Детские страхи почему ребенок боится клоунов


Содержание

Как победить детские страхи: советы психолога

Практикующий детский психолог, арттерапевт

Тел: (097) 37-67-807

У детских страхов всегда есть причина, даже если она не очевидна. Нередко дети боятся цирковых клоунов, часто маленькие и не очень дети опасаются аниматоров, пугают многих ростовые куклы, люди в костюмах животных и даже Дед мороз. Как помочь малышу преодолеть чувство страха и найти его истоки?

Все мы, взрослые, хотим сделать так, чтобы малышу было весело, но порой, вместо запланированного веселья получается испорченный праздник – в чем причина таких детских страхов и возможно ли сними справиться, рассказала психолог и арт-терапевт Елена Науменко.

Много лет назад, когда моя старшая дочка была совсем маленькой, мы жили в Киеве на улице Дмитриевской, недалеко от цирка. И, конечно, часто ходили с маленькой Анечкой в цирк. Очень часто. Каждые две недели. Но! Ни разу, ни разочка за несколько лет мы не посмотрели цирковое представление до конца… Как только со своим знаменитым: «А вот и я!!» на арене появлялся веселый-развеселый клоун с красным носом в смешной шляпе, дочка прижималась ко мне, хватала за руку и дрожащим голоском быстро-быстро начинала причитать: «Пошли домой, пошли домой, пошли домой…»

Тайну этого страха разгадали мы не сразу: отказывалась объяснять что-либо. Как только клоун на арену — мы вон из зала! А в цирк-то хочется! На четвертый или пятый раз сжалилась пожилая дежурная у входа «А вы совсем не уходите: вот он, негодник, с арены уйдет, я вам рукой махну, и вы опять на свои места садитесь». Но клоун не один раз за вечер на арену выходит. Один — два раза мы уходили-приходили, а на третье его «соло» покидали цирк окончательно.

Счастьем было, когда на гастроли приезжал цирк без клоунов: львы, акробаты, жонглеры — все шло на «ура». Доченька заливалась веселым смехом, хлопала в ладоши. Но только клоун: » А вот и я!!» — и ребенок прижимается ко мне: «Пошли домой, пошли домой, пошли домой».

Что мы, взрослые, делали с этим «страшным клоуном»?

Начнем с «НЕ». Чего не делали:

  • насильно сидеть и «наслаждаться» не заставляли,
  • не ругали,
  • не высмеивали,
  • не приставали с утра до ночи : «Что случилось? Что случилось?»

Что делали?

  • Купили клоунский нос, примеряли по очереди, баловались, играли в цирк;
  • сказку придумали про клоуна, который спас (уже не помню какую �� маленькую зверушку,
  • историю рассказывали про то, как он насмешил заболевшего ослика.

И вот наконец нам открылась «страшная тайна»: клоун в цирке был плохой и страшный, потому что он на арену вышел с сигаретой и курил! О ужас! Дядя конферансье за ним бегал и кричал: «Нельзя курить в цирке — будет пожар!» А все, глупые, смеялись

В следующий наш поход в цирк у нас до начала представления была еще дополнительная «экскурсия» к пожарному уголку. Жаль, что к этому времени мы уже жили в другом районе и цирк посещали редко. А клоунов моя дочка не боится (или почти не боится :), надо уточнить у внука).

Еще один эпизод вспомнился. Мои родители в свое время переехали в Среднюю Азию. Брату было 5 лет. Когда он впервые увидел женщину-узбечку в черной парандже, закрывавшей лицо, бросился в страхе к маме: «Мама, на меня идет что-то черное!!»

Я каждый раз вспоминаю эту историю, когда вижу ребенка, испугавшегося аниматора. Для него это что-то большое, громкое, непонятное, а поэтому — страшное. Замечательно, когда родители реагируют на испуг ребенка адекватно: берут ребенка на руки (или хотя бы за руку), вежливо объясняют «страшному клоуну»: «Пожалуйста, не подходите к нам близко. Нам это не нравится»

Дорогие взрослые! Слишком яркое, большое, кричащее — не лучший способ развеселить ребенка. Психика детская — нежная, нуждается в бережном отношении. Следите за тем, чтоб «веселье» не было слишком громким и долгим и соответствовало возрасту: для младшего дошкольника — не более получаса, детский страх, это сигнал родителям быть внимательнее.

А самое хорошее и полезное занятие: игры и прогулки «малой компанией» и в тишине, на природе, а не в толпе. Это особенности и потребности детской души.
Побольше вам не страшных клоунов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Коулрофобия – почему люди боятся клоунов

Одним из наиболее часто встречающихся комических персонажей является клоун. Клоуны принимают участие в юмористических шоу, выступают на детских утренниках, в цирковых представлениях. Эти забавные, нелепые персонажи призваны смешить и веселить людей. Однако, как ни странно, у некоторых индивидов они вызывают отнюдь не позитивные эмоции, а самый настоящий ужас. Такое явление получило название коулрофобия. Давайте познакомимся с этой фобией поближе.

Отчего возникает боязнь клоунов?

Согласно данным некоторых исследований почти половина опрошенных взрослых и подавляющее большинство детей боятся клоунов или испытывают к ним неприязнь. Почему же персонажи, задачей которых является развеселить людей, вызывают совершенно противоположные эмоции? Этому есть объяснение.

Дело в том, что маска клоуна выглядит неестественно. Мертвенно-бледное лицо, красный нос и огромный рот вызывают у человека подсознательное беспокойство. Психика расценивает такое лицо, как странное, чужеродное, не принадлежащее человеку, хотя и обладающее человеческими чертами.

Кроме того, под маской не видно истинных чувств и эмоций актера, что тоже вызывает настороженность. А чересчур яркая, бесформенная одежда и цветные волосы не дают представления о возрасте и поле того, кто скрывается под образом клоуна. А неизвестность всегда пугает.

Громкий смех клоуна, его активная жестикуляция и кривляния вызывают подсознательную ассоциацию с поведением сумасшедшего. А от сумасшедших, как известно, лучше держаться подальше.

Еще одной причиной коулрофобии является поведение клоунов и манера общения со зрителями. Нередко комики приглашают кого-нибудь из зрителей на сцену и публично высмеивают, выставляя в глупом виде. Да и шутки у них часто бывают глупыми и несмешными. Все это у многих вызывает неприязнь.

Влияние кино на развитие коулрофобии

Коулрофобию называют фобией 21-го века. Раньше люди тоже испытывали страх перед клоунами, но массовое развитие боязни началось в начале 90-х годов 20-го века. Причиной этого стал зарубежный кинематограф. В 1990 году на экраны вышел фильм известного режиссера Стивена Спилберга «Оно», снятый по мотивам одноименного произведения «короля ужасов» Стивена Кинга.

В фильме главным отрицательным героем был клоун-маньяк, который убивал детей. Фильм получил большую популярность, и вслед за ним стали появляться и другие фильмы ужасов с подобным сюжетом. Кроме того, в новостях то и дело мелькали сюжеты о маньяках, педофилах, убийцах, которые нападали на людей, скрываясь под маской клоунов.

В сознании наших соотечественников клоуны всегда воспринимались как добрые, веселые персонажи, не таящие в себе никакого зла. Советское телевидение транслировало фильмы и передачи с участием милых, забавных героев, поэтому среди советских детей и тем более взрослых коулрофобов было крайне мало. Но после того как на экранах телевизоров стали появляться западные фильмы про страшных, кровавых клоунов, отношение к этим персонажам сильно изменилось.

Страх перед клоунами у детей

Маленькие дети не смотрят фильмы ужасов с участием кровавых клоунов-убийц, но тем не менее боятся этих персонажей. Этот страх порождают те же причины, что и у взрослых. Странное лицо с неестественной улыбкой, непривычный наряд, громкий голос и бурные телодвижения комика вызывают у детей страх.

Маленькие дети еще не умеют мыслить рационально, зато они интуитивно чувствуют фальшь и неискренность. Поэтому наигранное веселье клоуна вызывает у них чувство опасности. Не видя истинного лица человека, его эмоций и настроения, они не могут предсказать его поведение и намерения, поэтому испытывают боязнь.

Страх усиливается, когда артист пытается дотронуться до ребенка, вовлечь его в свои игры, оторвать от родителей и увести на сцену. Срабатывает естественная защитная реакция – заплакать, убежать, спрятаться от странного существа. Испуг может быть таким сильным, что ребенок начнет бояться всех клоунов подряд и заработает настоящую фобию, которая будет преследовать его даже в зрелом возрасте.

Симптомы коулрофобии

Некоторые психиатры не считают боязнь клоунов психической болезнью и официально не признают ее. Но тем не менее она существует и проявляется так же, как и любая другая фобия. При виде героя человек испытывает учащенное сердцебиение, чувство нехватки воздуха, сухость во рту, тошноту и дурноту. Появляется дрожь и слабость в конечностях, усиливается потоотделение, кожные покровы бледнеют и холодеют. У человека возникает чувство паники, сильная тревога, желание немедленно покинуть опасное место.

Некоторым коулрофобам даже не нужно встречаться с живым клоуном. Приступ паники возникает у них при просмотре видео с участием этого героя либо при взгляде на его фото или просто картинку в детской книжке.

Есть люди, которые ошибочно полагают, что у них боязнь клоунов. На самом деле они просто не любят этих персонажей, считая их шутки тупыми и неинтересными, а внешний вид – глупым. Такое отношение к клоунам фобией не является.

Как преодолеть страх перед клоунами?

Клоуны – это явление, которое нечасто встречается в повседневной жизни, поэтому самый простой выход не испытывать страха – просто не встречаться с ними. Не ходите на цирковые представления или детские мероприятия, не смотрите фильмы и передачи с участием этих персонажей. Такой подход избавит вас от лишнего стресса, но фобию, к сожалению, не вылечит. Если же ваша жизнь или профессиональная деятельность связана с клоунами, над коулрофобией придется основательно поработать.

Начните с просмотра фотографий клоунов. Отслеживайте у себя возникающие негативные эмоции и старайтесь успокоиться. Когда фото клоунов перестанут вас пугать, переходите к просмотру фильмов и юмористических телепередач, в которых фигурируют эти персонажи. Фильмы должны быть смешными и интересными, но ни в коем случае не страшными. «Ужастики» с клоунами не избавят вас от страха, а еще сильнее разожгут его.

Когда вы спокойно сможете смотреть видео, переходите к следующему шагу – встрече с живым клоуном. Отправляйтесь в цирк или на праздничное представление, где будут выступать клоуны. На первых порах выбирайте места подальше от сцены, но постепенно садитесь все ближе. Нелишне будет пообщаться с артистом, поучаствовать в его шутках. Если сможете сделать это, значит, вы уже почти побороли свой страх.

Как избавить ребенка от боязни клоунов?

Если ваш ребенок боится клоунов, постарайтесь избавить его от этого страха, пока он не перерос в настоящую фобию. Расскажите ребенку, что клоун – это такой же человек, как все остальные, просто в силу своей профессии он вынужден надевать странный костюм и кривляться на сцене.

Убедите малыша, что этот персонаж не представляет никакой опасности и его задача – веселить людей, а не пугать их. Для ребенка очень полезно будет увидеть артиста без грима и убедиться, что он реальный человек, а не странное чудище. Пусть малыш посмотрит на других детей, смеющихся над шутками комика и без всякого страха играющих с ним.

Чтобы избавить ребенка от боязни, устройте маленькое домашнее представление, нарядив кого-нибудь из членов семьи в костюм клоуна. Предложите малышу самому побыть в этом образе.

Действуйте мягко и тактично, не давите на ребенка. И в один прекрасный день при встрече с клоуном вы увидите на лице малыша не страх, а улыбку.

Почему ребенок боится детские страхи

Сегодня обсуждаем тему: почему ребенок боится детские страхи с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Ребенок боится людей

С некоторых пор ребенок боится людей. Не только чужих людей, но и близких родственников — бабушку, например. Иногда дело доходит до истерики, и пока посторонний человек не отойдет на приличное расстояние, малыш не успокаивается.

Это выматывает, даже не можем сходить в гости — начинает волноваться и нервничать перед чужой дверью. Думаю, не стоит говорить о том, что происходит дальше. Только дома успокаивается.

Как помочь ребенку избавиться от страха? Разберемся с помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Особенные люди

Не у всех детей проявляются страхи различного типа — такие, как боязнь людей, темноты, поход к врачу. Их ни много ни мало около 5%. Это обладатели зрительного вектора. Они по-особенному видят мир — не только цвета, но их многочисленные оттенки.

Такой ребенок очень чувствителен, его эмоциональность на порядок выше, чем у других детей. Он живет эмоциями, ощущает мир посредством эмоций. Он способен создавать эмоциональные связи не только с близкими, но и с животными, и даже с неодушевленными предметами.

Особенно у детей очень частая смена эмоций — от смеха до плача в доли секунды. Проявление эмоций идет мощнее и острее, чем у других, поэтому истерики без причины наблюдаешь часто.

Зрительный ребенок любознателен, ему интересно все вокруг, рассматривает своими очаровательными глазками. Любит, когда на него обращают внимание. И впечатлителен, отсюда и его желание все преувеличивать. «Раздувать из мухи слона» — выражение как нельзя лучше подходит под это описание.

Откуда возникает страх у детей

Будучи взрослым, он способен чувствовать настроение других, сочувствовать и поддерживать тех, кто в этом нуждается — при условии развитости свойств зрительного вектора. Когда он еще маленький, такие свойства, как сострадание, любовь, сопереживание еще только развиваются.

Корень этих свойств — страх смерти — первая эмоция, которую испытал человек для выживания. Времена уже не те, но свойства остались. Зрительный ребенок пугается так, как будто это угрожает его жизни, он чувствует себя беззащитным. Для взрослого: «Я очень боюсь, там кто-то есть» — просто слова. Но у ребенка возникает реальное ощущение, что там действительно кто-то есть и этот кто-то угрожает ему. Будучи еще маленьким, малыш просит защиты у самого близкого человека — мамы.

На страхах зрительный ребенок может раскачиваться эмоционально, при этом увеличивая этот страх. Если при каком-то действии ребенок слышит смех, подтрунивание, например: «Ну, чего ты боишься» — вместо создания эмоциональной связи возникает страх. А ведь именно создание эмоциональных связей ему необходимо, чтобы развиваться, открыться миру, научиться любить и быть любимым.

Каждая мама обязана знать:  Как объяснить ребенку, что драться нельзя

Проявление страхов у ребенка — сигнал, что с ними нужно работать. Для зрительного ребенка страхи губительны, они мешают его развитию и, что более важно, могут остаться фобией на всю жизнь. Помочь ребенку преодолеть его страхи может только понимающий их природу родитель.

Что делать, когда ребенок боится?

  • Проверьте литературу, которую читаете ребенку. Зрительному ребенку противопоказано читать сказки, рассказы или истории связанные с поеданием кого-либо. Даже, казалось бы, безобидная сказка о Колобке может ввести ребенка в состояние страха. Уже говорилось о его впечатлительности и воображении, что ребенок переводит все в зрительный ряд. Возможно, вместо Колобка он представляет себя. Для него это реальный ужас.
  • Ребенок из-за врожденного страха смерти боится всего связанного со смертью, даже не осознавая это. Постарайтесь отсрочить момент его знакомства с ситуацией, где присутствует смерть. Похороны, трупы, даже запах могут отложиться в памяти и со стопроцентной гарантией уже во взрослой жизни проявиться, как фобия или очень сильный страх перед чем-то.
  • Постарайтесь не заводить домашних животных. Просьба о животном может означать, что ребенку не хватает маминого внимания. Конечно, заботясь о питомце, он учится ухаживать за живым существом, но в то же время он создает эмоциональную связь с животным, а это идет в ущерб связям с окружающими людьми. В его мировоззрении это близкий друг, нет различия — животное или человек. Животные не живут долго, они умирают, а ребенок получает психологическую травму в раннем возрасте, проходя через смерть близкого друга. И возможно ребенка даже придется вести к психологу. Лучший совет, связанный с животными — сходить туда, где ребенок может получить прямой контакт с ними без вреда для его психики, например, контактный зоопарк. Даже такое простое занятие, как кормление уток или голубей, уже дает ребенку представление о животном мире.

Ребенок боится людей или темноты — выход один

Воспитание ребенка сопровождается множеством проблем. Родители стараются дать ребенку лучшее, путевку в жизнь. Зрительный ребенок, если знать его особенности и свойства, растет жизнерадостным, с удовольствием познает мир и не испытывает страхов. Очень важно дать развиться его свойствам, и в будущем он вам ответит любовью, радостью и добротой.

Ребенок может обладать и другими векторами, помимо зрительного. И для каждого из них нужен разный подход из-за различных особенностей и свойств. Например, если у ребенка есть анальный вектор, то он может проявлять стеснительность в общении с незнакомыми людьми. От природы нерешительный, он нуждается в одобрении и поддержке мамы, поэтому ваша правильная реакция особенно важна в такие моменты.

«…Сегодня ребенок пошел в садик и поделил пищу с детьми. Что мы делаем, когда не хотим, чтобы нас покусала собака? Родилась такая аллегория — правильно, даем есть. И я почувствовала, что страх у него пропал и появилось чувство З и Б в садике, и даже согласился завтра остаться спать в садике. Ура. »
Евгения К., медсестра, Таллин, Эстония

«…Развитие сына теперь более понятно, его зрительные страхи лечим общением с лошадями, выискиваю фильмы и мульты, где возникает сострадание (над советской Красной Шапочкой с Поплавской — плачет). Перестала повышать на него голос…»
Елена Н., Тверь

«…Родители, во главе с мамой, вели каждодневную работу по выведению ребенка из страха за себя наружу. Мы сопереживали вместе всем и вся: любимому коричневому мишке, который у нас падал и болел; лошадке, которая потеряла глаз. Мы поливали засохшие в подъезде кактусы. Мы реанимировали снеговиков, которым уличные детки ломали уши, носы и хвосты. Мы поднимали варежки-потеряшки и развешивали их на кустиках, чтобы девочки и мальчики нашли свои теплые вещи и не морозили ручки. Мы смотрели мультик, как девочка спасает дельфина, и раз тысячу переживали замерзшей девочке со спичками.

В домашней среде девочка достаточно быстро ушла от нескольких своих страхов и уходит от оставшихся. Я радуюсь ее — нашим общим результатам. Она сегодня вечером снова сказала, что хочет в детский сад к деткам, что ей там не страшно, что она хочет подарить деткам на 8-е марта цветы…»
Наталья К., менеджер-экономист Санкт-Петербург

Научиться определять многие черты и особенности своего ребенка, а значит, понимать, как ему помочь, вы можете уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь сейчас.

Автор Татьяна Орр

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Почему ребенок боится? Страхи детей от 3 до 7 лет.

Итак, продолжаем тему детских страхов. В прошлый раз мы говорили о страхах, свойственных детям до трех лет.

Сегодня мы будем говорить про возрастные страхи детей 3-7 лет.

Этот возраст характеризуется окончательным формированием «Я» ребенка, активным развитием социальных навыков (ребенку становятся интересны другие дети). Повышается самостоятельность малыша. Интенсивно развивается мышление, воображение, а вместе с ними повышается вероятность появления страхов. В этом возрасте для детей остается очень важна безусловность родительской любви.


Дети в этом возрасте остро ориентированы на взаимоотношения с родителем противоположного пола. Если же такое общение затруднено, конфликтно, недостаточно эмоционально, то это приводит к возрастающей тревоге у ребенка. Эта тревога может перерасти в следующие детские страхи: страх одиночества, темноты, замкнутого пространства.

В связи с развитием мышления и воображения с новой силой могут проявиться страхи разных волшебных персонажей: скелеты, бабайки, прячущиеся под кроватью и т.п. Эта тревога устраняется путем совместных игр, проявления внимания, тактильных ласк ребенка.

Ребенок стремится к самостоятельности, но, с другой стороны, боится ее, и в этот период для него важна поддержка родителей. Они могут сгладить этот период, создав для ребенка стабильную среду, обеспечив ему уверенность в завтрашнем дне.

Также важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе, а для этого ему необходима поддержка родителей, важно правильно сбалансировать границы, запреты, права и обязанности ребенка.

Еще хотелось бы отметить важность общения со сверстниками в этом возрасте. При общении дети проигрывают беспокоящие их темы, страхи, и тем самым их прорабатывают, приобретают навыки психологических защит, устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Детские страхи от пяти до семи лет

Этот возраст бывает очень насыщен различными страхами. В этот период активно развивается мышление детей, способность к обобщению, классификациям, осознание действительности.

На этом этапе дети часто ставят родителей в тупик тем, что задают вопросы «Откуда я взялся?», а логическим следствием из этого вопроса является «А куда я денусь?». Очень важна реакция родителей на этот вопрос.

Если взрослые излишне эмоционально реагирует на эти вопросы, теряются, мнутся, то тем самым подчеркивают нестандартность, «опасность» темы, фиксируют внимание ребенка на этих вопросах. «Если родители так волнуются, пугаются этого вопроса, то, значит, и мне надо этого бояться», — вот примерно такова логика у ребенка.

Когда же родители избегают этих тем, заминают их, то у ребенка может, во-первых, сформироваться чувство стыда по отношению к «половому» вопросу и, во-вторых, появиться ярко выраженный страх смерти, так как «родители сами боятся мне про это говорить, наверное, это что-то жуткое».

Подробный разбор этого вопроса смотрите в семинаре: «Как поговорить с ребенком про смерть?»

Однако, если родители спокойно отнесутся к темам рождения и смерти, не будут устраивать из этого какое-то особенное событие, то и дети воспримут эту тему так же, как и все остальные, и не будут на ней зацикливаться. Изначально для ребенка вопросы «Откуда я взялся?» и «Что такое смерть?» равнозначны вопросам «Почему дует ветер?», «Отчего небо синие?» и т.п.

Обычно ребенок на протяжении месяца или двух активно интересуется этими вопросами. Возрастной страх смерти может переживаться по-разному. Кто-то будет приставать ко всем с вопросами «А когда я/ты/мама/бабушка и т.п. умрет?», с просьбами не умирать.

Кто-то может начать бояться нападения, машин (аварий), грозы, пожара, лифтов и тому подобного, то есть, стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Кто-то с новой силой может начать бояться темноты, страшных персонажей: вампиров, скелетов, ведьм, крокодилов, собак и так далее.

Признаки активного переживания этого страха можно заметить и в играх ребенка. Это игры в войну, больницу, различные нападения и т.п., часто ребенок начинает брать в играх на себя негативную роль, например, роль злодея, который всех убивает.

Чем же могут помочь родители на этом этапе развития?

Во-первых, спокойно и конкретно все объяснить. Только, конечно, не надо вдаваться в анатомические подробности. Для ребенка понятие «смерть», «душа» еще слишком абстрактны, так как их нельзя увидеть или попробовать. Как именно объяснять ребенку — это решает каждый родитель сам, некоторые объясняют с точки зрения религии, другие говорят, что душа улетает на облако и оттуда наблюдает за остальными и так далее.

Есть еще один вариант, помогающий детям наглядно понять данную тему — это использование метафоры, сравнения. Например, жизнь цветка (цветок растет, цветет, вянет, но он оставляет семена, из которых вырастут новые цветы), или круговорот воды в природе.

Важно также постараться объяснить временные рамки, ведь для ребенка 5-7 лет «не скоро» — это и через неделю, и через год, он время ощущает не так, как взрослые. Поэтому очень важно обозначить время при помощи событий из жизни: выйдешь замуж, родишь детей, появятся внуки и т.п.

Ближе к школьному возрасту у детей может появиться тревожность по поводу учебы в 1 классе. Обычно это провоцируется самими родителями. Если они суетятся по этому поводу, активно и резко начинают грузить ребенка учебой, курсами по подготовке и т.п., а это значит — значительно увеличивают нагрузку на нервную систему, то ребенок истощается физически и психически еще до начала учебы в школе.

Как и родители, он тоже начинает активно переживать переход в статус школьника. Из этого вывод: родителям самим не надо так нервничать по поводу учебы в школе.

Я перечислила основные страхи детей дошкольного возраста.

Все переживают их по-разному. Кто-то незаметно, кто-то ярко выражено. Но в любом случае, ребенок не может справиться с ними без поддержки взрослого, без защиты родителей, без уверенности в них и себе.

Родители могут обеспечить ребенку максимально комфортную среду. Под этим я понимаю четкий режим, стабильность семейной ситуации, четкость и рациональность правил и границ, принятие личности ребенка, адекватную оценку активности ребенка.

Очень важен и социальный, игровой опыт ребенка — он дает ему механизмы борьбы со страхами.
И еще один момент. Помните, что у тревожных родителей — тревожные дети, а у уверенных — уверенные.
В общем, не так уж все и страшно, дорогие родители, как это может показаться.

Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг издательства Питер.
Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!

Какие бывают страхи у подростков и как с ними бороться?

Период подросткового возраста является очень важным и ответственным этапом становления личности. В возрастной психологии промежуток между 11 и 16 годами жизни определяют как переходной от детства к взрослости и связывают с серьезной психологической перестройкой. На подростка оказывают влияние новые стресогенные факторы (половое созревание, повышение уровня социальных требований). Механизмы адаптации, сформировавшиеся в более раннем возрасте, перестают работать. Растет уровень тревожности. Развиваются различные страхи и фобии.

Какими бывают страхи у подростков?

Психологи разделяют все страхи на три группы:

  • биологические (боязнь боли, опасных хищников, стихийных бедствий);
  • социальные (страх оценки, неудачи, страх быть непринятым в группе);
  • экзистенциальные (страх старения, смерти, изоляции, свободы).

Для каждого возрастного периода характерен свой набор страхов. К 11–13 годам у детей происходит снижение выраженности биологических страхов и нарастание социальных и экзистенциональных. Такая тенденция является одним из признаков формирования самосознания у подростков.

Социальные страхи

В подростковом возрасте происходит становление системы социальных отношений. Ребенок через дружбу с ровесниками, которая становится одной из самых значимых ценностей, усваивает правила сотрудничества. Приобретаются навыки для установления отношений и выполнения социальных ролей в зрелом возрасте.

Возрастает чувствительность подростка к реакциям на него со стороны посторонних. Возникает страх подвергнуться критике из-за внешности, недостатка способностей и умений. Из этого произрастает постоянная настороженность, подозрительность при взаимодействии с другими людьми, стремление избежать определенных ситуаций. Пораженческое самоощущение может зафиксироваться в виде заикания. Иногда тревожность в социальных ситуациях принимает форму агрессивного, задиристого поведения.

Физиологические изменения, возникающие в пубертатный период, усиливают социальные страхи. Подросток может начать испытывать страх перед противоположным полом, опасения проявить свою несостоятельность при сексуальном общении. Страх полового акта может возникнуть не только из-за отсутствия опыта, но и из-за необходимости обнажаться, демонстрировать свое несовершенное тело. Именно в подростковом возрасте обычно развивается телесная дисморфобия — расстройство, при котором человек чрезмерно озабочен мнимым или незначительным дефектом своей внешности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Процесс полового созревания и пробуждающаяся сексуальность также способствует развитию специфических фобий:

  • страх негативных последствий мастурбации;
  • страх оказаться гомосексуалистом;
  • эротофобия.

У юных девушек может развиться менофобия — страх менструаций и связанных с ними болевых ощущений, запахов, неловких ситуаций. Страх возможной беременности может беспокоить не только девушек, но и юношей, начинающих половую жизнь.

Страх смерти у подростков

Впервые страх смерти возникает в 3–5 лет как симптом пробуждающегося самосознания. В подростковом возрасте окончательно оформляется способность оперировать абстрактными понятиями, формируется логика взрослого. Объяснения о феномене смерти, полученные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он полностью осознает неизбежность перспективы однажды умереть, исчезнуть.

Страх смерти может проявляться в повышенном интересе к данной теме, в ношении одежды и аксессуаров с соответствующей символикой (черепа, кресты). Ребенок может бороться с тревогой, глумясь над смертью, бросая ей вызов. Отсюда любовь к фильмам ужасов, увлечение компьютерными играми с обилием жестокости, тяга к экстремальным развлечениям. Безрассудно рискуя своей жизнью и здоровьем, ребенок пытается добиться ощущения превосходства над смертью, вернуть себе чувство контроля.

Коррекция фобий и страхов подростков

Работа с подростковыми фобиями имеет свою специфику. Хотя бы потому что подросток вместо того, чтобы попросить о помощи, старается тщательно скрыть причины своего беспокойства.

Страх перед своим телом

Страхи подростков, связанные с физиологическими изменениями в пубертатный период проще предупредить, чем бороться с их неприятными последствиями. В работе с данной проблемой поможет доскональное изучение предмета страха — предварительная подготовка ребенка к тем изменениям, которые произойдут у него в период полового созревания.

Девочкам нужно подробно объяснить, что такое менструация еще в 10 лет, так как у большинства месячные наступают в 11–12-летнем возрасте. Причем информация о физиологии беременности должна преподноситься в позитивном ключе — никаких красочных историй о невыносимой боли при месячных или родах. Девочка должна знать как снять болевой синдром при месячных, причем не только медикаментозными методами.

Мальчику нужно также заранее быть осведомленным о тех изменениях, которые будут с ним вскоре происходить. Например, нужно объяснить, что ночные поллюции — совершенно нормальное физиологическое явление и происходит со всеми.

Нужно предупредить ребенка, что вскоре у него появятся вторичные половые признаки. Что у девочек начнет расти грудь, станут шире бедра, у мальчиков увеличатся наружные половые органы. Объяснить, где будут расти волосы, и какими способами можно от них избавиться, как ухаживать за кожей и гениталиями. Если подросток почерпнет всю нужную информацию от родителей, а не от друзей или через СМИ, тогда никакой телесной дисморфобии можно не опасаться.

Желательно, чтобы разъяснительную беседу с подростком проводил родитель одного с ним пола или взрослый, которому ребенок симпатизирует. Важно уверить подростка, что стесняться изменений в теле не стоит и при любой проблеме он может обратиться за помощью к родителям.

Каждая мама обязана знать:  Развивающие пособия Подготовка руки к письму

Страх смерти у подростков: как помочь?

Если ребенок боится смерти, нужно выяснить, чего именно он опасается. Иногда простое озвучивание страхов снижает их интенсивность. Не исключено, что за боязнью смерти скрывается что-то другое.

Например, подростка тревожит не сама перспектива кончины, а тех обстоятельства, которые часто сопровождают уход из жизни. Они боятся сильной физической боли, изнурительной болезни, а также связанной с этим потери собственного достоинства. Особое место занимает боязнь потерять близких, за которой может скрываться психологическая зависимость от родителей и недостаток самостоятельности.

Чтобы подросток открылся, нужно самому быть готовым откровенно говорить о собственных чувствах и страхах, связанных со смертью. Если вы не ощущаете в себе сил открыто обсуждать данную тему, лучше обратиться за помощью к психологу.

Разгрузить психику также помогает арт-терапия. Методика построена на механизме сублимации, то есть перенесении тревожных мыслей и переживаний на результат творчества. Попросите ребенка изобразить на бумаге, что именно пугает его в смерти. А также проиллюстрировать ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Можно персонифицировать смерть: сделать для ребенка маску и попросить ребенка сыграть роль старухи с косой. Такое упражнение поможет преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное.

Постарайтесь объяснить ребенку, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Никто не знает наверняка — ни ученые, ни священники — что происходит, когда человек умирает. Никто даже не может со стопроцентной уверенностью предсказать, что произойдет в следующую минуту. В непредсказуемости жизни есть своя красота. Осознание быстротечности времени помогает прожить жизнь более полно и насыщенно, правильно расставить приоритеты, больше ценить важные взаимоотношения.

Помогают справиться танатофобией сеансы гипноза у практикующий специалистов, например у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича. Для снятия симптомов рекомендуем к прослушиванию аудиотранс:

Упражнения для коррекции социальных страхов

Дети расстраивают массу психической энергии в погоне за престижем, популярностью среди ровесников. Вдобавок сохраняется страх не оправдать ожидания родителей, учителей, не соответствовать роли хорошего ученика.

Лечение социальных страхов у подростков может вестись в нескольких направлениях:

  • когнитивная терапия;
  • улучшение навыков общения;
  • медикаментозная терапия.

Когнитивный подход

«Когнитивный» означает «относящийся к познанию, оперированию понятиями». Когнитивная терапия направлена на изменения восприятия людей и социальных ситуаций, повышение самооценки.

Социофобы зачастую уверены, что единственный выход избежать чувства стыда и страха — уклоняться от участия в ситуациях, в которых появляются эти негативные эмоции. Понять, что источником негативных эмоций всегда является сам подросток, а не обстоятельства, поможет метод трех колонок.

В первую колонку записываются пугающие ситуации. Например, выступление перед классом с докладом. Во вторую вносят реальные причины, вызывающие страх. Например, опасения, что подросток забудет текст доклада, выставит себя глупцом перед одноклассниками и преподавателем. В третью заносятся позитивные сценарии развития событий: выступление пройдет хорошо, учитель поставит высокий бал.

Прокрутив в воображении каждый вариант будущего, подросток поймет, что проблема только в его негативных ожиданиях. Изменив отрицательные мысли положительными или нейтральными, он избавится от тревоги. Для изменения пессимистического сценария нужно выполнить следующие действия. Предложите подростку сделать то, что обычно поднимает ему настроение (прогуляться в красивом парке, поиграть с собакой, послушать любимую музыку, посвятить время любимому хобби). Далее пусть он закроет глаза и представит во всех подробностях, как он справляется со страхом и успешно совершает действия, которые его пугают.

У подростков с социофобией также имеется множество ложных представлений, мешающих воспринимать реальность объективно и провоцирующих тревогу. Рассмотрим примеры изменения ошибочных представлений.

  1. Ложное суждение: все смотрят на меня. Коррекция: оглянуться по сторонам, посчитать, сколько людей действительно обращают на вас внимание, негативно ли реагируют.
  2. Ложное суждение: все подумают, что я глупый, если я покраснею или начну заикаться. Коррекция: опросить знакомых, что они в действительности чувствуют, когда рядом с ними кто-то начинает смущаться и волноваться. Ощущают неприязнь? Пытаются успокоить человека? Надеются, что скоро ему станет лучше?

Важно найти центральное ошибочное убеждение, которое является основной причиной возникновения страха у подростка. Как правило, это представления, что люди в целом агрессивны, и вера в то, что подростку нечего противопоставить исходящему от них негативу.

Когнитивную терапию социальных страхов часто дополняют гипнозом, который помогает закрепить новые позитивные представления о себе и окружающих людях.

Важно, проследить за тем, кто является референтной группой для ребенка — воображаемой или реальной группой людей, которые являются своеобразным эталоном, системой отсчета для себя и других. Чем больше у ребенка опыта наблюдения за разными людьми, чем больше разнообразных образцов для подражания, тем комфортней он себя ощущает таким, какой он есть, не пытаясь себя загнать в узкие рамки нормальности, устанавливаемые ближайшим социальным кругом.

Улучшение навыков общения

Лучше всего справиться с застенчивостью поможет психолог на специальных групповых занятиях для подростков. Но кое-что могут сделать и сами родители.

  1. Отрепетируете зрительный контакт. Часто у ребенка вызывает смущение взгляд постороннего человека в глаза. Посоветуйте подростку смотреть на переносицу собеседнику. Такая маленькая хитрость поможет ему избежать чувства неловкости в разговоре.
  2. Научите ребенка дежурным фразам: как нужно начинать и заканчивать разговор, приглашать девушку на свидание и вежливо отказываться, как отвечать на грубость. Попав в новую, нетипичную для него ситуацию, ребенок не растеряется и будет знать, что делать, чтобы выйти из нее с достоинством.
  3. Предложите подростку отрепетировать навыки общения с детьми помладше. Как правило, в таких случаях подросток испытывает меньшую неловкость, чем при общении с ровесниками.

Если страхи у подростков провоцируют панические атаки, есть смысл обратиться за помощью к специалисту. Он подберет наиболее подходящий метод психологической коррекции фобии.

Ребенок боится всего нового что делать. Детские страхи

Новорожденный ребенок спокойно реагирует на смену дня и ночи. У него не возникает никаких неприятных ощущений из за отсутствия света. Но, малыш растет и с возрастом его отношение к тьме и свету меняется. Сначала он реагирует на свет, наблюдая за его источником, затем — на его отсутствие. И вот однажды малыш заявляет: «Мама, включи свет, я боюсь спать в темноте». Первая мысль, которая появляется у вас: « никто не пугал ли малыша, не смотрел он страшные мультфильмы, или никто не рассказывал ему страшные истории, не замыкал в темноте?» Действительно, неосознанные ужасы или страдания, которые ребенок почувствовал днем могут превратить ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами. Но ваше удивление может усилиться, если вы поймете, что ничего такого в жизни ребенка не было. Тогда что же это? Кроме непосредственного присутствия психотравмирующего фактора, страх темноты и ночных чудовищ может быть просто «возрастным страхом». Возрастные страхи являются нормой развития ребенка и связаны с уровнем развития его сознания, воображения и жизненного опыта.

Страхи имеют важную охранную функцию. Их смысл в том, чтобы научить человека с осторожностью относиться ко всему неизвестному.

Так, уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном убаюкивали, нежно пели колыбельные, нежили и обнимали. Такое поведение матери по малыша создает для него эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше всего. Именно безопасность и эмоциональная привязанность являются базовыми потребностями, необходимыми для развития ребенка. Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неизбежной опасностью, надвигающейся наносит психическую травму в эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически слабых детей (что часто бывает во время или после болезни ). Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникает спазм голосовых связок, последствия чего могут проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке начинает прерываться от волнения, становится трудно начать говорить.


До двух лет страхи перед засыпанием существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, и связаны они именно с частыми пугающими сновидениями.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет маму, в комнате должен гореть свет (ночник), двери должны быть открыты, так ситуация остается более-менее контролируемой, а значит безопасной. При невыполнении хотя бы одного из этих условий остается беспокойство, а сон не наступает. Волнение может проявиться не только в связи с ожиданием бандитов, монстров и других «ужасов», но и страшных (кошмарных) снов.

В 5-7 лет дети часто боятся не только страшных сновидений, но и смерти во сне. Нередко во сне детям этого возраста может пригрезиться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения или потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей, который появляется только в младшем школьном возрасте. Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые и будущие страхи. Это косвенно указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

Как мы уже говорили для полноценного развития ребенку необходимо ощущение безопасности, поэтому игнорировать детские страхи нельзя! То, что взрослому иногда кажется глупостью или бессмыслицей, для ребенка может быть серьезной проблемой.

Почему же у детей появляются страхи?

Появление детских страхов связано с особенностями развития психики ребенка. Ведущая роль в освоении маленьким человеком окружающего мира принадлежит ориентировочно-исследовательском рефлекса или рефлекса «Что такое?», Как назвал его академик Иван Павлов. То есть ребенок должен «ненасытную» жажду новых впечатлений и новой информации. Однако средств (знаний и жизненного опыта) для обработки того потока информации, поступающей к ребенку, действительно не хватает. Таким образом, страхи появляются как форма познания и отражения действительности. При недостатке информации у детей включается воображение, которое пытается заполнить пробелы в понимании того, что происходит. Наполняя каждый раз жизненное пространство ребенка, страхи заставляют его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей.

Однако воображение ребенка отличается от воображения взрослого. Детям свойственно рисовать более яркие внутренние картины, и чем больше недостаток информации, тем больше усиливается страх.

Чего нельзя делать если ребенок чего то боиться

  • Не стоит слишком беспокоиться и фиксироваться на страхе, а также акцентировать на нем внимание самого ребенка и окружающих — это укрепляет страх в его позиции.
  • Не игнорируйте чувства ребенка, настаивая на немедленном, безотносительно к его переживаниям, выполнении своих требований.
  • Не высмеивайте ребенка и его страхи, не называйте малыша «трусом». Это может привести к тому, что он замкнется в себе, зациклится на своих страхах и переживаниях.
  • Не ругайте ребенка за то, что он боится, Не рассказывайте ему, что «в его возрасте уже стоит понимать . » или о том, что «если малыш хочет манипулировать родителями, то у него ничего не получится»
  • Не стыдите ребенка. Не заставляйте его страдать еще и от комплекса вины за свой страх.
  • Не заставляйте ребенка преодолеть страх усилием воли.
  • Не пугайте его еще больше: «Не перестанешь бояться, позову милиционера»

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы.

Что нужно делать если ребенок боиться

Ребенку легче победить свои страхи, если она чувствует поддержку со стороны взрослого. Помогите ребенку почувствовать себя в безопасности.

  • Если страх слабовыраженный и проявляется лишь время от времени, то лучше всего отвлечь ребенка, занять его сказкой, интересной историей, поговорить о том, что вы будете делать завтра. Слушая вас, ребенок уснет в хорошем настроении, не зафиксировав внимание на страхе. Много страхов рассеиваются, как дым, если ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.

В большинстве случаев страхи уходят, так и не заявив о себе в полный голос.

  • Детей, которые испытывают недостаток родительского внимания, и ночью проявляют это страхами, необходимо поддерживать и внимание не только в тот момент, когда непосредственно возникает страх, но и днем. Позанимайтесь немного с ребенком, поиграйте в активные игры, займитесь чем интересным, скажите ему пару теплых и ласковых слов. День ребенка должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями, тогда и сон будет легким и светлым. Чем больше интересов у ребенка, тем меньше страхов, и, наоборот, чем более ограниченный круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах. Тема, появляющаяся в страхах, перестает волновать ребенка, когда ее поглощают новые впечатления. А с возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов.
  • Для профилактики ночных страхов следите за тем, что читает ребенок, какие передачи смотрит по телевизору, разговоры слушает, и насколько это соответствует его возрасту.
  • Пересмотрите режим дня малыша. Не нужно вкладывать ребенка слишком рано или слишком поздно, иначе она будет слишком возбуждена и у нее нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должен быть всегда один и тот же, но продолжительность самого сна сокращается с возрастом.

Как бороться с детскими страхами: советы психолога

Игровые (терапевтические). Попросите ребенка подробно рассказать вам о том, какого цвета его страх, какого размера, формы, как он пахнет и как звучит, в каком месте в теле он «засел» и как он там чувствуется (жар, холод, дрожь). Можно попробовать его нарисовать или вылепить. Затем можно предложить ребенку самому стать страхом, говорить от его имени, спросить чего он хочет или чего боится сам страх. Можно нарисовать то, что пугает малыша на одной стороне листа, а на другой нарисовать то, что поможет победить это существо. Кроме того, о страхе можно составить страшную историю со счастливым концом и показать ее, например, в кукольном спектакле. Это существо, воплощающее страх, может простудиться и уехать далеко к своей мамочке или бабушке, чтобы она ее полечила. Это существо может быть жалким и требовать защиты, тогда его можно пожалеть. Если ребенок не может сам рисовать, помогите ему. Нарисуйте его «страх» со слов ребенка, и найдите забавную новую эмоцию в образе этого воображаемого существа.

Предметные. Если предложенные выше способы кажутся вам слишком сложными, предложите ребенку найти реального защитника: его игрушечного плюшевого собаку-сторожа, которого вы дадите ребенку в кроватку, или плюшевого медведя. Защитить от «страшилки» может помочь завешенная одеялом решетка кроватки. В конце концов, сам ребенок может подсказать способ борьбы со своим страхом, только спросите его!

Когда же страх разобран на составляющие и обсужден в разговорах, бояться собственно и нечего. В случае, если Вы столкнетесь с какими трудностями страхи малыша станут навязчивыми, обратитесь к детскому психологу.

Но главное, помните, что жизнерадостное восприятие родителями жизни, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

Детские страхи: почему ребенок боится клоунов?

Дети постоянно боятся какой-то ерунды… Так думают многие родители и не придают особого значения тому, что малыш плачет при виде клоунов, отказывается входить в комнату или надевать на себя какую-то одежду. Между тем, у любого детского страха есть своя причина, и если с ней вовремя не разобраться, то постоянное «столкновение» с опасностью может нанести серьезный вред психике ребенка. «Я Родитель» решил разобраться в том, почему дети боятся «ерунды» на примере боязни клоунов и ростовых кукол. В чем кроется причина этого страха, как его побороть и чем он может обернуться во взрослом возрасте, читайте в нашей статье.

Откуда берется страх ростовых кукол и клоунов?

Чаще всего причина боязни ростовых кукол кроется в особенностях детского мировосприятия. Дети испытывают страх перед тем, с чем никогда не сталкивались раньше, перед тем, что является для них новым и незнакомым. Неудивительно, что странная живая кукла ростом выше человеческого, с огромной головой, громким голосом и активной жестикуляцией, по-настоящему пугает ребенка. Аниматоры не всегда отличаются корректным поведением и порой буквально «набрасываются» на малыша, тем самым нарушая его личное пространство. Естественно, что ребенку в такой ситуации становится не по себе.

К тому же, при общении дети обычно ищут контакта с собеседником «глаза в глаза», а ростовой костюм просто не позволяет аниматору общаться с малышом взглядом, что вызывает недоверие у маленького трусишки.

Некоторые дети боятся не всех ростовых кукол, а лишь определенных персонажей, чаще всего отрицательных. Если родители читали ребенку сказки о злой Бабе-Яге, которая крадет малышей, или о злом страшном Сером Волке, кушающем на ужин маленьких хулиганов, естественно, что при встрече с таким персонажем кроха испытает настоящий ужас.

Каждая мама обязана знать:  Не слушается старшая дочь

Если говорить о боязни клоунов, то чаще всего детей пугает именно их грим. Ребенку непонятно, зачем рисовать на лице улыбку, если можно просто улыбнуться по-настоящему. Что это – пожелание добра или какой-то подвох? Малыш не находит логичного объяснения странному гриму, и поэтому начинает испытывать страх перед неизвестностью. Также боязнь клоунов может быть спровоцирована случайно увиденным фильмом или мультфильмом, в сюжете которого клоун был отнюдь не положительным персонажем.

Иногда боязнь ростовых кукол или клоунов может быть вызвана стрессом, который ребенок испытал на предыдущем празднике при общении с аниматорами. Может быть, кроху вовлекли в конкурс или игру против его воли, или же он испытал чувство неловкости, когда все присутствующие начали смеяться.

Чем опасны страхи?

Для ребенка страх – это самая сильная эмоция, причем, настолько сильная, что, испугавшись чего-то один раз, малыш будет снова и снова переживать эту ситуацию. Правда, чаще всего детские страхи проходят сами собой и не оставляют никаких следов на психике. Ребенок взрослеет, познает мир, неизвестное становится для него понятным, и ростовые куклы перестают казаться опасными неведомыми существами.

Однако иногда постоянный стресс, который испытывает ребенок, переживая страх, может во взрослом возрасте обернуться повышенной нервозностью. Из детских страхов также вырастает замкнутость, неуверенность в себе и ряд других комплексов, мешающих нормальной коммуникации.

Даже некоторые болезни могут быть отголосками детского страха: например, ребенок плачет всякий раз, когда видит клоуна. Став взрослым, он перестанет бояться клоунов, но организм «запомнит» это состояние, и, приходя в цирк, человек будет чувствовать головную боль и сердцебиение, испытывать затруднения с дыханием.

Если ребенок боится клоунов патологически, до истерик и криков, то его следует показать специалисту. Возможно, что дело не в клоунах, а такие эмоции – проявление какого-то психозаболевания, однако в подавляющем большинстве случаев родители сами могут помочь малышу справиться со своими страхами.

Как помочь ребенку победить страх?

Перед посещением представления или праздника с участием аниматоров нужно заранее подготовить ребенка к встрече с ними. Объясните малышу, что он увидит не каких-то необычных существ, а людей, которые просто очень любят праздники и поэтому одеваются в яркие и смешные костюмы, чтобы развеселить детишек. Расскажите малышу, что они очень добрые, хоть и выглядят странно.

Перед праздником обязательно проинформируйте аниматоров о том, что ваш ребенок может испугаться слишком яркого грима или громких звуков.

Если вы знаете, что на празднике аниматоры будут одеты в костюмы героев какого-то определенного мультфильма, обязательно посмотрите с ребенком этот мультфильм, спросите его, хотел бы он увидеть вживую персонажей, какими он их себе представляет, чтобы на празднике он узнал их и не испугался.

Если вы случайно встретите ростовых кукол во время прогулки в парке, вместе с ребенком понаблюдайте за ними издалека, как они общаются с детьми, устраивают веселые игры и конкурсы. Подробно и увлекательно расскажите малышу об этих персонажах так, чтобы ему самому захотелось подойти к ним поближе, рассмотреть, потрогать, пообщаться. Расскажите ребенку, что он тоже может принять участие в общем веселье, проявить свои таланты и получить какой-либо приз.

Если ребенок предпочитает наблюдать за аниматорами издалека, покажите ему своим примером, что бояться нечего: подойдите к ним, пожмите руки – пусть малыш видит, что общение с этими странными персонажами не принесет никаких неприятностей. Сделайте с аниматором фотографию на память, чтобы об этой необычной встрече ребенок мог в красках рассказать папе, бабушке с дедушкой или друзьям.

Если ребенок боится клоунов, посмотрите вместе с ним хорошие мультфильмы с этими персонажами. Пусть малыш увидит, что клоуны добрые, веселые и смешные. Купите в магазине колпачки, носы и грим и поиграйте дома с ребенком в клоунов. Потанцуйте, спойте песни и расскажите малышу, что так же весело ему будет и в обществе настоящих клоунов. Попросите ребенка нарисовать веселого и смешного клоуна или раскрасить тематический рисунок. Придумайте интересную сказку о приключениях смелого, доброго и очень смешного человека, который хотел, чтобы все люди на земле улыбались, и поэтому выбрал для себя наряд клоуна. Заранее договоритесь с аниматором, чтобы он подарил вашему малышу какой-то подарок, который вы, разумеется, купите и передадите ему заранее. Если клоун что-то подарит ребенку за хорошее поведение или просто, потому что кроха ему понравился, для малыша он автоматически превратиться из странного и непонятного персонажа в настоящего друга.

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы научить ребенка не бояться аниматоров. Эти способы борьбы со страхами универсальны, просто проявите немного фантазии, и для вашего ребенка мир заиграет новыми красками.

Детские новогодние страхи: Почему пугают клоуны и ненастоящий Дед Мороз

Можно ли бороться с фобией, разбираемся с детским психологом Еленой Окуловой.

ОСТАВЛЯЙТЕ ПОДАРКИ ЗА ДВЕРЬЮ

— Помню, как мы рыдали в детстве с братом, когда оказалось, что Дед Мороз на самом деле теплый, а в процессе вручения подарков у него отвалилась борода, и это оказался наш папа!

— Если ребенку еще нет трех лет, большого бородатого деда в дом лучше пока не пускать, — подсказывает эксперт. — Лучше оставляйте подарки за дверью или сразу под елкой. Это проверенный способ не испугать ребенка и сохранить в его душе веру в чудо.

Если же детям довелось стать разоблачителями, попробуйте немножко обмануть, чтобы ребенок избежал разочарования. Скажите, что Дедушка сейчас очень занят и попросил папу (дядю Толю, соседа дядю Сашу) его заменить. А сам он далеко на Северном полюсе у мальчика-сироты, дарит ему подарки.

РАНЬШЕ КЛОУНЫ ВОРОВАЛИ ДЕТЕЙ

— После того как я сводила своего трехлетнего сына на новогоднее представление, он стал плохо спать, даже по ночам просыпался со слезами. И только путем долгих переговоров мы выяснили, что его напугали два клоуна, которые бегали по сцене и голосили.

— Часто взрослые не думают, что театральные представления для ребенка могут быть не столько интересными, сколько пугающими. На генетическом уровне мы боимся клоунов, кто-то больше, кто-то меньше. Когда-то яркие маски использовали цыгане, когда крали детей из деревень. Поэтому изначально это был совсем не смешной персонаж — клоунов боялись и дети, и взрослые. И только потом ярко раскрашенные лица начали использовать в цирковых и театральных представлениях.

С точки зрения поведения мамы вы поступили совершенно правильно, что расспросили ребенка о его страхах. Если малыш еще маленький и плохо говорит, попробуйте сами нарисовать на листочке то, что, по вашему мнению, его могло напугать. Например: вот цирк, вот красивая елочка, вот твои друзья, вот ты. А потом нарисуйте клоуна (или Бабу-ягу, или Кощея — в зависимости от того, кто фигурировал в представлении). По реакции ребенка станет понятно, кто или что его могло напугать. А потом объясните, что это был живой человек, что он переоделся («Вот у тебя есть костюм зайчика, а у него костюм клоуна»). Не стоит бояться маски, потому что ее можно выкинуть, как этот листочек! Вместе с ребенком возьмите рисунок и выкиньте.

Обычно такая терапия довольно действенна.

«ЗАМОРОЖУ, ЗАМОРОЖУ!»

— Одно из самых ярких воспоминаний моего детсадовского прошлого — сумасшедшие игры с Дедом Морозом, который с развевающейся бородой бегает в кругу детишек и басом кричит: «Заморожу! Заморожу!» А ты должен успеть спрятать руки, а то вдруг и правда заморозит. И в душе страх, перерастающий в обморочную пропасть. И почему-то не удивляешься, когда девочка рядом с тобой, которая не успела спрятать руки от дядьки в красном халате, начинает истерично рыдать. Хочется зареветь хором от облегчения, что это случилось не с тобой, и из сочувствия к ней.

— Вообще-то добрым Дед Мороз стал не так давно — только в начале XX века, — рассказала нам детский психолог Елена Окулова . — Изначально же это был довольно суровый персонаж, который мог и щедро наградить, и жестоко покарать. Крестьяне в деревнях его боялись и старались всячески ублажить, выставляя угощения и устраивая игры в его честь.

Только в начале XX века Деда Мороза постарались превратить в доброго старичка, который одаривает детей подарками. Но и он требует послушания, о чем периодически напоминают перед праздником: «Будешь слушаться, Дедушка Мороз подарит тебе то-то». Если же у ребенка, по его мнению, есть какие-то грешки, он боится, что басистый мужик его не одарит, а действительно заморозит.

Поэтому перед утренником, где ожидаются игры с Дедом Морозом, расскажите ребенку, что это добрый сказочник, который поиграет и подарит игрушку. Что он не будет наказывать. Так вы избежите лишнего стресса у ребенка.

ВАЖНО

ПОТЕРПИТЕ С УТРЕННИКАМИ

— На самом деле говорить нужно не столько о страхах, а о том возрасте, когда ребенок начнет понимать, что страшно, а что нет, — уверена Елена Окулова. — У малышей понимание сказочности персонажа довольно расплывчато. Приглашать Деда Мороза или водить ребенка на утренники желательно начинать не раньше трех лет. Только в этом возрасте восприятие ребенка становится более осмысленным. Для него мама — уже не тот центр вселенной, вокруг которого все вращается. Ребенок спокойнее реагирует на то, что в его окружении появляются новые яркие персонажи, которые активно действуют. 4-летнего ребенка уже не испугает то, что его вытащат в круг какие-то яркие сказочные персонажи и заставят выполнять что-то непривычное.

КСТАТИ

ТРЕХЛЕТНИМ УЖЕ МОЖНО ПОСЛУШАТЬ БОЙ КУРАНТОВ

— Детям до двух лет обязательно нужно ложиться спать в положенное время, в зависимости от того, во сколько ребенок привык засыпать — в 21 — 22 часа, — предупреждает наш эксперт, педиатр Евгений Тимаков. — К трем годам уже в принципе формируется нормальное осознание праздника. Поэтому трех-четырехлетним детям уже можно принять участие в начале застолья — чокнуться со взрослыми под бой курантов бокалом морса. Но при условии, что ребенок это может нормально выдержать. Как правило, после трех лет дети уже легко выдерживают праздничную суету, но все же малыша лучше уложить спать не позже часа ночи.

Кстати, 80 процентов детей очень хорошо реагируют на звуки хлопушек, фейерверки и прочие праздничные радости. Но для профилактики хорошо бы «познакомить» ребенка со звуком хлопушки заранее. Да и в новогоднюю ночь взрывать петарду лучше все-таки не над головой малыша.

Детские страхи: почему ребенок боится клоунов?

Почти все родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок начинает чего-то бояться. При этом они иногда просто не понимают, как это можно бояться, например клоуна, он же радостный и веселый. Но при этом на это нельзя просто так не обращать внимание, так как если ребенок будет с этим сталкиваться, то можно просто навредить его психике. В любом случае причина всегда существует и её придется выяснить. Для того, чтобы убрать этот страх и во что это может выльется во взрослом возрасте.

Почему происходит у детей боязнь клоунов?

В основном страх происходит от того, как ребенок воспринимает мир. Чаще всего они могут бояться того, что не раз не видели. И поэтому интересный человек, который ярко одет, при этом смеется и громко разговаривает, может вполне напугать малыша. И не всегда играют роль клону те, кто знает детскую психику, и они просто подбегают близко, начинают брать детей за руку и им это не нравится и приходит испуг. Всё объясняется нарушением их личного пространства.

И чаще всего малыши при общении смотрят в глаза собеседнику, а общаться так с клоуном просто не удается. И итоге происходит недоверие и малыш просто пугается. Иногда, дети предварительно что-то слыша про клоунов и у них сформировалось своё мнение и поэтому при встрече возникает чувство страха.

Так же грим, нанесенный на лицо не понятен малышу. Зачем клоуну нарисованная улыбка, когда и так несложно улыбнуться в этом и есть недоверие. Бывает и так, что страх был начат с неудачного первого общения с клоуном, например на другом празднике. Бывает, что ребенок стал участвовать в праздничном мероприятии без желания и что-то пошло ни так, он испытал стресс и теперь не может дать другую реакцию.

Почему такие проявления могут нести в себе опасность?

Страх для любого ребенка – это очень сильная эмоция и по этой причине если ребенок один раз что-то напугался, то после это чувство будет больше нарастать. Хотя профессионалы говорят о том, что такие страхи как перед клоуном могут проходить сами, не оставляя следа. Малыш становиться взрослее понимает всю ситуацию и узнает многое в результате он приходит к тому, что вполне может веселиться на детском празднике с клоуном.

Но бывает и так, что тот страх, который малыш испытывает перед клоуном во взрослой жизни перерастет в нервозность. Помимо этого специалисты не исключают появления таких признаков как:

  • Замкнутость.
  • Не уверенность в себе.
  • Стеснение и другие комплексы, которые не дают возможность спокойно существовать в мире.

Помимо этого может страх оставаться на подсознательном уровне и проявляться другими способами. Ребенок повзрослел и перестал бояться клоунов, но придя в цирк у него появляется головная боль, сердцебиение увеличивается. Так как в подсознании осталось воспоминание об испытываемом стрессе.

Страх при этом в детском возрасте может быть самым различным. Если у ребенка перед видом клоуна начинается истерика и визг, то лучше его показать специалисту. Так как сильные проявления говорят о серьезных болезнях. Но в основном родители всегда могут помочь малышу сами.

Y-Lady советует почитать:

  1. Что делать если ребенок врет?Ребенок для каждого родителя, это свет в окошке, он самый хороший, самый воспитанный и никогда.
  2. Что делать если ребенок плюется?Дети очень разные, они растут и развиваются, постоянно появляется в их поведении что-то новое и.
  3. Что делать если ребенок не может без мамы?Основная часть родителей знает, что малыш всегда находиться около мамы и ему кажется, что если.
  4. Почему ребенок боится общения?Всему на свете ребенок учится в семье. За родителями всегда наблюдают внимательные детские глаза. Модель.
  5. Что в садике должен делать ребенок?Не все родители понимают, что детский сад это то учреждение, где ребенок должен не просто.

Сходное

  • Неприятные признаки того, что вы готовы к настоящей любви

Мы начинаем все больше времени посвящать карьере, саморазвитию, учимся прислушиваться к своим потребностям и желанием, познаем себя как личность и…

Но можешь быть уверена в том, что настоящие чувства не проходят бесследно и он точно все еще не забыл тебя.…

Появление в продаже подгузников для малышей, во много раз облегчила жизнь современным родителям. Используя памперсы, отпадают ежедневные стирки и глажка…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация