Детская ложь


Занятие для родителей «Причины лжи ребёнка»

Ирина Силивеева
Занятие для родителей «Причины лжи ребёнка»

Занятие для родителей

«Причины лжи ребёнка»

Цель: Повышение родительской компетентности, формирование осознанных реакций в конфликтных ситуациях с детьми у родителей из семей находящихся в СОП.

1. Создание условий для переосмысления родителями ситуаций, связанных с детской ложью.

2. Информирование о возрастных особенностях и причинах проявления детской лжи.

3. Обсуждение конструктивных способов реагирования в ситуации обнаружения признаков нечестного поведения со стороны ребёнка.

Ход занятия:

1. Приветствие. Создание доверительной эмоциональной обстановки.

2. Вводное слово. Объявление темы и задач. Мотивация на активное участие в занятиях.

3. Определение понятий, что такое ложь? Прежде чем начать разговор о том, почему детская ложь так распространена, и что делать, давайте определим что такое ложь. Что каждый из нас вкладывает в это слово?

Для этого на доске нарисуем таблицу из двух столбцов, в которой вам предлагается внести как можно больше синонимов, отражающихся смысл понятия ложь и правда. Записываются все предложения.

Когда список составлен, и дополнить уже нечем. Предлагаю представить человека, который соответствует качествам из столбца под названием «правда». Встречаются ли в жизни такие люди, если «да», то легко ли им существовать в обществе, как к ним относятся окружающие.

Подводятся итоги данного упражнения, можно указать на то, что невозможно однозначно оценить «ложь» как только плохое или хорошее поведение. Бывают разные случаи, когда по каким-либо причинам невозможно говорить правду. И в достаточно раннем возрасте родители начинают приучать детей к тому, что не все, не всегда, не везде и не всё можно рассказывать, а иногда и сами учат говорить неправду. Баланс между честностью и умением промолчать, преподнести свои качества и поступки в выигрышном свете и нивелировать недостатки отражает возможности социализации человека в обществе. Перекос в ту или иную сторону, как правило, затрудняет адаптацию человека в коллективе.

«Ложь- это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это». Пол Экман.

Почему дети врут — 6 причин:

• 1. Излишняя строгость в отношениях с детьми. «Не врут тому, кому не боятся сказать правду» — это известное изречение, как нельзя лучше характеризует причину подобной лжи. Малыш врет, потому что боится наказания и ищет любые способы его избежать.

Эта причина детской лжи особенно часто появляется в семьях, где детей наказывают не на шутку. Вроде бы и понимают они, что за проступок придется отвечать, и все равно мама или папа обо всем узнают. Но теплится слабая надежда, что удастся избежать крика, угроз и лишения различных благ и удовольствий. И постепенно появляется привычка обманывать по любому поводу, авось пронесет! А если нет – семь бед, один ответ!

• 2. Родители играют на чувствах собственных детей. Они пользуются запрещенным приемом, хватаются то за голову, то за сердце, которое якобы колет и болит от двоек в дневнике, жалуются, что шалости сына или дочки повлияли на их самочувствие.

Такие сцены не действуют на кроху дошкольного возраста, но вот подростка 10 – 12 лет способны вывести из равновесия, ведь, несмотря на внешнюю ершистость и напускную грубость, родители – самые дорогие для него люди. В следующий раз он просто скроет от вас свои проблемы и промахи, чтобы не переживать тяжелую сцену еще раз.

• 3. У ребенка комплекс неполноценности. Если он практически никогда не слышит в свой адрес слов одобрения, если его постоянно критикуют в школе и дома, ложь – это попытка выглядеть лучше в глазах окружающих, среди сверстников.

Таким образом, дети, особенно подростки 11 – 16 лет, пытаются как-то нивелировать комплекс неполноценности, стать хоть где-то достойным восхищения.

Родителям стоит задуматься о том, чего не хватает их ребенку. Может быть, они мало уделяют ему внимания, может быть в среде сверстников он – изгой, которого все унижают? Между прочим, потребность в признании – одна из главных потребностей человека. На шкале ценностей она стоит на четвертом месте.

• 4. Сопротивление чрезмерным ограничениям, идущим от родителей. Не все мамы и папы принимают сразу тот факт, что их ребенок взрослеет, ему не нужна лишняя опека, она его просто раздражает и заставляет в некоторых случаях даже стыдиться, что их считают маленькими. Отстаивая право на свое мнение, право на автономность, подросток 11 – 12 лет может запросто солгать просто для того, чтобы пройти против власти родителей.

Ни от одного детского психолога вы не услышите совет, рекомендующий предоставить подростку полную свободу, но дать ему больше самостоятельности в этом возрасте просто необходимо.

Отграничьте самостоятельность от вседозволенности, предоставьте ему личное пространство, и вы все реже будете сталкиваться с тем, что ребенок постоянно врет. Видя, что взрослые его понимают, что они действуют в его интересах, подросток не станет лишний раз их обманывать.

• 5. Малыш просто фантазирует. Эта ситуация похожа на сюжет рассказа Н. Носова «Фантазеры», когда дети придумывали фантастические истории ради удовольствия. Такого творческого обманщика и вруном-то назвать язык не поворачивается, настолько образны и обаятельны его выдумки.

Не всем дано мышление такого рода. Можно считать, что это дар божий, и такой малыш, вполне возможно, сможет продолжить свои фантазии, став писателем. Не нужно осуждать его за такую ложь, может быть лучше направить ее в управляемое русло, предложив создать рукописную книгу сказок и фантастических историй.

• 6. В семье назревает кризис отношений или появились проблемы. Что делать, если ребенок врет, сочетая свою ложь с воровством и вандализмом? Он крадет мелочь из сумок и карманов, портит одежду взрослых и принадлежащие им вещи, обижает младших детей, пока не видят взрослые, и с ясными глазами утверждает, что это сделал не он.

В этом случае родителям нужно срочно «бить во все колокола», потому что это не просто отдельный факт, это – завуалированный крик отчаяния. Возможно, между родителями назревает серьезный разрыв, или взрослые, доселе одинокие, обзавелись новым спутником жизни. А может в семье появился новорожденный, и все родительские силы и любовь направлены только на него? И все-таки, чаще всего с подобной проблемой сталкиваются семьи, где родители стоят на грани развода. Постоянной ложью, кражами и порчей родительских вещей дети пытаются хотя бы на время их объединить, даже сами того не осознавая.

Особенности лжи в разные периоды детства:

• Не всегда могут отличить правду от вымысла, часто неправильно интерпретируют события и услышанные слова.

• Имеют бедный словарный запас и мало опыта, что приводит их к заблуждению и неправильным выводам.

• Нуждаются в защите взрослого и чувствуют свою зависимость.

• Очень эмоциональны, внушаемы, склонны к фантазированию.

Основа честности- доверительные отношения в семье. Родители — законодатели правил, регулирующих отношения в семье. Глядя на них, ребенок усваивает как надо вести себя в тех или иных ситуациях.

3. Как научить ребенка не врать – советы детского психолога для родителей:

1. Начните с того, что вы сразу же скажете, что знаете о проступке. Так детям не придется изворачиваться и присоединять к существующей лжи еще одну.

2. Скажите, что вы не будете сердиться, если ребенок расскажет, зачем он это сделал.

3. Сдержите слово и не сердитесь на малыша ни сейчас, ни после.

4. Расскажите ребенку, что этот поступок был неправильным и дайте ему совет, как нужно было поступить.

5. Уверьте его в том, что в следующий раз он обязательно сможет рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

По мнению любого психолога, работающего с детьми, нельзя рассчитывать на то, что после единственной беседы все кардинально изменится. Вполне возможно, что придется объяснить то же самое еще не один раз.

Еще один важный совет психолога о том, как отучить ребенка врать: постарайтесь не стать примером двуличия – не врите окружающим вас людям даже по мелочам.

• Участники могут поделиться своими впечатлениями о полученном на занятии опыте, результатами осмысления полученной информации.

• Обмен мнениям о завершающемся занятии, обозначение тем, интересных для данной группы на следующие встречи.

Консультация для родителей «Детская ложь — специфический возрастной вид лжи» ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ — специфический возрастной вид лжи, заключающийся в выдавании детьми своих фантазий за действительность. ЛЖЕЦОВ.

Консультации для родителей «Капризы и упрямство детей-дошкольников, причины их проявления» УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в.

Консультация для родителей «Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка, чтобы он не устраивал капризы» Знакомое всем родителям действо разыгрывается каждое утро практически в каждом доме, где есть маленькие дети – утреннее пробуждение. Порой.

Консультация для родителей «Детская агрессия: причины и предупреждение» Детская агрессия Что такое агрессия? Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Консультация для родителей «Причины дорожно-транспортных происшествий» Причины дорожно-транспортных происшествий 1 Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. 2 Выход на.

Консультация для родителей «Причины и проявление навязчивых движений у детей» Ты брось эту привычку. Малыш грызет ногти, сосет палец, ковыряет в носу…Ну и манеры! Давайте выясним, откуда они. Вредной привычкой психологи.

Консультация для родителей «Причины задержки речи и речевых нарушений» Причины задержки речи и речевых нарушений. Социальные факторы: — Неразвитая речевая среда — Отсутствие потребности в разговоре с ребенком.

План проведения индивидуальной консультации на тему «Агрессия ребёнка 6–7 лет. Причины и способы ее предотвращения» Доброго времени суток уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию: План проведения индивидуальной консультации Тема:«Агрессия ребёнка.

Детская ложь

Ложь, обман, вранье так сильно порицаются в обществе, что многие родители реагируют на такие проявления у детей чрезмерно резко и эмоционально. Между тем, подобное поведение ребенка может иметь совершенно различные причины и требовать, соответственно, разного отклика. Рассмотрим подробнее возможные варианты.

Ребенок фантазирует

Очень многие дети (почти все, при благоприятных обстоятельствах) в определенном возрасте сочиняют фантастические истории нередко со своим участием. Они отличаются совершенно очевидной небывальщиной (как в рассказе Н.Носова «Фантазеры») и не имеют никакой другой цели кроме самовыражения. И это очень здоровое проявление творческого потенциала. Если ребенку читают сказки, если родители готовы на ходу или перед сном сочинять и рассказывать своему малышу необыкновенно интересные истории, если взрослые с вниманием встречают первые творческие попытки сына или дочери, ребенок будет пробовать себя и в сочинительстве. Может быть, это окажется его призванием, может, будет способствовать развитию творческого воображения и мышления, может, привьет особую чуткость и любовь к языку, может исчезнет со временем, не оставив заметного следа. В любом случае, самая разумная позиция родителей — отнестись к этому фантазированию с позитивным вниманием. Слушая такие истории, важно подбадривать ребенка, вставляя время от времени: «Вот это да!», «Как интересно!», «Ну и ну!» и тому подбные эмоционально окрашенные высказывания. Вполне можно поддержать рассказ вопросами (если это уместно): «А что было дальше?», «А что случилось с таким-то пресонажем?». Если ребенок не против, можно сочинять сказки и вместе, по очереди или, скажем один, задает тему, а другой ее развивает. Творчество всегда поддерживают искреняя заинтересованность и удовольствие всех участников процесса. Можно предложить ребенку записать его истории. Если (почти наверняка) он еще не умеет быстро писать, родители могут записать или напечатать под его диктовку. Даже если это останется наивным детским сочинительством и не будет иметь никакого развития, и родителям, и ребенку будет забавно и приятно прочитать это, когда малыш повзрослеет. А самое главное, ребенок получит очень важный опыт поддержики и одобрения своих творческих порывов от самых важных для него людей.

Ребенок придумывает

Когда мальчик или девочка повзрослеют, они бывает сочиняют истории уже значительно более правдоподобные. Истории, которые могли бы случиться или даже случаются с другими детьми. Такие рассказы тоже не преследуют какой-то непосредственной выгоды, но зачастую ребенок в них предстает немножко с другой стороны, чем в обычной жизни. Может быть, более смелым или находчивым, более общительным или решительным. Как правило, эти истории нетрудно проверить. Часто правда выплывает совершенно случайно, в разговоре с учительницей, воспитательницей или другими взрослыми. Не стоит паниковать и полагать, что от этого ребенок вырастет «патологичским лгуном». Совершенно не обязательно «выводить его на чистую воду». Да он пытается выглядеть лучше хотя бы в глазах родителей, но за этим стоит его желание стать лучше, которое у него пока не получается реализовать. И это его желание нужно поддержать, например, сказать: «Это так здорово, когда люди помогают друг другу (если про это был рассказ). Я не сомневаюсь, что ты постараешься в подобной ситуации помочь товарищу». Если ребенок сочиняет истории в основном про то, как его похвалили, он оказался самым лучшим, можно мягко отметить, что главное — усилия, которые человек прикладывает. Однако в любом случае, эти истории много расскажут про то, в чем нуждается ребенок, какие трудности он испытывает. Невозможно рассмотреть все вариаты, но совершенно точно, о чем бы ни сочинял ребенок это всегда его проявление неуверенности в себе и просьба о поддержки, которых он может не осознавать. Поэтому в подобном случае не лишним будет еще раз (и не раз) сказать, как Вы его любите, как Вы рады, что он есть, такой какой есть, обнимайте, целуйте, проявляйте свою любовь и удовольствие от общения с ним.

Каждая мама обязана знать:  Дочка сильно кричит

Ребенок обманывает

В данном случае, дело касается ситуаций, когда ребенок извлекает некую «выгоду» из своего обмана. Как правило, этой выгодой является стремление избежать наказания. «Ты поел суп?», «Сделал уроки?», «Ходил на занятия?», как часто дети отвечают «да» на эти вопросы с надежде, что от них отстанут. Кстати, небеспочвенной. И ведь все участники разговора точно знают, что ответ «нет» вызовет и дополнительные вопросы, и недовольство со стороны родителей. И если подобное повторяется часто, реакция ребенка довольно предсказуема. Часто родители возмущаются — «он же знает, что я все равно проверю, зачем врать», «лучше пусть скажет правду, я не буду ругать за правду». В этом есть некоторое лукавство: если для ребенка сказанная правда не несет никаких негативных последствий — его не ругают, не тебуют сделать что-то неприятное (например, домашнее задание), не лишают ничего, нормальный ребенок точно не будет обманывать. Поэтому самый простой рецепт: не хотите, чтобы Вас обманывали, не задавайте «неприятных» вопросов. Но! Мало кто готов на это пойти — перестать интересоваться жизнью своего чада, не котролировать его учебу, занятия, питание, поведение. И в общем, за исключением некоторых крайних случаев, в такой мере нет необходимости. (А про отдельные крайние случаи, может быть, в другой статье).

Однако, если Вы часто сталкиваетесь с обманом со стороны ребенка, надо что-то менять. Прежде всего, оцените список регулярно задаваемых Вами вопросов. Может быть, в некоторых из них нет необходимости. Перестаньте задавать те из них, которые кажутся Вам не очень важными, не принципиальными. Во-вторых, выделите те области вашей заботы о ребенке, которые можно передать ему самому. Ну, например, взял ли он «сменку» в школу. Если ребенок не в первом классе, он вполне может сам справиться с этой ответственностью. А забудет сменную обувь, будет иметь дело с неприятными последствиями своей неорганизованности: париться в теплых ботинках в помещении, терпеть нарекания охранника, учителей, дежурных, выглядеть смешно и нелепо. Такой опыт учит лучше и быстрее, чем напоминающие вопросы родителей. В-третьих, где только возможно смените вопросы на предложения или просьбы. Например, чем спрашивать, поел ли ребенок суп, можно открыть холодильник и посмотреть (раз это так легко проверить), и предложить поесть суп вместо ужина, если он не ел, а для Вас это важно. Не спрашивайте, сделал ли он домашние задания. Если Вы решили контролировать его учебу, попросите показать выполненные задания. Многие дети в этот момент радостно утверждают, что им ничего не задано. Попросите принести дневник и записать в соответствующей графе «не задано». Уверяю Вас, учитель не пропустит такую запись, особенно в сочетании с невыполненной домашней работой. И, наконец, последнее, но может быть, самое важное. Если ребенок так много обманывает Вас и при этом есть люди с которыми он честен и искренен, значит, в Ваших отношениях не все в порядке. Недоверие как правило взаимно. Вы не доверяете ему, он не доверяет Вам. Понятно, что Ваш контроль и замечания продиктованы любовью и заботой. И все же важно, чтобы эта любовь проявлялась и более непосредственно — в искреннем интересе к его жизни, готовности понять и принять его чувства и взгляды, даже если они Вам не очень нравятся, способности поддержать и ободрить в трудную минуту.

Ребенок врет

Речь идет о ситуациях, когда ребенок осозано и целенаправленно врет, преследуя собственные цели. Его позиция в отличии от предыдущей активна, он не просто реагирует на вопросы родителей, а реализует свою стратегию. Он может, например, стремится получить материальную выгоду, как правило, деньги. Это почти всегда означает, что ребенок попал в беду. Может быть, у него вымогают деньги «старшие товарищи», может быть, в его компании нужны деньги на какие-то «развлечения», которые Вы точно не одобрите, может быть, какая-то другая тайна в его жизни требует материальных вливаний. Как бы то ни было, ребенок что-то от Вас скрывает, и это «что-то» требует денег.

В большинстве случаев это серьезная ситуация. Поэтому необходимо сделать как минимум следующее. Во-первых, не позволяйте себя обманывать. Если Вы уже столкнулись с подобным — нужно быть настороже. Скажите ясно и недвусмыслено, что Вам категорически не нравится такая ситуация, и Вы теперь будете проверять прежде чем дать деньги, для чего они предназначены. Еще лучше, не давать денег вовсе (хотя бы какое-то время), а самостоятельно покупать и оплачивать то, в чем нуждается Ваш ребенок. Если проблема действительно серьезна и ситуация зашла далеко, одновременно с этим позаботьтесь о сохранности Ваших денег, не оставляя их в доступном месте, чтобы у сына или дочери не было искушения «позаимствовать» немного без Вашего ведома.

Во-вторых, одновременно с этим, обязательно поговорите с ребенком, выразите свою тревогу и озабоченность. Говорите прямо, говорите о себе и своих чувствах: «я волнуюсь. меня тревожит. я возмущен. я в растерянности. ». Так же прямо заявите о готовности помочь, если нужна Ваша помощь. Не давите, не требуйте немедленного ответа. Но уж если ребенок захочет Вам рассказать, что происходит, соберите всю свою волю в кулак, чтобы воздержаться от упреков, замечаний и обвинений. Возникшая проблема нуждается в решении, а ребенок в поддержке и понимании.

Как видно даже из этого, довольно схематичного изложения, детская ложь может иметь совершенно разные причины и различные проявления. Именно причины такого поведения и являются решающими при выборе родительской реакции. Не всегда легко разобраться сразу. Доброжелательное внимание, вера в ребенка, собственная внутренняя устойчивость очень помоут Вам в это сложном и прекрасном деле — воспитании сына или дочери.

Детская ложь.

Что делать, если ребёнок лжёт? Вчера сказал, что не знает, куда делись конфеты, хотя никуда, кроме как в его рот, они деться просто не могли. А сегодня упорно заявляет, что виделся с Незнайкой и что тот пригласил его в гости в Цветочный город. Как реагировать на эти слова? А что он скажет завтра? И не пойдёт ли действительно разыскивать Цветочный город?

К.И. Чуковский записал математический спор двух четырёхлетних соперников:

— Я на четвереньках умею.

— А я на пятиреньках.

— А я на шестереньках.

— А я на семиреньках.

К счастью, дальше они не умели считать. Дошли бы до тысячерёнок.”

Как нам реагировать, услышав такой диалог? Ведь в запале конкурентной борьбы оба ребёнка перешли на ложь. Сделать детям внушение или просто посмеяться вместе с ними? Или правильнее сделать вид, что мы ничего не слышали?

Мой ребёнок разбил тарелку напополам, но соединил части и поставил её на место. Почему он поступил именно так? Может быть, надеялся на чудо, что она срастётся сама? Почему не признался, что разбил тарелку? Неужели он так боится моего гнева? Почему? Не хочет меня огорчать или страшится возможного наказания? Когда я успела его так запугать? А действительно, если бы он сознался сразу, что бы сделала я?

Подумал ли он о человеке, который возьмёт завтра эту разбитую тарелку, о его чувствах? Чтобы ответить на эти вопросы и другие вопросы, нужно не только знать своего ребёнка, понимать его, уметь вести с ним диалог, но и разбираться в различных нюансах проблемы детской лжи.

Что нужно знать о лжи

Ложь – феномен общения, чаще всего речевого, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей, введении слушателей в заблуждение.

Предмет лжи — события и факты, немедленная проверка которых затруднена или невозможна.

Цель лжи – стремление добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях.

Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное, поэтому первоначально он активно измышляет ей всё новые и новые подкрепления, а позже – полностью замалчивает. В тех случаях, кода ложь становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности – лживость.

Честность – потребность и привычка говорить правду — является одной из составных нравственности личности и задачей воспитания.

Однако принятой культурной нормой вовсе не является правдивость всегда и во всём. Социальные нормы допускают ложь-умолчание, ложь-милосердие, ложь-чуткость, ложь-спасение, то есть различные виды белой лжи. Допустимость этих видов лжи связана с заботой о благополучии людей, с пониманием, что правда может поставить человека в тяжёлое положение, что ложью можно иногда спасти друга из беды и т.д.

Особенности детской лжи.

Детская ложь может быть неосознанной, безвинной. Прежде чем начать лгать преднамеренно, ребёнок часто лжёт, не понимая этого. Таким образом, его ложь является безвинной. Например, ребёнок может спутать то, что было понарошку, и то, что было всерьёз. Фантазии его реальны, реальность его фантастична. Свои фантазии он не считает ложью, они – правдивый вымысел, украшающий жизнь, не больше. Обычно, в вымыслах ребёнок сам – герой своих рассказов; часто он отождествляет себя с персонажами сказок или мультфильмов, и это ему очень нравится. Малыш невольно верит сам тому, что говорит. Эту ложь можно назвать возрастной.

Малыш обожает розыгрыши. Он наслаждается, вводя Вас в заблуждение. Он стремится показать, что он вырос, и в чём-то даже превосходит Вас: ведь вы поверили ему, его обману. Например, он оделся и спрятался под кроватью, открыв дверь, чтобы Вы подумали, что он сам ушёл в детский сад. После ваших напрасных поисков он вылезает из-под кровати, гордый тем, что проявил смекалку, хитрость, равную Вашей, и надеется, что Вы вместе с ним порадуетесь удачному розыгрышу и похвалите его. В таком случае, мы сталкиваемся с ситуацией, трудной для самого ребёнка.


Невинная ложь у ребёнка нередко служит средством, облегчающим жизнь малыша, особенно когда родители всё время говорят ему “нельзя”. Посредством фантазии ребёнок может получить всё то, о чём мечтает. Он выдумывает сказки и ими украшает свою жизнь. В его фантазиях закодировано то, чего жаждет ребёнок, чего ему не хватает реально. Ложь-фантазия, выдумка, мечта – это его намёк и просьба, чтобы Вы догадались и превратили нереальное в реальность. Но этот период белой или безвинной лжи может затянуться.

Нередко ложь может поведать нам о том, что заперто в душе ребёнка, о его беспокойстве, страхе – в этом случае фантазии выполняют роль бальзама, снижающего сильное напряжение и страх.

Ребёнок может предлагать вам игру, в правила которой входит принятие вымышленной (какой же иначе, если это игра) игровой ситуации. Он утверждает, что не ел конфету, сжимая в ручках фантик от неё, не оттого, что лжёт, а не воспринимая ещё всерьёз, что говорит неправду. Он действительно не ел конфету, её съела собачка, в которую он играл. Это уже ситуация, возникшая в игре.

Как правило, до четырёх лет дети не нуждаются во лжи. В ней нет необходимости для жизни. Ребёнок делает то, что ему хочется, считая это правильным и честным. До четырёх лет дети просто не могут посмотреть на то, что происходит, глазами взрослого или другого человека. И только после 4-х лет ребёнок начинает задумываться: за что и почему его сегодня наказали, и можно ли было этого избежать? За что и почему его поощрили и как это повторить? Малыш ищет пути выхода из трудной ситуации, он экспериментирует и находит один из выходов – ложь, которая возникает, если ребёнку предъявляют непосильные для него требования или если его окружает слишком много запретов. Так может появиться сознательная ложь.

Чаще маленькие дети лгут в отношении окружающих их предметов («не брал», «не видел», «не трогал»). Это самая лёгкая ложь, гораздо труднее лгать о чувствах (особенно своих).

В жизненных ситуациях у ребёнка может возникать столкновение непосредственных импульсивных желаний и требований взрослого. Поскольку одним из сильнейших чувств ребёнка является стремление быть признанным, заслужить похвалу взрослого, ребёнок, нарушивший правило, прибегает ко лжи. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения, так как волевая сфера ребёнка ещё недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию своей вины. Итак, ребёнок может лгать, чтобы избежать наказания или получить похвалу.

Каждая мама обязана знать:  Компьютерная безопасность для самых маленьких

Чтобы снизить риск возникновения лживости по этой причине, нужно ответить себе на вопросы: не доминирует ли над ребёнком страх наказания, страх унижения? Не завышены ли Ваши требования к ребёнку, когда Вы требуете от него то, что он не в силах выполнить? Не этот ли страх и невозможность избежать наказания сделали ложь щитом самозащиты?

Ребёнок может врать, чтобы избежать насмешек, когда случайно вдруг совершил что-то постыдное, осуждаемое. Ложь помогает ему скрыть свой стыд и оправдаться, когда он выдумывает странную историю, в которой выглядит героем.

Позволяете ли Вы ребёнку быть искренним? Или, узнав о его истинных чувствах, показываете, как сильно расстроены и читаете нотацию? Зная, как Вы будете реагировать на горькую и невежливую правду, ребёнок предпочтёт ей вежливую ложь: например, он не любит дедушку, который его постоянно дразнит, но на вопрос о своём отношении к нему он ответит, что любит его. Солгав, ребёнок одновременно и защитит себя от Вас, и будет выглядеть в глазах других вежливым и воспитанным. Ложь-вежливость и ложь-самозащиту невольно спровоцировали Вы.

Ещё одна возможная причина лжи в том, что ребёнок ощущает себя ненужным, игнорируемым, отверженным. Он пытается привлечь к себе внимание любой ценой и даже ложью. Пусть Вы за это разозлитесь, расшумитесь, заставите стоять в углу или даже отшлёпаете малыша, но зато ребёнок увидит, что Вы вспомнили о нём, что он Вам небезразличен – раз Вы заметили, что он солгал. Всё это будет относиться к ситуации, трудной для самого ребёнка, и для её решения сами взрослые должны измениться.

Благодаря лжи, ребёнок может почувствовать, что его любят, что мама готова его защищать.

Например, одна девочка придумывала ситуации, в которых её обижала воспитатель в детском саду, чтобы вызвать в своей маме сочувствие и жалость, почувствовать её готовность защищать дочь. Когда девочка в первый раз пожаловалась маме, что ей на полдник не дали яблока, мама возмутилась и бросилась в детский сад восстанавливать права своей дочери. Девочка увидела готовность мамы действовать, ограждая от обид свою дочь, и это ей понравилось. Ведь это показывало, что мать любит свою дочь, готова бороться за неё. На следующий день дочь сказала маме, что ей не дали пирожок, и та опять стала шуметь и побежала выяснять отношения с воспитателями. Ситуация повторялась каждый день и убедить маму, что ребёнок просто выдумывает, чтобы ощутить внимание и любовь своей мамы было нелегко.

Ещё один пример. Девочка 6 лет каждый день говорит маме о том, что ей не хочется жить, что она хочет умереть. Мама напугана и реагирует на эти слова очень болезненно. Она начинает отвлекать ребёнка, пытаться вызвать положительные эмоции, радость, для чего общается с дочкой, читает с ней книги, играет и т.д. Девочка получает так нужное ей общение с мамой, её внимание. Конечно, она и завтра, и послезавтра будет говорить о нежелании жить, лишь бы видеть мамино пристальное внимание, заботу, ощущать тепло рук и глаз, которые пытаются защитить её от чёрных мыслей, слушать такие нужные слова о том, что она хорошая девочка и всё хорошо. Очевидно, в один из дней девочка сказала слова о нежелании жить под влиянием или какого-то фильма, или событий, далее последовала реакция мамы, которая оказалась очень приятной для ребёнка. Дальнейшее понятно – дети умеют анализировать события жизни и повторять то, что принесло им хорошие результаты. Но в ситуациях такого рода заложена большая опасность: ребёнок не просто придумывает, он может начать верить себе. Дети внушаемы. Дошкольник в процессе фантазирования сам на себя действует воображением, возникает самовнушение.

Ребёнок может врать, чтобы отомстить своим родителям или другим взрослым, с которыми находится в конфликте, которые его не любят и не любили, видно, никогда. Поэтому он им дерзит путём лжи, вранья, дурных привычек.

Продолжим рассуждения, дополняя их определением типа ситуации из нашей классификации. Ребёнок может пытаться привлечь Вас к себе враньём, чтобы как-то выделиться среди остальных, чтобы казаться лучше, чем он есть на самом деле, чтобы улучшить отношение к себе. Возможный тип ситуации – трудная для ребёнка или ситуация проступка.

Ребёнок с высокой самооценкой может пытаться поднять планку ещё выше путём вранья, чтобы ещё раз насладиться своим превосходством над другими. Обычное соперничество между детьми в одной семье может побуждать ребёнка лгать не только ради превосходства над другими, но и чтобы отомстить, доставить неприятности, донести из ревности как на виновного, так и на невиновного. Причём, чтобы ложь казалась правдой, он не жалеет своей фантазии и расцвечивает историю выдуманными уликами. В этих случаях совершается проступок, то есть ребёнок знает, что делает плохо.

Бывает так, что ребёнок лжёт, чтобы проверить собственные силы, своё влияние на всех. Ребёнок может просто проводить социальный эксперимент: а что получится, если я совру? Можно ли обмануть мою маму? В этих случаях это, скорее всего, будет проверка границ. Итак, определить тип ситуации не так легко, но главным по-прежнему остаётся понимание ребёнка, мотивов его поведения, его скрытых желаний.

Ребёнок может пытаться подражать взрослым, своим ровесникам или более старшим ребятам, наблюдая за которыми он узнал, что есть ложь.

Психологи отмечают, что дети демонстративного типа, которые имеют генетически доминирующую потребность быть в центре внимания, часто используют ложь, если им не удаётся достичь внимания другим способом.

Ещё один вид лжи – немотивированная ложь. Ребёнок пользуется ей как воздухом, едой, то есть как обыденной привычкой, и не хочет думать о последствиях обмана. Есть данные о её генетической обусловленности.

Степень проявления лживости может быть очень разной:

— Ребёнок обогащает рассказ выдуманными деталями, фантазирует, так как увлекается.

— Ребёнок привирает, приукрашивает, чтобы было интереснее его слушать, чтобы выглядеть героем.

— Ребёнок придумывает, что его обижают, чтобы вызвать сочувствие мамы и увидеть, как она его любит и готова защищать.

— Ребёнок боится говорить правду о своих проступках, чтобы избежать наказания.

— Ребёнок оговаривает всё время одного и того же человека, чтобы доставить ему неприятности.

— Ребёнок заранее придумывает содержание ложной информации, чтобы добиться своих целей.

— Ребёнок получает удовольствие от процесса лжи, от того, что может манипулировать людьми.

В приведённых выше примерах мы старались идти от простого к сложному, чтобы вместе увидеть, насколько разной может быть подоплёка лжи. Любая ситуация – это предмет для уважительного обстоятельного диалога с ребёнком, совместного обсуждения возникшей ситуации.

Как узнать, что ребёнок солгал?

Когда ребёнок лжёт, его выдаёт его тело:

прикрывает рот рукой;

отводит взгляд или усиленно моргает;

зрачки сужаются или расширяются;

появляется румянец на щёчках, наблюдаются признаки возбуждения, повышенной эмоциональности.

Кроме того, его выдаёт: непоследовательность, путаница, отсутствие запоминания того, что он говорил раньше. Он может выдать себя завтра, рассказав правду и забыв, что всё переиначил вчера.

Если вы заподозрили ребёнка во лжи, но у Вас нет доказательств, лучше сказать ему: ”Мне в голову пришла мысль, что ты солгал, но я не позволил этой мысли укрепиться, ведь я уверен, что ты – честный человек”. В этом случае, если ребёнок ни в чём не виноват, мы не обидим его зря и лишний раз продемонстрируем хорошее отношение к ребёнку. Если же он виновен, то в нём возникнет чувство неловкости, стыда, которое убережёт его от возможного проступка в будущем.

Итак, он солгал. Что делать?

Если факт лжи установлен, не позволяйте господствовать гневу. Может быть, Вашему ребёнку достаточно сказать: «Солгал? Ну что ж, продолжай в том же духе!», чтобы вызвать чувство стыда, которое не позволит ему повторить проступок. Наказание, крик, обзывание не помогают решить проблему. Они вызывают чувства обиды, униженности, стыда, которые блокируют возможности взаимопонимания

Всегда анализируйте ложь ребёнка. Может быть, он столкнулся с какой-то трудностью, которую не способен решить самостоятельно. В этом случае ему нужно помочь, а не наказывать. Дайте ребёнку понять, что ему нет необходимости говорить неправду. Он должен быть уверен, что вы всегда поймёте и поможете ему. Критикуйте поступок, а не самого ребёнка. Чрезмерная критика может привести к тому, что ребёнок будет просто бояться говорить правду. Хвалите его за то, что в трудной для него ситуации он всё-таки сказал правду.

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: он солгал невинно или преднамеренно? А если преднамеренно, то почему? В чём виноваты вы? Необходимо выявить те причины, которые побуждают ребёнка лгать.

Но, так или иначе, первое, о чём стоит задуматься взрослым, — насколько правдивы они сами. Ложь, порождённая незначительными обстоятельствами, для самих взрослых часто проходит незамеченной. А дети, не искушённые в житейских делах, склонны расценивать её как призыв для подражания. Дети – как губки, впитывают всё, что видят и слышат, и им порой нравится уличать родителей: «Мама, зачем ты сказала по телефону, что тебе нужно идти? Ты же никуда не собираешься?»

Взрослые могут сами демонстрировать допустимость лжи. Например, мама просит ребёнка подойти к телефону и, если к телефону попросят её, то сказать, что её нет дома.

Взрослые, столкнувшись с тем, что ребёнок солгал, часто оценивают ситуацию как верхушку айсберга, которая говорит о негативном развитии ребёнка. Ведь если сейчас я его поймал на лжи, значит, было много других ситуаций, в которых он вёл себя также и которые я не заметил! Родители, считая, что зло нужно пресекать на корню, реагируют на ложь бурно, наказывают ребёнка и, в дальнейшем, становятся излишне подозрительны, стремятся уличить ребёнка во лжи, изобличить и наказать его. Мы с Вами уже понимаем, что такие действия родителей не оправданы и могут повлиять на ребёнка негативно.

Узнав, что ребёнок солгал, нельзя категорично обвинять его, говорить о том, что Вы в нём разочарованы, навешивать ярлык лжеца, заявляя: ”Ты врун” Гораздо полезнее сказать ему о том, что он честный человек, который ошибся.

Не стоит стремиться уберечь ребёнка от будущей лжи, запугивая его, грозя страшным наказанием за возможную ложь (сильный страх становится дополнительной причиной лжи, основой желания скрывать).

Нельзя демонстрировать в дальнейшем, что теперь Вы абсолютно не доверяете ребёнку, стараться демонстративно перепроверять все его слова.

Если ребёнок сам сознаётся во лжи, ни в коем случае не надо его наказывать. Наоборот, его необходимо поддержать, ободрить. Раз он смог сознаться, что сказал неправду, значит – он честный человек и больше не обманет никого.

Если малыш не хочет сознаваться, не давите на него. Лучше расскажите ему сказку и покажите, к чему приводит ложь и сколько порождает неприятностей.

Акцент в воспитании должен делаться не на вызывании чувства стыда и страха перед неусыпностью родителей и новым разоблачением, а на поддержку стремления быть хорошим.

Взрослый должен суметь оказать ребёнку доверие и выразить уверенность, что ребёнок впредь не будет унижать себя ложью. Ребёнок не должен испытывать потребности говорить неправду.

Рассмотрим сказанное выше на примере из классической литературы. Всем известен рассказ Льва Толстого «Косточка», герой которого солгал, то есть не сознался в том, что съел сливу. Давайте вместе вспомним эту историю и попробуем подумать о ней.

Почему дети врут и что с этим делать

Все люди лгут. В среднем обычный человек врёт трижды за десятиминутную беседу с незнакомцем. Ложь сглаживает острые моменты в серьёзных беседах и смягчает не самые приятные новости. Осознанно врать люди начинают рано — с трёх-четырёх лет. Что заставляет детей обманывать, в каких случаях это оправданно и как бороться с детским враньём — разбиралась Ирина Захарова.

В 1989 году Майкл Льюис, Кэтрин Стангер и Маргарет Салливан из Института исследования детского развития провели довольно простой эксперимент: детей помещали в комнату с игрушкой и запрещали смотреть на нее. Потом исследователи покидали комнату и записывали все действия ребенка на камеру. Большинство трехлетних во время эксперимента смотрели на игрушку, а когда их об этом спрашивали, врали. Когда тот же эксперимент провели на детях постарше, результат был еще более драматичным. Каждый пятилетний ребенок смотрел на игрушку и каждый врал об этом.

Дети обманывают из-за страха, стыда, хвастовства, реже — из личной выгоды, пишет американский психолог Пол Экман в книге «Почему дети лгут?». Независимо от причин, детская ложь чаще всего выводит взрослых из себя. Они не знают, как на нее реагировать, они чувствуют себя преданными и делают то, что кажется им наиболее логичным: отчитывают провинившегося ребенка. Однако все психологи в области лжи уверены, что наказание — не самое эффективное оружие против обмана, намного важнее найти его первопричину.

Каждая мама обязана знать:  Подростковый возраст!!!! Все прелести!!!

«Что делать, если вы заподозрили ребенка во лжи? Самое главное, попытаться не реагировать в раздражении, не позволять вырваться гневу, порожденному болью, досадой и чувством, что вас предали».

Пол Экман «Почему дети лгут?»

Самый частый мотив для обмана — страх. Около 70% опрошенных детей утверждали, что врали, потому что боялись наказания или гнева взрослых. И в этом нет ничего удивительного, особенно если наказание действительно строгое или же ожидания родителей слишком завышены. Банальный пример — школьная успеваемость. Если систематически повторять ребенку, что он должен учиться только на «отлично» и ругать за плохие оценки, то любая «тройка» будет расцениваться им как серьезный проступок, рядом с которым умолчание или даже небольшие махинации с неугодной оценкой в дневнике будут выглядеть безобидно.

Взрослые слишком многого ожидают от обычного второклассника, отсюда и ложь — ребенок пытается оправдать их ожидания любыми способами

Еще пример — любимая ваза. Вы еженедельно говорите сыну: «Осторожно, это дорогая ваза, если ты ее разобьешь, мало не покажется». Однажды неловкий мальчик поскальзывается и задевает рукой фарфоровый предмет декора: ваза разбивается в осколки. Конечно же, он сделал это не специально, по большому счету он и не виноват в случившемся, но мальчик знает — за проступком последует наказание. Скорее всего, он до последнего будет отрицать свою вину.

Дети врут и из более меркантильных побуждений — чтобы получить то, что никак иначе они получить не смогут. Например, ваша дочь знает, что за выполненное домашнее задание ей полагается шоколадная конфета. Она очень устает, сил на математику совсем не остается, а вот конфету съесть хочется. И тогда на вопрос родителей о домашней работе она отвечает положительно: «Да, мам, я все сделала». Дочка получает конфету и не делает уроки, а значит — выигрывает с любой стороны. Эта форма лжи, пожалуй, самая неприятная: она осознанная, неслучайная, для нее нет оправданий.

Другой популярный мотив — защита своих товарищей или родных. В одной средней школе ученые Герберт Харари и Джон Макдэвид провели интересный эксперимент. В два одинаковых класса направили «подставных» учеников (остальные дети не знали о том, что проводится психологическое исследование). Один ребенок имел высокий статус в классе, второй — низкий. Посреди урока воспитателя вызывали из класса звонком, ученик вставал с места и уверенно сгребал с учительского стола мелочь: около 75 центов. После этого детей вызывали по одному и спрашивали, видели ли они, кто украл деньги. Все опрашиваемые называли имя вора, несмотря на его статус. Ситуация изменилась коренным образом, когда учеников начали вызывать парами. Теперь каждое их слово было слышно товарищу. Ребенка с высоким социальным статусом не выдал никто, все лгали о том, что им известно о пропаже. А вот воришку с низким статусом не стали защищать — все ученики назвали его имя.

Желание защитить своего товарища от наказания или же себя — от всеобщего презрения и обидного прозвища «ябеды» — в любом обществе огромно

Чуть ли не самый распространенный вид детской лжи — хвастовство. Мотив у нее простой: показаться лучше, больше, интереснее, чем ты есть на самом деле, доказать свое превосходство над окружающими. Преувеличенный факт всегда увлекательнее реально случившегося, придуманная история гарантированно захватывает дух слушателей. Современные реалии таковы, что дети оценивают друг друга, исходя не из личных качеств, а из общей «крутости». Под «крутостью» подразумевается наличие дорогого телефона, машины у родителей, опыта путешествий.

Дети придумывают родственников из дальних стран, работу родителям, домашних животных, чтобы выглядеть лучше в своем окружении. В малых дозах в хвастовстве нет ничего плохого. Напротив, даже во взрослой жизни небольшое преувеличение помогает продвигаться по социальной лестнице. Однако в больших количествах эта ложь свидетельствует о том, что ребенок не удовлетворён своим существованием — погружаясь в мир фантазии, он рискует совершенно замкнуться в себе и отречься от реального мира.

Есть более безобидная форма лжи, взрослые называют ее «белой» ложью. Вот пример: восьмилетняя девочка осталась дома одна, родители вышли в магазин. Вдруг к двери подходит подозрительного вида мужчина, звонит и спрашивает, дома ли родители. «Да, они дома, но сейчас прилегли отдохнуть, зайдите попозже», — отвечает ребенок. Она соврала, но эта ложь никому не навредила, а могла и, наоборот, спасти ее. Обман в целях самозащиты практически никем не порицается, он считается необходимым, за него хвалят. Есть еще правила приличия: нельзя сказать добродушным хозяевам, что их утка с яблоками не удалась, а любимой бабушке — что связанный ею свитер колется, жмет и вообще давно вышел из моды.

Нужно кивать, улыбаться и благодарить. Это тоже ложь, но ложь ради заботы о сохранности чужих чувств. «Белая» ложь — реалии взрослой жизни, но ребенок знакомится с ней довольно рано. Он видит и слышит, как мама в домашнем халате грустно говорит соседке по телефону, что никак не может прийти: опаздывает на встречу и прямо сейчас убегает. Или как папа хвастается друзьям, что прошлым летом поймал «воооооооот такую щуку», хотя на рыбалке он не был последние года три. Так формируется двойственное восприятие ребенком обмана: врать не всегда плохо. И он запоминает это.

В том, что родители часто попадаются на уловки своих детей, нет ничего плохого, пишет психолог Мария Конникова в книге «The Confidence Game: Why We Fall for It… Every Time» (англ. — «Игра на доверии: почему мы попадаемся на это каждый раз»). Чем больше мы доверяем людям, тем более высок шанс того, что мы будем обмануты ими. «Эмоции — лучший друг обманщика, — замечает Конникова в беседе с The New York Times, — Есть несколько вещей, с которыми мы эмоционально связаны больше, чем наши дети. Мы не хотим замечать их бесчестность, потому что это идет в расход с нашим представлением об их личности».

Что же делать с ребенком, который систематически и умышленно вас обманывает? Как уже было сказано раньше, главное — не реагировать сгоряча. Не стоит кричать на ребенка за каждую двойку, забытую тетрадь или разбитую чашку. Но и спускать обман с рук тоже нельзя.

«Ничто не подстегивает обман больше, чем безнаказанность. Многие обманщики начинают с малого, и, стоит им осознать, что никто их не остановит, они уже вряд ли сойдут с этого пути. Обличение лжи и разговоры о ней идут на пользу детям, это делает их более честными».

Мария Конникова «The Confidence Game: Why We Fall For It…Every Time»

Самое правильное — обдумать предполагаемый диалог с ребенком. Нужно объяснить ему, в чем состоит его вина, нужно, чтобы он понял, что ранил ваши чувства и поступил неправильно, что вы наказываете его не за разбитую вазу, а именно за его ложь. Важно понять, что каждое брошенное вами слово надолго отложится в памяти ребенка, сформирует или же травмирует его личность, поэтому подбирать их нужно осторожно и обдуманно.

«Часто от вас требуется не более чем просто смириться с тем фактом, что ваш ребенок совершил некий неблаговидный поступок. Постарайтесь, как это ни трудно, взглянуть на мир его глазами. Будьте на его стороне. Продемонстрируйте способность прощать», — советует Пол Экман.

Как мы растим лгунов: 4 причины детской лжи

В каком случае проявляется?

Именно близкие люди порой подают ребенку пример так называемой невинной лжи. С целью облегчить себе жизнь или кого-то не обидеть, выйти из затруднительного положения или избежать неприятных объяснений мы прибегаем к искажению фактов.

Например, как часто ваш ребенок слышит, что вы отклоняете приглашение своих друзей, мотивируя это недомоганием, а потом, положив трубку, говорите: «Да ну их, они такие скучные!» А бывает и такое, что родители сами вынуждают ребенка лгать. Например, когда звонит телефон, папа просит сына: «Скажи, что меня нет дома».

Помните, что маленькие дети не могут отличить просто вранье от «лжи во спасение». Они с детства перенимают жизненные принципы своих родителей и их отношение к другим людям. Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности во все времена остается личный пример. Поэтому, чтобы не столкнуться с подобной проблемой, родителям необходимо быть честными даже в мелочах, и не только по отношению к ребенку, но и к другим людям. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, и старайтесь сдерживать те, которые уже дали . И, если вам не удается сдержать свое слово, обязательно извинитесь, рассказав о причинах случившегося. Не лгите, когда ребенок задает щекотливые вопросы.

Не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «Как здорово ты нарисовал!», глядя при этом в телевизор. Если вы заняты, скажите, что посмотрите рисунок позже, и сделайте так, как сказали.

В каком случае проявляется?

Когда в семье принята излишняя строгость и ребенка наказывают за малейший проступок или наказание по своей суровости несоизмеримо с самим проступком, остается последний способ избежать наказания – ложь. Даже если речь не идет о физическом наказании, вполне вероятно, что «выговоры» заставляют ребенка чувствовать себя униженным.

Во-первых, проанализируйте, всегда ли вы справедливы по отношению к своему крохе. Во-вторых, никогда не отчитывайте и не стыдите малыша при посторонних и тем более при его друзьях – это очень унижает. Если вы поймали ребенка на вранье, не набрасывайтесь на него со словами обвинения, дайте понять, что не будете сердиться или наказывать за проступок, в котором он честно признался. Так, например, если ребенок говорит вам, что это не он сломал игрушку или разбил вазу, и очевидно, что это сделать больше никто не мог, спокойно скажите: «Ты, наверное, боишься, что я рассержусь, но я ведь понимаю, что вещи ломаются (вазу ты разбил нечаянно, такое случается)». Тогда необходимость в обмане отпадет сама собой.

В каком случае проявляется?

Если родители слишком требовательны к своему ребенку. Когда взрослые мало хвалят своего малыша, часто выказывают свое недовольство и дают понять ему, что он не оправдывает их ожиданий, ребенок начинает чувствовать себя неудачником. Ощущение отверженности, недостаток любви заставляет ребенка прибегать ко лжи ради того, чтобы привлечь внимание дорогих людей, повысить свою значимость всеми возможными способами. Неправда помогает малышу если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление окружающих людей о себе.

Ребенок теряет уверенность в себе и пытается снова обрести ее, рассказывая о вымышленных геройствах, которые он якобы совершил, о несуществующих родственниках-миллионерах или материальных благах, чтобы стать одобренным в компании ребят.

Нельзя ругать ребенка, который вынужден самоутверждаться с помощью лжи. Не сравнивайте его с «более удачливыми» детьми. Чаще хвалите и сделайте все от вас зависящее, чтобы он вновь поверил в себя. Вы должны убедить ребенка, что не выдумки делают человека интересным для других, а он сам, что успех зависит от личных качеств, а не от богатства и знакомств. Любите своего ребенка любым, дайте понять, что он вам дорог – особенно тогда, когда он в чем-то ошибся. Ребенок должен научиться делать ошибки, не ощущая, что он ни на что не годен. Не делайте вид, что вы совершенны, и, если бываете не правы, не забывайте извиняться. Объясните, что все мы порой делаем что-то не то или не так, но правда сохраняет доверие и оставляет возможность изменить ситуацию, а ложь не поможет сохранить уважение. Чем лучше малыш будет чувствовать себя в обществе родителей, тем более успешен будет в общении с другими.

В каком случае проявляется?

Взрослые часто провоцируют ребенка на ложь, осуществляя повышенный, жесткий контроль над его жизнью. Иногда ребенка заставляют свидетельствовать против кого-то из сверстников, чтобы изобличить или наказать того за какое-либо деяние. Не проявляя уважения к ребенку, не доверяя ему, не уважая чувство товарищества в среде сверстников своего малыша, мы невольно обрекаем его рано или поздно встать на тропу лжи. Оправдывая свое поведение исключительным беспокойством за свое чадо, мы подслушиваем, подглядываем и во всем его контролируем, вызывая справедливое негодование и потерю доверия со стороны ребенка.

Родителям ни в коем случае не надо забывать, что любой человек, и даже совсем маленький малыш, нуждается в собственных тайнах. Эта проблема особенно драматична и часто ставит нас в тупик, потому что мы ответственны за благополучие наших детей. А это очень часто порождает у нас ложную уверенность, что нам необходимо знать о детях абсолютно все: что они думают, чувствуют, делают. В итоге мы сталкиваемся с неискренностью, ложью и скрытностью наших детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация