До какого возраста нужно играть с детьми


Должен ли ребенок до года уметь играть самостоятельно?

Умение играть самостоятельно — основа эмоционального здоровья не только ребенка детсадовского возраста, но и ребенка от рождения до трех лет, считает эксперт по уходу за младенцами Трейси Хогг, автор книг, помогающих наладить общение с маленькими детьми.

Далее приведен небольшой отрывок из ее книги «Секреты высыпающейся мамы. О сне, кормлении и общении с малышом от рождения до детского сада.» Из него вы узнаете, сколько времени нужно ребенку на самостоятельные игры в самом раннем возрасте и как научить ребенка играть самостоятельно. А тем самым способствовать его правильному развитию и оставить личное время для себя.

Родители часто спрашивают меня: «Как развлекать ребенка?» Для маленьких детей весь мир — это нечто удивительное. Дети от природы редко бывают скучающими, пока родители не научат их зависеть от взрослых в своих развлечениях. Чтобы ребенок имел возможность развить эмоциональную устойчивость, нужно предоставить ему самостоятельность. Вам придется пройти по тонкой грани между помощью и опекой. Вам нужно создать в доме такую атмосферу, где малыш смог бы спокойно познавать и пробовать все на практике, но при этом проявить осторожность, чтобы не взять на себя роль ответственного за развлечения. Ниже приведены рекомендации, которые помогут вам соблюсти баланс.

С рождения до шести недель. Во время кормления нежно разговаривайте с ребенком, чтобы он не задремал. Постарайтесь продержать его бодрствующим в течение 15 минут после кормления, чтобы обозначить границы между периодами кормления и до отхода ко сну. Впрочем, не волнуйтесь, если он начнет засыпать. Некоторые младенцы сначала способны выдержать только пять минут, потом время будет увеличиваться. Что касается игрушек, главным образом ребенок в этом возрасте хочет видеть ваше лицо или лица других людей. Отложите все чудесные книжки с картинками, которые вам подарили к рождению малыша, вместо этого сядьте с ним у окна, чтобы он мог смотреть на улицу, или положите ребенка в кроватку и дайте подвесную музыкальную игрушку — мобиль.

С шести до двенадцати недель. К этому времени ваш малыш уже может играть сам в течение 15 минут или больше, однако вам нужно следить, чтобы он не перевозбудился. Не оставляйте его на игровом коврике более 10–15 минут. Ему должно понравиться на детском сиденье, только не включайте этот дурацкий режим вибрации, пусть ребенок просто сидит и смотрит по сторонам без всяких покачиваний, вращений и шума. Не сажайте малыша перед телевизором, он вызывает сильное возбуждение. Берите ребенка с собой, когда вы занимаетесь домашними делами: уборкой, приготовлением пищи или чтением электронной почты. Пусть он всегда сидит рядом с вами.

С трех до шести месяцев. Если вы все делали правильно, то теперь у вас должен быть такой ребенок, который может не спать примерно час и двадцать минут (включая кормление). Он уже должен уметь играть сам в течение 15–20 минут. По прошествии этого времени он, скорее всего, начнет нервничать — значит, ребенок почти готов к дневному сну и самое время уложить его в кроватку. Если к данному возрасту он не умеет играть самостоятельно, обычно это является признаком бессистемного воспитания малыша — то есть он зависит от стимулирования. Такое положение вещей не только ограничит вашу свободу, но и лишит вашего малыша самостоятельности и в конечном счете может вызвать в нем чувство неуверенности. Избегайте чрезмерного стимулирования. Вместо простого лежания на игровом коврике он уже способен дотягиваться до различных предметов. Однако такая физическая уверенность имеет обратную сторону: теперь ребенок может засунуть руку в рот, потянуть себя за уши, царапать или бить себя. Обычно родители в таких ситуациях начинают паниковать. Вместо того чтобы пытаться отвлечь ребенка от боли, скажите так, будто в произошедшем нет ничего серьезного: «Крошка, тебе, должно быть, больно!»

С шести до девяти месяцев. Теперь ваш малыш может не спать почти два часа, включая кормление. Он уже должен уметь забавлять себя в течение получаса или дольше, но не забывайте менять ему положение, например из детского кресла перекладывать его в кроватку под подвесную погремушку. Когда он сможет сидеть — помещайте его в развивающий тренажер. Малыши любят совершать манипуляции с предметами. Они также будут тянуть в рот все, что попало. Настало самое подходящее время принести книжки с картинками, начать читать стишки и петь песенки.

Когда я слышу от родителей, что их малыш в возрасте от шести до девяти месяцев после пяти или десяти минут активности начинает плакать и проситься на руки, я всегда говорю, что не надо потакать ему. Иначе он запомнит, что стоит только поднять шум — и мать уже тут как тут. Вместо того чтобы бросаться на помощь и брать ребенка на руки, присядьте рядом и успокойте его, скажите, что все в порядке, что вы рядом и он может по-играть самостоятельно. Отвлеките его какой-нибудь игрушкой.

Скоро у малыша должна начаться новая социальная жизнь. Хотя дети в этом возрасте в действительности еще не играют вместе, сейчас самое время для начала встреч с группой других детей. Дети любят наблюдать друг за другом, и «появление на публике» им полезно. Не ожидайте, что ваш ребенок сразу начнет общаться. Это придет позднее.

С девяти до двенадцати месяцев. К данному возрасту малыш уже должен стать очень самостоятельным, приучиться хорошо играть самостоятельно по крайней мере около 45 минут, а также выполнять более сложные задания. Его способность к обучению в это время делает огромный рывок вперед. Он уже может надевать кольца на колышек, вставлять предметы в соответствующие им отверстия. Он с удовольствием забавляется с водой и песком. Его привлекают большие коробки, декоративные подушки и кухонная утварь. Чем дольше малыш играет самостоятельно, тем больше ему хочется все делать самому, и он знает, что вы всегда готовы прийти к нему на помощь. Он также понимает, что, если вас нет в поле зрения, вы все равно к нему вернетесь. В этом возрасте малыши не имеют представления о времени, и когда они чувствуют свою защищенность, то для них не так важно, на какое время вы ушли — на пять минут или на пять часов.

1. Для того, чтобы ребенок умел играть самостоятельно не спешите брать его на руки, как только он заплачет или позовет вас. Приходите на его зов, но побуждайте его поиграть одного, не стремитесь постоянно развлекать. Предлагайте игрушку, соответствующую его уровню развития, давайте больше безопасного пространства для познавания окружающего мира.

2. Позволяйте другим людям участвовать в уходе — оставляете малыша под чьим-то присмотром, будь то папа, бабушка или няня, пусть он не считает вас незаменимым взрослым. Такая избирательная привязанность не способствует развитию самостоятельности ребенка.

3. После достижения ребенком года приводите его в группу с другими детьми — пусть он учится играть рядом с ними, с их игрушками, а они — с его. И в конце концов, (это будет позднее) ваш ребенок научиться играть с другими детьми.

Помните, что игра — это серьезное занятие для детей. Семена обучения и познания произрастают из почвы эмоционального здоровья. Их сажают в самом раннем младенческом возрасте, и по мере увеличения времени, когда ребенок играет самостоятельно, вы будете также оттачивать его эмоциональные качества — способность развлекать себя, познавать все без страха, экспериментировать. В процессе игры ваш малыш учится манипулировать предметами. Игра позволяет ему узнать, где причина, а где следствие. Малыш овладевает навыками, необходимыми для обучения: умением переносить разочарование от того, что что-то в первый раз не получилось, терпением, настойчивостью. Если вы подтолкнете его к этому, а потом отойдете в сторону, чтобы понаблюдать, как малыш познает мир, то ваш ребенок, умеющий играть самостоятельно и не знающий слова «скучно», непременно станет любознательным, творчески активным и предприимчивым взрослым человеком.

Должен ли ребенок до года уметь играть самостоятельно?

По материалам книги «Секреты высыпающейся мамы. О сне, кормлении и общении с малышом от рождения до детского сада», авторы Трейси Хогг, Мелинда Блау.

«Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка

Сегодня все родители озабочены ранним развитием ребенка, почти с пеленок водят его в развивающие студии, многочисленные кружки и секции. Ребенка учат буквам, как только он начинает ходить, а то и раньше. Стремление вырастить из ребенка гения приводит к обесцениванию простой игры. Она кажется родителям пустой тратой времени. Так ли это на самом деле? Какова польза игр для детей? Рассказывает психолог Виктория Мелихова .

Не успел малыш еще встать на ножки, как мама ведет его в развивающую студию. Опытные педагоги предлагают самые разнообразные занятия на развитие моторики, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционального интеллекта. Придуманы методики, по которым буквам и цифрам начинают учить уже годовалого малыша! Танцы, спорт, бассейн, гимнастика, скорочтение, особенные сады с уклоном, ментальная арифметика для дошкольников. А тут уже и подготовка к школе показалась на горизонте.

Каждая мама обязана знать:  Письмо девочки Дедушке Морозу и реакция мамы

«Я стараюсь дать своему ребенку все. Он еще маленький, а значит, впитывает, как губка. Я не хочу упустить момент, ведь потом ему будет намного сложнее учиться и развиваться, чем сейчас», говорит мать замечательного малыша. «Кроме того, бегая с кружка на кружок, я сама чувствую себя значимой и ценной для него, ведь я делаю все, что от меня зависит».

Мы не будем рассуждать о пользе или вреде раннего развития и такого воспитания (безусловно, родители руководствуются благими целями), но обратим внимание, что в такой «гонке за развитием» у ребенка не остается времени, чтобы просто поиграть.

Родители не понимают, почему дети должны играть

На своей практике не раз пришлось столкнуться с тем, что родители часто недооценивают детскую игру. Мне приходится объяснять родителям, почему детям нужно играть.

«Только оставь его без присмотра, так он сразу же начнет баловаться».

Начинаем выяснять, что значит «баловаться»: доставать игрушки из шкафа, разбрасывать конструктор, бегать по комнате с машинкой, рассыпать ложкой фасоль. Минуточку! Кажется, здесь речь идет о том, что ребенок играет. Он рассматривает игрушки, изучает окружающие предметы. Любопытство — одно из самых важных для малыша качеств! Он пытается «готовить суп», изображает таксиста. Только для мамы все эти действия объединены словом «баловаться». Отдельная проблема — если это происходит в общественных местах.

«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыпет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет».

Да, часто дети в процессе игр (особенно, подвижных и активных) могут причинять некоторые неудобства, испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр. Так зачем детям нужны игры?

Чему учат детские игры

Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.

Что дает игра детям разного возраста?

Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!

Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.

Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.

На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.

Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню. И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.

Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.

Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.

В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать. Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Наблюдая за игрой ребенка

Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.

Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.

Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.

Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка.

Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.

Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.

Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.

Как играть с ребенком

Научить играть невозможно. Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.

Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.

Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Побросайте кубики вместе с ним.

Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру. Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра.

Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка. Но и снова не забывайте о совместной игре.

Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».

Каждая мама обязана знать:  Взять сына себе на месяц

А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.

В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.

И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.

Когда ребенок начинает играть: во что и как?

Гарантированный ответ в течение часа

Когда ребенок начинает играть: от 0 до 3 месяцев

Конечно, в таком возрасте малыш еще во многом ограничен в своих возможностях по причине еще не совсем полного физического развития. Поэтому его игра должна быть в полной мере обогащена общением с родителями. В этом возрасте рекомендуется:
• Носить младенца на руках с той целью, чтобы он видел, что происходит вокруг него, танцевать вместе с ним, при этом раскачиваясь в такт звучащей музыке;
• Разговаривать с малышом и пойте для него песни. Когда ваш малыш станет старше, не стесняйтесь гримасничать с ним, всячески веселить его, заставляя смеяться;
• Можно ласково пробегать пальцами по животу малыша, ласково его тормошить.

В этом возрасте можно порекомендовать использовать в качестве игрушек: всевозможные виды погремушек и подвесок, мягкие текстурные игрушки, красочные книжечки, игровые маты.

Играем в возрасте 4-6 месяцев

В этом возрасте родителям можно порекомендовать следующие игры с маленьким:
• Кружите его в воздухе;
• Вспомните игру-сказку «Сорока-ворона». Да, да ту самую, где сорока-ворона «кашку варила и на порог скакала». Загибая его пальчики во время этой игры, вы помогаете развитию его тактильных и моторных функций.
• Покажите малышу, как он может плескаться в ванной во время купания. Рекомендуемым списком игрушек, с которыми ваш ребенок сможет играть в этом возрасте может быть следующий список: текстурные игрушки из резины, которые малыш сможет жевать, прыгунки (желательно применять у шестимесячных малышей, которые могут держать голову), в момент купания, покажите ему как удобно лить воду при помощи небьющихся чашек, простейшие, прыгающие и музыкальные игрушки, при помощи которых ребенок поймет причинно-следственные связи.

Играем в возрасте 7-9 месяцев

Рекомендуемыми играми в таком возрасте могут стать:
• Прятки, при которых родитель будет закрывать лицо руками, а потом удивлять малыша внезапным открытием своих ладоней;
• Ползание по маминому или папиному телу;
• Легкое покусывание пальчиков на ручках или ножках;
• Игры в «аэроплан»;
• Наполните коробку из-под печенья, или же конфет любыми неопасными предметами, пронаблюдайте, как маленький будет их вынимать и бросать их.

Рекомендуемыми игрушками в этом возрасте могут быть яркие книжки, музыкальные инструменты в виде ксилофона или барабана, бубна, кубики.

Играем в возрасте 9-12 месяцев

В этом возрасте можно порекомендовать различные варианты пряток, когда вы будете накрывать малыша материей и делать вид, что вы его потеряли, прятать предметы у него на глазах в шкафы ил ящики, разучивание несложных песенок, танцы, катание на спине, и кружение в воздухе.

Рекомендуемыми игрушками в этом возрасте могут быть: кубики и пирамидки, игрушки снабженные кнопками и клавишами, ходунки.

Автор статьи: Станиславская Ольга Сергеевна

Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев (подробный план — конспект)

Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику «Готовые программы занятий с ребенком» списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.

Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с «хочу — не хочу». Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов

Среди различных умений, которые были освоены в этом возрасте, наиболее радостным для меня было то, что Таисия научилась скреплять детали Lego и вообще начала проявлять существенный интерес к конструктору. Уже давно мне не давал покоя подаренный на 1 год конструктор-зоопарк, хотелось самой вдоволь в него наиграться

Ладно, не буду отступать от темы, про конструкторы подробно я писала здесь. Вернусь к тому, во что еще можно поиграть с ребенком 1,5 лет. Все представленные в этой статье игры и развивающие игрушки не новы, о них я уже писала ранее, здесь же они собраны в виде короткого конспекта, в который удобно заглянуть при необходимости. Чтобы прочитать подробнее об игре, нажимайте на ссылку.

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

Итак, развивающие игры для детей 1,5 лет:

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Примеры рамок : My-shop , KoroBoom

Примеры пазлов : Ozon , Лабиринт , My-shop

Примеры рыбалок : Ozon , KoroBoom , My-shop

Примеры первых мозаик : Ozon , Лабиринт , My-shop

Уже знакомые игры:

Пример доски с замочками ( My-shop , KoroBoom ) или бизиборда

Пример набора овощей ( KoroBoom , My-shop , Лабиринт )

Примеры наборов для одевания кукол ( Ozon , My-shop , KoroBoom )

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой ), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
  • Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков ( Ozon , My-shop , Read ). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга .

  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в сортер , в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);

Пример шнуровки ( KoroBoom , Лабиринт , My-shop )

Пример кугельбана ( Ozon , Лабиринт , My-shop )

Примеры полезных в этом деле игрушек:

Книжка «Одеваюсь сам» ( Озон , Лабиринт , My-shop )

Доска с застежками ( My-shop , KoroBoom )

Пример пирамидок ( Ozon , Лабиринт , KoroBoom )

Как играть с ребенком до года?

Уже с самого рождения малыш усиленно развивается физически и умственно, он готов к общению, взаимодействию и игре. Любовь и забота, которую Вы дарите своему малышу в первые месяцы его жизни, совершенно необходимы для его социального, умственного и физического развития, к тому же они приносят фантастическую радость Вам двоим. Играя, дети обнаруживают и вырабатывают определенные навыки и способности, получают представление об окружающем мире и учатся новому. Начинать игры с ребенком никогда не рано!

0-3 месяца

С момента рождения малыш уже может поворачивать головку, услышав голос мамы, знакомый ему ещё с того времени, когда он находился внутри. Он может узнавать знакомую музыку, например, мелодию, которая звучит в Вашем любимом сериале. Новорожденные всматриваются в лица людей, малышу достаточно даже одного дня для того, чтобы научиться узнавать лицо мамы и отличать маму от незнакомых людей. Что более удивительно, если Вы покажете язык только что родившемуся малышу, он, скорее всего, повторит за вами это действие, высунув свой язычок в ответ. Это будет первая игра в его жизни. Помните, что даже самые маленькие дети любят общение. Копируйте жесты и мимику малютки, говорите с ним на его языке.

Несмотря на то, что дети в раннем возрасте ещё не могут самостоятельно дотянуться до игрушки и взять ее в ручки, им нравится смотреть на то, как Вы покачиваете игрушечным медвежонком или погремушкой у его кроватки, развлекая его. Но не стоит забывать о том, что сейчас ребенок нуждается в большом количестве сна, он легко утомляется. Внимательно следите за поведением своего малютки, чтобы не переутомить его. Если ребенок начинает смотреть по сторонам или капризничает после нескольких минут игры, дайте ему отдохнуть.

Рекомендуемые игры

  • Носите малыша на руках так, чтобы он видел, что происходит вокруг, танцуйте и покачивайтесь с ним в такт музыке.
  • Разговаривайте с ребенком и пойте для него – со временем, когда он станет старше, изображайте комичные гримасы, прыгайте, веселите малыша, заставляйте его смеяться.
  • Играйте с малышом, ласково щекочите ребенка, пробегая пальцами по его животику.

Рекомендуемые игрушки

  • Подвесные музыкальные вращающиеся погремушки над кроваткой ребенка будут способствовать развитию зрительной координации.
  • Детский манеж с подвесной игровой аркой будет стимулировать ребенка к тому, чтобы дотягиваться до игрушек и стучать по ним.
  • Игровой мат, состоящий из материалов с различной текстурой, помогает ребенку познавать окружающий мир.
  • Небьющееся зеркало, отражающее смешные детские гримаски, удовлетворяет желание ребенка наблюдать за лицами.
  • Держательная погремушка демонстирует причинно-следственную связь.
  • Книжки с яркими цветами веселы, как для совместного чтения, так и для хватания.
  • Мягкие, текстурные игрушки легко сжимать и трясти. Таким образом, игрушки стимулируют хватательный рефлекс.

4-6 месяцев

Ваш малыш сейчас уже может дотягиваться, хватать и удерживать в ручке различные предметы. Ребенок становится подвижным, он учится ползать и садиться. Чтобы помочь малышу лучше узнать собственное тело, играйте с ним в игры, например: поднимите его над головой, пощекочите его животик, поцелуйте пальчики на ручках, слегка ущипните за пяточки. Малышу понравиться остаться на некоторое время без одежды, например, после того, как он примет ванну. Дайте ему полотенце, путь он поиграет с ним в это время, позвольте ему наслаждаться прикосновениями к его коже. Сейчас Вы – его любимая игра. Пойте своему малышу, щекочите его нежно, дайте ему попрыгать на Вашем колене, и, если ребенку будет интересно, обнимите его и полистайте вместе простые книги. На этой стадии развития, ребенок не может фокусироваться на двух объектах одновременно – дайте ему новую игрушку, и он тут же бросит ту, с которой только что играл.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок добивается всего плачем

Рекомендуемые игры

  • Покружите ребенка в воздухе.
  • Поиграйте с малышом в игру «Сорока-ворона». Эта игра Вам наверняка знакома: водим указательным пальцем по ладошке ребенка и говорим: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила». Начинаем загибать пальчики ребенка от большого к мизинцу, приговаривая: «Этому дала в ложку, этому в поварешку, этому в горшок, а этому в вершок». Дойдя до мизинца, говорим: «А ты дров не колол, воды не носил» далее трогаем ладонь: «Здесь масло», запястье «Здесь сыр», предплечье: «Здесь сласти», подбородок: «Здесь рис»(можно также пробежать пальцами по животику малыша).
  • Покажите ребенку, как плескаться в ванне.

Рекомендуемые игрушки

  • Резиновые текстурные игрушки, которые можно жевать.
  • Прыгунки будут отличной игрушкой для малышей, достигших шестимесячного возраста и способных держать головку.
  • Игрушки для купания, например, пластиковые чашки, из которых удобно лить воду, отлично подойдут для водных игр.
  • Простейшие «прыгающие» и легкоуправляемые музыкальные игрушки для установления малышом причинно-следственной связи.

7-9 месяцев

Если Ваш малыш умеет сидеть ровно, то у него появляется множество возможностей для различных «независимых» игр, поскольку ребенок имеет лучший обзор пространства и у него свободны обе ручки, которые он, как правило, использует для того, чтобы схватить два предмета и громко стучать ими!

Сейчас ребенок перекладывает легкие предметы из одной ручки в другую, он уже начинает осознавать, что если объект исчезает из поля зрения, то он не перестает существовать. Ему нравится играть в прятки, он заливисто смеется, поэтому играть с малышом становится забавнее и веселее.

Скорее всего, вашему малышу доставляет удовольствие ползать и толкать мячик. Сядьте напротив ребенка, подтолкните мячик в его сторону, и он толкнет его к вам обратно. Ребенок, скорее всего, с большим интересом будет пробовать различные предметы на ощупь. Покажите ему, как нарисовать линию на бумаге с помощью цветного карандаша, чтобы малыш попробовал это сделать сам.

Рекомендуемые игры

  • Прятки – закройте лицо руками или платком, а потом неожиданно выгляньте из укрытия, чем удивите малыша. Неожиданно выскачите из-за диванной подушки, или даже из-за двери, громко сказав «Бу!»
  • Если малыш начал ползать – позвольте ему поползать по Вам.
  • Притворитесь, будто откусываете ему пальчики на ручках и на ножках.
  • Поднимите малыша на руках и поиграйте в аэроплан.
  • Возьмите пустую коробку из-под печенья, наполните ее разными предметами (перышко, мячик, игрушечный поезд и т.д.). Понаблюдайте за тем, с каким восторгом ребенок вынимает предметы из коробки, разглядывает их, бросает, чтобы достать новые.

Рекомендуемые игрушки

  • Музыкальные инструменты, например, ксилофон, тамбурин или барабан помогают малышу лучше осознавать причинно-следственную связь, а игра с кубиками помогает учиться координировать движения ручек.
  • Яркие книги из различных материалов помогают ребенку учиться разглядывать и чувствовать предметы.
  • Игрушки, выскакивающие, вставляющиеся одна в другую и производящие звуки, развивают навыки ручной координации малыша.

10-12 месяцев

Ваш малыш учится ходить, а это одна из наиболее сложных ступеней в физическом развитии ребенка. Вы можете подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он начал ходить, давая ему игрушки, которые можно толкать и катать.

В этом же возрасте ребенок учится хватать, и что важно, бросать игрушки. Вы заметите, что малыш неожиданно полюбит выбрасывать игрушки. Он будет с удовольствием сбрасывать игрушки вниз, сидя на стульчике, но в то же время, он будет огорчаться, когда поймет, что не в состоянии их достать. Ребенок будет с удовольствием складывать игрушки в сумку или коробку, а затем, вынимать их оттуда. Малыш, скорее всего, найдет увлекательным нанизывание колец на палочку или складывание фигурок, а также с Вашей помощью он полюбит игры с фигурками разной формы. Ребенок с удовольствием будет копировать Ваши пение и жесты. Читайте ему простые книжки, говорите с ним о том, что прочитали.

Рекомендуемые игры

  • Спрячьте какой-нибудь предмет под шарфиком или салфеткой, наблюдайте за тем, с каким триумфом Ваш малыш откроет его.
  • «Спрячьте» малыша, накрыв его очень легкой материей (например, муслином), спрашивайте: «А где малыш?», пока он не скинет ткань. Не оставляйте ребенка без внимания во время игры.
  • Разучивайте потешные песенки, которые сочетаются с простыми ритмичными движениями, например, «Ладушки».
  • Катайте ребенка на спине, танцуйте с ним, кружите его в воздухе.

Рекомендуемые игрушки

  • Ходунки придадут малышу уверенность при ходьбе.
  • Игрушки с нажимающимися кнопками помогают развивать моторику и способствуют в осознании ребенком причинно-следственной связи.
  • Нанизывание колец на палочку или складывание кирпичиков (которые впоследствии можно легко рассыпать) способствует улучшению координации движения рук.
  • Детские книги – вашему малышу безумно понравятся простые яркие книги, когда, открывая новую страничку, он каждый раз будет совершать очередную находку, обнаруживая новые картинки и т.д.

Играя с малышом

У каждого ребенка существует базовая потребность в игре. Игра полностью поглощает детей, играя, они забывают обо всем. Игры необходимы для умственного и физического развития детей. Большое значение имеют, как персональные игры, так и «общественные», т. е. игры с родителями и другими детьми.

Играя, ребенок познает окружающий мир и постигает его законы. Взрослея, ребенок требует все больше общения, его игры приобретают социальный характер. К 3-4 годам ребенок предпочитает играть с другими людьми. В этом возрасте малыш учится дружить, строить взаимоотношения, данные навыки будут чрезвычайно важными для Вашего ребенка в течение всей его жизни.

Родители помогают ребенку установить связь между игрой и окружающим миром. А к трех-четырехлетнему возрасту, родители играют важную роль в развитии речи ребенка, называя предметы, с которыми малышу приходится сталкиваться.

Главное требование к игрушкам малыша – это разнообразие. У ребенка могут быть свои предпочтения, но в то же время игры не должны быть однообразными, малышу необходим доступ ко всем видам деятельности.

Малыши любят пробовать на ощупь различные текстуры, например, трогать пушистые и блестящие вещи. Когда малыши начинают передвигаться самостоятельно, им нравится совершать разнообразные действия с игрушками, например, тянуть на веревочке игрушечную собачку, они любят игрушки, при нажатии на которые, что-либо происходит, «выскакивающие» игрушки.

При помощи игры дети учатся контролировать предметы, находящиеся вокруг. Например, если потянуть за веревочку, то результат будет предсказуемым (игрушка подкатится ближе). Поистине научный эксперимент!

Другие игрушки в этом возрасте помогут малышу сортировать и выбирать объекты. Очень популярной является игра, когда малыш должен вставить в формочку подходящий предмет, например, треугольник. Ребенок учится идентифицировать и выбирать форму. Ему также понравятся простейшие мозаики.

Ролевые игры

В возрасте 2-3 лет дети начинают играть, притворяясь, будто они кормят ребенка или поят куклу. Если мама войдет в мир фантазии ребенка и присоединится к игре, она поможет развить детские речевые навыки посредством общения с малышом. Мама подскажет названия незнакомых предметов, тем самым поможет ребенку обогатить его словарный запас, способствуя выражению ребенком чувств и эмоций словами.

Дети найдут умиротворение в ролевых играх, создавая мир, который они полностью контролируют, где все происходит согласно их правилам. В ролевых играх дети не имеют множества сдерживающих факторов. Эти игры также являются способом познания эмоций и страхов. Ведь играя в ролевую игру можно повторять, проигрывать важные события в жизни малыша – визит к доктору, первый в жизни поход в детский сад и т.д. Куклы, мягкие игрушки и т.п. могут быть великолепными объектами для ролевых игр.

В этом возрасте способности малыша к удержанию предметов в руках (моторика) продолжают развиваться. Поощрение ребенка к играм с пластиковыми или деревянными кубиками способствует развитию этих навыков.

«Пачкающие» игры

Большинство детей просто обожают возиться в песке, в воде или просто месить грязь. Дети очень любят эти игры, их не беспокоит то, что они могут запачкаться (в отличие от их родителей), поэтому малыши в этом возрасте просто наслаждаются подобной деятельностью! Ребенок счастливо возится в песке, и это не только удовольствие для малыша, он учится ощущать структуру вещей и понимать ее свойства. Например, если в ведерко наливать воду, то сначала оно наполнится, а потом вода польется через край. Плескаясь и пачкаясь в песке, дети также снимают стресс.

Некоторых детей «пачкающие» игры увлекают не сразу. Если их смущает большая емкость с водой, начните игры с пластиковой чашки, наполненной водой. Дети, достигшие ясельного возраста, играют в более сложные, игры, например, в ведерки, установленные каскадом, которые наполняются водой по очереди.

Ещё один вид подобных игр – приготовление пищи. Например, Вы можете позволить вашему ребенку помочь Вам в приготовлении пирога. Помните о том, что малыш должен участвовать в самом процессе приготовления в пирога, а не только в поедании результата. Ему понравится деятельность в сочетании со вкусными запахами, царящими на кухне, а это немаловажно. Если же Вы хотите испечь пирог-совершенство, то придется отложить эту затею на другой раз!

Рисование

Организация рабочего места и последующая уборка займут некоторое время, но рисование доставит Вашему ребенку большое удовольствие. С помощью рисунка дети описывают мир вокруг себя. Начиная с простых фигур и объектов, дети переходят к более сложным вымышленным мирам, погружаясь в ролевую игру.

Поощрять ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе, Вам это обязательно понравится. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим малюткой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация