Детский мир в порядке как помочь детям стать организованными


Как помочь детям, если вы никогда не занимались благотворительностью

В России работают несколько крупных благотворительных организаций:

Российский фонд помощи (Русфонд), созданный в 1996 году издательским домом «Коммерсантъ», поддерживает больных детей;

Фонд «Подари жизнь», который в 2006 году основали актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун, помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями;

Фонд «Нужна помощь», основанный в 2012 году, поддерживает благотворительные, общественные и социальные проектов в России.

В эфире RTVI мы рассказывали о фонде «Выход», который помогает людям с аутизмом; благотворительном фонде «Дети-бабочки», который поддерживает детей с редким генетическим заболеванием (буллезный эпидермолиз) и о детском хосписе «Дом с маяком». Им тоже необходима ваша поддержка.

Если вы хотите пожертвовать деньги на благотворительность, но не знаете как это сделать, есть специальные сервисы, например, «Такие дела». Вы можете оформить ежемесячные пожертвования от 100 рублей, а агрегатор отдаст деньги тем, кому они нужны.

Какие еще фонды помогают детям, можно узнать на агрегаторе «Благо.ру». Он поддерживает благотворительные организации по всей России и сотрудничает с больше чем 100 фондами.

Помочь можно не только деньгами: детским домам всегда нужны шампуни, зубные щетки и пасты, расчески, лекарства и игрушки. Чтобы передать подарки, нужно позвонить в приемную или директору детского дома в вашем городе. Там подскажут, что лучше всего сделать и как. Вот, например, список детских домов в Москве.

Некоторые благотворители считают подарки плохой идеей — особенно, если речь о ценных вещах. Директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская говорит, что дарить нужно только то, что необходимо детскому дому. Из благих побуждений люди хотят подарить дорогую одежду или технику, но это может, наоборот, навредить ребенку: покинув детский дом, он уже не будет сиротой, которому все хотят помочь. Но он вырастет с мыслью, что ему постоянно должны. Если вы хотите поддержать детей, оставшихся без родителей, лучше подарите им внимание.

Дети из детских домов почти все время проводят в окружении преподавателей и воспитателей. Для них очень важно общаться со взрослыми, ведь они могут подать хороший пример или помочь с выбором профессии. Конечно, герои фильмов всегда вдохновляют детей на героические поступки, но настоящие истории тоже важны и нужны.

Если вы готовы проводить время с сиротами, то можно, например, обратиться в фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». У этой организации есть много программ, нацеленных не только на общение с детьми из детдомов, но и на поддержку тех, кто находится в больницах.

Еще вы можете стать наставником для ребенка. Детям из интернатов очень важно видеть мир вне своей комнаты. Вы можете приглашать ребенка пойти с вами в магазин, поехать на дачу или помочь с ремонтом. Прежде чем стать наставником, нужно подготовиться и пройти обучение. Этим занимаются несколько фондов, например, «Старшие Братья Старшие Сестры».

Другие добрые дела

На добрые дела не обязательно тратить много времени. Например, вы можете порыться в шкафу и собрать одежду, которую вряд ли уже будете носить. Хорошо, если вещи будут чистыми и в хорошем состоянии.

Стоит попробовать сдать их в Second Friend Store. Для этого нужно заполнить заявку на сайте, прикрепить фотографии одежды и небольшое описание.

Также можно отнести одежду в благотворительный магазин Charity Shop, который потом их продаст, а вырученные деньги передаст в фонд «Второе дыхание». У фонда, кстати, есть и отдельные пункты приема в Москве. Список можно посмотреть на сайте организации.

Одежду, обувь и сумки можно сдать в «Добрые вещи». Часть вещей отдают нуждающимся. Другую продают, а на вырученные средства покупают оборудование для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья из государственных реабилитационных центров Москвы и Подмосковья. У «Добрых вещей» есть несколько приемных пунктов, а еще участники проекта могут сами приехать к вам и забрать вещи.

Как помочь детдомовскому ребенку?

Многие, насмотревшись различных передач о бедных детях-сиротах и об их ужасающей жизни в детских домах, решают им как-то помочь. постоянно идут сообщения о знаменитостях, пожертвовавших на нужды такого-то детского дома n-ную сумму денег.

Обыватель, насмотревшись всего этого, думает: «Помогу-ка и я детишкам!» И тащит в ближайший детский дом вещи и игрушки своих выросших детей. Или, узнав у директора счет, перечисляет туда деньги. А то и просто передает эти самые деньги из рук в руки директору.

Поверьте, такие «пожертвования» детскому дому не нужны. Иное дело — крупные предприятия, взявшие шефство над конкретным детским домом. В моем городе многие предприятия имеют подшефный детский дом: приезжают, делают ремонт, покупают технику, устраивают детишкам праздники.

Что же тогда делать простому человеку, у которого «защемило» сердце и захотелось сделать что-либо для детей-сирот?

Идите к этим детям и общайтесь с ними! Это самое лучшее, что вы сможете сделать. Я знаю, о чём говорю: детишки живут в неплохих условиях, пусть без изысков, но накормлены, да и голыми они не ходят. На содержание каждого детдомовца государство выделяет приличную денежную сумму. Каждый год (как правило, в начале сентября) им выдается полный комплект одежды и обуви, начиная от нижнего белья и заканчивая зимними вещами. Так что они накормлены, одеты, обуты… Но как же они одиноки среди толпы себе подобных!

На группу из 8−15 человек положены два воспитателя, которые, как правило, работают через день. За рабочий день им надо: разбудить, накормить, отправить на учебу, сдать вещи в стирку, сделать со всеми уроки (а если группа разновозрастная?!), провести какое-нибудь занятие-мероприятие, вывести на прогулку… А поговорить? С каждым? В отдельности? Заглянуть каждому в душу? Шутите! На такое времени уже не остается.

Вот и растут детдомовские дети настоящими социально не адаптированными дикарями. Да и где адаптироваться этому ребёнку? Поесть ему три раза в день приготовят, одежду выдадут, иногда в кино сводят или на экскурсию. Престарелых дедушек-бабушек, за которыми надо присматривать, нет, младших братишек-сестренок нянчить никто не заставляет, умных бесед о распределении семейного бюджета или куда лучше поехать отдохнуть в отпуск при нём тоже никто не ведет.

В результате на выходе из детского дома они получают выходное пособие, которое тут же тратят на шикарные мобильные телефоны и дорогую еду, а через пару месяцев возвращаются в детский дом и со слезами просят взять их обратно. А не положено! Конечно, воспитатели из жалости их подкармливают…

Как же решить эту проблему? А никак! Её надо не решать, а предупреждать! У нас в стране сейчас действует масса программ по устройству детей-сирот в семьи. Но это очень ответственный шаг, и на него можно пойти, только тщательно всё обдумав. К тому же, нужно согласие всех членов вашей семьи.

Гораздо проще и доступнее — ходить в гости в детский дом. Выберите подходящий вам, и лучше, если детишки там будут школьного возраста. Почему? Все просто: у нас в стране детские дома делятся на три возрастные категории:

от 0 до 3−4 лет;
с 3−4 лет — до школы;
школьные.

Так вот, те, которые для малюток, находятся в ведомстве Минздрава, и туда вас без специальной медкомиссии даже на порог не пустят.

Ходить к детишкам дошкольного возраста очень тяжело морально: они на всех кидаются, кричат «Мама!». И глазенками побитого щенка заглядывают вам в глаза.

Со школьниками проще. Им уже хоть что-то можно объяснить. С чего начать? Лучше всего подойти к социальному педагогу детского дома. Она вам подскажет, какую группу меньше всего посещают различные «спонсоры». После этого поговорите с воспитателем этой группы (пока без детей). Узнайте, что можно принести к чаю, каких игрушек или учебных пособий не хватает.

Приходите, говорите, расспрашивайте о жизни, рассказывайте, читайте книги, смотрите фильмы и обсуждайте их, мастерите поделки. В общем, делайте то, что обычно стараетесь сделать с родными детьми.

А если вас, таких сердобольных, соберется целая компания, или вы довольно состоятельный человек, организуете детишкам экскурсию, выезд на природу, культпоход в цирк, кинотеатр или театр.

Лучше, если такие акции станут не разовыми, а более-менее регулярными, хотя бы раз в пару месяцев.

Но вдруг случится так, что какой-нибудь мальчуган или девчушка вам понравится особенно. Тогда вы вполне можете принять более глубокое участие в его судьбе.

Детдомовского ребенка можно брать к себе домой на выходные, праздники или каникулы!

Правда, для этого надо оформить кое-какие документы, так называемую «гостевую визу». С бумагами придется немного повозиться: обследование жилищных условий, ваша медкомиссия и ещё характеристика от участкового милиционера. Оформляется гостевая виза в разных регионах на разный срок: от 3-х месяцев до года.

Но зато ребенка, взятого «по гостевой», вы сможете научить переходить дорогу, пользоваться общественным транспортом, делать покупки в магазине. Поверьте, когда вы учите 9−10-летнего ребенка определять время по часам или объясняете, что можно купить на сто рублей — у вас возникают абсолютно новые, неописуемые ощущения, ведь ваши родные дети в этом возрасте всё это воспринимают как само собой разумеющееся.

Только помните — ребенок, которого вы хоть раз пригласили к себе в дом, будет надеяться, что рано или поздно вы его заберете насовсем. Так что, прежде чем что-либо предпринимать, всё ещё раз хорошенько взвесьте. Ведь человеческая судьба — это не игрушка. А этих детей уже один раз предавали.

И ещё (ложка дёгтя): в детских домах живут отнюдь не ангелы, эти дети могут быть склонны к воровству, алкоголизму, бродяжничеству

Так что думайте, дамы и господа, думайте! А те, кто действительно захочет помочь детдомовскому ребенку, всегда найдет способ, как это сделать.

Филантроп

Благотворительный фонд Группы компаний «Детский мир» – крупнейшего оператора торговли детскими товарами в России подвел результаты весеннего этапа благотворительной акции «Участвуйте!».

В очередном этапе акции, который прошел с 16 марта по 20 мая 2020 года, приняли участие около 1 млн человек. Благотворительное мероприятие состоялось во всех регионах присутствия сети магазинов «Детский мир» – это более чем 220 городов России и Казахстана.

Покупатели передали свыше 1,5 млн штук одежды, обуви, игрушек, сладких наборов, конструкторов, пазлов и многое другое. Все то, что доверили Компании покупатели, Благотворительный фонд «Детский мир» направил в подшефные ему детские социальные учреждения, на попечении которых находятся 250 тыс. сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят из многодетных семей.

«Я хочу поблагодарить всех участников нашей доброй акции за оказанную поддержку. Благодаря вашей отзывчивости нуждающиеся дети получили все необходимое для активного отдыха летом. Благотворительная акция продолжается – в настоящий момент мы начинаем сбор вещей к новому учебному году», — рассказала Надежда Киселева, начальник Управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК «Детский мир».

Благотворительная акция «Участвуйте!» проходит в «Детском мире» уже 13 лет. Принять участие и оказать помощь сиротам можно в любом магазине розничной сети, положив свой подарок в специальный манеж возле зоны касс.

Каждая мама обязана знать:  Нужно ли мириться с выбором ребенка

Помочь детям также можно, отправив денежное пожертвование посредством SMS на короткий номер 7715 с текстом «Участие» и указав сумму. Например, «Участие 500». Все собранные средства пойдут на помощь детям с ограниченными возможностями.

Как научить ребенка быть организованным

Организованность — это умение создавать и поддерживать систему планирования и выполнения важных дел. Из этой статьи вы узнаете, как научить ребенка быть организованным.

Как научить ребенка быть организованным?

Взрослым ее преимущества очевидны. Система отслеживания хода выполнения дел и поддержания порядка в доме или на рабочем месте избавляет от необходимости тратить уйму времени на поиск вещей или уборку, прежде чем приступить к работе. Мы трудимся более эффективно, если это входит в привычку. Становится меньше поводов для беспокойства. Вот почему мы обычно чувствуем себя более комфортно, если окружающие организованны и аккуратны. К сожалению, по нашему опыту, взрослые, у которых организованность так и не вошла в привычку (а таких очень много!), считают, что изменить ситуацию крайне сложно.

Наверняка эта модель уже вам знакома чтобы научить ребенка быть организованным. Сначала мы даем детям систему, с помощью которой они смогут поддерживать порядок в своих комнатах, книжных шкафах, ящиках с игрушками и т. д. Мы контролируем их опрятность: не убираем их комнаты, но и не ждем, что они догадаются убраться сами. Мы наводим порядок вместе, при этом родители разбивают большую задачу на маленькие этапы («Хорошо, сначала мы сложим всю твою грязную одежду в корзину для белья», «А теперь посадим всех твоих кукол на полку» и т. п.). Мы также устанавливаем правила, например: «Не ешь в спальне» или «Снимай куртку, как только войдешь в дом». Но поначалу мы не надеемся, что дети сразу же запомнят правила и будут придерживаться их. Мы понимаем, что им понадобятся напоминания. А в тех редких случаях, когда дети вспомнят о правилах сами, мы обязательно похвалим их.

Со временем мы сможем постепенно отстраняться от поэтапного контроля и проверки, ограничиваясь напоминанием в начале и проверкой в конце, чтобы убедиться, что ребенок все сделал как надо. В средних или старших классах дети уже могут полностью контролировать системы организации. Это не значит, что вам стоит забросить учить ребенка быть организованным и что ему больше не понадобятся напоминания. Полезно и разумное использование наказаний в виде лишения каких-то развлечений.

Чтобы оценить организованность своего ребенка по сравнению со сверстниками, ответьте на следующие вопросы. Они помогут понять, насколько уровень организованности вашего ребенка соответствует его возрасту.

Тест: Насколько организован ваш ребенок?

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

0 — Никогда или редко

1 — Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 — Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 — Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа — детский сад

Вешает верхнюю одержу в нужном месте (может потребоваться напоминание)

Убирает игрушки на свои места (с напоминанием)

Убирает за собой после еды (может потребоваться напоминание)

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

Убирает верхнюю одежду, зимний комбинезон, спортивный инвентарь на свои места (может потребоваться напоминание)

Организовал в спальне специальные места для вещей

Не теряет записки от родителей и учителей

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

Может убирать свои вещи на нужные места в своей и других комнатах

Приносит игрушки с улицы после игры или в конце дня (может потребоваться напоминание)

Следит за наличием материалов и выполнением домашних заданий

Средняя школа (6-8-й классы)

Может вести дневник в соответствии со школьными требованиями

Не теряет спортивный инвентарь — личные электронные устройства

Поддерживает чистоту своего рабочего места дома

Как развить организационные навыки у ребенка?

Еще один приятный и воодушевляющий способ развития организационных навыков — обучение в рамках реальных семейных занятий, таких как создание меню, приготовление пищи, покупка продуктов или одежды, планирование отпуска и распоряжение деньгами. Речь не о домашних обязанностях, а о вовлечении детей в качестве участников в занятия, важные для всей семьи. Они могут стать идеальным обучающим инструментом, поскольку в них «встроены» стимулы (ты покупаешь или ешь то, что выбираешь, кладешь деньги в банк или занимаешься чем-то приятным во время отпуска). Более того, можно найти массу вариантов участия (можно добавить какой-либо ингредиент, а можно полностью приготовить блюдо) и степени независимости. Поскольку такими занятиями можно заниматься в любом возрасте, мы рекомендуем начинать как можно раньше. Тогда дети скорее будут с удовольствием делать выбор и не станут воспринимать это как обязанность.

Варианты занятий по выработке организационных навыков

Вот о чем нужно помнить, если вы хотите, чтобы такие занятия благоприятно сказывались на развитии организационных навыков:

Вы должны быть активным участником процесса, моделировать навыки, задавать вопросы и поддерживать ребенка. Нужно хорошо выполнять функцию лобных долей. Вы не можете просто предложить ребенку заняться планированием, а затем предоставить его самому себе и электронике.

У ребенка должна быть возможность делать разумный выбор и принимать решение во время занятий. Если блюдо, которое выбрал ребенок, не готовят, продукты по списку не покупают или вы говорите, что ребенок может сам спланировать каникулы, а потом отвергаете его идеи, он потеряет интерес. Прежде чем вовлекать ребенка в процесс, нужно решить, с каким его выбором вы готовы согласиться. Если «вредная» еда не может быть в списке покупок или меню, ребенок должен знать об этом заранее. До того как начать что-то придумывать, создайте список исключений. Или дайте ребенку понять, что ему не разрешат выбрать место для каникул, но он может спланировать свои занятия на это время.

Будьте готовы к тому, что вам придется постоянно оценивать уровень заинтересованности ребенка, его внимание и целеустремленность и давать ему необходимую поддержку. Ребенок должен чувствовать: что бы он ни делал, его ценят и он способен добиваться успеха. Чтобы поддержать интерес, сообщите, по возможности заранее, что будете признательны ему за помощь в подготовке меню, составлении списка покупок или планировании отпуска. («Эшли, когда закончишь свою игру, подойди, пожалуйста, ко мне, чтобы помочь с. »). Выберите время, когда ребенок не занят делом, и спросите, может ли он сейчас присоединиться к вам. Если ребенок совсем маленький, занятия должны быть недолгими, а выбор конкретным; при первых же признаках угасания интереса поблагодарите ребенка и закончите обсуждение. Когда выбор будет сделан, расскажите о нем родственникам, друзьям или знакомым («Эшли помогала мне сегодня с меню»). Старшие дети, возможно, захотят посвятить этому больше времени или сил (например, могут поискать рецепты, организовать ужин, найти информацию о том, где можно провести отпуск). Четко определив возможные варианты, привлекайте детей к активному участию в процессе.

Мотивация ребенка к навыкам

Похвалы и ожидаемой награды не всегда достаточно для мотивирования ребенка к использованию сложных навыков. В таком случае чтобы научить ребенка быть организованным, возможно, стоит использовать более формальную систему стимулов. Если у ребенка СДВГ, вы, вероятно, уже знакомы с ней. Если же нет, выполните следующие шаги.

Шаг 1. Опишите проблемное поведение и поставьте цель

Важно описать проблему и желаемое поведение максимально точно. Например, если ребенок не выполняет работу по дому после школы, цель может быть такой: «Джоуи выполняет ежедневную работу по дому без напоминаний до 16:30».

Шаг 2. Определите возможные награды и дополнительные стимулы

Первый шаг в разработке системы наград и стимулов — построение плана таким образом, чтобы неприятные задачи всегда стояли перед приятными.

В некоторых случаях этого достаточно. Когда требуется больше, можно составить «поощрительное меню» — сформировать систему, где за желаемое поведение ребенок будет получать баллы и затем обменивать их на награду. Чем значительнее награда, тем больше баллов потребуется. Выбор должен включать и крупные, дорогие призы, зарабатывать которые можно в течение недели или месяца, и мелкие, «дешевые», которые можно получать каждый день. Приз может быть материальным (например, любимая еда или игрушка) или нематериальным (возможность сыграть в игру с родителем, учителем или другом). Возможно, придется встроить в систему ряд дополнительных стимулов — обычно доступ к чему-либо, когда задание будет выполнено (возможность посмотреть любимую передачу или поговорить по телефону с другом). Пример применения этой системы при решении проблемы с выполнением работы по дому дан ниже.

Шаг 3. Подпишите договор о поведении


В договоре должно быть четко прописано, что ребенок согласен делать и какова будет роль и ответственность родителей. Кроме присуждения баллов и наград, не забывайте хвалить ребенка, когда он выполняет условия. Удостоверьтесь, что договор вас полностью устраивает. Избегайте наказаний и санкций, которые вы не можете или не хотите использовать (например, если оба родителя работают вне дома, вы не сможете проследить, сел ли ребенок за уроки сразу после школы; понадобится альтернативный вариант). Договор о поведении, дополняющий систему стимулов, приведен ниже.

Шаг 4. Оценивайте процесс и при необходимости вносите изменения

По нашему опыту, редкая система стимулов сразу работает как надо. Одно можно сказать совершенно точно: дети проявляют чудеса изобретательности, выискивая лазейки в договоре о поведении («Ты сказала, что я должен закончить уроки к 17:30, но не говорила, что все должно быть сделано правильно.»). В целом нормально вносить изменения, менять количество баллов или конкретные награды, чтобы договор наконец стал эффективным.

Родители часто спрашивают, как можно создать такую систему только для одного ребенка, не вовлекая остальных, поскольку для детей с проблемами будет предусмотрена «награда», а другие будут чувствовать себя обделенными. Мы считаем, что большинство братьев и сестер способны понять суть происходящего, если им все подробно разъяснить. Если все же возникают проблемы, у вас есть несколько вариантов:

Создайте похожую систему для других детей с соответствующими целями (у каждого ребенка есть что-то, над чем стоило бы поработать).

Заключите неформальное соглашение, обещая время от времени делать что-то особенное и для других детей, чтобы они не чувствовали себя лишними.

Сделайте так, чтобы награды, которые получает ребенок, были приятны для всей семьи (например, поход в китайский ресторан).

Использование мотивационных стратегий

Все приведенные выше примеры касались проблем поведения, над которыми следует работать (помнить о домашних обязанностях, получать хорошие оценки, убрать за собой игрушки и т. д.) чтобы научить ребенка быть организованным. Те же стратегии можно использовать и для развития организационных навыков в целом, а не только какого-то конкретного умения. Если вы считаете, что стоит поработать над навыком начала работы — например, чтобы каждый раз ребенок приступал к делу без напоминаний, — можно поддержать его. «Спасибо, что вымыл посуду сразу, как только пришел из школы» и «Мне нравится, что ты садишься за уроки ровно в пять, как мы и договаривались». Это примеры конкретной похвалы. Если вы думаете, что необходима более ощутимая поддержка, каждый раз, когда ребенок приступает к задаче незамедлительно, или в оговоренное время, или после первого напоминания, можно класть в банку какой-нибудь предмет. Когда банка наполнится (или ребенок заработает оговоренное заранее количество предметов), вручается награда.

У вас уже должна сложиться целостная картина о том, что существует три основных подхода в работе со слабыми организационными навыками. В следующей части мы перейдем от «общей картины» к практическому применению теорий. Так что, если вы еще не уверены, как использовать на практике то, что уже узнали, продолжайте чтение. Мы опишем обучающие «ритуалы» и краткий план действий, разработанный на основе нашего профессионального и родительского опыта. Они помогут решить целый ряд проблем, возникающих в повседневной жизни из-за недостаточно развитых организационных навыков детей.

Каждая мама обязана знать:  Разочаровался в жизни

Методы воспитания организованности у ребенка

Чтобы помочь ребенку стать более организованным, нужно не забывать делать следующее:

Следить — возможно, ежедневно, — чтобы ребенок применял ее. Мы рекомендуем начать как можно раньше, поскольку задача трудоемка для взрослых, а проблема широко распространена. Определите, какие области наиболее важны, и работайте с ними — по очереди. С практической точки зрения важнее всего области, связанные с учебой, например ведение дневника, собирание рюкзака в школу, поддержание чистоты на рабочем месте. Чуть менее важно поддержание порядка в шкафах и ящиках стола.

Тщательно разработайте схему организации при максимальном участии ребенка. Если вы решили, что поддержание чистоты рабочего места должно стать приоритетом, вы можете сходить с ребенком в магазин и купить стаканчики для ручек и карандашей, ящик для рукоделия или шкафчик для бумаг и папки. Когда вы обустроите рабочее место, приучите ребенка убирать его каждый вечер перед сном. Сначала наблюдайте и контролируйте процесс на месте, а со временем перейдите к напоминанию и контролю результата. Полезно сфотографировать рабочее место после первой совместной уборки, чтобы у ребенка всегда был образец для сравнения. Последним этапом процесса может быть самостоятельное сравнение результата уборки с фотографией.

Хотим обратиться к чересчур организованным родителям. Если вы считаете своего ребенка неряхой, возможно, стоит немного скорректировать свои ожидания. Мы обнаружили, что многие неорганизованные дети не обращают внимания на беспорядок. Они никогда не будут соответствовать стандартам чистоты своих родителей, потому что просто не замечают беспорядок, на который очень болезненно реагируют мама или папа. Мы снова советуем сделать фотографию приемлемого состояния комнаты, чтобы справиться с этой проблемой. Но для начала согласуйте с ребенком стандарт.

Если вы хотите узнать больше о том, как помочь ребенку стать более организованным, советуем прочесть книгу Донны Голдберг «Организованный ученик».

Методы работы над организационными навыками ребенка

Вы уже основы разработки коррекционного вмешательства при работе над организационными навыками ребенка: измените предпосылки (работа с окружающей средой), обратитесь к поведению (обучение навыкам) и скорректируйте последствия (поощрение). Звучит просто, но с чего начать? Насколько серьезно придется поработать, чтобы добиться значительных изменений в жизни ребенка?

Как мы и обещали, мы поможем упростить процесс работы над организационными навыками ребенка с помощью нескольких методов. Результат зависит от вас. Вы в любом случае сможете оказать значительное влияние на своего ребенка.

Если, чтобы помочь вашему ребенку, достаточно лишь немного изменить то, что его окружает, обязательно сделайте это. Например, оставляйте записки на кухонном столе вроде: «Пожалуйста, погуляй с собакой, когда придешь из школы». Делайте это в течение трех недель, а потом перестаньте. Если ребенок вспомнит о том, что должен сделать, он задействует собственную рабочую память.

Возможно, у ребенка уже есть определенный навык, не хватает только мотивации, чтобы его использовать. Допустим, вы разработали систему папок, чтобы дочери было легче следить за домашними заданиями, но она продолжает распихивать работы по книжкам и тетрадям. Предложите ей такие условия: показав вам вечером папки с выполненными работами, она заработает 5 баллов. Когда у нее будет 25 баллов, она сможет загрузить новый рингтон. Вашему сыну нужно научиться воздерживаться от резких слов в адрес младшего брата? Стратегия мотивации может выглядеть так: определите один час до ужина и кладите в банку какой-либо предмет за каждые 10 минут, что сын удержался от колкостей. Если к ужину в банке будет четыре предмета, то он получит свой любимый десерт.

Если вы считаете, что ребенок может многому научиться просто благодаря поддержке и играм, начните именно с этого. Учите его выигрывать и проигрывать с достоинством, ждать свой очереди, не раздражаться из-за ошибок товарища по команде — то есть управлять своими эмоциями. Однако не исключено, что определенные навыки все же потребуют обучения или длительной отработки. К примеру, у многих детей есть проблемы с выполнением долгосрочных школьных заданий: их необходимо научить, как такие задания разбивать на более мелкие и выстраивать график. Или навыки управления временем: у ребенка может что-то не получаться, потому что он не знает, сколько времени у него уходит на то или иное занятие. Вы можете научить его оценивать время, а потом дать возможность попрактиковаться.

Но что если он все равно избегает определенных задач или оттягивает их выполнение? Это верный признак того, что вам необходим многосторонний подход. Иногда одного понимания, как работает тот или иной механизм, недостаточно, и ребенок чувствует, что приобретение каких-то навыков требует от него так много усилий, что он будет уклоняться от их использования любой ценой.

Обратитесь к конкретным ежедневным задачам

Каждый день родители обращаются к нам с предсказуемыми повседневными проблемами, связанными с недостаточно развитыми организационными навыками. Они хотят узнать, как научить ребенка быть организованным. Родители дошкольников и младших школьников часто жалуются, что ребенок не способен самостоятельно выполнить утренние процедуры, спокойно лечь спать вечером, убраться у себя в комнате или сдерживать свои эмоции. Родители учеников младшей и средней школы часто говорят, что дети не могут справиться с домашними заданиями, держать в порядке тетради или выполнять долгосрочные проекты. Мы знаем, что конфликты по поводу этих задач портят жизнь вам и ребенку день за днем. Вы испытаете облегчение, когда начнете работать с этими ежедневными процедурами с помощью схем, которые мы для вас создали.

С какой проблемы начать?

Возможно, сборы в школу слишком расстраивают ребенка и он не может сосредоточиться на первых двух уроках, поэтому его оценки снижаются. Или вы так устаете, укладывая ребенка вечером спать, что редко высыпаетесь ночью. В подобных случаях у вас не возникнет вопроса, с чего начать.

Но что если вы просматриваете список и обнаруживаете с десяток важных проблем? За что взяться? Вот несколько советов.

Начните с проблемы, исчезновение которой облегчит жизнь вашего ребенка — и вашу! Одна из наших целей — улучшение качества жизни, и стоит сосредоточиться на ней. Мэгги не была уверена, что вечерние ритуалы сильно влияли на самочувствие шестилетней Синди. Но уложить ребенка спать было непростой задачей, это выматывало Мэгги: она долго не могла заснуть и считала себя плохой матерью, которая забыла обнять четырехлетнюю дочку, рассказывая ей сказки на ночь. Поэтому она решила начать именно с этой проблемы.

Начните с незначительной проблемы, справиться с которой легко. Прелесть этого подхода в том, что вы сможете быстро добиться успеха и обрести уверенность, чтобы приступить к более сложной задаче. Брэд решил помочь сыну Трею справиться с простой задачей: каждый вечер кормить собак. Это занимало всего пару минут, но Трей, казалось, всегда забывал о своих обязанностях и приводил отца в бешенство постоянными отговорками («Минуту!») в ответ на многочисленные напоминания. Вы тоже можете разбить предложенную нами тактику на несколько частей и упростить ее, чтобы справиться с самой простой из проблем.

Позвольте ребенку самому выбрать, с чего начать. Этот подход нам тоже очень нравится, поскольку повышает ответственность ребенка за проблему и ее решение — и влияет на потребность в управлении ситуацией. Джесси решила, что ей нужна помощь в занятиях на фортепиано. Бабушка с дедушкой должны были приехать на ее концерт, и желание хорошо выступить стало внутренним стимулом.

— Выберите проблему, работа над которой может быть с кем-то разделена. Если вы с супругом одинаково видите проблему и можете распределить бремя работы над ней, усилия каждого из вас будут значительно меньше. Возрастет вероятность того, что стратегия вмешательства сработает. Изучите предложенный план и решите, кто, что и когда будет делать. Удостоверьтесь, что вы одинаково понимаете детали (мы все знаем, что дьявол кроется именно в них). Для семьи Гонсалес идеальным выбором была домашняя работа. Один из родителей помогал сыну с математикой, пока другой готовил ужин, а затем первый шел мыть посуду, а второй помогал ребенку с чтением.

Подумайте о долгосрочных целях. Это особенно важно для детей постарше, вступающих во взрослую жизнь. Пэг рассказывает: «Когда я поняла, что у моего тринадцатилетнего сына серьезные проблемы с организационными навыками сразу в нескольких сферах, я не знала, с чего начать. Наконец я спросила себя: «Какие навыки важнее всего для учебы в колледже и будущей работы?» Я решила, что аккуратная спальня не так важна, как соблюдение сроков и выполнение обязательств. Приняв решение, я начала контролировать выполнение домашней работы, каждый день после школы задавая два вопроса: «Что тебе нужно сделать? Когда ты собираешься этим заняться?»

Определите проблемное поведение, с которым вы хотите работать.

— Привлеките к постановке цели ребенка.

— Определите промежуточные цели.

Определите шаги, которые ребенку необходимо предпринять для достижения цели.

Превратите эти шаги в список, проверочный лист или краткий перечень правил, которым необходимо следовать.

Наблюдайте за тем, как ребенок справляется с процессом.

На втором этапе родители дают ту же информацию, не принимая прямого участия в процессе. Они создают список, формируют план или записывают аудиоподсказки для ребенка. Родители советуют ребенку свериться со списком, а не указывают ему, что делать.

На третьем этапе родители снова «ослабляют хватку». Вместо того чтобы напоминать ребенку о списке, они могут спросить: «Что тебе нужно сделать?» Используя вопросы вместо прямых указаний и формулируя их расплывчато, они побуждают ребенка самостоятельно решать проблему (или, по крайней мере, постараться извлечь из своей рабочей памяти информацию о том, что нужно сделать дальше).

На четвертом этапе переход завершен. Ребенок может проснуться в субботу утром, оглядеть беспорядок в комнате и спросить себя: «Что мне нужно сделать?» Конечно, к этому времени он, возможно, уже станет подростком или даже взрослым! Нередко для усвоения такого навыка требуется много времени.

Не отчаивайтесь. Дети умеют учиться — и этот процесс может ускориться (или, по крайней мере, продолжиться), если у них будет мотивация.

Вы заметите, что все эти задачи, разработанные для коррекции определенной повседневной проблемы, на самом деле нацелены на проработку нескольких навыков одновременно. Например, дети, испытывающие сложности с утренними сборами, часто имеют проблемы с началом работы (они очень медленно «раскачиваются»), сосредоточенностью (им сложно не терять настойчивости в течение определенного времени, чтобы что-то доделать) и рабочей памятью (забывают, что должны были делать). Таким образом, используя стратегию для работы над одной проблемой, вы фактически улучшаете несколько организационных навыков одновременно. Возможно, вы уже догадались, что через некоторое время можно будет увидеть улучшения в других занятиях, требующих тех же навыков, без прямой коррекционной работы с ними. (Однако, как мы уже говорили, не стоит ожидать, что это случится через день или даже через месяц. Иногда помощь требуется в течение длительного периода.)

Советы для успешного развития навыков

Помогите ребенку стать хозяином плана. Вовлекайте его в разработку как можно активнее. Расспросите о проблеме, используйте его предложения и по возможности выполняйте просьбы. Будьте готовы к компромиссу, если он потребуется для того, чтобы ребенок почувствовал себя автором плана. Помните: одна из сил, формирующих поведение ребенка, — стремление к совершенству и контролю. Старайтесь использовать это в своих интересах.

Помните о важности полезного соответствия. Не забывайте: то, что подойдет вам, не обязательно хорошо для ребенка. Например, мы обнаружили, что организационные схемы, прекрасно работающие для одного человека, могут совершенно не нравиться другому. Постарайтесь понять, что подойдет вашему ребенку.

Каждая мама обязана знать:  Проявляются вспышки ярости у ребенка

Не упускайте возможности устроить мозговой штурм с ребенком. Этот метод уже сам по себе тренирует организационные навыки. Если ребенок не может придумать, что сработает в его случае, устройте обсуждение или предложите ему варианты, из которых можно будет выбрать подходящий.

Будьте готовы корректировать свои стратегии. Примите как должное, что план нужно будет корректировать.

По возможности практикуйте, разыгрывайте или репетируйте процедуры, прежде чем внедрить их в практику. Это особенно важно, если вы работаете над задержкой реакции или управлением эмоциями. В жизни все происходит очень быстро, и проблемное поведение часто возникает в эмоционально накаленных ситуациях. И чем больше практики будет у ребенка в спокойном состоянии, тем выше вероятность того, что он сможет повторить этот сценарий и при накале эмоций.

Всегда хвалите ребенка и давайте ему позитивную обратную связь. Даже при использовании других стимулов не забывайте о похвале. Поскольку цель любой поощрительной программы — постепенно свести на нет материальные награды, здесь необходима социальная поддержка (похвала и позитивные отклики).

По возможности используйте визуальные напоминания. Слишком часто верна поговорка «В одно ухо влетает, в другое вылетает». Если вы используете словесные подсказки, связывайте их с визуальными знаками: картинками, планами, списками, проверочными листами, слоганами или девизами: «Проверь свой список», «Что у нас дальше по плану?»

Начните с малого. В первую очередь займитесь поведением, которое доставляет минимум неудобств, и предусмотрите мгновенное достижение успеха, чтобы вы и ребенок могли почувствовать его сразу. Переходя к более серьезным проблемам, продолжайте планировать успех, ставя достижимые подцели. Например, ваша долгосрочная цель — чтобы сын выполнял все домашние задания самостоятельно, без вашего присутствия. Разумным первым шагом будет побуждение его работать самостоятельно в течение двух минут. Если вы знаете за собой склонность брать на себя непосильные задачи, сократите вдвое первоначальную цель (время, объем работы, сложность, улучшение).

По возможности выясняйте все, что можно подсчитать, измеряйте результаты и представляйте их в виде графика. Если вы не уверены в успешности программы, постарайтесь собрать данные, чтобы оценить ее. Между прочим, графики оказывают поразительное влияние на детей (и взрослых тоже). Если вы используете систему с начислением баллов, механизм поощрения уже есть, но мы рекомендуем отмечать на нем и баллы. Среди примеров поведения, которые можно подсчитать и изобразить в виде графика, можно назвать следующие: количество дней, когда ребенок забыл сдать домашнюю работу; количество «срывов» в течение дня; количество дней, когда ребенок забывал, что нужно принести из школы домой и наоборот; количество раз, когда неожиданное изменение планов было встречено без плача; количество вечеров, когда домашняя работа была закончена к оговоренному сроку.

Психологи назвали важные уроки, которые детям должны преподать родители, а не жизнь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ричард Брэнсон (Richard Branson), миллиардер и основатель Virgin Group, однажды сказал: «Если бы вы спросили всех людей на планете о том, кто дал им лучший совет в жизни, держу пари, ответ большинства был бы „мама“». Полагаем, что оставшиеся упомянули бы папу. Так чему же нужно научить детей, чтобы спустя много лет они с благодарностью вспоминали вас в своих интервью?

Мы в AdMe.ru уверены, что ваши дети вырастут достойными людьми, а для того чтобы они точно сказали вам спасибо за хорошее воспитание, возьмите на вооружение эти 9 важных уроков, которые никогда не поздно им преподать.

1. Готовить еду

Джули Охана (Julie Ohana), социальный работник и кулинарный терапевт, убеждена: приготовление еды помогает выражать любовь и развивать навыки общения. Это чистейший акт альтруизма, который приносит счастье и чувство единения с людьми. Так почему бы не научить этому детей?

Тем более, узнавая, из чего готовятся блюда, ребенок быстрее поймет разницу между полезной и вредной едой, станет более осознанным в выборе продуктов и, возможно, на секунду задумается перед покупкой очередного гамбургера в компании друзей.

Джейми Оливер (Jamie Oliver) считает, что детей нужно привлекать к кулинарным делам с раннего возраста. Для того чтобы малыши полюбили готовить, начните с простых рецептов, разрешайте им трогать и нюхать продукты и, главное, не жалейте времени на разъяснения и уборку после подвигов юных шеф-поваров.

2. Проявлять ласку

Техасский психолог Карл Пикхардт (Carl Pickhardt) рассказывает, что многие дети, переходя в подростковый возраст (9–13 лет), отказываются от тактильных проявлений своих чувств, а иногда перестают и принимать их со стороны взрослых. Так они подчеркивают свою «взрослость», но при этом рискуют потерять бесценную способность к невербальной близости.

Можно помочь ребенку сохранить способность к физическому выражению эмоций. Для этого в переходном возрасте следует все так же выражать свою любовь прикосновениями, но в менее нежной форме. Похлопывания по плечу, массаж ног после тренировки, недолгие объятия при встрече — отличные варианты. Спустя время повзрослевший ребенок сможет вернуться к объятиям и поцелуям.

Умение тактильно проявлять свои чувства поможет ребенку в будущем создавать доверительные отношения с людьми, чувствовать себя более удовлетворенным и легче справляться со стрессом.

3. Зарабатывать деньги на удовольствия

Если вы желаете ребенку финансового благополучия, следует сделать 2 вещи: преподать ему основы финансовой грамотности и научить трудиться. Уже с 3 лет можно рассказывать малышу о том, что такое деньги, как они появляются в семье и почему нельзя купить все, что есть в магазине. При должном воспитании к 7 годам сформируются правильные установки, связанные с деньгами.

Прививать любовь к труду можно, прося их о помощи в мелких домашних делах, покупках, уходе за котом. При этом не стоит платить ребенку за помощь по дому. Кимберли Палмер (Kimberly Palmer), автор книг о материнстве, уверена: дети должны выполнять бытовые задания не из-за денег, а потому что они являются частью семьи и разделяют ее заботы.

В возрасте 10–14 лет, когда ребенок уже умеет трудиться и знает ценность денег, стоит помочь ему найти занятие, за которое он получит денежное вознаграждение. Это может быть помощь соседке, продажа собранной на даче клубники, несложные курьерские поручения. Заработанные деньги позволят ребенку почувствовать радость от финансовой независимости и обеспечат дальнейшее стремление к ней.

4. Быть счастливым в одиночестве

Психотерапевт и лектор Северо-Восточного университета США Эми Морин (Amy Morin) утверждает, что каждому человеку необходимо научиться проводить время в одиночестве. Эта практика повышает работоспособность, увеличивает креативность и спасает от психических расстройств. Человек, умеющий быть один, лучше чувствует свои потребности и потому более успешен в их удовлетворении.

Учиться с удовольствием проводить время в своей компании необходимо с ранних лет. Дети, которые могут пару часов обходиться без общения, развлекая себя самостоятельно, во взрослой жизни оказываются более независимыми и находят достойных спутников жизни, так как не цепляются за первого встречного, только чтобы не быть в одиночестве.

К тому же самостоятельные дети более творческие и инициативные, что является еще одним весомым аргументом за то, чтобы перестать придумывать ребенку тысячу и одно занятие и позволить ему сделать это самому.

5. Не стесняться быть настоящим

У совсем маленьких детей нет проблем с выражением себя. Они говорят и делают то, что чувствуют, не стараясь угодить или понравиться. Однако эти непосредственные малыши довольно быстро смекают: иногда выгоднее скрыть эмоции и «побыть хорошим», чтобы получить желаемое: вторую конфету, поход в кино или хорошее папино настроение.

За подавленными эмоциями следуют увлечения, как у других, не привлекающая внимание одежда, страх возразить учителю и боязнь нелепо станцевать на дискотеке в летнем лагере. Для того чтобы подростковый конформизм не перерос в полную потерю себя, родителям следует всегда быть открытыми к любым проявлениям настроения ребенка и принимать его разным.

Когда дети уверены в том, что негативные эмоции и странные желания не отдаляют их от близких людей, они и во взрослом возрасте сохраняют смелость в решениях и творческий подход к жизни.

6. Быстро адаптироваться к переменам

Если у малыша есть склонность все контролировать и желание знать наперед, что будет дальше, будет нелишним разговор о том, что неопределенность — это естественная часть жизни. Родителям нужно научить ребенка принимать жизненные перемены, не бояться непредсказуемых событий, быть готовым к приятным и не очень сюрпризам.

Позитивный взгляд на перемены и готовность к ним помогут ребенку в будущем быстро приспосабливаться к самым серьезным изменениям: переездам, сменам мест работы, расставаниям и новым отношениям. Легкое отношение к неожиданностям должно прививаться с детства, чтобы однажды закрытие любимого кафе возле дома не стало причиной депрессии.

7. Терпеть, чтобы получить больше

Терри Моффит (Terrie E. Moffitt), доктор психологических наук Университета Дьюка, предоставила результаты исследований, которые доказывают, что способность детей к самоконтролю в раннем возрасте влияет практически на все сферы жизни: от личного дохода до — представьте! — скорости старения.

Это подтверждает и небезызвестный стэнфордский зефирный эксперимент. Участвовашие в нем дети, которые преодолели искушение съесть лакомство сразу, чтобы получить впоследствии в 2 раза больше, показывали в дальнейшем более высокий уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью.

Если вы научите ребенка проявлять терпение в очередях и долгих прогулках, а также во время выполнения энергозатратных школьных заданий, то через пару десятков лет у вас будут все шансы гордиться его успехами. Объясните малышу, что большая мечта требует методичного и спокойного достижения маленьких целей, а иногда — элементарной способности подождать чуть дольше.

8. Заботиться о более слабых

Дети по умолчанию получают много внимания и заботы. Для безболезненного превращения из всеобщего маленького любимца во взрослого человека важно с раннего возраста учить ребенка тому, что можно не только принимать заботу, но и проявлять ее.

Постарайтесь найти кого-то, над кем малыш сможет взять шефство. Идеальным вариантом будет домашнее животное: кот, маленькая собачка, хомячок. Кормление Барсика и прогулки с Мухтаром будут с раннего возраста воспитывать в ребенке ответственность. Однако помощь родителей все-таки потребуется, чтобы ребенок не переутомился и не объявил протест.

Если в семье несколько детей, старший может ухаживать за младшими. Только не нужно радостно перекладывать на него уход за остальными детьми. Ребенок не должен выполнять родительские функции. От него требуются только забота, ласка и помощь маме в несложных делах по уходу за младшими детьми.

9. Следить за чистотой тела

Вопрос детской гигиены всегда стоит очень остро. Если младенца можно искупать без особых проблем, то с ребенком постарше, который умеет сопротивляться и убегать, дела обстоят сложнее. Тем не менее стоит проявить терпение и научить ребенка за собой ухаживать.

Очень важно не акцентировать внимание на дурном запахе («Не ребенок, а поросенок!») или грязных зубах («Не будешь чистить — сгниют!»), а сместить фокус в сторону удовольствия от водных процедур. Вкусная зубная паста, мультяшная щетка, яркие мягкие полотенца, шампунь с запахом шоколада, веселые купальные традиции — подобные вещи сделают так, что ребенок сам будет радостно бежать в ванную комнату.

Кроме того, нужно не только научить ребенка получать удовольствие от процесса, но и объяснить, почему важно хорошо пахнуть, рассказать о связи чистоплотности и уважения к окружающим. Тогда ваш малыш точно не превратится в очередного пахучего дядю из метро.

За какие бесценные уроки вы благодарны своим родителям?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация