Для тех, у кого ребенок учится или поступает в школу


Александр Мусихин «Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу. Для тех, у кого ребенок учится или поступает в школу»

Александр Мусихин «Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу. Для тех, у кого ребенок учится или поступает в школу»

Издательство: Издательские решения

«Потратьте на создание ритуалов час — и они будут работать на вас несколько лет.»

Книга для родителей и педагогов В ней кратко и ёмко написано: — что делать, чтобы ребёнок выполнял домашние задания сам, — почему дети любят/ненавидят школу, — как мотивировать ребёнка на учёбу, — что говорить об оценках, — что делать, если ничего не помогает. В конце есть памятка с основными принципами, изложенными в ней. Написано простым и живым языком, читается за полчаса. И это правда работает!

В школу первым классом

Зачем это нужно? Сейчас в «началку» сначала берут ребят, которые живут рядом, на «закрепленной» территории. Если спрос повышен и мест на всех не хватило, семье предлагают другую школу. Вот и получается, что родные братья и сестры нередко учатся за несколько километров друг от друга.

В большой семье екатеринбуржцев Шанцевых четверо детей. Двое из них — школьники. Но, увы, на занятия они ходят по разным адресам: десятилетняя дочь — в 180-й лицей, а восьмилетний сын — в школу N 200. Родители планировали отдать сына туда же, где учится дочь. В прямом смысле слова караулили день старта записи детей в первый класс: сразу же, едва пробила полночь, отправили заявку через портал госуслуг. Но — система показала ошибку. Пришлось все начинать заново.

Только в 1.07 ночи на мониторе появилось долгожданное: «Зарегистрирована». В итоге в электронной очереди заявка оказалась 187-й. А так как лицей набирал лишь 150 первоклашек, Шанцевы остались за его порогом.

— Нет, я очень довольна школой сына, у него хороший учитель, — делится мама Анна Шанцева. — Но как это сложно и неудобно, когда дети в разных школах! Каникулы не совпадают, так что совместный отпуск превращается в экзотику. Родительские собрания, напротив, день в день.

В новом учебном году дочь Шанцевых продолжит заниматься в первую смену, сын — начнет во вторую. А в семье подрастает еще один школяр. И если его запишут в третью школу.

— Учитывая, что право ребенка на обучение вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры, — говорит один из авторов инициативы поправок в Семейный кодекс председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

По словам заведующей кафедрой психологии казанского филиала Московского социально-гуманитарного института Людмилы Блиновой, плюсов в этих поправках очень много. Кстати, сама она принципиально искала возможность, чтобы ее внук поступил в ту же школу, где учится внучка-десятиклассница.

— Что тут хорошо? Учителям и школе не нужно тратить время для того, чтобы получить представление об особенностях ребенка из уже знакомой семьи. Родителям тоже проще: они знают педагогов. То есть контакт между школой, первоклассником и родителями устанавливается гораздо быстрее, — говорит психолог.

Есть и другие плюсы. Старший ребенок будет чувствовать ответственность за «младшенького». А сами братишка или сестренка будут знать, что в школе есть родной человек, который всегда может помочь и поддержать.

Кстати, законопроект, который вносит поправки в Закон «Об образовании в РФ», предполагает, что льготу на поступление в первый класс получат младшие дети только из многодетных семей. Но что очень важно — преимущество предлагается дать и детям учителей. Причем при поступлении именно в ту школу, где работают их родители.

Поправки в Семейный кодекс — более «широкие»: льготные преимущества прописываются абсолютно для всех семей с двумя и более детьми школьного возраста.

При этом, как подчеркивают эксперты, для большинства мам и пап все-таки нет большой проблемы в том, чтобы устроить младшего ребенка в школу к старшему. Если вся семья живет вместе, если дети прописаны в доме, который находится рядом со школой — она обязана их взять.

Другое дело, если семья переезжает — и нужен перевод из класса. Здесь могут быть проблемы. Но в этом случае директор часто идет навстречу родителям.

Есть и еще один аспект. Многие элитные школы, которые занимают первые позиции в рейтингах, ведут прием не с первого класса. А, например, с пятого, с восьмого и даже с девятого. Чтобы туда попасть, приходится сдавать серьезные экзамены — и в этом случае ни о каких «семейных» преференциях речи быть не может: все решает здоровая конкуренция.

Каждая мама обязана знать:  Перепады в настроении

К тому же многие школы имеют свой профиль — гуманитарный или, к примеру, физико-математический.

Если у одного ребенка талант к рисованию, а у другого — к физике, нет смысла «запихивать» их в один лицей.

Юлия Соловьева, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»:

— Сложно предсказать, как новые поправки будут реализовываться на практике. В Москве, например, где вроде и реализуется право родителей на обучение детей в одной общеобразовательной организации, эту проблему нужно рассматривать совсем под другим углом. Столичные школы — это крупные территориальные комплексы. Формально дети могут ходить в одну образовательную организацию, но в разные отделения, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга. Кроме того, часто под начальную школу выделены отдельные здания, а значит, родители, чьи дети учатся в начальной и основной школе, все равно будут вынуждены выстраивать достаточно длительные маршруты, учитывая расстояния. Поэтому проблему многих москвичей законопроекты в том виде, в котором они представлены сегодня, все равно не решили бы.

Есть школы, которые как отбирали учеников, так и будут отбирать, учитывая их способности. В этом нет проблемы. Не все дети смогут справиться с определенными образовательными программами, даже если родителям очень хочется отдать ребенка именно в эту школу. А что касается отдельных школ, то в них все равно будут «выстраиваться очереди», «живые» они — когда родители ночами дежурят у дверей зданий или электронные — когда родители стремятся успеть первыми нажать нужную кнопку — все это никуда не денется.

Кого возьмут в первый класс?

«В первый класс принимаются дети, начиная с шести лет и шести месяцев, но не позже восьми лет», — рассказали «РГ» в министерстве просвещения.

Когда и где записаться?

За каждой школой закреплены конкретные районы. Она обязана принять всех детей подходящего возраста, которые живут на «ее» территории. Запись будущих «закрепленных» первоклассников начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня. Родители должны обратиться с заявлением в школу по месту жительства. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля. При этом школы, которые уже приняли всех «местных» детей, могут начать прием «не по прописке» и раньше.

А если школа отказала в приеме?

Администрация школы может отказать в приеме «закрепленных» детей только по причине отсутствия свободных мест. «Если это произошло, обратитесь в органы местного управления образованием, где вам расскажут о свободных местах в близлежащих школах и помогут решить вопрос с устройством ребенка в первый класс», — рассказали в министерстве просвещения.

Сколько детсадов построят в регионах? Как изменится жизнь учителей? Когда появится новый закон о школьном питании? О самых важных изменениях, которые ждут российскую систему образования, на коллегии минпросвещения рассказали вице-премьер Татьяна Голикова и министр Ольга Васильева.

Места для самых маленьких

К концу 2020 года доступность мест в яслях в целом по стране должна составить 94% процента. Сухие цифры? Да, но за ними — реальные детские сады, которые строятся во всех регионах. В 2020-2021 годах на то, чтобы всем нуждающимся семьям были предоставлены места в яслях, из федерального бюджета будет выделено более 108 млрд рублей.

«В мае этого года число детей, не обеспеченных местами в яслях, составило 120,1 тысячи. Из них в возрасте от полутора до трех лет — 114,3 тысячи, — рассказала Татьяна Голикова.

По ее словам, за 2020-2020 годы уже построено 120 объектов для детей от двух месяцев до трех лет. Однако в 64 случаях возникли проблемы с получением лицензии. А без нее образовательная организация работать не может. «Я обращаю внимание министерства просвещения, Рособрнадзора, регионов: нужно активизировать работу и до 1 сентября эти лицензии получить», — подчеркнула вице-премьер.

Новые школьные стандарты

Содержание образования должно серьезно обновиться. Уже разработаны и прошли широкое общественное обсуждение новые школьные стандарты (ФГОС).

В этом году все ученики девятых классов проходили устное собеседование. По данным Рособрнадзора, более 30 процентов девятиклассников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли логично и последовательно построить свое 2-3-минутное высказывание по выбранной теме. Чтобы попасть в десятку стран с лучшим школьным образованием, содержание уроков нужно серьезно обновить. Это очевидно всем. Пока же, по данным минпросвещения, мы находимся примерно на 14-м месте в мире.

— Новые стандарты позволят существенно усилить содержательную часть образования, — подчеркнула министр Ольга Васильева. — Вслед за актуализацией стандартов мы проведем в 2020 году обновление примерных основных образовательных программ. В прошлом году мы утвердили шесть концепций по предметам «обществознание», «ОБЖ», «физкультура», областям «искусство» и «технология», а также концепцию развития географического образования. Продолжается работа над концепциями по астрономии, биологии, физике, химии, родным языкам.

Таланты получат гранты

Продолжится активный поиск талантов, создание детских технопарков, региональных центров выявления и поддержки одаренных детей. А также новых кружков и секций.

— В 2020 году должно быть создано 150 тысяч мест для дополнительного образования детей. В 8 тысячах школ, расположенных в сельской местности и в малых городах, должны быть созданы центры цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профиля, — рассказала Татьяна Голикова.

Каждая мама обязана знать:  Переживаю из-за любви семилетней дочери

При этом министр Ольга Васильева подчеркнула, что основным и самым массовым инструментом поиска и поддержки способных ребят остается Всероссийская олимпиада школьников — в ней участвуют более 6 миллионов детей. Что здесь появится нового? Как правило, ребята, победившие на национальном этапе предметной олимпиады, отправляются представлять нашу страну на международных соревнованиях. С нынешнего года школьники — победители и призеры международных олимпиад, а также их наставники будут получать гранты от 400 тысяч до миллиона рублей.

Кадры пойдут в рост

Идет серьезная кадровая «перезагрузка». Так, к первому чтению в Госдуме готовится законопроект, который позволит студентам без педагогического образования официально трудоустроиться в школе. Вести, к примеру, кружки и секции. «Мы рассчитываем, что быстро продвинем этот законопроект», — подчеркнула Татьяна Голикова.

Еще одно важное изменение — новые должности: «старший учитель» и «ведущий учитель».

— Новые должности позволят не только повысить престиж педагогического ремесла, но и вернуть полноценно институт наставничества в школу, — считает Ольга Васильева.

Также планируется, что принятые в этом году изменения в Закон «Об образовании в РФ» позволят снизить «бумажную» бюрократическую нагрузку на педагогов в среднем на 30 процентов.

Обеды станут вкуснее

К внесению в Госдуму готовится законопроект, который должен изменить систему школьного питания — проблем в этой сфере накопилось много. Нечестные поставщики, непрозрачные конкурсы, низкое качество продуктов.

— Законопроект чрезвычайно важный для здоровья наших детей. Речь идет о горячем питании в школе. И сейчас он практически выходит на завершающий этап законодательного оформления, — рассказала Татьяна Голикова. — Есть желание и необходимость поддержать эту тему, том числе за счет в средств федерального бюджета.

Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу. Для тех, у кого ребенок учится или поступает в школу

Александр Мусихин

Издательство: Издательские решения

Книга для родителей и педагогов В ней кратко и ёмко написано: – что делать, чтобы ребёнок выполнял домашние задания сам, – почему дети любят/ненавидят школу, – как мотивировать ребёнка на учёбу, – что говорить об оценках, – что делать, если ничего не помогает. В конце есть памятка с основными принципами, изложенными в ней. Написано простым и живым языком, читается за полчаса. И это правда работает)

Лучшая рецензия на книгу

Это работает! 2 недели живем по новым правилам и уже отличный результат: то, что раньше делалось за 3-4 часа со скандалом, оказалось возможным за 40-50 минут. Нужно просто создать нужную атмосферу и соблюдать правила. Работает не только со школьными уроками, но и с репетитором, и художка пошла! Я довольна, сын тоже.

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Рецензии читателей

Я не знаю, когда закончатся истерики у дочки, началось это в 2,5, прошёл год – сдвигов не видно. Невролог сказал, что ребенок здоров. Раньше я этого боялась, сейчас привыкла, старалась отвлечь на что-то другое, успокоить, но действовало это, к сожалению, не всегда. Шлёпнуть её для меня – это признать своё бессилие, так же, как и крикнуть, но без этого никак не получалось добиться нормального поведения. Сама периодически пропивала успокоительные. Посоветовали обратиться к психологу Александру Мусихину. Сходила на лекцию, прочитала книгу. Не думала, что будут изменения, но спустя недели три истерики стали реже и менее длительными, сейчас в основном закатывает на людях: в магазине, на улице – стыдно, но стараюсь отключить эмоции и действовать по описанному в книге алгоритму. Уже почти всегда получается) Да, и сама стала реагировать на поведение дочери спокойнее и понимать, что и откуда, и муж, глядя на меня, стал придерживаться той же стратегии воспитания. В общем, рекомендую!

Я не знаю, когда закончатся истерики у дочки, началось это в 2,5, прошёл год – сдвигов не видно. Невролог сказал, что ребенок здоров. Раньше я этого боялась, сейчас привыкла, старалась отвлечь на что-то другое, успокоить, но действовало это, к сожалению, не всегда. Шлёпнуть её для меня – это признать своё бессилие, так же, как и крикнуть, но без этого никак не получалось добиться нормального поведения. Сама периодически пропивала успокоительные. Посоветовали обратиться к психологу Александру Мусихину. Сходила на лекцию, прочитала книгу. Не думала, что будут изменения, но спустя недели три истерики стали реже и менее длительными, сейчас в основном закатывает на людях: в магазине, на улице – стыдно, но стараюсь отключить эмоции и действовать по описанному в книге алгоритму. Уже почти… Развернуть

Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу. Для тех, у кого ребенок учится или поступает в школу
Электронная книга

Книга для родителей и педагогов
В ней кратко и ёмко написано:
— что делать, чтобы ребёнок выполнял домашние задания сам,
— почему дети любят/ненавидят школу,
— как мотивировать ребёнка на учёбу,
— что говорить об оценках,
— что делать, если ничего. подробнее

Книга для родителей и педагогов
В ней кратко и ёмко написано:
— что делать, чтобы ребёнок выполнял домашние задания сам,
— почему дети любят/ненавидят школу,
— как мотивировать ребёнка на учёбу,
— что говорить об оценках,
— что делать, если ничего не помогает.
В конце есть памятка с основными принципами, изложенными в ней.
Написано простым и живым языком, читается за полчаса.
И это правда работает)

Каждая мама обязана знать:  Конспекты занятий

Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!

Школьный возраст или Куда пойти учиться

«Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться? Лицей, гимназия или в простую общеобразовательную?! Далеко — близко? Как добираться?»

Тысячи вопросов задают родители будущих школьников. Дилемма образовательного процесса возникает и у более опытных родителей, продолжаясь вплоть до окончания учебы. Часто сложности в учебе возникают из-за не верно выбранной школы, поступления не по возрасту, гонка за статусом и максимальной загруженностью ребенка актуальными специалитетами.

Мотивация к обучению, психологическая атмосфера, азы дружеских отношений и налаживание социальных контактов формируются преимущественно в школьной среде. Для благоприятного развития важно рассмотреть и оценить ряд факторов:

возраст (школьная зрелость — возрастной период, когда наиболее благоприятнее поступать в школу, чтобы избежать психотравм и наладить наилучшую успеваемость)

психофизиология ребенка (физические показатели, развитость нервной системы, подвижностьусидчивость, соц.навыки)

местоположение (в пешей доступности или на другом конце города)

статус школы (лицей, гимназия, школы с «физико-био-гум-хим-математическими» уклонами, частная, государственная, экстернат или домашнее обучение)

Прокомментирую каждый пункт отдельно.

##Когда отдавать ребенка в школу?

Наиболее благоприятный возраст для поступления в школу — 7 лет и старше. Ведущая деятельность до 7 лет является игровой. Через игру ребенок легче перенимает все знания и навыки. У него еще нет готовности к режиму занятий, к четкой дисциплине. Поэтому «ранние» школьники (5-6 лет) страдают от традиционного школьного режима, не усваивают материал, плохо обучаемы, имеют проблемы в общении со сверстниками.

##Как определить психофизиологическую готовность школьника?

Конечно же, такую готовность определяют мед.специалисты в ходе осмотра в поликлинике. Однако для родителей есть ориентир в определении степени физиологической зрелости — это преодоление «полуростового скачка» (достижение ребенком примерно 70 % длины тела взросло­го (рост преимущественно за счет удлинения конечностей)). Проверка проста: если ребенок может правой рукой достать левое ухо, проведя рукой над головой, то этот «скачок» преодолен, что показывает способность мозга воспринимать и обрабатывать информацию.

Обращайте внимание на физическую структуру тела. Ребенок в 5-6 лет может резко отличаться по росту, весу и физ.подготовке от семилетних первоклассников. Маленькие, субтильные детки или, наоборот, не по возрасту крупные в школе чаще всего становятся объектом задир. Научите ребенка как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и методам защиты. Если ребенок готов по всем другим показателям, а по физическим отстает, то возможно стоит годик подрасти и уже после комфортно войти в коллектив.

Наличие навыков самообслуживания — важный критерий в подготовке к школе. Ребенок должен самостоятельно переодеваться, умываться, пользоваться носовым платком, знать правила приема пищи, посещения уборных и т.п.

Интеллектуальная подготовка и психическая готовность. Усидчивость (20-30 мин), настойчивость, сдержанность, умение отдельно работать от взрослого, понятная речь, развитая мелкая моторика, восприятие звуков, умение рисовать, а еще желательно (неофициально уже и обязательно) при поступлении в школу требуются навыки счета, письма, чтения.

Местоположение школы. Самый важный момент для первоклашки, как далеко добираться до школы. Поступление в школу — огромный стресс: ранние подъемы, умывания, непогода за окном, собирающиеся на работу родители и их споры, кто поведет ребенка в школу. Наилучший вариант для начальной школы — самая ближайшая. Ведь задачи младшей школы: проявить интерес к учебе, обучить терпеливости, научиться слушать и понимать учителя, освоить азы письма, закрепить чтение, развить мышление, расширять общий кругозор. Поэтому рейтинг в этом случае мало важен. Походите на «подготовишки» в ближайшие школы, познакомьтесь с учителями, условиями. Выбирайте душой, а не логикой.

Выбор более статусной, «сильной» школы лучше обсуждать непосредственно с самим подростком. Начиная с 10 лет, усиливается развитие интеллекта, появляются собственные мотивации к обучению, проявляются сильные стороны в определенных сферах научных познаний. Если подросток проявит желание о смене школы или профильного класса, прислушайтесь и позвольте, по возможности, осуществить данный выбор.

Статус школы. Для начальной школы совершенно не имеет значение «уклонность» (математическая, английская и пр.). Излишняя интеллектуальная нагрузка вредит маленькому носителю мозга. Для подростков же важна собственная мотивация в повышении качества получаемых знаний и навыков. Родителям необходимо поддержать и помочь в поиске альтернативных учебных заведений. Ребята, чувствуя себя взрослыми, с удовольствием добираются до собственно выбранной школы на общественном транспорте и пропадают там на доп.занятиях.

Частная или государственная. Среди преимущества частных заведений можно отметить малое количество обучающихся в классе, хороший ремонт и оборудование, социально благополучное окружение, расширенным набором кружков и секций. Пожалуй, всё. Уровень образования в частной школе особо не отличается от государственной. Всё зависит от преподавателей-предметников, стоит ориентироваться на отзывы и результаты предметных ЕГЭ.

Домашнее, семейное, дистанционное обучение. Набирает обороты в последнее время. Некоторых родителей не устраивает шаблонность традиционного школьного процесса обучения, не учитывающий личностные особенности. Гораздо интереснее выбирать собственный формат занятий, литературу, репетиторов, интернет-уроки, иметь больше времени для путешествий и прикладного творчества, а в конце года в ближайшей школе сдавать экзамены по контролю уровня знаний.

Как видим, начало школьной жизни вашего ребенка пестрит нюансами и многообразием вариаций. Доверяйте своей интуиции, применяйте новые знания, прислушивайтесь к своему школьнику и максимально учитывайте его пожелания в познании мира.

Делитесь своим опытом, задавайте вопросы. Буду рада поделиться актуальными знаниями в следующих статьях.

© Ваш домашний психолог и педагог Татьяна Канкейн

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация