Детская память Что мы помним из детства


Память детства: почему мы не помним первые годы жизни

Феномен отсутствия ранних детских воспоминаний изучается с конца XIX века. В 1916 году Зигмунд Фрейд прокомментировал «феноменальную амнезию детства», которую он объяснил травмой на сексуальной почве. Более свежие исследования показывают, что качество ранних воспоминаний зависит от семьи и культуры, в которой мы выросли.

Быть как майори

Психолог Шелли Макдональд (Shelley MacDonald) из Университета Отаго в Новой Зеландии вместе с коллегами провела исследование ранних детских воспоминаний 1 у новозеландцев европейского, маорийского и азиатского происхождения.

Оказалось, азиаты помнят себя в среднем с четырех с половиной лет, европейцы – с трех с половиной, а представители маори – с двух с половиной лет. Исследователи объясняют это богатством маорийской устной культуры, которая придает большое значение прошлому. «В народе говорят: «Маори шагает в будущее задом наперед и обернувшись лицом в прошлое». Мы предположили, что культурный акцент на прошлом может отражаться на обстановке в доме, где поощряются разговоры о событиях минувших лет», – говорит Шелли Макдональд.

Чем больше семья, тем ярче воспоминания

Аналогичное исследование 2 провела психолог Федерика Артиоли (Federica Artioli). Ее респондентами стали итальянцы. Она обнаружила, что те, кто вырос в больших итальянских семьях – с дедушками, бабушками, дядями и тетями, – имеют более ранние и более богатые воспоминания, чем те, кого воспитывали только мама и папа.

Если у вас есть маленькие дети, почаще рассказывайте им истории. И не забудьте подключить к этому всю семью

В исследовании Федерики Артиоли и ее коллеги Элейн Риз (Elaine Reese) 3 выяснилось, что дети, чьи родители развелись до того, как им исполнилось семь лет, имеют столь же ранний возраст воспоминаний, как маори и итальянцы, – два с половиной года. «Возможно, когда ребенка окружает большая семья (а развод также приводит к тому, что он общается с большим количеством родственников), он слышит больше семейных историй и формирует более ранние воспоминания», – объясняет Элейн Риз.

Стресс или сказки

Впрочем, есть и другие вероятные причины: расставание родителей переворачивает мир маленького ребенка с ног на голову, и эмоциональный стресс становится якорем для ранних воспоминаний.

Элейн Риз объясняет свой интерес к ранним воспоминаниям детства чудесными сказками и историями своей бабушки. Она сама выросла в семье, богатой устными традициями, и с удовольствием вспоминает ранние годы. Так что если у вас есть маленькие дети, рассказывайте им истории. И не забудьте подключить к этому всю семью.

Память детства

Так получилось, что я родился и вырос в семье нецерковной, но понятия и правила и отношения друг к другу в нашей семье царили по большому счёту христианские. Это вообще было довольно распространённым явлением в советское время. То есть многие о вере прямо не говорили и далеки были от церкви, но все душевные, нравственные понятия сохранялись именно от многовекового опыта христианской жизни, накопленного и хранимого нашим народом. Это особенно ясно сейчас, когда мы начинаем пожинать горькие плоды уничтожения веры и целенаправленного разрушения этого многовекового уклада во времена воинствующего безбожия. Условно говоря, мы дышали воздухом того леса, который ударными темпами вырубали на протяжении десятилетий.

Я благодарен родителям за то, что у меня в детстве были яркие впечатления, связанные не с развлечением только, но с познанием природы, отчизны, её истории и культуры, с пониманием красоты и высоты человеческих слов и поступков. И пусть я мало что запоминал тогда, но детские впечатления — самые глубокие, и многие из этих впечатлений были, как я думаю сейчас, первыми моими ступеньками, ведущими в храм.

Передо мной фотографии сорокалетней давности, и я смотрю на них как бы с обратной стороны, то есть вспоминаю, как эти фотографии делались. Вот одна из них. Мы всей семьёй отправились в обычный наш воскресный поход. На этот раз в Красные пещеры, и вот — отец устанавливает фотоаппарат на скалу, смотрит на нас через объектив, что-то поправляет, настраивается, взводит какую-то пружину и быстро присоединяется к нам. Что-то жужжит в фотоаппарате и — щёлк, готово. Сорок лет прошло. А память каким-то непостижимым образом хранит этот краткий эпизод, зарисовку жизни, кусочек из счастливого детства.

Красные пещеры, как, впрочем, и любые другие пещеры в Крыму, тогда не были оборудованы. И вот я отчётливо помню этот момент, сразу после того, как был сделан снимок. Нужно было преодолеть себя и шагнуть в темноту за массивной полуотворённой решёткой, которая стояла на входе в пещеру и, кажется, никогда не запиралась. Помню, как я не хотел никак вступать в эту ужасную тьму и меня уговаривали. Потом всё-таки мы пошли и были какие-то неясные смутные картины, очертания стен, натёков, выхваченные светом фонарика, хлюпанье грязи под ногами, какая-то металлическая лестница, по которой нужно было подниматься, а потом идти и идти за отцом, то и дело набивая себе шишки о бугристые своды. Потом мы ползли в глинистом узком проходе, который назывался почему-то «Горло Шаманского», и снова шли до подземной речки и дальше — до потрясающего Обвального зала, за которым уже начиналось подземное озеро. Это была маленькая победа над собой, и награда за неё — ещё одна открывшаяся грань многообразия жизни. В краеведческом музее с богатой экспозицией, в отделе спелеологии, висела чёрно-белая фотография, на которой запечатлено подземное озеро, а на нём резиновая лодка, а в лодке юноша — мой отец. Я, когда со знакомыми оказывался в музее, непременно с тайной гордостью показывал им эту фотку. Теперь всего этого, к сожалению, нет. Но в памяти всё осталось.

Мы ходили с отцом в Красные пещеры не один раз, и вскоре я уже пообвыкся настолько, что, когда подрос и мне подарили наконец-то велосипед «Украина», я в летние каникулы сам доезжал на велике до села Сорокино, потом катил по пыльной дороге между садов до подъёма к пещерам, дальше затаскивал велик на самый верх, прятал его в зарослях возле туфовой площадки и отправлялся гулять с фонариком по пещере, доходил до речки, дорогу к которой я уже знал твёрдо, и потом возвращался на велике домой.

Вообще, их несколько — фотографий, запечатлевших наши семейные вылазки на природу. И за ними, за этими фотографиями, — целый мир, щемящее и светлое чувство, даже не одно конкретное воспоминание, а целое кино, множество эпизодов, соединённых в одну ленту, где детство, молодые родители, природа и радость, солнце, клубящиеся облака, горы, свет, зелень леса и ледяная вода родников, счастье полноты бытия, думаю, что не только душевного, но и (пускай лишь отчасти) духовного. Потому что я чувствовал эту любовь, близость Бога, пусть даже не зная Его имени. Именно через природу, через бьющую через край полноту и красоту жизни Господь открывал величие и радость Своего присутствия. И ряд снимков запечатлел моменты этого радостного познания мира. Как в псалмах Давидовых: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

Есть в нашем семейном архиве и другие фотографии, запечатлевшие иной, но неотлучно связанный с тем — первым — опыт, который тоже осмелюсь назвать духовным, изумляясь в который раз полноте любви и снисхождения Божиего к людям, пусть даже пребывающим в неведении, но в неведении не по упрямству, вот что, думаю, важно, а по простоте и в силу сложившихся обстоятельств.

Вот мы с отцом и братом в Успенском Бахчисарайском монастыре, а точнее в том, что от него осталось, на его развалинах, потому что в середине семидесятых монастырь был уже совершенно заброшен и растащен по кирпичикам, так что остались только пещерный храм и кельи, а из наземных построек — дом настоятеля, в котором жили обычные люди. Помню затёртые, выцветшие фрески в нише храма, с выскобленными ликами, но перед фресками — скромные букеты в бутылках из-под молока — свидетельство неиссякаемой веры в неизбывное торжество красоты и правды. Это посещение монастыря произвело на меня потрясающее впечатление. Я чувствовал, что соприкасаюсь с чем-то совершенно необычайным, величественным и глубоким, невиданным до сих пор, с чем-то, что я не мог себе объяснить, но присутствие чего было очевидно и радостно. Примечательно, что много лет спустя я снова оказался в Успенском монастыре, жил здесь в самом начале его возрождения и здесь познакомился со своей будущей женой, так что Успенский скит (как назывался тогда монастырь) сыграл в моей жизни воистину судьбоносную роль.

Есть и ещё одна группа фотографий и воспоминаний детства. Связаны они с историей отчизны, с историей родного края. И эти воспоминания тем паче озарены светом истины, что край этот — благословенный Крым, политый по`том, слезами и кровью многих поколений, праведников, преподобных и мучеников.

Вот фотографии из Севастополя. Тоже вторая половина семидесятых. К нам тогда из Щебетовки приехала погостить семья маминого брата. И вот мы летним утром отправились все вместе в Севастополь. Для меня это было первое посещение великого города, и он как-то сразу меня покорил, ворвался в душу праздником света и счастья, овеянный доблестью и героизмом высокой жертвенности. То есть это были не какие-то слова, а реальность, которой дышали, кажется, сам воздух, вода и камни. Всё соединилось в одно яркое и светлое впечатление. Свежий морской ветер, Памятник затопленным кораблям, пушки Четвёртого бастиона, древние улочки Херсонеса, полуразрушенный Владимирский собор, мощь военной эскадры на рейде. А потом, через несколько лет, когда я был в Севастополе во время сборов по гребле, этот мой взгляд, этот опыт познания только расширился посещением военного кладбища на Северной стороне, слушанием рассказов о героических каменоломнях Шампань, прогулками по тихим, но хранящим свой особенный облик улочкам. Так что когда много лет спустя, в начале 1993 года, я снова вернулся в Севастополь — это была уже долгожданная и радостная встреча с любимым городом. И когда мне довелось пару недель пожить в только начинающем возрождаться Инкерманском монастыре — какие же это были незабываемые ощущения! Потому что я уже смотрел на город взглядом осознанной веры, и этот взгляд придавал всему осмысленную полноту, вбирал в себя все прежние впечатления, позволяя подумать над ними ясно и глубоко.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок играет и не хочет заниматься

Вообще наши детские чувства черпали пищу из реальной жизни. Каких-то искусственных интерактивных радостей вроде кино и мультиков было мало, и они не играли в нашей жизни решающего значения. Современные же дети в большинстве своём опасно пресыщены впечатлениями, информацией, ошеломляющим разнообразием выбора во всех областях и потому не способны, как мне кажется, к глубоким и сильным переживаниям. Здесь действует простой закон: не может испытывать подлинного вкуса пищи и естественной радости от еды тот, кто постоянно пребывает в пресыщении. Это одна сторона. А вторая — качество этой пищи душевной. Ну принято ругать сейчас всё подряд, чем пичкают наших детей, но ведь это во многом и справедливо. Потому что при всей кажущейся наивности наших детских впечатлений — они во многом были связаны с бережным и внимательным отношением к нам со стороны взрослых. Да, вот я понял сейчас, что именно то поколение, которое пережило войну, и разруху, и голод, и все те ужасы двадцатого века, которые свалились на голову нашей страны, — вот это поколение всё, что делало для нас, детей, делало с любовью и бережностью, с искренней заботой о нас, о нашей душе, стараясь привить нам любовь к добру и ограждая от зла. Есть ли сейчас в условиях всепожирающей индустрии плотоугодия эта любовь и бережность, эта действительная забота о благе, трепетное отношение к детской душе? Хочется сказать, что нет, но это, конечно, не так. Есть, потому что иначе земля и все дела на ней сгорели бы немедленно. Но как хочется, чтобы таких людей было больше. И вот что удивительно — это ведь в нашей власти. Верю, что в нашей отчизне будет всё больше таких добрых и чутких людей, способных напитать детские души добром, а не ядом страстей и пороков, приносящим только разлад, страдания и дешёвую прибыль.

Детская память порой сильнее реальности. Однажды отец зашёл со мной к старой своей знакомой, краеведу Людмиле Яковлевне Гуменюк. Она когда-то, когда отец ещё был мальчишкой, организовывала туристические походы и привила отцу любовь к природе, отчизне и родному краю. И вот мы к ней пришли в гости. А старая её коммунальная квартира, в цокольном полуподвале, с высокими потолками в таинственном полумраке, была музеем. Я просто одеревенел. Ну настоящий музей! Чего тут только не было. И какие-то доисторические окаменелости, и переливающиеся таинственными огнями минералы, картины местных художников, обломки амфор и древний турецкий ятаган, папки с фотографиями пещерных городов, и даже настоящий зуб мамонта. Меня совершенно покорила и сама хозяйка квартиры, и, конечно, её дом. Помню даже, как я под впечатлением на следующий день в детском саду рассказывал о новой своей необыкновенной знакомой. Впоследствии я много раз бывал в этой удивительной квартире. А потом хозяйка её умерла и годы пронеслись. И вот меня позвали освящать новую большую клинику, которая заняла целый квартал. И я хожу по помещениям этой клиники, освящаю их и вдруг до меня доходит, что где-то здесь, в недрах нового учреждения, когда-то располагалась квартира Людмилы Яковлевны — и одна, современная, реальность как бы накладывается на иную, бывшую, но не исчезнувшую, а продолжающую непостижимым образом существовать в моей душе и в моей памяти. Разве это не чудо? Но самое большое чудо заключается в том, что та — иная — реальность значила и значит для меня неизмеримо больше, чем какая-нибудь фактическая реальность, не дающая ничего ни уму, ни сердцу. И какая-нибудь старенькая квартира с тяжёлыми створчатыми ставнями, солнечный свет, пробивающийся из-за штор, пыль в столбе света, и давно забытый, но отрадный разговор, и много чего ещё — всё это реальнее и живее, чем деятельность какого-то совершенно чужого для меня банка или косметологической киники. Где она — реальность. В том ли только, что можно пощупать сейчас и увидеть своими глазами, а чаще ни то и не другое, а просто — осознать, что вот здесь стоит такое-то здание и в нём происходит такая-то коммерческая деятельность. Так что же реальнее — это новое здание с его жизнью или то, что было когда-то на этом месте и что продолжает питать душу? Для меня ответ очевиден. Да и не для меня только, а для всех, у кого есть дорогие сердцу воспоминания, даже если места этих воспоминаний давным-давно замещены иной реальностью.

Вот почему так важно, чтобы опыт действительно церковной жизни соединялся в наших детях с опытом радостного и тёплого общения в семье, с опытом познания природы, созидательного труда, истории родного края, любви к родине. И думается, вот именно из таких воспоминаний детства и могут вырасти поколения православных людей в полной мере церковных и способных ценить красоту и величие Божиего мира, стремящихся познать и раскрыть в себе полноту Божиего замысла о человеке.

Я благодарен родителям за то, что они при всей в общем скудости бытовой дали нам с братом представление о богатстве теплоты, и любви, и верности в семейной жизни. Раньше я этого не понимал и даже не ценил, пожалуй. Но теперь, когда вокруг столько горьких и тягостных примеров разрушения семей из-за эгоизма, страстей, капризов и амбиций. Когда столько вокруг развала и распада нравственного, душевного, я понимаю, как это важно, и понимаю также, что правильное церковное воспитание именно призвано освятить и оживотворить, обогатить душевную и телесную жизнь человека не потаканием прихотям и страстям, а дарованием человеку способности видеть, чувствовать и ценить в этом мире присутствие Божественной радости, красоты и правды.

Недавно, после долгого перерыва, мне снова довелось пройти по Старому городу, по улицам моего детства. И вот что делает память с человеком! Вдруг нахлынули разом все те образы, ощущения, чувства, которые запечатлелись в душе за всё время, пока я ходил по этой дороге домой. Всё, всё ожило: старые дома, акации, прогалины брусчатки, запах прогоревшего угля и уютной ветхости, хлопающее на ветру бельё и шорох палой листвы, подгоняемой ветром, — всё моментально наполнилось в душе теми давними и до поры до времени забытыми чувствами. Я знал, что иду по делу, но чувствовал, что иду домой. Я знал, что в доме моём давно живут чужие люди, но чувствовал, что ждут родные и это так естественно и просто. что слёзы наворачиваются на глаза. Я знал, что пройду мимо, но чувствовал, что сейчас заверну в проулок, потом во двор и, как всегда, окажусь в том добром, уютном мире, которого больше нет, но который я так сильно люблю! Сладкая, светлая мука — оказаться в реальности красоты, озаряющей память и живущей едва ли не явственнее, чем всё то, что доступно в «действительности».

Взрослые, дорогие взрослые! Давайте будем делать всё возможное для того, чтобы у наших детей были такие воспоминания жизни, которые помогут им преодолеть страшную и жестокую правду существования! Потому что эти воспоминания — не то, что относится к прошлому. Это отсветы Царствия Божиего. Это отголоски вечности, облечённые в мимолётные образы земной скоротечной жизни.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Если так задуматься, то я могу вспомнить какие то отрывки своего детства в 6 лет. В 7 лет уже больше, а в 5 скорее всего ничего не помню. Знаю, что многие ответят, что помнят себя чуть ли не с трех лет, но это скорее всего «рассказанные» воспоминания или того хуже — придуманные.

Так почему же мы не помним свои ранние детские годы? Ответ на этот вопрос искали многие ученые. Среди них — невролог Зигмунд Фрейд и психолог Герман Эббингауз. Была своя теория памяти и у физика Роберта Вуда. Но именно Фрейд ввел термин «детская/младенческая амнезия».

Объясняется она несколькими причинами.

Обычно отдельные воспоминания о детстве начинаются примерно с трех лет, а более развернутые — с шести-семи. Правда, бывают исключения: иногда дети рассказывают о событиях, которые происходили с ними, когда им не было и полутора лет. Но в этом случае трудно понять, помнит ребенок это сам или ему «помогли» рассказы взрослых.

Л.Н. Толстой в детские годы и во взрослом возрасте

Так, Лев Толстой в повести «Моя жизнь» писал, что помнит себя с 10-дневного возраста, с крестин: «Вот первые мои воспоминания. Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться».

Роберт Вуд считал, что детскую память о событии можно закрепить при помощи добавочных ассоциаций. Чтобы исключить влияние рассказов взрослых на воспоминания ребенка, он поставил следующий опыт. В течение недели ежедневно ставил в камин статуэтку собачки и клал ей на голову кусочек пушечного пороха. Держа на коленях свою полуторагодовалую внучку Элизабет, Вуд поджигал порох, и тот ярко вспыхивал. При этом физик говорил: «Это фази-вази». Когда внучке было около пяти, она однажды сказала: «Фази-вази». На вопрос Вуда, что это значит, ответила: «Вы ставили собачку в камин и клали ей на голову огонь».

Впрочем, детские воспоминания ненадежны. Психолог Элизабет Лофтес подтвердила это экспериментом: сочинила правдоподобную историю о переживании, которое привлеченные ею к опыту добровольцы якобы испытали в детстве, потерявшись в супермаркете. А для убедительности сослалась на рассказы родителей. Разумеется, ничего подобного родители не говорили. В итоге 30 % участников эксперимента признали историю истинной, а некоторые даже подробно ее «вспомнили».

Получается, если человек принял выдумку, впоследствии он просто дополняет чужой рассказ личными внутренними образами и перестает отличать от реальных воспоминаний. Поэтому изучать память детей намного сложнее, чем взрослых.

Фрейд считал, что воспоминания «стираются», чтобы вытеснить первые переживания ребенка.

Ученые выдвигают и другие версии. Второе объяснение более материалистическое: у ребенка не развит в достаточной степени отдел мозга, отвечающий за запись воспоминаний, — гиппокамп. Полностью он формируется к семи годам и продолжает развиваться в юности, именно поэтому детство и отрочество — идеальный период для обучения. А у младенцев, увы, нет толкового инструмента для записи событий — нет и самой записи.

Объяснение третье: во всем виноваты растущие нервные клетки. Мы привыкли говорить, что «нервные клетки не восстанавливаются». Но раннее детство как раз время интенсивного развития клеток головного мозга и формирования новых структур из них. Правда, в ходе этого развития часть прежних структур становится ненужной. Активно накапливаются свежие воспоминания — и столь же активно «стираются» старые, чтобы не перегружать информацией пока неокрепший детский мозг. Все логично: зачем хранить то, что, с точки зрения растущего организма, более никогда не понадобится? Впрочем, существует гипотеза, что ранние воспоминания где-то хранятся, но доступа к ним мы не имеем.

Объяснение четвертое: способность помнить связана у детей с развитием речи. Ребенок запоминает только то, что сам может выразить словами; нет слов — нет воспоминаний. Дети, которые поздно научились говорить, воспроизводят меньше событий, чем их более разговорчивые сверстники.

Каждая мама обязана знать:  Папа хочет уйти от нас...

Наконец, еще одно объяснение: во всем виноваты родители, а нижняя граница детской памяти определяется особенностями окружения. Доказано, что в разных странах средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, отличается примерно на два года. Если в культуре страны принято интересоваться воспоминаниями ребенка и беседовать с ним, рассказывать семейные предания, истории, он помнит себя в более младшем возрасте. Если же детские воспоминания никого не интересуют, ребенок будет помнить о себе намного позже. Отсюда вывод: если заниматься с малышом, его память будет иметь больший объем.

Почему воспоминания раннего детства не сохраняются

Одно из самых интригующих явлений в психологии — феномен «детской амнезии». Большинство людей не способны вспомнить о событиях, произошедших с ними в возрасте до трех лет. Но почему?

Мало кто способен вспомнить празднование своего первого дня рождения или же другие события раннего детства. Хотя и первые переживания имеют большое значение при развитии психики человека, в памяти они не сохраняются.

Это явление известно под названием «детская амнезия». Хотя уже двух- или трехлетний ребенок хорошо помнит, что происходило с ним несколько месяцев назад, через год эти воспоминания поблекнут, а затем исчезнут вовсе.

Многие детские психологи считают, что наплыв новой информации в мозг ребенка настолько интенсивен, что старые воспоминания попросту вытесняются «на обочину» памяти.

В одном исследовании было показано, что дети трех лет хорошо помнят все, что с ними происходило за последний год. Эта информация хорошо сохраняется в памяти даже у семилетних: опрашиваемые дети восстанавливали на 72% события, описанные ими четыре года назад.

Однако уже через год воспоминания детства стирались; дети могли вспомнить лишь на 35% то, о чем рассказывали в трехлетнем возрасте.

Эта перемена, по мнению специалистов по детской психологии, связана с изменением способа запоминания новой информации. Начиная с семи лет, дети запоминают события линейно, т. е. как они развивались в пространстве и времени.

Потребность запоминания событий и каталогизирования их соответственно личному графику своей жизни может вызвать стирание ранней памяти, которая хранится в мозгу в хаотическом виде.

У младенцев память формируется иначе

Младенцы обладают как семантической, так и эпизодической памятью. Семантическая память образуется при обработке информации, полученной не из личного опыта (названия цветов, исторические даты и события и т. д.). Эпизодическая же память, наоборот, опирается исключительно на личный опыт (первый день в школе; авария, увиденная своими глазами).

С течением времени, эпизодическая память может стать семантической. Так, например, человек забывает, что он впервые узнал о собаке, играя со своей собственной; он просто знает, что собой представляет собака.

Ученые считают, что причиной того, что мы не способны вспомнить события из раннего детства, связаны с тем, как именно хранятся и вызываются воспоминания. Как семантическая, так и эпизодическая память, хранятся в различных частях коры головного мозга. Только к 3-4 годам гиппокамп объединяет все эти разбросанные островки информации в единую сеть.

С помощью этой сети дети и взрослые могут быстро получить доступ к хранящейся в их памяти информации. Статья 2014 года в журнале Science пролила новый свет на явление детской амнезии.

Авторы статьи рассмотрели вопрос постоянного формирования новых клеток в младенческом мозгу. Нейрогенез, процесс роста новых нейронов, не прекращается на протяжении всей жизни любого млекопитающего.

Однако у младенцев нейроны возникают на повышенной скорости, причем именно в гиппокампе, центральном управляющем органе памяти.

Специалисты провели ряд экспериментов на подопытных грызунах. Они предположили, что повышенное производство новых нейронов в гиппокампе создает помехи при доступе к памяти.

Действительно, когда ученые с помощью лекарственных препаратов замедлили нейрогенез у грызунов, память у последних улучшилась. Ускорение роста нейронов привело к обратному эффекту.

У всех ли теряется детская память?


Несмотря на все исследования вокруг детской амнезии, все еще остается неясным, когда именно теряются младенческие воспоминания. Некоторые взрослые люди все же хорошо помнят все, что происходило с ними в возрасте 2-3 лет.

Была высказана интересная гипотеза о том, что сохранение детской памяти связано с амбидекстрией. В статье, опубликованной в журнале Neuropsychology, выдвигается предположение о том, что люди, которые пользуются одинаково хорошо как правой, так и левой рукой (амбидекстры), помнят младенческие переживания лучше правшей.

Ученые попросили 100 студентов-испытуемых, среди которых были амбидекстры и правши, написать о двух событиях из самого раннего детства. Одно из них должно было сохраниться в их собственной памяти, а о втором они должны были знать исключительно по словам родителей или других очевидцев.

Оказалось, что амбидекстры вспоминали эпизоды из значительно более раннего детства, нежели правши. Более того, воспоминания со слов родителей (семантическая память) у них оказывались также из более ранних периодов жизни.

Исследователи считают, что сохранение детской памяти у амбидекстров связано с тем, что коммуникационные связи между правым и левым полушариями у них развиты значительно сильнее, нежели у правшей.

Почему мы не помним себя с рождения — кто скрывает от нас тайну

Наше детство. Глядя на ребятишек из соседнего двора, понимаешь, что это самая беззаботная пора в жизни каждого человека. Однако, нам недоступны воспоминания о нашем детстве или появлении на свет. С чем связана эта тайна? Почему мы не должны запомнить себя в детские годы. Что скрывается за этим провалом в нашей памяти. И вот в какой-то момент внезапно промелькнувшая мысль, почему мы не помним себя с рождения, заставляет нас копаться в тайнах неизведанного.

Почему мы не помним наше рождение

Казалось бы, такой важный момент, как рождение, должно было отпечататься в нашем мозгу навечно. Но нет, какие-то яркие события из прошлой жизни иногда всплывают в подсознании, а самое главное – навсегда стерлось из памяти. Не удивительно, что лучшие умы психологии, физиологии и религиозной сферы пытаются разобраться в столь интересном факте.

Стирание памяти с точки зрения мистики

Исследователи, занимающиеся изучением не изведанной мистической стороны существования нашей вселенной и Высшего разума, дают свои ответы на вопросы, почему участки памяти человека стирают возможность воспроизвести процесс рождения.

Что такое Душа человека

Главный упор делается на Душу. В ней содержится информация о:

  • прожитых периодах жизни,
  • эмоциональных переживаниях,
  • достижениях и неудачах.

Почему мы не помним как родились

С физической точки зрения человеку не дано понять душу и расшифровать хранящиеся в ней факты.

Предполагается, что эта субстанция посещает образовавшийся эмбрион на десятый день его существования. Но она обосновывается там не навсегда, а покидает его на время, чтобы вернуться за месяц-полтора до рождения.

Научные обоснования

Но нам не доступна возможность запомнить очень важный момент в нашей жизни. Это получается в связи с тем, что душа никак не хочет «делиться» с телом сведениями, которыми обладает сама. Сгусток энергии бережет наш мозг от лишних данных. Скорее всего, процесс создания человеческого эмбриона слишком таинственен и не подлежит разгадке. Внешнее мироздание использует тело лишь в качестве внешней оболочки, тогда, как душа бессмертна.

Человек рождается в муках

Отчего мы не помним, как появились на этот свет. Точные доказательства этого феномена не получены. Имеются лишь предположения, что виной всему сильнейший стресс, пережитый при рождении. Ребенок из теплой материнской утробы выбирается по родовым путям в неизвестный ему мир. В процессе он испытывает боль в связи с изменяющейся структурой его частей тела.

Как формируется память

Рост человеческого организма напрямую связан со становлением памяти. Взрослый запоминает самые выдающиеся моменты в своей жизни и помещает их в «хранительный» отсек своего мозга.

У деток все происходит немного по-другому.

  • Положительные и отрицательные моменты и события откладываются в «подкорке» их сознания, но, при этом, уничтожают имеющиеся там воспоминания.
  • Мозг ребенка еще недостаточно развит для хранения обильных объемов информации.
  • Вот почему мы не помним себя с рождения и не храним детские памятные впечатления.

Что мы помним из детства

Детская память развивается в периоде с 6 месяцев до 1,5 лет. Но она уже тогда подразделяется на долгосрочную и краткосрочную. Ребенок узнает окружающих его людей, может переключаться на тот или иной предмет, умеет ориентироваться в квартире.

Еще одно научное предположение о том, почему процесс появления в этом мире мы забыли совершенно, связан с незнанием слов.

Младенец не говорит, не может сопоставить происходящие события и факты, правильно описать увиденное. Инфантильная амнезия – именно такое название получило отсутствие детских воспоминаний у психологов.

Ученые высказывают свои догадки об этой проблеме. Они считают, что в качестве ниши для хранения важных пережитых событий дети выбирают кратковременную память. И это никак не связано с отсутствием умения создавать воспоминания. Любой человек не только не может рассказать, как происходило его рождение, но течение времени заставляет его забыть и другие важные в определенном периоде яркие моменты жизни.

Существуют две главные научные теории, которые пытаются разобраться в этом непростом вопросе.

Название Описание
Теория Фрейда Всемирно известный Фрейд, продвинувший важные изменения в области медицины и психологии, имел свое мнение по поводу отсутствия детских воспоминаний.
  • Его теория построена на сексуальной привязанности ребенка, не достигшего возраста пяти лет.
  • Фрейд считал, что информация блокируется на подсознательном уровне, так как один из родителей пола, противоположного малышу, воспринимается последним более позитивно, чем другой.

Иными словами, девочка в раннем возрасте сильно привязана к отцу и испытывает ревностные чувства к матери, возможно, даже ненавидит ее.

  • Достигнув более осознанного возраста, мы понимаем, что наши чувства негативны и противоестественны.
  • Поэтому, стараемся стереть их из памяти.

Но широкого распространения эта теория не получила. Она так и осталась исключительно позицией одного человека в отношении отсутствия воспоминаний о раннем периоде жизни.

Теория Харка Хоуна Что доказывал ученый: почему мы не помним детство

Этот врач считал, что ребенок не чувствует себя отдельно взятой личностью.

Он не умеет разделять знания, полученные в результате собственного жизненного опыта, и те эмоции и чувства, которые испытывают другие люди.

Для малыша все едино. Поэтому, память и не сохраняет момент рождения и детство.

Каким же образом, дети умеют отличать папу и маму, если еще не научились говорить и запоминать? Им в этом помогает семантическая память. Ребенок с легкостью ориентируется в комнатах, показывает, не путаясь, кто папа, а кто мама.

Именно долговременная память хранит важную информацию, такую необходимую для того, чтобы выжить в этом мире. «Хранилище» подскажет комнату, где его кормят, купают, одевают, место, где спрятано лакомство и так далее.

Так почему мы не помним себя с рождения:

  • Хоун считал, что подсознание момент рождения считает ненужным и негативным явлением для нашей психики.
  • Поэтому, воспоминание о нем хранит не в долговременной, а в кратковременной памяти.

Почему некоторые помнят себя в детстве

С какого возраста мы начинаем запоминать происходящие с нами события? Среди ваших знакомых, скорее всего, есть люди, утверждающие, что они помнят свои младенческие годы. Если вы принадлежите к их числу, то перестаньте себя обманывать. И не верьте другим, которые доказывают, что это так.

Мозг стирает события из детства

Взрослый человек может вспомнить моменты, которые с ним происходили после пяти лет, но никак не ранее.

Что доказали ученые:

  • Инфантильная амнезия полностью стирает из воспоминаний первые годы жизни.
  • Новые клетки мозга, формируясь, уничтожают все ранние памятные события.
  • Это действие в науке носит название нейрогенез. Он постоянен в любом возрасте, но в младенчестве проходит особенно бурно.
  • Имеющиеся «ячейки», хранящие определенную информацию, перезаписываются новыми нейронами.
  • В итоге, новые события полностью стирают старые.

Удивительные факты человеческого сознания

Наша память многообразна и до конца не изучена до сих пор. Многие ученые пытались докопаться до истины и определить, как оказывать на нее влияние, заставляя создавать нужные нам «камеры хранения». Но, даже бурное развитие информационного прогресса, не дает возможности сделать такую рокировку.

Тем не менее, некоторые моменты уже доказаны и могут вызвать у вас удивление. Ознакомьтесь с некоторыми из них.

Факт Описание
Память работает даже при повреждении одной части полушария мозга
  • В обоих полушариях присутствует гипоталамус. Так называется отдел мозга, который отвечает за правильную работу памяти и познания.
  • Если он поврежден в одной части и остается без изменений во второй, функция запоминания будет работать без перебоев.
Полной амнезии практически не бывает В реальности полной потери памяти практически не существует. Вы часто смотрите фильмы, в которых герой стукнулся головой, в результате – предыдущие события полностью испарились.

В действительности практически невозможно, что в период первой травмы все забыто, а после повторной – все восстанавливается.

  • Полная амнезия встречается очень редко.
  • Если человек пережил негативное психическое или физическое воздействие, то он может забыть сам неприятный момент, не более того.
Начало мозговой деятельности у младенца начинается еще в состоянии эмбриона Через три месяца после того, как яйцеклетка оплодотворится, малыш уже начинает помещать в ячейки своего хранилища определенные события.
Человек способен запомнить много информации
  • Если вы страдаете забывчивостью, это не значит, что у вас проблемы с запоминанием.


Просто, у вас не получается выудить необходимые факты из вашего хранилища, объем которого безграничен.

Доказано, сколько слов способен запомнить мозг человека Эта цифра равняется 100 000.

Столько слов, но почему мы не помним себя с рождения, вот об этом интересно все таки узнать.

Ложная память существует Если с нами происходят неприятные события, травмирующие нашу психику, сознание может отключать воспоминание о таких моментах, заново воссоздавая, преувеличивая или искажая их.
Во время сна работает кратковременная память Именно поэтому сны, в основном, передают недавние происходящие с нами жизненные факты, о которых мы на утро и не вспоминаем.
Телевизор убивает способность запоминать
  • Рекомендуется смотреть голубой экран не более двух часов.
  • Особенно, это актуально для людей в возрасте от сорока до шестидесяти лет.
  • В случае, если перед телевизором проводить слишком много времени, повышается риск болезни Альцгеймера.
Рост мозга происходит до двадцати пяти лет
  • В зависимости от того, как мы нагружаем и тренируем наш мозг в ранней молодости, будет работать голова в будущем.
  • Пустота и провалы в запоминании возможны в случае, если в ранний период мы чаще всего занимались пустым времяпровождением.
Всегда нужны новые и уникальные впечатления Память любит нивизну

Вы никогда не задумывались над тем, почему время так быстротечно?

Почему одни и те же впечатления и эмоции в дальнейшем лишены новизны?

Вспомните вашу первую встречу с любимым. Появление первенца. Ваш отпуск, которого ждали целый год.

  • Эмоциональное состояние при первоначальных впечатлениях у нас приподнятое, приливы счастья надолго остаются в нашем мозгу.

Но, когда это повторяется, то уже кажется не таким радостным, а мимолетно.

После того, как вы только утроились на работу после учебы, первый отпуск вы ждете с нетерпением, проводите его с пользой и не спеша.

Третий и остальные уже пролетают как один миг.

То же самое касается и ваших взаимоотношений с близким человеком. Сначала вы считаете секунды до следующей встречи, они вам кажутся целой вечностью. Но, после совместно прожитых лет, вы не успеваете оглянуться, как уже отмечаете тридцатилетний юбилей.

  • Поэтому, подпитывайте мозг новыми, волнительными событиями, не давайте ему «заплыть жиром», тогда и каждый день в вашей жизни будет легким и запоминающимся.

Что можно вспомнить из детства

Какие самые яркие воспоминания из детства помните вы? Мозг ребенка устроен таким образом, что он не восприимчив к звуковым ассоциациям. Чаще всего он способен запоминать увиденные события или те, которые детки попробовали на ощупь.

Хотя, что любопытно, голос матери маленький вычисляет из тысячи других звуков и моментально успокаивается, когда его слышит.

Испытываемые в младенчестве страх и боль вытесняются из «камер хранения» и замещаются позитивными и хорошими впечатлениями. Но некоторые люди способны помнить только негативные моменты из жизни, а счастливые и радостные они напрочь стирают из памяти.

Почему наши руки помнят больше чем мозг

Телесные ощущения человек способен воспроизводить более подробно, чем сознательные. Проведенный эксперимент с десятилетними детьми доказал этот факт. Им показали фото их друзей из ясельной группы. Сознание не узнало увиденное, только кожно-гальваническая реакция выдала, что детки все же вспомнили своих подросших товарищей. Определить это возможно по электрическому сопротивлению, испытываемому кожей. Оно изменяется при возбуждении.

Почему память помнит переживания

Эмоциональное воспоминание покрывается шрамами в результате самых негативных наших переживаний. Таким образом, сознание предостерегает нас на будущее.

Но иногда психика просто не имеет возможности справиться с перенесенной душевной травмой.

  • Ужасные моменты просто не хотят складываться в пазл, а представляются в нашем воображении в виде разрозненных отрывков.
  • Такой печальный опыт храниться в имплицитной памяти разорванными кусочками. Мелкая деталь – звук, взгляд, слово, дата события – способна воскресить прошлое, которое мы пытаемся вычеркнуть из глубин нашего мозга.
  • Чтобы навязчивые ужасные факты не воскрешались, каждый пострадавший использует принцип так называемой диссоциации.
  • Переживания после травмы дробятся на отдельные, бессвязные фрагментики. Тогда они не так ассоциируются с реальными кошмарами из жизни.

Существуют ли на самом деле варианты ответа на вопрос, почему мы не помним себя с рождения? Может быть, эту информацию все же можно вытащить из глубин нашего вместительного хранилища?

Как вернуть память с помощью гипноза

При возникновении определенных проблем мы чаще всего обращаемся к психологам. Чтобы помочь справиться с ее решением, специалисты в некоторых случаях прибегают к сеансам гипноза.

Часто считают, что все наши болезненные настоящие переживания родом из глубокого детства.

В момент транса пациент может перечислить все свои потаенные воспоминания, даже сам не подозревая об этом.
Иногда, индивидуальная не подверженность гипнозу не дает возможности погрузиться в ранние периоды жизненного пути.

Некоторые люди на подсознательном уровне ставят глухую стену и защищают свои эмоциональные переживания от чужих. Да и научного подтверждения такой метод не получил. Поэтому, если некоторые будут вам рассказывать о том, что они прекрасно помнят момент своего рождения, не воспринимайте эту информацию всерьез. Чаще всего это простые выдумки или ловкий профессиональный рекламный трюк.

Почему мы помним моменты, происходящие с нами, после достижения 5 лет

Сможете ли вы дать ответ:

  • Что вы помните из своего детства?
  • Какие первые впечатления были у вас после посещения ясельной группы?

Чаще всего люди не могут дать хотя бы какой-либо ответ на эти вопросы. Но, тем не менее, не менее семи объяснений этому феномену все же есть.

Причина Описание
Не созревший мозг Корни этой гипотезы пришли к нам издавна.
  • Раньше предполагали, что еще не достаточно сформированное мышление не дает памяти работать «на полную катушку».

Но в настоящее время многие ученые спорят с таким утверждением.

  • Они считают, что к году ребенок получает полностью зрелую часть мозга, которая отвечает за запоминание происходящих фактов.
  • Нужного уровня позволяет достичь своевременно подключающиеся краткосрочные и долгосрочные виды памяти.
Отсутствующий словарный запас В связи с тем, что до трех лет ребенок знает минимальное количество слов, он не в состоянии четко описать события и окружающие его моменты.
  • В голове могут мелькать бессвязные кусочки ощущений раннего детства.
  • Но нет возможности четко отделить их от более поздних восприятий.

К примеру, девочка запомнила запах бабушкиных пирожков в деревне, где она провела время до года.

Мышечная форма
  • Дети способны осознавать все с помощью телесных ощущений.

Вы же видели, что они постоянно копируют движения взрослых, постепенно доведя свои действия до автоматизма.

Но с этим утверждением спорят психологи.

  • Они считают, что даже в утробе матери развивающийся эмбрион слышит и видит, но не может связать свои запоминания воедино.
Отсутствие чувства времени Чтобы сложить картинку из мелькающих деталей из детства, нужно понимать, в каком конкретно периоде произошло соответствующее событие. А ребенок еще не может этого сделать.
Память «с дырками»
  • Объем, который может запоминать мозг, взрослого человека и ребенка различен.
  • Для того, чтобы сохранить информацию для новых ощущений, малышу нужно освободить место.
  • В то время, как взрослые дяди и тети хранят в своих ячейках множество фактов.
  • Наукой доказано, что пятилетние детки помнят себя в более раннем возрасте, но, когда они начинают ходить в школу, их воспоминания уступают место новым познаниям.
Нет желания запоминать Интересна позиция пессимистов, которые утверждают, почему мы не помним себя с рождения.

Оказывается, в этом виноваты неосознанные страхи:

  • не бросит ли мама,
  • покормят ли меня.

Беспомощное свое состояние все пытаются вытеснить из неуютных воспоминаний. И, когда мы самостоятельно себя в состоянии обслуживать, с этого момента начинаем «записывать» всю получаемую информацию и воспроизводить ее, при необходимости.

Очень важный период жизни Мозг как компьютер

  • Оптимистически настроенные исследователи склонны к тому, что возраст до пяти лет – самый решающий.

Вспомните работу компьютера. Если мы будем вносить изменения в системные программы по своему усмотрению, то это может привести к сбою всей системы в целом.

  • Поэтому, и не дано нам возможности вторгаться в младенческие воспоминания, так как именно тогда формируются наши поведенческие характеристики и подсознание.

Так помним или нет

Нельзя считать, что все вышеперечисленные гипотезы верны на все сто процентов. Так как момент запоминания очень серьезный и не до конца изученный процесс, слабо вериться, чтобы на него оказывал влияние только один из перечисленных фактов. Конечно, любопытно получается, что мы храним массу разнообразных вещей, а свое рождение не представляем. Это самая величайшая тайна, которую не может разгадать человечество. И, скорее всего вопрос, почему мы не помним себя с рождения, будет волновать великие умы еще не один десяток лет.

Очень интересны ваши комментарии – помните ли вы себя в детстве.

Каждая мама обязана знать:  Подраздел с возможностью перечисления средств для помощи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация