Дети и домашние задания


Содержание

Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием

За воспитание ребенка ответственны родители. С обучением все не так однозначно. Некоторые мамы и папы полагают, что, после того как ребенок пошел в школу, его образование – задача педагогов. А потому стараются не вмешиваться. Другие же следят за каждой оценкой, чтобы их чадо училось лучше всех в классе. И тут отдельного внимания заслуживает домашнее задание, с которыми ребенок рано или поздно подойдет к родителям. Как разумно поступить в этом случае: отправить его справляться с заданием самостоятельно или помочь с выполнением?

1. Что происходит, когда мы оставляем ребенка одного «биться» с непокорной задачкой?

Несмотря на то, что ребенка в школе учат учителя, родители остаются для него первым и главным авторитетом, источником помощи и поддержки. Поэтому, если они отказывают в помощи, ребенок, разумеется, почувствует себя покинутым и ненужным. Следует это понимать, равно как и то, что ваш ребенок не всегда великий гений, способный справиться с любым заданием. У него действительно может не получаться. И это отнюдь не детский каприз. Поэтому отказом вы рискуете посеять недоверие ребенка к себе. Затем он может начать скрывать оценки, искать способы выполнить задание обходными путями, списывая из интернета. И это точно не пойдет на пользу его развитию и обучению.

2. А что, если родители выполняют домашнее задание за ребенка?

Нередко трудности с выполнением домашнего задания сопряжены с повышенной нервозностью ребенка, капризами, нежеланием заниматься. Поэтому некоторые родители искренне полагают, что заставлять ребенка нервничать лишний раз ради какого-то там примера или диктанта не стоит. Гораздо проще и быстрее самим решить злосчастную задачу и провести вечер в спокойной обстановке. Но такая тактика тоже не приносит позитивного результата. Если ситуация повторяется регулярно, ребенок теряет чувство ответственности и начинает считать, что, раз родителям это надо, пускай они и делают. В итоге неизбежно снижается успеваемость, а поведение ребенка будет оставлять желать лучшего.

3. Родительская поддержка как мотивация к обучению

Причиной низкой успеваемости может быть банальное снижение или отсутствие мотивации к учебе. Поэтому родителям крайне важно разговаривать с ребенком, стараться понять, что ему нравится, а что — нет. Это позволит выявить корни проблемы, которые в большинстве своем не относятся к учебе, а имеют психологическую природу. Тем не менее, если вам удастся наладить контакт, это поможет решить проблемы и с домашними заданиями.

4. Доля помощи родителей

Помогать ребенку решить домашнее задание — дело энергозатратное и трудоемкое, но оно того стоит. Причем помощь должна быть участливой. Но в то же время, помогая, нужно отдать ученику ведущую роль в процессе выполнения задания. Задавайте вопросы, комментируйте, подсказывайте, если он заходит в тупик. Такие приемы помогают по-настоящему понять, как именно нужно действовать, чтобы получить желанный результат.

5. Развиваться вместе с ребенком, не сравнивая его с другими

Самое губительное, что может сделать мать или отец по отношению к работе или к самому ребенку, — это ругать его и сравнивать с другими детьми в пользу последних. Да, возможно, так им удастся пристыдить свое чадо, но уж точно доверия и близости с семьей точно не добавит. А, между прочим, совместная деятельность — это то, что лучше всего сближает детей и родителей. Она обогащает психологически и духовно. Так что, помогая своему ребенку учиться, сами взрослые учатся взаимодействию не только с ним, но и со своим внутренним ребенком, который живет в душе у каждого.

Поделитесь постом с друзьями!

Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов

Спор о необходимости домашних заданий остается актуальным на протяжении многих веков. В России домашнее задание стало обязательным уже в XVI веке, а в XIX–XX веках оно стало поводом для различных педагогических дискуссий. Л. Н. Толстой в своей яснополянской школе вообще отменил домашнюю работу для учеников, тогда как К. Д. Ушинский считал, что домашние задания задавать можно, но только после специальной подготовки школьников к их выполнению. А что думают о количестве и качестве домашнего задания в современном мире?

Мнения о пользе домашнего задания совершенно противоположные. Одни родители и педагоги считают, что это стресс и пустая трата времени, другие доказывают его преимущества в сложившейся системе образования. Главный аргумент «за» — любой новый материал требует закрепления приобретенных навыков. На уроке знания переходят в кратковременную память, затем, как раз для их перевода в долговременную память, необходимо повторение. Особенно это актуально для учеников начальных классов.

«Домашняя работа важна для младшеклассников. Дети имеют одну особенность памяти — если не закрепить полученные знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации».

Еще один плюс — выполнение домашнего задания помогает развитию самостоятельности, усидчивости и ответственности у ребенка с первых лет учебы. К тому же, в идеале, хороший учитель через проверку домашних заданий может наладить отношения с учеником, чему помогает обсуждение сделанного или не понятого материала.

Бывает, что дети в начальной школе стесняются задавать вопросы учителю. Дома, выполняя с ребенком задание, полученное в классе, родители смогут объяснить тему еще раз или посоветуют попросить помощи у учителя. Если отношения с детьми у родителей доверительные, то выполнение домашнего задания в начальных классах только сблизит семью. Совместное написание проектов или докладов, изготовление поделок сплачивает и дарит ощущение уверенности. С другой стороны, время, потраченное на выполнение домашнего задания, можно было провести и с большей пользой для семьи. Например, сходить в музей или в парк, найти общие увлечения.

Все вышесказанное верно, но с большими оговорками. Объем домашнего задания и его креативность порой зашкаливают и ставят в тупик родителей. Учителя далеко не всегда проверяют даже наличие выполненных заданий, не говоря о поисках пробелов в знаниях учеников и индивидуальном подходе в обучении. Да и ребенок, который в начальной школе еще не умеет работать с материалом самостоятельно, без настроя не включится в работу, большая часть полученной из учебника информации пройдет мимо него.

Но и с последним утверждением, что вместо уроков можно найти занятия полезнее и важнее, не все так гладко. Родители, пришедшие в 7–8 вечера с работы, вряд ли найдут в себе силы на культурную программу и развивающие игры с ребенком. Скорее всего, они предпочтут вечер перед телевизором и каждый член семьи будет предоставлен сам себе. Между тем необходимость выполнения домашнего задания — тоже время для общения с ребенком. В перерывах между уроками дети часто рассказывают о том, что произошло в школе, делятся радостями и обидами. А заданные на дом рассказы или стихи можно почитать вместе перед сном, ведь всем известно, как полезно семейное чтение вслух.

Противники домашних заданий приводят массу контраргументов и говорят о необходимости изменения системы образования. Главной причиной, почему детям не нужны домашние задания, считается перезагрузка детей. Напряжение, страх не выучить заданный урок могут пагубно повлиять на психическое здоровье ребенка. Впрочем, как и на здоровье физическое: сколиоз и плохое зрение — настоящая беда современных школьников. Из-за высокой нагрузки дети меньше спят, засиживаются допоздна, переживают из-за оценок, что приводит к проблемам со сном. Не успевая сделать домашнее задание, ребенок начинает списывать, что, конечно, знаний не добавляет.

Каждая мама обязана знать:  Нужен ли ребенку детский сад

Очень часто домашнее задание для детей превращается в домашнее задание для родителей. Постоянные нововведения в учебниках, особые планы и развивающие программы вынуждают родителей искать информацию в Интернете или в книгах, чтобы помочь детям выполнить задания. А то и заниматься творчеством — рисованием, художественной лепкой и другими видами искусств. Это требует определенного времени и усилий, что для многих неприемлемо, ведь уровень образования родителей тоже бывает разным.

«Неуверенность родителей в своих знаниях и нежелание ребенка делать уроки приводят к тому, что семья постоянно живет в стрессовых условиях. Исследования показывают, что семьи, где у родителей нет высшего образования, испытывают больший стресс при выполнении домашних заданий, чем те, где хотя бы один родитель имеет диплом о высшем образовании».

А еще выполнение большого количества домашних заданий не оставляет школьникам времени на игры и прогулки. Родители учеников начальных классов жалуются, что из-за уроков у детей крадут детство, потому что в 7, 8, 9 и даже 10 лет ребенку еще надо поиграть в лего, порисовать или просто побегать с друзьями на свежем воздухе. А времени практически не остается.

Приверженцы изменения системы образования полагают, что главная задача учителя — организовать учебную деятельность и дать ребенку практические знания.

«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует», — говорил Альберт Камю. Надо сделать так, чтобы знания в реальной жизни оказались полезными. Однако все эти претензии можно рассмотреть и под другим ракурсом. Осанку портит не домашнее задание, а неправильное сидение за столом и отсутствие у ребенка физической нагрузки. Да, время на спортивные секции или музыкальную школу можно найти, если правильно распланировать день ребенка. Умение распределять дела в течение дня пригодится и во взрослой жизни. Тягу к знаниям убивает не муштра, а однообразие. Но здесь уже педагоги должны задуматься, как заинтересовать своим предметом и привлечь ребенка к совместной продуктивной работе. А отношения между людьми портит не сама проблема, а отношение к ней. Будет ли выполнение домашнего задания стрессом для детей, во многом зависит от настроя родителей. Большинство экспертов склоняются к золотой середине и предлагают использовать дифференцированный подход.

«Теоретически урока должно быть достаточно, чтобы усвоить тему, но на практике все сложнее. Есть темы, которые в учебном плане проходят очень быстро, и без дополнительных упражнений их сложно усвоить. Другое дело, что домашнее задание можно задавать не по всем предметам, а только по основным. Или ограничивать объем — в нашей школе, например, не задают упражнений на выходные».

Вопрос о домашнем задании остро обсуждается не только в России. Ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашние задания в младших классах, чтобы избежать лишнего стресса. Во Франции, где в младших классах домашнее задание и так отсутствует, его предлагают отменить для всех школьников. Нет его и в Китае, правда, учебный год там длится 10,5 месяца, 6 дней в неделю, что позволяет учителю давать весь материал в классе.

Детский врач Фредриксен из Норвегии категорический противник заданий на дом: «Дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Оно посягает на свободное время ребенка».

В Европе популярно мнение, что малышам достаточно 20 минут дополнительных занятий, старшим школьникам — полтора часа. Однако есть и те, кто выступает за поддержку домашних заданий, считая, что без них снижается успеваемость.

Сегодня часто ставят в пример финскую систему образования, где учеба построена в форме игры, а домашние задания практически отсутствуют, так же как оценки и экзамены. А вот самыми загруженными считаются японские школьники, они сдают экзамен еще при поступлении в 1-й класс. В японской начальной школе редко бывает больше 4 уроков в день и домашнее задание отсутствует, однако на период каникул дети получают довольно обширные задания.

В США долгое время относились к домашнему заданию как к обузе. Выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее. Штат Калифорния одно время вообще запретил домашние задания в школе учащимся до 8-го класса. Параллельно с этим в СМИ обсуждали вред, который домашнее задание наносит здоровью детей. В 50-е годы XX века отношение к образованию и нагрузке в школе изменилось, вместе с этим вырос и объем домашней работы. И сейчас количество домашних заданий в Америке продолжает расти, правда, носят они больше исследовательский или творческий характер.

Интересное отношение к выполнению домашних заданий в начальной школе предлагают в Италии. Родители могут выбрать, оставлять ребенка в школе на полдня или на весь день. Если занятия заканчиваются в 13:30, то дети всю неделю занимаются и дома. Зато в выходные можно расслабиться. Тот, кто остается в школе до 16:20, делает уроки там же и получает домашнее задание на выходные, что часто вызывает родительские протесты.

Стоит ли контролировать выполнение домашних заданий у ребенка?

В этом вопросе есть две вещи. Первая – нужно ли участвовать в процессе, когда ребенок занят домашними заданиями? Вторая – именно контроль.

Родители идут разными путями:

Одни почти до выпуска ребенка из школы вместе с ним делают уроки и всегда в курсе того, что задано, всегда держат руку на тревожной кнопке, потому что готовы присоединиться и помочь;

Другие считают, что ребенок уже большой, а «большой» – для всех это разный возраст. Это может быть и 7, и 11, и 13 лет. Они считают, что ребенок может сделать все сам, и не могут сидеть с ним над уроками, даже если ребенок просит о помощи..

Дети – разные, у каждого из них свои особенности. И то, что происходит в процессе, когда ребенок садится за домашнюю работу, делает ее очень быстро или очень медленно – во всем этом проявляются какие-то трудности ребенка, его особенности темперамента, работоспособности. Если родители оставляют ребенка один на один с его трудностями, тогда ребенок просто чувствует себя брошенным в одиночестве.

Задача родителей – не просто контролировать то, что сделал ребенок или не сделал, а все-таки знать о том, как протекает этот процесс, и постараться выделять какие-то сложные для ребенка моменты.

Например: «Я вижу, что моему ребенку трудно приступить к самому заданию». Если он к нему приступил, то он его сделает, но сам момент этот идет очень .долго Тогда помощь от родителей должна быть именно на этом этапе.

Если же ребенок садится за домашнюю работу и очень легко отвлекается, тогда вы должны как-то вторгаться в процесс и помогать ребенку в этом вопросе. Или ребенок довольно часто забывает, что ему вообще задано.

То, что происходит между ребенком и домашней работой говорит о том, что у ребенка еще сам процесс выполнения чего-то целенаправленно – незрелый. Ребенок ведь и сам – незрелое существо. И кто ему может с этим помочь? Только взрослый человек, близкий взрослый. А требовать и давить – неправильно.

Родителям, которые безустанно сидят рядом со своим ребенком нужно подумать, когда и с чего для них начался этот момент, что вам доставляет болезненность в этом деле и почему так невыносимо и раздражающе видеть коряво написанные буквы. Всегда очень важно для взрослого человека задать эти вопросы самому себе. Ребенок сделал то, что он мог. А дальше нужно разобраться в себе и с тем, что с вами происходит, когда вы видите, как буква вылезает за строчку.

Рука ребенка очень напрягается во время письма, он устает, и мама, которая после этого просит все переписать и написать еще пять строчек, использует резервный ресурс. Если резервы в этот момент исчерпать, то в какой-то другой важный момент их не достанется.

Не уходите в ложные убеждения о том, что пора воспитывать в ребенке самостоятельность, и пусть он делает уроки сам. Не вторгайтесь своим контролем в те процессы, где ребенок уже точно справляется сам.

Отличать ситуации, где ваша помощь точно нужна, от тех процессов, где вы не нужны – самое сложное для любого взрослого. Но ребенок иначе не может расти. А если мы вторгаемся в те процессы, где ребенок уже может справляться сам, то мы ставим преграду на пути его роста и развития. И, напротив, если мы ему не помогаем, когда он нуждается, то мы растим ребенка тревожным, с чувством одиночества. Это трудно, но ради ребенка это нужно сделать. Научиться понимать своего ребенка вы можете на лекциях «Родительского клуба».

Каждая мама обязана знать:  Дочь меня при отце не слушает

Как родителям перестать делать уроки за ребенка и не сойти с ума

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Учебный год в самом разгаре, и многие родители уже успели устать. Ведь кроме профессиональных задач и хлопот по дому большинство взрослых берет на себя школьные дела своих детей, и это изрядно утомляет. Как же сделать так, чтобы передать учебу в руки школьника и перестать его постоянно контролировать? Об этом — в нашей статье.

Нередко родители ждут окончания учебного года даже с большим нетерпением, чем их дети. AdMe.ru уверен, что этого можно избежать. Мы нашли ответы на вопрос, как облегчить школьные будни.

1. Не делайте уроки за ребенка

Родителям не стоит перехватывать ответственность за учебу ребенка. В 7 лет привычку учиться гораздо проще сформировать, чем в 12. Роль родителей сводится к тому, чтобы направлять и поддерживать, при необходимости — помогать ребенку разбираться в сложном, но ни в коем случае не делать все вместо него. Покажите сыну или дочери, как собирать портфель, как заполнять дневник, в какой последовательности выполнять домашние задания, и отойдите в сторону.

Если вы проверяете задания и заметили ошибку — предложите ребенку самому найти и исправить ее, но не давайте готовых решений. Проверку постепенно можно свести лишь к факту выполнения заданий: если задано 4 упражнения — 4 и должны быть сделаны. С таким подходом ребенок будет допускать ошибки, но только так и сформируется его ответственность. Это сделает его успеваемость реальной, а не искусственной.

2. Научите ребенка учиться

Первые домашние задания могут вызывать у ребенка замешательство: с чего начать? Родителям важно научить ребенка, как правильно делать уроки. Объясните, почему нужно делать вещи в определенном порядке, проговорите всю последовательность действий вслух, можно даже написать и разместить над письменным столом небольшую памятку.

После этого останется сделать лишь все действия по шагам. Обратите внимание, чтобы упражнение было выполнено полностью. Научите ребенка пользоваться справочной литературой, энциклопедиями. Это чаще гораздо лучший помощник, чем интернет: так легче найти информацию и не отвлекаться на лишнее.

3. Правильно организуйте рабочее пространство

Место, где занимается ребенок, сильно влияет на его продуктивность. Организуйте рабочую зону так, чтобы у ребенка было достаточно освещения, все необходимое можно было легко достать, уберите все лишнее, чтобы не отвлекаться. Сгруппируйте книги, тетради, материалы, пособия — так найти нужную информацию будет проще. Если в семье есть братья и сестры — сделайте так, чтобы они не мешали школьнику сосредоточиться во время выполнения уроков.

4. Научите его чувствовать время

Дети часто не чувствуют время: не знают, сколько прошло, а сколько еще осталось. Решить эту проблему можно при помощи обычного будильника или песочных часов. Для начала попробуйте замерять вместе с ребенком, сколько минут у него занимают повседневные дела: посмотреть мультфильм, поесть, навести порядок в комнате, сделать домашнее задание по математике. Вы можете объяснить ребенку, что уроки займут столько же времени, как, например, прогулка с собакой.

Перед началом выполнения заданий заведите будильник. Это настроит ребенка на работу, поможет ему не затягивать процесс: чем дольше ребенок проводит за уроками, тем ниже его эффективность. Оптимальное время для выполнения в старших классах — не более 2 часов, а в начальных — не больше 30 минут. Дальше детям уже сложно сосредоточиться.

5. Научите его расставлять приоритеты

Чтобы облегчить обучение и жизнь в целом, научите ребенка выделять главное. Например, при выполнении уроков важно уметь оценивать: 1) объем заданного, что из него понятно, а что нет; 2) на какие задания уйдет больше времени, а на какие меньше; 3) что из уроков ребенок осилит сам, а где ему может понадобиться помощь.

Если научить ребенка этому, он будет свободнее ориентироваться в том, что можно сделать легко и быстро самостоятельно, а что можно посмотреть в энциклопедии или спросить у папы или мамы позже. Это здорово выручит детей на контрольных и экзаменах: они не потратят все время на выполнение одного, самого сложного, задания, а оставят его напоследок.

6. Мотивируйте

Почаще хвалите ребенка за старания, за хорошие отметки, не принимайте это как само собой разумеющееся. Для детей начальных классов можно использовать доску мотивации. На листке бумаги напишите цели («заправить постель», «сделать домашние задания», «выгулять/ покормить собаку, «вынести мусор»), рядом — день недели. За каждое выполненное задание — плюсик. В конце недели — вознаграждение — например поход всей семьей в кино или на каток.

Или можно использовать такой вариант мотивации: «Ты делаешь уроки — и мы все вместе идем гулять/ пить чай/ смотреть фильм». Чаще показывайте ребенку, как он может практически применять свои знания. К примеру, умеешь считать, складывать, вычитать — сможешь посчитать сдачу в магазине, выучил таблицу умножения — знаешь, сколько чупа-чупсов можно купить на 100 рублей.

7. Учите его грамотно разговаривать и задавать вопросы

Все дети, которые идут в школу, умеют разговаривать, но далеко не все умеют правильно доносить информацию, излагать свои мысли. Кому-то мешает застенчивость, кто-то просто не знает, как это правильно сделать.

Учите ребенка выражать свое мнение, правильно обращаться с просьбой. Научите вашего школьника разговаривать с преподавателем: ребенок не должен бояться задавать вопросы, переспрашивать столько раз, сколько ему требуется, чтобы понять тему и выполнить задания. Даже если ребенок посещал детский сад, ему бывает сложно привыкнуть к новой обстановке.

8. Помогите ему подружиться с одноклассниками

Для ребенка очень важны отношения с одноклассниками. От того, как они сложатся, во многом зависит уверенность и успеваемость ребенка. Сейчас дети нередко учатся далеко от дома и их после уроков сразу забирают родители. Одноклассники не успевают близко познакомиться, подружиться — им просто не хватает времени. Родителям стоит помочь найти детям друзей в классе: предложить вместе погулять, пригласить одноклассников домой для игры, общения, на чай с тортом.

9. Ваши отношения — на первом месте

Не зацикливайте внимание на успеваемости ребенка — ведь это не единственное и не самое главное в ваших отношениях. Интересуйтесь жизнью ребенка, его увлечениями, чувствами, наблюдениями, желаниями, друзьями. Будьте не контролером для ребенка, а скорее его «болельщиком»: узнавайте, как обстановка в школе, выслушивайте и поддерживайте его. Показывайте, что у вас с ним общая жизнь, что его дела не менее важны, чем ваши. Больше времени проводите вместе, копите общие яркие и счастливые воспоминания.

10. Помните, что оценки не определяют успешность ребенка

Страх родителей перед плохими оценками ребенка — это прежде всего страх за его будущее, а оценка сама по себе показывает лишь то, как он усвоил преподаваемый материал. Плохие оценки вовсе не означают, что он глуп, ленив, безответственен и не сможет работать. Это говорит лишь о том, что у ребенка по каким-то причинам нет желания учиться или он не может это делать в силу сложности программы. Может, вы выбрали лучшую математическую гимназию в городе, а ребенку там слишком тяжело?

Если у сына или дочери никак не получается учиться только на 4 и 5 — это не приговор. Среди успешных бизнесменов троечников значительно больше, чем отличников. Вся разгадка в том, что такие люди легче относятся к ошибкам, потому что у них с детства выработался стойкий иммунитет к ним. Их тройки — не результат их лени или низкого интеллекта, а доказательство того, что у них нет интереса к школьной программе. Если это ваш случай — попробуйте сосредоточить внимание ребенка на тех предметах, которые действительно ему по душе.

А ваши дети самостоятельно делают уроки? Есть ли у вас успешный опыт приучения их к самостоятельности в обучении? Делитесь с нами в комментариях.

Нужно ли помогать ребенку делать домашнее задание?

Все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что у их ребенка не получается самостоятельно выполнить домашнее задание. Они решают помочь ему. И делают домашнее задание вместе с ним. А иногда даже и за него.

Однако, возникает вопрос, нужно ли родителям вмешиваться в учебный процесс ребенка? И стоит ли им помогать ему выполнять домашнее задание?

Какая проблема возникает, когда родители делают д/з вместе с ребенком?

Родителям не всегда удобно делать домашнее задание совместно с ребенком. Этот процесс — довольно трудоемкий. На него уходит огромное количество времени как родителей, так и детей. Минимум 2-3 часа. А максимум — целый вечер.

Каждая мама обязана знать:  Е

Из-за этого совместное выполнение домашнего задания превращается в ужас как для родителя, так и для ребенка. Из-за того, что выполнение домашнего задания занимает несколько часов, взрослые начинают могут становиться нетерпеливыми. Даже малейшие заминки млдашего школьника вызывают у них негативные эмоции. Наибольшее раздражение провоцируют проблемы с определёнными заданиями, которые ребенок не может решить на протяжении длительного промежутка времени.

Из-за того, что школьник топорится на упражнениях, родители может быть тяжело сдерживать себя. Уже после совершения нескольких ошибок в задаче, некоторые взрослые начинают кричать на ребенка. И говорить фразы в духе: «Никогда больше не буду выполнять с тобой домашнее задание. Занимайся этим сам!».

Подобное совместное выполнение домашнего задания не приводит ни к чему хорошему. Ребенок сидит за ним намного дольше, чем если бы делал его сам. У него портится настроение. И появляются комплексы.

Можно ли исправить ситуацию?

Исправить эту ситуацию можно. Мы рекомендуем отказаться от совместного выполнения домашнего задания. И вмешиваться в учебный процесс только в том случае, если ребенок застопорится на определенном упражнении. И не сможет справиться с ним без вашей помощи.

Давайте ребенку возможность выполнять домашнее задание самостоятельно

Абсолютно неважно то, насколько правильно ребенок выполняет домашние задания. Если он делает их без единой ошибки, то это отлично. Если же он допускает разнообразные помарки и неправильно решает упражнения, то дайте ему возможность и ошибаться. Пусть лучше ребенок делает что-то некорректно самостоятельно, чем у него будет идеальная работа, но сделанная вами.

К тому же, школьные учителя укажут на ошибки. И в будущем ребенок сможет выполнять его правильно. Без сторонней помощи.

Как добиться того, чтобы ребенок самостоятельно выполнял домашнее задание?

Установите границы ответственности

Нельзя круглосуточно контролировать ребенка на предмет того, выполнил ли он домашнее задание. Если вы будете постоянно отслеживать этот аспект, то ребенок будет делать домашнее задание только тогда, когда вы ему об этом скажите. А стоит вам всего лишь раз забыть напомнить о домашнем задании, и школьник не выполнит его. Поскольку тоже забудет о том, что его нужно сделать.

Рекомендуем приучить ребенка к тому, чтобы он сам контролировал выполнение своего домашнего задания. И вспоминал о том, что его необходимо делать, без вашей помощи.

Верьте в силы ребенка

Никогда не показывайте ребенку то, что вы не уверены в его интеллектуальных способностях. И в том, что он сможет выполнить определенное упражнение правильно.

Если он подходит к вам со словами «Мам, помоги, пожалуйста, сделать математику. Мне кажется, что я не смогу решить 15 задачу», то вам нужно демонстрировать свою уверенность в его силах. В ответ вы можете сказать: «Сынок, ты у меня очень умный. Ты справишься с задачей. Если у тебя совсем не будет получаться ее выполнить, то я тебе помогу. Ну а пока попробуй решить ее самостоятельно».

Ни в коем случае не решайте задачу вместе с ребенком до того, как окажется, что он не может выполнить задание самостоятельно. И уж тем более не допускайте того, что вы выполните конкретное упражнение за него. Если вы сделаете это, то вся ответственность перейдет на вас. Ребенок перестанет делать самостоятельно любое д/з. Потому, что будет понимать — любое задание за него может выполнить мама. Соответственно, он будет просить у вас помощи при выполнении каждого последующего домашнего задания.

В старших классах с этим у вас могут возникнуть проблемы. Ребенок вырастет, но все равно будет просить у родителей помощи в выполнении домашнего задания или придется прибегать к помощи репититора.

Как часто можно спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание?

В процессе обучения ребенка понятиям границ ответственности вам нужно сделать так, чтобы он понял: за учебу в школе отвечает лично он. Оценки, которые получит чадо — лично его заслуга. И в его же интересах сделать домашнее задание так, чтобы баллы были максимально высокими.

Именно поэтому вы должны спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание, как можно реже. Не больше одного раза в день.

Если вы будете терроризировать ребенка вопросом «Ты выполнил домашнее задание?», то он бессознательно переложит ответственность за его выполнение на вас. И будет делать его только тогда, когда вы его об этом спросите.

В идеале, вы должны добиться того, чтобы вы вообще не задавали вопрос про домашнее задание. Но, при этом, чтобы в конце дня ребенок самостоятельно отчитывался вам: «Мам, я выполнил все домашнее задание на завтра».

Не слушайте учителей, которые говорят вам, что домашнее задание в обязательном порядке нужно выполнять с ребенком

Подход к выполнению домашнего задания с ребенком у каждого учителя разный. Это зависит от возраста педагога. А также от той базы знаний, которую он получил в конкретном учебном заведении.

Не рекомендуем прислушиваться в вопросе совместного выполнения домашнего задания к педагогам. Поступайте так, как считаете лично вы.

По возможности, можете прислушаться к своим родителям. Узнайте у них, как они воспитывали вас в школьные годы. Если они помогали вам с выполнением домашнего задания, то делайте так же и со своим ребенком.

Посторонних лиц в этом вопросе слушаться не нужно.

Почему помогать ребенку делать домашнее задание — вредно?

Когда вы решаете за ребенка домашнее задание , в его голове не откладываются знания

Самое распространенное мнение у родителей — это то, что «если помочь ребенку решить определенную задачу, то он поймет, как это делается. И в будущем сможет решать ее самостоятельно». Однако, при совместном выполнении домашнего задания это правило не работает.

В большинстве случаев, когда вы решаете задачу за ребенка, он не понимает ее сути. Не улавливает алгоритмы решения. И не получает абсолютно никакие знания в процессе обучения.

Благодаря вам он получает ответ на определенную задачу. И не стремится понять, как ее решать.

При регулярном совершении подобной ошибки, ребенок и вовсе перестанет учится. Он не будет мыслить во время выполнения домашнего задания. Потому, что будет знать — за него все решит мама.

Помощь в выполнении д/з не поможет улучшить оценки ребенка

Ученые из ВУЗа города Остин (США) провели исследование эффективности совместного выполнения домашнего задания. Они выясняли, насколько сильно влияет помощь родителей при подготовке домашнего задания на оценки школьников.

Согласно результатам исследования, дети, которым помогали делать домашнее задание, ничем не отличаются в интеллектуальном плане от делающих его самостоятельно. Первой категории школьников с домашним заданием регулярно помогали родители. Однако, они не смогли освоить новых знаний быстрее, чем остальные дети.

Помогать ребенку с выполнением домашнего задания — не очень эффективно в плане интеллектуального развития. Если у школьника наблюдаются проблемы с определенным предметом, то лучше найдите ему репетитора. Он без лишних криков и эмоций объяснит ребенку определенную тему. И поможет справиться с тяжелым материалом.

Ребенок будет бояться выполнить домашнее задание неправильно

Многим родителям очень тяжело сдерживать себя во время выполнения домашнего задания с ребенком. Периодически в их лексиконе проскакивают колкости. А также оскорбления.

Они говорят детям:

  1. «Ты глупый».
  2. «У тебя ничего не получится».
  3. «Ты плохо справляешься с уроками».
  4. «Ты самый глупый в классе».
  5. «Если не сможешь сделать этого, то получишь двойку. Я не смогу пережить того, что мой сын двоечник».
  6. «А вот Ваня Сидоров эти задачи наверняка за десять минут решает. Не то, что ты».

Подобные фразы, услышанные из уст матери, вызывают негативные эмоции у детей. Они развивают у школьников низкую самооценку. И нередко приводят к появлению так называемого комплекса отличника. Это явление, когда человек хочет во всем быть лучшим. И делает все для того, чтобы добиться этой цели. Не понимая, что быть лучшим абсолютно во всем — невозможно.

Мы бы могли написать, что «старайтесь контролировать себя во время выполнения домашнего задания». Но сами понимаем, что сдерживать свои эмоции выходит далеко не всегда.

Поэтому, чтобы не травмировать самооценку ребенка, рекомендуем отказаться от выполнения домашнего задания с ним. А если и вмешиваться в этот процесс, то только в случае необходимости.

Заключение

Решать, делать домашнее задание совместно с ребенком или нет, предстоит каждому родителю самостоятельно. Мы лишь описали то, к чему это может привести. Проанализируйте все плюсы и минусы совместно выполнения домашнего задания.

Если Ваш ребенок все-таки испытывает трудности в выполнении домашнего задания, советуем Вам обратиться к Интернет ресурсам, которые помогают детям — Учителя онлайн)))

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация