Дети и культура как образование и искусство влияет на развитие личности ребенка

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

В культурной среде происходит становление личности, которая развивается, а затем, передает свою культуру последующему поколению. Так, по своим законам и с учетом своих культурных ценностей живут все этнические группы на нашей планете, создавая государства, конституции и многие другие документы. Культуру других народов необходимо знать и учитывать. Тогда будет меньше непонимания, войн и конфликтов между этносами.

В данной работе мы сделали акцент на влияние культурной среды на становление и развитие личности ребенка до 9 лет. В детстве происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. На этом этапе ребенок впитывает в себя культуру, наблюдает за ней. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его право выбора и оценки[3].

Культура оказывает глубокое влияние на поведение, определяя социализацию детей; как одевают и обучают детей, какое поведение считается разумным. Возможности и формирование поведения ребенка определяется культурой, даже если это поведение рассматривается как детерминированное биологическими факторами[2].

На физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени. Есть множество свидетельств того, что рефлексы новорожденного не зависят от культуры и формы организации общества. Не зависит от культуры и способность детей на ранних стадиях младенчества имитировать поведение
5) Формирование знаний, умений и навыков по проведению мониторинга
окружающей среды, предупреждению и оценки ЧС техногенного и экологичес-
кого характера.

своих родителей. Новорожденные в США, Швейцарии, Непале и других странах в ответ на мимику взрослых двигают головой, открывают и закрывают рот, высовывают язык, подражают движениям пальцев.

Однако в более старшем возрасте на моторное развитие ребенка (ползание, хождение) оказывает влияние культура. Исследователями обнаружено немало культурных обычаев, ускоряющих (или замедляющих) моторное развитие детей. Так, Э. Эриксон описывает обычай индейцев юрок стимулировать раннее ползание младенца: с рождения ноги малыша в колыбели остаются открытыми, а, начиная с двенадцатого дня жизни, бабушка их массирует. Младенцы из некоторых африканских племен раньше, чем их ровесники из других культур (на срок до пяти недель), самостоятельно принимают сидячую позу, чему способствуют специальные упражнения, проделываемые взрослыми.

Культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка. Многие исследователи (М. Мид, А. Кардинер, И. Эйбл-Эйбесфельд) пришли к выводу, что в тех культурах, где преобладает любовь к ребенку, когда он растет в обстановке доброжелательной и вседозволенной формируется личность добродушного, кроткого и восприимчивого взрослого.

Особый интерес исследователей вызывает эмоциональное развитие младенца, прежде всего формирование у него чувства привязанности к взрослому, так как возникновение привязанности свидетельствует о том, что процесс социализации набрал полную силу. Впрочем, культуры различаются и в понимании того, что считать идеальной привязанностью. Например, немецкие матери высоко оценивают и поощряют раннюю независимость. Японские матери редко оставляют ребенка одного или поручают заботам другого человека и формируют у детей сильное чувство зависимости.

Можно сделать вывод, что привязанность это динамическое явление, изучение которого возможно лишь при учете социокультурного контекста[3].

Большое влияние культура оказывает на социальное развитие. С первого взгляда легко может показаться, что младенец исключительно асоциальное существо. Он лишен человеческой речи. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Он в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т. е. активным участником социальных отношений. При полной биологической беспомощности младенец не в состоянии сам удовлетворить ни одной жизненной потребности. Самые элементарные и основные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе, чем с помощью взрослых. Питание и перемещение младенца, даже переворачивание его с боку на бок осуществляются не иначе, как в сотрудничестве со взрослыми. Решительно все в поведении младенца пронизано социальным. Именно благодаря незрелости биологических функций все то, что впоследствии будет относиться к сфере индивидуальных приспособлений ребенка и выполняется им самостоятельно, сейчас может быть выполнено не иначе, как через других, не иначе, как в ситуации сотрудничества. Таким образом, первый контакт ребенка с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованным^].
Необходимость учета влияния культуры совершенно очевидна и при изучении интеллектуального развития ребенка. Например, в исследованиях П. Дейсена, проведенном в разных культурах, половина канадских эскимосов решала задачу на пространственные навыки в возрасте 7 лет, половина австралийских аборигенов племени аранда в 9 лет. Напротив, при решении задачи на сохранение объема жидкости в сосудах результаты кардинальным образом изменились. Половина африканских детей решила эту задачу в 8 лет, половина эскимосов в 9 лет. Полученные данные подтвердили гипотезу П. Дейсена о связи между значимыми с точки зрения той или иной культуры бытовыми условиями и познавательными навыками ее членов. Именно навыки, используемые детьми из разных культур в повседневной жизни, повлияли на то, в каком возрасте они начинали использовать конкретные операции при решении задач разного типа[3].

Таким образом, культура играет решающую роль в развитии личности ребенка. Культурная среда формирует мировоззрение, интеллект, физическое, нравственное и духовное развитие. Ребенок учится быть членом общества, благодаря любви он идентифицирует себя с членами своей группы и, таким образом, готовится принять правила поведения и законы своего сооб-щества[2].

  1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка Л. С. Выготский. — М.: Эксмо, 2005. — 507 с.
  2. Психология и культура Под общей редакцией Дэвида Мацумото. — СПб.: Питер, 2003. — 717 с.
  3. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект Пресс,
    2004. — 367 с.

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП «Паркус плюс»), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.

Курсовая работа: Влияние культуры на развитие личности

Федеральное агентство по образованию и науке

Высшее профессиональное образование

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.720871

Пугаева Олеся Сергеевна

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Список использованной литературы

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи :

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

1.2 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности — важная функция культуры.

Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишенными общения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они были найдены — через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченный образ жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе — добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура — изящное искусство, классическая музыка и литература — создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой..

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе — богема, а наиболее яркий пример в ней — хиппи 60-х годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

1.3 Культура как системное образование

С точки зрения социологии, в культуре можно выделить две основные части — культурную статику и культурную динамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в состоянии движения. Культурная статика — это внутреннее строение культуры, т. е. совокупность базисных элементов культуры. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Культура — сложное образование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектную систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизни общества. Если представить человеческую культуру в виде сложной системы, которая создавалась многочисленными предшествующими поколениями людей, то отдельные элементы (черты) культуры могут быть отнесены или к материальным или к нематериальным видам. Совокупность материальных элементов культуры составляет особую форму культуры — материальную культуру, куда включаются все объекты, все предметы, которые созданы руками человека. Это станки, машины, электростанции, здания, храмы, книги, аэродромы, обрабатываемые поля, одежда и проч.

Совокупность нематериальных элементов культуры образует духовную культуру. В духовную культуру включаются нормы, правила, образцы, эталоны, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, литература, искусство. Духовная культура существует в нашем сознании не только как представление о нормах поведения, но и как песня, сказка, былина, шутка, пословица, народная мудрость, национальный колорит бытия, менталитет. В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Географический район, внутри которого разные я культуры имеют сходство в главных чертах, называют культурным ареалом. При этом границы культурного ареала могут не совпадать с государственными или с рамками данного общества.

Часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, которая выдержала испытание временем и передается следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, составляет культурное наследие. Культурное наследие играет чрезвычайно важную роль в периоды кризисов и нестабильности, выступая как фактор сплочения нации, средство объединения. Каждый народ, страна, даже некоторые группы общества имеют свою культуру, в которой может быть масса черт, не совпадающих с той или иной культурой. На земле существует великое множество различающихся культур. И все-таки социологи выделяют общие черты, свойственные всем культурам — культурные универсалии.

Уверенно называют более нескольких десятков культурных универсалий, т.е. элементов культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В культурных универсалиях можно вычленить элементы культуры, связанные так или иначе с физическим здоровьем человека. Это возрастные особенности, спорт, игры, танцы, соблюдение чистоты, запрет кровосмешения, акушерство, обращение с беременными, послеродовой уход, отучение ребенка от груди,

К культурным универсалиям относятся и общечеловеческие нормы нравственности: уважение старших, различение добра и зла, милосердие, обязанность прийти на помощь слабому, терпящему бедствие, уважительное отношение к природе и ко всему живому, забота о младенцах и воспитание детей, обычай дарить подарки, нормы морали, культура поведения.

Отдельную весьма важную группу составляют культурные универсалии, связанные с организацией жизни индивидов: кооперация труда и разделение труда, общинная организация, приготовление пищи, торжественные празднества, традиции, добывание огня, табу на пишу, игры, приветствия, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, правительство, полиция, карательные санкции, закон, право собственности, право наследования, родственные группы, номенклатура родственников, язык, магия, брак, семейные обязанности, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, число, личное имя, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости.

Среди культурных универсалий можно выделить и специальную группу, в которой отражаются взгляды на мир и духовная культура: учение о мире, время, календарь, учение о душе, мифология, гадание, суеверия, религия и различные верования, вера в чудесные исцеления, толкование снов, пророчества, наблюдение за погодой, образование, художественное творчество, народные промыслы, фольклор, народные песни, сказки, сказания, легенды, шутки.

Почему возникают культурные универсалии? Это связано с тем, что люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставят перед ними условия жизни.

Каждая культура имеет стандарты «правильного» поведения. Для того чтобы жить в обществе, люди должны уметь общаться и сотрудничать друг с другом, а это значит, что они должны иметь представление о том, как правильно поступать, чтобы быть понятым и добиться согласованных действий. Поэтому общество создает определенные шаблоны поведения, систему норм — образцов правильного или подобающего поведения. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образом того, как люди должны действовать. Нормативная культура— это система социальных норм или стандартов поведения, которым .члены общества следуют более или менее точно.

При этом нормы проходят в своем развитии несколько этапов: они возникают, получают одобрение и распространение в обществе, стареют, становятся синонимом рутины и косности и их заменяют другими, которые более соответствуют изменившимся условиям жизни.

Одни нормы заменить не трудно, например, этикетные нормы. Этикет — это правила учтивости, правила вежливости, которые в каждом обществе и даже в каждом сословии различаются. Этикетные нормы мы легко можем обойти. Так, если в гостях вас ‘приглашают к столу, на котором возле тарелки лежит лишь вилка, а нож отсутствует, вы обойдетесь и без ножа. Но есть нормы, которые изменить чрезвычайно сложно, потому что эти правила регулируют важные для общества сферы человеческой деятельности. Таковы государственные законы, религиозные традиции и др. Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.

Обычаи — это традиционно установившийся порядок поведения, набор работоспособных образцов, стандартов, которые позволяют членам общества наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Это не индивидуальные, а коллективные привычки, способы жизни народа, элементы повседневной, обыденной культуры. Новые поколения воспринимают обычаи путем бессознательного подражания или сознательного обучения. С детского возраста человек окружен множеством элементов обыденной культуры, поскольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно возможными и приемлемыми. Ребенок усваивает их и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющимся явлениям, не задумываясь об их происхождении.

У каждого народа, даже в наиболее примитивных обществах, имеется множество обычаев. Так, славянские и западные народы едят второе вилкой, считая само собой разумеющимся пользоваться вилкой, если подали котлету с рисом, а китайцы используют для этой цели специальные палочки. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества, уважения к старшим и другие — это одобренные обществом массовые образцы поведения, которые рекомендуется выполнять. Если люди нарушают обычаи, это вызывает общественное неодобрение, порицание, осуждение.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они становятся традициями. Первоначально это слово означало «предание». Традиционными могут стать подъем национального флага на празднике, исполнение гимна страны во время чествования победителя на соревновании, встречи однополчан в день победы, чествование ветеранов труда и т. д.

У каждого человека, кроме того, имеется много индивидуальных привычек: заниматься гимнастикой и принимать вечером душ, ходить на лыжах по выходным и т. д. Привычки сложились в результате многократного повторения, в них находит выражение и культурный уровень данного человека, и его духовные запросы, и уровень исторического развития общества, в котором он живет. Так, для русского дворянства были характерны привычки устраивать псовую охоту, играть в карты, иметь домашний театр и проч.

Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни порицания. Но есть и так называемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти, с шумом и чавканьем есть, бесцеремонно разглядывать пассажира в автобусе и затем вслух высказывать замечания о его внешнем виде и проч.), они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры относятся к этикету, или правилам вежливости. Если привычки формируются стихийно, под влиянием условий жизни, то хорошие манеры необходимо воспитывать. В советское время этикет не преподавали ни в школе, ни в вузе, считая все это буржуазным вздором, «вредным» для народа. Нет этикета в официально утвержденных программах вузов и школ и сегодня. Поэтому грубые манеры стали повсеместной нормой. Достаточно сказать о вульгарных, отвратительных манерах наших так называемых звезд эстрады, которые тиражируются телевидением и воспринимаются миллионами поклонников как эталон поведения и образец для подражания.

Можно ли научиться самому хорошим манерам? Конечно, для этого надо читать книги по этикету, размышлять над своим поведением, применять к себе правила, о которых рассказывается в публикациях. Повседневные манеры воспитанного человека — следить за тем, чтобы твое присутствие никому не создавало неудобств, быть предупредительным, вежливым, уступать дорогу старшим, подать девушке в гардеробе пальто, громко не разговаривать и не жестикулировать, не быть угрюмым и раздражительным, иметь чистую обувь, выглаженные брюки, аккуратную прическу — все это и некоторые другие привычки можно быстро усвоить, и тогда общение с вами будет легким и приятным, что, кстати говоря, поможет вам в жизни. Разновидностью обычаев являются церемония и ритуал. Церемония — это последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию какого-либо важного для группы события. Например, церемония торжественного вступления президента России в должность, церемония (интронизация) возведения на престол вновь избранного папы римского или патриарха.

Ритуал — это выработанный обычаем и строго установленный порядок совершения чего-либо, который призван драматизировать данное событие, вызвать у зрителя благоговейный трепет. Например, ритуальные танцы шаманов в процессе колдовства, ритуальные танцы племени перед охотой. Нравственные нормы отличаются от обычаев и привычек.

Если я не чищу зубы, то причиняю вред самому себе, если я не умею пользоваться ножом для еды, мои плохие манеры одни не заметят, а другие — заметят, да не скажут об этом. Но если друг в трудную минуту бросил, если человек взял взаймы деньги и обещал отдать, но не отдает. В этих случаях мы имеем дело с нормами, которые затрагивают жизненные интересы людей, являются важными для благополучия группы или общества. Нравственные, или моральные нормы определяют отношения людей друг к другу на основе различения добра и зла. Нравственные нормы люди выполняют, опираясь на собственную совесть, общественное мнение и традиции общества.

Нравы — это особенно оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества. Каждое общество имеет свои нравы, или мораль. Тем не менее уважение к старшим, честность, благородство, забота о родителях, умение прийти на помощь слабому и т.д. во многих обществах является нормой, а оскорбление старших, издевательство над инвалидом, желание обидеть слабого считается безнравственным.

Особой формой нравов является табу. Табу — это абсолютный запрет какого-либо действия. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма.

Совокупность правил поведения, связанных с понятием достоинства личности, составляет так называемый кодекс чести.

Если нормы и обычаи начинают играть особенно важную роль в жизни общества, тогда они становятся институциональными и возникает социальный институт. Это экономические институты, банки, армия и др. Нормы и правила поведения здесь специально разрабатываются и оформляются в кодексы поведения и строго соблюдаются.

Некоторая часть норм является настолько важной для жизнедеятельности общества, что они оформляются как законы; на страже законов стоит государство в лице его специальных силовых структур, таких как милиция, суд, прокуратура, тюрьма.

Как системное образование культура и ее нормы принимают все члены общества; это доминирующая, всеобщая, господствующая культура. Но в каждом обществе выделяются некоторые группы людей, которые не принимают доминирующую культуру, а образует свои нормы, которые отличаются от общепринятых образцов и даже бросают ей вызов. Такова контркультура. Контркультура вступает в конфликт с господствующей культурой. Тюремные нравы, стандарты поведения в шайке бандитов, группы хиппи — это ярко выраженные примеры контркультуры.

В обществе могут существовать и другие, менее агрессивные культурные нормы, которые не разделяются всеми членами общества. Различия людей, связанные с возрастом, национальностью, родом занятий, полом, особенностями географической среды обитания, профессией, приводят к возникновению специфических культурных образцов, которые составляют субкультуру; «жизнь иммигрантов», «жизнь северян», «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», «жизнь в общежитии»— примеры жизни индивида в рамках определенной субкультуры.

2. Роль культуры в жизни человека

2.1 Формы проявления культуры в жизни человека

Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.

Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

Без сомнений, мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар; что наше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», и в негативных — «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство».

В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие. Этноцентризм — всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут быть исключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, негры, выступающие против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие явления можно считать уже формами отклоняющегося поведения.

Возникает естественный вопрос: этноцентризм — это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко и однозначно. Попытаемся определить положительные и отрицательные моменты в таком сложном культурном явлении, как этноцентризм, Прежде всего следует отметить, что группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм — необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в культурных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления, как бы примеряя их на себя.

Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание об опасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровень групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.

Говоря о той значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур? Опыт показывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи и потому выше других народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями римского общества.

Культурный релятивизм . Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования «нашей» культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от «наших» интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур.

Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

2.2 Социализация личности

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Методы социализации личности в каждой культуре отличаются. Обратившись к истории культуры, мы увидим, что в каждом обществе была своя идея воспитания. Сократ считал, что воспитать человека — значит помочь ему «стать достойным гражданином», тогда как в Спарте целью воспитания считалось воспитание сильного храброго воина. Согласно Эпикуру, главное — независимость от внешнего мира, «безмятежность». В Новое время Руссо, пытаясь сочетать в воспитании гражданские мотивы и духовную чистоту, пришел в конце концов к выводу о несовместимости нравственного и политического воспитания. «Изучение человеческого состояния» приводит Руссо к убеждению в том, что можно воспитать либо «человека для него самого», либо гражданина, живущего «для других». В первом случае он будет находиться в противоречии с общественными учреждениями, во втором — со своей собственной природой, поэтому приходится выбирать одно из двух — воспитывать или человека, или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно и того, и другого. Через два века после Руссо экзистенциализм со своей стороны разовьет его идеи об одиночестве, о «Других», которые противопоставлены «Я», об обществе, где человек находится в рабстве норм, где все живут так, как принято жить.

Сегодня специалисты продолжают спорить о том, какой же фактор является главным для процесса формирования личности. По-видимому, все они в комплексе осуществляют социализацию личности, воспитание человека как представителя данного общества, культуры, социальной группы. В соответствии с современными представлениями, взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность. К этому следует добавить и роль самовоспитания, т. е. собственных усилий личности на основе внутреннего решения, собственных потребностей и запросов, честолюбия, волевого начала — сформировать в себе определенные навыки, способности, умения. Как показывает практика, самовоспитание выступает мощнейшим инструментом в достижении личностью профессиональных навыков, карьеры, материального благополучия.

В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и — включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта.

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить «спасибо» и «пожалуйста» старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Подводя итог, следует еще раз особо отметить, что культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Культура — сложное образование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектную систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизни общества.

Среди множества различных определений данного понятия самым распространенным является следующее: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни.

Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Становление и развитие личности происходит во многом благодаря культуре. Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Список использованной литературы

1. Витаньи И.Н. Общество. Культура. Социология/И.Н. Витаньи — М., 1984 — с.9-15.

2. Добреньков В.И. Социология./В.И. Добреньков, Ю.Г. Волков и др.- М.: Мысль, 2000 — с.52.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., переруб. и доп./Л.Г. Ионин — М.: Логос, 2000 — с.19-24.

4. Коган Л. К Социология культуры. Екатеринбург, 1992 – с.11-12.

5. Кон И.С. Социология личности/ И.С.Кон – М., 1967 — с.113-116.

6. Леонтьев А.Н. К теории развития личности/А.Н.Леонтьев – М., 1982 — с. 402.

7. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов Ф.И. Минюшев — М.: Академический проект, 2004- с. 34-38.

8. Соколов Э.В. Культура и личность/Э.В.Соколов — Л., 1972 — с.51.

9. Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР в 2-х тт.- Т.2 Здравосмыслов А.Г., Ядов В.А. – М., -1996-с.71.

Влияние образования на развитие личности

В современной общественной жизни образование (его уровень, характер, качество знаний) играет немаловажную роль в становлении личности. На разных стадиях развития биографии человека образование выступает в роли «стимулятора» человеческой активности, гаранта поступка (в разных сферах деятельности), стабилизатором социальной роли (статуса), условия социальной мобильности (И.Н.Пашковская).

Образование в широком смысле слова включает в себя обучение и воспитание, оно не только «образовывает» человека, но и формирует его психику, дает ценностный критерий, определенный угол зрения на себя, на природу, на мир, т.е. вырабатывает определенную точку зрения, мнение, мировоззрение. Поэтому задача образования — приближение человека к культурным ценностям (науки, искусства, нравственности, права, хозяйства). Цели образования, по определению выдающегося ученого, философа и педагога С.И.Гессена, — культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен учащийся. Осознавая кризисность состояния культуры, общества в целом в начале ХХ века, он видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование — вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого — отмена природного принуждения, «чеканка» темперамента в личность, воспитание внутренней силы свободы, что возможно «только через поставление личности сверхличных целей, в творческом устремлении, к которым растет ее устойчивая сила». Эти цели и задачи образования остаются актуальными по сей день.

Вместе с тем, образование в жизнедеятельности современных общностей воспитуемых может быть успешным при учете уровня информированности субъектов, познания в различных областях знания; их познавательных и иных интересов; наличия у них установки на познание и ее конкретной ориентации на те или иные отрасли знания; ожиданий, имеющихся у них относительно познания в той или иной воспитательной организации.

Наиболее эффективно задачи воспитания личности решаются в образовательных организациях. При этом образовательные организации по отношению к личности должны выполнять следующие функции:

Социальной адаптации,способствуя соответствию личности ролевым функциям. На каждом этапе жизни перед личностью встают новые задачи, и требуется их осмысление с помощью образования. Дети, приходящие в школу, получают образование, повышают уровень культуры, осваивают определенный образ жизни.

Социальной реабилитации личности,испытывающей на себе влияние отрицательных жизненных воздействий. Смятение с максимальным выравниванием социальной травмированности.

Функцию социально-психологической поддержки.Образование определяет и организует индивидуальный опыт человека, помогает предвосхитить важные жизненные перемены, предотвратить жизненные драмы.

Формирование перспектив развития личности. Речь идет о формировании потребности в образовании как жизненно важной духовной, практической ценности.

Ожидая от образования максимально глубокого влияния на личность, необходимо учитывать и формировать позитивное отношение к нему. Ценностные аспекты образования раскрываются в той мере, в какой личность вовлечена в процесс учения и насколько значимыми представляются встающие в процессе этой деятельности задачи. Влияние образования на самосознание и саморегуляцию деятельности опосредуется субъективной позицией личности, ее ориентацией на образование как духовную и жизненную ценность, тем личностным смыслом, который индивид придает объективному значению образования (И.Н.Пашковская).

Таким образом, возникает ценностное образование как особый вид человеческого знания. Нельзя заранее предугадать, какие именно знания, переосмысление каких именно ценностных представлений, опора на какие именно фрагменты общечеловеческого опыта окажутся спасительными для личности в той или иной ситуации (нормы, риска, конфликта). Доступность, сиюминутность ценностных знаний — необходимое условие ценностного образования. Но ценностные знания впрок необходимы, как почва для самоориентации, формирования собственных ценностей, как социальная самотерапия. Ценностное образование в информативном варианте может быть реализовано через нравственное просвещение, в основе которого лекционная подача материала, рассказ, собеседование и т.д.

Образование — органическая часть опыта, поскольку образование и деятельность неотделимы друг от друга. То, что делает человек и что он знает о себе,- это начало начал его самоопределения. Если опыт узок (делает и знает мало, или делает нечто ограниченное и знает еще меньше), то из всего обилия информации он выберет толь­ко то, что ложится на опыт, отметёт то, что чуждо опыту и не станет искать особых объяснений: информация соот­ветствует установкам, опыту, мироощущению.

Условия успешного самоопределения (становления) личности в процессе образовательной деятельности:

во-первых, демократизацию общества, высвобождение информации из-под давления цензуры как одно из важ­нейших завоеваний посттоталитарного периода;

во-вторых, расширение «самостийности» человеческой деятельности, больший выбор сфер деятельности, заня­тий, требующих личной инициативы, энергии, риска;

в-третьих, изменение функций социальных институ­тов в посттоталитарном обществе, в том числе и институ­тов образования; изменение самого образования; измене­ние социально-воспитательной ситуации.

в-четвертых, формирование гражданского общества, предполагающего самоопределение личности как веду­щую тенденцию данного общества (Л.Н.Лесохина).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие «личность» в социальной педагогике.

2. В чем проявляется личность как социокультурная реальность

3. Охарактеризуйте социально значимые качества личности.

4. Назовите возрастные особенности личности подростка и юноши.

5. Следует ли учитывать возрастные особенности личности в социально-педагогической деятельности?

6. Каким образом происходит развитие личности в процессе воспитания?

7. Раскройте основные факторы, воздействующие на развитие личности?

8. Представьте современное понимание влияния образования на развитие личности.

Литература

Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. М., 1991.

Буева Л.П. Социальная детерминация и активность личности. М., 1979.

Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т.А.Василькова, Ю.В.Василькова.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 1999.

Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. — М., 1982.

Концепция социализация ребенка в работе детских организаций /

М.И.Рожков [и др.]. М., 1991.

Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.

Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991.

Леонтьев А.А. Психология. – 3-е изд. – М.,1999.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей, — СПб., 2001.

Макаренко А.С. О моем опыте // пед. соч. в 8 т. Т. Воспитание в семье и школе. М., 1984.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педвузов /под ред. В.А.

Сластенина. М., 2003.

Сорокин П. А Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992 С 43.

Пашковская И.Н. Профессиональное самоопределение педагога в гуманистической перспективе. Монография. — СПб.: Изд-во: СПбГИСЭ, 2000.

Петровский А. В. Личность.Деятельность.Коллектив. М., 1982.

Права ребенка: Основные международные документы. М., 1992.

Положение детей в России. 1992. М., 1993.

Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 7903 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Роль искусства в формировании личности

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании и социализации личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, коммуникативности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, Ж.-М. Гюйо, К. Мангейму, Х. Ортега-и-Гассету и др.

Искусство создается ради художественного восприятия, вызывающего у созерцателей сотворческую деятельность. Общение с подлинным произведением искусства и вызванное им переживание становится фактом биографии воспринимающего, т.е. происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и тупого «омассовения», с другой – от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму – личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму – понимание непосредственного ощущения жизни.

Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая последнее односторонности, дополняет его специфическим образно-конкретным, интуитивно-эмоциональным и целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества, причем искусство не растворяет личность во множественном опыте других, а помогает ей кристаллизоваться, т.е. найти себя как неповторимую индивидуальность. Как пишет шведский культуролог М. Казиник, именно в искусстве человек проявляется подлинным, т.е. таким каким должен быть, каким задуман.

Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством

Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Живопись, музыка, литература, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а значит – обогатить его восприятие и воображение. Дети не только рассматривают и обсуждают произведения искусства, но и сами изображают окружающий мир. Каждая детская работа — это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

Роль архитектуры как направления искусства

То, что творения рук человеческих влияют на психику и самочувствие индивида, было доказано еще в Древнем Египте. Например, древнеегипетский архитектор Имхатеп, руководивший строительством пирамид, в то же время был практикующим врачом, энциклопедически образованным человеком.

Сегодня психологи всего мира изучают восприятие человеком окружающей среды. Их также интересует воздействие среды на поведение человека, восприятие архитектурного пространства людьми разных возрастов: детьми, взрослыми, стариками. То, в какой среде человек находится, важно для формирования поведения и мышления всего народа. И. Середюк в своих исследованиях пишет, что архитектура служит не только источником информации, но и программирует чувства человека, а также многие ответные реакции.

Наука изучающая факторы внешней среды, оказывающие положительное или негативное воздействие на физиологию человека называется визуальная экология. Вот что говорит эта наука.
Зрительные образы подсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена «картинки» действует успокаивающе, а ее однообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. В этом секрет неосознанной привлекательности огня и того чувства комфорта, которое каждый человек испытывает, выбравшись из города в лес.

В свою очередь, существуют так называемые гомогенные структуры, характерные бесконечным однообразием форм. Часть человечества, живущая в городах, сама конструирует себе визуальную среду. В среднем 16 часов в сутки человек созерцает в основном не природные формы, а произведения архитекторов и дизайнеров. Каноны искусства издавна предусматривали при создании домов и предметов быта использование метрической системы, основанной не на миллиметрах, а на долях т. н. «золотого сечения». Декоративные элементы, имитирующие природные растительные формы, использовались во всех архитектурных стилях – от готики до модерна. Гигантский опыт формирования комфортной визуальной среды, который архитектура накопила на протяжении тысячелетий, был в одночасье перечеркнут в ХХ веке. Функционализм 2-й половины ХХ века окончательно сформировал т. н. объекты массовой застройки – типовые здания-коробки. Иначе говоря, гомогенные структуры, которые тиражируются в миллионах воплощений.

Английские учёные в свое время исследовали энцефалограммы (графическое отображение активности головного мозга) людей, подвергнутых нехитрому тесту. Испытуемым показывали различные архитектурные объекты. Так вот, когда человек созерцал железобетонное здание типовой застройки – неважно, жилое или промышленное, – его энцефалограмма не слишком отличалась от энцефалограммы переживающего припадок эпилептика. По статистическому опросу, проведенному в нашей стране, 72% жителей т. н. «спальных» городских районов мечтают о переезде, из них 35% откровенно заявляют о том, что место им не нравится. В то же время в процессе расселения «коммуналок», находящихся в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга, наблюдается любопытный феномен: многие не хотят уезжать из более комфортной визуальной среды на окраины, даже если им предлагаются лучшие условия.

К чему же приводит легкомысленное отношение к визуальному облику городов? Из-за этого наблюдается колоссальная миграция населения из промышленных центров. Это одна из главных причин того, что у статистического большинства полностью отсутствуют эстетические ценности. Наконец, это одна из причин роста преступности.

Что представляет собой сегодня, например, Москва, с точки зрения визуальной экологии? С одной стороны, это выдающиеся архитектурные объекты, с другой – архитектура так называемого функционального стиля, провоцирующая деградацию нравственности.

Всего лишь в зависимости от маршрута движения человек может приехать на работу или в состоянии стресса, или в хорошем настроении. И дело тут не в траффике, а в маршруте. В первом случае он двигается по Новому Арбату или по шоссе Энтузиастов, а во втором – выбирает арбатские переулки или Главную аллею Измайловского парка. К сожалению в большинстве городов такого выбора нет.

Влияние культуры на развитие личности (стр. 1 из 5)

Федеральное агентство по образованию и науке

Высшее профессиональное образование

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.720871

Пугаева Олеся Сергеевна

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Список использованной литературы

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи :

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

1.2 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности — важная функция культуры.

Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишенными общения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они были найдены — через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченный образ жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе — добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура — изящное искусство, классическая музыка и литература — создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Каждая мама обязана знать:  как проще всего приучить ребенка к горшку
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация
Название: Влияние культуры на развитие личности
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: курсовая работа Добавлен 03:29:44 07 марта 2010 Похожие работы
Просмотров: 4038 Комментариев: 14 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать