Детские проблемы


Содержание

Детские психологические травмы — взрослые проблемы!

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами». И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие. Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты.
1. Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.
2. Развод родителей.
3. Гиперопека со стороны старших.
4. Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.
5. Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими. В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер. Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов. Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью. Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в девстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан. Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”. Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является: “Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это. Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”. Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”. Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай”. В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми. По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни. Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет. Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy». Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости. И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины. Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке. Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить. Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека. Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера. Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его. Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия)занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом. Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. В. Маяковский писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”. На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами. Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии. Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой. Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века). К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы. Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:
— любой эмоционально-душевной травмы,
— любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),
— любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
— любых эмоционально-шоковых потрясений.

«Пусть психолог поработает». 7 проблем ребенка, которые нельзя решить без родителей

Когда подросток совершает суицидальную попытку или приносит в школу оружие и расстреливает своих учителей и одноклассников, уже поздно его воспитывать и выяснять, в чем причина. Это уже преступление, которое он совершает против себя или против других, это агрессия, которая уже скопилась в его юной душе. И это послание нам о том, что что-то очень важное он не получил от нас, взрослых, в первую очередь, от своих родителей, что заставляет его испытывать разрушительные чувства по отношению к себе и к другим.

Как научиться языку общения с подростком

Да, для ребенка необходимо каждодневное общение с родителями, дом, семья – это базовая вещь. Психическое и физическое благополучие начинается для каждого ребенка с того, в какой обстановке он просыпается, говорят ему «доброе утро» или нет, ловит ли он на себе внимательный, заботливый взгляд родителей или…

Для того, чтобы понимать, что волнует вашего ребенка сейчас, в данный момент, ему нужно уделять 10-15 минут вашего времени ежедневно, а не только по выходным дням. И это только его время, без телефона, еды и телевизора. Ребенок должен чувствовать, что его любят, что он родителям не безразличен, им интересуются, интересуются его жизнью, его увлечениями. Это вроде бы звучит как общие слова, но на самом деле – это конкретные рекомендации, без выполнения которых не обойтись.

Каждая мама обязана знать:  Как спокойно сдать ЕГЭ

Если не получается найти общего языка с ребенком, надо идти к специалисту, к психологу. К нам в Московскую службу психологической помощи населению родители приходят часто именно по таким вопросам, жалуясь, что не могут наладить диалог со своими детьми. Когда начинаешь анализировать ситуацию, выясняется: родители не умеют разговаривать со своими детьми. Они или сразу начинают на ребенка давить, стремятся поставить его на место, дают понять, что в диалоге с ребенком они главные. Или просто пропускают мимо ушей все, что ребенок им говорит, о чем спрашивает. А с ребенком, тем более с подростком, надо договариваться, причем по-дружески, уметь выслушать его позицию, доступно и понятно изложить свою.

Нужно все время быть за столом переговоров, общаться, идти на компромиссы, обсуждать какие-то вещи – все это требует времени и большого терпения. Потому что подросток раздражает своей непоследовательностью, претензиями, самонадеянностью.

Это все надо уметь принимать. И через это, справившись с эмоциями, все равно с ним говорить и помнить, что он еще не способен самостоятельно справиться со своими чувствами и проблемами.

Если у ребенка в семье есть поддержка, он может справиться с проблемами, которые у него возникают и в школе, и на улице. Без поддержки родителей, один, он может и не справиться, и тогда здесь начинает работать принцип все увеличивающегося снежного кома: проблемы, с которыми ребенок не справляется, могут накапливаться, деформировать его личность, развиваться в комплексы, влиять на его учебу, поведение и самочувствие.

7 проблем, которые нужно решать при поддержке взрослых

Адаптация в школьной среде. Эта проблема бывает и у малышей, и у подростков. В начальной школе ребенок не всегда может вписаться в новую школьную среду, в среду одноклассников. Ребенок не умеет общаться с другими детьми, не знает, как общаться с незнакомыми взрослыми, не понимает того, что ему говорит учитель. Опытный учитель в этом случае постарается выйти на разговор с родителями и через родителей выстроить контакт с ребенком. А неопытный педагог будет красными чернилами писать в дневнике или в тетради, пытаясь так общаться с родителями, что вызывает только неприязнь и раздражение у обеих сторон и трудности в учебе ребенка. Модное сегодня общение педагога с родителями через интернет тоже носит лишь информативный характер, необходимо живое общение учителя с родителями.

– Неумение учиться и «принуждение» к учебе. У каждого ребенка свой организм и свои физические возможности. Когда ребенок приходит в школу, он должен достаточно долгое время заставлять себя сидеть на месте, слушать то, что ему говорят, запоминать, писать. Дома он тоже делает домашнее задание, что-то читает дополнительно. Если ребенок не умеет себя «заставлять» делать все это, – это одна из причин, почему он в школе начинает вдруг хронически отставать от своих сверстников. Готовить к этому, учить этому ребенка нужно перед школой. Если отставание начинается с первого класса и родители не помогают ребенку включиться в учебный процесс, у него формируется отвращение к процессу обучения, и он начинает искать другие способы самовыражения за пределами школы.

Другая крайность – ребенок перегружен учебой. Он еще до школы учил стихи, ходил в кружки и на секции и так далее, и так далее. На протяжении уже долгого времени он слишком много сил тратил на то, чтобы быть лучшим для своих родителей. Этими детьми в первую очередь движет желание понравиться родителям, доставить им удовольствие. К подростковому возрасту эта мотивация ломается и обычно маленькие гении становятся троечниками, им просто все надоедает, они устают быть лучшими. Обычно такому ребенку в детстве не хватило времени на то, чтобы поиграть, подурачиться, побездельничать, и он, став подростком, наверстывает упущенное.

– Проблема реальной физической усталости. Ребенок испытывает хроническое недомогание, ему не хватает сил ни на что, ни дома, ни в школе. В таком случае необходимо обращаться к врачу. Проверить в первую очередь здоровье ребенка на предмет невыявленных хронических заболеваний. Учитель может обратить на это внимание родителей, но решать эту проблему необходимо родителям, и как можно скорее. Возможно, ребенку понадобится надомное обучение.

– Невыявленные заболевания. Это может быть проблема гиперактивности или синдрома дефицита внимания у ребенка, за проявления которого его ругают, считая, что он просто из-за вредности неусидчивый, невнимательный и вообще плохо себя ведет. Это может быть и элементарная миопия, то есть плохое зрение у ребенка. Он плохо видит, не разбирает, что пишут на доске. Но обычно эти особенности здоровья ребенка обнаруживаются при поступлении в школу.

У ребенка, особенно у детей со слабой нервной системой, от перенапряжения в школе могут начаться какие-то психологические реакции – нарушение сна и питания, страхи, стойкое нежелание идти в школу или ребенок начинает болеть чаще обычного. Нервная система дает сбой, и причиной могут быть школьные нагрузки и то, что родители не замечают состояние ребенка. Ведь главные взрослые для ребенка – это родители, а не педагоги в школе и кружках. В этом случае надо пересмотреть общую нагрузку, исключить дополнительную интеллектуальную нагрузку и начать укреплять здоровье ребенка.

Проблемы между родителями. Иногда к нам обращаются родители, жалуясь на плохое поведение или плохую успеваемость ребенка в школе, нежелание учиться, чтобы мы помогли их детям решить эту проблему. Причиной же является то, что родители – в ссоре, в затяжной конфликтной ситуации. Семейное неблагополучие сильно влияет на школьную успеваемость ребенка. И тогда надо решать проблему родителей, а не ребенка.

– В зоне риска находятся дети со слабой нервной системой, которая передается по наследству. Если родители тревожные, то и дети, соответственно, тревожные. Если родители с подвижной нервной системой, то и дети такие же – у них часто меняется настроение, они более чувствительны. Одного ребенка подразнили, он ответил и пошел дальше или просто не придал этому значения, с него «как с гуся вода». Другой же ребенок будет переживать из-за такого к нему отношения и воспринимать случившееся как личное несчастье, как личную трагедию.

Буллинг, всегда существовавший в школе, который может привести подростка к необдуманным поступкам, «саморазрушающему» поведению, как раз направлен на таких детей, которые не похожи на остальных, выбиваются из общего ряда. Они более чувствительные, более слабые, иногда – более яркие в своих эмоциональных проявлениях. Такие дети чаще других подвергаются нападкам, их дразнят, на них срывают свою агрессию другие дети, у которых тоже существуют свои психологические проблемы.

Такой ребенок не может за себя постоять, за него не могут или не хотят заступиться его родители, и это видно всем. Поэтому к нему больше всего и придираются, и пристают. Причем это делают не только дети, но и учителя. Если неквалифицированный учитель терпит педагогическую неудачу в классе, то, в первую очередь, он «срывается» именно на таких детях. В школе ребенок учится не только учиться, но и общаться с самыми разными людьми, противостоять жесткости, а иногда жестокости социальной жизни.

Чем занимаются школьные психологи

Для разрешения конфликтных, проблемных школьных ситуаций между детьми, между учителем и учеником, учителем и родителями нужен психолог. Школьный психолог не должен заниматься бесконечной диагностикой, которую от него требуют из года в год, он должен заниматься именно разрешением подобных проблем.

Точнее, нужен консультационный кабинет в школе, в который мог бы прийти ребенок и рассказать о своей проблеме. Если у ребенка не хватает решительности, храбрости для того, чтобы пойти к психологу, а проблема очевидна, его к нему может направить учитель или родители могут записаться с ребенком на консультацию. Ребенок должен быть в поле зрения не только учителя, не только классного руководителя, но и школьного психолога. Психолог – это посредник и между учителями и родителями, который в школе мог бы помогать разрешать проблемные ситуации.

Но сейчас школьных психологов, наоборот, сокращают.

Один-два психолога на целое объединение – на несколько школ, детских садов. В таких условиях специалист вообще не может консультировать, он успевает только бумажки писать.

А работать надо и с детьми, и с родителями. Хотя с потенциальными родителями надо начинать работать еще до того, как у них родились дети.

«Отдавать ли на математику?»

Вот два ребенка, у которых, на взгляд их родителей, есть склонность к занятиям, скажем, математикой. Но если отдать их в спецшколу, один, возможно, справится с нагрузкой, а другой – нет.

Чтобы понять это, тоже стоит обратиться к психологу. Со мной нередко родители консультируются по таким вопросам, чаще всего, когда речь идет о переводе в другую школу.

Прежде всего важно понять, есть ли действительно у ребенка к этому склонность и интересно ли это ему самому. Если нет и это только желание родителей, то к подростковому возрасту он, скорее всего, все бросит и усилия окажутся напрасными. Правда, бывает и так, что в процессе занятий ребенок увлекается, ему становится интересно и он и дальше продолжает заниматься по собственной инициативе. Здесь тоже нужны родители для того, чтобы подбодрить, поддержать, когда ребенку трудно, когда он устал.

Ребенок может быть способным, интересоваться какой-то областью, но может просто из-за своих ограниченных физических и психологических ресурсов не осилить учебную нагрузку спецшколы, престижной спортивной секции. И родители должны это увидеть вовремя.

Почему, например, ребенок утром плохо просыпается? Потому что не выспался или потому что недостаточно отдохнул? То есть нагрузку все-таки распределяет родитель. Об этом нужно говорить с тренером, если речь идет о занятиях спортом. Если тренер жалуется на то, что ребенок вял, ничего не успевает, в отличие от других, то это сигнал к тому, чтобы разобраться – что это, временное нездоровье или действительно отсутствие ресурсов? Может быть, если ребенку нравятся занятия, стоит оставить его в том же виде спорта, но перевести из сложной секции в секцию с меньшей нагрузкой?

Этому могут мешать, в первую очередь, собственные родительские амбиции. Родителю очень хочется, чтобы его ребенок был лучшим. Причем любой ценой. В итоге оказывается, что для них здоровье ребенка, его состояние, его силы, его радость, удовлетворенность, неудовлетворенность от того, что он делает – где-то на десятом месте. Главное – побеждать, главное – «быть в тренде», не хуже, а лучше других. Вот от этих сравнений вообще надо уходить. У каждого ребенка свои возможности, свой потенциал.

Когда нужен психиатр

Если мы говорим о нарушениях в поведении, в школьной успеваемости ребенка, существуют проблемы у детей, разрешение которых – уже в компетенции не психолога, а психиатра. Особенно внимательными нужно быть тем родителям, у которых в роду, в семье есть психические заболевания, в кризисные периоды развития личности ребенка: в семь лет, в начале подросткового возраста, когда с детьми в их физическом и психическом развитии происходят значительные изменения.

Существуют различия между проявлениями психического заболевания и реакцией психики и организма ребенка на стресс, сверхнагрузки, последствия соматических заболеваний. Но не всегда это могут увидеть и понять родители, и, если что-то их тревожит в состоянии, поведении ребенка, надо обращаться и к психологу и к психиатру.

Каждая мама обязана знать:  Если ребенок заикается рекомендации родителям

7 важных признаков, при которых нужно обращаться к специалистам


  • Расстройство питания. Проблемы с пищеварением. Ребенок ничего не ест или, наоборот, ест очень много, не чувствует насыщения. Ребенок испытывает боли в животе.
  • Расстройство сна, когда ребенок по непонятной причине долго не может уснуть, не спит полночи, боится засыпать, не выключает свет, просыпается посреди ночи, не высыпается, кричит, плачет во сне.
  • Ребенок постоянно устает, жалуется на физическое состояние, головную боль.
  • Ребенок никуда не хочет, не получает удовольствия от тех занятий, которые раньше приносили радость, замыкается в себе при том, что обычно он общителен.
  • Ребенок начинает пренебрежительно относиться к своей внешности: неопрятность в одежде в течение нескольких дней, особенно у подростков.
  • У ребенка наблюдается ухудшение концентрации внимания в школе, и дома он не может начать делать уроки.
  • Ребенок становится вспыльчивым и раздражительным без причины, у него появляются частые гневные реакции по незначительным поводам.

Это наиболее заметные нарушения в состоянии и поведении ребенка, которые могут вызывать тревогу у родителей. Но внимательные родители настроены на своего ребенка. Они сразу видят отклонения в его обычном поведении и состоянии. Ко мне нередко приходят родители просто с рассказом: «С моим ребенком что-то не так. Он как-то изменился». То есть родители чувствуют неблагополучие на интуитивном уровне, пусть даже не могут сформулировать, объяснить, в чем дело.

Если психолог говорит, что стоит показаться невропатологу или психиатру, не надо паниковать, игнорировать рекомендацию специалиста. В этом вопросе лучше перестраховаться, пойти на прием к врачу и исключить заболевание или вовремя начать лечение. В случае, если проблема психологического характера, то стоит пройти весь курс консультаций психолога, не ограничиваясь одним посещением для спокойствия родителя. Это банальная, всем известная истина, но здоровье и благополучие наших детей зависит от нас, родителей, пока они не могут позаботиться о себе сами. Никакой специалист, учитель, воспитатель, врач, психолог не сможет помочь нашему ребенку справиться с проблемой, если мы сами будем бездействовать.

Проблемы ребенка в школе

Проблема психологической готовности ребенка к школе

Психологи рекомендуют не отдавать в первый класс тех, кому к октябрю не исполняется 7 лет. Шестилетка не всегда способен высидеть все уроки и методично выполнять все задания. Неусидчивость приводит к трудностям с дисциплиной и низкой самооценке.

Большую роль играет и программа, по которой обучается школьник. Если образовательная система, как, например, «Начальная школа XXI века», опирается на индивидуальный подход и нацелена на успешное и комфортное освоение знаний независимо от уровня подготовки, то все уроки станут интересными и познавательными.

Страх ошибки

Многие школьники боятся ошибиться, поэтому молчат и не поднимают руку, зная ответ. Это серьезная проблема детей начальной школы. Выполняя письменные контрольные работы, такие ученики очень волнуются и перепроверяют написанное задание, зачеркивают правильный ответ. Самый большой страх и тревога возникает у доски: тревожные дети смущаются, запинаются, могут расплакаться.

Как помочь ребенку?

Эти трудности в основном свойственны детям из семей с высокими требованиями, где за двойки и тройки ждет наказание. Чтобы не появилась школьная тревожность и ее спутник — невроз, родителям не стоит ждать исключительно успешные результаты. Ошибки — это знак, что человек старался и достоин похвалы хотя бы за попытку. Если малыш поймет, что ошибаться — это нормально, то в жизни он сможет переступить через многие страхи и достичь большего, чем если будет всё делать с оглядкой на окружающих.

Самоорганизованность: миф или реальность?

После уроков утомленный ученик с удовольствием играет с одноклассниками в школьном дворе. Вернувшись домой, он хочет посмотреть мультики, поиграть в компьютерную игру или запустить новое приложение на планшете. Соблазн в отсутствие родителей заниматься интересными делами, а не скучными заданиями, велик. Если ребенок не приучен самостоятельно выполнять домашнюю работу, то уроки сдвигаются на вечер, когда с работы приходят родители. Взрослые нервничают, сын или дочь переживает из-за домашнего задания и плохого настроения мамы и папы. Семья поздно ложится спать. Утром малыш встает недовольный, долго собирается, капризничает. После занятий всё начинается заново.

Какие меры предпринять?

Сложности с письмом и письменными заданиями

Для большинства родителей это одна из главных проблем современных детей в начальной школе. Мы, старшее поколение, учились по программе, включающей в себя предмет «Чистописание». Сейчас этой дисциплины нет, и вопрос каллиграфии беспокоит взрослых, привыкших к мысли, что почерк должен быть аккуратный.

Что делать, чтобы ребенок стал писать красивее?

Красота будущего почерка начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Когда малыши играют с мозаикой, вышивают игрушечной иглой на пластмассовой «канве», лепят, вяжут узлы, рисуют, клеят аппликации, у них развивается мелкая моторика. Подвижные игры со спортивными игрушками (мячи, кольцеброс, кегли) не только способствуют физическому развитию, но и укрепляют плечевой пояс, что тоже поможет красивому письму. Разнообразные упражнения для занятий дома вы найдете в учебниках «Физическая культура» для 1-2 и 3-4 классов.

Специальные пособия, направленные на развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, например, рабочая тетрадь «Рисуем по сетке», помогают детям увереннее пользоваться карандашами и ручками.

Если вам не нравится почерк ученика, подберите ручку с тонким сердечником и относительно светлыми чернилами. Так тетрадь будет выглядеть опрятнее. Приобретите специальный наконечник, который поможет правильно держать ручку.

Безопасность по дороге домой

Проблемы обучения детей начальной школы уходят на второй план, когда мамы и папы задумываются о безопасности малыша по дороге домой. Не в каждой семье есть свободный взрослый, который может регулярно забирать ученика. Родители продумывают различные варианты: подключают бабушек и дедушек, нанимают нянь, составляют «график дежурства» сопровождения детей домой. Но всё-таки некоторые младшеклассники домой возвращаются одни.

Как научить безопасному поведению?

Взрослым приходится надеяться на самостоятельность ребенка. Не впадайте в панику: ваше настроение только повысит его тревожность. Составьте маршрут безопасности, выделите в нем путь, исключающий перекрестки с большим движением транспорта, плохо освещаемые участки, пустыри и гаражи. Пройдите несколько раз вместе по этой дороге, объясняя, как именно избежать опасных ситуаций по пути домой. Расскажите, как себя вести, если начинается гроза, приближаются собаки или незнакомый человек хочет побеседовать.

Школьная травля (буллинг)

Утверждать, что буллинг относится к исключительно проблемам современных детей в школе было бы лукавством. Печальные подтверждения этому можно найти в фильме «Чучело» (режиссер Ролан Быков), мультфильме «Голубой щенок» (режиссер Ефим Гамбург), сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» и других произведениях. Из современного кинематографа интересен фильм «Чудо» (2020). К счастью, в начальном звене это явление встречается редко, но взрослым важно знать, как предотвратить подобные ситуации между одноклассниками.

По каким признакам понять, что ребенок стал жертвой травли?

  • порванная одежда, учебники, тетради после уроков;
  • следы травм, которые не объясняются естественным образом, не связаны с игрой, случайным падением, кошкой;
  • школьник никогда не приводит домой одноклассников или других сверстников, очень редко проводит время вместе с ними;
  • нет ни одного друга, с которым можно поиграть, сходить в кино, погулять, заняться спортом, поговорить по телефону;
  • ребенка никогда не приглашают на праздники или он сам не хочет никого видеть в гостях, считает, что никто не придет;
  • страх или нежелание идти учиться, по утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в животе;
  • длинный и неудобный путь от дома до школы;
  • беспокойный сон, плач во сне;
  • снижение успеваемости и интереса к учебе;
  • несчастный, расстроенный вид, частые перемены настроения, раздражительность, вспышки;
  • ребенок требует или крадет деньги у родителей.

Конечно, по одному-двум признакам нельзя утверждать, что буллинг имеет место. Но если сын или дочь это подтверждает, то обязательно нужно принимать меры!

Как справиться с буллингом?

Антибуллинговая программа для школ «Травли.нет» включает в себя антибуллинговую хартию и два методических пособия — для детей и для учителей. Родителям тоже полезно познакомиться с программой создания психологически безопасной атмосферы в учебных заведениях. Вы узнаете, как распознать буллинг, как детям себя вести в ситуации травли, как взрослые могут преодолеть это явление в детских коллективах.

Что еще можно сделать с проблемой буллинга в образовательной организации

Чем раньше вы узнали про травлю, тем легче и быстрее можно исправить сложившееся положение. Обязательно обратитесь к классному руководителю, психологу, социальному педагогу и представителям школьной администрации. Если есть школьная служба медиации (примирения), то смело задействуйте и ее возможности. На классном родительском собрании обязательно следует обсудить ситуацию. Важно донести мысль, что буллинг — проблема не одного человека, а болезнь коллектива. Негативные последствия травли затронут всех:

    у агрессора стремительно растет риск пойти по криминальному пути;

у жертвы снижается самооценка, возникает чувство собственной ничтожности, появляется желание мстить;

у свидетелей травли укрепляются страх, напряжение, искажаются моральные ценности;

педагогов ожидает неуправляемость коллективом, снижение успеваемости в классе;

родители сталкиваются с потерей интереса к учебе и непредсказуемостью отношений с детьми.


Задача взрослых — помочь классу справиться с буллингом. Дети должны понять, что травить подло, а делать вид, что ничего особенного не происходит — это трусость. Обязательно найдутся те, кто заступится за жертву буллинга. Чем больше ребят покажут негативное отношение к травле и агрессору, тем быстрее учителя и специалисты социально-психологической службы нейтрализуют зачинщиков травли и сблизят одноклассников.
Если же родители и педагоги игнорируют ситуацию, задумайтесь о переводе ученика в другую образовательную организацию. Устойчивая самооценка и крепкая психика ребенка важнее любых родительских принципов.

Это сводит вероятность возникновения травли в будущем к нулю. Отлично нейтрализуют зарождение буллинга совместные мероприятия с детьми, поездки, подготовка и проведение праздников хотя и требуют усилий, но помогают детям оставаться дружелюбными и человечными.

Проблемы детей дошкольного возраста

Проблемы детей дошкольного возраста — частый камень преткновения родителей на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыша в социуме.

В данной статье пойдет речь о задачах, с которыми сталкиваются родители в процессе взращивания маленького человека, и вариантах решения.

Основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте

Советский психолог Леонид Венгер классифицировал основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте, используя следующие критерии:

  • Интеллектуальные особенности: нарушение внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
  • Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
  • Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
  • Взаимодействие с окружающими: обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе.
  • Неврология: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость.

Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность.

С какими состояниями родители и психологи работают чаще:

  • Тревожность. Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления — неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
  • Депрессия. Это трудно диагностируемая проблема развития детей дошкольного возраста. Основными симптомами являются пассивность, постоянная тоскливость, расстройство моторики, тревожность, страх, беспричинный плач.
  • Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией — проявление заботы, внимания, мягкости.
  • Неадекватная самооценка. Приучая ребенка добиваться цели, подстраиваясь под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние —самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях.
Каждая мама обязана знать:  Дочь не слушает воспитательницу

Проблема общения детей дошкольного возраста

Общение — потребность каждого нормального человека. Это необходимое условие нормального развития маленького человека, в результате которого формируется речевой навык, малыш получает образование. Но существует ряд факторов, под воздействием которых ребенок выпадает из жизни социальной группы, оказывается в психологической блокаде, устроенной сверстниками.

Проблема общения детей дошкольного возраста развивается под воздействием следующих причин:

  • Эгоизм, проявленный малышом, по отношению к остальным ребятам. Результат — проявление равнодушия к нему.
  • Обидчивость проявляется в привычке плакать, ябедничать, выяснять отношения, что постепенно надоедает сверстникам и они игнорируют виновника «торжества справедливости».
  • Пассивность проявляется в отсутствии собственного мнения, умения придумывать игры для друзей и себя.
  • Сильная застенчивость — еще одна проблема формирования детей дошкольного возраста, приводящая к серьезным проблемам в будущем.

Путь решения — диагностика и коррекция детского поведения. В силу того, что родители не проходили обучение на тему «Детская психология» отсутствия соответствующего образования, практического опыта и навыков, родителям тяжело справиться с задачей самостоятельно. Профессиональная помощь в данном случае является необходимостью.

Коллектив французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ» состоит из специалистов международного класса. Кроме фундаментальных знаний специалисты владеют современными методиками работы с детьми от 3 до 12 лет.

Актуальность проблем, возникающих при воспитании детей дошкольного возраста подтверждается практикой психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Бездействие — причина возникновения ряда других психологических расстройств в старшем возрасте.

Не теряйте драгоценное время, помогите своему малышу, заказав консультацию, уже сегодня!

Проблемы детей — отражение проблем родителей?

«Сын у нас просто от рук отбился! — жалуется Марина, мать семилетнего Потапа. — Привела его к детскому психологу, думала, разберется. А она сказала, что нам вместе надо к ней ходить! Мол, и мне придется поработать! Я говорю: с какой стати?! У меня-то проблем нет!»

Родители нередко уверены, что детский психолог может «починить» ребенка и вернуть его семье «исправленным».

Никто не заменит родительского воспитания

Детский клинический психолог Елена Морозова вспоминает, что однажды ей предложили вообще забрать подростка к себе на перевоспитание, потому что у нее в кабинете он вел себя прилично и готов был ее слушать, а с матерью беспрерывно конфликтовал.

«Но и детей поменьше часто приводят, рассчитывая, что психолог все наладит: нажмет на нужные кнопочки, даст волшебную таблетку, — говорит Елена Морозова. — Главное, чтобы ребенок стал таким, каким его хочет видеть родитель. Он не пытается понять ребенка, не анализирует, почему тот поступает тем или иным образом, не думает, как им научиться лучше друг друга чувствовать и взаимо­действовать. Но ведь воспитание — творческий процесс, который требует серьезного, вдумчивого отношения».

Некоторые родители, напротив, приходят на прием, испытывая сильное чувство вины, добавляет детский психолог Ольга Егорова: «Им кажется: я плохой родитель, раз не справился с воспитанием. Плюс к тому на них давят оценки со стороны общества — осуждение родных, знакомых, учителей».

Однако и те, кто считает, что у них самих нет проблем, и те, кто винит себя, готовы переложить ответственность на специалиста и на время передать ему права на воспитание ребенка. Но это иллюзия.

«Я объясняю родителям: да, вам тяжело, трудно, но никто вашу миссию мамы или папы не возьмет на себя, — рассказывает Елена Морозова. — Даже если вы при ребенке торжественно мне ее передадите, он это отвергнет. Он не будет с чужим человеком выстраивать эти интимные, сложные, ни с чем не сравнимые и ничем не заменяемые отношения». А значит, ради детей родителям тоже нужно включиться в процесс терапии.

Что делать: контролировать или предоставить свободу

Каждый воспитывает детей по-своему и совершает неизбежные ошибки. Но даже если они дорого обошлись ребенку, профессиональный психолог никогда не будет внушать родителю, что он виноват.

«Чувство вины неконструктивно и не полезно ни самому родителю, ни ребенку, — подчеркивает Елена Морозова. — Ведь дети считывают его и начинают этим манипулировать. Что произошло — то произошло, назад не отыграешь. У родителя были причины так поступать, может, он был в тот момент недостаточно зрелым и понимающим. Но сейчас у нас есть возможность это исправить. И надо сосредоточиться на этом».

Современные родители, отмечают наши эксперты, часто впадают в крайности. Одни стараются воспитать послушного ребенка, который бы не доставлял проблем ни им, ни учителям. Но тем самым они растят безвольного конформиста, который не в состоянии будет отстаивать себя и свою позицию, проявлять инициативу. «Таким родителям кажется, что ребенка нужно регулировать и дрессировать. А на самом деле необходимо понимать, направлять, сопереживать и помогать ему активно развиваться», — отмечает Елена Морозова.

Ребенок, который настрадался, может проверять родителя: а так ли сильно ты меня любишь?

В другую крайность зачастую впадают родители, которые сами выросли в обстановке жестких запретов и ограничений по принципу «ничего нельзя», продолжает Ольга Егорова. Им хочется воспитывать детей по-другому, растить их свободными и открытыми. При этом они путают свободу и вседозволенность и не ставят никаких рамок, а в ответ получают капризы, непослушание, агрессию.

Но осознать, что проблема не в ребенке или не только в нем, увидеть свои недочеты и самостоятельно изменить свой воспитательный стиль чрезвычайно трудно. Наконец, есть еще индивидуальные особенности ребенка, в которых родителю сложно разобраться.

Например, бывает, что ребенок и родитель не совпадают по темпераменту, рассказывает Елена Морозова. Быстрой, доминантной матери может казаться, что ее чувствительный, плавающий в фантазиях ребенок очень ленив и пассивен, и это вызывает ее недовольство. А он вынужден защищаться от ее напора и уходить в свои мечты. И наоборот, уравновешенной, медлительной матери будет сложно со сверх­активным, динамичным ребенком, все время требующим ее внимания. Здесь родителю и поможет профессиональный взгляд со стороны.

Найти точку опоры и научиться выстраивать отношения с ребенком

«Часто я предлагаю родителю и ребенку вместе заняться тем, что им нравится, — порисовать, почитать, смастерить поделку, — и смотрю, что мешает их взаимодействию, — рассказывает Елена Морозова. — Мы анализируем с родителем, что не получается у них и что получается у меня, что я делаю для того, чтобы ребенок мне не грубил, не отказывался делать то, что я предлагаю, не боялся высказываться. И как сделать, чтобы это вышло и у них».

Часто родителям трудно воспитывать ребенка, потому что они сами в детстве не получили от своих мамы и папы опыта открытости, сопереживания, безопасности. И тем не менее этому можно учиться, говорит Ольга Егорова: «В ходе терапии важно показать родителю его зону ответственности, но не для того, чтобы его отчитать, а чтобы помочь найти точки опоры. Если ему действительно важно психическое здоровье ребенка, он будет преодолевать свои страхи, тревоги, и начнется процесс изменений».

Но не нужно ожидать, что перестройка отношений пойдет гладко. Ребенок может сопротивляться изменениям, преду­преждает Елена Морозова: «Может быть, раньше отношения его и не удовлетворяли, но они для него привычны. Он мог манипулировать родителем, а теперь это должно измениться. А ребенок, который сильно настрадался, может начать проверять родителя: а так ли сильно ты меня любишь? Правда ли можно на тебя надеяться? Проверка иногда бывает очень жесткой: и дерзким непослушанием, и воровством».

И родителю предстоит учиться выдержке, последовательности и терпению: позитивный результат будет — но не так быстро, как хотелось бы.

Ребенок — свидетель конфликтов родителей

Но иногда проблемы ребенка — проекция проблем семьи. «Семья — это система, и если в ней что-то неблагополучно, то первым страдает самый незащищенный ее член, как правило, ребенок, — говорит Ольга Егорова. — Он как бы становится маркером этого неблагополучия. Но родители часто не хотят этого замечать, поскольку всем нам проще увидеть проблему в другом, а не в себе». Поэтому на терапию ведут ребенка, не подозревая, что и сами нуждаются в ней.

Так, родители могут быть уверены, что ребенок не догадывается о серьезном конфликте между ними, ведь они никогда не ссорятся при нем. «Но напряжение все равно висит в воздухе, ребенок его чувствует и испытывает дискомфорт, — продолжает детский психолог, — потому что то, что транслируется словами, не подтверждается на невербальном уровне.

Ребенку нужно как-то уложить это в голове и адаптироваться. Как это произойдет, зависит от его внутренних ресурсов: кто-то станет агрессивным, кто-то замкнется, кто-то заболеет — ведь вокруг больного ребенка объединяется вся семья». В таких случаях необходима семейная терапия или хотя бы индивидуальная терапия одного из родителей, подчеркивает психолог, — не считая работы с самим ребенком.

Если родители отказываются от психотерапии

Что, если один из родителей соглашается пройти терапию, а второй категорически против? Такая ситуация не редкость, подтверждает Елена Морозова.

«Чаще всего отказывается папа, говоря: «Мы без этого выросли, ничего не надо делать, все само собой решится». Она вспоминает, как четыре часа разговаривала с отцом, чья дочь была в критическом состоянии из-за анорексии: «Поначалу он все отрицал, возмущался, но через пару часов начал прислушиваться, и в конце концов мы пришли к тому, что он не будет осуждать и ругать дочь, а попробует поддержать. И он действительно помог ей».

Если ребенок находится в токсичной среде, основная задача — помочь ему сохранить здоровую часть психики

Трудней всего, когда никто из родителей не готов признать проблемы и включиться в терапию. Может ли тогда психолог работать только с ребенком? Ольга Егорова признается, что ее долго мучил этот вопрос. «Ведь что бы я ни делала, ребенок каждый раз возвращается в семью, где ничего не меняется, и сталкивается с теми же трудностями. Не уйдут ли все усилия в песок? Оказавшись на семинаре известного американского психо­терапевта Линн Стадлер, я задала ей этот вопрос».

Та ответила, что считает возможным работать только с детьми, когда не получается контакта с родителями: «Если ребенок находится в токсичной среде и у него есть поведенческие трудности, он замкнут, агрессивен, тревожен, то моя задача — помочь ему сохранить здоровую часть психики».

Ольга Егорова следует этому примеру, но никогда не оставляет надежды подобрать подход и к родителю: «Как правило, ребенка приводит мама, и я стараюсь хотя бы в те несколько минут, когда она приходит и уходит, говорить о том, как ребенок меняется, или сказать что-то, что послужит ей поддержкой. И бывает, что спустя какое-то время, иногда через несколько месяцев, родители все-таки меняют свою позицию и соглашаются на терапию. И тогда, конечно, всей семье становится намного легче».

Как воспитать счастливого ребенка в XXI веке: 9 советов психолога

В стремлении воспитать лидеров и гениев родители пробуют разные методики и приемы. Но для счастья и психологического здоровья ребенка нужно совсем другое. Что именно, сейчас объясним.

Рожать для себя — это эгоизм?

Некоторые женщины, которые не смогли найти мужчину, потенциального отца будущих детей, идут на крайние меры — обращаются в банк спермы. Такой поступок изначально предусматривает наличие только одного родителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация