Детская агрессия как вести себя родителям

Содержание

Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», «непослушный», но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.

Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.

Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе – не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.

Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности – говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. Плавание, посещение бассейна или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: почему ребенок рисует черным цветом и что это значит?). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

Ребенок дерется и проявляет агрессию. Что делать родителям?

С агрессией ребенка встречается, пожалуй, каждая мама, часто пребывая в растерянности, что делать в такой ситуации.

Если ребенок дерется, может ударить кого-то из близких или домашних животных, рвет бумагу, ломает игрушки, ругается, кричит — это признаки агрессивности, но не причина назвать самого ребенка злым. Чаще всего агрессия вызвана реакцией на какую-то ситуацию, особенно в период кризиса (в 3–4 года, в 6–7 лет и в 13–14 лет).

Родителям важно прочувствовать ситуацию и адекватно к ней отнестись, иначе такая реакция может стать привычным действием, а затем — чертой характера. В любом случае нужно демонстрировать искреннюю любовь и уважение, а также понимание, что причиной агрессии ребенка является страх.

Что делать при проявлениях агрессивности у ребенка?

Как же родителям вести себя с ребенком, проявляющим агрессию?

Для обучения ребенка в возрасте до 4 лет умению справляться с гневом, злостью, обидой, родители могут продемонстрировать на примере животного, куклы, сказочного персонажа, мультяшного героя, других людей, что влечет за собой проявление злости. В сказке зачастую агрессивными показаны Волк, Кощей, Карабас-Барабас, разбойники и др.

Для обучения распознавания эмоций и управления ими необходимо называть свои предположения, как он себя чувствует, а также принимать его состояния: «Вижу, что ты разозлилась!», «Тебе тоскливо? Понимаю тебя» и т. д. Действует простой закон: эмоция, которую ты разделил с кем-то, усиливается, а сила отрицательной — становится слабее.

Если мать или отец отругали детей или кого-то при ребенке, продемонстрируйте, какую досаду испытываете по этому поводу, раскайтесь и попросите прощения. Чем раньше это сделаете, признав, что были неправы, тем лучше. Именно у родителей ребята перенимают правила поведения в обществе и в семье.

Если вы обнаружили, что у ребенка повышен уровень скрытой агрессии, следует учесть, что разрядка происходит посредством активных спортивных игр, упражнений, действий. Давно обнаружено, что, когда дети начинают тренировки одним из силовых видов спорта, практиковаться в плавании или играть в командные игры (баскетбол, футбол и пр.), он постепенно становится более сдержанным, чутким к людям, учится не обижать слабых, стоять горой за беззащитного человека.

Изоляция, а также запрет на подвижные игры в качестве наказания разозлят ребенка, заставят его затаить обиду, эффективнее поручить ему дополнительную домашнюю работу.

Видео как справиться с детской агрессией

Как отвлечь ребенка в момент агрессии?

Что лучше использовать для обучения ребенка переключению внимания в агрессивном состоянии? Знание физиологии поможет отработать методы воспитания: для угасания одного очага возбуждения необходимо создать второй.

Попробуйте практиковать следующие способы:

  • Сильный резкий сигнал: будильник, включение музыки на полную громкость, окрик, стук ложкой по тарелке во время приема пищи;
  • Неожиданное действие: выключить свет в комнате; выйти за дверь; поднять и опустить на ноги ребенка;
  • Предложение позвонить уважаемой ребенком знаменитости. Перед тем, как малыш поймет, что это розыгрыш, он станет спокойнее, а затем и посмеется с вами, разрядив накопившееся напряжение.

Как обучать ребенка управлению эмоциями?

Всем детям в возрасте от 7 лет следует учиться методам управления эмоциями. Можно предложить ребенку взять за правило в момент крайнего возбуждения:

  • Ущипнуть себя за локоть;
  • Сжать ладони в кулаки или резиновый мячик;
  • Крепко ухватиться за спинку стула;
  • Сделать несколько глубоких вдохов;
  • Поприседать или похлопать в ладоши;
  • Порвать в клочки бумагу, скомкать ненужную газету;
  • Побить подушку или боксерскую грушу;
  • Побросать в стену мягкие мячики;
  • Полепить из пластилина фигурки;
  • Написать всё, что хочется сказать;
  • Исчиркать ручкой лист бумаги или порисовать.

Еще несколько советов родителям агрессивных детей

Если ребенок увидит, как вы признаете свои слабости, как пытаетесь совладать с эмоциями, ему будет легче это делать самому.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок боится ходить в туалет после цистографии

Когда он успокоится, стоит обсудить причины произошедшего, его мотивы, ощущения. Спросите его, как ощущают себя окружающие? Захотят ли дети дружить с ним после произошедшего? Как он может исправить ситуацию, и как избежать ее повтора?

Осуществляйте контроль передач по ТВ, которые смотрит ребенок, не следует допускать, чтобы он смотрел новости и мультфильмы, в которых есть элементы жестокости.

Обосновывайте наказания и запреты, искренне говорите о любви. Важно, чтобы требования к детям были разумными, надо настаивать, чтобы они выполняли их, давая четкое понимание о своих ожиданиях.

Хвалите ребенка, когда у него получается справляться с негативными эмоциями, закрепляйте положительный результат. Восхищайтесь им, говоря: «Мне понравилось, как ты себя повел в этой ситуации». Сосредоточьте усилия на формировании поведения, а не на избавлении от нежелательных качеств.

Запаситесь терпением, и у вас всё получится!

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Агрессия у дошкольников: как вести себя родителям

Агрессия в первоначальном виде – это энергия, данная человеку для различных свершений. Мужчина наделен ею в большей степени, т.к. важнейшая задача его состоит в самоутверждении в большом мире, а для этого требуется много энергии. Агрессия как энергия всегда присутствует у людей, которые ставят перед собой большие цели и двигаются навстречу им.

Соответственно, когда у человека мало энергии (и агрессии, поскольку они взаимосвязаны), он выглядит пассивным, инертным, слабым. Это про то, что изначально агрессия – это наша данность, необходимая для жизни.

Когда агрессия становится проблемой — агрессивностью? Тогда, когда она направляется не в то русло: не в созидание, а в разрушение. Т.е. когда человек не строит, защищает, придумывает, помогает (и расходует на это свою энергию), а когда спорит, кричит, ругается, дерется, травмирует.

Поэтому глобальные задачи взрослого человека:

  • там, где ситуация предполагает появление агрессии! — научить маленького человека понимать и выражать ее приемлемым путем (к примеру, выхватили из рук игрушку – как себя вести?)
  • там, где ситуация не предполагает появление агрессии! — направлять ее в нужное русло (к примеру, ребенок хочет в споре настоять на своем – как перенаправить возросшую агрессию?)

Мы вернемся еще к обсуждению того, как с наибольшим успехом выполнить эти задачи, а пока поговорим о той враждебной агрессивности, которая становится проблемой для общения между детьми.

Виды агрессии

Девочки (и женщины) чаще применяют словесную агрессию — насмешки, подколы, оскорбления, т.д., и нельзя сказать, что этот вид агрессии является безобидным. Иногда словом можно просто «убить человека». Женщина – существо словесное, эмоциональное и физически хрупкое, поэтому использует те способы, какие наилучшим способом отражают особенности ее натуры. Как правило, она боится прямой агрессии и физического столкновения.

Мальчик предпочитает физическую схватку, потому что он от природы более динамичный и, как уже выше было сказано, агрессивный. Мальчику в норме всегда требуется больше движения, чем девочке, он больше устает сидеть за школьной партой, ему тяжелее дается обездвиженное положение на занятиях в детском садике. Мальчик рожден осваивать новые пространства и земли и, если у него не перекрыта любознательность, то с ранних лет он больше повсюду залазит, больше набивает шишек, больше исследует мир именно в динамике. Девочка исследует чаще в статике (читает, рисует, говорит).

Агрессия бывает открытая или прямая (полез с кулаками или обзывается нехорошими словами), бывает косвенная (язвительные слова в спину ушедшего приятеля, предложения старшего ребенка «отдать родившегося братишку или сестренку соседям»).

Причины появления агрессии у дошколят

Ребенок учится моделям поведения из трех источников: своей семьи, социума (садика в дошкольном возрасте) и СМИ. В рассматриваемом возрасте преобладающее влияние имеет, конечно же, семья. Да, малыш склонен «заражаться» новыми поведенческими моделями в саду и часто их приносит домой. Но там эти модели проходят через фильтр родительской оценки и не задерживаются в случае несоответствия традициям и ценностям конкретной семьи. СМИ сегодня оказались в более широком доступе для дошколят, хотя многие думающие родители хорошо контролируют и дозируют этот процесс, который должен быть минимален, т.к. провоцирует резкое развитие агрессии, которая выливается на ребенка из каждого первого современного мультика. Ученые Уильямс и Джой подсчитали, что в наиболее популярных американских телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора два часа, видит за день свыше семнадцати актов насилия.

Мы обращаемся к семье и ее проблемам, чтобы понять, какая почва способствует появлению агрессивности, как модели поведения. Исследователи сходятся на мнении, что появлению агрессивности у малыша способствует высокая агрессивность родителей или хотя бы одного; конфликтные отношения между супругами, особенно при участии ребенка в них. Неполная семья является провокатором развития агрессии у детей по многим причинам: увеличившиеся материальные, эмоциональные, социальные проблемы родителя (чаще мамы) в ситуации развода дают обильную почву для несдержанности; общение с родителями, которые находятся по «разные стороны баррикад» (а также родственниками с обеих сторон), также не добавляет мирного духа малышу.

Агрессия часто появляется в ответ на «ущемление прав», на неожиданную и резкую фрустрацию, т.е. лишение чего-то важного. Например, ребенку родители пообещали, что он получит новую игрушку, он в предвкушении, но вдруг оказывается, что нет денег, либо он плохо себя вел, и все резко меняется.

Агрессивными дети становятся в условиях сильной жары, переутомления, когда не выспятся, во время и после длительной болезни.

Агрессивность развивается в семье, где к ребенку относятся жестоко, и он изначально уже видит мир, как враждебный. Либо отношение к ребенку гиперопекающее, потому что родители видят мир, как враждебный, такой, от которого надо защищать чадо всю жизнь. Тогда ребенок склонен наследовать отношение мамы/папы, как основное мироощущение и взращивать в себе агрессию по отношению к окружающим.

Отдельно стоит упомянуть агрессию детей, проходящих кризис взросления. Говорят, что самый труднопереносимый ребенок – это трехлетка. С ним труднее всего договориться. Что может помочь родителю в том, чтобы потерпеть ребенка в этот период – так это понимание того, что агрессия сейчас направлена не против родителей как таковых. Это так называемая «спортивная» агрессия – посмотреть, а получится ли прогнуть мир под себя? А способен ли я пересилить волю взрослых? В этом состоянии ребенок сам толком не понимает, чего он хочет. Он себя и свои желания едва осознает, его цель – просто не согласиться.

Разная реакция на агрессию мамы и папы

Можно заметить, что мамы чаще учат своих деток избегать прямых выяснений, не вмешиваться в конфликты, «разберись словами, а не кулаками». Для воспитания девочек это естественно, для мальчиков – нет. Хорошо, когда рядом есть вовлеченный папа, который дополнит мамино воспитание мужским взглядом и скажет, что мальчику необходимо когда-то использовать свою физическую силу, особенно когда речь идет о защите слабых, женщин, Родины. И будет закалять и воспитывать своего сына в мужском ключе. Это не означает, что мальчику не надо пробовать решать конфликты мирным путем. Просто мальчик научится разделять вещи принципиальные и второстепенные, поймет, когда уместно слово, когда дело.

Распространенной ошибкой родителей является полное табу не просто на выражение или проявление злости, но на само наличие ее. Нам надо понять, что чувство возникает у человека быстрее мысли, и мы не властны над этим процессом. Любой ребенок – это сначала человек с человеческим набором эмоций и чувств, и если у него появляется агрессия в ответ на то, что его обидели, обозвали, повысили голос и пр. – то это объективная реакция. Было бы странно, если бы ребенка сильно толкнули в песочнице, а он почувствовал вместо злости нежность.

Если родитель не может признать этого и запрещает ребенку даже чувствовать злость, то это чревато большим внутренним напряжением. Ведь удержать самую сильную эмоцию внутри себя чрезвычайно сложно. Подавленная злость, не имеющая права на существование, проявится по-другому: в виде астматического кашля, спазмических болей в желудке, другими словами – в теле. Отрикошетит она в отношения с близкими и друзьями. Кроме того, такое табу делает из ребенка потенциальную жертву: его обижают, а он ни сказать, ни сделать ничего не может. Как правило, сдерживаемая злость растет, а не уменьшается, как пытаются мечтать родители, «научившие» детей не иметь этого чувства.

Поэтому родителям надо учить деток:

  1. Опознавать свою злость — объяснить, что происходит с ребенком, когда появляется злость, где она локализуется, отчего она вдруг возникла;
  2. Выразить свою злость нормальным, приемлемым способом – сказать, что тебе не нравится; пытаться договориться о предмете спора; сказать взрослому, если не можешь справиться с ситуацией; перевести в шутку;
  3. Если злость очень сильна, то можно переводить ее в физическую нагрузку (спорт, труд физический, подвижная активная игра);
  4. Если появившаяся злость не имеет под собой объективного основания, родителю стоит говорить с ребенком, рассуждать о том, что сейчас нет повода для злости; пытаться переключать внимание ребенка, отвлекать его от раздражения.

Важно: чтобы научить ребенка нормально понимать и выражать свою агрессию, родитель должен быть внимателен, прежде всего, к себе. Ведь как научишь, если сам не понимаешь это чувство у себя? Это повод задуматься: а мы сами умеем ли опознавать свою агрессию, способны ли ее конструктивно выражать, чтобы не сжигать все мосты за собой? А можем ли в минуты злости остановить себя или перевести свою ярость в какое-то действие, которое даст разрядку? А знаем ли вообще свои собственные работающие способы выведения агрессии? Родитель, ответивший на все эти вопросы, может научить ребенка справляться со своей агрессией.

Стоит ли пресекать любую агрессию со стороны ребенка? Конечно, стоять и смотреть, когда твой ребенок дерется, — странно. И мы всегда склонны к тому, чтобы восстанавливать мир — это правильно. Но, думаю, родителю стоит быть очень разумным, чтобы в какие-то вопиющие моменты понять ребенка в его праведном гневе (посочувствовать, поддержать: «я бы в такой ситуации тоже бы вышла из себя»), а когда – то подсказать, что можно было бы сделать по-другому. Хорошего обдумывания заслуживают ситуации, где младшие обижают старших, а последнему запрещено ответить малышу; где девочка обижает мальчика, а его учат быть рыцарем. Чтобы ребенка не сделать жертвой, надо такие случаи разбирать с ребенком и давать ему в руки какие-то «инструменты» самозащиты. К примеру, девочку не бить, но ответить ей можно и нужно, если она перегибает палку.

Таким образом, наша задача – помочь ребенку остаться чувствующим, но при этом созидающим и социально адаптированным человеком.

Случай из практики

Мальчик 6,5 лет, подготовительная группа д/с. Обратилась мама с жалобой на высокую агрессию, истерики, крики, непослушание. Мальчик живет с мамой и отчимом. Единственный в семье. Мама развелась с отцом три года назад из-за сквернословия, периодических выпивок и агрессии последнего. Контакты поддерживают. Сын с отцом общается, дружит, любит. После диагностики выяснилось, что мальчик надеется до сих пор на воссоединение семьи, на возвращение отца. Пытается всеми средствами, ему доступными, заставить мать склониться на его сторону. В связи с этим враждебно принял отчима, воюет с ним. К маме стал относиться покровительственно, снисходительно, решил, что сам лучше знает, как жить.

С мальчиком проводилась диагностика, с мамой беседа и рекомендации. Корректирующих занятий с ребенком не проводилось.

1. Маме вместе с папой продумать разговор, который должен расставить все точки над «и». Суть разговора в том, чтобы до сына донести мысль, что взрослые отношения разрушились без его влияния (развод произошел в начале дошкольного возраста, когда дети склонны причины всего происходящего приписывать себе) и точно так же ребенок не может иметь силы и возможности и прерогативы влиять на воссоединение семьи. Надо снять с ребенка ответственность за реанимацию семьи, которую он сам на себя наложил.

2.Поговорить о том, что от сына частично зависит выстраивание отношений с родителями, но не родителей друг с другом. Делать акцент на том, что после развода прошло три года, и родители все равно остались для ребенка родителями, хотя они давно уже не супруги. Что так будет продолжаться и дальше — родителем человек не перестанет быть, где бы он ни находился (для профилактики страха потери родительской любви, если уже нет семьи).

3. Разговор с ребенком проводить вместе, чтобы не было разночтений. Ответить на все его вопросы в доступной по возрасту форме.

4. Принять переживания ребенка по поводу необратимости происшедшего. Не отвергать его переживания, не бояться их, потерпеть.

5. Отдельно поговорить с папой по поводу того, что, возможно, он провоцирует сына на такое поведение неосторожными словами (развода не хотел, новой семьи и отношений нет, возможно, не против вернуться). Ребенок может неосознанно транслировать позицию любимого родителя. Поэтому родителям между собой не лишним будет разговор об их отношениях, который тоже окончательно прояснил бы ситуацию

6.Не ожидать мгновенного послушания от сына маме. Успокоение приходит после стадии «переваривания» и отгоревания. Поэтому не требовать идеального послушания во всем и сразу. Стоять твердо только на самых принципиальных вещах.

7. При необходимости и потребности с ребенком можно провести несколько корректирующих занятий со специалистом. Приглашены на последующую работу при необходимости.
Обращения повторного не было.

Родительское собрание «Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности»

Цели собрания:

  • обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;
  • формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления;
  • научить родителей определять причины агрессивности детей и уметь корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.
  • Форма проведения: информационно-диагностическая (круглый стол).

    Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

    I. Выступление классного руководителя.

    — Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравится, перестаёт нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь – обидел. Мы задаём себе вопрос “Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?”

    Сегодня мы поговорим о трудностях, которые часто встречаются у детей, и мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей. Агрессия, сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

    -Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.

    В наши дни происходит нарастание агрессивности общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия “молодеет” с каждым годом. Как же помочь адаптироваться ребенку в мире, полном насилия и агрессии.

    1. Что такое агрессия?

    Агрессия (от латинского – нападение, приступ) – это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.).

    Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

    Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, — наказывают ребенка. Если проявления агрессии становятся постоянными, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений. Разовые вспышки агрессии могут перерасти в психическое нарушение, если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей — и тогда он “заражается” их агрессивностью. Это один из факторов. Второй — когда ребенок живет в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира.

    Примерные критерии агрессивностимладших школьников:

      часто теряют контроль над собой;
    • часто спорят и ссорятся с окружающими;
    • отказываются выполнять просьбы взрослых;
    • намеренно вызывают у других чувство раздражения;
    • обвиняют других в своих ошибках;
    • могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
    • часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
    • долго помнят обиду, стремясь отомстить;
    • мнительны и раздражительны.

    Если для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.

    Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.

    2. Причины агрессии.

    Взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети, противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать “отпор” обидчику.

    Отношения в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга — все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

    Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

    Каждая мама обязана знать:  Вопрос о гиперактивности

    Еще одна причина — непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Подросток видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

    Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера также могут обуславливать его агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

    3. Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей.

  • Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).
  • Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).
  • Агрессия проявляется в играх ребенка.
  • Агрессия по отношению к животным.
  • Рассмотрим причины проявлений этих видов агрессии и рекомендации психологов.

    Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях.

    Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но “выпускает пар” таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы.

    Почему же эти “нехорошие” выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для ребёнка ругающийся человек — это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его “взрослым”, независимым человеком. Иногда дети используют ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.

    Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцентирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки.

    Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка. Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

    Объясните детям, что люди используют ругательства лишь, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

    Следите сами за собственной речью.

    Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае, скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.

    Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

    Если ребенок поймал на “нехорошем” слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

    Если подытожить сказанное, родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: “Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся”. Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

    Следующее направление выражения агрессии детей — это их игры. Они начинают появляться впервые в 4-5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, “взрослым”. Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

    Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей.

    Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

    • желание самоутвердиться;
    • защита;
    • от безысходности;
    • от несдержанности.

    Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей — неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

    Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?

    Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.

    Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста – истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные, нервные.

    Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание. Вполне возможно, что ребенок сначала выражал свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не придали этому значения.

    Еще одной причиной асоциального поведения у ребенка могут быть ссоры между родителями, свидетелем которых он является очень часто. Чрезвычайно суровая или, наоборот, слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, равнодушие к детям также могут стать причиной агрессивного поведения ребенка.

    Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

    Какие же рекомендации можно дать родителям?

  • Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.
  • Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
  • Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими.
  • Еще одна разновидность детской агрессии — это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе “садистских опытов” над животными может лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т. п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

    Жестокость школьников постарше уже не является простым любопытством. Она, как правило, свидетельствует именно об агрессивности. Но и в этом случае причиной агрессии, скорее всего, бывают домашние конфликты, неудовлетворенность, проблемы с общением. Например, если ребенка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домашних животных.

    Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. К сожалению, в подростковом возрасте школьники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показать своей “слабости”. Впоследствии это может развиться и в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.

    Вот каковы рекомендации психологов по этой проблеме:

    1. Наблюдайте за играми ребенка. Если вы заметили, что в ходе них ребенок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
    2. Обсуждайте с ребенком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.
    3. Приучите ребенка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения “я рассердился”, “я обиделся”, “я расстроился” и введите эти слова в активный словарный запас своего ребенка.
    4. Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребенка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении, как с животными, так и людьми.
    5. Подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

    В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью. При подготовке к родительскому собранию в нашем классе было проведено исследование отношения детей к телепрограммам. Предлагаю вам ознакомиться с его результатами. (Организуется обсуждение ответов детей.)

    Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

    Группы Боевики Фильмы ужасов Шоу Сказки Исторические фильмы Другие
    Мальчики 11 8 5 2 7 7
    Девочки 5 8 2 8 5 6

    Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

    Группы Желание победить Желание испугаться Красивые люди, наряды Сказочная, добрая атмосфера Желание узнать что-то новое Желание быть таким же
    Мальчики 8 6 2 3 7 8
    Девочки 5 1 7 6 9 4

    Исследования показали, что после просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения. Частой причиной агрессии школьников является семейное воспитание. Всегда ли мы воспитываем своих детей правильно? Почему агрессивные дети вырастают как в неблагополучных, так и в благополучных семьях, где, казалось бы, большое внимание уделяется воспитанию, образованию и культуре? Агрессивный ребёнок вырастает в семье, где родители не могут справиться со своей агрессией.

    — Какие выводы вы можете сделать из нашего обсуждения? (Необходимо обдумать дома этот вопрос, организовать контроль за просмотром телепередач, самим быть внимательнее при выборе программ, если ребенок находится перед телевизором.)

    Советы психолога:

  • Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
  • Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка.
  • Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
  • Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок.
  • Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
  • Тест “Какой вы родитель?” дополнит Ваше представление о себе как о родителях и поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания Ваших детей.

    (Памятки для родителей – Приложение 2)

    2. — Уважаемые папы и мамы!

    Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!

    III. Подведение итогов.

    — Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

    Девять “Если…” воспитания.

    IV. Решение собрания.

  • Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
  • Родители должны научиться владеть собой, быть пример своим детям.
  • Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.
  • Дозировать компьютерные игры и просмотр телевидения, совместно с ребёнком составить режим дня, рационально распределить нагрузку и отдых.
  • Агрессия у детей. Советы родителям.

    Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

    Психологи отмечают, что существуют две формы агрессии.

    1. Доброкачественная агрессия — это настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессия может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка. Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации малыша к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться.

    2. Злокачественная агрессия это враждебное, злобное поведение, которое причиняет боль другим людям. Конечно, гнев, ярость, желание отомстить тоже могут быть средством самозащиты, но они тем не менее приносят страдание и боль окружающим. Злокачественная агрессия может возникнуть спонтанно. Эта форма агрессии не проявляется сразу после рождения, она активизируется в случае причинения ребенку боли или каких-либо неприятных переживаний, ощущений. Иногда же мы можем заметить, что ребенок получает удовольствие от того, что причиняет боль другому.

    Помимо доброкачественной и злокачественной психологи выделяют физическую и вербальную агрессию.

    При физической агрессии ребенок бросает в других предметы, кусает, бьет, толкает, щипает кого-то (взрослых, детей, животных).

    При вербальной агрессии ребенок обзывает детей, взрослых, яростно спорит, выкрикивает какие-либо обидные слова, фразы, иногда повторяя какую-нибудь угрозу много раз подряд.

    Агрессия может носить скрытый характер или, напротив, проявляться открыто (об этом мы поговорим в разделе «Как помочь агрессивному ребенку»).

    Портрет агрессивного ребенка.

    Наверняка среди окружающих Вас детей есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей во время игр и занятий, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки. Иногда такой ребенок без какой-либо видимой причины начинает пинать играющего рядом с ним в песочнице сверстника, замахивается и ударяет первым попавшимся под руку предметом, сыплет песок на голову и в глаза кому-либо из детей. Разговаривая со взрослым, он намеренно употребляет грубые выражения, даже если знает, что за это его накажут. Если же взрослый отказывается купить ему шоколадку или игрушку, такой ребенок может затопать на него ногами, накинуться с кулаками и с яростью колотить маму, папу или бабушку, выкрикивая при этом все обидные и злые слова, известные ему. Когда кто-то из детей не уступает ему место на качелях, агрессивный ребенок может столкнуть, ударить со всей силы, закричать, ущипнуть или укусить противника. Одним словом, он становится «грозой» детского коллектива, источником огорчений. Огорчаются дети, которых он обидел, огорчается и сам маленький агрессор, которого отругали или нашлепали, огорчаются и родители, причем как обиженного ребенка, так и обидчика. Ершистого, драчливого, необузданного, грубого малыша, который стал причиной конфликта, очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

    Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события.

    Агрессивный ребенок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят. Иногда ребенок просто ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать, не знает.

    Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение агрессивного ребенка: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Нам, родителям и воспитателям, не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он это делает, если заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. А ведь в действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире».

    Наблюдая за такими детьми, можно заметить, что они очень часто подозрительны и настороженны, любят сваливать вину на других.

    Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир: и окружающие дети, и взрослые — хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый крут: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их и стараются избегать встреч с маленькими забияками.

    Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат. В палитре их чувств в основном преобладают мрачные тона, а количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, причем чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение, особенно в раннем возрасте.

    Каждая мама обязана знать:  Видеоконсультация Как научиться понимать своего ребенка

    Кроме того, агрессивный ребенок имеет низкий уровень эмпатии (эмпатия — это умение чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию). Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо. Безусловно, двух-трехлетнему малышу пока еще трудно самому научиться сострадать окружающим его людям, однако если любящие его взрослые уделяют внимание воспитанию этого качества, он обязательно научится сопереживать маме, папе, другим детям.

    Причины появления агрессивности.

    Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Но, как показывает практика, в дошкольном детстве одной из причин возникновения агрессивности является нарушение детско-родительских отношений. Теплые отношения между родителями и ребенком, адекватные требования к нему, последовательность в воспитании, согласованность требований к малышу со стороны всех членов семьи вряд ли спровоцируют агрессивное поведение.

    Стиль воспитания в семье играет огромную роль, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, там, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества у детей не вырабатываются. Если же в семье царит атмосфера враждебности, непримиримости, если мама и папа, мама и свекровь, бабушка и дедушка конфликтуют друг с другом, если упреки, глухое недовольство, открытые вспышки гнева являются обычными в семье, ребенок скорее всего будет перенимать именно такой стиль взаимодействия с окружающими. Он просто не будет иметь другого образца для своего поведения.

    На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Оказывается, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком «мягких» родителей, и у чрезмерно строгих.

    Исследования показали, что родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, воспитывая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Например, если мама строго-настрого запрещает старшему в семье ребенку бить малыша, всякий раз наказывая и шлепая его за это, то вряд ли старший будет нежно относиться к маленькому. Скорее всего, он постарается это делать в отсутствии взрослого, исподтишка. А если ребенок в магазине назвал кого-то плохим словом, а разгневанная мама тут же его отшлепала, заставила просить прощения и обещать, что он так больше не будет, малыш не превратится тут же в кроткого и послушного, а может отомстить маме в данный момент или гораздо позже, но непременно в самое неподходящее время: в поликлинике, гостях, в транспорте.

    Если же родители, напротив, не обращают внимания на агрессивные вспышки своего ребенка и такое поведение каждый раз остается ими «не замеченным», то ребенок начинает понимать, что он ведет себя дозволенным образом, и его единичные сильные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Малыш искренне будет верить, что только агрессивные проявления могут привести его к желаемым последствиям: к покупке игрушки, к разрешению посмотреть телевизионную передачу и др.

    И только родителям, которые умеют находить разумный компромисс, удается научить своих детей справляться с агрессией.

    Поскольку полное отсутствие у ребенка агрессивности также может отрицательно сказаться на формировании личностных качеств, то необходимое, разумное ее присутствие желательно и даже необходимо.

    Главная рекомендация для взрослых, которые хотят научиться гасить агрессивные вспышки своего ребенка, может быть такой: прежде чем реагировать тем или иным способом на подобное поведение, постарайтесь определить его причину.

    Если ребенок капризничает и гневается из-за плохого самочувствия, если его обидел кто-то из детей, если он упал и ему больно, если он сердится на взрослого из-за унижающего его наказания, если эта агрессия не причиняет вреда окружающим, необходимо прийти ему на помощь, показать, как можно другим способом выйти из создавшегося положения.

    Если же ребенок намеренно старается причинить боль, страдания другому, такое поведение необходимо пресекать, однако тем не менее лучше не заставлять его насильно просить прощения у «жертвы». Вряд ли такое «прощение» будет искренним и приведет к неагрессивному поведению. Критерии детской агрессивности:

    1. Ребенок часто теряет контроль над собой.

    2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

    3. Часто отказывается выполнять правила и просьбы.

    4. Часто специально раздражает людей.

    5. Часто винит других в своих ошибках и поведении.

    6. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

    7. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

    8. Часто завистлив, мстителен.

    Постарайтесь оценить поведение своего ребенка по приведенным критериям. Если у вас возникнут сложности, попросите поучаствовать в процедуре диагностики других взрослых, хорошо знающих вашего ребенка. Однако для того чтобы предположить, что ребенок является агрессивным, необходимо, чтобы в течение не менее 6 месяцев он проявлял хотя бы 4 из 8 критериев. А в том случае, если большая часть перечисленных критериев все же обнаруживается в поведении ребенка, взрослые должны знать: ему необходима помощь специалиста-психолога.

    Как помочь агрессивному ребенку.

    Многие родители, придя на прием к психологу, жалуются, что их сын или дочка ведет себя агрессивно по отношению к ним и к другим детям. Это проявляется во вспышках «слепой ярости»: ребенок топает ногами, визжит, кричит. Однако пока подобные вспышки проходят достаточно быстро, поэтому самое главное правило для родителей — набраться терпения и, что не менее важно, оставаться спокойными. Как только вы потеряли спокойствие, равновесие, вы потеряли свое преимущество.

    Достаточно часто ребенок причиняет боль другим исподтишка, старается, чтобы находящийся рядом взрослый не заметил этого. Если резко одернуть его, пристыдить, наказать, он скорее всего расплачется, а может, «закатит истерику». Поэтому целесообразнее в подобной ситуации не ругать малыша, а помочь ему избавиться от накопившегося негативного эмоционального напряжения, которое и послужило причиной плохого, с точки зрения родителей, поведения.

    Какую же помощь мы можем оказать ребенку? Если взрослый уже замечает первые предвестники надвигающейся бури, он должен мгновенно направить поток бурной энергии в другое русло. Мы можем направить гнев ребенка на любой безопасный неодушевленный предмет, например на игрушку. Можно предложить малышу поиграть вместе с вами в футбол (если вы находитесь на улице или в большом зале), изо всех сил пиная резиновый мяч ногами. Можно дать ему музыкальный инструмент (барабан, ксилофон, дудочку, игрушечное пианино), пусть он вволю побарабанит, подудит, погремит. Конечно, многие мамы и папы будут против подобных экспериментов, но не стоит напрасно беспокоиться: как правило, «вулканоподобная музыка» не звучит слишком долго, так как ребенок достаточно быстро устает от таких импровизаций.

    Снятие эмоционального напряжения с помощью игрушек, то есть перенос гнева на безопасный предмет — это лишь один способ работы с агрессивным ребенком. Подобный прием является не столько «скорой помощью» в момент агрессивной вспышки, сколько профилактическим методом предотвращения подобных ситуаций. К таким приемам относится и отработка конструктивных навыков общения ребенка со сверстниками.

    Для того чтобы в критической ситуации ребенок не потерял контроль над своим поведением, а отреагировал на травмирующее его событие спокойно и достойно, необходимо заранее показать и рассказать ему, что он может сделать. Ведь зачастую дети ведут себя тем или иным образом только потому, что не знают, как еще можно поступить.

    Агрессивный ребенок зачастую не знает других способов выражения своих отрицательных эмоций, кроме гнева. Для того чтобы он не стал своеобразной «копилкой гнева», необходимо научить его выражать гнев сразу, но в приемлемой форме. Например, он может просто попросить конфету у родителей, а не пользоваться хитроумными приемами, чтобы вытянуть ее у них («Если я завяжу шнурки сам, ты дашь мне конфету» или «Если ты не дашь мне конфету, я не буду завязывать шнурки»). В свою очередь подобная манипуляция часто выводит нас, взрослых, из состояния равновесия, порождая снова и снова взаимную агрессию.

    Также следует учить ребенка говорить о том, что ему нравится или не нравится. Например, если ребенок стесняется нарочито ласкового обращения к нему мамы или бабушки, он может прямо сказать, что ему не нравится подобное обращение.

    Кроме того, родители могут научить ребенка выплескивать свой гнев в рисунках, что достаточно безопасно и для самого ребенка, и для окружающих. Не беда, что малыш не умеет еще изображать предметы. Пусть он просто с ожесточением чиркает по бумаге карандашом или фломастером, это поможет ему нормализовать свое состояние.

    Возможна работа с использованием цветного теста (которое можно мять в руках и бросать на мольберт), рисование пальцами, ладошками, ступнями ног.

    Работа с глиной, с «обычным» тестом также способствует снятию агрессивных состояний. Как правило, ребенок знает сам, что ему делать: лепить или мять, стучать по глине кулачком или рвать только что вылепленные глиняные фигурки. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от излишнего напряжения.

    Занятия с песком — это просто находка для родителей. Из песка можно строить замки и крепости, а затем бомбить их, выплескивая отрицательные эмоции, можно закапывать мелкие игрушки и представлять, что это конкретные обидчики. Некоторые взрослые могут препятствовать такому выражению агрессивности, направленному на определенную личность. Как знать, может быть, это и есть самый безобидный способ «отмщения смертельному врагу». Реализовав свой гнев во время игры, у ребенка вряд ли возникнет желание проигрывать это еще раз в реальной жизни.

    О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессивности и излишнего напряжения детей. Хотелось бы поделиться играми, которые придумали сами дети.

    1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

    2. Сдувать из дудочки кораблик.

    3. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка.

    4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

    Игра с мягким поролоновым конструктором тоже может стать способом снятия напряжения ребенка.

    Во время прогулки родители могут позволить детям играть в шумные игры, не ограничивая их двигательной активности. Если же ограничить потребность ребенка двигаться и шуметь в подходящем для этого месте, неудовлетворенная потребность малыша в дальнейшем (дома, в школе) может вылиться в агрессивное поведение.

    Очень полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка». Доктор Кэмпбелл советует родителям прежде всего научить своих детей рационально мыслить. Он считает, что это поможет им развить умение обращаться со своим гневом. Для этого родители должны читать вместе с детьми книги и обсуждать прочитанное, поправлять ребенка в ситуациях, когда тот начинает несправедливо обвинять героев книги. Очень важно учить ребенка вставать на позицию другого человека или сказочного персонажа, развивать у него чувство эмпатии и симпатии. Так, например, читая известную всем сказку о колобке, можно спросить у детей: «А как вы думаете, что чувствовали дед и баба, когда колобок от них убежал, что почувствовал колобок, когда встретил лису?».

    Общаясь с ребенком, следует говорить не только о том, что ребенку нравится и получается у него, но и о его трудностях и неудачах. Каждый раз можно и нужно помогать ребенку вырабатывать стратегию поведения в таких неприятных ситуациях и находить причины их возникновения.

    Воспитывая ребенка, следует помнить об огромной силе примера. Дети всегда смотрят на нас и сознательно или неосознанно копируют то, что делаем мы, взрослые. Для того чтобы научить ребенка не сваливать всю вину на других, Р. Кэмпбелл рекомендует родителям свои обращения к ребенку начинать не с местоимения «ты» и обвинения («Ты почему не убрал игрушки?», «Ты надоел мне своим нытьем» и т. д.), а с местоимения «Я» и описания собственных чувств («Я расстраиваюсь, когда вижу, как разбросаны твои игрушки»). Таким образом, мы сами, разговаривая в более мягких тонах, научим и его прямо выражать свои мысли и чувства.

    Однако иногда бывает так, что агрессивная вспышка проявляется у вас на глазах, вы видите, как один ребенок уже заносит руку с тяжелым предметом, готовясь ударить товарища. Конечно, вряд ли вы будете ждать, когда после удара маленький агрессор начнет применять способы примирения, которым вы его научили раньше. Безусловно, здесь надо реагировать мгновенно. Поэтому вы можете предотвратить назревающую вспышку гнева, просто спокойно остановив занесенную для удара руку, удержав за плечи и остановив тем самым обидчика и твердо, но не грубо и не громко сказав: «Нет!» или «Нельзя!». Главное в этой ситуации — справиться с собственным гневом, не позволяя себе грубо хватать малыша и причинять ему физическую боль. Ведь тогда мы не погасим вспышку, а лишь усилим ее, вызовем негодование ребенка и по отношению к нам, и по отношению к «жертве».

    Многие родители в критический момент, когда понимают, что сейчас начнется драка, действуют другим способом: они отвлекают внимание ребенка каким-то предметом или неожиданным действием. А иногда благополучному исходу проблемы способствует вовремя сказанная взрослым шутка, которая тоже разряжает накалившуюся ситуацию.

    Говоря о причинах появления агрессивности, мы упоминали, что одной из них могут стать семейные отношения. Если в семье существуют разногласия по поводу воспитания ребенка или по другим поводам, родители часто спорят и даже ссорятся, то и дети могут стать раздражительными и вспыльчивыми. Если мама или папа (а может, и оба родителя) в критических ситуациях часто демонстрируют нерешительность (купить или не купить требуемую ребенком игрушку в магазине, давать или не давать сладкое перед обедом, смотреть или не смотреть вечерние передачи по телевизору и др.), то малыш, однажды добившись своего в ситуации проявления агрессии по отношению ко взрослым, скорее всего, в дальнейшем будет манипулировать ими для достижения своих целей. Такой же «эффект» ожидает родителей, если они непоследовательны в воспитании ребенка: например, сегодня запрещают то, что вчера было можно делать (вчера ребенок играл маминой косметичкой, а сегодня у него отбирают эту «игрушку»), или если мама разрешает бегать по комнате, а бабушка запрещает.

    Если в семье растут несколько детей, также очень важна гармония во взаимоотношениях старших и младших. Агрессивное поведение брата или сестры с легкостью усваивается младшим. И когда ребенок видит, что брата или сестру не наказывают за грубость и истерики, он будет считать, что это норма поведения, и тоже будет ей следовать.

    Очень часто родители, имеющие двоих или больше детей, в том случае, если они провинились, предпочитают наказывать всех одинаково, объясняя это так: «Я не хочу разбираться, кто прав, а кто виноват. Разбирайтесь сами. А пока оба (или все) наказаны: сидите на диване (или встаньте оба в угол) и подумайте». Но, как показывает практика, подобная «уравниловка» редко приводит к положительным последствиям. Как правило, дети постарше, вместо того чтобы «подумать», как им рекомендовали родители, начинают выяснять отношения, обвинять друг друга. Дети помладше просто начинают драться, толкаться или громко плакать, что окончательно выводит рассерженных родителей из терпения. И всегда у детей остается ощущение несправедливости, которое в дальнейшем может привести к повторению неприятных ситуаций.

    НАКАЗАНИЯ

    Нужны или не нужны наказания, какие наказания предпочесть, воспитывая малыша? Эти вопросы, волнующие практически всех взрослых, действительно важны, так как характер наказаний очень влияет на становление агрессивного поведения. Конечно, каждый взрослый сам решает, возможно ли применять наказания в каждой конкретной семье. Некоторые специалисты считают, что наказывать детей не стоит вовсе. Другие утверждают, что наказания необходимы.

    Но уж если вы решили использовать наказания в воспитании вашего ребенка, подумайте, какое из них и как повлияет на развитие ребенка, какие последствия оно будет иметь не только в ближайший час, день, неделю, но и во взрослой жизни.

    Если в ответ на агрессивные действия ребенка взрослые шлепают его и называют обидными для него словами (злючка, забияка, драчун и др.), то ребенок или тут же отреагирует на это криками и угрозами взрослому, или, если побоится возмездия (повторного, более сильного наказания), перенесет свой гнев и обиду на более безопасный объект (например, на другого ребенка). Став взрослым, ребенок, скорее всего, переймет опыт родителей и, может быть, именно так будет наказывать своих детей.

    Если взрослый, ругая малыша за проступок, грозит, что в следующий раз он отведет его в детский дом, но никогда не выполняет угрозы, ребенок очень скоро поймет, что бояться нечего, и не будет себя удерживать от повторения содеянного.

    Иногда родители, рассердившись на свое чадо, в гневе кричат: «Чтоб я больше не видел, как ты пинаешь котенка!». И ребенок в другой раз будет мучить котенка так, чтоб никто не увидел, исподтишка.

    Для того, чтобы наказание стало эффективным, мы должны придерживаться определенных правил.

    Прежде всего, наказание должно следовать непосредственно за проступком. Если мы скажем двухлетнему малышу, разбившему тарелку, что вечером папа серьезно поговорит с ним, ребенок, которого вечером начнут отчитывать, вряд ли сумеет соединить эти два временных отрезка. Кроме того, наказание должно быть адекватно проступку. Например, нельзя одинаково наказывать за испорченную книжку и за драку с товарищем. И пожалуй, главное наказание не должно быть унизительным, потому что в этом случае гнев, ненависть к взрослому заслонят все остальное и ребенок не сможет даже вспомнить, за что его наказали, так как жгучее чувство обиды захлестнет его.

    Наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых, иначе ребенок будет манипулировать вами и мстить. Наказания должны быть последовательными. Причем как со стороны одного из взрослых, воспитывающих ребенка, так и со стороны остальных членов семьи. Кроме того, наказание не должно применяться вместе с поощрением. Уж коль скоро вы наказали малыша (запретили смотреть мультфильм), не награждайте его вслед за этим.

    И еще помните: дети всегда смотрят на нас и сознательно или неосознанно копируют то, что делаем мы, взрослые.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация