит платить ребенку за учебу и уборку, т.к. это снижает интерес к знаниям, обесценивает достижения. Получая деньги за оценки, дети не стремятся расширить кругозор, гонятся только за баллами, а порой не брезгуют и обманом, чтобы получить заветные купюры.

Каждая мама обязана знать:  Отношение воспитателя ДОУ и родителей

Что касается работы по дому, то нужно с детства приучать ребенка убирать свое жилище. Не за деньги, а ради удовольствия жить в чистоте и порядке. Нередко мамы и папы втягиваются в неестественные финансовые отношения, когда ребенок требует двойной оплаты за работу или начинает манипулировать своими обязанностями. Это отдаляет его от родителей.

Категорически нельзя платить детям за неправомерные действия, например, воровство цветов с клумбы, списывание у одноклассников и т.п. Даже если вас распирает гордость, что ребенок отстоял свое достоинство в драке с одноклассником, не поощряйте подобное деньгами. То же самое относится к помощи незнакомым пожилым людям. Пусть ребенок делает это по велению души, а не за денежную награду.

Обязательно проговорите правила выдачи денег ребенку с другими членами семьи. Бабушки и дедушки могут за вашей спиной финансово поощрять школьника, важно вовремя это пресечь либо договориться о правилах выплат.

Как научить детей тратить деньги

Сколько бы вы ни давали детям денег, всегда хочется быть уверенным, что они потрачены с пользой. Но не стоит слишком увлекаться контролем над покупками своего чада. Дайте ребенку больше самостоятельности и, самое главное, сами станьте для него хорошим примером: не тратьте деньги впустую и следите за ежедневными расходами. Также позвольте своим детям ошибаться. Ведь вам тоже не всегда удается с толком распорядиться бюджетом.

Не рекомендуется забирать карманные деньги в качестве штрафа, лучше приостановите следующую выплату с пояснением причин, чтобы ребенок осознал наказание.

Если очень переживаете за траты ребенка, оформите ему банковскую карточку, по которой сможете отслеживать все покупки. Также все популярнее становятся мобильные приложения (Panda Money, Bankaroo и др.), позволяющие детям ставить финансовые цели, отслеживать свои расходы и копить на желанные вещи.

Давать или не давать деньги детям, каждый родитель решает самостоятельно. Но стоит серьезно отнестись к этому вопросу, поскольку ошибки в финансовом воспитании могут в будущем дорого обойтись семье.

Дети и деньги

сайт для родителей

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »

Духовное развитие ребенка

Душевное развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Актуальное

Последние комментарии

Самое популярное

  • Логические и занимательные задачи (300 задач) — 3.7 млн.
  • Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина — 444.5 тыс.
  • Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева — 397.8 тыс.
  • Развитие мелкой моторики у детей — 355.7 тыс.
  • Раннее начало половой жизни. Добрачные связи — 344 тыс.
  • Резус-конфликт во время беременности — 265.9 тыс.
  • Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская — 220.1 тыс.
  • Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова — 197.9 тыс.
  • Чтобы ребенок не был трудным — Татьяна Шишова — 152.1 тыс.
  • Ребенку годик: брить или не брить? — 146.8 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 1459

Дети и деньги

Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы. Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?

Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы – зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят – копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! — А у меня 52!», — говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги – не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% – что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино – мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять – каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» — из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей – до 12 лет, 1000 рублей – уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», – делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?

Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% – тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» – наркотики, алкоголь и сигареты – так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать – это ведет к курению, пьянке, гулянию»). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» — 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках»). А еще ведь – «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители – зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно – попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех – это называется «ни в чем ребенку не отказывать», — делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства – приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить – я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», — так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

Каждая мама обязана знать:  Можно ли лишить отца родительских прав

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:

«Мои траты они не контролируют – считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне — им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.

Дети и деньги

Деньги в руках у детей — как найти и соблюсти разумную меру? Как воспитать у них правильное отношение к материальной стороне жизни? Мы пригласили родителей поделиться своим опытом. А за комментариями обратились к психологу и публицисту Татьяне ШИШОВОЙ.

«Всё вокруг моё»

ВРЯД ли кого шокирует малыш полутора-двух лет, который, уходя с прогулки, прихватил с собой чужую игрушку. Почему? Потому что каждому взрослому понятно, что в этом возрасте ребёнок не способен разделять вещи на «свои» и «чужие». Проблема отношения к деньгам — это более узкий аспект проблемы отношения к собственности. В каком возрасте у ребёнка появляется о ней осознанное представление? Считается, что на «моё» и «чужое» ребёнок начинает делить вещи после трёх лет, когда у него появляется самосознание.

Родители реагируют по-разному, когда узнают, что их ребёнок взял чужое. Некоторые не акцентируют на этом внимание (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте), другие, наоборот, строго наказывают. Кто прав? Здесь важно помнить, что расценить свой поступок как грех может не всякий ребёнок. Есть дети, которые в 7–8 лет искренне не понимают, что делают плохо, присваивая себе чужую вещь. И наоборот, часто 4–5-летние дети, совершая кражу, прекрасно осознают, что делают неправильно. Но реакцию родителей способен понять даже самый маленький. Поэтому очень важно дать ребёнку понять, как вас это огорчает.

Психолог Татьяна Шишова:

— Формировать понятие о том, что своё, что чужое, нужно с раннего возраста. Родители неслучайно говорят: нельзя, не бери, отдай, это не твоё. Недостаточно твёрдая позиция родителей в отношении «своего-чужого» часто приводит к повторному воровству. Необходимо вывести воровство в разряд максимально отрицательных поступков, донести до ребёнка, что это большой грех.

Одним из основных признаков того, что ребёнок осознаёт неправильность, греховность своего поступка, является попытка скрыть этот факт, спрятать улики. Если это происходит, значит, ребёнку стыдно и он готов к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Практика показывает, что большинство детей способны на это уже с четырёхлетнего возраста.

Если это произошло в первый раз, то нужно спокойно всё объяснить. Если ребёнок маленький, то можно на первый раз не наказывать. А если повторяется, то наказать очень строго. И не бояться произнести слово «вор», быть честным с ребёнком. В данном случае чем больше сходит с рук в детстве, тем тяжелее бороться с грехом воровства потом. Тем более это касается подростков. Конечно, всегда нужно пробовать разобраться в причинах, по которым ребёнок совершил кражу. Это могут быть неблагополучные отношения в семье, ревность, своеволие, тяга к нарушению норм (особенно в либеральных семьях). В подростковом возрасте больше соблазнов, желаний, которые далеко не всегда могут быть выполнены родителями. В любом случае воровство — проблема, которую нельзя «замолчать», пустить на самотёк.

Карманные деньги — зло или благо?

«Я ЛИЧНО у родителей деньги таскала, когда была подростком, — призналась одна из опрошенных нами мам. — Стыдно, но факт остаётся фактом. Потому что денег у меня не было, а покупать всякие мелочи хотелось. Когда это вскрылось, вопрос решили так — мне начали выдавать немного денег». Это, конечно, случай крайний, но вопрос в том, надо ли давать ребёнку деньги на карманные расходы и с какого возраста, рано или поздно встаёт перед родителями.

Если ребёнок просит денег, по мнению большинства опрошенных нами родителей, стоит разобраться, зачем они ему нужны. И призадуматься, если ребёнок не говорит зачем. С другой стороны, всё время отказывать — тоже не выход, вспомним признание в воровстве.

Как правило, деньги на расходы выдают школьникам. «Мы даём 12-летней дочери 100 рублей в неделю по воскресеньям. Деньги на проезд, еду и образование — не в счёт. Эти деньги тратятся на всякие малосъедобные сладости, ненужную (на мой взгляд, конечно) канцелярию, диски и прочие увеселения. Многие взрослые, которые в детстве карманных денег не получали, жалеют об этом и думают, что надо давать обязательно. Другие возражают: «Зависит от того, могут ли они потратить их разумно. Важно, чтобы дети знали, что деньги достаются большим трудом».

Психолог Татьяна Шишова:

— Давать или не давать деньги — зависит от возраста ребёнка. Дошкольнику — точно не стоит. Если ребёнку выдают карманные деньги, надо приучать его откладывать какую-то часть средств на подарки близким. Нужно учить ребёнка разумному обращению с деньгами, дети нередко попадают в зависимость от них, развивается алчность. Повышенная фиксация внимания на деньгах может привести к воровству.

Часто, чтобы иметь карманные деньги, дети стремятся подработать. Это также зависит от возраста. Для старшеклассника первая работа — один из этапов социального взросления. Конечно, она не должна идти в ущерб учёбе. Важно, чтобы часть заработка подросток отдавал родителям, внося вклад в экономическую жизнь семьи.

Мы бедные?

КОНЕЧНО, у каждой семьи свои финансовые возможности. Должен ли ребёнок знать степень материального благополучия родителей? Должен ли он участвовать в обсуждении денежных вопросов? Начиная с определённого возраста детей явно волнует количество денег в семье. Общее мнение родителей: лучше отвечать им прямо и открыто. «На вопросы, почему не покупаем что-то дорогостоящее или много безделушек, отвечаем честно. А чтобы не было обидно, стараемся раз в неделю во время похода в магазин покупать детям то, что они хотят, — сладости, небольшие игрушки, шарики, мыльные пузыри, канцтовары». Многие родители считают важным, чтобы дети знали, сколько стоят продукты, ходили в магазин самостоятельно. И вспоминают, как они ходили в магазины в детстве с мамой, обсуждали вместе, что купить, что важнее в данный момент, и это помогло им во взрослой жизни.

Психолог Татьяна Шишова:

— Если ребёнок вступает в обсуждение денежных вопросов с родителями, то поднимается в своих глазах на их уровень. Но это неправда, ребёнок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несёт, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может.

Лучше не впадать в крайности в отношении денег. Излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей. Но также вредно ребёнку вести себя как маленький Крез, который похваляется перед сверстниками толщиной своего кошелька. Разумный подход — по мере взросления ребёнка вводить его в курс экономической жизни семьи.

«Вынес мусор — 10 рублей, позвонил бабушке — 15»

«ВСПОМИНАЮ случай из своей школьной практики. В пятом классе был мальчик, который старался как можно больше отвечать, а после урока спрашивал: «Я заслужил оценку?» И если я оценку не ставила, начинал уговаривать: «Ну хотя бы четвёрочку». Оценку обязательно нужно было поставить в дневник. Однажды, когда я отказалась поставить ему оценку, он с неподдельным огорчением сказал: «Но папа ведь даёт мне за хорошие оценки деньги!»

Некоторые родители, начав денежно поощрять детей, потом жалуются, что ребёнок согласен «работать» — учиться, помогать по дому — только за деньги.

Большинство считает, что не стоит премировать ребёнка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. «Хорошее поведение подразумевается само собой, это вопрос отношений между людьми. Ведь мама с папой ничего не получают за домашние дела, это наше общее гнёздышко, и мы трудимся на себя».

В то же время поощрение деньгами за хорошую учёбу не воспринимается многими родителями однозначно как зло: «В обществе человек получает деньги за труд. Мой ребёнок учится в сильной школе, это даётся ему непросто. Когда результат того стоит, я его поощряю, насколько позволяют финансы».

Психолог Татьяна Шишова:

— За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.

А за помощь по хозяйству «расплачиваться», поощрять деньгами ни в коем случае нельзя. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наёмный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь — основа отношений в семье. К сожалению, я видела много случаев, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам, к вымоганию денег за каждый плевок.

Гораздо лучше, если время от времени награда будет не материальной, например: «мы пойдём с тобой вместе в парк», «я разрешу тебе посмотреть этот фильм».

Кому нужна копилка?

«…ЕЩЁ ребёнком он умел уже отказать себе во всём. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив — в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную… Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Узнаёте героя? Это Павлуша Чичиков.

«Моя старшая дочь (7 лет) воспринимает копилку как одну из игрушек. Сколько в ней денег, её не волнует, интересен сам факт опускания денежки в копилку. Ведь до определённого возраста ребёнок не осознаёт истинной ценности денег, для него что 50 копеек, что 50 рублей — просто денежка. Когда дочка слышит, что кто-то из нас говорит по какому-либо поводу «где же взять денег?», она с готовностью предлагает: «Возьмите из моей копилки».

Многие родители отрицательно относятся к копилке, считая, что она может развить у ребёнка страсть сребролюбия: «Старшей дочери в шесть лет подарили на день рождения копилку, и она стала выпрашивать для неё денег. Деньги мы ей регулярно давали, но я стал подговаривать дочь купить на накопленное подарок маме к какому-то празднику. Идея была принята с энтузиазмом, но интерес к копилке упал до нуля (что доказывает эгоистическую природу «копилкомании»)». Другие считают, что вреда от копилки не будет, особенно если ребёнок хочет накопить на что-то хорошее, сделать подарок. Есть мнение, что копилка даже может помочь воспитать уважение к деньгам: «Я собирала по всему дому мелочь и складывала её туда. Родители это всячески поощряли, таким образом воспитывая уважение к деньгам, даже маленьким».

Психолог Татьяна Шишова:

— Если ребёнок склонен к жадности, ему не нужны никакие копилки, наоборот, нужно учить его делиться. Если ребёнок склонен к мотовству — тогда можно разрешить ему откладывать деньги. Но для чего и из каких источников? Есть дети, которые утаивают мелочь, чтобы положить её в копилку, это постепенно может привести к воровству.

Контролировать, как ребёнок тратит деньги, нужно обязательно. Следует следить за тем, чтобы он не купил себе что-то вредное для души, например агрессивные компьютерные игры. В последнем случае аргумент «это мои деньги» не стоит принимать во внимание.

Комментарий священника

ПРОТОИЕРЕЙ Алексий Уминский, духовник Свято-Владимирской гимназии:

— Для ребёнка важно, чтобы у него были деньги, потому что это элемент его личной свободы. Задача родителей — научить его этой свободой пользоваться. Небольшие суммы можно давать детям с того возраста, когда они могут уже самостоятельно передвигаться по городу, когда родители их отпускают одних в магазин, на прогулку, то есть когда они способны на самостоятельные поступки.

Иногда деньги детям дают не только родители, например, дарят родственники на день рождения, и бывает, у ребёнка скапливается относительно большая сумма. У нас в семье мы у детей занимали деньги на что-то необходимое, например, не хватает рублей двести, чтобы что-то срочно купить. И дети с большим удовольствием нам дают деньги, понимая, что они, как взрослые, могут оказать семье материальную поддержку, чувствуют своё участие в семейном бюджете. Или, например, когда в храме проходит сбор средств на что-то, дети жертвуют из своих денег, и им очень важно, что они могут сделать это от себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация