Детский негативизм

Содержание

Консультация для родителей «Детский негативизм»

Любовь Яшкина
Консультация для родителей «Детский негативизм»

Как найти лекарство от вседозволенности?

Вы и сами не заметили, как любое «хочу» вашего чада превратилось в приказ?

Отказ купить двадцать пятую по счету куклу или заменить обед конфетами выливается в получасовую истерику, и в итоге вы сдаетесь?

Пора бить тревогу: у вашего наследника явные симптомы избалованности! И, как это ни парадоксально, «болезнь» спровоцирована безграничной родительской любовью.

На самом деле, предупреждают психологи, воспитание без «рамок» заражает ребенка вирусом вседозволенности и превращает его в домашнего тирана.

В конечном итоге баловень и сам начнет от этого страдать, ведь вне семьи маленький эгоист не встретит поклонения, которое привык видеть от домочадцев.

Напротив, эгоцентризм делает избалованное детище изгоем в среде сверстников. Как же восстановить баланс между потребностью любить и необходимостью воспитывать?

Специалисты советуют провести грань между потаканием сиюминутным прихотям и заботой.

Слезы не повод для паники.

Зачастую от корректирующих поведение ребенка шагов родителей удерживают слезы сынишки или дочурки. Ну как найти в себе силы сказать «нет самому любимому существу на свете?»

Отказ в данном случае родители воспринимают как стресс для чада. Но так ли это на самом деле?

Детская психика довольно возбудима, но в этом нет ничего противоестественного. Слезы — присущее возрасту выражение эмоций, которые малыш еще не научился сдерживать. Помочь крохе выработать правильную реакцию на окружающий мир и разобраться, что хорошо, а что плохо — задача родителей. Для этого им самим необходимо научиться адекватно реагировать на детский плач.

Опытные педагоги утверждают: в деле воспитания прежде всего важна выдержка. То есть, просто не обращайте внимание на громкий рев. В конце концов, не будет же ваш малыш плакать вечно! Рано или поздно он поймет, что слезами и криком ничего от вас не добьется. В противном же случае, ребенок будет использовать истерику как форму манипулирования домочадцами, и недуг непослушания перейдет в хроническую стадию.

И еще один важный момент! Если вы один раз сказали своему ребенку твердое «нет» (например, в ответ на требование посмотреть мультик вместо дневного сна, ни в коем случае не отменяйте свое решение (и не позволяйте сделать это кому-нибудь из близких! Иначе ребенок никогда не будет воспринимать ваши слова всерьез: ну подумаешь — мама запретила! Я покричу — и папа разрешит! Этого допускать ни в коем случае нельзя.

Помните: в семье главные — родители и их слово — закон. И ребенок тоже должен это усвоить.

У семи нянек дитя без тормозов.

Увы, роскошь жить отдельно от родителей может позволить себе не каждая молодая семья.

Впрочем, даже при наличии собственной жилплощади от влияния бабушек и дедушек не так — то легко избавиться.

С одной стороны, спору нет, замечательно, когда у мамочки, еще только постигающей азы педагогики, есть опытные советчики.

С другой — несогласованность воспитательных позиций двух поколений чревато крахом любой попытки привить ребенку понятие о неких мерах поведения.

Месяц вы боритесь с требованием чада лакомиться десертом перед супом, а сердобольная бабушка, попотчевав «голодную детоньку» перед обедом шоколадкой, сводит ваши усилия на нет.

Ощущая покровительство старших членов семьи, малыш быстро сообразит, у кого искать защиты от «плохих» мамы с папой.

Разумеется, дискутировать со всезнающими дедушками и бабушками на тему воспитательных методик — занятие малоприятное. Однако, родителям необходимо проявить твердость.

В конечном итоге ведь именно вы несете ответственность за своего наследника.

Чтобы не допустить ситуации «лебедь, рак и щука», всем воспитателям не помешает собраться за круглым столом и обсудить педагогическую стратегию и тактику. Только договорившись между собой, взрослые смогут найти общий язык с ребенком.

Авторитет эффективнее диктата.

Некоторые родители, позволяя ребенку любой каприз, ссылаются на японский опыт, где слово «нельзя» в воспитательных целях практически не применяется. Однако нюансы этой «разрешительной» тактики не все трактуют правильно.

На резкие обороты речи в общении с ребенком и физическое наказание шалунишек в Стране Восходящего Солнца действительно наложено табу. Тем не менее, это отнюдь не означает отсутствие какого -либо воспитания. Японцы регулируют поведение ребенка посредством воздействия на его чувственное восприятие окружающей действительности. Из уст матери, бабушки, сестры малыш слышит не запреты, а предостережения: опасно, грязно, больно и т. д.

Суть японского метода воспитания заключается в том, чтобы не механически ставить заслоны на пути познания детьми внешнего мира, а доступно объяснять последствия нежелательных поступков.

Особое значение в японской системе ценностей имеет личный пример родных и близких.

Глядя на мать, подражая ей, малыш учится достойно себя вести. «С младых ногтей» японцам внушается: плохим быть стыдно.

В результате ребенок избегает нехороших поступков не из страха перед наказанием, а из опасения «потерять лицо».

Главный итог «воспитания по — японски»: дети, выросшие в тепличных, с нашей точки зрения, условиях, превращаются не в избалованных чудовищ, а вырастают собранными и дисциплинированными людьми.

И еще один вывод: японцы видят в продолжателях рода личностей. А мы частенько пытаемся «выкроить» наследников по трафарету, превращая дочку или сына в собственную витрину. Дорогая одежда, специализированная школа, престижный вид спорта — стандартные атрибуты успеха, которыми родители стараются окружить своих чад.

Но не будем забывать, что любовь и внимание, в которых наши дети нуждаются гораздо острее, не имеют материального эквивалента.

Кризис трех лет: любимое слово – «нет»!

Как справиться с детским негативизмом

Нашему сыну через месяц исполнится 4 года. Ваня — настоящий клубок упрямства и противоречий. Например, он говорит: «Нового года не будет». Я ему отвечаю: «Почему Будет!» И начинается: «Не будет, не будет., и так раз двадцать со слезами и криками. Причем наша бабушка не выдерживая истерик внука, «сдается»: «Ну ладно, не будет, так не будет». Мы же, родители, не можем и не хотим соглашаться с тем, что белое — это черное. Вообще, за последний год Ваня стал очень упрямым. Он не признает никаких авторитетов. В садике воспитатели жалуются, что он ничего не хочет делать: не желает лепить — не лепит, нет настроения рисовать — не рисует, не одевается сам — и его часто не берут на прогулку. Я в ужасе: что мне делать?

Возраст ребенка и описание его поведения позволяют предположить, что речь идет о проявлении «кризиса трех лет» (разумеется, это условное название: как и все возрастные кризисы, его сроки могут колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека).

Так называемая «стадия негативизма», в которую сейчас вступил ребенок — это один из этапов СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ. На этой стадии развития ребенку кажется, будто отрицание каждого слова взрослого — это и есть проявление самостоятельности. Посудите сами: за маленького человечка все и всегда решают мама и папа, но однажды настает момент, когда ему очень хочется заявить о своем собственном мнении. А самый простой и очевидный способ сделать это — начать отрицать все, что навязывают взрослые.

Мы не можем и не хотим соглашаться с тем, что белое — это черное. На самом деле Ваш ребенок прекрасно знает, что белое — это белое, но сейчас ему нужно отстоять право на свое мнение, пусть даже ошибочное.

Вы тратите время на стократное повторение «да, да, да.» в ответ на его «нет, нет, нет.», как будто от слов ребенка зависит реальный ход событий. Впечатление такое, что родителям так же, как и сыну, важна не реальность, а утверждение СОБСТВЕННОГО мнения. А это означает, что ребенок навязал вам свою форму поведения, стал управлять вами.

Сами того не подозревая, Вы вступили в бессмысленную игру под названием «Кто кого переупрямит». Впрочем, не только Вы, но и большинство родителей, столкнувшись с первым проявлением их ребенком собственного «Я», впадают в ступор и не знают, что с этим делать. А выход из ситуации до банального прост: нужно ИГРАТЬ!

Сделайте слово «нет» развлечением — так оно потеряет свою опасность. Например, опросите сына: «Ты хочешь пойти гулять?» и, не дав ему ответить, тут же сами немного погримасничайте, состроив смешную рожицу: «Нет, нет, нет!». Малыш рассмеется, а слово «нет» из «грозного оружия» превратится в забаву.

Или, например, поиграйте в игру «Все наоборот»: с серьезным видом толкуйте чаду, что он совсем не хочет котлеты, новый год не наступит, a трава — вовсе не зеленая. Маленький упрямец тут же станет убеждать вас в обратном!

Но здесь есть одно но: в действительно важных вопросах, касающихся безопасности малыша, нужно проявить твердость.

И, наконец, самое главное. Вы должны понять: как спортсмен тренируется перед важными состязаниями, так и личность должна упражняться в том, чтобы стать личностью. И если к первому кризису са-мосознании вашего ребенка вы отнесетесь с благоразумием и долей юмора, то никогда не окажетесь с ним по разные стороны «баррикад», воздвигнутых его взрослеющим сознанием.

Каждая мама обязана знать:  Мамы 30+

Встреча с интересным человеком. Знакомство с профессией продавца. Приятно, когда в образовательном процессе участвуют родители. Сегодня у нас была встреча с Саиткуловой Еленой, которая познакомила детей.

Организационно-деловая игра «Путешествие на остров Тасмания» 1-й этап «подготовительный». Перед экипажем поставлена игровая цель – найти клад на острове Тасмания, для чего необходимо построить корабль,.

Понятие негативизма: симптомы и особенности проявления у детей и взрослых

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все». В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Причины негативизма

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм и возраст

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм – речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

Детский негативизм

Негативизм (от лат. отрицание) — Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм как ситуативная реакция или как личностная черта обусловлена потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего *Я*. Психологической основой негативизм является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения и т. д. Существует две формы негатевизма: пассивный, который выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требованиям.

По сути негативизм — это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный.

Как поступить родителям при негативизме?

Самое универсальное средство — учитывать детские потребности, желания, возможности, способности, так же не стоит выдавать свои желания за желания ребенка или подростка. Стараться понимать его состояние, настроение.

Чаще детский негативизм — преходящее явление. Но он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности — если взрослые ведут себя слишком жестко и ребенок постоянно испытывает эмоциональное напряжение.

Как помочь ребенку?

Практически у всех детей родители отмечают протестные реакции в определенные периоды. Есть так называемые кризисные периоды детства — один год, три года, шесть-семь лет и 13-16 лет. Ребенок (или подросток) в эти моменты старается перейти на новую ступень своего развития, сделать еще один шаг к самостоятельности, независимости, утвердиться в своих глазах и глазах окружающих.

Здесь важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется. Гораздо важнее для него проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни.

Что нужно учитывать при воспитании негативиста?

  1. Правила должны быть понятны детям.
  2. У ребенка должны быть не только обязанности, но и права.
  3. Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.
  4. При любых проблемах в поведении ребенка помогает ведение дневника. Во-первых, наблюдение помогает взрослому как бы отстраниться, посмотреть на ситуацию более объективно, снизить эмоциональный накал. Во-вторых, понять, что именно вызывает у ребенка протест. Редко бывает так, чтобы негативизм длился с утра до поздней ночи.
  5. Ребенку необходимо иметь выбор. Предоставляйте ему эту возможность. Например: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?»
  6. Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.
  7. Стоит обратить внимание, не слишком ли часто в общении с ребенком звучит слово «нельзя». Попробуйте сократить количество запретов — возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На обоях рисовать нельзя, а на бумаге можно».
  8. Призывайте на помощь чувство юмора и игру. В общении с упрямым малышом бывает эффективным метод от противного: «Ты только не вздумай сегодня лечь в 8 часов». Или игра в мальчика-девочку-«наоборот»: «Ты сегодня все делаешь наоборот, когда я попрошу тебя о чем-нибудь. А завтра я стану «мамой-наоборот»». Не сработают одни приемы — придумайте что-нибудь другое. Главное, испытывать как можно больше положительных эмоций от взаимного общения.
  9. Поощряйте активность, поиск нового, самостоятельность. Вы ведь не хотите, чтобы ваши сын или дочь выросли пассивными, зависящими от других людей, не умеющими принять решение?
Каждая мама обязана знать:  Джулиан Чоумет, д-р Кэролайн Фертлеман Умный ребенок

Запаситесь терпением и не ждите немедленных результатов. Помните только, что это очень важный период в жизни ребенка.

Что делать, когда все плохо, или Как бороться с негативизмом

«Последние 3 года я постоянно нахожусь в каком-то негативе. Это меня пугает и осложняет жизнь. Страдает и работа, и мои отношения с мужем.

В голове крутятся только пессимистичные мысли — у меня ничего не получится, я не смогу, мир против меня. И самое плохое — негативное отношение направлено не только на какие-то обстоятельства, но и на окружающих людей. Я обо всех думаю плохо, каждого подозреваю во всех смертных грехах. Какое-то время мы с мужем жили с его родителями. И когда я приходила домой, свекровь всегда меня встречала с улыбкой, а я злилась, что она «пристает» ко мне с вопросами. Но ведь она просто хотела, чтобы у нас были хорошие отношения. Итог — сейчас свекровь со мной практически не разговаривает. И я ее понимаю.

С мужем отношения трещат по швам. Мы постоянно ругаемся по мелочам. Когда спорим, где-то в глубине души я понимаю, что не права, но продолжаю настаивать на своем «назло», чтобы последнее слово осталось за мной.

О продвижении по карьерной лестнице уже не мечтаю, хоть и работаю в крупной компании. Отношения с коллегами не клеятся, руководство не любит поручать мне крупные проекты. И я понимаю сослуживцев, как и свою свекровь, — со мной сложно. Я редко могу нормально общаться с кем-то, меня так и подмывает говорить колкости и гадости.

У меня мало друзей. Тех, что были со времен университета, растеряла. Мои перепады настроения и грубость в общении отталкивают.

Надо менять свое поведение и уходить от негативизма, но что конкретно делать, я не знаю».

Почему одни люди будто притягивают к себе удачу и окружены широким кругом друзей, а другие — с трудом общаются со внешним миром? Проблема зачастую кроется не в сторонних обстоятельствах, а в поведении самого человека. Нормальному существованию в социуме мешает негативное отношение ко всем и вся вокруг. Оно имеет разрушительную силу. В статье поговорим о негативизме. Как он проявляется? Как научиться смотреть на мир позитивно?

Как негативизм портит жизнь

Негативизм в психологии — поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию другим людям и внешним обстоятельствам. [1] Определить наличие этого состояния можно по следующим признакам:

  • остро неприязненное отношение к людям с другими взглядами на жизнь;
  • грубое и жесткое общение даже с близкими людьми;
  • скептицизм и недоверие по отношению ко всем вокруг;
  • упрямство и нежелание идти на компромиссы;
  • постоянные гнетущие мысли о несовершенстве мира;
  • привычка с головой погружаться в проблему вместо поиска способа ее решения;
  • скрытая или открытая агрессия. [2]

К каким последствиям приводят симптомы негативизма? Это состояние имеет деструктивную силу:

Неспособность достичь успеха

Человек, отрицая все и вся, вступает в конфликт с самим собой. Постепенно он перестает рассуждать здраво — не может понять, что действительно ему нужно и полезно. Такой личности практически невозможно достичь успеха в любом из начинаний.

Выученная беспомощность

Негативизм ведет к пассивности. Человек настраивает себя на то, что у него ничего не получится. А если он не верит в собственные силы, то вовсе перестает стараться что-то делать. Такой личности проще пребывать в мрачной меланхолии и бессмысленной рефлексии. Негативист пассивен и в принятии решений, и в достижении своих целей.

Изоляция

Негативист убежден в том, что кругом одни лицемеры и лжецы. Его установки — никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Постепенно он перестает доверять даже ближнему кругу общения. Итог — полная изоляция в желании отгородиться от людей. Но одиночество не спасает, а только развивает многочисленные внутренние страхи и переживания.

Причины негативизма

По мнению психологов, протест и негативизм — внешняя броня, которая прикрывает глубокие личностные проблемы. Чтобы исправить ситуацию, важно корректировать именно те установки, что провоцируют грубость и резкость в общении, желание поступить наперекор. Среди причин негативного отношения ко внешнему миру выделяют следующие:

  • робость и неуверенность в себе,
  • комплексы по поводу внешнего вида или материального положения,
  • неспособность быть самостоятельным,
  • слабоволие,
  • чувство вины. [2]

Виды негативизма

В психологии выделяют 2 формы проявления негативизма — пассивный и активный. У каждой формы свои особенности. [1]

Пассивный негативизм

Это форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании человеком просьб или требований. Конечно, он все слышит и понимает, но намеренно не делает ничего из того, о чем попросил другой.

Активный негативизм

Это форма поведения человека, при которой он резко выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Он крайне резок и не пытается скрыть свое негативное отношение к происходящему. Часто человек совершает действие, противоположное тому, о чем его попросили.

Особенности негативизма у детей

Негативизм у детей — закономерный и неизбежный этап развития личности. Как правило, он проявляется в кризисных возрастных периодах. В первый раз — в 2-4 года, потом — в 6-7 лет. Негативизм у ребенка — капризы, нежелание обучаться, перепады настроения, немотивированная грусть.

По мнению психологов, отличительная черта детского негативизма заключается в том, что причины его появления всегда кроются во внешних обстоятельствах. В силу незрелости личности ребенок не отдает себе отчет в том, что делает, им правят эмоции и желания. Конечно, малыш плохо себя ведет не ради ссоры с мамой и папой. Для него негативизм становится способом защиты своего «Я», удобным инструментом для манипуляций, желанием показать свое истинное отношение к требованиям взрослых. [3]

Психологи выделяют 2 основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка:

  • рассогласованность в способах воспитания у взрослых;
  • невнимательность со стороны взрослых к потребностям ребенка. [3]

Вне зависимости от причин возникновения негативизма у ребенка, его «испортившееся» поведение — сигнал для родителей. Им необходимо проанализировать, так ли эффективны их способы воспитания, не скупы ли они в проявлениях своей любви.

Если негативизм не будет конструктивно преодолен к среднему школьному возрасту, он примет необратимую тенденцию развития.

Особенности негативизма у подростков

Негативизм — главный симптом подросткового кризиса. Ребенок, который совсем недавно был спокойным и послушным, становится раздражительным, грубым, замкнутым.

Подростковый негативизм — это желание ребенка заявить на весь мир, что он уже взрослый и может сам принимать решения. Сталкиваясь с непониманием взрослых, он в силу малого жизненного опыта просто не умеет достойно выходить из конфликтов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. В итоге — ссоры, обиды «на весь мир», бойкоты родителям и друзьям. Показной строптивостью и упертостью подросток пытается замаскировать многочисленные страхи и комплексы. [4]

Важно не оставлять ребенка один на один с его биполярным миром, где правят только добро и зло с полным отсутствием полутонов. Негативизм у подростков проходит по мере их взросления, сопровождающегося накоплением жизненного опыта. При участии родителей ребенок должен научиться «договариваться» с самим собой и смотреть на мир более позитивно.

Особенности негативизма у взрослых

Некоторые взрослые люди, несмотря на приобретенный жизненный опыт, не перестают быть негативистами. Из-за глубоких личностных проблем они говорят всему миру «нет», демонстрируя свое упрямство и пессимистичный настрой.

По мнению психологов, негативизм у взрослого человека обостряется в периоды неудач. Это могут быть проблемы на работе или в семье. Негативный настрой проявляясь и в поведении, и в стиле общения, и во взглядах на жизнь. Человеку кажется, что все кругом подавляют его индивидуальность. Такая личность старается буквально все делать «не как другие». [4]

С убежденными негативистами сложно вести конструктивный диалог. Со временем ближнее окружение старается свести к минимуму общение с пессимистом. Оставаясь без друзей, человек пытается найти общий язык с людьми, близкими по духу, — таким же негативистами. Естественно, это только осложняет ситуацию.

Рекомендации психологов: как стать позитивнее

Борьба с выраженным негативизмом — сложный путь, на котором в первую очередь придется признаться самому себе в существующей проблеме и разобраться в причинах ее возникновения. Подумайте, что именно толкает вас в пучину пессимизма, — финансовые трудности, неудачи в любви, тяжелые отношения с мужем/женой? В большинстве своем глубина существующих проблем зависит от того, с каким именно настроем человек подходит к их решению.

В борьбе с признаками негативизма психологи советуют изменить свое отношение к окружающему миру. Помогут следующие рекомендации:

Сосредоточьтесь на хорошем

Важно перестать видеть все в черном цвете. Именно это и культивирует негативизм. Попробуйте сосредоточиться на том хорошем, что есть в вашей жизни. А поймав себя на негативных мыслях, остановитесь. Не позволяйте им задерживаться в своей голове.

Начните с малого — в любой ситуации, которая вас выводит из равновесия, пытайтесь находить хоть один положительный момент. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете каждую проблему считать безысходной.

Промолчите, если не можете сказать хорошее

Негативисты бывают очень грубы, что отталкивает людей. Важно с каждым собеседником научиться вести «нормальный» диалог без острой критики и оскорблений — домочадцами, коллегами, друзьями.

Быстро изменить стиль общения не получится. Начните с самого простого — если вы не можете сказать собеседнику ничего хорошего, продуктивного или полезного, лучше промолчите.

Занимайтесь тем, что доставляет удовольствие

Попробуйте вести дневник, где вы бы стали планировать приятные дела. В списке ежедневных задач оставляйте себе время на хобби и увлечения, которые приносят удовольствие, успокаивают и расслабляют. Чем больше в вашей жизни будет позитивных моментов, тем лучше.

Дайте себе право на ошибку

Негативисты совершённые ошибки воспринимают очень остро. Любая проблема им кажется «концом света».

Каждая мама обязана знать:  Дочь все делает по-своему

Попробуйте под другим углом смотреть на проблемы. Дайте себе право на ошибку. Важно понять, что неудачи — это естественно, они закаляют и мотивируют.

Как стать жизнерадостным с технологией модификации поведения 7Spsy

Негативизм и упрямство проявляются как черты характера или ситуативная реакция на те или иные внешние факторы. По сути, это выученная модель поведения, которая побуждает человека видеть все будто через призму темных очков. Когда самостоятельно не получается стать уверенным в себе оптимистом, не упустите момент, когда еще можно остановить деструктивную работу негативизма.

В борьбе с негативными установками отлично себя зарекомендовал курс технологии модификации поведения 7Spsy. Методика основана на психологических теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др.

Прохождение тренинга поможет вам изменить устоявшуюся модель поведения, которая развивает негативное отношение к миру. Курс направлен на приобретение вами позитивных установок. Они помогут понять, насколько непродуктивен пессимизм, и дадут уверенность в себе при решении проблем.

Курс модификации поведения 7Spsy рассчитан на срок до 6 недель. Это быстрый путь для развития личности. Негативизм сдаст свои позиции, уступив место оптимизму и жизнерадостности. Участие в тренинге конфиденциально — если не хотите, можете не рассказывать близким, что решаете личностные проблемы с психологом. Работа со специалистами проводится по телефону, e-mail и в онлайн-чатах.

  1. «Большой психологический словарь», 2005 г., Б. Мещеряков.
  2. «Протестная активность личности: сущность, динамика, трансформация», 2013 г., А. Ш. Гусейнов.
  3. «Детский негативизм: признаки и причины его проявления» (журнал «Научный диалог», 2013 г., №8), Т. П. Клейникова.
  4. «Психология возрастных кризисов: Учебное пособие», 2000 г., К. Н. Поливанова.

Негативизм, как симптом возрастного кризиса и как психиатрический диагноз

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Активная и пассивная форма сопротивления

Принято выделять две основные формы негативизма: активную и пассивную. Пассивный негативизм выражается в абсолютном игнорировании требований и просьб.

При активной форме человек проявляет агрессию и резко сопротивляется любым попыткам воздействия на него. Как один из подвидов активного негативизма можно выделить парадоксальный, когда человек делает все намеренно наоборот, даже если это расходится с его реальными желаниями.

Отдельно стоят чисто физиологические проявления этого состояния, когда человек отказывается от еды, практически не двигается, не говорит.

Сродные понятия

Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.

Вторая составляющая — упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.

Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.

Третья составляющая — строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека , а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.

Комплекс причин и факторов

Как психиатрический диагноз негативизм чаще всего наблюдается при развитии кататонического синдрома (шизофрении, возбуждения и ступора), аутизма, деменции (в том числе старческой) и некоторых видах депрессии.

Когда негативизм подразумевается в более широком контексте, то среди причин его возникновения принято в первую очередь называть фрустрацию, вызванную длительной и очень сильной неудовлетворенностью жизненными обстоятельствами и окружающей человека обстановкой. В свою очередь, эта фрустрация создает сильный психологический дискомфорт, для компенсации которого человек прибегает к негативистскому поведению.

Еще одной возможной причиной возникновения сопротивления могут являться сложности с общением у человека. В таком случае подобное состояние возникает как гиперкомпенсаторная реакция на собственные коммуникативные проблемы.

В форме яростного упрямства негативизм возникает как ответ на попытки внешнего воздействия, которые расходятся с личными нуждами и желаниями человека. Такая реакция обусловлена потребностью человека в собственном мнении, самовыражении, контроле над своей собственной жизнью.

Взаимосвязь с возрастом

Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.

В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.

Критические возрасты

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1-го года жизни;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
  • кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).

Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:

  • кризис среднего возраста;
  • стресс, связанный с выходом на пенсию.

Патологическое сопротивление у детей 3-х лет

Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.

Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.

При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.

Взгляд со стороны

Если говорить о психиатрическом термине, то в этом случае негативизм сам выступает симптомом к определенному числу заболеваний. При этом в зависимости от формы (активной или пассивной) он может проявляться как в демонстративном неподчинении, так и в пассивном сопротивлении любым просьбам врача, что и является в данном случае его важнейшим признаком.

Что касается негативизма с педагогической или общепсихологической точки зрения, то основными внешними проявлениями в данном случае будут речевые и поведенческие признаки:

  • трудности с общением, взаимодействием с другими, даже самыми близкими, людьми;
  • конфликтность;
  • отказ идти на компромиссы;
  • скептицизм и недоверие, граничащее с паранойей.

Как это ощущается изнутри

Ощущения самого человека достаточно сложно поддаются описанию, в первую очередь потому, что такие люди редко осознают свое состояние как ненормальное.

Внутреннее состояние будет характеризоваться крайней степенью запутанности в собственных желаниях и нуждах, конфликтах с самим собой, иногда аутоагрессией.

Пассивная форма в таком случае может ощущаться как заторможенность сознания, крайняя степень равнодушия по отношению ко всем окружающим вещам и людям.

Что делать, если это коснулось ваших родных?

Если вам кажется, что у кого-то из ваших близких есть признаки негативизма в поведении, то, в первую очередь, стоит обратиться к психологу или психотерапевту для разрешения внутренних проблем, которые вызвали такое состояние, так как само по себе такое патологическое упрямство лишь следствие, поэтому для того, чтоб его преодолеть, необходимо работать с первопричиной.

Среди методов психотерапии дошкольникам и младшим школьникам больше всего подходит игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия и т. д.

Для подростков-негативистов и взрослых лучше всего себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия. Также важно не забывать о собственном отношении к вашим близким. Психотерапия будет максимально успешной только в том случае, если вы будете работать над этой проблемой в команде.

Для того чтобы скорректировать негативистское поведение и по возможности избежать каких-либо конфликтов, необходимо проявить изобретательность. Особенно это касается детей.

Нужно исключить любое психологическое давление на ребенка, ни в коем случае не должно быть угроз или физических наказаний – это только усугубит ситуацию. Вам придется применять так называемую «мягкую силу» — договариваться, подстраиваться, идти на компромиссы.

Желательно вообще избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт.

Ваша главная задача заключается в том, чтобы ребенок начал следовать позитивным моделям общения и взаимодействия с окружающими. Не забывайте хвалить его каждый раз, когда он делает что-то хорошее, идет на уступки, помогает вам, спокойно общается с другими людьми. В преодолении негативизма механизм положительного подкрепления играет важнейшую роль.

Не допустить — лучший, но порой сложный выход

Для того чтобы не допустить развития подобного состояния у детей и пожилых людей в первую очередь необходимо окружить их заботой и вниманием.

Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки.

Нельзя давить на людей (любого возраста) и навязывать им свою точку зрения на что-либо, заставлять выполнять то, чего они не желают.

Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием. Фрустрация – первый шаг к негативизму.

Самое важное, что необходимо запомнить обо всем вышесказанном: негативизм не причина, а следствие. Избавиться от него можно только избавившись от проблемы, которая его вызвала.

Так же важно помнить и не путать термин, которым в психологии и педагогике обозначается нерациональное сопротивление любому воздействию с простым упрямством и свойственным всем детям непослушанием.

Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции. При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация