Дочь боится сдавать контрольные работы в школе


Содержание

Контрольной бояться – в школу не ходить?

Помочь ребенку справиться с сильным волнением перед проверкой знаний в школе в силах родителей

Приближается конец первой учебной четверти. Скоро предстоит пройти через нелегкое испытание – контрольную по математике. Но до этого события, как говорится, еще необходимо дожить, как до понедельника в знаменитом советском кинофильме, ведь на послезавтра уже назначен тест по английскому языку. Поскорей бы все испытания остались позади!

Такие мысли зачастую посещают не только школьников, но и их родителей, которые, пожалуй, в дни сложных контрольных переживают больше своих детей. Нелегко приходится, в первую очередь, ученикам и ученицам, с первых лет обучения в школе как огня боявшихся проверочных работ и начинавших нервничать уже за несколько дней до их проведения. Разумеется, страх перед необходимостью решить несколько несложных знакомых задач или написать диктант кажется взрослым (с позиции их жизненного опыта и возраста) более чем неоправданным и даже смешным. Однако игнорировать переживания ребенка в этих ситуациях будет непростительной ошибкой.

Полезные переживания

«Не стоит говорить школьнику, что он должен быть спокоен и невозмутим, как слон. Нервничать можно и даже нужно, – поясняет Антон Никифоров, старший специалист отдела школьной психологии Ассоциации российских профессиональных психологов. – Определенная «доза» волнения может подтолкнуть ребенка собраться с мыслями, сконцентрироваться и проявить все свои способности. Однако трудно придется на контрольной тому, кто переживает слишком сильно. Из-за страха некоторые дети забывают даже то, что могли бы рассказать учителю даже будучи пробужденным среди глубокой ночи».

Насколько ваш ребенок волнуется из-за необходимости написания проверочных работ, вы можете выяснить, ответив на нижеприведенные шесть вопросов теста:

1. Ваш ребенок начинает нервничать сразу после назначения даты очередной контрольной, с трудом готовится и боится в «черный день» идти в школу?
А. да
Б. нет

2. Ваш ребенок боится контрольных по всем предметам (или по большинству из них, за редким исключением)?
А. да
Б. нет

3. Страх вашего ребенка отчасти вызван нервозным поведением его одноклассников перед контрольными?
А. да
Б. нет

4. Ваш ребенок волнуется и перед письменными проверочными работами, и перед устными контрольными опросами (например, по литературе или иностранному языку)?
А. да
Б. нет

5. Ваш ребенок не любит, когда учитель озвучивает результаты написания контрольной вслух?
А. да
Б. нет

6. Во время контрольной у вашего ребенка проявляются такие симптомы сильного волнения, как дрожание рук или выступающий на лбу пот?
А. да
Б. нет

Если вы ответили «да» на три или более вопроса, постарайтесь уделить больше внимания ребенку в период подготовки к грядущим учебным испытаниям. Возможно, ему нелегко самому справляться с волнением, и требуется помощь взрослых.

Страх разочаровать

Как полагает психолог Антон Никифоров, все же редко кто из детей изначально боится проводимого каждую четверть контроля знаний. Страх приходит с возрастом. Чем старше становится ребенок, чем больше цифра, обозначающая его класс, тем требовательней становится отношение пап и мам к его успеваемости. Хорошие оценки давно стали одной из социальных норм, которой стараются следовать большинство родителей. Ведь без отличных или хотя бы хороших оценок в школьном аттестате, как правило, невозможно поступить в достойное учреждение высшего профессионального образования и, следовательно, устроиться в будущем на высокооплачиваемую интересную работу. Поэтому если родителям кажется, что их сын или дочь не прикладывают достаточно усилий для учебы в школе, они начинают их больше контролировать, чаще ругать, а нередко и говорить, что те «не оправдывают надежд». Дети чувствуют это постоянное моральное давление и, как бы они не реагировали на такие «воспитательные работы», сильно переживают из-за того, что расстраивают старших.

Мотивировать, а не ругать!

Чтобы ребенок не испытывал панического ужаса перед очередной контрольной работой, папам и мамам следует, прежде всего, скорректировать… собственные ожидания!

«Вспомните для начала свои школьные годы, – говорит Антон Никифоров. – Как вы учились: боялись ли строгих учительниц в больших круглых очках? писали ли шпаргалки, готовясь к контрольной? Рассказывали ли вы своим детям о своих когда-то полученных «хвостах» (наверняка такое случалось, хотя бы однажды)?»

Одной из главных причин, почему школьники боятся проверки знаний в конце каждой четверти, является страх перед реакцией родителей на невысокий результат. Даже если это будет и не строгий выговор, не «разъяснительная» беседа, а просто огорчение или разочарование в способностях своего чада.

Разумеется, если в дневнике появляется неудовлетворительная оценка за важную контрольную работу, о необходимости подготовки к которой школьник знал заранее, взрослым следует показать свое недовольство, иначе у ребенка могут сложиться неправильные представления о системе получения знаний. Но при этом не надо превращать двойку в трагедию с непоправимыми последствиями! Целесообразней будет приложить все усилия для того, чтобы в следующий раз результаты проверки знаний были уже на порядок выше.

Учимся учиться – вместе

Многим детям учеба в школе дается сложно из-за того, что сами они не могут пока выстроить определенную систему в усвоении получаемого материала. Конечно, родителям необязательно бросать работу и по пять часов в день корпеть вместе с ребенком над домашними заданиями. Гораздо эффективней будет, по мнению детских психологов, помочь школьнику составить свой личный учебный план и расписать по пунктам: когда назначена та или иная контрольная работа, как необходимо к ней готовиться, что уже есть в багаже знаний, а что нет, чем может помочь папа или мама и т.д.

Кроме того, ученику следует объяснить, что нет ничего страшного в том, если он не понимает объяснения учителя новой темы с первого раза. Не стоит бояться подойти после занятий и еще раз попросить повторить какой-либо конкретный раздел.

Тем не менее, некоторые зарубежные психологи негативно отзываются о системе «совместного обучения» детей и родителей. Так, немецкие специалисты уверены в том, что большинству пап и мам просто не хватает терпения подготовить вместе с ребенком нужный материал. Как известно, проблемы отцов и детей были и остаются вечными. Ученики быстро устают, а родители торопятся закончить работу над очередным школьным заданием и заняться домашними делами. И начинаются конфликты. В Европе семейные пары предпочитают приглашать для своих детей репетиторов, в роли которых обычно выступают учащиеся старших классов, студенты или опытные преподаватели. Нередко помогают отстающим их одноклассники, знающие лучше, чем родители, требования своих же учителей.

Доброе слово и ученику приятно

В день проведения контрольной работы ребенку, как никогда, важна поддержка родителей. «Если вы решаете помочь школьнику подготовиться к проверке знаний, постарайтесь распределить «по полочкам» информацию, которой он владеет хорошо и в которой у него все же есть определенные пробелы, – говорит Антон Никифоров. – Не помешает и разработать стратегию написания проверочной работы. Так, некоторые дети могут до упора сидеть над сложной для них математической задачей и в результате не успеть решить другие, более простые. Когда они понимают, что «застряли», а времени осталось совсем ничего, у них начинается паника. В таких случаях необходимо просто пропускать коварный пример и переходить к следующему. Осознание того, что решаемые задачи все же существуют, поможет школьнику не растерять уверенности в своих знаниях и получить пусть и не отличную, но хорошую отметку».

Если ребенок, несмотря ни на что, нервничает и испытывает сильнейшее волнение перед каждой контрольной работой, родителям следует проконсультироваться с классным руководителем или поговорить со школьными приятелями сына или дочери. Возможно, ученик, больше тяготеющий к гуманитарным наукам, просто не справляется с большой нагрузкой в специализированной математической гимназии, и его лучше перевести, например, в языковую школу. Или ученик слишком не уверен в себе и боится любой оплошности. В последнем случае на помощь может прийти квалифицированный детский психолог.

Справиться со страхом перед контрольными работами позволит появление у ребенка любимого внешкольного занятия, а именно занятие с онлайн репетитором по математике.
. Победы на соревнованиях вместе с приятелями по секции карате или успехи в бальных танцах непременно заставят школьника поверить в возможность новых достижений и в учебных дисциплинах.

Что делать с приступами паники на контрольных?

Мне 15 лет, я учусь в девятом классе.
Очень часто на меня на контрольных, зачетах, тестах накатывает паника.
Сердце начинает бешено колотиться, руки трястись, в голове просто пусто. Я могу перед этим неделями заниматься, тщательно готовиться, все свободное время уделяя данному предмету, а на контрольной случается приступ паники, и из головы все мигом вылетает! И неважно какой предмет — физика, химия или география.
Просто прихожу в кабинет, нам раздают работы, и тут чувствую, как начинаю трястись, как страх накатывает, хотя передо мной ничего сложного. но в этом момент из головы все вылетает, и я ничего не могу сделать. Даже если я прекрасно знаю материал. Я не могу ничего с собой поделать. Сижу и ручку даже держать не могу. Я не знаю, почему так получается, это как-то сильнее меня.
Это потом длится несколько уроков, я просто не в адеквате, ну а вскоре возвращается ясность мышления, приходит спокойствие, паника отступает. но поздно уже.
Может ли это быть каким-нибудь, не знаю, симптомом? Что мне делать.

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Чехова Марина Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Каждая мама обязана знать:  Право ребенка выражать свое мнение
Светлана Чернышова

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Лукашевская Наталья

Психолог, ЛИЧНОСТНЫЙ И СЕМЕЙНЫЙ. Специалист с сайта b17.ru

Дяченко Елена Владимировна

Психолог, Гештальт-терапевт в обучении. Специалист с сайта b17.ru

Антакова Любовь Николаевна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Кузьмин Иван Иванович

Врач-психотерапевт, Супервизор. Специалист с сайта b17.ru

Спиридонова Надежда Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Кузьмина Христина Сергеевна

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Коротина Светлана Юрьевна

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Толмачева Марина Александровна

Психолог, Консультант Коуч. Специалист с сайта b17.ru

Можете попробовать бензо, но только посоветуйтесь и действуйте осторожно. Я про такие вещи слышала. У меня у самой не было страха на экзаменах, даже если я не знала, по какому собственно предмету будем экзаменоваться. Но если вы с вашей паникой не справитесь, останетесь без диплома.

да пох ваабще
я в школу никагда ни хадила и нармальна все автор ты тоже брасай школу ничиво харошева там нет

Может вас напрягает заведомо официальная и строгая обстановка во время контрольных? Так наплюйте, вы пришли выполнить задания и спокойно решайте все так, как вы делаете это дома или просто на уроках.

4 — а еще наверное напрягают и учителя с родителями. Так, автор? Если так, то до сердечного или нервного заболевания недалеко. Принимайте перед контрольными успокоительное, например настойку пиона или пустырника. Только не валерьянку.

ой да ты что! это же такая фигня все эти уроки контрольные! ты боишься не сдать? родители стращают? пойми что это все не так и важно! школьное образование фигня, в институте кое-какие знания получишь а дальше только опыт работы поможет и все. пип ец бедные дети.
во время приступов глубоко дыши, концентрируйся на дыхании, если есть возможность выйти-пройдись. и пойми что ты не умрешь если не получишь 5 по всем предметам

Вас наверно родители ругали за тройки ? Вообще-то то, что вы описали это такая ***, что если сейчас не обратиться к спциалисту психологу, то потом вся жизнь кувырком может пойти. Потому что везде экзамены, контрольные, проверки разные. Или вам мозги сейчас вправят, или потом психиатр вами будет годами заниматься. То , что вы описываете, называется состоянием тревоги. Оно такую колею в мозгах проделывает, что если сейчас не справитесь, оно вас сожрет.

Похожие темы

Сочувствую. Я сама та еще неврозница. А что тут делать. трудно что-то посоветовать, разве что успокоительные пить. Например пустырник, да. А почему «только не валерьянку», это кому что подходит.

Автор,не дрейфь) Есть простой русский способ не терять голову и концентрацию. Кладешь в башмак пятак под пятку. Сидя на контрольной ты будешь его все время чувствовать. И он не даст твоему вниманию улететь в космос. Своего рода медитация . Объект медитации- пятак. Медитация служит концентррации сознания.

какая девочка хорошая=) прямо улыбаться захотелось. А то тут пишут всякие тетки злые, и вдруг такая милая тема.
Автор,расслабьтесь,не переживайте. Выдохните и постарайтесь внушить себе,что вы не на контрольной,не на уроке и не в классе. Представьте себя дома в пижаме за своим столом,где вы просто готовитесь очередной раз. Я так всегда делала и не боялась=)
Удачи,все получится!

Оченнь мило. Опять эти сопли «представьте себя дома»( да ни х*я(я извиняюсь это не поможет) это такие советы с подростковых журналах. которые ни фига не действуют. просто все эти методы столько раз проверенные на собственом опыте. Та же фигня, летят шпоры фонтаном, самое тяжелое отвечать у доски когда еально все вылетает) да кто-то может кревляться) Это вопрос неуверенности в себе, было бы хорошо пойти к хорошему психологу, но найти его сейчас очень сложно. Можетр стоит пойти в какой-нибудь драмм театр, курсы попробовть себя на сцене где-то раскрыться. Может реально поможет.

Сходите к психологу, тут ничего позорного нет, это самая безобидная фобия.

И не надо накачивать себя лекарствами как тут «умные» вам советуют. Надо не глушить проблему, а решать ее.

Я не отношусь к школе как к самому важному в жизни, я понимаю, что когда-нибудь все эти контрольные буду вспоминать с улыбкой. Я понимаю, что это далеко не самое главное в жизни.
Меня не ругают родители за тройки и двойки, относятся с пониманием, так как я сама себя ругаю частенько. Я не рвусь получать пять по всем предметам, дело вовсе не в этом. Не в том, что на контрольной я боюсь получить отрицательную отметку.
Спасибо большое тем, кто откликнулся.

Я не отношусь к школе как к самому важному в жизни, я понимаю, что когда-нибудь все эти контрольные буду вспоминать с улыбкой. Я понимаю, что это далеко не самое главное в жизни.
Меня не ругают родители за тройки и двойки, относятся с пониманием, так как я сама себя ругаю частенько. Я не рвусь получать пять по всем предметам, дело вовсе не в этом. Не в том, что на контрольной я боюсь получить отрицательную отметку.
Спасибо большое тем, кто откликнулся.

какая девочка хорошая=) прямо улыбаться захотелось. А то тут пишут всякие тетки злые, и вдруг такая милая тема.

полтаблеки анаприлина под язык, если не склонности к гипртониям.

Меня не ругают родители за тройки и двойки, относятся с пониманием, так как я сама себя ругаю частенько.

полтаблеки анаприлина под язык, если не склонности к гипртониям.

у меня тоже в голове пусто бывало на экзаменах, но первые 5-10 минут, потом дело как-то шло — в крайнем случае шпаргалка или находилось у кого списать — редко что совсем уж никак. и училась я всегда хорошо, почти отличница. просто у меня это было в слабой степени, не в такой, конечно. сильнее всего в младшей школе, потом средние классы, а во взрослых мне стало как-то пофиг и я наоборот стала мобилизоваться на экзаменах, подслушивать что другие отвечают и даже это как-то использовать в своих ответах, не только то, что сама выучила.

Ой, у меня то же самое было, только я ещё задание вообще не могла прочитать. Т.е. что-то написано в билете, а я прочитать не могу :D
Ничего-то мне не помогало

Ой, автор, вспоминаю школьные годы с ужасом — столько лет хронического недосыпания и постоянного стресса, каждый день слёзы. К концу обучения в ВУЗе эта учёба чуть меня не угробила. Стоило ли это того? Нет, нет и ещё раз нет! Мой диплом мне ни разу в жизни не пригодился. Я смогла наладить свою жизнь своими силами. Очень жаль, что я поверила обману родителей о пользе образования и чуть не лишилась здоровья на нервной почве.

доча, сходи к психологу, чем раньше — тем лучше. Не запускай. Поверь взрослой тетке на слово — это может потом сильно жизнь осложнить

а лучше к психоневрологу

Заранее принимать успокоительное.Мы пили мепробамат — но сейчас его 100% нет;так что спрашивай в аптеках аналоги.Валерьянка ту не поможет — слабовата.

да пох ваабще
я в школу никагда ни хадила и нармальна все автор ты тоже брасай школу ничиво харошева там нет

Гостьда пох ваабще
я в школу никагда ни хадила и нармальна все автор ты тоже брасай школу ничиво харошева там нетА что училке сказать насчет пропусков, подскажи, дружище?!

Здравствуйте.Мне 12 лет.У меня паника на контрольных . Ничего с собой не могу поделать. Я за неделю до контрольной , что и делаю только занимаюсь. Как прихожу в кабинет все забываеться , руки трясутся и всё. Из-за этого у меня оценки ниже. Я учусь очень хорошо. Но если бы не паника я была бы отличницей.Помогите!

Мне 12 лет,сдаем переводные экзамены в 6 класс.Я просто ужасно боюсь контрольных,даже пыталась покончить с собой.Это не дает мне покоя я схожу с ума,я всегда напряжена и не могу ничего нормально сделать потому что чувствую страх.А потом получаешь 2 и вот тебе заипись снова в 5 класс второй год(((

конечно трудно здать контрольные но гравное чтобы тебя настроили в начале года вы должны хорошо узнать своего учителя и просиь чтобы вам помогали а наконтрольных надо собраться выпить лекарство и не торопясь вдумываясь
писать

главное если ты знаешь то нечего бояться а если и это не помогает то следует сходить к псианолитику и вы конечно будете настроены на это

если нет время приставь что ты пишишь домашку

конечно трудно здать контрольные но гравное чтобы тебя настроили в начале года вы должны хорошо узнать своего учителя и просиь чтобы вам помогали а наконтрольных надо собраться выпить лекарство и не торопясь вдумываясь писать

хотя я вас младше всех и мне11 но я тоже пешу переводные

Мне 15 лет, я учусь в девятом классе.Очень часто на меня на контрольных, зачетах, тестах накатывает паника. Сердце начинает бешено колотиться, руки трястись, в голове просто пусто. Я могу перед этим неделями заниматься, тщательно готовиться, все свободное время уделяя данному предмету, а на контрольной случается приступ паники, и из головы все мигом вылетает! И неважно какой предмет — физика, химия или география. Просто прихожу в кабинет, нам раздают работы, и тут чувствую, как начинаю трястись, как страх накатывает, хотя передо мной ничего сложного. но в этом момент из головы все вылетает, и я ничего не могу сделать. Даже если я прекрасно знаю материал. Я не могу ничего с собой поделать. Сижу и ручку даже держать не могу. Я не знаю, почему так получается, это как-то сильнее меня.Это потом длится несколько уроков, я просто не в адеквате, ну а вскоре возвращается ясность мышления, приходит спокойствие, паника отступает. но поздно уже. Может ли это быть каким-нибудь, не знаю, симптомом? Что мне делать.

а ты представь что это домашка или просто забудь что это контрольная

4 — а еще наверное напрягают и учителя с родителями. Так, автор? Если так, то до сердечного или нервного заболевания недалеко. Принимайте перед контрольными успокоительное, например настойку пиона или пустырника. Только не валерьянку.

Мне 15 лет, я учусь в девятом классе.Очень часто на меня на контрольных, зачетах, тестах накатывает паника. Сердце начинает бешено колотиться, руки трястись, в голове просто пусто. Я могу перед этим неделями заниматься, тщательно готовиться, все свободное время уделяя данному предмету, а на контрольной случается приступ паники, и из головы все мигом вылетает! И неважно какой предмет — физика, химия или география. Просто прихожу в кабинет, нам раздают работы, и тут чувствую, как начинаю трястись, как страх накатывает, хотя передо мной ничего сложного. но в этом момент из головы все вылетает, и я ничего не могу сделать. Даже если я прекрасно знаю материал. Я не могу ничего с собой поделать. Сижу и ручку даже держать не могу. Я не знаю, почему так получается, это как-то сильнее меня.Это потом длится несколько уроков, я просто не в адеквате, ну а вскоре возвращается ясность мышления, приходит спокойствие, паника отступает. но поздно уже. Может ли это быть каким-нибудь, не знаю, симптомом? Что мне делать.

Каждая мама обязана знать:  Как помочь подростку в трудный период жизни

У меня что-то похожее (

Помню свои школьные годы. Как контрольная или самостоятельная — так ступор. У доски вообще ***. Стою, как дура, в голове пустота. И задания тоже прочитать не могла, все путалось, сердце чуть не выпрыгивало. В итоге, учителя меня редко к доске вызывали. Просто характер такой, тревожный. Работать в условиях цейтнота не могу, тоже все путаю. А дома нормально. Самый сложный вопрос могу решить, если никто над душой не стоит и не подгоняет.

Мне 12 лет,сдаем переводные экзамены в 6 класс.Я просто ужасно боюсь контрольных,даже пыталась покончить с собой.Это не дает мне покоя я схожу с ума,я всегда напряжена и не могу ничего нормально сделать потому что чувствую страх.А потом получаешь 2 и вот тебе заипись снова в 5 класс второй год(((


Форум: психология

Если ученики боятся контрольной работы…

К сожалению, страх перед контрольными, проверочными работами и экзаменами – это современная, довольно неприятная реальность, в которой живут как дети и родители, так и педагоги и администрация школ. В целом, дети сейчас боятся различных проверочных работ куда больше, чем их педагоги и родители в своем детстве. Сейчас оценку не спрячешь и не сотрешь, дневник не выбросишь, от результатов различных контрольных и уж тем более экзаменов зависит поступление в желаемый вуз. Честно говоря, есть чего бояться.

В статье мы поговорим об этих страхах и о том, что может сделать педагог, чтобы его ученики боялись меньше.

Зачем нужно помогать ученикам справляться со страхами?

Есть распространенная точка зрения, особенно это касается детей, что «если не боится, то ничего не сделает». Очень жаль, что в вопросах образования, где так важны любопытство, интерес, мотивация, используется также технология «запугивания». Давайте разберемся, как страхи влияют на обучение.

Страхи бывают разные. Для нас в данный момент важно, что страхи различаются по времени проявления и степени выраженности. Бывают временные страхи, которые мобилизуют, дают силы и концентрацию и после проверочной работы пропадают. А бывает, когда страхи – это постоянное и интенсивное состояние, в котором дети и их родители живут годами. Такие страхи лишают сил, интереса, желания что-либо делать, вселяют апатию и беспомощность.

Длительные и интенсивные: такие страхи «разбирают на части», от них хочется спрятаться. Могут приводить к тяжелым эмоциональным состояниям, депрессиям и проч.

Временные, но интенсивные: мобилизуют человека и организм. Если это «разовая акция», то могут работать на концентрацию внимания на результате (особенно если результат значим для человека и зависит от его усилий)

Длительные, но слабовыраженные. Оставляют ощущение постоянного тревожного фона, невозможности расслабиться, быть успешным. Люди, которые постоянно живут в данном состоянии, могут часто болеть, обычно имеют мало энергии и интереса к чему-либо: много сил уходит на поддержание страха.

Временные и слабовыраженные. Немного повышают концентрацию внимания и оставляют силы для активных действий.

Как именно ваши ученики боятся контрольных работ, проверок, экзаменов?

Из моего опыта работы, достаточно распространенный сценарий такой. Назовем его «судный день». Тогда экзамен (или важная контрольная) – это день, когда будет принято решение о том, будет ли человек жить дальше счастливой и беззаботной жизнью или навсегда гореть в аду. И отношение к этому событию такое же. В легкой форме это напоминает басню про стрекозу, которая оказалась не готова к зиме. Некоторые педагоги транслируют детям, что экзамен будет «расплатой» за то, что дети прогуливали или не выполняли задания… Вот примеры таких обращений:

«На контрольной работе и посмотрим, кто из вас по-настоящему знает предмет / хорошо учился / готовился»;

«О том, как вы готовы к контрольной, буду разговаривать с вашими родителями»;

«Вы не сдадите без репетиторов» и т. д.

Очень часто в словах, обращенных к ученикам, сквозит сарказм, отчаяние и бессилие педагога, а также сомнение в способностях и желании учеников. Причем часто родители также улавливают и передают детям подобное отношения, за счет чего последние получают «двойную порцию» негатива.

А что на самом деле хочется рассказать детям о том, что такое контрольная работа? Подходит ли лично вам метафора «судного дня»?

Все дети разные. Кто-то легче поддается страхам и стрессам, кто-то более устойчивый. В одних и тех же условиях кого-то стресс перед проверочной работой «собирает», стимулирует вспомнить забытое и выучить необходимое. Кто-то волнуется слишком сильно, даже впадает в оцепенение: теряет способности к конструктивной деятельности и забывает то, что хорошо знал. Кто-то боится снова оказаться «ниже плинтуса»: знает, что результат будет плохой и будет стараться максимально долго не думать о проверке, чтобы не расстраиваться. Получил плохую отметку, зато и не старался.

Для некоторых детей ситуации неуспеха или даже риска неуспеха – это серьезное испытание. Многие центры психологической помощи каждый год готовятся к тому, что в мае будет очередной скачок попыток суицида и завершенных суицидов школьников. Дело не только в действиях конкретного педагога, это, скорее, говорит про систему в целом: боится результатов экзаменов администрация, боятся педагоги, переживают родители, а дети оказываются «слабым звеном». Но возможность повлиять на ситуацию есть. Беспокойного, волнующегося про результаты работы ученика может поддержать и вселить спокойствие и уверенность даже один-единственный педагог.

Если вы понимаете, что в своей работе хотите снизить накал страстей по отношению к контрольным и экзаменам:

Надеваем маску сначала себе. Как вы себя чувствуете? Когда в последний раз отдыхали? Не думали про работу? Встречались с друзьями? Занимались спортом или любимым хобби? Отдохнувший педагог, который сам находится в ресурсном эмоциональном состоянии, лучше всего может поддержать учеников. А также, если администрация школы переживает про экзамены или проверки, отдохнувший педагог сможет стать буфером и не спускать на учеников и родителей волну страха.

Учим учеников не только напрягаться и собираться, но и расслабляться и отдыхать. Очень часто в насыщенной ученической жизни идут одна за другой контрольные, потом кружки и секции, а в ночи еще важно пообщаться с друзьями. Предлагайте ребятам «разгрузочные» дни: например, после серьезной контрольной вы можете не давать домашнего задания, а сказать о важности отдыха. Если вы регулярно будете напоминать им об отдыхе после напряженной работы – это может быть одним из самых ценных уроков, которые они усвоят.

Снижаем фатальность плохого результата. Вместе с учениками можно обсудить, что будет в случае плохого или неудовлетворительного результата. Расскажите им о дополнительных возможностях пересдать, исправить оценку. Как можно потом улучшить четвертные, годовые оценки. Если вы видите, что ученики боятся контрольной работы, уделите этому пункту особое внимание. Можно с несколькими ребятами на перемене обсудить, как исправить, дать дополнительные задания на дом, предложить подготовить доклад и т. д. В этом случае хороший результат – это не столько оценка, сколько спокойствие ученика.

Помогаем родителям. Родители часто оказываются в ситуации директора завода, особенно, если у них не один ребенок, а два и больше и/или не одна работа, а больше. Родители выкраивают время, чтобы разобраться, что происходит в школе, приходят на собрание. И встречают педагога, который говорит, что скоро контрольная. Что все ребята молодцы, и сдадут хорошо. Что если будут плохие оценки, их можно будет исправить (перечень вариантов). Что стоит поддержать детей верой родителей в то, что все получится. В таком случае родители будут вам очень благодарны.

Зовем специалиста. Позовите специалиста, который расскажет детям про стресс перед экзаменом и как ему противостоять. Проведет тренинг с веселыми и полезными играми для учеников. А вы в этот момент выпьете чаю в тишине или приятной компании. И это будет тоже важный вклад в работу.

Что делать, когда любая контрольная — стресс для ребенка?

Вопрос от Марины, г. Иркутск:

— Помогите советом. Не знаю уже что делать. Каждая контрольная стресс для ребенка. Хотя он готовится очень усердно, но все равно каждый раз я уже сама трепещу перед любой контрольной. У ребенка то понос, то какие-то страхи непонятные, истерики. Он переживает за каждую задачу, которую не успел решить. При этом иногда просто начинает переписывать всю работу, чтобы получилось чисто и аккуратно. Почему для моего ребенка контрольная работа стресс? При этом я вижу, что другие дети абсолютно равнодушно относятся к этим контрольным и даже вовсе не переживают из-за оценок и из-за того, что и как они написали. Понимаю, что его проблема психологическая, но вот причин не могу понять.

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Марина, спасибо за ваш вопрос. На самом деле он действительно относится к области психологии. Как же так получается, что самый старательный и усидчивый ребенок, который хочет и любит учиться, испытывает стресс и при подготовке, и на самой контрольной работе? Точный ответ на этот вопрос дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Контрольная — стресс для лучших учеников

Лучшие ученики — самые старательные и усидчивые от природы, обладатели феноменальной памяти и аналитического мышления. Такими талантами, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, одарила природа представителей анального вектора.

Таким ученикам нужно всегда чуть больше времени на анализ и систематизацию информации, именно поэтому они несколько медлительны по своей природе. И их нельзя торопить, иначе они впадают в ступор и не понимают, что надо сделать. Такие дети всегда чувствуют особую ответственность за результат, и ограничение по времени выполнения задания для них всегда стресс.

Каждая мама обязана знать:  Не могу решиться удочерить ребенка

Но это надводная часть айсберга. Есть и подводная.

Контрольная — стресс или страх опозориться?

У каждого свойства есть обратная сторона. Для ребенка с анальным вектором контрольная стресс еще и потому, что есть природный страх опозориться. Причем опозориться в буквальном смысле. Поэтому часто у таких детей перед контрольной бывает диарея — это проявление стресса в анальном векторе. А после контрольной работы, как правило, бывает запор. Родителям и учителям необходимо знать, что для детей с анальным вектором контрольная работа — физиологический и психологический стресс.

«В первом классе в один из дней «большая нужда» застала меня в школе на уроке. Я отпросился выйти, сказав учителю, что болит живот. Но исправить положение я не смог… ведь в школе не было туалетов со свето-звукоизоляцией и отдельным входом через подземный лабиринт, простые туалеты мне не подходили. Учитель обнаружил меня сидящим в коридоре и, видимо, заметив на моем лице признаки полного отчаяния, отпустил домой. Никогда не мог сказать об этом маме и другим ребятам. Так и носил с собой этот страх опозориться…» (Из обсуждений на форуме портала yburlan.ru)

Так проявляет себя природный страх опозориться, то есть не быть лучшим, не ответить на вопрос, не выполнить контрольную работу идеально и в срок. Именно это бессознательно и гложет ребенка, не дает ему покоя. Он вроде бы все знает на отлично, но все равно нервничает.

Такие дети всегда добросовестно учат уроки и готовятся гораздо больше и тщательнее других. Но вот эти психологические особенности мешают им получить высшую оценку за контрольную работу.

Вот как описывают эти состояния сами дети:

Ребенок может говорить о том, что у него «пальцы деревенеют, мысли разбегаются, тепло приливает к лицу…».

Он старается максимально сосредоточиться, чтобы ничего не пропустить, но все равно…

«Сердце сжимается и стучит быстро-быстро, невозможно успокоить его стук… кажется, что не хватает воздуха… в висках стучит страх: «А вдруг пропущу ошибку и обязательно вспомню о ней, когда сдам работу учителю…»

У некоторых от стресса моментально падает зрение, и задание просто расплывается перед глазами — это дети со зрительным вектором, о них поговорим дальше.

Стресс — контрольная работа у шустрых и подвижных детей

В противоположность усидчивому ребенку, у ученика с кожным вектором стресс контрольная работа вызовет только тогда, когда у него есть договоренность с родителями, что за хорошую учебу ему купят нечто дорогое и желанное (телефон, планшет, мопед). Именно тогда, если он получает двойку или тройку, у него действительно — стресс. Но кожник очень адаптивен и изворотлив по своей психологической природе. Поэтому такой ученик обязательно найдет способ договориться с учителем о том, как это можно исправить или переписать. Все его волнения будут именно не о самой оценке, а о тех последствиях, к которым приведет плохая оценка.

Как пережить стресс — контрольная для ребенка ужас

Нервничают перед контрольной работой и школьники со зрительным вектором, который наделяет своего обладателя повышенной эмоциональностью и богатым воображением. В идеале это дает очень большую фору в усвоении материала, так как зрительники обладают образным мышлением, что позволяет им еще лучше воспринимать и запоминать информацию. Так называемый феномен фотографической памяти — это про них.

Но одновременно огромная эмоциональная амплитуда способна многократно увеличить страхи. И такие дети проигрывают в своем воображении ужасные сценарии той самой контрольной работы.

Так что тут уже на первый план выходит управление эмоциональным состоянием во время контрольной работы.

Внимательная мама, конечно же, может этот момент отрегулировать и перенаправить буйное воображение в позитивное русло, в том числе помочь ребенку использовать свойства образного мышления при подготовке и во время контрольной работы.

Преодолеваем психологический и физиологический стресс от контрольной работы

Родителям необходимо очень хорошо разбираться в этих особенностях. Потому что сейчас, пока речь идет о контрольных работах, это один разговор. А когда сильнейший ученик, обладатель энциклопедических знаний, из-за стресса и неумения с ним справиться заваливает олимпиадную работу или вступительные экзамены, то травма и стресс усиливаются многократно.

Для учеников с разными векторами стресс и его последствия будут разными.

Как же справиться со страхами и стрессом контрольной работы?

Как смягчить стресс и его последствия от контрольной работы

Прежде всего, родителям необходимо соблюдать простые рекомендации:

  • Не торопить ребенка при подготовке и выполнении заданий.
  • Постараться заранее подготовить все необходимое для контрольной работы (тетради, ручки, линейки, циркули и т.д.).
  • Обязательно в день контрольной работы встать пораньше, чтобы у ребенка было чуть больше времени, и вы вместе могли избежать лишней суеты и торопливости при сборе в школу.
  • Обеспечивать ребенку чувство защищенности и безопасности. То есть транслировать на чувственном уровне ребенку свою любовь и поддержку и ни в коем случае не «увязывать» свое отношение к ребенку с его успехами в учебе.
  • Пояснить самому ребенку его особенности и раскрыть его таланты. Тогда во время контрольной или экзамена ребенок будет действовать последовательно, используя свои СИЛЬНЫЕ стороны, и не позволит увлечь себя посторонней суетой.
  • По возможности даже поговорить с учителем и обеспечить, чтобы рядом с таким учеником не сидел суетливый и подвижный или даже гиперактивный ребенок с кожным вектором.

Провести беседу с учителем и предупредить об этих особенностях ребенка. Просто попросить, чтобы она его не торопила и не подгоняла. Ведь медлительный ребенок с анальным вектором испытывает огромный стресс, когда звучат слова: «А теперь заканчиваем и ставим точку. Сдаем листочки. Не задерживаем, сдаем. Кто не сдал вовремя — оценка на балл ниже».

Такие простые шаги на самом деле очень действенны. Они постепенно помогают ребенку понять свои особенности и использовать свои сильные стороны, что позволяет в дальнейшем уже самому преодолевать различного рода стрессы. Даже знание того, что ему нужно на выполнение задания больше времени, дает огромное преимущество в дальнейшем и даже позволяет отказаться от переписывания начисто контрольной работы.

Преодолеваем стресс контрольной — задачка имеет решение

Современные дети — это другое поколение. Они полиморфы, то есть являются носителями множества векторов. От 3 до 5, иногда более. Это значит, что от контрольной работы или экзамена возникает еще и внутриличностный стресс.

Например, при сочетании двух контрарных векторов — анального и кожного — ребенок будет стремиться сделать и быстро, и правильно, и аккуратно. А если есть еще и зрительный вектор, то его внутренние желания будут требовать красоты оформления. Сочетание таких разных желаний не всегда возможно осуществить. Тогда возникает внутриличностный стресс. Это бессознательная реакция. Так что при наличии разных векторов задачка усложняется. Но это не значит, что она не имеет решения. Системно-векторная психология «щелкает» и не такие орешки. Вот что сделала одна из участниц тренинга:

— Понимаешь, Маруся, — начала я, — мне кажется, что в тебе пытаются ужиться маленькая шустрая (кожная) обезьянка и неповоротливый, медлительный обидчивый бегемотик. Обезьянке важно, чтоб ты была успешна, но она непоседливая, и у неё в одно ухо влетело, а в другое вылетело. А бегемотик, наоборот, основательный, неторопливый. Ему важно пусть медленно, но довести дело до конца. У него хорошая память, но ему все время мешает обезьянка.

— Мам, ну надо же, как ты точно подметила, я абсолютно точно вижу в себе то бегемотика, то обезьянку (образы!) Так вот, — продолжаю я, — надо нам с тобой придумать, как себя вести и бегемотику и обезьянке, чтоб они не только не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Мне кажется, что во время урока надо выключать обезьянку и включать бегемота — замедляться, чтобы накопить знания, которые даются на уроке, чтоб потом ты могла спокойно выдать их на контрольной. А шуструю обезьянку включай на переменке и на физкультуре — она же любит побегать и порезвиться.
Татьяна У., врач-дерматолог, Санкт-Петербург

А вот что говорят учителя о применении знаний системно-векторной психологии в своей работе:

Понимание — вот лучшее, что могут дать родители

Мы сделали буквально несколько набросков, которые показывают, насколько сложен внутренний мир ребенка и какими скрытыми движениями души он реагирует на разные обстоятельства жизни, в том числе и на контрольные.

Попробуйте ответить себе на несколько вопросов:

  • Насколько хорошо вы знаете своего ребенка?
  • Доверяет ли вам ваш ребенок? Какие слова вы обычно используете в разговорах с ним? Рассказывает ли он вам о сложных ситуациях? (Ведь он может не признаться, что, например, опозорился).
  • Приходится ли вам уговаривать его поесть? Как ни странно, это очень важный момент

Все это — важные составляющие.

Информация, которую мы получаем на тренинге, бесценна. Это большая энциклопедия в 80 томах. И освоить эти навыки в живом эфире помогает особый способ подачи информации.

Приглашаем вас точнее разобраться в психике вашего ребенка на ближайший цикл бесплатного онлайн-тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Развитие врожденных свойств векторов происходит до пубертата. Так что не откладывайте счастье и гармоничное развитие вашего ребенка на будущее.

Автор статьи: Виктория Винникова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

22 Мар, 2020 Комментариев: 2 Просмотров: 2003
Теги: Дети ответы

Дочь боится сдавать контрольные работы в школе

А почему не хотите писать, если девочка отличница?
Мы когда учились, писали. Я с учителем договаривалась, что беру все на дом и решаю за выходные (тоже была похожая ситуация — 1 контр. и 3 самост-х работы пропустила), ну она мне верила, чтоя сама буду решать. А так — кто-то после уроков оставался и писал или во ремя урока (все, напвример, решали задачки, а кто-то пропущенную контр/самост. работу писал на посл. парте)

Отредактировано: Milashka-kadr в 20 мар 2012, 16:43

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 270
Регистрация: 17.03.07
Москва, СВАО

Полина 29.09.01
poletta_

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 516
Регистрация: 1.08.10

Кирюшка 28.06.2005
Катюшка 25.06.2007

Может учитель для отчетности должен предоставить итоговые работы всего класса? Вряд ли это она из вредности. Ей же тоже проверять их после уроков. Очень ей надо.

Отредактировано: trsvt в 20 мар 2012, 16:56

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация