Дети и гаджеты


Содержание

Дети и гаджеты: отдавать или отнимать?

В современном мире остро стоит вопрос взаимоотношений между детьми и всевозможными электронными девайсами — начиная с простого телефона и заканчивая навороченными игровыми приставками и компьютерами. Многие родители, не задумываясь, вручают ребенку телефон, чтобы занять его на время поездки, при посещении магазина или поликлиники. Другие же, наоборот, до последнего оттягивают момент покупки ребенку телефона, запрещают чаду играть в компьютерные игры.

Нужно ли бояться гаджетов? Возможно ли найти баланс в этой истории? Как научить ребенка использовать достижения техники с умом? Разбираемся вместе с психологом Анной Безингер.

Современный мир сложно представить без интернета и всяческой электроники, которая очень упрощает нашу жизнь. Значит, полностью оградить ребенка от веяний прогресса практически невозможно. К тому же, тотальная изоляция может привести к тому, что ребенок вырастет «белой вороной», что грозит сложностями с социализацией.

Увы: посмотреть фильм или поиграть на компьютере действительно проще, чем, например, почитать книгу или поиграть в настольную игру или же просто поиграть со сверстниками. Почему? Потому что в «ненастоящем» мире все уже сделано за тебя. Не надо использовать воображение, представляя себе героев и их окружение. Не надо прилагать усилия, чтобы научиться читать или договориться с товарищами по игре. Такие виды развлечений приносят быстрое и легкое удовольствие — удовольствие, которому не предшествовала некая работа.

В том, что ребенок постоянно окружен самыми разными гаджетами, есть и плюсы, и минусы. Задача родителей — научить ребенка получать от гаджетов пользу, но и уберечь его от соблазнов и возможных проблем.

Говоря о пользе, я подразумеваю и доступность информации (что, безусловно, хорошо для учебы), и возможность быть на связи с разными людьми по всему миру, и всевозможные приложения. Главное — помнить о формуле «гаджеты для жизни, а не жизнь для гаджетов».

С одной стороны, виртуальная реальность может стать для ребенка способом ухода от реального мира и общения в нем. С другой — робкому и застенчивому маленькому человеку в виртуальном мире может быть проще найти единомышленников. Тем более, что после общения в режиме «онлайн» он может решиться и на «настоящие» контакты. Конечно, стоит регулярно говорить с ребенком о безопасности в Интернете — есть множество видео и статей на эту тему, которые написаны специально для детей и подростков.

Определяя, как и в каком объеме разрешать ребенку «общаться» с техникой, родителям важно помнить про следующие моменты:

  1. Смартфон, планшет, компьютер — это большая нагрузка на нервную систему и ребенка, и взрослого. А значит, нужна и «разгрузка». Важно использовать гаджеты так, чтобы эту самую нервную систему не превратить в «очень нервную». Развивающие и обучающие компьютерные игры надо чередовать с играми подвижными, прогулками на свежем воздухе.
  2. Нельзя забывать и про возрастные особенности. Детям младшего возраста очень важно много двигаться, это способствует развитию мозга. Понятно, что длительное «общение» с гаджетами не провоцирует ребенка на то, чтобы активно познавать мир. Детям до 3-4 лет лучше вообще не смотреть на экран подолгу.
  3. Дети копируют взрослых. Взрослые, которые требуют отложить гаджет, сами зачастую сидят, уткнувшись то в телефон, то в планшет. Проследите, какое количество времени в течении дня вы проводите с телефоном в руках? Часто ли проверяете почту, сообщения, ленту друзей в соцсетях?
  4. Если в семье принято читать книги, вместе что-то мастерить и откладывать телефоны, чтобы пообщаться друг с другом — ребенок тоже этому научится. Такое времяпрепровождение будет естественной частью его мира.

Меня часто спрашивают, как быть, если ребенок устраивает истерику при попытке забрать у него телефон или планшет или ограничить время у компьютера. Первая ситуация чаще всего касается маленьких детей, вторая скорее подростков.

Истерика — это выраженная реакция нервной системы на стресс. Перевозбуждение — знак для родителей, что гаджеты не идут ребенку на пользу! В этом случае мне кажется важным проанализировать ситуацию, разобраться, насколько часто и подолгу ли ребенок имеет доступ к электронному «наркотику», а затем решать для себя, насколько это приемлемо.

Если вы решили ограничить время пользования, например, планшетом, то надо быть последовательным, и — таки да! — пережить эти истерики. Дело тут вовсе не в том, что вы бесчувственные родители и не жалеете малыша. Сейчас именно вы отвечаете за физическое и психическое здоровье ребенка. Увы, на этом «посту» мы часто вызываем у ребенка негативные эмоции, так как ограничиваем его желания. Но делаем мы это для его пользы, и на своих решениях можем и должны настаивать.

Если же говорить о подростках, которые злоупотребляют компьютерными играми или слишком много времени проводят в соцсетях, то тут, увы, не может быть общих рекомендаций. С ребенком в этом возрасте уже придется договариваться, физически ограничить время для гаджетов может быть непросто. Когда решение не приходит само, стоит прибегнуть к помощи специалиста — например, посоветоваться с психологом.

Соображений много, опыт у всех родителей — разный, особенности нервной системы у каждого ребенка — свои. Главная рекомендация — как всегда, в том, чтобы подходить к вопросу обдуманно, без фанатизма и паники, рационально оценивая ситуацию.

Дети и гаджеты: что говорит наука

Не стоит давать смотреть видео детям младше двух лет

Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, родители должны стремиться не давать экраны детям младше 18-24 месяцев, однако этот совет не распространяется на участие детей этого возраста в видеозвонках. В случае же, когда избежать просмотра видео невозможно, взрослые должны находиться с ребенком и объяснять ему происходящее на экране.

Видеозвонки помогут детям сохранять связь с родными на расстоянии

Чтобы вовлечь малыша в общение с человеком с другой стороны экрана, попросите онлайн-собеседника спеть детскую песню, почитать для малыша книжку, показать ребенку игрушку или, например, вы все вместе можете устроить дегустацию его любимых перекусов — печенья, фруктов, сыра и так далее. Важно, чтобы то, что происходит на экране было воспроизведено взрослым, который находится рядом с ребенком. Тоже пойте, возьмите ту же книжку или игрушку: так ребенок сможет лучше понять и запомнить свой опыт общения по видеосвязи. Будьте «руками и сердцем» вашего онлайн-собеседника: если человек на экране наклоняется, чтобы как бы поцеловать малыша, или протягивает руки, чтобы его обнять, делайте то же самое. А если происходят какие-то технические заминки, объясняйте их ребенку.

Просмотр телевизора до двух лет может негативно сказаться на психическом развитии

Линн Мюррей, британская ученая и профессор по психологии развития, пишет в своей книге по психологии детей до двух лет о том, что телевидение и другие СМИ негативно влияют на лингвистическое и общее когнитивное развитие ребенка, и особенно — на способность концентрировать внимание. Прямое негативное воздействие от просмотра видеоматериалов создается за счет скорости подачи информации и громких звуков. По мнению Мюррей, даже те видео, которые называются детскими, на самом деле не учитывают особенностей детского восприятия. Другая причина — косвенная: просмотр телевизора или мультиков с планшета замещает другие более подвижные и социальные активности.

Видео, которые «вовлекают» в обучение с помощью обращений героев к ребенку, тоже работают плохо, если ребенку меньше двух лет

В результате недавнего исследования, в котором проверялось, насколько интерактивные видеоматериалы помогают детям до двух лет учить новые слова, было показано, что взаимодействие экранного героя с ребенком не способствует лучшему запоминанию слов, если рядом нет помогающего взрослого.

Дети обучаются в коммуникативных ситуациях лучше, чем через видеоматериалы

Несмотря на то, что в некоторых случаях дети все же могут понять и запомнить увиденное на экране, ученые говорят о так называемом дефиците передачи информации с помощью видеоконтента. Возраст ребенка серьезным образом влияет на возможность усвоения информации с экранов и ее последующее применение в реальных ситуациях. То есть чем младше ребенок, тем меньше он самостоятельно поймет после просмотра видео. Так, например, дети 12, 15 и 18 месяцев гораздо лучше имитировали многосоставные действия других людей, когда наблюдали их не на видео, а в реальности.

Каждая мама обязана знать:  Компьютер для детей вред и польза

Мультики и игры на телефоне — не лучший способ успокоить ребенка

Хотя электронные медиа и являются «палочкой-выручалочкой» в ситуациях, когда ребенка нужно быстро успокоить и заставить сидеть тихо, это далеко не лучший способ обработки переживаний малыша. Вместо этого (хотя бы иногда) обучайте детей распознавать свои эмоции, говорить о волнующих их проблемах, рассказывайте, как можно приходить в себя, например, с помощью дыхательных практик. Изучайте, как еще можно помочь детям справиться со сложными эмоциями.

Взрослые должны следить и за собственными привычками по использованию девайсов

По возможности находите время, которое вы сможете посвятить общению с ребенком без отвлечений на телевизор и другие электронные гаджеты. В исследовании, которое описано в буклете проекта Screen Sense, 40 из 55 участвовавших в нем родителей пользовались своими телефонами, когда обедали с детьми в кафе. В том же исследовании было замечено, что чем больше родитель «сидел» в телефоне, тем активнее ребенок пытался привлечь к себе его внимание. Родители же реагировали на это с раздражением, агрессией, кричали на детей, а один раз родитель даже ударил ребенка по ноге.

В другом исследовании, тоже описанном в буклете Screen Sense, мать просили объяснить двухлетнему ребенку два незнакомых ему слова. Когда мать объясняла одно из слов, на ее телефон начинали поступать звонки, и она отвечала, тем самым отвлекаясь от взаимодействия с малышом. Неудивительно, что в результате дети гораздо лучше запоминали слово, объяснение которого не было прервано телефонным звонком.

Дети учатся лучше, когда новая информация на экране встраивается в уже имеющиеся знания

К некоторым детским книгам и видео прилагаются дополнительные материалы для родителей, чтобы они смогли лучшим образом преподнести новую информацию детям. Это могут быть истории, которыми можно связать контент, совместные игры с детьми по мотивам книги или реплики для знакомства главного героя истории с малышом. В одном исследовании было показано, что дети лучше понимают математические концепции, когда на экране присутствует уже знакомый им герой.

Совместный просмотр видео, игры и изучение гаджетов могут поддерживать развитие детей через общение

Использование различных технологий может стать важной социальной активностью для ребенка. Однако известно, что только 25 процентов родителей взаимодействуют с детьми, когда дают им свои планшеты. В то же время в исследованиях было показано, что совместное погружение в электронные медиа может повысить способность переноса новых знаний с экранов в жизнь ребенка даже в 15 месяцев. А в 24 и 30 месяцев дети были способны выучить новые слова, когда вместе со своими родителями общались по видеочатам.

Как современные гаджеты влияют на детей

Смартфоны, планшеты, компьютеры и многая электронная техника уже давно стали частью жизни человека современности. Между техникой и людьми уже прочно установился тесная, невидимая связь. Для кого-то эти гаджеты служат необходимостью, без которой не обойтись в работе или в повседневной жизни. А кто-то нашел им применение только в развлекательных целях. Но многие люди даже не предполагали, как современная техника скажется на развитии детей. Сегодня мы рассмотрим, чем может обернуться чрезмерное влияние гаджетов на ребенка, можно ли разрешать детям пользоваться ими, а самое главное найдем ответ на вопрос – действительно ли современные гаджеты наносят вред ребенку?

Как современные технологии стали частью нашей жизни

Начнем с того, что сегодняшних родителей можно условно поделить на два лагеря: одни категорично выступают за «очевидную» пользу от смартфонов или компьютеров для ребенка, другие же наоборот – являются ярыми противниками новых технологий. Мы же попробуем сохранить нейтральную сторону, определив плюсы и минусы предоставления в распоряжение гаджетов ребенку.

Многие читатели, родившиеся и выросшие во времена «настоящего детства», могут вспомнить, как они бегали по грязи с дворовыми ребятами, помогали отцу с машиной в гараже или матери на кухне, ремонтировали свой велосипед, ходили с родителями или с друзьями в поход. А какая ситуация с детьми наблюдается сегодня? Ребенок только научился ходить, а ему уже вручают мобильный телефон или планшет, включая незамысловатые игры. Уже к четырехлетнему возрасту дети умеют самостоятельно пользоваться телефоном, но хорошо ли это?

Когда ребенок должен всячески познавать окружающий мир, благодаря родителям он начинает привыкать к миру виртуальному. Мамы и папы только и рады этому, ведь куда проще включить ребенку мультики или игры на смартфоне, и пойти заниматься своими делами, чем уделить ему внимание и поиграться с ним.

Другие родители используют гаджет не только как способ отвлечь ребенка, но и как средство для манипулирования им. Ребенку предлагают гаджеты в качестве награды за какое-то выполненное действие или за хорошее поведение, а в случае чего – отбирают их. Манипулируя ребенком таким способом, родители не понимают, как это им «аукнется» в будущем.

Какой вред несут гаджеты детям

Давайте рассмотрим отрицательные стороны от тесного общения ребенка с гаджетами. Для начала узнаем, как гаджеты сказываются на физическом здоровье детей. Не секрет, что человек активно развивается до 21-летнего возраста, но самый важный период в этом развитии – с рождения до возраста, когда наступает пубертатный период. Активное пользование гаджетами детьми приводит к значительному ухудшению зрения, провоцирует развитие сердечнососудистых заболеваний вследствие малоподвижного образа жизни, негативно сказывается на позвоночнике и суставах. Кроме того, у «детей смартфонов» с ранних лет наблюдается склонность к избыточному весу.

Нанесенный гаджетами физический ущерб исправить тяжело, но куда сложнее бороться с психическими расстройствами. Плохо, когда, к примеру, ребенок играет в игры, не соответствующие его возрастной категории. Нередко в таких играх присутствуют элементы насилия, крови или сцены эротического характера. Но куда хуже, когда ребенок сталкивается с контентом в интернете.

Не будем далеко ходить, достаточно зайти в популярный видеохостинг и вбить в поисковую строку что-то, что интересно детям возраста 5-6 лет. Что же мы увидим? Кучу различных блогов, ВЛОГов, челленджей, пранков и прочего. Видео с кислотными цветами, странными сюжетами и несуразными персонажами набирают десятков миллионов просмотров. И подобное дети, в распоряжении которых гаджеты находятся постоянно, смотрят ежедневно.

Дети, все активнее познавая виртуальный мир, становятся все более эгоистичными, агрессивными, им становится тяжело отличать правду от вымысла. На фоне этого в сознании детей формируются неправильные представления об окружающем мире. Дети, постоянно использующие гаджеты, с возрастом становятся все избалованнее, ведь в этом они стараются копировать своих интернетных кумиров. Вместо того чтобы самостоятельно искать ответы на интересующие их вопросы, нынешние дети предпочтут их «погуглить».

Положительные стороны гаджетов

Однако нельзя отрицать, что современные технологии несут и благо ребенку, но только если применять их с умом.

Для компьютеров и смартфонов доступен огромный выбор обучающих программ. Благодаря им ребенок может развивать логическое мышление, школьные предметы или учить иностранные языки. Кроме того, благодаря гаджетам активно развивается мелкая моторика у ребенка, ведь пользование современными электронными приспособлениями требует определенной сноровки.

Благодаря гаджетам ребенок быстрее обучается информационным технологиям, что определенно пригодится ему в дальнейшей жизни. Используя гаджеты, ребенок может активно поддерживать связь со сверстниками и общаться с ними когда захочет, может находить новых друзей в интернете, но с этим родителям нужно быть внимательными. Интернет – одна «большая яма», неизвестно, кто может оказаться на обратном конце линии сетевого кабеля.

Советы по использованию гаджетов детьми для родителей

Мы можем предложить вам некоторые советы, решать: следовать им или нет только вам.

  1. Постарайтесь ограничить общение ребенка дошкольного возраста с гаджетами до тех пор, пока он не пойдет в школу. В это время постарайтесь уделять ребенку как можно больше своего внимания.
  2. Всегда старайтесь соблюдать баланс виртуальной и реальной жизни ребенка. Не забывайте советовать ему уделять больше времени творчеству, саморазвитию, чтению книг, подвижным играм и прогулкам на свежем воздухе.
  3. Не пользуйтесь виртуальными играми, когда есть их аналогии в реальной жизни. Играть в шахматы на смартфоне и играть в шахматы с дедушкой или папой – разные вещи.
  4. Не стесняйтесь использовать функцию родительского контроля в гаджетах. Благодаря ей вы можете заблокировать доступ к нежелательным приложениям или к электронным ресурсам.
  5. Интересуйтесь, чем занимается ваш ребенок в компьютере или смартфоне. Старайтесь ограничить его от нежелательного или не подходящего для его возраста контента.


Помните, что использование гаджетов – тоже зависимость. Если вы обнаружили подобную зависимость у своего ребенка, то как можно быстрее принимайте меры по устранению этого неприятного явления.

Дети и гаджеты

Разобраться в вечном споре о пользе и вреде использования гаджетов детьми нам помогают психолог Татьяна Плунгян и педагог Дима Зицер, а также невролог Валерий Крамар и офтальмолог Шамиль Халилов.

Почему не нужно запрещать гаджеты


Дима Зицер, педагог, психолог, основатель INO (Институт неформального образования) и школы «Апельсин»:

Гаджеты – это очень круто! Это интересно и познавательно. И ничего плохого в этом нет. Современные дети этим живут. Вспомните из истории, как появились первые автомобили. Или первые книги, например. Их тоже мало кто поначалу принимал с восторгом, их пытались запретить и даже сжигали. Вот и про гаджеты то же. Это наша жизнь. Они есть. Конец. И мне ни разу не встречалось внятное исследование, которое бы доказывало, что гаджеты вредны для детей.

Паника родителей от того, что в жизнь детей приходят гаджеты, – вполне объяснимая реакция. Это страх, который спасает их психику. Взрослые пытаются построить детство своих отпрысков понятным им способом, навязать свою модель. А гаджеты находятся вне их матрицы. Планшеты становятся родительским страхом. Понять детей в этом плане могут лишь молодые прогрессивные родители, которые также используют эти гаджеты и понимают, для чего они нужны.

Не нужно запрещать использование гаджетов и создавать тем самым у ребёнка идею запретного плода. Я категорически против использования запретов и силы.
В этой ситуации важно понять, почему эти гаджеты, виртуальный мир – самое интересное, что происходит в жизни ребёнка. Неужели ему так плохо дома? Почему он не играет со сверстниками или не рыбачит, с папой, к примеру? Выход один: нужно быть на его стороне, быть вместе с ним. Разбираться в гаджетах, которыми пользуются ваши дети, интересоваться, изучать, играть вместе. А если вы решили, что в виртуальном мире ребёнок проводит слишком много времени – предложите ему достойную альтернативу, что-то более интересное. Сходить в кино, например, или на рыбалку, испечь пирог или почитать книжки.

Как правильно использовать гаджеты

Татьяна Плунгян, психолог:

Гаджеты – это лёгкий способ временно занять ребенка в разных ситуациях, когда родителю срочно нужно сделать какое-то важное дело. Некоторые дети тяжело переносят длительное ожидание (длинный переезд, ожидание в очереди или что-то еще). Не всегда уместны игрушки или фломастеры – в большом супермаркете в очереди технически сложно предложить ребенку порисовать или собрать паззл. А вот смартфон или планшет чаще всего у взрослых с собой и может на какое-то время занять скучающего или уставшего ребёнка.

Существуют компьютерные игры и приложения , которые действительно помогают в игровой форме развить у детей память, внимание, логическое мышление и могут научить считать или узнавать буквы. В интернете можно найти много познавательных мультфильмов на самые разные темы и для разных возрастов.

При использовании гаджетов, чтобы избежать электронной зависимости, важно соблюдать несложные правила и научить им ребёнка:

1. Завершите «общение» ребёнка с гаджетами не менее, чем за три часа до сна. От виртуального мира, наблюдаемого на экране перед сном, ребенок рискует перевозбудиться, а от этого нарушается естественный процесс засыпания и может появиться беспокойный сон ночью (частые просыпания, кошмары, отказ засыпать, сопутствующие тревога и страхи).

2. Следите за собственным отношением к электронному миру. С самого рождения, как уже было сказано, ребенок наблюдает за родителями и, особенно до подросткового возраста, во всем подражает родителям. Если папа или мама предпочитают долгий просмотр телевизора, постоянное сидение в телефоне каким-либо другим вариантам времяпрепровождения, не стоит ожидать, что ребенок будет делать иначе.

3. Если вы решили уделить время ребёнку – отложите телефон и планшет. Лучше 20 минут полного погружения в общение с ребенком, его мир и желания, чем несколько часов «присутствия» рядом, когда мы то и дело отрываемся на звонки, смс или рабочую почту.

4. Установите твердое и ограниченное время, предназначенное для использования гаджетов ребенком. Для каждого возраста и в каждой семье оно своё. Важно раз и навсегда установить подобные рамки (меняющиеся с возрастом, конечно) и в этом вопросе проявлять твёрдость. Ребенок должен четко понимать, что 10 минут — это именно 10 минут, вне зависимости от того, какое у мамы (папы, бабушки) настроение сегодня.

5. Используйте любые возможности сделать что-то вместе с детьми. Включайте их в самые разные, в том числе «взрослые» виды деятельности — например, приготовление еды или уборка в квартире. Чем больше впечатлений и эмоций получит маленький человек от взаимодействия с реальностью, тем более привлекательной она для него будет. Ведь нормальное интеллектуальное и личностное развитие ребенка может происходить только в реальности — в контакте с реальным миром и с настоящими, живыми людьми.


Что говорят врачи

Шамиль Халилов, врач-офтальмолог клиники “МедСити”:

Не стоит преувеличивать степень негативного влияния гаджетов на зрение школьников. Достаточно пользоваться устройствами в меру и соблюдать при этом простые правила. Во-первых, контролировать угол зрения и расстояние – оно должно составлять не менее 40 см до экрана. Голова ребёнка не должна быть наклонена назад или вперёд, а экран должен располагаться на 15 градусов ниже уровня глаз.

Я рекомендую школьникам на каждые 20 минут работы с гаджетом делать перерыв на 5-10 минут. Рекомендации основаны на том, что излишняя сосредоточенность на изображении с цифровых устройств приводит к избыточному напряжению цилиарных мышц глаза и провоцирует развитие аккомодационных нарушений. Именно для снижения риска возникновения спазма аккомодации, который приводит к развитию близорукости, офтальмологи рекомендуют при пользовании гаджетами каждые 20 минут делать перерывы с фиксацией взора на другой объект, расположенный на расстоянии не менее 5 метров от глаз.

Спина должна быть выпрямлена, плечи расслаблены, а руки на одном уровне с предплечьем.

А вот до 7 лет гаджеты рекомендуется использовать с осторожностью – в этом возрасте идеальное зрение (мы называем его бинокулярным) ещё только формируется, человек имеет возможность четко видеть двумя глазами одновременно, структурировано, и при этом у него складывается единая визуальная целостная картинка. Поэтому можно сказать, что дети до 7 лет находятся в группе риска, и не стоит усиливать это влияние гаджетами.


Валерий Крамар, главный врач семейной клиники Dr.Kramar, остеопат, невролог:

Конечно, польза от работы с гаджетами есть. Это развитие новых навыков и обучаемости, а также усидчивости. Но при работе с ними очень важно следить за правильным положением тела и временем использования. Ведь при использовании гаджетов у ребёнка появляется перенапряжение в мышцах шеи и спины. Долгое неподвижное положение сидя приводит к застою в мышцах шеи и спины.

Во-вторых, страдают мышцы глазного яблока. Мышцы глаз устают, их подвижность нарушается, и это приводит к снижению их способности к адаптации при взгляде вдаль и перед собой. Снижается острота зрения. Мерцания экрана, которые не заметны глазу, также приводят к нарушению зрения и усталости мышц глаз.

В-третьих, напряжение в мышцах шеи приводит к головной боли. Появляется раздражительность, снижается память и внимание. В-четвертых, быстро сменяющиеся эпизоды и мерцание экрана чрезмерно возбуждают нервную систему и нарушают баланс между возбуждением и торможением, что может приводить к неблагоприятному созданию предпосылок к развитию неврозов, судорожных синдромов и повышенной агрессии.

Если Ваш ребёнок использует гаджеты, пожалуйста, обратите внимание на следующую информацию. Если ребёнок «работает» с гаджетом лёжа, необходимо соблюдать правильное положение тела и шеи – такое, как на этом видео.
Оптимальное время использования гаджетов — не более 35-40 минут, лучше сэтами по 20 минут.

Не только польза

Татьяна Плунгян, психолог:

Хотя гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов и действий с ними, необходимо подключать все каналы восприятия организма для их гармоничного развития. Так, чтобы понять, что такое мячик или кубик, маленькому ребенку совершенно недостаточно просто увидеть его на экране – для получения реального представления о любом предмете его важно потрогать, иметь возможность манипулировать им по своему представлению, а некоторым даже попробовать на вкус.

Таким образом, минус развивающего видео в его одностороннем плане развития – ребенок вроде видит картинку и информацию о ней, но полностью понять, о чем же идет речь, он не может; особенно, если до этого не сталкивался с тем, что показано на экране в реальности.

Что касается здоровья, дети «крадут» у себя время для физической активности (бегать, прыгать, лазать и тому подобное), а это со временем может сказаться на результатах развития растущего организма.

Также может происходить угасание или снижение творческих сил и активности . В реальной жизни ребёнок имеет возможность придумывать и фантазировать — то есть во всю силу использовать возможности своего воображения. Он может лепить из пластилина, раскрашивать, сочинять сказки, строить замки и многое другое, что дает толчок развитию и узнаванию окружающего мира. Какой бы потрясающей и красочной ни была электронная игрушка или мультфильм — они все равно ограничивают фантазию ребенка, предлагают ему уже кем-то придуманный мир и лишают его возможности фантазировать и создавать что-то самостоятельно. Этого, кстати, не происходит, если читаешь книгу – каждый читатель представляет себе описанную реальность по-разному, даже если два человека встречают одинаковое описание какого-то героя или места действия.

Как распознать у ребёнка зависимость от гаджетов?

Есть характерные признаки появления электронной зависимости:

1. Попытки отвлечь ребенка от игр и мультфильмов либо на время прервать это занятие вызывают бурный протест и резкие изменения настроения . Так, дети могут становиться после прерванной игры чрезмерно агрессивными, бывает, что возникает истерика. Это происходит, потому что эмоциональная реакция на произошедшее очень сильна.

2. Реальная жизнь «вне экрана» перестает для ребёнка быть более привлекательной, чем жизнь «внутри гаджета». Снижается или вовсе теряется интерес к тем занятиям, которые раньше увлекали ребёнка и дарили положительные эмоции.

3. Отношения со взрослыми постепенно портятся либо отходят на второй план. Вместо какого-либо совместного с родителями (или другими значимыми взрослыми) времяпрепровождения ребенок отдает предпочтение электронному миру игр и мультиков.

Чтобы избежать появления электронной зависимости, общайтесь с ребёнком, проводите больше времени вместе, – у каждой зависимости есть свои причины.

Влияние гаджетов на детей: взвешиваем «за» и «против»

Если задать вопрос про влияние гаджетов на детей, то мир разделится, как минимум, на 3 лагеря. Производители во всех красках будут расписывать преимущества и пользу и утверждать, что наше будущее без этого всего не имеет никакого смысла. Ученые и врачи, которые провели уже не одно исследование о влиянии гаджетов на здоровье детей, дадут неутешительные прогнозы. А, если спросить, например, у меня, как у мамы, то я не смогу дать однозначного ответа, чего больше пользы или вреда в том же планшете. Потому что иногда это моё единственное спасение. Мир стремительно развивается и не собирается тормозить. И уже ни у кого не вызывает удивления 3-х летний малыш, который с лёгкостью находит в телефоне любимый мультик или песенку. Да и в компьютерах многие дети разбираются в разы лучше своих родителей. В этом есть как минусы, так и несомненные плюсы.

Давайте попробуем разобраться во всех «за» и «против» и найдем золотую середину.

Влияние гаджетов на детей: психика, развитие, здоровье

  • Вредное излучение. Весьма спорный вопрос и уже давно доказано, что излучение от мониторов компьютеров и экранов планшетов/телефонов не превышает допустимых норм. Но, если проводить за ними более 6-8 часов, то это тревожный сигнал и речь уже идёт про влияние гаджетов на зрение детей.Увлеченный просмотр мультфильмов или напряжение во время игр приводит к осушению и истончению слезной плёнки. Образуется так называемый синдром сухого глаза. Кроме того, если долго смотреть на мониторы гаджетов с близкого расстояния, то шанс заработать близорукость стремится к 100%. Научите детей элементарной гимнастике для глаз и четко дозируйте время нахождения перед монитором или экраном. Для детей до 5 лет – оно составляет 10- 15 минут, с 6 до 9 лет – не более 30 минут и для подростков – не более 50 минут. Потом следует сделать перерыв не менее 10 минут. И, конечно же, общее время нахождения за просмотром гаджетов не может превышать 2 часов день.
  • Ослабление иммунитета. Это ещё один минус во влиянии гаджетов на развитие детей. Спорить с этим сложно. Долгое неподвижное сидение за просмотром фильмов или компьютерной игрой наносит огромный вред ещё не сформировавшемуся скелету и мышцам ребёнка. Отсутствие движения приводит к нарушению осанки, проблемам физического развития и, как следствие, ослаблению иммунитета. Так же могут появиться головные боли от спазмов мышц шеи и долгого нахождения без свежего воздуха.
  • Формирование зависимости. Вы замечали, как охотно тянутся ручки к электронным устройствам даже у самых маленьких? Стоит один раз дать им это в руки, и отучить их от этой привязанности будет стоить больших усилий. А это уже про влияние гаджетов на психику ребёнка,которая ещё до конца не сформирована. Неограниченное времяпрепровождение с телефоном или компьютером наносит огромный вред. Как только вы замечаете, что ваш ребёнок реагирует капризами на запрет пользоваться электронными устройствами, принимайте самые строгие меры. Нельзя допустить, чтобы капризы переросли в истерики. Ребёнок может полностью разучиться самостоятельно заниматься с игрушками, у него перестанет развиваться фантазия. Ведь даже самая навороченная игра имеет ограниченное количество уровней и не сравнится с рисованием, лепкой из пластилина или сбором конструктора.
  • Источник стресса. Частая смена картинок на кране, увлекательный вовлекающий сюжет, элемент соревнования в играх – всё это стимулирует выброс гормонов стресса и приводит к излишней возбудимости и даже агрессии.
  • Сокращение живого общения. Это приводит к отрицательному влиянию гаджетов на речь ребенка и развитию коммуникативных навыков. Вместо того чтобы гулять, играть в игры со сверстниками в реальной жизни, он предпочитает чаты, а вместо чтения книг и общения с родителями выбирает компьютерную игру. О каком пополнении словарного запаса, развитии речи и построении отношений со сверстниками может идти речь в таких случаях?

Польза гаджетов для детей

Но ведь влияние гаджетов на детей не всегда отрицательное. И их можно использовать не только, как развлечение, но и с пользой для развития детей. Для этого в сети существует много приложений и сайтов, интерактивных игр, развивающих логику, полезных электронных книг и даже видео уроков по занятию спортом. И, когда родители заняты, ребёнку вполне можно использовать эти инструменты для самостоятельного изучения. Не стоит только забывать, что всё это должно занимать лишь небольшую часть свободного времени. Нельзя заменить тренировку на свежем воздухе, приседаниями в квартире под видео на YouTube. И никакая, самая сказочная электронная книга не заменит сказку, рассказанную мамой или папой. Но давайте всё же подробнее рассмотрим все плюсы детских гаджетов.

  • Доступ к огромному объему информации в любое время. Если ребенку нужно написать доклад, подготовиться к урокам или найти ответ на свой вопрос, больше не нужно идти в библиотеку, изучать тонну книг или спрашивать у родителей. Всё на расстоянии вытянутой руки.
  • Приобщение к музыке. Её можно слушать в наушниках, помогая маме по дому, например. Но не стоит злоупотреблять использованием наушников, это может привести к проблемам со слухом.
  • Просмотр кино или мультфильмов без посещения кинотеатра.
  • Огромная библиотека. Не всегда есть возможность найти или купить понравившуюся книгу в бумажном варианте. И тут на помощь приходит интернет и электронная книга.
  • Обучающие программы для разных возрастов детей, которые развивают логику, внимание и быстроту реакции. Но для совсем маленьких детей важно задействовать все каналы восприятия, не надо заменять гаджетами развитие. Ребёнок никогда не поймет, что кошка пушистая и теплая, если будет видеть её только на экране планшета.
  • Безопасность. Родители всегда могут проконтролировать, где находится ребенок, а у ребёнка всегда есть возможность позвонить маме или папе в любой непонятной ситуации.

(Посмотрите видео: всего 15 минут)

Подведем итоги

В мире уже слишком много гаджетов и они продолжают прочно входить в нашу жизнь. Просто запретить детям их использовать – не вариант. Если они заменяют все подвижные игры, чтение книг и прогулки — это вредно, и спорить с этим мы не будем. Это глупо. Потому что современные гаджеты, используемые без меры, могут действительно нанести огромный вред и физическому, и психологическому здоровью ребёнка. Но ведь можно научиться извлекать и пользу от их применения.

Для этого нужно всего лишь соблюдать простые правила:

  • Обязательно используйте функцию родительского контроля. Помимо того, что вы оградите ребёнка от нежелательного контента, вы ещё сможете установить и время использования гаджета. Не нужно спорить, ставить будильник и контролировать процесс. Ваши нервы сохранены, а психика ребёнка защищена от вторжения ненужных материалов и переизбытка времени игр.
  • Помогите ребёнку найти полезные, развивающие приложения, которые соответствуют его интересам. Они смогут увлечь его, расширят его знания и отвлекут от бездумного просмотра видео ни о чём.
  • Уделяйте как можно больше времени прогулкам, играм, совместному чтению книг и живому общению со своими детьми. Вы же понимаете, что виртуальный футбол и футбол со сверстниками или папой на стадионе – это совсем не одно и то же?
  • Не разрешайте использовать гаджеты непосредственно перед сном, чтобы перевозбужденное состояние не стало помехой для полноценного сна.
  • Не сидите без перерыва в своих телефонах и ноутбуках. Общайтесь друг с другом! Собственным примером показывайте, что гаджеты это всего лишь маленькая часть жизни.

ПОМНИТЕ: даже самый дорогой и умный гаджет никогда не заменит живого человеческого общения!

Теперь вы знаете всё про влияние гаджетов на детей и сможете сделать правильные выводы. Я уверена, что меня читают мудрые родители, которые обязательно найдут идеальный баланс между использованием гаджетов и полноценной насыщенной жизнью своих детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация