Детско-родительские конфликты ваш тип поведения


ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ

Детскородительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.

В основном причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми являются личност н опсихологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:

– гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);

– дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).

Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания .

Особенности деструктивного воспитания:

– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;

– использование угроз в требованиях к детям;

– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;

– непоследовательность и противоречивость действий родителей;

– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания.

Причинами детскородительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.).

– переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы.

Виды конфликтов родителей и детей подростков:

1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка;

2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль;

3) конфликт сверхзаботы;

4) конфликт неоспоримого родительского авторитета.

Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка :

– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;

– неподчинение предъявляемым требованиям;

– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Предупреждение конфликтов детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова А.А., Романова Е.О.

В данной статье рассмотрены способы устранения конфликтов между детьми и родителями.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова А.А., Романова Е.О.

Текст научной работы на тему «Предупреждение конфликтов детско-родительских отношений»

студентка Педагогического института им. В.Г. Белинского ПГУ,

E-mail: anast.fedotova2020@yandex.ru Романова Е. О.

студентка Педагогического института им. В.Г. Белинского ПГУ,

г. Пенза, РФ E-mail: katya. rina. romanova@mail. ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В данной статье рассмотрены способы устранения конфликтов между детьми и родителями.

Ключевые слова: семья, ребёнок, гнев, конфликт, методы.

Многие родители сталкиваются с некоторыми трудностями при воспитании детей. Люди спрашивают себя, как правильно растить ребенка, где тот «идеальный» наставник, который поможет решить возникшую проблему?

В 21 веке, когда все заворожены миром компьютеров, становится трудно смириться с фактом, что в воспитании детей нет идеалов, методов, которые могут гарантировать успех во всех случаях.

Воспитание ребенка — сложный процесс, к которому следует отнестись с предельной серьезностью. Халатное отношение может привести в будущем к огромному количеству психических расстройств, так как «взрослые неврозы» являются результатом неправильного воспитания.

Не забывайте, что идеальных родителей нет. Никто из нас не может вырастить идеального ребенка, потому что понятие «идеальный человек» слишком размыто, ведь каждый понимает под этим что-то своё. Но мы можем получать большее удовольствие от себя и своих детей, если попытаемся научиться понимать себя и свои поступки. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Если вы столкнулись с гневом ребенка, то, во-первых, не стоит отвечать ему тем же. Это приведет к пагубным последствиям. Ребенок начнет еще больше провоцировать Вас на агрессию, например, бросая вещи на пол и громко крича. Дайте ему самому прийти в чувства. Так он научится в дальнейшем контролировать свои эмоции.

Мы должны понимать, что наказание само по себе не способно научить детей справляться с гневом. Попробуйте поговорить с ребенком и договориться насчет решения его проблемы. Так Вы покажете, что можете быть не только родителем, но и другом.

Капризы и неуправляемость — знак того, что ребенку не хватает любви, ласки.

Способы устранения конфликтов.

Многие родители решают проблемы с детьми с помощью самой простой просьбы. С течением времени ребенок начнет понимать, что хорошее поведение — это его собственная обязанность, с которой он должен справиться, а Вас будет считать союзником.

Очень важно понять, что просьбы — это самый эффективный способ давать наставления. Так вы сможете тихо и деликатно добиться желаемого поведения ребенка.

Определить надлежащее наказание обычно нелегко, многие родители часто впадают в крайности. Ребенок должен осознавать свой проступок принимать свои ошибки. Ребенок очень остро чувствует

справедливость и обоснованность наказания. Он знает, когда реакция родителей была слишком грубой по отношению к нему. Он также видит их чрезмерную снисходительность к плохому поведению. Он отмечает непоследовательность родителей, сравнивая их реакцию в различных ситуациях или наблюдая их отношения с другими детьми, особенно с братьями и сестрами.

Если же Вы чувствуете, что ребенок наказан несправедливо, то немедля извинитесь перед ним. Дети увидят вашу искренность и всё поймут.

Чтобы быть хорошим родителем следует объяснить ребенку, ваши наказания направлены на улучшение его поведение. Дети не должны думать, что наказывая, Вы перестаёте любите их. Проявление чувств и строгость не являются взаимоисключающими. Норма поведения и определенные правила должны присутствовать в семье.

Этот способ подразумевает награждение детей родителями за совершение благого дела. Например, покупка игрушек или сладостей. Данный принцип применяется практически в каждой семье. Однако при частом применении ребенок начнет «пользоваться» своими родителями. Его поведение будет зависит только лишь от подарков. Все должно быть в меру.

Предложенные приемы воспитания вполне уместны, но надо помнить, что их нельзя применять в качестве основного метода общения с ребенком, — основным методом должна быть безусловная любовь.

Контроль и самоконтроль подростков.

При переходе ребенка в подростковый возраст должны меняться принципы воспитания. Подростку необходима, в первую очередь, поддержка. Наказания и упреки отдалят от вас детей.

Теперь подросток сам частично берет на себя ответственность за своё воспитание. Ваш ребёнок сам захочет принимать важные решения и контролировать свои действия. Задача родителей на этом этапе -помочь ребёнку принять изменения. Любое решение или правило обосновывайте. Подросток имеет право знать, почему надо поступать так, а не иначе.

Споры с подростком по поводу адекватности и справедливости того или иного довода редко оправдывают себя. Если родительский ответ разумно обоснован, то обычно достаточно просто его изложить. Споры же часто ведут к дальнейшим разногласиям и гневу.

Чтобы избежать возможных конфликтов, следует дать понять подростку, что вы на его стороне. Это подразумевает полное доверие к своим детям.

Нужно научить подростка контролировать себя и отвечать за свои поступки даже тогда, когда за ним никто или почти никто не присматривает.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку

возможность самому развиваться. Относитесь к ребенку, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Учитесь на чужих и собственных ошибках, ведь ошибается каждый человек.

Ребенок поймет и оценит искренние попытки понять его и помочь. Доверяйте себе и ничего не бойтесь.

Список использованной литературы:

1. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. — М.: ВАХЗ, 1992.

2. Анцупов, А.Я. Шипилов, А..И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 1999.

Контрольная работа: Детско-родительские конфликты

1. Понятие конфликта

2. Структура и функция конфликта

3. Особенности конфликтов в семье

4. Роль возрастных кризисов на конфликтные ситуации в семье

Отношения между людьми не всегда являются нормальными. Очень часто они могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии.

Конфликт – это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях.

Он присутствует только тогда, когда имеет место взаимное противодействие участвующих в нем сторон, сопровождаемое высшей степенью выражения внутри- и межличностной напряженности их переживаний. В иных случаях происходит либо разрешение конфликтной ситуации, либо уход от конфликта. Он, кроме того, связан с ухудшением взаимоотношений, потерей взаимопонимания и доверия между людьми. Понижением социально-психологического климата в группе (коллективе) и в обществе в целом. Конфликты глубоко затрагивают интересы его участников, вызывают у людей сильное чувство неудовлетворенности (обиды) и эмоциональный стресс.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.

На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.

Принимая во внимание предмет исследования, следует подчеркнуть: участие в конфликте представителей разных этносов часто приводит к тому, что их поведение и действия опосредуются разницей в их взглядах и мотивации действий и поступков, отличиями в специфике взаимоотношений.

На благоприятный климат семьи в сильной степени влияет внутрисемейное общение. Оно весьма специфично. Это обусловливает, прежде всего, многоаспективность семейных отношений (экономические, идеологические, психологические, сексуальные, нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокая интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на семью окружающей среди; своеобразие восприятия этих воздействий семьёй. Поэтому общение оказывает всестороннее влияние на жизнь семьи. Естественно, что члены семьи наиболее активно общаются в часы досуга.

Благоприятный психологический климат семьи ведёт к тому, что наиболее притягательными для каждого её члена становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остаётся высокой, но отодвигается на второй план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие её психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обеднённой духовной жизни присущ психологический дискомфорт.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Семья является главным оплотом для каждого человека, конфликты в семье, к сожалению, встречаются очень часто.

Поэтому поставим и рассмотрим следующие задачи:

– определим понятие конфликта;

– рассмотрим функции и структуру конфликтов;

– рассмотрим особенности конфликтов в семье;

– рассмотрим конфликты «родители-дети» в связи с возрастными кризисами.

1. Понятие конфликта в психологической науке

Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Платон (в частности, на этом настаивают зарубежные исследователи). Впоследствии к ним стали относить и Гегеля с его теорией о противоречиях и борьбе противоположностей.

Современная конфликтология стала более интенсивно развиваться в начале ХХ в. в недрах социологии. Ее проблематику разрабатывали Г. Зиммель, Л. Гумилович, Л. Смелли, У. Самнер, а в 50-е годы – Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Хорни и др. В течение этого времени западными специалистами были созданы как крупные теории конфликта (в рамках социологии, психоанализа, собственно конфликтологии), разъясняющие природу сущность и содержание этого феномена, так и менее значительные (главным образом «инструментального» характера), уделяющие преимущественное внимание исследованию особенностей поведения людей в конфликте и специфике его протекания.

В конце прошлого столетия исследовать последний стали и отечественные социологи и психологи А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Обозов, Т.Г. Сулимова, А.И. Шипилов и др.

Причиной конфликтов могут быть, во-первых, неадекватная самооценка и неадекватные представления людей.

У каждого человека формируется свой «я – образ», и его стабильность служит предпосылкой последовательности и устойчивости поведения. В соответствии с «я – образом», т.е. набором представлений о себе, индивид строит свои отношения с окружающими его людьми, осуществляет самооценку и определенным образом относится к другим людям. Если какая-либо информация не соответствует его «я – образу», то человек может игнорировать эту информацию, даже если она объективна, и наоборот, соглашаться с ошибочными или ложными данными, если они соответствуют «я – образу».

При объективной оценке себя и своих возможностей реакция на справедливую критику обычно бывает правильной, а при завышенной самооценке воспринимается как оскорбление или замечание, что приводит к конфликту. При заниженной самооценке критика также чревата конфликтами (отказ от работы или задания, поручения), к чему еще добавляются глубокие внутриличностные переживания самого субъекта.

В подобных случаях включаются необходимые механизмы защиты своего «я – образа», которые затрудняют восприятие критических замечаний. Неадекватное представление о себе создает психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и порождает конфликтное поведение.

Значительное количество конфликтов происходит и из-за неправильно полученной или понятой информации индивидом о самом себе или из-за неспособности эту информацию получить. К причине, связанной с «я – образом», относится и неумение понять другого человека, неспособность оценить чувство его собственного достоинства или иллюзорные представления о его индивидуально- и социально-психологических особенностях, предвзятость и предубежденность одного человека в отношении другого.

Во-вторых, причиной конфликтов выступает несоответствие социальных ролей.

С одной стороны, перераспределение ролей в обществе, группе не всегда происходит спокойно и иногда становится источником конфликтов. С другой стороны, причиной конфликта может оказаться несовместимость ролей, которые необходимо выполнять человеку в данный момент. Например, даже при хороших отношениях с родителями, подростки не терпят их присутствия в компании своих сверстников. Наконец, различные представления двух или более индивидов о содержании одной и той же роли, выполняемой одним из них, также приводят к конфликту.

В-третьих, причиной конфликта может стать так называемая групповая дискриминация. В рамках теории социальной идентичности американские психологи Г. Тэджфел и Дж. Тернер доказали универсальность и неизбежность групповой дискриминации, представляющей собой деление на «своих» и «чужих», которое приводит к пренебрежительному отношению к «чужим» и к оправданным поэтому нападкам на них.

В-четвертых, важной причиной конфликта обозначена ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Под ресурсами можно понимать любой объект конфликта.[1]

Таким образом, под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

2. Функции, структура и содержание конфликтов

Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции.

К позитивным функциям конфликтов относятся:

– разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);

– информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);

– сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);

– стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);

– снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);

– диагностическая функция (при активизации каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).

К негативным функциям конфликта относятся:

– большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;

– исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;

– уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;

– неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о враге;

– утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.

Структуру конфликта можно выразить формулой:

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. Кроме того, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет разрешение конфликта.

Субъекты (стороны) конфликта – это непосредственные его участники. Некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего.

Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов – внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемой и самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо правильно осмыслить свою внутреннюю позицию.

На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположными, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. Что при участии представителей разных этносов часто практически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии друг друга.

В структуру конфликта включают также ранги оппонентов. Оппонент первого ранга это индивид, который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интересы и цели. Оппонент второго ранга – индивид (или группа), который выступает от имени группы и преследует ее цели. Оппонентом третьего ранга является индивид (или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит из взаимодействующих простых групп. Ранги могут продолжаться и далее. Выделяют также оппонента нулевого ранга. Это человек, который находится в споре с самим собой и только вырабатывает свою позицию, свое решение. В моноэтнической группе, как показало проведенное исследование, ценности группы (общенациональные) всегда выходят на первое место и существенно влияют на содержание и развитие конфликта.[2]

Итак, конфликты имеют свою структуру и содержание, на основе которых составляется классификация конфликтов. Конфликты могут выполнять положительные и негативные функции.

3. Особенности конфликтов в семье

Роль семьи в жизни ребенка очень велика. Поэтому нужно обозначить некоторые семейные проблемы.

Мать семьи постоянно занята хлопотами по домашним делам и весь ее мир – небольшой круг знакомых, подобных ей, матерей – хлопотуней. Сослуживцы мужа и родня жены – вот то общество, с которым встречается семья. Всё в такой семье расценивается с точки зрения интересов семьи: если от какого-либо изменения в общественной или государственной жизни семья выиграет, то такой переменой интересуются, её одобряют; если перемена для семьи безразлична, то на неё не обращают никакого внимания; если же она невыгодна для семьи, то её проклинают, какое бы широкое общественное значение она ни имела. Над семьей не веет общественного духа, и она опускается так низко, что является, наконец, уже не семьёй, а гнездом, в котором сидят разинутые рты, желающие кушать и больше ничего не хотящие знать. Возникают твердые, но очень узкие семейные интересы, определенное, но крайне ограниченное семейное мировоззрение, семейная нравственность, семейные доблести, но все это своеобразного качества, все имеет единственным предметом благосостояние семьи и лишено всякого интереса к общественному благу. Работай на семью, наживай для семьи, тащи в семью – вот высшая и главнейшая заповедь. Семья – бог, кумир, для её блага всё позволительно сделать, в семье сосредоточены самые дорогие интересы. Из таких семей выходят крепкие, решительные люди, по-видимому, превосходные семьяне, всем для неё жертвующие, но опасные общественные деятели, потому что общество само по себе для них не имеет никакой цены, оно только материал для благополучия семьи, им всегда можно пожертвовать, принести его интересы на алтарь интересов семьи.[3]

Таких семейств много, у членових нет настоящей, общественной нравственности, а есть только семейная. Всё, до чего могут возвыситься такие семьи, это классовая нравственность, сознание классовых интересов, а что касается интересов всего общества и тем более всего человечества, то такие интересы для подобных людей не существуют. Они слишком отдаленны, их рукой не достанешь, карман ихнеощущает, а, следовательно, нечего о них и беспокоиться. Понятно, какое воспитание получают в таких семьях молодые поколения, какой жестокий и грубый эгоизм, какая ограниченность и узость кругозора им прививаются. Вот какие факты дал в этом отношении опрос московского студенчества: на вопрос: было воспитание замкнутым или нет? получено 2905 ответов, из которых в 686 (32,8%) было сказано да, а в 1409 (67,2%) – нет, но незамкнутость воспитания понималась как выезды в гости, гости к детям; посещение детских балов, театров, игры на улице с товарищами и т.п. На вопрос: имела семья влияние на выработку этических идеалов, эстетических вкусов, товарищества и т.д. или нет? получено 1706 ответов, из которых положительных было 748 (43,8%), а отрицательных 958 (56,2%);на вопрос: имела влияние семья на выработку определенного миросозерцания или нет, получено 1794 ответа, из которых утвердительных 757 (42,2%), а отрицательных 1037 (57,8%); на вопрос: имела семья влияние на сознательный выбор факультета или нет? получен 2061 ответ, из которых положительных было 333 (16,2%), а отрицательных 1728 (83,8%); на вопрос: имела семья влияние на выработку уважения к женщине на всех ступенях её общественного положения или нет? получено 1835 ответов, из которых положительных было 667 (36,3%), а отрицательных 1168 (63,7%).[4]

Узкая эгоистичность семейного воспитания свидетельствует о весьма скудном общественном развитии тех семейств, в которых она царит, об их весьма низменных идеалах. Здесь открывается самая живая и тесная связь между общественной культурой и её идеалами, с одной стороны, и семейным воспитанием и его задачами – с другой. В широко культурном обществе, в котором составляющие его семьи живут настоящей полной жизнью, не скрываясь от общественных интересов в семейных раковинах, для которых общественные интересы суть свои, родные, кровные, там очерченная узкая эгоистичность семейного воспитания невозможна. Конечно, это не значит, чтобы там не было эгоизма, а это значит, что там нет такого узкого эгоизма, что последнийшире, захватывает больше людей, человечнее, что там больше эгоизм общественный и национальный, чем семейный и классовый,

Семейное воспитание есть показатель культурности общества. Его нельзя, как школу, поднять сравнительно в короткое время усилиями нескольких десятков энергических лиц, нельзя нарядить по посланцу в каждую семью для преобразования воспитания в ней. Для преобразования и поднятия семейного воспитания нужно сплотить семьи, пропитать их известными идеями и стремлениями, образовать из них одно объединенное культурное целое. В культурном обществе будут культурные семьи, а в культурных семьях – хорошее культурное семейное воспитание. Поэтому общество должно плакаться на себя, если в среде его плохое семейное воспитание. Дайте обществу крупные серьезные интересы, одушевите его высокими благородными идеалами, и вы увидите, как будет исчезать эгоистичность семейного воспитания, его узость, а на место их появятся широта и глубокая культурность. Но тьма убежит только перед светом.

Семейное воспитание может избежать узкой эгоистичности, но оставаться в весьма значительной мере субъективным, т.е. зависящим во всей своей постановке от руководящих воспитанием лиц,их личных свойств, пристрастий, вкусов, склонностей, степени общего развития и педагогической подготовки. Дело в том, что руководят семейным воспитанием обыкновенно мать и отец, дети находятся в полном их распоряжении и никуда скрыться от них не могут и противиться им не могут. А родители не только могут быть сами односторонними и дать своим детям одностороннее воспитание, но, избегая односторонности, они никогда не в состоянии перемениться по существу, стать другими лицами, с другими свойствами. Поэтому они поймут своих детей и будут их воспитывать сообразно со своими личными понятиями и взглядами, будут прививать им те свойства, которые им нравятся, которые ими высоко ценятся, а так как в семье других воспитателей нет, то и восполнить недостаточность родительского воспитания, исправить его некому. Между тем семейное воспитание будет длиться многие годы. Прибавьте еще к этому обычные недостатки общего образования родителей и их слабую педагогическую подготовку к делу воспитания и сообразите, что же это будет за воспитание, которое они дадут своим детям. Родители будут воспитыватьсвоих детей илипо своему образу и подобию, или по какому-либо другому, но у подобного воспитания очень часто будет недоставать научной обоснованности, твердой разумности, систематичности и последовательности; будут в таком воспитании полный субъективизм и произвол. В последующем поколении просто-напросто будет или воспроизводиться предшествующее поколение со всеми его слабостями и недостатками, или же все воспитание будет направлено в духе излюбленного родителями, но непроверенного научно, начала. «Мне так хочется», «я признаю это очень важным», «никогда я не пущу своего сына или дочь по такой дороге» – вот что постоянно слышится в таких воспитательных системах. А все это очень субъективно и не научно.

Таким образом, характер конфликтных ситуаций в семье между родителями и детьми зависит от стиля семейного общения, от педагогической культуры родителей.

4. Роль возрастных кризисов на конфликтные ситуации в семье

Поскольку первый опыт приобщения ребенка к социальной жизни приобретается в семье, эффективность процесса социализации зависит, прежде всего, от типа семьи и её социального статуса.

Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора оценок близких.

Набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы». Поэтому подросток обращает свой критичный взор к семейным традициям, ценностям и фетишам.

Сама семья занимает прежние позиции по отношению к подростку. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями. Здесь мы найдем продолжение тех же стилей воспитания, которые были направлены на ребенка ещё в детстве.[5]

В отчуждённой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, – им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчуждённые родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчуждённых форм поведения и обладателем отчуждённой души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчётливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.

Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье. Отчуждённая семья может ограничить возможности ребенка в развитии.

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жёсткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве – шлепали, теперь могут «врезать»). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчётливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.

В семье с попустительским отношением господствует принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст уже кризис личностного развития плюс ещё недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.

Подросток из семьи с попустительским стилем отношения обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, – агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности – «Я так хочу!», «Я сказал!») и нигилизм. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.

Подросток в гиперопекающей семье вырастает под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям и на эту его особенность уже реагируют сверстники, дающие ему детские прозвища типа «Малыш», «Маменькин сынок», «Детский сад» и др.

Таким образом, подростковый возраст ребенка, его кризисные характеристики уже предполагают назревание и создание конфликтов типа «родители-дети» в семье.

Семья есть самое главное и самое лучшее педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не словами. Естественного воспитания в семье нельзя заменить искусственным, школьным. Естественное семейное воспитание есть ядро, а школьное обучение только оболочка ядра в деле развития личности. Вообще домашняя жизнь в образовании человека то же, что ствол для дерева. На нём должны быть, как бы привиты все ветви человеческих знаний, научные дисциплины и жизненные цели. Но там, где самый ствол болен и слаб, привитые ростки вянут и побеги засыхают.

В семейной жизни и семейном воспитании главное любовь, а в любви выражается истинная человечность.

В своей чистоте семейная жизнь есть самое высокое, самое возвышенное, что только можно придумать для воспитания нашего рода и о чём можно только мечтать. Любящий не боится никаких усилий и трудов для любимого, для него он старается быть лучше, любовь вызывает доверие, благодарность, бодрую деятельность.

У семейного воспитания есть основы для выработки своей педагогической системы, есть незаменимые преимущества, потерю которых не может вознаградить никакое, самое усовершенствованное, общественное воспитание. Что же касается недостатков семейного воспитания, то они могут быть значительно смягчены серьёзной разработкой вопросов семейного воспитания. Нет сомнения, что педагогика несравненно больше занималась школьным образованием, чем семейным воспитанием: одних учебников, методик и трактатов по изучению только латинского языка наберётся гораздо больше, чем сочинений по всему семейному воспитанию. Неудивительно поэтому, что оно и в его теоретическом обосновании, и в его практической постановке значительно запущено. Семейное воспитание можно, до известной степени, назвать новооткрытою областью научной педагогики.

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

3. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

4. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. М., 1994.

5. Членов М.А. Половая перепись московского студенчества. М., 1999.

[1] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999 – с. 9

[2] Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000 – с. 13

[3] Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. М., 1994 – с. 89

[4] Членов М.А. Половая перепись московского студенчества. М., 1999 – с. 68

[5] Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995 – с. 59

Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:23, курсовая работа

Файлы: 1 файл

Психологический конфликт в детско.doc

В психологии под конфликтом понимается обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

Возникновение конфликтов связано со стремлением людей удовлетворять те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учёта интересов другого супруга или члена семьи.

Семейная атмосфера – это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. Духовная близость создаётся на основе психологической совместимости супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений.

В семье случаются разногласия, и это естественно. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети – представители трёх поколений.

Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную. По основной причине, т. е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате: стремления одного или обоих супругов реализовать в браке, прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм), сильно развитых материальных потребностей у одного или обоих супругов, неудовлетворённой потребности в самоутверждении, наличия у одного или обоих супругов завышенной самооценки, несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи, неумения супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе, неумения супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание, нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства, нежелания одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания, разницы в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия.

Частой причиной, а по данным социологов стоят на первом месте, конфликтов между супругами являются дети.

Супругам приходится изменять весь строй уже сложившихся внутри семьи отношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни. Супруги принимают на себя новые роли матери и отца. На несколько лет в семье складывается такая ситуация, когда новый член семьи фактически «диктует» своим родителям условия семейной жизни. Подобная перестройка не всегда проходит гладко. Более того, трудности этого периода иной раз приводят к таким конфликтам, которые могут на долгие годы исказить, искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами.

Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка. Ведь психика малыша, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинают удивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства и качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость, лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзному осложнению и без того натянутых отношений.

Дети – это и новое качество супружеских отношений. Раньше была любовь друг к другу – теперь она дополняется совместной любовью к ребёнку и в порядке обратной связи – любовью детей к родителям.

Воспитание детей – это, прежде всего самовоспитание родителей. С появлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь, развивать свои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери. Ведь ребёнок постоянно наблюдает поведение старших, вначале подражает ему, а, повзрослев, сознательно избирает идеалом родителей или… не избирает. Поэтому нельзя в семье казаться хорошим, а нужно таковым быть на самом деле.

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние дел в семье.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияние перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов.

Семейное счастье зависит от обоих супругов. Если один идёт на встречу другому, а тот уклоняется от примирения, то супруги могут разминуться раз, другой.… А затем может наступить окончательный разрыв.

Семейное счастье – это постоянный творческий труд каждого из супругов, напряжённая ежедневная деятельность.

Глава 2. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.

2.1. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.

Пожалуй, нет семьи, где бы ни возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители. Так случается, что они не понимают особенностей психики детей и подростков, не знают их типичных «поведенческих реакций».

Подчас источник внутрисемейных недоразумений в недостатке медицинских познаний. Например, у малыша ночное недержание мочи, а родители, не понимая, что ребенок в этом не повинен, стыдят, высмеивают, а то и наказывают его. Ребенок нервничает, озлобляется. Порой аналогичная ситуация возникает и в случае подросткового онанизма. Иная мать, заподозрив у сына эту привычку, поднимает такую панику, что впору хоть из дома бежать. А ведь, согласно исследованиям сексопатологов, редко кому из мальчиков-подростков удается миновать эту «обходную тропинку полового удовлетворения».

Родителям следует знать, что в каждом возрастном периоде дети склонны к определенным конфликтам. Прежде всего, это касается детей, воспитывающихся в неполной семье (обычно без отца) или при нормальных взаимоотношениях родителей. Деспотизм отца, игнорирующего интересы всех членов семьи, отсутствие душевной теплоты или неприязнь родителей друг к другу создают благоприятные условия для развития неврозов у детей. Конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт, если родители недооценивают специфику характера детей.

Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, ни их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах стремлений детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, убедительно раскрывая и свои аргументы.

Особенно часто возникают конфликты родителей с детьми подросткового возраста. Дело в том, что в этом «переходном периоде» в организме происходят существенные физиологические и психологические сдвиги. Наиболее общими психологическими чертами в этом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, сочетание противоречивых свойств и стремлений.

Свойственное подросткам обострение потребности отстаивать свою самостоятельность, независимость от старшего поколения, особенно от родителей, носит название «возрастной эмансипации». Это явление необходимо для того, чтобы подросток в будущем достиг зрелости и самостоятельности. И если иногда в детско-родительских отношениях это превращается в проблему, то это проблема не столько подростков, сколько их родителей, слишком привыкших воспринимать своего ребенка как существо зависимое, несамостоятельное и полностью подчиненное их воле. Часто этот конфликт проявляется наиболее ярко в отношениях даже не с родителями, а с бабушками и дедушками.

Построение отношений не на основе равенства, самостоятельности и доверия, а на основе взаимного подчинения превращаются в конфликт. Родители слишком долго и упорно продолжают воспринимать подростка как существа, не способное к самостоятельным решениям и зависимое от них даже в мелочах. Как только это прекращается, конфликт отступает на второй план, отношения становятся ближе и доверительнее.

Не столь уж редка ситуация, когда родители упорно пытаются «воспитывать» детей, желая реализовать с их помощью какие-нибудь свои ожидания, рассуждая по принципу: «Ну ладно, из меня – то певец не получился, но уж сына я музыкантом сделаю!» Часто это сопровождается своеобразной жертвенной позицией родителя: дескать, я живу ради ребенка и сделаю для него все, что считаю нужным, — не важно, хочет он этого или нет. Обычно это ведет к конфликту, поскольку ребенок прекрасно чувствует, что в нем видят не самостоятельную личность со своими целями и мечтами, а пытаются заставить его жить чужой жизнью. Естественно, это вызывает протест со стороны подросших детей.

Подобный конфликт, кстати, характерен, только, для тех семей, где родителям не удалось воплотить в жизнь свои планы и мечтания, но не редко и для тех, где родителям удалось достигнуть многого, приобрести весомый статус в обществе. Такие родители обычно предъявляют к ребенку повышенные ожидания, ждут, что он «догонит и перегонит» их.

Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы, что свидетельствует об эскалации конфликта. Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Симптомами эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение образа врага, рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация, применение насилия, потеря первоначального объекта разногласия, расширение границ конфликта. Противостоящие стороны мобилизуют дополнительные силы и средства, ресурсы и контрресурсы. Дело может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие.

Эскалации предшествует фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Выбор возможен двоякий: либо при сложившейся расстановке сил искать примирения, снижать уровень напряженности в отношениях, делать уступки и таким образом идти на прекращение конфликта, перевод его вновь в скрытую форму с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конфликтной ситуации; либо эскалация, продолжение конфликта, доведение его до более высокой степени обострения.

Факторами, вызывающими эскалацию являются чувственно обусловленные столкновения, берут верх эмоции, которые мешают участникам конфликтов взглянуть на себя со стороны, сковывают свободу выбора способов конфликтного поведения. Резкое обострение расхождений, выход на позиции прямой конфронтации, стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодействие. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Эмоционально такое поведение очень часто сопровождается нарастанием агрессивности, переходом от предупрежденности и неприязни к психологической несовместимости и откровенной враждебности. Поэтому для конфликтующих сторон важно с самого начала действовать, опираясь на сознание и интуицию, ограничивая проявление эмоций, особенно отрицательных.

Эскалация конфликта в детско- родительских отношениях происходит в основном из-за ряда кризисов, которые переживают дети. У подростков этот кризис проявляется в кризисе независимости – сопровождается демонстративным упрямством, строптивостью, полным отрицанием авторитета взрослых, враждебным отношением к любым их требованиям. Как будто подросток встал на тропу войны со всем миром взрослых и борется с любым влиянием – не важно, положительным или отрицательным. Эта борьба протекает в формах, тяжелых и изнурительных, прежде всего для родителей: например подростки интуитивно улавливают что именно тех больше всего раздражает, и упорно делают именно это. Родители ценят аккуратность и порядок – подросток будет проявлять неряшливость и устроит дома настоящий хаос. Если не любят скандалов – обеспечит им ежевечернее бурное выяснение отношений. И так далее. По сути, для ребенка это способ отстоять свою свободу и показать родителям их бессилие.

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению условий предупреждения детско-родительских конфликтов и методов их разрешения на разных возрастных этапах.
Предмет – причины семейного конфликта.
Объект — условия предупреждения детско-родительских конфликтов.

Конфликты в детско-родительских отношениях (стр. 1 из 6)

1.1 Семья и ее современные модели

1.3 Семья как социальный институт

2. Психологические особенности конфликтов в детско-родительских отношениях

2.1 Роль родителей в формировании личности ребенка

2.2 Причины конфликтов в детско-родительских отношениях

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Вместе с тем проводящаяся демократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений.

Большинство родителей сталкиваются с большими трудностями при воспитании детей. Учитывая давление и напряжение, которое каждый день испытывает российская семья, легко потерять веру в свои силы. Рост числа разводов, экономический кризис, падение качества образования — все вносит эмоциональный вклад в каждого. По мере того как родители чувствуют себя все более истощенными физически, эмоционально и духовно, становится невыносимо трудно воспитывать ребенка. Ребенок — наиболее нуждающийся человек нашего общества, и больше всего он нуждается в любви.

Большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом подавления нормальных чувств в детстве во имя получения одобрения и любви. В глубине души мы чувствуем себя крайне порочными существами, не заслуживающими ничьей любви. Когда наши дети ведут себя в точности так же, как мы вели себя в их возрасте, — это сводит нас с ума.

Сегодня, когда родители воспитывают своих детей в одиночку, матери работают, а общество, в котором мы живем, порождает столько стрессов, и они отражаются на детях. Хочется добавить, что никому не удастся справиться со своим раздражением по поводу ребенка, если он будет совсем один. Мы нуждаемся в поддержке — родственников, соседей, друзей, специалистов, таких, как педиатры, учителя, социальные работники. Нам нужна информация, нужна возможность поделиться своими чувствами с другими, себе подобными, нужно сочувствие. Нам нужно время, когда мы могли бы отдохнуть от детей, нужны другие интересы, другие привязанности, которые могли бы обогащать нас, отвлечь нас от повседневных забот. Идеальных родителей нет. Никто из нас не может вырастить идеального ребенка. Так уж устроен человек. Но мы можем получать большее удовольствие от себя и своих детей, если попытаемся научиться понимать себя и свои поступки.

Цель исследования – изучить специфику конфликтов детско-родительских отношений.

Объект исследования – детско-родительские взаимоотношения.

Предмет исследования – конфликт в детско-родительских взаимоотношениях.

Гипотеза – существуют факторы, влияющие на развитие конфликтных детско-родительских взаимоотношений.

1) Изучить литературу.

2) Выявить причины и психологические особенности конфликтов в детско-родительских отношениях.

1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

1.1 Семья и ее современные модели

Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В.Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности.

Нельзя понять и оценить состояние и перспективы современной семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с ней на протяжении XX в. (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирования брака, изменение социального положения женщин, рост личной свободы каждого члена общества и пр.). При этом трансформация института семьи разрешает одни проблемы и создает другие. Становится более очевидным, что такие тенденции, как массовое распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, снижение рождаемости, малодетность и сознательная бездетность нужно рассматривать в качестве признака существенных сдвигов в самом институте семьи.

В настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются.

Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей. Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. В отсутствие закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает значимость взаимной адаптации супругов (психологической, бытовой, сексуальной, духовной и пр.). Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.

Изменившееся в XX в. социальное положение женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности — общественно-трудовую и политико-культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способствует отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты.

Вместе с тем наблюдается тенденция к расширению мужской родительской роли, которая постепенно вбирает в себя некоторые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению. Можно сказать, что супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна симметричность прав и в то же время асимметричность ролей супругов. Сознательное поощрение мужем индивидуальности жены сопряжено с повышением значимости ее личностных характеристик для него самого. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее хозяйственно-практические качества, которые в прошлом определяли выбор супруги. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводится к деторождению, для супружеских отношений все больше характерен эротизм. Супружеская модель открывает широкие возможности для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений. Частота регулярных обменов с родственниками постепенно снижается.

Типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей:

· Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

— эндогамия (такой брак, который могут заключить только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общности);

— экзогамия (партнеров, для такого рода брака, выбирают за пределами своей общности).

Каждая мама обязана знать:  После бабушки сын агрессивен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация
Название: Детско-родительские конфликты
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: контрольная работа Добавлен 18:04:42 15 июля 2009 Похожие работы
Просмотров: 392 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать