Дети в своей комнате


Содержание

Почему беспорядок в комнате подростка — это не ваше дело

Как-то странно стучаться в комнату собственного ребенка и слышать его отказ. Ведь совсем недавно он был фактически частью вас: вы одевали его так, как считали нужным, сажали, переносили, отводили. Теперь все изменилось, и подросток требует все больше свободы, воюя за каждую мелочь.

Зачем нужны границы

Анализ кризиса переходного возраста показывает, что не только дети демонстрируют в этот период всю «прелесть» своего характера, но и их родители. Взрослым сложно адаптироваться к стремительно меняющимся пристрастиям и убеждениям ребенка. Однако именно сепарация (или, проще говоря, отделение от родителей) является конечной целью воспитания.

Начиная с дошкольного возраста, мы требуем от ребенка быть самостоятельным и «думать своей головой», а когда он самостоятельно придумал головой, что учебники удобнее хранить под кроватью, возмущаемся и требуем делать, как все.

Примерно в возрасте 10-12 лет у ребенка появляется потребность делать что-то без родителей.

Собственная комната или угол с кроватью и письменным столом — это экспериментальная площадка, на которой подросток пробует воплощать свои замыслы, расставлять приоритеты и нести ответственность за собственные действия.

Как иначе подросток поймет, что ему мешает, а что приносит чувство комфорта? В целом, поиск себя и понимание своей индивидуальности возможны только в том случае, если человек устанавливает границы между собой и миром.

Отсутствие границ приводит к гораздо более серьезным последствиям, чем беспорядок за закрытой дверью или многочисленные постеры со звездами, больше напоминающие черные дыры. Подросток, в чье личное пространство постоянно вторгаются, привыкает жить по чужим правилам, не умеет принимать решения, вырастает легко управляемым и безынициативным.

Скелеты в шкафах

Личное пространство — это не только отдельная комната, но и одежда, учебные принадлежности, любимая чашка, гигиенические принадлежности и так далее.

Представьте, что карманники залезли в вашу сумку или вы получили в аэропорту полураскрытый чемодан. Даже если ничего не пропало, вы все равно почувствуете, что вас оскорбили, вторглись в ваше личное пространство.

Сумка вашего ребенка или его шкаф — ничем не хуже ваших. Безусловно, в его шкафу полно самых разных «скелетов»: несвежих футболок, высыпавшихся из кармана фантиков, записок от одноклассников со всякими глупостями или даже непристойностями.

Однако придется смириться с тем фактом, что подросток, как и любой человек, имеет право на свои маленькие тайны.

• Подумайте, не загоняете ли вы сами подростка в его «раковину». Может быть, постоянно требуете выключить музыку или не скрипеть, раскачиваясь на стуле? К сожалению, для данного возраста это практически невыполнимые требования.

• Если вас обижает вечно закрытая дверь и вы чувствуете отгороженность подростка, скажите ему о своих чувствах. Возможно, в большинстве случаев он делает это по привычке и постарается учесть вашу просьбу.

• Если вас беспокоит то, что в шкафу подростка мятая и грязная одежда лежит вперемешку с чистой или что он дышит пылью, не выражайте ваши переживания в виде гневной тирады: «Посмотри, на что похожа твоя комната!». Не перебирайте его вещи и не выкидывайте то, что вам кажется «рваными бумажками» — возможно, это шпаргалки с математическими формулами, которыми ребенок постоянно пользуется. Разбейте решение проблемы на несколько небольших шагов и предложите подростку купить контейнеры или папки, чтобы лучше организовать пространство.

• Не думайте, что он делает «что-то такое» за закрытой дверью. Любому человеку сложно постоянно находиться на виду. Возможно, подросток хочет просто посмотреть в окно, задумчиво ковыряя в носу. Это не скрытность, а забота о чувствах окружающих.

Что делать, если ребенок постоянно закрывается в комнате

Личное пространство связано не только с физическими границами, но и с психологическим комфортом подростка. У каждого человека есть потребность время от времени побыть наедине с собой, погрустить, подумать о своих проблемах или просто отдохнуть от чужих взглядов и требований. Часто родители воспринимают такое поведение как отдаление ребенка. Действительно, если подросток постоянно находится в закрытой комнате, жизнь с ним больше напоминает проживание в коммунальной квартире. Как себя вести в таком случае с ребенком в переходном возрасте?

• Представьте, что подросток — это улитка, которую нужно выманить из раковины. Вы же не будете стучать по панцирю или кричать в отверстие для головы? Наоборот, вы положите около раковины тонко нарезанный свежий огурчик и затаитесь. Так же и с ребенком: необходимо создать условия для того, чтобы он захотел выйти из комнаты, а не делал это по принуждению.

• Постарайтесь расширить ареал обитания ребенка, чтобы он считал своей не только комнату, но и всю квартиру. Спрашивайте его совета при покупке продуктов, новых штор, кухонных принадлежностей и так далее. Только делайте это не формально, а лишь в тех случаях, когда вы действительно готовы согласиться с его выбором.

• Если подросток возвращается домой в плохом настроении и сразу закрывается в своей комнате, не беспокойте его в течение 15-30 минут. Затем постучите в дверь и скажите о том, что готовы выслушать его и пожалеть, что бы ни случилось.

• Общение с родителями только тогда сможет конкурировать с нахождением «в домике» по уровню безопасности, когда подросток будет абсолютно уверен в их поддержке.

Дети нарисовали спальни своей мечты, а дизайнеры показали, как они будут выглядеть в жизни

Обычно родители сами решают, как обустроить детскую комнату, чтобы сделать её комфортной и функциональной. Не всегда их видение совпадает с желаниями и предпочтениями ребёнка. Американский сайт по домашним услугам Angieslist попросил лондонскую креативную студию NeoMam Studios провести опрос среди детей, чтобы узнать, о каких комнатах они мечтают. Малыши нарисовали красочные эскизы и показали спальни, в которых они хотели бы проводить время. Также дизайнеры разузнали у родителей о жизни и увлечениях их чад и на основе всей этой информации создали цифровые макеты идеальных комнат.

Комната мечты пятилетней девочки Инайи из Пакистана

Инайя любит природу и активный отдых, поэтому хотела бы видеть в своей комнате зелень и качели с горкой. Ещё одно увлечение девочки – это головоломки, и они появились на её рисунке в виде стены с кусочками пазлов.

Дизайнеры учли все предпочтения Инайи и создали по её рисунку индивидуальный проект

Идеальная комната для шестилетнего Мартина из Испании

Мартин любит Лего и хотел, чтобы в его комнате были огромные детали этого конструктора. Также мальчик нарисовал домашний кинотеатр и аквариум.

Все его идеи перенесли в макет и получили классную мальчишескую спальню

Комната для шестилетней Галы из Аргентины

Мечтательница Гала нарисовала в своей комнате огромное дерево с двумя качелями для себя и своего младшего брата Исидро. Также она дополнила комнату зеркалом и большим книжным шкафом. Последним штрихом стали живые цветы.

Каждая мама обязана знать:  Как добиться того чтобы ребенок самостоятельно в свободное время читал книги

Дизайнеры постарались и смоделировали все желания маленькой Галы

Семилетний Элиас из Греции мечтает, чтобы в комнате было больше зелени

Элиас любит белок и хотел бы, чтобы они жили вместе с ним. Поэтому в его комнате разместился большой дуб и маленький прудик. Также мальчик не забыл о современных технологиях и на большом бревенчатом столе нарисовал компьютер.

У дизайнеров получилось сделать настоящий лесной рай для Элиаса

Девятилетняя Виола из Украины мечтает о радуге в своей комнате

Виола хотела бы жить на небе и нарисовала в своей комнате облака и большую радугу под потолком. Девочка дополнила интерьер красочной мебелью и живыми подсолнухами. В итоге получился простой и элегантный дизайн, в котором девочка будет чувствовать себя жизнерадостно.

Дизайнеры сделали макет радужной комнаты

Идеальная комната для девятилетнего Гарри из Англии

Гарри мечтает стать офицером спецназа или гощиком, поэтому он видит свою комнату как тренировочный комплекс. В центре комнаты он нарисовал светящуюся дорожку и бункер, а кровать разместил на втором ярусе, чтобы спускаться с неё с помощью горки.

Задача была непростая, но в итоге получилось совместить спальню и тренировочную площадку

Комната для десятилетней Брианы из Филиппин

Бриана мечтает стать дизайнером интерьера, и для неё было в радость нарисовать интерьер будущей комнаты. Девочка любит звать подружек на ночёвки, поэтому нарисовала большую кровать и раскладной диван. Под кроватью разместилось рабочее место, где можно делать уроки и играть.

Интерьер комнаты будущего дизайнера получился простым и лаконичным

Детям показали получившиеся макеты, и все были в восторге от результата. Именно в таких комнатах они хотели бы проводить всё своё время. Благодаря этому проекту взрослые узнали, как выглядит идеальный интерьер глазами детей. Это прекрасная возможность понять, чего хочет ребёнок, и осчастливить его во время очередного ремонта.

С какого возраста ваш ребенок живет в отдельной комнате?

Мы живем вдвоем с дочкой в 2-ке. Дочери уже 6,5 лет, в этом году в школу пойдет. Дома не может оставаться надолго, всегда просится со мной, спит со мной. Переселяться в отдельную комнату никак не хочет. В результате — у меня никакого личного пространства, никакой личной жизни. Даже работать за компом не дает, когда дома.
Вопрос: с какого возраста Ваш ребенок живет в отдельной комнате? Стоит ли ее к школе отселять насильно или она еще маленькая и придет к этому со временем, а комнату на год-другой сдать (хоть деньги на хороший отдых будут)?

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Кузьмин Иван Иванович


Врач-психотерапевт, Супервизор. Специалист с сайта b17.ru

Антакова Любовь Николаевна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Ольга Матвиенко

Психолог, Арт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Баранова Юлия Германовна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Тропина Наталья Владимировна

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Казакова

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Виктория Киселёва

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Сокуренко Анна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Спиридонова Надежда Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Зубкова Анна Андреевна

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Мы отселяем с 6 мес.до года. Не понимаю родителей, которые заставляют детей плакать и переживать из за своей прихоти.

Мы отселяем с 6 мес.до года. Не понимаю родителей, которые заставляют детей плакать и переживать из за своей прихоти.

К школе точно надо (письменный стол тот же поставить). Ей по какой-то причине там неуютно?

Есть решение, дети в таком возрасте очень зависимы от сверстников мнения, и часто повторяют друг за други все. Совет.
Пригласите в гости подружку Вашей дочки с ночевкой , устройте им детский девичник , куклы, чаепитие, любимые мультики и т.п.
И в конце уложите девочек спать вместе. Я уверена , что Ваша дочь согласиться на это с удовольствием. На утро опешите ребенку в красках как здорово проводить такие вечера, как здорово иметь свою комнату , и все должно получиться. Для закрепления эффекта , пригласить подружку еще через недельку. Главное организуйте вечер хорошо, что бы ребенку он запомнился. И тогда у Вас все получится. Удачи Вам.

Как это сдать комнату? И жить в коммуналке? За дочку не боитесь?
Всегда ребенок спал в отдельной комнате. Если спал ночью плохо, то я просто оставалась в детской.

дочери 1,3-пока не отселяла. Она ночью до сих пор периодами плохо спит, часто просыпается. Мне будет просто лень бегать ночью туда сюда, я спать хочу

Похожие темы

с рождения. сначала в маленькой комнате радом с нашей спальней, а потом в большую подальше

Насильно не стоит отселять, это может трвмировать. Сама со временем захочет иметь отдельную комнату и личное пространство. В школе подружки, возможно, повлияют. У многих детей свои комнаты. Но ваша дочь должна дорасти до этого сама.

У меня с 6 мес у ребенка отдельная комната

С рождения была своя комната (смежная с нашей), и всегда клали туда. В 3 года отселили в изолированную.

У дочери с года, у сына с пол-года где-то.

Сыну 7 лет. Отселили отдельно перед школой, потому что появилась отдельная комната. До этого спал с нами в комнате. Но сейчас засыпает при свете или с ним надо сидеть. Ночью, если просыпается, прибегает ко мне. Да и играет там, где кто-то есть. Один быть не любит.

С 3 месяцев отдельно

В 10 лет. До 5 лет вообще спал со мной, я бы не сказала, что это как-то отрицательно на него повлияло.

С года у ребенка своя комната.

не до жиру ,в 1 -й живём

С 3 лет мой спит в своей комнате. Я просто выселилась из детской.

С рождения живет. Ну как с рождения — месяцев с 9 гдето.

С 4-х лет своя комната появилась. Но я одна спать боялась, так что переехала в свою комнату в 8 лет

С первого дня нахождения дома. Засыпает сам, до 4 месяцев просыпался 1 раз, после — спит всю ночь. Ему сейчас 11 месяцев, темноты не боится, засыпает с переменным успехом, иногда надо покачать, или спинку погладить пару минут. Утром просыпается и играет игрушками в кроватке, может долго играть.
Я понимаю, что дети есть разные, но в большинстве случаев они очень славненько спят в своих кроватях и в своих комнатах с рождения. И в большинстве случаев это вина родителей, когда шестилетка боится идти в отдельную комнату, а также не даёт сделать ничего днем. Ей не 2 года, когда не понимает ребёнок, ей 6.

Насильно не стоит отселять, это может трвмировать. Сама со временем захочет иметь отдельную комнату и личное пространство. В школе подружки, возможно, повлияют. У многих детей свои комнаты. Но ваша дочь должна дорасти до этого сама.

Вы описываете одновременно две абсолютно разные проблемы — ребёнок мешает работать и ребёнок не хочет идти в отдельную комнату. Первую надо всячески пресекать, ставить ребёнку рамки, какое доставание с его стороны возможно, а какое — нет. Вторую часть можно потерпеть ещё некоторое время. Девочка маленькая, со временем придёт к этому. К тому же, если комната будет сдаваться, через некоторое время ребёнок просто сам захочет свободы и своей комнаты. Не нужно делать таких вещей насильно лет хотя бы до 8-9.

Два с половиной года ребенку.. Отдельная комната есть.
Спать один там не хочет категорически,комната получилась как игровая только. Недавно переехали в эту квартиру и жили в однушке.
Толку от этой комнаты никакого

А то что в таком возрасте она спит с родителями это нормально. Сами виноваты, нечего детей к себе тянуть спать, это точно на психику очень повлияет! Месяцев с 6 нужно в другую комнату отселять, так будет проще и ребенку и родителям.

Форум: дети


Воспитание ребенка – учимся поддерживать порядок в своей комнате

Маленького ребёнка приучить к порядку легко, а вот с подростком придётся призадуматься. Малыш, едва выйдя из пелёнок, неистово рвётся помогать по дому: хватает пылесос, посуду, зеркально повторяет ваши «па» с тряпками и швабрами.

Рвение малолетнего помощника при этом не имеет ничего общего с трудолюбием. Он просто осваивается в этом мире, начинает с подражательства и копирования поведения взрослых. Но как приучить ребёнка к порядку в школьном возрасте, когда уборка из игры превращается в обязанность? Когда «надо» начинает превалировать над «хочу»? Ведь против «надо» в душе растёт смутный протест.

Каждая мама обязана знать:  Обязанности классного руководителя.

Воспитываем аккуратиста

Со вступлением во «взрослую» школьную жизнь количество обязанностей у детей увеличивается. Все меньше времени остается на игры и все чаще слышны напоминания о наведении порядка в комнате. В этот период родители часто совершают ошибку, предъявляя «претензии» своему чаду. Теперь следует ставить в приоритет не научить ребенка убираться, а как помочь стать самостоятельным, позволяя самому решать, что пора провести уборку.

В процессе этого нелёгкого дела будьте терпеливы, умейте разговаривать, шутить и поощрять. Важно понять своего ребёнка и найти точки соприкосновения. Проверьте себя: хорошо ли вы знаете, чем он увлекается. Попробуйте вникнуть в его интересы. Разделив с ним хоть одно увлечение, ваши шансы на успех сильно возрастут.

  • Хвалите своё чадо правильно. Прямая похвала за то, что сделано кое-как, сочтётся за грубую лесть и педагогический манёвр. Одобрение должно быть конкретной, а не общей фразой: «Какая ты молодец, что прибралась». Более искренне звучит похвала за конкретные действия: «Очень хорошо, что собрала грязную одежду в корзину, теперь можно все постирать, ничего не забудем» или «Молодец, что пропылесосил/выбил ковер, посмотри, как он заиграл новыми красками и как стало красиво». Критику и претензии разумнее заменить аргументом, что когда все вещи лежат на своих местах, комната выглядит гораздо комфортнее. В подавляющем большинстве случаев метод даёт поразительные результаты.
  • Определитесь с требованиями. У детей ещё преобладает конкретное мышление. Не говорите общих фраз: «Наведи порядок в комнате». Чтобы приучить детей к порядку, употребляйте больше конкретики. Укажите, в чём именно вы видите беспорядок, и что конкретно нужно сделать. Младшему школьнику легче следовать чётким указаниям, чем составлять в голове план уборки. Составьте его сами. Давайте внятные указания: «Убери кружку (чашку) с компьютерного стола, развесь в шкафу вещи, составь книги, пропылесось, протри пыль».
  • Не заваливайте большими объёмами: ребёнок может прийти в ужас. Даже если это комната для девочки 10-12 лет и как вам кажется, уж вы то, в этом возрасте сами следили за порядком. Лучше взять за правило: каждый день понемногу. Сегодня разобрался в своих вещах. Завтра – пылесос и тряпка. Можно разбить площадь на 2 половины: одна сегодня, другая – завтра. Одну убирать, на другой – поддерживать порядок.
  • Обозначьте круг детских обязанностей. Ребёнок должен чётко понимать, что есть вещи, которые за него никто не сделает: помыть за собой тарелку, кружку. И само собой – поддерживать порядок на своей территории.
  • На первое время составьте ему/ей компанию. Вдвоём веселее шагать и по просторам, и в детской комнате. Предложите её владельцу/владелице навести порядок вместе. Пусть уяснит «алгоритм действия». Ребёнок – самое компанейское существо на свете. Он согласен на любое испытание, только не в одиночку.
  • Взывайте к сознанию мужественности. Ваш наследник уже в том возрасте, когда можно аппелировать к его чувствам. Подросток обострённо чувствует справедливость. Скажите, как это несправедливо – ползать с тряпкой в его комнате, когда он сидит, уткнувшись в экран. Наверняка он встанет и включится в работу. Или вообще взвалит бремя уборки целиком на свои плечи.
  • Включите любимую музыку ваших наследников. Под музыкальное сопровождение наводить порядок веселее. Музыка задаёт ритм, позитивно настраивает и раскачивает «ленивцев». Можно выполнять скучную механическую работу, предаваясь своим мыслям и дополнительно получать заряд бодрости.
  • У каждой вещи должно быть место. Когда вы говорите « Убери все!», задумывайтесь над тем, а есть ли вообще у этих вещей определённое место? В современной комнате подростка не должно быть лишней мебели. Зато необходимо оснастить её шкафом с вешалками, ящичками и полочками, контейнерами для мелочей. Покажите ребёнку несколько раз, как и где должны находиться предметы. Он запомнит, и тогда ваша просьба не будет для него пустым звуком.
  • Не настаивайте на немедленном выполнении своих требований. Возможно, хозяин комнаты очень увлечен: не мешайте его развитию, не посягайте на свободу и личное пространство. Спросите, когда он сможет заняться уборкой, и спокойно уйдите. Дети не любят кидаться выполнять ваши приказы, как солдаты. Они должны знать, что никто не снимет с них обязанности и одновременно чувствовать, что свободны распоряжаться своим временем.
  • Уборка – не тяжкий труд, а продолжение игры. Ваше чадо, конечно, увлечённо просиживает за компьютером. Не грозите бесчеловечными карами отобрать гаджеты, отключить интернет. Призовите на помощь его увлечение. Попросите сделать какую-нибудь интересную анимированную, музыкальную «напоминалку». При каждом включении компьютера она будет сообщать ему, что на сегодня (завтра) запланирована уборка в детской комнате. И ему необходимо пройти этот квест. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы убиралось!
  • Стоит показать подросткам преимущество такого способа, как составление списка дел. Такое планирование позволит проявить самостоятельность и избежать навязчивых напоминаний об уборке детской комнаты.
  • Современные родители часто прибегают к методу «кнута и пряника», вознаграждая детей за выполнение бытовых работ по дому. Кнутом в этом случае выступают запреты доступа к гаджетам или ограничение в оплате различных возрастных развлечений. Бесспорно, это действенный метод, обеспечивающий гарантированный порядок в детской комнате и помощь в быту. Но есть риск получить зависимость ребенка от таких товарно-денежных отношений. При этом не выработается привычка самостоятельно, по собственной инициативе следить за порядком.
  • Поощряйте приглашать в гости друзей противоположного пола. Авторитет в глазах ровесников в этом возрасте неоценим. Однополого друга можно привести и в захламленную конуру. Но, если мальчик приглашает в гости девочку (и наоборот), комната будет «вылизана» без лишних напоминаний. Например, в детской девочки 13-14 лет, общаясь по скайпу, приводят в идеальный порядок ровно ту часть, которую может хорошо разглядеть собеседник, также поступают с комнатой мальчики этого же возраста. В глазах ровесников наши дети хотят быть безукоризненными.
  • Метод «доведение до автоматизма» больше подходит для младших школьников. Часто малыш никак не может запомнить, куда положить вещь, как развесить одежду в шкафу, как складывать учебные или игровые принадлежности. Наберитесь терпения и спокойно каждый день наводите порядок в детской школьника 7-8 лет (или комнате девочки первоклассницы) в четыре руки. Со временем ритуал действий отработается у него до автоматизма. Исследователи утверждают, что время формирования любой привычки – около месяца. Потерпите.

Не зацикливайтесь на том, чтобы научить ребёнка убираться: в конце концов, это не жизненно-необходимое качество. Главное для него – учёба и здоровая крепкая психика. Если из ваших поединков за чистоту ничего не выходит, лучше пожертвовать своими требованиями ради сохранения положительного эмоционального фона в семье. Настанет момент, когда возникнет необходимость найти что-то затерявшееся, отыскать которое в беспорядке не представится возможным. Желание найти – поможет расставить все по местам по собственной инициативе.

Памятка для родителей

Старайтесь никогда не делать следующее:

  1. Не унижайте, не кричите, не срывайтесь на младшем члене семьи.
  2. Никогда не убирайтесь в детской комнате сами.
  3. Не награждайте ребёнка за выполнение им дома своих повседневных обязанностей.

Старайтесь делать как можно чаще:

  1. Понимайте детские проблемы и потребности, не обрывайте эмоциональную связь с детьми.
  2. Будьте позитивными, чаще шутите и смейтесь. Совместная шутливая возня, юмор, беззлобные подшучивания друг над другом сближают членов семьи.
  3. С непростой задачей приучения подростка к порядку и избежания при этом конфликтов, под силу справиться только терпеливым родителям.

Самые послушные и беспроблемные дети растут в семье, где царит весёлая, радостная атмосфера. А процесс воспитания происходит легко и естественно.

Как приучить ребенка к порядку?

Советы для родителей как справиться с ребенком

Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры.

Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.

Каждая мама обязана знать:  Не могу принять, что я мама..

Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.

Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.

Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.

Соедините уборку и чтение книг

Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. «Так мы прочитали всего «Гарри Поттера» и «Властелина Колец», — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно». Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.

Почему это работает

Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.

Все должно лежать на своих местах

Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга «Организация вашего пространства».

«Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, «Мягкие игрушки» или «Конструкторы») и сложили туда соответствующие вещи.

Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: «Сумочки и кошельки».

Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. «Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия», — предположила Александра.

Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.

Почему это работает

Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.

Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.

Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. «Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки , особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат», — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.

Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни

Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). «Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа».

Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. «Моему младшему сыну стоило только сказать: «Уберись в комнате», — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей». Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.

«Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести». А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы «Лего».

«К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать».

Почему это работает

Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. «Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение».

Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.

И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: «Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю». Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация