Дети в соцсетях давайте начистоту


Содержание

«Родители, будьте бдительны!»

А вы проверяете сообщения своих детей в соцсетях?

Кадр: фильм «Бабадук»

После того как вся страна узнала о «группах смерти», в родительской среде стали вирусно распространяться сообщения о других угрозах, поджидающих детей буквально на каждом шагу. Уловки педофилов, жвачка с наркотиками и смертельные состязания — обо всем докладывают бдительные граждане на родительских сайтах и форумах. Обеспокоенные мамы и папы разносят тревожную информацию среди друзей в мессенджерах и соцсетях, как мантру повторяя одну и ту же рекомендацию: предупредите детей, оградите их от опасности. Лавинообразная рассылка пугающих сообщений без внятных источников и доказательств производит массовую истерию, от которой страдают прежде всего дети. Откуда берутся родительские страхи и страшилки? Всегда ли лучше перестраховаться? Чем опасен строгий родительский контроль, замаскированный под желание оградить ребенка от всего плохого? «Лента.ру» разбиралась в этих вопросах.

Мечты сбываются.

Скрытая угроза затаилась не только в суицидальных пабликах, но и в мультиках про фей Винкс. Рассылка с предупреждениями об опасном контенте началась после случая в Чебоксарах. Там пятилетняя девочка зажгла от газовой плиты деревянные палочки, изображая персонажа мультфильма — фею огня. Огонь перекинулся на одежду ребенка, в результате ее увезли в больницу с сильными ожогами. А на форумах и в соцсетях активно распространялась информация о том, что девочка подожгла себя, начитавшись (. ) в соцсетях инструкций о том, как превратиться в фею.

Авторитетные источники уверены: за подобными инструкциями стоят профессиональные психологи, которые используют специальные механизмы воздействия на детей. Хотя если отбросить конспирологию, чаще всего сочинителями оказываются те же дети, только постарше. Сами же инструкции, написанные в шутку, рассчитаны не на детей, а скорее на троллинг их тревожных родителей.

Предлагаются все новые способы превращения в фей — например, включать газ и, не зажигая огонь, ложиться спать. Или обклеить себя блестками, произнеся волшебные слова, и смело шагнуть с подоконника. Градус родительской истерии неуклонно повышается. Молодые матери на форумах засыпают друг друга советами: оградить детей от телевизора, компьютера и телефона. Ради безопасности ребенка и его психики. По крайне мере, до старшей школы.

Жуй, прячься, беги!

Но фокус в том, что по мере взросления школьника увеличивается и число опасностей, поджидающих его на улицах и в интернете. На смену «феечкам» приходят коварные наркодилеры, пытающиеся пристрастить детей к запрещенным препаратам. Страшилки о торговцах, готовых предложить детям бесплатные наркотики, были и до интернета. Но благодаря мессенджерам сообщения о «жвачке с героином или спайсом» рассылаются тысячам адресатов в круглосуточном режиме. Чтобы информация выглядела правдоподобнее, она, как правило, сопровождается «недавним случаем смертельного отравления подростка» и ссылкой на знакомого полицейского, который приходится автору родственником.

Хотя в МВД неоднократно опровергали распространение наркотиков в жвачке, официальные комментарии меркнут на фоне эмоциональной спам-истерики: «Проверяйте сообщения своих детей! Родители, будьте бдительны! Преступники работают через темный интернет! Привыкание с первого раза 100 процентов».

Скриншот: Public Domain

Дело осложняется тем, что истерию подогревают не только родительские сообщества, но и учительские. Под видом предупреждений от «Департамента образования» тиражируются слухи о смертельных играх. Одна из них — «Беги или умри». Надо перебежать дорогу прямо перед движущимся автомобилем, как можно ближе к нему. Делается это якобы для того, чтобы снять видео и самоутвердиться перед сверстниками. В действительности ни одного подобного инцидента за последнее время зафиксировано не было. Как не удалось обнаружить в сети «многочисленных» видеоподтверждений того, как дети перебегают на спор дорогу.

Другой якобы распространенный среди детей челлендж — «Спрячься на сутки». Требуется пропасть из поля зрения родителей на 24 часа. Разговоры об игре возникли после пропажи 12-летнего Виктора Боргера из поселка Степного в Ростовской области. Мальчик нашелся в Ростове спустя несколько дней. Как он сам рассказал, все это время он бродяжничал и ночевал на улице. Что было истинной причиной его ухода неизвестно, но история послужила почвой для множества обобщений и домыслов. Местные паблики, а за ними и СМИ рассказали о новом «тренде» среди подростков, ссылаясь на инстаграм-аккаунт родительского сообщества. Затем сарафанное радио донесло новость до каждого родителя и учителя.

И опять никто не обратил внимания на то, что в МВД и поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт» все это опровергли. А ведь именно там первыми узнают о пропаже ребенка и выясняют причины его ухода.

Но самое главное и, пожалуй, самое печальное здесь в другом. Истеричные родители даже не задумываются о том, что уход ребенка из дома (неважно на сутки или на неделю) в первую очередь свидетельствует о проблемах в семье. Любые попытки объяснить это тем, что кто-то вовлек ребенка в «новомодный флешмоб» — жалкий способ ухода от собственных проблем. Как и с пресловутыми группами смерти, родителю гораздо проще искать причину вовне, чем разбираться с собственными проблемами. Зачем утруждать себя неприятным анализом своих взаимоотношений с ребенком, если столько опасностей исходит от «синих китов» и «белых дельфинов»? «При всем внимании к группам смерти, суициды, совершенные под их влиянием, составляют ничтожно малую долю от общего числа. Основная проблема — это конфликты с родителями в семье», — говорит профессор центра психиатрии и наркологии имени Сербского Борис Положий.

Иллюзия родительской любви

Рассылка фальшивых предупреждений — это не умышленное, а стихийное распространение ложной информации, поясняет психолог Мария Разлогова. «Разумеется, вирусные сообщения, не подкрепленные никакими фактами, приносят один вред. Родители боятся опасности, но как убедиться в ее реальности и избежать, им не ясно. Вместе с тем тотальный контроль над ребенком в соцсетях подрывает доверие к родителям. В итоге становится только хуже. С детьми нужно разговаривать не только в нравоучительной манере, как минимум стоит знать об их увлечениях и круге общения», — отмечает психолог.

Сплетни и различного рода домыслы расходятся в искаженном виде из-за того, что безопасность детей волнует всех, а способов полностью ее обеспечить не существует, добавляет Разлогова. Но отличить фальшивое сообщение от предупреждения о реальной опасности, по ее словам, несложно. Реальные предупреждения содержат конкретные рекомендации о том, как избежать опасности. Например, с мошенничеством.

Фото: Public Domain

Путь к здравому смыслу затрудняется еще и тем, что распространение тревожных сообщений создает у родителей и учителей ощущение того, что они правильно выполняют свою функцию, отмечает практикующий психолог, гештальт-терапевт Екатерина Рау. «Когда родителей объединяет чувство обеспокоенности, это прибавляет им уверенности в том, что они «хорошие родители». Хорошие в глазах кого? Общества и других родителей, но не собственного ребенка. По сути, они самоутверждаются посредством чрезмерной опеки и контроля, а проблемы и потребности ребенка отходят на второй план. Происходит подмена понятий: беспокойство приравнивается к любви», — подчеркивает Рау.

Жертвы нарциссизма

Корни повышенной родительской тревожности кроются в характере человека, уверен психолог Михаил Лабковский. «Такие люди испытывают потребность в абстрактном чувстве беспокойства. Если есть дети — тревога располагается именно в них, что несложно понять. Когда дети совсем маленькие, им не дают самостоятельности, бегают за ними, ложатся костьми перед розетками и утюгами, не позволяют даже с горки съехать нормально. Когда дети подрастают, им не дают спокойно играть с другими детьми во дворе. Еще чуть постарше — начинается тотальный контроль: компьютер, социальные сети, телефон», — объясняет Лабковский.

Такое поведение создает у родителей ложное ощущение спокойствия, в то время как дети, находящиеся под неусыпным контролем, наоборот, цепляются за любую возможность вырваться из-под него. Вместо того чтобы устраивать ребенку тотальную слежку, психолог рекомендует в доверительной манере объяснить ему общие правила безопасности. «Вам будет гораздо спокойнее, если вы научите детей правильно себя вести, принимать правильные решения, не поддаваться на провокации и манипуляции. Для этого надо быть спокойным, нельзя превращаться в тревожного параноика. И нужны доверительные отношения с ребенком», — считает Лабковский.

Психологи сходятся во мнении, что причина такого рода проблем — неуверенность родителей в себе. Тревожность в данном случае — это ожидание чего-то плохого от мира и неуверенность в собственной родительской позиции. В том, что получится справиться с трудностями и защитить своего ребенка.

Тревожность усиливается еще и тем, что родители хотят видеть в детях «улучшенную версию себя». В обществе, где основной ценностью считаются достижения и успех, потребность в этом реализуется в том числе через детей. Мысль о том, что ребенок сделает что-то не так и станет кем-то не тем, заставляет некоторых родителей идти на весьма суровые ограничительные и карательные меры. Это, по мнению Екатерины Рау, уже в чистом виде нарциссизм. А еще родительская гипертревожность — хороший способ отгородиться от прочих житейских неурядиц. Ведь если ребенка надо от чего-то спасать, то мама уходит в это с головой и может не думать о собственных проблемах: неустроенной личной жизни и страхе одиночества.

Россиянам рекомендовали не выкладывать фотографии детей в соцсетях

Россиянам в связи с отмечаемым 1 июня Днем защиты детей напомнили, что маленькие жители страны имеют такие же права на конфиденциальность, как и взрослые. В связи с этим родителей призвали не выкладывать фото своих чад в соцсетях. Свои рекомендации дал Роскомнадзор.

Как пояснили в ведомстве, зачастую родители не полностью осознают всех рисков, связанных с публикациями. Россиян попросили подумать, как отнесется ребенок к своим младенческим фото, выложенным в сеть, когда повзрослеет. «Сеть помнит все, ничего удалить оттуда невозможно. Одноклассники могут найти его фотографии и использовать их для его травли», — также пояснили в Роскомнадзоре. Помимо этого, есть вероятность, что детские снимки попадут в руки к преступникам. «В последнее время мы фиксируем много сайтов, на которых педофилы публикуют собранные в соцсетях фото детей», — добавили в ведомстве.

Сегодня в России и в других странах отмечают Международный день защиты детей. Он был учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. Впервые его отпраздновали в 1950 году. Ранее россиянам рекомендовали не рассказывать о предстоящем отпуске друзьям либо в соцсетях, чтобы этой информацией не воспользовались недоброжелатели или преступники.

Не хотите пропускать важные новости?
Подпишитесь на нас в Инстаграм, ВКонтакте или Телеграм — только главное и интересное.

А тут о чем и речь. Вообще знаю одну служащую, достаточно привлекательную, которая баловалась в соцсетях размещая свои фото, причём профессиональные и не пошлые, просто красивые и слегка эротичные «без подробностей» так сказать.
Ну и после института устроилась на службу, мелькает по телеку иногда, все фото и сети естественно удалила, но поисковики до сих пор выдают её фото и при желании и «заказе» их можно выдать с какими то пошлыми комментариями.
Так что Роскомнадзор прав.
Даже если фото подросток удалит отовсюду, при желании его можно будет найти даже когда этот подросток уже выйдет на пенсию.

Пока ребенок не совершеннолетний — ответственность несет родитель, и родитель сам решает за ребенка.

А тут о чем и речь. Вообще знаю одну служащую, достаточно привлекательную, которая баловалась в соцсетях размещая свои фото, причём профессиональные и не пошлые, просто красивые и слегка эротичные «без подробностей» так сказать.
Ну и после института устроилась на службу, мелькает по телеку иногда, все фото и сети естественно удалила, но поисковики до сих пор выдают её фото и при желании и «заказе» их можно выдать с какими то пошлыми комментариями.
Так что Роскомнадзор прав.
Даже если фото подросток удалит отовсюду, при желании его можно будет найти даже когда этот подросток уже выйдет на пенсию.

У всех есть такие фото, не всем хватает ума их выкладывать, да ещё и надписывать кто это. Тут надо быть молодой девушкой, сигнал природы)

Кстати вспомнил старый скандал в каком то регионе, про фото судьи целующую бутылку водки. Фото это ещё со времен работы её в какой то коммерческой конторе, а всплыло через несколько лет в «нужный момент», когда она стала федеральным судьей.

А у меня нет таких. Вот я отсталая.

Ответственность не значит нарушение его прав на личную неприкосновенность.

Плохому государству выгодно когда граждане относятся подозрительно к соседям, сослуживцам, прохожим. Кругом маньяки, педофилы, мошенники. Плохому государству выгодна атомизация общества. Чтобы люди не объединялись в профсоюзы, в домовые комитеты, в социальные сети, чтобы не защищали сообща свои права, а уповали только на безопасность обеспечиваемую государством.
Пассаж не на тему? Нет на тему. Надо быть дружелюбным, улыбчивым, восхищаться и гордиться своими детьми и не бояться маньяков и плохого государства. Которое мы скоро сделаем хорошим.

Глупое утверждение. По вашему США, большинство стран ЕС — чётко попадают под ваш термин «плохого государства», во всяком лучше совпадение с вашими первыми двумя предложениями на 100 %.

Конечно, и США и большинство стран ЕС — плохие государства. Любое современное государство — в той или иной степени орудие подавления. Социальные сети с фотографиями детей и ми-ми-ми-котиков любому государству не нравятся. А вдруг там вместо котиков появятся призывы к чему-то нехорошему.

вообще лучше ни чего не выкладывать личное,целее будете.

Дети и соцсети: как защитить ребенка

Тема уязвимости детей в социальных сетях как никогда актуальна в этом году. Статистика за 2020, опубликованная здесь и здесь, ни капли не радужная. Читайте сами:

  • 95% детей в возрасте от 13 до 18 лет имеют постоянный доступ к смартфонам, и 45% из них говорят, что находятся онлайн “практически всегда”.
  • 22% подростков заходят в любимые соцсети не менее 10 раз в день.
  • 88% подростков наблюдали в соцсетях, как кто-то был злым или жестоким по отношению к другому человеку.
  • 41% подростков уже имел отрицательный опыт в соцсетях.
  • 22% подростков потеряли друзей из-за своих действий в соцсетях, 25% — столкнулись в реальной жизни с проблемами из-за того, что написали в своих постах, у 6% это вызвало трудности в школе.
  • 29% детей общались в соцсетях с незнакомыми людьми.
  • 29% сексуальных преступлений имеют предысторию в социальных сетях.
  • 66% взрослых пользователей Facebook не имеют понятия, как пользоваться настройками конфиденциальности.
  • 55% родителей, имеющих детей 12 лет и младше, ответили, что их дети уже зарегистрированы в Facebook. Более того 76% процентов из них сами помогли в этом детям.
  • Только 10% взрослых разговаривали “по душам” со своими детьми 10 лет и младше о безопасном поведении в социальных сетях.
  • 67% подростков знают, как скрыть от родителей то, чем они занимаются в соцсетях.

Что говорят о соцсетях дети?

Если спросить детей — а мы-таки спросили! — как на них влияют соцсети, то они ответят приблизительно следующее (стилистику сохранили):

“Положительно, потому что они радуют меня. Радуюсь, когда много подписчиков. Я для них выкладываю интересные фото” (Марго, 11 лет).

Каждая мама обязана знать:  Поведение подростка

“Никак. Мне в фейсбук только тесты и фото интересно” (Славина, 10 лет).«Позитивно. Дізнаюсь різну інформацію, цікаві лайфхаки» (Настя, 9,5 років).

“Я смотрю ютуб. Мне интересно, можно посмотреть, какие бывают игрушки и много чего другого. А ещё я закрепляю немецкий при просмотре обучающих уроков” (Вика, 8 лет).

“Позитивно.Тому що я бачу, що з моїми друзями, де вони бувають, веселі чи сумні, як вони провели свої канікули, вихідні” (Настя, 10 років).

“Ни хорошо, ни плохо. Некоторые видео стремные, и я их выключаю. А некоторые меня учат…я их смотрю с широко открытыми глазами” (Рома, 8 лет).

“Положительно влияют. Дают вдохновение, знания, знакомства по интересам” (Сабина, 11 лет).

“Можна дивитись відео любімих ютуберів, створити свій канал і коли буде сто подпісчиків, отримати дозвіл на рекламу і заробляти гроші” (Нікіта, 11 років).

Как видите, соцсети используются детьми как источник новой информации, а также как инструмент самовыражения, общения, а иногда даже заработка. И в этом плюсы соцмедиа. Но, если мы, взрослые, начали пользоваться ними уже в сознательном возрасте и можем фильтровать информацию, которую встречаем в Сети, то с детьми совсем другая история. Их психика не “закалена”. Посидев в соцсетях, дети могут чувствовать себя эмоционально выгоревшими, испытывать депрессию. Кроме того, общаясь по большей части через мессенджеры, а не лицом к лицу, дети не могут научиться распознавать эмоции собеседника и считывать язык тела, выражения лица и интонацию. Но формирование более слабых социальных навыков общения не единственная опасность. С кем и с чем может столкнуться ребёнок в социальных сетях?

Нежелательные послания рекламного характера с подозрительными ссылками могут появляться как в комментариях, так и в личных сообщениях. Причем, в адресантах часто значатся знакомые профили: спаммеры взламывают чужие аккаунты, чтобы делать массовые рассылки по друзьям их собственников. Так что если вдруг соседка из соседнего подъезда пришлет вашему ребенку странное сообщение, пусть не обращает на него внимания, никуда не переходит и ничего не скачивает. Это же касается любых ссылок, которые содержат элементы отзеркаливания. Например, когда в метаданных ссылки используется фотография получателя, данные из его профиля, имена его друзей или тем более фамилии.

Бывает, что спаммеры создают фейковые аккаунты, дублирующие уже существующие, чтобы подружиться, втереться в доверие, а затем выполнить свою миссию — забросать ненужной информацией, заманить на свой сайт или побудить скачать документ. Иными словами, если у ребенка в друзьях уже есть Федя Сидоров, пусть не добавляет его, когда тот попросится в друзья повторно. Скорее всего, это спаммер, который только прикидывается Федей. Насторожить должно скромное количество друзей в аккаунте и недостаток фото.

Распространенные виды спама:

  • реклама любых товаров или услуг;
  • сообщение о выигрыше в лотерею или получении наследства;
  • письмо счастья/несчастья;
  • просьба подтвердить данные;
  • заманчивые предложения денежного заработка;
  • просьба одолжить денег или помочь финансово.

Спам не только отнимает время, но и несет опасность. Можно подхватить вирус или стать жертвой кражи личной информации. Поэтому для профилактики обсудите с ребенком общий план действий:

  1. Критически оценивать все полученное и прочитанное в соцсетях.
  2. Подозрительные сообщения и комментарии удалять. На их авторов сразу жаловаться, тогда спам-фильтры заблокируют дальнейшее распространение надоедливых сообщений. В каждой из соцсетей есть специальный функционал:
    в Facebook на компьютере нажимаете три точки около комментария,

на телефоне — зажимаете комментарий и выбираете нужную функцию;

в Messenger используете шестеренку в правом верхнем углу в десктопной версии,

в мобильной версии нужно нажать на имя человека на странице переписки в самом верху, затем найти пункт «Сообщить о нарушении»

и выбрать в нем нужный вариант:

в Instagram смахиваете комментарий влево и выбираете либо корзину (удалить), либо восклицательный знак (пожаловаться).

3. Не делиться личной информацией.

4. Не пересылать спам друзьям, даже если это рассылка с просьбой помощи больному ребенку или письмо счастья.


5. Если кто-то выдает себя за вашего знакомого, перейти на его профиль и нажать “Пожаловаться”. Если ребенку скажут друзья, что кто-то выдает себя за него и рассылает от его имени спам, пожалуйтесь на поддельный профиль вы сами.

Так называют тех, кто оставляет комментарии с определенной целью — спровоцировать конфликт или яркую эмоциональную реакцию (вызвать злость или гнев). Поэтому тональность их высказываний всегда недоброжелательная, это вполне может быть дурацкая шутка про маму, критика творчества ребенка или его внешности, перевирание фактов и пр. Обычно комментарии троллей оффтопные, то есть никоим образом не связаны с контентом, под которым их написали. Что еще может подсказать, что перед вами тролль:

  • аватар с котиком или чем-то абстрактным;
  • минимум информации и личных фото в профиле;
  • уничижительный или обвиняющий тон;
  • нежелание прислушаться к причинам и фактам;
  • моментальные ответы на ваши слова (у троллей много свободного времени).

Как реагировать на троллей?

Если вы на процентов 90 уверены, что недовольные высказывания не конструктивная критика, а результат творчества тролля, не пытайтесь успокоить его рациональными доводами, это бесполезно. Только потратите время, причем свое: у троллей его предостаточно. Логические рассуждения отскакивают от них, как горох, брошенный в стену. А еще у них иммунитет к критике и их не заботят социальные приличия, так что ваши призывы к их совести-манерам-воспитанию только вызовут азарт. Невозможно победить тролля, поэтому идеальный вариант реакции на них — ноль реакции. Если вы модерируете канал вашего ребенка или следите за его аккаунтом, просто удаляйте комментарии от троллей. Обычно этого достаточно. Особо настойчивых троллей отправляйте в бан и жалуйтесь на них.

Если ваш ребенок уже взрослый и сам следит за тем, как ведут себя пользователи на его странице или канале, поговорите с ним о троллях. Расспросите, знает ли он, как отличить тролля от человека, который хотел начать дискуссию, а также проговорите с ним возможные варианты “борьбы”. Попросите ребенка рассказывать о таких случаях вам. Только объясните, что дело не в контроле, а в искренней заботе.

Что делать, если вы поняли, что ваш ребенок троллит других?

На самом деле тролли редко постят и оставляют комментарии от своего личного имени, но если вы начали подозревать в троллинге своего ребенка, разберитесь сначала в причинах такого поведения онлайн. Привилегия троллей — анонимность (как уже упоминалось), а значит, одной из причин троллинга может быть желание высказать то, что ребенок не смог бы выразить знакомому напрямую. В этом случае нужно расспросить подробнее, почему он троллит этого человека онлайн. Возможно, он давно обижает вашего ребенка в реальной жизни — во дворе или школе, и есть потребность в вашей помощи.

Другая причина троллинга может заключаться в том, что дети 12-17 лет только-только начинают примерять на себя социальные роли, и пусть не всегда их выбор можно назвать рациональным, троллинг в сети кажется им безобидным (на уровне “прикола” или “пранка”). Вспомните свои подростковые годы: разыгрывали друзей и незнакомых по телефону? Или, может, звонили в дверь и убегали? А у современных детей для таких розыгрышей есть Интернет. За примером далеко ходить не нужно, взять хоть этот: датская девочка-подросток в своем твите написала о том, что она Ибрагим и принадлежит к опасной террористической группировке. В нем же она анонсировала следующий взрыв и даже назвала его дату. К счастью, все закончилось хорошо: с официальной страницы аэропорта ей написали, что определили ее IP и что скоро за ней приедут копы, если она не придет с повинной в участок. Буквально в течение часа девочка обратилась в полицию.

Нужно ли наказывать ребенка за троллинг и подобные описанному выше розыгрыши в соцсетях?

Непременно. Как минимум тем, что заберете телефон на определенное время. Желательно еще и беседу воспитательную провести, чтобы обсудить написанное ребенком в Сети и объяснить, какой вред это может нанести ему лично, семье, другим людям. Троллинг со временем может перерасти в кибербуллинг, а это уже не шуточки.

Хейтерами называют в соцсетях тех, кто всячески старается нивелировать заслуги успешных людей. Это тролли с пятью звездами. Чужие неудачи радуют хейтеров больше, чем собственный успех. Унижая других, они самоутверждаются. Если у вашего ребенка, который ведет свою страничку или имеет свой канал, появились хейтеры, значит, он стал популярным блогером или видеоблогером и делает успехи. Среди причин, почему пользователи становятся хейтерами, часто называют следующие:

  • их расстраивает, что у вашего ребенка есть то, чего нет у них;
  • они считают, что ваш ребенок не достоин популярности и славы, которую имеет;
  • в прошлом у них с вашим ребенком был конфликт или, наоборот, дружеские отношения, которые плохо закончились;
  • они завидуют;
  • им не хватает внимания и любви.

Что делать с хейтерами?

Прежде всего, поговорить с ребенком, объяснить, что проблема не в нём, а в хейтерах. Пусть не тратит на них свою энергию, не расстраивается, а продолжает делать то, что начал. Так он станет своей аудитории еще интереснее. Обсудите вместе стратегию, которой вы будете придерживаться. Вариантов может быть несколько:

1. Игнорировать . Самый эффективный и в то же время самый сложный путь, потому что соблазн “все объяснить” слишком силен. Тем не менее, отвечая на комментарии хейтеров, вы можете усугубить ситуацию и затянуть себя или ребенка в еще более неприятный разговор. К сожалению, когда речь идет о хейтерах, математическое правило, где минус на минус дает плюс, не работает. Сразу удаляйте неприятные комментарии. В большинстве соцсетей в настройках можно сделать даже так, чтобы все комментарии отправлялись на модерацию: то есть не публиковались, пока владелец аккаунта не одобрит их. Эта функция удобна, когда хейтеров много и они реально досаждают ребенку.

2. Отправлять в бан или отписываться. Тогда хейтер перестанет видеть обновления вашего ребенка, не сможет комментировать.

При желании насолить недоброжелателю, можно сначала написать комментарий-ответ с провокационным вопросом и тут же заблочить (чтобы последнее слово осталось за вами). Разумеется, если он не ленивый, располагает свободным временем и полон энтузиазма, то может создать новый аккаунт и подписаться на страницу или канал заново. Если такое случилось и вы его узнали, скажем, по стилю написания, воспользуйтесь функцией, которая есть, например, в Facebook, Instagram и YouTube, а именно “игнорировать”/”скрывать”.

После ее нажатия не происходит отписка, но сообщения от надоедливых пользователей больше вам не выводятся. Кроме того, можно установить фильтр, который будет скрывать комментарии, если в них будут определенные слова (их вы задаете самостоятельно в настройках).

3. Искать конструктив. Умение воспринимать критику — полезный навык во взрослой жизни. Так что если ваш ребенок уверен в себе и готов воспринимать разные точки зрения, потренируйтесь вместе с ним отвечать хейтерам так, чтобы переманить их в секту фанов. В первую очередь следует подчеркнуть важность замечания и поблагодарить за него (все хейтеры хотят внимания!), а затем ответить на конструктивную часть комментария. Логично, что метод сработает только в том случае, если в комментарии хейтера есть хоть мало-мальски полезная мысль, а не только негатив.

4. Троллить в ответ. Если ребенок понимает, что тролли и хейтеры пишут всякие гадости не потому, что с ним что-то не так, а потому что завидуют/злятся на жизнь/привлекают внимание, можно периодически создавать контент, играя на болях и вдохновляясь их “творчеством”.

5. Поговорить в реале. Если в хейтеры “записался” кто-то из знакомых ребенка, с кем он постоянно сталкивается в реальной жизни, надо избавиться от конфликта в оффлайне. Поговорить начистоту и, если потребуется, привлечь медиаторов: родителей, учителей, психолога или даже сотрудника полиции. Это поможет защитить ребенка от буллинга.

В основном кибербуллинг характерен для детей 12-17 лет, именно они чаще всего используют Интернет для запугивания, преследования, угроз или унижения своих сверстников. Как понять, что ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга:

  • в личных сообщениях в соцсетях миллионы угроз от одного или нескольких человек за короткий промежуток времени;
  • ребенку приходят извещения от соцсетей, что на него пожаловались за неприемлемое поведение (жалуется сразу несколько человек, чтобы сделать ребенка изгоем даже в соцсетях);
  • его отмечают в постах, где опубликованы унизительные фотожабы, видео, обидные шутки, жестокие хештеги;
  • вы обнаружили, что у аккаунта ребенка появился клон, который агрессивно себя ведет по отношению к другим пользователям и таким образом портит репутацию вашему ребенку;
  • в соцсетях распространяется контент, высмеивающий вашего ребенка, его внешний вид или поведение.

Что делать при кибербуллинге в соцсетях?

1. Игнорировать. Объясните ребенку, что лучший вариант ответа — его отсутствие. Пусть игнорирует комментарии, звонки, сообщения и посты. Это сложно, потому что ребенку захочется опровергнуть ложь, доказать свою непричастность и показать, что он не струсил. Но кибербуллеры только и ждут реакции, поэтому лучше намеренно пропускать “мимо ушей”.

2. Сохранить доказательства. Первым желанием ребенка после “ответить”, скорее всего, будет “удалить”. Но весь контент, содержащий угрозы или унизительные высказывания, фото и видео, распространяемые кибербуллерами, лучше сохранять (делать копии, скриншоты). Тогда у вас будет подтверждение онлайн травли.

4. Сообщить взрослым . Просите ребенка делиться такими случаями если не с вами, то с другим взрослым, которому он доверяет. Пообещайте, что не заберете телефон (и сдержите обещание!). Если пожалуется вам, не ждите, что ситуация рассосется сама по себе. Поговорите с родителями обидчиков, их учителями и администрацией учреждения, которое посещает ребенок. Если существует хоть малейшая угроза жизни и здоровью, смело привлекайте полицию.

5. Обрубить коммуникации. Чтобы ситуация не усугублялась, желательно удалить учетную запись ребенка в соцсетях (со временем можно сделать другую, если будет потребность), завести новую электронную почту и, возможно, даже сменить номер телефона.

Постарайтесь отвлечь ребенка новым хобби. Организуйте поддерживающую среду, чтобы он чувствовал себя в безопасности и осознавал свою ценность для близких. Если заметите, что ребенок плохо спит, отказывается от еды и постоянно пребывает в депрессивном настроении, обратитесь за помощью к специалисту.

Наверняка вы уже знаете о них, если не из родительских групп в вайбере, то из соцсетей, топовых изданий и из уст блоггеров, которые подхватили хайповую тему и не преминули за счет нее пропиариться. Но если вдруг волна истерики обошла вас стороной, напомним: группы смерти — это такие онлайн квесты в социальных сетях, с которыми связывают несколько смертей подростков 15-16 лет в Украине и России (синий кит, момо и т.д.). Длятся они около 50 дней в социальных сетях, за это время детям предлагают выполнять различные задания — от вполне “невинных” типа подъёма в 4.20 утра или просмотра фильмов-ужасов и до таких экстремальных, как нанесение себе увечий и самоубийство.

Киберполиция в 2020 году заявляла, что среди школьников было модно числиться в таких группах. Некоторые дети даже царапали себе руки, чтобы сверстники думали, что они играют. Количество запросов на вступление в группы с хештегом #bluewhalechallenge в Instagram выросло наравне с количеством жалоб, поэтому администрация соцсети приняла меры. При переходе по этому хештегу в Instagram,

а также по запросу “синий кит игра” в Facebook выводится предупреждение с предложением обратиться за помощью, если она нужна.

Дело в том, что менторы групп, которых удалось вычислить и словить (к слову, за склонение к самоубийству полагается 3 года), на допросе говорили о том, что в их сообщества приходили депрессивные подростки из неблагополучных семей. По мнению менторов, они не склоняли детей к суициду, так как те уже раньше задумывались о нем и были готовы. Какой вывод?

Каждая мама обязана знать:  Джон ГОТТМАН Эмоциональный интеллект ребенка

Опасностей в соцсетях много — спам, тролли, хейтеры, мошенники, кибербуллинг, группы смерти. Решение, которое напрашивается, — запретить соцсети детям полностью — не сработает. Запретный плод будет настолько привлекателен, что дети станут заводить аккаунты в социальных сетях втайне от родителей, тем более что Wi-Fi во многих местах бесплатный, да и с телефона друга всегда можно войти в свой аккаунт. Как вариант, можно установить программу родительского контроля. Многие из них не только местоположение ребенка мониторят, но и его звонки, и сообщения, и даже фото, которые он отсылает в соцсетях. В качестве примеров приведем несколько (перечень далеко не весь, зайдите в PlayMarket или AppStore со своего смартфона и введите в строку поиска parental control или родительский контроль):

  • TeenSafe (можно следить за тем, что делает ребенок, кому звонит и где находится);
  • NetNanny (специфицируется на защите во время веб-серфинга);
  • My Mobile Watchdog (тотальный контроль сообщений, контактов, звонков, поведения в онлайне);
  • Qustodio (можно установить лимиты даже на время игры и работы приложений);
  • Mobile Guardian (блокирует и соцсети, есть пакеты для школ и для офисов);
  • MMGuardian (можно установить слова-фильтры, из-за которых не будут отсылаться сообщения);
  • OurPact (блокирует даже по расписанию, показывает местоположение всей семьи);
  • Norton Family Premier (разные функции в зависимости от операционной системы);
  • ESET Parental Control (только для Android).

Будьте готовы к тому, что многие программы и приложения для родителей платные. Большинство из них могут контролировать только почту на Gmail и 2-3 соцсети, а их куда больше, да и бесплатный электронный адрес ребенок может получить в обход вашей “юрисдикции” и с чужого девайса.

Что советуют психологи?

Чтобы быть еще более предметными и основательно осветить тему защиты детей в социальных сетях, мы взяли комментарий у Анны Катрук — психолога, активно использующего Facebook, психоаналитика, члена Ассоциации психоаналитиков и психотерапевтов Украины, автора женских программ развития и социальных проектов с опытом практической деятельности более 12 лет:

“Важно учитывать поведение родителей в социальных сетях, потому что оно провоцирует гиперболизированные поступки детей. Учите детей обращать внимание на слова-маркеры и фразы-маркеры и говорить о них вам. Это подозрительные обращения других пользователей к вашему ребенку (либо в комментариях, либо в личных сообщениях), которые выглядят, как обычные фразы, но написаны неизвестными людьми. *Какая ты красивая/ какой ты красивый! *Где работают твои родители? *Ты бываешь дома один/одна? Эти и подобные им обращения должны стать сигналом ребенку обсудить ситуацию с родителями. Вам стоит проверить аккаунт человека, это написавшего, и, если есть тревожные звоночки, заблокировать его. Сюда же относятся предложения, написанные вашему ребенку, прислать какие-либо обнаженные части тела или непристойного вида фото и видео. Однозначный бан!

Но в последнее время злоумышленники действуют хитрее. Они часто просят подростков о помощи, мол, у меня такой же сын или дочь, помоги понять, наладить контакт. Это притупляет бдительность и, как правило, дальше следуют иные темы, но контакт установлен. Отдельного внимания заслуживают группы так сказать суицидальноориентированные, например «синий кит». Где детей и подростков подводят к самоуничтожению. Тут словами-маркерами могут быть «тайно от родителей», «так, чтоб никто не знал»… Проговорите, со своим ребенком, что когда звучит фраза «только никому не говори», чаще всего речь идёт о чем-то незаконном либо опасном.

Родителям важно научиться выстраивать антисуицидальные барьеры. Это то, что удерживает ребенка в жизни. Например, краткосрочные или долгосрочные планы, какие-то жгучие мечты. Также вера — сильный суицидальный барьер, если вся семья придерживается этой парадигмы. И самое главное, доверительные отношения родителей и детей. Отношения, где дети чувствуют себя принятыми, нужными и важными. Им тогда гораздо легче обратиться за помощью и обсудить важные, но смущающие их вопросы.

Я советую родителям время от времени просматривать страницу ребенка в соцсетях. Обращать внимание, с кем он/она дружит, кто лайкает, кто пишет комментарии и какие. Это не нужно будет делать постоянно, только первые несколько лет, пока ребенок не научится самостоятельно определять, что добро, что зло, а также защищать свои границы в сети. И, конечно, вы можете увидеть то, что вам не вполне понравится: не совсем грамотная речь, возможно, даже нецензурная лексика, фото вызывающего характера. Не на всё из этого стоит реагировать критично. Дети, а особенно подростки, хотят самовыражаться, и это нормально. Если вы станете осуждать, вы рискуете отдалить от себя ребенка. Также категорически запрещено читать личную переписку. Это жёсткий подрыв доверия. Труднее, но полезнее выстроить такие отношения, чтоб ребенок сам мог вам открыться и получить помощь и поддержку в непонятной для себя ситуации”.

1.Уделите время тому, чтобы освоить соцсети.

Особенно те, которыми пользуется ваш ребенок, чтобы лучше понимать, как работает каждая из них, чем одна отличается от другой. Это побудит к двустороннему разговору об онлайн привычках. Рассказывайте ребенку о своем опыте использования соцсетей. Чтобы быть в курсе большинства событий, которые происходят в жизни ребенка, добавьтесь к нему в друзья, а также к тем, кто так или иначе фигурирует в его цифровой жизни. Но не комментируйте каждое фото огромным количеством смайликов и знаков вопроса. Ребенку будет комфортнее, если вы добавитесь и будете молчать. Или вести себя максимально сдержанно. Посмотрите, на какие каналы оформлена у него подписка, что добавлено в избранное, так вы изучите вкусы ребенка и получите представление о том, что он смотрит в социальных сетях.

2. Озвучьте возрастные ограничения.

Если ребенок еще не пользуется соцсетями, есть смысл обсудить это и договориться о том, когда можно будет. Если у ребенка создастся впечатление, будто этот момент никогда не наступит, он заведет себе профиль втайне от вас. Просто потому что у других уже есть. Или потому, что он взрослый и волен самостоятельно принимать решения. Если у вас и у ребенка Android (версия 7.0 и новее), скачайте приложение Google Family Link (для родителей) и, пользуясь подсказками, создайте Google аккаунт для ребенка. Связав свой с детским, вы получите возможность родительского контроля (до 13 лет) над тем, что смотрит ребенок в YouTube, что он скачивает в PlayMarket, сколько времени работает с телефоном и где он находится (определяет по местоположению устройства). Для iOS (версия 9.0 и новее) пока только родительское приложение в AppStore есть, а для синхронной работы скачивается детское приложение на смартфон ребенка (в него вводится код со взрослого). К сожалению, пока работает не по всему миру.

Большинство соцсетей требуют, чтобы их пользователи были старше 13 лет. Это связано с тем, что во многих странах запрещен сбор информации о детях, младше этого возраста без разрешения их родителей (СОРРА). Не разрешайте ребенку зарегистрироваться раньше дозволенного. Иначе он получит сигнал: “врать плохо”, но иногда можно — взрослые ведь именно так и делают. Кроме того, если у школьника в профиле указан возраст 18+, соцсети будут показывать ему в ленте взрослую рекламу. А вы ведь этого не хотите?

3. Установите правила.

Чтобы привить навыки безопасного использования соцсетей, установите четкие правила их использования. Например, обсудите общее количество времени серфинга в течение недели. Старайтесь соблюдать “золотую середину” и не быть слишком жесткими, обсуждая это. И, что важно, установите время использования соцсетей и для себя. Ребенок должен понимать, что его права в цифровом мире ограничены наравне с вашими. И вы беспокоитесь о его здоровье, а не просто запрещаете из вредности или жажды тотального контроля.

Не запрещайте соцсети от слова “совсем”. Когда запрещаешь ребенку не дотрагиваться до плиты, он чаще всего это делает вопреки запрету. Поэтому лучше сказать: “Давай вместе будем учиться готовить”, — и показать, как правильно с ней обращаться. То же самое и с соцсетями: разумнее показать безопасный способ их использования, чем просто-напросто запретить.

Переместите компьютер в такую зону квартиры или дома, где бы он находился на “открытом” пространстве (спальня ребенка не подходит). Дети будут более осторожно пользоваться соцсетями, зная, что вы в любой момент можете заглянуть им через плечо.

4. Делайте акцент на безопасности.

Регулярно проверяйте настройки безопасности в телефоне ребенка по каждой из соцсетей, так как соцсети очень динамичны и часто меняются. Обратите внимание на такие моменты: кто может отсылать фото и сообщения ребенку, кто видит его посты, кто может их комментировать. Не делайте из этой проверки секрета.

Говорите постоянно с детьми об опасностях соцсетей. Дети часто недооценивают то, насколько легко недоброжелатели выуживают личную информацию из их профилей. Хотя…что говорить о детях, когда многие взрослые не всегда предусмотрительны. Признайтесь, публиковали в соцсетях информацию о том, что собираетесь в отпуск? Думали ли вы в тот момент, что ее могут увидеть грабители? То-то же. Посмотрите видео по теме, оно лишит вас наивности и беспечности:

Но не перегружайте детей информацией о соцсетях, чтобы не напугать. Вы же не говорите, когда пристегиваете ребенка ремнями безопасности, что иначе его сдует в окно или что он разобьется насмерть? Акцентируйте внимание на безопасности.

5. Подбирайте по возрасту.

Дети школьного возраста

Для школьников правила должны быть максимально простыми, типа “сначала спроси маму и папу” или “если мы не используем это приложение и не играем в эту игру дома, то за его пределами тоже нельзя”. Когда дети подрастут, правила нужно будет адаптировать под возраст.

Проверьте, какая информация содержится в профиле ребенка. Безопаснее, когда ее мало. Или как минимум она не содержит упоминаний о номере школы, классе, домашнем адресе, электронной почте, номере телефона или кличке питомца (последнее часто используется взрослыми как часть пароля, кроме того, у некоторых банков встречается в перечне вопросов для восстановления пароля). Проверьте, нет ли геометок на фотографиях, которые он выложил в сеть. Расскажите ребенку, почему наличие этой информации в профиле — плохая идея: мошенники могут получить доступ к личному профилю, спамить, могут украсть аккаунт, причинить вред не только в онлайне, но и в реальной жизни. Установите нужные настройки конфиденциальности вместе с детьми. Друзьям друзей видеть посты ребенка необязательно.

Подростки

Сделайте своего подростка экспертом. Попросите научить вас пользоваться соцсетями. Он почувствует себя значимым и компетентным, это снимет кучу барьеров в дальнейшем общении с вами о соцсетях. Особенно, когда будет потребность в разговоре о каких-то неловких вещах типа секстинга. Вы сможете начать беседу, наивно спросив: “Что такое секстинг? Попалось мне в ленте сегодня, так и не понял(-а)”.

Не умаляйте и не высмеивайте интерес ребенка в соцсетях, даже если считаете Instagram или Snapchat ерундой и пустой тратой времени. Когда вы открыто демонстрируете понимание и принятие, а также живо интересуетесь новыми технологиями, у подростка остается меньше причин от вас что-либо, касающееся соцсетей. Подросток не будет стесняться или бояться поделиться с вами своей проблемой, если вдруг она возникнет.

Научите ребенка думать о последствиях. Если разозленный подросток, не подумав, выложит в сеть видео или фото, оно может навредить в дальнейшем кому-то из его членов семьи, одноклассников или друзей. Учите детей брать перерыв на “подумать” и взвесить все за и против. Так как то, что уже опубликовано в сети, тяжело удалить оттуда бесследно из-за вирусного распространения. И если ребенку пришлют чье-то фото, чтобы посмеяться, пусть не пересылает его дальше, а избавится от него. Лучше быть частью решения проблемы, а не ее источником.


Также нужно говорить о том, что если написать кому-то в соцсети гадость, нужно быть готовым получить ответ в жизни, лицом к лицу. Или ощутить на собственной шкуре, как это “быть объектом шантажа”, когда кто-то заскринил вырванные из контекста фразы и теперь манипулирует с их помощью.

При резком переходе ребенка из одной соцсети в другую выясняйте, почему он вдруг решил сменить площадку для общения. Возможно, он хочет быть частью другого комьюнити (и это нормально), но, возможно он пытается сбежать от буллинга из соцсети, где был донедавна зарегистрирован (это тревожный сигнал).

6. Развивайте критическое мышление.

Расскажите, что многое из того, что постят друзья, знакомые, а также лидеры мнений, которых отслеживает ребенок, не всегда правда. Если на стене Пети одни только вечеринки, ни слова о школе и об уборке, это вовсе не означает, что он только тусит и не помогает родителям. Объясняйте, что в соцсетях люди показывают только часть истории. Почему это важно: позитивные посты других могут спровоцировать у ребят с низкой самооценкой депрессию.

Исследования показали, что 82% учеников средней школы не отличают рекламные посты от обычных и принимают их за чистую монету. Более того, они судят о правдивости истории/новости (вы не поверите!) по размеру фото. Чем оно крупнее, тем история кажется правдивее. Подростки — нативные граждане соцсетей, разбираются там во всем лучше нас, взрослых, однако их критическое мышление нужно постоянно развивать. Учите ребенка задавать себе вопросы: кто написал этот материал? С какой целью? Как проверить информацию, которая в нем есть? Поясните, что многие статьи пишут не профессионалы, их цель — получить трафик на сайт за счет кликбайтного заголовка, а не помочь читателям получить проверенную информацию. Научите ребенка сопоставлять информацию и не воспринимать на веру все подряд.

Расскажите ребенку о рекламных технологиях, которые применяются, чтобы пробудить желание купить товар или услугу. Тогда отфотошопленные волосы, кожа и фигура моделей на промо не будут негативно влиять на формирование самооценки подростка.

7. Вдолбите, что незнакомцы опасны.

Объясните, что в социальных сетях не все являются теми, кем представляются. Девочка Маша со школьной фоткой на аватарке может оказаться дяденькой за 50 с нестандартными интересами. Незачем рисковать и отвечать на сообщения незнакомцев, даже если они при первом знакомстве кажутся безумно милыми.
Нельзя отвечать (настаиваю!), с этого все и начинается. Чтобы убедиться, посмотрите видео с социальным экспериментом:

8. Доверяйте, но проверяйте.

Периодически проверяйте, нет ли у детей на телефоне приложений, которые скрывают визуальный контент (сексуальные фотографии например). Речь о приложениях-привидениях, которые выдают себя за другие приложения — калькулятор, игру, приложение для работы с файлами, — но при введении пароля показывают скрытый контент.

Как понять, что у ребенка стоит невидимое приложение:

  1. Поискать дублирующиеся приложения на смартфоне.
  2. Зайти в Play Market или AppStore, найти там “vault apps”. Если ребенок их уже загружал, вы поймете по отметке “открыть” (то есть оно уже есть на девайсе).
  3. Зайти в настройки телефона и посмотреть, какие приложения используют камеру.

Если вы обнаружили такое приложение, проведите беседу о секстинге (обмене в соцсетях и мессенджерах эротическими фото и сообщениями) и его последствиях. Объясните, что посланное однажды уже не вернешь: другие могут сохранить, переслать, запостить у себя на стене. Это может всплыть позже, например тогда, когда подросток поступит учиться или найдет свою первую работу. Если в процессе разговора выяснится, что ребенок уже не понаслышке знаком с тем, что “может быть”, постарайтесь отнестись с пониманием. Все совершают ошибки. В конце каждого разговора о соцсетях обязательно напоминайте о том, что всегда готовы ответить на все вопросы ребенка и помочь.

Дети в соцсетях: как их контролировать

Светлана Коковинец, ведущая: Современные дети много времени проводят в социальных сетях, и запреты тут бесполезны.

Каждая мама обязана знать:  Дочь считает, что я ограничиваю ее свободу

Жан Байжанбаев, ведущий: Как узнать, с кем виртуально общается ваш ребенок? И как при этом не задеть его чувства? Эти вопросы мы зададим семейному психологу Ольге Шиховой. Доброе утро, Ольга!

Ольга Шихова: Доброе утро!

С. К.: Ольга, большинство психологов считают, что аккаунт человека, в том числе и ребёнка, очень многое может рассказать о личности его владельца. Верно ли это утверждение?

О. Ш.: Это действительно так. Наш аккаунт может показать даже те вещи, которые мы хотели бы скрыть.

С. К.: Что может узнать родитель о своем ребёнке, заглянув в его аккаунт?

О. М.: Например, обратите внимание на картинки, которые ребёнок сам размещает, на посты, под которыми ребёнок ставит «лайки». Это то, что он хочет донести окружающим о себе и о своём внутреннем мире, то, в чем он находит отклик в своей душе. Многое может рассказать речь. Речь, которую дети используют в соцсетях, может очень сильно отличаться от реального речевого поведения.

Ж. Б.: А вот если нет доверительных отношений между родителем и ребёнком, может ли родитель зарегистрироваться под каким-либо вымышленным именем и записаться к своему ребёнку в «друзья»?

О. М.: Ни вижу в этом ничего плохого. Но многое зависит ещё и от возраста. Подросток легко может вычислить подобного «друга» и ограничить доступ к своему аккаунту. Кроме того, я считаю, что лучше заниматься профилактикой и постараться построить доверительные отношения со своим ребенком в реальной жизни.

С. К.: Спасибо, Ольга. Если родитель обнаружил в поведении ребенка в социальных сетях нечто тревожное, как правильно поговорить и прояснить ситуацию?

О. М.: Ключевые слова – «корректность» и «деликатность». Не нужно занимать позицию страуса и прятать голову в песок, необходимо проявить активность, но при этом очень корректно и деликатно обсудить с ребёнком тревожащий вас вопрос. Важно принятие. Скажите ребенку, что любите и принимаете его всегда и в любой, даже самой непростой, ситуации. Это необходимо транслировать постоянно, тогда будет больше шансов, что ребёнок откроется и доверится вам.

С. К.: А вот если, допустим, ребенок размещает какой-либо пост или пишет комментарии, стоит ли родителям вступать в переписку или лучше занять позицию стороннего наблюдателя?

О. М.: Всегда нужно помнить, что интернет – место публичное. И прежде чем выносить на всеобщее обозрение какие-то семейные темы, следует очень хорошо подумать. Опять же всё зависит от ситуации. Если ребёнок поделился радостной новостью, например, о победе на каком-то спортивном соревновании, то почему бы и не поддержать его лайками и репостами. Если же в переписке ребёнок затрагивает темы, которые вы не хотели бы афишировать, не нужно это обсуждать в сети, лучше это сделать в домашней обстановке. На мой взгляд, чем уважительнее и честнее вы будете вести себя с ребёнком, тем лучше и доверительнее будут ваши отношения.

Ж. Б.: А как родителю понять, что нужно уже бить тревогу и активно вмешиваться в ситуацию?

О. Ш.: Во-первых, когда посты приобретают ярко выраженную негативную окрашенность, в том числе, когда их содержание связано с какими-либо противозаконными действиями. Во-вторых, если начинается зависимость, желание постоянно находиться в виртуальном пространстве. Опять же повторю, родителям нужно проявлять терпение и деликатность, поговорить с ребёнком и, в случае необходимости, обратиться к специалисту, который поможет разобраться, чего не хватает ребёнку в семье, в реальном социуме.

С. К.: А как правильно ограничить доступ ребенка к социальным сетям?

О. Ш.: Сейчас идёт очень активная борьба за умы и сердца наших детей со стороны средств массовой информации, производителей товаров, различные религиозных организаций и так далее. При этом очень чётко выбираются мишени воздействия. Так вот, почему бы нам, родителям, не взять это на вооружение? Поймите, что интересно вашему ребёнку, и предложите альтернативу интернету. Чтобы ребёнок не проводил время в соцсетях, нужно чтобы его время было занято в реальной жизни. Проводите больше времени со своим ребёнком. Эта истина стара как мир.

С. К.: Нередко возникает ситуация шантажа, когда родитель угрожает ограничить время ребёнка в соцсетях в ответ на невыполнение каких-то домашних обязанностей или домашнего задания.

О. Ш.: Ну, хотя бы так. Ребёнок тоже должен понимать, что у него есть ответственность перед родителями.

Ж. Б.: Спасибо, Оленька, за нашу беседу. Надеюсь, что она была очень полезна для наших родителей.

________________________________________
Если вам больше нравится слушать и смотреть, чем читать, смотрите запись эфира Дети в соцсетях: как их тактично контролировать

В соцсетях появились смертельные игры, организаторы которых подводят детей к самоубийству

В социальных сетях появились смертельные игры. Организаторы этих игр подводят подростков, детей к самоубийству. Некоторые профессиональные психиатры заявляли, что такого не может быть. Другие деятели — блюстители свободы — сказали, что это провокация, специальный вброс, чтобы ограничить свободу Интернета в России. К нашему ужасу оказалось, что подростки и дети действительно вовлечены в эту дьявольскую игру и кончают жизнь самоубийством. Мотивы организаторов пока не ясны. Но это, конечно, чрезвычайно опасные люди. Это — маньяки.

Самоубийство — до сих пор во многом загадочное явление. Раньше его объясняли скорее патологией, психическими расстройствами. Позднее стали говорить о самоубийстве как о явлении социальном.

Вот статистика самоубийств в нашей стране за последние 30 лет. На графике число самоубийств на сто тысяч человек. Вы видите взлет в 90-х годах, а вот с начала 2000-х число самоубийств неуклонно снижается. И если в 1992 году кончали с собой 46 человек из ста тысяч. То в 2020 году 16 человек. Снижение почти в три раза.

Тогда в 90-х миллионы людей потеряли цель своей деятельности. Они растерялись, они не знали, что им делать. Старые социальные и государственные структуры развалились. Сама повседневность — та, к которой люди привыкли, стала совсем другой. И очень многие не нашли себя в этой новой жизни. А кто-то решил из этой жизни уйти. Отсюда — взлет числа самоубийств.

Сейчас самоубийств меньше. Но здесь не должно быть головокружения от успехов. Цифра 16 самоубийств на 100000 человек — это все равно много. Норма, если здесь вообще можно говорить о норме, существенно меньше десяти.

За каждой историей оборвавшаяся жизнь совсем еще молодых мальчишек и девчонок, сыгравших в страшную игру со смертью. Завтра в 4:20 утра ты получишь свое первое задание. Но смотри, если я не увижу, что ты сразу прочла мое сообщение, ты отстраняешься от игры. Скорейшей тебе смерти, мой кит.

Ученые так пока и не выяснили, почему киты выбрасываются на берег — зато авторы так называемых групп смерти в социальных сетях превратили эту загадку в жуткий конвейер самоубийц. Череда заданий от безобидной, на первый взгляд, картинки на руке до самого последнего в жизни шага под руководством невидимого куратора — счет детским смертям открыт и не останавливается.

Иркутск. На этой неделе одноклассницы Юля и Ника шагнули с 12-го этажа — на Юлиной странице в соцсети все те же киты и последняя запись: «Я побила все рекорды». Девочкам было по 15 лет. И ведь никто не замечал ничего подозрительного — только теперь младший брат Ники вспоминает: однажды обмолвилась про игру и показала видео в сети.

Братьев Ника предупредить успела. Самой ей наверняка казалось: пути назад уже нет. Именно так работает система.

Ангелина погибла в декабре 2015-го, тоже прыгнула с высоты. Девочка училась в седьмом классе. Ее мама тоже до самого конца не замечала ничего необычного, но после смерти дочери решила разобраться, почему счастливый с виду ребенок вдруг сводит счеты с жизнью и сама зарегистрировалась в группе смерти, выполняя задания кураторов одно за другим.

«Я вспомнила, что мой ребенок однажды показал мне руку, не задолго, у нее некие царапки были на руки. Нет, не глубокие порезы, просто царапки. На мой вопрос: что это и почему? Это она сказала, что это кошка, это наша любимая кошка. Кошка, да, действительно есть. И я поверила. Но потом, когда я проходила все эти этапы, да, там нам дают подобную инструкцию, что если мама вдруг увидит, ты скажи, что это кот поцарапал тебя, что ничего страшного. Это настоящее убийство. Именно убийство путем таких умелых манипуляций», — рассказывает Елена Давыдова.

Чтобы противостоять таким манипуляциям, Елена вместе с другими родителями открыла центр спасения детей от киберпреступлений, говорит, уже удалось помочь многим вырваться из смертельной игры. И каждый, кого спасли или волонтеры или сотрудники полиции, потом рассказывает свою историю заданий, чуть не стоивших жизни.

«Администратор группы от своего лица писал всякие наставления, касаемо жизни и смерти, что после смерти будет лучше, зачем жить, зачем мучиться. Он сказал, чтобы я такого-то числа во столько-то времени сбросилась с крыши или вскрыла вены», — рассказывает девочка.

Еще кураторы часто просят игроков найти кого-нибудь, кто снимет самоубийство на смартфон — так называемый шок-контент на определенных сайтах в цене. А тем, кто в последний момент отказывается сводить счеты с жизнью, угрожают расправиться с семьей.

«Вообще мы называем это не иначе, как теракт. Потому что зачем что-то взрывать, если они сами попрыгают с крыш?» — говорит председатель движения «Скорая молодежная помощь» Антон Андросов.

Антон вместе с друзьями начал свою охоту на охотников за детскими душами. Волонтеры создают фэйковые аккаунты и вступают в группы смерти, чтобы предостеречь тех, кто там оказался, а данные об организаторах передать полицейским. Система работает — вот только с наказанием за доведение до самоубийства, говорит Антон, проблемы.

«Пробел в законодательстве. Статья 110-я Уголовного кодекса, говорит, что только насильственное доведение с пометкой, что если еще был умысел. Если вам пистолет к голове приставили, сказали: «Вешайся», тогда что-то за это будет. За пропаганду суицида ничего нет, ненасильственное доведение — ничего нет», — рассказывает председатель движения «Скорая молодежная помощь» Антон Андросов.

Этим наверняка воспользуются адвокаты Филиппа Будейкина, его ник в сети Филипп Лис. Следователи называют его куратором смертельной игры и считают: он довел до самоубийства 15 подростков. За несколько дней до ареста издание «Санкт-Петербург.ру» опубликовало интервью с Будейкиным, в котором он под запись дает страшный ответ на вопрос — зачем.

«Планете просто не нужен этот биомусор. Эта ненужная биомасса. Она портит мир и окружающую среду», — сказал Филипп Будейкин.

О самом Лисе известно немного, журналисты писали: ему 21 год, жил в Ухте, потом переехал в Солнечногорск, знакомым казался скрытным и необщительным. Вряд ли тянет на собирательный образ маньяка, но Будейкин ведь не единственный администратор, есть и другие. И мотив, говорят психологи, у каждого свой.

«Мотивация, я думаю, разная у этих администраторов, есть социопаты, есть садисты, которые смотрят на то, что получится, и которые манипулируют нашими детьми. Это могут быть совершенно заурядные люди, соседи по вашей лестничной клетке. Вы же не знаете, чем они вечером занимаются, сидя в Интернете? Поэтому с точки зрения проявления в повседневной жизни эти люди могут ничем не отличаться от нас с вами», — отмечает психолог Елена Фейгин.

И при этом нести смерть. А ведь их умысел — лишить жизни ребенка — еще нужно доказать, и даже в таком случае максимальный срок — три года. Этот законодательный пробел уже давно заметили в аппарате уполномоченного по правам ребенка.

«Мы вышли с инициативой ужесточения наказания за призывы к суициду, в том числе через социальные сети. И этот законопроект уже разработан и находится в кабинете министров, в правительстве. То есть мы ожидаем, что в ближайшее время он будет принят. Это те нормы законодательного характера, которые должны быть неизбежно приняты, они помогут реально этих людей находить, которые занимаются этой деятельностью и должно быть последующее наказание», — заявила уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова.

Строгое наказание, впрочем, — лишь часть борьбы с новым виртуальным злом. Социальная сеть «ВКонтакте», где, собственно, и появились первые группы смерти, каждый день блокирует все новые страницы и по указанию Роскомнадзора, и в результате своего мониторинга, но есть и еще один действенный способ.

«Самый главный вектор в этой борьбе — наши собственные пользователи, которых мы активно призываем жаловаться на любой тип контента, размещенный в социальной сети. У них есть такая возможность отправить жалобу на фотографию, видеотекст — в общем на любые вещи. С недавнего времени мы в списки тех жалоб также добавили призывы к суициду. Это позволяет нашим модераторам еще более оперативно реагировать на это, принимать соответственные решения о блокировке того или иного контента», — рассказывает пресс-секретарь социальной сети «ВКонтакте» Евгений Красников.

А если на своей странице вы опубликуете один из популярных хэштегов смертельной игры, аккаунт временно заблокируют и предложат список вопросов, ответ на некоторые из них автоматически перенаправит на сайт центра психологической помощи.

Здесь никто не говорит по телефону — особенность работы фонда «Твоя территория». Ведь подростки привыкли общаться в чатах — такая помощь им ближе. И не только тем, кого втянули в очередную суицидальную группу, ведь опасность может таиться даже в, казалось бы, безобидной детской игре.

Видеообзор на основе эпизода популярной игры «Майнкрафт» заканчивается самоубийством персонажа по имени Алена, а перед этим несколько дней на странице автора видео велась бурная дискуссия о том, что с этой Аленой делать — простить или нет. И, несмотря на результаты опроса, автор решил не прощать — результат известен. Можно ли считать это пропагандой суицида — вопрос к юристам, но, играя именно на этой открытой для творчества платформе, десятилетний Артем в чате познакомился с некой девочкой, дальше ночная переписка и таинственные звонки, после которых, говорит мама, сына как подменили.

«Он убежал от репетитора, к нам ходит учительница по русскому языку, в одно и то же время всегда, он это прекрасно знает, всегда четко выполняет ее задания. Бабушка уже хотела в милицию идти, чуть ли не заявление писать, в школе его не было. И потом он пришел как ни в чем ни бывало, сказал: «А я ходил в кино». Как будто это не мой ребенок, а какой-то закомплексованный подросток», — рассказывает мама.

Артем и сам заметил: с ним что-то происходит. Бабушка и мама вдруг показались злыми, а младшая сестра слишком шумной. Мама решила отвести сына к психологу и обещает теперь больше времени проводить с детьми. Это, уверены специалисты, — лучший способ не упустить момент. А еще советуют не молчать о проблеме, а, наоборот, говорить как можно больше. Так сделали ребята из Екатеринбурга, сняв сериал о детях-самоубийцах — в нем все беды подростков их же глазами и поиск выхода.

И выход этот не в том, чтобы шагнуть в пустоту. А выбросившийся на берег кит — это на самом деле гора гниющей плоти и никакой романтики. Об этом стоит помнить тем, кому игры со смертью кажутся загадочным приключением.

Правоохранительные органы занялись организаторами страшных игр, этими маньяками. Уже есть подозреваемые, один задержан. Общество должно быть абсолютно нетерпимо к этим негодяям. Мы поддерживаем работу следствия. А законодателям надо подумать о коррекции наказания по статье о доведении до самоубийства. Сегодня это наказание никого не пугает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация