Девиантное поведение дочери


Девиантное поведение у детей: причины, признаки и психолого-педагогическое сопровождение

Девиантность (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. Когда родители спрашивают, что такое девиантное поведение детей, увидев этот термин, например, в характеристике ребенка, объяснить это можно следующим образом. Поведение дошкольника или подростка не вписывается в рамки общепринятого, противоречит ему или даже несет угрозу для окружающих.

Определение понятия в каждой науке разделяется, так в социологии девиантность – это угроза для окружения человека в физическом и социальном плане, отклоняющееся поведение мешает развитию, как самого ребенка (подростка), так и общества в целом. Медики считают, что причины девиантного поведения у детей заложены в нарушениях их нервно-психических структур. А психологи утверждают, что девиантные формы поведения детей развиваются в результате ошибочного примера перед глазами, как нужно правильно решать конфликтные ситуации, а также когда истинная реальность просто игнорируется.

Причины отклонений

Причины девиантного поведения детей настолько разнообразны, что сложно выделить одну главную и ведущую из них. В большинстве случаев провоцирующими факторами выступает целый комплекс проблем, как биологической природы, так физиологического и психического плана. Специфика окружения, в котором растет и развивается ребенок, также играет немаловажную роль в возможном проявлении девиантных форм поведения детей.

Медико-биологические факторы включают в себя врожденные, приобретенные в течение жизни и наследственные причины. Врожденные факторы – это внутриутробные травмы плода в период беременности, токсикоз у матери, отравление химическими препаратами, болезни инфекционной и соматической природы у будущей роженицы, а также употребление спиртного, наркотических и табачных изделий в период вынашивания ребенка. Такие причины негативно сказываются на созревании и развитии нервной системы плода, впоследствии это может привести к появлению возрастных кризов и проявлениям отклоняющегося поведения.

К наследственным факторам развития девиантного поведения детей относят генетические нарушения, в частности, мутации хромосом и патологический обмен, в результате чего могут развиться патологии умственного развития, дефекты зрительной и слуховой систем, а также проблемы нервно-психического развития ребенка. Наследственные причины напрямую влияют на характеристики малыша, его темперамент, социальную приспособленность, умение подстраиваться к условиям жизни и контактировать с окружающими.

Приобретенными причинами называют длительные заболевания неврологической и соматической этиологии, в результате чего возникают задержки эмоционального, психического, речевого развития, а личность ребенка формируется с патологическим уклоном – он растет агрессивным, неустойчивым и социально неприспособленным.

Признаки девиантных форм поведения у детей дошкольного возраста возникают по следующим причинам:

  1. Неблагополучная обстановка в семье – отсутствие одного из родителей, неполная или конфликтная семья. Часто девиации развиваются у детей, растущих в семье, где родители пьют, ведут паразитарный образ жизни, совершают незаконные поступки. Часто в таких условиях к ребенку проявляется излишняя строгость или, наоборот, безразличие и скрытая безнадзорность.
  2. Педагогические ошибки в воспитании – неумение родителей аргументировать запреты и прививать дисциплину, постановка жестких рамок поведения и нарушение этих же рамок самими родителями, злоупотребление запретами. Все это приводит к конфликтам и появлению девиантных форм поведения у детей и подростков.
  3. Психологические причины – вспышки гнева, капризы, требование внимания к себе. Такое поведения считается нормой до 5 лет. При правильном поведении родителей в таких ситуациях и умении подавлять скачки агрессии у ребенка, отклонений в его дальнейшем поведении может не сформироваться.

Как видно, девиантные дети – результат не только врожденных и наследственных проблем, но также неправильного воспитания и неблагополучной обстановки в семье.

Признаки девиации у детей и подростков

Дети с девиантными формами поведения своей целью в жизни считают достижение материальных благ любой ценой, причем количество таких детей и подростков неуклонно растет. Учеба, работа (как в физической, так в духовном плане, над собой) потеряли значимость, параллельно отмечается рост подростковой преступности.

Молодые люди пытаются самоутвердиться любой ценой, привлечь к себе внимание сверстников, прослыть смелыми, часто выбирая для этого неверные способы. Отклоняющееся поведение может даже включать попытки суицида, что объясняется отклонениями в развитии. Часто такое поведение возникает как реакция на жизненные обстоятельства.

Если ребенок дошкольного возраста физически не развит, имеет большой вес или, наоборот, слишком худой, это становится поводом для насмешек с самого раннего возраста. И без того неустойчивая психика малыша испытывает стресс, ребенок всеми силами пытается влиться в коллектив сверстников, совершая рискованные и неоправданные поступки на спор, либо проявляя агрессию к окружающим. Такие дети часто убегают из дома и прогуливают школу.

Девиации у подростков проявляются неустойчивым настроением, выраженным упрямством и агрессией. В возрасте 11-15 лет подростки определяются с интересами, сексуальной ориентацией, мировоззрением. Часто в эти периоды и начинаются проявления девиантных поведенческих форм, которые разделяются на виды:

  1. Гиперкинетическое расстройство – неспособность долго выдерживать умственное напряжение, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность, безрассудство. Такие подростки часто попадают в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания.
  2. Девиация, ограничивающаяся семейными отношениями – подростки проявляют отклоняющиеся формы поведения дома. Они не соблюдают дистанции в отношениях со взрослыми, проявляют грубое, протестующее поведение (воруют вещи, грубят родным, поджигают дома).
  3. Несоциализированное расстройство – сочетание антисоциального поведения с агрессией. Подросток не может общаться со сверстниками, поэтому избегает их, отвергает дружбу и сближение с ровесниками, при этом чувствует себя одиноким. В отношениях с взрослыми проявляет негодование, жестокость и протест. Такие подростки драчливы, грубы, не контролируют ярость и совершают всевозможные разрушительные действия.
  4. Социализированное расстройство – наблюдается у общительных подростков, с асоциальным поведением. Они могут состоять в плохих компаниях, уходить из дома, заниматься вымогательством. Расстройства психического плана проявляются переменой агрессивного настроения с депрессивным.
  5. Делинквентное поведение – проявляется угоном транспорта, кражами, мошенничеством, спекуляцией и прочими проступками, не получающими степени криминальных.

Отдельной формой проявления девиации можно назвать поведение, основывающееся на повышенном половом влечении. Интимные расстройства и последующие девиации возникают в результате замедленного или ускоренного полового созревания и проявляются эксгибиционизмом, подростковым гомосексуализмом и манипуляциями чужими половыми органами (животных, детей младшего возраста).

Коррекция нарушений

Работа с детьми дошкольного возраста с девиантными формами поведения направлена на устранение сложившихся стереотипов и на перестроение отношений с ровесниками. Для этого существуют следующие способы:

  • формирование у ребенка интереса к окружающим людям, желания понимать их поведение и эмоции;
  • закрепление коммуникативных навыков;
  • знание элементарных правил поведения;
  • обучение ребенка правильной самооценке;
  • изучение и тренировка основ самоконтроля;
  • развитие коммуникабельности посредством разных форм.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста, с девиантными формами поведения, должно вестись регулярно и непрерывно. Лучшие формы для коррекционной работы – игры (коммуникативные и подвижные), проигрывание сложных ситуаций, музицирование, танцы, чтение, ритмические упражнения со словами.

Дети дошкольного возраста положительно реагируют на сказки, они идентифицируют себя с главным героем, формируя понятия о добре и зле, усваивая моральные нормы, правила и ценности. Помимо игровых занятий, малышу нужен твердый режим дня – контроль за просмотром телевизора и рациональное питание.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантных расстройств поведения должна дополнять психологическую поддержку. Необходимы групповые занятия в группе или школьном классе на выработку доверия между детьми, на устранение насмешек и пренебрежения, на объединение учащихся в одну социальную группу, без деления на лидеров и изгоев.

Особенности работы с детьми с девиантными отклонениями в поведении (в возрасте 11-15 лет) состоят в разработке особой программы. Она должна включать следующие пункты:

  • воспитательно-профилактические программы, направленные на процесс социализации подростков и на работу с появившимися отклонениями;
  • организация досуга;
  • индивидуальные занятия по устранению негативных и антисоциальных установок;
  • привлечение к здоровому образу жизни;
  • увеличение числа детских клубов;
  • экстренные службы психологической помощи для молодежи, оказавшейся в трудных жизненных ситуациях.

Для того чтобы вовремя распознать и скорректировать девиантные расстройства в поведении ребенка, родители должны знать особенности его характера, уделять достаточное время общению, вырабатывать отношения, основанные на доверии. Зная тип характера и темперамента ребенка, подбирая варианты погашения конфликта и избегая негативных социально-психологических воздействий, можно вовремя предотвратить отклонения в поведении и развитие девиаций.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Девиантное поведение родителей

Неблагополучная семья: что это?

Сегодня неблагополучной семьей принято называть такую семью, которая обладает достаточно низким социальным статусом. Родители попросту не справляются с теми обязательствами, которые возложены на них, так как они с трудом могут нести ответственность за собственные поступки. Что касается функциональности и, что самое главное, адаптивных способностей неблагополучных семей, то они существенно ниже, чем у социально ответственных семей. Родители в означенных семьях могут страдать от вредных привычек или намеренно игнорировать собственного ребенка, что приводит к тому, что процесс воспитания проходит с большими трудностями, медленно и, как правило, абсолютно малорезультативно.

Ребенок в семье с родителями, проявляющими отклоняющееся поведение, испытывает существенный дискомфорт и стресс, осознает, что взрослые не следят за ним и даже пренебрегают, может подвергаться не только жестокому обращению, но даже и насилию различного характера.

Главная характеристика неблагополучной семьи – отсутствие любви супругов друг к другу и к ребенку. Такая семья не способна удовлетворять нужды ребенка, защищать его права и законные интересы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Неблагополучные семьи, в которых родители отличаются девиантным поведением, могут классифицироваться в соответствии со степенью нарушения во взаимоотношениях между членами семьи, а также тех нарушений, которые мы можем отметить в поведении родителей и, соответственно, самих детей:

  • Проблемная семья – это такая семья, которая отличается нарушениями в исполнении функциональной части своих обязательств. Чаще всего, такое происходит из-за педагогической несостоятельности родителей, а также из-за того, что они сами не знают, как воспитывать своих детей. По сути, семья это неконфликтная, но присутствует дисгармоничный стиль семейного воспитания. Он может быть авторитарным, а может быть гипоопекающим или даже гиперопекающим;
  • Кризисная семья – в рамках этой семьи ее члены переживают внешний или внутренний кризис. Меняется состав семьи, дети взрослеют и в дальнейшем покидают родительский дом, может произойти развод супругов или смерть одного из них. Нередко родители проявляют признаки девиации при потере работы или жилья, ведь им приходится выживать, используя для этого нестандартные и даже противозаконные методы.
  • Асоциальная — в ней есть такие проблемы, как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей, стремление к совершению различных нарушений. Как правило, отношения между детьми и родителями отсутствуют, так как дети пытаются скрывать истинный род деятельности родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми при их наличии.
  • Аморальная – это тип семьи, которая полностью утратила любые семейные ценностей. В семье присутствуют проявления девиаций – алкоголизм, употребление наркотиков и иных запрещенных веществ. С детьми обращаются очень жестоко, не занимаются их воспитанием и обучением, а также условия жизни детей довольно опасны. В данном случае необходимо вмешательство органов опеки и попечительства, так как детей в буквальном смысле этого слова нужно спасать от социально опасных родителей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Роль неблагополучной семьи в формировании поведения ребенка

Как мы уже отметили, неблагополучными семьи могут стать по разным причинам, и их влияние на детскую психику и на то, как будет складываться жизнь ребенка в будущем, просто колоссальное. Чаще всего, конфликты в семье заставляют ребенка волноваться о жизни его родителей, а также озаботиться о собственном существовании. Наблюдая за тем, как отец и мать вступают в словесную перепалку, и если они поднимают руку друг на друга, ребенок берет с них пример. Он начинает проявлять агрессию в отношении других детей или взрослых, хотя, если он в маленьком возрасте, то он даже не до конца осознает то, что он делает.

В нравственно неблагополучных семьях, где родители страдают от алкогольной и наркотической зависимостей, а также проявляют агрессивное отношение к ребенку, дети также, видя это, начинают воспринимать подобное в качестве нормы. Им не кажется, что алкоголь или табакокурение – это нечто плохое, хотя окружающие оказываются в ужасе, когда видят малыша с сигаретами. Здесь очень важна работа с детьми со стороны социальных служащих, а также педагогов, которые, видя сложность ситуации, пристраивают ребенка в приют и детский дом.

Каждая мама обязана знать:  Фирсова Светлана

Не редки случаи, когда ситуация полностью выходит из-под контроля, и здесь необходимо не просто забирать ребенка: его надо спасать от собственных родителей, а затем работать и восстанавливать психику. Родители, чувствуя свою вседозволенность, могут подвергать ребенка насилию, как физическому, так и моральному, а еще и сексуальному. Дети боятся говорить об этом даже с самыми близкими друзьями. Когда напряжение достигает пика, то они могут пытаться сбежать из дома, а если это не получается, то предпринимаются попытки суицида.

Таким образом, родители с девиантным поведением могут быть гораздо опаснее, чем простые беспредельщики с улиц. Некоторые дети, оказавшиеся в неблагополучных семьях, отмечали, что только в семье, с самыми близкими людьми они чувствовали самую большую опасность для своей жизни и здоровья. Поэтому важна работа социальных служащих, которые должны контролировать неблагополучные семьи, где к детям проявляется агрессия и пропагандируются вредные привычки, а также девиантное поведение выставляется как нормальное и единственно приемлемое. Также важно работать и с родителями: это постановка на учет, применение системы административных наказаний. Если нарушения выходят за рамки административной ответственности, то это обязательно уголовные разбирательства, а также принудительное лечение и последующая реабилитация. Контроль будет вестись даже после того, как родители вернутся в нормальное состояние, а ребенок будет вновь отправлен в семью, так как не всегда люди могут быстро адаптироваться к нормальной жизни после подобных проявлений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Девиантное поведение детей и подростков

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом.

корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид). Суицид – самоубийство, совершаемое человеком под воздействием острых психотравмирующих ситуаций.

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие особенности поведения и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, следует учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

Иногда ученик буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного суждения о нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно, навешивается соответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются система оценочных суждений о нем, характер его взаимоотношений с окружающими. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая неприятными последствиями. Или наоборот, угодные или удобные по каким-либо причинам особенности поведения ученика (услужливость, некритичность, внимательность к учителю, готовность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учителем как положительные, поощряются им, а ученик преподносится классу в качестве социального образца для подражания. При этом учитель не только не видит, а буквально культивирует у этого ученика приспособленчество, угодливость, конформизм и другие отрицательные особенности.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще. Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают.

Но если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное поведение – поведение, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное поведение, поведение, при котором перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения – форма поведения, при которой неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма.

Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна.
Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентаций у подрастающего поколения (особенно интенсивно через средства массовой информации).

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

И.А. Невский, Л.С. Колесова провели экспертный опрос работников некоторых школ, в ходе которого их просили высказать свое мнение о внешних факторах риска отклоняющегося поведения подростков.

По мнению опрошенных педагогов, внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются следующие.

I. Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

– безработица (явная и скрытая);

– разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

II. Состояние семьи, ее атмосфера:

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

– злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками.

III. Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни. Анализ мнений учителей показывает, что таковыми чаще всего являются следующие.

1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе “ученик – учитель”; навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).

3. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска: ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение отражать свои чувства и реакции относительно себя самого и других.

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа “Я”, чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

3) психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

1) знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспита-тельного процессов;

3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискрими-нацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

Набор психодиагностического инструментария по рассматриваемой проблеме достаточно разнообразен. Для диагностических целей могут быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их сочетания в виде батареи тестов.

В диагностической работе с подростками и старшеклассниками психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р. Кеттела (таблица 5.) и патохарактерологического опросника А.Е. Личко (таблица 6).

Таблица 5. Опросник Кетелла

Таблица 6. Патохарактерологический опросник А.Е. Личко

ПДО А.Е. Личко (акцентуации характера)
Неустойчивая Истероидная Эпилептоидная Гипертимная Склонность к риску, контакту с асоциальными личностями, прогулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству
Лабильная Эпилептоидная Истероидная Вероятность демонстративного суицида
Отношение к спиртным напиткам У+2 Склонность к алкоголизации
Циклоидная Сенситивная Психастеническая Вероятность суицидального поведения
Эпилептоидная Склонность к агрессии

Один из существенных недостатков использования любых стандартизированных методик заключается в кажущейся легкости постановки точного и надежного социально-психологического диагноза. Начинающему практическому психологу часто кажется, что сопоставление полученных им данных с ключом стандартизированной методики само по себе дает диагноз. Это заблуждение. Ведь даже прекрасное знание диагностико-коррекционных технологий и умение их использовать не дают права на категоричное экспертное решение, а тем более заключение – нужны еще глубокий социальный, психологический, педагогический анализ и профессиональная интерпретация комплекса различных показателей в их динамике. Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание. И в числе первых практических шагов, которые должен предпринять психолог – выявление причин отклоняющегося поведения подростка.

Традиционно причины отклоняющегося поведения пытаются определить, выясняя особенности ближайшего социального окружения – семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др. Безусловно, анализ данных факторов чрезвычайно информативен. Школьному психологу важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли самоутвердиться или получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др. Очень важно проследить путь, который привел подростка именно в эту группу. Важной является информация о субъективном отношении подростка к себе, своему поведению, социальному окружению.
О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога К. Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов (социально-психологическая атмосфера в семье, степень влияния знакомых, друзей, физическое развитие, наследственность и т.п.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – честности и реалистичности осознания себя и своего социального окружения.

Каждая мама обязана знать:  Дочка стала очень капризной

Известный отечественный ученый-педагог В.П. Кащенко еще в 30-х гг. прошлого столетия разработал классификацию методов коррекции девиантного поведения. Он объединил методы в две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

1. Методы общественного влияния: а) коррекция активно-волевых дефектов; б) коррекция страхов; в) метод игнорирования; г) метод культуры здорового смеха; д) коррекция навязчивых мыслей и действий; е) коррекция бродяжничества; ж) самокоррекция.

2. Специальные или частнопедагогические методы: а) коррекция недостатков поведения детей; б) коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.


1. Внушение и самовнушение.

3. Метод убеждения.

Содержанием коррекции личности девианта является:

1) восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления “девиантности”, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

2) формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении;

3) активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересо-ванного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам;

4)исправление отрицательных качеств личности молодого человека.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию системы мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема процесса коррекции отклоняющегося поведения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8420 — | 8038 — или читать все.

188.64.174.86 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Девиантное поведение детей

Для милиционера — это хулиган; для учителя — «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников; для воспитателей детского сада — шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой — естественной нормой жизни. Так кто же всё-таки трудные дети?

Трудные дети — это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.

Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это т дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.

Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на следующие группы:

1) кратковременные и случайные формы (обмолвки, описки, забывчивость, бред, опьянение и т. д.).

2) длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, некоторые формы душевных заболеваний).

3) Постоянные пожизненные дефекты поведения.

Для того, чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т. е. причины девиантного поведения.

Причины отклоняющего от норм поведения подразделяют на две группы:

  • причины, связанные с психофизиологическими расстройствами;
  • причины социального и психологического характера.

Среди симптомов можно выделить следующие:

а) длительность сохранения расстройства, кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы;

б) то же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;

в) появление изменений в поведении ребёнка по сравнению с его обычным поведением, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;

г) появление тяжёлых и часто повторяющихся кошмарных снов.

Всё перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живёт и развивается ребёнок.

Наиболее общей причиной социального характера является отношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков, возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. Вплоть до 18 века проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста, вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир, начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в 18 веке были сформированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. В этот период в обществе были определены обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяло подросткам и чем больше особых прав им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста.

Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство».

Например, начнём с фразы:

— В детстве можно. (драться, играть, весело жить, плакать и т. д.)

Если кто-то с каким-то аргументом не согласен, он хлопает в ладоши.

— В юности нельзя. (лениться, быть жестоким, врать, драться, грубить и т. д.)

Если с фразой не согласны, хлопайте в ладоши.

Сколько же запретов мы ставим перед молодёжью?

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания.

В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности называют незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Такое поведение может быть средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.

Разберём несколько ситуаций:

1. Дочь просит купить ей дорогое платье. А у вас нет на это денег. Что вы ей скажите?

2. Дочка должна помыть после ужина посуду. Но вместо этого смотрит телевизор. Что вы ей скажите?

3. Ваши дети гораздо позже назначенного времени вернулись домой. Как вы их встретите?

4. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаёте её судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас. Она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия?

Среди причин социального характера одной из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребёнка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребёнка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может приступить принятые в обществе нормы поведения вначале в виде протеста, затем нарушить закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.).

Причиной может быть и социально- и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребёнок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам и нормам.

Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, — вот те основные причины, которые провоцируют порой наших детей на девиацию.

По мнению специалистов, в последнее время имеют тенденцию к увеличению такие виды девиации, как курение и наркомания (28%), употребление алкоголя (24%), отказ учиться, сквернословие, уход из дома (20%), агрессивность, раннее начало половой жизни (16%), непослушание, ложь, токсикомания, воровство (12%).

Основной причиной девиантного поведения детей определяется экономической, политической и социальной ситуацией в стране, т. е. нестабильность экономики, неуверенность в завтрашнем дне, незаинтересованность государства в обучении и воспитании детей, в их будущем.

На втором месте по значимости (43%) отмечают влияние ситуации в семье. Сюда включают:

  • недостаток внимания, контроля со стороны родителей;
  • негативный пример, который дают родители детям;
  • низкий уровень жизни, нищета в семьях;
  • безработица и пьянство родителей;
  • снижение интеллектуального уровня родителей.

Кроме этих причин достаточно негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения, видеофильмов), влияние плохой компании, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и секций.

Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Микросреда семьи является индикатором поведения ребёнка. Проведённое исследование отношения родителей к проблемам трудного ребёнка позволило сделать следующие выводы:

1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.

2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.

3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющего от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени — их занятость.

4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.

5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может быть наркоманом, алкоголиком, преступником, и и если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.

Нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

В заключение нашей встречи подумайте над:

История греческого баснописца Эзопа.

В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец. Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нём жить».

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»

Уважаемые, папы и мамы!

Ваш сын или дочь выросли, но они — ваши дети. Их ошибки — это ваши бессонные ночи, горькие слёзы, отсутствие радости жизни.

Помните об этом, когда уходите от общения с ними, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии.

Вы обязаны знать:

1. с кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.

2. Кто его лучший друг или подруга.

3. Чем увлекается, какие у него интересы.

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:

1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

3. Требует у вас деньги.

4. Становится зависимым от алкоголя.

5. Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти.

Девиантное поведение: примеры. Девиантное поведение подростков: причины, формы, профилактика

В современном мире проблема девиантного поведения стоит особо остро. Экономическое неравенство, массовая глобализация, свободный доступ к информации, развитие демократии, а также социальные явления часто становятся причиной негативных реакций в подростковой среде. Молодёжь бунтует против несправедливости, устоявшихся или навязанных моральных принципов. Часто этот протест перерастает в особо опасные формы, которые приносят вред не только юному «революционеру», но и всему обществу.

Отклонения от норм поведения

Границы дозволенного были давно очерчены человечеством в процессе его развития. Девиантное поведение, примеры которого можно наблюдать во всех слоях общества, – это отклонение от общепринятых норм, обычаев, устоев и традиций. Оно является нестандартным, не оправдывает ожиданий окружающего мира или группы людей. Понятно, что нет абсолютно идеального общества: часто его члены делают исключения из правил, обходят каноны, не выполняют поставленных задач. Но эта реакция не имеет агрессивного или разрушительного окраса, скорее, она наполнена элементами хитрости, лени, алчности и другими чертами характера индивида. Такой человек если и наносит ущерб себе и другим людям, то он незначительный, легко исправимый.

Каждая мама обязана знать:  Малов 100 ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ

Совсем другое дело – девиантное поведение. Примеры из жизни свидетельствуют о том, что оно оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и физическое развитие человека, но и на его социализацию. И что самое печальное, от него могут пострадать другие личности. Девиантное поведение имеет свою направленность:

  • Корыстные цели. Поступки, цель которых – получить материальную выгоду: кражи, грабежи, спекуляции, хищения, мошенничество.
  • Агрессивные проявления. Это действия, направленные против индивида: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивная ориентация. Уход от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Поведенческие отклонения можно классифицировать по ряду факторов: в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, право); мотивации (корыстные, агрессивные, пессимистические); исполнителя (индивид, группа людей, организация).

Разновидности девиантного поведения

Вредительство можно условно разделить на две больших группы нарушений. Каждая из них принципиально другая, так как в основе стоят диаметрально противоположные побудительные элементы:

1. Психическое расстройство, то есть наличие у подростка врождённой или приобретённой патологии. Проблема девиантного поведения чаще всего наблюдается у людей, страдающих шизофренией, астенией, имбецильностью, олигофренией и другими расстройствами сознания. К этой группе также можно отнести индивидов, обладающих акцентуированным характером, когда некоторые отклонения в поведении находятся ещё в пределах нормы, но уже почти граничат с патологией. Таким личностям также можно поставить определённый диагноз, но часто они не проходят нужного лечения, так как могут прожить полноценную жизнь, не обнаружив особенностей в своей психике.

2. Антисоциальное поведение. Люди, склонные к негативным действиям, психически являются абсолютно здоровыми. Бунт, совершаемый ими, имеет массу различных причин: от «просто нечего делать» и до попытки перевернуть все устои общества с ног на голову из-за несправедливости распределения в нём материальных благ. Если правонарушения, совершаемые этими людьми, не приносят большого вреда окружающему миру, то коррекция девиантного поведения происходит путём наказания в соответствии с нормами трудового или административного права. Полицейские часто назначают нарушителям исправительные работы или взимают с них штраф; на предприятии, в учреждении или офисе таким индивидам грозит выговор, дисциплинарное взыскание или увольнение. Если же преступление квалифицируется как уголовное, то к нарушителю применяют более строгие наказания, например, арест или лишение свободы на тот или иной строк.

Какими бы ни были отправные точки девиантного поведения, его в любом случае необходимо пресекать, а к человеку, совершившему проступок, применять профилактические, лечебные или карательные меры.

Акцентуация

О ней следует поговорить детально, так как эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних в переходном возрасте. Акцентуация, как уже упоминалось, – это незначительное отклонение от нормы поведения. В этом случае у подростков ярко выражена одна черта характера, чаще всего негативная, которая становится проблемной в общении с окружающими. Например, он может в открытую хамить учителям и родителям, отказываться от выполнения домашних заданий, игнорировать просьбы взрослых о помощи и так далее. Причин тому может быть несколько: сложная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние полового созревания. Если к ним добавить неприятности личного характера или пережитые стрессы из-за проблем в семье, то мы получаем самого настоящего девианта, готового мстить всем и каждому.

Бывает, что протест у ребёнка проходит не в активной, а в пассивной форме. Эта поведенческая реакция называется депрессией, и её несовершеннолетние тщательно скрывают от взрослых. Она может развиться из-за мнимых физических недостатков, которые дети приписывают себе в пубертатном возрасте. Также у подростка может возникнуть так называемый локус контроля, когда он неоправданно берёт на себя ответственность за важные или трагические события. Это тоже девиантное поведение. Примеры назвать можно следующие: чувство вины после потери близкого человека, гибели домашнего животного или тяжёлой болезни лучшего друга.

Причины девиантного поведения

Частично мы их уже назвали. Социологи выделяют три основных первоисточника, благодаря которым общественное поведение подростка выходит за рамки приличия:

  1. Социальное неравенство. С этим явлением ребёнок сталкивается ещё в начальной школе: одноклассники одеваются лучше, чем он, у них больше карманных денег и так далее. Несовершеннолетний чувствует себя нищим, ущемлённым. Он не может полноценно проявить свои возможности и таланты из-за отсутствия материальных благ. Даже самореализоваться подчас трудно, когда в распоряжении нет денег, с помощью которых можно приобрести книги, атласы, энциклопедии. Подросток злится на весь мир, но в первую очередь – на родителей. Даже если они стараются изо всех сил, девиант не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями.
  2. Морально-этический фактор. Выражается в низком духовном развитии общества, апатии к науке и искусству. Ребёнок наблюдает за падением нравов среди людей: многие из них, например, считают рядовым событием торговлю телом и рабочей силой, массовый алкоголизм и проституцию.
  3. Окружающая среда, общество. Представители последнего не только игнорируют девиантов, но часто даже благосклонно к ним относятся. В наше время их жалеют, виня во всём воспитание и проживание в неблагополучных семьях, и забывают, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Есть множество индивидов, которые выросли в неблагоприятной среде, но сумели воспитать внутреннюю силу воли и твёрдость духа, поэтому достигли определённых высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Характеристика девиантного поведения ознаменована полным отсутствием у подростков сильных качеств или пребыванием их в «спящем» состоянии. Вместо самовоспитания они выбирают более лёгкую, но опасную дорогу, которая дарит им обманчивое забытьё в виде алкогольного или наркотического опьянения или мнимое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия.

Типология

Виды поведения, идущего вразрез с нормальным укладом жизни, выделил и американский социолог Роберт Кинг Мертон, известный своими исследованиями проблемы. Его типология основана на представлениях девиации как разрыва между почитаемыми моральными ценностями и методами их достижения:

  1. Инновация. Люди принимают цели общества, понимают их, но отрицают нормальные способы достижения (проститутки, создатели финансовых пирамид, шантажисты, великие учёные).
  2. Ритуализм. Цели общества игнорируются, а способ их достижения принимает абсурдный характер. В качестве примера можно привести бюрократа, требующего детального заполнения сотни бланков документов. При этом он забывает о главном: зачем бумаги были подписаны.
  3. Ретритизм – бегство от действительности. Индивид отказывается от целей и от всех способов их достижения (наркоман, бомж).
  4. Бунт. Отрицание моральных устоев, желание их переделать, заменить более совершенными и прогрессивными (революционер).

Виды поведения по Мертону демонстрируют нам, что не всегда девиация является негативной. Ведь в действиях революционера нет ничего плохого, он просто пытается создать лучшие условия для жизни. Что касается великого учёного, так он считается, наоборот, уважаемым и почитаемым человеком, имеющим небольшие странности или чудачества.

Алкоголизм и наркомания

Эти две формы девиантного поведения среди подростков встречаются чаще, чем остальные. Алкоголизм – неумеренное употребление несовершеннолетними спиртных напитков, которое угрожает их физическому и психическому здоровью, вызывает патологическое привыкание, зависимость. Причин множество: генетическая склонность, врождённый синдром, индивидуальные свойства личности, неблагоприятное окружение, любопытство. Девиантное поведение, примеры которого демонстрируют пьющие алкоголь школьники, становится следствием низкого уровня развития, отсутствия востребованности в коллективе, неуверенности в себе. Чтобы выудить ребёнка из опасной компании и оперативно спасти его от негативного влияния алкоголя, необходимо найти пострадавшему увлекательное занятие, а также нормальных друзей, которые покажут пример самоутверждения при помощи других способов. Общество также придумало правовые меры, чтоб предупредить спаивание малолетних: запрет на продажу спиртного особам моложе 18 лет, штраф родителям за появление их сына или дочери в нетрезвом виде. Кроме того, приучение детей к употреблению алкоголя считается преступлением, что карается статьями административного и уголовного права.

Наркомания – ещё одно отклонение от нормы. Подразумевает систематическое употребление одурманивающих сознание веществ, вызывающих глубокие и необратимые нарушения психических и физических функций. Подросток становится зависимым от таблеток, инъекций и порошков по причине безнадзорности со стороны общества. Часто с помощью наркотиков несовершеннолетние самовыражаются или утоляют любопытство. Пристрастие к ним часто побуждает подростка стать на криминальный путь, чтобы незаконно добывать деньги на приобретение зелья. Детей, попавших в такую кабалу, следует лечить в специальных учреждениях. Отказаться самостоятельно от наркотиков часто бывает невозможно.

Проституция и гомосексуализм

Девиантное поведение, примеры которого показывают девочки, оказывающие сексуальные услуги за вознаграждение или без оного, также не является редким явлением. Основная причина – желание заработать, улучшить материальное положение самостоятельно, если родители не способны обеспечить все капризы, продиктованные модой и пропагандируемой СМИ «красивой жизнью». Если к этому добавить невысокий уровень культуры подростка и его социальную распущенность, неблагополучие в семье и равнодушие взрослых, путь на панель становится для ребёнка своеобразным спасением, возможностью укрыться от трудностей и превратностей судьбы. Чтобы снизить уровень проституции среди малолетних до минимума, рекомендуется разрабатывать специальные программы полового воспитания, уравнивать социальное неравенство, повышать культуру населения.

Что касается гомосексуализма, то он в большинстве случаев является врождённой предрасположенностью. Обнаружив, что он не такой, как все, подросток впадает в депрессию, начинает принимать в большом количестве лекарства и спиртные напитки, страдает от неврозов и психических расстройств. Такому несовершеннолетнему нужна квалифицированная помощь специалиста. Если же в гомосексуализм он был втянут посредством обмана или по принуждению, то виновным особам грозит тюремное заключение. Кстати, сексуальные извращения – тоже девиантное поведение. Примеры из жизни показывают, что подростки начинают интересоваться садомазохизмом, групповой интимной близостью и другими неприродными вещами.

Суицид и правонарушения

Намерение лишить себя жизни или попытаться таким способом припугнуть окружающих – также особенности девиантного поведения. Самый опасный возраст для молодёжи – 16–19 лет: в это время обычно наступает разочарование в жизни из-за неудавшейся первой любви, невозможности найти работу или продолжить образование. Социальный статус, конфликты с обществом и стрессы также являются мощными толчками к самоубийству. Для людей, имеющих суицидальные наклонности, организовывают службы психологической помощи и телефоны доверия. Важна и профилактическая работа: воспитание ребёнка жизнерадостным оптимистом, демонстрация на собственном примере, что жизнь прекрасна, а чёрные полосы, которые встречаются практически у всех, вносят в неё только разнообразие и терпкую изюминку.

Правонарушения – форма асоциального поведения, которое направлено против граждан, общества, жизненного уклада. Мотивация у подростков разная: начиная от обыкновенного озорства и заканчивая немотивированной агрессией. Чтоб оградить растущее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки на соответствующую тематику. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушать закон – плохо, наносить ущерб или делать больно другим – недопустимо, а девиантное поведение наказуемо в любом случае.

Помощь

Как же вытянуть подростков из той асоциальной пучины, в которой они погрязли? Социологи утверждают: во-первых, поможет специальная государственная программа. Девиантное поведение детей обязательно нужно брать под контроль, это задача специалистов. Также должны быть созданы благоприятные условия для открытия реабилитационных центров разного направления, в которых опытные специалисты могли бы избавлять молодёжь от пагубных пристрастий, направлять их энергию в продуктивное и полезное для общества русло.

Во-вторых, неоценимую помощь окажут горячие линии, работающие в каждом городе, общенациональные телефоны доверия и региональные семейные консультации психологов.

В-третьих, изучение среды адаптации подростков не должно прекращаться ни на день. Девиантное поведение школьников требует постоянной корректировки, которая обязана проходить в полном взаимодействии с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, полицейскими, представителями органов опеки. При необходимости таких детей необходимо изымать из семьи, если причиной отклонения является именно влияние родителей.

Профилактика девиантного поведения

Для этого специалистами были разработаны следующие меры:

1. Проведение образовательных и развивающих программ, курсов в школах. Лекции направлены на просвещение подростков и воспитание в них устойчивого отвращения к наркотикам, алкоголю и т. д.

2. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Запрет рекламы табачных изделий и спиртных напитков.

3. Организация интересного и познавательного досуга молодёжи. Работа с детьми девиантного поведения требует разработки такого сценария времяпрепровождения, который бы соответствовал современным веяниям и модным тенденциям.

4. Забота о материальной обеспеченности детей.

Дружелюбные отношения в семье – залог того, что вы никогда не столкнётесь с девиантным поведением вашего сына или дочери. Заботиться о том, чтобы в будущем не возникли проблемы, нужно с самых малых лет. Уделяйте внимание вашему чаду: дарите ему любовь и нежность, не ругайтесь в его присутствии, говорите с малышом на разные темы, делитесь своими чувствами и эмоциями, слушайте наследника и прислушивайтесь к его мнению. Станьте для ребёнка верным, преданным и надёжным товарищем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация