Дочь (8 класс) не хочет ходить в школу


Дочь отказывается ходить в школу

У меня 13 летняя дочь. Категорически отказывается ходить в школу и не ходит совсем. Могут ли мою дочь отчислить из школы. И что мне как матери грозит. Вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних.

Закон РФ от 10.07.92 № 32661 “Об образовании” содержит требование, что в уставе образовательного учреждения должны в обязательном порядке указываться порядок и основания отчисления обучающихся.(ст.13,пункт 1, подпункт г).В том же Законе в ст.19 пункт 7 указано, за что могут отчислить. Поскольку отчисление производится за «грубое нарушение устава школы», то в Уставе школы должен содержаться перечень поступков, которые являются этими «грубыми нарушениями». Обычно он стандартный:

— непосещение в течение определенного времени занятий без уважительных причин (прогулы);

— оскорбление участников образовательного процесса и посетителей школы (указать, в каких формах);

-неправомерное поведение, приводящее к нарушению образовательного процесса (так называемый срыв уроков);

— применение физического или психического насилия к участникам образовательного процесса;

— употребление и распространение алкоголя, табачных изделий, наркотических и психотропных веществ.

Данный перечень может быть дополнен каждым образовательным учреждением самостоятельно.Причём эти нарушения должны быть совершены неоднократно, а применённые меры воспитательного характера не дали результатов. И всё это должно иметь доказательную базу.

Без соблюдения всех перечисленных выше требований отчисление ученика из общеобразовательного учреждения неправомерно и виновные должностные лица могут понести предусмотренную законом ответственность.

Что касается учеников 10-11 классов, то чаще всего причиной может быть систематическое не успевание по предметам .Но вы написали, что ребёнок закончил 10 класс,значит успевает. К тому же критерии такой неуспеваемости опять же должны быть определены в уставе. В уставе также должны быть предусмотрены меры ответственности (помимо отчисления) за подобное отношение к учебе.

Помимо Закона об образовании, единственной нормой, предусматривающей обязательное отчисление учащихся, является СанПиН 2.4.3.118603 ( пункт 2.8.5) и то это касается отчисление учащихся из образовательного учреждения начального профессионального образования при выявлении патологии, препятствующей продолжению освоения избранной специальности.

Если сказать коротко, то отчисление или исключение должно производиться только по решению органа управления образовательного учреждения. В соответствии с 35 статьёй РФ “Об образовании” данный орган в обязательном порядке должен быть представлен директором школы, который, являясь высшим должностным лицом образовательного учреждения и наделен всеми необходимыми полномочиями. Помимо директора, к лицам, представляющим органы управления школы, относятся так называемые органы самоуправления, которые могут создаваться в виде совета школы, педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета и т. д. При этом в уставе школы и локальных актах школы должны быть специально отмечены полномочия данных органов на принятие решения об отчислении учащихся.

Что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу

Многие родители вынуждены сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребёнка ходить в школу. Дети просто категорически отказываются просыпаться утром, начинают капризничать и бунтовать. Зачастую это происходит по нескольким причинам.

Выявить какую-то одну из них трудно. Но всё-таки при должном старании, если тщательно разобраться, можно найти, кто виноват и принять соответствующие меры по прививанию ребёнку желания учиться. Как же это сделать? Об этом речь пойдёт в данной статье.

О чём нужно помнить?

Прежде всего, родители должны помнить о том, что столь короткая фраза ребёнка – «Не хочу» может иметь разный смысл.

Однообразие

Возможно, ему уже просто надоело учиться, так как однообразные занятия (а именно к таковым относится обычная учёба, подразумевающая ежедневные ранние пробуждения и посещение учебного заведения) быстро утомляют любого человека, и тем более ребёнка.

Если проблема заключается только в этом, то решить её не сложно. Достаточно просто позволить своему чаду пропустить лишь один учебный день. В таком случае можно будет добиться сразу трёх положительных эффектов.

  • Во-первых, это станет хорошей профилактикой настоящего переутомления.
  • Во-вторых, ребёнок за этот день, ставший для него «законным выходным», успеет соскучиться по своему классу, по учителю и по самим занятиям.
  • Ну а, в-третьих, родитель, позволивший немного отдохнуть от школы, в глазах ребёнка станет лучше.

Замыкание в себе и агрессия

Если же ученик не просто не хочет ходить в школу, а становится агрессивным и замыкается в себе, то необходимо бить тревогу. Эта проблема гораздо серьёзнее, чем та, что была описана выше. В этом случае одним только банальным «прогулом» обойтись не получится. Если каждый поход в школу сопровождается слезами, необходимо незамедлительно приступать к поиску причины проблемы. Чем быстрее она будет найдена и устранена, тем лучше.

Возможные причины

На самом деле причин, по которым ребёнок отказывается посещать школу, может быть много. Рассмотрим наиболее распространённые из них.

1. Отношения со сверстниками

Одна из самых частых причин отказа ходить в школу – плохие отношения с одноклассниками. К сожалению, так уж заложено самой природой, что дети довольно часто бывают слишком жестокими. Они не способны видеть ситуацию так же объёмно, как это делают взрослые. Отсюда возникает иная оценка её последствий и собственных действий.

Сверстники могут издеваться над тем, у кого имеются какие-либо внешние недостатки. Но зачастую всеобщее неприятие возникает из-за какой-то особенности ребёнка и из-за его поведения. Обычно это происходит, когда ученик переходит в новый коллектив.

В таком случае, как правило, он хочет как-то выделиться, продемонстрировать себя с «лучшей» стороны. Но всё это может быть выражено в искажённой форме. Дети могут просто неправильно понять поведение своего сверстника, сочтут его слишком наглым. Отсюда и появится общая неприязнь к нему.

2. Нежелание учиться

Ещё одна довольно частая причина, по которой ребёнок не хочет ходить в школу – банальное нежелание получать знания. Интерес к учебному процессу может отсутствовать в трёх случаях.

  1. Один из случаев – отставание от школьной программы. Даже самые умные ученики могут приобрести пробел знаний в тех или иных предметах или в каких-либо конкретных разделах той или иной дисциплины. В свою очередь, это может быть обусловлено такими причинами, как болезнь, проблемы в семье, неправильная направленность обучения, несоответствие способностей.
  2. Другой случай, при котором теряется интерес к учёбе – повышенная любознательность ребёнка и его стремительное развитие. Если он многим интересуется и часто читает школьную и внешкольную литературу, а его родители делают всё для его умственного развития, вскоре он попросту «обгоняет» школьную программу. Как следствие, учебный процесс, проходящий не в домашних условиях, а в школе, становится ему совершенно не интересным.
  3. И третья частая причина утраты интереса к учёбе – низкие интеллектуальные способности ребёнка. Возможно, он очень старается, но его способности просто не позволяют ему осилить всю учебную программу. В таком случае, рано или поздно у него вообще пропадёт желание учиться.

Важно! Все родители желают, чтобы их ребёнок учился только на пятёрки, был талантливым и послушным. Но не нужно требовать от детей слишком многого. Необходимо научиться любить ребёнка таким, какой он есть. Нередко желание ходить в школу пропадает из-за того, что родители слишком требовательны.

Сыну 14 лет,8 класс,перестал учиться,учебники.

Сыну 14 лет,8 класс, перестал учиться, учебники не открывает, сплошные двойки.Помогите!

Лучший ответ по мнению автора

Чумакова Валерия

Возраст Вашего сына — один из самых сложных возрастов. Нужно понимать, что в это время для Вашего ребенка наиболее важная область — область взаимодействия со сверстниками (эту мысль можно найти в любом учебнике, книге по возрастной или педагогической психологии). Зачастую это может действительно отражаться на других сферах: успехах в учебе, отношениях с родителями и т.д.

Главная Ваша задача сейчас — стать для Вашего сына другом, который не будет упрекать за двойки и плохую учебу (хоть это может быть и совсем непросто для Вас как для родителя), а будет всячески поддерживать отдельные его стремления, стараться понять его позицию и учитывать его интересы и мнение. Это необходимо, так как таким образом Вы сможете не отдалить его от себя, а, наоборот, приблизить. Ведь если Вы будете его упрекать, он уйдет туда, где чувствует поддержку — в компанию друзей, или вообще в неблагоприятную для него среду.

Поэтому постарайтесь установить с ним доверие на этом этапе, чтобы он понимал — он может Вам все рассказать и не услышит от Вас негодования и упреков.

Затем — постарайтесь все-таки выяснить, ЧТО с ним происходить, ЧТО для него сейчас на первом месте вместо учебы и развития. Зная причину его нежелания учиться — можно будет работать и менять его отношение к учебе, корректировать его поведение, мотивацию к учению.

Каждая мама обязана знать:  Закрыт доступ родителям в помещение школы
18.11.13

Другие ответы

Yuliya

Алексеева Ольга

Здравствуйте, перво-наперво необходима консультация школьного психолога. Это бесплатно, ему за это платит работодатель. Причин действительно может быть масса.

Добрый вечер, Наталья. Причин может быть много, это и изменение интересов, и влюбленность, и плохая компания, и личные проблемы или другое, нужно учитывать, что это переходный возраст, который требует внимания. Поговорите с ним о возможных причинах, ни в коем случае не ругайте и не критикуйте — это навсегда закроет его от вас. Постарайтесь понять любую причину и помочь разобраться, в этом возрасте мальчики обязательно хотят выглядеть взрослыми, но еще не хватает умений, поэтому важно позволить им чувствовать себя самостоятельными, давая лишь намеки на решение, юбольше рассказывая о последствиях тех или поступков. Напрмер, последствие его бросания учебы, будет сложное окончание школы, т.к. программа в классах лишь усложняется.

Катерина Голоскокова

Причины могут быть в трех направлениях. Первое — это возрастное протестное поведение, тогда надо много и спокойно говорить с ребенком, выяснять против чего, собственно, протестует.

Второе — попал в субкультуру ( компанию), где ценность представляет специфическое поведение и «ботаников» ( учеников у к-х хорошие отметки ) не уважают.

Отстал от программы или потерял мотивацию. Если тут помогать, то надо составлять программу коррекционных мер.

Игорь Викторович

Двойки — это не повод для переживаний, возможно, что у него свой путь к счастью.

Но вам стоит обсудить с ним ситуацию. Также стоит отдельно поговорить отцу с ним. И еще стоит обсудить ситуацию к классным педагогом.

По результатам общения выбрать тактику: либо дать ему возможность доучиться до 9 класса с двойками и тройками, либо простимулировать его к стремлению к знаниям и хорошим оценкам, или обсудить ситуацию обращения его к психологу. Возможно, что ему он откроется и они найдут вместе выход, который вы не замечали.

Добра и счастья вам!

Травникова Анна Георгиевна

Здравствуйте, Наталья! Очень многие родители в подростковом возрасте ребенка сталкиваются с такой проблемой! В 14 лет для него главное — общение со сверстниками, учеба естественным образом уходит на второй план.

Хорошо, что вы вовремя обратили на это внимание. 8 — класс очень важный. Сейчас нужно определяться с дальнейшим профессиональным образованием. Или колледж после 9 или вуз после 11.

Для начала стоит поговорить с сыном, попробовать прояснить ситуацию. И делать это надо в форме спокойного диалога. Постарайтесь выразить свои чувства, старайтесь говорить с ним как со взрослым, но в тоже время с позиции авторитетного взрослого.

Если диалога не получится, попробуйте пойти вместе к школьному психологу.

Также обязательно поговорите с классным руководителем

Анатолий Михайлович

Здравствуйте. О возможных причинах уже написали, а как на самом деле — это уже у него хорошо бы спросить. Определенная часть подростков бросает учебу примерно в этом возрасте. При этом они иногда умудряются неплохо устроиться в жизни, иногда — нет. Важно знать предысторию, чтобы выбрать тактику. Я думаю, что все школьные ресурсы уже не помогают, в том числе и психолог… И вообще, можно ли подобрать ключик, в принципе — можно. Но кто сможет? Что еще в этой ситуации важно: нет ли компьютерной или другой зависимости, нет ли криминальной компании. Если этого нет, а есть какой-нибудь устойчивый интерес (спорт, музыка, компьютеры), то и ладно… можно и с двойками пережить этот период. Обычно по итогам четверти или полугодия собирается малый педсовет и решают, что делать. Исключить из школы не могут, могут дать испытательный срок… а потом переведут в 9-й с двойками, сейчас так можно. Но в 9-м предстоят экзамены и есть риск получить справку вместо аттестата. И все это время будут посылать на разные комиссии.

А чем он вообще занимается и на что настроен? Сейчас практикуется индивидуальный образовательный маршрут, что-то типа экстерната. Поговорите об этом с директором. Но парню же надо все равно чем-то заниматься. В любом случае нужен авторитет взрослого человека и желательно, специалиста, чтобы найти с ним взаимопонимание. Возможно, Вы сможете, но тогда отставьте учебу на задний план и начните с разговоров о жизни. Поинтересуйтесь искренне, чем он живет… терпеливо, без осуждения. Или отец, если есть. Потом пишите еще. Возможно, удастся выправить ситуацию, такое бывает.

Саранцев Сергей

Доброго здоровья, Наталья.

А выход простой. Пройдите с сыном серьезные тесты по профориентации, не ограничивайтесь простыми опросниками. Для этого придется найти «неленивого» психолога. Прислушайтесь к его рекомендациям и согласитесь с «выбором» Вашего сына.
Желаю удачи.

Полина Джуха

Наталья, видимо, вы испробовали уже разные методы — уговоры и убеждения, расспросы и угрозы, раз обращаетесь за помощью к экспертам, тем более в такой отчаянной форме. Действительно, в этом возрасте часто проявляются подобные проблемы, и они всегда являются следствием более глубоких проблем в жизни подростка. Их корни часто лежат во взаимоотношениях с родителями (ребенок как будто ни во что не ставит мнение родителей, их авторитет, особенно активно стремится утвердить свою независимость).

Чтобы вам помочь, нужно полностью представить себе вашу ситуацию: как давно начались эти проблемы, каков характер ваших отношений с сыном, чем он вообще увлекается, с кем дружит, какой по характеру и т.д. Зная весь контекст, можно будет судить о причинах этой проблемы и предлагать варианты ее решения.

Он уже достаточно взрослый, чтобы вести диалог с психологом самостоятельно. Если же он пока не настроен на подобную работу (у него нет мотивации на решение этой проблемы), нет смысла насильно «запихивать» его к специалисту, лучше сходите на личную консультацию сами (или напишите психологу в чат). Вы сможете понять причины его поведения и увидеть, как вы можете на это повлиять.

Лилия

Здравствуйте Наталья! Ваша тревога понятна, но сейчас нужно понять, что он переживает переходный возраст и у каждого по-разному он проходит, но могу сказать, что чем тяжелее сейчас, тем легче ему и Вам будет в будущем, «тяжело в ученье, легко в бою. », и такое его отношение к учебе может свидетельствовать о возможно излишнем Вашем (или семейном) контроле, о строгих правилах и установках в семье и сейчас это как бунт, бунт против всего, что подавляет, как он считает, его личность и ограничивает свободу, потом, через год, по крайней мере, к 10 кл. обычно ситуация выправляется, берутся многие за ум, но насильно заставить никого нельзя, будет еще больше отторжение, а вот как-то заинтересовать его можно: например, договориться, что он получит какое-то очень для него значимое в жизни (вещь, поездку или что-то еще) в обмен на хотя бы удовлетворительную учебу, окончание класса, и проверять задания, помочь ему в учебе, можно поговорить с ним и выяснить, что ему ближе и пытаться заинтересовать его этим, ориентировать в основном на эти предметы, но в любом случае Вам нужно успокоиться, Вы не сможете прожить за сына жизнь, но очень важно сейчас для него не отвергать его, а принимать и такого, важно, чтобы он чувствовал, что, несмотря ни на что, Вы также любите его, хотя это не исключает возможность внешнего наказания, если он это действительно заслужил, тогда он поймет Вас и быстрее сможет найти верный путь!

ღ Наталья ღ

Здравствуйте, Наталья! Чем Ваш сын занимается, как проводит время? Как он относится к Вам? Как Вы ведете с ним диалог, как разговариваете? Какие у Вас с ним отношения? Были ли у Вас в семье деструктивные (нездоровые, разрушительные) отношения? Заботитесь ли Вы о себе или полностью подчинили свою жизнь сыну? Это некоторые вопросы, на которые желательно получить ответ для прояснения ситуации. Возможно, если ВЫ научитесь, как вести себя с подростком конструктивно, Вы обретете спокойствие. Психолог поможет Вам в построении отношений с сыном, что благоприятно может сказаться на жизни и учебе Вашего сына.

С уважением, Наталья.

Коржова Алла Васильевна

Вы не написали, как учился сын ранее? Успеваемость страдала? Возможно, он не понимает учебного материала и уже не » догнать,» и требуется репетитор.

Конфликт с учителями, плохая репутация и навешенные ярлыки, не добавляют интереса к учёбе.

Идёт процесс самоутверждения.Может быть это ещё и протестное поведение на отношение к нему взрослых.

Причин дейстаительно и не перечесть. Потребуется большое терпение и понимание особенностей переходного возраста, гормонального всплеска, когда учёба идёт на второй план, а задумываться о будущем ещё не умеет

Ругать, сравнивать и ставить кого- либо в пример, мало действенно. Постарайтесь откровенно пообщаться и предложить помощь свою и школьного психолога. Всего хорошего, Вам.

Кандыбина Людмила

В этом возрасте чаще всего подростки осознают ненужность того, что дают в школе. К сожалению, но это так. Наше Образовательная система уж очень несовершеная. Всплески гармонов дают иллюзию взрослости. Не заставите его учиться насильно. Мальчишки обычно в последних классах, перед выпускными начинают понимать, что надо было бы и поступать куда-нибудь. Но это природа. Что вам делать. Первое пересмотрите совдеповские взгляды. Смиритесь, что ваш ребенок может остаться без высшего образования. Будет работать там, где у него получится. ведь вы нарисовали будущее своего сына и хотите, чтобы он жил вашей жизнью. У него свой путь. Возможно он пришел на эту землю получить опыт чернорабочего, раба, зависимого человека. Кто знает? А вы изнего ходите сделать свободного счастливого, богатого человека. А ведь это против Бога, нарушать Его планы. Задумайтесь. Отпустите его внутри себя. Перестаньте жить его жизнью. Представьте, что для вас будет важнее его образование или его жизнь? Это разные вещи. Раньше нам родители говорили, что будешь хорошо учиться и будешь богат и счастлив. Вы взрослый человека тоже так считаете? В перестройку все «троешники» завоевали мир и стали у руля. Я не за то, чтобы быть невежей, я за то, чтобы имели люди различение и ценности. Что для вас важнее. Подождите, сейчас вам необходимо с ним сохранить отношения доверительные. если вы будете его наказывать, унижать, оскарблять — вы потеряете его и даже может навсегда. Вы готовы остаться без сына?

Борис Никифоров

Наталья, здравствуйте. У детей этого возраста достаточно низкий уровень познавательных интересов. По результатам исследований МПГУ, лишь 22% школьников средних и старших классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам. Так что не удивительно, что ваш сын попал оставшиеся 78%. Плюс, в период с 14 по 15 лет ведущим желанием подростка является признание собственной индивидуальности, показать силу, смелость, утвердить себя в глазах сверстников. Так же вполне нормальными являются желания развлечься, стремление к престижным вещам и т. п., а не учёба. Так что в целом проблема вашего сына соответствует возрасту. Другое дело, что все подростки по-разному проживают этот период, и тут у вашего сына есть сложности – он несколько склоняется в антисоциальную сторону. И тут проблема в том, что его потребности неудовлетворены.

Реализовать свои потребности в уважении и признании он почему-то может только, как двоечник, среди маргинальной группы. Почему он не может получить признание иначе — нужно спросить у него, у вас, его одноклассников и учителей. Очевидно, сильные стороны вашего сына оказались неоткрытыми к 14 годам. Так же стоит понять, чувствует ли ваш сын, что Вы его уважаете и признаёте. Это важно и сейчас это признание от вас он может получить, если вы с ним сможете установить неформальный контакт, то есть не основанный на его школьных оценках, ваших ожиданиях от него. А основанный на его принятии таким, какой он есть, на интересе к нему, как к отдельной личности, без оценок, без слов «должен». Предполагаю, что у вас с этим могут быть свои проблемы. Между тем, у большей части подростков этого возраста потребность в неформальном общении с родителями есть и довольно сильная. Если такая проблема есть, то и у вас она берёт начало в собственной родительской семье. Где так же были проблемы с искренним, открытым выражением чувств, тепла, принятием.

Резюме. Выявлять почему не может получить признание и уважение нормальным, социально полезным, одобряемым способом. Устанавливать неформальный контакт. «Прощупать почву» в школе, как ему там живётся не только в плане оценок, а психологически.

Дочка 12 лет не хочет ходить в школу, придумывает разные отговорки.

У нас большая семья (6 чел): бабушка, дедушка, муж, я и две дочери 8 и 12 лет. С мужем мы живем уже 12 лет, бывало всякое и ссорились и мирились, впрочем как и в обычных семьях, детей любим. Последние полгода я стала замечать что дочь (старшая) очень часто говорит о том, что у нее нет подруг, и одноклассники не такие, и все ее обижают. В основном она общается с одной одноклассницей, и то часто ругаются. После летних каникул я думала, что все образуется, она отдохнет от школы и все будет нормально, но уже через неделю после начала учебного года, она сказала, что не хочет идти в школу, что девочки не хотят с ней дружить и всячески обзываются. Я спросила, почему так, может она в чем то виновата, но ответ был неопределенный. Я пошла в школу, к классному руководителю, она сказала, что понаблюдает за поведением всех девочек и моей дочери. Через неделю вроде все утихло, жалоб больше не было, классный руководитель сказала, что все дети ведут себя вполне нормально. И через 5 дней опять слезы и «в школу не пойду», на что я ее успокоила, сказала, что бы она с ними не общалась и не обращала внимания. Я стала ходить на занятия, присматриваться к девочкам, как они общаются. В классе есть девочка-лидер-отличник, и со стороны видно как она руководит девочками, которые с ней дружат. Моя конечно, учится плоховато и особых желаний у нее нет. Как мы с ней не говорили, просили, объясняли, что учиться надо, никакого результата. К тому же я начала замечать, что она придумывает, что у нее что то болит, то голова, то живот и т. д., и врет что сделала уроки. Я ей объяснила, что я ей перестану доверять, если она будет меня обманывать, не кричала, говорила спокойно. И тогда она прибила себе пальцы правой руки (это мне лично сказала одноклассница, которую она просила, что бы та ей наступила на руку, на что она отказалась), в надежде, что ей наложат гипс. Я была очень возмущена, немного наказала ее (запретила компьютер и прогулки). Но она не очень то и расстроилась. Как с ней говорить и вести себя — не знаю.

Автор вопроса: Елена Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.

Здравствуйте, уважаемая Елена. Если говорить о семье, как о семейной системе, то поведение одного из членов семьи, каким бы оно не было, является симптомом какой-то проблемы и имеет изначально положительное намерение для функционирования всей системы. Поэтому в разговоре о Вашей дочери, очень важно понимать, что произошло полгода назад, когда начались эти жалобы, когда у ребенка появилась апатия и как эта ситуация влияет на всю семью в целом,в частности на другую дочь.

Дочь обращается к Вам за поддержкой — это очень хорошо, не обвиняйте и не давайте оценку ее поведению. Но, тем не менее, наблюдайте за ней. Если она склонна к обманам и апатии, не может ни с кем найти общий язык, просит, чтобы ей причинили увечье, дети могут расценивать ее поведение, как «странное». А подростки не любят тех, кто выбивается из общей массы.

На самом деле, меня очень обеспокоила история с тем, что она перебила себе пальцы. Это не типичное поведение ни для взрослого, ни для подростка. Чтобы пойти против инстинкта самосохранения и причинить себе боль, у человека должны быть очень серьезные причины. Простого желания не делать уроки или избежать контрольной недостаточно. Плюс она придумывает себе болезни. Это все может привести к развитию психосоматики. Кроме того, подростковый возраст только начинается. Если сейчас не разобраться с проблемой, что может случиться дальше, Вы и сами понимаете.

Елена, я не стараюсь Вас напугать, но дело в том, что Ваша дочь о чем-то Вам кричит. Я сама много работаю с детьми, поэтому понимаю, как важно не игнорировать то, что они хотят сказать. Поэтому вам нужно услышать, ее, пока контакт между Вами еще есть. Необходимо отвести ее к детскому психотерапевту. Компетентному. В конце-концов, оценки — это дело десятое. А вот если она заработает невроз, жить ей будет непросто. Со специалистом Вы проговорите и ее отношения со сверстниками, и неуверенность в себе,и апатию, и тенденцию к самоистязанию.

Но самое главное, будьте с ней, будьте на ее стороне. Ее поведение говорит о том, что ей плохо и тяжело. Вы и так сделали уже немало: пошли в школу, наблюдали, говорили с учителем. Теперь самое время идти к школьному психологу или соц.педагогу. Пусть они проведут диагностику межличностных отношений в классе и, если Вашу дочь действительно притесняют, пресекут это. Вы, в крайнем случае, даже имеете право пойти к директору, ведь конституционные права Вашего ребенка нарушаются в его учебном заведении.

Статьи по психологии

«Ребёнок не хочет идти в школу. Почему? Что делать?», — такими вопросами задавались многие родители.

Нежелание школьников учиться — весьма рапространённая проблема, а причины её весьма многообразны. Очная консультация детского психолога помогает разработать стратегию работы с ребёнком, позволяющую изменить поведение “неразумного” чада. Но с уществуют ли способы предотвратить проблемы с посещаемостью до их появления, не тратя драгоценное время детства на скандалы, а также — бессмысленные наказания? Каковы причины пропусков уроков детьми?

Сегодняшняя статья предназначена родителям, желающим разобраться в причинах частых отказов ребёнка от посещения уроков в школе. Кроме того, читателя ждут рекомендации детского психолога-педагога, которые помогут родителям сориентироваться в непростой ситуации.

Непедагогичный стиль общения учителя с детьми

К сожалению, очень часто школьники пропускают школьные занятия из-за некомпетентности педагогов.

Некоторые родители сталкиваются с кажущимся парадоксом: ребёнок проявляет неплохие способности, скажем, по математике, а успеваемость оставляет желать лучшего. Не торопитесь упрекать школьника в лени! Возможно ребёнок стал жертвой предвзятого отношения учителя. Если возникают сомнения в справедливости оценки, то не стесняйтесь обратиться к школьной администрации с просьбой об объективной проверке знаний учащегося. Но всё же сперва совершите попытку выйти на диалог с учителем. Помните, что каждая сторона конфликта должна быть выслушана.

Бывает такое, что успеваемость держится на достойном уровне, но ребёнок явно боится своего учителя, иногда прямо высказывая недовольство (“слишком строгая”, “много кричит”, “злая”), а иногда — молча, съёживаясь всякий раз, когда Вы вспоминаете учителя. Помните, что, например, для младшего школьника учитель чаще всего является большим авторитетом: вполне возможно, что ему будет весьма трудно рассказать о бестактности первого в жизни педагога. Кроме того, позитивное или негативное отношение учителя может запросто передаться одноклассникам вашего ребёнка! Поэтому в любом случае, хорошо бы выделить время на посещение хотя бы одного урока в классе своего ребёнка. Достаточно ли внимания уделяет учитель ребёнку? Насколько отзывчив? Что говорит в случае удачи или промаха? Поддерживает ли подопечного? Какова общая эмоциональная атмосфера в классе?

Иногда родители просят учителя вести себя “по-жёстче” со своими детьми. Верно ли они поступают?

Конечно же, нет! Если воспитатель хочет, чтобы дети успешно поддерживали школьную дисциплину, то, прежде всего, он должен ряд соблюдать правил:

  • любое требование должно быть чётко сформулировано
  • требование должно работать во всех сходных ситуациях, для любого учащегося класса
  • требования должны применяться справедливо

Не стоит вести себя с детьми черезчур жёстко. Не стоит требовать от учителя быть слишком авторитарным. Эффективному обучению способствует не подчинение само по себе, а качество организации учебной деятельности школьников.

Несколько общих советов детского психолога родителям, если ребёнку попался непутёвый педагог

покажите ребёнку, что ему доверяют: никто не поможет ему в трудной ситуации лучше, чем близкие люди

иногда взрослым людям детские проблемы кажутся мелочью, поэтому никогда не обесценивайте чувства ребёнка

не применяйте радикальных методов решения проблемы (например, сменить школу), ведь чаще всего — это ненужный стресс для ребёнка

не теряйте контакта с классным руководителем и учителями!

психологическое состояние ребёнка — важнее, чем многие убеждения взрослых людей

расспрашивайте ребёнка о педагоге, не игнорируйте недовольство, не идя на поводу у капризов

Груз знаний не всегда бывает по плечам ребёнку

Иногда нежелание ребёнка посещать занятия в школе возникает из-за банального переутомления. Слишком часто родители не учитывают, что педагогический процесс в разных школах может протекать по-разному: может разнится как объём получаемых знаний, так и заданный учителями темп усвоения. Замечательно, если школьник попадает в школу с подходящей именно для него программой, в ином случае результат может быть печален: в погоне за ложными целями обучения ребёнок теряет здоровье, а также получает ворох психологических проблем (утрата желания учиться, заниженная самооценка). Стоит напомнить родителям о том, что общая нагрузка складывается не только из школьных занятий. Различные кружки, посещаемые ребёнком, отнимают у него много сил, особенно будучи подобранными без учёта желаний школьника, внутренними ресурсами которого необходимо распоряжаться рачительно.

По каким признакам можно распознать переутомление у школьника?

  • ребёнок капризничает, возможны проявления раздражительности, агрессии
  • нарушения сна — бессоница
  • исчезновение аппетита
  • школьник выглядит подавленным, разбитым, усталым, апатичным
  • учащаются случаи простудных заболеваний
  • ребёнок становится рассеянным, не способным надолго сосредоточиться на определённом занятии

Каким образом родители могут помочь школьнику избежать чрезмерных нагрузок?

Во-первых, выделите достаточное время на отдых ребёнка. Он просто-напросто обязан, каждый день, по меньшей мере, совершать прогулку, а также хорошо высыпаться. Если данным правилом систематически пренебрегать, то никакие развивающие занятия не принесут пользы: школьник будет терять гораздо больше, нежели приобретать. Выполнить домашнее задание весьма важно, но время на работу должно быть подобрано оптимальным образом (не более 3-4 часов в день в зависимости от возраста школьника).

Во-вторых, ставьте правильные цели образования для Вашего ребёнка. Казалось бы, задачи, решаемые педагогами в стенах школы, чётко прописаны в официальных документах. Но кроме заданных государством перспектив образования подрастающего поколения, существует индивидуальная стратегия обучения ребёнка. Например, зачем столько сил отдавать определённым предметам, если в дальнейшем они будут не нужны? Ведь школьник, получивший в распоряжение самое главное учебное умение — умение учиться, никогда не потеряется в окружающем мире, будучи готовым решать даже нестандартные для него задачи! Звучит донельзя банально, но немногие взрослые люди всерьёз задумываются над тем, сколько драгоценного времени детства тратится впустую!

Помните, что миссия массовой школы — “обучить всех и всему”, но вместе с тем, важнейшая задача родителей — помочь ребёнку выстроить свою судьбу своими руками. Чрезмерная требовательность родителей и педагогов, способная разрушить взамное понимание, нанеся серьёзный урон психологическому благополучию школьника — не стимул для развития личности, а скорее преграда. Цели обучения, которые мы ставим перед детьми, должны быть немного сложнее, чем они могут достигнуть слёту.

Не сложились отношения с одноклассниками

Далеко не всегда в детском коллективе складывается благоприятная атмосфера. К сожалению, если ребёнок имеет некоторые особенности (материальное положение семьи, внешность, характер, речь и т.д.), выделяющие его среди сверстников, то он рискует стать объектом травли, а в других случаях — просто изгоем, которого игнорируют остальные дети. В таком случае нельзя смотреть на ситуацию сквозь пальцы. Почему ребёнок должен получать психологические травмы, а также комплексы, которые могут отравлять ему жизнь довольно долгое время? Давайте перечислим признаки, способные подать родителям сигнал бедствия.

Как понять, что Ваш ребёнок стал объектом травли в школе?

Данный список признаков травли далеко не полный. В случае, если Вы наблюдаете хотя бы какие-либо из них, общаясь с ребёнком, существует повод насторожиться:

  • на теле стали появляться лёгкие травмы (синяки, ссадины, ушибы)
  • подавленное состояние школьника
  • отказ от коллективных мероприятий, праздников, игр
  • никто из одноклассников не приглашает, например, на день рождения
  • нет друзей в классе
  • испорченные или украденные вещи
  • не хочет отвечать на вопросы о товарищах, замыкается

Как уберечь школьника от издевательств одноклассников?

Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Держите руку на пульсе школьной жизни ребёнка, активно общайтесь с педагогами, ведущими уроки в его классе. Не стоит передоверять благополучие детей в руки учителям, надеясь, что в школе дети находятся под присмотром: даже если Вы имеете дело с мастерами своего дела, никто не может дать гарантии, что каждому школьнику уделят достаточно внимания.

Основную ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несут родители. Так что, если Вы считаете, что Вашему ребёнку угрожает опасность, обратитесь к администрации школы и учителям. Не оставляйте факт травли без внимания!

Школа — не единственный путь получения образования

Если Ваш ребёнок наотрез отзывается идти в школу, то помните: становятся довольно популярными альтернативные форматы получения знаний — домашнее образование, а также экстернат, предполагающие обучение без каждодневного посещения школы.

В чём суть домашнего обучения?

По договорённости со школьной администрацией ребёнка будут посещать педагоги-предметники. Занятия проводятся по заранее оговорённому графику. Контрольные работы, различные консультации, а также экзамены проводятся в стенах школы, за которой закреплён ученик.

В чём суть экстерната?

Экстернат предполагает более широкие возможности по освоению школьной программы. В роли учителя могут выступить родители учащегося (“семейное образование”) или репетиторы. Не стоит забывать о самообразовании ребёнка: хорошо мотивированные старшеклассники способны контролировать процесс обучения самостоятельно, ответственно подходя к учебной работе.

Домашнее обучение чаще всего выбирают родители, дети которых имеют серьёзные проблемы со здоровьем, не позволяющие учиться в обычном ритме, а экстернат — родители, дети которых хотят освоить школьную программу своими силами.

В обоих случаях отказ от обучения ребёнка в школе вполне может привести к противодействию со стороны администрации. Но на выходе выпускники, выбравшие альтернативные формы образования, получают полноценные аттестаты, позволяющие продолжить обучение наравне с ребятами, посещавшими школу.

Причин отказа ребёнка от посещений школьных уроков существует великое множество. Главное, что могут сделать родители — подарить ему терпение, мудрость, понимание, а также — готовность придти на помощь в самых сложных ситуациях. Ребёнок не хочет идти в школу? Попытайтесь разобраться в ситуации без лишних эмоций, как бы трудно это не было.

Рекомендуем также почитать статьи по детской психологии:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация
Лучший ответ по мнению автора