Дети в Сети как вести себя родителям


Дети в Сети: как вести себя родителям?

Вся информация о существующих сегодня интернет-ловушках и о том, как уберечь от них своего ребенка

Современные дети и подростки не представляют свою жизнь без интернета, социальных сетей и гаджетов, они буквально «живут в сети». Заботливому родителю важно своевременно принимать меры, если на ребенка в сети оказывают негативное влияние. Этот лайфхак даст родителям информацию о всех существующих сегодня интернет-ловушках и о том, как уберечь от них своего ребенка.

Какими навыками безопасного поведения в интернете должен обладать ребенок:

  • Критически относиться к информации, распространяемой в интернете, по смс и через другие каналы коммуникации;
  • Отличать достоверные сведения от недостоверных;
  • Избегать информации, которая способна причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
  • Распознавать попытки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
  • Распознавать манипулятивные техники, используемые в рекламе и иной информации;
  • Критически относиться к информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
  • Анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
  • Применять эффективные меры самозащиты от нежелательных контактов в интернете.

Обезопасить ребенка можно, придерживаясь следующих правил:

Контроль. Дети есть дети. Родители несут за них ответственность, поэтому современный родитель должен регулярно посещать страницу ребенка в социальных сетях, смотреть, кто и о чем ему пишет в открытом доступе. Именно в открытом доступе, потому что как бы вам ни хотелось, нельзя проверять личные сообщения ребенка. Иначе вы рискуете потерять его доверие.

Знайте друзей ребенка, одноклассников, интересуйтесь ими. Тогда вы не пропустите появление нового человека в жизни ребенка.

Следите за настроением ребенка и его переменами. Если вы видите, что ребенок вчера был веселым, а сегодня чем-то расстроен, не списывайте это на сложный возраст или детские капризы, а поговорите и узнайте, что случилось. Не преуменьшайте серьезность его переживаний, а наоборот, расскажите похожие случаи из вашей жизни.

Если вы знаете, что ребенок собирается встречаться с новым другом или новой компанией, обязательно участвуйте в этом: пригласите их домой, отвезите ребенка до места встречи, поговорите с родителями тех детей. Знайте, где он и с кем.

Ну и конечно, предупрежден, значит, вооружен: ребенка необходимо просвещать. Вы обучаете ребенка вежливости и навыкам сотрудничества, так почему бы не рассказать ему о правилах поведения в интернете? Если у вас недостает знаний, посетите специальные курсы по кибербезопасности. Объясните ребенку, что незнакомые люди в сети могут иметь дурные намерения и представлять опасность, поэтому общаясь с ними, важно придерживаться определенных правил. Объясняйте психологию мошенников и киберхулиганов, рассказывайте про то, что они могут сделать, подростков постарше можно посвятить и в юридические вопросы.

ИНТЕРНЕТ И ВОЗРАСТ

Возраст детей от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в интернете. Совершенно нормально, что они хотят все увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств «родительского контроля». Однако, если ребенок будет считать ограничения слишком суровыми или несоответствующими его потребностям, он найдет способ их обойти.

Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь ему с домашним заданием, какие — содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет можно использовать для решения семейных вопросов и составления планов. Это дает возможность родителям и детям обсуждать надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации.

Рекомендации по безопасности для детей от 9 до 12 лет

  • Создайте вместе с ребенком домашний список с правилами поведения в интернете, включая временные нормы нахождения за компьютером, и требуйте его выполнения.
  • Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам так хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности.
  • Компьютер с интернет-подключением должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному «родительскому контролю».
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернете.
  • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с незнакомцами из интернета.
  • Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который вы с ними создадите.
  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, мессенджерах, регистрационных формах, личных профилях в социальных сетях и при онлайн-регистрации для участия в конкурсах.
  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое вредоносное программное обеспечение.
  • Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Напоминайте детям, что они будут в безопасности, если сами расскажут вам о проблемах, конфликтах или угрозах в сети. Если ребенок подошел к вам с такой проблемой, сохраняйте спокойствие, похвалите его и посоветуйте в следующий раз тоже незамедлительно все рассказывать вам.
  • Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
  • Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
  • Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в интернете. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Ответственность отправителя сообщения, загрузка файлов из интернета, авторское право, установка нелицензионных программ и другие темы должны быть оговорены с ребенком.
  • Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях. Обсудите риски, связанные с разглашением информации о месте жительства, планах по отъезду из квартиры, паролях и так далее.
  • Многие дети любопытны и любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на безопасности и осторожности в сети.
  • Систему безопасности, установленную на компьютере или браузере, также необходимо обновлять.
  • Напомните детям про запрет на регистрацию в социальных сетях детям до 13 лет.

Возраст детей от 13 до 16 лет

В этом возрасте интернет становится частью социальной жизни детей. В интернете они знакомятся, общаются, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями, пользуются службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте нравится сметать все ограничения: они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в интернете.

Родителям может быть очень сложно узнать о том, чем их ребенок занимается в интернете, так как подростки к этому возрасту знают про сеть значительно больше своих родителей. Тинэйджеры также склонны к риску и стремятся выйти за пределы дозволенного. Поэтому технические ограничения и запреты зачастую становятся неэффективными способами повышения уровня безопасности ребенка в интернете.

Дети 13–15 лет могут захотеть сохранить свои действия в тайне, особенно если родители раньше не интересовались тем, как ребенок ведет себя в интернете. Родителям стоит заводить открытые семейные дискуссии и проявлять заинтересованность в жизни подростка, круге его общения и интересах. Но правила поведения в интернете должны быть оговорены с подростком и строго соблюдаться. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности ребенка в интернете. Держите родительские пароли (пароли администраторов) в строгом секрете.

Рекомендации по безопасности в этом возрасте от 13 до 16 лет

По-прежнему необходимо следовать установленным внутренним правилам поведения в интернете.

Подросток может все еще неадекватно оценивать явления, поэтому ему необходима помощь взрослого, если он, например, захочет разместить личную информацию в социальных сетях.

Важно обсудить этические вопросы и личную ответственность подростка при пользовании интернетом. Например, загрузка нелицензионных программ, нарушение авторских прав и сетевого этикета, должно быть расценено как проступок ребенка. Подросткам важно объяснять, что личную информацию опасно бездумно выкладывать в открытый доступ. И они должны знать, что за репост неподобающей информации и незаконных данных, они могут быть привлечены к ответственности по закону.

Родители должны проявлять интерес к собеседникам детей в сети так же, как и к друзьям из школы или двора. Узнавайте, чем эти друзья занимаются, сколько им лет, из какого они города, какие у них интересы и так далее. Родителям стоит быть рядом, если подросток хочет познакомиться с новыми людьми через интернет.

Необходимо знать, какими чатами и мессенджерами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично и в одиночку с незнакомцами из сети.

Приучите детей никогда не сообщать личную информацию по электронной почте, в чатах, мессенджерах, играх, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации для участия конкурсах.

Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно скачать на компьютер вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Напоминайте детям, что они будут в безопасности, если сами расскажут вам о проблемах, конфликтах или угрозах в сети. Если ребенок подошел к вам с такой проблемой, сохраняйте спокойствие, похвалите его и посоветуйте в следующий раз тоже незамедлительно все рассказывать вам.

Помогите своему ребенку защититься от спама. Научите его не указывать на сайтах своего реального электронного адреса, использовать специальные почтовые фильтры и не отвечать на нежелательные письма.

Каждая мама обязана знать:  Как сделать, чтобы расставание с супругой не сказывалось на ребенке

Приучите себя знакомиться с сайтами и группами в соцсетях, которые посещают подростки.

Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и риски, связанные с участием в них. Напомните, что по закону им запрещено играть в онлайн-казино, и к ним могут быть применены меры наказания.

Как отличить активное использование технологий от патологической зависимости?

  • Соотношение времени проведенного в интернете и времени, потраченного на другие занятия и обязанности, должно распределяться в пользу второго варианта. Только учитывайте, что почти все дети пытаются отлынивать от выполнения домашней работы или домашних обязанностей. Ребенок, поглощенный интернетом, не может остановиться и выйти из сети.
  • Настроение ребенка. Только когда ребенок сидит в интернете, он успокаивается, радуется, и всегда предвкушает время следующего сеанса. Без доступа к сети он раздражен, агрессивен, беспокоен, встревожен, или чувствует пустоту и апатию.
  • Снижение школьной успеваемости. Если ребенок всегда хорошо учился, но в последнее время сдал сдавать позиции, игнорировать домашние задания, хотя раньше ему было интересно, то негативное влияние может оказывать именно зависимость от интернета.
  • Отношения с реальными друзьями. Пренебрежение реальными отношениями в пользу интернета – очевидный признак зависимости, который может встречаться как у детей со сложностями в установлении отношений со сверстниками, так и у детей, которые легко заводят друзей.
  • Избыточная реакция ребенка на незначительные события в интернете (маленькое количество лайков или негативные комментарии). Ребенок начинает сильно переживать и болезненно отслеживать все, что происходит в сети. Он очень радуется, если на его действия в социальных сетях реагируют или чрезмерно огорчается, если ожидаемой реакции нет. Социальные сети создают иллюзию занятости: чем больше ребенок общается, тем больше у него «друзей» и тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя, проследить, сколько лайков поставили ему, а сколько другим.
  • Физические симптомы. Головные боли, боли в спине, сухость в глазах, расстройства сна, снижение физической активности, вялость, бледность, – все это серьезные симптомы зависимости от компьютера.
  • Пренебрежение базовыми потребностями: личная гигиена, сон, питание, потеря аппетита.
  • Антисоциальное поведение. Ребенок может соврать, оскорбить, ударить человека, который мешает или препятствует его нахождению в интернете.

Создано на основе материалов (Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет»./Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В., Положение о неделе «Интернет-безопасность», Информационные материалы по обеспечению безопасности детей в СМИ и Интернет и др.)

Осторожно, соцсети! 8 правил безопасности, о которых важно рассказать ребенку

По некоторым данным, свыше 20 тысяч детей до 13 лет ежедневно пытаются зарегистрироваться на Facebook. Их стремление попасть сюда вполне объяснимо: общение с друзьями, веселые видео, смешные картинки, свежие новости – на просторах этой социальной сети можно найти много интересного.

Несложно объяснить, почему взрослые не в восторге от таких увлечений, особенно если социальными сетями заинтересовался дошкольник или ребенок младшего школьного возраста. Наравне со вполне безобидными материалами здесь соседствует непригодный для ребенка контент, комментарии «без купюр», люди, общение с которыми крайне нежелательно для малолетних…

Веб-аналитик и эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Интернете Мария Наместникова

Так что же делать и как правильно себя вести, если ваш ребенок хочет зарегистрироваться в социальной сети?

У каждой соцсети есть пользовательское соглашение, условия которого все мы принимаем, регистрируясь в ней. Там обычно сказано, какого возраста должен достичь пользователь, желающий общаться на этом ресурсе.

Однако если вы зайдете на соответствующие сайты, то легко сможете обнаружить там, скажем, своего 11-летнего племянника (у него, конечно, не указан возраст на страничке или указано, что ему 150 лет).

Несмотря на наличие специальных электронных сервисов, таких как dnevnik.ru, даже учителя в младшей школе чувствуют себя значительно комфортнее в том же «ВКонтакте», где они создают группы своих классов и публикуют там домашние задания. Таким образом, реальная необходимость в использовании соцсети может появиться у ребенка значительно раньше, чем в возрасте, указанном в пользовательском соглашении ресурса.

Если ребенок по какой-то причине просит зарегистрироваться в соцсети еще до поступления в школу, родители имеют абсолютно все основания мягко, но настойчиво отказать: малыш не только не достиг возраста, указанного в пользовательском соглашении, но и не имеет никакой реальной необходимости в этом.

В школе же помимо «производственной» нужды в регистрации в соцсетях (те же группы класса, где может быть важная информация) появляется и «общественная»: многие одноклассники уже активно общаются в Сети, и исключение из этого процесса может обозначать для ребенка исключение и из социальной группы.

8 правил безопасности регистрации и общения в социальных сетях

Вот что надо сделать родителям, чтобы общение в социальной сети было для ребенка безопасным со всех точек зрения.

1. Заведите ребенку личную электронную почту (если таковой еще нет, конечно). Аккаунт в соцсети останется с ребенком навсегда (ну или на очень продолжительное время). Регистрировать его на свою почту или на какой-то специально заведенный для этого временный вариант не имеет никакого смысла.

2. Объясните ребенку, что пароли основной электронной почты и социальной сети должны быть , во-первых, надежными (состоять как минимум из 8, а лучше из 12 символов, содержать буквы в разном регистре, специальные символы и цифры), во-вторых, запоминающимися (придумайте какой-то алгоритм, который позволит запомнить пароль), в-третьих, разными и уникальными , чтобы в случае получения злоумышленниками доступа к паролю от почты социальная сеть не была также утеряна и наоборот.

3. Установите по возможности и в электронной почте, и в соцсети подтверждение входа с помощью одноразового СМС-пароля.

4. Установите специальную программу для детской онлайн-безопасности, которая умеет работать с соцсетями. Такие программы не должны уметь читать личную переписку ребенка, их задача – помочь вам мониторить его активность в соцсети. Это так же важно, как знать о его действиях в реальной жизни.

5. Настройте вместе с ребенком безопасность и приватность его аккаунта – доступ к его странице и к возможности писать ему личные сообщения должен быть только у его друзей.

6. Заполните страницу ребенка вместе с ним , объяснив, что такую важную информацию, как адрес и телефон, а также текущее местоположение или номер школы, нельзя публиковать на своей странице даже в том случае, если увидят ее только друзья. Взломы аккаунтов «ВКонтакте» не такая уж и редкая история, и, если это случится с аккаунтом ребенка или кого-то из его друзей, вся опубликованная информация станет доступна злоумышленнику.

7. Объясните дочери или сыну, что в соцсети, даже если не публиковать такие данные, как номер телефона и адрес, все равно огромное изобилие личной информации – получив доступ к странице, можно увидеть фото ребенка, его имя и фамилию, с кем он дружит, где учится (даже если ребенок не указал эти данные, их довольно легко найти на страницах друзей или они наверняка «всплывут» в диалогах или фотографиях).

8. Поговорите с ребенком о том, что дружить в социальной сети – это практически то же самое, что и дружить в реальной жизни.

Новое в блогах

Дети и социальные сети: как вести себя родителям?

Как бы мы ни хотели ограничить присутствие своих детей в Интернете, они неизбежно будут сидеть в разных «контактах», «фейсбуках» и «одноклассниках». И в этот момент перед родителями встаёт задача не запретить ребёнку пользоваться социальными сетями (давайте признаем, что это невозможно), а сделать так, чтобы навигация в интернете была безопасной и не испортила отношения в семье. Как это сделать?

Некоторые родители считают, что не стоит вмешиваться в личную, виртуальную жизнь детей, не набиваться во «френды», а дать ребёнку возможность расслабиться, не чувствовать на себе зоркий родительский глаз. Но это психологически тяжело, да и довольно опасно. Ведь в интернете наших детей поджидает множество вольностей и соблазнов. Тем более что каждый нормальный родитель хочет знать, чем на самом деле «дышит», чем живёт их дитя.

Поэтому психологи советуют не отдаляться от своих детей, не оставлять их наедине с виртуальным миром, а быть максимально близко, дружить не только в реальной жизни, но и в социальных сетях. Я периодически вижу такие семьи, где дети и родители свободно читают друг друга в интернете, активно комментируют и разделяют виртуальные интересы друг друга. И в этот момент я искренне радуюсь за них, так как это по сути доказывает то, что взаимоотношения между ними максимально открытые, доверительные и по истине дружеские. Каким правилам нужно следовать, чтобы такая атмосфера была в каждой семье?

1. Поговорить об опасных связях

Раньше родители говорили с детьми о том, откуда берутся дети и как важно не заболеть чем-нибудь венерическим. Теперь же важно научить ребёнка ответственности и предусмотрительности не только в «реале», но и в сети. Расскажите детям, насколько компрометирующей может оказаться опубликованная в интернете информация личного характера, как воры вычисляют по фотографиям материальную обеспеченность семьи и другие достаточно конфиденциальные данные.

Лучше всего посоветовать детям закрыть личный профиль от посторонних и оставить доступ только для друзей. Не открывать ссылки от незнакомых, сомнительных личностей, а в друзья добавлять только тех, кого они знаю лично.

2. Не запрещать заводить аккаунт в соцсети.

Мы уже выяснили: подобные запреты бесполезны. Ребёнок тайком, но зарегистрируется где-нибудь. С другого компьютера или вообще под другим именем. Это слишком сильный соблазн. Так что не надо провоцировать детей на обман и игру в прятки, а просто присматривать за их виртуальной жизнью. Идеально будет, если вы сами поможете ребёнку завести личную страничку, заодно сразу научите и покажете им, как минимизировать риски, связанные с интернетом.

3. Быть тактичным

Контроль и присмотр за виртуальной активностью детей не предполагает навязывания родительского присутствия и чрезмерного вмешательства. Ведь для подростков очень важно отстоять свою только формирующуюся «взрослость», они хотят доказать всем, что достаточно самостоятельны. Поэтому родителям не стоит лезть туда, куда их не приглашают. Например, в тех же одноклассниках лучше подождать пока ребёнок сам предложит (или нет) вам присоединиться к его списку друзей, в этом случае родителям первый шаг делать не стоит. Радостно одобрите запрос на дружбу и… затаитесь, молчите.

Каждая мама обязана знать:  После развода сыном много занималась свекровь, теперь со мной сын ведет себя агрессивно

Совсем не нужно с ярым энтузиазмом лайкать и комментить всё, что размещает в сети ребёнок, или постоянно постить на его стене всякие картинки и ссылки. В этом случае родительское присутствие должно быть достаточно незаметным, очень умеренным. Лучше дать детям жить своей виртуальной жизнью.

Тем более не надо занудствовать и учить своих детей жизни прилюдно где-нибудь в комментариях. Если что-то хотите высказать – то только с глазу на глаз. Для ребёнка такие публичные разборки – это большое унижение, впрочем как наверное и для взрослых.

В том случае если хотите разместить фотографию сына или дочери и поставить метку – лучше сначала спросить разрешения. Вдруг подростку не захочется, чтобы его друзья лицезрели его младенческое фото голышом.

В общем, шпионьте, но осторожно)) И уважайте своих детей, иначе можно быстро потерять их доверие и дружеское расположение. Также важно помнить о том, что интернет подобен наркотику, поэтому сделайте всё возможное, чтобы соцсети не стали для ребёнка зависимостью. Приоритетом должна быть реальная жизнь, поэтому предлагайте детям как можно больше интересных занятий, поездок, мероприятий! И тогда их детство будет полноценным, а не останется заполненным виртуальным суррогатом.

Как защитить детей в Интернете: советы психолога

Читайте также

«Дети все выдумали»

Людмила Петрановская: «Мы готовим детей к позавчерашнему миру»

10 опасностей для детей в Сети: советы эксперта Лаборатории Касперского

Как защитить ребенка в детском доме от педофилов?

Читайте также

Как взять ребенка из детского дома под опеку

Как найти ребенка?

Недавно в СМИ и в Интернете прогремела история ступинского педофила. Под видом ребенка он знакомился в социальных сетях с девочками 10-15 лет, втирался к ним в доверие. Затем с ловкостью опытного психолога находил их «больные точки», шантажировал. Психолог Елена Мачинская рассказывает, как уберечь детей от опасностей в Интернете.

В Подмосковном Ступине минувшей осенью был задержан педофил. От действий этого преступника пострадал не один десяток детей, до сих пор устанавливаются новые эпизоды. По меньшей мере, у него в «друзьях» в соцсети было 148 несовершеннолетних. Жертв, скорее всего, больше, так как уже установлено, что преступник для знакомства и общения использовал множество различных аккаунтов.

Как действовал преступник? «Под маской» ребенка знакомился в социальных сетях с девочками 10-15 лет. Например, он представлялся девочкой Мариной 12 лет, или мальчиком Сережей 15 лет. Затем втирался к своим новым «френдам» в доверие. Сначала просил девочек выслать свои довольно невинные фотографии эротического толка. Потом, шантажируя уже этими фотографиями, требовал прислать фотографии все более и более откровенные, предлагал заниматься проституцией.

В последний раз преступник вышел в сеть 18 октября, в тот день, когда он был арестован по статье за совращение малолетних. Ранее мужчина уже дважды отбывал срок за изнасилование детей.

Как защитить ребенка от таких знакомств? Запретить им пользоваться Интернетом, не покупать смартфоны?

У 12-летней Оли пока нет своего компьютера и подключенного к интернету сотового телефона. Мама Ира иногда дает дочке свой смартфон, чтобы та могла посмотреть мультфильмы.

«В тот день я пришла с работы, и дочь попросила мой телефон — «посмотреть мультики». Через два часа вернула его, потому что он разрядился. Только позже я поняла, что севшая батарейка спасла мою дочь от того, от чего другие девочки не убереглись. Когда я снова включила телефон, он открылся на Олиной странице ВКонтакте. Аккаунт дочка завела без ведома родителей. И хотя я уважаю личное пространство дочери, все же невольно прочитала текст, высветившийся на экране, — вспоминает Ира. — В последнем сообщении от Марины М., было требование выслать фото Оли… в обнаженном виде».

Практика показывает, что «запретный плод» особенно сладок для детей в этом возрасте. Запреты ни к чему не приведут, только научат ребенка лучше скрывать факт нахождения в Интернете. Они все равно будут выходить в сеть, потому что так делают все вокруг, потому что друзья и родители друзей не считают это опасным, а «мама все придумывает, начиталась глупых статей», и «я же не дурак, чтобы знакомиться с педофилами».

Советы, как защитить ребенка в сети

  1. Дети должны узнать, что их тело – большая ценность. Говорите с ними прямо. Если ребенок уже настолько большой, что может самостоятельно пользоваться Интернетом (некоторые начинают это делать еще до того, как учатся читать), то самое время поговорить с ребенком о вопросах секса и том, какие угрозы могут встретиться ребенку на его жизненном пути, в том числе, в Интернете.
  2. Объясните детям, что под видом незнакомых девочек и мальчиков в сети часто скрываются люди, которые собирают фотографии детей для перепродажи. Такое предложение может поступить даже от одноклассников. Этому может быть два объяснения: либо аккаунт одноклассника взломан, либо одноклассник решил заняться бизнесом.
  3. Бывает и так, что «все по любви», когда есть реальная история любви, и дети сами делятся друг с другом фотографиями. Обсудите с ребенком, что будет, если его «избранник» вдруг обидится на что-то и решит выложить эти снимки в Интернет, показать в школе или обсудить их с друзьями. А еще его компьютер может, например, сломаться или в нем могут появиться вирусы, и его придется нести в ремонт. Спросите ребенка, действительно ли он хочет, чтобы дяденьки в ремонте рассматривали его интимные фотографии?
  4. Пообещайте ребенку, что если он расскажет вам о том, что что-то такое с ним уже происходило или произойдет – вы не будете его ругать. Помните – он в этом случае жертва, а не преступник.
  5. Расскажите ребенку, что мошенников также могут интересовать данные документов, банковских карт, номера телефонов и адрес проживания. Поэтому, если кто-то просит ребенка выслать фотографии, адрес дома, пароль от компьютера, данные банковской карты, пароли, пин-коды из смс или что-то подобное – надо остановиться, ничего не говорить и не писать, а срочно рассказать взрослым.
  6. Добавьтесь в друзья к своему ребенку на его страничке в соцсети – так вы будете в курсе того, с кем он общается.
  • Если ваш ребенок столкнулся с попыткой шантажа — срочно сообщите в Следственный комитет, даже если, на ваш взгляд, «ничего страшного не случилось».
  • Жаловаться на подозрительный аккаунт администрации социальной сети нет смысла — сомнительную страницу закроют, а педофил заведет новую, и вы упустите шанс помочь поймать преступника.

  • Если вы сомневаетесь в том, как действовать, или вы стали свидетелем киберпреступления против половой неприкосновенности ребенка, позвоните на горячую линию Главного следственного управления СКР по Москве «Ребенок в опасности»: 8 (800)707-70-22 или обратитесь в ближайшее отделение полиции.
  • Проведите шуточный тест для детей, который поможет им усвоить серьезные азы безопасности в Интернете
  • Шуточный тест для детей, чтобы уберечься от нешуточных действий преступников в сети:

    1 . Чтобы защитить компьютер от вирусов, надо…

    — Просто пользоваться им. Ничего не нужно

    — Повесить на него маску

    — Его регулярно мыть и чистить

    — Не заходить на незнакомые сайты

    2. Что нужно сделать при получении сообщения от неизвестного человека или фирмы по «мылу»?

    — Удалить его, не открывая

    — Открыть его и выяснить, содержится ли в нем какая-нибудь важная информация

    — Сжечь на костре вместе с компьютером

    — Посоветоваться с учителем, родителем

    — У меня нет мыла, я никогда не моюсь

    3. Что надо делать в Интернете, чтобы стать жертвой преступника?

    — Выкладывать свой номер телефона в общий доступ

    — Делиться личной информацией, по которой вас легко найти (например, адрес, номер школы)

    — Отправить лучшему другу номер банковской карты мамы

    — Я не дурак, по фотографии видно, преступник мне пишет, или нет

    4. Вы познакомились и влюбились. Через месяц после знакомства от вашего возлюбленного (вашей возлюбленной) поступает просьба прислать пару интимных фотографий?

    — Отправлю парочку, это же так прикольно и не опасно

    — Не буду отправлять, ведь может оказаться, что эти фотографии случайно кто-то увидит

    — Не буду отправлять, потому что мы можем потом когда-нибудь поссориться, и эти фотографии могут попасть в сеть

    — Сначала попрошу его (ее) прислать свои снимки

    — Его (ее) компьютер могли взломать, и это пишет не он (она)

    — До свадьбы вообще такими вещами не следует заниматься

    5. Чем опасны социальные сети?

    — Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях

    — При просмотре ссылок компьютер может быть взломан

    — Можно подцепить вирусняк

    — Часто преступники и маньяки добавляются в друзья под видом детей, красивых девушек или парней

    — Есть люди, которые сначала знакомятся, потом узнают какие-то секреты и начинают шантажировать других людей

    6. Что является основным каналом распространения компьютерных вирусов?

    7. Для предотвращения заражения компьютера вирусами следует:

    — Не пользоваться Интернетом

    — Устанавливать и обновлять антивирусные средства

    — Не чихать и не кашлять рядом с компьютером

    8. На компьютере должна стоять программа — антивирус. У тебя стоит такая программа?

    — Мне пофигу, я — павлин

    9. Если антивирус нашел вирус на компе, следует:

    — Удалить его и предотвратить дальнейшее заражение

    — Выяснить, как он попал в компьютер

    — Переслать его другу

    10. Хакер обломается и не сможет проникнуть в мой компьютер и украсть фотографии, файлы и документы, если есть:

    — Решетки на окнах

    11. Можно загреметь в тюрьму, если будешь:

    — Уничтожать компьютерные вирусы

    — Создавать и распространять компьютерные вирусы и вредоносные программы

    — Устанавливать программное обеспечение для защиты компьютера

    12. Что нельзя рассказывать о себе в соцсетях?

    — Номер банковской карты мамы

    13. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

    — Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия

    Каждая мама обязана знать:  Одна неприятная ситуация

    — Пойти на встречу одному

    — Пригласить с собой друга

    — Пойду, только если на фотографии симпатичная девушка или парень моего возраста

    14. Действуют ли правила этикета в Интернете?

    — Интернет – пространство, свободное от правил

    — В особых случаях

    — Да, как и в реальной жизни

    Обсудите результаты теста с детьми, спросите ребенка, где у него возникли затруднения и почему. Объясните еще раз, что хотя тест и шуточный, но пренебрежение мерами безопасности в сети может стоить ребенку и его близким людям очень дорого.

    Дети в сети: как защитить ребенка от интернет-угроз

    Нет единого мнения о том, стоит ли ограничивать или, наоборот, поощрять стремление детей пользоваться интернетом. Сторонники запретительных мер убеждены, что сеть может вызвать вредную зависимость, полна нежелательной информации, от которой неокрепшее детское сознание не способно уберечься. Интернет в их понимании может вызвать проблемы при живом общении, стимулирует в ребенке стремление к замкнутому образу жизни. Другие полагают, что в сети детям доступно множество обучающих программ, и при грамотном родительском контроле технологии работают только во благо развития ребенка – если не слушается, не хочет общаться или ведет себя агрессивно, причина вовсе не том, что он много времени проводит в виртуальной реальности. Те и другие по-своему правы – в интернете детям и подросткам встречается множество возможностей и рисков. О том, как родители могут уберечь детей от интернет-угроз и стоит ли им учиться контролировать их поведение в сети, «МИР 24» рассказали эксперты.

    О чем говорит статистика

    Более половины детей и подростков в России хотя бы однажды сталкивались с интернет-угрозами. При этом они не ставили в известность своих родителей – об этом свидетельствуют данные опросов, проведенных Центром защиты детей от интернет-угроз.

    По данным «Лаборатории Касперского», больше половины детей в России (58%) скрывают свои нежелательные для родителей активности в сети. Некоторые родители замечают, что дети что-то скрывают, но крайне редко узнают, когда они утаивают что-то действительно серьезное. Так, почти в 92% случаях подростки успешно скрывают потенциально опасные активности, например, просмотр неподходящего по возрасту контента, общение с опасными незнакомцами или участие в онлайн-травле.

    При этом дети не только часто умалчивают о том, что делают в сети, но и принимают определенные меры, чтобы родители не узнали об этом. Так делает примерно каждый третий ребенок в России.

    Наиболее популярны следующие способы скрыть интернет-активность:

    – выход в сеть, пока родителей нет дома (18%);

    – установка на устройство пароля (16%);

    – удаление истории посещений в браузере (10%);

    Кроме того, 22% детей применяют средства, которые позволяют им заходить в сеть анонимно, а 14% – специальные программы, которые помогают скрыть используемые приложения.

    Но вовсе не означает, что дети чувствуют себя в сети полностью защищенными. Большинство несовершеннолетних участников опроса (73%) признались, что хотели бы больше разговаривать с родителями о киберугрозах.

    Специалист «Лаборатории Касперского» по детской интернет-безопасности Мария Наместникова рассказала, что кибербуллинг (травля) на сегодня – одна из самых актуальных угроз для детей и подростков наряду с секстингом (отправка сообщений эротического содержания, особенно содержащих снимки и видео) и онлайн-груммингом (попытки втереться в доверия к ребенку через онлайн-сервисы для дальнейшей его сексуальной эксплуатации). При этом оценить масштабы этих проблем сложно в том числе потому, что дети с неохотой рассказывают о таких случаях родителям.

    По данным организации, 26% родителей узнают о том, что их дети подвергались онлайн-травле значительно позже самого инцидента.

    Наместникова подчеркнула, что родителям необходимо знать о существовании компьютерных программам онлайн-безопасности для детей – они могут сообщить им о нежелательных действиях ребенка в сети, показать статистику его интернет-интересов, указать на потенциально-опасные группы в соцсетях, в которых состоит ребенок. В результате родители не только узнают больше о своем ребенке, но и получают информацию о его «болевых точках».

    Доверие и ограничение

    Воспитание ребенка в виртуальном мире – это долгий и последовательный процесс. Прежде чем общаться на темы виртуального поведения, родители должны понимать, какие интересы у ребенка есть в сети. Важно, чтобы между ними сложилось доверие – как в реальной, так и виртуальной жизни, полагает директор Центра защиты детей от интернет-угроз Владимир Рогов.

    По его словам, если ребенок много лет живет в соцсетях по своим правилам и порядкам, он уже не допустит в эту жизнь своих родителей. Поэтому им следует принимать полноценное участие в формировании виртуального поведения ребенка с момента, как только он появился в сети.

    «Родители должны понимать, что основа виртуального поведения – соблюдение сетевого этикета, культуры общения, недопущение конфликтов, избирательность интересов (тематик сообществ, виртуальных друзей), умение уходить от воздействий недоброжелателей и провокаций. При этом они должны быть примером поведения в соцсетях – тоже соблюдать сетевой этикет, состоять в позитивных сообществах, грамотно наполнять свои странички».

    Сегодня в большинстве соцсетей регистрация открыта с 14-летнего возраста, хотя уже с первого класса школы быть не во «В Контакте» считается немодным. Получается, что решение о доступе к сети детей и подростков 10-13 лет определяет не закон, а родители – от них зависит, будет ли у их ребенка доступ в сеть до наступления 14-летия.

    «Родителям следует знать, что они предоставляют ребенку особое право и одновременно несут ответственность за безопасность и развитие. Это право они могут ограничивать по своей воле», – говорит Рогов.

    На этапе знакомства с соцсетями родителям и детям следует договориться, что допуск в сеть возможен, если только она не будут мешать учебе школьника и при условии соблюдения правил виртуального поведения, выполнения семейных обязанностей и распорядка дня. Речь идет о детях старше 10 лет – минимум до пятого класса следует ограждать ребенка от сети полностью.

    Такое ограничение обусловлено тем, что первые школьные годы ребенок только входит в учебный процесс, принимает обязанности по дому – у него идет активный процесс развития, формирования личности и познания мира. При этом механизмы критического осмысления еще не сформированы, ребенок излишне доверчив – соцсети в этом возрасте могут нарушить формирование личности.

    Когда родители решат открыть ребенку соцсети, нужно преподнести это как одолжение и предупредить его о необходимости соблюдать культуру общения, не поддаваться провокациям и сообщать им обо всех угрозах и интернет-проблемах. Если его унижают одноклассники из-за отсутствия онлайн-жизни, он должен знать, что ответить, полагает Рогов.

    «Оговорите график пользования интернетом. К примеру, после школы ребенку следует сделать уроки, погулять во дворе, покормить домашних животных и только потом пользоваться гаджетами. Для младших школьников целесообразно ввести ограничение – пусть появляются онлайн не более чем час в день. Затем эту планку можно постепенно повышать. Также можно ввести систему бонусов – например, позволить початиться подольше в выходные или в вечернее время», – заключает он.

    Соцсети и режим дня

    О необходимости введения ограничений на пользование интернетом только при условии взаимного доверия говорит и директор центра «Счастливая семья» Ирина Корчагина:

    «Если подросток видит, что родителям нет до него дела, он начинает искать ответы на свои сложные вопросы в сети и рискует попасть в интернет-сообщества, опасные для жизни. Поэтому важно сохранить доверительные отношения с ребенком – сделать так, чтобы в первую очередь он обращался к маме или папе, если в жизни (реальной или виртуальной) его что-то беспокоит. Также важно, чтобы у ребенка был режим дня: когда прогулка, когда уроки, и точно так же – время посещения социальных сетей. Они им нужны, полностью запрещать их нельзя, но ограничивать время пользования нужно».

    Родители должны донести до ребенка, что ему не следует заводить сомнительные знакомства в сети, ведь за милой привлекательной аватаркой может скрываться опасный преступник, аферист или террорист, считает подростковый психолог Ульяна Иванова. По просьбе «МИР 24» она спросила школьников о том, правда ли, что они воспринимают сетевое общение как безобидную игру – все пятеро опрошенных ответили утвердительно.

    Иванова рассказала, что нередко дети и подростки, не имея опыта и знаний, как управлять своей агрессией и обидой, выражали свои чувства в комментариях и обсуждениях в соцсети, натравливая собеседников друг на друга и подогревая общую отрицательную атмосферу.

    Анонимность – это иллюзия

    Дети и подростки сами нередко становятся источниками интернет-угроз и правонарушений, потому что не всегда понимают, что анонимность в сети – это иллюзия, и любое действие в интернете навсегда оставляет свой след, полагает научный сотрудник лаборатории психотерапии и психологического консультирования Психологического института Российской академии образования Елена Лаврова.

    По ее словам, родителям следует повышать свою цифровую компетентность и самим следовать правилам, которые установили для своих детей – только так у них получится стать примером ответственного онлайн-пользователя. Родители должны объяснить своему ребенку, что любая личная информация, которую ребенок выкладывает в интернет, может быть использована другими пользователями против него, а также рассказать ему про средства защиты персональных данных, помочь установить настройки приватности на всех посещаемых страницах.

    «Для подростков сеть кажется зоной абсолютной свободы, поэтому в ней они могут переходить грань вежливого общения. Общаться об интернете детям и родителям нужно так же, как и на другие темы – с готовностью выслушать и не осуждать. Будет полезно пойти на курсы компьютерной грамотности вместе, это объединит вас общим занятием, и вы узнаете больше про поведение вашего ребенка в сети, а, возможно, и он сможет что-то посоветовать вам», – говорит Лаврова.

    По данным «Лаборатории Касперского», дети в последние годы значительно меньше стали интересоваться порнографией. Наибольшую популярность среди опасного контента приобрели сайты, посвященные алкоголю и наркотикам, а также самоубийствам. Первое место по количеству заходов занимают ресурсы для интернет-коммуникации (в основном это соцсети), на втором месте – игры, тройку замыкают сайты категории «алкоголь, табак, наркотические средства».

    Статистика облачного сервиса Kaspersky Security Network. Посещения различных интернет-ресурсов при включенном «Родительском контроле» в России. Усредненный показатель за 1 год (февраль 2020г – февраль 2020 г.)

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация