Дети и музыка


Содержание

Дети и музыка

Лицо ребенка… Открытая книга, по которой можно читать всё, что происходит в душе маленького человека.

Посмотрите внимательно: сколько красок, сколько оттенков чувства в выражениях лиц младших школьников, слушающих серьёзную музыку. А глаза! Это неописуемо! Дети очень чутко реагируют на звук, на его окраску, динамику, высотные изменения.

Каждая интонация, нота, аккорд вызывает у ребенка определенные ощущения, запускающие в действие совершенно разнообразные мышцы. Кто-то отстукивает ногой ритм мелодии, кто-то жестикулирует, кто-то имитирует игру на скрипке, у кого-то усиленно работают мимические мышцы. Это касается младших школьников. Дети постарше (от 12 лет) реагируют на музыкальные звуки несколько иначе. Многие уже научились сдерживать или вовсе скрывать свои эмоции. Лица некоторых подчеркнуто равнодушны, вся поза демонстрирует полное отсутствие интереса.

«Э, милые, кого вы хотите обмануть?!» — думаю я в таких случаях. Музыка действует и на эту возрастную категорию «начинающих нигилистов» точно также как и на младших.

Если провести среди детей младшего возраста опрос «Понравилась ли вам музыка?», они чуть ли не хором прокричат «Да!». На вопрос «Почему?» ответы примерно такие: красивая, весёлая, задумчивая, радостная, добрая. Найдется, конечно, и такой «бука», который скажет, что ему не понравилось. Лукавит.

Дети в основном реагируют на музыку именно так, как высказывают: «красиво», «весело», «радостно», «грустно» и т.д. Им ещё трудно проникнуть вглубь музыки, услышать и прочувствовать музыкальный образ. Они проводят свой слабенький музыкально-слуховой анализ на верхушках мелодии, где отчетливо распознается динамика, звуковысотность, эмоциональная окраска. В средних классах картина несколько иная. Приобретенный какими — либо путями музыкальный опыт, позволяет детям глубоко проникнуть в мир образов музыки. Они способны внимательно отследить развитие образа, отождествить его с борьбой, какими-то другими человеческими отношениями: дружба, преданность, любовь.

Учитель музыки должен внимательно следить, как дети слушают. Такое наблюдение о многом расскажет педагогу, поможет ближе познакомиться с внутренним миром учеников.

Отношение детей к музыкальной классике — вопрос деликатный. Учителю нужно правильно организовать процесс слушания на уроке. Основные принципы такой организации: доброжелательная атмосфера, ненавязчивость, умеренная громкость, тщательный подбор произведений или музыкальных фрагментов для прослушивания. У учителя должна быть возможность в любое время остановить прослушивание, обсудить тот или иной фрагмент, словесно акцентировать внимание учеников на каком-то важном музыкальном фрагменте.

Нужно помнить о том, что небрежное, непродуманное навязывание школьникам серьёзной музыки может вместо любви к музыкальной классике вызвать совершенно противоположное отношение к ней.

Зачастую так и случается. Именно из-за механического, необоснованного навязывания классической музыки на уроках музыки мы имеем равнодушие, неприятие, а порой и явно негативное отношение детей и к музыкальным шедеврам, и ко всему, что сними связано.

И ещё один важный момент. Далеко не весь музыкальный материал, изложенный или рекомендованный в программах и учебниках, подойдет именно для ваших уроков, для Ваших учеников. Здесь надо учитывать и общий уровень развития детей, и их дошкольный опыт общения с музыкой, и индивидуально-слуховые данные.

Дети и классическая музыка: советы от Михаила Семеновича Казиника

Как приучить ребенка к классической музыке? Спросили у Михаила Казиника, знаменитого музыканта, искусствоведа и педагога.

« Мой ребенок целыми днями играет с планшетом » , « мой сын слушает ужасную музыку » , « моя дочь деградирует » — подобные родительские жалобы раздаются каждый день по многу раз. Оставим за скобками вопрос, действительно ли современные развлечения плохи или просто сменилась эпоха. И все же тысячи мам и пап хотят привить малышу хороший вкус с детства, желают, чтобы дитя не примитивные хиты слушало, а вечную классику.

Каждая мама обязана знать:  Покупать ли подростку дорогой подарок

Что нужно сделать, чтобы дочь или сын полюбили Баха или Моцарта? Вариант « насильно заставлять » точно не подходит (особенно в версии « запихнуть в музыкальную школу » ). Многим малышам тяжело долго сидеть на одном месте, а классическая музыка быстрыми ритмами обычно не отличается, а часто и вовсе мрачная и тяжелая. Никому ещё не удавалось заставить кого-то что-то искренне полюбить. Нередко такие дети, вырастая, начинают классику просто ненавидеть.

Мы поговорили с известным скрипачом и педагогом Михаилом Казиником и задали ему несколько важных вопросов по теме. Читайте и берите на вооружение!

С какого возраста можно начать водить детей на классику?

Лучше начинать еще с внутриутробного развития плода. Одним из важнейших дел своей жизни я считаю создание двойного диска с записями музыки с комментариями.
В нем всё расписано по неделям и месяцам, что связано с этапами развития плода и изменениями состояния мамы по мере этого развития. Так, например, музыку величайшего музыкального архитектора эпохи барокко Арканжело Корелли я предлагаю слушать в период формирования у плода вестибулярного аппарата. А музыку Бетховена в период установления личностного контакта между мамой и ребёнком для глубинного постижения мамой и через неё ребёнком аполлонического и дионисийского, то есть, гармонии между разумом и эмоцией, между мыслью и чувством.

Предложенная мной музыка Гайдна — сильнейший антидепрессант, записанный на дисках Вивальди создаёт ощущение тепла и света, а музыка Моцарта лучше подходит последним месяцам беременности, когда нужно принять решение, чтобы ребенок вошел в мир Моцарта, а не жестокости и агрессии.

Письма, полученные мною от мам, слушавших во время беременности эти диски, подтверждают мою правоту: их дети в любом возрасте готовы воспринимать самую замечательную классическую музыку и разительно отличаются от прочих детей.

Также первые звуки музыки барокко и венских классиков могут негромко звучать во время кормления, засыпания, пеленания, а затем и первых шагов ребёнка. А когда ребёнку исполнится три года, очень хорошо организовать вечером «моцартовские 10 минут» и сделать их ежевечерним ритуалом. Наибольший эффект достигается, когда мама, папа и ребёнок сидят рядом, и в полумраке (при свечах или при свете торшера) слушают музыку Моцарта (или композиторов эпохи барокко). Композиторов-романтиков и последующих (кроме некоторых произведений Клода Дебюсси) лучше исключать, чтобы не перевозбуждать систему восприятия ребёнка). Исключение — «Детский альбом» Чайковского. А водить на концерты желательно на ту музыку, которая уже звучала дома. Тогда у ребёнка появится радость узнавания музыки и дополнительный эффект прослушивания привычной и полюбившейся музыки вместе с другими людьми.

Творчество каких композиторов ребенок лучше всего воспринимает?

Корелли, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Скарлатти, хоральные прелюдии И. С. Баха….Стоит учитывать индивидуальность, впечатлительность, тип темперамента ребёнка. Конечно, сказка «Петя и волк» Прокофьева. Годам к пять-семи — «Путеводитель по оркестру Бриттена», балетные фрагменты Чайковского. Но подробности — тема для отдельного разговора.

Я выпустил диски с музыкой для трёх- четырёхлетних. И далее по мере взросления. Родители рассказывают, что первый диск «Приключения петушка» дети 2–3 лет готовы слушать до бесконечности. И мои разговоры-фантазии, и саму музыку.

Что вы думаете об «адаптированной» классике для детей? Это правильно или искажает их представление о ней?

Всё должно начинаться не с вторичной обработки, а с оригиналов, созданных великими композиторами. Именно оригиналы, записанные гениями, есть доказательство принадлежности Человека к Высшему космическому разуму. Гении считывают информацию вечности и передают гармонию бытия.

Если ребенку совсем не нравится классическая музыка, нужно ли ему ее подсовывать или пусть сам к ней придет?

Не нужно действовать дидактически и, тем более, заставлять. Принцип «хитрой лисы» или «кривой козы» безотказен. «Ты можешь поиграть с игрушками, а мы с папой сейчас послушаем нашу любимую музыку. Или сочетать классику со сказками (читать или сочинять самим).

Если ребенок ходит в музыкальную школу, ему нужно чаще ходить на классику (для развития) или реже (т. к. уже много классики слушает в школе)?

Это сложный вопрос, поскольку многие школы не прививают любовь к великой музыке, а отворачивают от неё. Многое зависит от индивидуальности учителя, от степени контакта, доверия и любви учителя к ученику и наоборот. Видимо, если ребёнок, обучаясь в музыкальной школе, подаёт все признаки нелюбви к этому занятию, то слушанье музыки дома выполнит более важную функцию для формирования личности ребёнка, чем общение с музыкой в музыкальной школе.

Каждая мама обязана знать:  Опека задерживает продление договора о приёмной семье

Среди глубоких слушателей музыки есть многие, никогда не игравшие на музыкальных инструментах. То, о чём я пишу, связано не с конкретными музыкальными школами, а с проблемами слабого образования вообще и музыкального в частности. Восприятие классической музыки осмелюсь назвать более важным аспектом, чем обучение игре на музыкальных инструментах. Естественно, возможны и существуют исключения.

Кто больше любит классическую музыку — мальчики или девочки?

Мой опыт показывает, что девочки, но по мере знакомства с классической музыкой и тех, и других обнаруживается, что девочки больше тянутся к красивым мелодиям, гармониям, ассоциациям, а мальчиков начинает притягивать музыкальная конструкция. Условно говоря, девочкам ближе мелодии Чайковского и Моцарта, а мальчикам — структуры сонатной формы или фуги. Осмелюсь сказать, что девочки легче приобщаются к классической музыке, но мальчики, приобщившись, становятся не только слушателями, но и исследователями.

С этим моим утверждением можно спорить, но пока мой опыт свидетельствует именно о таком распределении.

Лучше водить детей на обычные симфонические концерты или на оперу/балет?

Это очень индивидуально. Главное, подготовиться к посещению, и сейчас у всех есть такая возможность.

Что касается оперы, то перед походом лучше подробно обсудить либретто. Ребёнок должен знать, что в отличие от кинофильма или театрального спектакля, опера требует предварительного знания сюжета. Условно говоря, убийство Ленского Онегиным на дуэли и исцеление Иоланты не должны стать сюрпризами для детей.

Подводя итоги, хочу сказать, что основной вопрос отношения ребёнка к классике чаще всего и эффективнее всего решается в семье. И второе, не менее важное: классическая музыка нужна не только для заполнения досуга (есть масса других занятий). Её необходимость для формирования личности давно доказана. Классическая музыка приводит в баланс обе доли мозга, помогает мышлению в области точных наук, формирует панорамное сознание и мышление, выполняет терапевтическую функцию.

Узнать больше о Михаиле Семеновиче, о его книгах, дисках и проектах можно на персональном сайте артиста.

Уже этой осенью Михаил Казиник даст несколько концертов в России: 10, 11, 17 и 18 ноября они состоятся в столичном Центре Павла Слободкина, а 28 сентябряв сочинском Летнем театре парка им. Фрунзе.

Любимые Дети

Онлайн МАМА-клуб

Детские Песни слушать бесплатно онлайн (без регистрации)

Всем привет! Своим близняшкам я с самого раннего детства включала то классику, то добрые детские песни. Здесь в плейлисте вы всегда можете включать известные песенки для своих Любимых Детей с компьютера или любого мобильного устройства.

Для вашего прослушивания детские песни из известных мультфильмов: популярных советских или современных, таких как Фиксики. А также представлены добрые песни Барбариков , которые они любезно разрешили использовать на нашем сайте.

Многие из этих песен настолько веселые и зажигательные, что мои девчонки, услышав их, сразу пускались в пляс.

Детские Песни слушать бесплатно онлайн сейчас:

Если вам понравилось Детские Песни слушать бесплатно онлайн в плейлисте на нашем сайте, подпевать и подплясывать ��, делитесь этими песнями с друзьями с помощью кнопочек ниже.

И напишите в комментариях, какая детская песня у вас самая любимая, которую хочется слушать и слушать… или петь и петь… ��

С Любовью к Вам и Вашим Любимым Детям!
Ваша Наталья Мэй.

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Лариса Горчакова
Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Зачем нужна музыка Вашему ребенку?


Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

3. Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

Каждая мама обязана знать:  Выплаты беременной при нетрудоустройстве

В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;

— приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

обогащение словаря ребенка;

— развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

— тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;

— развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

— правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;

— пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.

Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.

Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

— Воспитание характера без риска и травм;

— Развитие математических способностей;

— Развитие навыков общения;

— Развитие структурного мышления;

— Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);

— Выявление новых черт характера;

— Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Музыкальные педагоги существуют, прежде всего, не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на утренниках или концертах перед взрослыми!

У нас другая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ.

«Бояре». Хороводная игра Участники игры делятся на две команды по сговору. Взявшись за руки, они выстраиваются друг напротив друга цепочкой на расстоянии 7-8 шагов.

Кто нам участок покрасить поможет… Родители — главные помощники воспитателя. Какие формы работы только не используют воспитатели, чтобы привлечь внимание родителей к проблемам.

Любимые Дети

Онлайн МАМА-клуб

Детские Песни слушать бесплатно онлайн (без регистрации)

Всем привет! Своим близняшкам я с самого раннего детства включала то классику, то добрые детские песни. Здесь в плейлисте вы всегда можете включать известные песенки для своих Любимых Детей с компьютера или любого мобильного устройства.

Для вашего прослушивания детские песни из известных мультфильмов: популярных советских или современных, таких как Фиксики. А также представлены добрые песни Барбариков , которые они любезно разрешили использовать на нашем сайте.

Многие из этих песен настолько веселые и зажигательные, что мои девчонки, услышав их, сразу пускались в пляс.

Детские Песни слушать бесплатно онлайн сейчас:

Если вам понравилось Детские Песни слушать бесплатно онлайн в плейлисте на нашем сайте, подпевать и подплясывать ��, делитесь этими песнями с друзьями с помощью кнопочек ниже.

И напишите в комментариях, какая детская песня у вас самая любимая, которую хочется слушать и слушать… или петь и петь… ��

С Любовью к Вам и Вашим Любимым Детям!
Ваша Наталья Мэй.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация